Экранная культура – культура ххi века. Экранная культура Экранная культура продукт информационного общества

УДК 7(097)

ТЕЛЕВИДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ЭКРАННОЙ КУЛЬТУРЫ

Э.А.Алиев

Цель статьи - изучение телевидения как неотъемлемой части экранной культуры в эпоху информационного общества. Главная задача исследования - изучить систему «экранной культуры» и телевидения, которые в ходе развития компьютерной промышленности снабжаются новыми техническими средствами. Телевидение, будучи составной частью экранной культуры, является не только средством массовой информации, но и средством усвоения, накопления, хранения и передачи будущим поколениям национально-культурного наследия.

Ключевые слова: экранная культура, телевидение, информационное общество, телевизионное искусство.

E.A.Aliyev TV in system of screen culture.

The purpose of clause studying of TV as integral part of screen culture during an epoch of an information society. The main task of research to study system “screen culture” and TV, which process of the computer industry is supplied with new means. The TV, being a component of screen culture, is not only mass media. The TV as a kind of art is as well means of mastering, accumulation, storage and transfer to the future generation’s national-cultural heritage.

Key words: screen culture, TV, information society, TV art.

«Экранная культура» тесно связана с научно-техническим прогрессом. Технический прогресс явился причиной создания таких артефактов экрана, как кино, телевидение и компьютерные технологии. Экранная культура, являющаяся носителем информации, адресована непосредственно обществу. Она является такой формой культуры, где экран - материальный носитель текста информационного характера.

Экран (с французского «ecran» - щит, ширма) - устройство, обладающее способностью принимать, обращать и отражать различные энергетические лучи. Экран предназначен для использования лучей или же защиты от них . Однако главной его функцией является получение изображения с помощью электронных лучей. Именно эта функция оценивается как основной технический базис экранной культуры. Отсюда вывод, что экран - это сугубо техническое понятие. С его помощью зрители в наглядно-образной форме создают связь с экранной культурой. Экран прошел ряд революционных технических стадий: переходя из своей первоначальной формы, то есть из белого полотна кино в устройство, отражающее электронные лучи телевидения и далее, пройдя в последнюю эволюционную форму - дисплей компьютера. На каждом этапе вышеуказанного процесса развития способность экрана отражать изображение совершенствовалось. А это, в свою очередь, устранило разницу между реальным миром и миром знаков. На современном этапе экранные артефакты явились причиной создания специального виртуального мира.

Развитие экранных средств, передающих информацию, дало толчок формированию «экранной культуры». Пожалуй, можно согласиться с мнением русского исследователя В.Полиектова о том, что «каждый научно-технический прогресс и научный переворот исторического значения вместе с тем формирует новые «эпистемологические метафоры». А это обусловливает контроль над образом мышления и манерой поведения общества». Начиная с конца XX века и до сегодняшнего дня, одной из таких метафор стал «экран». «Экранный» феномен создал почву для создания экранной культуры. Таким образом, «экран», «экранизация», «экранная реальность» и связанная с ним «виртуальная реальность» стали центральным культурным феноменом XX века .

Сегодня формируется новый тип экранной культуры, сочетающий в себе технические возможности информационных технологий с интеллектуальным потенциалом человека. Критерием, определяющим экранную культуру, является именно «экранизация», а не «запись», являющаяся материальным носителем информации. Эта культура создана на основе системы изображений экрана, речи различных персонажей и имитации событий. Экранная культура, проходящая процесс развития, является интерактивным плодом, созданным на основе системы мирового опыта человеческой деятельности.

Многие характерные черты экранной культуры раскрываются в ее формулировке. Согласно заключению, приведенному в научной литературе, для того чтобы дать общую формулировку «экранной культуры» нужно систематизировать все мировые методы подхода и изучения.

Система «экранной культуры» совмещает в себе три основных элемента, органически

связанных друг с другом - кино, телевидение и компьютерную культуру. Главным фактором, создающим систему экранной культуры, является представление какого-либо объекта в аудиовизуальной и динамичной форме. Этот фактор, касающийся всех трех элементов экранного искусства, создает системную связь между кино, телевидением и компьютерной культурой. Сегодня формируется фактор «представления информации в цифровой форме», которая параллельно создает достижение научно-технического прогресса. Электронно-цифровой метод характерен наиболее всего для компьютерной культуры.

Передающая информацию продукция экрана сочетает в себе все элементы экранной культуры. Согласно формулировке, данной В.Егоровым в «Терминологическом словаре телевидения» (1997): «Телевидение - создание и массовое распространение аудиовизуальной информации в определенной системе взаимодействия с аудиторией. Под аудиовизуальной информацией понимается любое предоставление в распоряжение населения или отдельных лиц средствами телевизионной техники знаков, сигналов, изображений, звуков или иных сообщений, не носящих характер частной корреспонденции. В понятие «телевидение» входят трансляции, передача или прием знаков, сигналов, надписей, изображений, звуков или сведений любого рода посредством проводной связи, оптических систем, радиотехники или иных электромагнитных систем. Все это делает телевидение одним из важнейших средств массовой информации» .

Сущность телевидения, как и других средств массовой информации (в дальнейшем СМИ), определяется категорией «времени» и «пространства». Категория «времени» обусловливается гармоничной продолжительностью телевидения в определенном временном отрезке. А категория «пространства» телевизионных передач определяется синхронностью, регулирующей прямую связь телевидения с аудиторией, то есть передачей той или иной аудиовизуальной информации большой аудитории, включающей различные возрастные группы людей. Кроме этого существуют еще и другие отличительные особенности телевидения: полифункциональность, направленность в одну сторону, возможность свободного выбора телевизионных программ, персонификация информации, возможность усвоения визуальной продукции и т.д.

Говоря об общей эстетической сущности телевидения его, обычно представляют как запутанную систему, отражающую реальность. На самом деле, являясь единой системой, телевидение состоит из двух основных частей «художественной» и «нехудожественной». Система художественного телевидения включает различные виды телепрограмм, созданных посредством экранного искусства. А к нехудожественной системе телевидения относятся передачи информационного плана, в том числе публицистические, образовательные, дидактические, спортивные и другие передачи.

Сегодня телевидение сочетает в себе все те важные функции, которые когда-то выполняли книги, газеты, журналы, радио и другие источники информации. Цели, поставленные перед телевидением, носят полифункциальный характер. Являясь культурным фактором, оно охватывает все функции экономической, политической, социальной и этической информации. Кроме того, будучи своеобразной эстетической ценностью, телевидение является новым видом искусства. Телевидение оценивается не только как одно из средств массовой информации, но также как и новый синтетический вид искусства. Оно способно передавать происходящие события на дальние расстояния, усваивая их в эстетической форме. Хотя сегодня телевидение, с массовой точки зрения, схоже и с киноискусством, но оно все же опережает его.

Значимость экранной культуры с каждым днем растет все больше и больше, на основе аудиовизуальной техники, компьютера, видеотехники и новейших средств связи, созданных в постиндустриальном информационном обществе. Получение хранение, передача и использование информации происходит с помощью новых технологий. А это, в целом, становится причиной коренных изменений в культуре. В результате проведенных исследований мы пришли к выводу, что в получении и передаче информации опирающаяся на космические компьютерные технологии «экранная культура» по своей сути носит интернациональный характер и с легкостью переходит границы национальных государств. Экранная культура не знает языковых ограничений и без «переводчика» находит путь к сознанию многоязычной публики.

