М. Б

1884

Зинаида Евгениевна Лансере-Серебрякова родилась 10 декабря 1884 года в имении отца «Нескучное», Белгородского уезда Курской губернии (ныне — село Нескучное Харьковской области, Украина).

Отец — скульптор Евгений Александрович Лансере (1848-1886), мать - художник Екатерина Николаевна Лансере (1850-1933), урожденная Бенуа.

Зинаида младшая в семье, у нее два брата: Евгений (1875-1946) и Николай (1879-1942) и три сестры: Софья (1880-1964), Екатерина (1882-1921) и Мария (1883-1962).

1886

Отец умирает в Нескучном. Семья Лансере переезжает в Петербург, в дом деда - Николая Леонтьевича Бенуа (1813-1898), академика архитектуры. Летние месяцы семья проводит близ Петербурга и в Финляндии.

1898

Ребенком каждое лето проводит в Нескучном.

1900

Окончила Коломенскую женскую гимназию в Петербурге.

1901

Поступила в Художественную школу княгини Марии Клавдиевны Тенишевой в Петербурге, однако проучилась в ней всего 25 дней - до закрытия школы.

1902

С сентября по май 1903 поездка с матерью и сестрами для лечения в Италию (остров Капри, Рим). Около двух месяцев провела в Риме.

1903

Летом работала в Нескучном над портретами крестьян («Типы Курской губернии»). С осени до 1905 занималась в мастерской О.Э. Браза в Петербурге. Начала копировать произведения старых мастеров в Эрмитаже.

1905

9 сентября вышла замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова (1880-1919), в то время — студента Института путей сообщения в Петербурге. С ноября по март 1906 жила с матерью (с декабря - и с мужем) в Париже. Занималась рисунком и акварелью в Академии де ла Гранд Шомьер, куда поступила по совету А.Н. Бенуа. Вернувшись в Россию, жила в Петербурге и Нескучном.

1906

Рождение сына Евгения (1906-1990).

1907

Рождение сына Александра (1907-1999).

1908

В Нескучном создан ряд значительных пейзажей — «Зеленя осенью», «Нескучное. Пахота», виды цветущего фруктового сада.

1909

Написаны: картина «За туалетом», «Портрет Е. М. Эйгеля» и темпера «Молодуха».

1910

Созданы портреты О. К. Лансере, М. Н. Бенуа, Н. Г. и Г. И. Чулковых. Впервые участвовала в художественной выставке — «Выставке современных русских женских портретов» в редакции журнала «Аполлон», показав ранние работы: «Автопортрет» (1905) и «Портрет моей няни» (1908). Первые упоминания о ней в печати: во вступительной статье Г. К. Лукомского к каталогу «Выставка современных женских портретов» (СПб., 1910) и А.Н. Бенуа (Художественные письма. Выставка женских портретов // «Речь», 1910, 24 января). Участвовала в VII-й выставке картин Союза русских художников в Петербурге, на которой показала тринадцать работ, в т.ч. картину «За туалетом». А.Н. Бенуа положительно оценил ее работы (Художественные письма. Выставка «Союза» // «Речь», 1910, 13 марта). Три из них — «За туалетом», «Зеленя осенью», «Крестьянка» (ныне: «Молодуха (Мария Жегулина)») — куплены Третьяковской галереей.

1911

Весной поездка в Крым (Ялта, Гурзуф). Созданы картины «Купальщица», «Пьеро», «Этюд девушки», «Портрет Е. К. Лансере», пейзаж «Перед грозой». Участвовала в выставке «Мир искусства» в Москве (портреты Н. Г. и Г. И. Чулковых). Избрана членом объединения «Мир искусства».

1912

Рождение дочери Татьяны (1912-1988). Создан «Портрет Е. Н. Лансере, матери художницы». Участвовала в выставке «Мир искусства» в Петербурге («Портрет Н. Г. Чулковой», «Пьеро», «Купальщица», «Этюд девушки»). Русский музей приобрел на выставке картины «Купальщица» и «Этюд девушки (Автопортрет)». С осени 1912 по осень 1913 жила в Царском Селе (с короткими выездами в Крым и Нескучное). Писала пейзажи, работала над двумя одноименными картинами «Баня» (1912 и 1913).

1913

Поездка в Крым (Симеиз). Рождение дочери Екатерины. Созданы портреты Б. А. Серебрякова и Е. Е. Зеленковой. Участвовала в выставках «Мир искусства» в Петербурге («Портрет Е. Н. Лансере», «Баня», «Портрет Е. Е. Зеленковой») и Москве («Баня», «Портрет Е. Е. Зеленковой», этюды Крыма и Царского Села).

1914

Создана картина «За обедом». Летом поездка в Швейцарию и Италию (Милан, Венеция, Падуя, Флоренция) через Берлин, Лейпциг и Мюнхен. В начале Второй мировой войны рисовала солдат на вокзалах и в госпиталях. С конца июля в Нескучном работала над картиной «Жатва». Создан ее первый вариант, позже уничтоженный автором (сохранились фрагменты — «Крестьяне. Обед», «Две крестьянские девушки»).

1915

Окончила картину «Жатва». Участвовала в выставке этюдов, эскизов и рисунков «Мир искусства» в Петрограде (девять работ, в т.ч. «Баня», 1912). Созданы «Портрет Е. Е. Лансере в папахе» и «Портрет Б. А. Серебрякова» (рисунок). Работала над эскизами панно для зала ресторана Казанского вокзала в Москве: «Турция», «Индия», «Сиам», «Япония (Одалиска)» (1915-1916).

1916

Участвовала в выставке «Мир искусства» в Петрограде (оба варианта картины «Жатва (Крестьянки в поле)»). Работала над эскизами, этюдами и рисунками к картинам «Беление холста», «Диана и Актеон», «Купание».

1917

Выдвинута на соискание звания академика Академии художеств. Избрание не состоялось в связи с началом революционных событий. С. Р. Эрнст закончил монографию о Серебряковой (издана в 1922). В собрание Третьяковской галереи поступил «Портрет Б. А. Серебрякова» (рисунок). Делала эскизы композиции «Стрижка овец». Создан холст «Спящая крестьянка». Завершена картина «Беление холста». В. Дмитриев опубликовал в журнале «Аполлон» (№8-10) статью «Художницы», в которой писал и о Серебряковой. Из-за начавшейся революции семья не смогла вовремя выехать в Петроград, в декабре, опасаясь разбойных нападений, она переехала в г. Змиев.

1918

Участвовала в выставке «Русский пейзаж» в Петрограде (10 работ). Попеременно жила в Харькове и Нескучном (до ноября 1919).

1919

В марте от сыпного тифа умер муж. В Нескучном написан портрет «Мальчики в матросских тельняшках». Участвовала в Первой выставке искусств Харьковского Совета рабочих депутатов в Харькове. Нескучное разграблено и сожжено.

1920

Жила в Харькове. С января работала в Археологическом музее при университете. Выполняла зарисовки археологических находок. Создала портреты сотрудников музея (Е. И. Финогеновой, Г. И. Тесленко, В. М. Дукельского), холсты «На террасе в Харькове» и «Карточный домик».

В декабре возвращается в Петроград. Поселилась с детьми и матерью на Лахтинской улице, т.к. квартира на 1-й линии Васильевского острова была занята. Участвовала в выставке картин художников — членов Дома искусств в Петрограде.

