Джим моррисон годы жизни. Биография моррисона джима

Джим Мо́ррисон (англ. Jim Morrison; полное имя Джеймс Ду́глас Мо́ррисон, англ. James Douglas Morrison; 8 декабря 1943, Мельбурн, Флорида - 3 июля 1971, Париж) - американский певец, поэт, автор песен, лидер и вокалист группы The Doors.

Считается одним из самых харизматичных фронтменов в истории рок-музыки. Моррисон известен как своим характерным голосом, так и своеобразностью собственной сценической фигуры, саморазрушительным стилем жизни и своим поэтическим творчеством. Журнал Rolling Stone включил его в список 100 величайших певцов всех времён.

Биография

Джим Моррисон родился в Мельбурне, штат Флорида, в семье будущего адмирала Джорджа Стивена Моррисона и Клары Моррисон (девичья фамилия Кларк).Также у Джима были брат Эндрю и сестра Энн. В Джиме были смешаны шотландские, английские и ирландские крови. Известно, что IQ Моррисона составлял 149.

В жизни военных часты переезды, и однажды, когда Джиму было всего четыре года, в штате Нью-Мексико произошло нечто, что впоследствии он описывал как одно из важнейших событий своей жизни: на дороге разбился грузовик с индейцами, и их окровавленные и больные тела вывалились из грузовика и валялись вдоль пути.

«Я впервые узнал смерть (…) я думаю, в тот момент души тех мертвых индейцев, может одного или двух из них, носились вокруг, корчась, и вселились в мою душу, я был как губка, с готовностью впитавшая их».

Джим провёл часть детства в Сан-Диего, Калифорния. В 1962 году он поступает в Государственный университет Флориды в Таллахасси. В январе 1964 года Моррисон переехал в Лос-Анджелес и поступил в UCLA на факультет кинематографии, где за время обучения снял два фильма. Джиму нравились такие исполнители, как Элвис Пресли, Фрэнк Синатра, The Beach Boys, Love и Kinks.

Университет

В Государственном университете Флориды в Таллахасси Джим изучал историю эпохи Возрождения, в частности творчество Иеронима Босха и актёрскую игру, играл в студенческих постановках пьес. После этого Джим учился на кинематографическом факультете Калифорнийского университета, но относился к учёбе не очень серьёзно, и больше интересовался вечеринками и алкоголем. В конце 1964 Джим на рождество приехал к родителям. Это был последний раз, когда он виделся с ними. Через несколько месяцев Джим написал письмо родителям, в котором сообщал, что хочет создать рок-группу. Но не нашёл понимания у отца, который ответил, что это неудачная шутка. После этого на вопрос о родителях Джим всегда говорил, что они умерли. Судя по всему, родители тоже прохладно относились к Джиму, потому что даже через много лет после его смерти отказывались комментировать творчество сына. Фильм, который был его выпускной работой не восприняли ни преподаватели, ни студенты. Джим очень это переживал, и даже хотел покинуть университет за две недели до окончания, но преподаватели отговорили его от этого решения.

The Doors

Учась в UCLA, Джим познакомился и подружился с Рэем Манзареком . Вместе они организовали группу The Doors . Через некоторое время к ним присоединились барабанщик Джон Денсмор и друг Джона, Робби Кригер . Кригер был представлен по рекомендации Денсмора и был затем включен в группу. The Doors взяли название группы из заголовка книги «The Doors of Perception» («Двери Восприятия») Олдоса Хаксли (ссылка на «открытие» «дверей» восприятия через употребление психоделиков). Хаксли, в свою очередь, взял заглавие своей книги из стихотворения английского поэта-визионера Уильяма Блейка: «If the doors of perception were cleansed, every thing would appear to man as it is, infinite» (рус. Если бы двери восприятия были чисты, всё предстало бы таким, как есть - бесконечным). Джим сказал друзьям, что он хочет быть этой «дверью восприятия». Название группы было принято единогласно.

Группа начала выступать по местным кабакам и их выступления были откровенно слабыми, отчасти из-за дилетантизма музыкантов, отчасти от робости Джима Моррисона: поначалу он даже стеснялся поворачиваться лицом к публике и пел спиной к залу. Кроме того Джим часто приходил на выступления нетрезвым. К счастью для группы, у них была армия девушек-поклонниц, и очередной «последний раз» рассерженного владельца клуба оборачивался звонками девиц с вопросами когда же они снова увидят «того волосатого парня». Через полгода у группы появилась возможность выступать в лучшем клубе на Сансет Трип - «Whisky-A-Go-Go».

Вскоре группу заметил продюсер Пол Ротшильд с недавно открывшегося лейбла Elektra Records, выпускавшего до этого только джазовых исполнителей, который рискнул предложить Doors контракт (группа вошла в обойму Электры с такими гигантами, как Love). Первый сингл группы «Break On Through» вошёл в первую десятку американского хит-парада Billboard, а следующий, «Light My Fire» , занял в хит-параде первое место - крайне успешный дебют. Вышедший в начале 1967 года первый альбом «The Doors» также занял первое место в хит-параде и положил начало «дорзомании». Одна композиция альбома - The End задуманная как обычная прощальная песня, постепенно усложнялась, обрастая универсальными образами.

Джим Моррисон об этой песне спустя несколько лет после выхода альбома:

В дальнейшем судьба Джима представляла собой скоростной спуск по наклонной прямой: пьянство, аресты за непристойное поведение и драку с полицейскими, превращение из идола для девочек в толстого бородатого неряху. Всё больше материала писал Робби Кригер , все меньше - Джим Моррисон. Поздние концерты The Doors представляли по большей части переругивания пьяного Моррисона с публикой. В 1971 году рок-звезда отправляется со своей подругой Памелой Курсон в Париж - отдыхать и работать над книгой стихов. По официальной версии Моррисон умер 3 июля 1971 года в Париже от сердечного приступа, однако, настоящей причины его смерти никто не знает. Среди вариантов назывались: героиновая передозировка в парижском клубе Rock-n-Roll Circus, самоубийство, инсценировка самоубийства службами ФБР, которые тогда вели активную борьбу с участниками движения хиппи и прочее. Вокруг его смерти до сих пор ходят слухи. Единственный человек, который видел смерть певца - подруга Моррисона, Памела . Но она унесла тайну его смерти с собой в могилу, так как скончалась от передозировки наркотиков три года спустя. Джим Моррисон похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез . Его могила стала местом культового поклонения фанатов, исписывающих соседние могилы надписями о своей любви к кумиру и строчками из песен The Doors .