В информационном мире трансформируются формы взаимных отношений людей друг к другу и в целом к обществу. Трансформация взаимоотношений обусловливает еще две тенденции

в развитии экранной культуры - массовость и антимассовость (индивидуальность). Специалист Азербайджанского телевидения, профессор Эльшад Кулиев в своем исследовании под названием «Телевидение: теория, тенденции развития» (2004) совершенно верно отмечает следующее: «Одним из отрицательных качеств телевидения является его тенденция стандартизировать духовную жизнь и отождествлять поведение людей и личность человека (добиться массовости общества)» . Исходя из этого, можно сказать, что связь экранной культуры с массовой культурой придает первому характер массовости. Массовость экранной культуры заключается в том, что здесь находят отражение все артефакты мировой культуры. Таким образом, посредством экранной культуры известные музеи, библиотеки, исторические памятники, театральные салоны и концертные залы становятся доступными для широких масс, что обеспечивает распространение культурных артефактов. «В связи с развитием кабельного телевидения, спутниковых антенн и других видов электронной техники начался процесс предотвращения тенденций общества к «стандартизации», «централизации» и «массовости», каждый человек получит возможность выбрать нужную ему информацию и избежать негативных влияний извне. Этот процесс восстановит первоначальную сущность телевидения. В процессе формирования духовно богатого и всесторонне развитого человека телевидение будет участвовать все ближе и с новой силой» .

Решение этой гуманистической проблемы заключается в объективной оценке событий, происходящих в современном мире, в выявлении характера современной действительности. Кроме того, в овладении глубокими философскими знаниями, отрицанием существующих идеологических догм и познании мира в новом аспекте, в процессе его эволюции в контексте новых тенденций. Первоначальной проблемой была избрана проблема реальной действительности в новой интерпретации для теории искусства. Философия, связывающая свои идеи с идеями исторических эпох, сегодня в изучении науки выступает в роли компаса и тем самым освещает стадии развития человечества и, в свою очередь, в информационном обществе выявляет различные культуры на международном уровне.

Г лобальное информационное общество, формирующееся в XXI веке, оказывает влияние на сущность телевидения и становится причиной формирования нового вида искусства. Сегодня телевидение, будучи составной частью экранной культуры, является не только средством массовой информации. Телевидение как вид искусства является также и средством усвоения, накопления, хранения и передачи будущим поколениям национально-культурного наследия.

Литература:

1.Азербайджанская Советская Энциклопедия. В 12-ти т. Том 3. Баку: Красный Восток, 1979. - 600 с. (на азерб.яз.)

2.Полиектов В. «Исчезнет или возрождается человек в экранной культуре?»//СПб университет. - 1998. - №10. - С. 3-10.

3. Егоров В.Терминологический словарь телевидения. Основные понятия и комментарии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://auditorium.ru. - Проверено 15.05.2008

4. Кулиев Э. Телевидение: теория, тенденции развития. Баку: «Восток-Запад», 2004. - 366 с. (на азерб.яз.);

5. Кулиев Э. Телевидение: теория, тенденции развития. Баку: «Восток-Запад», 2004. - , 366 с. (на азерб.яз.)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека. Миф как очень древняя форма донаучного знания. Ценности и социальные нормы в мифологии. Мифы политической и общественной жизни, этнической и религиозной самоидентификации, массовой культуры.

    реферат , добавлен 07.04.2017

    Современная экранная культура: трансляция интересов общества. Типология и динамика экранного насилия. Модусы эстетизации насилия на современном экране, особенности его функционирования. Эстетизация насилия на примере фильма "Законопослушный гражданин".

    курсовая работа , добавлен 26.03.2015

    Тенденции развития, гуманистические принципы и идеалы культуры XX века. Развитие науки, идеи новой космической культуры, установка на научно-рациональное познание мира. Глобальные проблемы современности, кризис цивилизации и их отражение в культуре.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2009

    Основные этапы развития российской культуры. Славянская культура, принятие христианства, культура Древней Руси, культура Московского и Киевского государства. Петровская эпоха. Советская культура и культура современности. Основные культурные центры.

    презентация , добавлен 07.10.2015

    Понятие культура. Культурный отбор и специфика культур. Элементы культуры. Предназначение культуры. Культура как ценностно-нормативная система. Культура и поведение. Культура и социализация. Культура и социальный контроль. Национальная культура.

    реферат , добавлен 24.03.2007

    Культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Содержание массовой культуры. Развитие средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию. Средства компьютерного отображения информации.

    презентация , добавлен 14.12.2012

    Возникновение понятия "культура", его современное значение. Культура как способ национальной самоидентификации. Структура и основные функции культуры как неотъемлемого атрибута существования человека. Характерные черты и специфика украинской ментальности.

    контрольная работа , добавлен 25.07.2013

экран, культура, экранная культура, мышление, язык.

Аннотация:

В статье рассматривается спектр обобщения влияния экрана как на жизнь каждого конкретного человека, так и всей культуры в целом.

Текст статьи:

Размышляя над экранным характером современной культуры, нельзя не отметить, что в последнее время экран занимает преимущественное место в культуре и жизни человека. Не случайно экран «иконой XXI века», в чем сосредотачивается весь спектр обобщения влияния экрана как на жизнь каждого конкретного человека, так и всей культуры в целом. Перечислим основные параметры этого влияния:

  • компьютер выдает нужную информацию,
  • экран компьютера помогает в обучении,
  • экран обогащает культурную сферу человека,
  • экран позволяет мгновенно обрабатывать необходимую информацию,
  • экран занимает основное досуговое время человека современной культуры,
  • экран позволяет решать финансовые и экономические проблемы,
  • нередко экран становится быстрым и релаьным способом зарабатывания денег.

Остановимся также подробно на том, каково влияние компьютера на человека современной культуры, его общение, мышление, язык. Как известно, компьютер- это искусственно созданное человеком техническое средство для решения тех задач, которые возникают в процессе жизнедеятельности людей. Из этого следует вывод, согласно окторому экран должен быть подчинен человеку. Отмечая это обстоятельство, Э.Фромм формулирует, по нашему мнению, основной смысл взаимоотношения человека и компьютера, который заключается в том, что именно человек, а не технические устройства, должен стать основной ценностью, оптимальное развитие человека, а не максимальная производительность труда.

Трудно не согласиться с тем, что общение при помощи компьютера изменяет характер межличностного общения самих людей, определяет совершенно новые черты этого общения. Как известно, общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, специфическое средство и форма передачи социальной и культурной информации, процесс обмена деятельностью, опытом, знаниями, способностями.

Однако, подчеркнем, что одновременно с этим, общение — это межличностная связь культурных и социальных субъектов друг с другом, в процессе которой они воспринимают и понимают партеров. Поскольку в государстве общение превратилось в фактор объединения людей в различные социальные общности и стало органической частью жизни людей и общества в целом, следовательно, оно стало нести на себе следующие функции:

  • коммуникативную (обмен информацией),
  • интерактивную (взаимодействие партнеров),
  • перцептивную (восприятие и познание друг друга партнерами),
  • информационную форму коммуникации, предполагающую передачу сообщения в одностороннем, монологическом порядке и процессуальную форму коммуникации, то есть осмысление коммуникации, как процесса общения,

Отметим, что применение технических средств, как средств общения, не ограничивается коммуникативной функцией. Эти средства могут выполнять следующие функции:

  • выдавать оценки,
  • корректировать ошибки,
  • обеспечивать опосредованное общение людей друг с другом,
  • рассчитывать и предсказывать тот или иной результат деятельности.

Таким образом, все это подводит нас к мысли и о специфике общения в сфере экранной культуры, которое опосредовано компьютерными техническими средствами. Поскольку изобретение средств информационных технологий необычайно расширяет возможности человеческого общения, экранная культура оказывается совершенно не ограниченной непосредственным присутствием индивидуума, ибо у нее имеется много средств для перенесения этого инструмента общения в любую точку пространства.

