Место занимаемое василием теркиным в произведении. Тема: «Образ Василия Теркина в произведении Твардовского

История создания

С осени 1939 года Твардовский в качестве военного корреспон­дента участвовал в финской кампании. «Мне кажется, - писал он М.В. Исаковскому, - что армия будет второй моей темой на всю жизнь». И поэт не ошибся. В редакции Ленинградского военного округа «На страже Родины» у группы поэтов возник замысел создать серию занимательных рисунков о подвигах веселого солдата- богатыря. «Кто-то, - вспоминает Твардовский, - предложил назвать нашего героя Васей Теркиным, именно Васей, а не Василием».

В создании коллективного произведения о неунывающем удачливом бойце Твардовскому было поручено написать вступление:«... я дол­жен был дать хотя бы самый общий «портрет» Теркина и опреде­лить, так сказать, тон, манеру нашего дальнейшего разговора с чи­тателем».

Так появилось в газете стихотворение «Вася Теркин» (1940. - 5 января). Успех фельетонного героя натолкнул на мысль продол­жить рассказ о похождениях неунывающего Васи Теркина. В итоге вышла книжечка «Вася Теркин на фронте» (1940). В Великую Отече­ственную войну этот образ становится главным в творчестве Твар­довского. «Василий Теркин» шел вместе с Твардовским дорогами войны. Первая публикация «Василия Теркина» состоялась в газете Западного фронта «Красноармейская правда», где 4 сентября 1942 г. были напечатаны вступительная главка «От автора» и «На привале». С тех пор и до конца войны главы поэмы публиковались в этой га­зете, в журналах «Красноармеец» и «Знамя», а также в других печат­ных органах.

«...Работа моя заканчивается по совпадению с окончанием вой­ны. Нужно еще одно усилие освеженных души и тела - и можно бу­дет поставить точку», - писал поэт 4 мая 1945 года. Так появилась законченная поэма «Василий Теркин. про бойца» (1941- 1945). Твардовский писал, что работа над нею дала ему «ощущение» законности места художника в великой борьбе народа... чувство полной свободы обращения со стихом и словом.

В 1946 г. почти одно за другим вышло три полных издания «Кни­ги про бойца».

Род, жанр, творческий метод

Весной 1941 г. поэт напряженно работал над главами будущей поэмы, но начало войны изменило эти планы. Возрождение за­мысла и возобновление работы над «Теркиным» относится к сере­дине 1942 г. С этого времени начинается новый этап работы над произведением: «Изменился весь характер поэмы, все ее содержа­ние, ее философия, ее герой, ее форма - композиция, жанр, сю­жет. Изменился характер поэтического повествования о войне - и народ, народ на войне стали главными темами». Хотя, приступая к работе над ней, поэт не слишком беспокоился на этот счет, о чем свидетельствуют его собственные слова: «Я недолго то­мился сомнениями и опасениями относительно неопределенности жанра, отсутствия первоначального плана, обнимающего все про­изведение наперед, слабой сюжетной связанности глав между со­бой. Не поэма - ну и пусть себе не поэма, решил я; нет единого сюжета - пусть себе нет, не надо; нет самого начала вещи - неко­гда его выдумывать; не намечена кульминация и завершение всего повествования - пусть, надо писать о том, что горит, не ждет, а там видно будет, разберемся».

В связи с вопросом о жанре произведения Твардовского пред­ставляются важными следующие суждения автора: «Жанровое обо­значение «Книги про бойца», на котором я остановился, не было ре­зультатом стремления просто избежать обозначения «поэма», «повесть» и т.п. Это совпало с решением писать не поэму, не повесть или роман в стихах, то есть не то, что имеет свои узаконенные и в известной мере обязательные сюжетные, композиционные и иные признаки. У меня не выходили эти признаки, а нечто все-таки выхо­дило, и это нечто я обозначил «Книгой про бойца».

Эта, как назвал ее сам поэт, «Книга про бойца» воссоздает досто­верную картину фронтовой действительности, раскрывает мысли, чувства, переживания человека на войне. Она выделяется среди дру­гих тогдашних поэм особой полнотой и глубиной реалистического изображения народно-освободительной борьбы, бедствий и стра­даний, подвигов и военного быта.

Поэма Твардовского - это героическая эпопея, с отвечающей эпическому жанру объективностью, но пронизанная живым автор­ским чувством, своеобразная во всех отношениях, уникальная кни­га, вместе с тем развивающая традиции реалистической литературы и народнопоэтического творчества. И в то же время это свободное повествование - хроника («Книга про бойца, без начала, без кон­ца...»), которое охватывает всю историю войны.

Тематика

Тема Великой Отечественной войны навсегда вошла в творчест­во А.Т. Твардовского. А поэма «Василий Теркин» стала одной из са­мых ярких его страниц. Поэма посвящена жизни народа на войне, она по праву является энциклопедией фронтовой жизни. В центре поэмы образ Теркина, рядового пехотинца из смоленских крестьян, объединяющий композицию произведения в единое целое. Васи­лий Теркин фактически олицетворяет весь народ. В нем нашел ху­дожественное воплощение русский национальный характер. Сим­волом народа-победителя стал в поэме Твардовского обыкновенный человек, рядовой солдат.