1921

Поселилась с детьми и матерью в доме деда Н. Л. Бенуа. Служила в мастерских наглядных пособий отдела народного образования. Общество Поощрения Художеств подарило Русскому музею ее работы: «Перед грозой (Село Нескучное)», «Портрет Е. Н. Лансере, матери художницы», «Нищий (Лукьян из села Веселое)», «Крестьянская девушка Поля». Созданы «Автопортрет в красном», «Катя у кухонного стола», «Автопортрет с дочерьми», «Портрет С. Р. Эрнста», «Вид на Петропавловскую крепость». Писала заказные портреты. Создала серию рисунков и портретов балерин Государственного академического театра оперы и балета (1921-1924).

1922

Участвовала в выставке «Мир искусства» (18 картин) в Петрограде. В. Воинов отметил их в обзоре «Письма из Петербурга. Выставка «Мир искусства» (Среди коллекционеров, 1922, № 7-8). Издательство «Аквилон» выпустило книгу С. Р. Эрнста «З. Е. Серебрякова». Созданы «Автопортрет (в белой кофточке)», портреты А. А. Черкесовой-Бенуа с сыном, А. А. Ахматовой, Е. И. Золотаревского, Д. Д. Бушена, Г. М. Баланчивадзе (Дж. Баланчина), балерин Л. А. Ивановой и А. Л. Даниловой.

1923

Созданы картины «На кухне», «Тата с овощами», «Селедка и лимон», «Балетная уборная. Снежинки», «Портреты балерины Е. Н. Гейденрейх».

1924

Участвует в выставке картин группы художников «Мир искусства» (11 работ) в Ленинграде. Созданы «Автопортрет с кистью», «Балетная уборная (Балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро»)», портреты М. А. Тройницкой, Таты в танцевальном костюме, балерин Е. Н. Гейденрейх и В. К. Ивановой. Участвовала в передвижной выставке русского искусства в США и Канаде. 24 августа отъезд во Францию. До конца своих дней проживет в Париже. Созданы портреты А. К. Бенуа и С. Н. Гальперн-Андрониковой. Ее картины экспонировались на выставке «Крестьянин в русской живописи. XVIII-XX вв.» в Третьяковской галерее.

1925

Поездка в Лондон. Работала над заказными портретами (Юсуповых и др.). В Париж приехал сын Александр. Мать и сын жили в Версале, где она писала парк. Созданы портреты А. Я. Белобородова, Г. Л. Гиршман, сына Александра.

1926

Поездки в Лондон и Бретань. Писала пейзажи Бретани и Версаля, пастельные портреты рыбаков и крестьян («Старый рыбак» и др.). Созданы портреты И. С. Рахманиновой-Волконской, К. А. Сомова, С. С. Прокофьева, Э. А. Купера. Ее работы экспонировались на передвижной выставке советского искусства по Китаю и Японии (Харбин, Токио, Аомори).

1927

Поездка в Берлин. Писала заказные портреты. Персональная выставка в галерее Ж. Шарпантье в Париже (52 произведения; портреты, ню, пейзажи, типы бретонских рыбаков). Участвовала в выставке группы художников «Мир искусства» в Париже (Галерея Бернхейма Младшего). Приезжавший в командировку во Францию Е.Е. Лансере снял для нее мастерскую, первую ее мастерскую в Париже. Поездка на юг Франции (Марсель, Кассис).

1928

Писала заказные портреты. В Париж приехала дочь Екатерина. Участвовала в ретроспективе «Старое и новое русское искусство» (13 работ; пейзажи, портреты, натюрморты) на Международной выставке в Брюсселе. Летом в Брюгге писала портреты семьи барона Ж.-А. де Броуэра. Работала в Кассисе. Участвовала в выставке русских художников в Париже (Галерея М. С. Лесника).

В декабре 1928 - январе 1929 поездка в Марокко (Марракеш) на средства барона Ж.-А. де Броуэра. Создала более 130 работ: портреты и жанровые сцены, пейзажи (в т.ч. «Марокканка в белом», «Марракеш. Фигуры в дверях», «Марракеш. Стены и башни города», «Марракеш. Вид на горы Атлас с террас», «Освещенная солнцем», «Солдат-сенегалец», «Мальчик-музыкант»). Персональная выставка (совместно с В. В. Лебедевым) в Выборгском доме культуры в Ленинграде. Экспонировалось 100 работ. Вышли каталог со вступительной статьей Вс. Воинова («Выставка картин З. Е. Серебряковой». Л., 1929) и брошюра Н. Э. Радлова «З. Е.Серебрякова. К выставке Ленинградского областного совета профессиональных союзов» (Л., 1929).

1929

Работала над портретами и пейзажами. Персональная выставка в галерее Бернхейма-Младшего (марокканские работы). Персональная выставка в галерее В. О. Гиршмана в Париже (французские работы). Поездка на юг Франции (Ницца, Кастеллан).

1930

Исполняла заказные портреты, писала пейзажи, виды Люксембургского сада. Участвовала в выставке русской живописи и графики в Берлине и выставке группы художников «Мир искусства» в Белграде. Поездка на юг Франции (Сен-Тропе, Коллиур, Монреже). Созданы «Коллиур. Катя на террасе», «Порт в Коллиуре», «Коллиур. Мостик с козами», «Коллиур. Улочка с аркой». Персональная выставка в галерее Ж. Шарпантье в Париже.

1931

Исполняла заказные портреты. Летом — поездка на юг Франции (Ницца, Ментона). Участвовала в выставке мужского и женского портрета и в выставке детского портрета, устроенных Французским объединением деятелей искусства в Париже (Дом артистов). Персональные выставки (совместно с Д. Д. Бушеном) в Антверпене (галерея Брескот, 27 работ) и в Брюсселе (Маленькая галерея, 26 работ).

1932

В феврале-марте поездка в Марокко (Фес, Сефру, Марракеш) на средства Ж.-А. Броуэра и А. Лебефа, во время которой создано более 200 произведений: среди них — «Марокканец в синем», «Марокканка в розовом платье», «Марокканец в зеленом», «Верблюды», «Задумчивый человек в голубом». Летом поездка в Италию (Флоренция, Ассизи). Участвовала в выставках «Русское искусство» в Париже (галерея Ренессанс) и «Русская живопись двух последних столетий» в Риге. Участвовала в выставках «Детские лица и сцены» в галерее Б. Вайль в Париже и русской живописи в Риге. Персональная выставка в галерее Ж. Шарпантье в Париже (63 работы, из них 43 — марокканские картины).

1933

Поездка в Савойю (Аннеси, Ментон-Сен-Бернар). Писала пейзажи. Смерть матери (Е. Н.Лансере) в Ленинграде.

1934

Участвовала в выставке портрета, устроенной Французским объединением деятелей искусства в Париже. Поездки в Овернь (Эстен) и Бретань (Пон-л’Аббе, Лескониль), писала пейзажи («Городок Пон-л’Аббе. Порт», «Бретань. Лескониль») и портреты («Хозяйка бистро Пон-л’Аббе», «Молодая бретонка», «Портрет молодого рыбака»). Работала над натюрмортами, писала скульптуру в Лувре. Работала над эскизами панно для холла в усадьбе «Мануар дю Реле» барона Ж.-А. Броуэра в Помрейле близ Монса (Бельгия). Переезд в мастерскую на Монмартре.

