Ритм и его понятие. Характеристика различных видов ритма, использованных в композиции

rhythm) Понятие Р. имеет много значений. Вероятно, самое широкое определение, к-рое охватывает все значения этого слова, принадлежит Платону: "Ритм - это порядок в движении". Можно предложить вместо этого: "Ритм - это порядок в последовательности". Структуры временного порядка можно обнаружить в очень разнообразных сферах. Здесь мы будем обсуждать временной порядок в трех из них: космологии, биологии и восприятии. Есть сходства между первыми двумя сферами, но ни одна из них не связана с третьей. Космические ритмы известны нам по событиям, происходящим с течением времени независимо от наших действий, таким как сезонный Р. (смена времен года), лунный Р., влияющий на приливы и отливы, и в особенности суточный Р. (смена дня и ночи), к-рый в значительной степени отражается на нашей повседневной жизни. В растительном и животном мире имеет место многообразие биологических ритмов. Если рассматривать только челов. организм, то почти все наши телесные функции ритмичны. Эти Р. согласуются с функционированием различных систем, периодичность к-рых яв-ся эндогенной, но они могут играть роль синхронизатора, когда один из них оказывается связанным с другим. Безусловно, ночной Р. яв-ся базовым. Тем не менее, люди могут временно нарушать границы ночного Р., если они живут в искусственно созданных условиях, напр., на Крайнем Севере, или выполняют работу астронавтов. В этих случаях циркадный (суточный) Р. отличается от своей естественной продолжительности, будучи несколько длиннее 24 часов. Р. сна-бодрствования, хотя и более гибкий, обычно также подчиняется колебательной системе. Это обнаруживается у лиц, находящихся в "свободно протекающих" ситуациях, без влияния ночного Р. Р. сна-бодрствования регулирует жизнь астронавтов в космосе, где смена света и темноты происходит значительно быстрее. Тем не менее, несмотря на то, что соц. условия (ночная работа) или географическое обстоятельства (перелеты через океан) значительно изменяют Р. сна-бодрствования, можно убедиться, что эти новые Р. со временем начинают служить синхронизаторами Р. температуры тела, к-рый подстраивается к Р. активности. Эти адаптации важны, потому что не только чувство свежести или усталости зависит от Р. температуры тела; он также оказывает влияние на степень алертности и др. уровни активности. Эти Р., т. о., можно определить как эндогенные; их период времени мало подвержен изменению, но их фазы могут смещаться вследствие синхронизации с Р. того же периода времени (напр., влияние Р. активности на температуру). Наконец, есть Р., приобретенные посредством привычки (обусловливания). Так обстоит дело с Р. голода, связанным с нашими пищевыми привычками и отражающимся на нашей степени готовности к деятельности. Существует также еженедельный Р., связанный в частности с выходными днями, к-рый, когда наступает утро понедельника, создает легкие трудности с приспособлением заново к режиму работы, будь то в классе или на заводе. Перцептивные ритмы. Когда говорят о Р., то сразу вспоминают о музыке и поэзии; то есть о повторении через равные интервалы одного или нескольких элементов, организованных в цельные структуры. Это простое описание означает, что, в данных случаях, существует восприятие порядка в последовательности. Восприятие Р. заставляет нас задать два фундаментальных вопроса: а) каковы временные пределы, в к-рых воспринимается последовательность? б) Какова природа структур, которые обнаруживают тенденцию к повторению? Временные пределы воспринимаемого ритма. Основу восприятия Р. составляет способность к схватыванию и осознанию последовательных элементов как единого целого, аналогичная нашей способности охватывать взглядом часть пространства с определенного угла зрения. Эту способность к схватыванию-пониманию (capacity for apprehending) часто называют психическим настоящим (psychic present), поскольку оно соответствует восприятию, в к-ром существуют одновременно следующие один за другим элементы. Такой яв-ся наша способность воспринимать простые выражения, как напр., номер телефона. Это психол. настоящее (the psychological present) имеет границы, к-рые связаны как с длительностью, так и с природой элементов. Так, можно воспринимать последовательность двух идентичных звуков, к-рые следуют с пороговым интервалом от 0,1 с до 1,8 с, как единое целое. За пределами этой длительности звуки становятся элементами, воспринимаемыми как независимые друг от друга. Но сколько элементов можно воспринимать в этом настоящем? Здесь необходимо провести различие между разрозненными элементами и элементами, образующими структуру. Хотя мы способны схватить и осознать только около 5 букв алфавита, предъявленных в беспорядке, мы вполне можем воспринять 12 слогов, образующих стихотворение. В воспринимаемой структуре, независимо от того, повторяется она или нет, мы воспринимаем подгруппы, называемые блоками (chunks). Чем больше секционировано (разделено на части или блоки) воспринимаемое единство, тем дольше может быть психич. настоящее, при условии, что ни один внутренний интервал не превышает 1,8 с. Т. о., регулярное повторение одинаковых ситуаций дает нам восприятие не только единства (как при восприятии фразы), но и Р., как это имеет место в музыке, поэзии и танце. Это приводит нас к рассмотрению быстроты последовательности, или темпа. Темпом называют быстроту, с к-рой элементы структуры следуют один за другим и сами структуры развертываются во времени. Для отчетливого восприятия ритмического единства необходимо, чтобы продолжительность времени между элементами была достаточно короткой. При существенном замедлении чтения стихов или исполнения музыки восприятие ритма подавляется. Ритмические структуры. Рассмотрим простейший пример, в к-ром простой звук, повторяется с интервалами в 0,4 с. Эти звуки воспринимаются как связанные друг с другом. Если слушать внимательно, они воспринимаются как сгруппированные по 2 (реже по 3). При анализе этого восприятия становится заметно, что эти группы кажутся отличающимися друг от друга в одном или двух отношениях - или продолжительностью времени между группами (паузой), или акцентированием одного из двух элементов. Художественные ритмы. Очевидно, что художественные Р., в плане их темпоральности, яв-ся воспринимаемыми Р. Важно выяснить, существует ли связь между тем, что спонтанно создается творческими художниками, и законами Р., выведенными на основе экспериментальных процедур. Временные пределы. Р., создаваемые в поэзии и музыке, имеют периоды длительности, к-рые полностью укладываются в указанные воспринимаемые пределы. Средняя длительность ритмических мер составляет 3,2 с. Для поэтических строк, согласно Уоллину, средняя длительность составляет 2,7 с. Что качается числа элементов подструктур в музыке, композитор редко переходит границы 6 тактов, и слушатель обычно слышит единицы из двух или трех тактов. В поэзии, число слогов редко превышает 12, а каждая строка разделяется при восприятии на две, три или четыре части посредством ударений или пауз. Структура ритмических единиц в полной мере иллюстрируется примерами предшествующих анализов. За отсутствием документальных свидетельств, мы знаем от Аристоксена (IV в. до н. э.), что Р. яв-ся последовательностью длительностей, и что эти длительности не яв-ся произвольными. Существует минимальная неделимая длительность, а также кратные двум и трем величины этой длительности, так что Р. раскладывается на более или менее сложные серии кратких и долгих периодов, т. е. серий длительностей. Это также справедливо для танца, музыки и песнопений - иск-в, к-рые неотделимы друг от друга. Это верно для греческой и латинской поэзии. Сегодня, в зависимости от языка и традиций, поэзия носит скорее силлабический характер, с регулярными последовательностями ударений, а в классической поэзии рифма обеспечивает дополнительные указания. В классической музыке нашего времени композитор распоряжается набором разнообразных длительностей, потому что возможные длительности являются бинарным делением достаточно длинной ноты, называемой полубревис (the semibreve). Она делится на половинные, четвертные, восьмые ноты, и т. д., не считая дальнейших градаций. Композитор, во фрагменте, к-рый яв-ся гомогенным с т. зр. темпа, делает ведущим употребление двух нот, к-рые находятся в двух или трехдольном отношении (восьмая и четвертная, или двойная восьмая-восьмая, иногда двойная восьмая - полувосьмая), и это в пропорции от 70 до 80%. Очевидно, что есть короткие ноты, длинные ноты и тишина. Мы полагаем, что эти неровности (accidents) яв-ся творениями артиста, к-рый пытается избежать детерминизма, требующего предпочтительного использования только двух периодов длительности, кратчайший из которых является наиболее частым. Как можно было бы объяснить это спонтанное преобладание, канонизированное практикой, только лишь двух длительностей в ритмических структурах? Здесь можно вспомнить общий закон, к-рый часто оказывается работающим в области перцепции: понимание упрощения как двухстороннего процесса уподобления элементов, лишь незначительно отличающихся друг от друга, и различения, к-рое имеет тенденцию к подчеркиванию различий, оставшихся после уподобления. Но в случае длительностей, используемых в Р., нужно помнить еще и о передаваемой информ. При использовании шкалы абсолютных воспринимаемых длительностей было установлено, что мы не можем различать число длительностей, превышающее две или, самое большее, три. В этом состоит ограничение на временное восприятие, к-рое накладывалось на художника во все времена. Оно также накладывалось на работу тех, кто создавал алфавит на основе чередующихся длительностей, такой как азбука Морзе, состоящая из системы точек и тире. Ритмы движений. Для изучения законов Р. мы используем не только образы восприятия, но и аспекты движения. Сначала нужно отметить, что воспринимаемые Р., особенно в иск-ве, созданы двигательной или вербальной активностью чел. Фактически, существует гармония между Р. создаваемыми и Р. воспринимаемыми. Эта гармония обнаруживает себя, в особенности, в том факте, что слышимые Р. вызывают вполне реальную моторную индукцию, характеризующуюся периодичностью движений. Этот феномен наблюдается с самого раннего возраста. Ребенок в возрасте 1 года может осторожно покачиваться, слушая ритмичные музыкальные произведения, и даже взрослым приходится сдерживать спонтанные движения при слушании музыки. Эта спонтанность обнаруживается также в нашей трудности выделения такта, к-рый, напр., находится между двумя обычными ударениями, или того, что называют синкопирование. Обычно требуется большая практика, чтобы отбивать два различных ритма разными руками, чтобы создать полиритм. Возвращаясь к спонтанной синхронизации музыки, можно ясно увидеть, что движение сопровождает главную точку ударения, но если структура яв-ся длительной и сложной, синхронные движения создаются вторичными точками ударения. Все это происходит, как если бы индуцированные сопровождающие движения должны оставаться сцепленными, что означает, что разделяющие их интервалы должны быть определено меньше 1,8 с. Моторная индукция и синхронизация придают ритмам качества, отличные от воспринимаемых. Мышечно-звуковая гармония вызывает эмоциональные реакции, характерные для восприятия Р. Кроме того, спонтанная синхронизация делает поправку на социализацию ритмической деятельности, каковая имеет место в танцах, оркестровой музыке и хоровом пении. Эта социализация деятельности всегда яв-ся источником стимуляции. Пространственные ритмы. О пространственных Р. говорят меньше, чем о слуховых. Напр., при описании движения легче говорить о форме или пропорции. Вполне естественно, что существуют последовательности, но они часто развертываются в трехмерном контексте, что усиливает последующие трудности. Когда рассматриваются только линейные последовательности, заметно, что они часто подобны ритмическим структурам с регулярными повторениями идентичных элементов, как засаженная деревьями аллея, или образованы повторением вторичных или даже третичных структур с регулярными промежутками между группировками. Даже в рядах окон, напр., можно обнаружить более сложные структуры с элементами, вариация к-рых имеет повторяющийся характер. См. также Слуховое восприятие, Циркадный ритм, Перцептивная организация П. Фресс