В 1978 году был выпущен альбом An American Prayer : незадолго до смерти Моррисон надиктовал свои стихи на магнитофон, а музыканты The Doors наложили на стихи музыкальное сопровождение. Песня The End вошла в фильм Ф. Ф. Копполы «Апокалипсис сегодня» (1979).

"Я вижу себя огромной огненной кометой, летящей звездой. Все останавливаются, показывают пальцем и шепчут в изумлении «Посмотрите на это!» А потом - фьють, и меня уже нет. И больше они никогда не увидят ничего подобного и никогда не смогут меня забыть. Никогда."

8 декабря 1943 года родился Джеймс Дуглас Моррисон - американский поэт, певец, автор песен, фронтмен группы The Doors.

  1. В школе одной из любимых шуток Джима Моррисона было притворно потерять сознание на лестничной площадке и лежать, создавая толчею. Это называлось «большая шутка Джимми».
  2. Джим Моррисон начал сочинять стихи в пятом или шестом классе, при этом он никогда не занимался пением и «даже не помышлял об этом». Зато он очень много читал, и для своего возраста был чрезвычайно начитан. На него повлияла философия Ф. Ницше, особенно рассуждения об апполоническом и дионисийском началах в искусстве, а также творчество одного из самых беспокойных французских поэтов - Артюра Рембо. Своё влияние оказали французские экзистенциалисты и, конечно, американские битники - Керуак, Гинзберг и Ферлингетти.
  3. Преподаватель английского у Моррисона в старшей школе вспоминал: «Джим читал, пожалуй, больше любого ученика в классе. Но все, что он читал, было так необычно, что я просил другого преподавателя (который посещал библиотеку Конгресса) проверять, действительно ли существуют названные Джимом книги. Я подозревал, что он их просто выдумывает - это были книги по английской демонологии 16-17 веков. Я о них никогда не слышал - но они существовали, и по его докладу я понял, что он действительно читал их» .
  4. Многие источники сообщают, что Джим Моррисон был обладателем очень высокого IQ - 149. Для сравнения: показатели 110-119 - это средний уровень интеллекта, а 120-129 – высокого. Джим рос в семье военного, и Моррисоны часто переезжали. В каждой новой школе мальчик проходил новые тесты, и, по-видимому, среди них был и тест Айзенка на IQ.
  5. Джим Моррисон известен всем как «Король-ящерица» - так он назвал себя в стихотворении "The Celebration of the Lizard", позже исполнявшемся под музыку. Любовь к пресмыкающимся появилась у музыканта еще в детстве, когда в 1955 году семья Моррисонов переехала в Альбукерке, штат Нью-Мексико. Дом располагался на границе с пустыней, поэтому Джимми много времен проводил там, наблюдая и охотясь за ящерицами, змеями и броненосцами. Они настолько поразили его, что он стал считать ящериц своим тотемом.
  6. Существует предположение о том, что Джим Моррисон мог встречаться с Карлосом Кастанедой - выпускником Калифорнийского университета, как и он сам. Кастанеда изучал антропологию и защитил диссертацию, ставшую бестселлером 1968 года и библией контркультуры - «Учение Дона Хуана: Путь знания индейцев яки». Книга рассказывала о знакомстве Кастанеды с индейцем племени яки, который провел его через многие шаманические практики. Действительно ли Моррисон знал Кастанеду - неизвестно, но шаманизмом музыкант действительно увлекался.
  7. Джим Моррисон - один из самых популярных поэтов в Америке, если основываться на данных о продажах его книг.
  8. После успеха сингла “Light My Fire” Джим Моррисон купил себе черно-синий «Форд Мустанг Shelby GT 500», получивший прозвище «Голубая леди». Он любил разъезжать на нем по извилистой Маллхоланд-Драйв и каньонам в горах – будучи в состоянии опьянения. Друзья также знали, что Моррисон любил пошутить над своими пассажирами, на всей скорости съезжая вниз по улицам по встречной полосе. Друг Моррисона Бэйб Хилл вспомнил, как однажды музыкант повредил мустанг, въехав в бордюр: «Мы были прямо позади полицейского департамента в Беверли-Хиллз. Пришлось вызывать эвакуатор и такси. Брюхо просто снесло. Я держался как мог и повторял: "Ну вот, мы умрем"» .
  9. Одна из самых знаменитых песен The Doors - "The End" - была написана после расставания с девушкой, но затем ее смысл постоянно менялся и расширялся. «...я вполне могу себе представить ее и как прощание со своего рода детством. ...Я думаю, песня достаточно сложна и универсальна в своей образности. Настолько, что она может значить все, что хотите» , - сказал Моррисон в одном из интервью. Рэй Манзарек добавил от себя: «Джим дал голос рок-н-ролльному выражению эдипового комплекса, в то время широко обсуждавшегося явления из психоанализа Фрейда. Он не имел в виду, что на самом деле хотел сделать что-то с отцом и матерью. Он переигрывал греческую драму. Это был театр!»
  10. Однажды в интервью Джима Моррисона спросили, что он думает о Led Zeppelin: «Честно говоря, я не слушаю рок-н-ролл, так что я их не знаю. Обычно я слушаю классическую музыку, Пегги Ли, Фрэнка Синатру и Элвиса Пресли» . Однако Моррисону нравился Игги Поп из The Stooges, Элис Купер и прочие «шокирующие других людей» музыканты.
  11. За свою жизнь Джим Моррисон арестовывался полицией по крайней мере одиннадцать раз. Среди обвинений – нарушение общественного порядка и непристойное поведение, общественное пьянство, сопротивление при аресте, обнажение и употребление ненормативной лексики на публике. Моррисон стал первым в истории музыкантом, которого арестовали прямо на сцене - это произошло 9 декабря 1967 года в Нью Хэйвене, Коннектикут.
  12. В декабре 1967 года пьяный Моррисон упал со сцены в Shrine Auditorium. Перед этим он честно предупредил группу: «Я собираюсь упиться до такой степени, до какой только могу, и перестать отвечать за что-либо. Феномен воплотится через меня, пока я буду пьян» .
  13. По вспоминаниям близкого друга Моррисона Бэйба Хилла, музыкант довольно рано встал на путь саморазрушения, напиваясь так, словно хотел умереть. Бэйб Хилл назвал его состояние «апатией по отношению к будущему». «Он воспринимал себя как некоего абсолютного автостопщика - без будущего или прошлого, без настоящего, без надежды или каких-нибудь подобных вещей. Существующего в абсолютном текущем моменте или вроде того» .
  14. По официальной версии, Джим Моррисон скончался в ночь со 2-го на 3 июля 1971 года от сердечной недостаточности, вызванной предположительной передозировкой героина. В смерти музыканта много неясного, поэтому до сих пор возникают версии о том, как это случилось. 1 августа 2014 года певица Марианна Фэйтфул заявила, что в далеком 1971 году ее парень - наркоторговец Жан де Бретейл - убил Моррисона, продав ему дозу слишком сильного героина.
  15. После смерти Джима Моррисона Рэю Манзареку снился один и тот же сон о том, что тот благополучно вернулся из Франции – отдохнувшим, завязавшим с наркотиками и алкоголем. Рэй спрашивал, что Джим делал, где был и работал ли над новым материалом – но до того, как получить ответ, просыпался. Как оказалось, Робби Кригеру снилось то же самое.

