Тенор - это какой голос? Под тесситурой (от слова tissu — ткань) понимается средняя звуковысотная нагрузка на голос, имеющаяся в данном произведении Теноровые оперные партии.

Голос, которым природа наделила человека, способен передавать звуки не только в разговоре и выражении эмоций, но и при пении. Мелодика человеческого голоса очень богата, палитра ее многокрасочна, а диапазоны высот звучания очень индивидуальны. Именно эти критерии позволили человеку определить в искусстве отдельный жанр вокала.

Само понятие было определено и обозначено еще на латыни (vocalis - «звучащий»). Вокалист - это музыкант, использующий свой голос как инструмент. Он может быть низко звучащим и поющим ноты верхнего регистра. Бас или сопрано, баритон или меццо-сопрано, альт или тенор - это разные типы певческих голосов.

В разряд вокалистов попадают не только певцы классических партий, но и исполнители речитативов и художественной декламации. Композиторы-классики всегда пишут свои произведения, относясь к голосу вокалиста, как к самостоятельному музыкальному инструменту, учитывая его особенности и возможности.

Определение типа певческого голоса

Певческие голоса разделяются на типы по диапазону звуков, высота которых определена индивидуальными возможностями вокалиста. Отнесение голоса к определенному типу - задача очень важная. Бас, альт, сопрано, тенор - что это за диапазон, определить сможет только специалист. Более того, певческий диапазон вокалиста может со временем меняться, а использование голоса за пределами возможностей может сказаться и на здоровье музыканта.

  • Тембр (педагоги по вокалу называют его «цветом голоса»).
  • Тесситура (предельные возможности и выносливость взятия верхних звуков).
  • Артикуляция.
  • Строение гортани (проводится консультация врача-фониатра).
  • Внешние, поведенческие и психологические характеристики вокалиста.

Самый высокий из мужских голосов

Как ни странно, в наше время предметом мечтаний юношей, планирующих сделать вокальную карьеру, является тенор. Это, скорее всего, дань моде. Сегодня она диктуется современными композиторами, которые чаще пишут мужские партитуры для высокого голоса. Так было не всегда. Но нам надо разобраться, тенор - это какой голос?

Классические стандарты типов певческого голоса тенор определяют как самый высокий из мужских диапазонов, обозначенный пределами «до» первой октавы - «до» второй октавы. Но никак нельзя утверждать, что границы эти непоколебимы. Здесь надо сказать, что тенор - это не только классический вокал, когда теноровые партии пишутся строго в пределах диапазона, но и музыкальный регистр для поп- и рок-певцов, мелодии которых часто переходят границу обозначенного диапазона.

Каким бывает тенор

Заключать теноров только в рамки отведенного диапазона будет несправедливо. Сила, чистота и объемность звучания определенных нот теноров позволило им, как и другим типам, получить дополнительную градацию. Тонкости разграничения одного подтипа от другого доступны только опытным преподавателям вокала. Какие же бывает тенор?

Тенор-альтино или контртенор

Голос, похожий на мальчишеский, самый высокий из всех теноров, который не сломался после мутации и сохранился наряду с низким тембром. Этот тенор больше напоминает женский голос: явление крайне редкое, можно назвать ошибкой природы. Примером вокала контртенора может быть «Ария Царицы ночи» в исполнении М. Кузнецова.

Лирический тенор

Лирико-драматический тенор

Подтип тенора близкий к лирическому, но окрашенный обертонами, значительно плотнее и насыщеннее.

Драматический тенор

Из классификации теноров он самый низкий, отличающийся мощностью звучания и близости по тембральному оттенку к баритону. Для драматического тенора пишутся многие оперные партии (Отелло, Герман из «Пиковой дамы»).

Из характеристик подтипов теноров можно понять, что все они, за исключением контр-тенора, отличаются друг от друга своей окраской, тембром. Тенор - это излюбленное звучание голоса для партий героических персонажей, начиная с героев-любовников и заканчивая героями-освободителями, героями-борцами.

