Звуки г к в предложениях. Тема: дифференциация согласных звуков г-к

Цель: закрепить знаний о звуках [Г, Г" – К, К "] и буквах Г, К.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать умение дифференцировать звуки[Г, Г" – К, К"] на слух и в произношении: в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;
  2. Закреплять артикуляционные укладов звуков [Г]-[К];
  3. Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза.

Развивающие:

  1. Развивать мелкую моторику, уметь согласовыватья движения и речь;
  2. Развивать познавательные психические процессы: внимания, памяти, мышления;
  3. Развивать фонематические процессы.
  4. Развивать навыки общения, умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию.

Воспитательные:

  1. Воспитывать коммуникативную культуру.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Настал новый день, вы пришли на логопедическое занятие. Улыбнитесь мне, улыбнетесь друг другу.
- Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос и поднимите правое плечо. Представьте, что Вы вдыхаете в себя свежесть, доброту и красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Ещё раз: вдох через нос, поднять левое плечо, выдох через рот. И последний раз – вдох и выдох. Молодцы.
- Для того, чтобы правильно, красиво говорить, возьмём зеркала, выполним артикуляционную гимнастику для языка.
«Заборчик»
«Трубочка»
Чередуем: «Трубочка» - «Заборчик»
«Лопатка»
«Горка»
Чередуем: «Лопатка» - «Горка»

II. Введение в тему занятия.

Отгадайте загадки:
1. Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт: «Ку-ку, ку-ку»? (кукушка)
- Назовите первый звук в слове кукушка.
2. Я в любую непогоду уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый …. (гусь)
- Назовите первый звук в слове гусь.
- Над различением каких парных согласных мы будем работать на занятии?
- Запишите в тетрадях дату.

III. Работа с учебно-тренировочными заданиями.

Сегодня на занятии нам будут помогать гномик. Он изображён на слайде. Он нам будет давать задания на компьютере. Приготовьтесь выполнять его задания.

Задание №1. Уточнение характеристики звуков [к, к" - г, г"].

Произнесите звуки [к, к" - г, г"].
1. Выберите правильную характеристику звуков [г], [г"] - [к], [к"]
а) Звуки [Г], [Г"] - гласные, звонкие
Звуки [К], [К"] - гласные, глухие
б) Звуки [Г], [Г"] - согласные, глухие
Звуки [К], [К"] - согласные, звонкие
в) Звуки [Г], [Г"] - согласные, звонкие
Звуки [К], [К"] - согласные, глухие(правильный ответ)
2. Выбери правильную характеристику звуков [г], [г"] - [к], [к"]
а) Звук [Г] - согласный, звонкий, мягкий
Звук [Г"] - согласный, звонкий, твёрдый
б)Звук [Г] - согласный, звонкий, твёрдый
Звук [Г"] - согласный, звонкий, мягкий (правильный ответ)
в) Звук [К] - согласный, звонкий, мягкий
Звук [К"] - согласный, звонкий, твёрдый
г)Звук [К] - согласный, глухой, твёрдый
Звук [К"] - согласный, глухой, мягкий(правильный ответ)
3. Звуки [Г] - [К] относятся друг к другу, как:
а) Твёрдые - мягкие согласные
б) Ударные - безударные гласные
в) Парные согласные(правильный ответ)
г) Гласные-согласные
Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа.

Задание №2. Выделение звуков [Г], [Г"] - [К], [К"] из слов.

1. Посмотрите на картинки. В какой группе картинок слова содержат звуки [Г - Г"] ?
Предложены картинки:
- корова, груша
- корзина, корона
- гриб, гитара
- кукуруза, гранат
- В какой группе слов встречаются звуки [г - г"]?Запишите эти слова, подчеркните букву г.

2. Посмотри на картинки. В какой группе картинок слова содержат звук [к] ?
Предложены картинки:
- гриб, гиря
- кормушка, горох
- комары, грач
- куры, козлята
- Назовите картинки в каждой группе.
- В какой группе слов встречается звук [к]? Запишите эти слова, подчеркните в них букву к.