В «Книге про бойца» война изображена как она есть - в буднях и героике, переплетении обыденного, подчас даже комического (главы «На привале», «В бане») с возвышенным и трагедийным. По­эма сильна прежде всего правдой о войне как суровом и трагиче­ском - на пределе возможностей - испытании жизненных сил на­рода, страны, каждого человека.

Идея

Художественная литература периода Великой Отечественной войны имеет ряд характерных черт. Главные ее особенности - пат­риотический пафос и установка на всеобщую доступность. Удач­нейшим примером такого художественного произведения по праву считается поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин». Подвиг солдата на войне показан Твардовским как кащо- дневный и тяжкий ратный труд и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле, «заслонясь от смерти черной только собственной спиной...». А герой, совершающий этот подвиг, - обыкновенный, простой солдат.

Именно в защите Родины, жизни на земле заключается справед­ливость народной Отечественной войны: «Бой идет святой и пра­вый, смертный бой не ради славы - ради жизни на земле». Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» стала поистине народной.

Основные герои

В основе поэмы - образ главного героя - рядового Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе типичные черты духовного облика и характера обыкновенного русского солдата. О типичности Теркина писали де­сятки людей, делая из строк «парень в этом роде в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе» вывод, что это образ собирательный, обобщенный, что в нем не следует искать каких-то индивидуальных качеств, настолько все типично для советского солдата. И поскольку «был рассеян он частично и частично истреблен», значит, это вооб­ще не личность, а некий символ всей Советской Армии.

Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда, Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе.

Образ Теркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, са­жень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией про­стоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чут­кость и чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент.

Образ Василия Теркина действительно вбирает то, что харак­терно для многих: «Парень в этом роде / В каждой роте есть всегда, / Да и в каждом взводе». Однако в нем присущие многим людям черты и свойства воплотились ярче, острее, самобытнее. Народная муд­рость и оптимизм, стойкость, выносливость, терпение и самоотвер­женность, житейская смекалка и умение русского человека - тру­женика и воина, наконец, неиссякаемый юмор, за которым всегда проступает нечто более глубокое и серьезное, - все это сплавляется в живой и целостный человеческий характер. Главной же чертой его характера является к родной стране. Герой постоянно вспо­минает о родных местах, которые так милы и дороги его сердцу. Не может не привлекать в Теркине также и милосердие, величие души, на войне он оказывается не из-за воинского инстинкта, а ради жиз­ни на земле, поверженный враг вызывает в нем только чувство жа­лости. Он скромен, хотя и может иногда прихвастнуть, говоря друзьям, что ему не нужен орден, он согласен на медаль. Но больше всего привлекает в этом человеке его жизнелюбие, житейская сме­калка, насмешка над врагом и над любыми трудностями.

Являясь воплощением русского национального характера, Васи­лий Теркин неотделим от народа - солдатской массы и ряда эпизо­дических персонажей (дед-солдат и бабка, танкисты в бою и на марше, девчонка-медсестра в госпитале, солдатская мать, возвра­щающаяся из вражеского плена, и др.), он неотделим и от матери- родины. И вся «Книга про бойца» - это поэтическое утверждение народного единства.

Наряду с образами Теркина и народа важное место в общей структуре произведения занимает образ автора-повествователя, или, точнее, лирического героя, особенно ощутимый в главах «О се­бе», «О войне», «О любви», в четырех главках «От автора». Так, в главе «О себе» поэт прямо заявляет, обращаясь к читателю: «И скажу тебе: не скрою, / - В этой книге, там ли, сям, / То, что молвить бы герою, / Говорю я лично сам».

Автор в поэме является посредником между героем и читателем. С читателем постоянно ведется доверительный разговор, автор ува­жает друга-читателя, а потому стремится донести до него правду о войне. Автор ощущает свою ответственность перед читателями, он понимает, насколько важно было не только рассказать о войне, но и вселить в читателей веру в несокрушимость духа русского солдата, оптимизм. Иногда автор как бы приглашает читателя проверить ис­тинность своих суждений и наблюдений. Такой непосредственный контакт с читателем весьма способствует тому, что поэма становит­ся понятной большому кругу людей.

В поэме постоянно сквозит тонкий авторский юмор. Текст по­эмы наполнен прибаутками, присказками, поговорками, причем определить, кто является их автором - автор поэмы, герой поэмы Теркин или народ, - вообще невозможно. В самом начале поэмы автор называет шутку самой необходимой в солдатском быту «вещью»:

Жить без пищи можно сутки, Можно больше, но порой На войне одной минутки Не прожить без прибаутки, Шутки самой немудрой.

