Полная характеристика печорина. Характеристика героя Печорин, Герой нашего времени, Лермонтов

Печорин

ПЕЧОРИН - главный персонаж романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (1838-1840). Современники, в том числе Белинский, в значительной степени отождествляли П. с Лермонтовым. Между тем автору важно было отмежеваться от своего героя. По словам Лермонтова, П.- портрет, составленный из пороков целого поколения - «в полном их развитии». Вполне понятно, почему «Журнал П.» для Лермонтова - «чужое произведение». Если не лучшей, то центральной его частью являются дневниковые записи П., озаглавленные «Княжна Мери». Нигде П. так не соответствует образу, раскрытому автором в предисловии. «Княжна Мери» появилась позже всех остальных повестей. Предисловие, которое Лермонтов написал для второго издания романа, своей критической остротой прежде всего связано с этой повестью. Герой, которого он представляет читателю, - это именно тот П., каким он показан на страницах «Княжны Мери». Критический пафос последнего периода жизни Лермонтова в этой повести проявился особенно ярко. На характер главного героя, очевидно, повлияла разновременность написания повестей. Сознание Лермонтова очень быстро изменялось. Изменялся и его герой. П. в «Княжне Мери» уже не совсем тот, что появляется сперва в «Бэле», затем в «Фаталисте». В конце работы над романом П.

обрел ту выразительность, которая должна была довершить обещанный портрет. Действительно, в «Княжне Мери» он предстает в самом неприглядном свете. Конечно, это натура волевая, глубокая, демоническая. Но так его можно воспринимать только глазами юной княжны Мери и ослепленного им Грушницкого. Тот незаметно для себя подражает П., потому он так уязвим и смешон для П. Между тем даже этот Грушницкий, ничтожество, по мнению П., вызывает у него чувство зависти. И одновременно сколько храбрости выказал П. в кульминационный момент дуэли, зная, что его собственный пистолет не заряжен. П. и впрямь проявляет чудеса выдержки. И читатель уже теряется: да кто же он - этот герой нашего времени? Интрига исходила от него, а когда жертва запуталась, он как будто и не виноват.

П. называют странным человеком все персонажи романа. Лермонтов уделил много внимания человеческим странностям. В П. он суммирует все свои наблюдения. Странность П. как бы ускользает от определения, потому мнения о нем окружающих полярны. Он завистлив, зол, жесток. Вместе с тем великодушен, иногда добр, то есть способен поддаться доброму чувству, благородно защищает княжну от посягательств толпы. Он безупречно честен наедине с собой, умен. П.- талантливый писатель. Лермонтов приписывает замечательную «Тамань» его небрежному перу, щедро делясь с героем лучшей частью своей души. В результате читатели как бы привыкают многое извинять»Шв., а кое-что и вовсе не замечать. Белинский защищает П. и фактически оправдывает его, поскольку «в самых пороках его проблескивает что-то великое». Но все доводы критика скользят по поверхности печоринско-го характера. Иллюстрируя слова Максим Ма-ксимыча: «Славный малый, смею вас уверить, только немного странен…», Лермонтов смотрит на своего героя как на явление исключительное, поэтому первоначальное название романа - «Один из героев нашего века» - было отброшено. Иными словами, П. ни с кем нельзя смешивать, тем более с самим поэтом, как это категорично сформулировал И.Анненский: «Печорин - Лермонтов». А.И.Герцен, говоря от лица «лермонтовского» поколения, утверждал, что П. выразил «действительную скорбь и разорванность тогдашней русской жизни, печальный рок лишнего, потерянного человека». Герцен поставил здесь имя П. с той же легкостью, с какой он написал бы имя Лермонтова.

