Христос святого хуана де ла круз описание. Распятие как Вознесение

) в 1950-1952 гг.

Сюжет и символическое значение

Несмотря на то, что многие картины Дали носят провокационный, экспериментальный характер, в этой работе автор постарался воплотить глубокий религиозный и мистический смысл. На написание картины Сальвадора Дали вдохновил рисунок, сделанный Святым Иоанном Креста (1542-1591), изобразившим своё экстатическое видение Распятия сверху, как бы глазами Отца. Крест на этом рисунке выступает в качестве моста между Богом-Отцом и смертным миром, изображённым внизу картины. Дали утверждал, что его, как и Иоанна Креста, посетили два экстатических видения, в которых и сформировался замысел этой работы. Сам Сальвадор Дали объяснял замысел этой картины так:

… в первую очередь, в 1950 году, я увидел «космический сон», в котором мне предстала эта картина в цвете и которая в моём сне являлась «ядром атома». Это ядро затем приобрело метафизический смысл, и я рассматривал это как основную составляющую Вселенной - Христа! Во вторых, когда благодаря указаниям Отца Бруно, кармелита, я увидел рисунок Христа, нарисованного Святым Иоанном Креста, я разработал геометрические треугольник и круг, в которых «эстетически» кратко изложены все мои предыдущие опыты, и я вписал мой рисунок Христа в этот треугольник. Первоначально я не хотел изображать все атрибуты распятия - гвозди, терновый венец, и т.д. .- и превратить кровь в красные гвоздики в руках и ногах, с тремя цветами жасмина, опущенными в рану на боку. Но только до конца мое решение изменило второе видение, возможно, из-за испанской поговорки, которая гласит: "мало Христа, слишком много крови". В этом втором сне я увидел картину без анекдотических атрибутов: только метафизическая красота Христа-Бога. ... Мои эстетические амбиции заключаются в том, что полотно противоположно всем изображениям Христа, выполненным современными художниками, которые применили экспрессионистскую манеру, вызывая эмоции через уродство. Моя главная задача заключается в изображении красоты Христа как Бога, в том, что Он олицетворяет.

История

Художник настолько серьёзно относился к завершению этой работы, что не хотел оставлять первый набросок. Для того, чтобы краска на этой картине сохла вовремя, Дали провёл в доме в Порт Лигате центральное отопление. В 1961 году психически больной посетитель разорвал низ холста, кинув в него кирпич, но картина была успешно восстановлена. На время закрытия музея Кельвингроу (1993-2006) картина находилась в Музее религиозной жизни и искусства Св. Мунго. В 2006 году на конкурсе наиболее любимых картин Шотландии заняла 29% голосов. Правительство Испании предложило за эту картину 127 миллионов долларов, но предложение было отклонено.

Художественные приёмы

На картине две различные перспективы, точно сходящиеся в точке исчезновения перспективы. Низ картины исполнен в традиционалистской манере. Этот фрагмент картины вдохновлён работами Ле Наина и Веласкеса .

Литургическое значение

Несмотря на неканоническое изображение Страстей Христовых, фреска-копия с картины находится в алтаре католического храма Пресвятого Сердца Иисуса в Самаре .

Напишите отзыв о статье "Христос Святого Иоанна Креста"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Христос Святого Иоанна Креста