Джим Моррисон (Jim Morrison), полное имя Джеймс Дуглас Моррисон (James Douglas Morrison). Родился 8 декабря 1943 года в Мелборне, Флорида - умер 3 июля 1971 года в Париже. Американский певец, поэт, автор песен, лидер и вокалист группы The Doors.

Считается одним из самых харизматичных фронтменов в истории рок-музыки. Моррисон известен как своим характерным голосом, так и своеобразностью собственной сценической фигуры, саморазрушительным стилем жизни и своим поэтическим творчеством. Журнал Rolling Stone включил его в список 100 величайших певцов всех времён.


Джим Моррисон родился в Мелборне, штат Флорида, в семье будущего адмирала Джорджа Моррисона (1919-2008) и Клары Моррисон (девичья фамилия Кларк, 1919-2005). Также у Джима были брат Эндрю и сестра Энн. В Джиме были смешаны шотландская, английская и ирландская кровь. Ещё со школьной скамьи Моррисон начал интересоваться трудами Артюра Рембо, Уильяма Блейка, . Известно, что IQ Моррисона составлял 149 .

В жизни военных часты переезды, и однажды, когда Джиму было всего четыре года, в штате Нью-Мексико произошло нечто, что впоследствии он описывал как одно из важнейших событий своей жизни: на дороге разбился грузовик с индейцами, и их окровавленные и больные тела вывалились из грузовика и валялись вдоль пути.

Моррисон считал этот случай самым значимым в его жизни, возвращался к нему в стихах, интервью, в песнях «Dawn’s Highway», «Peace Frog», «Ghost Song» из альбома An American Prayer, а также «Riders on the Storm». Джим провёл часть детства в Сан-Диего, Калифорния.

В 1962 году он поступает в Государственный университет Флориды в Таллахасси. В январе 1964 года Моррисон переехал в Лос-Анджелес и поступил в UCLA на факультет кинематографии, где за время обучения снял два фильма. Джиму нравились такие исполнители, как Элвис Пресли, Фрэнк Синатра, The Beach Boys, Love и Kinks.

В Государственном университете Флориды в Таллахасси Джим изучал историю эпохи Возрождения, в частности творчество Иеронима Босха и актёрскую игру, играл в студенческих постановках пьес. После этого Джим учился на кинематографическом факультете Калифорнийского университета, но относился к учёбе не очень серьёзно, и больше интересовался вечеринками и алкоголем.

В конце 1964 Джим на рождество приехал к родителям. Это был последний раз, когда он виделся с ними. Через несколько месяцев Джим написал письмо родителям, в котором сообщал, что хочет создать рок-группу. Но не нашёл понимания у отца, который ответил, что это неудачная шутка. После этого на вопрос о родителях Джим всегда говорил, что они умерли. Судя по всему, родители тоже прохладно относились к Джиму, потому что даже через много лет после его смерти отказывались комментировать творчество сына.

Фильм, который был его выпускной работой, не восприняли ни преподаватели, ни студенты. Джим очень переживал и даже хотел покинуть университет за две недели до окончания, но преподаватели отговорили его от этого решения.

Учась в UCLA, Джим познакомился и подружился с Рэем Манзареком. Вместе они организовали группу The Doors.

Через некоторое время к ним присоединились барабанщик Джон Денсмор и друг Джона, Робби Кригер. Кригер был представлен по рекомендации Денсмора и был затем включен в группу.

The Doors взяли название группы из заголовка книги «The Doors of Perception» («Двери Восприятия») Олдоса Хаксли (ссылка на «открытие» «дверей» восприятия через употребление психоделиков). Хаксли, в свою очередь, взял заглавие своей книги из стихотворения английского поэта-визионера Уильяма Блейка: «If the doors of perception were cleansed, every thing would appear to man as it is, infinite» («Если бы двери восприятия были чисты, всё предстало бы таким, как есть - бесконечным»). Джим сказал друзьям, что он хочет быть этой «дверью восприятия». Название группы было принято единогласно.

Группа начала выступать по местным барам и их выступления были откровенно слабыми, отчасти из-за дилетантизма музыкантов, отчасти от робости Джима Моррисона: поначалу он даже стеснялся поворачиваться лицом к публике и пел спиной к залу. Кроме того Джим часто приходил на выступления нетрезвым. К счастью для группы, у них была армия девушек-поклонниц, и очередной «последний раз» рассерженного владельца клуба оборачивался звонками девиц с вопросами когда же они снова увидят «того волосатого парня». Через полгода у группы появилась возможность выступать в лучшем клубе на Сансет Стрип - «Whisky-A-Go-Go».

Вскоре группу заметил продюсер Пол Ротшильд с недавно открывшегося лейбла Elektra Records, выпускавшего до этого только джазовых исполнителей, который рискнул предложить Doors контракт (группа вошла в обойму Электры наряду с такими гигантами, как Love).

Первый сингл группы «Break On Through» попал на 126 место хит-парада Billboard, но эту относительную неудачу с лихвой окупил следующий - «Light My Fire» - возглавивший чарты. Вышедший в начале 1967 года первый альбом «The Doors» также занял первое место в хит-параде и положил начало «дорзомании». Одна композиция альбома - The End задуманная как обычная прощальная песня, постепенно усложнялась, обрастая универсальными образами.

Употребление галлюциногенов, в частности LSD, оказало непосредственное влияние на творчество Моррисона и Doors: мистицизм и шаманизм стали частью сценического акта. «I am a Lizard king. I can do anything» - сказал про себя Джим в одной из песен («Я король ящериц. Я могу все»). Группе The Doors удалось стать не только музыкальным явлением, но и культурным феноменом. В звучании группы отсутствовал бас, упор был сделан на гипнотические органные партии и (в меньшей степени) оригинальные гитарные партии. Однако популярности The Doors во многом способствовала уникальная харизматичная личность и глубокая лирика их лидера Джима Моррисона.

