Отличительные особенности творчества Чехова А. П
Художественные особенности. Чехов выступил подлинным новатором как в прозе, так и в драматургии. Очень точно сказал об этом Л.Н. Толстой: «Чехов создал новые … для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде». Рассказы и повести писателя поражают отсутствием в них яркого занимательного сюжета — все происходит, как в жизни. Те события, которые разворачиваются на страницах его произведений, составляют лишь внешнюю канву, а главное — это внутренний сюжет, изменение самого героя, его отношения к жизни. При исчерпанности внешнего конфликта, этот внутренний конфликт сохраняется и выносится за пределы художественной реальности в настоящую жизнь, создавая ощущение открытого финала. Писатель предлагает читателям задуматься над поставленными вопросами, а сам он остается предельно объективным, авторская позиция прямо не высказывается. Но она существует, только выражается другими средствами — через подтекст, особое настроение, через композицию, часто строящуюся на музыкальных принципах, как «хорошая музыкальная композиция» — так сам писатель сказал о своем рассказе «Счастье». Такая структура помогает насытить текст внутренней эмоциональностью и, избегая подробных описаний, «включить» читателя в орбиту авторских размышлений. Вместе с тем достигается и удивительная краткость и емкость прозы Чехова, который вырабатывал умение «коротко говорить о длинных вещах». «Краткость — сестра таланта», — утверждал писатель, и достигал лаконизма многообразными средствами. Так он не стремится последовательно рассказать о всех событиях в жизни героя, а использует «вершинную» композицию. Именно таким образом представлена целая жизнь Ионыча, рассказ о которой уместился на нескольких страницах. Мы видим героя лишь в наиболее важные, поворотные моменты его развития, между которыми протекает год или несколько лет. Часто сцены кажутся повторяющимися (например, посещение дома Туркиных), но по отдельным деталям читатель замечает, что остается неизменным, а что меняется (неизменны «таланты» Туркиных, меняется способ передвижения Старцева — пешком, в собственном экипаже, на тройке с бубенчиками; он из стройного молодого человека превращается в солидного, полного, а затем и в ожиревшего Ионыча, похожего на «языческого бога»).
Роль детали в чеховской прозе очень велика. Она помогает создать характерный «пульсирующий ритм», передающий особое звучание этой лирической прозы, «прозы настроений», придавая ей порой мелодическое, музыкальное звучание, а иногда вторгаясь дисгармоничной нотой. Деталь дает автору возможность избежать пространных описаний, задавая определенный тон, который помогает читателю самому «достроить» картину. Известно, что Чехов утверждал, что вместо подробного описания лунной ночи достаточно сказать, что «на плотине блестело горлышко разбитой бутылки», и эта деталь создаст цельное представление. Но есть у Чехова такие детали, которые вырастают до высшего уровня обобщения, становясь деталями-символами. Такой деталью, например, является футляр из рассказа «Человек в футляре», «забор с гвоздями» в «Даме с собачкой». Но при этом Чехов оставался реализмом, достигая его высших форм. Толстой говорил, что у Чехова «развилась необыкновенная техника реализма», что у него «все правдиво до иллюзии». И особо отмечалась красота языка писателя: «Какой превосходный язык… Это просто перл, — восторгался Толстой. — Никто из нас: ни Достоевский, ни Тургенев, ни Гончаров, ни я не могли бы так написать».
Особенностью творчества Чехова называют отсутствие каких-либо важных событий в жизни героев, которые могли бы показать читателю замысел автора. Чехов всегда делал акцент на подробное описание быта персонажей, и таким образом рассказывал о внутреннем мире героев и о эмоциональном содержании их жизни. Но больше всего читателей и критиков поражает сжатость формы, которая прослеживается во всем творчестве Чехова. Например, рассказ «Муж», который занимает всего 4 страницы, но этих страниц более, чем достаточно для того, чтобы полноценно показать
Психологию озлобившегося и погрязшего в болоте собственного сознания человека.
Более поздние произведения Чехова становятся глубже и производят более впечатление — знаменитые «Три сестры», «Дядя Ваня», «Скучная история». Последний рассказ в точности отображает ту степень тоски и отчаяния, которая охватила русское общество, а в основном — русскую интеллигенцию в 80-ых годах. Чехов желает как наиболее ярко раскрыть образы бездарности, безнравственности и пошлости обывателей, и эта тема поднимается в большинстве его произведений. Такие рассказы как «Мужики», «В овраге» преподносят
Ужасные картины народной жизни, и даже в рассказе «Три сестры» есть подобные мотивы — в стотысячном городе даже не с кем поговорить.
