Народная артистка россии лариса удовиченко: «меня до сих пор дразнят манькой-облигацией.

Образы этих дам, приятных во всех отношениях, давно уже стали классикой. Многие даже ставят между этими образами знак равенства – дескать обе они уголовницы. И нечего с них брать пример.
Но на самом деле единственное, что их роднит – это происхождение. Обе были дочками преступников.
А дальше начинаются две большие разницы...

Сонька (она же Шейндля-Сура Лейбова Соломониак) была-таки уголовницей.
Ее образ кристально ясен - великосветская воровка, этакий Арсен Люпен в юбке. С 1884 по 1915 мадам Золотая Ручка со свистом грабила банкиров, лесопромышленников и прочих лохов. Сонька работала в Одессе, Москве и Питере. Готовила все свои операции заранее. Специально отращивала длинные ногти, чтобы прятать под ними и выносить из ювелирных магазинов бриллианты.
Короче, Сонька еще при жизни стала легендой уголовного мира. Потому что не попадалась.
Однажды ее все-таки поймали и даже упекли на Сахалин. Но до каторги Сонька не доехала. Антон Палыч Чехов, увидев на Сахалине авантюристку выразил сомнения: "не может быть, чтобы это была она. Каторжанка все время нюхает воздух, как мышь в мышеловке, и выражение лица у нее мышиное".
А одесситы утверждали в 1921 г. когда ЧК расстреляла ее последнего любовника, Сонька ехала в авто по Дерибасовской и разбрасывала деньги "на поминки мужа". Последние деньки Золотая Ручка доживала в Москве. И здесь, на Ваганьковском кладбище ей поставили шыкарный памятник - женская фигура из белого мрамора под черными пальмами. Пьедестал его покрыт надписями вроде: "Соня, научи жить" или "Мать, дай счастья жигану".

Но вот Манька – она каких “мастей” будет?
Вроде бы понятен намек Жеглова: пора, дескать, за 101-й км тебя выселять. Так в те годы пугали проституток.
Но!
Тот же Жеглов утверждает, что папа у Маньки “шниффер был знаменитый, сейфы громил, как косточки из компота”.
А дочка шниффера никак не могла быть проституткой.
Потрошитель сейфов – это была в те годы профессия престижная и уважаемая в уголовном мире. Так что кореша покойного Афанасия Колыванова давно бы посадили его непутевую дочку на ножи, если б она стала позорить фамилию…

Еще одно явное подтверждение расплывчатости образа мы находим во фразе, ставшей уже фольклором: “Надо вспомнить, что ты не Манька, а Мария Афанасьевна Колыванова, что ты человек и что ты гражданка, а не черт знает что...”
Вот это презрительное “черт знает что” можно расценить и так: более точного слова для определения рода занятий Маньки у Жеглова нет…

Аркадий Вайнер характеризует в одном из писем Маньку вовсе не как продажную женщину, а скорее, как тунеядца: “жизнь она прожигает, на какие деньги непонятно, одно слово – попрыгунья-стрекоза”.
Таким образом, вырисовывается некая дама полусвета, вхожая в тогдашние “тусовки” – как непманские, так и воровские.

А вот описания Маньки из книги братьев Вайнеров “Эра милосердия:
… Я только сейчас как следует рассмотрел Маню: хорошенькое круглое личико с круглыми же кукольными глазами, губы накрашены сердечком, и завитые желтые локоны уложены в модную сеточку с мушками. Под круглым зеленым глазом светился наливной глянцевитый фингал, переливающийся, словно елочная игрушка.
…Маня открыла сумочку, достала оттуда кусок сахару и очень ловко бросила его с ладони в рот, перекатила розовым кошачьим языком за щеку и так, похожая на резинового хомячка в витрине "Детского мира" на Кировской, сидела против оперативников, со вкусом посасывая сахар и глядя на них прозрачными глазами. Жеглов устроился рядом с ней, наклонив чуть набок голову, и со стороны они казались похожими на раскрашенную открытку с двумя влюбленными и надписью: "Люблю свою любку, как голубь голубку".

Я из этих описаний выяснил для себя, что Манька:
а) модная (сеточка с мушками),
б) обеспеченная (сахарок грызет, когда вся страна живет по карточкам),
в) общается с плохими парнями (фингал).

При этом Жеглов колет Маньку аккуратно, без наездов (а не как, к примеру, гражданина Груздева). Все говорит о том, что она не преступник, а заблудшая овечка, которую еще можно спасти и перековать...
И не исключено, что сдав рецедивиста Копченого с потрохами, Мария перестала вести антиобщественный образ жизни и стала одним из миллионов нормальных советских граждан.