Переходные ноты

Еще одним признаком, классифицирующим теноров, будут так называемые переходные участки. На этих нотах голос начинает приспосабливаться и менять способ воспроизведения. Переходные ноты напрямую зависят от строения голосового аппарата. Это предельные высокие звуки, которые певец извлекает без изменения положения связок. Этот участок у каждого вокалиста свой, индивидуальный. Он напрямую зависит от тренировки голосовых связок. Тенор - это самый подвижный из типов певческих голосов. Поэтому переходный участок для тенора будет меняться на протяжении всей карьеры.

Тембр - особенность теноров

Основной ошибкой начинающих юношей-вокалистов при определении своего типа голоса будет попытка классифицировать его только по диапазону. Когда же определением занимается специалист, он непременно будет оценивать тембр голоса. Профессионалы называют тембр «красками звука». Именно тембр помогает голосу воспроизводить ноты точными по высоте и полноценными по силе. Часто бывает, что одного прослушивания не хватает для точного «диагноза». Ведь тембр - это характеристика тоже непостоянная. Но это больше касается классического вокала.

Тенор и современная музыка

А для исполнения современной музыки, не касаясь оперных партий, совершенно не нужно уточнять, какой у вас тенор. Голос может быть просто определен как высокий, средний или низкий. На Западе уже давно практикуется такая градация. В ней тенор - это просто по определению самый высокий из мужских голосов.

Такая условность дает почву для огорчения юношам, имеющим от природы голос низкого или среднего регистра, не такой как тенор. Голос - это музыкальный инструмент, а любому инструменту найдется партия в оркестре. Даже среди современных музыкальных композиций, к сожалению, сегодня ориентированных в основном на теноров, можно услышать уникальные мелодии, написанные и для баритона, и для басов.

В хоре выделяют четыре основные хоровые партии (голоса):

СОПРАНО (женский высокий) - S (Soprano)

АЛЬТ (женский низкий) - A (Alt, Alto)

ТЕНОР (мужской высокий) - T (Tenor)

БАС (мужской низкий) - B (Bass)

В свою очередь каждый из этих голосов может делиться еще на несколько, тогда это уже будет называться дивизи (divisi) - см. раздел Хоровые термины. И называться они будут, например, первые сопрано и вторые сопрано, первые басы и вторые басы и т.д.

Женские (сверху вниз): колоратурное сопрано, лирико-колоратурное сопрано, лирическое сопрано, драматическое сопрано, меццо-сопрано, контральто)

Мужские (сверху вниз): тенор, баритон, бас. Каждый из них может иметь разновидности.

Ниже мы рассмотрим каждый из голосов в отдельности. Для каждого бужет также голоса указан диапазон звучания. Т.к. этот вопрос интересует многих артистов хора, то мы вынесли эти данные еще и в отдельную таблицу. Но при этом хочется обратить внимание, что эти диапазоны применимы больше для профессиональных певцов-исполнителей, нежели чем для любителей.

В нашем терминологическом словарике мы позволили себе привести не все значения слов. Мы рассматриваем значения слова только со стороны вокального или хорового смысла (так например слово Альт может означать и Смычковый инструмент семейства скрипок - вот такие значения слов мы нескромно позволили себе опустить)

Итак, наш небольшой терминологический путеводитель по голосам. Термины располагаются по алфавиту.

АЛЬТ (лат. altus - высокий; в ср.-век. музыке исполнялся выше тенора, ведущего основной напев) -

1) Партия в хоре или анс., сост. из низких детских или средних и низких жен. голосов (меццо-сопрано - первые альты, контральто - вторые альты); диапазон от фа мал. окт. до фа 2-й окт. (выше - очень редко), наиболее употр. соль (ля) мал. окт. - ми-бемоль (ми) 2-й окт.

БАРИТОН (греч. - тяжелозвучный) - Средний по высоте муж. голос; диапазон ля-бемоль (соль) больш. окт. - ля-бемоль 1-й окт.; переходная регистров. нота ре-диез (ре) 1-й окт.

Различают Баритон лирический (по легкости звука приближающийся к тенору) и драматический (по широте и мощности близкий басу), с промежуточными оттенками между ними.

В хоре баритоны входят в партию первых басов; диапазон соль большой октавы - фа 1-й октавы (выше очень редко, преимущ. в унисон с тенорами)

БАС (итал. basso - низкий) -

Различают Басы высокий (кантанте - певучий), центральный и профундо (глубокий) - низкий (их еще называют Басы-октависты. Особая, редко встречающаяся, разновидность самого низкого баса; название Октависты обычно применяется к хоровым певцам (в сольном пении - бас-профундо). Октависты поют октавой ниже басов (в редчайших случаях спускаясь до фа контр-октавы). Октависты чаще всего применяется в аккордовом складе, при негромком звучании. Акустический эффект участия октавистов состоит в слиянии звуков аккорда, который по отношению к основному тону является как бы обертонами (поэтому всего естественнее употреблять Октавистов при пении оснований мажорных трезвучий). Применять Октавистов следует осторожно, считаясь с указаниями композитора и стилем произв.)

2) Партия в хоре или вок. ансамбле; составляется из баритонов и собственно басов; диапазон (без октавистов) фа большой октавы (ниже редко) - фа 1-й окт., наиболее употребительные соль большой октавы - ре (ми-бемоль) 1-й октавы. Применение октавистов расширяет диапазон басовой партии на октаву вниз. Басовая партия - гармонич. фундамент хора, отсюда необходимость ее интонац. устойчивости и звучности. В то же время она должна обладать подвижностью, гибкостью в динамич. отношении, что благоприятно и для чистоты интонирования.

ДИСКАНТ (от лат. dis - приставка, означающая расчленение, cantus - пение) -

2) Партия в хоре или вок. ансамбле, исполняемая высокими детскими голосами.

КОЛОРАТУРА (от лат. coloro - окрашиваю) - быстрые виртуозные пассажи (гаммы, арпеджии) и мелизмы, украшающие вокальную партию. Колоратура часто применялась в старинной хоровой музыке (начиная с эпохи Возрождения), у Баха, Генделя, в рус. церк. концерте XVIII в. В современных хоровых сочинениях иногда используется как изобразительный прием. Колоратура - также способность голоса к движению (отсюда термин - колоратурное сопрано). Виртуозная подвижность любого хорового голоса (в т. ч. и баса) желательна в каждом квалифицированном хоре; она помогает выработке легкости звучания, точности интонирования.

КОНТРАЛЬТО (итал. contralto - низкий женский голос; диапазон от фа малой октавы (ниже - редко и преимущ. в нар. хорах) до фа2. Переходные ноты ми1 (фа1), до-диез2 (ре)2; в хоре - партия вторых альтов. Иногда используется в унисон с тенорами как своеобразная вокальная краска или для поддержки высоких теноровых нот; т. к. при этом меняется тембр теноровой партии, последнее не может служить правилом, а скорее - исключением.

МЕЦЦО-СОПРАНО (итал. mezzo - средний) - средний женский голос. Диапазон ля мал. окт. - ля2 (выше редко). Различают высокое (лирическое) Меццо-сопрано, по характеру звучания приближающееся к сопрано, и низкое, приближающееся к контральто. Переходные регистровые ноты фа-диез1 (фа1) - ре-диез2 (ре2). В хоре Меццо-сопрано составляют партию 1-х альтов, в 3-голосном жен. хоре, в зависимости от конкретн. условий, включаются в партию 2-го или 3-го голоса.

МИКСТ (от лат. mixtus - смешанный) - регистр певческого голоса, переходный между грудным и головным (фальцет) регистрами; характерен большей мягкостью, легкостью по сравнению с грудным регистром и большей насыщенностью, звучностью, чем фальцет. В хорошо поставленном голосе необходимо смешение основных регистров (грудного и головного) на всем диапазоне, причем по направлению вверх увеличивается головное звучание. В Миксте у мужского голоса преобладает грудной характер звучания, у женского - головной. Роль Микста особенно важна у мужских голосов хора; в частности, у теноров звуки 1-й октавы должны быть микстовыми.