Чехову присущ мрачный пессимизм. Но стоит отличать тонкость его мастерства подмечать глубинные причины и предпосылки отчаяния и беспросветности ума, которые приводят человека к безнравственности и страданиям от общего саркастического взгляда на жизнь тех или иных слоев. Рассказы и пьесы Чехова раскрываются на театральной сцене совершенно в другом свете, потому что именно сцена и воплощение описанного позволяют увидеть те тончайшие детали и нюансы, которыми автор пытался донести до нашего сознания потайное дно происходящего в стране и в сердцах людей.
Сочинения по темам:
- В истории развития национального литературного языка в XX веке роль Есенина как новатора была неоспоримой. Русский классик, выходец из крестьянства,...
- Особенность творчества Бунина — удивительная автономность, самодостаточность воспроизводимых подробностей, где деталь порой находится в непривычных для классического реализма отношениях с...
- Антон Павлович Чехов (1860-1904) – великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии. Самое главное в его творчестве –...
Во второй его период (1888-1904 гг.) смех не
исчезает, но преобразуется – из самостоятельной художественной
величины в слагаемое многопланового изображения. Перестройку
претерпевает и сам жанр, его границы хоть и колеблются, но не в
значительных пределах; поздний чеховский рассказ по размерам
больше ранней «сценки», и все же это размеры подчеркнуто малой
прозы. Но иной становится внутренняя лира произведения – лира
его содержания. Второй период отличен размыканием границ: явное
преимущество получает рассказ, представляющий собой
жизнеописание. Изображается уже не момент из биографии героя, а
сама биография, в ее более или менее длительной протяженности, о
таком рассказе говорят: «маленький роман». В чем художественно
весомое сочетание противоположного: скромные размеры, но широко
развернутый, многоохватывающий сюжет. Образцы такого рассказа –
«Учитель словесности», «Дама с собачкой», «Душечка», «Ионыч»,
«Невеста», «Студент». Эпизод вбирает в себя обзорные,
суммирующие характеристики, высвечивающие весь уклад жизни,
соединяющий настоящее с прошлым. Жизнеописания как такового нет,
но видна биографическая перспектива, видно направление
жизненного пути.
В поздних рассказах главенствует проблема смысла жизни, ее
наполненности, ее сдержанности. Теперь рассматриваются различные
формы «отклоняющегося» жизнеустройства, различные проявления
обыденной жизни. Над человеком с «робкой кровью» молодой Чехов
откровенно смеялся, теперь же преобладает иной тон, иной подход,
продиктованный стремлением объяснить утраты, найти связь причин
и следствий, установить меру беды и меру вины. Поздние чеховские
рассказы одновременно ироничны и лиричны, скрывают в себе и
усмешку, и печаль, и горечь.
«Маленький роман», разумеется, не есть уменьшенное подобие
большого романа. В том-то и суть, что рассказ, приближенный к
рассказу, с особой настойчивостью и энергией реализует свои
собственные ресурсы – изобразительные и выразительные. Рассказ
углубленно выявляет свою жанровую специфику. Нетрудно заметить:
благодаря сжатости жизнеописания рельефно проступает схема
биографии, ее «чертеж»; резко обозначаются внезапные или
стадиальные перемены в облике, в судьбе героя, в его состоянии.
Возможность создать ступенчатость, стадиальность биографического
сюжета, – единым взглядом охватит жизнь человека как целое и как
процесс – и составит привилегию малого жанра. Чехов, в своем
зрелом творчестве, дал тому неоспоренные доказательства.
Во второй половине имеется яркая юмористическая страница – это
одноактные шутки, или водевили: «Медведь» (1887 г.);
«Предложение» (1888 г.); «Свадьба» (1890 г.); «Юбилей» (1891
г.). Водевиль Чехова не имеет соответствия в русской литературе.
В нем нет танцев и куплетов, он полон другого движения: это
диалог в одном акте, развивающийся с искрометной силой. Здесь
жизнь схвачена в острые моменты: праздничное торжество,
перемежающееся бурными скандалами. В «Юбилее» скандал
поднимается до уровня буффонады. Все происходит одновременно:
женоненавистник Хирин готовит доклад для юбилея банка,
Мерчуткина выклянчивает у главы банка Шипучина деньги, жена
Шипучина слишком подробно и нудно рассказывает о том, что она
пережила у матери, и идет словесная перепалка между Мерчуткиной
и мужчинами. Каждый говорит свое, никто никого не хочет даже
слушать. И получается то, что Чехов сам себе ставил условием для
хорошего водевиля: «сплошная путаница» (или «вздор»); «каждая
рожа должна быть характером и говорить своим языком»;
«отсутствие длиннот»; «непрерывное движение».
Путаница и нелепость в «Юбилее» достигает высшей точки в минуту,
когда разъяренный Хирин набрасывается, не разобравшись, на жену
Шипучина (вместо Мерчуткиной), та визжит, ошибка выясняется, все
стонут – и входят служащие: начинается юбилей, тщательно ими
подготовленный. Обессиленный юбиляр перестает что-либо говорить,
соображает, прерывает речь депутатов, бормочет бессвязные слова,
и действие прерывается: пьеса кончилась.
Несостоявшийся юбилей, фактическое топтание на месте при
суетливом движении основных и мельтешении случайных лиц (а за
кулисами, как выяснилось, идет подлинное действие – подлоги,
казнокрадство и т.д.) – это образ той же жизни, которую мы знаем
по чеховским рассказам 1880-х годов, но в юморе его теперь
больше жесткости. Потому что за спиной автора «Юбилея» был груз
свежих воспоминаний о сахалинском «аде» (поездка на Сахалин
состоялась в 1890 г.).
Ирония характерна для зрелой чеховской прозы, и особенно Чехов
дорожит потаенной, скрытой ироничностью – дорожит тем, без чего
ему не обойтись при изображении жизни вроде бы обыкновенной,
нормальной, но по сути мнимой, фиктивной. В рассказе Чехов
осуществляет углубленный психологический анализ, обнажающий
противоречие между привычным и желанным, между желанным и
осуществимым, раскрывающий явления внутренней несвободы. Тонко
переданы настроения, состояния, изнутри заполняющие сюжет
рассказа. Героев таких произведений настигают не одни лишь
горькие мысли, он приходит не только к печальным выводам, ему
открываются и другие обобщенные мысли, разнокачественные выводы.
После «Юбилея» ни водевилей, ни других веселых произведений
Чехов больше не писал. Три «осколочных» рассказа 1892 года
(перерыв в юмористике был пятилетний – с 1887 г.) – «отрывок»,
«Из записок старого педагога», «Рыбья любовь» – не вернули прозе
Чехова ее прежнего юмористического тона. Но вряд ли сыщется
произведение Чехова 1890-1900 годов, в том числе и
драматическое, в котором не сверкнули бы улыбка автора, смешной
эпизод, каламбур.
Кроме художественного таланта,
изумляет во всех этих рассказах знание жизни,
глубокое проникновение в человеческую душу.
Иван Бунин
Секрет чеховского мастерства, тайна воздействия на читателя до сих пор до конца не разгаданы. Но ясно одно: Чехов – необычный писатель. Говоря об особенностях стиля писателя, необходимо подчеркнуть, что:
1. В основе его рассказов – определенная бытовая ситуация (сценка), а не общая проблема или судьба героя.
2. Обыденное действие, приводящее к неожиданному результату.
3. Большая роль детали.
4. Говорящие фамилии.
5. Малая форма и глубокое содержание.
7. Богатый диапазон лексики.
8. Индивидуализация речи героев.
Во второй половине 80-х годов Чехов входит в большую литературу. Юмор все чаще соседствует с лиризмом, психологическим анализом. Анекдотические образы-маски уступают место индивидуальным характерам. В рассказах Чехова все чаще появляются серьезные и печальные темы, возникают вопросы о смысле жизни, о счастье, о свободе, познании истины.
«Степь» (1888) – первое крупное произведение Чехова. «История одной поездки» (таков подзаголовок повести «Степь») во многом дана как бы глазами мальчика Егорушки, которого везут в город для поступления в гимназию. Он восторженно любуется неоглядными просторами степи. При этом впечатления ребенка нередко перемежаются лирическим «вмешательством» самого автора.
Повесть вобрала в себя размышления Чехова над неразрешенными вопросами жизни и смерти, над глубоко для него личной проблемой одиночества. Думы писателя о судьбе родины отразились в образе степи.
Своеобразной вехой в творчестве Чехова стал некролог великому путешественнику Пржевальскому, написанный и опубликованный в 1888 году. Через два года после этого события Чехов сам совершил с исследовательскими целями долгое и трудное по тем временам путешествие на остров Сахалин , где тщательно изучал жизнь каторжан и ссыльных. Для Чехова это был гражданский поступок. Большую часть Сибири он проехал в кибитке. Обострился его туберкулез.
Перед поездкой Чехов прочитал огромное количество литературы о географии острова, его истории. В книге «Остров Сахалин» (1893–1894) запечатлены местные нравы, фигуры начальников и надзирателей, которые «в обращении с низшими не признают ничего кроме кулаков, розог и извозчичьей брани» . Эта книга – единственный образец документальной прозы.
После увиденного на «каторжном острове» Чехов значительно резче и беспощаднее стал относиться ко многим явлениям российской действительности. Не случайно после поездки на Сахалин появляется очень жесткая повесть «Палата № 6» (1892) . В ней описываются порядки провинциальной больницы, во флигеле которой ютятся сумасшедшие, находящиеся в полной зависимости от сторожа Никиты. Возглавлявший больницу доктор Рагин был к этому позорно равнодушен, пока сам не угодил туда и не отведал никитинских побоев.
В 1892 году Антон Павлович приобрел имение Мелихово в Серпуховском уезде Тульской губернии, где и поселился.
Жизнь в мелиховской усадьбе отвечала давнему желанию, высказанному Чеховым в одном из писем: «Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа… Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни , хоть маленький кусочек…» Он не только принимал больных, участвовал в борьбе с эпидемией холеры, но и строил школы и церкви, организовывал помощь голодающим. На мелиховских впечатлениях во многом основаны повести «из народной жизни», как их характеризовал сам автор, «Мужики» (1897) и «В овраге» (1900) .
Важная веха в творческой биографии А.П.Чехова связана с МХАТ ом. «Я благодарю небо, что, плывя по житейскому морю, я наконец попал на такой чудесный остров, как Художественный театр», – написал Чехов однокашнику по гимназии, ставшему артистом этого театра, А.Л. Вишневскому.
Увлечение театром началось еще в гимназические годы, и впоследствии, когда Чехову случалось бывать в провинциальных театрах, он вспоминал таганрогскую галерку и юность.
Выступление учащегося с сообщением о МХАТе (индивидуальное задание)
«Знаменитый Московский художественный театр, основанный в 90-х гг. двумя любителями – актером-любителем Станиславским и литератором Немировичем-Данченко (оба были одарены необыкновенным сценическим талантом), завоевал известность еще до постановок чеховских пьес, но тем не менее театр этот поистине «нашел себя» и достиг художественного совершенства благодаря его пьесам, а им принес настоящую славу. “Чайка” стала символом театра – стилизованная чайка изображена на занавесе и программках».
Владимир Набоков
Обострившийся в 1897 году туберкулез вынудил Чехова покинуть Мелихово и поселиться в Ялте. В свое время, устав от напряженной ежедневной работы для газет и журналов, он мечтал писать «издалека, из щелочки». Теперь же ялтинская «щелочка» томила и угнетала Антона Павловича своей оторванностью, отделенностью от нараставших в стране событий. «Я как в изгнании… – жаловался он в письмах. – Чувствую, как мимо меня уходит жизнь и как я не вижу много такого, что как литератор должен бы видеть» .
Антон Павлович многим представлялся человеком аполитичным, чуждым злободневности. Между тем, как писал впоследствии А.И. Куприн, «он волновался, мучился и болел всем тем, чем болели лучшие русские люди» . Когда в угоду царю было аннулировано решение об избрании почетным членом Академии наук Максима Горького из-за его «политической неблагонадежности», Чехов, как и В.Г. Короленко, сам отказался от звания академика.
В начале русско-японской войны Антон Павлович надеялся, что ее вероятный неудачный исход поведет к долгожданным политическим переменам в России. Уже не имея никаких шансов на выздоровление, за несколько месяцев до смерти, Чехов намеревался ехать в действующую армию простым врачом.
По воспоминаниям В.И. Немировича-Данченко, на рубеже веков Чехов как-то сказал: «Я вижу, что нас ждут великие бедствия. России надо рассчитаться за все свое прошлое… В каких гигантских страданиях должна родиться новая Россия… Только не надо терять веры в свой народ, какой бы он ни был!» .
В июне 1904 года Чехов поехал в Баденвейлер, в немецкий Шварцвальд. Когда он прибыл в Германию, жить ему оставалось три недели. 2 июля 1904 года он умер вдали от своей семьи и друзей, среди чужих, в чужом городе.
Домашнее задание
«Человек в футляре»
1. Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности?
2. Как он относится к своему рассказу?
3. Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра, которая никуда не выходила?
4. Каким показан Беликов? Почему о нем говорят «человек в футляре»?
5. Как ведет себя Буркин по отношению к Беликову? Протестует ли?
6. Как и почему Беликов терроризировал город?
7. Почему Беликов умер? Как понять фразу: «Хоронить таких людей… большое удовольствие»
?
8. За что осуждает автор Буркина?
«Крыжовник»
1. Как и каким показан Иван Иванович, рассказчик?
2. Почему он не может заснуть, о чем задумался?
3. Как в этом рассказе появляется автор?
4. В чем смысл слов рассказчика: «Во имя чего ждать?.. Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений?.. Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!»
?
5. Какова роль описаний природы в рассказ?
6. Что мы узнаем о брате Ивана Ивановича? Оцените его мечту.
7. С какой целью рассказана эта история? Почему рассказчик говорит: «Но дело не в нем, а во мне. Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его
усадьбе»
?
8. В чем различие Буркина и Ивана Ивановича? Как на рассказ реагируют слушатели?
9. Почему рассказ так называется? Есть ли в названии символический смысл?
«О любви»
1. Как и каким показан герой-рассказчик?
2. Почему автор подчеркивает несовпадение внешнего и внутреннего мира?
3. В чем дисгармоничность жизни Алешина?
4. В чем трагична жизнь Лугановичей и Пелагеи?
Литература
1. Д.Н. Мурин. Русская литература второй половины XIX века. Методические рекомендации в форме поурочного планирования. 10 класс. М.: СМИО Пресс, 2002.
2. Е.С. Роговер. Русская литература XIX века. М.: Сага; Форум, 2008.
3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. I. От былин и летописей до классики XIX века. М.: Аванта+, 1999.
Среди действующих лиц пьесы есть владельцы усадьбы, дворяне; есть купец-капиталист; есть представители молодого поколения, отрицающие старые формы и возвещающие наступление новой жизни. И смысл пьесы трактуется как изображение исторической смены общественно-экономических формаций, социальных и культурных укладов, как показ неизбежной гибели одних, осуждение других и приветствие третьих.
За особенной чеховской формой стоит особая концепция жизни и человека. "Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни, - говорил Чехов. - Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни".
Чехов-драматург совсем отказывается от внешней интриги, борьбы группы персонажей вокруг чего-либо. Каждый эпизод - не ступенька в разворачивании интриги; эпизоды заполнены обыденными, внешне бессвязными разговорами, мелочами быта, незначительными подробностями, но при этом окрашены единым настроением, которое затем переходит в другое. Не от интриги к интриге, а, скорее, от настроения к настроению разворачивается пьеса, и здесь уместна аналогия с бессюжетным музыкальным произведением.
Событие, о котором больше всего говорят - продажа имения на торгах, - происходит не на сцене. Чехов последовательно использует этот прием - увести основное "происшествие" за сцену, оставив лишь отсветы его, отголоски в речах действующих лиц. Невидимые (зрителем), внесценические события и персонажи по-своему важны в пьесе. Но их отсутствие на сцене подчеркивает, что для автора они лишь фон, повод, сопутствующее обстоятельство того, что является основным. При видимом отсутствии традиционного внешнего действия у Чехова, как всегда, богатое, непрерывное и напряженное внутреннее действие.
В пьесах Островского конфликт проистекает по преимуществу из различий в сословном положении героев: богатых и бедных, самодуров и их жертв, обладающих властью и зависимых. В этом смысле герой комедий и драм Островского - "сословный" человек. Чеховские герои причиняют несчастья другим, не желая этого, у них нет "дурно направленной воли"". Например, Лопахин отнюдь не питает враждебных чувств по отношению к Раневской, и желает он ей не разорения, а, наоборот, того, чтобы вишневый сад стал "счастливым, богатым, роскошным...".
Герои "Вишневого сада" часто противопоставляют себя друг другу, убеждены в абсолютной противоположности своих "правд". Автор же каждый раз указывает на общность между ними, на скрытое сходство, которого они не замечают или с возмущением отвергают. Нов сам конфликт: видимая противоположность при скрытом сходстве.
Прекрасный сад, на фоне которого показаны герои, не понимающие хода вещей или понимающие его ограниченно, связан с судьбами несколько поколений - прошлых, настоящих и будущих. Одни видят сад таким, каким он был в невозвратимом прошлом, для других разговор о саде - только повод для фанаберии, третьи, думая о спасении сада, на деле губят его, четвертые гибель этого сада приветствуют... Гибнущий сад и несостоявшаяся, даже не замеченная любовь - две сквозные, внутренне связанные темы - придают пьесе грустно-поэтический характер. Однако Чехов настаивал, что создал "не драму, а комедию, местами даже фарс". Очевидно, что Чехов осуществил в своей "комедии" особые принципы соединения драматического и комического.