– Ежели затруднительно, пожалуйста, не надо, – сказал Берг. – Мне для Верушки только очень бы хотелось.
– Ах, убирайтесь вы все к черту, к черту, к черту и к черту!.. – закричал старый граф. – Голова кругом идет. – И он вышел из комнаты.
Графиня заплакала.
– Да, да, маменька, очень тяжелые времена! – сказал Берг.
Наташа вышла вместе с отцом и, как будто с трудом соображая что то, сначала пошла за ним, а потом побежала вниз.
На крыльце стоял Петя, занимавшийся вооружением людей, которые ехали из Москвы. На дворе все так же стояли заложенные подводы. Две из них были развязаны, и на одну из них влезал офицер, поддерживаемый денщиком.
– Ты знаешь за что? – спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала.
– За то, что папенька хотел отдать все подводы под ранепых, – сказал Петя. – Мне Васильич сказал. По моему…
– По моему, – вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, – по моему, это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие нибудь?.. – Горло ее задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно почтительно утешал ее. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.
– Это гадость! Это мерзость! – закричала она. – Это не может быть, чтобы вы приказали.
Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на нее. Граф остановился у окна, прислушиваясь.
– Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! – закричала она. – Они остаются!..
– Что с тобой? Кто они? Что тебе надо?
– Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже… Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка… Маменька, ну что нам то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе… Маменька!.. Это не может быть!..
Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил свое лицо к окну.
Графиня взглянула на дочь, увидала ее пристыженное за мать лицо, увидала ее волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на нее, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя.
– Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю кому нибудь! – сказала она, еще не вдруг сдаваясь.
– Маменька, голубушка, простите меня!
Но графиня оттолкнула дочь и подошла к графу.
– Mon cher, ты распорядись, как надо… Я ведь не знаю этого, – сказала она, виновато опуская глаза.
– Яйца… яйца курицу учат… – сквозь счастливые слезы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди свое пристыженное лицо.
– Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно?.. – спрашивала Наташа. – Мы все таки возьмем все самое нужное… – говорила Наташа.
Граф утвердительно кивнул ей головой, и Наташа тем быстрым бегом, которым она бегивала в горелки, побежала по зале в переднюю и по лестнице на двор.
Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые. Поняв приказание, люди с радостью и хлопотливостью принялись за новое дело. Прислуге теперь это не только не казалось странным, но, напротив, казалось, что это не могло быть иначе, точно так же, как за четверть часа перед этим никому не только не казалось странным, что оставляют раненых, а берут вещи, но казалось, что не могло быть иначе.
Все домашние, как бы выплачивая за то, что они раньше не взялись за это, принялись с хлопотливостью за новое дело размещения раненых. Раненые повыползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы. В соседних домах тоже разнесся слух, что есть подводы, и на двор к Ростовым стали приходить раненые из других домов. Многие из раненых просили не снимать вещей и только посадить их сверху. Но раз начавшееся дело свалки вещей уже не могло остановиться. Было все равно, оставлять все или половину. На дворе лежали неубранные сундуки с посудой, с бронзой, с картинами, зеркалами, которые так старательно укладывали в прошлую ночь, и всё искали и находили возможность сложить то и то и отдать еще и еще подводы.
– Четверых еще можно взять, – говорил управляющий, – я свою повозку отдаю, а то куда же их?
– Да отдайте мою гардеробную, – говорила графиня. – Дуняша со мной сядет в карету.
Отдали еще и гардеробную повозку и отправили ее за ранеными через два дома. Все домашние и прислуга были весело оживлены. Наташа находилась в восторженно счастливом оживлении, которого она давно не испытывала.
– Куда же его привязать? – говорили люди, прилаживая сундук к узкой запятке кареты, – надо хоть одну подводу оставить.

Несмотря на то, что многие картины Дали носят провокационный, экспериментальный характер, в этой работе автор постарался воплотить глубокий религиозный и мистический смысл. На написание картины Сальвадора Дали вдохновил рисунок, сделанный Святым Иоанном Креста (1542-1591), изобразившим своё экстатическое видение Распятия сверху, как бы глазами Отца. Крест на этом рисунке выступает в качестве моста между Богом-Отцом и смертным миром, изображённым внизу картины. Дали утверждал, что его, как и Иоанна Креста, посетили два экстатических видения, в которых и сформировался замысел этой работы. Сам Сальвадор Дали объяснял замысел этой картины так:

… в первую очередь, в 1950 году, я увидел «космический сон», в котором мне предстала эта картина в цвете и которая в моём сне являлась «ядром атома». Это ядро затем приобрело метафизический смысл, и я рассматривал это как основную составляющую Вселенной - Христа! Во вторых, когда благодаря указаниям Отца Бруно, кармелита, я увидел рисунок Христа, нарисованного Святым Иоанном Креста, я разработал геометрические треугольник и круг, в которых «эстетически» кратко изложены все мои предыдущие опыты, и я вписал мой рисунок Христа в этот треугольник. Первоначально я не хотел изображать все атрибуты распятия - гвозди, терновый венец, и т.д. .- и превратить кровь в красные гвоздики в руках и ногах, с тремя цветами жасмина, опущенными в рану на боку. Но только до конца мое решение изменило второе видение, возможно, из-за испанской поговорки, которая гласит: "мало Христа, слишком много крови". В этом втором сне я увидел картину без анекдотических атрибутов: только метафизическая красота Христа-Бога. ... Мои эстетические амбиции заключаются в том, что полотно противоположно всем изображениям Христа, выполненным современными художниками, которые применили экспрессионистскую манеру, вызывая эмоции через уродство. Моя главная задача заключается в изображении красоты Христа как Бога, в том, что Он олицетворяет.

История

Художник настолько серьёзно относился к завершению этой работы, что не хотел оставлять первый набросок. Для того, чтобы краска на этой картине сохла вовремя, Дали провёл в доме в Порт Лигате центральное отопление. В 1961 году психически больной посетитель разорвал низ холста, кинув в него кирпич, но картина была успешно восстановлена. На время закрытия музея Кельвингроу (1993-2006) картина находилась в Музее религиозной жизни и искусства Св. Мунго. В 2006 году на конкурсе наиболее любимых картин Шотландии заняла 29% голосов. Правительство Испании предложило за эту картину 127 миллионов долларов, но предложение было отклонено.

Художественные приёмы

На картине две различные перспективы, точно сходящиеся в точке исчезновения перспективы. Низ картины исполнен в традиционалистской манере. Этот фрагмент картины вдохновлён работами Ле Наина и Веласкеса .

Литургическое значение

Несмотря на неканоническое изображение Страстей Христовых, фреска-копия с картины находится в алтаре католического храма Пресвятого Сердца Иисуса в Самаре .

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Христос Святого Иоанна Креста" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Святого Иоанна. Церковь Святого Иоанна в городе Цесис крупнейшая в Латвии сред … Википедия

    ИОАННА БОГОСЛОВА АПОСТОЛА МОНАСТЫРЬ НА ПАТМОСЕ - [греч. ῾Ιερὰ Μονὴ ῾Αγίου ᾿Ιωάννου τοῦ Θεολόγου τῆς Πάτμου], имп., патриарший, ставропигиальный, муж., общежительный, находится в юрисдикции К польского Патриархата. Исторический очерк Мон рь ап. Иоанна Богослова на Патмосе Мон рь ап. Иоанна… … Православная энциклопедия

    ИОАННА ЛАМПАДИСТА МОНАСТЫРЬ - [греч. ῾Ιερὰ Μονὴ ῾Αγίου ᾿Ιωάννη τοῦ Λαμπαδιστῆ], находится в с. Калопанайотис, в 60 км от Никосии, в долине Маратаса, лежащей между горными цепями Троодоса (Кипр). В старину долина называлась Мирианфуса, т. е. «покрытая десятками тысяч цветов».… … Православная энциклопедия

    ИОАННА ДЕЯНИЯ - [греч. Πράξεις τοῦ ἁγίου ἀποστόλου κα εὐαγγελιστοῦ ᾿Ιωάννου τοῦ Θεολόγου; лат. Acta Joannis], раннехрист. апокриф, описывающий служение ап. и евангелиста Иоанна Богослова, один из древнейших памятников христианской письменности. Авторство и… … Православная энциклопедия

    Juan de la Cruz … Википедия

    Св. Иоанн Креста Святой Иоанн Креста (также известен как Св. Хуан де ла Крус и Св. Иоанн Крестный, исп. Juan de la Cruz); (24 июня 1542, Онтиверос, Испания 14 декабря 1591, Убеда (Úbeda), Хаэн, Испания), настоящее имя Хуан де Йепес Альварес (исп … Википедия

    Эта статья о различных взглядах на форму орудия казни, которое использовалось для распятия Иисуса Христа. О реликвии смотрите Животворящий Крест. Форма креста Иисуса Христа дискуссионный вопрос для ряда светских историков и филологов, а… … Википедия

    Базилика Базилика святого Климента Basilica di San Clemente … Википедия

    Питер Пауль Рубенс Снятие с креста, 1612 Kruisafneming Дерево, масло. 420,5×320 см Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен … Википедия

    ИИСУС ХРИСТОС - [греч. ᾿Ιησοῦς Χριστός], Сын Божий, Бог, явившийся во плоти (1 Тим 3. 16), взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение. В НЗ Он именуется Христом, или Мессией (Χριστός, Μεσσίας), Сыном (υἱός), Сыном… … Православная энциклопедия

Книги

  • Житие и акафист святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову , Избрав в число двенадцати апостолов Иоанна, Господь назвал его сыном громовым, Богословом, потому что богословие словно громом должно было огласить Вселенную. За кротость и чистоту Иоанн… Категория:

МРАК И СВЕТ

"Христос св. Иоанна на кресте" - одна из самых известных картин Сальвадора Дали. В 1951 году художник перешел на позиции католического сюрреализма, и устрашающие образы, рожденные сумраком подсознания, сменились в его творчестве новой

интерпретацией христианских символов. Как и многое другое в искусстве Дали, это полотно связано с испанской духовной традицией.

Святой Иоанн картины Дали - это Хуан де ла Крус (1542 - 1591), знаменитый поэт-мистик, живший в эпоху Католической Реформы. Он родился в обнищавшей дворянской семье и в молодые годы вступил в Кармелитский монашеский орден, который привлек его своим суровым уставом. Уже будучи монахом, Хуан учился в Саламанкском университете. Огромное влияние на его внутреннюю жизнь оказала дружба с Терезой Авильской, аббатиссой женской ветви Кармеля, писательницей, поборницей преобразования церковной жизни. Она вела трудную борьбу с клерикальными консерваторами, и Хуан, вовлеченный в эту борьбу, оказался в тюрьме. С помощью Терезы он бежал из нее в 1578 году. Но в заключении Хуан написал "Духовные песни", вошедшие в золотой фонд испанской поэзии. В них, используя образы из библейской Песни Песней, Хуан де ла Крус показал тернистый путь человека к постижению Вечности. Мистицизм Хуана проникнут жаждой единения с божественной Тайной Бытия. Внутренний опыт говорил ему, что душу, восходящую по ступеням созерцания, ждут тяжкие испытания, "темная ночь", которую не каждый может преодолеть. Абсолютное и земное разделено бездной. Переживание "темной ночи" подобно смерти. Выдержать ее помогает убежденность, что Абсолют сам идет навстречу людям. Крестные муки Иисуса Хуан осознает как страдание Неба, сходящего на землю. На крутых ступенях духовного пути в человеке выжигается все земное, тогда как Крест Христов - это уничижение Божественного. Современников, естественно, мистицизм Хуана пугал. Его считали еретиком и одержимым, потому что Хуан утверждал, что истинный путь к Христу - это крестный путь. "О, души, мечтающие о спокойных и утешительных духовных путях, если бы вы знали, как нужно вам страдать, чтобы достигнуть этого утешения и спокойствия; если бы вы знали, как это невозможно без страдания и как без него вы не искали бы никаких утешений ни в Боге, ни в твари, но предпочли бы им крест".

С суровым учением Хуана де ла Круса связан смысл картины Дали.

Мы видим на ней спокойное озеро с рыбачьей лодкой на берегу. Это и намек на евангельскую проповедь у Галилейского моря, и одновременно - символ просветленной жизни. Лучи восходящего рассвета озаряют мирную картину, но над ней - зарево и черные бездны космоса. Это те бездны, молчание которых страшило Паскаля. Это тот Христос, о котором писали философы и поэты. Темная бездна лишь слегка прикрыта золотистым "дневным покровом". «Вот почему нам ночь страшна» (Тютчев). Неведомое, непостижимое окружает мирное озеро жизни, островок в бескрайнем океане тьмы. Однако, следуя концепции Хуана, Дали прозревает в черной бездне образ Христа, страдающего ради единения с миром, ради приобщения его к свету. Гигантское распятие простерлось над озером, оберегая его хрупкую земную нежность, напоминая, что жизнь хранима Крестом. Дали знал трагичность жизни. Понимал, что Хаос скрыт не только в бездне, но и в человеке Безжалостно вскрывал он мир подсознания, показывая Хаос, который шевелится в его сумрачных закоулках. В картине "Христос св. Иоанна" он противопоставляет ему гармонию духа, гармонию, которая достигается через борьбу и страдание, через крест - крест человека и крест Бога, соединяющий их.