3. Найдите лишнюю картинку?Почему она лишняя?
Предложены картинки:
- гриб, горы, картина, градусник
- клетка, корыто, кроссовки, гроза
- Назовите картинки в каждой группе. Какое слово лишнее?

4. Прочитайте и отгадайте загадки.В названии какой отгадки мы слышим звук [к]?
а) Чёрный, проворный летает,
Червяков на пашне хватает,
Летом он за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит. (грач)
б) Красные лапы,
Длинная шея,
Щиплет за пятки –
Беги без оглядки. (гусь)
в)Не говорит, не поёт
А кто к хозяину идёт, -
Она знать даёт.(собака)
Гимнастика для глаз.
Поморгать глазами. Повторить 5-6 раз. Закрыть глаза.Выполнить круговые движения глазными яб¬локами с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону.

Задание №3. Звукобуквенный анализ слов

1. Какая схема слова соответствует данной картинке?
Предложены картинки: клетка, лягушка.
Предложены 4 схемы к каждому слову.
К слову клетка - правильная схема №2
К слову лягушка - правильная схема № 4

2. Посмотрите на картинки. В каком слове звук [г] стоит на том же месте, что и в слове огурец?
Предложены картинки: морковь, гусь, огород, якорь, ботинки, капуста.
- Произнесите слово огурец. Какой по счёту звук [г]? (второй)
- Назовите предметы, изображённые на картинках.
- В каких словах встречается звук [г]?
- В каком слове звук [г] первый?

3. Назовите картинки. Определите, какие звуки [Г - Г"] или [К - К"] в данных словах, подберите к ним соответствующие схемы.
Предложены картинки: гриб, груша, ключ.

- Определите, какие звуки [г - г"] или [к - к"] в данном слове. Выберите соответствующую схему.
Гриб - буква г, схема №2
Груша - буква г, схема №1
Ключ - буква к, схема №1

4. Определите, какой звук [г] или [к] в слове, каким по счёту он стоит?
Предложены картинки: рукавицы, виноград.
- Назовите, что изображено на картинке?
- Какой звук [г] или [к] в данном слове.Определите, какой по счёту он стоит.

Физминутка.

Для начала мы с тобой повращаем головой.
Оборот и оборот, а потом наоборот.
Поднимаем руки вверх, плавно опускаем вниз.
Снова тянем их наверх. Ну, дружочек, не ленись!
Повороты влево – вправо, это лёгкая забава.
Нам известно всем давно – там стена, а там окно.
Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать, надо много приседать.
А теперь ходьба на месте, это тоже интересно.
Отдых кончен наш, ребята, нам пора опять за парты.

Задание № 4 Восстановление слов и предложений с буквами Г - К.

1. Вставьте в слова пропущенные буквы г или к.
Мыш _ а, _ ошка, ма _азин, доро _ а, ва _ он
(мышка, кошка, магазин, дорога, вагон)

2. В написании каких слов пропущены слоги ГА - ГУ - ГИ?
ГА: ру __ (ка), вью __ (га), но __ (га), ре __ (ка), соба __ (ка), ду __ (га).
ГУ: (гу) _ си, (ку) __ ры, (гу) __ сыня, (гу) __ док, (ку) __ рорт.
ГИ: (ки) __ но, (ги) __ мнаст, кру __ (ги), кни __ (ги), рубаш __ (ки).

3. В написании каких слов пропущены слоги КА - КО - КИ?
КА:(ка) __ мыш, (га) __ зета, гор __ (ка), сто __ (га), вет __ (ка).
КО:(ко) __ за, ва __ (го)н, (ко) __ ньки, (ко) __ лено, (го) __ нки.
КИ:(ки) __ пяток, (ги) __ ри, (ки) __ лометр, на __ (ки)пь, (ги) __ гиена.
- Определите, в каких словах пропущены данные слоги.

4. Подберите подходящее по смыслу слово.
Скоро к нам придут (гости, кости). Около дома вырос (густ, куст) смородины.
На крыше дома сидит (год, кот). За нашим домом (гора, кора).
- Сколько слов в первом предложении? Запишите это предложение. Составьте к нему графическую схему.
Аналогичная работа проводится со вторым, третьим, четвёртым предложением.

