Виды эмоций человека. Эмоции человека

Чувства и эмоции

1. Понятие о чувствах, эмоциях и их видах. Эмоциональные состояния

Взаимодействуя с окружающим миром, человек определенным образом относится к нему, испытывает какие-либо чувства к тому, что вспоминает, воображает, о чем думает.

Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями.

Чувства и эмоции - взаимосвязанные, но различающиеся яв­ления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, свя­занное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Проявляясь как реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Первое впе­чатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, яв­ляется непосредственной реакцией (страх, гнев, радость) на ка­кие-то внешние его особенности.

Чувство - это более сложное, чем эмоции, постоянное, усто­явшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются устойчивос­тью и длительностью, измеряемой месяцами и годами жизни их субъекта. Чувства свойственны только человеку, они социально обусловле­ны и представляют собой высший продукт культурно-эмоциональ­ного развития человека. Чувство долга, собственного достоинства, стыд, гордость - исключительно человеческие чувства. Эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей, имеются и у животных, но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Все эмоциональные прояв­ления человека регулируются социальными нормами. Человек не­редко подчиняет физиологические потребности более высоким, специфически человеческим духовным потребностям.

Источниками эмоций и чувств являются, с одной стороны, отражаемая в нашем сознании окружающая действительность, а с другой - наши потребности. Те предметы и явления, которые не имеют отношения к нашим потребностям и интересам, не вы­зывают у нас заметных чувств.

Физиологической основой чувств прежде всего являются про­цессы, происходящие в коре головного мозга. Кора головного мозга регулирует силу и устойчивость чувств. Переживания вызывают процессы возбуждения, которые, распространяясь по коре боль­ших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отделах моз­га, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различ­ные центры физиологической деятельности организма: дыхатель­ной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и секреторной. Именно поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов. В связи с этим пережива­ние чувств сопровождается изменением ритма дыхания и сердечной деятельности, нарушается функционирование секреторных желез (слезы от горя, пот от волнения). Таким образом, при пережива­нии чувств, при эмоциональных состояниях наблюдается либо повышение, либо понижение интенсивности разных сторон жиз­недеятельности человека. При одних эмоциональных состояниях мы испытываем прилив энергии, чувствуем себя бодрыми, рабо­тоспособными, при других наблюдается упадок сил, скованность мускульных движений.

Необходимо иметь в виду, что неразрывная связь коры голов­ного мозга и подкорковой области позволяет человеку контроли­ровать физиологические процессы, происходящие в организме, сознательно управлять своими чувствами.

Выделяют три пары наиболее простых эмоциональных пере­живаний.

"Удовольствие - неудовольствие ". Удовлетворение физиологи­ческих, духовных и интеллектуальных потребностей человека отра­жается как удовольствие, а неудовлетворение - как неудовольствие.

"Напряжение-разрешение". Эмоция напряжения связана с со­зданием нового или ломкой старого образа жизни и деятельно­сти. Завершение этого процесса переживается как эмоция разре­шения (облегчения).

"Возбуждение- успокоение ". Эмоция возбуждения определяет­ся импульсами, идущими в кору головного мозга из подкорки. Рас­положенные здесь эмоциональные центры активизируют дея­тельность коры. Торможение корой импульсов, идущих из под­корки, переживается как успокоение.

Различают также стенические (греч. "стенос" - сила) и асте­нические (греч. "астенос" - слабость, бессилие) эмоции. Стени­ческие эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение, бодрость (радость, боевое возбуждение, гнев, нена­висть). При стенических эмоциях человеку трудно молчать, труд­но не действовать активно. Переживая сочувствие товарищу, че­ловек ищет способ помочь ему. Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, сокращают жизнедеятельность (печаль, тоска, уныние, подавленность). Астенические эмоции характеризуются пассивностью, созерцательностью, расслабляют человека. Сочувствие остается хорошим, но бесплодным эмоцио­нальным переживанием.

Чувства обычно классифицируют по содержанию. Принято вы­делять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические.

В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжитель­ности чувств различают виды эмоциональных состояний, основны­ми из которых являются настроение, страсть, аффект, воодушев­ление, стресс и фрустрация.