The Doors - Riders on the Storm

Моррисон был чрезвычайно эрудированным человеком, увлекался философией Ницше, культурой американских индейцев, поэзией европейских символистов и многим другим. В 1970-м году Джим женился на практикующей ведьме Патриции Кеннили; свадьба была проведена по кельтскому колдовскому ритуалу. В наше время в Америке Джима Моррисона считают не только признанным музыкантом, но и выдающимся поэтом: его иногда ставят в один ряд с Уильямом Блейком и Артюром Рембо. Моррисон привлекал поклонников группы своим необычным поведением. Он вдохновлял молодых бунтарей той эпохи, а загадочная смерть музыканта ещё более мистифицировала его в глазах поклонников.

В дальнейшем судьба Джима представляла собой скоростной спуск по наклонной плоскости: пьянство, аресты за непристойное поведение и драку с полицейскими, превращение из идола для девочек в толстого бородатого неряху. Всё больше материала писал Робби Кригер, всё меньше - Джим Моррисон. Поздние концерты «The Doors» представляли по большей части переругивание пьяного Моррисона с публикой; это выводило участников группы из себя.

Весной 1971 года рок-звезда отправляется со своей подругой Памелой Курсон в Париж - отдыхать и работать над книгой стихов.

По официальной версии Джим Моррисон умер около 5 часов утра 3 июля 1971 года в IV округе Парижа в ванной комнате съемной квартиры дома № 17 на улице Ботрейи (фр. rue Beautreillis) от сердечного приступа. По словам его старого друга Алена Роне (фр. Alain Ronay), специально приехавшего в Париж для встречи с Моррисоном, за день до смерти Джим выглядел неважно и жаловался на плохое самочувствие.

Они прогулялись по городу, купили в магазине кулон для Памелы, и зашли в кафе, где пообедали. После этого посетили киномагазин и взяли несколько плёнок. Во время прогулки у Моррисона несколько раз сильно кружилась голова, и случилось несколько приступов икоты. Около 17 часов они вернулись назад на квартиру музыканта. Посидев в гостях ещё час, Роне покинул друга, оставив его в одном из парижских кафе, и направился на важную встречу.

В кафе Джим заказал себе три бутылки пива; выпив их, около 19 часов он отправился в кино с Памелой Курсон. Они посмотрели фильм «Погоня» с Робертом Митчемом в главной роли и около 22 часов вернулись в свою квартиру. Около часа ночи 3 июля Курсон и Моррисон приняли героин. Однако годы частого употребления алкоголя и наркотиков сильно подорвали его здоровье, и около 3:30 утра у спящего Моррисона от слишком большой дозы героина начались сильные конвульсии и рвотные реакции.

Памеле удалось привести его в чувство и она предлагала ему позвонить в скорую помощь, но Джим отказался. После чего Курсон ушла спать. Что происходило дальше - неизвестно, но около 5 утра Памела обнаружила Моррисона в ванной комнате в горячей воде, он уже не дышал. После приезда скорой помощи и полиции на полу ими были обнаружены следы того, что Моррисона перед смертью сильно рвало кровью и на его лице присутствовали следы носового кровотечения.

Вскрытие тела Моррисона согласно французским законам не проводилось; его похоронили на следующий день. В свидетельстве о смерти написано, что смерть наступила между 4:45 и 5 часами утра 3 июля 1971 года в бессознательном состоянии от острой сердечной недостаточности, вызванной предположительно передозировкой героина. Это породило множество альтернативных версий смерти Моррисона, распространившихся среди фанатов.

Однако, настоящей причины его смерти никто не знает.

Среди вариантов назывались: героиновая передозировка в мужском туалете парижского клуба Rock-n-Roll Circus или в соседнем кабаре Alcazar (версия Джерри Хопкинса и Дэнни Шугермана), самоубийство, инсценировка самоубийства службами ФБР, которые тогда вели активную борьбу с участниками движения хиппи и прочее.

Вокруг его смерти до сих пор ходят слухи. Британская рок-певица Марианна Фейтфулл заявила, что драгдилер и ее бывший бойфренд Жан де Бретей несет ответственность за смерть Джима Моррисона. По словам Фейтфулл, де Бретей дал певцу героин, действие которого было слишком сильным, и это стало причиной смерти Моррисона. Она заявила, что тогда де Бретей «пришел к Моррисону, чтобы повидаться с ним, и убил его». Фейтфулл при этом выразила уверенность в том, что это был несчастный случай. Единственный человек, который видел смерть певца - подруга Моррисона, Памела. Но она унесла тайну его смерти с собой в могилу, так как скончалась от передозировки наркотиков три года спустя.

Джим Моррисон похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез. Его могила стала местом культового поклонения фанатов, исписывающих соседние могилы надписями о своей любви к кумиру и строчками из песен The Doors.

В 1978 году был выпущен альбом An American Prayer: незадолго до смерти Моррисон надиктовал свои стихи на магнитофон, а музыканты The Doors наложили на стихи музыкальное сопровождение. Песня «The End» вошла в фильм Ф. Ф. Копполы «Апокалипсис сегодня» (1979).

«Я вижу себя огромной огненной кометой, летящей звездой. Все останавливаются, показывают пальцем и шепчут в изумлении „Посмотрите на это!“. А потом - фьють, и меня уже нет. И больше они никогда не увидят ничего подобного и никогда не смогут меня забыть. Никогда»

Моррисон входит в так называемый «Клуб 27». По свидетельству Кригера и Денсмора, когда участники The Doors обсуждали смерти Джими Хендрикса и Дженис Джоплин, Моррисон обронил: «Возможно, вы пьёте с „номером три“».

Моррисон снял авторский короткометражный фильм «Американская пастораль» (HWY: An American Pastoral, 1969), где исполнил главную роль. В сотрудничестве с Фрэнком Лисиандро - документальный фильм о группе, названный Feast of Friends (1970).

В 1991 году режиссёр снял художественный фильм «Дорз», в котором роль Джима сыграл Вэл Килмер.

В 2010 году режиссёр Том Дичилло снял документальный фильм When You"re Strange, который позиционируется как «Истинная история The Doors» и фильм «анти-Оливера Стоуна».

Интересные факты про Джима Моррисона:

В 1970-х годах палеонтолог Рассел Сайокон (США) совершил переворот в науке, обнаружив в Мьянме останки гигантской ящерицы, достигавшей 180 см в длину и весившей около 30 кг. Эта самая крупная в мире травоядная ящерица была названа Barbaturex morrisoni в честь Джима Моррисона, певшего когда-то: «Я король ящериц. Я могу все».

На своей языческой свадьбе Джим Моррисон и Патриция Кеннили-Моррисон обменялись кольцами Кладда. Изображение колец включено в обложку мемуаров Кеннили-Моррисон, Strange Days: My Life With and Without Jim Morrison, они видны на многих её фотографиях.

В книге писателя Саймона Грина «Город, где умирают тени» Джим Моррисон - один из ключевых героев, вернувшийся из мертвых и способный своей музыкой завораживать окружающих.

В романе Стивена Кинга «Противостояние» один из главных героев рассказывает, что видел Джима Моррисона (после его смерти), когда подрабатывал на заправочной станции.

В книге Мика Фаррена «Джим Моррисон после смерти» Джим - главный герой, разбирающийся в хитросплетениях послесмертия.

В сборнике Дикие Карты под редакцией Дж. Р. Р. Мартина, в новелле Виктора Милана «Преображения» («Transfigurations») легко угадываются группа The Doors и Джеймс Дуглас Моррисон (переименованные писателем в Destiny и Тома Мэриона Дугласа соответственно). Под воздействием инопланетного вируса Моррисон-Дуглас получает ауру, дающую ему возможность с повышенной силой воздействовать на эмоции слушателей, а также периодически изменяющую его облик на образ человека со змеиной головой («Короля Ящериц»).

В фильме Смерть ей к лицу Джим Моррисон среди клиентов Лизл, которые обладают даром бессмертия.

В фильме Американский оборотень в Париже присутствует сцена секса на могиле Моррисона, на кладбище Пер-Лашез.

В фильме Изгой герой Тома Хэнкса торжественно поет «Come on, baby, light my fire», когда ему удалось раздобыть огонь.

В компьютерной игре World of Warcraft существует босс Lord Serpentis, который произносит фразу «I am the Serpent King, I can do anything».

В компьютерной игре Postal 2 главный герой при использовании кошачьей мяты произносит фразу «Yes, baby, I’m the Lizard King!».

У шотландской пост-рок-группы Mogwai есть композиция под названием «I’m Jim Morrison, I’m Dead».

У группы Radiohead есть упоминание о Моррисоне в песне «Anyone Can Play Guitar» - «Grow my hair I am Jim Morrison».

У группы The 69 Eyes есть упоминание о Моррисоне в песне «Wasting The Dawn» - «Where the lizard lingers long under the sun Forgetting the night darkest july paris "71».

У группы 5"nizza есть упоминание о Моррисоне в песне «Ушедшим слишком рано».

В песне группы Tracktor Bowling «Outside» Моррисон упоминается в перечислении имён великих людей («Жертвы своих идей, что пронзили мир насквозь: Моррисон и Кобейн, Леннон, Сид Вишез или Христос»).

В первую десятку персон, попавших на обложку журнала Rolling Stone, входят следующие:

1. Джон Леннон
2. Тина Тернер
3. The Beatles
4. Джими Хендрикс, Донован и Отис Реддинг

6. Дженис Джоплин
7. Джимми Хендрикс
8. The Monterey International Pop Music Festival
9. и Пол Маккартни
10. Эрик Клэптон

В 1967 году Моррисон едва не снялся в порнографическом фильме Энди Уорхола «Я, мужчина», но его отговорили администраторы «The Doors».

В фильме «Мир Уэйна 2» главному герою в момент пребывания без сознания, является Джим Моррисон в пустыне, в качестве духовного наставника.


Последнее лето в Париже

Да, о “сумасшедшем” солисте “Дверей” — так переводится название группы “The Doors” — всегда ходили самые невероятные слухи. Поэтому, когда утром 3-го июля 1971 года менеджера группы Билла Сиддонса в очередной раз известили о смерти Джима Моррисона, он буквально взвился: “Ну хватит об этом!”. Он уже привык к тому, что Моррисон регулярно “умирал” каждый уик-енд. Это стало чем-то вроде привычной шутки – каждый понедельник Билл приветствовал Джима примерно так: “Да ты, кажется, умер!”. А Джим ему отвечал: “Опять? А как на этот раз?”. Однажды прошел слух, что он ослеп; потом умер от передозировки наркотиков; на следующий день погиб в автокатастрофе, а затем попал в сумасшедший дом и ему ампутировали обе ноги.

Но последнее известие не было очередным блефом и вынудило Билла Сиддонса вылететь в Париж (именно там музыкант проводил свое последнее лето). 6 июля на квартире, которую снимал Джим, менеджер нашел его заплаканную подружку Памелу, заколоченный гроб и готовое свидетельство о смерти. В нем сообщалось, что Джеймс Дуглас Моррисон умер 3-го июля 1971 года от сердечного приступа, осложненного удушьем. Похороны, в которых принимали участие только 5 человек — самые близкие друзья, состоялись 7 июля во второй половине дня на кладбище “Пэр Лашез”. Ни родственники, ни трое других музыкантов группы “Дорз” не были приглашены.

Широкую общественность вообще известили о произошедшем только 10 июля, когда Сиддонс сделал специальное заявление для прессы: 3 числа рано утром Джим вернулся домой с киносеанса, у него началось кровохарканье, и он собрался принять ванну. Через некоторое время его подруга Памела Курсон обнаружила музыканта уже мертвым и вызвала врача, который констатировал смерть. Но никто не воспринял заявление Сиддонса всерьез – ведь эта “официальная” версия появилась только спустя неделю после смерти, а этого времени вполне достаточно, чтобы сочинить какую-нибудь историю. К тому же, трудно было представить себе такую “заурядную” обывательскую кончину, зная характер и привычный образ жизни Моррисона.

Жизнь, несовместимая с жизнью

Джеймс Дуглас Моррисон появился на свет около 11 утра 8 декабря 1943 года в Мельбурне (США). Его отец, Джордж Стивен Моррисон, будущий контр-адмирал ВМФ, почти сразу же после рождения сына отбыл на войну — в разгаре была Вторая мировая. Первые 3 года своей жизни Джим видел только мать, но и после окончания войны папа был слишком занят работой, чтобы уделять время воспитанию ребенка. Семья непрестанно “кочевала” по всей стране, вслед за новыми и новыми назначениями, которые получал отец. Джим, выросший практически без мужской руки, получил не слишком приятные черты характера, не знал дисциплины, был капризен и своенравен.

