Культура и искусство Арабского Востока. В художественной культуре человечества одно из важнейших мест принадлежит арабо- мусульманской культуре, которая

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА

Выполнила:

Проверил:


УФА-2009


Введение

1. Возникновение ислама

2. Коран. Основные направления в исламе

3. Ислам как фундамент арабо-мусульманской культуры. Мусульманское вероучение

4. Философия арабо-мусульманского Востока

5. Халифат. Распад халифата

6. Исламская словесность. Художественная культура Востока

7. Новое возрождение культуры арабо-мусульманского Востока

Заключение

Использованная литература

Введение

Арабо-мусульманская культура как единство многообразия обладает своими потенциями и изъянами, составляет культурное своеобразие, занимая соответствующее место в общемировой цивилизации. Арабо-мусульманская культура – культура, определившаяся в своих характерных чертах в VII – XIII вв. и получившая свое первоначальное развитие на Ближнем Востоке на обширной, населенной разными народами Арабского халифата и объединенная теократической государственностью, мусульманской религией и арабским языком, основным языком науки, философии и литературы. Сам термин «арабская культура» имеет собирательный, а не буквальный характер, т.к уже при династии Аббасидов (750 – 1055) в ее создании участвовали не только арабы, но другие подданные Халифата: иранцы, греки, тюрки, евреи, испанцы и т.д., и тогда происходило глубокое взаимодействие собственно арабской культуры и культурных доисламских традиций других народов. В частности, это проявилось в том, что в среде «восточных иранцев» (таджиков) и «западных иранцев» (персов) в благоприятных условиях становления независимого от Арабского халифата восточно-иранского государства Саманидов (887 – 999) со столицей в Бухаре сформировалась персидско-таджикская литература на языке фарси, в рамках которой к XII в. будет создана классическая традиция восточной поэзии и прозы.

Изучение арабо-мусульманской культуры как целостного социокультурного феномена со всей своей структурой, ядром и периферией - всегда актуальная исследовательская задача, вызывающая пристальный интерес как отечественных, так и западных историков, политологов, социологов, культурологов, философов.


1. Возникновение ислама

До того как в Аравии появились первые мусульмане, там уже были приверженцы монотеистических религий. Наиболее ранней из них был иудаизм, который исповедовали еврейские эмигранты из Римской империи, населявшие города Йемена, оазисы Хиджаса. В Йемене в начале VI в. он даже был объявлен государственной религией, но, как и христианство, распространившееся в Аравии несколько позже, иудаизм не был принят арабами в качестве господствующей религий. И все же в Аравии были стихийные монотеисты, схожие с древними пророками Палестины, ханифы. Они не принимали полностью ни иудаизма, ни христианства, хотя и испытали на себе их влияние. В их проповедях звучали призывы к аскетизму, к отказу от идолопоклонства, к признанию единого Бога, с которым иногда отождествлялся доисламский Аллах, пророчества о конце света и страшном суде. Ханифы были близки к идеям мусульманства, но они неясно сознавали, в какой мере их идеи согласуются с древними обычаями. Вопрос о новизне религии имеет принципиальное значение только для исповедующих ее, а для ученого-исследователя данный вопрос может быть решен лишь в связи с тем влиянием, которое она оказывает на народы.

2. Коран. Основные направления в исламе

Отличительной особенностью богатой арабо-мусульманской культуры было то, что ее органической основой стали Коран и философия, получившая здесь всестороннее развитие раньше, чем в Западной Европе. Ислам превратился в одну из мировых религий, способствуя созданию общности народов и культуры на обширной территории Халифата. Возникновение и распространение ислама сопровождалось появлением Корана, священной книги проповедей пророка Мухаммеда (ок. 570 – 632), и изучение текста Корана стало основой образованности, религиозно-этического воспитания, обрядовой и повседневной жизни каждого мусульманина.

Главной особенностью исламского мировоззрения явилась идея о неразделимости религиозного и светского, священного и земного начал, и ислам не стремился, в отличие от христианства, выработать такие особые институты, как церковь или Вселенские соборы, призванные официально утверждать догматы и руководить жизнью людей наряду с государством. Коран имел всеобъемлющее общекультурное значение: он способствовал формированию и распространению арабского языка, письменности, различных жанров литературы и богословия, оказывал влияние на развитие философии, эпизоды из Корана стали основой для сюжетов и образов персоязычной и тюркоязычной литературы классической эпохи. Коран явился фактором западно-восточного культурного взаимодействия, примерами чего может служить «Западно-восточный диван» (1819) немецкого писателя эпохи Просвещения И.В Гете, а также «Подражание Корану» (1824) А.С. Пушкина, перу русского религиозного философа XIXв Вл. Соловьева принадлежит очерк «Магомет, его жизнь и религиозное учение» (1896).

Исламская религиозность содержала в себе отдельные положения, которые могли иметь различное философское значение и толкование. Таким образом, в исламе появились отдельные направления : во 2-й пол. VII в. – шиизм, во 2-й пол. VIII в. – исмаилизм, в X в. – суннизм. Особое место среди них занял возникший в конце VIII в. суфизм, породивший обширную философскую и художественную литературу и оказавший существенное влияние на всю духовную культуру мусульманского Востока вплоть до современности. Суфизм (или исламский мистицизм), определяемый в самых общих чертах как мистико-аскетическое течение в исламе, представляется субкультурным компонентом арабо-мусульманской культуры. Суфийский компонент отражает значительную часть морально-эстетической системы мусульманской цивилизации. Общественные, моральные идеалы суфизма напрямую связаны с социальной справедливостью, всеобщим равенством и братством людей, неприятием зла, совестливостью, утверждением добра, любви и т.д.

Для многих мусульманских народов суфизм – неотъемлемая часть их духовных культур, отражающая внутреннее эзотерическое состояние верующего. Суфизм причастен к освоению культурных ценностей доисламских цивилизаций, в значительной мере воспринятых исламом. Философские, этические и эстетические проблемы, заимствованные мусульманскими мыслители из античной культуры, перерабатывались через призму интеллектуальных поисков суфизма, что формировало общемусульманскую мыслительную культуру. На этом основании Г.Э. фон Грюнебаум утверждает, что мусульманская цивилизация в культурном и социальном отношении является одной из ветвей «развития античного и эллинистического наследия», а главной ветвью этого развития он считает Византию. Таким образом, суфизм является составной частью арабо-мусульманской культуры.

Мусульмане, по меньшей мере, являются обитателями двух культурных сфер. Первая из них позволяет им осознать свою принадлежность к нации или местной этнической группе, а вторая служит источником религиозно-духовной идентичности. Этнокультурный контекст и ислам тесно взаимосвязаны и прошли в своем развитии длительный этап сосуществования и аккультурации.

3. Ислам как фундамент арабо-мусульманской культуры

Ислам как тотальная система регуляции составляет фундамент арабо-мусульманской культуры. Основополагающие принципы этой религии формируют новый культурно-исторический тип, придающий ему общечеловеческий характер. Приобретя широкий размах, этот тип культуры охватывает многие народы мира с их многообразными этнокультурными системами, определяя их поведение и образ жизни. Опираясь на исламские доктринальные положения и социально-философские концепции, местные и региональные этнокультуры вбирали в себя черты универсализма, приобретали целостное видение мира.

В самом исламе сегодня существуют две парадигмы, связанные с реформаторством и определяющие его развитие. Первая парадигма ориентирует ислам на возвращение к своим истокам, первоначальному духовно-культурному состоянию. Это реформаторское направление называется салафизмом и его сторонники - противники западных веяний на общественное и духовное состояние мусульманского социума. Вторая реформаторская парадигма сопряжена с модернизаторскими тенденциями в исламе. В отличие от салафитов, исламские модернизаторы как сторонники возрождения ислама, социокультурного его расцвета признают необходимость активных контактов с западной цивилизацией, обосновывая важность заимствования научно-технических достижений и образования современного мусульманского общества, построенного на рациональных основаниях.

Ислам, возникший в доисламской аравийской культуре, взаимодействуя с инокультурными традициями, расширял границы своего культурного поля. На конкретном примере распространения арабо-мусульманской культуры на Северном Кавказе выявляются особенности преломления универсальных ценностей ислама. В качестве ядра региональной арабо-мусульманской культуры на Северном Кавказе оформилась сакрализованная часть этнической культуры, более укорененная, чем базовые принципы ислама. На эту особенность взаимоотношения между ядром и периферией в арабо-мусульманской культуре обращается внимание в исследованиях Ф. Ю. Албаковой, Г. Г. Гамзатова, Р. А. Хунаху, В. В. Черноуса, А. Ю. Шадже и др.

Особую ценность в арабо-мусульманской культуре имеют такие труды, как «Райхан хакаик ва бустан ад-дакаик» («Базилик истин и сад тонкостей»), «Адабуль-Марзия», «Асар», «Тарджамат макалати… Кунта-шейх» («Речи и высказывания шейха Кунта-Хаджи») и «Халасатул адаб» («Суфийская этика»), «Сокровищница благодатных знаний», принадлежавших суфийским мыслителям Северного Кавказа: Фараджу ад-Дарбанди, Джамал-Эддину Казикумухскому, Мухаммаду Ярагскому, Кунта-Хаджи Кишиеву, Хасану Кахибскому, Сайду Черкейскому. Эти местные культурные памятники, будучи религиозно-философскими произведениями, раскрывают мистические и духовно-нравственные аспекты суфийской культуры, распространившейся в регионе Северного Кавказа.