Безусловно, новые типы общения, порожденные современными информационными технологиями, дает следующие перспективы экранного культурного общения:

  • возможность эффективно связываться между собой на больших расстояниях,
  • делает доступным для человека огромный мир художественных артефактов,
  • сохраняет анонимность пользователя,
  • делает общение опосредованным.

Отметим, что с социальной точки зрения анонимность — полезный механизм для того, чтобы люди могли дать выход своим чувствам, обмениваться идеями и концепциями, а также прятаться от критки последних, от общественного неодобрения. Однако, отметим, что сама по себе анонимность создает и протиовречие в культуре и обществе, поскольку существует довольно значительное противоречие между потребностями общества в открытости и потребностями отдельных людей иметь право и возможность высказываться анонимно.

Отметим также, что опосредованность общения приводит к обеднению его человеческих форм, возникает отчуждение субъектов друг от друга, растет дефицит межличностных связей. При этом, отчуждение является специфическим социальным процессом, который характеризуется превращением деятельности человека в относительно самостоятельную силу, господствующую и довлеющую над ним. Человек современной культуры отрывается от многих компонентов реальной действительности, уходит в область фантомных миров, в которых он добровольно или вынуждено должен существовать.

Все это приводит нас к выводу, согласно которому экранный характер соквременной культуры может приобщить человека к великим культурным ценностям и, тем самым, способствовать его интеллектуальному развитию. Но одновременно может и превратить человека в простого потребителя примитивных игровых программ, когда случае происходит отчуждение человека от истинной культуры и плодотворной интеллектуальной деятельности.

Подчеркнем, что данное противоречие порождается именно экраном: человеку становятся доступны дела и интересы всего мирового сообщества, и в то же время он находится в социальной изоляции. Так, совершенствование экранных технических средств, с одной стороны, увеличивает свободу выбора личностью тех или иных культурных ценностей а, с другой, ограничивает сферу межличностных человеческих общений.

Интересно, что при просмотре кинофильма в кинотеатре происходит общение между зрителями в масштабах зрительного зала, что уходит с появлением телевидения, которое сужает сферу общения, как правило, до размеров семейной группы. Экран остается наедине с его пользователем, позволяя пользоваться собой бесконтрольно и вне временных ограничений.

Таким образом, в экранной культуре формируется интерактивное общение, в процессе которого индивид может изменять форму и содержание передаваемой информации в соответствии со своими вкусами и желаниями. Отметим, что если в процессе развития экранной культуры масштабы межличностных отношений уменьшаются, то интерактивность общения возрастает.

Важно заметить, что в киноискусстве интерактивность общения практически отсутствует, в отличие от телевизионной культуры, где зритель имеет возможность выбирать ту или иную программу. Известно также, что в телевидении используются два канала — вещательный и интерактивный. Интерактивное телевидение может быть использовано при демонстрации развлекательных программ, совершении сделок, в процессе обучения.

К числу современных интерактивных телевизионных технологий следует отнести многочисленные телеприставки, некоторые из их имеют жесткий диск, при помощи которого зрители могут во время телепередач изменять программу просмотра, делать паузы, исключать при просмотре передач экранные ролики. Интерактивное общение в телеискусстве реализуется также при выборе художественных передач по телефону, при опросе общественного мнения о той или иной художественной передаче, скаждым днем все более и более корректируя современную культуру.

Остановимся вкратце на допустимости понятия «компьютерное искусство». При помощи возможностей современного экрана через Интернет пользователь имеет возможность широкого выбора демонстрации художественных ценностей, также имеет возможность сам принять участие в создание художественных произведений. При том, что отсутствие профессиональной подготовки при создании подобных произведений не допускает говорить об искусстве как таковом, нельзя не отметить безусловное воздействие современной компьютерной технологии на искусство в следующих направлениях:

  • с одной стороны, компьютерная экранная технология используется в творческой работе художников и скульпторов, артистов и композиторов,
  • с другой, — современные информационные средства делают высокую культуру общедоступной, тем самым, снижая ее ценностную планку.

Так, наприемр, большинство попыток использовать вычислительную технику в искусстве связано с живописью и рисунком, что делает актуальными два подхода к использованию компьютеров в этой области, в первом случае компьютер играет роль простого инструмента, в другом — художник задает машине программу, не зная, что из этого получится и компьютер сам создает произведение искусства, которое лишь условно может быть так названо.

Отметим также, что в традиционной архитектуре моделирование проектируемых строений сводится к изготовлению макетов из пластмассы, стали и других материалов, окрашиванию этих макетов, монтажу и фотографированию под разными ракурсами для демонстрации заказчику. Внесение изменений в модель или ее пересмотр нередко приводят к повторению этой работы, при этом, пользуясь компьютером, архитектор может сначала построить модель при помощи существующих ныне архитектурных программ, смоделировать текстурные и ландшафтные особенности проекта, сохранить нужную информацию в памяти машины. Впоследствии, внося изменения, архитектор вводит в компьютер новую информацию, а включение новых данных в общий проект и, при необходимости, построение новой модели берет на себя машина.

Отметим также следующие перспективные направления использования экрана в художественном творчестве:

  • подобная методика существует как своеобразное направление в музыкальном творчестве, именуемое компьютерной музыкой или электронной музыкой, компьютеры очень широко применяются в создании музыкальных произведений, поскольку музыкальные синтезаторы воспроизводят инструменты оркестра и обогащают звуковую гамму;
  • компьютеры использовались для сочинения музыки, состоящей из обычных музыкальных тонов, воспроизводимых синтезатором под управлением программы, компьютерная музыка синтезирует новые звуки и позволяет существенно упростить оркестровку мелодии;
  • перспективы имеет и творчество художника, которое, включая в себя участие компьютера, осводождает автора от ряда длительной, чисто технической работы, с помощью таких программных продуктов, как и художник может создавать на компьютере наброски, макеты будущих картин или самостоятельные произведения искусства;
  • перспективно также использование экранной компьютерной культуры в театре, что происходит, в основном, моделированием сценических декораций и вариантов светового оформления;
  • возможности экрана очень широко используются в литературе как средство набора, хранения, обработки и перевода текстовой информации.

Отметим, что интерактивное общение — это общение через техническое средство, и оно не может заменить непосредственное личностное общение, в котором люди всегда будут нуждаться. Однако, не стоит забывать, что информационные технические средства осуществляют почти мгновенную передачу культурных ценностей, сжимая пространство и ускоряя время. Информация передается в режиме реального времени, делая пользователя сопричастным к тому потоку истории, который течет именно сейчас.

С.Г. Кара-Мурза, исследовавший проблему изменения сознания людей под воздействием информационных технических средств, отмечает, что некоторая аномальная сила внушения, которой обладает телевидение, сможет послужить симптомом для обнаружения более фундаментальной проблемы — изменение типа сознания и мышления при переходе человечества к новому способу получения информации, не с листа, а с экрана.

Таким образом, пассивное потребление информации по компьютеру, телевидению, аудио, радио, телефону все больше вытесняет активные формы досуга, творчества, познания, формирует жесткость мышления, лишает людей непосредственного общения друг с другом. Сужение персонального пространства, отчуждение от живой природы вызывает невольное стремление к упрощению картины мира, боязни принятия решений, страха ответственности.