Здесь должна быть мораль
Что-нибудь насчет того, что надо каяться в грехах и становится нормальной советской гражданкой. Но у меня в голове совсем другая мысль: если бы Манька занялась темными делами по-взрослому, и ей бы поставили памятник. А так поди узнай, где ее могилка...

Образы этих дам, приятных во всех отношениях, давно уже стали классикой. Многие даже ставят между этими образами знак равенства – дескать обе они уголовницы. И нечего с них брать пример.
Но на самом деле единственное, что их роднит – это происхождение. Обе были дочками преступников.
А дальше начинаются две большие разницы...

Сонька (она же Шейндля-Сура Лейбова Соломониак) была-таки уголовницей.
Ее образ кристально ясен - великосветская воровка, этакий Арсен Люпен в юбке. С 1884 по 1915 мадам Золотая Ручка со свистом грабила банкиров, лесопромышленников и прочих лохов. Сонька работала в Одессе, Москве и Питере. Готовила все свои операции заранее. Специально отращивала длинные ногти, чтобы прятать под ними и выносить из ювелирных магазинов бриллианты.
Короче, Сонька еще при жизни стала легендой уголовного мира. Потому что не попадалась.
Однажды ее все-таки поймали и даже упекли на Сахалин. Но до каторги Сонька не доехала. Антон Палыч Чехов, увидев на Сахалине авантюристку выразил сомнения: "не может быть, чтобы это была она. Каторжанка все время нюхает воздух, как мышь в мышеловке, и выражение лица у нее мышиное".
А одесситы утверждали в 1921 г. когда ЧК расстреляла ее последнего любовника, Сонька ехала в авто по Дерибасовской и разбрасывала деньги "на поминки мужа". Последние деньки Золотая Ручка доживала в Москве. И здесь, на Ваганьковском кладбище ей поставили шыкарный памятник - женская фигура из белого мрамора под черными пальмами. Пьедестал его покрыт надписями вроде: "Соня, научи жить" или "Мать, дай счастья жигану".

Но вот Манька – она каких “мастей” будет?
Вроде бы понятен намек Жеглова: пора, дескать, за 101-й км тебя выселять. Так в те годы пугали проституток.
Но!
Тот же Жеглов утверждает, что папа у Маньки “шниффер был знаменитый, сейфы громил, как косточки из компота”.
А дочка шниффера никак не могла быть проституткой.
Потрошитель сейфов – это была в те годы профессия престижная и уважаемая в уголовном мире. Так что кореша покойного Афанасия Колыванова давно бы посадили его непутевую дочку на ножи, если б она стала позорить фамилию…

Еще одно явное подтверждение расплывчатости образа мы находим во фразе, ставшей уже фольклором: “Надо вспомнить, что ты не Манька, а Мария Афанасьевна Колыванова, что ты человек и что ты гражданка, а не черт знает что...”
Вот это презрительное “черт знает что” можно расценить и так: более точного слова для определения рода занятий Маньки у Жеглова нет…

Аркадий Вайнер характеризует в одном из писем Маньку вовсе не как продажную женщину, а скорее, как тунеядца: “жизнь она прожигает, на какие деньги непонятно, одно слово – попрыгунья-стрекоза”.
Таким образом, вырисовывается некая дама полусвета, вхожая в тогдашние “тусовки” – как непманские, так и воровские.

А вот описания Маньки из книги братьев Вайнеров “Эра милосердия:
… Я только сейчас как следует рассмотрел Маню: хорошенькое круглое личико с круглыми же кукольными глазами, губы накрашены сердечком, и завитые желтые локоны уложены в модную сеточку с мушками. Под круглым зеленым глазом светился наливной глянцевитый фингал, переливающийся, словно елочная игрушка.
…Маня открыла сумочку, достала оттуда кусок сахару и очень ловко бросила его с ладони в рот, перекатила розовым кошачьим языком за щеку и так, похожая на резинового хомячка в витрине "Детского мира" на Кировской, сидела против оперативников, со вкусом посасывая сахар и глядя на них прозрачными глазами. Жеглов устроился рядом с ней, наклонив чуть набок голову, и со стороны они казались похожими на раскрашенную открытку с двумя влюбленными и надписью: "Люблю свою любку, как голубь голубку".

Я из этих описаний выяснил для себя, что Манька:
а) модная (сеточка с мушками),
б) обеспеченная (сахарок грызет, когда вся страна живет по карточкам),
в) общается с плохими парнями (фингал).

При этом Жеглов колет Маньку аккуратно, без наездов (а не как, к примеру, гражданина Груздева). Все говорит о том, что она не преступник, а заблудшая овечка, которую еще можно спасти и перековать...
И не исключено, что сдав рецедивиста Копченого с потрохами, Мария перестала вести антиобщественный образ жизни и стала одним из миллионов нормальных советских граждан.

