О соглашениях об информационном взаимодействии при обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112. О соглашениях об информационном взаимодействии при обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112 Вызов по е

Администрации
города Таганрога
от 11.03.2015 N 869

Регламент
межведомственного информационного взаимодействия в рамках системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в муниципальном образовании "Город Таганрог"

1. Общие положения

1.1. Настоящий Регламент межведомственного информационного взаимодействия в рамках системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в муниципальном образовании "Город Таганрог" (далее - Регламент) устанавливает правила организации информационного взаимодействия между единой дежурно-диспетчерской службой муниципального образования "Город Таганрог" (далее - ЕДДС) и дежурно-диспетчерскими службами экстренных оперативных служб (далее - ДДС), расположенными на территории муниципального образования "Город Таганрог".

1.2. Целями разработки Регламента являются:

повышение безопасности населения города Таганрога путём совершенствования процесса обмена информацией между объектами системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - система - 112), интегрированными с системой - 112 ДДС, а также взаимодействующими внешними автоматизированными информационными системами;

повышение оперативности реагирования на угрозу или возникновение чрезвычайной ситуации (далее - ЧС).

1.3. Территорией действия Регламента является зона ответственности всех ДДС города, участвующих в информационном взаимодействии.

1.4. ЕДДС является координирующим органом по вопросам информационного обмена для всех ДДС и экстренных оперативных служб системы - 112.

1.5. ЕДДС заключает с каждой ДДС в отдельности соглашения об оперативном взаимодействии и информационном обмене. Подписанные соглашения утверждаются директором МБУ "Управление защиты от ЧС" и руководителями организаций, в ведении которых находятся соответствующие ДДС.

1.6. Обмен текущей и оперативной информацией осуществляется с установленной периодичностью или незамедлительно в соответствии с установленными соглашениями требованиями.

1.7. Информационное взаимодействие осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы, которая сопрягается с имеющимися автоматизированными системами взаимодействующих ДДС и глобальной навигационной спутниковой системой экстренного реагирования при авариях ("ЭРА-ГЛОНАСС").

1.8. На основании настоящего Регламента разрабатываются документы (соглашения, инструкции, алгоритмы для дежурных смен), регламентирующие вопросы информационного взаимодействия экстренных оперативных служб.

2. Порядок обработки поступающих вызовов

2.1. Вызов по единому номеру "112" поступает оператору в центр обработки вызовов - аналитический центр (далее - ЦОВ-АЦ) или центр обработки вызовов центр обработки вызовов единой дежурно-диспетчерской службы (далее - ЦОВ ЕДДС) в зависимости от территориального расположения абонента. При этом ведется автоматическая запись разговора оператора с абонентом.

2.2. Если в момент поступления вызова нет свободного оператора системы - 112, вызов ставится в очередь на ожидание с предоставлением абоненту сервиса маршрутизации звонков (IVR). При этом происходит определение номера телефона абонента и сопоставление его с имеющимися в системе списками. По результатам сопоставления вызову присваивается соответствующий приоритет. При продолжительности ожидания ответа оператора ЦОВ-ЕДДС более 20 секунд вызов переводится на оператора ЦОВ-АЦ резервный центр обработки вызовов (далее - РЦОВ) либо диспетчера резервирующей ДДС.

2.3. Оператор системы - 112 при приёме вызова заполняет общую и при необходимости специфическую часть унифицированной карточки информационного обмена. Порядок заполнения карточки приводится в соответствующем разделе. Под унифицированной карточкой информационного обмена понимается документ единой базы данных системы - 112, доступ к которому имеют все ДДС, привлекаемые к реагированию. При отсутствии необходимости экстренного реагирования должна быть обеспечена возможность перевода вызова на IVR для предоставления позвонившему информации по стандартным вопросам или доступ к базе знаний подсистемы консультативного обслуживания населения.

2.4. При необходимости экстренного реагирования оператор системы - 112 в ходе первичного заполнения унифицированной карточки информационного обмена, руководствуясь уточненными критериями передачи информации, указанными в двухсторонних соглашениях об оперативном взаимодействии и информационном обмене, определяет привлекаемые для реагирования ДДС, извещает их и завершает вызов или перенаправляет вызов в соответствующую ДДС.

2.5. Диспетчер ДДС после получения карточки информационного обмена организует реагирование на вызов. Действия по организации реагирования определяются должностными инструкциями. При необходимости диспетчер уточняет информацию по контактному телефону позвонившего. Все действия по реагированию диспетчер ДДС вносит в карточку информационного обмена. После завершения реагирования диспетчер ДДС ставит в карточке информационного обмена соответствующую отметку и отправляет карточку оператору системы - 112.

2.6. Снятие с контроля производится после получения информации от каждой из задействованных ДДС о завершении реагирования.

2.7. При поступлении вызова непосредственно в ДДС (не по телефонному номеру "112") диспетчер ДДС заполняет общую и специфическую части унифицированной карточки информационного обмена.

2.8. Если в момент поступления вызова в ДДС нет свободного диспетчера, вызов ставится в очередь на ожидание с предоставлением позвонившему возможностей IVR. При длительном ожидании ответа диспетчера вызов может переводиться на оператора системы - 112.

2.9. В случае необходимости привлечения к реагированию на поступивший вызов других ДДС диспетчер ДДС направляет заполненную унифицированную карточку информационного обмена оператору системы - 112 и в соответствующие ДДС. Оператор системы - 112 подтверждает получение и прием карточки на контроль.

2.10. Подтверждение получения карточки и подтверждение передачи контроля вызова при информационном обмене осуществляются в автоматическом режиме.