Герой проходит через всю книгу и остается неузнанным. Человек без сердца - но слезы его горячи, красоты природы опьяняют его. Он совершает дурные поступки, но только потому, что от него ждут их. Он убивает оболганного им человека, а перед тем первый предлагает ему мировую. Выражая черты множественные, П. на самом деле исключителен. Дурные поступки способен совершать всякий. Сознавать себя палачом и предателем - дано не каждому. Роль топора, которую признает за со бой П. среди людей, - совсем не эвфемизм, не завуалированная мировая скорбь. Невозможно сделать скидку, что это высказано в дневнике. Исповедуясь, П. ужасается своей «жалкой» роли быть непременным участником последнего акта комедии либо трагедии, но в этих словах нет и тени раскаяния. Все его сетования напоминают «жалкий» стиль Ивана Грозного, причитающего над очередной жертвой. Сопоставление не кажется преувеличенным. Цель П.- безраздельная власть над окружающими. Тем настойчивей он подчеркивает, что страдает от скуки и «очень достоин сожаления». Печоринскую скуку пытался опоэтизировать и развить поэт лермонтовской школы Ап.Григорьев, а в результате получилась московская тоска с цыганскими гитарами. П. говорит прямо, что ему скучно - жизнь его «пустее день ото дня», говорит, будто в тон тирану, называющему себя «псом смердящим». Конечно, жертвы П. не столь кровавы, они прежде всего уничтожаются нравственно. Расшифровку идеи героя нашего времени надо искать в индивидуальном демонизме: «Собранье зол его стихия». Во главу угла печоринского мировоззрения Лермонтов поставил жажду власти, разрушающую личность. Разумеется, это только намечено Лермонтовым, и оттого его герой не имеет резких очертаний. В нем нет ничего хищного, напротив, много женственного. Тем не менее у Лермонтова были все основания назвать П. героем будущего. Не то страшно, что П. иногда «понимает вампира». Для П. уже отыскано поле деятельности: обывательская среда, собственно, и есть это поле - среда драгунских капитанов, княжон, романтических фразеров - самая благоприятная почва для взрашивания всевозможных «садовников-палачей». Это будет именно то, что Лермонтов назвал полным развитием пороков. Жаждать власти, находить в ней высшее наслаждение - это совсем не то, что невольно разрушить быт «честных» контрабандистов. Вот какую эволюцию проделал образ П. от «Бэлы» и «Тамани» до «Княжны Мери». Когда Белинский восхищается искрами величия пороков П., он тем самым как бы стремится очистить его образ от мелочных толкований. Ведь П. так живописно уподобляет себя матросу, рожденному и выросшему на палубе разбойничьего брига. В таком прочтении П. плох, потому что остальные еще хуже. Белинский смягчает печоринские черты, не замечая вопроса, заданного героем самому себе: «Неужели зло так привлекательно?» Привлекательность зла - так точно охарактеризовал Лермонтов болезнь своего века.

Образ П. написан не одной черной краской. В конце концов П. потерял свою худшую половину. Он - как человек из сказки, потерявший свою тень. Поэтому Лермонтов не превратил П. в вампира, а оставил его человеком, способным даже сочинить «Тамань». Вот этот человек, так похожий на Лермонтова, и заслонил тень П. И уже невозможно разобрать, чьи шаги звучат на кремнистом пути. Лермонтов набросал портрет, состоящий не из пороков, а из противоречий. А главное, дал понять, что ту жажду, которой страдает этот человек, не утолить из колодца с минеральной водой. Губительный для всех, кроме самого себя, П. подобен пушкинскому анчару. Его трудно представить среди желтеющей нивы, в русском пейзаже. Он все больше где-то на востоке - Кавказ, Персия.

"Герой нашего времени" - первый в нашей стране психологический роман, в котором Лермонтов путем анализа поступков и мыслей главного героя раскрывает перед читателями его внутренний мир. Но, несмотря на это, характеристика Печорина - задача не из простых. Герой неоднозначен, как и его поступки, во многом благодаря тому, что Лермонтов создал не типовой персонаж, а настоящего, живого человека. Попробуем разобраться в этом человеке и понять его.

Портретная характеристика Печорина содержит весьма интересную деталь: "глаза его не смеялись, когда он смеялся". Мы можем видеть, что героя отражается даже в его внешнем описании. Ведь действительно, Печорин никогда не чувствует своей жизни целиком, по его собственным словам, в нем всегда сосуществуют два человека, один из которых действует, а второй его судит. Он постоянно анализирует свои собственные поступки, что есть "наблюдение ума зрелого над самим собою". Возможно, именно это мешает герою жить полной жизнью и делает его циничным.

Наиболее яркая черта характера Печорина - его эгоизм. Его стремление во что бы то ни стало устроить все именно так, как пришло ему в голову, и никак иначе. Этим он напоминает который не отступает, пока не получит желаемого. И, будучи по-детски наивным, Печорин никогда заранее не осознает, что от его мелочных эгоистичных стремлений могут пострадать люди. Свою прихоть он ставит выше остального и просто не задумывается о других: "я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе". Возможно, именно благодаря этой черте герой удаляется от людей и считает себя выше них.

Характеристика Печорина должна содержать и еще один важный факт. Герой ощущает силу своей души, чувствует, что рожден для высшей цели, но вместо того, чтобы заняться ее поисками, он растрачивает себя на всякие мелочи и сиюминутные стремления. Он постоянно мечется в поисках развлечения, сам не зная, чего он хочет. Так, в погоне за мелкими радостями, проходит его жизнь. Не имея перед собой никакой цели, Печорин тратит себя на пустые вещи, которые не приносят ничего, кроме коротких моментов удовлетворения.

Так как герой и сам не считает свою жизнь чем-то ценным, он начинает играть с ней. Его желание взбесить Грушницкого или направить на себя его пистолет, так же как испытание судьбы в главе "Фаталист" - все это проявления болезненного любопытства, порожденного скукой и внутренней пустотой героя. Он не задумывается о последствиях своих действий, будь то даже его смерть или смерть другого человека. Печорина интересует наблюдение и анализ, а не будущее.