Нарушения ритма сердца - очень сложный раздел кардиологии. Людям, не имеющим представления о строении сердца, его проводящей системе, трудно будет разобраться в механизмах возникновения аритмии. Да и не нужно! Для этого существует целый раздел кардиологии, который занимается только нарушениями ритма сердца (аритмология), а врач, который их лечит, - аритмолог. Каждый должен заниматься своим делом.

Аритмии очень часто встречаются в нашей жизни, и каждый человек должен знать, что такое аритмия, как и при каких обстоятельствах она возникает, как она проявляется и чем опасна.

Максимально просто, не углубляясь в физиологические механизмы возникновения аритмий, рассмотрим наиболее часто встречающиеся их виды. Что такое аритмия

В сердце есть специальный узел - синусовый. Он задает ритм всему сердцу. Правильный (нормальный) ритм сердца так и называется - синусовый ритм. Частота сердечных сокращений при нормальном (синусовом) ритме равна 60-90 ударов в минуту. Все нарушения ритма (аритмии) - это неправильные (не синусовые) ритмы, с повышенной (более 90 ударов в минуту) либо с пониженной (менее 60 ударов в минуту) частотой сердечных сокращений. Другими словами, это любое отклонение от нормы.

Если сердце бьется быстрее 100 ударов в минуту - это уже нарушение, называемое тахикардией (учащение сердечных сокращений). Если сердце бьется реже, к примеру, 55 ударов в минуту - это брадикардия (редкие сердечные сокращения).

У маленьких детей частота сердечных сокращений не 60-90 ударов в минуту, как у взрослых, а 140 и больше, поэтому для детей 140 ударов в минуту - норма.

Классификация аритмий. Какие бывают аритмии?

1. Синусовая тахикардия - учащение частоты сердечных сокращений до 120-200 ударов в минуту при сохранении нормального ритма (сердце бьется чаще, но ритм правильный).

Синусовая тахикардия - нормальный ответ сердца на физическую нагрузку, стресс, употребление кофе. Она носит временный характер и не сопровождается неприятными ощущениями. Восстановление нормальной частоты сердечных сокращений происходит сразу же после прекращения действия факторов, ее вызвавших.

Врачей настораживает только та тахикардия, которая сохраняется в покое, сопровождается чувством нехватки воздуха, одышкой, ощущением сердцебиения. Причинами такой тахикардии могут быть заболевания, которые проявляются в нарушении ритма сердца или сопровождаются им: гипертиреоз (заболевание щитовидной железы), лихорадка (повышение температуры тела), острая сосудистая недостаточность, анемия (малокровие), некоторые формы вегето-сосудистой дистонии, применение лекарственных препаратов (кофеин, эуфиллин).

Тахикардия отображает работу сердечно-сосудистой системы в ответ на снижение сократительной способности сердца, которую вызывают такие заболевания сердца, как хроническая сердечная недостаточность, инфаркт миокарда (отмирание участка сердечной мышцы), тяжелый приступ стенокардии у больных с ишемической болезнью сердца, острый миокардит (воспаление сердечной мышцы), кардиомиопатии (изменение формы и размеров сердца).

2. Синусовая брадикардия - замедление частоты сердечных сокращений менее 60 ударов в минуту.

У здоровых людей она свидетельствует о хорошей тренированности сердечно-сосудистой системы и часто встречается у спортсменов (в ответ на нагрузку сердце не начинает сильно биться, потому что привыкло к нагрузкам).

Причины возникновения брадикардии, не связанные с заболеваниями сердца: гипотиреоз, повышение внутричерепного давления, передозировка сердечными гликозидами (препаратами для лечения сердечной недостаточности), инфекционные заболевания (грипп, вирусный гепатит, сепсис и пр.), гипотермия (понижение температуры тела); гипер-кальциемия (повышенное содержание кальция в крови), гиперкалиемия (повышенное содержание калия в крови).

Причины возникновения брадикардии, связанные с заболеваниями сердца: инфаркт миокарда, атеросклероз (отложение атеросклеротических бляшек на стенке сосуда, которые при разрастании, суживают просвет сосуда и ведут к нарушению кровообращения), постинфарктный кардиосклероз (рубец на сердце, мешающий его полноценной работе).

3. Пароксизмалъная желудочковая тахикардия - внезапно начинающийся и внезапно заканчивающийся приступ учащения сердечных сокращений от 150 до 180 ударов в минуту.

Этот вид аритмии возникает у людей при следующих заболеваниях сердца: инфаркт миокарда, аневризма постинфарктная (образование сосудистого «мешка» с кровью на месте инфаркта после его рубцевания), кардиомиопатии, пороки сердца (изменения в строении, структуре сердца, мешающие его нормальной работе).

Пароксизмальная желудочковая тахикардия у женщин встречается в 2 раза чаще, чем у мужчин, нередко вызывает снижение артериального давления и потерю сознания.

4. Экстрасистолия - внеочередные сокращения сердца. Может протекать бессимптомно, но чаще больные ощущают толчок или замирание сердца.

Причины возникновения экстрасистолии, не связанные с заболеваниями сердца: стресс и, как следствие, сосудистая реакция; эмоциональное перенапряжение, переутомление; злоупотребление кофе, курением, алкоголем, часто при отмене алкоголя на фоне хронического алкоголизма (абстинентный синдром); употребление наркотиков.

Причины возникновения экстрасистолии, связанные с заболеваниями сердца: ишемическая болезнь сердца, острый инфаркт миокарда; митральный стеноз (сужение митрального клапана сердца), ревмокардит (заболевание сердца на фоне ревматизма), тиреотоксикоз (заболевание щитовидной железы), интоксикация сердечными гликозидами.