4. Философия арабо-мусульманского Востока

Важнейшим явлением и фактором духовной жизни, высшим ее выражением в арабо-мусульманской культуре стала философия, которая развивалась в обстановке глубокого уважения к книжной мудрости и знаниям. Философия арабо-мусульманского Востока зарождалась на основе интенсивной переводческой деятельности, одним из знаменитых центров которой стал Багдад, где во времена халифа аль-Мамуна (818-833) был создан «Дом мудрости», богатейшая библиотека, содержавшая тысячи рукописных книг на греческом, арабском, персидском, сирийском и других языках. К концу IX в. в арабоязычном мире были известны большинство главных философских и научных произведений античности, и в частности, Аристотеля и Платона. Это привело к тому, что именно через арабский Восток происходило проникновение античного наследия в Западную Европу, что, начиная с XII в., приобрело систематический характер. Ведущими фигурами арабской философской школы стали Аль-Фараби (870-950), Омар Хайям (1048-1131), Ибн-Сина (980-1037), Ибн-Рушд (1126-1198). Арабо-мусульманская философская мысль основывалась на идее космизма, всеобщей зависимости всех земных дел и явлений от процессов, происходящих в небесных сферах. Одной из доминирующих стала идея об исходе Множества из Единого, возвращения Множества в Единое и присутствие Единого в Множественном. Все эти принципы применялись также в жизни отдельного человека, изучению его души и тела. Недаром термином «философия» объединялся практически весь комплекс знаний о человеке, общественных процессах и устройстве мироздания.

При рассмотрении вопросов культивирования прекрасного нрава в арабо-мусульманской культуре большое внимание уделялось определению порочных и прекрасных черт характера. Основа этой традиции была заложена еще в Никомаховой этике Аристотеля. Аль-Газали, Ибн Ади, аль-Амири, Ибн Хазм, Ибн Аби-р-Раби, аль-Мукаффа развили и по-своему переработали античное наследие.

Добродетель, в соответствии с учением средневековых мыслителей, представлялась как похвальная середина между двумя порицаемыми пороками. Так, смелость, являющаяся достоинством, от избытка превращалась в безрассудство, а при недостатке становилась трусостью. Философы приводят примеры таких добродетелей, зажатых с двух сторон пороками: щедрость – в противоположность крайностям – жадности и расточительности, скромность – заносчивости и самоуничижению, целомудрие – невоздержанности и бессилию, ум – глупости и изощренно-порочной хитрости и т.п. Каждый из философов выделял свой перечень основных добродетелей человека. Аль-Газали, например, считал главными мудрость, храбрость, воздержанность и справедливость. А Ибн аль-Мукаффа вкладывает в уста героя, достигшего состояния «спокойной души», следующие слова: «Я обладаю пятью свойствами, которые пригодятся всюду, скрашивают одиночество на чужбине, делают невозможное доступным, помогают приобрести друзей и богатство. Первое из этих свойств – миролюбие и доброжелательность, второе – вежливость и воспитанность, третье – прямота и доверчивость, четвертое – благородство нрава и пятое – честность во всех поступках». Философы средневековья полагали, что нравы могут исправляться и улучшаться двумя основными способами: воспитанием и обучением. Первый – воспитание – означает наделение человека этическими добродетелями и практическими навыками, основанными на знании. Это достигается, в свою очередь, двояким образом. Во-первых, путем тренировки. Например, если человек часто испытывает жадность, нежелание делиться своим добром, то для истребления этого порока ему необходимо чаще давать милостыню и таким способом культивировать щедрость. Аль-Газали советует человеку, а в особенности правителю, если он слишком гневлив, чаще прощать провинившегося. Подобной тренировкой должны были достигаться свойства души, стремящейся к совершенству.

В арабской философии распространялась вера в преобразующую силу просвещения, развивалось уважение к опытному знанию и человеческому разуму. Все это нашло воплощение в больших достижениях математики, медицины, астрономии, географии, эстетики, этики, литературы, музыки и свидетельствовало об энциклопедичности арабо-мусульманской научно-философской мысли. В области математики важнейшими достижениями, повлиявшими на западную науку, стали разработки позиционной системы счисления («арабские числа») и алгебры (Мохаммед аль-Хорезми, IXв.), формулировка основ тригонометрии. Наряду с этим в области физики большое значение имели труды по оптике, а в географии был введен метод определения долготы (аль-Бируни, 973-1048). Развитие астрономии было связано с работой обсерваторий, что, в частности, привело к реформе календаря (Омар Хайям). Большие успехи были достигнуты в медицине, которая была одним из основных занятий философов: в практической медицине применялись различные инструменты, лекарственные травы, развивался интерес к анатомии человека и животных. Вершиной развития медицины стала деятельность Ибн-Сины, известного в Европе как Авиценна и получившего там звание «Князя лекарей». Для интеллектуальной культуры арабо-мусульманского Востока характерным было увлечение шахматами, которые стали характерным знаком индийских культурных влияний.

5. Халифат. Распад халифата

Следует отметить, что возникновение ислама в начале VII в. положило начало длительной и богатой событиями истории арабского халифата. Государственные образования, зарождавшиеся, распадавшиеся и переживавшие реставрацию, включили в свою орбиту многочисленные этносы, в том числе и имевшие богатую культурную традицию. В возникшей на основе ислама цивилизации сложилась и система моральных установлений. Среди неарабов наиболее значительный вклад в развитие мусульманской цивилизации принадлежит персам; память об этом сохранилась в арабском языке, где одно слово (аджам) обозначает и персов и неарабов в целом. В процессе развития культуры, в том числе и этики, на территории арабского халифата заметную роль сыграли мыслители, не исповедовавшие ислам. Немалое значение имело и античное наследие.

Как было указано, разнообразное развитие культуры Востока было связано с существованием империи – арабского Халифата (VII – XIIIвв.), главным городом которого стал Багдад, основанный в VIIIв. И имевший официальное название «Город благоденствия». Политическая культура этого государства выражалась в главенстве принципа государственности, основанной на власти халифа. Халиф считался преемником пророка Мухаммеда и сочетал в себе эмира, обладателя высшей светской власти, и имама, имеющего высший духовный авторитет. Халиф осуществлял правление на основании особого договора с общиной. Таким образом, основой политической жизни стал принцип синкретизма, т.е слияния общественно-политической, светской и религиозной жизни с идеалом духовной общности людей. Средоточием арабо-мусульманской социальной и политической культуры стал город. Города были крепостями, центрами государственной власти, производства, торговли, науки, искусства, образования и воспитания, только в городах строились соборные мечети, в них находились объекты ритуального поклонения, что послужило основой считать ислам «городской религией». Такими выдающимися центрами культуры в разные периоды были Дамаск, Басра, Багдад, Мекка, Медина, Бухара, Каир, Гранада. В связи с этим в философской культуре арабо-мусульманского Востока сложился идеал города как единого социального мира, основанного на сходстве и единстве человеческого тела и космоса вселенской жизни. С этой точки зрения, город – это упорядоченное архитектурное пространство и строгая справедливая социальная структура, где обеспечивается сотрудничество людей во всех сферах деятельности и достигается духовная гармония граждан на основе общего стремления к добродетели, овладению книжной мудростью, науками, искусствами и ремеслами, что и должно составлять истинное человеческое счастье. Разработка арабо-мусульманской философией этого комплекса социально-гуманистических и этических проблем стало ее оригинальным вкладом в мировую духовную культуру.

Однако основы безмерного государства сотрясали следовавшие одно за другим восстания, в которых участвовали мусульмане различных толков - сунниты, шииты, хариджи-ты, а также и немусульманское население. Восстание в Харасане в 747 г., возглавляемое бывшим рабом Абу Муслимом, вылилось в гражданскую войну, охватившую Иран и Ирак. Повстанцы разбили войска Омейядов, в результате к власти пришли Аббасиды - потомки Аббаса, дяди Мухаммеда. Утвердившись на престоле, они расправились с восставшими. Абу Муслим был казнен.

Аббасиды перенесли столицу в Ирак, где в 762 г. был основан город Багдад. Багдадский период известен в истории сказочной роскошью халифов. «Золотым веком» арабской культуры называют время правления Харун ар-Рашида (763 или 766-809), современника Карла Великого. Двор знаменитого халифа был средоточием восточной роскоши (сказки «Тысяча и одна ночь»), поэзии и учености, неизмеримы были доходы его казны, а империя простиралась от Гибралтарского пролива до Инда. Власть Харун ар-Рашида была неограниченной, часто его сопровождал палач, который по одному кивку халифа исполнял свои обязанности. Но халифат был уже обречен. Такова общая закономерность развития культуры, которая, подобно маятнику, движется от взлета к падению, а от падения к взлету. Вспомним Соломона, последнего царя объединенного Израиля, который вел сказочный образ жизни, но тем самым подтолкнул государство к распаду. Преемник Харун ар-Рашида в свою гвардию набрал главным образом турок, которые постепенно низвели халифа до положения марионетки. Схожая ситуация сложилась в далекой от Аравии средневековой Японии, где начиная с XII в. власть в стране перешла к бывшим дружинникам, из которых образовался слой Мелкопоместного дворянства - самураев. И на Руси у власти оказались варяги, призванные сла-вянами защищать свои города от набегов кочевников. К началу Х в. в руках Аббасидов оставались только арабский Ирак и Западный Иран. В 945 г. и эти области захватила иранская династия Буидов, а халифу была оставлена лишь духовная власть над всеми мусульманами. Последний халиф из династии Аббасидов был убит монголами во время взятия Багдада в 1258 г.

6. Исламская словесность. Художественная культура

В связи с ограничениями, которые накладывал ислам на изобразительные искусства, развитие арабо-мусульманской и арабоязычной художественной культуры было связано с архитектурой, орнаментальной живописью, книжной иллюстрацией, каллиграфией, музыкой, но особенно высокого уровня достигла словесность. Однако поистине вершиной арабо-мусульманского словесного искусства стала поэзия, получившая характер самобытности классической традиции в мировой литературе и духовной культуре. Основными жанрами арабской и персидско-таджикской поэзии были касыды – небольшие поэмы канонизированной формы и разнообразного содержания, рубаи – четверостишия, ставшие образцами философской лирики, связанной с суфизмом, а для лирической поэзии были характерны газели – небольшие стихотворения, состоящие из нескольких двустиший. В литературе арабо-мусульманского Востока получили распространение поэтические эпические поэмы и прозаический эпос, основанный на восточных, главным образом, индийских фольклорных традициях. На почве городской культуры формируется жанр макамы – плутовской новеллы. Арабо-мусульманская научная, философская проза и классическая поэзия внесли свой выдающийся вклад в становление западно-европейской духовной и художественной культуры Средних веков.

В исламе существует запрет на изображение людей и животных, чтобы у правоверных не возникало соблазна поклоняться делам рук человеческих - кумирам. Поэтому изобразительное искусство в арабо-мусульманской художественной культуре не получило широкого развития. Проза чередуется со стихами.

Музыкальное искусство в арабо-мусульманской культуре получило свое развитие главным образом в виде пения. В поисках религиозно-культовой самобытности, подчеркивая свое отличие, в частности, от христианства, ислам не допускал инструментальную музыку в сферу культа. Уже сам Пророк учредил - азен - призыв к молитве, исполненный гармоничным человеческим голосом. Позже он завещал «украшать чтение Корана благозвучным голосом», что положило начало искусству таджвида – мелодической рецитации Корана.

Мусульманская религиозная традиция развивала и другие виды духовной музыки. В период Рамадана (месяца поста) ночами исполнялись специальные мелодии - фаззайзист, а по случаю дня рождения Пророка (мавлед) - гимны и песнопения, повествующие о его рождении и жизни. Музыкой сопровождались торжества, посвященные знаменитым святым.

7. Новое возрождение культуры арабо-мусульманского Востока

В дальнейшем исторические судьбы народов и государств, населявших громадную территорию Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии, оказались связаны с войнами, завоеваниями, распадом империй, бурными процессами ломки традиционного уклада жизни под напором западной цивилизации, неуклонно осуществляющий колонизацию восточных регионов. С точки зрения развития культуры, эту эпоху принято называть «постклассической», в частности, временем «духовного бесплодия» (Х. Джебран). В этих условиях важным оказалось наличие самобытной основы – историко-культурной общности, единой арабо-мусульманской традиции. Начало процессов нового возрождения культуры арабо-мусульманского Востока принято относить ко 2-й пол. XIX-XXвв. Этот период характеризовался все более последовательными и углубляющимся взаимодействием между западной и восточной типами цивилизаций, что проявилось в общественной, экономической, политической и идеологической областях и способствовало поступательному развитию светской культуры. С конца XIX в. на фоне все возрастающего противодействия народов Востока колониальной политике западных держав наступает период просветительства, связанный со стремлением приобщиться к высшим духовным достижениям западной цивилизации. Идеология просветительства считалась с идеями необходимости мусульманской реформации. Просветительские и религиозно-реформатские идеалы находили свое выражение в философских сочинениях и литературе. Большой вклад в духовную культуру и литературу ираноязычных народов внес Мухаммад Икбал (1877-1938), выдающийся индийский поэт, мыслитель, религиозный реформатор. Имея в среде мусульманской интеллигенции громадный авторитет духовного наставника и поэта, Икбал преобразовал традиционный суфизм в философию, утверждающую идеи совершенствования человека и миротворчества во имя всех людей. Свидетельством возрождения арабской культуры было творчество Х. Джебрана (1833-1931) – писателя, философа, художника, эмигрировавшего из Сирии в США. Выдающийся представитель литературно-философского арабского романтизма Джебран утверждал идеал человека, который сочетает в себе приобщение к духовному наследию арабо-мусульманской традиции с постижением окружающего мира и самопознанием в духе суфизма. Опираясь на умозаключение «самопознание – мать всякого познания», Джебран призывал к духовному диалогу с великими представителями западной и русской культуры (У. Шекспир, Вольтер, Сервантес, О. Бальзак, Л.Н.Толстой). в 1977 г. в Мекке состоялась 1-я Всемирная конференция по мусульманскому образовании., на которой указывалось на необходимость в условиях XX в. дальнейшего развития исламской культуры, воспитания молодежи путем освоения духовных богатств и достижения мировой цивилизации. В 70-е годы XX в. укореняется идея о вызове Запада исламскому миру, которую, в частности, обосновал С.Х. Наср, автор книг по истории мусульманской философии, бывший ректор Тегеранского университета. Он утверждал, что на фоне господствующих на Западе атеизма, нигилизма и психоанализа исламский мир должен обратиться к ценностям суфизма и Корана, который должен стать источником рассмотрения актуальных социологических, исторических и гуманитарных проблем.

Заключение

Известно, что французский писатель и мыслитель Р. Генон, родившийся в 1886 т., происходивший из католической семьи, в 1912 г. перешел в ислам, а в 1930 г. навсегда оставил Европу и уехал в Каир. Он хорошо знал и европейскую, и арабо-мусульманскую культуры, мог объективно судить об их взаимном влиянии. Р. Генон изложил свое мнение о влиянии исламской цивилизации на европейскую в небольшой статье с аналогичным названием, в которой указывает на бесспорные факты этого влияния в истории обеих культур.

Европейская философия и культура в целом испытывали сильное влияние творчества арабских мыслителей, художников, поэтов. Все это говорит о необходимости изучения богатого наследия арабо-мусульманской культуры, значение которой в сегодняшнем мире далеко выходит за границы «исламского мира».

Использованная литература

1 Батунский М.А. Ислам как тотальная система регуляции // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. - М., 1999. – 579с.

2 Грюнебаум Г.Э. фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры. - М., 1981.

3. Фехретдин Р. Ислам дине нинди дин / Р. Фехретдин // Мирас. – 1994. – № 2. – Б.57-60.

4. Федоров А.А. Введение в теорию и историю культуры: Словарь / А.А. Федоров. – Уфа: Гилем, 2003. – 320с.

5. Степанянц М.Т. Философия зарубежного Востока ХХ века // История Восточной философии. – М.: ИФРАН, 1999.

6. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. - М.: Наука, 1987. - 190 с.

7. Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII – XIX веков. – Кн.2. – Казань: Иман, 1998. – 123 с.

8. Микульский Д.В. Арабо - мусульманская культура в сочинении ал - Мас‘уди «Золотые копи и россыпи самоцветов» («Мурадж аз - захаб ва ма‘адин ал - джаухар»): X век. – Изд-во «Восточная литература», 2006. – 175 с.

9. Галаганова С.Г. Восток: традиции и современность // Запад и Восток: традиции и современность. – М.: Знание, 1993. – С.47 - 53.

"Художественная культура исламского Востока"

Цели урока:

Познакомить детей с шедеврами исламской архитектуры, с творчеством поэта, ученого, философа Омара Хайяма, с древней формой персидской поэзии – рубаи;

Развивать любовь к прекрасному, прививать эстетический вкус, умение работать с текстами;

Воспитывать любовь и уважение к культурному наследию человечества.

Оборудование:

мультимедийный проектор,

мультимедийная презентация,

Ход урока

1. Организационный момент.

Слово учителя: Ассалям алейкум! Здравствуйте! Я не случайно начала наш урок с восточного приветствия.

Восток издавна пленял путешественников самобытной культурой, богатством и какой-то тайной. Восточная красавица, восточные песни, танцы, стихи – всё это поражало побывавших в восточных странах. Утончённость во всём: в ароматах, в одежде, в манерах.

Многие называют Восток мудрым, кто-то коварным, многие прекрасным! Сегодня мы попытаемся заглянуть под таинственное покрывало восточной культуры.

Термин «Арабская культура» иногда распространяют и на все те культуры, которые создавались в средние века, как арабскими народами, так и народами Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Западной Европы, находившихся тогда под властью или под непосредственным влиянием арабского халифата. Общим внешним признаком всех этих культур был арабский язык. Арабы творчески усвоили культуру древнего мира - греко-эллинскую, римскую, египетскую, арамейскую, иранскую, индийскую и китайскую, переняв её от завоеванных или соседних народов с участием подчиненных им народов - сирийцев, персов, хорезмийцев (ныне - узбеки и туркмены), таджиков, азербайджанцев, берберов, испанцев (андалусцев) и других. Арабы сделали важный шаг в развитии общечеловеческой цивилизации.

Колыбелью арабской культуры была Западная, Центральная и Северная Аравия. Арабской культуре предшествовала культура населения Южной Аравии, которое разговаривало на сабейском языке и имело свою письменность. Арабская культура претерпела как влияния этой культуры, так и культуры областей Передней Азии и Египта, где часть арабов поселилась ещё в древние времена, а также культуры арамейского населения районов нынешних Сирии, Ливана, Палестины и Ирака. Где-то в IV веке арабы уже создали своё буквенное письмо, представлявшее собой одну из разновидностей арамейской скорописи. В VII веке в Аравии образовалась арабское теократическое государство, которое путем завоеваний до середины VIII века выросло в большую феодальную империю - арабский халифат (см. Багдадский халифат), что в его состав (кроме стран Арабского Востока), входили Иран, Афганистан, часть Средней Азии, Закавказье и Северо-Запад Индии, страны Северной Африки и значительная часть Пиренейского полуострова (Андалусия). Арабские феодалы насаждали в завоеванных странах ислам и арабский язык. Часть завоеванных ими стран были арабизированные, другие сохранили свою культурную и языковую самостоятельность, однако арабский язык в этих странах применялся в науке, как латынь в средневековой Европе. Центрами арабской культуры в разное время были Дамаск, Багдад, Кордова (см. Кордовский халифат), Каир и другие города. В IX-X веках, характеризующихся учеными как «эпоха мусульманского Возрождение», ведущими центрами культуры были Бухара и Хорезм.

После распада халифата (VIII-X века) - этого искусственного конгломерата народов с разным уровнем развития, державшийся главным образом военной силой арабских завоевателей, - развитие арабской культуры в новообразованных арабских государствах и культуры освобожденных неарабских народов продолжалось под влиянием роста производства и обмена. Упадок арабской культуры начался в XVI веке после завоевания большинства арабских стран турками. В XIX-XX веке тормозом развития культуры арабских народов, стала европейская цивилизация[источник не указан 633 дня], которая завоевала и превратила в свои колонии страны Арабского Востока.

2. Работа по электронной презентации.

1-й слайд – объявляется тема урока:

«Художественная культура исламского Востока»

Но прежде, чем мы будем говорить о культурных достижениях, давайте вспомним о религии, которая господствовала на Востоке.

3. Проверка домашнего задания.

Задание №1. Блиц – опрос.

назовите самую молодую религию мира (Ислам)

когда она появилась? (В VII в. н. э.)

где зародился ислам? (На Аравийском полуострове)

ислам – это вера в единого бога или в многобожие? (В Аллаха, 1 бог)

главные центры ислама? (Мекка и Медина)

священная книга мусульман (Коран)

назовите пять столпов ислама (исповедание веры; хадж; пятикратная молитва; закят (милостыня, садака); пост).

священный для мусульман день (пятница)

Задание №2. Исправьте в тексте ошибки (выявленные ошибки подчеркните)

Ислам, как религия появился в III тысячелетии до н.э.. Зародился он в Междуречье и распространился по всему миру. Основателем ислама стал Синдхартха Гаутама. Во время медитаций ему превидился аллах, который говорил пророчества. В дальнейшем данные пророчества составили священную книгу мусульман «Талмуд». Главными мусульманскими центрами являются Афины и Рим, куда один раз в год съезжаются мусульмане. Гаутаму назвали пророком. Все мусульмане должны соблюдать 10 заповедей. (Впишите их в пустые строки).

В священной для всех мусульман день в воскресенье, верующие должны пребывать в молитвах и соблюдать пост.

4. Новая тема.

Слово учителя: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, не встретиться им никогда…». Эти слова, сказанные Р.Киплингом, к счастью не оказались пророческими. Восточная культура развивалась не изолированно от культуры европейских стран. Вобрав в себя многие её черты, она в тоже время оказала существенное влияние на общий характер культуры народов Европы. По Великому шелковому пути, проходившему в древности через многие государства, в течение двух тысячелетий осуществлялся не только обмен товаров, но и шло взаимопроникновение культур народов Востока и Запада. Долгое время восточная культура оставалась за семью печатями. Изучать её начали сравнительно недавно, в XIX веке. И сейчас мы сделаем шаг в сторону познания загадочной и неповторимой восточной, исламской культуры.

Работа по электронной презентации.

Чтение и анализ рубаи.

Учитель: Рубаи Омара Хайяма представляют собой яркое явление в культуре мусульманского Востока. Они поражают своей мудростью и стремлением к гармонии, которую великий мастер умел видеть в мире. Многое в творчестве великого гения ещё не понято до конца и не оценено по достоинству, загадкой остаётся его личность. Этот урок – только «глазок» в мир одного из титанов удивительной эпохи. Я желаю вам распахнуть «двери во Вселенную, имя которой - Омар Хайям».

Итог урока.

Арабская архитектура

К II-V векам относятся остатки монументальных сводчатых сооружений в Хаурани (Сирия). На ранних памятниках арабской архитектуры сказалось влияние эллинистическо-римской, византийской и сасанидской традиций, например дворец IV-VIII веков в Мшатти (Иордания), мечеть «Купол Скалы» (691) в Иерусалиме (Палестина). В VII-X веках создается своеобразный тип колонной мечети с прямоугольным двором в центре, окруженным многонефными залами и галереями со стройными аркадами. К этому типу относятся Большая мечеть в Дамаске (705), Мечеть Амра в Каире (642). С XI-XII веков в арабской архитектуре большое значение приобретает орнаментика, покрывающей здания снаружи и внутри; широко применяются стилизованные растительные, сталактитовые, эпиграфические и буквенные узоры. С XIII века распространяются купола как средство перекрытия зданий и важный элемент архитектурной композиции. На Пиренейском полуострове в XIII-XIV веках создаются великолепные архитектурные сооружения мавританского стиля, в котором арабские формы и декор сочетались с отдельными западноевропейскими архитектурными мотивами. Выдающимися памятниками этого стиля является замок Альгамбра в Гранаде (XIII-XIV века) и дворец Алькасар в Севилье (XIV век). После завоевания арабских государств турками, арабская архитектура испытала влияние византийского и турецкого искусства. Например, Мечеть Мухаммеда Али в Каире.

Слайд 1

Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты.
Урок МХК в 10 кл.

Слайд 2

Мусульманский Восток
Огромный регион, объединяющий различные народы на основе самой молодой из мировых религий - ИСЛАМА. В VI в.н.э. Аравийский полуостров считался «краем света». Большую часть населения п/о составляли племена бедуинов, которые называли себя арабами, что означало «лихие наездники». Только в Йемене существовала культура, создавшая большое количество торговых городов.

Слайд 3

Ислам. Его происхождение и роль в формировании арабской культуры.
В переводе с арабского означает «покорность, преданность».Возник в начале VII века н.э. Последователей ислама называли «муслимами» («покорными Богу»), отсюда название «мусульмане» («предавшие себя Аллаху»). Основатель – реальный человек – Мухаммед (570-632 г.г.). В 610 г. пророк впервые выступил с проповедью в Мекке, в 622 г. с последователями переселяется в Ясриб, который будет назван Мединой – городом пророка. С этого года начинаются мусульманские летописи.

Слайд 4

Арабский халифат.
Первый руководитель – Мухаммед. Территория включала в себя Сирию, Палестину, Египет, Иран, Ирак, часть Закавказья, Средней Азии, северной Африки, Испании. Арабский язык стал языком международного общения, мощным фактором, объединяющим все арабские страны. В X в.н.э. появились отдельные самостоятельные части – эмираты, но арабская культура оставалась единой благодаря исламу.
название феодального арабо-мусульманского государства,

Слайд 5

Коран («чтение»).
Мухаммед почитался последним пророком человечества, принесшим людям слова Аллаха. Его речи были записаны учениками и собраны в Коране. Все записанные изречения, в которых говорящим лицом является не Мухаммед, а Аллах, называются откровениями, все же прочие – преданиями. Полностью Коран был собран после смерти Мухаммеда. Второй источник мусульманского вероучения – Сунна, священное предание, примеры из жизни Мухаммеда.

Слайд 6

Общие положения Корана
Мусульмане верят в единого Бога – Аллаха. Последний и главный пророк – Мухаммед. После смерти человека ожидает Божий суд, и тогда участь его будет зависеть от того, какие дела совершал он при жизни. Мусульмане верят в рай и ад, однако считают, что судьба человека, а также выше, происходящее в мире – доброе и злое – предопределено Всевышним. Основа Корана - заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда.

Слайд 7

Практические обрядовые заповеди ислама.
Обязательная пятикратная ежедневная молитва – намаз, омовение перед молитвой и в некоторых других случаях, ежегодный пост, который требуется совершать от восхода до заката солнца, паломничество в Мекку (хадж), хотя бы один раз в жизни.

Слайд 8

Главное украшение священных текстов было само письмо – знаменитая арабская каллиграфия

Слайд 9

Каллиграфические надписи на стенах мечетей являются единственным украшением, слово и буква Корана – единственное приближение к Богу. Аллаха нельзя видеть или осязать, сила воздействия в священном слове. Отсюда запрет на изображение видимого мира и живых существ в религиозном искусстве.

Слайд 10

Виды сооружений
Мечеть – (масджид – араб.) – место, где совершаются земные поклоны. Минарет – (маяк – араб.) – башня для созыва мусульман на молитву (муэдзин). Медресе – мусульманское духовное училище. Мавзолей - усыпальница

Слайд 11

Кааба (куб – араб.)
10x12x15

Слайд 12

Михраб – священная ниша в стене, которая указывает на Мекку. Минбар – возвышение для священнослужителя (имама). Водоем. Отдельные помещения для мужчин и женщин.

Слайд 13

Мечеть Омара

Слайд 14

Айя-София

Слайд 15

Минарет аль-Мальвия. Самарра. (Сирия) 847г.

Слайд 16

Альгамбра. Гранада (Испания) XIII – XIVвв.

