Основные особенности культуры тоталитаризма. Культура в тоталитарном режиме ссср Почему советскую культуру называют тоталитарной

Понятие ""Тоталитарная культура"" тесно связано с понятием ""Тоталитаризм"" и ""тоталитарная идеология"", так как культура всегда служит идеологии, какой бы она ни была. Тоталитаризм - это явление всеобщее, затрагивающее все сферы жизни. Можно сказать, что тоталитаризм - это государственный строй, в котором роль государства настолько огромна, что оно влияет на все процессы в стране, будь то политические, социальные, экономические или культурные. В руках государства находятся все нити управления обществом.

Тоталитарная культура - это массовая культура.

Тоталитарные идеологи всегда стремились подчинить себе народные массы. И именно массы, так как люди мыслились не как индивидуумы, а как элементы механизма, элементы системы, называемой тоталитарным государством. При этом идеология исходит из некоторой первичной системы идеалов. Октябрьская революция ввела у нас существенно новую (вместо самодержавной) систему высших идеалов: мировую социалистическую революцию, ведущую к коммунизму -- царству социальной справедливости, и идеальный рабочий класс. Эта система идеалов послужила основой для созданной в 30-е годы идеологии, которая провозглашала идеи “непогрешимого вождя” и “образа врага”. Народ воспитывался в духе преклонения перед именем вождя, в духе безграничной веры в справедливость каждого его слова. Под влиянием феномена “образ врага” распространялась подозрительность и поощрялось доносительство, что вело к разобщению людей, росту недоверия между ними и возникновению синдрома страха. Противоестественное с точки зрения разума, но реально существующее в сознании народа сочетание ненависти к действительным и мнимым врагам и страха за себя, обожествление вождя и лживая пропаганда, терпимость к низкому уровню жизни и бытовой неустроенности -- все это оправдывало необходимость противостояния “врагам народа”. Вечной борьбой с “врагами народа” в обществе поддерживалась постоянная идеологическая напряженность, направленная против малейшего оттенка инакомыслия, самостоятельности суждений. Конечной “сверхзадачей” всей этой чудовищной деятельности было создание системы террора страха и формального единомыслия. Это нашло свое отражение в культуре. Культура носила утилитарный, можно даже сказать примитивный характер. Общество, народ мыслился как масса, где все равны (личности нет, есть народные массы). Соответственно, и искусство должно быть понятно каждому. Поэтому все произведения создавались реалистично, просто, доступно для обыкновенного обывателя.

Тоталитарная идеология - это «Культ борьбы», которая всегда борется против идеологии инакомыслящих, борется за светлое будущее и т.д. И это, естественно, отражается на культуре. Достаточно вспомнить лозунги СССР: ""Против отрыва от современности!"", ""Против романтической путаницы"", ""За коммунизм!"", ""Долой пьянство!"", и т.п. Эти призывы и наставления встречали советского человека везде, где бы он ни находился: на работе, на улице, на собрании или в общественных местах.

Если есть борьба, значит, есть и враги. Врагами в СССР были буржуи, кулаки, волюнтаристы, диссиденты (инакомыслящие). Врагов всячески осуждали и наказывали. Осуждали на собраниях, в периодике, рисовали плакаты и развешивали листовки. Особо злостных врагов народа (термин того времени) исключали из партии, увольняли, отправляли в лагеря, тюрьмы, на принудительные работы (на лесоповал, к примеру) и даже расстреливали. Естественно, все это практически всегда происходило показательно.

Врагами также могли быть ученые или целая наука. Вот цитата из Словаря иностранных слов 1956 года: ”Генетика - лженаука, основанная на утверждении о существовании генов, неких материальных носителей наследственности, якобы обеспечивающих преемственность в потомстве тех или иных признаков организма, и будто бы находящихся в хромосомах”.

Или, например, другая цитата из того же источника: “Пацифизм - буржуазное политическое движение, пытающееся внушить трудящимся ложную мысль о возможности обеспечить постоянный мир при сохранении капиталистических отношений.… Отвергая революционные действия масс, пацифисты обманывают трудящихся и прикрывают пустой болтовней о мире подготовку империалистической войны буржуазией”.

И эти статьи - в книге, которую читают миллионы людей. Это огромное влияние на массы, особенно на молодые мозги. Ведь этот словарь читали и школьники и студенты.

Первое: наличие абсолютной власти, полное господство социально-политической системы над человеком, государства над обществом. При этом существует строго иерархическая вертикальная система власти, на вершине которой – фигура вождя, символизирующего собой целостность и незыблемость существующей системы. Не случайно тоталитарное государство графически изображают в виде пирамиды, основанием которой служит народ, а вершиной – вождь, который может называться по-разному: генсек, фюрер, дуче, председатель и т.п.

Второе: существование единой государственной идеологии, как правило, сочетающейся с мощным репрессивным аппаратом, призванным устранять любое проявление инакомыслия. Вообще исследователи единодушно отмечают, что тоталитарные режимы – режимы, прежде всего, идеологические. Если в традиционном деспотическом государстве самоценна политическая власть, и ее носители используют идеологию как средство для поддержания этой власти, то для носителей тоталитарного начала самоценна идеология, и политическая власть завоевывается ими с целью утверждения своей идеологии.

Третье: принципиальная аморальность тоталитаризма, его полное презрение к человеку, готовность принести на алтарь системы миллионы человеческих судеб и жизней.

Тоталитарная культура – это культура, сформировавшаяся в условиях тоталитарного государства и обслуживающая его специфические духовные, в том числе эстетические, потребности. Попробуем определить особенности тоталитарной культуры .

Один из главных определяющих признаков тоталитарной культуры – это ее целостность, всеобщность. Это культура строго нормативная, подчиняющаяся жесткой системе канонов и правил, носящих обязательный, официально освященный, неукоснительный, т. е. по существу государственный характер. Не случайно социалистический реализм в его завершенном варианте многие исследователи называют неоклассицизмом, и это сравнение, несомненно, во многом оправданно.