5. Фибрилляция желудочков - тяжелое состояние, при котором сердце сокращается хаотично, не связно, не имеет никакого ритма. Как правило, фибрилляция желудочков сердца - осложнение после обширного инфаркта миокарда, является причиной смерти

Причины нарушения ритма (аритмии)

1. Сердечно-сосудистые заболевания:

  • ишемическая болезнь сердца (инфаркт миокарда, стенокардия, постинфарктный кардиосклероз) - чаще возникают желудочковые аритмии и внезапная остановка сердца ввиду поражения сердечной мышцы и снижения возможности сердца сокращаться:
  • сердечная недостаточность - происходит увеличение отделов сердца, потеря эластичности сердечной мышцы, она перестает адекватно сокращаться, кровь застаивается внутри сердца, либо возникает завихрение ее потоков, в результате развивается аритмия;
  • кардиомиопатия - при растяжении, истончении либо утолщении стенок сердца снижается сократительная функция сердца (оно не справляется со своей работой), что и приводит к развитию аритмии;
  • приобретенные пороки сердца - нарушения строения и структуры сердца (чаще после ревматизма), которые влияют на его работу и способствуют развитию аритмии;
  • врожденные пороки сердца - врожденные нарушения строения и структуры сердца, которые влияют на его работу и способствуют развитию аритмии;
  • миокардит - воспалительное заболевание сердечной мышцы, которое резко снижает функцию сердца (мешает ему сокращаться) и может вызвать различные аритмии; пролапс митрального клапана - преграда в митральном клапане, которая мешает перетекать крови из левого предсердия в левый желудочек (в норме), кровь из желудочка забрасывается обратно в предсердие (откуда и пришла, а этого быть не должно), все эти нарушения могут спровоцировать возникновение аритмии.

2. Лекарственные препараты. Передозировка сердечных гликозидов, антиаритмических препаратов, диуретиков, бета-блокаторов (препаратов для регуляции артериального давления и частоты сердечных сокращений) приводит к нарушению ритма сердца (аритмии).

3. Электролитные нарушения (нарушение водно-солевого баланса в организме): гипокалиемия, гиперкалиемия, гипомагниемия (снижение магния в крови), гиперкальциемия (повышенное содержание кальция в крови).

4. Токсическое воздействие на сердце: курение, алкоголь, биоактивные добавки, лечение травами, работа с отравляющими веществами (ядами).

Клинические проявления (симптомы и признаки) аритмии

Аритмии могут долгое время никак не проявляться, и больной может не подозревать о наличии у него аритмии до того момента, пока врач не выявит заболевание при обычном медицинском осмотре или снятии электрокардиограммы.

Но зачастую аритмии не такие уж «тихони» и заявляют о себе, существенно мешая человеку жить привычной жизнью. Они могут проявляться в виде «переворачивания», «переливания» и «замирания» сердца, но чаще - это ощущение перебоев в сердце, усиленного сердцебиения, «трепыхания» сердца, чрезвычайно быстрое или наоборот медленное биение сердца, головокружение, одышка, боль в грудной клетке давящего характера, чувство «провала» земли под ногами, тошнота и (или) рвота (особенно при переходе нормального ритма в аритмию, и наоборот, при его восстановлении из аритмии в нормальный ритм сердца), потеря сознания.

Такие разнообразные проявления аритмии не всегда говорят о сложности нарушения ритма. Люди с незначительными нарушениями ритма могут терять сознание, а больные, у которых имеются действительно угрожающие для жизни нарушения ритма, не предъявляют никаких жалоб. Все очень индивидуально.

Факторы риска развития аритмии

Возраст - с возрастом сердечная мышца, наш насос, ослабевает и может дать сбой в любую минуту, а заболевания, которые мы «накопили» за жизнь, усугубят ситуацию.

Генетика - у людей с врожденными аномалиями (пороками) развития сердца и его проводящей системы аритмии встречаются намного чаще.

Заболевания сердца - инфаркт миокарда и рубец на сердце, который образуется после него, ишемическая болезнь сердца с поражением сосудов и ревматизм с поражением клапанов сердца являются благодатной почвой для развития аритмии.

Артериальная гипертензия (систематическое повышение артериального давления) - повышает риск развития ишемической болезни сердца и способствует развитию гипертрофии левого желудочка (увеличение его в размерах), что также увеличивает риск развития аритмии.

Ожирение - непосредственный фактор риска для развития ишемической болезни сердца со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Сахарный диабет - неконтролируемое повышение глюкозы в крови может легко запустить механизм развития аритмии; ишемическая болезнь сердца и артериальная гипертензия, способствующие развитию аритмии, - верные спутники сахарного диабета.

Прием лекарственных средств - бесконтрольное применение мочегонных, слабительных препаратов ведет к нарушению водно-солевого баланса в организме и может вызвать аритмию.

Электролитные нарушения - калий, магний и натрий составляют основу сократительного механизма сердца, следовательно нарушение их равновесия (дисбаланс) может привести к возникновению аритмии.

Кофе, курение и наркотики - причина развития экстрасистолии; амфетамин и кокаин провоцируют фибрилляцию желудочков и внезапную остановку сердца.

Злоупотребление алкоголем - риск развития фибрилляции желудочков; хронический алкоголизм приводит к развитию кардиомиопатии (увеличению отделов сердца), после чего следует снижение сократительной функции сердца и присоединение аритмии. Осложнения аритмии

Человек, имеющий аритмию, автоматически попадает в группу риска по развитию инфаркта миокарда и инсульта, поскольку сердце сокращается неправильно, кровь застаивается, образовываются тромбы (сгустки), которые с током крови разносятся по всему организму, и в том сосуде, где застрянет тромб, случается катастрофа. Если тромб попадет в коронарные (сердечные) сосуды, то будет инфаркт, если в сосуды головного мозга - инсульт. На третьем месте, после сосудов сердца и головного мозга, стоят сосуды нижних конечностей.

Аритмия может стать причиной развития таких заболеваний как инфаркт миокарда, инсульт сосудов головного мозга, тромбоэмболия легочной артерии, тромбоз сосудов кишечника, тромбоз сосудов конечностей с последующей ампутацией, а также привести к внезапной остановке сердца. Диагностика аритмии ЭКГ (электрокардиограмма) - записывают электрическую активность сердца, оценивают ритм, частота сердцебиения и состояние отделов сердца.

УЗИ или ЭХОКГ (эхокардиография) - получают изображение сердца. Этот метод позволяет увидеть все размеры, формы и аномалии сердца; определить, как работают клапаны и отделы сердца; распознать рубцы после перенесенного инфаркта миокарда; оценить сократительную функцию сердца.

Суточное мониторирование по Холтеру - регистрация ЭКГ в течение суток, которая возможна благодаря датчику, закрепленному на больном. Он носит его 24 ч, при этом ЭКГ записывается в процессе повседневных нагрузок и во время ночного сна. Через 24 ч оценивают ритм, эпизоды аритмии, в какое время возникали и с чем связаны.

ЭФИ и картирование (электрофизиологическое исследование) - самый точный и информативный метод определения аритмии. Суть его в том, что в полость сердца вводят тончайшие катетеры, распознающие участок сердца, из которого исходят неправильные импульсы. При этом используют тепловое радиочастотное воздействие, позволяющее не только выявить, но и устранить очаг аритмии.

Лечение нарушений ритма сердца (аритмии)

Лечить аритмию самостоятельно ни в коем случае нельзя! Те рекомендации, которые можно встретить в сети Интернет по поводу самолечения аритмии - безграмотность, очевидная халатность и наплевательское отношение к больному и его жизни. Аритмия - это нарушение работы сердца, самого главного мотора в организме человека, и неумелое его лечение, а именно самолечение, может привести человека к смерти.

Аритмию должен лечить врач после проведения специального обследования и определения вида аритмии: из какого участка сердца и под воздействием каких причин возникло данное состояние.

Цель лечения аритмии - восстановление правильного (синусового) ритма сердца, уменьшение проявлений аритмии, устранение ее последствий и профилактика осложнений.

Существуют два вида лечения аритмии: медикаментозное и хирургическое.

Медикаментозное лечение аритмии

Предусматривает назначение и применение противоаритмических лекарственных препаратов. Их ассортимент достаточно велик. В кардиологической практике существует четыре класса противоаритмических препаратов.

1. Противоаритмические препараты: верапамил, аденозин, дигоксин - применяют для устранения предсердных аритмий; лидокаин, дизопирамид, микслетин - при желудочковых аритмиях; амиодарон, пропафенон, флекаинид - как при предсердных, так и при желудочковых аритмиях.