1935

Участвовала в выставке «Русское искусство XVIII — XX столетий» в Праге. Поездка в Бретань. Писала скульптуру в Лувре, натюрморты из овощей и фруктов («Рыбы на зелени»).

1936

Работала над панно для холла в усадьбе «Мануар дю Реле» барона Ж.-А.Броуэра в Помрейле близ Монса (совместно с сыном Александром, исполнившим четыре географических карты). Писала скульптуры Ж. Пилона и А. Куазво в Лувре.

1937

Поездки на юг Франции (Кастеллан) и в Бретань (Конкарно). Писала скульптуру в Лувре. В ГРМ поступила картина «Баня» (1913).

1938

Персональная выставка в галерее Ж. Шарпантье в Париже (40 работ; портреты, пейзажи, ню, натюрморты, рисунки луврских скульптур). Поездки в Англию, на Корсику (Кальви), в Савойю (Экс-ле-Бен), Италию (Сан-Джиминьяно). Перенесла тяжелую операцию на глазах. Написан «Портрет А. А. Черкесовой-Бенуа».

1939

Поездки в Англию (Лондон), Швейцарию (Женева, Адельбоден), Бретань (Треберден). Писала пейзажи и портреты («Портрет графини Р. Зубовой»). Переезд в дом на улице Кампань-Премьер (Campagne Premiere) в районе Монпарнас.

1940

Писала портреты и этюды обнаженной натуры. Писала портреты, пейзажи Парижа, скульптуру в саду Тюильри и этюды обнаженной натуры. Немецкие войска заняли Париж. Прекратились связи художницы с родственниками за рубежом.

1941

Участвовала в выставке «Осеннего салона» в Париже. Портреты С. Иванова, Б. Поповой.

1942

Перенесла тяжелую операцию. В Саратове умер в тюрьме ее брат Н. Е. Лансере. Работала над портретами, натюрмортами и пейзажами.

1945

В августе поездка на юго-запад Франции, на курорт Сали-де-Беарн.

1946

Писала портреты, пейзажи Парижа. Русский музей в Ленинграде приобрел у Е. Б. Серебрякова картину «Баня» (1912). В Москве умер брат Е. Е. Лансере. Возобновилась переписка с детьми и родственниками в СССР, прерванная Второй мировой войной. Ее картины экспонировались на выставке портретов русских художников XVIII-XX вв. в Москве.

1947

Летом поездка в Англию. Зинаида становится членом «Синдиката французских художников». Написан «Портрет С. М. Драгомировой-Лукомской».

1948

Летом поездка в Англию. Написан «Натюрморт с яблоками и круглым хлебом».

1949

Работала над заказными портретами в Бургундии (Эпири) и Оверни (Ламот). Летом поездка в Англию.

1950

Поездка на юго-запад Франции (Сали-де-Беарн). Писала животных, натюрморты с цветами.

1951

Писала пейзажи и этюды. Поездки в Англию и Швейцарию (Женева, Бельвю).

1952

Созданы картины «Александр в карнавальном костюме» и «Натюрморт с кувшином».

1953

Поездка в Англию.

1954

Персональная выставка (совместно с Александром и Екатериной) в ее мастерской на улице Кампань-Премьер. Написаны портреты Элен де Руа, княгини Жан де Мерод. Летом поездка в Швейцарию (Женева).

1955

Летом поездка в Швейцарию (Женева). Третьяковская галерея приобрела холст «За обедом». В Нью-Йорке вышел первый том книги А. Н. Бенуа «Жизнь художника», в которой он писал и о Серебряковой.

1956

Писала натюрморты с деревенским хлебом, с морскими ракушками. Созданы портреты М. Е. Калачевой, сестры художницы, и графа П. С. Зубова.

1957

Поездка в Португалию (Кашкайш).

1958

Летом поездка в Англию.

1960

В Париже ее посетила дочь Татьяна, с которой она встретилась впервые через тридцать шесть лет. Татьяна высказала идею устройства персональной выставки художницы в СССР. Участвовала в выставке «Семья Бенуа» в Лондоне (три пейзажа).

1961

Создан «Портрет С. М. Лифаря».

1962

Тремя работами (портреты С. М. Лифаря, И. Шовире и М. Бельмондо) участвовала в вечере в пользу русских инвалидов Первой мировой войны, устроенном Лифарем. Ее картины экспонировались на выставке картин и рисунков художников начала XX в. из собрания Ф. Ф. Нотгафта в Ленинграде. Поездка во дворец Лафит-Ротшильд близ Бордо.

1964

Вместе с Александром, Екатериной и приехавшей в Париж Татьяной отбирала работы для выставки в СССР. В Москве вышли книги «Очерки по истории русского портрета конца XIX — начала XX века» с главой И. М. Шмидта о Серебряковой и «Русская жанровая живопись XIX — начала XX века» со статьей В. А. Прыткова «Жанровая живопись 1900-1917 годов».

1965

Персональная выставка в Москве (выставочный зал Союза Художников СССР), сопровождавшаяся каталогом со вступительной статьей А.Н. Савинова. Она вызвала поток публикаций-откликов в журналах и газетах: В. П. Лапшина («Искусство»), К. С. Кравченко («Художник»), А. Н. Савинова («Огонек»), Т. Б.Серебряковой («Москва»), Е. Я. Дороша («Театр»), Д. А. Шмаринова («Советская культура») и др. Затем выставка состоялась в Киеве (КГМРИ).

1966

Персональная выставка в Ленинграде (ГРМ). После нее Русский музей приобрел 21 работу. В Новосибирске открылась выставка ее работ из собрания Л. М. Розенфельда. Сын Евгений навестил ее в Париже.

1967

В начале года Евгений и Татьяна навестили мать в Париже. Она исполнила их портреты. Скончалась в Париже 19 сентября, погребена на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Биография составлена Павлом Павлиновым, экспертом Фонда Зинаиды Серебряковой.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (девичья фамилия Лансере) родилась 28 ноября 1884 года в родовом имении Нескучное, в Курской губернии, в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Её дед Николай Бенуа был знаменитым архитектором,отец Евгений Лансере - известным скульптором. Мать происходила из семьи Бенуа, она и ее сестра - Александра Бенуа, в молодости были художниками-графиками. Один из её братьев, Николай, был архитектором, другой, Евгений, сыграл важную роль в истории российского и советского искусства монументальной живописи и графики. Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана своему дяде Александру Бенуа - брату матери и старшему брату.



Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа и в имении «Нескучном». Внимание Зинаиды всегда привлекала работа юных крестьянских девушек в поле. Впоследствии это не раз отразиться в ее творчестве. Рисовать много, забывая обо всем, она начала в юном возрасте. Любимое детское увлечение стало призванием. Да и не могла Зина не стать художником, - ее путь, казалось, был предопределен с рождения: девочка росла в семье, где все были творческими личностями. Зина по несколько раз перечитывала редкие книги по искусству из огромной домашней библиотеки. Все родные занимались творческой работой: рисовали, ходили на этюды. Повзрослев, Зина работала в студии под руководством знаменитого живописца Ильи Репина. Ученица талантливо копировала эрмитажные полотна, и очень ценила это занятие, ведь и работы старых мастеров кисти ее многому учили. В 1886 году после смерти отца, семья перебирается из имения в Петербург. Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала и Зина. В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1902-1903 годах во время поездки в Италию она создала множество набросков и этюдов.


Автопортрет 1900 г.