Настроение - это эмоциональное состояние, которое отлича­ется слабой или средней силой и значительной устойчивостью. То или иное настроение может продолжаться целые дни, недели, месяцы. Это не специальное переживание по поводу какого-либо конкретного события, а "разлитое" общее состояние. Настроение обычно "окрашивает" все другие эмоциональные переживания человека, отражается на его активности, стремлениях, действиях и поведении.

Страсть же является длительным и устойчивым эмоциональ­ным состоянием. Но, в отличие от настроения, страсть характери­зуется сильным эмоциональным накалом. Страсть возникает при сильном стремлении к определенным действиям, к достижению какой-либо цели и помогает этому достижению. Позитивные стра­сти служат стимулом к большой созидательной деятельности че­ловека. Страсть - это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности.

Аффектами называются чрезвычайно сильные, быстро возни­кающие и бурно протекающие кратковременные эмоциональные состояния (аффекты отчаяния, ярости, ужаса). Действия человека при аффекте происходят в виде "взрыва". Сильное эмоциональ­ное возбуждение проявляется в бурных движениях, в беспорядочной речи. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы или речи (например, это может быть растерян­ность при приятном, но неожиданном известий). Аффекты нега­тивно сказываются на деятельности человека, резко снижая уро­вень ее организованности. В состоянии аффекта у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля за своим пове­дением, он может совершать необдуманные поступки. Любое чув­ство может переживаться в аффективной форме. Аффект - это уже не радость, а восторг, не горе, а отчаяние, не страх, а ужас, не гнев, а ярость. Аффекты возникают при ослаблении воли и являются показателями несдержанности, неспособности челове­ка к самообладанию.

Воодушевление как эмоциональное состояние проявляется в различных видах деятельности. Оно характеризуется большой си­лой и устремленностью к определенной деятельности. Воодушев­ление возникает в тех случаях, когда цель деятельности ясна и результаты ярко представляются, при этом как нужные, ценные. Воодушевление часто переживается как чувство коллективное, при этом чем больше людей охвачено чувством воодушевления, тем сильнее это чувство переживается каждым человеком в отдельно­сти. Особенно часто и наиболее ярко это эмоциональное состоя­ние проявляется в творческой деятельности людей. Воодушевле­ние - это своеобразная мобилизация всех лучших душевных сил человека.

Стресс (англ. 51ге85 - напряжение) представляет собой состоя­ние чрезмерно сильного и длительного психологического напря­жения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Впервые слово "стресс" употребил канадский ученый-биолог Г.Селье (1907-1982). Он же ввел понятие "фазы стресса", выделив стадии тревоги (мобилизации защитных сил), резистентности (приспособления к трудной ситуа­ции) и истощения (последствия длительного воздействия стресса). Стресс вызывается экстремальными для данной личности усло­виями и переживается с большой внутренней напряженностью. Стресс могут вызвать опасные условия для жизни и здоровья, большие физические и умственные перегрузки, необходимость принимать быстрые и ответственные решения. При сильном стрессе учащаются сердцебиение и дыхание, повышается кровяное дав­ление, возникает общая реакция возбуждения, выраженная в той или иной степени дезорганизации поведения (беспорядочные, нескоординированные движения и жесты, сбивчивая, несвязная речь), наблюдаются растерянность, трудности в переключении внимания, возможны ошибки восприятия, памяти, мышления. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормаль­ный ход его поведения. Частые и длительные стрессы оказывают негативное воздействие на физическое и психическое здоровье человека. Однако при слабом стрессе появляются общая физичес­кая собранность, активизация деятельности, ясность и четкость мысли, сообразительность.

Фрустрация - это психологическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непре­одолимыми (или субъективно так понимаемыми и переживаемы­ми) препятствиями на пути к очень желаемой цели. Это внутрен­ний конфликт между направленностью личности и объективными возможностями, с которыми личность не согласна. Фрустрация проявляется тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести, т.е. выше порога фрустрации. В состо­янии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-пси­хическое потрясение. Оно может проявляться как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание.

2. Функции эмоций и чувств, их значение в жизни человека

Эмоции и чувства выполняют следующие функции. Сигнальная (коммуникативная) функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями:

мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (дви­жение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек; они позволяют ему передать свои переживания другим людям, ин­формировать их о своем отношении к предметам и явлениям ок­ружающей действительности.