СОПРАНО (от итал. sopra - над, выше) -

1) Самый высокий женский, детский (также дискант) голос. Диапазон до1 - до3, изредка встречаются более высокие (соль3) и низкие (ля малой октавы) звуки. Имеется 3 основные разновидности Сопрано: драматическое (характерное полнотой и силой звучания), лирическое (более мягкое) и колоратурное (отличается подвижностью, способностью к высоким нотам, ярко выраженным вибрато; в хоре не находит применения). Существуют также промежуточные виды (лирико-драматическое и лирико-колоратурное). Переходные регистровые ноты ми1 - фа1 и фа2 (фа-диез2).

2) Самая высокая партия в хоре или вок. ансамбле, состоящая из лирических (первые Сопрано) и драматических (вторые Сопрано) голосов; диапазон до1 (ниже редко) - до3, наиболее употребляемые ре1 - соль2 (ля2).

Сопрановая партия - важнейшая в хоре, поскольку (в гомофонно-гармонич. музыке) ей чаще всего поручается мелодия; отсюда необходимость ее динамич. гибкости, подвижности, красоты тембра.

ТЕНОР (итал., от лат. teneo - держу) -

2) Высокий мужской певческий голос. Диапазон до малой октавы - до2; переходная регистровая нота (между грудным и головным регистрами) фа - фа-диез1. Нотируется в скрипичном ключе (октавой выше действительного звучания), в басовом и теноровом ключах.

Основные разновидности Т.: лирический (tenore di grazia), драматический (tenore di forza), а также средний между ними - меццо-характерный - и редкий Тенор-альтино (с развитым верхним регистром - выше до2). В хоре Тенора лирические и альтино составляют первую партию, остальные - вторую. Вследствие частого применения в хоре (особенно в мужских) высокой тесситуры важно умение теноров пользоваться фальцетом и микстом.

ФАЛЬЦЕТ (от итал. falso - ложный), фистула - один из регистров мужского певческого голоса (верхний), в котором используется лишь головной резонатор, изолированно от грудного; голосовые связки смыкаются неплотно и колеблются краями, в результате чего Фальцет звучит слабо, бесцветно. В сольном пении Фальцет упортебляется изредка как своеобразная краска. В хоровом пении Фальцет применяется при разучивании высоких нот, на PP, при задавании дирижером тона. Некоторst тенора, исполняя предельно высокие ноты, пользуются "озвученным" Фальцетом, приближающимся к миксту: такие голоса для хора очень полезны. Умение пользоваться Фальцетом для певцов (ради "экономии голоса") и для дирижера обязательно.

Таблица диапазонов певческих голосов:

Хоровые голоса:
Голос Диапазон
Колоратурное сопрано до1 - до3, изредка встречаются более высокие (соль3)
Лирическое сопрано
Драматическое сопрано до1 - до3, изредка встречаются более высокие (соль3) и низкие (ля малой октавы) звуки; наиболее употр. ре1 - соль2 (ля2)
Меццо-сопрано ля мал. окт. - ля2 (выше редко)
Контральто от фа мал. окт. (ниже - редко и преимущ. в нар. хорах) до фа2
Лирический тенор до мал. окт. - до2
Драматический тенор до мал. окт. - до2
Тенор-альтино тенор с развитым верхним регистром - выше до2
Баритон ля-бемоль (соль) больш. окт. - ля-бемоль 1-й окт.
Бас фа больш. окт. - фа 1-й окт.
Бас-профундо поют октавой ниже басов (в редчайших случаях спускаясь до фа контр-октавы)

Подборка и компоновка материалов подготовлена Федотовой Т.А.