5. Найдите слова, в написании которых допущены ошибки.
Сегодня на уроке мы отгадывали закадки(загадки). Подул сильный ветер, закремел (загремел) кром (гром). В лесу гукует (кукует) гукушка (кукушка). Галя раскрашивает гартинку (картинку) цветными гарандашами (карандашами). В лесу ребята собрали белые крибы (грибы) и спелые якоды (ягоды). Дождь перестал и выклянуло (выглянуло) солнышго. (солнышко).

V. Итог занятия. Рефлексия.

Над различением каких звуков вы работал сегодня на занятии?
Все ли задания вам удалось выполнить?
В каких заданиях вы допустили ошибки?
Какую бы оценку вы себе поставили?

К. Г.У «Специальная (коррекционная) школа – интернат

для детей с ограниченными возможностями»

города Риддера управления образования

Восточно – Казахстанской области

Логопед: Шамонаева Е.В

г.Риддер 2012 - 2013 уч.год

Тема: Дифференциация звуков [к ] и [г]

Обучающие: закрепить знания детей по дифференциации звуков [к ] и [г], учить различать звуки [к ] и [г] в изолированном виде, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в связной речи. Формировать умение правильно выполнять задания предложенные учителем.

Развивающие: развивать, фонематический слух, память, внимание, мышление, орфографическую зоркость, словарь учащихся, органы артикуляции, сенсорную сферу.

Корригировать речевые навыки,

Воспитательные: воспитывать интерес к правильно звучащей речи, интерес к предмету через использование разных методов и приемов.

Ход урока:

    Орг. момент ППН

Прозвенел звонок, начался урок.

    Сообщение темы и целей урока

Сегодня наше занятие будет не совсем обычным, потому, что к нам пришло много гостей, и мы устроим соревнования. А перед соревнованиями спортсмены всегда разминаются, то есть подготавливаются, и мы тоже сейчас проведем небольшую разминку.

    Пальчиковая гимнастика (разобрать фасоль по цветам: белую в одну тарелку, красную – в другую)

    Артикуляционная гимнастика: выполнение упражнений перед зеркалом – «Вкусное варенье, Маляр, Почистим зубки (внутри и с наружи), Горка»

    Гимнастика для глаз

    Вот мы подготовились, размялись и готовы для соревнований, но давайте вспомним

Из чего состоит наша речь? (звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения, связная речь).

На какие две большие группы делятся звуки? (гласные и согласные)

Какие могут быть согласные? (твердые и мягкие, звонкие и глухие)

На какие две группы делятся гласные звуки? (показывающие мягкость и твердость согласных).

7 . Уточнение артикуляции звуков [к ] и [г]

А) уточнение правильной артикуляции звука [г]

1) губы в улыбке

3) кончик языка опущен вниз, спинка языка касается твердого нёба.

5) Характеристика звука Г – согласный, звонкий, твердый, мягкий.

Б) уточнение правильной артикуляции звука [к ]

1) губы в улыбке

2) зубы сближены, но несомкнутые

3) кончик языка опущен вниз, спинка языка опущена к мягкому нёбу.

5) Характеристика звука К – согласный, глухой, твердый, мягкий.

1 задание «Слушай внимательно»

Предлагается звуковой ряд, если учащиеся услышат звук [г] – поднимают красный кружок, если звук [к ] – поднимают синий кружок.

М К Л Г Р С К А Г И Г Ш К О Ф К Х Г Т В К Ц Г

2 задание «Скажи наоборот».

Логопед произносит слоги, дети должны назвать слог наоборот

КА ГУ ЯК ОГ

КЕ ИГ УК ГА

ЮГ УК ГЕ КО

КИ ГО АК ГО

3 задание «Шифровки»

Где может в словах стоять звук (в начале, в середине и в конце)

АБКЕВГАЕРМИОУТМ (аквариум, бегемот)

УОЛГИУТРКЕАЦ (улитка, огурец)

ПБОАПБУОГЧАКЙА (попугай – бабочка)

СКАОПМОПГАИС (сапоги, компас)

РЯАБДЛУОГКАО (радуга, яблоко)

ГПИЕТРАСРИАК (гитара – персик)

УГТУКСАЬ (утка, гусь)

ГКЛАОРБТУАС (глобус, карта)

4 задание «Грузовик»

Дети выполняют по компьютеру задание, а параллельно идет работа по карточкам – соединить картинки в названии, которых есть звук с соответствующей буквой.