Отметим, что подобное мышление часто задается жесткой компьютерной программой, подчиняется правилам формальной логики, становится однозначным, как бы теряя диалектическую гибкость и способность ощущений. Оно становится оторванным от субъекта, лишенным его эмоциональных чувств, интуиции, истинного творческого процесса. Все это приводит к тому, что естественнонаучный подход сменяется искусственно-техническим, информационным подходом, в котором человек как бы индивид активен и участвует как единица сознания, которая постепенно сливается с потоком знаков и образов, продуцируемых экранной культурой.

Постепенно отождествление человека с экранной культурой может привести к потере индивидуальности и снижению общекультурного уровня личности. Подобное мышление и его продукт- знание можно назвать обезличенным и нетворческим, поскольку личностное знание — это интеллектуальная самоотдача, которая обладает быстротой и точностью в ущерб эмоциональности и диалектичности.

Безусловно, негативное влияние все это оказывает и на культуру как межличностного общения, так и творческой реализации. В морали и поведении людей, в их культурных запросах на первый план выходит критерий практической пользы, целесообразности, человек современной культуры становится все более прагматичным, расчетливым в ущерб своего эмоционального восприятия мира.

Отметим также, что изменение мышления людей оказывает воздействие на их поведение, потребности и способы их удовлетворения, на весь образ жизни индивидов и общества в целом. Все это делает социально значимым исследования корректировки сознания людей под воздействием компьютерной технологии, которая преаращается в.некую новую историческая данность.

Последнее обстоятельство ползволяет нам говорить о новом типе мышления человека экранной культуры как результате отражения процесса компьютеризации общества. Получая через систему СМИ поток обрывочных и случайных сведений, человек остается на поверхности явлений без их критического восприятия и вдумчивого осмысливания. Современная культура начинает превращаться в некую паутину, в которой скапливаются обрывки интриг и фальши, политических игр и потока излишней информации.

Современная экранная компьютерная культура, оснащенная мощными информационными средствами, оказывает и положительное воздействие на мышление людей, поскольку под ее влиянием для современного мышления становятся характерными такие свойства, как слияние образного и логического отражения реальности, обогающее мышление человека, однако лишь в том случае, если этой культурой пользоваться дозированно. Поскольку логическое на экране телевизора, а тем более компьютера, преподносится зрителю в форме образов, что делает восприятие логического более легким, доступным и эмоционально окрашенным.

Впоследствии это приводит к тому, что реализуется гносеологическая функция экранной культуры, выступающая в разнообразных познавательных формах, взаимодополняющих друг друга. Подобное взаимодополнение образного и логического имеет психофизиологическую основу в двух полушариях головного мозга, правое выполняет функцию отражения реальности в виде образов, чувств, левое решает функции рационального познания.

Поскольку оба полушария являются двумя частями одной гиперсложной системы — человеческого головного мозга, они оказываются взаимосвязанными между собой, поскольку мозг человека работает, опираясь и на логику, и на образное мышление. В том случае, когда человек мыслит исключительно логически, одновременно оказывается задействованной и внелогическая часть сознания.

Трудно однозначно ответить на вопрос, превалирует ли в компьютерной культуре образное восприятие мира или оно связано с логическим мышлением, несмотря на образность и мозаичность компьютерного мышления, это мышление ориентирует человека на слияние понятийного и наглядного, быстроту и гибкость, реактивность мысли. Отметим также, что новые навыки, прививаемые современному человеку экранной культурой, не всегда имеет позитивную окраску. Так, компьютерные сайты выдают противоречивую информацию об одних и тех же событиях, что способствует формированию мнения о том, что истин множество.

Все это приводит к тому, что психологический портрет пользователя продуктами экранной культуры и ее техническими возможностями, следующие:

  • внутренняя разобщенность,
  • раздробленность мнений у людей,
  • повышение конфликности,
  • ощущение своеобразного культа информации,
  • однонаправленность мнений,
  • привычка мыслить набором штампов и стандартов.

Поскольку изменение общения под влиянием техники экранной компьютерной культуры вызывает определенные изменения мыслительной деятельности людей, формирует новый стиль этого мышления, то изменения характера и содержания мышления оказывает существенное влияние на язык, который органически связан с мышлением, является средством общения, материальной оболочкой мышления, что влияет на развитие и формирование языка.

Традиционно известно, язык порожден общением людей друг с другом, которое возникает в процессе человеческой деятельности, особенно в процессе труда. Именно труд как целенаправленная и активная деятельность людей, деятельность, имеющая осознанный характер по преобразованию внешних условий существования человека, формирует мышление человека и его язык, который рождается из потребности что-то сказать другому человеку.

Данная логика приводит нас к следующему заключению: поскольку язык возникает как средство общения и эту функцию выполняет и сегодня, вполне естественно, что изменение общения под воздействием экранной культуры способствует изменению языка. В том случае, если язык как средство общения не используется или же используется редко, сам по себе язык меняется.

Безусловное негативное влияние на эволюцию языка оказывает телевидение, поскольку ведущие и дикторы бывают порой неграмотны и используют скудный язык, это оказывает негативное воздействие на язык и мышление телезрителей, а,зачастую, и на их поведение. Трудно не согласиться с тем, что современное функционирование экранной культуры привело к тому, что в русском языке сложился своеобразный экранный жаргон.

Поскольку под влиянием быстрых изменений технической базы экранной культуры с калейдоскопической скоростью происходят языковые изменения, появляются новые слова, новые выражения, однако сам по себе язык становится беднее, примитивнее.

Рассмотрим следующие изменения мышления и языка под влиянием информатизации общества проявляется в экранной компьютерной культуре:

  • реверсия,
  • экзуция.

Первое изменение состоит в том, что в процессе развития и функционирования культуры происходит своеобразное возрождение ряда ранее весьма значимых, но затем в значительной степени утративших свою роль психологических компонентов и способов общения. Для ранних стадий развития общества присуще мифологическое сознание со свойственными для него особенностями:

  • логическая составляющая еще отчетливо не отделилась от эмоциональной сферы,
  • нерасчлененность в содержании этого сознания субъекта и объекта,
  • неразделенность предмета и знака,
  • мифологическое мышление выступает, в основном, в знаково-символической форме.

На смену мифологизму в современной культуре пришли выработанные социальные нормы и правила общения, которые присутствуют не всегда, провоцируя порой первичный, примитивный, до сих пор подавляемый способ реагирования. Подобный процесс происходит в условиях информатизации общества. Связанные с этой информатизацией явления и процессы трудно укладываются, согласуются с существующими в индустриальном обществе жесткими нормами не только в политической жизни, но и в экономике, духовной культуре, в том числе в мышлении и языке.

Отметим также, что поскольку отказ от жестких норм в экранной культуре сопровождается некоторым количеством удовольствия, то оно становится притягательной силой экранной культуры, выражающейся в форме символов, заставляет телезрителя или пользователя компьютером часами сидеть у экрана телевизора или дисплея компьютера, меняя стиль своего мышления и способы его выражения — язык.

Остановимся вкратце на реализации в экранной культуре реверсия, в частности, изменений роли письменной речи. Письменность современных пользователей компьютерных сетей приобретает атавистические особенности, характерные для письменной культуры. Поскольку система электронной почты возродила навыки письменного общения, которые постепенно сходили на нет после появления телефона и радиосвязи, при переписке посредством компьютерных сетей усваиваются новые формы общения.

Отметим также, что в экранной компьютерной культуре значительные трудности вызывает эмоционализация письменной речи, так как навыки письменного выражения эмоций мало развиты у большинства людей за исключением тех, кто обладает специальными способностями или подготовкой. Эмоции выражают «смайлики», которые восполняют отсутствие невербальных средств коммуникации в компьютерном мире, которые являются необходимым условием полноценного обмена. «Смайлики» представляют собой значки, фигурки, состоящие из разнообразных сочетаний: двоеточий, являются своеобразной реверсией письменности человека давно прошедшей эпохи. Отметим, что потребность дополнить слово рисунком является отголоском далекого прошлого.