В 1905 она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова — своего двоюродного брата. Позже 21-летняя Зинаида, уже будучи замужем, училась живописи в Париже, куда в октябре 1905 года она уехала вместе с матерью. Здесь Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер, много работает, рисует с натуры. Вскоре к ним присоединился муж художницы Борис Серебряков, инженер-путеец. Они приходились друг другу близкими родственниками - двоюродными братом и сестрой, поэтому за свое счастье пришлось побороться, так как родные препятствовали браку между кровными родственниками.


Автопортрет 1907 г.

После Франции молодая художница лето и осень обычно проводила в Нескучном - писала портреты крестьянок, а на зиму уезжала в Петербург. Счастливым для творческого развития Зинаиды стал 1909 год, когда она подольше задержалась в имении. В Нескучном Зинаида напряжённо работает — создает этюды, портреты и пейзажи. В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть ее собственный стиль, определить круг ее интересов. В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждет настоящий успех.


Портрет Ольги Константиновны Лансере 1910 г.


Автопортрет 1910 г.


Автопортрет в шарфе 1911 г.


Купальщица 1911 г.

В 1910 году, на 7-й выставке русских художников в Москве, Третьяковская галерея приобретает автопортрет «За туалетом» и гуашь «Зеленя осенью». Ее пейзажи великолепны - чистые, яркие тона красок, совершенство техники, небывалая красота природы.


За туалетом. Автопортрет 1909 г.

Семейный портрет 1914 г.


Автопортрет 1914 г.

Расцвет в творчестве художницы происходит в 1914—1917 годах. Зинаида Серебрякова создала серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и русской природе - «Крестьяне», «Спящая крестьянка».

В картине «Беление холста» раскрылся яркий талант Серебряковой как художника-монументалиста.


Крестьяне 1914 г.


Обувающаяся крестьянка 1915 г.


Крестьянка с рулонами холста на плече и в руках 1916-1917 г.г.


Крестьянка, расстилающая холст 1916-1917 г.г.


Нарцисс и Нимфа Эхо. Этюд 1916-1917 г.г.


Обнаженная. Эскиз: 1916-1917 г.г.



Купание 1917 г.


Диана и Актеон 1916-1917 г.г.

В 1916 году А. Н. Бенуа была поручена роспись Казанского вокзала в Москве, он привлек к работе и Зинаиду. Художница занялась темой стран Востока: Индия, Япония, Турция. Она аллегорически представила эти страны в виде прекрасных женщин. Одновременно она начала работу над композициями на темы античных мифов. Особую роль в творчестве Зинаиды Серебряковой занимают автопортреты.

Индия 1916 г.

Япония (Одалиска) 1916 г., Сиам 1916 г.


Tурция (Две одалиски) 1916 г., Турция, 1915-1916 г.г.

Во время гражданской войны, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном». Переехать в Петроград казалось невозможно, и Зинаида отправилась в Харьков, где нашла работу в Археологическом музее. Ее родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все ее работы. Позже умер Борис. Похоронив мужа, Зинаида осталась одна в ответе за большую семью, состоящую из слабой здоровьем матери и четверых детей. Осенью 1920 года она получила приглашение перевестись в Петроградский отдел музеев и приняла его, но жить легче не стало. В дневнике вдова с надрывом писала о бытовых невзгодах, выпавших на ее долю, подавленном душевном состоянии. Все эти годы художница жила, в постоянных мыслях о муже. Она написала четыре портрета мужа, которые хранятся в Третьяковской галереи и Новосибирской картинной галереи. Дочь Зинаиды Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре Зинаида постоянно рисовала. В 1922 году она создала портрет Д. Баланчина в костюме Вакха.Семья переживает тяжелые времена. Серебрякова пробовала писать картины на заказ, но у нее ничего не получилось. Она любила работать с натурой. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций.


Обнаженная 1920 г.


Автопортрет в красном 1921 г.



Портрет Таты в костюме Арлекина 1921 г.



Голубые балерины 1922 г.



Портрет Г.М.Баланчивадзе (Дж.Баланчина) в костюме Вакха 1922 г.

Галина Тесленко, сослуживица художницы, стала подругой художницы на многие годы. «Вы так молоды, любимы, цените это время, - говорила ей Серебрякова в 1922 году. - Ах, так горько, так грустно сознавать, что жизнь уже позади...».
Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все, что происходило вокруг, близко к сердцу принимала горе и радость. Современники отмечали ее поразительно искреннее отношение к людям, событиям, она живо отзывалась на просьбы, ценила в людях доброту, восхищалась всем красивым, ненавидела зло.


Анна Ахматова 1922 г.


Обнаженная 1923 г.



Портрет балерины Е.Н.Гейденрейх в красном 1923 г.

В первые годы после революции, в стране началась оживлённая выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке. Все представленные ей картины были проданы. На вырученные деньги, она решается ехать в Париж, чтобы устроить выставку и получить заказы. Как оказалось, что покинула страну навсегда. Двое детей художницы так и остались в России, а старшие Александр и Екатерина приехали к матери в 1925-м и 1928-м годах. С дочерью Татьяной художница встретилась через 36 лет, когда та приезжала навестить мать в Париже. Но и на чужбине не удавалось избавиться от нужды, и здесь жизнь оставалась нелегкой. Годы, проведенные в Париже, не принесли ей радости и творческого удовлетворения.Сколько бы ни трудилась русская художница, заработки были слишком малы, чтобы угнаться за ценами. Она тосковала по родине, стремилась отразить свою любовь к ней в своих картинах. Ее первая выставка прошла лишь в 1927 году. Заработанные деньги она высылала матери и детям.


Отдыхающая негритянка. Марракеш 1928 г.

«Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью - уж очень засорены сейчас у всех мозги, и нет теперь ничего священного на свете, все загублено, развенчано, попрано в грязь», - писала художница. В середине 30-х годов Зинаида Евгеньевна Серебрякова собиралась вернуться на родину. Но, оказалось, не судьба: сначала затянулось оформление документов, потом переезд сделала невозможным Вторая мировая война и оккупация Парижа.



Аллегория лета 1936-1937 г.г.

В 1961 в Париже ее навещают два советских художника - С. Герасимов и Д. Шмаринов. Позже в 1965 году, они устраивают для неё выставку в Москве.

В 1966 году состоялась последняя, большая выставка произведений Серебряковой в Ленинграде и Киеве.

Дети и русские художники звали ее вернуться, но старая художница была уже тяжело больна, и после двух перенесенных операций на переезд не решилась. Да и сына, и дочь, которые тоже стали художниками, она не хотела оставлять за границей. «Вообще, я часто раскаиваюсь, что заехала так безнадежно далеко от своих», - писала она еще в 1926 году. И с горечью подводила итог прожитому:- «Ничего из моей жизни здесь не вышло, и я часто думаю, что сделала непоправимую вещь, оторвавшись от почвы.,.». З.Е.
Серебрякова умерла в 82 года в Париже, в сентябре 1967 года. За несколько лет до смерти друзья и дети художницы устроили в России выставку, и для многих - не только соотечественников - она стала открытием подлинного русского таланта.

З инаида Серебрякова - русская художница из творческой династии Бенуа-Лансере-Серебряковых. Она училась живописи в школе Марии Тенишевой , в мастерской Осипа Браза и в парижской академии Гран-Шомье. Серебрякова стала одной из первых женщин, которых Академия художеств выдвинула на звание академика живописи.

«Самая радостная вещь»

Зинаида Серебрякова (в девичестве - Лансере) родилась в 1884 году в имении Нескучное под Харьковом, она была младшим ребенком из шестерых детей. Ее мать, Екатерина Лансере, была художником-графиком и сестрой Александра Бенуа . Отец - скульптор Евгений Лансере - умер от туберкулеза, когда Зинаиде было полтора года.

Вместе с детьми Екатерина Лансере переехала в Петербург - к своему отцу, архитектору Николаю Бенуа. В семье все занимались творчеством, часто посещали выставки и читали редкие книги по искусству. Зинаида Серебрякова с юных лет начала рисовать. В 1900 году она окончила гимназию и поступила в художественную школу княгини Марии Тенишевой - в те годы здесь преподавал Илья Репин . Однако будущая художница проучилась всего месяц: она уехала в Италию - знакомиться с классическим искусством. Вернувшись в Петербург, Серебрякова училась живописи в мастерской Осипа Браза.

В эти годы семья Лансере впервые после долгой жизни в Петербурге посетила Нескучное. Зинаида Серебрякова, привыкшая к строгим аристократическим видам Петербурга, была потрясена буйством южной природы и живописными сельскими пейзажами. Она делала зарисовки везде: в саду, в поле, писала даже виды из окна. Здесь же художница встретила будущего мужа - своего двоюродного брата Бориса Серебрякова.

После свадьбы молодожены уехали в Париж - там Серебрякова училась в художественной академии Гран-Шомье. После возвращения супруги поселились в Петербурге. Однако они часто ездили в Нескучное, здесь художница все время проводила у мольберта: писала весенние луга и цветущие сады, крестьянских детей и своего новорожденного сына. Всего в семье родилось четверо детей - два сына и две дочери.

Зинаида Серебрякова. Перед грозой (Село Нескучное). 1911. ГРМ

Зинаида Серебрякова. Фруктовый сад в цвету. 1908. Частное собрание

Зинаида Серебрякова. Фруктовый сад. 1908-1909. ГРМ

В 1909 году Зинаида Серебрякова написала автопортрет «За туалетом». Спустя год он и еще 12 полотен - портреты знакомых, «крестьянские» этюды и пейзажи - участвовали в выставке «Мира искусства». Картины Серебряковой висели рядом с работами Валентина Серова , Бориса Кустодиева, Михаила Врубеля . Три из них - «За туалетом», «Зеленя осенью» и «Молодуха (Мария Жегулина)») приобрела Третьяковская галерея . Серебрякову избрали членом «Мира искусства».

«Ныне она поразила русскую публику таким прекрасным даром, такой «улыбкой во весь рот», что нельзя не благодарить ее. Автопортрет Серебряковой, несомненно, самая приятная, самая радостная вещь… Здесь полная непосредственность и простота, истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то абсолютно художественное».

Александр Бенуа

Зинаида Серебрякова. За туалетом. Автопортрет. 1909. ГТГ

Зинаида Серебрякова. Зеленя осенью. 1908. ГТГ

Зинаида Серебрякова. Молодуха (Мария Жегулина). 1909. ГТГ

Почти академик живописи

В следующие годы Зинаида Серебрякова продолжала писать - пейзажи Нескучного, портреты крестьянок, родственников и саму себя - «Автопортрет в костюме Пьеро», «Девушка со свечой». В 1916 году Александр Бенуа пригласил ее в свою «бригаду», когда ему поручили расписывать Казанский вокзал в Москве. Декорировали здание также Борис Кустодиев , Мстислав Добужинский и Екатерина Лансере. Зинаида Серебрякова выбрала восточную тематику. Она изобразила страны Азии - Индию и Японию, Турцию и Сиам - в образах красивых молодых женщин.

Зинаида Серебрякова. Беление холста. 1917. ГТГ

Зинаида Серебрякова. Девушка со свечой (Автопортрет). 1911. ГРМ

Зинаида Серебрякова. За завтраком (За обедом). 1914. ГТГ

В 1917 году Совет Петербургской Академии художеств выдвинул Зинаиду Серебрякову на звание академика живописи. Однако получить его помешала революция. Переворот застал художницу с детьми и матерью в Нескучном. Оставаться в имении было небезопасно. Как только семья перебралась в Харьков, усадьбу разграбили и сожгли. Художница устроилась на работу в Харьковский археологический музей, где зарисовывала экспонаты для каталога. Небольшая зарплата помогала семье выживать.

В 1919 году к семье пробился Борис Серебряков. Однако супруги недолго пробыли вместе: муж художницы скоропостижно умер от сыпного тифа.

«Для меня всегда казалось, что быть любимой и быть влюбленной - это счастье, я была всегда, как в чаду, не замечая жизни вокруг, и была счастлива, хотя и тогда знала и печаль, и слезы… Так грустно сознавать, что жизнь уже позади, что время бежит, и ничего больше, кроме одиночества, старости и тоски впереди нет, а в душе еще столько нежности, чувства».

Зинаида Серебрякова

В январе 1920 года Серебряковы переехали в Петербург, в квартиру Николая Бенуа, которая после уплотнения стала коммуналкой. Зинаида Серебрякова зарабатывала в основном написанием портретов, распродавала старые полотна. Она вспоминала: «Я шью целыми днями... удлиняю Катюше платье, чиню белье... Приготовляю сама масляные краски - растираю порошки с маковым маслом... Живем мы по-прежнему каким-то чудом» .

Вскоре одна из дочерей Серебряковой стала заниматься балетом - так в работах художницы появились свежие театральные сюжеты. Она проводила много времени за кулисами Мариинки , брала домой реквизит для спектаклей, приглашала к себе балерин, которые охотно позировали для полотен.

Зинаида Серебрякова. В балетной уборной (Большие балерины). 1922. Частное собрание

Зинаида Серебрякова. В балетной уборной. Балет «Лебединое озеро». 1922. ГРМ

Зинаида Серебрякова. Девочки-сильфиды (Балет «Шопениана»). 1924. ГТГ

Портреты за обещание рекламировать

В 1924 году Зинаида Серебрякова участвовала в американской благотворительной выставке для русских художников. Ее картины имели большой успех, несколько полотен сразу купили. В том же году Серебрякова при поддержке дяди Александра Бенуа уехала в Париж. Художница планировала немного поработать во Франции и вернуться в СССР. Однако это оказалось невозможно: она по-прежнему много писала и получала за это совсем небольшие деньги. Все гонорары Серебрякова отправляла в Россию - матери и детям.

Николай Сомов, художник

Двоих детей - Александра и Екатерину - при поддержке Красного Креста и родственников удалось отправить в Париж в 1925 и 1928 годах. А Евгений и Татьяна так и остались в СССР.

Однажды Зинаида Серебрякова писала семейные портреты для бельгийского предпринимателя. Она получила большой гонорар: денег хватило на путешествие с детьми в Марокко. Страна восхитила художницу. Серебрякова писала: «Меня поразило все здесь до крайности. И костюмы самых разнообразных цветов, и все расы человеческие, перемешанные здесь, - негры, арабы, монголы, евреи (совсем библейские). Я так одурела от новизны впечатлений, что ничего не могу сообразить, что и как рисовать» . После поездки из-под кисти Серебряковой появились новые натюрморты, городские пейзажи и портреты марокканок - яркие и сочные.

Зинаида Серебрякова. Женщина, открывающая чадру. 1928. Калужский областной художественный музей

Зинаида Серебрякова. Вид с террасы на горы Атласа. Марракеш. Марокко. 1928. Калужский областной художественный музей

Зинаида Серебрякова. Молодая сидящая марроканка. 1928. Частное собрание

В 1930-е годы в Париже прошло несколько персональных выставок Серебряковой, однако продать удалось очень мало. В 1933 году от голода умерла ее мать, и Серебрякова решила ехать к детям в Россию. Ей вновь помешали обстоятельства: сначала затянулось оформление документов, потом началась Вторая мировая война. Увидеться со старшей дочерью художнице удалось лишь через 36 лет после расставания - в 1960 году Татьяна Серебрякова смогла выехать к матери в Париж.

В середине 60-х выставка полотен Зинаиды Серебряковой прошла в Москве. Но художница не смогла приехать: на тот момент ей было уже 80 лет. Спустя два года Зинаиды Серебряковой не стало. Ее похоронили на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Все дети Зинаиды Серебряковой стали художниками. Старший - Евгений - работал архитектором-реставратором. Дети-«парижане» рисовали в редком жанре акварельной или гуашной миниатюры в традиции начала XIX века. Александр писал на заказ виды усадеб, в том числе русских - их архитектурный облик он восстанавливал по памяти. Екатерина, которая прожила 101 год, также рисовала поместья, интерьеры дворцов и создавала на заказ модели зданий. Татьяна работала театральным художником во МХАТе .

В 2015 году одно из полотен Зинаиды Серебряковой было продано на аукционе Sothbey"s за 3 845 000 фунтов стерлингов - это около 6 000 000 долларов. «Спящая девочка» стала самой дорогой ее картиной на сегодня.

Зинаида Серебрякова — русская художница, прославившаяся в начале 20 века своим автопортретом, прожила длинную и богатую событиями жизнь, большая часть которой прошла в эмиграции в Париже. Сейчас, в связи с проведением в Третьяковской галерее огромной выставки ее работ, хочется вспомнить и рассказать о ее нелегкой жизни, о взлетах и падениях, о судьбе ее семьи.

Зинаида Серебрякова: биография, первые успехи в живописи

Она родилась в 1884 г. в знаменитой художественной семье Бенуа-Лансере, которая прославилась несколькими поколениями скульпторов, художников, архитекторов и композиторов. Ее детство прошло в прекрасной творческой атмосфере в кругу большой семьи, окружавшей ее нежностью и заботой.

Семья жила в Петербурге, а на лето всегда переезжала в поместье Нескучное около Харькова. Живописи Зинаида Евгеньевна Серебрякова обучалась частным образом вначале у княгини Тенищевой в Петербурге, далее у портретиста О. Браза. Позднее она продолжила образование в Италии и Франции.

По возвращении из Парижа, художница вступает в общество «Мир искусства», объединявшее художников тех времен, названных впоследствии эпохой Серебряного века. Первый успех пришел к ней в 1910 г., после показа своего автопортрета «За туалетом» (1909), сразу же купленного П. Третьяковым для галереи.

На картине изображена красивая молодая женщина, которая стоит перед зеркалом, занимаясь утренним туалетом. Ее глаза приветливо смотрят на зрителя, рядом на столике разложены женские мелочи: флаконы духов, шкатулка, бусы, стоит незажженная свеча. В этой работе лицо и глаза художницы еще полны радостной молодости и солнца, выражают светлый эмоциональный жизнеутверждающий настрой.

Замужество и дети

Со своим избранником она провела все детство и юность, постоянно общаясь и в Нескучном, и в Петербурге с семьей своих родственников Серебряковых. Борис Серебряков был ее двоюродным братом, они с детства любили друг друга и мечтали пожениться. Однако это долго не получалось из-за несогласия церкви на близкородственные браки. И только в 1905 г. после договора с местным батюшкой (за 300 рублей) родные смогли устроить им венчание.

Интересы у молодоженов были совершенно противоположные: Борис готовился стать инженером железных дорог, любил риск и даже отправился на практику в Маньчжурию во время русско-японской войны, а Зинаида Серебрякова увлекалась живописью. Однако у них были очень нежные и крепкие любовные отношения, радужные планы на будущую совместную жизнь.

Их совместная жизнь началась с длиной в год, где художница продолжала обучаться живописи в Академии де ла Гранд Шомьер, а Борис учился в Высшей школе мостов и дорог.

Возвратившись в Нескучное, художница активно работает над пейзажами и портретами, а Борис продолжает обучение в Институте путей сообщения и занимается домашним хозяйством. У них родились четверо детей-погодок: вначале два сына, затем две дочки. В эти годы ее детям посвящены многие работы, которые отражают все радости материнства и взросления малышей.

Известная картина «За завтраком» рисует семейное застолье в доме, где живет любовь и счастье, изображает детей за столом, окружающие домашние мелочи. Художница пишет и портреты, свои и мужа, зарисовки хозяйственной жизни в Нескучном, рисует местных крестьянок в работах «Беление холста», «Жатва» и др. Местные жители очень любили семью Серебряковых, уважали за умение вести хозяйство и поэтому с удовольствием позировали для картин художницы.

Революция и голод

Революционные события 1917 г. дошли и до Нескучного, принеся пожар и бедствие. Усадьбу Серебряковых спалили «борцы революции», но сама художница с детьми успела из нее выехать с помощью местных крестьян, которые предупредили ее и даже дали в дорогу несколько мешков пшеницы и моркови. Серебряковы переезжают в Харьков к бабушке. Борис в эти месяцы работал в качестве специалиста по дорогам вначале в Сибири, затем в Москве.

Не получая от мужа никаких известий, сильно беспокоясь за него, Зинаида Серебрякова едет его искать, оставив детей у своей матери. Однако уже после их воссоединения в дороге Борис заразился тифом и умер на руках у любящей жены. Зинаида остается одна с 4-мя детьми и престарелой матерью в голодном Харькове. Она подрабатывает в археологическом музее, делая зарисовки доисторических черепов и за эти деньги покупая детям еду.

Трагичный «Карточный домик»

Картина «Карточный домик» Зинаиды Серебряковой была написана спустя несколько месяцев после гибели мужа Бориса, когда художница впроголодь жила с детьми и своей матерью в Харькове, и стала самой трагичной среди ее работ. Сама Серебрякова воспринимала название картины как метафору собственной жизни.

Она была написана масляными красками, которые были последними в тот период, т.к. все деньги уходили на то, чтобы не умереть семье от голода. Жизнь развалилась как карточный домик. И впереди у художницы не было никаких перспектив в творческой и личной жизни, главное на тот момент было — спасти и прокормить детей.

Жизнь в Петрограде

В Харькове не было ни денег, ни заказов на работы по живописи, поэтому художница решает перебраться всей семьей в Петроград, поближе к родственникам и культурной жизни. Ее приглашают на работу в Петроградский отдел музеев на место профессора в Академии художеств, и в декабре 1920 г. вся семья уже живет в Петрограде. Однако от преподавательской деятельности она отказалась, чтобы работать в своей мастерской.

Серебрякова пишет портреты, виды Царского села и Гатчины. Однако ее надежды на лучшую жизнь не оправдались: в Северной столице также был голод, приходилось даже есть картофельные очистки.