5 задание «Грамотеи»

Вспомнить правило правописания парных согласных. Предлагаются слова, дети должны вставить пропущенную букву и подобрать проверочное слово.

6 задание «Составь словосочетания»

На какие группы делятся слова?

Составить словосочетания

Колючий груша

Глиняный радуга

Квадратный огурец

Желтая кувшин

Кирпичный попугай

Кислое сапоги

Говорящий кубик

Разноцветная ёжик

Солёный гараж

    задание «Придумай предложение»

С составленными словосочетаниями придумать предложении.

8 задание « Говорушка»

Разучивание скороговорки

Купили Егорке санки для горки

Всю зиму Егорка катался на горке.

7 . Итог урока, награждение победителей. С какими звуками мы сегодня работали, чем похожи эти звуки, чем различаются

Самоанализ урока

Тема: Дифференциация звуков [к] и [г]

Это фронтальное занятие, на котором присутствовали учащиеся 3 класса, диагнозами: ОНР 3 уровня и нарушением звукопроизношения

Цели:

Обучающие: закрепить знания детей по дифференциации звуков [к] и [г], учить различать звуки [к] и [г] в изолированном виде, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в связной речи. Формировать умение правильно выполнять задания предложенные учителем.

Развивающие: развивать, фонематический слух, память, внимание, мышление, орфографическую зоркость, словарь учащихся, органы артикуляции, сенсорную сферу.

Корригировать речевые навыки,

Воспитательные: воспитывать интерес к правильно звучащей речи, интерес к предмету через использование разных методов и приемов.

Данная тема запланирована в общей системе логопедической работы. Речевой материал соответствует теме и целям занятия, которое было построено логично и последовательно. Активизации умственной деятельности учащихся способствовала форма проведения и приемы занятия, что сделало занятие единым целым, захватило чувства детей. На занятии учила постоянно мыслить, помогая при этом, вопросами и заданиями. В ходе занятия соблюдался охранительный режим, а используемые методы и приемы не вызывали у детей переутомления. На занятии осуществлялся индивидуально – дифференцированный подход – проследить можно было при работе на компьютере. Тон, речь учителя были доброжелательны, располагающие к общению и совместной работе с детьми. Дети на занятии были активны, с большим удовольствием выполняли предложенные задания. Тема занятия раскрыта, цели достигнуты.

Тема: Дифференциация К-Г (Урок - презентация)

Цель: Закрепить умения детей различать звуки к, г в слова, предложениях;
Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза;
Закрепить навык составления предложений;
Прививать любовь к чтению;
Развивать внимание, мышление.
Оборудование: компьютер, мультимедийное устройство, интерактивная доска, карточки, числовые ряды, буквы к, г, карандаши

Урок – презентация «Дифференциация К-Г»

Ход урока

1. Оргмомент

Продолжите ряд слов, которые относятся к одному обобщению
клюква, земляника, крыжовник…….
карандаш, учебник, циркуль………..
гладиолус, мак, ромашка……………
сапоги, валенки, кроссовки………..

2. Сообщение темы занятия. Слайд № 2

Л. - Посмотрите внимательно на картинки, назовите их
Д. - кактус, колокольчик
Л. - Ребята, а что общего между этими словами?
Д. Эти слова начинаются на звук к.
Л. - Назовите пару для этого звука к
Д. - Для звука к пара звук г
Л. - Правильно, ребята.
Л. Кто догадался, какие звуки мы будем сегодня изучать?
Д. Мы будем изучать звуки к,г
Л. Верно, мы будем учиться различать звуки к-г

2. Артикуляционная гимнастика.
Л. -Ребята, чтобы вы все звуки произносили правильно, сделаем несколько упражнений для язычка
- «Вкусное варенье»
- «Часики»
- «Лошадка»
- «Качели»
Л. -Молодцы, ваши язычки хорошо поработали



3. Чтение скороговорки. Слайд № 3
Характеристика звуков. Сходства и различия звуков.

Покатился Колобок, А на дороге - коробок.
Удивился Колобок и закатился в коробок.

Л. - Ребята, прочитаем скороговорку
Л. - Ребята, подойдите к доске и подчеркните буквы к, г
Л. - Произнесем звук к
Л. - Дайте характеристику звуку к.
Д. - Звук к согласный, твердый, глухой
Л. - Произнесем звук г
Л. - Дайте характеристику звуку г
Д. - Звук г согласный, твердый. Звонкий
Л. - Чем отличаются звуки друг от друга?
Д. - Звук г звонкий, звук к глухой
Л. - Чем похожи звуки?
Д. - Звуки к, г согласные, твердые.

3. Угадывание по силуэту предметов (карточки) слайд №4

Л. - Ребята, обведите по контуру картинки, в названиях которых входит звук к
Д. - яблоко, майка, сумка, снеговик
Л. - Молодцы.

4. Игра «Покажи букву»

Л. - Я буду говорить много слов, а если услышите, покажите букву к Гитара, кукла, акула, гриб, паук, гном, гвозди, марка, банка, мышка
Л. - Назовите слова со звуком г
Д. - гитара, гном, гриб
Л. - А теперь назовите слова со звуком к
Д. - кукла, акула, паук
Л. - Молодцы

5. Работа с числовыми рядами

Л. - Положите перед собой числовые ряды.
Я произнесу слово, а вы должны сказать, какой звук по счету.
Л. - В слове гриб, какой по счету звук г
Д. Звук г первый
Л.- акула
Д. В слове акула звук к второй
Л. Паук
Д. - В слове паук звук к четвертый
Л. - гвозди
Д.- В слове гвозди звук г первый

6. Дописать названия картинок слайд № 5, 6

Л. - Ребята, вставьте пропущенные буквы
Д.- книга
Д. -круги
Д.- капуста
Д.- тыква
Д.- кукуруза
Д.- гномик
Л. - Молодцы. Ребята!

7. Физминутка

Молоточком мы стучим, (постукивают кулачками друг о друга)
Строить новый дом хотим.
Кто в доме будет жить? (упр. «Домик»)
С нами кто будет дружить» (сжимают и разжимают пальцы рук)
- Девочки и мальчики, маленькие пальчики! (упр. «Пальчики здороваются»)

8. Игра «Слоговое лото»

Л. - Я говорю начало слова, а вы продолжаете его.
Л. Начало слова га
Д. - газета, газель, гадюка
Л. - Начало слова ка
Д. - катушка, каша, картина
Л. - Начало слова гу
Д. - Гуси, гудок, губы
Л. - Начало слова ку
Д. - курица, кубик

7. Отгадывание загадок
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - нет головы. (гриб) слайд № 8

Непоседа птица эта,
Одного с березой цвета:
Верещунья, белобока,
А зовут ее …..(сорока) слайд № 9

Разноцветное коромысло
Над рекой повисло. (радуга) слайд № 10

Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам
На одном таком листе
Много разных новостей. (газета) слайд № 11

Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может. (гусеница) слайд № 12

Наткет, наплетет,
Сядет- и добычу ждет. (паук) слайд № 13

9. Анализ слов

Л. - Назовите отгадки
Л. - Назовите самое короткое слово.
Д. - Самые короткие слова - это гусь, паук
Л. - Назовите самое длинное слово.
Д. - Самое длинное слово - это гусеница
Л. - Сколько в слове паук звуков?
Д. -В слове паук 4 звука
Л. - Назовите звуки по порядку
Д. - п,а,у,к
Назовите в этом слове гласные.
Д. - В этом слове гласные а,у
Л. - Назовите согласные звуки.
Д. - Согласные звуки п,к

Д. - В этом слове 2 слога
Л. - Почему?
Д. - Потому что в слове 2 гласных звука а,у.
Л. Назовите в слове гусеница гласные звуки
Д. - В слове гусеница гласные у, е, и,а
Л. - Сколько в этом слове слогов?
Д. - В этом слове 4 слога.
Л. - Почему?
Д. - Потомучто 4 гласных звука.
Л. - Назовите слова, в которых слышатся только твердые согласные.
Д. - Твердые согласные слышатся в словах сорока, радуга, паук
Л. - Сколько звуков в слове сорока?
Д. - В слове сорока 6 звуков

10. Составление предложений со слова - отгадками.

Л. - Составьте предложения с любыми словами - отгадками.
Д. - У дороги рос гриб.
Д. - Я увидел радугу.
Д. - Мальчик нарисовал паука.

11. Состовление словосочетаний.

Л. Прочитайте слова в левом столбике
Гармошка
Город
Каша
Л. - Прочитайте слова в правом столбике.
Д. - губной
Красивый
Гречневый
Л. - Используя эти слова, составьте словосочетания, но будьте внимательны.
Л. Как вы считаете, что еще нужно сделать?
Д. - Подружить слова
Л. - Прочитайте полученные словосочетания
Д. Губная гармошка, красивый город, гречневая каша.
Л. Молодцы.

12. Итог занятия.

Л. - Какие звуки мы учились различать?
Д. - Мы учились различать звуки к,г
Л. - Молодцы, ребята. Мне было очень приятно с вами работать.
Л. - До свидания. Занятие окончено.

Конспект логопедического занятия для детей 1 класса с ЗПР

Тема: Дифференциация звуков г-к в слогах и словах
Описание: Предлагаю вам конспект занятия коррекционной работы для детей 6 – 7 лет с ЗПР. Этот конспект направлен на знания и представления об окружающем мире, на речевое развитие, предполагающее владение обширным словарём, основами грамматического строя речи.

Цели. Закреплять правильное произношение звуков г, к, умение выполнять звуковой анализ слов.

Демонстрационный материал. Мяч.

Раздаточный материал. Кассы букв.

Ход занятия

Организационный момент.
Логопед загадывает детям загадку:
Съем червя, попью водицы;
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко-
Ребятишек угощу.
(Курица)

Основная часть
Характеристика звуков к, г.
- Какой первый звук в слове курица? (Звук к.)
- Какой буквой обозначается звук к? (Буквой К.)
- Найдите букву К в кассах букв.

Какой ещё звук обозначает эта буква? (Звук кь.)
- Сравните звуки к и кь. (При произношении звука – язык «горкой». Звук к – твёрдый, звук кь – мягкий.)
- Отгадайте загадку:

Одежда белая, а ножки
Обуты в красные сапожки.
Из моды выйдут – вот беда!
Ему ж не снять их никогда.
(Гусь)

Какой первый звук в слове гусь? (Звук г.)
- Найди букву Г в кассах букв.
- Какой ещё звук обозначает буква Г? (Звук гь.)
- Сравните звуки г и гь.
- Чем похожи звуки г и к? (При их произнесении губы не меняют своего положения.)
- Чем они отличаются? (При произнесении звука г горлышко «дрожит», при произнесении звука к горлышко «не дрожит».)

Игровое упражнение «Повтори, не ошибись»
Логопед произносит цепочки слогов и предлагает детям повторить их: га – га – ка – га; ки – ке – ге – кё; гю – ги – ги – к – гё; ку – гу – гу – ку – гу.

Игра «Измени слово»
Логопед произносит слова со звуком к и по очереди бросает детям мяч. Они заменяют звук к на звук г и перебрасывают мяч обратно.
Слова: колос (голос), калина (Галина), кости (гости), кора (гора) и т.д.
Затем логопед произносит слова со звуком г, а дети заменяют его на к.
Слова: игра (икра), угол (укол), гол (кол) и т.д.

Физкультминутка
Игра «Кто как передвигается?»
Логопед детям показать, как передвигаются птицы (куры, петухи, индюки ходят по земле; утки, гуси ходят по земле и плавают в воде).

Игра «Сосульки»
На доске нарисованы длинные и короткие сосульки. В длинных сосульках написаны большие буквы, в коротких – маленькие буквы. Логопед предлагает детям сначала составить слово из букв, находящихся в длинных сосульках, затем – в коротких. (Курица, гусыня.)

Игра «Переставь слоги так, чтобы получилось слово»

Логопед произносит слова, переставив в них слоги. Дети должны догадаться, какое это слово, и назвать его.
Слова: ка –дюш – ин(индюшка), ту – шок – пе(петушок),лё – цып – нок (цыплёнок).

Работа на доске
Чтение слова по цифрам (курица).
Звуковой анализ слова голова.

Итог занятия
Логопед обобщает материал, изученный на занятии.

Дифференциация Г – К в словах

Цель: развитие умения различать звуки и буквы г-к устно и на письме.

Ход занятия:

I . Повторение.

Ребята, давайте вспомним, что такое звук и буква.

(Звуки произносим и слышим, а буквы видим и пишем)

II . Знакомство с темой

Послушайте стихотворение С.Погореловского «Как Мишка деда рассердил». А потом ответите на вопрос: В чемзаключалась ошибка Миши?

Пишет Миша – Михаил:

«Дед Герасим гол забил».

Все читают, восклицают:

Ай да старый, гол забил!

Дать во все газеты

Дедовы портреты!

Нет, - сказал сердито дед, -

Мишкин дайте в них портрет!

Писал диктант он в школе,

А думал о футболе.

Оттого – то КОЛ

Превратился в ГОЛ,

И за этот ГОЛ

Получил он КОЛ!

В чем заключалась ошибка Миши?

Какие два значения имеет слово КОЛ?

Назовите первые звуки в словах - КОЛ, ГОЛ.

Что общего в этих звуках (звуки К, Г – согласные)

Чем различаются эти звуки? (звук г – звонкий, а к - глухой)

III . Закрепление.

    Соотнести звуки с буквами к, г

Задание: найдите букву, соответствующую звуку [к]; найдите букву, соответствующую звуку [г].

    Игра «Доскажи словечко». Подними соответствующую букву.

Я услышал: у ворот

Замяукал громко … (кот)

Вышел суп совсем не плох

В нем картофель и … (горох)

Почему же Ким веселый?

Он идет сегодня в … (школу)

Бегать быстро я могу

И по улице … (бегу)

Утром к реке по чудесной дороге

Быстро бегут загорелые …(ноги)

Для больного человека

Нужен врач, нужна …(аптека)

Идут морозные деньки

Нужны нам лыжи и …(коньки)

Свой железный язычок

Прячу я под колпачок

Созываю на урок

А зовут меня…(звонок)

    Игра «Один - много» с перебрасыванием мяча.

Задание: изменить слова так, чтобы после согласного г или к появился гласный.

Утюг-… молоток-…

Листок-… берег-…

Овраг-… сапог-…

Галстук-… клубок-…

    Работа в тетради по карточкам

Задание: Допишите недостающую в словах букву г или к. В скобках напишите проверочное слово.

Сне..., кула..., пау..., столби..., замо..., пиджа..., каблу..., шлан...,

зна..., рыно..., клубо..., вра…

IV . Физминутка.

Как живешь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

Как плывешь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

Как бежишь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

В даль глядишь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

Ждешь обед? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

Машешь в след? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

Ночью спишь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

А шалишь?… Дети отвечают: «Вот так!» и показывают

    Работа по карточкам

    Слоговой состав.

Задание: Разложи картинки под цифрами 1,2,3 в зависимости от количества слогов в слове. Запиши слова в 3 столбика.

Перечень картинок: гитара, гвоздь, глаз, компас, кот, гуси, клубок, косы, горох, грабли, капуста, собака, носки, голубь.

V . Домашнее задание

Задание: Разгадайте кроссворд. Обязательное условие: подбирать слова только те, в названии которых есть звук г или к.

По вертикали: 1. Книги, по которым учатся дети.

По горизонтали: 2.То, что остается после сгорания дров.

3. Весенняя птица.

4. Мужское имя.

5. Ракообразный обитатель моря.

6. То, что вдевают в иголку.

7. Вид обуви.

8. Аккуратно смотанные нитки.

9. Вид сельскохозяйственного инвентаря.

VI . Итог.

- какие буквы различали на письме?

Как проверить сомнительную согласную в конце слова?