Рецензия отца Александра Меня http://www.alexandrmen.ru/nasledie/dali.html

Христос св. Иоанна Креста (1951). Музей св. Мунго, Глазго

Название картины восходит к эпизоду жизни испанского мистика XVI века, святого Иоанна Креста, который в состоянии религиозного экстаза нарисовал распятие. Его карандашный эскиз сделан в том же необычном ракурсе (впрочем, не столь смелом), что и на картине Дали. Сам Дали так вспоминал о ее рождении: "Все началось с космического сна, посетившего меня в 1951 году, когда будущая картина мне приснилась в цвете. Цвет имел структуру атома, и в его ядре я увидел метафизическую силу, объединяющую всю Вселенную, - Христа! Благодаря отцу Бруно, монаху-кармелиту, мне посчастливилось увидеть рисунок, сделанный самим святым Иоанном Креста. Я разработал конструкцию из треугольника и круга и поместил Христа внутрь треугольника". Для того чтобы изобразить Христа, художник поставил натурщика этажом ниже и писал его, глядя сквозь стеклянный пол. Две небольшие фигуры на переднем плане Дали позаимствовал у мастеров XVII века, которыми всегда восхищался: фигура слева взята с рисунка Диего Веласкеса, а фигура справа - с картины Луиса ле Наина. Пейзаж изображает залив близ Порт-Льигата, на родине Дали.

Название картины восходит к эпизоду жизни испанского мистика XVI века, святого Иоанна Креста, который в состоянии религиозного экстаза нарисовал распятие. Его карандашный эскиз сделан в том же необычном ракурсе (впрочем, не столь смелом), что и на картине Дали. Сам Дали так вспоминал о ее рождении: "Все началось с космического сна, посетившего меня в 1951 году, когда будущая картина мне приснилась в цвете. Цвет имел структуру атома, и в его ядре я увидел метафизическую силу, объединяющую всю Вселенную, - Христа! Благодаря отцу Бруно, монаху-кармелиту, мне посчастливилось увидеть рисунок, сделанный самим святым Иоанном Креста. Я разработал конструкцию из треугольника и круга и поместил Христа внутрь треугольника". Для того чтобы изобразить Христа, художник поставил натурщика этажом ниже и писал его, глядя сквозь стеклянный пол. Две небольшие фигуры на переднем плане Дали позаимствовал у мастеров XVII века, которыми всегда восхищался: фигура слева взята с рисунка Диего Веласкеса, а фигура справа - с картины Луиса ле Наина. Пейзаж изображает залив близ Порт-Льигата, на родине Дали.

Unfortunately, it looks like the search requests sent from your IP address are automated. Therefore, weʼve had to temporarily block your access to Yandex Search.

To continue searching, please enter the characters from the picture below and click «Continue».

Cookies are disabled in your browser. This means that Yandex will not be able to remember you in the future. If youʼre not sure about how to enable cookies, please refer to our .

Why did this happen?

Itʼs possible that these automated requests were sent from another user on your network. If this is the case, youʼll just need to enter the CAPTCHA code once, and weʼll be able to distinguish between you and the other users on your IP address. Then you shouldnʼt be bothered by this page for a long time.

You could be submitting a large number of automated requests to our search engine. Weʼve developed a service called that has been specially designed to handle such requests.

Your browser may also contain add-ons that send automated requests to our search engine. If this is the case, we recommend disabling these add-ons.

Itʼs also possible that your computer has been infected with a Spambot virus thatʼs using your computer to gather information. It might be worth checking your computer for viruses with an antivirus utility such as CureIt from «Dr.Web».

If you come across any problems or wish to ask a question, please do not hesitate to contact our Support service using the .