Редкие заказчики помогали Зинаиде кормить и растить детей, дочь Таня начала обучаться хореографии в Мариинском театре. В дом к ним постоянно приходили юные балерины, которые позировали художнице. Так была создана целая серия балетных картин и композиций, в которых показаны юные сильфиды и балерины, одевающиеся для выхода на сцену в спектакле.

В 1924 г. начинается оживление Несколько картин Зинаиды Серебряковой на выставке русского искусства в Америке были проданы. Получив гонорар, она принимает решение уехать на время в Париж, чтобы заработать денег на содержание своей большой семьи.

Париж. В эмиграции

Оставив детей с бабушкой в Петрограде, Серебрякова приезжает в Париж в сентябре 1924 г. Однако творческая жизнь здесь оказалась неудачной: сначала не было собственной мастерской, мало заказов, денег удается заработать очень немного, да и те она отсылает в Россию своей семье.

В биографии художницы Зинаиды Серебряковой жизнь в Париже оказалась поворотным пунктом, после которого она уже никогда не смогла вернуться на родину, а двух своих детей она увидит только спустя 36 лет, почти перед самой смертью.

Самый светлый период жизни во Франции — когда сюда приезжает ее дочь Катя, и они вместе посещают небольшие города Франции и Швейцарии, делая зарисовки, пейзажи, портреты местных крестьян (1926).

Поездки в Марокко

В 1928 г. после написания серии портретов для бельгийского предпринимателя, на заработанные деньги Зинаида и Екатерина Серебряковы отправляются в путешествие по Марокко. Пораженная красотой Востока, Серебрякова делает целую серию этюдов и работ, рисуя восточные улочки и местных жителей.

Вернувшись в Париж, она устраивает выставку «марокканских» работ, собрав огромное количество восторженных отзывов, однако ничего не смогла заработать. Все знакомые отмечали ее непрактичность и неумение продавать свои работы.

В 1932 г. Зинаида Серебрякова повторно едет в Марокко, занимаясь там опять зарисовками и пейзажами. В эти годы к ней смог вырваться сын Александр, который также стал художником. Он занимается декоративной деятельностью, оформляет интерьеры, а также изготавливает на заказ абажуры.

Ее двое детей, приехав в Париж, помогают ей зарабатывать деньги, активно занимаясь различными художественными и декоративными работами.

Дети в России

Двое детей художницы Евгений и Татьяна, оставшиеся в России с бабушкой, жили очень бедно и голодно. Их квартиру уплотнили, и они занимали только одну комнату, которую приходилось отапливать самостоятельно.

В 1933 г. ее мама Е. Н. Лансере, умерла, не выдержав голода и лишений, дети остались сами. Они уже выросли и избрали себе также творческие профессии: Женя стал архитектором, а Татьяна — художником в театре. Постепенно они устроили свою жизнь, создали семьи, однако много лет мечтали встретиться со своей матерью, постоянно ведя с ней переписку.

В 1930-е годы советское правительство приглашало ее вернуться на родину, однако в те годы Серебрякова работала над частным заказом в Бельгии, а затем началась Вторая мировая война. Уже после окончания войны она сильно заболела и не решилась на переезд.

Только в 1960 г. Татьяна смогла приехать в Париж и увидеть свою маму, спустя 36 лет после расставания.

Выставки Серебряковой в России

В 1965 в годы оттепели в Советском Союзе состоялась единственная прижизненная персональная выставка Зинаиды Серебряковой в Москве, затем она прошла в Киеве и Ленинграде. Художнице в тот момент было 80 лет, и приехать из-за состояния здоровья она не смогла, но была безмерно счастлива тем, что о ней помнят на родине.

Выставки прошли с громадным успехом, напомнив всем о забытой великой художнице, которая всегда была предана классическому искусству. Серебрякова смогла, несмотря на все бурные годы первой половины 20 в., обрести свой собственный стиль. В те годы в Европе главенствовали импрессионизм и арт-деко, абстракционизм и другие течения.

Ее дети, жившие вместе с ней во Франции, остались преданными ей до конца жизни, обустраивая ее быт и помогая материально. Они так и не завели свои семьи и жили с ней до самой смерти в возрасте 82 лет, после которой занимались организацией ее выставок.

Похоронена З. Серебрякова в 1967 г. на кладбище Сен-Женевьев де Буа в Париже.

Выставка в 2017 году

Выставка Зинаиды Серебряковой в Третьяковской галерее — самая большая за последние 30 лет (200 картин и рисунков), приуроченная к 50-летию со дня смерти художницы, проходит с апреля до конца июля 2017 г.

Предыдущая ретроспектива ее работ состоялась в 1986 г., затем были осуществлены некоторые проекты, которые показывали ее работы в Русском музее в Петербурге и на небольших частных выставках.

В этот раз кураторы французского фонда Fondation Serebriakoff собрали большое количество работ, чтобы сделать грандиозную выставку, которая в течение лета 2017 будет размещаться на 2-х этажах Инженерного корпуса галереи.

Ретроспектива расположена по хронологии, что позволит зрителю увидеть различные творческие линии художницы Зинаиды Серебряковой, начиная от ранних портретов и балетных работ танцовщиц Мариинского театра, которые были сделаны в России в 20-е годы. Всем ее картинам присущи эмоциональность и лирика, позитивное ощущение жизни. В отдельном зале представлены работы с изображениями ее детей.

На следующем этаже собраны работы, созданные в Париже в эмиграции, в их числе:

  • бельгийские панно, сделанные на заказ барона де Броуэра (1937-1937), которые одно время считались погибшими во время войны;
  • марокканские эскизы и зарисовки, написанные в 1928 и 1932 гг.;
  • портреты русских эмигрантов, которые были написаны в Париже;
  • пейзажи и этюды природы Франции, Испании и др.

Послесловие

Все дети Зинаиды Серебряковой продолжили творческие традиции и стали художниками и архитекторами, работая в различных жанрах. Младшая дочь Серебряковой — Екатерина прожила долгую жизнь, после смерти матери она активно занималась выставочной деятельностью и работой в фонде Fondation Serebriakoff, умерла в возрасте 101 года в Париже.

Зинаида Серебрякова была предана традициям классического искусства и обрела собственную манеру живописи, демонстрирующую радость и оптимизм, веру в любовь и силу творчества, запечатлев множество прекрасных моментов своей и окружающей жизни.

Биография Зинаиды Евгеньевны Серебряковой

(1884-1967)

Зинаида Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в родовом имении «Нескучное», под Харьковом. Ее отец был известным скульптором. Мать происходила из семьи Бенуа, и в молодости была художником-графиком. Ее братья были не менее талантливы, младший был архитектором, а старший мастером монументальной живописи и графики.

Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана своему дяде Александру Бенуа - брату матери и старшему брату.Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа и в имении «Нескучном». Внимание Зинаиды всегда привлекала работа юных крестьянских девушек в поле. Впоследствии это не раз отразиться в ее творчестве.

В 1886 году после смерти отца, семья перебирается из имения в Петербург. Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала и Зина.

В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой.

В 1902-1903 годах во время поездки в Италию она создала множество набросков и этюдов.

В 1905 она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова - своего двоюродного брата. После свадьбы молодые отправились в Париж. Здесь Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер, много работает, рисует с натуры.

Через год молодые возвращаются домой. В Нескучном Зинаида напряжённо работает - создает этюды, портреты и пейзажи. В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть ее собственный стиль, определить круг ее интересов. В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждет настоящий успех.

В 1910 году, на 7-й выставке русских художников в Москве, Третьяковская галерея приобретает автопортрет «За туалетом» и гуашь «Зеленя осенью». Ее пейзажи великолепны - чистые, яркие тона красок, совершенство техники, небывалая красота природы.

Расцвет в творчестве художницы происходит в 1914-1917 годах. Зинаида Серебрякова создала серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и русской природе - «Крестьяне», «Спящая крестьянка».

В картине «Беление холста» раскрылся яркий талант Серебряковой как художника-монументалиста.

В 1916 году А. Н. Бенуа была поручена роспись Казанского вокзала в Москве, он привлек к работе и Зинаиду. Художница занялась темой стран Востока: Индия, Япония, Турция. Она аллегорически представила эти страны в виде прекрасных женщин. Одновременно она начала работу над композициями на темы античных мифов. Особую роль в творчестве Зинаиды Серебряковой занимают автопортреты.

Во время гражданской войны, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном». Переехать в Петроград казалось невозможно, и Зинаида отправилась в Харьков, где нашла работу в Археологическом музее. Ее родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все ее работы. Позже умер Борис. Обстоятельства заставляют художницу оставить Россию. Она отправляется во Францию. Все эти годы художница жила, в постоянных мыслях о муже. Она написала четыре портрета мужа, которые хранятся в Третьяковской галереи и Новосибирской картинной галереи.

В 20-х годах Зинаида Серебрякова вернулась с детьми в Петроград, в бывшую квартиру Бенуа. Дочь Зинаиды Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре Зинаида постоянно рисовала. В 1922 году она создала портрет Д. Баланчина в костюме Вакха. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций.

Семья переживает тяжелые времена. Серебрякова пробовала писать картины на заказ, но у нее ничего не получилось. Она любила работать с натурой.

В первые годы после революции, в стране началась оживлённая выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке. Все представленные ей картины были проданы. На вырученные деньги, она решается ехать в Париж, чтобы устроить выставку и получить заказы. В 1924 году она уезжает.

Годы, проведенные в Париже, не принесли ей радости и творческого удовлетворения. Она тосковала по родине, стремилась отразить свою любовь к ней в своих картинах. Ее первая выставка прошла лишь в 1927 году. Заработанные деньги она высылала матери и детям.

В 1961 в Париже ее навещают два советских художника – С. Герасимов и Д. Шмаринов. Позже в 1965 году, они устраивают для неё выставку в Москве.

В 1966 году состоялась последняя, большая выставка произведений Серебряковой в Ленинграде и Киеве.

В 1967 году в Париже в возрасте 82 лет Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась.

Творчество З.Е.Серебряковой в контексте произведения

Зинаида Евгеньевна Серебрякова... Это имя связано для меня с картиной, находящейся в Третьяковской галерее: молодая женщина перед зеркалом... В памяти остается ощущение удивительной чистоты и ясности образа, редкое сочетание душевной и физической красоты...

Иван Антонович Ефремов в романе "Лезвие бритвы" вспоминает о Зинаиде Серебряковой как о замечательной русской художнице, "одной из самых выдающихся русских мастеров, незаслуженно забытых". Всю свою жизнь художница посвятила собиранию красоты, запечатлевая ее на своих полотнах.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова родилась в 1884 году, в семье Лансере-Бенуа, прославленной художественной династии России. Отец её, Евгений Александрович Лансере был известным скульптором, он умер когда Зине было всего 2 года и она знала о нем только по рассказам родных. Ее мать - Екатерина Николаевна Лансере была родом из знаменитой семьи художников и архитекторов Бенуа.

Детские и юношеские годы Зинаиды Евгеньевны прошли в Петербурге. Своё влияние на формирование юной художницы оказали архитектура и музеи Петербурга, роскошный парк Царского Села, куда семья выезжала летом. Дух высокого искусства царил и в доме. В семьях Бенуа и Лансере главным смыслом жизни было служение искусству. Каждый день Зина могла наблюдать, как взрослые самозабвенно работали, много писали акварелью, техникой которой владели в семье все. Талант девочки развивался под пристальным вниманием старших членов семьи: матери и братьев, которые готовились стать профессиональными художниками. Вся домашняя обстановка семьи воспитывала уважение к классическому искусству: рассказы деда - Николая Леонтьевича об Академии художеств, поездки с детьми в Италию, где они знакомились с шедеврами эпохи Возрождения, посещение музеев. В 1905 году в Петербурге С. Дягилевым была организована выставка русских портретистов. Перед русской общественностью впервые открывалась красота искусства Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Венецианова:Венециановские портреты крестьян, поэтизация крестьянского труда вдохновили Зинаиду Серебрякову на создание своих картин, подтолкнули к серьезной работе над портретами.

В 1905 году она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова, соседа по имению. Они были знакомы с детства и хотели соединить свои жизни, несмотря на то, что являлись двоюродными братом и сестрой. Пришлось преодолеть множество препятствий, так как они были разного вероисповедания и довольно близкими родственниками. После поездок в Белгород и Харьков к духовным властям разрешение было, наконец, получено и молодые люди смогли пожениться. Борис Анатольевич был студентом Института путей сообщения и относился к той части русской интеллигенции, которая считала, что у человека должен быть "ум с сердцем в ладу" и что супруги при всей разности интересов должны быть единомышленниками. Молодые уехали сначала в Париж, а затем, вернувшись, поселились в родовом имении "Нескучное" на границе Курской области и Украины.

Зинаида Евгеньевна всей душой любила русскую деревню. А когда что-то любишь, то видишь в этом только хорошее и светлое. Художница писала, что "влюбилась в безбрежную ширь полей, в живописный облик крестьян, столь отличный от городских лиц". В ее альбомах появляются этюды из сельской жизни.

Ее пейзажи и зарисовки близки к импрессионизму своей чистотой и звучанием красок, таким способом отображения действительности, когда мир видится наполненным чистым вдохновением и радостью жизни.

Многие свои самые лучшие работы Серебрякова напишет, вдохновленная образами русских крестьянок. Крестьянские девушки, гармония их чистых душ и сильных тел, закаленных физическим трудом и жизнью близкой к природе, станут для художницы эталоном той безусловной красоты, о которой Иван Антонович Ефремов говорит в "Лезвии бритвы" устами Ивана Гирина: "...Красота - это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, во всякой вещи, всяком организме. Поэтому каждая красивая линия, форма, сочетание - это целесообразное решение, выработанное природой за миллионы лет естественного отбора или найденное человеком в его поисках прекрасного, то есть наиболее правильного для данной вещи. Красота и есть та выравнивающая хаос общая закономерность, великая середина в целесообразной универсальности, всесторонне привлекательная, как статуя. Нетрудно, зная материалистическую диалектику, увидеть, что красота - это правильная линия в единстве и борьбе противоположностей, та самая середина между двумя сторонами всякого явления, всякой вещи, которую видели еще древние греки и назвали аристон - наилучшим, считая синонимом этого слова меру, точнее - чувство меры. Я представляю себе эту меру чем-то крайне тонким - лезвием бритвы, потому что найти ее, осуществить, соблюсти нередко так же трудно, как пройти по лезвию бритвы, почти невидимому из-за чрезвычайной остроты... Главное, что я хотел сказать, это то, что существует объективная реальность, воспринимаемая нами, как безусловная красота".