Сюжет и композиция

Своеобразие сюжетно-композиционного построения книги оп­ределяется самой военной действительностью. «На войне сюжета нету», - заметил автор в одной из глав. И в поэме в целом действи­тельно нет таких традиционных компонентов, как завязка, кульми­нация, развязка. Но внутри глав с повествовательной основой, как правило, есть свой сюжет, между этими главами возникают отдель­ные сюжетные связки. Наконец, общее развитие событий, раскры­тие характера героя, при всей самостоятельности отдельных глав, четко определяется самим ходом войны, закономерной сменой ее этапов: от горьких дней отступления и тяжелейших оборонитель­ных боев - к выстраданной и завоеванной победе. Вот как сам Твардовский писал о композиционном построении своей поэмы:

«И первое, что я принял за принцип композиции и стиля, - это стремление к известной законченности каждой отдельной части, главы, а внутри главы - каждого периода и даже строфы. Я должен был иметь в виду читателя, который хотя бы и незнаком был с пре­дыдущими главами, нашел бы в данной, напечатанной сегодня в га­зете главе нечто целое, округленное. Кроме того, этот читатель мог и не дождаться моей следующей главы: он был там, где и герой, - на войне. Этой примерной завершенностью каждой главы я и был бо­лее всего озабочен. Я ничего не держал про себя до другого раза, стремясь высказаться при каждом случае - очередной главе - до конца, полностью выразить свое настроение, передать свежее впе­чатление, возникшую мысль, мотив, образ. Правда, этот принцип определился не сразу - после того, как первые главы «Теркина» бы­ли напечатаны подряд одна за другой, а новые потом уже появля­лись по мере написания».

Поэма состоит из тридцати самостоятельных и в то же время тесно связанных между собой глав. Поэма построена как цепь эпи­зодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Теркин с юмо­ром рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. Судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной си­лы духа, воли к жизни.

Сюжетную канву поэмы трудно проследить, каждая глава расска­зывает об отдельном событии из жизни бойца, к примеру: Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с на­ступающими подразделениями; Теркин в одиночку занимает не­мецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной артиллерии; по дороге на фронт Теркин оказывается в доме старых крестьян, помогает им по хозяйству; Теркин вступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом одолевая, берет его в плен. Или неожиданно для себя Теркин из винтовки сбивает немецкий штурмовик. Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивают команди­ра, и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. Лежа раненным в поле, Теркин беседует со Смертью, уговариваю­щей его не цепляться за жизнь; в конце концов его обнаруживают бойцы, и он говорит им: «Уберите эту бабу,/ Я солдат еще живой ».

Не случайно и то, что произведение Твардовского начинается и заканчивается лирическими отступлениями. Открытый разговор с читателем приближает к внутреннему миру произведения, создает атмосферу общей причастности к событиям. Поэма заканчивается посвящением павшим.

Поэма «Василий Теркин» отличается своеобразным историзмом. Условно ее можно разделить на три части, совпадающие с началом, серединой и концом войны. Поэтическое осмысление этапов войны создает из хроники лирическую летопись событий. Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу - вторую, радость освобождения Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы. Это объясняется тем, что А.Т. Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Художественное своеобразие

Поэма «Василий Теркин» отличается необычайной широтой и свободой использования средств устно-разговорной, литературной и народнопоэтической речи. Это по-настоящему народный язык. В нем естественно употребляются пословицы и поговорки («я от ску­ки на все руки»; «делу время - час забаве»; «по которой речке плыть, - той и славушку творить...»), народные песни (о шинели, о речень­ке). Твардовский в совершенстве владеет искусством говорить про­сто, но поэтично. Он сам создает речения, вошедшие в жизнь на правах поговорок («не гляди, что на груди, а гляди, что впереди»; «у войны короткий путь, у любви - далекий»; «пушки к бою едут за­дом» и др.).

Свобода - основной нравственно-художественный принцип произведения - реализована и в самом построении стиха. И это находка - непринужденное десятистишие, восьми-, и пяти-, и шес­ти-, и четверостишия - словом, рифмующихся строк будет столько, сколько потребуется Твардовскому в сию минуту для того, чтобы высказаться сполна. Основной размер «Василия Теркина» - четы­рехстопный хорей.

О своеобразии стиха Твардовского писал С.Я. Маршак: «Посмот­рите, как построена одна из лучших глав «Василия Теркина» - «Пе­реправа». В этом правдивом и как будто безыскусном рассказе о подлинных, наблюденных автором событиях вы тем не менее обна­ружите строгую форму, четкое построение. Вы найдете здесь повто­ряющийся лейтмотив, который звучит в самых ответственных мес­тах повествования, и каждый раз по-новому, - то грустно и тревожно, то торжественно и даже грозно:

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый.

Снег шершавый. Кромка льда...

Кому память, кому слава,

Кому темная вода.

Вы найдете здесь и живой, лаконичный, безупречно меткий и построенный по всем законам баллады диалог. В этом-то и сказыва­ется настоящая поэтическая , которая дает нам средства для изображения событий из самой современной кипучей жизни».

Значение произведения

Поэма «Василий Теркин» - центральное произведение в твор­честве А.Т. Твардовского, «лучшее из всего написанного о войне на войне» (К. Симонов), одна из вершин русской эпической поэзии вообще. Она может считаться одним из истинно народных произ­ведений. Многие строки из этого произведения перекочевали в уст­ную народную речь или же стали популярными стихотворными афоризмами: «смертный бой не ради славы - ради жизни на земле», «сорок душ одна », «переправа, переправа, берег левый, берег правый » и многие другие.

Признание «Книги про бойца» было не только общенародным, но и общенациональным: «...Это поистине редкая книга: какая сво­бода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык - ни сучка ни задо­ринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно- пошлого слова!» - писал И.А. Бунин.