Слайд 17

Соборная мечеть. Кордова (Испания) 785г.

Слайд 18

Самарканд Мавзолей Гури – Эмир XVв.

Слайд 19

Ислам в Индии

Слайд 20

Тадж-Махал
Хан Джахал Мумтаз Махал арх. Устаб-Иса (Мохаммед Иса Эффенди)

Слайд 21

Тадж-Махал

Слайд 22

Убранство
Да не пошлет нам Аллах испытаний, которые мы не в силах перенести

Слайд 23

Рудаки (ок.860 – 941)
является основателем персидско-таджикской литературы, родоначальником поэзии на фарси, основоположник поэтических жанровых форм. Рано прославился как певец и музыкант-рапсод, а также, как поэт.

Слайд 24

Рудаки (Абу Абдаллах Джафар)
Бюст Рудаки, восстановленный по черепу М. Герасимовым.
Будучи, по преданию, слепым от рождения, он тем не менее получил хорошее образование, знал арабский язык. Свыше 40 лет возглавлял плеяду поэтов при дворе правителей Бухары. Достиг большой славы и богатства. Незадолго до смерти подвергся изгнанию и умер в нищете. Из литературного наследия Рудаки, по преданию, более 130 тыс. двустиший, до нас дошло только около тысячи двустиший.
Малая эпическая песня, исполняемая древнегреческим рапсодом под аккомпанемент струнного инструмента

Слайд 25

Рудаки первым в поэзии на фарси обратил свой взор на человека, на его нужды и помыслы, цели и предназначения существования:
Человеколюбие и благородство было его второй натурой. Одна из легенд повествует о том, что Рудаки в молодости был влюблен в красавицу, рабыню из Руси по имени Анюша, и что потом он её выкупил, освободил и отправил на родину.
«На мир взгляни разумным оком, Не так, как прежде ты глядел. Мир – это море. Плыть желаешь? Построй корабль из добрых дел.»

Слайд 26

Фирдоуси
величайший поэт Ирана, создатель эпической поэмы "Шах-намэ" (Книга царей).

Слайд 27

Омар Хайям
персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог, знаменит во всём мире своими четверостишиями «рубаи».
РУБАИ – четверостишие, форма лирического стихотворения в поэзии Востока

Слайд 28

Всесторонне одарённым человеком был О. Хайям. Он прославился как крупный учёный, астроном, создатель точного календаря, математик. Однако в истории культуры его ценят как самобытного поэта, чьи стихи проникнуты духом вольнодумства. Хайям протестовал против ханжества, лицемерия, зла, напыщенной религиозности. Идеал поэта- справедливость, свобода, радость жизни, честность.
Омар Хайям (1048 - 1122)

Слайд 29

Чье сердце не горит любовью страстной к милой, -Без утешения влачит свой век унылый. Дни, проведенные без радостей любви, Считаю тяготой ненужной и постылой.
Не завидуй тому, кто сильней и богат. 3а рассветом всегда наступает закат. С этой жизнью короткою, равною вздоху, Обращайся, как с данной тебе напрокат.
Не моли о любви, безнадежно любя, Не броди под окном у неверной, скорбя. Словно нищие дервиши, будь независим - Может статься, тогда и полюбят тебя.
Рубаи Омара Хайяма

Слайд 30

Рубаи Омара Хайяма
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало, Два важных правила запомни для начала: Ты лучше голодай, чем что попало есть, И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
В этом мире неверном не будь дураком: Полагаться не вздумай на тех, кто кругом. Трезвым оком взгляни на ближайшего друга - Друг, возможно, окажется злейшим врагом.

Слайд 31

Саади
персидский поэт-моралист, представитель практического, житейского суфизма.

«Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты».

Найти картину Н.К. Рерих «Магомет на горе Хира».

Эпиграф: стихи А.С. Пушкина 5ч. «Подражание Корану».

Творцу молитесь; он могучий:
Он правит ветром; в знойный день
На небо насылает тучи;
Дает земле древесну сень.
Он милосерд: он Магомету
Открыл сияющий Коран,
Да притечем и мы ко свету,
И да падет с очей туман.

Экспозиция: Показать видеоряд восточной архитектуры (мечети) под муз.

1.Вопрос: что эти сооружения объединяет? (Восточный стиль. Архитектура ислама. Мечети)

Задание: Записать сходные черты (характерные архитектурные элементы).

Заслушать ответы.

Проверяем свои ответы в тетрадях с правильным эталоном

ОТВЕТ: Общность замысла : единение с вечностью, равновесие с природой, чувство покоя;

    Пустое пространство в интерьере– символ присутствия духовного начала, т.е. божественные пустоты»;

    Сочетание декоративности и ритма.

    Строгие геометрические формы;

    Огромные размеры здания

    Очень широкие купола.

    Абстрактные декоративные украшения: инкрустация, цветные изразцы, росписи, резьба;

    Открытый двор квадратный;

    Пояс из арочных галерей

    Наличие минаретов

    Ориентированность одной из сторон на Мекку.

Завязка:

Вопрос: Что это за религия Ислам? Кого называем мусульманином?

Ответ: справка о возникновении ислама.

Демонстрируется видео: картина Н.К. Рериха «Магомет на горе Хира», зачитываются стихи Пушкина, взятые в эпиграф о Коране.

При всей схожести храмы имеют свои особенности.

Народы, повлиявшие на развитие исламской средневековой художественной культуры.

1.«Золотой век культуры» правления Аббасидов – расцвет Багдада (основан в 762 г.).

Какие учреждения строили халифы заботясь о развитии образования? (медресе, библиотеки). В середине 9 в. открыт «Дом мудрости» - в нём учёные переводили на араб. Яз. Сочинения классической мировой лит-ры.

1) Музыка как одна из форм научного познания (исламская философ. Традиция)

Учёный теоретик Аль-Фараби - «Большой трактат о музыке» (разработаны проблемы акустики, инструментоведения. Эстетики и философии музык. Ис-ва).

2) исполнительское маст-во: импровизация вокальная и инструментальная.

Задание: озвучить высказывание о требовании к вокальной технике певца (стр. 85; учебник МХК Л.А. Рапацкая)

3) Инструменты – барабаны, бубны, литавры, уд – древнее европейской лютни, смычковый ребаб.

4) Культура макамата характерна для исламского мира с глубокой древности (макама – канонические правила ладовых и ритмических композиций, характерных для арабской музыки) и породила национальные ответвления. Такую музыку называют «симфонией исламских народов»

10 в. – образование халифата с центром в Кордове.

Народы иранской группы (в 7- 8 вв. сложился единый литературный язык – фарси). Общность традиций в искусстве Ирана, Азербайджана, Афганистана, Средней Азии – возвышенная, цветистая подобно орнаментам иранская (персидская) классическая поэзия.

Рудаки (Абу Абдаллах Джафар жил в конце 9-10 вв.) – родоначальник поэзии, певец-импровизатор из Бухары.

(Прочесть строки из стихов. Может быть есть песни совр. Певцов на его стихи, рассказать о его судьбе, показать портрет поэта, воссозданный скульптором –историком М.М. Герасимовым).

Фирдоуси Абуль-касим (жил в кон. 10-11 вв.), его поэма «Шахнаме» (3 части: мифологическая, богатырская о подвигах Рустама, историческая о 28 царях правителях династии Сасанидов. (Мечтал построить плотину за вырученное у эмира вознаграждение. Горькая судьба).

Омар Хайям (11-12 вв.) – учёный, астроном, математик, создатель точного календаря. Самобытный поэт-вольнодумец. Форма стихов – рубаи (мораль в афористичном, лаконичном, ясном изложении).

Саади (13 в. покинул родной Шираз из-за орд Чингизхана), его сборник притчей в стихах и прозе «Гулистан» (Цветущий сад»)

Хафиз Шамседдин (14 в. , земляк Саади из Шираза), прославился газелями – небольшими стихотворениями о любви.

Низами Гянджеви (Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф жил на рубеже 12-13 вв.) – поэма «Лейли и Меджнун» (восточные Ромео и Джульетта) вершина классической персидской поэзии о любви. (уч. стр.90).

Самарканд – в конце 14 в. столица державы Тимура в средней Азии куда вошёл Иран. Период расцвета ХК исламской традиции в 14-15 вв.

Самаркандские грандиозные памятники зодчества – шедевры средневекового ис-ва: 1) соборная мечеть (развалины)- восьмигранные минареты поддерживают огромную арку, увенчанную сияющим бирюзой куполом.

2) комплекс усыпальниц знати Шах-и-Зинда.

3) мавзолей Гур-Эмир, нач. 15 в. (усыпальница Тимура)- описание на стр.91.

4) Медресе Улугбека (Самарканд, Узбекистан, 15 в.)

Декоративно-прикладное ис-во:

Техника орнамента (узорчатая вязь – арабески: сочетание растительных узоров с геометрическими фигурами и буквенными мотивами).

Каллиграфическая вязь изречений из Корана как украшение.

Иранские ковры (по тематике – садовые, охотничьи, звериные, вазовые).

Книжная миниатюра созвучна восточной поэзии: возвышенна, философски насыщена, цветиста. В ней не действуют религиозные запреты, т.к. это светское искусство. Сочетается мастерство каллиграфии и профессиональной живописи.