Амиодарон (кордарон) - наиболее часто используемый и хорошо зарекомендовавший себя препарат для лечения почти всех видов аритмий. Его назначают при аритмиях у пациентов с инфарктом миокарда и сердечной недостаточностью. При внутривенном введении противоаритмическая активность проявляется в течение первых 10 мин после введения. Обычно первые две недели после возникновения аритмии кордарон применяют внутрь для насыщения сердца, а затем снижают дозу до поддерживающей и продолжают принимать в дальнейшем. Противопоказания к применению: брадикардия (редкий пульс, 50 ударов в минуту и меньше), бронхиальная астма, блокады (атриовентрикулярные) сердца, заболевания щитовидной железы и период беременности.

2. Бета-адреноблокаторы - группа лекарственных препаратов, обладающая антиаритмическим и выраженным гипотензивным (снижающим артериальное давление) эффектом. Бета-блокаторы уменьшают частоту сердечных сокращений и препятствуют развитию сердечной недостаточности. Противопоказанием к применению бета-блока-торов являются хронические заболевания органов дыхания и бронхиальная астма, поскольку их прием может вызвать приступ удушья.

3. Сердечные глйкозиды - увеличивают сократительную способность миокарда, улучшают кровообращение и уменьшают нагрузку на сердце (дигоксин, дигитоксин, строфантин, коргликон).

4. Метаболические препараты - способствуют улучшению обмена веществ, питанию сердечной мышцы и защищают миокард от ишемического воздействия.

Хирургическое лечение аритмии Радиочастотная абляция - процедура, позволяющая при помощи небольших проколов полностью вылечить аритмию. Специальным катетером в сердце прижигают область (источник) аритмии и восстанавливают правильный ритм сердца.

Установка электрокардиостимулятора (ЭКС) - прибора, устраняющего аритмию сердца. Главной функцией ЭКС является навязывание определенной (нужной) частоты сердечных сокращений сердцу пациента для поддержания правильного сердечного ритма. Например, если у больного брадикардия (медленный пульс) с частотой сердечных сокращений 40 ударов в минуту, то при постановке ЭКС задается правильный ритм с частотой 80 уда-

ров в минуту. Существуют одно-, двух- и трехка-мерные ЭКС. Однокамерные ЭКС включаются по требованию. Когда на фоне нормальных ритма и частоты сердечных ЧСС появляется брадикардия (ЧСС составляет 40-50 ударов в минуту), включается кардиостимулятор с нужной частотой сердечных сокращений. Двухкамерные ЭКС автоматически контролируют ЧСС. Трехкамерные ЭКС применяют для лечения аритмий, угрожающих жизни пациента (желудочковые аритмии), и являются надежной профилактикой внезапной смерти.

Существует так называемый кардиовертер - дефибриллятор. Он мгновенно включается и стимулирует работу сердца, другими словами, реанимирует сердце при развитии угрожающих для жизни аритмий.

Мерцательная аритмия или фибрилляция предсердий

Мерцательная аритмия (МА) - нарушение сердечного ритма, сопровождающееся увеличением частоты сердечных сокращений до 350-700 ударов в минуту. При этом ритм сердца абсолютно беспорядочный и нет возможности точно подсчитать пульс. МА чаще развивается после 60 лет и составляет 40 % всех госпитализаций по поводу аритмий.

Причины возникновения МА: заболевания сердца (инфаркт миокарда, артериальная гипертензия, сердечная недостаточность, кардиосклероз, миокардит, ревматические пороки сердца); заболевания других органов (тиреотоксикоз; интоксикация наркотическими веществами; передозировка сердечными гликозидами; острые отравления алкоголем и хронический алкоголизм; неконтролируемый прием мочегонных препаратов; гипокалиемия - уменьшение содержания калия в крови; осложнение тяжелых отравлений и передозировка мочегонных препаратов;, стресс и нервно-психическое перенапряжение).

Формы МА по характеру клинического течения: пароксизмальная - впервые возникший приступ, который длится до пяти суток, чаше менее суток; персистирующая - состояние, когда приступы периодически повторяются, длится приступ более семи суток, но при эффективном лечении снимается сразу же после возникновения, через 3-5 ч; хроническая (постоянная) - беспорядочные сокращения сердца на протяжении длительного времени.

  • По скорости сердечных сокращений различают следующие варианты МА: нормосистолический - неправильный ритм сердца в нормальном темпе (60-90 ударов в минуту);
  • тахисистолический - неправильный ритм сердца в быстром темпе (90 и более ударов в минуту), такую форму аритмии пациенты переносят хуже всего;
  • брадисистолический - неправильный ритм сердца в медленном темпе (60 и менее ударов в минуту).

1. Мерцание (фибрилляция предсердий). В норме импульсы от предсердий поступают в желудочки сердца, происходит их сокращение, при котором кровь выталкивается из сердца. Мерцание (фибрилляция предсердий) - сокращение не всего предсердия, а только его участочков, и оставшиеся импульсы не доходят до желудочков, а только дергают их и заставляют сокращаться в неправильном режиме. В результате не происходит полноценной передачи импульса от предсердия к желудочкам и правильное сокращение сердца невозможно.

2. Трепетание предсердий - учащенные сокращения предсердий в правильном ритме, но очень быстрое (200-400 ударов в минуту). При этом страдает сокращение как предсердий, так и желудочков. Предсердия не успевают расслабиться, потому что работают в очень быстром темпе. Они переполняются кровью и не успевают отдавать ее желудочкам. Из-за такого «жадного» отношения предсердий к крови страдают желудочки сердца, которые не могут получить достаточно крови, для того чтобы вытолкнуть ее из сердца и отдать всем органам и тканям организма.

Симптомы и жалобы больных при мерцательной аритмии

Некоторые пациенты могут не чувствовать аритмии и при этом хорошо себя чувствовать. Другие - ощущают учащенное сердцебиение, «перебои» в сердце, одышку, усиливающуюся при минимальной физической нагрузке. Боль в груди может быть не всегда. Некоторые пациенты ощущают пульсацию шейных вен. Все это сопровождается слабостью, потливостью, чувством страха и учащенным мочеиспусканием. При очень высокой частоте сердечных сокращений (200-300 и более ударов в минуту) отмечаются головокружение и обмороки. Все эти симптомы практически сразу же исчезают после восстановления нормального ритма. При переходе ритма (с правильного ритма в аритмию и из аритмии в правильный ритм) может быть тошнота и рвота. Пациенты, страдающие постоянной (хронической) формой МА, перестают ее замечать. Жалобы появляются только при повышении артериального давления, стрессе и физической нагрузке, потому что меняется частота сердечных сокращений и аритмия напоминает о себе.

Осложнения мерцательной аритмии

Тромбоэмболия и инсульт. При наличии внутрисердечных тромбов МА выступает мощным провокатором развития тромбоэмболии в различных органах. При МА из сердца с током крови тромбы попадают в сосуды головного мозга и вызывают инсульт. Каждый седьмой инсульт развивается у пациентов с МА.

Сердечная недостаточность. МА у людей, страдающих митральным стенозом (сужение митрального клапана сердца) и гипертрофической кардиомиопатией (утолщение стенок сердца), на фоне сердечной недостаточности может привести к развитию сердечной астмы (приступ удушья) и отеку легкого.

Дилатационная кардиомиопатия. МА на фоне сердечной недостаточности провоцирует ее и быстро приводит к развитию дилатационной кардиомиопатии (увеличение полостей сердца).

Аритмогенный шок. МА на фоне сердечной недостаточности может стать причиной развития аритмогенного шока (резкое снижение артериального давления, потеря сознания и остановка сердца).

Остановка сердца. МА (фибрилляция предсердий) может перейти в фибрилляцию желудочков и вызвать остановку сердца.

Диагностика мерцательной аритмии аналогична описанной выше (ЭКГ, ЭХОКГ или УЗИ сердца, холтеровское суточное мониторирование, ЭФИ и картирование, а также включает беседу с больным (выясняют предположительные причины аритмии, давно ли человек страдает мерцательной аритмией, как часто и при каких условиях проявляет себя аритмия), его осмотр (выслушивают беспорядочные сердечные сокращения и определяют частоту пульса) и чрезпищеводное электрофизиологическое исследование - метод исследования сердца, который дает возможность определить источник и механизм развития МА).

Лечение мерцательной аритмии

Назначать лекарство, подбирать дозы и восстанавливать ритм должен только врач!

Цели медикаментозного лечения МА: восстановление правильного (синусового) ритма сердца, предотвращение рецидивов (повторов) приступа МА, контроль частоты сердечных сокращений и поддержание правильного ритма сердца, профилактика тромбоэмболии. При МА в первую очередь необходимо лечение заболеваний, приведших к развитию аритмии.

Медикаментозное лечение МА (фибрилляции предсердий) аналогично описанному выше и включает: противоаритмические препараты, бета-блокаторы, антикоагулянтную терапию, метаболические препараты,

Хирургическое лечение МА (фибрилляции предсердий):

  • Радиочастотная абляция. При часто повторяющихся приступах или хронической форме МА проводят «прижигание» (с помощью специального электрода) участка сердца, отвечающего за проведение импульса, и тем самым вызывают полную блокаду в сердце. После этого устанавливают кардиостимулятор, который и задает сердцу правильный ритм.
  • Радиочастотная изоляция легочных вен. Это метод радикального устранения МА (эффективность около 60 %). Очаг «неправильного» возбуждения, находящийся в устье легочных вен, изолируется от предсердий.

С каждым годом разрабатывают новые методики хирургического лечения аритмий, совершенствуют противоаритмические препараты, уменьшают число побочных эффектов; не прекращаются исследования по выведению универсального противоаритмического препарата. Но все это не дает нам право не лечиться вовремя и правильно.

Чем дольше держится аритмия, тем больше вероятность того, что она останется на всю жизнь. Вам нужны такие попутчики? Избавляйтесь от них, пока не поздно…

Внимание! Вся информация в статье предоставлена исключительно в ознакомительных целях и не может быть принята как руководство к самолечению.

Лечение заболеваний сердечно-сосудистой системы требует консультации кардиолога, тщательного обследования, назначения соответствующего лечения и последующего контроля за проводимой терапией.

prom-nadzor.ru

Причины заболевания

Прич ины аритмии могут быть весьма разные. Их вызывают разные заболевания или особые состояния организм.

К основным причинам, провоцирующим недуг, можно отнести следующие факторы:

  • ишемическая болезнь сердца;
  • травмы сердца;
  • миокардит;
  • сердечная недостаточность;
  • пороки сердца;
  • сильные переживания;
  • переутомление;
  • анемия.

Нарушение сердечно ритма, всегда символизирует о каких-либо заболеваниях или проблемах, связанных со здоровьем, поэтому, не стоит пренебрегать ими. Наличие аритмии – повод обратиться к врачу для обследования.

Виды аритмии

На то какая бывает форма аритмии, влияет частота сердечных сокращений. В связи с этим, отмечают следующие виды аритмии:

  • тахикардия;
  • брадикардия;
  • экстрасистолия;
  • мерцательная аритмия;
  • блокада сердца.

Тахикардия

Тахикардия является наиболее распространенным видом нарушения сердечного ритма. Она проявляет себя учащенным сердцебиением. Частота сердечных сокращений превышает 90 ударов в минуту.

В некоторых случ аях тахикардия может появляться и у здоровых людей. Она возникает:

  • при стрессах;
  • после физических нагрузок;
  • после приема некоторых лекарств;
  • при приеме крепкого чая, кофе, алкоголя.

Тахикардия нередко диагностируется у детей дошкольного возраста. Это не относится к патологическим явлениям. Она протекает благоприятно и относится к физиологической норме.

Патологическая тахикардия несет в себе немало опасностей. Увеличение сердцебиения влияет на снижение объема выброса крови, в результате чего, понижается кровяное давление и ухудшается кровоснабжение всех жизненно важных органов.

Тахикардия в свою очередь делится еще на два подвида:

  1. Эктопическая тахикардия.

Синусовая тахикардия чаще всего бывает у людей со здоровым сердцем, но страдающих вегето-сосудистой дистонией. Иногда она свидетельствует о наличии сердечной недостаточности.

Причиной эктопической формы тахикардии являются тяжелые заболевания сердца, такие, как инфаркт миокарда и миокардит.

Если при тахикардии сердечный ритм повышается, то при брадикардии, напротив, сердце начинает биться медленнее. У человека появляется слабость и головокружение, есть риск потери сознания.

Потеря сознания в этом случае длится не более 2 минут, после чего человек приходит в себя. Артериальное давление нестабильное.

Причиной развития брадикардии могут стать некоторые заболевания:

  • повышение внутричерепного давления;
  • отек или опухоль мозга;
  • язвенная болезнь желудка;
  • инсульт;
  • инфаркт миокарда;
  • кардиосклероз.

Кроме того, брадикардия может возникнуть при превышении дозы лекарственных препаратов или отравлении токсичными веществами.

Брадикардия может носить возрастной характер и возникать у людей, достигших 60 лет.

Л егкая форма брадикардии практически не ощущается, а вот патологическая форма имеет определенные симптомы. К ним относят:

  • боли в области сердца груди;
  • одышка;
  • отек ног;
  • шум в ушах;
  • бледность.

При тяжелых формах брадикардии для стабилизации сердечного ритма врач назначает медикаментозную терапию. В редких случаях приходится прибегать к хирургической операции и внедрению кардиостимулятора.

Эк страсистолия проявляется внеочередным сердечным сокращением, которое ощущается внезапным сердечным толчком. Может чувствоваться замирание сердца, прилив крови к голове. Также характерны следующие симптомы:

  • прилив жара;
  • слабость;
  • дискомфорт;
  • тревожное чувство;
  • нехватка воздуха;
  • головокружение;
  • обморок.

Эпизодические экстрасистолы возникают временами и у относительно здоровых людей. К примеру, у женщин, во время менструаций, или же после приема крепкого кофе. Стрессы и неврозы могут вызвать экстрасистолические приступы. Нередко эта патология сопровождает серьезные сердечные заболевания.

Единичные приступы не требуют лечения. А вот, если такие состояния возникают регулярно, потребуется медикаментозное лечение и дополнительная диагностика на определение сопутствующего заболевания.

Мерцатель ная аритмия представляет собой особое состояние, которое характеризуется хаотичным сердцебиением. А именно, чередованием правильного и неправильного ритма. Частота сердечных сокращений при этом может достигать до 600 ударов в минуту.Мерцательная аритмия выражается в двух формах:

  1. Мерцание предсердий (нерегулярная деятельность предсердий).
  2. Трепетание предсердий (аритмия с регулярным ритмом).

Эти два типа мерцательной аритмии тесно связаны между собой и могут сменять друг друга, но трепетание предсердий встречается гораздо реже.

При возникновении приступа мерцательной аритмии, у больного появляются следующие ощущения:

  • тяжесть в области сердца;
  • хаотичное сердечное дерганье;
  • слабость;
  • похолодание конечностей;
  • паническое состояние;
  • нарушение пульса;
  • тошнота;
  • затрудненное дыхание.

Мер цательная аритмия имеет довольно серьезные последствия. Она может способствовать образованию тромбов в сердце. Мерцательная аритмия требует срочной диагностики всего организма и назначения курса лечения. Основу терапии составляет лечение медикаментозным способом.

В особых случаях требуется хирургическая операция, в ходе которой устанавливают кардиостимулятор.

Причинами к возникновению недуга являются в большинстве случаев болезни сердца. Также в группу риска входят люди пожилого возраста.

Блокада сердца – серьезная патология, которая может привести к летальному исходу. Блокады делятся на два вида:

  1. Предсердная блокада.
  2. Желудочковая блокада.

Желудочковые бл окады могут представлять собой полную блокаду, при которой сердечная деятельность прекращается полностью. Полная блокада требует немедленной госпитализации и незамедлительного лечения.

Недуг вызывают болезни сердца и системы кровообращения. Симптомы блокады сердца выражаются синюшностью губ, слабостью, одышкой, хрипами в легких, больной может потерять сознание.

Возникновение приступов аритмии говорит о том, что в организме человека что-то происходит не так.

Прежде чем, начать лечение, необходимо выяснить какие бывают формы аритмии. Для этого потребуется консультация кардиолога.

vseoserdce.ru

Аритмии, вызванные нарушением автоматизма

Отмечается аномальное изменение частоты сердечных сокращений или их последовательности. Классификация аритмий предполагает выделение двух форм нарушений в зависимости от патологического механизма: номотопную и гетеротопную.

Номотопная форма

Данный тип аритмии характеризуется изменением параметров перемещения импульсов. Однако синусовый узел сохраняет свою функцию основного водителя ритма. Он генерирует импульсы, приводящие к сокращению миокарда.

Для патологии характерно значительное увеличение числа сокращений сердечной мышцы при сохранении нормальной ритмичности. Отмечается повышение скорости генерации импульсов синусовым узлом, поэтому ЧСС может достигать 180 ударов в минуту.