Здесь должна быть мораль
Что-нибудь насчет того, что надо каяться в грехах и становится нормальной советской гражданкой. Но у меня в голове совсем другая мысль: если бы Манька занялась темными делами по-взрослому, и ей бы поставили памятник. А так поди узнай, где ее могилка...

,Место встречи изменить нельзя, 1979, СССР Одесская киностудия. 362 мин.

Режиссер Станислав Говорухин.
Сценарий: Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер.
Директор фильма: Джемила Панибрат.
Оператор: Леонид Бурлака.
Композитор: Евгений Геворгян.
Монтаж: Валентина Олейник.
Премьера 11 ноября 1979 г.

В ролях:

Капитан Жеглов - Владимир Высоцкий.

Шарапов - Владимир Конкин.

Гриша Ушивин,шесть на девять, - Лев Перфилов.

Тараскин - Андрей Градов.

Иван Пасюк - Александр Милютин.

Вася Векшин - Евгений Леонов-Гладышев.

Копырин,водитель,фердинанда, - Алексей Миронов.

Петюня - Всеволод Абдулов.

Сергей Ипатьевич Панков - Евгений Шутов.

Младший сержант Варвара Синичкина - Наталья Данилова.

Михал Михалыч,сосед Шарапова - Зиновий Гердт.

Груздев - Сергей Юрский.

Надя,сестра Ларисы Груздевой - Светлана Светличная.

Ирина Соболевская - Наталья Фатеева.

Потерпевшая - Зоя Василькова.

Кирпич - Станислав Садальский.

Копченый - Леонид Куравлев.

Петя,Ручечник, - Евгений Евстигнеев.

Фокс - Александр Белявский, Марианна официантка - Наталья Петрова.

Манька,облигация, - Лариса Удовиченко.

Аня, подружка Фокса - Татьяна Ткач.

Клаша,любовница Карпа - Валерия Заклунная.

Гражданка Волокушина - Екатерина Градова.

Горбатый - Армен Джигарханян.

Левченко - Виктор Павлов.

Промакашка - Иван Бортник.

Убийца Тягунов - Владимир Жариков.

Чугунная рожа - Олег Савосин.

Водила - Александр Абдулов.

А так же: дедушка -сторож - В.Евченко, Шура - Нина Корниенко, Верка - модистка- Людмила Давыдова, жена Груздева- Юнона Карева, Топорков - Евгений Стежко, куплетистка - Наталья Крачковская. и др.

Жеглов образ собирательный.
Сначала будущий фильм «Место встречи изменить нельзя» хотели назвать «Эра милосердия», как и книгу. Следователь МУРа Аркадий Вайнер и журналист Георгий Вайнер посвятили роман «Эра милосердия» героическому послевоенному периоду деятельности Московского уголовного розыска.

Это стало не только данью памяти десяткам погибших в войне с оргпреступностью оперативников, но и возвращением в годы детства писателей, где были коммуналки, фиксы и продуктовые карточки. Поэтому и в романе, и в фильме все детали правдивы и живописны. Об этом времени нам рассказал писатель Эдуард Хруцкий - президент Московской ассоциации детективного романа и друг Аркадия Вайнера:
- И у Жеглова, и у Шарапова не было одного прототипа. Практически все персонажи - образы собирательные. Квартирное дело с убийством мужем жены, замаскированное под грабеж, «поднял» следователь Владимир Арапов, инцидент в ресторане - дело Володи Корнеева, впоследствии ставшего начальником МУРа. Характерный жест Жеглова рукой заимствован у оперативника Жаркова из 50-го отделения милиции; помню, как он делал это в 1950-м на дансинге в гостинице «Москва». Список можно продолжить: Игорь Скорин, Сергей Дерковский, Иван Васильевич Парфентьев, прошедший путь от постового до начальника МУРа. У каждого из них была взята специфическая черта.

Жеглов - Кузьменков, Высоцкий?

На роль Жеглова (сыграл Высоцкий) претендовали Кузьменков (фото внизу слева вверху), Яновский (внизу в центре), Поползухин

Полистав вместе с директором Музея Одесской киностудии кинорежиссером Вадимом Костроменко любезно предоставленный им альбом кинопроб «Места встречи...», мы узнали главную тайну - кто пробовался на роль Жеглова.

Кепку и пиджак Жеглова примеряли актеры Юрий Кузьменков из Театра им. Моссовета, Леонид Яновский с Киностудии Довженко, выпускник ГИТИСа Анатолий Поползухин. Но эти пробы были скорее формальностью - Станислав Говорухин таким образом «бросил кость» худсовету, создав видимость конкуренции и поиска «лучшего» актера. Высоцкого он не променял бы ни на кого. Хотя начальство было настроено враждебно к Высоцкому из-за его «неблагонадежности» и вольнодумства, на фоне других претендентов он смотрелся наиболее выигрышно.

Шарапов - Никоненко.Бортник,Конкин?
На роль Шарапова пробовали с десяток актеров, среди которых Юрий Шлыков из Таганки, Владимир Рожин из «Ленкома», Вадим Михеенко из Театра им. Моссовета (ныне руководитель театра танца и пантомимы «Терра мобиле» в Санкт-Петербурге). Пробовался и Сергей Никоненко, который потом в кино сыграл множество милиционеров, но его мечта стать Шараповым не осуществилась.

Шараповым стал Конкин, а пробовались Никоненко (фото справа вверху), Герасимов (справа в центре). Ряд претендентов на главную роль сыграл в фильме других запомнившихся героев: Леонов-Гладышев - Васю Векшина (слева внизу), Бортник - Промокашку (внизу в центре)

Также Шарапова видели в Евгении Герасимове, Евгении Леонове-Гладышеве и, говорят, даже в Станиславе Садальском. Поначалу Говорухин хотел пригласить Сергея Шакурова, но киноначальство воспротивилось.

Ходили слухи, якобы Конкина по блату взяли на главную роль Владимира Шарапова, впрочем, скорее всего, это просто злобные наветы. Вот что по этому поводу говорил сам Владимир Конкин: «Изначально Высоцкий был против моего участия. Они с Говорухиным планировали на эту роль Бортника. Но на Одесскую киностудию позвонили из приемной Иваненко (тогдашнего завотделом культуры украинского ЦК), что играть Шарапова должен Павка Корчагин (то есть я), а иначе фильм не состоится. Аркадий Вайнер стоял смертным боем за Бортника, но Высоцкий уговорил его уступить. В итоге Бортник получил роль Промокашки (на нее сначала пробовался Леонов-Гладышев) и навечно затаил на меня обиду. Говорухин тогда позвонил одному из замов Демичева, и тот поставил украинцам встречное условие: если Конкин будет играть Шарапова, то вместо Химичева (любимца Щербицкого) Фокса будет играть Белявский. На том и порешили».

Варя - Влади,Данилова?
Рекордным было количество претенденток на главную женскую роль - пробовались 12 девушек. Варей могли стать, к примеру, Ирина Азер из Театра киноактера и Ольга Науменко (невеста Лукашина из «Иронии судьбы»).

Высоцкий уговаривал режиссера Говорухина утвердить на роль Вари его жену актрису Марину Влади. Но против француженки категорически возразил худсовет. Сержант Синичкина должна была показать в кино настоящую жену и подругу борца с бандитами. Хотелось бы, чтобы актриса, играющая возлюбленную Шарапова, была с безупречной репутацией. А Влади никак не тянула на «советскую гражданку». Худсовет смирился с Высоцким в роли Жеглова, отдав должное его таланту, но забраковал Влади.

Варю сыграла Данилова (фото вверху), а претендовали Ирина Азер (фото внизу слева), Марина Влади (в центре), Ольга Науменко (справа).

12-й претенденткой на Варю стала актриса Наталья Данилова, поймавшая свою удачу. Правда, роль ее озвучила Наталия Рычагова. Даниловой трудно дался эпизод, где нужно было перепеленать младенца. Перед съемками актрису по медицинским показателям вынудили сделать аборт, из-за чего она сильно переживала. И, когда на съемочной площадке пришлось возиться с младенцем, у Даниловой случился нервный приступ. Как только она брала ребеночка, руки начинали дрожать, она не могла с собой справиться. Говорухин сердился: простая сцена, а не получается. Высоцкий, почувствовавший неладное, вывел Наталью в гримерную, и она рассказала о своей беде. Владимир Семенович сумел успокоить актрису...

Судьба Даниловой сложилась трагично. Потеряла мужа, после аборта не могла иметь детей. Мечтала, как и ее героиня Варя, взять ребенка из детдома. Уже подыскала себе малыша, но, пока шли бюрократические проволочки, сама серьезно заболела - пришлось мечту оставить...

Манька облигация - Полищук?
С утверждением на женские роли создателям пришлось понервничать. По признанию Конкина, Наталья Фатеева вообще попала в их компанию случайно. На ее роль претендовала Заклунная, но, как рассказывают, Говорухину позвонил Лапин и, что называется, «продавил» ее. В то время ходила мулька, что Фатеева является любовницей одного из чиновников и через него выбивает себе роли... Манькой-Облигацией после проб актрис Нины Ильиной и Натальи Ченчик (сыграла в фильме Лжеаню) уже собирались утвердить Любовь Полищук, но Высоцкий стал убеждать Говорухина отдать эту роль Ларисе Удовиченко. Говорухин прислушался к просьбе.

Маньку-Облигацию сыграла Лариса Удовиченко, а могли Нина Ильина (фото справа вверху), Любовь Полищук (справа в центре), Наталья Ченчик.

Вдовью судьбу Верки-модистки могла сыграть Екатерина Васильева, но утвердили Людмилу Давыдову (Шляхтур). Высоцкий просил, чтобы роль подруги Горбатого сыграла Марина Влади. Говорухин согласился, но, как рассказывают, один из замов министра культуры Демичева затее помешал: позвонил одному из замов Громыко, и Влади отказали в визе - на пробы она приехать не смогла.

Рабочий момент съемок.

Фокс - Химичев, Белявский?
Роль Фокса могли сыграть Борис Химичев из Театра им. Маяковского и Валентин Рыжий из Таганки (ныне главреж Театра на Красной Пресне). Химичев был утвержден и даже начал сниматься. Но, как сказал нам заместитель директора фильма «Место встречи...» Владимир Мальцев, в кителе и галифе Химичев выглядел настоящим белым офицером, что противоречило сценарию. В итоге Фокса сыграл Александр Белявский. На роль Ручечника утвердили Ролана Быкова, но он отдал предпочтение параллельно снимавшейся комедии «Жил-был настройщик». На роль Векшина пробовался Андрей Ташков, в то время актер Малого театра.

Фоксом в фильме стал Белявский, а пробовался Химичев (справа).

Говорухин,Высоцкий и Садальский рабочий момент.

В качестве Горбатого режиссер видел исключительно Джигарханяна. Мы спросили у Армена Борисовича, как он воспринял новую для себя роль злодея, после которой ему стали предлагать криминальные роли.

Я люблю свою профессию, и мне охота примерить новый парик. Играя, начинаешь «делать ребенка». Это зрители выносят приговор Горбатому: «Злодей!» - а актер проживает некую жизнь персонажа...


Влади не хотела,что бы Высоцкий снимался.

10 мая 1978-го в Одессе начались съемки будущего киношедевра. Это совпало с днем рождения Марины Влади, прилетевшей в Одессу. Влади вдруг начала убеждать Высоцкого, что этот фильм укоротит ему жизнь. Она уговаривала и Станислава Говорухина заменить Высоцкого, пока не поздно. Тот ответил, что организует Владимиру Семеновичу самый щадящий режим. Владимир Новиков, биограф Высоцкого, говорит, что в это время актер действительно чувствовал себя неважно, но понимал, что ему нужно успеть сняться в такой роли, которая оставит след в истории... Роль Жеглова ему казалась судьбоносной... Самой первой сняли сцену из 4-й серии, где Жеглов, развалясь на диване, произносит одну из крылатых фраз:

Пистолет, Володя, перевесит сто тысяч других улик!

О съемках.
- Все натурные съемки проходили в Москве, а павильонные - в Одессе, - рассказал «КП» оператор-постановщик Леонид БУРЛАКА. - В 5-м павильоне Одесской киностудии выстроили коммунальную квартиру, малину, кабинеты и уникальный вестибюль МУРа.

Возникали комичные ситуации. Например, необходимый для фильма черный хлеб вдруг исчез из Одессы. Даже в тюрьму за «кирпичиками» поехали, но и там заключенные ели пшеничный. Так что актерам приходилось везти черный хлеб из Москвы. Главный художник Валентин Гидулянов вспомнил, как мучительно искали хлебный фургон - «ГАЗ-АА»:
- Я долго колесил по Москве в надежде заметить на улицах подходящий автомобиль. Наш водитель вспомнил, что во дворе хлебозавода № 1 стоит именно такая машина. Приехали. Действительно, на постаменте старая хлебовозка. На табличке надпись: «Этот автомобиль в годы войны развозил хлеб в прифронтовой Москве». До появления этого фургона хлеб в Москве развозили на подводах. Уговорили замдиректора завода отдать им машину.Двери были заварены, тормоз не работал. Но фургон починили, и двигался он своим ходом.


Постановщиком трюков на картине был каскадер Владимир Жариков, основатель первой и единственной в СССР школы каскадерского мастерства. Он падал в Яузу вместо Фокса, выполнял разные трюки, поставил сцену бильярдного поединка Жеглова и Копченого. Профессионально «накатывать» шары актеров учили мастер спорта СССР Владимир Иванов, виртуоз Жора. По шарам били Высоцкий и Куравлев, а потом делался монтажный стык - шары вгоняли в лузу мастера.

Во время погони «Фердинанда» за «Студебеккером» Жеглов разбивает окно рукоятью револьвера. Начали снимать. Высоцкий бьет по стеклу, а оно не разбивается... Только с третьей попытки все же разбил злополучное окно - стекло оказалось 5-миллиметровым! «Стреляя», Высоцкий до кости разрезал мизинец левой руки, потерял много крови.


Конкин получал больше Высоцкого: Вадим Костроменко показал корреспондентам «КП» расчетную ведомость, согласно которой Высоцкий получал 42 рубля за съемочный день, а Конкину выплачивали по 52 рубля как заслуженному артисту Украины.

Крылатые фразы из фильма:
Вор должен сидеть в тюрьме!
Тебе бы не картины, начальник, тебе бы книжки писать.
Наказания без вины не бывает.
Будет сидеть! Я сказал.
— Как держать?
— Нежно!

Сейчас бы супчику горяченького, да с потрошками!
Ну и рожа у тебя, Шарапов! (Ложная цитата, на самом деле в фильме звучат две другие фразы: «Ну и видок у тебя, Шарапов!» и «Ну и рожа у тебя, Володя! Ох и рожа!»)
А теперь — Горбатый! Я сказал — Горбатый!
Кошелёк, кошелёк… Какой кошелёк?
Дурилка картонная…
Дорисковался, гаденыш! Предупреждал я его, что бабы и кабаки доведут до цугундера.
— Кто это там гавкает?
— С тобой, свинья, не гавкает, а разговаривает капитан Жеглов!

«Облигация» или «аблигация»?
Ты не сознание, ты совесть потерял.
Не учи учёного, гражданин Копчёный!
Правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать!
Если есть на свете Дьявол, то он не козлоногий рогач, а Дракон о трех головах, — и головы эти: Хитрость, Жадность, Предательство — и если одна прикусит человека, то две другие доедят его дотла.
А то я тебя огорчу до невозможности.
Не бери на понт, мусор!
Указ «семь-восемь» шьешь, начальник?
Проводи его, Шарапов. До автобуса…
Здесь МУР, а не институт благородных девиц!

— Что у вас с лицом?
— В «Астории» поужинал.
Мы тебя не больно зарежем. Чик — и ты уже на небесах!

Интересные факты.
После того, как Вайнеры подарили Владимиру Высоцкому один из первых экземпляров только что вышедшего романа «Эра милосердия», тот пришёл к ним и сказал:
— Я пришёл застолбить Жеглова…
Вайнеры удивились: — В каком смысле «застолбить»?
— Это будет фильм. Наверное, большой. И это моя роль. Никто вам так не сыграет Жеглова, как я…
Высоцкий внёс не только актёрский, но и режиссёрский вклад в фильм. Именно благодаря ему в фильме появились эпизоды с шепелявым карманником Кирпичом Станислава Садальского, чей образ был создан с подачи Высоцкого, фотографией Вари на двери подвальной каморки, которая должна была спасти Шарапова. Когда Говорухин отсутствовал на съемочной площадке, то оставлял Высоцкого «за старшего». Именно благодаря этому в фильме появилась сцена допроса Груздева, полностью поставленная Высоцким.

Во время съемок Высоцкий сильно разругался с Говорухиным и уехал. Поэтому сцену погони за грузовиком Фокса снимали без него. Крупные планы Жеглова («Ваня Пасюк, держи меня! — Как? — Нежно!») доснимали позже, когда Высоцкий «отошел» и приехал. Это и стало причиной одного из киноляпов.
Это один из немногих фильмов, где Высоцкий поёт не свои песни. Когда Говорухин предложил ему спеть отрывок из романса Вертинского «Лиловый негр», Высоцкий ответил: «Если ты не хочешь, чтобы я спел свое, не буду петь и Вертинского», но отрывок романса всё-таки спел.В 1987 Высоцкому была посмертно присуждена Государственная премия СССР за создание образа Жеглова

В романе Глеб Жеглов — молодой человек 25 лет, член комсомольского актива МУРа (имеется эпизод, в котором Жеглов находится в президиуме комсомольского собрания и выступает с речью). Шарапову же 22 года, именно такую цифру он называет Михаилу Михайловичу, а не 25 лет, как в фильме.
Лариса Удовиченко утверждает, что ставшая крылатой фраза «Облигация или Аблигация?» вырвалась у неё нечаянно, так как она в тот момент действительно не знала правильного написания этого слова. Этот эпизод включён в финальную версию фильма.
Вопреки договору между Гостелерадио СССР и Одесской киностудией, фильм получился не из семи серий, а из пяти. Две «лишние» серии сократили перемонтажом по требованию Гостелерадио. Среди удаленных сцен оказались несколько фрагментов на фронте, объясняющих зрителю причины дружеских отношений Шарапова и Левченко. В первоначальном варианте большой кусок на фронте был показан зрителю сразу же после немой сцены когда Шарапов узнал Левченко, и как воспоминания Шарапова при их разговоре ночью.
Также была изменена концовка картины. В первоначальной версии фильма Шарапов в конце узнаёт, что его любимая Варя погибла, что соответствует роману: «Нам сказал шеф телевидения Лапин, что всю неделю люди будут смотреть фильм по телевизору, закончится он, скорее всего, в воскресенье, и с каким же настроением они пойдут в понедельник на работу, если ещё и Варя (кроме Левченко) погибнет? Пришлось оставить Варю в живых». Георгий Вайнер

Полное имя героини сериала «Место встречи изменить нельзя» — Мария Афанасьевна Колыванова (отличная роль Ларисы Удовиченко).

Молодую женщину задерживают убегающей из ресторана во время общей облавы, и Жеглов узнаёт в ней «старую знакомую» Маньку-облигацию. Мария весьма симпатичная особа — молодая, ухоженная, с кукольными зёлеными глазами и светлыми локонами. Правда, на момент задержания, левый её глаз украшает внушительный фингал, а манера разговора, где через слово вставлено жаргонное выражение, явно указывает на общественное положение Маньки.

Жеглов замечает на Маньке браслет Груздевой, дело об убийстве которой находится под его расследованием. Гражданка Колыванова врёт, что браслет старинный и имеет для неё семейную ценность.

Узнав, что украшение снято с трупа, Манька-облигация сознаётся, что получила его в подарок от вора по кличке Копченый. Испугавшись оказаться из-за безделушки на скамье подсудимых, задержанная женщина нервничает и ведёт себя не вполне адекватно — то плачет, то истерически смеётся, то вульгарно задирает перед Жегловым юбку, обнажая стройные ножки в чулочках. В итоге, она покорно усаживается писать объяснительную докладную, в которой сдаёт Копченого.

Цитаты Маньки

Так ты только скажи, я ж тебе всю жизнь верная буду.

Память мамочкину мне папа передал, погибший на фронте. И уезжая на войну, сказал: "Береги, доченька. Единственная память по маме нашей дорогой". И сам тоже погиб. И осталась я одна-единственная, как перст, на всём белом свете. И ни от кого мне ни помощи, ни поддержки. Только вы стараетесь побольнее меня обидеть. Ещё ужаснее сделать жизнь мою... и без того задрипанную.

А ты меня за руку ловил, волчина позорный?

Только Копчёный мокрушничать не станет: не такое у него воспитание.

А угостите даму спичкой, гражданин начальник.

Не бери на понт, мусор!

Как пишется: облигация или аблигация?

Чего мне за него отвечать? Он меня чуть под статью не подвёл, а я тут за него пыхти.

Ларису Удовиченко называют одной из самых красивых актрис советского кино. Нежная, тонкая, благородная красота актрисы покорила зрителей всего огромного Советского Союза. «Дочки-матери», «Золотая мина», «Женатый холостяк», «Мэри Поппинс, до свидания!», «И это всё о нём», «Самая обаятельная и привлекательная»… За 45 лет в кино Лариса Ивановна сыграла более 120 ролей!

В интервью «Слободе» Удовиченко рассказала, какую роль считает любимой, зачем снялась в ремейке «Кавказской пленницы» и как поддерживает себя в прекрасной форме.

— Лариса Ивановна, Вы — академик российской кинематографической премии «Ника» и смотрите много кино. Что из последнего увиденного Вам понравилось?
- Я влюблена, считаю, что это великая картина Станислава Говорухина - «Конец прекрасной эпохи». На «Золотом орле» она уже получила приз за лучшую режиссёрскую работу. Жаль, что Ваня Колесников не получил приз за лучшую мужскую роль, он играет просто замечательно. Там так много его крупных планов: красивых, благородных, аристократических даже. Этот фильм будет и на «Нике». Посмотрите его — это счастье!



Школьница Лариса Удовиченко, 1970 г.

— Одна из Ваших свежих работ — фильм «Кавказская пленница». Как Вы относитесь к подобным ремейкам?
- Очень плохо. Я согласилась в нём сняться только потому, что моим партнёром был Гена Хазанов. Мне хотелось с ним похулиганить. Фильм я не смотрела и смотреть не буду, как будто его и не было (смеётся). Мою роль играла Нина Гребешкова, с которой я знакома. Она очаровательная женщина, мы много общались. Независимо ни от чего, мне хотелось сыграть с Хазановым и побывать в шкуре Гребешковой.

— Вы снялись в четырёх сезонах детектива о Даше Васильевой. А романы Донцовой читали?
- Да Боже сохрани! (Смеётся). Я вообще никакие детективы не читала, кроме Агаты Кристи и Себастьяна Жапризо. И когда мне продюсер Игорь Толстунов предложил сыграть Дашу Васильеву, я сказала, что ничего Донцовой не читала. Он пообещал, что мне понравится и привёз две книги. И я как раз с ними уехала отдыхать. Несколько раз начинала читать, но откладывала в сторону — не шло! Смотрю по сторонам, а на пляже все читают детективы Донцовой (смеётся). Думаю — наверное, я чего-то не понимаю. Начала читать глубже. А потом так втянулась! И сейчас, когда нечего делать, иногда читаю романы Дарьи. Я отдыхаю за ними. Сама Донцова интеллигентная женщина, у неё мягкий юмор и нестрашный сюжет, всё с позитивом и надеждой на хороший конец. Это прекрасно.



Дарья Донцова и Лариса Удовиченко.

— Это правда, что Ваша мечта — сняться у Никиты Михалкова?
- Об этом все мечтают! Но я снималась в его русско-итальянской картине «Автостоп». Потом поехала на съёмки фильма «Урга — территория любви» и прожила там два с половиной месяца. Я должна была играть Татьяну, которая живёт там с ребёнком-китайчонком. Мы снимали в монгольских и китайских степях. Никиту Сергеевича так это увлекло, что русская часть из фильма ушла, и снимались монголы. Но мы все жили дружной семьёй, я варила на электрических плитах еду — на китайской прожить было нельзя. Как на войне было (смеётся).


Красавица Лариса Удовиченко, 1975 г.

— Какие съёмки вспоминаете с особой теплотой?
- Где хорошие режиссёры и актёры, конечно.
— Я думала, Вы ответите, что это «Место встречи…»
- Вы знаете, «Место встречи…» — это судьба, это даже не обсуждается! Это роль моей жизни, как выяснилось. Очень люблю эту картину. А Станислав Говорухин — мой любимый режиссёр и друг.

Причём мне ведь сначала предложили сыграть роль Вари Синичкиной, возлюбленной Шарапова. Но я не захотела. Слишком уж она лирическая, правильная.

И когда Говорухин меня вызвал, сразу же сказала ему о том, что хочу сыграть Маньку Облигацию. Он сначала отказался: «Нет, ты внешне не подходишь. Посмотри на себя — маленькая, лирическая, инфантильная. Какая из тебя проститутка со стажем?!» А потом согласился: «Я подумал: раз ты так хочешь, значит, что-то себе придумала, вот и решил попробовать». Я очень волновалась! Владимир Высоцкий и Владимир Конкин всеми силами помогали мне. И все равно я мандражировала, зажималась, но… Знаете, у актёров есть такой термин «нахальство от зажима». Вот оно из меня просто попёрло, благодаря чему в результате получилось так, как получилось.



«Место встречи изменить нельзя», 1979 г.

— У Вас есть секрет, как оставаться женственной, стройной и красивой?
- Стараюсь не распускать себя, держусь в рамках, слежу за весом, не позволяя ему подняться выше 57 кг. Неделю могу сидеть на сельдереевом супе. Это легко, так как каждый день можно что-то добавлять: овощи, фрукты, отварную баранину, дикий рис. За неделю, не голодая, можно избавиться от двух кило. Но потом, если не держать себя в руках, они быстренько вернутся. Сейчас ехали из Алма-Аты такие уставшие, я ночь не спала, выпила таблетку, чтобы заснуть. Приехала домой, а через несколько часов уже выезжать в Тулу. Уснула, не поела. И по дороге к вам прошу: «Остановите, дайте хоть какую-нибудь сосиску съесть!» (смеётся). Остановились в кафе, там такие вкусные сосиски с белым хлебом и огурчиками, да ещё штрудель. Столько радости было!



Спектакль «Женитесь на мне!», с Сергеем Колесниковым. Тула, февраль 2016 г.

Из досье Myslo
Лариса Ивановна Удовиченко
Родилась 29 апреля 1955 г. в Вене (Австрия).
Окончила ВГИК.
Живёт в России и Франции, имеет квартиру в Ницце.
Была замужем за кинорежиссёром Андреем Эшпаем (сейчас муж Евгении Симоновой), пианистом Геннадией Болгариным.
Семья: дочь Мария (1988 г. р.).