Занятия в школе совершенно не интересовали мальчика, зато еще в 5-м классе он начал писать стихи. После школы, проучившись по настоянию родителей всего год в университете, Джим сбежал оттуда, поступив в “кинематографический”, где так и не смог защитить диплом. Но именно там, он начал свою музыкальную карьеру, “сколотив” вместе с еще тремя парнями рок-группу “Дорз”.

Не стоит и говорить о том, что путь молодых талантов, к славе не был простым, однако уже весной 1967 года – спустя полтора года после основания группы – они выпустили свой первый альбом, перевернувший устои рок-музыки и ставший суперпопулярным. И капризная Слава, единожды осенив их своим крылом, уже не покидала никогда.

Правда, при всей уникальности музыки “Дорз”, их образ жизни ничем не отличался от того, каким жили большинство рок-музыкантов шестидесятых. Поколение нонконформистов, презиравшее ханжество и социальные устои послевоенной Америки, воспевало либерализм и свободную любовь, символами которых были алкоголь и наркотики. Они раскрепощали, высвобождая бессознательные, почти животные силы. Они помогали музыкантам творить шедевры, обладающие поистине нечеловеческой силой воздействия на слушателя. Но были несовместимы с понятиями долгой жизни и спокойной старости.

Джим тоже крепко “подружился” и с алкоголем, и с наркотиками, едва оторвавшись от родителей, из-за этой дружбы группа частенько оставалась без работы. Моррисон мог запросто не явиться на выступление или запись. А являясь практически всегда был пьян или “под кислотой”. Трезвым его видели редко. Но даже, если бы Джим Моррисон и вел благопристойную праведную жизнь, трудно было бы представить, что он только в старости встретит Ту, которую воспевал всю жизнь.

Вкус смерти

От начала до конца своей короткой, но блестящей карьеры Джим Моррисон писал о смерти, говорил о смерти и изображал смерть на сцене. Его шедевр, зловещая, шаманская композиция «The End» («Конец») полностью посвящена смерти, которой веет от всех его стихов и от потусторонней музыки “Дорз”.

Каждый, кто знал Моррисона, признавал, что на нем лежала печать ранней гибели и постоянное ее предвкушение.

Пожалуй, самое главное событие в жизни Джима произошло еще в детстве, навсегда изменило мир и магически врезалось в память: семья Моррисонов ехала по дороге из Альбукерке в Санта Фе, когда они стали свидетелями большой автокатастрофы. По всей дороге валялись окровавленные люди, и хотя 4-летний мальчуган видел трагедию только издали, он почувствовал, как нервничают родители, и впервые ощутил страх, впервые увидел, что такое смерть…и она стала манией всей его жизни. “Я не хочу умереть во сне, или в старости, или от передозировки, я хочу ощутить, что такое смерть, попробовать её на вкус, почувствовать её запах. Смерть даётся только однажды; я не хочу пропустить её” — так говорил сам Моррисон.

А его выступления обладали совершенно потусторонней магической энергетикой, дававшей ему полную власть над слушателями. Он не был просто “вокалистом”, он всегда разыгрывал на сцене настоящую мистерию: танцевал, представлял, жил. Его называли “шаманом” и “магом”, Джим мог заставить гигантский стадион слушать его, даже если он шёпотом произносил всего лишь пару слов.

Звезды подтверждают “шаманское” призвание Джемса Дугласа Моррисона, ведь самая далекая от Земли и самая магическая планета Плутон является потрясающе сильной в его гороскопе. Плутон расположен во Льве, знаке своей экзальтации (т.е. максимального проявления) и соединяется с Северным узлом Луны, привносящим элемент фатальности во все события. Кроме того, Плутон взаимодействует со Светилами – с Солнцем (Стрелец, XI дом) и Луной (Телец, III дом), и является энергетическим фокусом всего гороскопа, “стягивая на себя” влияния большинства планет. Именно Плутон, управляющий царством мертвых, раскрасил жизнь Моррисона “в оттенки смерти”, научил прекрасно чувствовать энергию толпы (она тоже находится под влиянием Плутона) и управлять ею.

Венера, будучи самой высокой планетой в натальной карте, предопределила его музыкальную карьеру. Но она также “подчиняется” Плутону – расположена в 1-м градусе Скорпиона. Можно сказать, что Моррисон был магом, который воздействовал на слушателей через музыку (Плутон находится в VII доме, отвечающем за публику). Само название группы “Двери” Джим объяснял так: “Двери, отделяющие известное от неизвестного”, то есть буквально “двери в мир иной”. И, эти двери распахнулись так широко, что оставаться надолго в этом мире Моррисон уже не смог. Плутон слишком много дал ему и взамен потребовал расплатиться жизнью.

За год до своей смерти он женился на настоящей ведьме, служившей культу Большой Матери (кстати, это тоже ипостась Плутона). В день летнего солнцестояния 1970 года, Джим потерял сознание, когда выводил своё имя кровью, согласно венчальному обряду кельтов. Через пару месяцев молодожены расстались, но Моррисон прожил всего год с момента того “кровавого” венчания.

Смертельная таинственность

Таинственные обстоятельства ухода Джима Моррисона до сих пор не дают покоя миллионам его поклонников: Почему так камерно были “обставлены” похороны? Почему запоздало заявление для прессы? Почему медицинское заключение сделано без вскрытия, а французская полиция, известная своей дотошностью, не зафиксировала факт смерти музыканта? Да и умер ли он вообще – ведь на похоронах гроб был заколочен, и кроме подруги Памелы и друга Алана Ронея, никто не видел тела Джима? Кстати, исчезновение Джима в июле 1971 года было бы, действительно, очень выгодно ему самому. В то время должно было состояться судебное разбирательство, по которому ему предстояло провести полгода в тюрьме за крайне непристойное поведение на одном из концертов. Среди некоторых поклонников “Дорз” до сих пор бытует убеждение, что Джим вовсе не умер, а где-нибудь скрывается.

Гороскоп же его сразу отвергает это предположение: с учетом сильнейшего положения Плутона, о котором мы уже сказали выше, Моррисон просто не смог бы существовать без концертного “шаманства” и без коллективной энергетики, тихо доживая свой век в безвестности.

Причины гибели в натальной карте нашего героя обозначают две планеты – Меркурий (в Козероге в XII доме, он управляет VIII-м домом смерти) и Нептун (в Весах, в VIII доме), составляющие между собой аспект квадрата. Они указывают, что кончина может быть окутана тайной, связана с любопытством (Меркурий), ошибкой, одурманиванием, отравлением, алкоголем или наркотиками (Нептун). Сам Моррисон утверждал, что с помощью алкоголя и наркотиков он пытается “раздвинуть границы сознания и познать неизвестное”. Правда, к концу жизни уже хотел избавиться от этой тяги “к неизвестному”, но было поздно.

По одному из слухов, подруга и свидетельница последних часов его жизни Памела Курсон перед смертью дала попробовать Джиму “коричневый сахар” (мексиканский героин), от которого он и скончался. Другой слух утверждает, что Джим покупал для Памелы, давно сидевшей на игле, “смэк” или “китайский белый героин” в одном из парижских клубов и погиб, приняв из любопытства слишком большую дозу. Биографы “Дорз” не признают ни одну из этих версий, считая их бездоказательными. К тому же единственная свидетельница уже отправилась вслед за Джимом в царство Плутона: Памела погибла в 1974 году от передозировки “китайского белого”, “отметив” покупкой очередной дозы полученное от Джима наследство.

Но самое главное – звездное — свидетельство говорит в пользу этих версий. Гороскоп Джима Моррисона позволяет нам утверждать, что он, действительно, пал жертвой очень большой дозы алкоголя или наркотиков. Кроме того, звезды говорят, что именно июль 1971 года должен был стать роковым в жизни музыканта. Буквально во всех астрологических методах прогноза: дирекциях, медленных прогрессиях и транзитах, планеты, ответственные за катастрофические ситуации (Марс, Сатурн, Уран, Плутон) делают аспекты к вершине дома смерти в это время. Шансы избежать гибели слишком малы.

Итак, к разочарованию поклонников, Джеймс Дуглас Моррисон, действительно, умер 3 июля 1971 года.

Но почему же эта гибель была окутана таким флером таинственности? Отложим эфемериды и “включим” логику, теперь ответ не кажется слишком сложным: было сделано все, чтобы скрыть истинную причину смерти – наркотики. Коллеги и ровесники Моррисона — Джимми Хендрикс и Дженис Джоплин – также как и он не дожили до 28 лет, уйдя в мир иной в конце 1970 года. Две эти смерти окружала огромная шумиха, которая была крайне нежелательна в случае “Дорз” – трое остальных музыкантов группы оставались в живых и, наверняка, хотели сохранить свою популярность и “кусок хлеба” любой ценой. Поэтому они не приехали на похороны, отстранившись от этой ситуации. Отношения “рок-шамана” с родней были натянутыми, и они не были заинтересованы хранить тайну (Джим не оставил им ни цента по завещанию), и родственников приглашать тоже не стали. Но почему менеджер группы Бил Сиддонс вылетел в Париж только на 4-й день, после получения печального известия?

Скорее всего эти три дня он искал “рычаги влияния”, которые помогли не придавать огласке факт смерти (как уже говорилось, он не был зафиксирован в полицейских протоколах) и получить нейтральное заключение врача о “сердечном приступе”. В этом случае понятно, почему Джима хоронили в закрытом гробу – ради сохранения тайны тело не стали передавать в полицейский морг, как следовало бы. А за 4 дня июльская жара сделала свое дело…

Отчего умирают поэты

Прошедшую перед нашими глазами биографию одного из самых почитаемых кумиров XX столетия нельзя назвать удивительной. “Настоящие поэты умирают молодыми” – это стало слишком привычным. Слабости, несовершенства и даже пороки настоящего творца всегда кажутся такими же многозначительными и важными, как его творчество. Их легко оправдать, ссылаясь на чувствительность и ранимость натуры, черствость жестокого мира, неординарность таланта. Однако верно и другое – какими бы серьезными не были эти пороки, настоящий талант всегда бывает признан и почитаем тем самым “жестоким миром”, невзирая на них.

И, без сомнения, лучшим окончанием истории о Джеймсе Дугласе Моррисоне будут его собственные слова: “Я вижу себя…огромной огненной кометой, летящей звездой. Все останавливаются, показывают пальцем и шепчут в изумлении “Посмотрите на это!”. А потом – фьюить, и меня уже нет… и больше они никогда не увидят ничего подобного… и никогда не смогут меня забыть – никогда.”

МИФ АМЕРИКАНСКОЙ PОК-КУЛЬТУРЫ ДЖИМ МОРРИСОН

При жизни Джима Моррисона называли шаманом, пророком и даже мессией, после смерти некоторые считают его богом, для других он так и остался сумасшедшим наркоманом и сексуальным маньяком. Наверное, все это соответствует действительности в той мере, насколько реальны были все эти роли, сыгранные им на сцене и в жизни. Моррисон известен своим поэтическим творчеством, своим характерным голосом, а также своеобразностью личности и саморазрушительным стилем жизни.

Бунтарское начало

Джеймс Дуглас Моррисон родился 1943 года в Мельбурне (штат Флорида). Его отец был морским офицером, который впоследствии дослужился до контр-адмирала. Еще в школе проявились противоречия в характере Джима . С одной стороны, он был умен, обаятелен и радовал учителей хорошими манерами, с другой – шокировал окружающих безудержным враньем. К тому же он был склонен к довольно жестоким розыгрышам, которыми просто изводил своего младшего брата Энди.

Одна особенность Джима просто поражала его преподавателей: сколько и что он читал. Его бывший учитель английского вспоминает, что он даже был вынужден проверить в Библиотеке Конгресса, действительно ли существуют все те книги, о которых говорил Джим . Он читал философов (наибольшее впечатление на него произвел Ницше), французских поэтов-символистов и массу других авторов. Он также рисовал, отдавая предпочтение малопристойным карикатурам и, конечно, писал стихи. К сожалению, эти тексты не сохранились.

Коренное изменение в судьбе Джима произошло в январе 1964, когда он уехал в Лос-Анджелес, чтобы начать учебу в режиссерском колледже Калифорнийского университета. Это было довольно престижное учебное заведение. Достаточно сказать, что в то время там преподавали Стенли Крамер и Джозеф фон Штернберг, а среди студентов был молодой Френсис Форд Коппола.

«Двери» Джима Моррисона

К моменту приезда Джима жизнь в Лос-Анджелесе бурлила и кипела. По улицам бродили толпы хиппи, привлеченные мягким климатом. Разрекламированный профессором Тимоти Лири ЛСД продавался буквально на каждом углу, здесь же, в Лос-Анджелесе, начинал преподавать Махариши Махеш Йоги, и писал свои книги о загадочном доне Хуане Карлос Кастанеда.

Не удивительно, что в такой атмосфере быстро проявились все скрытые таланты Джима . Он покидает колледж, не доучившись две недели. Формальным поводом для ухода был провал его дипломного фильма, который показался преподавателям слишком экстравагантным. На самом деле, к этому времени им всецело овладела новая идея – создать рок-группу и начать петь.

Уже было готово название для нее – , причем имелись в виду «Двери восприятия». Так называлась популярная в то время книга Хаксли. Она повествовала о психоделическом опыте под воздействием наркотика мескалина. Идеологию будущей группы Джим впоследствии сформулировал так: «Есть вещи, которые вы знаете, и вещи, которых вы не знаете, известное и неизвестное, а между ними есть двери – это мы».

О своем решении Джим написал родителям в Лондон, где его отец занимал в это время пост Главнокомандующего Военно-морскими силами США в Европе. «Чушь», – коротко ответил на это отец. С тех пор Джим больше никогда не видел своих родителей, предпочитая писать в анкетах, что они умерли.

Миллион – реальность

Идея получила свое воплощение, когда Джим встретился с Реем Манзареком, который учился в том же колледже и уже играл в группе со своими братьями. Услышав одну из песен, написанных Джимом , он сказал, что никогда не слышал ничего лучше, и немедленно предложил ему «создать рок-группу и заработать миллион долларов».

Интересным было то, что Джим , не умея играть ни на одном инструменте, сам сочинял не только слова, но и мелодии песен, так что Рею оставалось только обработать и аранжировать их. Другим поразительным фактом было то, что к моменту встречи с Реем Джим вообще не умел петь (петь приходилось Рею). В это спустя два года едва ли кто мог поверить.

Этот восторг, однако, не разделял хозяин бара: ему быстро надоели постоянные выходки и оскорбления Джима . Контракт был расторгнут. Группу спас новый контракт с начинающей тогда фирмой грамзаписи Elektra.

Первый альбом, который так и назывался, – «The Doors» – появился в январе 1967 и в этом же году стал «золотым». С этого же времени начинается концертная деятельность группы.

Шаман на сцене Джим Моррисон

c Памелой

В личной жизни Джима так же произошло важное событие: он встретил Памелу Карсон. Ей будут посвящены большинство его стихов и многие из песен. Популярность группы возрастала. Один из ведущих критиков того времени Ричард Голдстейн назвал Джима «уличным хулиганом, вознесшимся на небеса и воплотившимся в мальчике из хора». Он же окрестил его «сексуальным шаманом» и объявил, что The Doors начинают там, где закончили Rolling Stones.

Особая атмосфера на концертах группы устанавливалась благодаря необычному синтезу театра, глубокой поэзии и хорошей музыки. Все это было направлено на то, чтобы вызвать внутреннюю трансформацию в каждом из слушателей. При этом Джиму было не важно, какого рода была эта трансформация. Спектр чувств, испытываемых слушателями, мог колебаться от религиозного восторга и мистического транса до бурного неистовства, которое сопровождалось погромом зала, где проходил концерт. Джим называл это «исследованием пределов реальности». Конечно, наркотики и алкоголь помогали в этом. Он не считал нужным щадить себя ни на сцене, ни за ее пределами, где «исследование» продолжалось. Здесь он равным образом мог быть ангелом или злодеем.

Джим Моррисон уперся в стену

С 1968 года начинается разочарование Джима в роке, обусловленное тем, что большая часть слушателей хотела видеть в нем только сексуального идола. Между ним и его аудиторией и раньше существовало глубокое различие. Он превосходил ее как уровнем образования, так и своим духовным развитием. Бунт, к которому он призывал, носил преимущественно нравственный характер. Это был бунт против общественных условностей, закрепощающих личность.

Такое непонимание рано или поздно должно было привести к кризису. В марте 1969 года Джим фактически сорвал концерт в Майами своим издевательством над аудиторией и был обвинен в непристойном поведении на сцене. Вокруг группы разразился скандал. Концерты были запрещены.

После этого Джим коренным образом изменил имидж: расстался со своими неизменными облегающими кожаными штанами, отпустил бороду, стал носить темные очки и курить сигары. На встречах с журналистами был трезв, серьезен, честен и вежлив. По-видимому, этот новый имидж был ближе к реальности и свидетельствовал о глубокой внутренней перемене.

В это время, благодаря помощи английского поэта Майкла Макклюра, выходят первые книги его стихов и заметок «The Lords» и «The New Creatures». Концерты возобновились, но власти ждали малейшего повода, чтобы их вновь запретить. В личной жизни Джима , и раньше не отличавшейся упорядоченностью, теперь царил полный сумбур.

В июле 1970 он женится на Патриции Кеннели, главном редакторе рок-журнала, но не прекращает своих отношений с Памелой. До конца жизни Джим так и не сумел разобраться в своих отношениях с этими двумя женщинами.

30 октября того же года наконец-то закончился суд в Майами. Джим был приговорен к шести месяцам тюрьмы и штрафу в 500 долларов, но был оставлен на свободе под залог до рассмотрения апелляции. Месяцы после суда были самыми тяжелыми. Джима мучило предчувствие смерти. Он считал, что будет третьим после Джимми Хендрикса и . Чтобы заглушить страх, он продолжал пить.

Не пропустить смерть

Последний концерт The Doors состоялся 1970 года в Новом Орлеане. Здоровье Джима было настолько подорвано, что он не смог довести концерт до конца. Впоследствии Рей утверждал, что он видел, как Джима «покинула его жизненная сила».

В январе 1971 года был записан последний диск группы – «L.A. Woman». После этого Джим уехал с Памелой в Париж. Видимо, он хотел убежать от привычного окружения, а, может быть, и от самого себя. Скорее всего, он понимал, что его время как рок-звезды закончилось.

«Я не хочу умереть во сне, или в старости, или от передозировки, я хочу ощутить, что такое смерть, попробовать ее на вкус, почувствовать ее запах. Смерть дается только однажды; я не хочу пропустить ее». Неизвестно, все ли вышло так, как он хотел.

Моррисон снял авторский короткометражный фильм «Американская пастораль» в 1969 году, где исполнил главную роль.

Через 20 лет после смерти Моррисона режиссер Оливер Стоун снял художественный фильм «Дорз», в котором роль Джима сыграл Вэл Килмер.

В 1987 году художник Айдар Ахатов нарисовал Джима Моррисона в демоническом образе музыканта-пророка.

Обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена