Бес может жить лишь в теле человека. О злых духах и их влиянии на людей


Святый Иоанн Златоуст, в беседе второй о нищем Лазаре и о богатом, повествует случавшееся в его время: "Демоны говорят: я - душа такого-то монаха. Разумеется: этому не верю именно потому, что говорят это демоны. Они обманывают внимающих им. По этой причине и Павел повелел демону молчать, хотя он говорил и правду, чтоб он не обратил этой правды в повод, не подмесил впоследствии к ней лжи, и не привлек к себе доверенности. Диавол говорил: сии человецы раби Бога вышняго суть, иже возвещают нам путь спасения (Деян. 14, 17): Апостол, огорчаясь этим, повелел пытливому духу выдти из девицы. И чтож говорил дух худаго, когда говорил: сии человецы раби Бога вышняго суть? Но так как большинство не знающих не может основательно судить о том, что говорится демонами, - Апостол решительно отверг всякую доверенность к ним. Ты принадлежишь к числу отверженных, говорит Апостол демону: ты не имеешь права говорить свободно; умолкни, онемей. Не твое дело проповедывать: это предоставлено Апостолам. Зачем похищаешь не твое? умолкни, отверженный. Так и Христос, когда демоны говорили Ему: «вемы Тя, кто еси» (Мк. 1, 24), очень строго воспретил им, предписывая этим закон нам, чтоб мы ни под каким предлогом не доверяли демону, если б даже он говорил что справедливое. Зная это, мы должны решительно ни в чем не верить демону. Если он будет говорить что и справедливое, - бежим, отвратимся от него. Здравым и спасительным познанием мы должны научаться не от демонов, но из Божественнаго Писания". Далее в этой беседе Златоуст говорит, что души как праведников так и грешников, немедленно после смерти, уводятся из этого мира в другой, одни для принятия венцов, другие для казней. Душа нищего Лазаря немедленно после смерти вознесена Ангелами на лоно Авраама, а душа богача низвергнута в адский пламень. В беседе 28 на Матфея, Златоустый поведает, что в его время некоторые беснующиеся говорили: я - душа такого-то. "Поистине это ложь и обман диавольские, - присовокупляет великий Святитель. Не душа умершаго вопиет это, а демон, который притворяется, чтоб обмануть слушателей".

Преп. Иоанн Лествичник объясняет, что будущее демонам неизвестно , но они, будучи духами и потому умея быстро перемещаться на большие расстояния, возвещают то, что уже произошло в отдалении от человека, или то, что им известно, как духам, например, о болезнях людей, либо, зная настоящее, наугад возвещают то, что может произойти в будущем:

«Бесы тщеславия - пророки в снах. Будучи пронырливы, они заключают о будущем из настоящих обстоятельств и возвещают нам оное, чтобы мы, по исполнении сих видений, удивились и, как будто уже близкие к дарованию прозрения, вознеслись мыслию. Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает его, пред тем и он всегда оказывается лжецом. Как дух, он видит случающееся в воздушном пространстве и, заметив, например, что кто-нибудь умирает, он предсказывает это легковерным через сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предвидению, но известно, что и врачи могут предсказывать смерть. Кто верит снам, тот вовсе не искусен, а кто не имеет к ним никакой веры, тот любомудр. Посему, кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своею тенью и старается схватить».

Преп. Иоанн Лествичник:

«Между нечистыми духами есть и такие, которые в начале нашей духовной жизни толкуют нам Божественные Писания . Они обыкновенно делают это в сердцах тщеславных и, еще более, в обученных внешним наукам, чтобы, обольщая их мало-помалу, ввергнуть наконец в ереси и хулы. Мы можем узнавать сие бесовское богословие, или, лучше сказать богоборство, по смущению, по нестройной и нечистой радости, которая бывает в душе во время сих толкований».

4. Бесы не знают наших мыслей

Они не знают расположения наших сердец , не могут читать наши мысли, помышлений наших сердец не видят , они открыты только Богу, - но из наших слов, действий, взглядов бесы усматривают наше внутреннее устроение и о том, склоняемся ли мы к добродетели или греху, судят лишь по нашему поведению.

Евагрий Понтийский:

"Демоны не знают наших сердец, как думают некоторые из людей. Ибо Сердцеведец один «сведый ум человеч» (Иов. 7, 20) «и создавый наедине сердца их» (Псал. 32, 15). Но то из слов, какие произносятся, то по каким-либо движениям тела, они узнают многие из движений, происходящих в сердце. Положим, что мы в разговоре обличали тех, которые нас злословили. Из этих слов демоны заключают, что мы относимся к ним нелюбовно, и берут от этого повод влагать нам злые против них помыслы, приняв которые, мы попадаем под иго демона памятозлобия, и этот непрестанно потом расплагает в нас против них помыслы мстительные. …злые демоны с любопытством наблюдают всякое наше движение и ничего не оставляют неисследованным из того, чем можно воспользоваться против нас – ни вставания, ни сидения, ни стояния, ни поступи, ни слова, ни взора, – все любопытствуют, «весь день поучаясь на нас лъстивным» (Псал. 37, 13), чтоб во время молитвы осрамить смиренный ум и блаженный его погасить свет".

«Признаком душевных страстей становится либо произнесенное слово, либо движение тела, благодаря которым враги [наши] узнают, имеем ли мы внутри себя помыслы их и мучаемся ли от них, или же, извергнув эти помыслы, печемся о спасении своем. Ибо один только Бог, сотворивший нас, знает ум наш, и Он не нуждается во [внешних] признаках для того, чтобы ведать сокрытое в сердце [нашем]".

Древний патерик:

Авва Матой сказал: сатана не знает, какой страстью побеждается душа. Он сеет, но не знает, пожнет ли. Сеет он помыслы блуда, злословия, также другие страсти; и смотря по тому, к какой страсти душа покажет себя склонной, ту и влагает.

Преп. Иоанн Кассиан Римлянин приводит слова аввы Серена:

"Нет сомнения, что нечистые духи могут познавать качества наших мыслей, но извне, узнавая о них по чувственным признакам, т.е. из нашего расположения или слов и занятий, к которым видят нас более склонными. Но они вовсе не могут знать те мысли, которые еще не обнаружились из сокровенности души. Да и те мысли, кои они внушают, узнают не по природе самой души, т.е. не по внутреннему движению, скрывающемуся, так сказать, в мозгах, но по движениям и признакам внешнего человека; например, когда внушают чревобесие, если видят, что монах с любопытством устремляет глаза в окно или на солнце, или заботливо спрашивает о часе, то узнают, что у него родилось желание есть".

Св. Исидор Пелусиот:

"Диавол не знает того, что у нас в мыслях, потому что это исключительно принадлежит одной силе Божией, но по телесным движениям уловляет он думы. Увидит ли, например, что иной пытливо смотрит и насыщает глаза чуждыми красотами? Воспользовавшись его устроением, тотчас возбуждает такого человека к прелюбодеянию. Увидит ли одолеваемого чревоугодием? Тотчас живо представит ему страсти, порождаемые чревоугодием и доставляет служащее к приведению намерения своего в действие. Поощряет к разбою и неправедному приобретению".

Старец Паисий Святогорец на вопрос:

"Геронда, знает ли тангалашка, что у нас в сердце?"

"Еще чего! Не хватало еще, чтобы он ведал сердца людей. Сердца ведает только Бог. И только людям Божиим Он иногда для нашего блага открывает, что у нас на сердце. Тангалашка знает только лукавство и злобу, которые он сам насаждает в тех, кто ему служит. Наших добрых помыслов он не знает. Только из опыта он иногда догадывается о них, но и здесь в большинстве случаев дает маху!"

Преп. Иоанн Лествичник также пишет, что бесы не знают наших помыслов:

"Не удивляйся тому, что бесы тайным образом влагают нам часто и добрые помышления, а потом противоречат им другими помыслами. Сии враги наши намерены только убедить нас этою хитростию, что они знают и сердечные наши помышления".

«Священное Писание отличает беснование как от одержимости, так и от естественных психических заболеваний (Мф. 4:24, 9:32-34; Мк. 1:34; Лк. 7:21, 8:2). Ввиду чрезвычайной сложности человеческой природы, трудно точно объяснить суть беснования. Ясно, однако, что оно отлично от просто бесовского влияния, при котором темный дух пытается склонить к греху волю человека. Здесь человек сохраняет власть над своими поступками, и нашедшее искушение может отогнать молитвой. Беснование отлично и от той одержимости, при которой дьявол овладевает разумом и волей человека.

По-видимому, при бесновании злой дух завладевает нервно-двигательной системой организма - как бы внедряясь между его телом и душой, так что человек теряет контроль над своими движениями и поступками. Следует думать, однако, что при бесновании злой дух не имеет полного контроля над силами души бесноватого: они лишь оказываются неспособными себя проявлять. Душа остается в известной мере способной самостоятельно мыслить и чувствовать, но совершенно бессильна управлять органами тела.

Не владея своим телом, бесноватые являются жертвами злобного духа, поработившего их, и поэтому не ответственны за свои поступки. Они - невольники злого духа.

Беснование может принимать разные внешние формы. Иногда бесноватые бушуют и крошат все вокруг себя, наводя ужас на окружающих. При этом они нередко обнаруживают нечеловеческую силу, как, например, гадаринский бесноватый, который разрывал любые цепи, которыми пытались его сковать (Мк. 5:4). При этом бесноватые причиняют себе всякие увечья, как, например, бесноватый отрок, который в новолуния бросался то в огонь, то в воду (Мф. 17:15). Но нередко беснование выражается и в более тихой форме, когда люди на время утрачивают свои естественные способности. Так, например, Евангелия повествуют о бесноватом-немом, который, как только Господь освободил его от беса, начал снова нормально разговаривать; или, например, скорченная женщина, которая смогла выпрямиться после того, как Господь освободил ее от дьявола. Несчастная находилась в согнутом положении в течение 18 лет (Лк. 13:11).

Что приводит к беснованию и кто дает право злому духу овладевать человеком и мучить его? ...во всех известных ему случаях причиной беснования было увлечение оккультизмом...

В наше время, время отступления от христианства и все усиливающегося увлечения оккультизмом, все большее и большее количество людей начинает подпадать под насилие злых духов. Правда, психиатры стесняются признавать существование бесов и, как правило, беснование относят к категории естественных психических заболеваний. Но верующему человеку надо понимать, что никакие лекарства и психотерапевтические средства не могут прогнать злых духов. Здесь необходима сила Божия.

Вот отличительные признаки беснования, которые отличают его от естественных психических заболеваний.

Отвращение ко всему священному и имеющему отношение к Богу: Святому Причастию, кресту, Библии, святой воде, иконе, просфоре, ладану, молитве и т.д. Причем бесноватые чувствуют присутствие священного предмета даже тогда, когда оно скрыто от их взора: оно раздражает их, делает больными и даже приводит в состояние буйства.

Одержимость отличается от беснования тем, что при одержимости дьявол овладевает самим разумом и волей человека. При бесновании дьявол порабощает тело человека, но его разум и воля остаются относительно свободными, хотя и бессильными. Конечно, дьявол не может поработить наш разум и волю насильно. Он добивается этого постепенно, по мере того как сам человек своим отвращением от Бога или греховной жизнью подпадает под его влияние. Пример дьявольской одержимости мы видим в Иуде-предателе. Слова Евангелия: «Сатана вошел в Иуду» (Лук. 22:3) - говорят не о бесновании, а о порабощении воли ученика-предателя.

…Люди, одержимые дьяволом - это не просто религиозные невежды или обычные грешники; это люди, у которых «бог века сего ослепил ум» (2 Кор. 4:4) и использует для борьбы с Богом. Бесноватые - это жалкие жертвы лукавого, одержимые - это его активные слуги».

Однако всё бывает ещё более сложно, действие духов зла зависит об обстоятельств, от направления воли человека. Так, старец Иоанн Крестьянкин писал своему духовному сыну, принявшему священнический сан: «Одержимость бесовскую Вы получили, когда еще рок- музыкой увлекались».

То есть одержимость не помешала ему уверовать в Бога, но стала непреодолимым препятствием для служения у Престола. Об этом старец Иоанн Крестьянкин писал прямо:

«Скажу Вам сразу - помысл о рукоположении изгоните от себя раз и навсегда. Даже, если Вас и будут соблазнять такими предложениями. Опыт показывает, что пришедшие к Престолу от рок-музыки служить во спасение не могут. Я получаю столько писем от таких несчастных людей, но помощь им приходит только после того, как они снимают с себя сан. Некоторые вообще не могут стоять у престола, а некоторые опускаются на дно ада беззакониями такими, которые они и до принятия сана не делали. Так что имейте это в виду».

В другом письме он писал о верующей женщине:

«Дорогой о Господе А.!
Я повторю слова отца И. в отношении супруги Вашей: ее болезнь - духовного характера - и есть одержимость. Легко мы заболеваем, да еще когда добровольно с желанием приглашаем в свою жизнь темную силу, но вот чтобы изгнать ее, - для этого нужен длительный и напряженный труд.
Оставив свои прежние занятия, Л. сделала шаг к Церкви, но она принесла в Церковь с собой и своего подселенца, и он диктует ей поведение, которое называется прелестью, и им она опять отходит от Бога. Непременно вместе с женой съездите к отцу И., раз уж он положил начало к ее становлению в вере. Укрепляйтесь духом и терпением в молитве».

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Беснование - это власть демона над телом, одержимость - его власть над душой.

При бесновании демон перехватывает контроль над телом, и оно действует порой вопреки желанию и сопротивлению человека.

При одержимости демон овладевает душой человека, превращая его в своего добровольного раба. Он диктует человеку «аргументы», которые тот принимает за истину – и следует им добровольно, или же слабовольно, если всё же смутно осознаёт своё рабство страсти и демону.

При этом беснования без одержимости не бывает, она всегда начинает это ужасное дело порабощения человека.

Как отличить беснование от психического заболевания?

Отвечает священник Родион:

"В наше бездуховное время количество одержимых и бесноватых резко возросло. Человек, не имеющий покрова божественной благодати, заступничества Ангела-хранителя, постоянно служащий своим страстям и похотям, становится легкой добычей падших духов. А всякого рода увлечения оккультизмом, магией, астрологией, восточными учениями, экстрасенсорикой, НЛО, спиритизмом и проч. - делают душу человека открытой миру темных духов, привязывают к нему беса-помощника, делают его одержимым или просто бесноватым. Потому что живут во тьме и тьмой, и беса своего не беспокоят, покорно выполняя его волю, которая просто совпадает с желаниями погибающего. А стоит такому человеку соприкоснуться со святыней, например, прийти в храм, как он тут же начинает ощущать душевный дискомфорт, особенно во время литургии на Херувимской песни, порой его просто выбрасывает из храма.

Мне не раз приходилось посещать психиатрические больницы, где наряду с душевнобольными содержались и бесноватые. Современная, оторванная от Церкви, психиатрия не в состоянии отличить больного от одержимого. Например, читается простая заклинательная молитва, например “Да воскреснет Бог и расточатся врази Его...” Люди с психическими отклонениями как правило реагируют на это совершенно спокойно, одержимых же начинает изворачивать, изгибать дугой; они кричат, просят прекратить чтение».

В дореволюционной психиатрии, когда врачи были верующими, был такой тест, чтобы отличить психически больного от бесноватого: перед человеком ставили семь стаканов с водой, и только один из них был с простой водой, остальные - со святой. Бесноватый всегда, и в том числе при повторении опыта и перестановке стаканов, - всегда выбирал только стакан с простой водой.

Мысли и образы, внушаемые бесами

Искушая большинство монахов, дьявол предпочитает не действовать открыто. Чаще всего он нападает, используя помыслы, которые возбуждают в человеке склонность ко греху. Евагрий классифицировал различные «лукавые помыслы» в соответствии с восемью основными пороками и восемью демонами, «ответственными» за них: чревоугодие, сладострастие, стяжательство, печаль, гнев, уныние, тщеславие и гордыня. Они являются началом известных нам семи «смертных грехов» (уныние обычно опускают как искушение пустынников или объединяют с печалью).

По учению Евагрия, демоны не могут напрямую действовать на ум. Они рождают помыслы, действуя на память и воображение. Они напоминают отшельнику о родителях, друзьях, имуществе и богатстве, которого он лишился, или внушают ему образы, возбуждающие страсть. Для этого они обычно используют галлюцинации или ложные ощущения. Часто они предстают перед монахом в виде женщины, красивой и желанной, или даже принимают вид священника, якобы принесшего причастие, либо вообще переодеваются в епископа. Один инок как?то раз принял такого «владыку», который хотел стать монахом, и поселил его в пещере по соседству со своей кельей. Но это не всегда фантомы. Дьявол может воспользоваться визитом настоящего епископа или женщины, чтобы искушать отшельника. Образ, к которому бес, как кажется, питал особую симпатию, - это образ эфиопа или эфиопки, смуглый цвет которых намекал на черноту греха. Один монах, собираясь укладываться спать, обнаруживает на своей циновке эфиопку. Авва Пахон видит молоденькую эфиопку, которая расположилась у него на коленях. Еще одна эфиопка искушала совсем юного монаха, пришедшего в Скит вместе со своим отцом. Эфиопка - это, как правило, персонификация сладострастия. Авва Аполлон поймал демона гордыни, принявшего вид маленького эфиопа, который залез авве на шею. Дьявол в виде негритенка являлся и Антонию Великому, и святой сказал ему: «Воистину достоин ты презрения, ибо черен умом и слаб, как ребенок». Однажды, во время пения псалмов, авва Макарий увидел множество маленьких эфиопов, бегающих вокруг молящихся братьев, тыкающих им пальцами в глаза или в рот и совершающих миллион всяких чудачеств, с тем чтобы отвлечь их внимание от молитвы и рассеять их мысли. В «Собеседованиях» Иоанна Кассиана мы также можем обнаружить несколько случаев, когда бесы принимают вид «мерзких эфиопов».

Но дьявол не всегда представал в отвратительном виде. Он также мог принимать привлекательный и прелестный образ, и не только женский, но и ангельский. Это были персонажи, как казалось, излучавшие свет и приходившие для того, например, чтобы разбудить монаха на службу или даже дать ему «благой» совет, чтобы в конце концов склонить его убить топором своего родного отца. Бесы приходили побеседовать с иноком Валентом, и тот принимал их за ангелов. Однажды перед ним предстал сам дьявол в виде Христа посреди «ангельского» сонма, и возгордившийся инок ему поверил. Но духовно опытного монаха нельзя было обмануть. Демону, который предстал перед одним старцем в образе архангела Гавриила, он ответил: «Вероятно, тебя послали к кому?то другому, ибо я не достоин такой чести». А когда другому старцу явился дьявол, принявший облик Христа, он просто закрыл глаза и сказал: «Не желаю видеть Христа на этом свете». А еще один отец–пустынник, разгадав подобный дьявольский трюк, заявил так: «Я верую во Христа моего, Который сказал: “Если кто?то скажет вам: здесь Христос, или там Христос - не верьте”». Авва Ор удостоился посещения некоего царя на огненной колеснице в сопровождении ангелов, который сказал ему: «Ты стяжал все добродетели, поклонись мне ныне, и я вознесу тебя на небо, как Илию». Отшельник ответил просто: «Царь мой - Христос, Которому поклоняюсь я непрестанно, ты же мне не царь». Демон, как и в других подобных случаях, тотчас же исчез.

Но была и более тонкая уловка - когда демон принимал вид другого отшельника или блаженного старца, который пришел дать монаху полезный совет. Однажды к Антонию пришел некий инок с хлебами и сказал ему: «Ешь и приостанови свои великие труды, ты - человек и можешь обессилеть». Этого демона святой выгнал с помощью молитвы. В других случаях бесы советовали подвижникам вообще не есть, по ночам они, не переставая, будили их на молитву, с тем чтобы, лишенные еды и сна, их жертвы решили, что монашеская жизнь невыносима, или, впав от всего этого в уныние, стали бы думать, что больны и не в состоянии поститься. Бесы имеют большой запас всяких хитростей и каждый раз применяют новые стратегии, с тем чтобы вовлечь отшельников в грех. Они, по необходимости, могут читать и Священное Писание, правда только Ветхий Завет. Они с радостью делают предсказания. Они даже могут говорить правду и вполне разумные вещи, но исключительно для того, чтобы искушаемый затем легче поверил их лжи.

Из книги Эпидемия целительства автора Мастерс Питер

Должны ли мы общаться с бесами? Мы могли бы потратить немало времени, комментируя многие очевидные противоречия между ведущими авторами, приверженцами исцеления, но достаточно будет привести один такой пример, касающийся метода изгнания беса. Некоторые авторы

Из книги Христос - наш Первосвященник автора Уайт Елена

Образы небесного Как было сказано выше, Моисей строил земное святилище соответственно образцу, показанному ему на горе. Святилище являлось «образом настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы» Эти два священных отделения являлись «образами небесного».

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

7. Как бороться с бесами? Вопрос:Как бороться с бесами?Отвечает священник Константин Пархоменко:Никакие магические приемы нам здесь не помогут. Только через личную духовную жизнь, молитву, через исповедь и Причастие мы получим силы противостоять сатане. Противостоять,

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

3. Ежедневная победа Христа над бесами Ангелы, изгнанные с неба вместе с Люцифером (сатаной), обычно называются в Новом Завете бесами, демонами или нечистыми духами. Когда Христос исцелял человека, одержимого бесами, последние нередко признавали Его Сыном Божьим (см. Мк.

Из книги Статьи раввина на темы иудаизма автора Штейнзальц Адин

Иерусалимские образы Я познакомился с Исраэлем Бергер-Барзилаем в последние годы его жизни, когда он уже вернулся на израильскую землю. Это был человек небольшого роста, еще не очень старый, хотя его голова и борода были совершенно седыми, и на голове он носил большую

Из книги Служебник автора Адаменко Василий Иванович

Молитвы Святого Иоанна Златоуста об одержимых бесами и всякою немощью. 1. «Боже вечный, избавивший род человеческий от плена диавола, освободи раба Твоего (имя) от всякого действия нечистых духов, повели злым и нечистым духам, отступить от души н тела раба Твоего (имя), не

Из книги Введение в Новый Завет Том II автора Браун Рэймонд

(А) Образы Какие образы появляются при мысли о Павле? Большинство известных картин и скульптурных изображений Павла - творческие разработки ярких эпизодов из Деяний Апостолов: Павел падает с лошади, когда ему является Христос; спорит с философами в Афинах; терпит

Из книги Евангелие от Марка автора Инглиш Дональд

Образы в 2 Кор 4:16–5:10 О человеческой смертности и эсхатологическом существовании Павел рассуждает довольно сложным языком. Он проводит контраст между внешним человеком (anthr?pos) и внутренним человеком. Это контраст не тела и души, а человеческого существования в этом мире,

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

8. Иисус исцеляет одержимого бесами (5:1–20)

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

8. Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. 9. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Идет изложение мысли о спасительной, нравственно-возрождающей силе Божественного Слова, представляющей в этом

Из книги Моя жизнь со Старцем Иосифом автора Филофейский Ефрем

7. Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их - мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их. 8. Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира. Ecли раньше пророк говорил о "руках",

Из книги Сочинения автора Кипрский Неофит

Исцеление одержимого бесами Переправившись на другой берег моря, они оказались в земле герасинской. 2 Как только Иисус ступил из лодки на берег, навстречу Ему из могильных пещер вышел одержимый нечистым духом человек - 3 он жил в этих пещерах. Никто не мог удержать его, и

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Из книги автора

Из книги автора

Слово о некоем монахе в Палестине, который в 6693 году , индикта 3–го, в месяце сентябре, был обольщен бесами и бедственным образом пал 1. По слуху, как это говорится, я слышал на основании слов из отеческих книг о некоторых, которые были обольщены и введены в прелесть

Из книги автора

Поучение 1-е. Праздник Рождества Христова. (Второй день праздника) (История бегства Иисуса Христа в Египет и внушаемые ею нравственные уроки) I. В евангельском чтении настоящего дня, св. Церковь, продолжая историю первых дней жизни нашего Спасителя, предлагает нам, братия,

О чем бывают мысли от бесов, и какие эмоциональные состояния при них переживает человек

В разделе 1.2. «К мысленным разговорам располагают бесы и этого не знают большинство людей» и в отдельной теме «О прелести» мы уже много говорили о бесовских действиях. Но скажем об этом еще раз для того, чтобы показать, о чем бывают мысли от них и какие эмоциональные состояния при них переживает человек.

Духовная беда многих людей заключается в том, что они не знают о том, что бесы постоянно внушают помыслы, и люди приписывают всё себе.

Макарий Египетский (Духовные беседы, б. 15, 47): «…видимый мир, от царей и до нищих, весь в смятении, в нестроении, в борьбе, и никто из них не знает тому причины, то есть этого явного зла, привзошедшего вследствие Адамова преслушания, этого жала смерти; потому что прившедший грех, как разумная некая сила и сущность сатаны, посеял всякое зло: он тайно действует на внутреннего человека и на ум, и борется с ним помыслами; люди же не знают, что делают сие, побуждаемые чуждою некою силою, напротив того, думают, что это естественно, и что делают сие по собственному своему рассуждению. Но в самом уме имеющие мир Христов и озарение Христово знают, откуда воздвигается все это».

Николай Сербский (Символы и сигналы, гл. 12): «Человек обычно считает, что все его мысли - это его собственность, его произведение, исходящее от него самого. Между тем, это неверно, ибо тем самым человек провозглашает свой дух некой абсолютной частью, которая не подвергается воздействию духовных сил, ни добрых, ни злых. По сути, на дух человеческий оказывают влияние множество духовных сил, точно так же, как на тело действует множество различных физических сил».

Итак, вот что говорят святые отцы о мыслях и переживаниях от бесов.

Никон Воробьев (Письма, п. 45): «Где дьявол, там расстройство, мрак душевный, омрачение разума, отчаяние, готовность на всякое зло».

Исихий Иерусалимский (Добротолюбие, т.2, К Феодулу…, гл.46, 47): «…лукавый, будучи умом бестелесным, не иначе может прельщать души, как чрез мечтание и помыслы».

«Пастырь» Гермы (запов.6,2): «Послушай и о действиях ангела злого. Прежде всего, он злобен, гневлив и безрассуден, и действия его злы и развращают рабов Божиих. Поэтому, когда войдет он в твое сердце, из действий его разумей, что это ангел злой».

Феофан Затворник (Письма о разных предметах веры и жизни, п.40): «К бесовским же должно отнести премножество мыслей пустых, праздных и кажущихся добрыми, но могущих привести не к добру, - особенно когда они рождаются во время добрых занятий, - во время молитвы и чтения душеполезного и подобного, и отвлекают от них».

Иоанн Кронштадтский (Моя жизнь во Христе, ст.109): «…когда в тебе недобрые помыслы или недобрые сердечные движения, тогда - худо, тяжело; когда ты внутренне смущен, тогда в тебе дух злой, дух лукавый. Когда в нас дух лукавый, тогда при сердечной тесноте и смущении мы обыкновенно чувствуем трудность дойти сердцем до Господа, потому что злой дух связывает душу и не допускает ее возвышаться к Богу».

Поэтому следует помнить, что если мысли несут, например: беспокойство, сомнения, возмущения, гнев, страх за свое благополучие, довольство собой, мечтательность, рассеяние при молитве, то это - бесовские внушения. А если мысли несут спокойствие, терпение, покаяние, сострадательность и т. п., то это - мысли от Бога.

Искушения эти проявляются различно. По словам священномученика Диадоха , «бесы отнюдь не хотят, чтобы люди как-нибудь удостоверялись в том, что они гнездятся в них, дабы ум, верно зная это, не вооружился против них непрестанною памятию о Боге» . Большею частию, принимая, по слову апостола, вид ангела света – «и не дивно: сам бо сатана преобразуется во ангела света» (), – темные силы влияют на человека через его мозг, стремясь внушить ему, что то или иное видение посылается от Бога. На самом же деле это оказывается лишь вражеским действием.

Но опаснее всего в данном случае, по словам преподобного Нила, следующее: так как человека «не тревожат плотские нечистые страсти, а он чисто предстоит в молитве, то ему никак не думается, чтобы тут было какое-либо вражеское действие, – и он уверяется, что это есть точно Божественное явление, тогда как оно произошло от демона, который, крайнюю употребляя хитрость, чрез мозг, как мы сказали, изменяет сопряженный с умом свет и его самого образует (ему самому дает образ или то и другое заставляет воображать)» .

13.2. Искушение от бесов через ощущение «света»

Но искушения на молитве не всегда бывают лишь через мысли. Иногда с людьми совершенными происходят искушения другого порядка, как, например, явление света, стука и т. п. Обыкновенно, по свидетельству подвижников, первым признаком прелести (диавольского прельщения), ощущаемым физически, является «свет, подобный чувственному огню» , «видимый телесными очами» , «огневые образования» , «свет ночью» и т. п.

За световыми явлениями следуют явления демонов в разных формах и видах. Людям, достигшим известной духовной высоты, они являются в виде ангелов или даже Самого Христа с целью ввести их в заблуждение и заставить думать молящегося, что он удостоился созерцания небесных видений и этим вовлечь его в гордость, которая есть начало падения.

13.3. Явление бесов в виде ангелов или даже Самого Христа

Если эти явления не производят желаемого действия, т. е. если человек по смирению не принимает видение за божественное, то тогда искушения видоизменяются. Демоны, по словам святого Антония Великого , когда не возмогут обольстить сердце подвижника, то опять нападают, но иным образом, именно: «устраивают разные привидения, чтобы устрашить его, для чего претворяются в разные виды и принимают на себя образы – жен, зверей, пресмыкающихся, великанов и множества воинов» , производя «шум, топот, вопли и ругательства» .

13.4. Устрашения со стороны бесов через разные привидения

При подобных искушениях, по указаниям святых подвижников, следует сохранять полное спокойствие духа и не поддаваться страху, так как злые духи могут лишь только угрожать, но другого ничего более сделать не могут. «Таких привидений не должно бояться, – говорит святой Антоний Великий , – потому что они ничто – и тотчас исчезают, коль скоро кто оградит себя верою и знамением креста» . Хотя они и дерзки, и крайне бесстыдны, но бояться их не должно, «хотя бы они казались наступающими на нас, хотя бы угрожали , потому что они немощны и ничего более сделать не могут, как только угрожать» .

13.5. Причины, по которым не следует бояться устрашений со стороны бесов

Не бояться демонов и их искушений научает также и святой Симеон Благоговейный : «Когда молишься, страх ли нападет на тебя, или стук подымется, или свет воссияет, или другое что случится, не смущайся и не робей; но пребудь в молитве гораздо долее обыкновенного. Такое смятение, страхование и ужасание бывает от демонов, чтобы, растерявшись и расслабевши, оставил бы молитву, а когда такие тревожности и оставление молитвы по малодушию обратятся у тебя в навык, – чтобы совсем тебя взять в свои руки и помыкать тобою» .

Подобно этому говорил и преподобный Нил Синайский : «Хотя и шум, и топот, и вопли, и ругательства услышит от демонов стремящийся держать чистую молитву, но не ниспадет помыслом и не предаст его им, говоря к Богу: «Не убоюся зла, яко Ты со мною еси» () и тому подобное» .

13.6. Признаки, позволяющие отличить посещение благодати Божией от искушений со стороны лукавого

Но подобного рода явления (как, например, свет) не всегда бывают от лукавого. Святой Симеон Благоговейный говорит, что иногда бывает, что иной некий воссияет свет, во время совершения тобою молитвы своей, «которого изобразить в слове я не в силах, от которого душа преисполняется радости, возрождается вожделение лучшего и начинают тещи слезы со умилением; то ведай, что это есть Божеское присещение (посещение – «Игум.В.») и наступление» .

Так как человеку, особенно еще не опытному в этом деле, трудно определить, от Бога или же от лукавого получает он видения, то святые подвижники советуют и таком случае обращаться всегда за советом к старцу-руководителю, которого должен иметь всякий желающий идти путем духовного совершенствования. Подробнее о старчестве будет сказано ниже. Теперь же приведем слова святого Каллиста Тиликуды, относящиеся к этому. «Если иногда ум увидит свет без всякого искания его, пусть не принимает его и не отвергает, пусть об этом спросит старца. Если же не найдет такого, то лучше не принимать, но по смирении предать дело Богу, почитая себя недостойным такого видения» .

Вообще же, как общее правило, следует иметь в виду указания святых отцов на то, чтобы не увлекаться видениями и не почитать себя достойным их, даже если бы то было явление Самого Христа или ангела. «Когда, делая свое дело, – говорит святой Григорий Синаит , – увидишь свет или огонь вне или внутри, или лик какой – Христа, например, – или ангела, или другого кого, не принимай того, чтоб не потерпеть вреда» .

Иногда внутреннее чувство подсказывает человеку, что то или иное видение не от Бога, но от лукавого. «Все приходящее в душу, – говорят отцы, – чувственное ли то или духовное, коль скоро сомневается в нем сердце, не приемля его, не от Бога есть, но послано от врага» . «Истинное начало молитвы есть сердечная теплота, попаляющая страсти, отраду и радость вселяющая в сердце непоколебимым возлюблением и утверждающая сердце несомненным удостоверением» .

Но все же человеку, особенно на первых шагах прохождения им духовного подвига, очень трудно самому браться за разрешение вопроса: от кого получает он то или другое видение? Святой Григорий Синаит , говоря о признаках прелести, свидетельствует, что «она для многих, по множеству и разнообразию ее козней и осечений, неудобораспознаваема и почти непостижима» . Поэтому, как уже было сказано, молящийся не ошибется, если в данном случае будет идти путем смирения, почитая себя недостойным видений и откровений.

13.8. Прелесть, происходящая от воображений в уме духовных предметов

Следует отметить, что не всегда какие-либо образы или явления привходят в сознание молящегося со стороны. Часто он сам бывает причиной их возникновения. Это бывает в тех случаях, когда молящийся начинает представлять себе чувственно в своем воображении духовные явления или лица. Против же этого особенно горячо восстают подвижники, как против серьезного препятствия молитве. «Когда молишься, не придавай Божеству какого-либо облика, – говорит преподобный Нил Синайский , – и не попускай, чтобы ум твой преображался в какой-либо образ... (или чтобы в уме твоем печатлелся какой-либо образ), но невещественно приступи к Невещественному, – и сойдешься с Ним» .

Об этом же говорят и святые Каллист и Игнатий, ссылаясь на следующее высказывание святителя Василия Великого : «Как не в рукотворенных храмах живет Господь, так и не в воображениях каких и мысленных построениях (фантазии), – кои представляются (вниманию), и как стеною окружают испортившуюся душу, так что она силы не имеет чисто взирать на истину, но все еще держится зерцала и гаданий» . «Сии ведая, – добавляют от себя святые иноки, – и ты каждый час, с Божией помощью, понуждай себя безмечтанно, без воображений и образов, молиться чисто всем умом, всею душою и всем сердцем» .

13.9. Второй вид прелести, имеющий начало в сладострастии

Кроме описанного вида прелести, происходящего от личных мечтаний молящегося, есть еще другой род прелести, берущий начало также в самом человеке. По словам святого Григория Синаита , «второй образ прелести... начало свое имеет в сладострастии, рождающемся от естественного похотения. От сласти сей рождается неудержимость несказанных нечистот. Распаляя свое естество и омрачив ум сочетанием с мечтаемыми идолами, она приводит его в исступление опьянением от палительного действия своего и делает помешанным. В сем состоянии прельщенный берется пророчествовать, дает ложные предсказания, предъявляет, будто видит некоторых святых, и передает слова, будто ими ему сказанные, опьянен будучи неистовством страсти, изменившись нравом и по виду став как бесноватый... Бес непотребства, омрачив их ум сладострастным огнем, сводит их с ума, мечтательно представляя им некоторых святых, давая слышать слова их и видеть лица» .

Жизненной иллюстрацией к приведенным словам могут служить некоторые из русских сектантов, впадающие в экстазы указанного характера на своих радениях. Описание этого можно найти в исследовании Д. Г. Коновалова «Религиозный экстаз в русском сектантстве», а также в его брошюре «Психология сектантского экстаза» (1908) (речь, произнесенная перед защитой его диссертации).

В тех случаях, когда человек, уже стяжавший дар молитвы, подвергается искушениям во время ее, то ему разрешается в противовес этому, вставая, простирать руки в помощь против искушений. Но и в данном случае должна быть умеренность и осторожность, и святые отцы предупреждают от увлечений. Пусть в таком случае, – поучает святой Григорий Синаит , – «прелести ради не долго сие творит, и опять садится, чтобы враг не обольстил ума его, показав какой-либо призрак. Ибо иметь ум, даже безопасный от падения и горе, и долу, и в сердце, и всюду, безопасным от вреда свойственно одним чистым и совершенным» .

Подобно этому и святой старец Симеон Благоговейный учит, что если бы молящемуся пришлось бы сподобиться Божественного посещения, проявившегося, например, в благодатном свете и вызвавшем умиление и слезы, то для того, чтобы не впасть в гордость, следует перевести мысль свою на какой-либо другой предмет и этим смирить себя. «Если слишком долго будет держаться такое состояние, – говорил святой Симеон, – то, чтобы по причине обилия слез не показаться тебе пред собою чем-либо более, нежели каков ты на деле, обрати ум свой на что-либо телесное и тем смири себя» .

Все приведенные и подобные им предупреждения об избежании прельщения или, как говорят святые подвижники, прелести на молитве, имеют свое глубокое основание и крайнюю необходимость. Предупреждения эти вызываются теми печальными и крайне опасными последствиями для человека, которые влечет за собой прелесть. Идущий без всякой осмотрительности и руководства по этому пути подвергается различным опасностям, начиная с тщеславия и кончая сумасшествием.

13.11. Указания святых подвижников о том, как различать явления прелести и благодати

Для человека, стоящего далеко от «науки из наук и искусства из искусств» , могут показаться странными и непонятными настоящие строки. Но, если дать себе труд глубоко вникнуть в психологические основы молитвенного подвига, то тогда все будет понятным. Повторим, что все рассуждения авторов «Добротолюбия» суть плод их собственного опыта, т. е. того, что было пережито ими самими и чему они были свидетелями, наблюдая окружающих их людей как мирских, так и монашествующих.

13.12. Описание духовной молитвы, свободной от всяких представлений и воображений

Теперь следует сказать о мерах борьбы с указанными искушениями. Главным средством, по учению святых отцов, в данном случае является молитва. «Во время таких искушений, – говорит преподобный Нил Синайский , – употребляй непрестанно краткую, но напряженную молитву» . Насколько сильна верующего и какое производит действие на демонов, видно из сравнения святого Илии Екдика, который говорит, что «грозящий палкою на собак раздражает их против себя, а демонов раздражает тот, кто нудит (принуждает – «Игум.В.») себя чисто молиться» .

Но, пред тем как приступить к такой молитве, полезно и необходимо бывает сказать несколько слов против духа злобы, искушающего молящегося. Святой Евагрий учит: «Во время искушений не прежде приступай к молитве, как сказавши несколько гневных слов против искусителя. Ибо когда душа окачествована (исполнена – «Игум.В.») скверными помыслами, тогда молитве ее нельзя быть чистою. Но если ты скажешь что-либо с гневом против них, то этим приведешь в смятение противников своих и истребишь их внушения» .

Какие именно слова следует произносить в таких случаях, указывает преподобный Никита Стифат . Говоря о хульных помыслах – одном из видов искушений, – он поясняет, что «дух хулы, когда молимся и поем псалмы, и отрыгает иной раз, по нашему невниманию, нашими устами клятвы на нас же и странные хуления на Бога вышнего, привводя их в стихи псалмов и в слова молитвы. Но против него, когда он что-либо такое произносит устами нашими или всевает в мысли наши, надо обращать слово Христово, говоря к нему: «Отойди от Меня, сатана» (), всякого зловония исполненный и осужденный на вечный огнь; хула твоя да падет на главу твою». Сказав это, тотчас насильно, как пленника, обратим ум на другой какой предмет – Божеский или человеческий, какой вспадет на мысль, или со слезами вознесем его на небеса и к Богу» .

Так как искушения лукавого, приводящие в состояние прелести, не всегда бывают в грубой и заметной форме, то святыми подвижниками дается ряд указаний, как различать явления прелести и благодати, которые с внешней стороны иногда могут походить одно на другое, особенно в глазах неопытного в этом деле человека.

Преподобный Максим Кавсокаливит, сравнивая благодать и прелесть, высказывается в том смысле, что отличительным признаком благодати является особое состояние мира душевного с умилением и сокрушением о грехах. Человек исполняется кротостию и смирением, и душа его объята бывает радостию духовною. «Когда входит в человека благодать Святого Духа, – говорит он, – то собирает ум его и делает его внимательным и смиренным, приводит ему на память и грехи его, будущий Суд и вечное мучение, душу его исполняет сокрушенным умилением и подвергает к плачу и слезам, очи его делает кроткими и полными слез, и чем более сближается с человеком, тем более умиротворяет душу его и утешает святыми страданиями Господа нашего Иисуса Христа и беспредельным Его человеколюбием, и ум исполняет возвышенными созерцаниями недомыслимой силы Божией... Тогда ум человека восторгается Божеским оным светом и просвещается светом Божеского ведения, сердце делается тихим и кротким и обильно источает плоды Духа Святого – «радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, любовь, смирение» () и прочее, и душа его восприемлет неизреченное веселие» .

Наоборот же, когда человек подпал под влияние искусителя и находится в состоянии прелести, то ощущения его уже будут иные, противоположные указанным. Появляется сначала тонкое тщеславие, переходящее затем в гордость. Смирение и мир душевный у такового отсутствуют. «Когда злой дух прелести, – говорит преподобный Максим , – приближается к человеку, то возмущает ум его и делает диким, сердце ожесточает и омрачает, наводит боязнь, и страх, и гордость, очи извращает, мозг тревожит, все тело в трепетание приводит, призрачно пред очами показывает свет не светлый и чистый, а красноватый... и уста заставляет говорить слова непотребные и хульные; тот, кто видит сего духа прелести, большею частью серчает и исполнен бывает гнева, смирения совсем не знает, ни истинного плача и слез, но всегда хвастается своими хорошествами и тщеславится ими, когда без сдержанности и страха Божия поддается движениям страстей, наконец, выходит из ума и приходит в совершенную пагубу» .

Итак, человек, находящийся в состоянии прелести, прежде всего лишен душевного покоя и истинного умиления – этих верных признаков благодатного состояния духа. Кроме того, в нем отсутствуют три основных добродетели: смирение, любовь и милосердие, «без коих никто не узрит Господа» .

Чистою молитвою, без прелести, по словам святого Григория Синаита , будет та, во время которой «ум видится безвидным и ни себя, ни другого чего не представляющим даже на мгновение, будучи и от чувств отвлекаем действующим в нем светом. Ибо тогда ум делается отрешенным от всего вещественного и световидным, неизреченно во един дух с Богом сочетаваясь» .

Как говорит святой Исихий, это происходит вследствие того, что «всякий помысл воспроизводит в уме образ какого-либо чувственного предмета, ибо ассирианин (враг), будучи сам умною силою, не иначе может прельщать, как пользуясь чем-либо привычным для нас чувственным... И так как всякий помысл входит в сердце чрез воображение чего-либо чувственного (чувственное же мешает умственному), то Божественный свет Божества тогда уже начинает осиявать ум, когда он упразднится от всего и сделается совершенно безвидным (никакого вида и образа не представляющим). Ибо светлость оная проявляется в чистом уже уме, под условием оскудения его от всяких помышлений» .

Поэтому же и в житии преподобного Варсануфия, составленном Никодимом Агиоритом , где сообщается о том восхищении к Богу, которого преподобный удостаивался на молитве, подчеркивается, что возносился он к Богу «не на мечтательных крыльях мысли, но в неизреченной силе Духа, полагая восхождения к Богу в сердце своем» .

В соответствии с этим на всем протяжении «Добротолюбия» нигде не говорится о развитии мысленной, мозговой, энергии, так как это не только не нужно, но крайне вредно и даже опасно для молящегося, ибо приводит к гордости и падению. Весь центр тяжести полагается в развитии чувств сердца, потому что в духовной молитве, чистой от всяких представлений и воображений, интеллектуальная сторона не играет роли.

13.13. Опасность желания скорее стяжать высшие дары молитвы

Господствонадмыслямивсвоейголове…

«…У дверей грех лежит.Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним ».

Так Бог сказал огорчившемуся Каину, когда его мысли представляли собойкипящий котел. (Бытие).

Как помним из повествования Бытия, Каин отказался внять совету Господа.Не Каин управлял мыслями в своей голове, а его мысли взяли верх над ним…

Проблема «непокорных мыслей»известна многим.У нее куча названий, но, как правило, большинство склоняется к мнению «что-то в психике…». Здесьв блоге имеется уже две специальные статьи на тему «психики». Однако накапливающиеся вопросы от читателей, вынуждают вновь обратиться к ней.

Предваряя свой ответ, как и прежде, хочуподчеркнуть, что высказываю лишь свое личное понимание, настолько, насколько вижу в Священном Писании; как и пишу «об этом»только потому, что меня спрашивают.

Плохиемысли.

… «Онипохожи на клей.Егощелчком скидываешь с одного пальца, а он прилипает к другому. От нихне отцепишься…». Так один молодой человекохарактеризовал мысли,которые на него наваливались, и от которых он, привсемстарании, никак не мог избавиться.

… Другой читатель пишет: «…Эти все "навязчивые мысли" меня сильно измучили - состояние просто жуткое - не знаю, что делать…».

У человекасами собой, неожиданно, беспричинно в голове начали звучать ругательства на Бога. И так настойчиво, что ничем не получалосьих заглушить…

Заметим, что человек – верующий во Христа.

… Еще другой человек рассказывал, как, тоже внезапно, у него в голове стало твориться что-то непонятное. Мысли, одна страшнее другой, полезли толпами.Покоя, нормального мышления не было ни днем,ни ночью. Затем появилось неотвязное желание суицида. «Я испытывал такие муки, которые невозможно и описать», - говорил человек. И продолжал: «Если бы у меня был рак последней степени, наверное, мне было бы легче…». Похоже,человек понимал, что говорил. Несколько лет назад на его глазах умирал от рака близкий родственник. «Когда …… становилось невыносимо тяжело, мы вызывали «скорую». Она делалаукол, и……хоть на какое-то время успокаивался, даже засыпал. А мне, под натиском тех ужасных мыслей, ничего не помогало. И не помог бы никакой укол…», - продолжал рассказчик.

И это был также верующий человек.И не по форме верующий, а понимал смысл Учения Христа.

… Богобоязненная женщина, уже в годах,со слезами страха поведала: «К нам в гости приехал молодой, красивыйбрат во Христе, по возрасту моложе моих детей.Мы, всей семьей обедаем за столом, и он с намиобедает. На столе, среди прочего, лежит кухонный нож. Вдруг, в моей голове, ни с того, ни с сего настойчиво застучала мысль: «Возьми нож и воткни в него!..Давай!.. Делай!..». У меня буквально комок застрял в горле. Мысль звучала так навязчиво, неотвязно, что я, будучи не в силах от нее избавиться, почти бегом выскочила на улицу, чем, конечно, удивила всех.Они ведь не знали причины, почему я вдруг сорвалась с места…».

Я не случайно подчеркиваю, что такие делапроисходили с людьми верующими во Христа. О том, как оно бывает у неверующих – и говорить нечего. Навязчивые, злые, плохие, развратныемысли в наше время сделались явлением почти массовым. Так, во всяком случае,свидетельствуютспециалисты.

Тупикичеловеческойнауки…

Есть вопросы, которые медицине, всей человеческой науке решить не дано. Причина очень проста. Официальная линия науки в целом состоит в отрицании Божества, как и вообще – мира духов. Поэтому и объясненияученыхне могут не быть однобокими, ущербными по самой своей природе.И вот, на жалобы о страшных мыслях, от ученых люди слышат:Плохие мысли приходят потому, что ты не выспался, устал, или болен, или у тебя плохо работает кишечник...

Различных версий, которые предлагаются учеными невозможно и сосчитать. Но все они «суть едины»:Причина плохих мыслей кроется в материальном…

Относительно мыслей, которые человек воспринимает, как пришедшие к нему «из вне», человеческая медицинавообще высказывается с недоверием, называя их шизофренией. Человек прямо говорит: «Мне приказал сатана…». А наука отмахивается, мол, это галлюцинации, психика, бред. И – хоть кол на голове теши!

С таким подходом, чтодурные мысли есть лишь продукт нездорового организма, наука никогда не выберется из глубокой ямы, в которой находится.Поэтому доверять материалистическим врачам решение проблем с внутренним состоянием и мышлением, прямо скажем, крайне опрометчиво и опасно.

ЧтоговоритБиблия?

Священное Писание никак не отрицаетзначимость физического состояния человека.Библия недвусмысленно подчеркивает, что человек есть существо сначала материальное, а потом духовное.Физическое самочувствие играет важную роль. Здесь наука права. Ее беда лишь в том, что показав эту, одну сторону проблемы, наука ею ограничивается.

Но имеется, как минимум, еще две стороны данной проблемы. Ихи показывает Библия.

Унаследованный грех, «делаплоти»…

…Молодой человек влюбился в девушку, да так, что потерял аппетит, осунулся.У него остались одни глаза. Ни о чем другом он вообще не мог думать. Все мысли парняцеликом были заняты образомвозлюбленной.

Когда же, в результате подстроенной, хитройинсценировки-ловушки, он достиг своей цели, овладел телом девушки, точнее – изнасиловал ее, она ему, получившему свое,сразу же опротивела до ненависти. Написано: «…Потом возненавидел ее Амнон величайшею ненавистью, так что ненависть, какою он возненавидел ее, была сильнее любви, какую имел к ней…». (2 Царств 13 гл).

Читатели Библии знают, чем там все закончилось – гибелью насильника, и пожизненным горем несчастной девицы.

Спрашивается:Что с юношей было? Любовь? Это любовь так отшибала его мозги? По причине любви он худел и таял на глазах?

Нет! Любовью там, как говорится, и не пахло.Там господствовало необузданное желание, или,по-синодальному - похоть. От чего, или кого исходила похоть? От больного тела? От нехватки каких-то витаминов? От наплыва гормонов?

А может на юношу таким способом навалились бесы, духи злобы?

На подобные вопросы имеется один ответ:Все, что мучило того парня, исходило от него самого, точнее – от его греховной натуры. В Священном Писании такая, с позволения сказать «любовь» называется «дела плоти».

Дела плоти происходят не от болезни тела. Дела плоти порождаются от греха, живущего в человеке.«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» . (Галат. 5 гл)

Дела плоти невозможно списать ни на физические недуги, ни набесов. Мысли, даже навязчивые, как клей, мысли дел плоти- можно контролировать, и можно над ними господствовать.Они поддаютсяобузданию. Поэтому за дела плоти человек несет полную ответственность перед Богом.

Приходят, ломятсяплохиемысли…

Но Священное Писание показывает на еще один источник плохих, дурных мыслей. Речь идет о демоническом влиянии. Первый опытвпрыскивания человеку мыслей от беса описан в самом начале Бытия: «И сказал змей жене:…» . (Бытие 3 гл)

Еварадовалась прекрасной жизни в Божьем раю. Ее мысли были чисты и светлы. Вдруг, совершенно неожиданно Ева слышит: «Подлинно ли сказал Бог …». И – пошло, поехало…

С тех пор сатана различными способами постоянно пытается подкидывать людям свои мысли с целью спровоцировать их на преступление и нарушение Заповедей Бога.

«…Избавь нас от лукавого…»

Чтобыобезопасить свое мышление от влияния сатаны, прежде всего, необходимо иметь мир с Богом.

Затембольшое значение имеет правильная «диагностика». Если бы Ева знала, что с ней разговаривает не очаровательный зверек, а чудовищный злодей, имеющий целью погубить ее, если бы Ева это знала, вполне вероятно, что вряд ли бы она стала прислушиваться к тому, что услышала.

Для дьявола чрезвычайно важно, чтобы люди его не видели, не знали. Он тщательно скрывает свое подлинное лицо. Только так он может обманывать. Именно поэтому земная наука из кожи вон лезет, чтобы доказать, что плохие мысли, дескать, есть продукт больного физического тела человека, и только. Поступая так, наука, иногда и сама того не осознавая, работает на сатану.

Сегодня, когда нам, в принципе, известно все, когда у нас имеется Библия, разоблаченные злые духи подчас действуют, что называется, напролом. Они прямо, нагло, насильно давят на мысли.

Молитва!

После определения источника плохих мыслей, наступает черед молитвы. Молитва играет первостепенную роль.«…Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» ,- говорится в «Отче наш…». Вникнем, вдумаемся в слово «ИЗБАВЬ». Это не что иное, как настоящий крик.Возопиемк Богу. И Он избавит нас от лукавого, и от его дурных мыслей. Проверено!

Человек, о котором говорилось в начале статьи, что ему было хуже, чем раковому больному, избавился от своей напасти. Он избавился тогда, когда понял, ЧТО с ним происходило. А поначалу он сопротивлялся, говорил, что у него проблемы с психикой. И ходил он по разнымпсихолого-психиатрам. Те понавыписывали емусамые разные препараты. И он их принимал.А ему становилось хуже и хуже. Поворотным пунктом в его состоянии, пунктом, после которого у него начался процесс улучшения, стало его личное, глубинное осознание того, что с ним происходит. Как только он понял, что на него «наехали» демоны, он предметно стал молиться Богу, и, практически, в короткое время к нему вернулся сон и стабильный душевный покой. До тех пор, пока он колебался между «медицинской» и духовной версиями происходящего, он делался все мрачнее.

…И женщина больше не думает о том, как вонзить в кого-то нож…И мыслей таких нет. Господь помог ей.Избавиласьона от лукавого. А обратись она не к Богу, а к врачам с такой проблемой, что с ней было бы?..

Медицина много нам помогает. И жизни даже спасает. И мы благодарны врачам. Но, когда дело касается вопросов духовных, будет правильнее обращаться к Богу, к Тому, в чьей власти находятся все духи Вселенной.

По-видимому, вначале следует наладитьс Богомсвое личное взаимоотношение. Тогда никакие бесыне посмеют, не смогутприблизиться к вашему внутреннему состоянию.

Кфизическому здоровьюверующих людей злые силы могут получать некий доступ, чтобы насылать на них болезни. Это Господь иногда им позволяет. Например, праведный Иов тяжело заболел по прямому наваждению сатаны. Мы слышали, как он страшно мучился. Но мучился физически. А мышление у него не нарушалось. Бога обругать у него мысли не возникало. И даже, когда ему прямо предложилипохулить Бога,он этого не сделал.Еще мы читали, что кАпостолу Павлу, также по допущению Бога «прикасался» ангел сатаны, чтобы доставлять ему определенные физические мучения. А к духу праведника бесы притронуться не в силах, разве только сам он позволит…

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы свой «духовный дом»,сердце и ум оставались не наполненными Господом Иисусом Христом. Если вчеловеке не живет Христос, тогда непременно в него вселится кто-то другой, да еще и «с гоп-компанией».

«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находя говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел. И пришед находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого». (Луки 11:24-26).

Всем, когокасается такая проблема, необходимо провести тщательный самоанализ, чтобы выяснить, где и как он отошел от Бога,и где и как дал место дьяволу. И обратиться с покаянной молитвой к Богу. И добрый Господь непременно поможет.

«Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу». (2 Коринф. 10:4,5).

«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, - и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе». (Филиппийцам 4:6,7).

----------------------