2.11. Операторы системы - 112 и диспетчеры ДДС несут персональную ответственность за корректность заполнения и ведения унифицированной карточки информационного обмена, достоверность внесенной в неё информации, соблюдение временных нормативов информационного обмена.

3. Порядок информационного взаимодействия

3.1. Для организации комплексного реагирования оператор системы - 112 после завершения вызова, получения от диспетчера ДДС переадресованного вызова или не снятой с контроля заполненной унифицированной карточки информационного обмена определяет состав ДДС, которые необходимо привлечь для реагирования на поступивший вызов. При этом отбор производится по следующим критериям:

привлечение службы пожарной охраны происходит при наличии открытых или закрытых очагов пожара, сильного задымления, необходимости эвакуации людей с верхних этажей зданий, угрозы ЧС или происшествия, следствием которых может стать пожар;

привлечение поисково-спасательного подразделения производится при необходимости проведения аварийно-спасательных работ, а также угрозе ЧС или происшествия, в результате которых может потребоваться проведение таких работ;

привлечение службы полиции происходит при необходимости обеспечения правопорядка на месте происшествия, наличии дорожно-транспортных происшествий, угрозе ЧС или происшествия, для ликвидации последствий которых могут потребоваться силы охраны правопорядка;

привлечение службы скорой медицинской помощи происходит при наличии на месте происшествия погибших, больных или пострадавших людей, угрозе ЧС или происшествия, результаты которого могут быть опасны для жизни и здоровья людей;

привлечение аварийной службы газовой сети производится при наличии утечки бытового газа, повреждениях газового оборудования, угрозе ЧС или происшествия, результатом которых могут стать повреждения газовой инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ);

привлечение службы "Антитеррор" производится при совершении или угрозе совершения террористических актов.

3.2. При комплексном реагировании на поступивший вызов диспетчеры всех привлекаемых ДДС осуществляют сопровождение и координацию действий задействованных подчиненных подразделений.

3.3. Информацию об изменениях обстановки диспетчер ДДС передает оператору системы - 112 немедленно.

3.4. Оператор системы - 112:

осуществляет мониторинг действий привлекаемых ДДС;

доводит до всех ДДС изменения в оперативной обстановке в зоне происшествия;

контролирует завершение реагирования всеми привлеченными ДДС;

снимает с контроля карточку вызова после получения подтверждения от всех ДДС.

4. Организация информационного взаимодействия ДДС в рамках системы - 112 по обмену текущей информацией

4.1. Информационное взаимодействие ДДС по обмену текущей информацией организуется с целью повышения оперативности и улучшения координации совместных действий ДДС в рамках системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб.

4.2. Оператор системы - 112 контролирует один раз в сутки автоматическое направление информации подсистемы мониторинга о текущей радиационной, химической, биологической, экологической, пожарной и другой обстановке в ДДС, не имеющих подобной информации. По запросу диспетчера ДДС или при экстренном изменении указанная информация передается немедленно. Диспетчер ДДС подтверждает получение данной информации.

4.3. Диспетчер ДДС один раз в сутки направляет оператору системы - 112 обобщенную информацию о результатах реагирования на поступившие вызовы, состоянии вызовов, остающихся на контроле, и проблемных вопросах, требующих решения в рамках системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб.

5. Критерии переадресации вызовов при информационном взаимодействии ДДС в рамках системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб

5.1. Переадресация вызовов является составной частью алгоритмов информационного взаимодействия ДДС в рамках системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб. Переадресация производится с целью повышения оперативности реагирования ДДС на поступающие вызовы и обеспечения выполнения задач, решаемых системой - 112.

5.2. Оператор системы - 112 производит переадресацию вызова диспетчеру ДДС пожарной охраны в следующих случаях:

наличие затруднений в определении целесообразности реагирования на поступивший вызов, касающийся пожарной безопасности;

поступление дополнительной информации по ранее переадресованному в ДДС пожарной охраны вызову.

5.3. Оператор системы - 112 производит переадресацию вызова диспетчеру ДДС реагирования в чрезвычайных ситуациях в следующих случаях:

наличие затруднений в определении целесообразности реагирования на поступивший вызов, касающийся обеспечения безопасности населения;

поступление дополнительной информации по ранее переадресованному в ДДС реагирования в чрезвычайных ситуациях вызову;

необходимость у позвонившего получения квалифицированной консультации по вопросам обеспечения безопасности населения.

5.4. Оператор системы - 112 производит переадресацию вызова диспетчеру ДДС полиции в следующих случаях:

наличие затруднений в определении целесообразности реагирования на поступивший вызов, касающийся охраны правопорядка;

поступление дополнительной информации по ранее переадресованному в ДДС полиции вызов;

оказание позвонившему квалифицированной консультации по вопросам охраны правопорядка.

5.5. Оператор системы - 112 производит переадресацию вызова диспетчеру ДДС скорой медицинской помощи в следующих случаях:

необходимость постановки предварительного диагноза больному или пострадавшему;

необходимости оказания позвонившему квалифицированной консультации по медицинским вопросам.

5.6. Оператор системы - 112 производит переадресацию вызова диспетчеру аварийной службы газовой сети в следующих случаях:

необходимость у позвонившего уточнения деталей или обсуждения результатов предыдущих вызовов службы газовой сети;

необходимость у позвонившего получения квалифицированной консультации по вопросам службы газовой сети.

5.7. Оператор системы - 112 производит переадресацию вызова диспетчеру аварийной диспетчерской службы ЖКХ в случаях необходимости у позвонившего уточнения деталей или обсуждения результатов предыдущих вызовов службы ЖКХ.

5.8. При большом количестве поступающих вызовов в целях сокращения очереди ожидания оператор системы-112 может производить переадресацию вызова в соответствующую ДДС непосредственно после выяснения причины вызова.

5.9. Диспетчер ДДС производит переадресацию вызова оператору системы - 112 в следующих случаях:

поступление вызова с сообщением об угрозе или возникновении ЧС;

необходимость привлечения к реагированию на вызов других ДДС, если определение состава привлекаемых ДДС вызывает затруднение;

обнаружение ошибочности звонка и необходимость вызова другой ДДС;

необходимость консультации позвонившего по вопросам, выходящим за рамки компетенции данной ДДС.

6. Особенности информационного взаимодействия с глобальной навигационной спутниковой системой экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС"

6.1. Информационное взаимодействие с системой ("ЭРА-ГЛОНАСС") организуется в соответствии с настоящим Регламентом и соответствующим соглашением об обмене информацией между системой - 112 на территории субъекта Российской Федерации и системой "ЭРА-ГЛОНАСС" в случае подписания такового соглашения с оператором системы "ЭРА-ГЛОНАСС".

6.2. Обмен информацией осуществляется между навигационно-информационным центром (далее - НИЦ) системы "ЭРА-ГЛОНАСС" и центром обработки вызовов - аналитический центр (далее - ЦОВ-АЦ) резервный центр обработки вызовов (далее - РЦОВ) системы - 112, обслуживающими территорию субъекта Российской Федерации, с которой пришёл вызов "ЭРА-ГЛОНАСС". При этом ЦОВ-АЦ (РЦОВ) системы - 112 должен иметь необходимые ресурсы для самостоятельной обработки вызовов "ЭРА-ГЛОНАСС", поступающих с территории субъекта Российской Федерации.

6.3. Информационное взаимодействие системы - 112 с системой "ЭРА-ГЛОНАСС" может осуществляться с использованием двух возможных режимов обмена информацией:

автоматический режим (основной) предусматривает передачу данных между соответствующими системами без голосового обмена информацией взаимодействующих операторов системы - 112 и системы "ЭРА-ГЛОНАСС";

неавтоматизированный режим (резервный) предусматривает прием оператором системы - 112 по телефону (дополнительно по факсу) от системы - 112 "ЭРА-ГЛОНАСС" краткого ссылочного идентификатора вызова и дальнейшее получение оператором системы - 112 информации либо по телефонной связи, либо через специальный сайт (портал) оператора системы "ЭРА-ГЛОНАСС" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


IV. Организация информационного взаимодействия дежурных диспетчерских служб в рамках системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по обмену текущей информацией.

4.1. Информационное взаимодействие дежурных диспетчерских служб по обмену текущей информацией организуется с целью повышения оперативности и улучшения координации совместных действий ДДС в рамках системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб.

4.2. Оператор системы-112 контролирует один раз в сутки автоматическое направление информации подсистемы мониторинга о текущей радиационной, химической, биологической, экологической, пожарной и другой обстановке в ДДС, не имеющие подобной информации. По запросу диспетчера ДДС или при экстренном изменении указанная информация передается немедленно. Диспетчер ДДС подтверждает получение данной информации. К экстренному изменению обстановки относятся:

превышение установленных норм радиационного фона;

превышение установленных норм концентрации химических и вредных веществ в воздухе и водных бассейнах;

превышение эпидемиологического порога заболеваемости людей и животных;

городские пожары 1-й категории сложности;

увеличение площади природных пожаров;

производственные выбросы вредных веществ в окружающую среду.

4.3. Оператор системы-112 два раза в сутки направляет в ДДС информацию о метеорологической обстановке и прогнозируемой обстановке на потенциально опасных объектах. По запросу диспетчера ДДС или при экстренном изменении указанная информация передается немедленно. Диспетчер ДДС подтверждает получение данной информации. К экстренному изменению обстановки относятся:

штормовое предупреждение;

резкое похолодание или потепление;

возможность ливневых дождей;

ухудшение прогнозируемой обстановке на потенциально опасных объектах.

4.4. Диспетчер ДДС один раз в сутки направляет оператору системы-112 обобщенную информацию о результатах реагирования на поступившие вызовы, состоянии вызовов, остающихся на контроле, и проблемных вопросах, требующих решения в рамках системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб.

4.5. При необходимости для обеспечения текущей деятельности диспетчер ДДС направляет оператору системы-112 запрос на получение нормативной или справочной информации, касающейся функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб. Оператор системы-112 направляет ответ в срок, установленный в двухстороннем соглашении о взаимодействии между ЕДДС и ДДС.

V. Особенности информационного взаимодействия дежурных диспетчерских служб в различных режимах функционирования.

5.1. Согласно Положению о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования ЕДДС функционирует в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации для мирного времени.

5.2. Режимы функционирования для ЕДДС и ДДС устанавливает руководитель органа местного самоуправления.

5.3. В режиме повседневной деятельности ЕДДС осуществляет дежурство в готовности к экстренному реагированию на угрозу возникновения или возникновение ЧС (происшествий). Алгоритмы информационного взаимодействия дежурных диспетчерских служб в повседневном режиме рассмотрены в разделах II и III.

5.4. В режиме повышенной готовности и чрезвычайной ситуации для мирного времени координацию взаимодействия между ДДС экстренных оперативных служб осуществляет оперативный дежурный ЕДДС.

5.5. В режим повышенной готовности ЕДДС муниципального образования и привлекаемые ДДС переводятся при угрозе возникновения ЧС, когда для ликвидации угрозы требуются совместные действия ДДС и сил РСЧС, взаимодействующих с ЕДДС.

5.6. В режиме повышенной готовности при осуществлении информационного взаимодействия дежурных диспетчерских служб дополнительно выполняются следующие мероприятия:

оперативный дежурный ЕДДС каждые 4 часа в автоматизированном режиме передает в привлекаемые ДДС текущую информацию подсистемы мониторинга о радиационной, химической, биологической, экологической, пожарной о другой обстановке в зоне возможной ЧС;

оперативный дежурный ЕДДС немедленно передает в ДДС поступающую информацию о силах и средствах, дополнительно привлекаемых для предотвращения ЧС или смягчения ее последствий;

оперативный дежурный ЕДДС немедленно передает в ДДС поступающую информацию об изменениях обстановки в зоне возможной ЧС;

диспетчеры ДДС немедленно передают оперативному дежурному ЕДДС поступающую информацию о необходимости привлечения к ликвидации угрозы ЧС дополнительных сил и средств;

диспетчеры ДДС немедленно передают оперативному дежурному ЕДДС поступающую информацию об изменениях обстановки по своей специализации в зоне возможной ЧС.

5.7. В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС муниципального образования и привлекаемые ДДС переводятся при возникновении ЧС.

5.8. В режиме чрезвычайной ситуации при осуществлении информационного взаимодействия дежурных диспетчерских служб дополнительно выполняются следующие мероприятия:

оперативный дежурный ЕДДС каждый час в автоматизированном режиме передает в привлекаемые ДДС текущую информацию подсистемы мониторинга о радиационной, химической, биологической, экологической, пожарной о другой обстановке в зоне ЧС;

оперативный дежурный ЕДДС немедленно передает в ДДС поступающую информацию о силах и средствах, дополнительно привлекаемых для ликвидации последствий ЧС;

оперативный дежурный ЕДДС немедленно передает в ДДС поступающую информацию об изменениях обстановки в зоне ЧС;

оперативный дежурный ЕДДС немедленно передает в ДДС указания комиссии по чрезвычайным ситуациям, оперативного штаба или других органов, осуществляющих управление ликвидацией ЧС;

диспетчеры ДДС немедленно передают оперативному дежурному ЕДДС поступающую информацию о необходимости привлечения к ликвидации последствий ЧС дополнительных сил и средств;

диспетчеры ДДС немедленно передают оперативному дежурному ЕДДС поступающую информацию об изменениях обстановки по своей специализации в зоне ЧС;

диспетчеры ДДС немедленно передают оперативному дежурному ЕДДС информацию о выполнении указаний комиссии по чрезвычайным ситуациям, оперативного штаба или других органов, осуществляющих управление ликвидацией ЧС.

5.9. Порядок информационного взаимодействия дежурных диспетчерских служб при приведении в готовность гражданской обороны и в военное время осуществляется в соответствии с инструкциями персоналу системы-112, ЕДДС и ДДС по действиям в условиях особого периода.

VI. Критерии переадресации вызовов при информационном взаимодействии дежурных диспетчерских служб в рамках системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб.

6.1. Переадресация вызовов является составной частью алгоритмов информационного взаимодействия дежурных диспетчерских служб в рамках системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб. Переадресация производится с целью повышения оперативности реагирования ДДС на поступающие вызовы и обеспечения выполнения задач, решаемых системой-112.

6.2. Оператор системы-112 производит переадресацию вызова диспетчеру ДДС пожарной охраны (если оператор системы-112 не совмещает обе функции) в следующих случаях:

наличие затруднений в определении целесообразности реагирования на поступивший вызов, касающийся пожарной безопасности;

поступление дополнительной информации по ранее переадресованному в ДДС пожарной охраны вызов.

6.3. Оператор системы-112 производит переадресацию вызова диспетчеру ДДС реагирования в чрезвычайных ситуациях в следующих случаях:

наличие затруднений в определении целесообразности реагирования на поступивший вызов, касающийся обеспечения безопасности населения;

поступление дополнительной информации по ранее переадресованному в ДДС реагирования в чрезвычайных ситуациях вызов;

необходимость у позвонившего получения квалифицированной консультации по вопросам обеспечения безопасности населения.

6.4. Оператор системы-112 производит переадресацию вызова диспетчеру ДДС полиции в следующих случаях:

наличие затруднений в определении целесообразности реагирования на поступивший вызов, касающийся охраны правопорядка;

поступление дополнительной информации по ранее переадресованному в ДДС полиции вызов;

необходимость у позвонившего получения квалифицированной консультации по вопросам охраны правопорядка.

6.5. Оператор системы-112 производит переадресацию вызова диспетчеру ДДС скорой медицинской помощи в следующих случаях:

необходимость постановки предварительного диагноза больному или пострадавшему;

необходимость у позвонившего получения квалифицированной консультации по медицинским вопросам.

6.6. Оператор системы-112 производит переадресацию вызова диспетчеру аварийной службы газовой сети в следующих случаях:

необходимость у позвонившего уточнения деталей или обсуждения результатов предыдущих вызовов службы газовой сети;

необходимость у позвонившего получения квалифицированной консультации по вопросам службы газовой сети.

6.7. Оператор системы-112 производит переадресацию вызова диспетчеру службы «Антитеррор» в следующих случаях:

получение сообщения о произошедшем террористическом акте или его угрозе;

принятие вызова с информацией, которая может быть использована для организации и обеспечения действий подразделений службы «Антитеррор».

6.8. Оператор системы-112 производит переадресацию вызова оперативному дежурному ЕДДС в случаях отнесения происшествия к ЧС.

6.9. При большом количестве поступающих вызовов в целях сокращения очереди ожидания оператор системы-112 может производить переадресацию вызова в соответствующую ДДС непосредственно после выяснения причины вызова.

6.10. Диспетчер ДДС производит переадресацию вызова оператору системы-112 в следующих случаях:

поступление вызова с сообщением об угрозе или возникновении ЧС;

необходимость привлечения к реагированию на вызов других ДДС, если выяснение состава привлекаемых ДДС вызывает затруднение;

обнаружение ошибочности звонка и необходимость вызова другой ДДС;

необходимость оказания позвонившему квалифицированной психологической помощи;

необходимость консультации позвонившего по вопросам, выходящими за рамки компетенции данной ДДС.

VII. Порядок заполнения и форма карточки информационного обмена.

7.1. Для обеспечения унификации процессов передачи информации в системе-112 разрабатывается унифицированная карточка информационного обмена. Унифицированная карточка имеет единую для всех ДДС информационную часть (включающую в себя, в том числе, и данные от системы «ЭРА-ГЛОНАСС») и специфическую часть для каждой экстренной оперативной службы.

7.2. Унифицированная карточка информационного обмена заполняется операторами системы-112 и диспетчерами ДДС.

7.3. Заполнение карточки начинается с заполнения ее общей информационной части. При этом информация, предоставляемая системой «ЭРА-ГЛОНАСС» и операторами связи, заполняется в автоматическом режиме с возможностью ручной корректировки.

Координаты места происшествия, передаваемые терминалами системы ГЛОНАСС (в том числе, системы «ЭРА-ГЛОНАСС»), также заполняются автоматически.

7.4. Заполнение карточки происходит с использованием классификаторов. В общей информационной части карточки используются следующие классификаторы и списки:

классификатор состояния реагирования на вызов;

место происшествия;

язык общения;

тип происшествия.

7.5. После заполнения общей части карточки производится заполнение одной или нескольких специфических частей карточки в соответствии со списком ДДС, привлекаемых к реагированию на поступивший вызов.

7.6. В специфических частях карточки используются следующие классификаторы и списки:

вид происшествия;

вид правонарушения;

телосложение;

тип транспортного средства (ТС);

вид вызова;

степень родства позвонившего;

вид несчастного случая;

вид заболевания;

поликлиника;

вид обращения в ЖКХ;

вид террористического акта.

В процессе реагирования привлекаемые ДДС могут корректировать свою часть унифицированной карточки вплоть до снятия карточки с контроля.

VIII. Особенности информационного взаимодействия c системой «ЭРА-ГЛОНАСС»

8.1. Информационное взаимодействие c системой «ЭРА-ГЛОНАСС» организуется в соответствии с настоящим Регламентом и соответствующим соглашением об обмене информацией между системой-112 на территории субъекта РФ и системой «ЭРА-ГЛОНАСС» (в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ, статья 10, пункт 4), подписанном главным управлением МЧС России по субъекту РФ и оператором системы «ЭРА-ГЛОНАСС».

8.2. Обмен информацией осуществляется между навигационно-информационном центром (НИЦ) системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и ЦОВ (РЦОВ) системы-112, обслуживающими территорию субъекта РФ, с которой пришёл вызов «ЭРА-ГЛОНАСС».

8.3. Обмен информацией включает:

передачу из НИЦ в ЦОВ (РЦОВ) информации о ДТП;

приѐм НИЦ из ЦОВ (РЦОВ) информации о начале и завершении мероприятий экстренного реагирования по ликвидации последствий ДТП.

При этом информация о начале и завершении мероприятий экстренного реагирования по ликвидации последствий ДТП может отправляться в систему «ЭРА-ГЛОНАСС» в статистическом режиме.

8.4. Общий порядок функционирования системы «ЭРА-ГЛОНАСС» при возникновении дорожно -транспортного происшествия предусматривает:

инициацию в пострадавшем транспортном средстве (ТС) экстренного вызова, генерируемого автомобильным терминалом системы «ЭРА-ГЛОНАСС» автоматически (посредством активации датчиков в ТС) или вручную (находящимися в ТС лицами);

автоматическую передачу по голосовому каналу сети оператора сотовой связи в региональный коммутационный узел системы «ЭРА-ГЛОНАСС» (РКУ), расположенный в административном центре субъекта Российской Федерации, на территории которого произошло ДТП, соответствующего телематического электронного сообщения с минимальным набором данных (МНД) о ДТП;

приём из РКУ и обработку в НИЦ полученного МНД, формирование карточки вызова «ЭРА-ГЛОНАСС» и сообщения с полным набором данных (ПНД) о ДТП для передачи в систему-112 субъекта РФ, с территории которого поступил вызов «ЭРА-ГЛОНАСС».

При автоматическом срабатывании терминала «ЭРА-ГЛОНАСС» РКУ передаёт сформированное сообщение с ПНД о ДТП в ЦОВ (РЦОВ) системы-112 субъекта РФ, на территории которого произошло ДТП, и устанавливает также голосовое соединение между ЦОВ (РЦОВ) системы-112 и находящимися в ТС лицами.

В случае ручной инициации вызова, РКУ выполняет коммутацию установленного голосового соединения с пострадавшим ТС в фильтрующий контакт-центр системы «ЭРА-ГЛОНАСС» (ФКЦ). Оператор ФКЦ по возможности уточняет у водителя (пассажира) ТС, требуется ли первая помощь пострадавшим в ДТП.

При признании вызова «ЭРА-ГЛОНАСС» ложным, оператор ФКЦ устанавливает запрет на дальнейшую передачу информации в систему-112 и голосовое соединение с ТС прерывается.

При признании вызова системы «ЭРА-ГЛОНАСС» истинным, оператор ФКЦ дополняет ПНД новыми данными, полученными от водителя (пассажира) пострадавшего ТС, и далее выполняется тот же алгоритм передачи информации в систему-112, как и для автоматического вызова.

8.5. Обмен информацией о ДТП между ЦОВ (РЦОВ) субъекта РФ, на территории которого произошлоДТП, и дежурно-диспетчерскими службами «01», «02» и «03» по месту ДТП организуется следующим образом:

ЦОВ (РЦОВ) обеспечивает автоматическое доведение информации о ДТП, полученной из системы «ЭРА-ГЛОНАСС» (голоса и данных), до ЕДДС по месту возникновения ДТП;

При этом ЦОВ (РЦОВ) системы-112 должен иметь необходимые ресурсы для самостоятельной обработки вызовов «ЭРА-ГЛОНАСС», поступающих с территории субъекта РФ, при отсутствии технической возможности их автоматической передачи для обработки в нижестоящие ЕДДС по месту возникновения ДТП.

8.6. Информационное взаимодействие системы-112 c системой «ЭРА-ГЛОНАСС» может осуществляться с использованием двух возможных режимов обмена информацией:

автоматический режим (основной) - предусматривает передачу данных между соответствующими системами без голосового обмена информацией взаимодействующих операторов системы-112 и системы «ЭРА-ГЛОНАСС»;

неавтоматизированный режим (резервный) - предусматривает прием оператором системы-112 по телефону (дополнительно по факсу) от оператора ФКЦ краткого ссылочного идентификатора (КСИ) вызова «ЭРА-ГЛОНАСС» и дальнейшее получение информации о ДТП либо по телефонной связи, либо через специальный сайт (портал) оператора системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в сети Интернет (с использованием полученного КСИ для однозначной идентификации ДТП).

Вызов по единому номеру «112» поступает диспетчеру в ЦОВ-АЦ. При этом ведется автоматическая запись разговора диспетчера с абонентом.

Если в момент поступления вызова нет свободного диспетчерасистемы-112, вызов ставится в очередь на ожидание с предоставлением абоненту сервиса маршрутизации звонков (IVR). При этом происходит определение номера телефона абонента и сопоставление его с имеющимися в системе списками. По результатам сопоставления вызову присваивается соответствующий приоритет.

При продолжительности ожидания ответа диспетчера ЦОВ-АЦ более

15 секунд вызов переводится на диспетчера, резервирующей ДДС.

При наличии нескольких свободных диспетчеров распределение вызовов должно осуществляться в автоматическом режиме с учетом общего времени загрузки каждого диспетчера с начала смены.

Диспетчер системы-112 при приеме вызова заполняет общую и при необходимости специфическую часть унифицированной карточки информационного обмена. Порядок заполнения карточки приводится в разделе 7. Под унифицированной карточкой информационного обмена понимается документ единой базы данных системы-112, доступ к которому имеют все ДДС, привлекаемые к реагированию. Под передачей унифицированной карточки информационного обмена между ЦОВ-АЦ и ЕДДС, ДДС понимается извещение соответствующей ЕДДС, ДДС о создании (корректировке) карточки, относящейся к компетенции соответствующей ДДС.

При необходимости экстренного реагирования диспетчер ЦОВ-АЦ системы-112 в ходе первичного заполнения унифицированной карточки информационного обмена, руководствуясь уточненными критериями передачи информации, указанными в двухсторонних соглашениях об оперативном взаимодействии и информационном обмене, определяет привлекаемые для реагирования ДДС, извещает их и завершает вызов или перенаправляет вызов в соответствующую ДДС.

При самостоятельном завершении вызова диспетчер ЦОВ-АЦ системы-112определяет перечень ДДС, силы и средства которых необходимо привлечь для реагирования на поступивший вызов, вносит список ДДС в унифицированную карточку информационного обмена и, используя автоматизированную информационную систему, направляет ее адресатам.

Автоматически карточка сохраняется в базе данных автоматизированной информационной системы системы-112.

При перенаправлении вызова в ДДС диспетчер ЦОВ-АЦ системы-112 одновременно в автоматизированном режиме передает диспетчеру ДДС унифицированную карточку информационного обмена, заполненную в электронном виде в ходе первичного опроса. Диспетчер ЦОВ-АЦ системы-112 дожидается от диспетчера ДДС подтверждения о получении заполненной карточки, подтверждения о соответствии поступившего вызова зоне ответственности данной ДДС и устно сообщает информацию, полученную в ходе первичного опроса. После получения подтверждений диспетчер ЦОВ-АЦ системы-112 отключается от абонента.



После отправки унифицированной карточки информационного обмена в ДДС диспетчер ЦОВ-АЦ системы-112 контролирует подтверждение получения карточки, при необходимости по телефонным каналам связи предоставляет уточняющую информацию.

Диспетчер ДДС после получения карточки информационного обмена организует реагирование на вызов. Действия по организации реагирования определяются должностными инструкциями. При необходимости диспетчер уточняет информацию по контактному телефону позвонившего. Все действия по реагированию диспетчер ДДС вносит в карточку информационного обмена. После завершения реагирования диспетчер ДДС ставит в карточке информационного обмена соответствующую отметку и при необходимости дополнительные сведения о результатах отработки происшествия.

Карточка вызова, принятого к исполнению, находится на контроле на рабочем месте диспетчера ЦОВ-АЦ системы-112, принявшего вызов. Диспетчер ЦОВ-АЦ системы-112, контролирующий состояние вызова, при необходимости координирует действия ДДС, предпринимает дополнительные действия по реагированию на вызов. Снятие с контроля производится после получения информации от каждой из задействованных ДДС о завершении реагирования.

При поступлении справочных вызовов, относящихся к компетенции какой-либо экстренной оперативной службы, диспетчер ЦОВ-АЦ системы-112 в соответствии с заключенными Соглашениями после заполнения карточки информационного обмена переадресует вызовы в ДДС соответствующей экстренной оперативной службы. Для обработки остальных справочных вызовов диспетчер ЦОВ-АЦ системы-112 в зависимости от содержания вопроса задействует базу знаний подсистемы консультативного обслуживания населения системы-112 или IVR.



Диспетчеры ЦОВ-АЦ системы-112 и диспетчеры ДДС несут персональную ответственность за корректность заполнения и ведения карточки информационного обмена, достоверность внесенной в нее информации.

Фактом поступления информации в ДДС является принятие диспетчером ДДС карточки информационного обмена или принятие перенаправленного вызова. Далее диспетчер ДДС осуществляет реагирование в соответствии с ведомственными административными регламентами ДДС и законодательством РФ.

Порядок информационного взаимодействия дежурных диспетчерских служб при организации комплексного реагирования

Для организации комплексного реагирования диспетчер ЦОВ-АЦ системы-112 после завершения вызова или после получения не снятой с контроля заполненной унифицированной карточки информационного обмена определяет состав ДДС, которые необходимо привлечь для реагирования на поступивший вызов. При этом отбор производится по следующим критериям:

Привлечение службы пожарной охраны происходит при наличии открытых или закрытых очагов пожара, сильного задымления, необходимости эвакуации людей с верхних этажей зданий, угрозы ЧС или происшествия, следствием которых может стать пожар;

Привлечение службы реагирования в чрезвычайных ситуациях (ЕДДС) производится при необходимости проведения аварийно-спасательных работ, а также угрозе ЧС или происшествия, в результате которых может потребоваться проведение таких работ;

Привлечение службы полиции происходит при необходимости обеспечения правопорядка на месте происшествия, наличии дорожно-транспортных происшествий, угрозе ЧС или происшествия, для ликвидации последствий которых могут потребоваться силы охраны правопорядка;

Привлечение службы скорой медицинской помощи происходит при наличии на месте происшествия погибших, больных или пострадавших людей, угрозе ЧС или происшествия, результаты которого могут быть опасны для жизни и здоровья людей;

Привлечение аварийной службы газовой сети производится при наличии утечки бытового газа, повреждениях газового оборудования, угрозе ЧС или происшествия, результатом которых могут стать повреждения газовой инфраструктуры;

Привлечение службы жилищно-коммунального хозяйства производится при возникновении аварий на инфраструктуре ЖКХ.

При комплексном реагировании на поступивший вызов диспетчеры всех привлекаемых ДДС осуществляют сопровождение и координацию действий задействованных подчиненных подразделений. Информацию об изменениях обстановки диспетчер ДДС вносит в карточку информационного обмена системы-112 немедленно. В специфической части карточки отображаются:

Переданные распоряжения;

Действия подчиненных подразделений;

Изменения обстановки;

Взаимодействие с подразделениями других ДДС.

Диспетчер ЦОВ-АЦ системы-112:

Осуществляет мониторинг действий привлекаемых ДДС;

Доводит до всех ДДС изменения в оперативной обстановке в зоне происшествия;

Контролирует завершение реагирования всеми привлеченными ДДС;

Снимает с контроля карточку вызова после получения подтверждения от всех ДДС.

Организация информационного взаимодействия дежурных диспетчерских служб в рамках системы-112 по обмену текущей информацией

Информационное взаимодействие дежурных диспетчерских служб по обмену текущей информацией организуется с целью повышения оперативности и улучшения координации совместных действий ДДС в рамках системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб.

Диспетчер ЦОВ-АЦ системы-112 контролирует один раз в сутки автоматическое направление информации подсистемы мониторинга о текущей радиационной, химической, биологической, экологической, пожарной и другой обстановке в ЕДДС и ДДС, не имеющие подобной информации.

По запросу диспетчера ЕДДС, ДДС или при экстренном изменении указанная информация передается немедленно, при этом формируется карточка информационного обмена. Диспетчер ЕДДС, ДДС подтверждает получение данной информации. К экстренному изменению обстановки относятся:

Превышение установленных норм радиационного фона;

Превышение установленных норм концентрации химических и вредных веществ в воздухе и водных бассейнах;

Превышение эпидемиологического порога заболеваемости людей и животных;

Повышение номера (ранга) пожара, пожар наивысшего номера (ранга);

Увеличение площади природных пожаров;

Производственные выбросы вредных веществ в окружающую среду.

Диспетчер ЦОВ-АЦ системы-112 два раза в сутки направляет в ЕДДС, ДДС информацию о метеорологической обстановке и прогнозируемой обстановке на потенциально опасных объектах. По запросу диспетчера ЕДДС, ДДС или при экстренном изменении указанная информация передается немедленно, при этом формируется карточка информационного обмена.

Диспетчер ДДС подтверждает получение данной информации. К экстренному изменению обстановки относятся:

Штормовое предупреждение;

Резкое похолодание или потепление;

Возможность ливневых дождей;

Ухудшение прогнозируемой обстановке на потенциально опасных объектах.

Диспетчер ЕДДС, ДДС один раз в сутки направляет диспетчеру ЦОВ-АЦ системы-112 обобщенную информацию о результатах реагирования на поступившие вызовы, состоянии вызовов, остающихся на контроле, и проблемных вопросах, требующих решения в рамках системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб.

При необходимости для обеспечения текущей деятельности диспетчер ДДС направляет диспетчеру ЦОВ-АЦ системы-112 запрос на получение нормативной или справочной информации, касающейся функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб. Диспетчер ЦОВ-АЦ системы-112 направляет ответ в срок, установленный в двухстороннем соглашении о взаимодействии.

Особенности информационного взаимодействия дежурных диспетчерских служб в различных режимах функционирования

Согласно Положению о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования ЕДДС функционирует в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

Режим функционирования для ЕДДС устанавливает руководитель органа местного самоуправления. Режим функционирования для ДДС устанавливает руководитель ведомственного учреждения или организации, к которой относиться ДДС. Режим форма оперативного взаимодействия и информационного обмена определяется в двустороннем соглашении между ЦОВ-АЦ, ЕДДС и ДДС.

В режиме повседневной деятельности ЕДДС осуществляет дежурство в готовности к экстренному реагированию на угрозу возникновения или возникновение ЧС (происшествий). Алгоритмы информационного взаимодействия дежурных диспетчерских служб в повседневном режиме рассмотрены в разделах 2 и 3.

В режиме повышенной готовности и чрезвычайной ситуации координацию взаимодействия между ДДС экстренных оперативных служб осуществляет оперативный дежурный ЕДДС.

В режим повышенной готовности ЕДДС и привлекаемые ДДС переводятся при угрозе возникновения ЧС, когда для ликвидации угрозы требуются совместные действия ДДС и сил звена территориальной подсистемы Волгоградской области РСЧС, взаимодействующих с ЕДДС.

В режиме повышенной готовности при осуществлении информационного взаимодействия дежурных диспетчерских служб дополнительно выполняются следующие мероприятия:

Оперативный дежурный ЕДДС каждые 4 часа передает в привлекаемые ДДС текущую информацию подсистемы мониторинга о радиационной, химической, биологической, экологической, пожарной о другой обстановке в зоне возможной ЧС;

Оперативный дежурный ЕДДС немедленно передает в ДДС поступающую информацию о силах и средствах, дополнительно привлекаемых для предотвращения ЧС или смягчения ее последствий;

Оперативный дежурный ЕДДС немедленно передает в ДДС поступающую информацию об изменениях обстановки в зоне возможной ЧС;

Диспетчеры ДДС немедленно передают оперативному дежурному ЕДДС поступающую информацию о необходимости привлечения к ликвидации угрозы ЧС дополнительных сил и средств;

Диспетчеры ДДС немедленно передают оперативному дежурному ЕДДС поступающую информацию об изменениях обстановки по своей специализации в зоне возможной ЧС.

В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС муниципального образования и привлекаемые ДДС переводятся при возникновении ЧС.

В режиме чрезвычайной ситуации при осуществлении информационного взаимодействия дежурных диспетчерских служб дополнительно выполняются следующие мероприятия:

Оперативный дежурный ЕДДС каждый час передает в привлекаемые ДДС текущую информацию подсистемы мониторинга о радиационной, химической, биологической, экологической, пожарной о другой обстановке в зоне ЧС;

Оперативный дежурный ЕДДС немедленно передает в ДДС поступающую информацию о силах и средствах, дополнительно привлекаемых для ликвидации последствий ЧС;

Оперативный дежурный ЕДДС немедленно передает в ДДС поступающую информацию об изменениях обстановки в зоне ЧС;

Оперативный дежурный ЕДДС немедленно передает в ДДС указания комиссии по чрезвычайным ситуациям, оперативного штаба или других органов, осуществляющих управление ликвидацией ЧС;

Диспетчеры ДДС немедленно передают оперативному дежурному ЕДДС поступающую информацию о необходимости привлечения к ликвидации последствий ЧС дополнительных сил и средств;

Диспетчеры ДДС немедленно передают оперативному дежурному ЕДДС поступающую информацию об изменениях обстановки по своей специализации в зоне ЧС;

Диспетчеры ДДС немедленно передают оперативному дежурному ЕДДС информацию о выполнении указаний комиссии по чрезвычайным ситуациям, оперативного штаба или других органов, осуществляющих управление ликвидацией ЧС.

Порядок информационного взаимодействия дежурных диспетчерских служб при приведении в готовность гражданской обороны и в военное время осуществляется в соответствии с инструкциями персоналу системы-112, ЕДДС и ДДС по действиям в условиях особого периода.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате реализации федеральной целевой программы «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы» прогнозируется снижение уровня смертности и числа пострадавших при происшествиях и чрезвычайных ситуациях, обеспечение роста безопасности и благополучия граждан Российской Федерации, что соответствует Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. Программа обеспечит решение части задач в рамках разрабатываемой государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

Система-112 должна обеспечить информационное взаимодействие органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе единых дежурно-диспетчерских служб, а также дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, включая службу пожарной охраны, службу реагирования в чрезвычайных ситуациях, службу полиции, службу скорой медицинской помощи, аварийную службу газовой сети и службу «Антитеррор».

При этом сохраняется возможность осуществить вызов экстренных оперативных служб пользователем услуг связи посредством набора номера, предназначенного для вызова отдельной экстренной оперативной службы (в настоящее время это номера «01», «02», «03» и т.д.).

Преподаватель ГКУ ДПО РК «УМЦ по ГОЧС» С.В. Клименко