Тоталитарная культура максимально подчинена идеологии и политике тоталитарного режима, рассматривается в качестве важнейшего средства политико-идеологической пропаганды.

Рассчитанная на массовое сознание, тоталитарная культура – это культура, как правило, унифицированная, усредненная, обезличенная.

В своем завершенном варианте тоталитарная модель культуры советского образца окончательно утвердилась лишь в начале 30-х годов. Ее победу, как известно, ознаменовали собой два события: выход в 1932 году постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» и проведение в 1934 году Первого съезда советских писателей, на котором впервые прозвучала каноническая формулировка социалистического реализма, ставшего отныне единственным и общеобязательным творческим методом литературы и искусства. Очень показателен и сам этот термин, вошедший в обиход с «легкой» руки Сталина, термин, в котором неформально соседствуют два разнородных понятия – идеологическое (социалистический) и эстетическое (реализм). При всей эклектичности этот термин весьма показателен: собственно эстетическое начало отодвинуто в нем на задний план и подчинено идеологическому, красноречиво демонстрируя действительную иерархию идейно-духовных ценностей.



Как нормативно-монистический творческий метод соцреализм закономерно стремился к единому, унифицированному стилю.

С проведением писательского съезда в 1934 году проблема творческого метода была решена, как говорится, «всерьез и надолго». Не случайно в последние два десятилетия сталинского правления съезд писателей не собирался уже больше ни разу.

Но тоталитарная культура и культура тоталитарного общества – понятия далеко не идентичные (второе понятие шире первого). Культура тоталитарного общества никогда не сводилась к простому обслуживанию тоталитарного режима и его антигуманной идеологии, но в своей лучшей, нравственно здоровой и творчески бескомпромиссной части находилась в оппозиции к ним, апеллируя к посттоталитарному будущему своей страны и народа. Таким образом, культура, формирующаяся в недрах тоталитаризма – это культура как бы двух потоков – официальная и оппозиционная. Графически данное положение может быть изображено в виде перевернутого айсберга, верхняя, большая часть которого – это тоталитарная культура, а нижняя, «подводная», меньшая часть – это культура оппозиционно-гуманичстическая.

В основании этой оппозиционно-гуманистической части культуры тоталитарного общества лежат традиционные ценности: утверждение гуманистической природы искусства и признание его суверенности как самостоятельной и специфической сферы жизни человеческого общества, идея об эволюционно-преемственном характере культурно-исторического развития человечества и необходимости свободных и демократических общественных условий для максимально полного самовыявления творческой личности, мысль об уникальной, подвижнической миссии искусства – очищающего, возвышающего, объединяющего человеческие души, укрепляющего подлинно человеческое в человеке.

Данная модель художественно-культурного развития уже с самого начала 20-х годов получает специфически национальную окраску и вбирает в себя общегуманистические христианские тенденции («Мы» Е. Замятина (1920), «Голый год» Б. Пильняка (1921), «Белая гвардия» М. Булгакова (1924) и др.). Модель эта оказалась весьма продуктивной и проявила себя в самых разных системах эстетических «координат» – как реалистических, так и нереалистических (модернистских). В рамках реалистической (но не соцреалистической!) эстетической системы реализуют свою идейно-художественную концепцию мира и человека В.В. Вересаев («В тупике»), К. Федин («Города и годы», «Братья»), М. Булгаков («Мастер и Маргарита»), А. Неверов («Гуси-лебеди») и др. В значительной степени в ориентации на идейно-эстетические принципы модернизма развивается литературное творчество Е. Замятина, Б. Пильняка, И. Эренбурга, И. Бабеля, А. Платонова.

Действительные факты литературной истории красноречиво свидетельствуют о том, что линия литературно сопротивления тоталитаризму не прерывалась и в самые страшные годы сталинских репрессий (поэзия А. Ахматовой и О. Мандельштама, роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»), и в постсталинскую эпоху, включая и годы «застоя» («Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор» А. Солженицына, «По праву памяти» А. Твардовского). И хотя многие из произведений этого ряда так и не смогли пробиться к читателю-современнику, сам факт их незримого присутствия в движении литературного процесса советских десятилетий следует рассматривать как яркое подтверждение того, что в условиях победившего тоталитаризма искусство продолжало сопротивляться политическому насилию и культурной унификации, продолжало борьбу за подлинно гуманистическую, свободную от политико-идеологических оков культуру.

Кладя в основу периодизации истории русской послеоктябрьской литературы ключевое понятие «тоталитарная культура», мы можем довольно отчетливо проследить следующие большие периоды этой истории:

- предтоталитарный (1917 – 1934 гг.);

- собственно тоталитарный (1934 – 1956 гг.);

- посттоталитарный (1956 – 1991 гг.);

- современный (1991г. – настоящее время).

ХХ век был веком глобальных исторических потрясений, значимых и не имеющих аналогов в прошлом как по своим масштабам, характеру протекания, так и по своим результатам.

XX век принес человечеству многочисленный тоталитаризм, из которого наиболее жестокими были диктаторский режим Б. Муссолини в Италии (1922 1943), гитлеровский фашизм Германии 30-х начала 40-х гг. и сталинская диктатура 30-х начала 50-х годов в СССР.

Интеллектуальная работа по осмыслению тоталитарного прошлого в самых различных формах (от крупных научно-исследовательских проектов до попыток осознания, предпринимаемых в художественных произведениях) ведется достаточно давно и небезуспешно. Накоплен богатый и полезный опыт.

Однако это вовсе не означает, что на сегодняшний момент не существует лакун в этом вопросе. В связи с этим закономерно возникает вопрос о необходимости эстетического осмысления феномена тоталитаризма ХХ века и особенностей формирования независимой культуры XX века, так как при тоталитаризме в нашем государстве даже литература проходила классификацию на «соответствующую», и не «соответствующую», а «всякая классификация есть способ подавления».

Цель данной работы – рассмотреть основные положения культуры в период тоталитаризма.

Для достижения данной цели нам необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и сущность тоталитаризма;

2. Рассмотреть основные положения социально-политической культуры в период тоталитаризма.