Были использованы следующие издания: Романовский Н.В. Хоровой словарь. Крунтяева Т., Молокова Н. Словарь иностранных музыкальных терминов

В настоящее время профессиональные голоса имеют весьма широко разработанную классификацию. Между тем в ранние периоды развития вокального искусства таковая была весьма проста. Различались два типа мужских и два типа женских голосов - та классификация, которая сохранилась до настоящего времени в хорах. По мере усложнения вокального репертуара эта классификация стала все более и более дифференцироваться. В мужской группе сначала выделился промежуточный голос - баритон. Затем произошло дальнейшее разделение в каждой из групп. Самый высокий мужской голос тенор имеет рабочий диапазон от до малой до до второй октавы.

Мужские голоса:

Женские голоса:

Тенор-альтино, обладающий особенно высокими нотами, звуит прозрачно, легко. Обычно эти голоса не бывают особенно сильны, но способны достигать ре второй октавы . Партия Звездочета в «Золотом петушке» Римского-Корсакова поручается обычно такого рода голосу.

Лирический тенор - тенор теплого, нежного, серебристого тембра, способный выражать всю лирическую гамму чувств. Может быть достаточно крупным и насыщенным по звучанию. Типичным лирическим тенором, например, обладали Собинов, Лемешев.

Характерный тенор. Тенор, обладающий характерным тембром, но не имеющий красоты и теплоты лирического голоса или богатства, насыщенности и силы драматического.

Лирико-драматический тенор - голос, способный к исполнению партий широкого диапазона как лирических, так и драматических. Однако он не может достигать силы и драматизма чисто драматического голоса. К таким можно отнести голоса Джильи, Нэлеппа, Узунова.

Драматический тенор - крупный голос, имеющий большой динамический размах, способный выражать самые сильные драматические ситуации. Диапазон драматического голоса может быть короче, не включать верхнего до. Для драматического голоса написаны, например, партия Отелло в опере «Отелло» Верди. К драматическим тенорам можно отнести, например, голос Таманьо, Карузо, Монако.

Лирический баритон, звучащий легко, лирично, близок по характеру к теноровому тембру, но все же всегда имеет типичный баритональный оттенок. Партии, написанные для этого голоса, имеют наиболее высокую тесситуру. Типичные партии для этого типа голоса - Жорж Жермон, Онегин, Елецкий. Лирические баритоны - Баттистини, Грызунов, Бекки, Мигай, Гамрекели, Лисициан, Норцов.

Лирико-драматический баритон, обладающий светлым, ярким тембром и значительной силой, способен к исполнению как лирических, так и драматических партий. К таким голосам следует отнести, например, Хохлова, Гобби, Херля, Коня, Гнатюка, Гуляева. Партии Демона, Мазепы, Валентина, Ренато чаще всего исполняются голосами этого характера.

Драматический баритон - голос более темного звучания, большой силы, способный к мощному звучанию на центральном и верхнем участках диапазона голоса. Партии драматического баритона более низки по тесситуре, но в моменты кульминации поднимаются и до предельных верхних нот. Типичные партии - Яго, Скарпиа, Риголетто, Амонастро, Грязной, Князь Игорь. Драматическим баритоном обладали, например, Титта Руффо Уоррен, Савранский, Головин, Политковский, Лондон.

Бас, наиболее низкий и мощный мужской голос, имеет рабочий диапазон от фа большой октавы до фа первой . Среди этого типа голоса различают высокий бас, центральный (певучий, кантанте) и низкий бас. Кроме того, в хорах весьма ценным голосом считаются басы-октависты, способные брать самые низкие звуки большой октавы и даже некоторые звуки контроктавы.

Басовый диапазон

Высокий бас, бас певучий (кантанте), имеет рабочий диапазон до фа первой октавы наверху. Это голос светлого яркого звучания, напоминающий баритоновый тембр. Иногда некоторые такие голоса называют баритональными басами. Баритональные басы исполняют партии Томского, Князя Игоря, Мефистофеля, Графа Альмавивы в «Свадьбе Фигаро» Моцарта, Нилаканты в «Лакме» Делиба. К таким басам можно отнести голоса Шаляпина, Огнивцева, Христова.