Подчеркнем, что функционирование компьютерной культуры сопровождается не только реверсией, но как бы прямо противоположной тенденцией – экзуцией, которая заключается в отмирании ранее сформированных, но впоследствии ставших ненужными навыков, умений, видов и форм деятельности:

  • межличностные общения заменяются анонимными,
  • приобретенные навыки общения при помощи компьютера переносятся в социальную реальность,
  • происходит упрощение и обеднение непосредственного межличностного общения, многозначный, эмоциональный язык межличностных общений сменяется эмоционально блеклым, сухим, рациональным языком.

Анализируя особенности экранной культуры и воздействия ее непосредственно на экранную культуру кино, отметим, что в информационном экранном мире изменяются взаимоотношения людей друг с другом и с обществом в целом. Результатом изменения этих взаимоотношений отчасти явилось наличие в функционировании экранной культуры двух тенденций — массификации и демассификации.

Поскольку связь экранной культуры с массовой культурой обусловливает массовый характер самой экранной культуры, в содержание последней входят многочисленные артефакты мировой культуры. Крупнейшие библиотеки мира и знаменитые музеи, памятники архитектуры и истории, концертные залы и театры становятся доступными широкому кругу зрителей и слушателей. Доступность многочисленных культурных артефактов десяткам миллионам людей приводит к распространению массовых форм их жизнедеятельности.

Остановимся вкратце на демассификации: современные информационные технические средства создают новое культурное всемирное сообщество людей, не лишая их индивидуальности. Человек может получить и передать любую необходимую ему информацию в нужное время и в любом месте, мгновенно связаться с нужным ему человеком или учреждением. Нынешние средства массовой информации все в большей степени переходят в режим удовлетворения эстетических запросов различных групп потребителей и индивидуальных абонентов.

Таким образом, современная информационная технология позволяет получать не массовую, а индивидуальную информацию, которая соответствует запросам потребителя.

Все это приводит к тому, что средства массовой информации переходят в свою противоположность и становятся и средствами индивидуальной информации. Возникает ощущение, словно сетевые и телекоммуникационные технологии существуют для одного человека.

Впоследствии все это приводит к тому, что новая коммуникативная система, порожденная экранной культурой, одновременно интегрирует в глобальном масштабе производство и распространение слов, звуков и изображений в нашей культуре и приспосабливает их к персональным вкусам и настроениям индивидов. Таким образом, демассификация культуры повышает роль личностного, индивидуального начала. Но при этом лишает его реальной социальной адаптации.

Отметим, что на основе творческого отношения к другим личностям и к самому себе люди организуют свои потребности и желания, они становятся идентичными себе. Именно идентичность позволяет разделить себя с окружающим миром, помочь осмыслить свой внутренний мир, осознать себя. Формирование идентичности происходит под воздействием растущего разнообразия социума, жизненной среды человека, что особенно характерно для периода становления информационного общества.

Трудно не согласиться с тем, что человек современной культуры в условиях динамичных социальных и технологических изменений часто чувствует свою незащищенность. Это свя\зано с теем, что происходит конфликт между глобализацией человеческой жизнедеятельности, сопричастности личности к общему и индивидуальному внутреннему миру человека актуализирует проблему идентичности.

Важным также является тот факт, что в исторический период, характеризуемый деструктурированием организаций, делегитимизацией институтов, угасанием крупных общественных движений и эфемерностью культурных проявлений, идентичность становится главным, источником личностных смыслов. Последние формируются на основе представлений людей о том, кем они являются, а не основе реальных взаимодействий с окружающим миром. Последние, собственно, и нарушает экранная компьютерная культура.

Следует отметить, что процессы демассификации экранной культуры нельзя отрывать от процесса ее массификации, поскольку человек современной культуры может удовлетворить свои вкусы и желания в процессе потребления художественных артефактов потому, что имеет возможность широкого выбора информации, предлагаемой ему культурой. Все это приводит к фундаментальным трансформациям культуры, изменению основных ее тенденций на основе внедрения новых информационных технологий.

Необходимо также отметить, что в процессе демасификации происходит постепенный переход от письменной культуры к аудиовизуальной, на смену газетной, журнальной и книжной статьям приходит экранная страница телевидения и компьютера.

Экранная культура является порождением индустриального общества и органически связана с появлением и функционированием первых экранных средств передачи информации. Возникнув в индустриальном обществе, эта культура в полной мере проявляет себя в процессе становления информационного общества, оснащаясь новыми техническими средствами и становясь ключевым культурно- образующим феноменом современности.

Первое, что бросается в глаза, когда приступают к исследованию экранной культуры, это её теснейшая связь с научно-техническим прогрессом, создавшим мощные технические экранные артефакты. Экранная культура является результатом взаимодействия человека с этими экранными средствами отображения информации – кино-, телевизионной и компьютерной техникой. Она представляет собой такую форму культуры, материальным носителем текстов которой является экран.

Экран (франц. Ekran – ширма) - это устройство с поверхностью, поглощающей, преобразующей или отражающей излучение различных видов энергии. Экран применяется как для защиты от излучения, так и для использования энергии излучения, а так же для получения изображения. Именно последняя функция экрана – использование его для получения изображения – и является техническим базисом экранной культуры. Таким образом, сам экран имеет чисто техническое значение, он является одной из частей многих технических систем, позволяет отображать зрительные образы, восприни-

маемые человеком. Экран с помощью света воздействует на зрительные анализаторы человека. Зритель принимает световые образы за реально существующие объекты. По мере совершенствования технических артефактов экран от белого полотна кино эволюционировал к электронной телевизионной трубке и далее – к дисплею компьютера. В процессе этой эволюции экран повышал свою способность передавать изображения. Это все более и более стирало различие между миром реальных вещей и миром знаков. В наше время это привело к особому типу реальности – виртуальной реальности, миру, созданному экранными артефактами.

Развитие экранных средств отображения информации и определило формирование так называемой «экранной» культуры. «С каждым технологическим прорывом, с появлением любого исторически значимого открытия появляются и новые «эпистемологические метафоры», которые структурируют и контролируют способы нашего мышления и поведения, - пишет руководитель семинара «Антропологические проблемы экранной культуры» при СПбГУ В. Полиектов. – С конца прошлого века и до настоящего времени такой метафорой стал «экран». Феномен «экрана» обусловил рождение экранной культуры. «Экран», «экранирование», «экранная реальность» и связанная с ней «виртуальная реальность» - центральные и ключевые культурно образующие феномены ХХ века» (79, 3).

Таким образом, формируется новая культура, которая объединяет интеллектуальные возможности человека с техническими возможностями информатики. Под ней мы подразумеваем тип культуры, основным материальным носителем которой является не письменность, а «экранность. Эта культура основана на системе экранных (плоскостных) изображений, которые имитируют действия и устную речь персонажей. Она является продуктом человеческой деятельности и системой воззрений, ценностей и знаний, которые распространяются в обществе посредством экранных технических средств, частью новой культуры, получающей свое бурное развитие в условиях информатизации общества.

Эти и другие, содержательные и сущностные характеристики экранной культуры должны быть выражены её определением. «Общее определение, - пишет И.П. Фарман,- должно складываться из всех способов употребления слова на основе совокупности всех практических контекстов. Таким образом,… требуется обратиться, в сущности, ко всей общественной практике во всём ёё богатстве и подвергнуть анализу все ее аспекты» (113, 266). Поэтому для того, чтобы выяснить сущность экранной культуры и её характерные черты, дать определение этому сложному феномену информационного общества, необходимо, прежде всего, раскрыть содержание этой культуры.

Как было уже сказано, экранная культура основана на системе экранных изображений и экранной речи. Они объединяют действие, устную речь, анимационное моделирование, письменные тексты и многие другие элементы. Вполне естественно, что содержание экранной культуры включает в себя самые разнообразные формы, связанные с кино, телевидением и компьютерами. Нет смысла давать развернутую характеристику содержания этих форм, каждой из них посвящены многие научные и популярные работы. Наша задача – представить экранную культуру как систему взаимосвязанных элементов, показать, что эта взаимосвязь составляет структуру экранной культуры. Поэтому нас интересует, в первую очередь, не содержание элементов экранной культуры, а её системообразующие признаки, проявленные в каждом из этих элементов.

Для решения этой задачи при рассмотрении экранной культуры, как системы, вполне правомочно применение требований системного анализа, которые являются, как нам представляется, конкретизацией принципов диалектического метода познания. Так, такое требование системного анализа как рассмотрение объектов познания как систем взаимосвязанных элементов является конкретизацией принципа взаимосвязи диалектического метода познания. Требование системного анализа рассматривать структуру системы как итог ее генезиса является конкретизацией принципа диалектики о сочетании в процессе познания исторического и логического подходов. Требование системного анализа о различии объекта и предмета познания конкретизирует принцип диалектического метода познания о всесторонности рассмотрения.

Одним из основополагающих принципов системного подхода является рассмотрение исследуемого объекта как системы – множества упорядоченных элементов, которые находятся во взаимосвязи между собой и образуют некоторое целостное единство. При этом каждая исследуемая система имеет системообразующие признаки. В силу этого свойства системы не являются простой арифметической суммой свойств, входящих в неё элементов. Отсюда ясна ошибочность редукционизма, который пытается представить свойства более сложных явлений как сумму свойств входящих в него частей. Выступая против редукционизма, Н.Н.Моисеев писал: «Возникает естественное предположение о том, что при объединении элементов в систему на определенном уровне сложности в ней могут возникнуть свойства, принципиально не выводимые из свойств элементов и структуры парных взаимодействий, как это имеет место в системах гравитирующих масс» (56, 205). Н.Н.Моисеев, при этом, указывает, что эти системные свойства проявляются не на начальном этапе формирования системы, а лишь на определенном уровне ее сложности. Так, например, способность мыслить – разумность в современном понимании этого слова – возникает лишь на определенном уровне сложности организации системы нейронов, которую мы называем мозгом.

Поскольку система экранной культуры находится еще лишь в процессе своего становления, ее системные свойства пока проявляются только как тенденции, которые, однако, по мере информатизации общества, выступают все явственнее и поддаются исследованию.

Система «экранная культура» включает три основных элемента – кинокультуру, телекультуру и компьютерную культуру органически взаимосвязанные друг с другом. Системообразующим признаком экранной культуры является подача представляемых объектов в аудиовизуальной и динамичной форме, т.е. в сочетании звука и динамичного изображения. Этот признак присущ всем элементам системы «экранная культура», он объединяет эти элементы в целостное единое образование. Именно он устанавливает взаимосвязь между кино-, теле- и компьютерной культурой, обеспечивает включение определенных качеств одних элементов в другие.

Параллельно формируется еще один системообразующий фактор экранной культуры – подача информации в цифровом виде, что ныне характерно для компьютерной культуры, менее – для телевизионной и еще в меньшей степени для кинокультуры. Однако передача изображения и звука в цифровой форме имеет все большее распространение.

Старейшей формой экранной культуры и одним из первых проявлений массовой культуры является киноискусство – художественные и документальные кинофильмы, рекламные ролики, образовательные, научные и мультипликационные кинофильмы. В кинематографе синтезировались эстетические свойства литературы, живописи, театра и музыки, он отражает реальный мир в движении. Именно создание кино породило экранную культуру, новый способ передачи информации, новый выразительный язык – язык экрана. Уже немой экран, демонстрация кинофильмов на котором сопровождалась титрами и музыкой таперов, включал в свою знаковую систему языка различные типы находящихся в движении двухмерных изображений и статичных объектов скульптуры. Намного более многоязычным стал звуковой экран, который предстал как соединение словесного, музыкального и шумового языков. Появление цветного и стерео кинофильмов еще больше обогатило экранный язык.

Однако функционирование современного кино немыслимо без телевидения, а в процессе его создания и функционирования все в большей степени участвует компьютерная культура. Все элементы системы экранной культуры объединяет экранная форма передачи информации в такой степени, что порой трудно провести грань между ними. «Сама экранная форма, - пишет О.Ф.Нечай,- в настоящее время роднит кино и телевидение, заставляя порой некоторых исследователей говорить о телевидении как о «малом кино» или «младшем брате кинематографа» (68, 84).

Как средство массовой информации телевидение имеет свои определяющие особенности – временные и пространственные. Временные заключаются в длительности телевидения, его дискретности (прерывности), в различном сочетании реального и условного времен. Пространственные особенности телепередач заключаются в их вездесущности, то есть в практической возможности доставки аудиовизуальной информации, одновременно расчлененной на множество групп массовой аудитории, что подчеркивает особенную интимность телевидения. Кроме этого телевидение имеет и другие особенности: полифункциональность, однонаправленность, возможность выбора телепрограмм для просмотра, персонализация информации, доступность визуального восприятия. Богатство изобразительной структуры, соединяющей движущее изображение и звук в сочетании с доставкой на дом, усиливает эффективность воздействия телевидения на зрителя. Телевидение вызывает у зрителя «эффект присутствия», сопричастности к тем событиям, информация о которых оно наглядно передает часто в режиме реального времени. Телевидение практически находится круглосуточно в распоряжении зрителя. Оно не требует усилий и имеет большую силу эмоционального воздействия. «Надо учиться читать. Для этого требуется работа, время и инвестиции, - пишет Л. Туроу. – Но не надо учиться смотреть телевидение. Оно не требует усилий» (110, 103). Следует учесть и то, что телевидение расширяет охватываемое пространство, проникая буквально в каждое жилище, содержит, в определенной степени, возможность учитывать индивидуальные запросы зрителей и даже зачатки интерактивного общения. Поистине телевизионный экран - это окно, распахнутое в мир.

Классификацию систем телевидения производят чаще всего по следующим основным признакам: по качественному признаку - черно-белые, цветные, стереомонохромные и стереоцветные), по форме представления сигналов (аналоговые и дискретные -цифровые), по частотному спектру канала связи (широкополосные - с полосой пропускания, равной полосе вещательного канала или больше его и узкополосные - с полосой меньше полосы вещательного канала). Некоторые из указанных систем могут, в свою очередь подразделяться по частным признакам, например, по способу развертки изображений или по очередности передачи той или иной информации.

Телевизионное вещание - одно из массовых средств информации. Говоря об эстетической природе всего ТВ в целом, мы представляем его в виде сложной системы, различные зоны которой по-разному осваивают и отражают реальность. Наиболее крупными из этих зон можно считать художественное и нехудожественное ТВ. Под системой художественного ТВ понимаются все виды телепрограмм, созданные с использованием средств экранного искусства. Кроме художественного телевидения, ТВ включает и обширную зону нехудожественного телевидения (информационно- публицистические, образовательные, учебные, спортивные передачи). Сосуществуя в контексте ТВ с нехудожественными программами, телеискусство влияет на их экранное решение, оформление. Происходит в той или иной степени эстетизация всех видов телепрограмм.

У телевидения, как и у многих других групп экранной культуры, носителем является не физическое тело, а сигнал. Это и дает возможность наиболее скоростной, практически мгновенной доставки информации потребителю. Сигнал, как материальный носитель создаваемой информации, всегда функция реального сиюминутного времени, то есть признак синхронного времени, синхронности создания, отправления и получения сообщения.

Телевидение объединяет в себе функции, которые раньше выполняли газеты, журналы, книги, радио, кино и другие источники информации. Оно - полифункциональное по своим задачам, является важнейшим культурным фактором, объединяющем функции экономической, политической, социальной, этической информации. Более того, телевидение имеет эстетическую составляющую, выступая как новый вид искусства. Телевидение, - не только средство массовой информации, но и новый вид искусства, способный передавать на расстояние эстетически переработанные впечатления бытия. По своей массовости телевидение сегодня обогнало кино, хотя оно тесно с ним.

Связь кино и телевидения является настолько очевидным фактом, что нет нужды это доказывать. Но есть необходимость проследить нити этой связи. Характеризуя эту связь, О. Ф. Нечай отмечает, что «находящееся в процессе становления молодое телевизионное искусство утверждается как новый вид экранного искусства. Сам термин «экранное искусство» в 80-е годы ХХ века вовсе не синоним термина «киноискусство» - это более широкое понятие, объединяющее две самостоятельные ветви: киноискусство и телеискусство… Экранная форма более всего роднит телевизионное искусство с киноискусством» (68, 3). Кино в современном обществе не может существовать без телевидения и видеотехники. Любители кинофильмов переместились из все более пустующих кинотеатров к домашним телевизорам. Можно ли сегодня представить телевизионные программы без «набора» самых разнообразных кинофильмов?

Вначале телевидение транслировало произведения киноискусства без всякого вмешательства со своей стороны («Тихий Дон» С. Герасимова, «Хождение по мукам» С Рошаля и др.). Затем появляются кинофильмы, специально снятые для телевидения. Телевизионные фильмы снимаются киносъемочной камерой с учетом того, что угловые размеры экрана телевизора иные, чем у киноэкрана. Иногда телевизионные фильмы записываются на магнитной ленте. Наконец создаются собственные телевизионные фильмы («Семнадцать мгновений весны», «Адъютант его превосходительства» и др.). Телевизионные фильмы, как правило, многосерийные, им свойственны длительность, прерывность (дискретность), повторность сюжетных блоков. Они тесно связаны с принципом программности и порождают клише-героев и клише-обстоятельств.

Синтез кино и телевидения (видеокассеты, видеодиск) создают новую ситуацию – ситуацию видеокультуры. Если кино создало массового зрителя, телевидение расширило аудиторию экрана до домашнего пользования. Видеокультура сделала потребление экранных текстов с учетом индивидуальных запросов зрителей. Техника видео позволяет делать видеозаписи, что еще в большей степени способствует удовлетворению запросов определенных групп потребителей.

К процессу взаимодействия различных элементов экранной культуры постепенно подключается и компьютерная культура, которая все чаще начинает соприкасаться с кино и телеискусством. Кинофильмы выступают как сообщение, представляющее собой артефакты зрелищной культуры, которые передаются в пространстве и времени с помощью различных технических средств.

Современный компьютер отличается от других средств передачи информации тем, что он способен представить данные различными способами – в виде звука, изображения, текста, таблиц и т.д. При этом связь между объектами этого гипертекста - объединения различных типов – может быть мгновенно изменена в зависимости от потребностей пользователя. Телевидение воздействует на пассивного зрителя, поскольку управление телевидением носит централизованный характер. Компьютер осуществляет интерактивное взаимодействие с пользователем, который выступает как активный субъект. Вполне естественно, что в этом случае компьютер может в большей мере, чем какие-то другие средства массовой информации удовлетворить индивидуальные запросы зрителя. В частности, компьютер может выполнить все функции по демонстрации выбранного пользователем по Интернету кинофильма. В этом случае экран компьютера превращается в киноэкран. Правда, в силу ряда обстоятельств – сложности нахождения программы кинофильмов по Интернету, сравнительно высокой стоимости просмотра фильмов и др. – эта функция компьютеров дело хотя и не далекого, но будущего.

Ныне все более актуально воздействие компьютерной культуры на киноискусство не в процессе функционирования последнего, а в ходе работы над кинофильмами. В этом случае в качестве действующих лиц вводятся синтетические образы – реалистические модели человеческого тела в движении. В процессе создания таких моделей датчики «снимают» движение с живого киноисполнителя. Данные передаются компьютеру, который создает модели для автоматической генерации поведения. Рождается абсолютно новый жанр – «виртуальные съемки».

Подобная технология создания фильмов сокращает этот процесс во времени и дает ощутимую экономическую выгоду. Она, к примеру, была применена Лукасом при создании фильма «Звездные войны. Эпизод 1». Правда, этот фильм далек от эстетического совершенства. Но в угоду экономическим выгодам этими ценностями часто пренебрегают. Для Лукаса компьютер просто средство сэкономить деньги, снять подешевле, и не более того. Ни о каком влиянии супертехнологий на эстетику в его фильме не приходиться говорить. Если и можно говорить о влиянии подобного применения компьютерной технологии на эстетическую ценность, то только, в основном, в отрицательном плане.

Компьютерная технология все шире применяется при создании мультипликационных фильмов. В этом случае компьютеры увеличивают или уменьшают изображения, рисуют все промежуточные кадры движущихся объектов, умножают созданные изображения. Для создания 15-минутного мультфильма, состоящего из 30 тысяч рисунков, должна трудиться в течение месяца группа из 20 мультипликаторов, художников, редакторов и контролеров. Компьютер позволяет резко упростить и ускорить процесс создания мультфильма. По команде оператора он может нарисовать и раскрасить до 80 % изображений, входящих в мультфильм. Введенное в компьютер изображение можно увеличивать или уменьшать, размножать. Процесс, называемый раскадировкой, позволяет мультипликатору рисовать только ключевые кадры движения. Компьютеру достаточно этой информации, чтобы нарисовать все промежуточные кадры. Производительность труда художника возрастает более чем в 10 раз, поэтому 15-минутный фильм можно закончить через неделю.

Под влиянием компьютерной технологии в кинематографии пробивают себе дорогу и другие существенные нововведения. Так, в марте 1999 года на конференции в Лас-Вегасе (США) была продемонстрирована методика цифровой обработки потоков света и продемонстрированы цифровые кинопроекторы, идущие на смену кинопленочным. Цифровое кино – неизбежное ближайшее будущее. В этих разработках широко применяются компьютеры, функционирующие на цифровой основе.

Все большее применение находит особый вид компьютерной технологии, получившей название мультимедия, который объединяет в себе как традиционную статистическую визуальную информацию (текст, графику), так и представление культурных артефактов в динамическом виде (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.). Пользователь одновременно становится и читателем, и слушателем, и зрителем, что усиливает эмоциональное воздействие на человека. Мультимедийные средства активно включаются в индустрию развлечений, в практику работы информационных учреждений, музеев, библиотек. Мультимедийные программы используются в процессе обучения. Подобная программа по обучению иностранному языку дает возможность сопровождения написанных на дисплее слов правильным произношением. При этом компьютер, выступая в роли учителя, может воспроизводить текст и его сопровождение голосом столько раз, сколько нужно для запоминания.

Таким образом, экранная культура представляет собой развивающуюся систему таких взаимосвязанных элементов, как кино-, теле- и компьютерная культуры, системообразующим признаком котороых является представление информации в аудиовизуальном и динамичном виде.