1. Понятие и сущность тоталитаризма

В советской историографии проблема изучения тоталитаризма практически не поднималась. Сами термины «тоталитаризм» и «тоталитарный» до «перестройки» подвергались критике и практически не использовались. Применять их начали только после «перестройки» в первую очередь для характеристики фашистских и профашистских режимов.

Однако даже такое употребление этих терминов было весьма эпизодическим, предпочтение отдавалось другим формулировкам «агрессивный», «террористический», «авторитарный», «диктаторский».

Так в «Философском энциклопедическом словаре» (1983), «тоталитаризм» представлен как одна из форм авторитарных буржуазных государств, характеризующихся полным государственным контролем над всей жизнью общества.

С этой интерпретацией можно согласиться, ведь до сих пор как справедливо отмечает со ссылкой на Ф. Фюре видный российский исследователь тоталитаризма В.И. Михайленко «понятие тоталитаризма с трудом поддается определению».

При этом ученый считает, что попытки объяснить высокий уровень консенсуса в тоталитарных государствах насилием режима вряд ли представляются убедительными.

И совсем не убедительная, на наш взгляд, характеристика этого явления содержится в «Советском энциклопедическом словаре» (1986), где говорится о том, что «понятие тоталитаризм употреблялось буржуазно-либеральными идеологами для критической оценки фашистской диктатуры», а также «используется антикоммунистической пропагандой с целью создать фальшивую критику социалистической демократии» .

Переоценка методологических и мировоззренческих принципов исторической науки после развала СССР и ослабления марксистской методологии общественно-политического развития позволила критически объективно подойти к наследию советской эпохи и использовать инструментарий других теорий.

Тоталитаризм становится популярной и изучаемой проблемой. Период критики и осуждения зарубежных концепций тоталитаризма сменился периодом пристального интереса к ним. За короткое время российскими учёными было написано более сотни книг, статей и диссертаций. Современная российская историография добилась значительных результатов в области исследования тоталитаризма. Наиболее освоенными оказались англо-американские, немецкие и итальянские концепции и подходы в изучении тоталитаризма. К настоящему времени в России написаны специальные работы о становлении и эволюции концепции тоталтаризма в целом, и в американской историографии в частности. Специальных трудов по избранной теме в отечественной философии нет.

Концепция тоталитаризма, разрабатывавшаяся западными теоретиками М. Истменом, Х. Арендт, Р. Ароном и др. в 30-50-е гг. была подхвачена учеными, имевшими определяющее влияние на формирование реальной политики США (прежде всего такими, как советник президента США по национальной безопасности З. Бжезинский и профессор Гарварда, один из авторов конституции ФРГ К. Фридрих) и активно использованы в качестве основополагающей идеологической стратегии в «холодной войне» против СССР: отождествление побежденного европейского фашизма с советским коммунизмом, при полном игнорировании фундаментальных различий между этими режимами, преследовало вполне очевидные политические цели.

С конца 80-х гг. концепция тоталитаризма становится чрезвычайно популярной в отечественной исторической и социально-философской науках. Понятие «тоталитаризм» начинает использоваться как ключевой, всеобъясняющий концепт при описании советского периода российской истории, а в некоторых исследованиях и русской культуры в целом: идеологический симулякр стал той точкой идентификации, в которой советское и постсоветское общество уясняло себе свою целостность. При этом либеральное происхождение термина «тоталитаризм» воспринималось как некий трансцендентный гарант значения и научной объективности - только другой владеет подлинной неидеологизированной правдой о нас самих.

Критический анализ определения сущности такой важной категории, как тоталитаризм, в трудах зарубежных и российских философов, социологов и политологов показывает, что понимание ее неоднозначно.

Некоторые авторы относят его к определенному типу государства, диктатуры, политической власти, другие - к общественно-политическому строю, третьи - к социальной системе, охватывающей все сферы общественной жизни, либо к определенной идеологии. Очень часто тоталитаризм определяют как политический режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль за населением и опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу. Такое определение отражает важнейшие черты тоталитаризма .

Однако оно явно недостаточно, ибо понятие политический режим» слишком узко по своему объему для того, чтобы охватить все многообразие проявлений тоталитаризма.

Представляется, тоталитаризм это определенный общественно-политический строй, который характеризуется насильственным политическим, экономическим и идеологическим господством бюрократического партийно-государственного аппарата во главе с вождем над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы господствующей идеологии и культуре.

Сущность тоталитарного режима в том, что при нем нет места для личности. В этом определении, на наш взгляд, дана сущностная характеристика тоталитарного режима. Она охватывает весь его общественно-политический строй и его главное звено - авторитарно-бюрократическое государство, которое характеризуется деспотическими чертами и осуществляет полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества.

Таким образом, тоталитаризм, как и любой другой политический строй, необходимо рассматривать как социальную систему и политический режим.

В широком смысле слова, как социальная система, охватывающая все сферы общественной жизни, тоталитаризм это определенный общественно-политический и социально - экономический строй, идеология, модель «нового человека».

В узком смысле слова, как политический режим, это один из компонентов политической системы, способ ее функционирования, совокупность элементов идеологического, институционного и социального порядка, способствующих формированию политической власти. Сравнительный анализ этих двух понятий свидетельствует о том, что они являются однопорядковыми, но не тождественными. В то же время политический режим выступает ядром социальной системы, отражающим все многообразие проявлений тоталитаризма.

Итак, тоталитаризм одно из спорных в науке понятий. В центре внимания политической науки по-прежнему является вопрос о сопоставимости его исторических типов. В нашей и зарубежной социально-политической литературе по данному вопросу имеются различные мнения.

2. Социально-политическая культура в период тоталитаризма

С начала 30-х годов в стране началось утверждение культа личности Сталина. Первой «ласточкой» в этом отношении стала статья К.Е. Ворошилова «Сталин и Красная Армия», опубликованная в 1929 годку к пятидесятилетнему юбилею генсека, в которой вопреки исторической правде преувеличивались его заслуги. Постепенно Сталин становился единственным и непогрешимым теоретиком марксизма. В общественное сознание внедрялся образ мудрого вождя, «отца народов» .

В 30-40-е годы в СССР окончательно сложился культ личности Сталина и были ликвидированы все действительные или мнимые оппозиционные «генеральной линии партии» группировки (в конце 20-х - начале 50-х годов состоялись процессы: «Шахтинское дело» (вредители в промышленности), 1928 год; «Контрреволюционная трудовая крестьянская партия» (А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев); процесс над меньшевиками, 1931 год, дело о «вредительстве на электростанциях СССР», 1933 год; антисоветская троцкистская организация в Красной Армии, 1937 год; Ленинградское дело, 1950 год; Еврейский антифашистский комитет, 1952 год. Этапными событиями в борьбе с оппозицией в 30-е годы были разгром троцкизма, «новой оппозиции», «троцкистско-зиновьевского уклона» и «правого уклона» .

Политическая система, сложившаяся в этот период просуществовала с теми или иными модификациями до начала 90-х годов.

Гонения политических противников, судебные процессы над ними стали своеобразным феноменом российской социально-политической культуры новейшего времени. Они были не только блестяще организованными театральными представлениями, но и своего рода ритуальными действиями, где каждый играл отведенную ему роль.

Своеобразно эволюционировала и социальная система государства. Она прошла фазу ликвидации так называемых «эксплуататорских классов», включая значительную прослойку зажиточного крестьянства; фазу опоры на представителей прежде всего рабочего класса и беднейшего крестьянства в деле формирования новой интеллигенции, военной и политической элиты; фазу формирования партийно-бюрократической элиты, осуществлявшей фактически бесконтрольную власть.

Еще одна характерная черта социально-политической культуры советского периода - определяющее влияние на внутреннюю жизнь чувства внешней опасности. Действительная или мнимая, она всегда существовала, заставляя до предела напрягать силы, сокращать прохождение тех или иных этапов, проходить «великие переломы», «решающие» или «завершающие» годы и т.д.

Духовная и художественная культура периода тоталитаризма. В первое десятилетие советской власти в культурной жизни страны существовал относительный плюрализм, действовали различные литературные и художественные союзы и группировки, но ведущей была установка на тотальный разрыв с прошлым, на подавление личности и возвеличивание массы, коллектива. В 30-е годы культурная жизнь в Советской России обрела новое измерение. Пышным цветом расцветает социальный утопизм, происходит решительный официальный поворот культурной политики в сторону конфронтации с «капиталистическим окружением» и «построения социализма в отдельно взятой стране» на основе внутренних сил. Формируется «железный занавес», отделяющий общество не только в территориально-политическом, но и в духовном отношении от остального мира.

Стержнем всей государственной политики в области культуры становится формирование «социалистической культуры», предпосылкой чего стали беспощадные репрессии по отношению к творческой интеллигенции.

Пролетарское государство относилось к интеллигенции крайне подозрительно. Шаг за шагом ликвидировались институты профессиональной автономии интеллигенции - независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения. Под жесткий идеологический контроль была поставлена даже наука. Академия наук, всегда достаточно самостоятельная в России, была слита с Комакадемией, подчинена Совнаркому и превратилась в бюрократическое учреждение.

Проработки «несознательных» интеллигентов стали нормальной практикой с начала революции. С конца 20-х годов они сменились систематическими запугиваниями и прямым уничтожением дореволюционного поколения интеллигенции. В конечном счете это закончилось полным разгромом старой интеллигенции России.

Параллельно с вытеснением и прямым уничтожением прежней интеллигенции шел процесс создания интеллигенции советской. Причем, новая интеллигенция мыслилась как чисто служебное подразделение, как конгломерат людей, готовых реализовать любые указания руководства независимо от чисто профессиональных возможностей или собственных убеждений. Тем самым подрубалась сама основа существования интеллигенции - возможность независимого мышления, свободного творческого проявления личности.

В общественном сознании 30-х годов вера в социалистические идеалы, громадный авторитет партии стали соединяться с «вождизмом». В широких слоях общества распространилась социальная трусость, боязнь выбиться из общего ряда. Сущность классового подхода к общественным явлениям была усилена культом личности Сталина. Принципы классовой борьбы нашли свое отражение и в художественной жизни страны.

Таким образом, советская национальная культура к середине тридцатых годов сложилась в жесткую систему со своими социокультурными ценностями: в философии, эстетике, нравственности, языке, быте, науке.

Среди ценностей официальной культуры доминировали беззаветная верность делу партии и правительства, патриотизм, ненависть к классовым врагам, культовая любовь к вождям пролетариата, трудовая дисциплина, законопослушность и интернационализм. Системообразующими элементами официальной культуры выступали новые традиции: светлое будущее и коммунистическое равенство, примат идеологии в духовной жизни, идея сильного государства и сильного вождя.

Социалистический реализм - единственный художественный метод. В 1932 году во исполнение решений XVI съезда ВКП (б), в стране были распущены ряд творческих объединений - Пролеткульт, РАПП. А в апреле 1934 года открылся Первый всесоюзный съезд советских писателей. На съезде с докладом выступил секретарь ЦК по идеологии А.А. Жданов, изложивший большевистское видение художественной культуры в социалистическом обществе .

В августе 1934 года был создан единый Союз писателей СССР, затем союзы художников, композиторов, архитекторов. Наступил новый этап в развитии художественной культуры. С относительным плюрализмом предыдущих времен было покончено. Все деятели литературы и искусства были объединены в единые унифицированные союзы. Утвердился один-единственный художественный метод социалистического реализма. В его утверждении в области литературы большую роль сыграл Горький, который был давним противником символизма, футуризма и прочих направлений авангарда. Приехавший по приглашению Сталина в 1929 году, он сделал доклад на первом съезде советских писателей, который и считается официальным признанием социалистического реализма в качестве ведущего метода советского искусства.