Центральный бас обладает более широкими возможностями диапазона и носит ярко выраженный басовый характер тембра. Этим голосам доступны не только партии с высокой тесситурой но и более низкие, включающие нижние ноты до фа большой октавы , такие, как Гремин, Кончак, Рамфис, Зораастро, Спарафучиль. К центральным басам можно отнести голоса Г. и А. Пироговых, Рейзена, И. Петрова, Пинца, В. Р. Петрова, Гяурова.

Низкий бас кроме особенно густого басового колорита и более короткого в верхнем участке диапазона голоса обладает глубокими, мощными, низкими нотами. Это так называемый профундовый бас. К таким басам можно отнести голоса Михайлова, Поля Робсона.

Басы-октависты, которые находят себе место в хорах, иногда могут брать ряд звуков контроктавы, доходя до поразительно низких звуков. Известны случаи, когда голос мог спускаться до фа контроктавы .
В обработанных женских голосах также различается ряд типов.

Лирико-драматический тенор, голос не обязательно более крепкий чем лирический, он скорее имеет более жесткое звучание, более жесткий (обычно) тембр, в голосе больше стали, певец обладающий таким голосом может позволить себе петь как лирические так и драматические партии. Иногда случается, что обладатели подобного голоса не имеют особенно красивого тембра или большого голоса, тогда они выделяются в особую категорию "тенор характерный", обычно поющий на вторых ролях, но иногда и характерные, обладая огромным талантом пробиваются на первые роли и даже становятся певцами мирового уровня.

Марио Ланца, обладатель прекрасного, солнечного тембра, замечательной природы, он пел очень хорошо всегда, даже до того как начал учится, но после занятий с Розати он стал совсем близок к идеалу в техническом плане. Если бы он был менее ленив и чуть больше работал над собой...

"Марта Марта где ты скрылась" "Марта" Фридрих Фон Флотов.
Партия Лионеля, расчитанная скорее на лирического тенора, в исполнении Ланца звучит просто прекрасно, энергетика свойственная драм-тенору с мягкостью лир-тенора.

Смерть Отелло "Отелло" Верди.
Партия Отелло была написана Верди в расчете на вокальные возможность драматического тенора Франческо Таманьо, певца, которому перед выходом на сцену приходилось перевязывать себе грудную клетку, чтобы, ни дай бог, не спеть во всю силу своего голоса. От голоса Таманьо люди могли потерять сознание, столь сильным он был (правда тут по моему мнению, также были виноваты некие тембральные характеристики голоса, у меня например даже при прослушивании столетних записей Таманьо, начинает болеть голова).
Ланца хорошо справляется с этой партией, для этого ему не требуется петь в полную силу или менять объем голоса.

Плачидо Доминго, лирико-драматический тенор, а если смотреть правде в глаза даже скорее характерный, тембр его голоса не является богатым, хотя звучит он благородно, красиво, но в этом заслуга Доминго как артиста, музыканта, певца, а вот по природе ему повезло меньше чем Ланца или Бьерлингу.

"Марта марта, где ты скрылась" "Марта"
Доминго в ней менее лиричен чем Ланца, но тут причина скорее в менее красивом тебре, в плане мягкости подачи звука, он поет даже лучше чем Марио Ланца, просто потому, что в отличие от Ланца он не ленив и умеет работать над качеством исполнения.

Смерть Отелло.
Тут Доминго очень хорош, сила, сталь, где нужно лирика, в отличие от Марты, тут вовсе не заметно, что голос по тембральным характеристикам не богат.

Джаккомо Лаури-Вольпи: с голосом этого певца много непонятного, но я склонен относить его к лирико-драматическим голосам, хотя сам он считал себя драматическим тенором. Наверху у Вольпи было Фа второй октавы, то есть нота свойственная легким тенорам (да и то не всем), внизу он брал басовое Фа, насколько мне известно, брал он его вполне озвученно, в отличие от других теноров, скорее просто гудящих эту ноту.

A te, o cara "Пуритани" Беллини.
Беллини писал Пуритан в рассчете на Джованни Руббини, первого в истории тенора, берущего верхнее До голосом, а не фальцетом, по воспоминания современников у Руббини был очень богатый тембр и диапазо звучания, он мог петь как мягко, так и наполнять голос сталью, то есть скорее всего сам он также был лирико-драматическим тенором, что вкупе с техникой того времени (певцы в то время на одном дыхании могли пропевать до двенадцати двухоктавных гамм, а некоторые делали на каждой ноте украшение), сейчас потерянной, создавало исполнительский эффект, который мы скорее всего даже не в состоянии себе представить. Вольпи поет арию из Пуритан, мягко, лирически, лишь в верхнем До он позволяет себе добавить стали в голос.

Смерть Отелло. Партию Отелло Лаури Вольпи готовил в конце карьеры, голос его уже не звучал так как в молодости, но по прежнему свободно шел наверх. В данном исполненни интересно переплетаются, мягкий тембр Лаури-Вольпи и драматическая лазерность вложенная природой (и маэстро Антонио Катоньи) в его голос. Добавлю, что при кажущейся мягкости у Лаури Вольпи был очень сильный голос, способный при необходимости буквально оглушать.

Напоследок пара отрывков из "Гугенотов" Мейербера.
На этой записи Лаури-Вольпи в кульмианции берет верхнее Ре, берет совершенно свободно, полным голосом, а буквально секунд за тридцать до этого, он поет верхнее До легким голосом на пиано, при этом можно услышать, что это голос, а не фальцет.

- (ит. tenore). Высокий мужской голос. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТЕНОР высокий мужской голос. Различают героический т. (наиболее сильный) и лирический т. (наиб. нежный). Словарь иностранных слов … Словарь иностранных слов русского языка

И (устар.) ТЕНОР, тенора, муж. (итал. tenore от лат. teneo держу (подразумевается: держу основную мелодию, ср. 4 знач.). 1. Высокий мужской голос. Драматический или героический тенор. Лирический тенор. Партия Лоэнгрина написана для тенора. Петь… … Толковый словарь Ушакова

Современная энциклопедия

См. певец... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. тенор теноришко, тенорок; голос, певец, инструмент; тромбон, домбра, саксофон, саксгорн Словарь русских син … Словарь синонимов

Тенор - (итальянское tenore, от латинского teneo держу, направляю), 1) высокий мужской певческий голос. Различают тенор лирический, драматический, лирико драматический. 2) Духовой музыкальный инструмент, входящий в состав духового оркестра. 3) Составная… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (итал. tenore от лат. tenor равномерное движение, напряжение голоса, от teneo держу, направляю),..1) высокий мужской певческий голос. Различают лирический, драматический, лирико драматический2)] Духовой медный музыкальный инструмент, входящий в… … Большой Энциклопедический словарь

тенор - бойкий (Златовратский); высокий (Андреев); залетный (Эртель); заносистый (Лесков); звучный (Андреев) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913. тенор О… … Словарь эпитетов

тенор - а, м. ténor, ит. tenore. 1. Самый высокий мужской голос. БАС 1. Громкий тенор дерптского студента уже не был одиноким, потому что во всех углах комнаты заговорило и засмеялось. Толст. Юность. 2. Певец с таким голосом. БАС 1. Тенора поднимаются на … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ТЕНОР, а, мн. а, ов и ы, ов, муж. 1. Высокий мужской голос. Лирический т. Драматический т. 2. Певец с таким голосом. | уменьш. тенорок, рка, муж. (к 1 знач.). | прил. теноровый, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

тенор - тенор, мн. тенора, род. теноров и устаревающее теноры, теноров. Произношение [тэнор] устарело … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Книги

  • Тенор. Владислав Пьявко. Из хроники прожитых жизней... , . Книга к 60-летию со дня рождения и 35-летию творческой деятельности выдающегося российского певца Владислава Пьявко. Созданная в жанре коллажа из автобиографическихзаметок артиста, рассказов…
  • Николай Фигнер. Тенор. Арии из опер , . Николай Фигнер (1857-1918) - русский певец (лирико-драматический тенор). В 1887 году дебютировал на сцене Мариинского театра. В первый же свой сезон привлек внимание партией Отелло, исполнив…