Кардиологи различают такие формы синусовой тахикардии:

При данной форме аритмии пациенты отмечают такие симптомы:

  • Сердцебиение. Сердце будто «трепещет» в груди;
  • Одышка при небольшой нагрузке;
  • Слабость;
  • Снижение работоспособности;
  • Возможны также боль за грудиной, головокружение, потеря сознания.

Специальное лечение физиологической формы тахикардии не требуется, достаточно исключить провоцирующие факторы. Патологическая аритмия требует точной диагностики и терапии основного заболевания.

Синусовая брадикардия

Данная форма аритмии характеризуется снижением ЧСС сердечной мышцы менее 60 ударов за 60 секунд. Данное состояние вызывается сниженным автоматизмом синусового узла при воздействии на парасимпатический нерв.

Основные формы синусовой брадикардии:

  • Экстракардиальная. Связана с токсическим воздействием на синусовый узел, активизацией парасимпатического нерва, что приводит к нарушению вагусной составляющей. Основные причины: гипотиреоз, желтуха, алкалоз, передозировка медикаментозными препаратами, инфекционные заболевания.
  • Интракардиальная. Развивается вследствие повреждения синусового узла. Причинами становятся такие заболевания: пороки сердца, инфаркт, ишемия, кардиосклероза.

На ранней стадии не возникает выраженная симптоматика, только при развитии патологии возникает головокружение, боль в области сердца, слабый пульс. Лечение предполагает устранение причин развития аритмии, часто применяют Беллоид, Эуфиллин, Алупент, Атропин.

Синусовая аритмия

Состояние характеризуется неравномерным и непостоянным распределением импульсов в узле. Возможно как учащение, так и снижение пульса. Причиной состояния является неустойчивость блуждающего нерва или неравномерное наполнение миокарда кровью во время акта дыхания. Состояние часто развивается в молодом возрасте после тяжелых инфекционных заболеваний.

Пациенты ощущают изменение ЧСС во время физической нагрузки, возникает слабость, возможен обморок.

Гетеротопные аритмии

Данная патология возникает при подавлении возбудимости синусового узла, поэтому новым водителем ритма становится вентрикулярная составляющая.

Атриовентрикулярный ритм

Некоторые факторы (инфаркт, инфекции, ревматизм, прием хинидина, наперстянки) приводят к появлению нового водителя ритма в атриовентрикулярном узле. Это приводит к сокращению времени, которое требуется импульсу для достижения предсердия или желудочков.

Признаком патологии является повышение пульсации вен на шее. ЧСС находится в пределах 40-80 ударов.

Синдром слабости синусового узла

Патология возникает вследствие нарушений автоматизма синусового узла. Причинами патологии становятся ишемические поражения, кардиосклероз, миокардиты или органические пороки. Как результат отмечается миграция водителя ритма с вовлечением атриовентрикулярного узла. Существует 3 разновидности синдрома: преходящая, латентная и постоянная.

Аритмии, вызванные нарушением возбудимости

Выделяют следующие формы патологии: экстрасистолия и пароксизмальная тахикардия.

При данном нарушении отмечается появление одного или нескольких сокращений сердечной мышцы, которые являются внеочередными. Развивается вследствие появления импульсов не только от синусового узла, являющимся главным водителем ритма, но и от второстепенных элементов, которые должны лишь проводить в норме основные импульсы.

Особую опасность представляет аритмия, которую люди не ощущают. В подобных случаях требуется неотложное лечение. При развитии экстрасистолии пациенты отмечают следующие симптомы:

  • Сильные толчки;
  • Потливость и приливы;
  • «Кувыркание сердца»;
  • Чувство тревоги;
  • Нехватка воздуха;
  • Замирание сердечной мышцы;
  • Возможны: головная боль, одышка, обмороки, нарушения мочеиспускания, приступ стенокардии.

Измерение пульса зачастую является не показательным, потому что до конечностей доходят только нормальные пульсовые удары.

Пароксизмальная тахикардия

Патология представляет собой нарушение ритма сердца, которое характеризуется резким увеличением ЧСС до 240 ударов. Возможно появление дополнительных сигналов от второстепенных водителей ритма. Лечение данной формы предполагает купирование острого состояния при помощи Верапамила, Новакаинамида, а при желудочковом типе – Лидокаин, Этацизин, Этомозин.

Смешанная аритмия

Это наиболее опасная патология, развитие которой обусловлено нарушением сразу нескольких функций миокарда: возбудимость и проводимость.

Это патологическое состояние характеризуется изменением ритма, которое связано с возникновением хаотичных импульсов в миокарде, фибрилляцией отдельных мышечных волокон. ЧСС может достигать 500-600 ударов. Для мерцательной аритмии характерно возникновение дефицита пульса: количество минутных сокращений больше пульсовых волн. При длительной патологии в значительной степени повышен риск развития инсульта и образования тромбов. Это наиболее распространенный вариант аритмии, который встречается в основном у пожилых пациентов.

Различают такие типы патологии:

  • Постоянный. Отмечается неэффективность электрической кардиоверсии. Продолжительность приступа более недели;
  • Персистирующий. Может быть рецидивирующей;
  • Преходящий. Приступ может продолжаться до 7 дней, обычно до 24 часов.

Симптомы аритмии пациенты отмечают следующие:

  • Хаотическое сердцебиение;
  • Потливость;
  • Дрожь и страх;
  • Слабость;
  • Полиурия;
  • Возможны: обморок, головокружение.

Восстановление нормального синусового ритма позволяет полностью устранить симптоматику.

Трепетание предсердий

Данная форма смешанной аритмии представляет собой суправентрикулярную тахикардию. Характерна некоординированная электрическая активация предсердий до 700 ударов. Как результат снижается сократительная способность миокарда, потеря фазы наполнения желудочков.

Выделяют такие варианты:

  • Типичный. Циркуляция волны возбуждения отмечается в правом предсердии по нормальному кругу. ЧСС составляет 250-350 ударов;
  • Атипичный. Волна возбуждения циркулирует в обоих предсердиях по аномальному кругу. ЧСС может достигать 700 ударов.

Симптомы патологии: сердцебиение, одышка, сниженная физическая выносливость, дискомфорт в области сердца, приступ стенокардии, пульсация вен на шее, головокружением, снижением артериального давления. Частота приступов аритмии может варьировать от 1 в 12 месяцев до нескольких пароксизмов в сутки.

Лечение патологии направлено на купирование приступа, восстановление нормального синусового ритма, предотвращение развития эпизодов в будущем. С этой целью широко применяют бета-блокаторы, сердечные гликозиды, блокаторы кальциевых каналов, антиаритмические средства.

Аритмии, вызванные нарушением проводимости

Патология связана с возникновением препятствий на пути распространения импульсов. Как результат они могут не проникать в нижележащие отделы или проходить с задержкой. Данное состояние называется блокада. Она бывает врожденной или приобретенной, способна локализоваться в различных отделах сердечной мышцы. Существуют такие типы аритмии:

  • Предсердные блокады характеризуются замедленным проведения импульсов. Патологическое состояние иногда путают с развитием брадикардии. Различают левую и правую блокаду, что зависит от типа предсердия. Данное нарушение ритма порой возникает у здоровых людей;
  • Атриовентрикулярные блокады (предсердно-желудочковые) возникают при наличии препятствий для импульсов на пути из предсердия в желудочек;
  • Желудочковые блокады. Патология характеризуется нарушением проводимости в пучке Гиса. Причиной патологии может стать ишемические поражения, кардиомиопатия, эндокардиты, инфаркты. Госпитализация и неотложное лечение требуется при блокаде обеих ножек пучка Гиса.

Лечение данного типа аритмии основано на применение Изопренарина гидрохлорида, Орципреналина сульфата, Атропина. В тяжелых состояниях назначают электростимуляцию. Имплантация кардиостимулятора показана пациентам после 60 лет.

Аритмия способна приводить к развитию серьезных патологий. Поэтому данное состояние требует тщательной и точной диагностики, эффективной терапии. При первых признаках патологии следует обратиться к кардиологу.

cardiogid.ru

Виды аритмии

  • Мерцательная.
  • Желудочковая тахикардия.
  • Нарушения ЧСС.

Самая распространенная – экстрасистолия, когда происходит внеочередное сокращение сердца с ощущениями дополнительного сердечного толчка или его замирания. Когда происходит подобное, сердечный ритм нарушается, а сам человек этого не замечает.

Экстрасистолия – заболевание, характерное для пожилых людей, которое еще называют мерцательной аритмией. Происходит нарушение сердечного сокращения из-за атеросклеротического поражения сосудов мышц сердца, которое образует кардио-склерозные участки, приводя к хаотичному и нерегулярному сокращению.

Приступая к восстановлению, необходимо рассмотреть давность изменений, исключить наличие тромбов и, в зависимости от состояния человека, принять правильное решение.

Иногда экстрасистолию относят к постоянной форме аритмии. Но в этом случае все же необходимо пройти курс лечения, чтобы привести экстрасистолию в нормосистолию. То есть добиться, чтобы частота сердечных сокращений не превышала 90 ударов в минуту.

Мерцательная

Такой вид отклонения чаще называют «трепетанием предсердий», которое нередко не замечают из-за их регулярного характера. Чаще всего мерцательная аритмия происходит из-за болезней, связанных с заболеваниями легких.

Желудочковая тахикардия

Более опасный вид отклонения от нормы – наджелудочковая и желудочковая тахикардии, которые возникают как у взрослых, так и у детей, как у мужчин, так и у женщин. Особенно опасно заболевание при беременности. Здесь без неотложной квалифицированной помощи не обойтись.

Желудочковая – когда сокращается сердце из синусового узла. Если вариабельность возникает в другом месте, появляется аритмия, даже если ритм сердцебиения в норме, а число сокращений ударов в минуту выходит далеко за допустимые пределы.

Желудочковая и наджелудочковая аритмии могут быть вызваны многими болезнями, и не обязательно они могут быть связаны с заболеванием сердца.

Нарушения частоты сокращений у взрослых могут случаться в результате тахиаритмии и брадиаритмии, отклонений, которые связаны с врожденными пороками сердца и при ревматизме и миокардите.

Лечение

При экстрасистолии лечение назначается только тогда, когда взрослого человека или ребенка беспокоит внеочередное сокращение, и осуществляется только медикаментами, назначение которых зависит от наличия определенного количества экстрасистол и причин болезни.

После проведенного курса медикаментозного лечения больной перестает жаловаться на внеочередное сокращение, то есть сердечный ритм нормализуется.

Сбой ритма при мерцательной аритмии, так же, как и при экстрасистолии, лечится медикаментозно. Только в этом случае, прежде чем назначить препараты, врач устанавливает вероятность наличия тромбов при помощи ультразвукового исследования сердца и его сосудов. Чтоб удержать норму частоты ударов, врач назначает специальный курс медикаментозного лечения.

Желудочковая и наджелудочковая аритмии лечатся сложнее. Здесь, кроме медикаментов, в экстренных случаях используются электрические разряды, которые необходимо провести как можно быстрее, так как пациент в любой момент может потерять сознание, чем ухудшит состояние, что может стать причиной летального исхода.

Но бывают случаи, когда нормализовать работу сердца человека можно только после кардиохирургического вмешательства.

Лечение аритмии у взрослых и у детей проводится только в стационаре после предварительно проведенного полного обследования.

Причиной сбоя сердечного ритма могут стать заболевания эндокринной системы, чаще всего это тиреотоксикоз, когда учащается частота сердечных сокращений. Здесь нужно лечить основное заболевание, направленное на уменьшение гормонов в крови, тогда вариабельность сердечного ритма (ВСР) придет в норму.

Нарушение нормы сердечного ритма у взрослых, когда ЧСС выше 91 ударов, может быть вызвано анемией – кислородная недостаточность компенсируется.

Если частота ударов в минуты ниже отметки 59, это явный признак синусовой брадикардии, происходит ослабление синусового узла, что чаще случается у пожилых, чем у молодых людей. У них синусовая брадикардия носит несколько иной характер и проявляется в результате уменьшения уровня гормонов щитовидной железы.

Нарушение сердечного ритма – блокада – заболевание, которое можно вылечить только с применением кардиохирургического лечения. Все зависит от степени заболевания.

Аритмия при беременности

Беременность – изменение в организме у женщин, которое сопровождается нарушением сердечного ритма. Редко какая женщина не замечает учащенного сердцебиения, особенно в конце срока. Аритмия развивается во время беременности у 58% женщин. При этом 44% беременных женщин имеют явные признаки функциональной аритмии. И даже если будущая мама никогда ранее не страдала заболеваниями сердца, то будучи беременной, она может столкнуться с увеличением сердечного ритма. В связи с этим необходимо срочно нормализовать частоту ударов сердца пациентки. Ведь беременность – это уже своего рода осложнение, протекающее с изменением сердечного ритма.

Особенности аритмии у женщин и мужчин

Симптомы недуга схожи. Хотя есть некоторые отличия. Например:

  • У женщин нарушается сердечный ритм в возрасте после 50 лет.
  • Мужчин первые приступы аритмии одолевают к 45 годам.

При аритмии ощущается слабость, перебои в работе сердца, волнение, боль в области груди, одышка.

Основные причины аритмии у женщин:

  • Чрезмерная эмоциональность.
  • Стресс.
  • Лишний вес.
  • Физическое перенапряжение.

Основные причины аритмии у мужчин:

  • Нездоровый образ жизни, то есть неправильное питание, злоупотреблением алкоголем.
  • Неправильный переход к физической нагрузке во время спортивных тренировок.
  • Пассивный образ жизни.

В последнее время причиной аритмии у тех и у других является курение.

Не всегда сбои нормального ритма сердца требуют лечения, хотя и бывают случаи, когда сбой переносится с трудом, тогда помощь специалиста не помешает. Главное, своевременно обратиться к врачу, чтобы предотвратить развитие инсульта, инфаркта и так далее.

Нерегулярность ритма сердца норма в процентах

Ритм в музыкальном произведении – это непрерывное чередование звуков и пауз самой разной продолжительности. Вариантов ритмических рисунков, которые могли бы образоваться в таком движении, очень много. И поэтому ритм в музыке бывает тоже разным. На этой страничке мы рассмотрим лишь некоторые, особые ритмические фигуры.

1. Движение ровными длительностями

Движение ровными одинаковыми длительностями встречается в музыке нередко. Причем чаще всего это движением восьмыми, шестнадцатыми или . Следует отметить, что подобная ритмическая монотонность часто создает гипнотический эффект – музыка заставляет полностью погрузиться в передаваемое композитором настроение или состояние.

Пример №1 «Слушаем Бетховена». Ярким примером, который подтверждает вышесказанное, является знаменитая «Лунная соната» Бетховена. Посмотрите нотный отрывок. Ее первая часть целиком построена на непрерывном движении восьмых-триолей. Вслушайтесь в это движение. Музыка просто завораживает и, действительно, как будто гипнотизирует. Может быть, за это ее так любят миллионы людей на Земле?

Другой образец из музыки того же композитора – Скерцо – вторая часть прославленной Девятой симфонии, где после краткого энергичного громоподобного вступления мы слышим «дождь» ровных четвертных нот в очень быстром темпе и в трехдольном размере.

Пример №2 «Прелюдии Баха». Не только в музыке Бетховена встречается прием ровного ритмического движения. Аналогичные примеры представлены, например, в музыке Баха, во многих его прелюдиях из «Хорошо темперированного клавира».

В качестве иллюстрации представим вам Прелюдию До мажор из первого тома ХТК, где ритмическое развитие построено на ровном неспешном чередовании шестнадцатых нот.

Конечно, разновидностей ритмических рисунков существует гораздо больше, чем мы здесь рассмотрели. Свои особенности ритмики есть у многих музыкальных жанров и стилей. Например, яркие характеристики с этой точки зрения получают такие жанры, как вальс (трехдольный метр и плавность или фигуры «кружения» в ритме), мазурка (трехдольный метр и обязательное дробление первой доли), марш (двухдольный метр, четкость ритма, обилие пунктиров) и т.д. Но все это – темы отдельных дальнейших разговоров, поэтому заходите к нам на сайт почаще и вы обязательно узнаете еще много нового и полезного для себя о мире музыки.

Музыка – это такое искусство, языком которого является звук. Звуки различаются между собой не только своей высотой, но еще и длительностью, то есть временной протяженностью. Редко встречаются мелодии, составляют которые звуки строго одинаковые по протяженности. Гораздо чаще мы сталкиваемся с сочетанием различных нот: долгих и коротких. Вот это сочетание как раз и называют ритмом.

Что такое ритм в музыке?

Определение понятия РИТМ – очень простое. Ритм – это чередование звуков и пауз разной продолжительности. Такое объяснение этого термина можно встретить во многих учебниках по теории музыки.

Обратите внимание, что образуют ритм мелодии не только , но еще и – моменты тишины, так как они тоже занимают время.

Почему ритм является основой музыки?

Часто задают такой вопрос: «могла бы музыка существовать без ритма»? Правильный ответ: конечно, нет, не могла бы. Почему? Да потому что музыка существует только во времени, точно также как и кино или театральная постановка. Если остановить время, остановится, пропадет и музыка.

Вам нужно запомнить, что музыка – это искусство временное, а ритм, то есть длинные и короткие ноты, паузы – это как бы события, которые происходят в этом времени.

Как отмеряется музыкальное время?

Но время в музыке – не такое, как в физике. Его не отмерить точными, эталонными секундами. Время в музыке относительное, оно похоже на биение сердца человека, и единицы музыкального времени даже называются таким словом – ПУЛЬС.

Что такое пульс? Пульс в музыке – это равномерные одинаковые удары. Эти удары могут быть быстрыми, могут быть и медленными, главное – чтобы они были равномерными. Послушайте, например, равномерный пульс на ноте ЛЯ.

В ритме чередуются долгие и короткие звуки, но основой всего является пульс. Конечно, в музыкальных произведениях удары пульса вслух не отбиваются, чтобы не портить музыку, но музыканты их всегда чувствуют и слышат внутри себя. Чувство равномерной пульсации – это главное чувство, которое должен выработать у себя музыкант, если он хочет научиться играть ритмично.

Сильные и слабые удары пульса

Удары пульса всегда равномерны, но не однородны. Есть удары сильные, а есть слабые. Это явление можно сравнить с ударением в словах: есть слоги ударные и есть безударные. И если ударные и безударные слоги чередуются в определенном порядке, то получается поэзия. В стихосложении есть даже свои ритмические фигуры – стопы ямба и хорея, дактиля, амфибрахия и анапеста и т.д. Но это тема отдельной статьи, а мы вернемся снова к ритму музыкальному.

Итак, в пульсации чередуются сильные и слабые удары пульса. Их чередование всегда имеет какой-то порядок, закономерность. Например, может быть так: один удар сильный, а за ним – два слабых. Или бывает по-другому: сильный удар, затем слабый, снова сильный, за ним вновь слабый и т.д.

Кстати, расстояние, то есть время от одной сильной доли до следующей сильной доли в музыке называется ТАКТОМ. В нотной записи такты отделяются друг от друга вертикальными тактовыми чертами. Таким образом, получается, что каждый такт содержит в себе одну сильную долю и одну или несколько слабых.

Что такое музыкальный метр?

Для удобства чередующиеся удары пульса пересчитываются. Сильный удар всегда считается как «РАЗ», то есть становится первым начальным, а уже после идут слабые удары – второй, третий (если есть). Такой счет долей в музыке называется МЕТРОМ.

Метр как термин имеет связь со словом «измерять», то есть считать, превращать свойства явлений в числа. Метры бывают разные: простые и сложные. Простые метры – это двухдольный и трехдольный.

ДВУХДОЛЬНЫЙ МЕТР – содержит две доли, то есть два удара пульса: сначала сильный, затем слабый. Счет будет как в марше: РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА и т.д. Послушайте пример с таким метром.

ТРЕХДОЛЬНЫЙ МЕТР – содержит три удара пульса, один из них – первый – сильный, а два других – слабые (второй и третий). Счет метра напоминает о вальсе: РАЗ-ДВА-ТРИ, РАЗ-ДВА-ТРИ и т.д. Послушайте для сравнения пример и такого метра.

Сложные метры получаются, когда склеиваются, соединяются два или несколько простых метров. Причем соединяться могут как одни и те же (однородные), так и разные метры. То есть можно соединить два двухдольных, но можно и смешать двухдольный метр с трехдольным.

Числовое выражение метра

Числовым выражением метра является МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР. Понятие размера относится к музыкальным тактам – именно их он измеряет. Музыкальный размер с помощью двух чисел рассказывает нам о том, какой в такте должен быть метр (сколько должно быть долей всего), и о том, какой из длительностей бьётся пульс (четвертной, восьмушкой или половинной).

Музыкальный размер обычно пишется в начале нотного стана после скрипичного ключа и ключевых знаков альтерации, если они, конечно, в пьесе есть. Запись его представляет собой два числа, которые помещаются одно над другим по типу математической дроби.

Подробнее о музыкальном размере мы еще поговорим в следующих выпусках. Давайте повторим важнейшие определения сегодняшнего урока.

Если у вас по ходу чтения материала возникли какие-то вопросы, пожалуйста, задайте их в комментариях. Нам очень важно, чтобы вы понимали все, что мы хотели до вас донести.

Хоть профессиональные музыканты и способны запоминать музыку на слух, большинству новичков необходимо научиться читать музыку. Понимание принципов чтения музыки также важно для танцоров и способно пленить сердце случайного слушателя. Для начала нужно научиться считать музыкальный ритм или знать, как долго задерживать или играть каждую ноту. Также важно знать определение тактового размера. Данная статья описывает стандартные принципы чтения музыки, используя тактовый размер 4/4.

Шаги

Часть 1

Счет ритма

    Понятие такта. Музыка разделена на такты, обозначающиеся вертикальными полосами. Ноты в музыке именуются согласно тому, сколько времени в такте они занимают. Думайте о такте как о пироге, который можно разрезать на четвертинки, половинки, восемь частей или на комбинацию различных нот.

    Изучение базовой музыкальной нотации. Имена нот несут в себе информацию о том, какую часть такта они занимают. Для полного понимания вам должно быть известно элементарное значение «долей». Целая нота будет занимать весь такт. Половинные ноты занимают пол такта.

    • Четвертные ноты занимают 1/4 такта.
    • Восьмые ноты занимают 1/8 такта.
    • Шестнадцатые ноты занимают 1/16 такта.
    • Ноты можно объединять для создания одной целой, например, одна половинная нота и две четвертных длятся один полный такт.
  1. Старайтесь сохранять ритм. Если ритм однообразный, попробуйте отбивать его каблуком и несколько раз считать до четырех: 1-2-3-4, 1-2-3-4. Скорость здесь не так важна, как сохранение одинакового промежутка между каждым ударом. Метроном может оказаться полезен в поддержании ровного ритма.

    • Каждый полный цикл счета 1-2-3-4 равняется одному такту.
  2. Попробуйте подсчитать длину базовых нот. Проговорите или спойте «ла», продолжая про себя считать ритм. Целая нота будет занимать весь такт, так что начните петь ноту «ла» на первой доле и удерживайте ее, пока не достигнете четвертой. Вы только что спели целую ноту.

    • Две половинные ноты составляют полный такт. Спойте ноту «ла» для долей 1-2, а затем новую ноту «ла» для долей 3-4.
    • Четыре четвертных ноты составляют полный такт. Спойте ноту «ла» для каждой отбиваемой доли.
  3. Для нот поменьше добавьте слоги. Для восьмых нот необходимо разделить такт на восемь равных отрезков, хоть вы и продолжите отбивать лишь четыре доли за такт. Добавьте слово «и» между каждой отбиваемой долей: «1 и 2 и 3 и 4 и». Практикуйтесь, пока у вас не получится. Каждое слово отвечает за 1/8 ноты.

  4. Значение точки. Иногда в музыке сразу после нот ставится маленькая точка. Она означает, что длину ноты следует увеличить на 50%.

    • Половинная нота, как правило, занимает две доли, с точкой же она увеличивается до трех долей.
    • Четвертная нота без точки занимает одну долю, с точкой же – 1 1/2 доли.
  5. Попрактикуйтесь в исполнении триолей. Триоли обозначают группу из трех нот, которая длится одну долю. Их исполнение довольно проблематично, так как все изученные ноты до этого имели равные доли. Произношение слогов может помочь вам освоить триоли.

    • Попробуйте отбить триоли, проговаривая «1-е-и, 2-е-и, 3-е-и, 4-е-и».
    • Не забывайте сохранять числовые доли однообразными, используя метроном или удары ноги.
  6. Делайте по-своему. Фермата – музыкальная нотация, имеет вид точки с дугой над нотой. Согласно этому символу, вы вправе растянуть ноту насколько вам угодно, вне зависимости от музыкальных правил.

    • Если вы являетесь частью ансамбля, тогда длительность ноты определяется дирижером.
    • Если вы выступаете один, заранее определите наиболее подходящую длину.
    • Прослушайте запись своей игры, если вы не уверены, как долго стоит держать ноту. Это даст представление о решении других исполнителей, что поможет вам выбрать наилучшее звучание.

    Часть 2

    Изучение тактового размера
    1. Определите тактовый размер. В верхнем левом углу нотной записи вы увидите несколько музыкальных нотаций. Первый символ называется «ключ», который, как правило, зависит от инструмента, на котором играется произведение. Затем могут идти диезы или бемоли. А вот после них вы должны увидеть два числа, расположенных в столбик. Это и есть тактовый размер.

      • В первой части этой статьи мы использовали размер 4/4, который обозначается двумя четверками стоящими друг на друге.