Мечеть аль-Кадимия, Багдад

В 762 г. халиф аль-Мансур из династии Аббасидов начал строительство новой столицы на западном берегу реки. Три концентрические стены окружили новый город; в центральной части располагались мечеть и дворец халифа, за ними шли военные гарнизоны, а во внешней находились жилые кварталы. В стене с каждой стороны света были проделаны ворота, через которые осуществлялась связь с городом. Расцвет Багдада пришелся на период правления халифа Харуна ар-Рашида (786-809) и весь IX в., когда город стал религиозным, экономическим, интеллектуальным и культурным центром государства.

Современный Багдад, расположенный на обоих берегах Тигра, - город бесчисленных мечетей. Мечеть аль-Кадимия в северо-западной части города является одним из главных шиитских храмов; ежедневно в нем для молитвы собираются тысячи паломников.

Строительство мечети завершилось в 1515 г. В ней находятся могилы Мусы ибн Джафара аль-Казима и его внука Мухаммеда аль-Джавада ат-Таки, седьмого и девятого имамов. Аль-Кадимия считается третьей по святости шиитской мечетью после мечетей в Кербеле и Эн-Наджафе.

Сейчас политическая ситуация в Багдаде достаточно острая; дальнейшее развитие событий в Ираке непредсказуемо. Тем не менее мечеть аль-Кадимия остается важным центром мусульманской веры.

Мечеть Ибн-Тулуна в Каире

В 876–879 годах султан Ахмед ибн Тулун – первый правитель Египта, независимый от багдадских халифов – построил в Каире, на холме Яшкур, мечеть, получившую по имени правителя название мечети Ибн-Тулуна. Сегодня она является одной из самых древних мечетей Каира. Расположенная между цитаделью и Старым городом, эта мечеть относится к типу «гамаиа», то есть предназначена для общественных молений. В Средние века три главных каирских мечети – Ибн-Тулуна, Ал-Азхар и Ал-Хакима – вмещали в себя во время традиционных пятничных молитв все мужское население города.

Предание рассказывает, что проект мечети Ибн-Тулуна был составлен архитектором-христианином, который специально для этой цели был освобожден из темницы. Имя этого создателя мечети история не сохранила.

Мечеть Ибн-Тулуна

Мечеть Ибн-Тулуна дошла до наших дней почти в неприкосновенном виде, хотя пронесшиеся над ней века все же оставили на ней свои отпечатки. Уже с дальних узких улочек, ведущих к мечети, можно видеть ее высокий минарет, построенный в конце XIII века. Он примыкает к зданию мечети с западной стороны и непохож ни на один из других каирских минаретов. Мечеть окружает могучая стена с зубцами. Единственное, что напоминает зрителю о том, что перед ним не крепость, а мечеть, является опоясывающий стену фриз из стрельчатых окон и арок.

Просторный внутренний двор мечети Ибн-Тулуна, размерами 92–92 м, с трех сторон окружают аркады с высокими стрельчатыми арками, опирающимися на квадратные колонны. Арки покрыты строгим геометрическим орнаментом. Таких арок насчитывается здесь несколько десятков, и ни один орнамент не повторяет другой. В центре двора устроен фонтан для омовения, над которым в 1296 году был сооружен купол. Он опирается на восьмигранный барабан, стоящий на квадратном цоколе.

Мечеть Ибн-Тулуна построена из обожженного кирпича и обмазана известью. Такой способ строительства не характерен для египетских построек, он был принесен из Багдада. Внешний облик мечети строг и лаконичен. Лишенная какой-либо вычурности, она словно создана для созерцания и размышления. Ничто не отвлекает здесь человека от раздумий и молитвы. Вероятно, безымянный архитектор, строивший мечеть, добивался именно этой атмосферы покоя, чтобы человек, приходящий в мечеть, на какое-то время оставлял за порогом страсти, бушевавшие вокруг.

Стены мечети и все архитектурные детали – арки, капители колонн, промежутки между окнами, карнизы – покрывает стилизованный растительный узор – крупный, рельефный. Традиции мусульманского искусства, как известно, ограничивают возможность изображения живых существ. В результате резко возросла роль орнамента. Он украшает ковры, ткани, изделия из керамики, дерева и металла, средневековые рукописи, но особенно велико его значение в мусульманской архитектуре – орнамент придает исламским постройкам удивительное изящество и красоту.

Михраб мечети, один из самых древних элементов здания, сооруженный еще при Ибн-Тулуне, в последующие годы неоднократно переделывался. Его украшают четыре колонны с прекрасными резными капителями. Они, по-видимому, были взяты из какой-то базилики византийской времен императора Юстиниана.

Долгое время мечеть Ибн-Тулуна служила перевалочным пунктом для паломников, направлявшихся из стран Западной Африки к святым местам ислама – в Мекку, Иерусалим и Багдад. Здесь они отдыхали и совершали молитвы перед дальнейшей дорогой. Рядом с построенной им мечетью султан Ибн-Тулун устроил площадь, где он играл в поло, или в шары. На эту площадь выводят несколько ворот: Врата Благородных, Врата Гарема. Через центральную арку имел право проходить только сам Ибн-Тулун. Через соседнюю арку во время парадов и торжественных церемоний проходило войско Ибн-Тулуна, численностью около 30 тысяч человек.

Среди более чем пятисот каирских мечетей мечеть Ибн-Тулуна выделяется как своей древностью, так и высокими художественными достоинствами. Строгая, сдержанная красота мечети делает ее одним из самых выдающихся произведений средневековой арабской архитектуры.


  • Шедевры исламской архитектуры

  • Изобразительное искусство

  • Музыка ислама

  • Литература Арабского Востока

Ход урока.

Культура Востока. Самобытная культура народов Востока – ярчайшая и незабываемая страница в истории мировых цивилизаций.
Изучение культуры Востока началось сравнительно недавно, в конце 19 века.

В 17 в. на огромной территории от Испании до Индии возникло мощное государство – Арабский халифат. Тогда же закладываются основы ислама – одной из мировых религий наряду с христианством и буддизмом.

Слово «ислам» переводится с арабского как «покорность», «подчинение».

Основателем ислама стал арабский купец из племени курейш Мухаммед, объявивший себя в 610 году пророком единого и всемогущего бога Аллаха.

Рассмотрим наиболее характерные достижения культуры народов Арабского Востока и, начнем с архитектуры.
Шедевры исламской архитектуры.

Архитектура ислама унаследовала многие достижения древнейших цивилизаций:

Из Месопотамии – кирпичную кладку и поливные изразцы;

Из Египта - колонные залы;

Из Византии – искусство мраморной облицовки и мозаику.

Здесь были разработаны новые типы зданий:


  1. мечети (место для совершения земных поклонов)

  2. минареты (башни) медресе (духовные школы)

  3. медресе (духовные школы – семинарии)

  4. мавзолеи (погребальные усыпальницы)

  5. дворцы и караван-сараи (постоялые дворы)

  6. крытые рынки
Мечеть. Самым ранним созданием мусульманской архитектуры была мечеть, где собирались верующие для молитвы.

Соборная мечеть Кордовы

Соборная мечеть Кордовы , которая была заложена еще в 785 году, занимает особое место среди архитектурных достопримечательностей города. Основное время постройки мечети – X в. Все сооружение занимает огромную площадь: 23.400 кв.м, небольшая часть отведена под двор, где у фонтанов прихожане совершали омовение. Вся архитектура мечети подчиняется жесткой математической логике. Здание было построено не только с учетом принципов, сложившихся в культовом зодчестве Ближнего Востока, но и с учетом особенностей подручного строительного материала.

Соборная мечеть Кордовы - особенный памятник в традиционном зодчестве Ближнего Востока, влияние которого распространилось и на Испанию. Для здания характерно отсутствие центральной оси, которая обозначает главный неф. Отсутствие центральной оси отразилось и на фасаде здания. Снаружи соборная мечеть Кордовы имеет несколько равных по значению входов-порталов.

Мечеть характеризуется обилием колонн. Всего их в этом сооружении использовано 1293 штуки. Колонны свозились сюда из разрушенных римских построек со всей Испании, а еще 114 штук были доставлены из Византии. Обилие колонн создает в мечети ощущение бесконечности пространства, что будит в посетителях особенные эмоции. Колонны в Соборной мечети Кордовы сделаны из разноцветного мрамора, гранита, яшмы и порфиры. Здесь они как бы вырастают из земли, словно ветви деревьев переплетаются между собой, образуют полуциркульные и подковообразные арки. Арки созданы из кирпичей белого и красного цвета, а своды образуют восьмиугольные звезды. Посетитель, оказавшись под сводами мечети, должен остановиться, чтобы охватить взглядом уходящие от него во все стороны ряды колонн. В этом главное отличие от византийской базилики, когда расположение колонн точно направляет движение прихожан к святилищу.

Колонный зал соборной мечети Кордовы часто сравнивают с густым лесом. И такая аналогия имеет право на существование. Круглые колонны, не имеющие баз, действительно напоминают собой стволы деревьев, а подковообразные и полуциркульные арки – словно крона сплетенных между собой веток. На пересечении множества колонн и двухъярусных арок, видимых в перспективе можно наблюдать игру светотени на красочных узорах со сложным орнаментальным ритмом. Где-то в глубине зала прихожанин отыщет богато украшенный михраб и максуру – место для халифа.

После яркого солнечного света, которым залиты шумные улицы, человек попадал в полумрак, где величественные колонны освещались светом тысяч серебряных ламп. Он ощущал себя здесь ничтожным червем среди нереальной, фантастической и поистине божественной обстановки. Лес из колонн уходит в темноту, где в глубине едва-едва можно различить мерцание резьбы на затененных стенах. Все это вызывает мысли о бесконечности вселенной и быстротечности суетной мирской жизни. Именно такого ощущения и добивались у прихожан строители соборной мечети Кордовы – оригинального произведения архитектуры, проникнутого неиссякаемой жизненной силой.

Мечеть Кул –Шариф.

Кул-Шариф - так звали главного священника Казанского ханства, дипломата, богослова и поэта. Погиб он в 1552 году во время взятия Казани Иваном Грозным. Тогда же дотла была сожжена соборная мечеть. В мусульманском мире она была знаменита как центр религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья. Поражала своим великолепием, изяществом и богатой библиотекой.

Но от диковинной мечети, горделиво возвышавшейся на гребне холма, не осталось камня на камне. Возродить мечеть в середине 90-х годов прошлого века задумал Минтимер Шаймиев.

Архитекторы изначально проектировали Кул-Шариф как главную мечеть Татарстана и татарской диаспоры. Основной ее купол по форме напоминает "казанскую шапку" - корону казанских ханов, которая увезена в Москву после падения Казани и экспонируется в Оружейной палате. Бирюзовые минареты и мраморная отделка снаружи культового здания, по мнению авторов проекта, придают мечети светлый образ. Внутреннее убранство - ковры, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны, витражи, лепнина, мозаика и позолота - добавляет храму величия.

Возводили Кул-Шариф турецкие строители. Люстры для нее сделаны в Чехии, гранит и мрамор привезены с Урала. Более двух тысяч квадратных метров мечети устилают персидские ковры - дар правительства Ирана. И возводили храм всем миром: деньги на его строительство, которое оценивается примерно в 400 миллионов рублей, пожертвовали более 40 тысяч граждан и организаций.

В Казани убеждены, что их мечеть - высочайшая в Европе: высота минаретов мечети Кул-Шариф - 57 метров.

Массовые богослужения в казанской мечети устраивают только по главным праздникам мусульман. В остальное время храм работает как первый в России музей ислама и культурно-просветительский, научный центр. Здесь собрано более двух тысяч экспонатов, самые древние из которых - каменные памятники Х-ХI веков, обнаруженные на территории бывшей Волжской Булгарии.

Минареты

Минарет аль –Мальвия

С 8 в. характерным элементом мусульманской архитектуры становится минарет, который возводится рядом с мечетью или строится отдельно. Минарет и мечеть составляют единый архитектурный ансамбль. Мечеть может иметь несколько минаретов, но не больше восьми - их число не должно превышать количество минаретов в Мекке. Под воздействием местных строительных традиций выработались самостоятельные типы мечетей в разных странах. Гигантский минарет аль - Мальвия (высота 50 м) в Ираке стоит на квадратном основании и по форме напоминает усеченный конус со спиралевидным пятиярусным пандусом (наклонной плоскостью, заменяющей лестницу) Его ярусы постепенно уменьшаются по направлению к вершине, так что подъем к верхнему пандусу становится более крутым. С одной стороны обороты пандусы залиты лучами знойного солнца, а с другой погружены в прохладную тень.

Медресе Улугбека (Самарканд, Узбекистан, 15 в.)

Построенное в 1417 -1470 гг. медресе Улугбека при жизни выдающегося ученого было крупнейшим научным учебным заведением Средней Азии XV века. Здесь изучались, помимо богословия, математика, астрономия, философия. Лекции читали виднейшие ученые того времени. Сам Мирзо Улугбек преподавал в этом училище, где неоднократно проводил диспуты со студентами и учеными. Здесь слушал лекции Алишер Навои, учился Абдурахман Джами. Таким образом, медресе стало центром среднеазиатского просвещения.

Размеры медресе (81х51 м, двор 30х30 м) создавали образ самоутверждающего величия, не уступавший постройкам эпохи Тимура. Медресе имеет прямоугольный план. В сторону площади обращен главный фасад медресе, композицию которого определяет портал, два минарета и отрезки соединяющих их стен, над которыми вздымались купола двух помещений для занятий. Спиралевидный, сокращающийся вверх орнамент подчеркивает стройность минаретов, соразмерность их, усиливает ощущение устремленности ввысь.

Мавзолеи. Тадж –Махал. (Агра. Индия)

Величественный, божественный, сияющий, и, несмотря на свою 74-метровую высоту, такой легкий и воздушный, что подобен сказочному сновидению, поднимается в долине реки Ямуны мавзолей Тадж Махал - самое прекрасное архитектурное творение Индии, а, быть может, и всей земли... Высоко в небо устремляются белые мраморные купола - один большой и четыре маленьких, в целомудренных очертаниях которых можно угадать женские формы. Отражаясь в неподвижной глади искусственного канала, Тадж Махал словно парит перед нами, являя собой образец внеземной красоты и совершенной гармонии... Но не только архитектурное совершенство привлекает к Тадж Махалу миллионы путешествующих со всего света. Не меньшее впечатление на сердца людей производит и история его возникновения... История, больше похожая на восточную сказку или легенду, которой позавидовал бы любой поэт...

Легенда

Этот памятник-мавзолей повествует о нежной любви мусульманского короля Великих Моголов (не путать с монголами) Шаха Джахана к своей жене - сказочной красавице Мумтаз Махал. Шах Джахан был еще принцем, когда в начале XVII века он женился на девятнадцатилетней девушке. Молодые супруги нежно любили друг друга. Несмотря на то, что у Шаха Джахана, как и у любого восточного правителя, был большой гарем, он был настолько влюблен в свою молодую жену, что не обращал никакого внимания на других женщин. Любимая жена родила своему повелителю восемь сыновей и шесть дочерей. Но... Вскоре после рождения четырнадцатого ребенка красавицы Мумтаз не стало... Земное сердце не выдержало внеземной любви. Горе Шаха Джахана было настолько велико, что он хотел покончить с собой. Жизнь без своей возлюбленной казалась ему лишенной смысла и радости. У смертного ложа супруги король от горя поседел... И вскоре объявил в стране двухлетний траур, во время которого были запрещены праздники, танцы и музыка. Позже, в Агре, бывшей в то время столицей Могольской империи, над могилой Мумтаз вознесся мавзолей, который, по замыслу Шаха Джахана, должен стать символом сказочной красоты его усопшей супруги….

Строительство этого грандиозного мавзолея, превосходившего красотой и размерами все остальные, продолжалось более двадцати лет. В работе принимало участие более двадцати тысяч человек, включая лучших зодчих и архитекторов, приглашенных из Персии, Турции, Самарканда, Венеции и самой Индии. Законченное произведение поражает своим совершенством и красотой своих линий и красок... Действительно, это чудо из чудес. На века. Легкий, как утренняя песня, чистый, как горный родник... Высота Тадж Махала вместе с куполом достигает 74 метров. По углам мавзолея поднимаются четыре изящных минарета высотой по 42 метра. Стены Тадж Махала выложены белым полированным мрамором, сияющим как снег под лучами полуденного солнца. Прекрасный своими совершенными формами, Тадж Махал поражает и своими деталями - изящной резьбой, ажурными решетками и драгоценными цветными камушками, сверкающими в белоснежных стенах. Сводчатые переходы украшены арабской вязью, запечатлевшей на камне некоторые из сур Корана. Вокруг Тадж Махала был разбит великолепный декоративный парк с озерами, фонтанами и каналами, занявший в общей сложности 18 гектаров. В отличие от других сооружений, которые обычно помещались в центре сада, Тадж Махал расположен в его конце, являясь его венцом. Вдоль искусственного канала с фонтанами посажены кипарисы, очертания крон которых перекликаются с куполами четырех минаретов... Слева и справа от мавзолея расположены две изящные мечети, выполненные из красного песчанника, своим цветом оттеняющие белизну его стен. Изумрудно-зеленые лужайки и большие яркие цветы дополняют картину, делая ее совершенно волшебной и сказочной. Выверенные и гармоничные линии сада в сочетании с его венцом - мавзолеем, парящим как облако над землей - создали неповторимое по своей красоте произведение искусства... Такое светлое, живое и радостное...

На другом берегу Ямуны, напротив Тадж Махала, Шах Джахан намеревался возвести еще одну гробницу - для себя. По замыслу, его мавзолей должен был воспроизвести формы Тадж Махала, но был бы сделан не из белого, а из черного мрамора. Оба мавзолея должны были соединяться мостом. Но, увы, грандиозным планам и замыслам Шаха Джахана не суждено было осуществиться... Как часто случается в истории, волею судьбы король в одночасье потерял свою власть. И, некогда великий Шах Джахан, властитель Индии, был заточен в тяжелые цепи и брошен в тюрьму... Тяжело больной, поседевший, одинокий и измученный... Когда-то он владел целым миром, теперь же у него не было ничего... Ничего, кроме одной-единственной радости - узкого тюремного оконца. В нем не виделось ни бескрайних долин его родной земли, ни темных кущ манговых деревьев, ни золотого восхода ласкового солнца... В маленькой раме окна был виден лишь он - подобный сновидению, сияющий как белоснежный лебедь в небесах, мавзолей его давно умершей возлюбленной...

Позже и сам великий и поверженный король был погребен в этой же гробнице, рядом со своей возлюбленной... Такова эта красивая и печальная история, давшая нам образцы великой любви и великого творчества...

Тадж Махал остается самым замечательным и он так грациозен и изящен, что в Индии его называют «облачком, застывшим на воздушном троне».

Дворцы. Дворец Альгамбра. (13-14 вв. Южная Испания)

Альгамбра – самый известный памятник мавританского искусства в Испании – была построена во времена правления династии Насридов. Дворец строили из дерева, керамической плитки и штукатурки. Каждый правитель вносил какие-то изменения в этот комплекс зданий и двориков. Дворец расположен на вершине холма, господствующего над городом, и органично вписан в окружающий ландшафт. Мощная крепостная стена из красного цвета отделяет дворцовые постройки от внешнего мира.

Дворец предназначался для пышных приемов послов, а также для личной жизни эмира, то есть правителя. В его ансамбль входили павильоны, залы, мечеть, гарем, баня. В архитектуру органично включены вода и зелень. Мерное падение струй воды в журчащих фонтанах, аромат цветов и душистых растений создают особую атмосферу созерцания и неги.

Основу композиции Альгамбры составляет система дворов, расположенных на разных уровнях. Главные из них - Миртовый и Львиный – представляют собой замечательный пример соединения архитектуры и садово–паркового искусства. Середину Миртового двора занимает зеркальная гладь водоёма, по краям которого поднимаются кроны двух рядов стриженых миртовых кустов.

Именно тень и вода, два непременных элемента исламского сада, играют очень важную роль в общей композиции. В уголке парка, спланированном террасами, журчит вода. Она сверкает брызгами фонтанов, струится по каналам и льётся, наполняя пруды и водоёмы. Всё это - в окружении кипарисовых аллей, апельсиновых деревьев, цветущих клумб на фоне покрытых вечными снегами горных вершин и ярко-голубого неба.

Вода- высший элемент исламского сада- как на физическом, так и на метафизическом уровне. Фонтаны и бассейны имеют различные очертания, но всегда - геометрической формы. В исламе искусство и созерцание неразрывно связаны. На фонтане в Львином дворике сохранилась надпись: "Смотри на воду и смотри на водоем, и ты не сможешь решить, спокойна ли вода или струится мрамор".

В исламских садах к воде относятся с любовью и глубоким уважением, с пониманием ее подлинной красоты и величия, она никогда не производит «беспокоящего» впечатления, она умиротворяющая и безмятежная.
Фонтаны, в отличие от «кипящих» водопадов, сдержаны, гармонично сочетаясь с окружающим ландшафтом. Красота связывалась с безупречной изысканностью формы, с трепетом ярких красок и света. Отсюда и проистекает тяга мусульманских архитекторов к предметам сверкающим, прозрачным, блестящим, переливающимся и отражающим свет. Потому в Альгамбре мраморные колонны сияют, как жемчужины; ее дворы и светлые проемы окон, залитые солнцем и одновременно затемненные галереями, излучают чарующее волшебство.

По соседству с Миртовым двором расположены личные покои эмира, центром которых является Львиный дворик - «восьмое чудо света». Прямоугольный сад разбит на четыре равные части двумя перекрещивающимися в центре канальцами. На пересечении стоит фонтан - чаша, поддерживаемая двенадцатью скульптурами львов. Сам сад обозначен четырьмя апельсиновыми деревьями. Это современная дань старой испанской традиции апельсиновых садов во внутренних дворах монастырей и дворцов. Старые же фотографии и рисунки показывают разные варианты "четырех садов" Львиного дворика. Двенадцать зверей, лишь похожих на львов, расположились посреди Львиного двора и поддерживают мраморную чашу. Все они изваяны из какого-то особого полудрагоценного мрамора и расставлены, как лучи десятиконечной звезды. Четыре узенькие, обложенные камнем канавки ведут к центру двора. По ним из чаши прозрачными ручейками стекает вода к четырем фонтанам.

Число львов не случайно. Согласно легенде, 12 львов поддерживали трон царя Соломона. Об этом султану Мухаммеду аль-Гани рассказал его визирь ибн-Нагрелла, еврей по происхождению. Он же и посоветовал султану украсить фонтан фигурами львов. Дотошные исследователи относят и эту историю к легендам, так как львы у фонтана появились якобы только в XVI веке - уже после падения Гранады. Сто двадцать четыре изящные колонны поддерживают резную каменную аркаду, окружающую двор. Активную роль в композиции играют грубоватые высокие черепичные крыши, как бы подчеркивающие утонченную элегантность аркады. Орнамент выполнен из стукка - смеси алебастра и глины. Свежий стукк легко режется ножом, а высыхая, твердеет и не боится действия времени. Особенность Альгамбры в том, что при необузданной роскоши она построена из очень дешевых материалов - дерева и стукка .

На медовые соты похожи потолки Альгамбры. Грациозные колонны с нарядными капителями скорее декоративно заполняют пространство, чем несут какую-либо тяжесть... Края изгибов многочисленных арок настолько изрезаны, что производят впечатление легких спадающих кружев... И все это переливается и сверкает в мерцающих бликах светотени.
Изобразительное искусство Арабского Востока.

Изобразительное искусство ислама представлено различными видами орнамента, каллиграфией, книжной миниатюрой.

Самой ранней формой орнаментального искусства является арабеска. Это сложный линейно- геометрический узор, построенный на математически точном сочетании многоугольников и многолучевых звезд. Первоначально он включал растительный мотив, позднее в него вплетались надписи, изображения животных, птиц, людей и фантастических существ. Например, треугольник обозначал «око» Бога. Пятиугольник символизировал 5 основных заповедей ислама (вера в единого бога, пятикратная молитва, милостыня, пост, паломничество в Мекку)

Арабеске присущи излюбленные цвета: яркий кобальт, изумрудно-зелёный, красный и желтый. В ней редко встречаются спокойные цвета и градации одного цвета. Каждому тону придается особая светосила и интенсивность. Эти особенности позволяют называть восточный орнамент «музыкой для глаза».

Особым почетом в арабском мире пользовалось искусство каллиграфии , которое было языком не только религии, но и поэзии, философии, науки. Каллиграфия широко использовалась в архитектуре и как средство передачи текста, и просто для украшения. Архитекторы порой покрывали целые стены дворцов и мечетей затейливой арабской вязью наряду со стилизованными мотивами из растительного мира и геометрическими узорами.

Шамаил – картина с изображением святых мест ислама, содержащая наряду с сурами (главами из Корана) философские изречения, афоризмы, цитаты из поэтических шедевров Востока, выполненный красивой арабской вязью. Шамаилы рисовались голубыми, синими, зелеными красками на стекле или бумаге с декоративными вставками из бархата или фольги.
Музыка ислама.

Мусульманская религия строго регламентировала не только архитектуру, изобразительное искусство и зрелищные представления, но и музыкальное творчество. С одной стороны, музыка попала в ранг запрещенных исламом искусств, а с другой – было создано богатейшее музыкальное наследие с характерными традициями. Музыка носит вокальный характер. Выразительный и динамичный голос служителя ислама – муэдзина (от арабского – «призывающий») должен был пять раз в день созывать верующих для молитвы.

Призыв мусульман к молитве получил название азана. Он был установлен пророком Мухаммедом в 622-623 годах. Предание рассказывает. Раньше мусульмане никогда не собирались на молитву в одно и то же время: одни раньше, другие позже. Тогда было решено завести большой колокол, в который следовало ударять в строго установленные часы. Для укрепления колокола понадобилось большое бревно, и один из священников отправился за ним, но на следующий день он явился к пророку Мухаммеду с пустыми руками, сказав, что во сне ему было видение: «Не делай колокола, а призывай на молитву азаном». Мухаммед с улыбкой ответил: «Откровение упредило тебя»

Церемония азана очень театральна. Представьте: на живописном фоне красочной южной природы изящно возвышается устремленный ввысь минарет мечети с одинокой фигурой муэдзина. Его облик артистичен: на смуглом лице ослепительно белая чалма, свободные одежды, охваченные ярким кушаком, до пояса ниспадает борода… Привлекает и особая, гордая манера держаться.

Литература Арабского Востока.

Любовная лирика народов Востока, созданная на арабском, персидском и турецком языках, не имеет аналогов в мировой литературе. Её лучшие произведения прославляют любовь, верность, искренность и свободу чувств.

Персидскую и таджикскую лирику невозможно представить без творчества поэта, математика и философа Омара Хайяма (ок. 1048 1122). В его всемирно известных философских четверостишиях – рубаи – звучит призыв изведать доступное человеку мимолетное земное счастье. Бесценно каждое мгновение, проведенное рядом с возлюбленной.

Как прекрасны и как неизменно новы.

Как румянец любимой, и зелень травы!

Будь веселым и ты: не скорби о минувшем,

Не тверди, обливаясь слезами: «Увы!»

Перевод Г. Плисецкого.

Рубаи Омара Хайяма отличаются изяществом каждой фразы, глубиной философской мысли, яркими запоминающимися образами, непосредственностью взглядов на мир лирического героя, особой музыкальностью и ритмичностью. Значительная часть рубаи – это размышление над Кораном, вот почему лирическому герою свойственны поиски духовных основ бытия.
Много лет размышлял я над жизнью земной.

Непонятного нет для меня под луной.

Мне известно, что мне ничего не известно! –

Вот последняя правда, открытая мной.

Не завидуй тому, кто силен и богат.

За рассветом всегда наступает закат.

С этой жизнью короткою, равною вздоху,

Обращайся как с данной тебе напрокат.

Домашнее задание:

1. Какие различия существуют в организации внутреннего пространства и декоре колонной мечети и базилики ?
2. К какому декоративному средству прибегали зодчие для создания образа райского сада в купольных мечетях?