Важным требованием системного анализа, как уже было отмечено, является рассмотрение структуры системы, как итога её предшествующего развития. То, что в развитой системе находится одно возле другого, в процессе развития этой системы - одно вслед за другим. Это требование системного анализа предполагает сочетание генетического и структурного подходов. При этом под генетическим подходом в широком смысле этого термина мы имеем ввиду исследование зарождения и последующего развития системы, приводящее ее к определенному состоянию.

Что касается структурного подхода, то под ним понимается анализ связей между элементами системы, определяющими форму ее функционирования как единого целого. Развитая система, в том числе и система экранной культуры, (хотя она еще находится в процессе становления) как бы синтезирует предшествующие этапы своего развития.

В зависимости от материальных носителей культуры можно выделить устную, письменную и экранную формы культуры.

Устная культура берет свое начало с появлением речи и доминирует вплоть до распространения письма. Эта культура основана на передаче культурных ценностей при помощи звука, речи, музыки и т.д. Ее можно назвать аудиокультурой.

Письменная культура характерна для перехода общества к цивилизационному пути развития. Она основана на передаче знака (буквы) и изображения. Ее можно назвать видеокультурой.

Экранная культура возникает с появлением экранных средств передачи культурных ценностей при помощи звука и изображения. Ее становление, как системы, происходит в условиях информатизации общества. Как бы включая в себя, синтезируя качества устной и письменной культур, экранная культура является аудиовизуальной культурой.

Возникая одна вслед за другой, эти формы культуры развиваются параллельно и ныне сосуществуют друг с другом, представляя собой многообразие форм культуры информационного мира. Эти формы культуры в историческом контексте составляют ее «филогенез», т.е. исторический процесс развития всей культуры. В данном аспекте экранная культура представляет собой синтез предшествующих этапов развития, поскольку включает в свое содержание устную и письменную культуры.

Вместе с тем, важно рассматривать саму систему экранной культуры в ее «онтогенезе», т.е. в собственном своем развитии. В этом аспекте, возможно, выделить такие ступени ее развития, которые находят воплощение в основных элементах экранной культуры – кино-, телевизионной и компьютерной культурах. Каждый из этих элементов подготавливает определенные предпосылки для последующих ступеней развития. Этот процесс взаиморазвития элементов системы экранной культуры совершался на протяжении длительного периода по мере совершенствования экранных технических средств и технологии их использования.

Свое начало экранная культура, как известно, берет с появлением культуры кино. Начав свой путь, «живая фотография» - кино совершенствуется ускоренными темпами. Однако язык киноэкрана, как средство общения, ограничен в пространстве самой техникой демонстрации фильмов в кинозале и разомкнут во времени из-за длительности процесса создания фильма, его тиражирования и распространения. Последующее развитие технических средств массовой информации породили более совершенные формы общения. Возникает телевидение.

Телевидение появляется не на пустом месте. Его предком, как и предком компьютерной культуры, является культура кино. Именно кино, начиная с конца XIX века, самым непосредственным образом подготавливает человечество к цифровой среде, к цифровой форме передачи информации, поскольку оно основано на дискретиции времени – двадцать четыре дискрета в секунду. Кино приучило нас манипулировать с пространством и временем, трансформировать реальность в движущиеся изображения. Кино подготовило нас к удобствам мира плоских (двухмерных) подвижных моделей. Цифровая среда имитирует несуществующие в реальности миры, вводит человека по существу в то, что ныне мы называем виртуальной реальностью. Оно сделало наглядными многие цифровые и компьютерные понятия, такие как дискретизация и многие другие, которыми ныне люди оперируют в области телевидения и компьютеров. Таким образом, сыграв свою роль, кино подготовило появление и восприятие мира телевидения и компьютеров.

Телевизор, передавая информацию в аудиовизуальной форме на расстояние радиоэлектронными средствами, по своему существу является электронной разновидностью кинематографа. Но по своим возможностям, телевидение намного превосходит кино. Оно обеспечивает удобства восприятия информации, большой охват территории. Заимствуя у кино все его сильные характеристики (сочетание аудио и видеоизображения, дискретность, технологию киномонтажа и другие), телевизионное искусство обладает рядом новых свойств – игровой природой, диалогом, передачей информации в режиме реального времени и т.д. Однако при восприятии изображений и звука зритель-слушатель ограничен в свободе выбора получаемой информации передаваемыми программами. Правда, здесь уже существуют зачатки интерактивного общения, когда телезритель звонит в студию и тем самым «влияет» на ход передачи. Но интерактивность, по-настоящему, означает управление источником информации со стороны пользователя. В более полном виде интерактивность характерна для компьютерной культуры.

Зарождение компьютерной культуры связано не только, как уже было сказано, с кино, но и с телевидением. Дело в том, что ныне развитие и функционирование телевидения все органичнее связывается с миром компьютеров. Все более реальным становится сращивание телевизора и компьютера. В одном случае демонстрация кинофильмов осуществляется на базе телевизора, соединенного приставкой-декодером с компьютерной сетью. В другом – на базе компьютера, экран которого используется как телевизор. И в том, и в другом случае осуществляется компьютеризация телевидения. Все идет к тому времени, когда компьютер заменит кинокамеру и телевизор.

Таким образом, компьютерная культура диалектически включает в себя все положительные моменты предшествующих ступеней развития экранной культуры. Однако, в отличие от кино и телевидения, компьютер дает возможность намного, в пределах всемирной Сети, увеличить степень свободы выбора информации, обеспечивает глобальное интеробщение и в максимальной степени учитывает индивидуальные запросы пользователя. Возникает киберпространство – совокупность систем компьютерных коммуникаций и потоков информации разной природы, циркулирующих в мировых сетях. Пользователю в кибернетической культуре становятся доступными многие культурные ценности, удаленные от него на значительные расстояния – музеи и библиотеки, театры и концерты, египетские пирамиды и буддийские храмы стран Востока. Развитие «электронной почты» позволяет пользователю входить в непосредственный контакт с интересующими его людьми, участвовать в телеконференциях.

Анализ системы экранной культуры, как итога ее генезиса, позволяет выявить логику становления этой системы.

В процессе развития экранной культуры охват пользователей идет от макрогрупп (кино) к микрогруппе (телевидение) и далее – к индивидуальному пользователю (компьютер). Следовательно, экранная культура в процессе своего развития все более приспосабливается к удовлетворению запросов потребителей этой культуры, к учету их интересов. В то же время степень свободы выбора идет от ограничения этой свободы техникой и условиями пользования культурными феноменами (кино) к ограниченной свободе выбора в силу приближения времени сообщений к времени событий (телевидение), и далее – к свободе выбора информации в пределах мировой Сети. Свобода выбора представления тех или иных феноменов культуры по мере развития экранной культуры возрастает. Так же возрастает и степень интеробщения, которое отсутствует в кинокультуре, ограничено в телевизионной культуре и приобретает глобальный характер в культуре компьютерной. Сравнение технических систем экранной культуры можно представить следующей таблицей:

Проведенный анализ экранной культуры, с точки зрения системного подхода, подводит нас к определению понятия «экранная культура». Экранная культура – исторически сложившаяся система получения культурных произведений, способов их производства и трансляции с помощью экранных технических средств, системообразующим признаком которой является представление культурных артефактов в аудиовизуальном и динамичном виде. Это главнейшая характеристика новой информационной среды, новой культуры информационного общества, где основной ценностью являются не материальные товары, а духовные факторы, информация и знание.Именно поэтому эта новая среда обитания человека называется информационным обществом. В этом обществе экранная культура функционирует на общем фоне информационной культуры.