Выступая в качестве «основного творческого метода» советской культуры он предписывал художникам и содержание, и структурные принципы произведения, предполагая существование «нового, типа сознания», которое появилось в результате утверждения марксизма-ленинизма. Социалистический реализм признавался раз навсегда данным, единственно верным и наиболее совершенным творческим методом. Данное определение соцреализма опиралось на сталинское определение писателей как «инженеров человеческих душ». Тем самым художественной культуре, искусству придавался инструментальный характер, то есть отводилась роль инструмента формирования «нового человека».

После утверждения культа личности Сталина давление на культуру и преследование инакомыслящих усиливаются. Литература и искусство были поставлены на службу коммунистической идеологии и пропаганде. Характерными чертами искусства этого времени становятся парадность, помпезность, монументализм, прославление вождей, что отражало стремление режима к самоутверждению и самовозвеличению.

В изобразительном искусстве утверждению социалистического реализма способствовало объединение художников - рьяных противников всяких новшеств в живописи - в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), члены которой, руководствуясь принципами "партийности", «правдивости» и «народности», разъезжались по фабрикам и заводам, проникали в кабинеты вождей и писали их портреты. Особенно много они работали в армии, поэтому главными меценатами их выставок выступали Ворошилов и Буденный.

Социалистический реализм постепенно внедряется и в театральную практику, особенно во МХАТ, Малый театр и другие коллективы страны. Сложнее этот процесс идет в музыке, но и здесь ЦК не дремлет, публикуя в «Правде» 26 января 1936 года статью «Сумбур вместо музыки» с критикой творчества Д.Д. Шостаковича, которая подводит черту под искусством авангарда, заклейменного ярлыками формализма и натурализма. Эстетическая диктатура соцарта, социалистического искусства превращается в доминанту, которая в предстоящие пять десятилетий будет господствовать в огосударствленной культуре.

Однако художественная практика 30-40-х годов оказалась значительно богаче рекомендуемых партийных установок. В предвоенный период заметно повышается роль исторического романа, проявляется глубокий интерес к истории отечества и к наиболее ярким историческим персонажам: «Кюхля» Ю. Тынянова, «Радищев» О. Форш, «Емельян Пугачев» В. Шишкова, «Чингиз-хан» В. Яна, «Петр Первый» А. Толстого .

Советская литература в 30-е годы достигла и других значительных успехов. Были созданы четвертая книга «Жизни Клима Самгина» и пьеса «Егор Булычев и другие» А.М. Горького, четвертая книга «Тихого Дона»" и «Поднятая целина» М.А. Шолохова, романы «Петр Первый» А.Н. Толстого, «Соть» Л.М. Леонова, «Как закалялась сталь» Н.А. Островского, заключительные книги романа-эпопеи А.А. Фадеева «Последний из Удэге», «Бруски» Ф.И. Панферова, повесть А.С. Новикова-Прибоя «Цусима», «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко .

С большим успехом на сценах шли пьесы «Человек с ружьем» Н.Ф. Погодина, «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского, «Салют, Испания!» А.Н. Афиногенова, «Гибель эскадры» А.Е. Корнейчука, «Любовь Яровая» К. Тренева .

В эти же годы наступает расцвет советской детской литературы. Ее большими достижениями стали стихи для детей В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, повести А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Каверина, сказки А. Толстого, Ю. Олеши .

Накануне войны в феврале 1937 года в Советском Союзе было широко отмечено 100-летие со дня смерти А. С. Пушкина, в мае 1938 года страна не менее торжественно встретила 750-летие со дня создания национальной святыни – «Слово о полку Игореве» .

В 30-е годы создается собственная база кинематографии. Всей стране были известны имена кинорежиссеров: С.М. Эйзенштейна, М.И. Ромма, С.А. Герасимова, Г.Н. и С.Д. Васильевых, Г.В. Александрова. Продолжает развиваться музыкальное искусство: появляются замечательные ансамбли (квартет им. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр), создается Государственный джаз, проводятся международные музыкальные конкурсы. В связи со строительством крупных общественных зданий, ВДНХ, метрополитена развиваются монументальная скульптура, монументальная живопись, декоративно-прикладное искусство .

Заключение

Подведем краткий итог проделанной работе.

Вторая половина 30-х годов - это этап формирования сталинизма, политизации культуры. В тридцатые-сороковые годы культ личности, его негативное влияние на развитие культуры достигают апогея, складывается национальная модель тоталитаризма.

В целом культуру тоталитаризма характеризовали подчеркнутая классовость и партийность, отказ от многих общечеловеческих идеалов гуманизма. Сложные культурные явления сознательно упрощались, им давались категоричные и однозначные оценки.

В период сталинизма особенно ярко проявились такие тенденции в развитии духовной культуры, - как манипулирование именами и историческими фактами, преследование неугодных.

В итоге оказалось восстановленным некое архаичное состояние общества. Человек становился тотально вовлеченным в общественные структуры, а подобная невыделенность человека из массы - одна из основных черт архаичного социального строя.

Нестабильность положения человека в обществе, его неорганическая вовлеченность в социальные структуры заставляли еще больше дорожить своим социальным статусом, безоговорочно поддерживать официальные взгляды на политику, идеологию, культуру.

Но даже в таких неблагоприятных условиях отечественная культура продолжала развиваться, создавая образцы, по праву вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Итак, выполнив все поставленные перед собой задачи, мы достигли цели работы.

1. Аронов А. Отечественная культура в период тоталитаризма. – М.: Экон-Информ, 2008.

2. История России. 1917-2004. Барсенков А.С., Вдовин А.И. М.: Аспект Пресс, 2005.

3. История России. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2006.

4. История России. В 5 ч. Вишленкова Е.А., Гилязов И.А., Ермолаев И.П. и др. Казань: Казанский гос. ун-т, 2007.

Отечественная история. Лизогуб Г.В. Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2007.

Московский Государственный Университет Сервиса

Поволжский Технологический Институт Сервиса

Реферат

на тему:

Тоталитарная культура”

По дисциплине: “История отечества”

Выполнил: студент группы МК-101

Гаврилова С.А.

Проверил: к.э.н., доц.

Мунин А.Н.

Тольятти 2001 г.

Введение стр. 3

Основная часть стр. 4-10

Заключение стр. 11

Список использованной литературы стр. 12

Введение

Понятие ""Тоталитарная культура"" тесно связано с понятием ""Тоталитаризм"" и ""тоталитарная идеология"", так как культура всегда служит идеологии, какой бы она ни была. Поэтому, чтобы уяснить себе, что такое культура тоталитаризма, следует немного сказать о том, что называется тоталитаризмом, тоталитарным обществом.

Начнем с понятия ""тоталитаризм"". Слово "total" означает "целый, общий". Тоталитаризм - это явление всеобщее, затрагивающее все сферы жизни. Можно сказать, что тоталитаризм – это государственный строй, в котором роль государства (правительства) настолько огромна, что оно влияет на все процессы в стране, будь то политические, социальные, экономические или культурные. В руках государства находятся все нити управления обществом.

Характерной чертой режима в СССР является то, что власть не опирается на законы и конституцию. В сталинской конституции были гарантированы почти все права человека, которые на деле практически не выполнялись. Не случайно первые выступления диссидентов в СССР проходили под лозунгами за соблюдение конституции.

Симптоматичны также и насильственные методы избрания тех или иных лиц в органы государственной власти. Достаточно вспомнить такой курьёзный факт: объявление по телевидению о результатах голосования утверждалось в президиуме ЦК КПСС за два дня до выборов.

Основная часть

В тоталитарном государстве тоталитарная же культура. СССР – тоталитарное государство, как мы уже поняли из вышесказанного, следовательно, в СССР должна быть тоталитарная культура. Что это такое - тоталитарная культура, чем она отличается от культуры государства правового, мы сейчас выясним. Для этого мы рассмотрим основные аспекты тоталитарной культуры.

    Тоталитарная культура – это массовая культура

Тоталитарные идеологи всегда стремились подчинить себе народные массы. И именно массы, так как люди мыслились не как индивидуумы, а как элементы механизма, элементы системы, называемой тоталитарным государством. Это нашло свое отражение в культуре.

В колхозе все крестьяне собирались на сельский сход, где обсуждались насущные проблемы и объявлялись решения партии по поводу той или иной проблемы. Если в деревне происходил процесс против какого-нибудь кулака, то собирался весь народ: все было показательно, это было целое действо. Огромные массы людей собирались вместе на демонстрации, митинги, несли огромные изображения Ленина, Сталина, слушали пламенные речи выступающих ораторов, говоривших им о том, что они (народ) должны сделать и что они сделают для достижения светлого будущего.

Культура носила массовый утилитарный, можно даже сказать примитивный характер. Общество, народ мыслился как масса, где все равны (личности нет, есть народные массы). Соответственно, и искусство должно быть понятно каждому. Поэтому все произведения создавались реалистично, просто, доступно для обыкновенного обывателя. Картины – чаще всего пейзажи, сцены из жизни рабочих или портреты вождей; музыка простая, без сложных композиций, ритмичная, бодрая; в литературе – героические сюжеты.

2) В тоталитарной культуре всегда присутствует ""культ борьбы"".

Тоталитарная идеология всегда борется против идеологии, инакомыслящих, борется за светлое будущее и т.д. И это, естественно, отражается на культуре. Достаточно вспомнить лозунги СССР: ""Против отрыва от современности!"", ""Против романтической путаницы"", ""За коммунизм!"", ""Долой пьянство!"", и т.п. Эти призывы и наставления встречали советского человека везде, где бы он ни находился: на работе, на улице, на собрании, в общественных местах.

Следует отметить, что культ борьбы породил милитаризм во всех сферах жизни. В культуре это выразилось в ""идеологии бойца"". Такими бойцами в СССР были активисты, люди, которые ""проповедовали религию"" партии. Идеологическая армия в СССР была огромна. Вот пример: Секретарь ЦК Казахстана с гордостью сообщил на очередном Идеологическом совещании, что в уборке урожая 1979 года участвует вместе с колхозниками “большой отряд идеологических работников – свыше 140 тыс. агитаторов и политинформаторов, лекторов и политдокладчиков, культпросветработников, деятелей литературы и искусства”. Руководитель идеологического фронта М. Суслов, обращаясь ко всем своим солдатам, говорил о “многомиллионной армии идеологических кадров”, которая должна “охватить своим влиянием всю массу и в то же время дойти до каждого человека”.

Если есть борьба, значит, есть и враги. Врагами в СССР были буржуи, кулаки, волюнтаристы, диссиденты (инакомыслящие). Врагов всячески осуждали и наказывали. Осуждали на собраниях, в периодике, рисовали плакаты и развешивали листовки. Особо злостных врагов народа (термин того времени) исключали из партии, увольняли, отправляли в лагеря, тюрьмы, на принудительные работы (на лесоповал, к примеру) и даже расстреливали. Естественно, все это практически всегда происходило показательно.

Врагами также могли быть ученые или целая наука. Вот цитата из Словаря иностранных слов 1956 года: ”Генетика – лженаука, основанная на утверждении о существовании генов , неких материальных носителей наследственности, якобы обеспечивающих преемственность в потомстве тех или иных признаков организма, и будто бы находящихся в хромосомах ”.

Или, например, другая цитата из того же источника: “Пацифизм – буржуазное политическое движение, пытающееся внушить трудящимся ложную мысль о возможности обеспечить постоянный мир при сохранении капиталистических отношений… Отвергая революционные действия масс, пацифисты обманывают трудящихся и прикрывают пустой болтовней о мире подготовку империалистической войны буржуазией”.

И эти статьи – в книге, которую читают миллионы людей. Это огромное влияние на массы, особенно на молодые мозги. Ведь этот словарь читали и школьники и студенты.

    Культ личности в СССР.

Вожди в СССР за все время его существования считались, чуть ли не богами. Первая половина 70-х годов была временем рождения культа Генерального секретаря. Идеология требует Вождя – Жреца, в котором она находит свое внешнее, телесное воплощение. Карьера Брежнева, повторяющая в главных чертах карьеры его предшественников – Сталина и Хрущева, позволяет сделать вывод о невозможности для государства советского типа обойтись без вождя. Символ Вождя прослеживается во всей культуре СССР. Много примеров не требуется, достаточно вспомнить тот факт, что в предисловии любой книги, даже научной, всегда было упоминание о вожде. Существовало огромное количество книг, картин, скульптур и фильмов о вождях. Например, “Памятник В. Ульянову - гимназисту” в Ульяновске.

4) “Тоталитарный герой”

Герой выступает строителем новой жизни, преодолевающим препятствия любого рода и побеждающим всех врагов. И не случайно тоталитарные культуры нашли подходящим для себя определение - "героический реализм",

Мы остановимся лишь на одном аспекте проблемы - характерной для тоталитарного общества железной и стальной символике. Она была связана с большевизмом с самого его зарождения. Троцкий писал, что псевдоним Сталин, происходящий от слова "сталь", Иосиф Джугашвили взял в 1912 году. "В тот период это означало не столько личную характеристику, сколько характеристику направления. Уже в 1907 году будущие большевики назывались "твердыми", а меньшевики - "мягкими". Плеханов, вождь меньшевиков иронически называл большевиков "твердокаменными". Ленин подхватил это определение как похвалу". В 1907 году Луначарский говорил о "железной цельности" душ новых борцов. Позже он восторженно писал, что в процессе организации пролетариата индивидуум переплавляется из железа в сталь. В знаменитой книге Николая Островского "Как закалялась сталь" (1932-1934) метафора была распространена на воспитание большевистских кадров. В 30-е годы эта метафорика проникла во все области общественной жизни. Заговорили о "железной воле вождя и партии", о "стальном единстве" большевиков, которых не могут напугать горы полярного льда , о летчиках, этих "железных людях . И это лишь немногие из примеров подобного рода.

    Тоталитарное образование

В школе учили так, как было угодно партии и только тем предметам, которые были угодны партии. Кроме того, проводилась большая “идеологическая работа”. Ярким примером такой работы является такой случай:

Корреспондент “Нью-Йорк Таймс” побывал на детском празднике в одной из московских школ. Вот как он описывает празднество: “Сначала вбежали девочки в красных юбках с красными лентами в волосах. Каждая девочка держала в руках красный флажок. Затем вошли мальчики в защитного цвета касках с большими красными звездами на них, речитативом распевая песни о революции, о “празднике, овеянном славой”. Другие дети, одетые в голубое и зеленое, держали в руках букеты осенних листьев, сделанных из пластика, они распевают: ”Слава нашей великой родине, пусть в будущем будут она могущественной и прекрасной”. Затем вся группа запела, учитель аккомпанировал на фортепьяно:

Наша родина стоит на страже мира,

Победоносна Красная армия,

Наша родина могучая,

Она охраняет мир”.

В моде была замена имен и новые имена для новорожденных: в загсах вывешивались инструктивно-рекомендательные списки с именами. Предлагались – для девочек: Атлантида, Брунгильда, Индустрия, Октябрина, Февралина, Идея, Коммуна, Маина. Для мальчиков – Червонец, Спартак, Текстиль, Стяг, Владилен.

6) Тоталитарное искусство

Основой советского искусства стал соцреализм или социалистический реализм. Тридцатые годы были периодом распространения соцреализма и его победы в СССР. Сущность методов соцреализма заключается в правдивом, исторически конкретном изображении действительности. Характерными чертами соцреализма являются: идейность, партийность и народность. Главной темой соцреализма были воспевания труда, героизм, трудовой подвиг, достижения народного хозяйства.

    Тоталитаризм в литературе.

С оформлением в первой половине 30-х годов теории соцреализма возникла формула об “изображении действительности в ее революционном развитии”. Фактически из сферы изображения ушли все конфликты между личностью и государством, властью, конфликты, возникающие вследствие насильственной коллективизации, административных ссылок, репрессии, конфликты в семьях, в коллективе, на войне, изображение голода, нужды и нищеты. Не следовало писать о смерти (за исключением героической), сомнениях, слабостях и т.п. В журналах были напоминания о необходимости “бичевать недостатки”, “все, мешающее нашему движению вперед”. Б. Рюриков писал в то время в одной из своих статей: ""…и если наше общество, государство разоблачают и сурово карают врагов народа, врагов нашего строя, то такую же кару, такой же суд над представителями старого мира должна творить и советская литература"". Советские писатели создавали произведения о героическом труде советских людей, опирающемся на высокую сознательность, жертвенное самоотречение.

    Тоталитаризм в архитектуре.

Ни одно искусство не способно так выразить мощь и величие, так подавлять все индивидуальное, особенное, как монументальная архитектура. Достаточно лишь посмотреть на советские города: всюду кирпичные или панельные блоки, одинаковые дома. Повсюду в Советском Союзе, проезжая, путешественник видел эти монолиты с окошками, производившие впечатление тюремных бараков. Строительство жилых домов носило утилитарный характер: только чтобы люди выжили, ничего лишнего. В одинаковых домах жили одинаковые люди.

Если же говорить о скульптуре, то преобладали изображения вождей (бюсты, памятники Ленину, Сталину) или композиции на тему советских трудящихся. Характерным примером скульптуры соцреализма является работа Мухиной “Рабочий и колхозница ” на ВДНХ в Москве.

    Тоталитаризм в музыке.

В музыке преобладали тяжелые монотонные мелодии. В основном марши. Кроме того, советские люди пели песни о вожде, о социализме, о социалистических подвигах. Например:

Ленин всегда живой,

Ленин всегда с тобой:

В горе, надежде и радости;

Ленин в твоей судьбе,

В каждом счастливом дне,

Ленин в тебе и во мне…

Или, например, песня пионеров:

Взвейтесь кострами синие ночи,

Мы – пионеры, дети рабочих.

Близится эра счастливых годов,

Клич пионеров – всегда будь готов!

    Тоталитаризм в живописи

Новым жанром в тоталитарном изобразительном искусстве стал плакат. Плакаты были самые разные: призывы, наставления, программы, объявления, но все они носили агитационный идеологический характер. Кроме того, было много листовок, транспарантов и т.п. Например, знаменитый плакат: “Ты записался добровольцем?” или “Трудовой семестр – на отлично!”.

Ведущими живописцами – соцреалистами были:

    Юрий Пименов “Даешь тяжелую индустрию!”

    Александр Дейнека “Оборона Петрограда”, “Текстильщики”

    Борис Иогансон “Допрос коммунистов”

    Управление культурой

Управление культурой осуществлялось по следующей схеме:

Отдел ЦК КПСС по культуре (Идеологи)

Министерство культуры

Департаменты Министерства культуры,

например, Союз писателей СССР или Союз художников СССР

На самом верху, в партии решалось, что нужно писать, рисовать, сочинять, а что не нужно. Потом эти решения доходили до ответственных лиц и организаций.

Вот как представляли советские идеологи цели творческих союзов: “Задачей Союза художников СССР является содействие художникам в создании высокохудожественных произведений, воспитывающих массы в духе коммунистических идей. Союз ведет работу по повышению идейно политического уровня и профессионального мастерства своих членов, по популяризации их творчества” 1 .

1 Энциклопедический словарь юного художника/ Сост. Н.И. Платонова, В.Д. Синюков. – М.: Педагогика, 1973. – 416 с., ил.

Заключение

В культуре тоталитарного государства господствует одна идеология и мировоззрение. Как правило - это утопические теории, реализующие извечную мечту людей о более совершенном и счастливом общественном порядке, в основе которых лежит идея достижения фундаментальной гармонии между людьми. Тоталитарный режим использует мифологизированную версию одной такой идеологии в качестве единственно возможного мировоззрения, которое превращается в некое подобие государственной религии. Эта монополия на идеологию пронизывает все сферы жизни, культуру в особенности. В СССР такой идеологией стал марксизм, потом ленинизм, сталинизм и т.д.

В тоталитарном режиме все без исключения ресурсы (и материальные, и человеческие, и интеллектуальные) направлены на достижение одной универсальной цели: коммунистического царства всеобщего счастья.

Список используемой литературы:

    Геллер М. Машина и винтики. История формирования советского человека. – М.: МИК, 1994 – 336 с.

    Трудные вопросы истории: Поиски и размышления. Новый взгляд на события и факты. Под ред. В.В. Журавлева. – М.: Политиздат 1991.

3. Стариков Е. Перед выбором. Знания, 1991, № 5.

    Гаднелев К.С. Тоталитаризм как феномен ХХ-го века. Вопросы философии, 1992, № 2.

Как феномен утопического сознания тоталитаризм возник в недрах марксизма , который сформулировал свои ключевые политические принципы, категории.

Марксизм как основа тоталитаризма

Анализ сущности марксизма вне линии преемственности с классической немецкой философией подчеркивает тот факт, что учение на стало сосредоточением всей европейской культуры. В рамках концепции в ранг центрального столпа культуры возводились боковые линии развития общественной мысли, что приводило к существенному искажению, деформациям философской сущности. В центре внимания учения – интеллектуальный, духовный максимализм, революционный терроризм, глобализм, которые воспринимаются в качестве основного инструмента преобразования мира в соответствии с революционными замыслами, идеалами. Материальное воплощение революционных идей, таким образом, выступает результатом непримиримого, систематического насилия.

Подходы к пониманию тоталитаризма

Свое проявление тоталитаризм как культурный феномен находит не только по отношению к политическому строю, основанному на авторитете власти, но и по отношению к самой власти, авторитет которой основывается исключительно на внешнем принуждении, прямом насилии.

Определение 1

Тоталитаризм в современной научной литературе понимается как система насильственного политического господства, которая характеризуется полным подчинением общества, его социальной, экономической, духовной, идеологической бытовой жизни власти, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат, управление которым осуществляется лидером.

Основной социальной силой тоталитаризма выступает люмпенство, отличающееся дезориентированностью, социальной аморфностью, ненавистью к другим социальным слоям, группам по причине наличия у них стабильного жизненного уклада, собственности, определенных этических принципов и пр.

Тоталитарное общественно-политической устройство базируется на исходной теоретико-методологической основе, которая внедряется в жизнь средствами неограниченного террора, насилия, бюрократизации и милитаризации всех общественных взаимоотношений и структур. Все социальные, политические, правовые формы оказываются в подчинении у идеологических, доктринальных истоков.

На первом месте в тоталитаризме – идеология, которая пронизывает все политические атрибуты.

Определение 2

Под идеологией понимается комплекс идей, обосновывающий право тоталитарных режимов на существование.

Идеология связывает между собой массы и власть, трансформирует массовое сознание, общественную психологию в сторону нерасчленимого, целостного единства.

Истоки формирования тоталитарной культуры в России

Протототалитарные идеологические культурологические концепции появились в России в трудах ученых второй половины XIX столетия К. Леонтьева, Вл. Соловьева, Н. Данилевского, которые обосновывали возможность и необходимость создания в России идеократического идеального государства.

Впоследствии огромный вклад в развитие идей тоталитаризма внесли его непосредственные основоположники – теоретики: Сталин, В. Ленин, Луначарский и др., провозглашавшие идеи социалистической культурной революции, новой социалистической культуры, а также идеи революционного преобразования мира в соответствии с требованиями высшей духовности.

В качестве основных факторов, которые привели к усилению тоталитаризма именно в России, Н. Бердяев называл следующие:

  • традиции деспотического государства, исторически свойственные для России;
  • исконный синкретизм национального мировосприятия, сохраняющий целостность всех аспектов мира в религиозной культуре.

Замечание 1

Таким образом, тоталитаризм выступает порождением исторического развития культурной модели. Зародившись в рамках немецкой классической философии, именно в русской культуре он нашел свое фундаментальное теоретическое обоснование.