Именно благодаря самоанализу героя характеристика Печорина может быть завершена, так как он сам объясняет многие свои поступки. Он хорошо изучил себя и каждую свою эмоцию воспринимает как объект для наблюдения. Он видит себя как будто со стороны, что приближает его к читателям и позволяет нам оценить поступки Печорина с его собственной точки зрения.

Вот основные пункты, которые должна содержать краткая характеристика Печорина. На самом деле его личность намного сложнее и многограннее. И навряд ли понять его может помочь характеристика. Печорина нужно найти внутри себя, прочувствовать то, что чувствует он, и тогда его личность станет понятна героям нашего времени.

Григорий Александрович Печорин, главный герой романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», является фигурой неоднозначной и очень интересной для анализа. Человек, разрушающий чужие судьбы, однако пользующийся уважением и любовью, никак не может не заинтересовать. Героя невозможно назвать однозначно положительным или отрицательным, создаётся впечатление, что он буквально соткан из противоречий.

Григорий Печорин, молодой человек двадцати с лишним лет, сразу привлекает внимание своей внешностью – аккуратный, симпатичный, подтянутый, он производит очень благоприятное впечатление на окружающих его людей и практически сразу вызывает глубокое доверие. Григорий Александрович Печорин славился ещё и своими развитыми физическими данными и с лёгкостью мог провести почти целый день на охоте и практически не устать, но зачастую предпочитал делать это в одиночку, не будучи зависимым от потребности находиться в человеческом обществе.

Если говорить о моральных качествах Печорина и непосредственно о его характере, то можно заметить, как удивительно в одном человеке сочетается и белое, и чёрное. С одной стороны, он, безусловно, глубокий и мудрый человек, рациональный и рассудительный. Но с другой стороны, он совершенно ничего не делает для того, чтобы развивать данные сильные качества – Григорий Печорин предвзято относится к образованию, полагая, что по сути своей оно бессмысленно. Помимо всего прочего, Григорий Александрович является человеком храбрым и независимым, способным принимать непростые решения и отстаивать своё мнение, но и у данных положительных аспектов его личности есть оборотная сторона – эгоизм и склонность к самолюбованию. Кажется, что Печорин не способен к бескорыстной любви, к самопожертвованию, он просто стремится получать от жизни то, чего хочет в данный момент, не задумываясь о последствиях.

Однако Григорий Печорин не одинок в специфике своего образа. Не зря говорят, что его образ можно назвать накопительным, отражающим целое поколение людей со сломанными судьбами. Вынужденные подстраиваться под условности и подчиняться прихотям других людей, их личности словно разделились на две части – естественную, данную от природы, и искусственную, ту, которую создали общественные устои. Возможно, в этом и причина внутреннего противоречия Григория Александровича.

Я полагаю, что в произведении «Герой нашего времени» Лермонтов стремился показать своим читателям, как страшно стать человеком, искалеченным нравственно. По сути, у Печорина в мягкой форме можно наблюдать то, что сейчас мы бы назвали раздвоением личности, а это, безусловно, серьёзное личностное расстройство, с которым самому никак не справиться. Поэтому жизнь Григория Александровича Печорина и подобна жизни некого существа, которое мечется в поисках дома или убежища, но никак не может его отыскать, как не может Печорин отыскать гармонию в собственной душе. В этом беда главного героя произведения. В этом беда целого поколения, а если задуматься, то и не одного.

Вариант 2

Главный герой романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова - Григорий Александрович Печорин. По признанию самого автора, Печорин – собирательный образ представителя поколения 30-х годов 19 века.

Печорин – офицер. Он одаренная натура, пытается действовать, чтобы найти сферу применения своим талантам, но ему это не удается. Печорин постоянно задает себе вопрос, для чего он жил, с какой целью родился.

Большую роль играет портрет Печорина, написанный самим автором. Сколь резок контраст между внешностью главного героя и его глазами (а ведь глаза – зеркало души)! Если во всем облике Печорина еще сохранилась детская свежесть, то глаза выдают человека опытного, трезвого, но…несчастного. Они не смеются, когда смеется их обладатель; не это ли признак внутренней трагедии одиночества?..

Бездушное отношение Печорина к Максиму Максимычу, привязавшемуся к нему всей душой, лишний раз убеждает нас в неспособности главного героя испытывать настоящие человеческие чувства.

Дневник Печорина представляет собой не просто констатацию ежедневных событий, а глубокий психологический анализ. Читая эти записи, мы, как ни странно, подумываем о том, что Печорин имеет право быть равнодушным к другим, потому что он равнодушен…к самому себе. Действительно, для нашего героя характерно странное раздвоение личности: один живет нормальной жизнью, другой судит этого первого и всех окружающих.