Регулятивная функция выражается в том, что стойкие пережи­вания направляют наше поведение, поддерживают его, заставля­ют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбужде­ния. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жид­кости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).

Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщен­ной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействую­щих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.

Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы оп­ределяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.

Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые со­бытия, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции "успеха - неус­пеха" обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее.

Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая по­требность (борьба между страхом и чувством долга). Привлека­тельность мотива, его близость личностным установкам направ­ляет деятельность личности в ту или другую сторону.

Приспособительная функция. Эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

«Чтобы написать хорошую книгу, нужно только взять перо, обмакнуть его в чернила и выложить свою душу на бумагу»
К. Берне

Очень часто начинающие Авторы уделяют таким моментам в произведениях, как описанию персонажа, его чувств, природы его эмоций, окружению, недостаточное внимание. Возможно, это связано с тем, что самому автору хочется скорее перейти к делу, непосредственному действию, к главному в истории – сюжету. Но именно качество описаний, качество эмоций героя дают одному сюжету жизнь, а другому не дают ничего, и тогда читатели отмечают отличную идею рассказа, но пишут, что тема не раскрыта, герой непонятен. То есть читатель на эмоциональном уровне не прочувствовал ваше произведение, он его не увидел перед глазами, не ощутил то, что чувствует герой. В этой статье мне хотелось бы поднять именно эту сложную тему эмоций, чувств персонажа по отношению как к миру и его окружению, так и к самому себе. Давайте представим, что вы уже создали своего персонажа, продумали его и его род деятельности, подметили личностные особенности, выявили привычки и маленькие причуды. Этот персонаж зажил в вашей голове, вы увидели его, а теперь необходимо показать его читателю.

Часто авторы начинают именно с этого момента: буквально только начав рассказывать свою историю, они тут же стремятся показать своего персонажа с помощью описания его внешности, и иногда мы встречаем вот такие вот описания.

Пример:

Я направился в школу, на дворе стояла золотая осень, и еще светило солнышко. В такой прекрасный день совершенно не хочется сидеть за партой в душном классе, но, к сожалению, лето кончилось, и меня ждут тяжелые школьные будни. Ах, да, я забыл представиться, меня зовут Семеном, мне шестнадцать лет, мой рост 1,70, у меня светло-зеленые глаза, и светлые, до плеч волосы. Телосложение, конечно, подкачало, я очень худой, и сколько ни пытался накачать мышцы, все тщетно. Школу я не люблю с тех пор, как там появился Вадим, а было это в седьмом классе, меня почти все возненавидели, неизвестно за что. Вадим рослый парень, под 1,90, он брюнет, с длинной спадающей на глаза челкой, его синие глаза всегда смеются надо мной, как только наши взгляды пересекаются. Сколько я ни пытался понять, отчего вдруг взялся его негатив ко мне, который впоследствии перенял и весь класс, я понять так и не смог.

В подобных случаях описания автор совершенно не оставляет читателям простора для воображения, читатели, на самом деле, не видят этого героя. Главная ошибка: все слишком просто, слишком явные критерии мерки героя, только веса точного не хватает, хотя отдельные индивиды описывают и это. То, что здесь написано, должно оставаться в вашем блокноте или заготовке о герое, но не должно идти в описания. Пусть читатель видит героя постепенно, ничего страшного, если только на десятой странице появится его четкий образ, который, что немаловажно, читатель сформирует сам из тех крупиц, которые вы дали ему.

Непосредственно касательно описания: уделяйте внимание мелочам, именно они показывают вашего героя, если вы пишите от третьего лица, то возможности в этом отношении не ограничены. Подметьте походку персонажа, например, с завалочкой в одну сторону. Уделите внимание грязным ногтям, если вы описываете негативного и неприятного героя. Отметьте наклон головы воображаемого человека, когда он особо внимательно слушает. Вспомните, как, может быть, друг иногда заламывает пальцы до хруста, в каких моментах он это делает? Возможно от скуки, или когда нервничает. Все эти особенности показывают вашего героя именно с той стороны, которая близка вашим читателям. Читателям всегда будет близко то, что рядом с ними: то, что встречается в собственном характере или характере близких ему людей, и, даже если герой инопланетянин, у него тоже могут быть те чувства и повадки, по которым можно узнать только его. Теперь об эмоциональной составляющей персонажей.

Ваш герой живой, а значит испытывает калейдоскоп эмоций ежеминутно: у него меняется настроение в зависимости от ситуации, и поведение его каждый раз может быть разным, как и реакция на различные внешние и внутренние раздражители.
Итак, основных эмоций у человека шесть: страх, гнев, радость, печаль, удивление, отвращение. С тем, как выглядят эти эмоции, не трудно ознакомиться в любой книге по психологии, также об этих основных видах эмоций полно информации и картинок в интернете, потому я не буду заниматься описанием механизма лицевых мышц при испытании разных эмоций. Однако эта информация полезна для автора, потому рекомендую с ней ознакомиться. Нас волнует не внешнее проявление, а внутреннее, что чувствует человек в момент страха? У него замирает сердце, пропуская удары, прошибает холодный пот, встают волосы дыбом.

Пример:

В комнате одиноко горела лампа, желтым светом освещая клочок пространства вокруг себя. Ален, сглотнув и промочив сухой рот, сделал шаг вперед. Хруст раздался под его ногой, и сердце на секунду пропустило удар. Он тут же посмотрел вниз и увидел лишь раздавленную пластмассовую розу, что некогда бабушка Тина держала на кухне в хрустальной вазе. Невольно передернув плечами, молодой человек двинулся дальше.

Нигде открыто не написано, что герою страшно, нет, читателю это будет понятно из незначительно подмеченных деталей.

Глаза Алена расширились от увиденного, он не успел подумать, не успел осмыслить. Невидимые шоры* опустились ему на глаза, сужая мир до чудовища, стоявшего напротив. Оно смотрело так же, как человек: широко и открыто. Чудовище стояло, тяжело дыша, брызгая слюной. Его кривые длинные пальцы сжались в кулак, медленно, еле сдерживая напряжение, разрывавшее каждую мышцу, оно двинулось на Алена.

В данном случае, помимо страха есть удивление и желание чудовища разорвать Алена. И снова напрямую эти моменты не показаны. Страх – расширенные глаза – внешне, чуть приоткрытый рот. Внутренне холодный пот, словно на секунду замершее сердце. Когда страх не является неожиданностью, а присутствует уже какое-то время, то сердце у человека бьётся гораздо быстрее, вырабатывается адреналин, но лицо при этом не становится красным. Кровь от головы отливает в ноги - это древняя реакция, заложенная природой. Человек должен успеть убежать. Эти знания важны при описаниях героя, если автор, учитывая физиологические особенности эмоции, описывает её, то это всегда заставит читателя сильнее прочувствовать произведение и в полной мере проникнуться.

Гнев – внешне: расширяются крылышки ноздрей, губы поджимаются в тонкую нить, чуть приподнимается подбородок. Внутренне сердце также отбивает удары быстрее обычного, вырабатывается тот же адреналин. От гнева человека может начать трясти, иногда в такие моменты эмоции застилают разум.
Гнев и страх физиологически очень близки.

Грусть, радость – эмоции другого характера, и та, и другая эмоция являются следствием сильнейшего переживания. Грусть - расстройство, разочарование. В описании следует уделить ей внимание. В этот момент, что-то надрывается внутри, человек может хвататься за волосы, может впасть в глубокую депрессию из-за этого, – в том случае если эмоция затянута. Но, как правило, в жизни за один день мы испытываем почти все перечисленные эмоции, но проявляются они не так остро, как в описании здесь. Однако в литературе стоит уделять особое внимание и смене этих эмоций. Еще раз напоминаю: эмоции у всех одинаковые, даже если вы описываете толстокожего человека, у которого, казалось бы, эмоциональный спектр, как у автобусной остановки. Помните о том, что человек не способен совершенно не испытывать эти эмоции – он может научиться их показывать гораздо сдержаннее других, он может очень быстро уметь переключаться с одной эмоции на другую и таким образом упрощать жизнь себе. Его эмоции могут - в силу темперамента/опыта и т.п. - быть менее острыми, но помните: эмоции в любом случае будут.

Гендерный фактор:

По сути, я бы его не учитывала в данном случае совершенно, по одной простой причине: проявление эмоций зависит от темперамента, но не от пола. От пола зависит проявление чувств. А о них чуть ниже.

Возраст.

Не секрет, что ребенок, не умея сдерживать свои эмоции, всегда очень открыт и откровенен с людьми. Подросток, как правило, испытывает множество стрессов связанных с формированием внутреннего я, окружения, и поиска жизненного пути. Отсюда следует, что ему тяжело справиться со своими эмоциями, плюс подрастающий организм и нестабильная, в связи с физиологическими новообразованиями, нервная система. Итог: смена эмоций происходит очень часто, контролировать проявления эмоций невероятно тяжело для всех типов темперамента. Взрослый человек проявляет эмоции в соответствии с принадлежащим ему типом темперамента. Старый человек сдержан в проявлении эмоций в силу своего опыта.

Темперамент:

Думаю ни для кого ни секрет, что это такое, и вряд ли будет открытием, что темперамент появляется в момент рождения и независим от воспитания совершенно, как и задатки (таланты) человека. Из этого можно сделать вывод о том, что у персонажа, даже если оба родителя спокойны и уравновешены, может быть взрывной темперамент, и наоборот.
Тут, пожалуй, стоит отдельно отметить воспитание героя: если изначально ваш герой меланхоличен, то нужно учитывать и среду, в которой он вырос. Например, при авторитарном воспитании меланхолик способен отказываться от учебы, любого выбора и т.п. – это часто маменькины сынки.
Авторитарный стиль воспитания холерика, наоборот, полезен, и воспитывает в нем дисциплину и целеустремленность.
Для чего вам все это знать? Для того, чтобы не получилось это: тихая семья воспитала маньяка-извращенца.

Эти примеры применимы в конкретных ситуациях и действиях. А как же насчет чувств?

Чувства отличаются от эмоций: чувство длительно, эмоция же мгновенна. Чувства приходят постепенно, они глубоки и живут в каждом человеке: печаль, зависть, любовь, и др. Каждое из них имеет под собой основания. Род эмоций несколько отличен в этом отношении: эмоции у всех людей одинаковы и проходят так же, как у всех, чувства у всех проявляются по-разному и напрямую зависят от характера персонажа и от социума, в котором он находится. Например, если мы берем мир будущего, в котором любовь под запретом, то проявление этого чувства будет совершенно иное. А эмоция, испытанная персонажем - например, тот же страх, - иным быть не может, то есть человек всегда будет ощущать, как сердце ухает в пятки, в какой бы мир вы бы его ни засунули.

Чувство же имеет окрас характера, хотя и существует понятие о том, как проявляется любовь у здоровых индивидуумов, но именно характер человека определяет проявление этого чувства. У авторитарной личности проявление любви будет отличным от проявления этого же чувства у демократичной личности. При разном темпераменте мы имеем тоже разное проявление: у холерика это чувство в поведении всегда ярко выражено по отношению к своей половинке, у флегматика скрыто тщательно, как и от предмета воздыхания, так и от него самого. Думаю, эти простые истины вам и так были известны и ясны, но напомнить о них я решила по той причине, что именно в произведениях авторы забывают о проявлениях этих особенностей персонажа при описании их чувств.

Писатель - это всегда актер и режиссер в одном лице. Создав мир, прописав идею и сюжет, выдумав персонажей, живите ими, примите на себя их личину, и, поверьте, вы начнете чувствовать то, что чувствует ваш герой; сможете увидеть мир его глазами. Даже если персонаж полностью противоположен вам, «войдите» в него и впустите в себя, и именно тогда читатель это увидит, и, возможно даже к негативному герою сможет проникнуться чувствами, понять его природу эмоций, особенно если в этих эмоциях сможет узнать самого себя.

В жизни часто смешивают такие понятия, как эмоции и чувства, однако явления эти разные и отражают разный смысл.

Эмоции не всегда осознаются,

Иногда достаточно четко человек не может сформулировать какие эмоции он испытывает, например, люди говорят «во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаянье? Тревога? Досада?. Не всегда человек может определить сиюминутную эмоцию, зато чувство человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.

Специалисты проводят различие между понятием «эмоция » и понятиями «чувство », «аффект », «настроение » и «переживание ».

В отличие от чувств, эмоции не имеют объектной привязки: они возникают не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. «Мне страшно » — это эмоция, а «Я боюсь этого человека » — это чувство.

Перечисленные здесь чувства и эмоции не исчерпывают всей палитры, всего многообразия эмоциональных состояний человека. Здесь уместно сравнение с цветами солнечного спектра. Основных тонов — 7, но сколько мы знаем ещё промежуточных цветов и сколько оттенков может быть получено при их смешении!

Положительные

1. Удовольствие
2. Радость.
3. Ликование.
4. Восторг.
5. Гордость.
6. Уверенность.
7. Доверие.
8. Симпатия.
9. Восхищение.
10. Любовь (половая).
11. Любовь (привязанность).
12. Уважение.
13. Умиление.
14. Благодарность (признательность).
15. Нежность.
16. Самодовольство.
17. Блаженство
18. Злорадство.
19. Чувство удовлетворённой мести.
20. Спокойная совесть.
21. Чувство облегчения.
22. Чувство удовлетворённости собою.
23. Чувство безопасности.
24. Предвкушение.

Нейтральные

25. Любопытство.
26. Удивление.
27. Изумление.
28. Безразличие.
29. Спокойно-созерцательное настроение.

Отрицательные

30. Неудовольствие.
31. Горе (скорбь).
32. Тоска.
33. Печаль (грусть).
34. Отчаяние.
35. Огорчение.
36. Тревога.
37. Обида.
38. Боязнь.
39. Испуг.
40. Страх.
41. Жалость.
42. Сочувствие (сострадание).
43. Сожаление.
44. Досада.
45. Гнев.
46. Чувство оскорбления.
47. Возмущение (негодование).
48. Ненависть.
49. Неприязнь.
50. Зависть.
51. Злоба.
52. Злость.
53. Уныние.
54. Скука.
55. Ревность.
56. Ужас.
57. Неуверенность (сомнение).
58. Недоверие.
59. Стыд.
60. Растерянность.
61. Ярость.
62. Презрение.
63. Отвращение.
64. Разочарование.
65. Омерзение.
66. Неудовлетворённость собою.
67. Раскаяние.
68. Угрызения совести.
69. Нетерпение.
70. Горечь.

Трудно сказать, сколько может быть различных эмоциональных состояний — но, во всяком случае, их неизмеримо больше, чем 70. Эмоциональные состояния отличаются высокой специфичностью, даже если они при современных грубых методах оценки имеют одно и то же наименование. Существуют, по-видимому много оттенков гнева, радости, печали и других чувств.

Любовь к старшему брату и любовь к младшей сестре — похожие, но далеко не одинаковые чувства. Первое окрашено восхищением, гордостью, иногда завистью; второе — чувство собственного превосходства, желанием оказывать покровительство, иногда жалостью и нежностью. Совсем другое чувство — любовь к родителям, любовь к детям. А ведь для обозначения всех этих чувств мы пользуемся одним наименованием.

Разделение чувств на положительные и отрицательные сделано отнюдь не по этическим признакам, а исключительно по признаку доставляемого удовольствия или неудовольствия. Поэтому злорадство оказалось в столбце положительных, а сочувствие — отрицательных чувств. Отрицательных, как видно, значительно больше, чем положительных. Почему? Можно предложить несколько объяснений.

Иногда высказывается соображение, что просто в языке гораздо больше слов, выражающих неприятные чувства, ибо в хорошем настроении человек вообще менее склонен к самоанализу. Нам такое объяснение кажется неудовлетворительным.

Первоначальная биологическая роль эмоций — сигнальная, по типу "приятно — неприятно”, "безопасно — опасно”. По-видимому, сигнализация "опасно” и "неприятно” более существенная для животного, она жизненно важнее, актуальнее, ибо направляет его поведение в критических ситуациях.

Ясно, что такая информация в процессе эволюции должна получить приоритет перед информацией, сигнализирующей о "комфорте”.

Но что исторически сложилось, то может исторически изменяться. Когда человек овладеет законами социального развития, то это изменит и его эмоциональную жизнь, переместив центр тяжести в сторону положительных, приятных чувств.

Вернёмся к списку чувств. Если внимательно прочесть все 70 наименований, то можно заметить, что некоторые из перечисленных чувств совпадают по содержанию и отличаются лишь интенсивностью. Например, удивление и изумление отличаются лишь по силе, то есть по степени выраженности. То же самое гнев и ярость, удовольствие и блаженство и т.д. Поэтому в перечень нужно внести некоторые уточнения.

Обычно чувства протекают в пяти основных формах:

Определение чувства дано нами выше.

Аффект — это очень сильное кратковременное чувство, связанное с двигательной реакцией (или с полной неподвижностью — оцепенением. Но оцепенение — это тоже двигательная реакция).

Страстью называют сильное и продолжительное чувство.

Настроение — равнодействующая многих чувств. Это состояние отличается известной длительностью, устойчивостью и служит фоном, на котором протекают все остальные элементы психической деятельности.

Под переживаниями же обычно понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.

Таким образом, если удивление мы считаем чувством, то изумление — это то же самое по содержанию чувство, но доведённое до степени аффекта (вспомним заключительную немую сцену "Ревизора”).

Подобно этому мы называем яростью доведённый до степени аффекта гнев, блаженство — это аффект удовольствия, восторг — аффект радости, отчаяние — аффект горя, ужас — аффект страха, обожание — это любовь, по продолжительности и силе ставшая страстью, и т. д.

Проявления эмоций

Эмоциональные реакции связаны с нервными процессами, они также проявляются во внешних движениях, получивших название ``экспрессивные движения"". Выразительные движения являются важным компонентом эмоций, внешней формой их существования. Выражения эмоций -- это универсальные, сходные для всех людей, наборы экспрессивных знаков, отражающие те или иные эмоциональные состояния.

К выразительным формам эмоций относятся следующие:

Жесты (движения рук),

Мимика (движения мышц лица),

Пантомимика (движения всего тела) - см.,

Эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса),

Вегетативные изменения (покраснение, побледнение, потоотделение).

Более подробно о том, как выражаются эмоции можно почитать

Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека (см.). И, конечно же, зеркалом эмоций зачастую бывают глаза (см.)

Эмоции и чувства - это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности, то чувства влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных духовными потребностями человека.
По материалам openemo.com

Воспринимая окружающий мир, человек своеобразно выражает свое личное отношение к разным предметам и явлениям. И это не просто суждения, а особые сложные переживания, которые доступны всем нам благодаря комплексу различных эмоций. Эмоции человека являются одним из наиболее важных компонентов личности, выполняя биологические и социальные функции: совершают опережающее отображение действительности, играют ключевую роль в становлении отношений с другими людьми.

Эмоции и чувства человека создают многоуровневый и многомерный мир эмоциональных явлений. Они характеризуют личность, отражая всю сложность ее взаимодействия с окружающим миром. Не понимая самого себя, невозможно понять других. Развитый эмоциональный интеллект создает возможность глубоких отношений с другими людьми, где высшим проявлением эмоциональной сферы личности является способность к эмпатии – проникновению во внутренний мир другого через механизм идентификации .

Эмоции – это состояния, которые связаны с оценкой значимости факторов, действующих на человека, определением удовлетворения актуальных потребностей. Они могут быть внутренним индикатором достижения цели. Эмоциональная сфера человека очень разнообразна. Для лучшего ее понимания следует знать, что эмоциональные явления по своей сложности можно поделить на несколько уровней.

  • Эмоциональный тон ощущений . Это базовая, наиболее простая форма эмоций в виде нечетких ощущений, генетически-обусловленное переживание, которое не относится к конкретному предмету, а сопровождает жизненно-необходимые впечатления (вкусовые, болевые, температурные) . Придает ощущениям человека различные эмоциональные оттенки.
  • Собственно эмоции. Это достаточно определенные состояния, которые возникают в связи с удовлетворением потребностей. Они характеризуют отношение человека к актуальным или возможным ситуациям. Среди них выделяют основные эмоции, присущие человеку. К примеру, это могут быть волнение, радость, удивление, страдание, гнев, стыд . Их разные комбинации создают комплексные эмоции или чувства: тревогу, депрессию, любовь.
  • Настроение . Это форма эмоций, которая не относится к конкретному объекту или событию, но обладает достаточной стойкостью и может выступать как показатель темперамента. Основной признак настроения – позитивный либо негативный тон .
  • Чувства . Это стойкие эмоциональные отношения к отдельным аспектам действительности. Они являются наивысшим продуктом культурного и эмоционального развития человека. Чувства можно разделить на две группы: стенические и астенические. Стенические чувства – это позитивные эмоциональные состояния, связанные с возникновением возбуждения, активности, бодрости . Они являются проявлением подготовки к большим затратам энергии. Астенические чувства связаны с переживанием печали, снижением активности и спадом энергии. Они являются свидетельством отказа от борьбы с трудностями в условиях повышенного эмоционального напряжения.

Теперь более подробно рассмотрим, какие базовые эмоции бывают у человека. Известный американский психолог Кэррол Изард включил основные эмоции человека в список, состоящий из 10 главных эмоций. Они объединяются в группы и создают эмоциональные состояния и могут стать основой психологического типа личности.

  1. Интерес – позитивная эмоция, которая мотивирует обучение, способствует творческой деятельности, позитивно влияет на внимание и заинтересованность объектом интереса.
  2. Радость – максимально-желательная эмоция, которая выступает скорее продуктом действий и определенных условий, чем результатом стремления ее пережить. Состояние радости связано с уверенностью, собственной значимостью.
  3. Удивление – возникает под влиянием неожиданных событий, способствует освобождению от предыдущих эмоций и направляет все внимание на объект удивления.
  4. Страдание – эмоция, которая вызывает состояние «упадка внутренних сил», ощущение одиночества и жалости к себе.

  5. Гнев – связан с мобилизацией энергии, ощущением силы, храбрости и уверенности в себе.
  6. Отвращение – вызывает желание избавиться от объекта, обусловленное физической либо психологической изношенностью этого объекта.
  7. Презрение – служит способом подготовки к встрече с опасным противником, связано с чувством собственного превосходства. Это довольно «холодная» эмоция, которая вместе с гневом и отвращением часто объединяются в переживаниях человека и создают так называемую «враждебную триаду».
  8. Страх – возникает под влиянием информации про реальную или вымышленную угрозу, может быть связан с неуверенностью и плохими предчувствиями.
  9. Стыд – вызывает желание спрятаться, исчезнуть, может быть связан с личным чувством непригодности.
  10. Вина – связана со стыдом, однако стыд может появиться из-за некоторых ошибок, а чувство вины возникает в случае нарушений морального, этического или религиозного характера в ситуациях, когда человек чувствует личную ответственность за происходящие события.

Чувство – высшее проявление эмоций

Чувства – это выборочное и стойкое эмоциональное отношение человека. Чувства отображают основные высшие социальные и духовные потребности человека. Вы уже знаете, какие виды эмоций бывают у человека, а теперь рассмотрим и основные виды чувств.

Эмоциональный интеллект и эмпатия

Эмоциональный интеллект является характеристикой степени развития эмоциональной сферы человека. Он включает такие способности личности, как распознавание эмоциональных состояний, точную оценку эмоций, склонность сообщать о разных состояниях других людей, внимание к ним, высокую чувствительность к потребностям и чувствам других людей.

Он обеспечивает использование знаний, которые базируются на эмоциях. Это специальная способность кодировать и раскрывать эмоциональные явления. Человек с высокоразвитым эмоциональным интеллектом способен прислушиваться к собственным чувствам, контролировать эмоциональные порывы, и быть оптимистичным.

Важной чертой человека с развитым эмоциональным интеллектом является способность к эмпатии.

Эмпатия – это вчувствование, проникновение во внутренний мир человека, к основе которого лежит интеллектуальный и эмоциональный компонент. Эмпатическая личность способна воспринимать переживания другого человека с его позиции, идентифицируя себя с этим человеком, не теряя при этом ясности понимания собственной личности. Эмпатия является крайне ценным качеством людей, профессиональная деятельность которых связана с тесным взаимодействием с другими людьми.

Видео-сюжет об эмоциях человека.