Летописание XVI века. Презентация по истории "Русская литература XV - XVI вв

краткое содержание других презентаций

«Литература Средневековья» - План урока. Французская поэзия трубадуров. Грузинская поэма. Литература Средних веков. Литература Средневековья. Этапы общения с литературным текстом. Античная литература. Словарь. Эстетические идеалы Средневековья. Немецкий героический эпос.

«Литература в 14-16 веках» - Просвещение. Литература. Книгопечатание. Просвещение, устное народное творчество,литература в XIV- XVI веках. Устное народное творчество. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Особенности развития русской культура в XIV-XVI веках. Исторические песни. Подведение итогов. Развитие литературы XVI века. Летописание.

«Средневековая литература и искусство» - Живопись. Рыцарская поэзия. Поэты-певцы. Рыцарская литература. Готика. Франсуа Вийон. Данте Алигьери. Романский храм. Любовь. Последня баллада Франсуа Вийона. Витражи. Рыцарские поэты. Готический храм. Городская литература. Библия для неграмотных. Средневековое искусство. Средневековая литература. Книжная миниатюра. Путешествие в загробное царство. Рыцарские романы и повести.

«Средневековая европейская литература» - Рыцарский роман. В своем развитии она проходит два больших этапа. Литература города. Рыцарская литература. Лирика. Пьер Абеляр. Средневековая литература. Время бескультурья. Религиозная литература. Европейская средневековая литература.

«Литература 15 века» - Хождения. Просвещение. Летописание. Исторические повести. Процессы преодоления культурной замкнутости. Первые печатные издания. Былинный эпос. Интерес к всемирной истории. Раздробленность государства. Летопись. Литература. Фольклор. Народное творчество. Издатели. Литература XIV – XVI вв. Исторические песни, сказания. Жития. Проверь себя.

«Литература эпохи Средневековья» - «Песнь о Нибелунгах». Рыцарский роман. Литература раннего Средневековья. «Песнь о Роланде». Поэзия вагантов. Героические поэмы. Песнь о посте в любви. Песнь о моём Сиде. Городская литература. Куртуазная литература. Литература зрелого Средневековья. Небольшие рассказы шутливого содержания. «Всепьянейшая литургия», знаменитая анонимная пародия XIII в.. «Песнь о Сиде». Проверьте себя. «Беовульф», Х в.

Слайд 1

Литература XVII века

Слайд 2

Русские писатели XVII века ставили в своих произведениях нравственные вопросы, размышляли о судьбах России, ее современных проблемах. Сохраняются традиции «добрословия» - пышная риторика и «плетение словес»
«И повеле (Борис Годунов) тое царскую младорастущую и красноцветаемую ветвь оторгнути, благоверного царевича Дмитрия, яко не созрелого класса, пожати, младенца незлобива суща смерти предати и яко агнца заклати»

Слайд 3

Жанры:
Историческая повесть Бытовая повесть Сатира (литературный жанр направленный на уничижительное осмеяние явлений общественной жизни, которые представляются автору порочными) Вирши (стихи предназначенные для чтения, а не для пения) Драматургия

Слайд 4

Аврамий Палицын
Аврамий Палицин родился в с. Протасово около Ростова 1588г подвергся опале, пострижен в монахи Соловецкого монастыря С 1608 г келарь Троице-Сергиева монастыря При вступлении на престол Бориса Годунова, Палицын был возвращен из ссылки

Слайд 5

«Сказание» Аврамия
«Сказание» о Смутном времени в России. Причины Смуты попущение грехам: Убийство царевича Дмитрия в Угличе Годуновым Лицемерие Бориса Годунова Попустительство со стороны народа => «Бог наказал Русскую землю голодом и войной» Подробное описание многомесячной осады Троице-Сергиева монастыря от поляков В окончании «Сказания» Палицын говорит о том, что только отчаянная борьба за свободу Отечества искупает грехи людей.

Слайд 6

Исторические повести
«Временники» дьяка Ивана Тимофеева «Повесть о покорении Сибири» «Повесть о Азовском сидении донских казаков»
И.Е. Репин, картина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"

Слайд 7

Сатирические произведения:
«Повесть о Шемякином суде» «Повесть о Ерше Ершовиче» «Калязинская челобитная» - высмеивала монастырь братия которого была озабочена не молитвами, лишь тем в достатке ли вино и пиво.
о мздоимстве (взяточничестве)
Монахи жалуются на архимандрита тверскому епископу Симеону: «Он родом поморец, а нравом ростовец, а умом кашинец, нас, богомольцев твоих, ни в чем не слушает, мало с нами пьет, да долго нас бьет, а с похмелья нас оправливает метельными комлями да ременными плетями. Честь нам у него была добра, во всю спину ровна, что кожа с плеч сползла. А когда мы богомольцы за правилами с вечера утрудимся, до полуночи у пивного ведра засидимся, а поутру встать не можем, а где клобук с мантиею, того мы и не помним…»

Слайд 8

Жития святых
Протопоп Аввакум – основоположник автобиографичного жанра в русской литературе. В житие с откровенностью он рассказывает о мытарствах многострадального человека посвятившего свою жизнь борьбе за идеалы православной церкви.
Протопоп Аввакум

Слайд 9

«Отец ми бысть священник Петр, мати Мария, инока Марфа. Отец мой принадлежаще пития хмельного, мати же моя постница и молитвиница быть всегда учаше мя страху Божию. Аз же, некогда видев у соседа скотину умершу, и в той нощи воставше, перед образом плакався довльно о душе воей, поминая смерть, яко и мне умереть; и с тех пор обыкох по всея нощи молиться»
из «Жития» Аввакума

В середине XVI века русское обще-ство, только что пережившее длительный период боярских смут и хаоса, стремилось навести порядок во всех областях жизни , со-брать и систематизировать свои духовные ценности . Ответом на эту потребность стал целый ряд обобщающих трудов.

Митрополит Макарий подготовил Великие Минеи Четьи — 12-томное собрание всех известных на Руси житий святых. Его ученик и преемник на митрополичьей кафедре Афанасий создал своего рода энциклопедию русской истории — Степенную книгу . Царские дьяки подготовили новый свод законов (Судебник 1550 года ), а сам Иван IV в своих во-просах к высшему духовенству на соборе 1551 г. (Стоглав ) собрал воедино все главные проблемы тогдашней церкви. В этом ряду обобщающих трудов стоит и знаменитый Домострой — собрание на-ставлений по семейным отношениям и домашнему хозяйству.

Азбу-ковники

Популярностью пользовались «Азбу-ковники ». В них, как в современных эн-циклопедических словарях, в алфавит-ном порядке приводились сведения о природе, растительном и животном ми-ре, разных странах. Содержащиеся в «Аз-буковнике» знания иногда были фанта-стическими. Однако интерес к тайнам природы и человека увеличивал спрос на эти книги.

Домострой

Домострой — это уникальное сочинение XVI века, которое позволяет заглянуть в повседневную жизнь средневековой Руси. Полагают, что его составителем был один из членов Избранной рады , священник Благовещенского собора Мо-сковского Кремля Сильвестр. Одни советы Домостроя покажутся нам сегодня безнадёжно устаревшими, другие — смешными и наив-ными, а третьи — вполне разумными.

Никоновская летопись

При митрополите Макарии русское летописание было сведено в огромный свод — Никоновскую летопись .

Лицевой свод

Позже для царя изго-товили большой многотомный Лицевой свод . Его страницы были украшены тысячами «лиц» — миниатюр. Лицевой свод включал всю мировую и русскую историю .

Степенная книга

Степенная книга XVI в. впервые излагала историю Руси не по годам , а по правлениям великих князей. Они рассматривались как «ступени» («степени») развития страны, ведущие её к величию.

Великие Минеи Четьи

По инициативе митрополита Макария была собрана в 12 томах вся литература для «душеполезного чтения». В эти, как их назвали, «Великие минеи четьи» вошло огромное количество русских и пе-реводных житий, повестей, хождений (рассказы путешественни-ков), интересных историй, нравоучительных рассказов и пропо-ведей. Их предполагалось читать по месяцам и дням.

Максим Грек

Литература второй половины XVI в. обогатилась и таким жан-ром, как историческая песня (песни о взятии Казани, о Ермаке, о царе Иване Васильевиче, прозванном Грозным). Образ царя в эт-их песнях выглядит противоречивым. С одной стороны, это спра-ведливый и добрый царь, с другой, осуждалась его жестокость по отношению «к старым и малым». Опричник Малюта Скуратов в этих песнях справедливо изображался злодеем.


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.

  • С ХОЗЯЙСТВЕННЫМ ВОССТАНОВЛЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬ НАЧИНАЕТСЯ КУЛЬТУРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ.
  • ВОЗРОЖДЕНИЕ ЕДИНОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
  • ПРИОБРЕТЕНИЕ РУССКОЙ САМОБЫТНОСТИ
  • ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ- УКРЕПЛЕНИЕ МОЩИ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ЕДИНСТВО
  • ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ.

ПРОСВЕЩЕНИЕ. НАЧАЛО КНИГОПЕЧПТАНИЯ.

С 14 века использование бумаги

Появление полуустава

Рост количества грамотных людей

Более дешево и удобно

Центры учения грамоте


Российское книгопечатание

По инициативе в 1564 году на печатном дворе в Москве.

Апостол. 1564 г.

Часословец, 1565 г.

Иван Федоров.



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ- как отклики на происходящие события

ГЕРОИЧЕСКИЙ БЫЛИННЫЙ ЭПОС


Песня о Щелкане Дудентьевиче

Песнь об Авдотье -Рязаночке


Литература 14-15 веков.

БОРЬБА ПРОТИВ ИНОЗЕМНЫХ ЗАХВАТЧИКОВ

Повесть о разорении Рязани Батыем

Победа на Куликовом поле

Путевые заметки

Летописи


«ЗАДОНЩИНА». Сафоний Рязанец

«СКАЗАНИЕ О МАМАЕВОМ ПОБОИЩЕ»




«СКАЗАНИЕ О КНЯЗЬЯХ ВЛАДИМИРСКИХ»

ПУБЛИЦИСТИКА:

Иван Семенович Пересветов

РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ 16 ВЕКА.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ МЫСЛЬ- ПРОБЛЕМЫ КРЕПНУВШЕЙ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ



16 век – Четьи минеи.

«четьи»- книги для чтения

«минеи»- сборники, где все произведения распределены по месяцам и дням, в которые рекомендуется их читать.


Наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов

Священник Сильвестр.16 век.

Летописи:

Летописный свод , которому в научной литературе присвоено наименование Никоновского , был составлен в конце 20-х годов XVI века митрополитом Даниилом Рязанцем и являлся значительным событием в русской средневековой историографии, оказавшим большое влияние на последующее летописание.

Лицевой летописный свод Ивана Грозного, или Царь-книга - летописный свод событий мировой и особенно русской истории, создан в 60-70-х годах специально для царской библиотеки в единственном экземпляре. Слово «лицевой» в названии Свода означает иллюстрированный, с изображением «в лицах».

Состоит из 10 томов, содержащих около 10 тыс. листов тряпичной бумаги, украшенных более чем 16 тыс. миниатюр. Охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года.

В литературе 16 века появился замечательный труд «Степная книга» . В ней содержались портреты – описания великих князей и митрополитов от Владимира до Ивана IV, книга утверждала нерушимость союза церкви и государства.

Большое распространение получили публицистические и исторические сочинения. «Хронограф», «Повесть о Вавилонском царстве», «Повесть о начале Москвы», в этих книгах возвеличивалась великокняжеская власть и утверждалась роль России в мировой истории.

В дошедшем до нас «Хронографе» 1512 г. изложение всемирной истории ведётся от «сотворения мира». Затем говорится об Ассирийском и Персидском царствах, об Александре Македонском и т. д. Особая глава посвящена «началу царства христианских царей», после которой события русской истории встречаются всё чаще. «Хронограф» 1512 г. заканчивается повестью о взятии Царьграда турками.

Настольной книгой русской литературы 16 века стал «Домострой». Большая часть статей, входящих в «Домострой», написана живым русским языком. Речь его по-народному проста, точна в выборе слов, а местами ненамеренно красива и образна, совпадая с пословицами, дожившими и до настоящего времени, и повторяя их (например, «поклонны главы мечь не сечет, а покорно слово кость ломит»).

«Домострой» охватывал буквально все стороны человеческой жизни, от нравственных норм, рекомендаций по воспитанию детей и отношениям в семье, до кулинарных рецептов. «Домострой» являлся своеобразным сводом правил и норм поведения, служивший настольной книгой для русского общества долгое время.

Наивысшее достижение литературы Древней Руси этого времени - «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Петр и Феврония почитались в Муроме как святые еще в XV в., в 1547 г. они были канонизированы, и повесть о них воспринималась как житие. В сюжете «Повести», несомненно, отразились фольклорные черты: мотивы сказки о герое-змееборце и сказки о мудрой деве.

Язык литературы 16 века. 7 классы.

Официальные литературные и исторические произведения писались в этот период в приподнято торжественном стиле. На первый план все же выступает монументальность форм, та пышность, декоративность и громоздкая «театральность», которая была так чтима книжниками XVI в. - века «второго монументализма».

Язык «Повести о Петре и Февронии»

Автор повести постоянно употребляет старые книжные союзы – Аще, яко, иже и особые формы. Эпитеты: божий дар, единым столомъ, благоверный князь, бестудный глас. Сравнения: аки пси лающи, яко едиными усты. Фразеологические сочетания: праведно служити, учредити пиръ.

Однако всё в большей степени в русскую письменность вливались элементы живой разговорной речи.

Великорусская речь служит живительным источником, питающим язык деловых документов по сравнению с языком деловой письменности древней Руси.

Язык деловой письменности представлен официально-деловыми документами: челобитные – прошения о явке в суд, о об освобождении от повинностей; грамоты духовные, купчие, охранные; судебники – своды законов; частная переписка : письма, личные записи, сказки.

Поменялись значения слов: лобъ перестало обозначать «череп», проказа (вред) - теперь просто название болезни.

Входит в обиход терминологическая лексика :

    Всести на конь – отправиться в поход

дума – совет, соглашение

жити за один – быть в союзе, в мире

целовать крест – давать клятву

печальник – покровитель, заступник

Гать- Дорога чрез болото из насыпной земли и хвороста

душегубец – убийца

токмо – только

паче – более, лучше

играть смертною игрою – воевать, сражаться

люто – крепко, стойко

лихо – зло, злое дело

угодник – праведник, служитель

якобы – будто бы

поносить – ругать

бражник – пьяница

мошна – сумка для хранения денег

толмач – переводчик

елико – поскольку

5-6 классы – герои литературы 16 века.

«Житие Петра и Февроньи Муромских»

В середине XVI века священник Ермолай-Еразм пишет житие двух полулегендарных героев – князя Петра и княгини Февроньи Муромских – эти герои лежат в основе Дня любви и семейного благополучия, который отмечаем сейчас в России.

    В XV – XVI веках cоздаются первые жития юродивых: Прокопия Устюжского, Василия Блаженного и др.

    Таково и житие муромского князя Константина и его сыновей Михаила и Федора, в которых рассказывается о крещении Муромской земли – об этих князьях известно только из их жития.

    Сюда можно отнести и повесть о Меркурии Смоленском – юноше, обладателе чуда- меча, спасшего Смоленск от войска хана Батыя и в итоге, принёсшем себя в жертву.

Огромное значение приобретает в XVI в. публицистика. В публицистических сочинениях Ивана Грозного, Андрея Курбского, Ивана Пересветова поднимаются важнейшие проблемы государственного управления, взаимоотношений государя и подданных, церкви и великокняжеской или царской власти.

В сочинениях церковных иерархов (Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, митрополита Даниила) ведется полемика с еретиками, обличаются общественные пороки, ведутся споры по вопросам церковного быта.

Идею регламентировать круг душеполезного чтения в наилучшей степени реализовал гигантский кодекс, созданный по инициативе новгородского архиепископа Макария (впоследствии митрополита), - «Великие минеи-четьи» - свод всех «святых книг», которые «обретаются» на Руси.

В «Русском хронографе» старец Филофей подводил к мысли, что за грехи пал «ветхий Рим», пал и «новый Рим»» - Константинополь, ибо, согласившись на унию, с католиками (на Флорентийском соборе 1439 г.), греки изменили православию, и наступило время «третьего Рима» - Москвы. Москва - это последний Рим, «четвертому Риму не быти».

Книгопечатание на Руси.

1 марта 1564 г. «хитрые мастера печатного дела» Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую книгу – Деяния и послания святых Апостолов.

Сам первопечатник провел большую редакторскую работу над ней, оформил по всем правилам полиграфического искусства того времени. Иван Федоров сделал в этой книге богатые заставки каждого раздела, красочные виньетки в верхней части страниц, буквицы-инициалы.