Пожалуй, полнее образ главного героя раскрывается в повести «Княжна Мери». Именно здесь Печорин высказывает свои взгляды на любовь, дружбу, смысл жизни; здесь он объясняет каждый свой поступок, причем не пристрастно, а объективно. «Во мне душа испорчена светом», - говорит Печорин. Это и есть объяснение характера «героя нашего времени» как «лишнего человека». Доктор Вернер Печорину не друг, а приятель – потому, что у них много общего; оба тяготятся светом, у обоих нестандартные взгляды на жизнь. Зато Грушницкий не может быть нашему герою даже приятелем - очень уж он зауряден. Неизбежна и дуэль героев – законный финал столкновения обывательского романтизма в лице Грушницкого и незаурядного характера Печорина. Печорин заявляет, что «презирает женщин, чтобы не любить их», но это ложь. Они играют большую роль в его жизни, взять хотя бы тот факт, что он рыдал от бессилия и неспособности помочь Вере (после письма ей), или его исповедь княжне Мэри: он настолько глубоко «впустил» ее в свою душу, как не впустил никого, объяснив причину и суть своих поступков. Но это была уловка: он возбудил сострадание в душе девушки, а через это – и любовь. А зачем?! От скуки! Он ее не любил. Печорин всем приносит несчастье: умирает Бэла, убит Грушницкий, страдают Мери и Вера, оставляют свой дом контрабандисты. Но при этом он и сам страдает.

Печорин - сильная, яркая и в то же время трагическая личность. Автор полностью уверен в том, что такой человек слишком неординарен, чтобы жить в общей «могиле». Поэтому Лермонтову ничего не оставалось, кроме как «убить» Печорина.

Сочинение 3

Михаил Юрьевич Лермонтов – ослепляющая звезда на небосклоне отечественной литературы. Его произведения поднимают проблемы смысла жизни, одиночества и любви. Не исключение и роман «Герой нашего времени», главный персонаж которого Печорин с удивительной точностью своим образом отражает авторские философские раздумья о жизни. Но что же самое западающее в душу читателя после прочтения романа? На этот вопрос я отвечу в своем сочинении.

Печорин – это персонаж, в котором собраны все пороки общества Николаевской эпохи. Он безжалостен, равнодушен, злобен и язвителен. Но почему же у читателя появляется теплое душевное сочувствие к Григорию Александровичу. Все, как не странно, просто. Каждый из нас видит в Печорине частичку себя, именно поэтому явно отрицательный персонаж видится читателям в какой-то мере даже героем. Его решения с объективной точки зрения настолько нелепые, вызывают одобрение у читающей публики, хотя бы его отношение к Вере.

Любя ее и имея возможность быть с ней, Печорин теряет единственно к чему он был не равнодушен. Почему? На этот вопрос можно ответить двояко: мотив вечного одиночества и душевной пустоты – вот основные мотивы творчества Лермонтова, а взглянуть в саму глубь произведения? Печорин не может быть с Верой по той причине, что он настоящий эгоист. Именно эгоист, и своим эгоистом и холодным отношением к ней, он доставляет ей боль, и его решение не быть с ней есть благородный поступок, ведь он всегда мог ее позвать, и он бы пришла – так говорила сама Вера.

Но в то же время Печорин любит веру. Как такое может происходить? Это ведь явное противоречие. Но ведь книга отражает жизнь, а жизнь полна двоякости и противоречий как внутренних, так и внешних, и раз Лермонтов смог отразить эту паршивую, но в то же время чудесную суть мира, то он по праву считается классиком!

Каждая страница романа меня потрясла, невообразимо глубокое знание человеческой души запечатлено на каждой странице произведения, и чем ближе к концу книги, тем больше можно восхищаться тем образом, который создал Лермонтов.

Сочинение Образ Печорина

Михаил Юрьевич Лермонтов – ярчайшая звезда российской поэзии 19 века, его произведения наполнены такими мотивами как одиночество, судьба и неразделенная любовь. Произведения Лермонтова очень хорошо отражали дух времени. Одним из таких является роман «Герой нашего времени», ключевой персонаж которого есть сбор основных, выделяющихся людей николаевской эпохи.

Григорий Александрович Печорин – молодой офицер, странствующий по Российской Империи по долгу службы. В первый раз перед читателем он предстает как герой рассказа Максима Максимовича, а после из собственных записок о жизненном пути. Лермонтов наделил Печорина непреодолимо сильным равнодушием к жизни и холодностью ко всему происходящему вокруг. Одним из его основных жизненных убеждений является фатализм. Особенно хорошо это проявляется в решении Печорина поехать на войну в Персию и в согласии пойти на заведомо нечестную дуэль с Грушницким.