Поэма «Василий Теркин» была неоднократно иллюстрирована. Самыми первыми стали иллюстрации О.Г. Верейского, которые соз­давались непосредственно вслед за текстом поэмы. Известны также работы художников Б. Дехтерева, И. Бруни, Ю. Непринцева. В 1961 г. в Московском театре им. Моссовета К. Воронков инсценировал «Ва­силия Теркина». Известны литературные композиции глав поэмы в исполнении Д.Н. Журавлева и Д.Н. Орлова. Отрывки из поэмы по­ложены на музыку В.Г. Захаровым. Композитором Н.В. Богослов­ским была написана симфоническая повесть «Василий Теркин».

В 1995 году в Смоленске был открыт памятник Теркину (автор - Народный художник РФ скульптор А.Г. Сергеев). Монумент пред­ставляет собой двухфигурную композицию, изображающую беседу Василия Теркина с А.Т. Твардовским. Памятник установлен на все­народно собранные деньги.

Занимает важнейшее место уже в силу творческой истории произведения и его героя. Поэма создавалась на протяжении военных лет, появляясь на страницах фронтовых газет, и адресовались ее разрозненные главки непосредственно тем, кто сражался за Родину, кто должен был узнать и узнавал в герое-балагуре Теркине себя, своих товарищей, однополчан… Иными словами, это поэма о народе, обращенная к народу. И народ этот воплощен в центральной фигуре «книги про бойца»: Василий Теркин становится эпическим персонажем, масштаб обобщения достигает у фольклорного размаха.
При этом интересно, какую творческую эволюцию претерпевает этот образ от газетных фельетонов времен войны с Финляндией до «книги про бойца»: если изначально это полусказочный персонаж («Человек он сам собой / Необыкновенный / … / Богатырь, сажень в плечах /… / И врагов на штык берет, / Как снопы на вилы»), то затем замысел Твардовского кардинально меняется. Он задумывает повествование о Родине и о народе, и прежний герой должен стать олицетворением этого народа. Поэтому от исключительности делается резкий поворот к типичности: «Теркин — кто же он такой? / Скажем откровенно: / Просто парень сам собой / Он обыкновенный». Он из тех, что «в каждой роте есть всегда / Да и в каждом взводе», не отмечен внешней исключительностью, но — «герой героем». Образ Теркина прост, человечен и в то же время незауряден, потому что в нем сконцентрированы, со свойственной Твардовскому живостью и яркостью воплощены существенные качества русского народа. Подчеркнутая типичность этого образа побуждает читателя не только поклониться народу в образе его героя, но и увидеть героическое в каждом представителе этого народа, в каждом человеке, с которым бок о бок встречаешь суровые испытания.
Теркин — герой, богатырь. В главе «Поединок», описывая рукопашный бой Теркина с немецким солдатом, автор дает прямые отсылки к былинным временам, к сказаниям о битве на Куликовом поле:

Как на древнем поле боя,
Грудь на грудь, что щит на щит, —
Вместо тысяч бьются двое,
Словно схватка все решит.

Теркин воплощает в себе, как уже было сказано, народную силу, лучшие народные качества. Что это за качества? Это, конечно, мужество, умение не падать духом в самые тяжелые и страшные минуты. Лежа в болоте под обстрелом, Теркин способен сохранить оптимизм и ободрить своих товарищей: он напоминает, что они на своей земле, что за ними:

Бронебойки, пушки, танки.
Ты, брат, — это батальон.
Полк. Дивизия. А хочешь –
Фронт. Россия! Наконец,
Я скажу тебе короче
И понятней: ты — боец.

Это и чувство юмора, неизменно сопутствующее герою и помогающее в трудную минуту: «Я б сказал, что на курорте / Мы находимся теперь», — шутит Теркин под огнем, лежа в этом сыром болоте, в боях за безвестный «населенный пункт Борки». Это и чувство товарищества, готовность помочь — примеров тому не счесть на протяжении всей поэмы. Это и душевная глубина, способность к глубоким переживаниям — чувство скорби, любви и кровного родства со своей землей и своим народом не раз возникает в душе героя. Это смекалка, мастерство — у Теркина любая работа спорится, словно шутя; в главе «Два солдата» он предстает мастером на все руки — надо ли починить часы или наточить пилу… И наконец, главное качество, присущее нашему герою и в его лице целому народу, — это поразительное жизнелюбие. В главе-притче «Смерть и воин» Теркин побеждает смерть стойкостью, силой духа, силой любви к жизни. А корни этой любви к жизни опять же — в любви к родному краю, к родным людям, к родной стране. Смерть предлагает ему «отдых», но взамен она хочет разлучить его со всем, что ему дорого на земле, — и он противится смерти до конца.
К концу поэмы Теркин «множится» — возникает забавный и очень символичный эпизод встречи и спора двух Теркиных, Василия и Ивана. Спор, конечно, заканчивается примирением: тем лучше, что Теркин не один, что его можно встретить «в каждой роте», а то и «в каждом взводе». Это еще раз подчеркивает естественность и типичность такого героя, его народную сущность. В итоге Теркин становится своеобразным мифом, символом жизнелюбия, мужества и высоких нравственных качеств русского народа. Судьба его больше не зависит от случайностей, как судьба отдельного человека, - он обречен на победу, обречен выстоять во всех испытаниях, потому что он сам — это народ и судьба его — судьба народа.

И не раз в пути привычном,
У дорог, в пыли колонн,
Был рассеян я частично,
А частично истреблен…

О ком говорит здесь Теркин? О себе? В этих шутливых строчках он отождествляет себя со своим отрядом, со всей русской армией, со всем народом.
Поэтому его образ еще более фольклоризируется, напоминает богатыря или сказочного героя, который с честью проходит три испытания и против которого бессильны козни врагов:

— Видно, бомба или пуля
Не нашлась еще по мне.
Был в бою задет осколком,
Зажило — и столько толку.
Трижды был я окружен,
Трижды — вот он! — вышел вон.

Автор не скрывает того, что создает миф, полуфольклорное повествование, а не просто рассказ о судьбе индивидуального героя; но этот миф становится высшей правдой о русском народе, а вымышленный герой — символом и воплощением народного духа. И судьбой этого героя автор не вправе распоряжаться по собственному усмотрению: «книга без конца», потому что «жалко молодца», объясняет он. Логика судьбы героя теперь другая: это судьба народа и всего лучшего в народе. На войне никто не «заколдован» от смерти, но Теркин — «чудо-богатырь» — должен выжить и победить по законам эпического повествования. По-этому-то

В глубине родной России,
Против ветра, грудь вперед,
По снегам идет Василий
Теркин. Немца бить идет.

Александр Трифонович Твардовский - известнейший советский писатель, журналист и поэт. Образ Василия Теркина, созданный им в самые тяжелые для нашей страны годы, знаком каждому с детства. Бравый, неунывающий и находчивый солдат и сегодня сохраняет свою притягательность. Поэтому именно поэма Твардовского и ее главный герой стали темой этой статьи.

Вася Теркин и «Книга про бойца»

Герой с именем Вася Теркин был создан еще до Великой Отечественной войны коллективом журналистов, одним из которых являлся Твардовский. Персонаж был непобедимым бойцом, удачливым и сильным, чем-то напоминающий былинного богатыря.

На журналисту, которым и являлся Твардовский, образ Василия Теркина навевает идею о создании полноценного произведения в стихах. Вернувшись, писатель начинает работу и предполагает завершить книгу уже в 1941 году и назвать ее «Книга про бойца». Однако новая война смешала планы, Твардовский отправляется на фронт. В тяжелые первые месяцы у него просто нет времени думать о произведении, вместе с армией он отступает, выходит из окружения.

Создание образа главного героя

В 1942 году писатель возвращается к задуманной поэме. Но теперь ее герой воюет не на прошедшей, а на нынешней войне. Меняется и сам образ Василия Теркина в поэме. До этого он был весельчак и балагур Вася, теперь это совершенно другой человек. От него зависят судьбы других людей, исход войны. 22 июня 1942 года Твардовский объявляет новое название будущей поэмы - «Василий Теркин».

Произведение писалось во время войны, практически параллельно с ней. Поэту удавалось оперативно отразить фронтовые перемены и сохранить художественность и красоту языка. Главы поэмы печатались в газете, и солдаты с нетерпением ожидали нового выпуска. Успех произведения объясняется тем, что Василий Теркин - образ русского солдата, то есть собирательный, а значит, близкий каждому бойцу. Поэтому этот персонаж так воодушевлял и ободрял, придавал силы сражаться.

Тема поэмы

Главная тема поэмы Твардовского - жизнь людей на фронте. Как бы весело и задорно, с юмором и иронией писатель ни описывал события и героев, он в то же время не давал забыть о том, что война - трагическое и суровое испытание. И образ Василия Теркина помогает раскрыть эту мысль.

Поэт описывает как радость победы, так и горечь отступления, солдатскую жизнь, все, что выпало на долю народа. И эти испытания проходили люди ради одного: «Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле!»

Но Твардовский пронимает проблемы не только он говорит о войне вообще. Поднимает философские вопросы о жизни и смерти, мирной жизни и сражениях. Через призму главных человеческих ценностей смотрит писатель на войну.

Символика в имени главного героя

Примечателен с точки зрения символики образ Василия Теркина. Сочинение, посвященное этому герою, можно начать как раз с этого, а потом перейти к подробной характеристике героя, которая ниже будет представлена подробно. Итак, как отмечалось выше, герой Твардовского резко переменился, он уже не тот балагур Вася. Его место занимает настоящий боец, русский солдат со своей биографией. Он участвовал в финской кампании, затем вернулся в армию в 1941 году, отступал, попадал в окружение, после вместе со всей армией переходит в наступление и заканчивает путь в Германии.

Образ Василия Теркина многоплановый, символический, воплощающий в себе народ, русский тип человека. Не случайно в поэме нет ни одного упоминания о его семье, личных отношениях. Описывается он как человек гражданский, вынужденный стать солдатом. До войны Василий жил в колхозе. Поэтому он воспринимает войну, как обычный мирный житель: для него она невообразимое горе, сродни Он живет мечтой о мирной жизни. То есть Твардовский создает в Теркине типаж обычного селянина.

У героя говорящая фамилия - Теркин, то есть тертый жизнью, бывалый человек, в поэме про него сказано: «Жизнью тертый».

Образ Василия Теркина

Часто становится темой творческих работ образ Василия Теркина. Сочинение об этом персонаже стоит дополнить небольшой справкой о создании поэмы.

Разрозненную композицию произведения в одно целое объединяет главный герой, участник всех описанных событий - Василий Иванович Теркин. Сам он из смоленских крестьян. Добродушен, прост в общении, старается поддержать боевой дух, для чего часто рассказывает солдатам смешные истории из своей военной жизни.

Теркин с первых дней на фронте был ранен. Но его судьба, судьба простого человека, который смог перенести все невзгоды войны, олицетворяет силу русского народа, волю ее духа и жажду образе Теркина - то, что он ничем не выделяется, он ни умнее, ни сильнее, ни талантливее других, он, как все: «Просто парень сам собой / Он обыкновенный… Парень в этом роде / В каждой роте есть всегда».

Однако этот обычный человек наделен такими качествами, как смелость, мужество, простота, Этим Твардовский подчеркивает, что все эти качества присущи всем русским людям. И именно в этом причина нашей победы над безжалостным врагом.

Но Теркин не только бывалый солдат, он еще и умелец, мастер на все руки. Несмотря на суровость военного времени, он чинит часы, точит пилу, а в перерывах между боями играет на гармони.

Чтобы подчеркнуть собирательность образа, Твардовский позволяет говорить герою о себе во множественном числе.

Примечателен разговор Теркина со Смертью. Боец лежит раненый, заканчивается его жизнь, и за ним является Костлявая. Но герой согласен с ней уйти, только если она даст ему отсрочку на один день, чтобы он мог «услыхать салют победный». Тогда Смерть удивляется этой самоотверженности и отступает.

Заключение

Итак, образ Василия Теркина - собирательный образ, призванный подчеркнуть героизм и мужество русского народа. Однако в этом герое присутствуют и индивидуальные черты: ловкость, смекалка, остроумие, способность не унывать даже перед лицом смерти.

Главный герой поэмы является собирательным, обобщенным образом, воплощающим весь воюющий народ. О конкретной личности Василия Теркина не говорится почти ничего. Известно только, что ему за двадцать — ближе к тридцати, и что родом он, так же как и автор, со Смоленщины, что «на Карельском воевал — за рекой Сестрою».

Теркин — большой жизнелюб, «охотник жить лет до девяноста», встал в строй из запаса, служит в пехоте, в войсках, «самых близких к земле, к холоду, к огню и смерти». Для него война — обычная работа, которую нужно сделать правильно, умело, не ради славы, а «ради жизни на земле».

Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный…
Не высок, не то чтоб мал,
Но герой — героем …

Через обыкновенность, усредненность Твардовский показывает. типичность Теркина, ведь он является воплощением солдатской массы, вынесшей на себе все тяготы войны. Однако образ Теркина лишен схематизма. Это жизнерадостный, полнокровный герой, со своим особым характером.

Он весельчак, балагур на привале, любитель сытно поесть, он не прочь развеселить товарищей игрой на гармони («Гармонь»), помочь старикам («Два солдата»), наколоть дров солдатке («Перед боем»).

Это жизнелюбивая, добродушная, широкая русская натура, имеющая щедрое сердце, соединяющая в себе такие исконно русские качества, как душевность и благородство, сметливость и мудрость, решимость и мужество.

Василий Теркин — образ героический. Он, не задумываясь, переправляется на другой берег вплавь в ноябре, чтобы сообщить о том, что переправившийся взвод закрепился на том берегу («Переправа»), занимает вражеский дзот и удерживает его до прихода своих («Теркин ранен»), сбивает вражеский самолет («Кто стрелял?»), заняв место убитого лейтенанта, поднимает бойцов в атаку и первым врывается в село («В наступлении»), подбадривает и воодушевляет измученных солдат во время боя за безвестный «населенный пункт Борки», «Где война стелила путь, / / Где вода была пехоте / По колено, грязь — по груды («Бой в болоте»).

В главе «Поединок», являющейся кульминацией всей поэмы, Теркин вступает в рукопашный бой с немцем, физически более сильным:

Тервин знал, что в этой схватке
Он слабей: не те харчи.

Но моральный дух, уверенность в победе оказываются сильнее у Теркина, поэтому он выходит победителем:

И тогда-то,
Злость и боль забрав в кулак,
Неваряженной гранатой

Теркин немца — с левой — шмяк!
Немец охнул и обмяк …

Эта глава перекликается с былинным эпосом, а сама схватка вырастает до символического обобщения «Человек-народ». Теркин, символизирующий Россию, противостоит сильному и грозному противнику, символизирующему фашистскую Германию:

Как на древнем поле боя,

Грудь на грудь, что щит на щит, —
Вместо тысяч бьются двое,
Словно схватка все решит.

Но следует отметить, что образ Теркина намеренно лишен aвтором романтического ореола. как будто даже снижен. Это достигается за счет введения разговорной лексики, просторечий («хрястнул немца промеж глаз», «в·санки сунул», «дал леща», .Теркин немца с левой — «шмяк» и др.)

Таким образом автор стремится подчеркнуть, что главный герой не только обобщенный образ-символ, но и личность, индивидуальность, что для него война — работа, тяжелая, грязная, но необходимая, неизбежная, не за славу, не за ордена и медали, не за повышение по службе.
И только в заключительной строфе автор позволяет себе подняться до масштабного, торжественного звучащего обобщения:

Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

В споре двух сил одержали победу добро, любовь и сама жизнь. Эти строки неоднократно звучат в поэме, являются своеобразным рефреном, подчеркивающим главную тему произведения: беспримерный подвиг русского солдата.

Тот же прием обобщения и индивидуализации встречаем в главе «Теркин — Теркин». Василий встречается со своим однофамильцем Иваном. Иван отличается от Василия только цветом волос (он рыжий), фронтовой профессией (бронебойщик), а в остальном оба героя похожи. Спор между ними решает старшина:

Что вы тут не разберете,
Не поймете меж собой?
По уставу каждой роте
Будет придан Теркин свой.

Поэму Твардовского часто называют энциклопедией военной действительности эпохи Великой Отечественной войны» (по аналогии с «Евгением Онегиным» Пушкина). Действительно, книга про бойца написана исключительно правдиво. Правда войны, как бы ни была горька, бьет прямо в душу.

Поэт не приукрашивает события, не изображает подвиги своего героя как легкие и забавные, наоборот, в поэме самыми сильными главами являются главы, окрашенные трагическим пафосом: «Переправа», «Бой в болоте», «Смерть и воин», «Про солдата-сироту».

Муниципальное основное общеобразовательная учереждение «Платовская ООШ»

Исследовательская работа по по литературе

Тема: «Образ Василия Теркина в произведении Твардовского»

Проверил: учитель

Платовка 2011

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Поэма «Василий Теркин» - свидетельство истории. Сам писатель был военным корреспондентом, ему была близка военная жизнь. В произведении видна четкость происходящего, образность, точность, что заставляет нас по-настоящему поверить поэме.
Главный герой произведения – Василий Теркин – простой русский солдат. Само его имя говорит об обобщенности его образа. Он был близок солдатам, был одним из них. Многие даже, читая поэму, говорили, что настоящий Теркин есть у них в роте, что он сражается вместе с ними. Образ Теркина имеет также и народные, фольклорные корни. В одной из глав Твардовский сравнивает его с солдатом из известной сказки «Каша из топора». Автор представляет Теркина находчивым солдатом, умеющим найти выход из любой ситуации, проявить ум и смекалку. В других главах герой представляется нам могучим богатырем из старинных былин, сильным и бесстрашным.
Что же сказать о качествах Теркина? Все они, безусловно, достойны уважения. Про Василия Теркина легко можно сказать: «он в воде не тонет и в огне не горит», и это будет чистой правдой. Герой проявляет такие качества, как смелость, отвага, мужество, а доказательство тому – такие главы, как «Переправа» и «Смерть и воин». Он никогда не унывает, шутит (например, в главах «Теркин-Теркин», «В бане»). Он показывает свою любовь к жизни в «Смерти и воине». Он не дается в руки смерти, противостоит ей и выживает. И, конечно, в Теркине присутствуют такие качества, как великий патриотизм, гуманизм и чувство воинского долга.
Василий Теркин был очень близок солдатам Великой Отечественной войны, он напоминал им их самих. Теркин вдохновлял солдат на подвиги, помогал им в годы войны и может даже, в какой-то степени, война была выиграна благодаря ему.


– солдат (затем офицер) из смоленских крестьян: «…парень сам собой Он обыкновенный».
Теркин воплощает лучшие черты русского солдата и русского народа. Теркин воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. Девиз Теркина.: «Не унывай», несмотря ни на какие трудности. Так, герой, чтобы восстановить связь с бойцами, находящимися на другом берегу реки, дважды переплывает ее в ледяной воде. Или, чтобы провести во время боя телефонную линию, Теркин в одиночку занимает немецкий блиндаж , в котором попадает под обстрел. Как-то раз Теркин вступает в рукопашный бой с немцем и, с огромным трудом, но все-таки берет врага в плен. Все эти подвиги герой воспринимает как обычные действия на войне. Он не кичится ими, не требует за них награды. И только в шутку говорит, что для представительности ему просто необходима медаль. Даже в суровых условиях войны Теркин сохраняет все человеческие качества. Герою присуще огромное чувство юмора, помогающее самому Т. и всем окружающим выжить. Так, он шутками ободряет бойцов, ведущих тяжелый бой. Теркину дарят гармонь убитого командира, и он играет на ней, скрашивая солдатские минуты отдыха По дороге на фронт герой помогает старым крестьянам по хозяйству, убеждая их в скорой победе. Встретив угнанную в плен крестьянку, Т. отдает ей все трофеи. У Теркина нет девушки, которая писала бы ему письма и ждала с войны. Но он не унывает, воюя за всех русских девушек. Со временем Теркин становится офицером. Он освобождает родные места и, глядя на них, плачет. Имя Теркина становится нарицательным. В главе «В бане» солдата с огромным количеством наград сравнивают с героем поэмы. Характеризуя своего героя, автор в главе «От автора» называет Теркина «святым и грешным русским чудо - человеком».

Теркин из винтовки неожиданно для себя сбивает немецкий штурмовик; завидующего ему сержанта Т. успокаивает: «Не горюй, у немца этот / Не последний самолет». В главе «Генерал» Т. вызывают к генералу, который награждает его орденом и недельным отпуском, однако выясняется, что использовать его герой не может, поскольку его родная деревня пока занята немцами. В главе «Бой в болоте» Т. шутками ободряет бойцов, ведущих тяжелый бой за место, называемое «населенный пункт Борки», от которого осталось «место черное одно». В главе «О любви» выясняется, что у героя нет девушки, которая бы проводила его на войну и писала ему письма на фронт; автор шутливо призывает: «Обратите нежный взгляд, / Девушки, к пехоте». В главе «Отдых Теркина» нормальные бытовые условия представляются герою «раем»; отвыкнув спать в постели, он не может заснуть, пока не получает совет - надеть на голову шапку, чтобы имитировать полевые условия. В главе «В наступлении» Т., когда убивают командира взвода , принимает командование на себя и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. В главе «Смерть и воин» Т., лежа раненным в поле, беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов его обнаруживают бойцы похоронной команды. Глава «Теркин пишет» представляет собой письмо Т. из госпиталя к однополчанам: он обещает непременно вернуться к ним. В главе «Теркин - Теркин» герой встречает однофамильца - Ивана Теркина; они спорят, кто из них «истинный» Теркин (это имя стало уже легендарным), но не могут определить, поскольку очень похожи друг на друга. Спор разрешает старшина, который объясняет, что «По уставу каждой роте / Будет придан Теркин свой». Далее, в главе «От автора», изображается процесс «мифологизации» персонажа; Т. назван «святым и грешным русским чудо-человеком». В главе «Дед и баба» вновь идет речь о старых крестьянах из главы «Два солдата»; проведя два года в оккупации, они ожидают наступления Красной Армии; в одном из разведчиков старик узнает Т., который стал офицером. В главе «На Днепре» говорится о том, что Т. вместе с наступающей армией все ближе к родным местам; войска форсируют Днепр, и, глядя на освобожденную землю, герой плачет. В главе «По дороге на Берлин» Т. встречает крестьянку, некогда угнанную в Германию, - она возвращается домой пешком; вместе с солдатами Т. дарит ей трофеи: коня с упряжкой, корову, овцу, домашнюю утварь и велосипед . В главе «В бане» солдата, на гимнастерке которого «Ордена, медали в ряд / Жарким пламенем горят», восхищенные бойцы сравнивают с Т.: имя героя уже стало нарицательным.


ВАСИЛИЙ ТЁРКИН - Это реалистический образ большой обобщающей силы, герой «обыкновенный», по словам Твардовского, родившийся в особой, неповторимой атмосфере военных лет; образ-тип советского солдата, органически вошедший в солдатскую среду, близкий своему собирательному прототипу биографией, образом мышления, поступками и языком. По словам, В. Т, «утратив богатырское телосложение», «обрел богатырскую душу». Это поразительно верно понятый русский национальный характер, взятый в его лучших чертах. За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и органично присущее чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент. За быва-лостью и жизнелюбием - драматический поединок со смертью человека, оказавшегося в условиях войны. Развившийся по мере написания и одновременной публикации поэмы, образ В. Т. приобрел масштабность героя эпического произведения о судьбах советского воина и его Родины. Обобщенный тип советского воина отожествился с образом всего воюющего народа, конкретизировавшись в живом, психологически богатом характере В. Т, в котором каждый фронтовик узнавал себя и своего товарища. В. Т. стал нарицательным типом, войдя в один ряд с такими героями, как Тиль де Костера и Кола Роллана.

После окончания войны и публикации первой поэмы о В. Т. читатели просили Твардовского написать продолжение о жизни В. Т. в мирное время. Сам Твардовский считал В. Т. принадлежащим военному времени. Однако его образ понадобился автору при написании сатирической поэмы о сущности бюрократического мира тоталитарной системы, которая получила название «Теркин на том свете». Олицетворяющий жизнеспособность русского национального характера, В. Т. демонстрирует, что «самое страшное для государства мертвых - живой человек» (С. Лесневский).

После выхода в свет второй поэмы Твардовского обвинили в предательстве своего героя, который стал «покорным» и «вялым». во второй поэме продолжает свой спор со смертью, начатый в первой, но по законам жанра в сказках о путешествии в преисподнюю от героя требуется не активная борьба, которая невозможна среди мертвых, а способность пройти через испытания и выдержать их. Положительное начало в сатире имеет смех, а не герой. Твардовский следует традициям произведений Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Достоевского («Бобок»), Блока («Пляски смерти»).

С триумфальным успехом воплотил на сцене московского Театра сатиры (режиссер В. Плучек).

Читатель просил у Твардовского продолжения В. Т. «Наш Василий, - сообщает Твардовский, - прибыл на тот свет, а на этом - убыл». Поэма кончается намеком-обращением к читателю: «я тебе задачу задал». И В. Т, и Твардовский остались верны себе - бой «ради жизни на земле» продолжается.

Балагуру смотрят в рот,
Слово ловят жадно.
Хорошо, когда кто врет
Весело и складно.
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Не высок, не то чтоб мал,
Но герой - героем.

Я большой охотник жить
Лет до девяноста.

И, у заберегов корку
Ледяную обломав,
Он как он, Василий Теркин,
Встал живой, - добрался вплавь.
И с улыбкою неробкой
Говорит тогда боец:
- А еще нельзя ли стопку,
Потому как молодец?

Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.

Теркин, Теркин, добрый малый...