Наплевательское отношение к собственной судьбе – вот один из ярчайших порок Печорина. Также Печорину недоступно чувство любви: он не только не может кого-то любить крепкой человеческой любовью, но и иметь к чему-либо долгосрочный интерес. Испытывая определенно положительные чувства к Верочке, Печорин не может позволить себе остаться с ней надолго, хотя читателю кажется, что Григорий Александрович желает быть с Верой. Но почему так происходит? Дело все в том, что Григорий Александрович Печорин является неприкрытым олицетворением одиночества, не судьба делает его одиноким, а он своими осознанными решениям предпочитает оставаться один.

Закрытость собственной души от внешнего мира и есть та самая часть себя, которую Лермонтов заложил в своем главном герое. Такой вывод можно сделать, прочитав такие стихотворения Лермонтова как «Выхожу один я на дорогу», «Парус», «Гляжу на будущность с боязнью», «И скучно, и грустно».

Но кто же такой Печорин? Почему роман называется «Герой нашего времени»? Лермонтов, видя откровенные, неприкрытые ничем пороки общества, нещадно закладывает их в Печорина. Именно в эпоху духовного вымирания, процветания эгоизма и николаевской тирании зародился роман. Именно поэтому многие критики положительно оценили Печорина, они увидел в нем не только общество, но и себя. Также в Печорине видит себя и каждый обыкновенный человека нашего общества, что свидетельствует о том, что с ростом технологий, изменением структуры общества, человеческие отношения и сам человек не меняются.

Вариант 5

В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» одним из основных персонажей является Печорин Григорий Александрович. Изучая текст, мы узнаем, что он приехал из Петербурга. О его внешности известно лишь то, что у него карие глаза, белокурые волосы и темные усы и брови. Человек среднего роста, широкоплечий. Он привлекателен, нравится женщинам. Их Печорин знает особенно хорошо, что, пожалуй, уже наскучило. Лермонтов позволяет познакомиться своему герою с Бэлой и Княжной Мери. Его судьба оказывается довольно сложной. В своем журнале персонаж описывает события и чувства на момент пребывания на Кавказе.

Григорий Александрович имеет как положительные качества, так и отрицательные. Мы видим, что он образованный, но не очень любит читать книги.

В главе «Княжна Мери » он встречает свою старую возлюбленную. Он поддается чувствам, а также, ради забавы влюбляет княжну Лиговскую. Сначала он хотел это сделать лишь из-за своего самолюбия, а также, это вызвало бы ревность его «приятеля». Он сделал больно ни в чем не виноватой Мери. Наказанием за этот поступок стал уезд Веры из Пятигорска. Печорин уже не смог ее догнать. С другой стороны, на дуэли он дал шанс Грушницкому отказаться от своих слов. Мы видим, что герой осознает последствия.

После всех событий с Лиговскими и Грушницким в главе «Бэла » Григорий обменивает княжну на лошадь. Для него она словно вещь. Мало того, что он разрушает семью, так еще и оценивает ее жизнь в лошадь. Жизнь человека бесценна, а он делает такой шаг. Герой любил ее, хотя, возможно, это была лишь влюбленность, а вскоре это наскучило ему. Он понимает, что исправить уже ничего не возможно и все чаще оставляет ее одну. Итогом оказалась трагичная смерть Бэлы. К счастью, он дал последний стакан воды умирающей героине. Эта ситуация сильно потрясла его.

Григорий Александрович страдал от того, что приносил несчастье окружающим его людям. Он искал свою радость, но никак не смог ее обрести. С одной стороны, мы ругаем его за все произошедшее, но с другой, он и сам понимает это и мучается. На его примере можно увидеть человека, который не смог достичь своего счастья. Он путался, терзал себя мыслями. В одних ситуациях его характер слабый, в других - сильный. Однако Григорий старался любым способом достичь своего внутреннего удовлетворения. Жаль только, что из-за этого пострадали невинные девушки. Читателю остается лишь понять его и, возможно, простить.

Образец 6

Выход в свет произведения «Герой нашего времени» получил различные мнения среди читающей публики.

Образ Печорина для них был непривычен. Автор поставил для себя основную цель -раскрыть этот образ. И хотя повести расположены в романе не по определенному порядку, в них точно и ярко показаны всевозможные черты печоринского характера. Так, в «Максим Максимыче» Печорин показан в исходном положении, им все испробовано и исчерпано. В «Бэле» же раскрыты все отрицательные черты характера нашего героя. Помещая персонаж в разные условия, Лермонтов хочет раскрыть нам отчужденность Печорина. Молодой человек, отщепенец общества не подчинялся моральным устоям того круга, откуда он вышел. Он жаждет приключения и опасности, так как полон необыкновенной энергией.

И все же наш герой – натура богато одаренная. Оценивая здраво свои поступки и действия других, он обладает умом аналитика. Его дневник-это саморазоблачение. Печорин имеет горячее сердце, которое способно горячо любить, скрывая правда его под маской равнодушия. Особенно это проявляется в эпизодах смерти Бэлы и встречи с Верой. Наш персонаж все-таки является волевым и активным человеком, и он способен к действиям. Но все его действия носят разрушительный характер. Во всех новеллах Печорин выступает разрушителем судеб. Он виновен в произошедших случаях со многими людьми, которые встретились на его пути. Но, нельзя упрекать Печорина в том, что он стал таким безнравственным человеком. Здесь виноваты окружающие его люди и мир, где невозможно было достойно применить лучшие качества.

Так, он научился обманывать, начал все скрывать, а свои чувства он давно похоронил в своем сердце.

Мне кажется, что если бы Печорин родился совершенно в ином времени, он смог бы использовать свои возможности на благо себя и окружающих людей. Поэтому- то этот герой и занимает основное место среди литературных персонажей «лишних людей». Ведь для того, чтобы эти люди не потеряли себя в этом мире, надо их пытаться понять и помочь им.

Для 9 класса

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Первые зрители Сыромятниковой для 6 класса (описание)

    Картина Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» залита солнечным светом. Здесь присутствуют элементы сразу нескольких жанров: портрет двух любопытных мальчиков, чудесный пейзаж за окном, бытовой жанр – обстановка комнаты. Все они гармонируют между собой

    Каждый человек в нашем мире хоть отдаленно, но знаком с несчастной и вечной историей любви Ромео и Джульетты. Шекспир настолько точно имел передавать состояние героев и описывать ситуации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Цитатная характеристика Печорина по произведению М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".

печорин онегин лермонтов образ

Ученика 10-Б класса

Галичян Олег

"Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера. Впрочем, это мои собственные замечания, основанные на моих же наблюдениях, и я вовсе не хочу вас заставить веровать в них слепо. Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные - признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.

Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! - Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей? Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен. Все эти замечания пришли мне на ум, может быть, только потому, что я знал некоторые подробности его жизни, и, может быть, на другого вид его произвел бы совершенно различное впечатление; но так как вы о нем не услышите ни от кого, кроме меня, то поневоле должны довольствоваться этим изображением. Скажу в заключение, что он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским."

Из новеллы "Максим Максимыч". Цитатная характеристика Печорина

Огромная любовь к Кавказу

1 . Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем, при виде голубого неба или внимая шуму потока, падающего с утеса на утес.

2 . “Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. ”

3 . Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и, верно, будет когда-нибудь опять.

Деятельная натура, стремящаяся к постоянному движению

1 . Слава - удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. (ч . I " Бэлла ")

2 . Идеи - создания органические, сказал кто-то: их рождение дает уже им форму, и эта форма есть действие; тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара.

3 . Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится.

Страсть к противоречиям

1 . Русские барышни большею частью питаются только платонической любовью, не примешивая к ней мысли о замужестве; а платоническая любовь самая беспокойная.

2 . Музыка после обеда усыпляет, а спать после обеда здорово: следовательно, я люблю музыку в медицинском отношении.

3 . Все почти страсти начинаются так, и мы часто себя очень обманываем, думая, что нас женщина любит за наши физические или нравственные достоинства; конечно, они приготовляют её сердце к принятию священного огня, а все-таки первое прикосновение решает дело.

4 . С тех пор, как поэты пишут и женщины их читают (за что им глубочайшая благодарность), их столько раз называли ангелами, что они в самом деле, в простоте душевной, поверили этому комплименту, забывая, что те же поэты за деньги величали Нерона полубогом

1 . Признаюсь, я имею сильное предубеждение против всех слепых, кривых, глухих, немых, безногих, безруких, горбатых и проч. Я замечал, что всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою: как будто с потерею члена душа теряет какое-нибудь чувство. (" Журнал Печорина " , " Тамань ")

2 . Вы, мужчины, не понимаете наслаждений взора, пожатия руки, а я, клянусь тебе, я, прислушиваясь к твоему голосу, чувствую такое глубокое, странное блаженство, что самые жаркие поцелуи не могут заменить его.

3 . Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость.

4 . Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья - и никогда не мог насытиться.

Не искренность

1 . Я лгал; мне хотелось ее побесить

2 . “Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни. ”

3 . Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях.

Манипуляция людьми

1 . Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается. (" Журнал Печорина " , " Княжна Мери ")

2 . Никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться ещё вдвое преступнее… и тогда…

3 . Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!

4 . Честолюбие есть не что иное как жажда власти, а первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?

Самолюбие

1 . О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар!. (" Журнал Печорина " , " Княжна Мери ")

2 . Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь - из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!

3 .". верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. "

Злопамятность

1 . Вот люди! все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, - а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!.

2. Я глупо создан: я ничего не забываю

3 . Всякое напоминание о минувшей печали болезненно ударяет в мою душу и извлекает из нее все те же звуки.

Отношение к дружбе и любви

Отношение к дружбе и любви

1 . Странная вещь сердце человеческое вообще, и женское в особенности!

2 . Я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только счастия, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь, - теперь я только хочу быть любимым, и то очень немногими; даже мне кажется, одной постоянной привязанности мне было бы довольно: жалкая привычка сердца!.

3 . Беспокойная потребность любви, которая нас мучит в первые годы молодости, бросает нас от одной женщины к другой, пока мы найдем такую, которая нас терпеть не может: тут начинается наше постоянство - истинная бесконечная страсть, которую математически можно выразить линией, падающей из точки в пространство; секрет этой бесконечности - только в невозможности достигнуть цели, то есть конца.

Взаимоотношение к женщинами

1 . Порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело; это открытие принадлежит Юной Франции. Она, то есть порода, а не Юная Франция, большею частью изобличается в поступи, в руках и ногах; особенно нос много значит. Правильный нос в России реже маленькой ножки. (" Журнал Печорина " , " Тамань ")

2 . Надобно отдать справедливость женщинам: они имеют инстинкт красоты душевной (" Журнал Печорина " , " Княжна Мери ")

3 . Женщины любят только тех, которых не знают.

4 . Женщины! женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает… То они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков… (Грушницкий )

5 . Нет ничего парадоксальнее женского ума; женщин трудно убедить в чем-нибудь, надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами; порядок доказательств, которыми они уничтожают свои предубеждения, очень оригинален; чтоб выучиться их диалектике, надо опрокинуть в уме своем все школьные правила логики.

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина

Онегин и Печорин - представители определенной исторической эпохи. В их делах и поступках авторы отразили силу и слабость своего поколения. Каждый из них - герой своего времени. Именно время определило не только их общие черты, но и различия.

Сходство образов Евгения Онегина и Григория Печорина бесспорно. Происхождение, условия воспитания, образование, формирование характеров - всё это общее для наших героев.

Это были начитанные и образованные люди, что ставило их выше остальных молодых людей их круга. Онегин - столичный аристократ с богатым наследством. Это человек с очень сложным и противоречивым характером. Он талантлив, умён и образован. Свидетельством высокой образованности Онегина является и его обширная личная библиотека.

Печорин - представитель дворянской молодёжи, сильная личность, в нем много исключительного, особенного: выдающийся ум, необыкновенная сила воли. Обладая значительными способностями, духовными запросами, оба не сумели реализовать себя в жизни.

В юности оба героя увлекались беззаботной светской жизнью, оба преуспели в "науке страсти нежной", в знании "русских барышень". Печорин говорит, что, знакомясь с женщиной, он всегда безошибочно отгадывал, будет ли она его любить. Женщинам он приносит только несчастье. И Онегин оставил не слишком хороший след в жизни Татьяны, не разделив сразу её чувства.

Оба героя проходят через несчастья, оба становятся виновниками гибели людей. И Онегин, и Печорин дорожат своей свободой. Характерное обоим равнодушие к людям, разочарованность и скука сказываются на их отношении к дружбе. Онегин дружит с Ленским, потому что делать нечего. А Печорин говорит, что к дружбе не способен, и демонстрирует это в своем холодном отношении к Максиму Максимычу.

Становится понятно, что есть и различия между героями романов Пушкина и Лермонтова. Онегин - эгоист, что в принципе и не его вина. Отец почти не обращал на него внимания, отдавая сына гувернёрам, которые лишь хвалили парня. Вот он и вырос в человека, который заботился лишь о себе, о своих желаниях, не обращая внимание на чувства и страдания других людей. Онегина не удовлетворяет карьера чиновника и помещика. Он вообще никогда не служил, что выделяет его из современников. Онегин ведёт жизнь свободную от служебных обязанностей.

Печорин же страдающий эгоист. Он понимает всю ничтожность своего положения. Печорин причисляет себя к их жалким потомкам, которые скитаются по земле без гордости и убеждений. Отсутствие веры в подвиг, любви и дружбы лишают его жизнь ценностей. Он не знает, зачем родился и зачем живёт. От своего предшественника Онегина Печорин отличается не только темпераментом, силой воли, но и степенью своего отношения к миру. В отличие от Онегина он не просто умён, он философ и мыслитель.

И Онегин, и Печорин, разочаровавшись в окружающей их жизни, идут на дуэль. Однако у каждого своя причина. Онегин боится общественного мнения, принимая вызов Ленского на дуэль. Печорин же, стреляясь с Грушницким, мстит обществу за несбывшиеся надежды.

Судьба посылает лермонтовскому герою испытание за испытанием, он сам ищет приключений, что важно. Это привлекает его, он просто живёт приключениями. Онегин же принимает жизнь такой, как она есть, плывёт по течению. Он дитя своей эпохи, избалованное, капризное, но послушное. Непослушание Печорина - его гибель. И Онегин, и Печорин - эгоистичные, но мыслящие и страдающие герои. Так как, причиняя боль другим людям, они страдают не меньше.

Сравнивая описание жизни героев, можно убедиться, что Печорин - это более активная личность. Онегин, как личность, остается для нас загадкой.

Но для нас эти герои остаются интересными и важными, как обладатели высокими человеческими достоинствами.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика образа главного героя Григория Печорина по произведению М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", первого русского реалистического романа в прозе. Печорин как представитель "лишних людей", его взаимоотношений с другими героями произведения.

    реферат , добавлен 30.01.2012

    Анализ внутреннего мира и переживаний главных героев повести Лермонтова "Герой нашего времени" - Печорина и Грушницкого, сравнительная характеристика. Мнение литературоведов Марченко и Белинского о Грушницком как "кривом зеркале" Печорина, обоснование.

    статья , добавлен 21.09.2010

    "Герой нашего времени" как многоплановое произведение, вобравшее в себя все основные мотивы личности и творчества Лермонтова. Образы Печорина и Максим Максимовича как противопоставление добра и зла в работах исследователей "Героя нашего времени".

    реферат , добавлен 11.04.2012

    Кавказские впечатления М.Ю. Лермонтова. Первое издание романа "Герой нашего времени". Творческие принципы следование правде жизни и критическая оценка героя. Таинственность в обрисовке Печорина. Обвинения и оправдания Печорина.

    реферат , добавлен 28.11.2006

    Главный герой романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", его друзья и недруги. Эпизод поединка как один из ключевых в романе. Ночь перед дуэлью. "Демонические" свойства натуры Печорина. Место образа Грушницкого в романе. Дневниковые записи героя.

    презентация , добавлен 14.10.2012

    Роман М. Ю. Лермонтова (1814-1841) "Герой нашего времени". Система образов. "Княжна Мери". Характер Печорина. Анализ лирического произведения элегия В.А. Жуковского "Славянка". Анализ стихотворение М.Ю. Лермонтова "Дума".

    контрольная работа , добавлен 13.04.2006

    Источники знаний Печорина и его отношение к разным родам литературы в целом. Общая характеристика мировоззрения Печорина. Безупречное владение родным языком. Способности рассказчика. Влияние творчества Руссо на Печорина. Влияние античных философов.

    реферат , добавлен 26.11.2008

    Центральная проблема романа Лермонтова "Герой нашего времени". Особенности композиции и сюжет произведения. Истоки печоринского индивидуализма. Жизненные позиции и нравственные принципы главного героя, особенности характера. Значение образа Печорина.

    сочинение , добавлен 29.01.2014

    Жанровые и композиционные особенности романа Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени", жанровая специфика произведения. Проблема смысла жизни и рока в главе "Фаталист". Трагическая обреченность Печорина и его отношение к предопределению.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

    Выявление тенденций в понимании и интерпретации образа Печорина в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ этапов духовного поиска, стремления вырваться из плена своего эгоистического "я". Установление причин духовной драмы героя времени.


Говорящая фамилия Печорина

Фамилия Печорина – говорящая, она явно указывает на его сходство с героем Александра Сергеевича Пушкина Евгением Онегиным. Их фамилии образованы одинаково: в качестве корня используются названия рек (Онега и Печора), и фамилия Печорина в данном случае намекает на то, что эти персонажи схожи по характеру, Печорина, как и Онегина, можно назвать "лишним человеком".

Внешность Печорина

Григорий Александрович Печорин – молодой офицер 25-ти лет, главный герой романа Михаила Юрьевича "Герой нашего времени".

Внешность Печорина говорит о том, что он является любимцем женщин: привлекательный, стройный, но с широкими плечами, белокурыми волосами и черными усами.

Происхождение, характер, образ Печорина

Характер Печорина очень противоречив: безнравственный, дерзкий, но умный, смелый и настойчивый, он понимает, что часто ведет себя неправильно, хотя не хочет меняться. Происходит Печорин из богатой дворянской семьи, он служит в Петербурге, но после одного случая с дуэлью его переводят на Кавказ. Большую часть жизни он прожил в светском обществе, но искренне ненавидит его, в том числе и женщин из этого общества, которых уже буквально видит насквозь. Печорин хорошо образован, знает французский язык, но практически не читает книг. Он скрытный человек, который хорошо разбирается в людях, но сам мало кому открывается. Он эгоистичен, решителен и считает, что у него нет друзей, только приятели. Он сильно избалован своим богатством и потому совершенно не дорожит своей жизнью, его ничего не радует и почти ничего не интересует. Он умирает в 30 лет по дороге из Персии в Россию.

Обновлено: 2018-03-03

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме