Образная система поэмы гоголя мертвые души. Сочинение на тему: Система художественных образов в поэме Гоголя «Мертвые души

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Система образов в поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголя. 9 класс. Презентацию подготовила учитель литературы Ю.М. Халиуллина.

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Характер Манилова. Манилов- персонаж поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Имя Манилов (от глагола «манить», «заманивать») иронически обыгрывается Гоголем. Оно пародирует лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность. (Историческим прототипом, по мнению Лихачева Д., мог быть царь Николай I, обнаруживающий родство с типом Манилова.)

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

«Один бог разве мог сказать, какой характер у Манилова. Есть род людей, известных под именем: ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан.» Манилов - мечтатель, и мечты его полностью оторваны от действительности. "как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост".

6 слайд

Описание слайда:

В Манилове нет живых желаний, той силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать какие-то поступки. В этом смысле Манилов, - мертвая душа, «не то, не сё». Он настолько типичный, серый, нехарактерный, что у него даже нет определенных склонностей к чему-либо, нет имени и отчества.

7 слайд

Описание слайда:

Внешность. В лице Манилова «выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно…»; Отрицательное качество: «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару»; Сам Манилов – человек внешне приятный, но это если с ним не общаться: разговаривать с ним не о чем, он скучный собеседник.

8 слайд

Описание слайда:

Образование Манилов считает себя воспитанным, образованным, благородным. Но в кабинете Манилова два года подряд лежит книжка с закладкой на 14-й странице. Он во всем проявляет «прекраснодушие»,живость манер и любезное щебетание в разговоре. Зацепившись за любую тему, мысли Манилова уплывают вдаль, в отвлеченные размышления. Утонченная деликатность и сердечность Манилова выражается в абсурдных формах неуемного восторга: «щи, но от чистого сердца», «майский день, именины сердца»; чиновники, по словам Манилова, сплошь препочтеннейшие и прелюбезнейшие люди. У Манилова чаще всего встречаются слова в речи: «любезная», «позвольте», да неопределенные местоимения и наречия: какой-нибудь, этакое, какое-то, этак…

9 слайд

Описание слайда:

Положительные качества. Восторженности, симпатии (Манилов еще сохраняет симпатию к людям), гостеприимства. Семьянин, любит жену и детей, искренне радуется приезду гостя, всячески старается угодить ему и сделать приятное. И с женой у него слащавые взаимоотношения. Любовь Манилова и жены пародийно-сентиментальна

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Отрицательные качества. Манилов был бесхозяйственным, дело «шло как-то само собою». Бесхозяйственность Манилова открывается нам еще по дороге в усадьбу: все безжизненно, жалко, мелко. Манилов непрактичен – он берет купчую на себя и не понимает выгоды продажи мертвых душ. Он позволяет крестьянам пьянствовать вместо работы, его приказчик не знает своего дела и так же, как и помещик, не умеет и не хочет вести хозяйство. Манилов скучный собеседник, от него «не дождешься никакого живого или даже заносчивого слова», что, поговорив с ним, «почувствуешь скуку смертельную». Манилов - помещик, совершенно равнодушный к судьбам крестьян.

12 слайд

Описание слайда:

Вещи. Вещи, окружающие Манилова, свидетельствуют о его неприспособленности, оторванности от жизни, о безразличии к реальности: дом Манилова открыт всем ветрам, повсюду видны жиденькие верхушки берез, пруд полностью зарос ряской, зато беседка в саду Манилова высокопарно поименована «Храмом уединенного размышления». Господский дом стоит на юру; у сереньких изб деревни Манилова ни одного деревца - «только одно бревно»;

13 слайд

Описание слайда:

Досуг. Манилов проводит время в беседке с надписью «Храм уединенного размышления», где ему приходят в голову разные фантастические проекты, (например провести подземный ход от дома или выстроить через пруд каменный мост); в кабинете Манилова два года подряд лежит книжка с закладкой на 14-й странице; в картузах, табачнице рассыпан пепел, горки выбитой из трубки золы аккуратно расставлены на столе и окнах, погруженный в заманчивые размышления, никогда не выезжает на поля, а между тем мужики пьянствуют…

14 слайд

Описание слайда:

Заключение. Гоголь подчеркивает пустоту и ничтожность героя, прикрытую сахарной приятностью облика, деталями обстановки его поместья. В Манилове нет ничего отрицательного, но нет и ничего положительного. Он – пустое место, ничто. Поэтому этот герой не может рассчитывать на преображение и возрождение: в нем нечему возрождаться. Мир Манилова – это мир ложной идиллии, путь к смерти. Недаром даже путь Чичикова в затерявшуюся Маниловку изображен как путь в никуда. И поэтому Манилов, наряду с Коробочкой, занимает одно из самых низких мест в «иерархии» героев поэмы. Образ Манилова олицетворяет общечеловеческое явление - «маниловщину», то есть склонность к созданию химер, псевдофилософствованию.

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

Главная черта ее характера- Торговая деловитость. Каждый человек для К. - это только потенциальный покупатель.

18 слайд

Описание слайда:

Характеристика Коробочки. Коробочка – типичная помещица, женщина пожилых лет, которая во всех делах ищет выгоду: плачется на неурожаи, а между тем набирает деньги. Ее помещичьи заботы – это развод домашнего скота, выращивание и содержание в надлежащем порядке сада и огорода, развод пчел. Единственным смыслом ее жизни была страсть к накоплению денег. Тому в подтверждение служит ее желание поскорей сбыть товар, а нажитые на этом средства поскорей спрятать в «пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комода». К крестьянам он относилась соответственно своему положению и типу властной и скупой помещицы: заботилась вовсе не о крепостных людях, а о той нескончаемой прибыли, которую она получит от их труда. «…был преискусный кузнец! И теперь мне выехать не на чем: некому лошадей подковать», - жалуется Коробочка гостю Чичикову.

19 слайд

Описание слайда:

Манера и речь. Барские привычки жаловаться на жизнь, несмотря на и без того богатое существование. На слова Чичикова о сплошных растратах из-за крестьян, Коробочка отвечает: «Ох, отец мой, и не говори об этом!», - хотя сама жила в довольстве и достатке. Ей свойственно тянуть разговор медленно, соглашаясь с собеседником, чтобы о ней сложилось положительное впечатление, будто она ни в чем не грешна, да и мало что соображает в разговоре и намеках. Гоголь, словами Чичикова, называет свою героиню «дубиноголовой», имея в виду, по всей видимости, не только то, что она недалекая женщина, но и то, что она черства душой и сердцем.

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

Характеристика. Ноздрев – третий помещик, у которого Чичиков пытается купить мертвые души. Это молодцеватый 35-летний «говорун, кутила, лихач». Он непрерывно врет, задирает всех без разбору; очень азартен, готов «нагадить» лучшему другу без какой-либо цели. Все поведение объясняется его главенствующим качеством: «юркостью и бойкостью характера», т.е. безудержностью, граничащим с беспамятством. Н. ничего не задумывает и не планирует; он просто ни в чем не знает меры. На пути к Собакевичу, в трактире, Н. перехватывает Чичикова и везет к себе в имение. Там он насмерть ссорится с Чичиковым: тот не согласен играть в карты на мертвых душ, а также не хочет купить жеребца «арабских кровей» и получить души в придачу. Наутро, забыв обо всех обидах, Н. уговаривает Чичикова сыграть с ним в шашки на мертвые души.

23 слайд

Описание слайда:

Уличенный в жульничестве, Н. приказывает избить Чичикова, и только появление капитан-исправника успокаивает его. Именно Н. едва не погубит Чичикова. Столкнувшись с ним на балу, Н. кричит во всеуслышание: «он торгует мертвыми душами!», чем порождает массу самых невероятных слухов. Когда же чиновники призывают Н., чтобы разобраться во всем, герой подтверждает все слухи сразу, не смущаясь их противоречивостью. Позже он приезжает к Чичикову и сам рассказывает обо всех этих слухах. Моментально забыв о нанесенной им обиде, он искренно предлагает помочь Чичикову увезти губернаторскую дочку. Домашняя обстановка в полной мере отражает сумбурный характер Н. Дома у него все бестолково: посередине столовой стоят козлы, в кабинете нет книг и бумаг и т. д. Можно сказать, что безграничная ложь Н. – это оборотная сторона русской удали, которой Н. наделен в избытке. Н. не до конца пуст, просто его безудержная энергия не находит себе должного применения. С Н. в поэме начинается череда героев, сохранивших в себе что-то живое. Поэтому в «иерархии» героев он занимает сравнительно высокое – третье – место.

24 слайд

Описание слайда:

Кутила, картежник, пьяница, врун и скандалист - вот краткая характеристика Ноздрева. Это человек, как пишет автор, который имел страсть "нагадить ближнему, причем вовсе без всякой причины". Гоголь утверждает, что Ноздревы типичны для русского общества: "Ноздревы долго еще не выведутся из мира. Они везде между нами..." Беспорядочная натура Ноздрева отражается и в интерьере его комнат. Часть дома ремонтируется, мебель расставлена кое-как, но хозяина все это мало волнует. Он показывает гостям конюшню, в которой две кобылы, жеребец и козел. Потом хвалится волчонком, которого неизвестно зачем держит дома. Обед у Ноздрева приготовлен плохо, но зато спиртного в избытке. Попытка купить мертвые души едва не заканчивается для Чичикова трагично. Вместе с мертвыми душами Ноздрев хочет продать ему жеребца или шарманку, а потом предлагает сыграть в шашки на мертвых крестьян. Когда Чичиков возмущается нечестной игрой, Ноздрев зовет слуг, чтобы те избили несговорчивого гостя. Только появление капитана-исправника спасает Чичикова.

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

Характеристика. В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить людям, витающим в облаках. Этот герой твёрдо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. При хар-ке его быта Гоголь во всем отмечает основательность и фундаментальность. Это естественные черты жизни Собакевича. На нём и на обстановке его дома лежит печать неуклюжести, уродливости. Физическая крепость и неуклюжесть выступает в облике самого героя. "Он был похож на средней величины медведя",- пишет о нем Гоголь. В Собакевиче преобладает животное начало. Он лишен каких бы то ни было духовных запросов,далек от мечтательности, философствования и благородных порывов души Смысл его жизни состоит в насыщении желудка. Сам он отрицательно относится ко всему, что связано с культурой и просвещением:" Просвещение - вредная выдумка".

27 слайд

Описание слайда:

«Хитрый пройдоха» Собакевич - это хитрый пройдоха, наглый делец, которого трудно провести. Всё окружающее он оценивает лишь с точки зрения своей выгоды.В его разговоре с Чичиковым раскрывается психология кулака, умеющего заставить крестьян трудиться на себя и извлечь из этого максимальную выгоду. Он прямолинеен, достаточно груб и никому ни во что не верит. В отличие от Манилова, в его восприятии все люди - разбойники, негодяи, дураки.(в доме Собакевича все удивительно напоминало его самого. Каждая вещь как бы говорила:"И я тоже Собакевич".

28 слайд

Описание слайда:

Описание деревни и хозяйства помещика. “Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности... Деревенские избы мужиков тож срублены были на диво... все было пригнано плотно и как следует”. Деревня у него большая, обустроенная. Все постройки хоть и неуклюжи, но прочны до крайности.

29 слайд

Описание слайда:

30 слайд

Описание слайда:

Внешность. Гоголь прибегает к зоологическому уподоблению - сравнению помещика с медведем. Собакевич - чревоугодник. В своих суждениях, где он поднимается до своеобразной “гастрономической” патетики: “У меня когда свинина - всю свинью давай на стол, баранина - всего барана тащи, гусь - всего гуся!” Впрочем, Собакевичу, и этим он отличается от Плюшкина и большинства других помещиков, кроме разве что Коробочки, присуща некоторая хозяйственная жилка: не разоряет собственных крепостных, добивается известного порядка в хозяйстве, выгодно продает Чичикову мертвые души, отлично знает деловые и человеческие качества своих крестьян.

31 слайд

Описание слайда:

Детали. Вещи. В комнатах Собакевича все такое же неуклюжее и большое, как он сам. Стол, кресло, стулья и даже дрозд в клетке, казалось, говорили: "И я тоже Собакевич".

32 слайд

Описание слайда:

Чичиков о Собакевиче. "Кулак! Да еще и бестия в придачу" - такую характеристику дал ему Чичиков. Сам Собакевич напомнил Чичикову средней величины медведя - большой, неуклюжий. Просьбу Чичикова Собакевич воспринимает спокойно, но требует за каждую мертвую душу по 100 рублей, да еще и нахваливает свой товар, как купец. Говоря о типичности подобного образа, Гоголь подчеркивает, что люди, подобные Собакевичу, встречаются везде - и в провинции, и в столице. Ведь дело не во внешности, а в натуре человека: "нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь".

33 слайд

Описание слайда:

Вывод. Грубый и неотесанный Собакевич - властелин над своими крестьянами. А если бы такому подняться повыше да дать ему власть побольше? Сколько бы бед он мог натворить! Ведь о людях он придерживается строго определенного мнения: "Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет".

Муниципальное образовательное учреждение средняя школа № 22

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ РЕФЕРАТ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

СИСТЕМА ОБРАЗОВ В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ

«МЁРТВЫЕ ДУШИ»

Работу выполнила
ученицы 9 класса Б

Хххххххх Хххх

Руководитель:

учитель русского языка

и литературы

Ххххххххх Хххххххх

Хххххххххх

Ххххххххх

I. Введение. Стр.

1. Причина выбора темы ……………………………………………... 3

2. Актуальность темы …………..……………………………………... 3

3. Цели и задачи исследуемой работы………………………………... 4

4. Источники, которыми я пользовалась……………………………... 5

II. Основная часть.

1. Мои взгляды и мнение на тему…………………….......................... 6

2. Образ Манилова…………………………………………………….. 9

а) Характеристика Манилова ………………………...................... 10

б) Устройство его поместья ……………………………………… 10

г) Высказывания критиков о Манилове………………………... 11

3. Образ Коробочки…………………………………………………... 12

а) Устройство её поместья………………………………………. 12

б) Характеристика Коробочки…………………………………... 12

в) Мнение критиков о Коробочке …………………..................... 13

4. Образ Ноздрёва……………………………………………………... 14

а) Характеристика Ноздрёва…………………………………….. 14

б) Высказывания критиков о Ноздрёве……………………….... 15

5. Образ Собакевича………………………………………………….. 16

а) Характеристика Собакевича…………………………………. 16

б) Устройство его поместья…………………………………….. 17

в) Высказывания критиков о Собакевиче……………………... 18

6. Образ Плюшкина……………………………………………………. 19

а) Характеристика Плюшкина…………………………………... 19

б) Устройство его поместья……………………………………... 20

в) Высказывания критиков о Плюшкине………………………… 21

III. Заключение.

1. Выводы, которые я сделала в процессе работы

2. Что мне дала эта работа.

Введение.

Тема моего реферата «Система образов» в поэме Н.В.Гоголя. Эту тему я выбрала потому, что она привлекла моё внимание своим весьма загадочным названием, яркими и правдивыми описаниями помещиков XIX века. А также, потому, что Н.В.Гоголь является одним из моих любимых писателей – талантливейший, гениальный, несравненный. Я решила раскрыть эту тему, для того чтобы лучше понять и растолковать то, что хотел нам показать Николай Васильевич. По моему мнению, он подробно рисует картину экономического распада имений помещиков и их недееспособность. В этой поэме я вижу моральное падение представителей помещичьего мира. Именно этим меня и привлекает данная тема, поднятая на обсуждение общества в XIX столетии. Также эту тему я выбрала потому, что мне интересно размышлять и расследовать это гениальное произведение, так как я сравниваю собственное мнение с мнением автора и мнением некоторых критиков. В некоторых случаях мнения расходятся, видимо, это связано с тем, что я не до конца постигла и познала всю серьезность и проблематичность исследуемой мной работы. И ещё привлекло моё внимание то, что автор видел проблему того мещанско-помещичьего общества и, не стесняясь, делился своим мнением со всеми, в том числе и с нами. Он показал нам истинное лицо окружающих нас людей. Может даже наших знакомых, близких, друзей, а зачастую и нас самих.

Что касается актуальности, то данная тема остаётся важной и по сей день. Мы всё это видим наяву, мы это чувствуем. Пьянство, казнокрадство, невежество, наигранное благожелание на довольных лицах, сытый чиновник, полуголодный крестьянин, опустевшая деревня… Всё такое же, как там. И чего греха таить, добрая половина общества согласна с этим состоянием стороны российской и её хроническим диагнозом. Я считаю эту историю - историей болезни, написанную мастерской рукой. Также это является криком ужаса и стыда, который испускает человек, унизившийся от пошлой жизни, когда он вдруг замечает в зеркале своё оскотинившееся лицо.

Я думаю, эта тема будет актуальна во все времена, пока живёт и существует человечество. На протяжении многих веков в людях будут жить и Коробочка, и Манилов, и многие другие герои этой поэмы. До тех пор пока такие люди будут жить, и существовать, эта проблема не будет закрыта и будет преследовать нас.

Актуальность этой темы заключается и в том, чтобы наша молодёжь, мои товарищи отнеслись внимательно к этой проблеме, чтобы они, прочитав эту поэму, не стали очередными героями «Мёртвых душ».

Я думаю, когда мы полностью поймём и осознаем, о чём нам написал великий писатель, проблема полностью исчерпает себя.

Цели и задачи, которые я ставлю перед собой:

- это более глубокое познание данного произведения искусства;

- подробно познать всю проблематику того времени;

- более широкое рассмотрение и ознакомление с творчеством Н.В.Гоголя;

- определить, какой смысл, вкладывает в развитие отдельных сцен, плавных переходов от образа к образу и какую общую картину выводит автор;

- узнать его язык и стиль, наклонности в прозе;

- достаточно ли присутствует сатира, как неотъемлемая часть поэмы и как Гоголь её применяет.

Используемая литература .

1. В.Г.Белинский

Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе.

Москва. «Просвещение» 1983 г.

(стр. 222-224; 226-229)

2. Н.В.Гоголь

«Мёртвые души» поэма.

Москва. «Советская Россия» 1980 г.

(стр. 87)

3. С.Машинский

«Мёртвые души» Н.В.Гоголя.

Москва. Издательство «Художественная литература» 1966 г.

(стр.5-6; 10-12; 42-45; 51-55)

4. Е.С.Смирнова-Чикина

Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души» комментарий.

Ленинград. «Просвещение» Ленинградское отделение 1974 г.

(стр. 76; 82; 93-98; 106-107; 109; 112)

5. Н.Л.Степанов

Н.В.Гоголь. Творческий путь.

Москва. Государственное издательство художественной литературы 1955 г.

(стр. 382; 387; 391; 397-404; 408-410; 418-420)

6. С.М.Флоринский

Русская литература.

Москва. Издательство «Просвещение» 1968 г.

(стр.228-235)

Основная часть.

Россией рождены такие великие классики литературы и поэзии, как Пушкин, Достоевский, Есенин, Лермонтов, Тургенев, Толстой и многие-многие другие. Но хочется подробно остановиться на человеке загадочном и непредсказуемом в слове и в жизни, вечно чего-то ищущем, может быть ответы на вопросы, которые задаются из века в век.

Создатель «Миргорода», «Носа», «Вия», «Ревизора» - любитель карикатур и комедий драмы и вымышленного ужаса. Этот человек конечно Николай Васильевич Гоголь, которому хочется посвятить несколько строк, а именно со своей точки зрения, расшифровать им задуманное и преподнесённое произведение с весьма загадочным и потусторонним названием «Мёртвые души». Почему именно он пишет эту поэму, которая, по моему мнению, не понравилась бы многим классовым слоям населения России в давние поры, а будь она написана в наше время, реакция тех же самых слоёв, только под другим, осовремененным и слишком политизированным названием, была бы похожей – как зеркало, только до ужаса искривлённым.

Достаточно понять, что ты не просто читаешь «Мёртвые души», а там существуешь, живёшь, со стороны вглядываешься во все персонажи, как бы общаешься с ними языком мысли, подвергаешь всё беспощадному анализу, ошибаешься, бьёшься с тупостью и прочими насаждениями и «иголками» предосторожности и «листьями» прикрываемых своих небезгрешных желаний.

Сколько времени нужно было Гоголю, столько лет заниматься своим детищем прозы и ради чего и для чего? Почему у нас есть интерес и стремление к познанию его творчества, его мысли, его жизни, казалось бы, той эпохи, которая давно уже канула в лета, ушла в историю? Почему бы современному, человеку разумному, не найти в себе Чичикова или Ноздрёва, Манилова или Коробочку? Даже, прочитав поэму «Мёртвые души» от корки до корки, не все осмелятся увидеть в себе героев этого произведения. Хотя зачем? Каждый делает свой анализ, что-то берёт для себя, воспитывая в себе даже того же Чичикова, если вспомнить наставления его отца: мол «копейкой любого прошибёшь». Неужто в наше время нет таких? Или нет «Коробочек» или бесследно исчезли «Маниловы» и «Собакевичи»?

Я считаю, что у каждого художника есть произведение, в которое он вложил самые заветные, сокровенные думы, своё сердце.

Таким главным делом жизни Гоголя явились «Мёртвые души». Около семнадцати лет было потрачено на работу над «Мёртвыми душами».

Ещё только начав писать это произведение, Гоголь проникся убеждением всей исключительной важности, в том, что оно должно сыграть какую-то особую роль в судьбах России и прославить имя автора. 28 июня 1836 года он писал Жуковскому: «Клянусь, я что-то сделаю, чего не делает обыкновенный человек… Это великий перелом, великая эпоха моей жизни». Четыре с по-

ловиной месяца спустя – тому же корреспонденту: «Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём! Это будет первая моя порядочная вещь, вещь, которая вынесет моё имя». Гоголь так увлечён новым сочинением, что в сравнении с ним всё написанное прежде кажется ему пустяковыми «мараньями», которые «страшно вспомнить».

Гоголь был убеждён, что в условиях современной ему России идеал и красоту можно выразить только через отрицание безобразной действительности. И вместе с тем, как мы видим, он возлагал на литературу, на своё творчество непосильную миссию – «устремить общество или даже всё поколение к прекрасному».

Дисциплина: Русский язык и литература
Тип работы: Реферат
Тема: Система образов в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Муниципальная средняя общеобразовательная школа

Реферат по литературе

Система образов в поэме Н.В. Гоголя

«Мёртвые души»

Выполнил: ученик 11 «В»

Кононов Анатолий

Проверила: классный

руководитель,

Луканина Л.И.

Волгореченск, 2003 г.

Вступление.

Основная часть.

1. “ Мертвые души”

“ крик ужаса и стыда”.

а) актуальность произведения.

б) история создания поэмы.

в) “ помещичий

мир” – его падение и разложение.

2. Галерея портретов:

Бесхозяйственный Манилов

дубиноголовая “ Коробочка

б) “рыцарь кутежа”

в) “чертов кулак” Собакевич

г) “прореха на человечестве” Плюшкин

) общие черты помещиков.

3. Образ “приобретателя”

Чичикова

наставление отца: “Копи копеечку”.

б) “Мертвая душа ”

4.”Царство мертвых” выдающее себя за “ царство живых “.

5. Вера в иную Россию.

6. “Легче полюбить, чем понять…”

Заключение.

Библиография.

Поэма “Мертвые души” – самое значительное произведение Н.В. Гоголя, вершина его творчества и качественно новое явление в русской литературе. Её новаторская суть состоит, прежде всего

в том, что отдельные стороны русской жизни, с такой резкостью обрисованные Гоголем ранее, соединены им теперь в огромное реалистическое полотно, на котором запечатлен облик всей

николаевской России, от провинциального помещичьего захолустья и губернского города до Петербурга, и где зло жизни выступает в неповторимой смене картин и образов, тесно связанных между

собой единством художественного замысла.

Читая “Мертвые души”, видишь, какая страшная, дикая жизнь была на великой русской земле. “ Крик ужаса и стыда” – так

назвал произведение Гоголя Герцен. Но “Мертвые души” – книга и целительная. Язвы жизни обнажены в ней с таким бесстрашием, покровы снимаются с такой смелостью, о воле, упорстве,

талантливости русского народа и о любви писателя к “ плодовитому зерну” русской жизни связано с такой силой, что цель, поставленная автором – утвердить добро, подвигнуть человека на

служение высокому прекрасному – становиться до очевидности ясной.

Ни в одно из своих художественных созданий Гоголь не вложил столько творческого труда, столько глубоких, а порою и трагических раздумий, как в “ Мертвые души”.

Именно в этом произведении выявилась до конца позиция Гоголя – писателя, человека, и мыслителя.

В поэме Гоголя так много глубоко волновавших передовых русских людей проблем, так много негодования и восхищения, презрения и лирической взволнованности, согревающего юмора и

смеха, часто бьющего насмерть, что нет ничего удивительного в том, что она оказалась одним из наиболее значительных произведений литературы критического реализма первой половины 19

века. Но произведение Гоголя, как явление большого искусства, актуально и сегодня. Непреходящее его значение в умственной

и нравственной жизни человечества определяется тем, что оно заставляет задуматься не только над той жизнью, что изображена в нём, над тем страшным миром, что

именуется крепостнической дворянской Россией, но и над смыслом жизни вообще, над назначением человека. Оно толкает читателя на познание самого себя, своего духовного мира, раздумья о

собственной деятельности.

наконец, один раз после того, как я прочёл одно небольшое изображение небольшой сцены, но которое, однако, ж, поразило его больше всего мной прежде читанного, он

мне сказал: “ Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его

вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение. Это просто грех!”…. и, в заключение всего, отдал мне свой собственный сюжет, из

которого он хотел сделать сам что- то вроде поэмы и

которого, по его словам, он бы не отдал никому другому. Это был сюжет “ Мертвых душ”. Пушкин находил, что сюжет “ Мертвых душ” хорош для меня тем, что дает полную

свободу изъ...

Забрать файл

Муниципальная средняя общеобразовательнаяшкола № 3

Реферат по литературе

Тема:Система образов в поэмеН.В. Гоголя

«Мёртвыедуши»

Выполнил: ученик 11 «В»

класса, КононовАнатолий

Проверила:классный

руководитель, Луканина Л.И.

г. Волгореченск,2003 г.

I.

Вступление.

II.

Основная часть.

1.“ Мертвые души” - “ крик ужаса и стыда”.

а) актуальность произведения.

б) историясоздания поэмы.

в) “ помещичий мир” – его падение и разложение.

2.Галерея портретов:

Бесхозяйственный Манилов

а) “дубиноголовая “Коробочка

б) “рыцарь кутежа” Ноздрёв

в) “чертов кулак” Собакевич

г) “прореха на человечестве” Плюшкин

д) общие черты помещиков.

3.Образ “приобретателя” Чичикова

а) наставление отца: “Копи копеечку”.

б) “Мертвая душа ”Чичикова

4.”Царствомертвых” выдающее себя за “ царство живых “.

5.Вера в иную Россию.

6.“Легче полюбить, чем понять…”

III.

Заключение.

IV.

Библиография.

Поэма “Мертвые души” –самое значительное произведение Н.В. Гоголя, вершина его творчества икачественно новое явление в русской литературе. Её новаторская суть состоит,прежде всего в том, что отдельные стороны русской жизни, с такой резкостьюобрисованные Гоголем ранее, соединены им теперь в огромное реалистическоеполотно, на котором запечатлен облик всей николаевской России, отпровинциального помещичьего захолустья и губернского города до Петербурга, игде зло жизни выступает в неповторимой смене картин и образов, тесно связанныхмежду собой единством художественного замысла.

Читая “Мертвые души”, видишь, какаястрашная, дикая жизнь была на великой русской земле. “ Крик ужаса и стыда” –так назвал произведение Гоголя Герцен. Но “Мертвые души” – книга и целительная.Язвы жизни обнажены в ней с таким бесстрашием, покровы снимаются с такойсмелостью, о воле, упорстве, талантливости русского народа и о любви писателя к“ плодовитому зерну” русской жизни связано с такой силой, что цель,поставленная автором – утвердить добро, подвигнуть человека на служениевысокому прекрасному – становиться до очевидности ясной.

Ни в одно из своих художественных созданий Гоголь невложил столько творческого труда, столько глубоких, а порою и трагическихраздумий, как в “ Мертвые души”. Именнов этом произведении выявилась до конца позиция Гоголя – писателя, человека, имыслителя.

В поэме Гоголя так много глубоко волновавшихпередовых русских людей проблем, так много негодования и восхищения, презренияи лирической взволнованности, согревающего юмора и смеха, часто бьющегонасмерть, что нет ничего удивительного в том, что она оказалась одним изнаиболее значительных произведений литературы критического реализма первойполовины 19 века. Но произведение Гоголя, как явление большого искусства,актуально и сегодня. Непреходящее его значение в умственной и нравственной жизни человечестваопределяется тем, что оно заставляет задуматься не только над той жизнью, чтоизображена в нём, над тем страшным миром, что именуется крепостническойдворянской Россией, но и над смыслом жизни вообще, над назначением человека.Оно толкает читателя на познание самого себя, своего духовного мира, раздумья особственной деятельности.

В своей “ Авторской исповеди” Гоголь указывает, чтона мысль написать “ Мертвые души” его натолкнул Пушкин”…Он уже давно склонялменя приняться за большое сочинение, и, наконец, один раз после того, как я прочёл одно небольшое изображение небольшойсцены, но которое, однако, ж, поразило его больше всего мной прежде читанного,он мне сказал: “ Как с этой способностью угадывать человека и несколькимичертами выставлять его вдруг всего, какживого, с этой способностью не приняться за большое сочинение. Это простогрех!”…. и, в заключение всего, отдал мне свой собственный сюжет, из которогоон хотел сделать сам что- то вроде поэмы и которого, по его словам, он бы не отдал никому другому. Это был сюжет “Мертвых душ”. Пушкин находил, что сюжет “ Мертвых душ” хорош для меня тем, чтодает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множествосамых разнообразных характеров”.

Замысел “ изъездить вместе с героем всю Русь ивывести множество самых разнообразных характеров” предопределил композицию поэмы. Она построена как историяпохождений” приобретателя Чичикова”, покупающего мертвые фактически, но живые юридически, т.е. не вычеркнутыеиз ревизских списков, души.

Критикуя “ Мертвые души “, кто-то заметил: ”Гоголь выстроил длинный коридор, покоторому ведёт своего читателя вместе с Чичиковым и, отворяя двери направо иналево, показывает сидящего в каждой комнате урода”. Так ли это?

Сам Гоголь так говорил об особенностях своей работы над образом – характером: « Этополное воплощение в плоть, это полное округление характера совершалось у менятогда, когда я заберу в уме своем весь этот существенный прозаический дрязгжизни, когда, содержа в голове все крупные черты характера, соберу в то жевремя вокруг его всё тряпьё до малейшейбулавки, которое кружится ежедневно вокруг человека, словом – когда соображу все от мала до великаничего не пропустивши…”

Погружение человека в прозаический “дрязг жизни”, “в тряпье”, - это и есть средство создания характера героев. Центральное место в1 томе занимают пять “ портретных” глав (образы помещиков). Эти главы,построенные по одинаковому плану, показывают, как на почве крепостничестваскладывались разные типы крепостников и как крепостное право в 20-30 –х годах19 века, в связи с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к экономическому иморальному упадку. Гоголь даёт эти главы в определенном порядке.

Безхозяйственного помещика Манилова (2 гл.) сменяетмелочная скопиданка Коробочка (3гл.), безалаберного прожигателя жизниНоздрёва (4гл.) – прижимистый Собакевич (5 гл.). Завершает эту галереюпомещиков – Плюшкин – скряга, который довел свое имение и крестьян до полногоразорения.

Картина экономического распада барщинного,натурального хозяйства в имениях Манилова, Ноздрева, Плюшкина – нарисована живои жизненно убедительно. Но и кажущиеся крепкими хозяйства Коробочки иСобакевича в действительности нежизнеспособны, поскольку такие формы веденияхозяйства уже отживали свой век.

С ещё большей выразительностью в “портретных “главах дана картина морального упадка помещичьего класса. От праздногомечтателя, живущего в мире своих грёз, Манилова к “дубинноголовой” Коробочке,от неё – к бесшабашному моту, вралю и шулеру Ноздрёву, далее к оскотинившемуся кулаку Собакевичу и, наконец, к утратившему все моральные качества – “прорехе на человечестве” – Плюшкину ведет нас Гоголь, показывая все большееморальное падение и разложение представителей помещичьего мира.

Так поэма превращается в гениальное обличиекрепостничества как такого социально – экономического строя, которыйзакономерно порождает культурную и экономическую отсталость страны, моральноразлагает тот класс, который являлся в то время вершителем судеб государства.Эта идейная направленность поэмыраскрывается, прежде всего, в системе её образов.

Галерея портретов помещиков открывается образомМанилова – “На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишеныприятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было предано сахару; вприемах и оборотах его было что – то заискивающее расположения и знакомства. Онулыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами”. Раньше он служил в армии,где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером “…Живя впоместье, он иногда приезжает в город, чтобы увидеться с образованными людьми“. На фоне обитателей города и поместий он кажется ”весьма обходительным и учтивым помещиком”, на котором лежит какой–то отпечаток “ полупросвещённой среды”. Однако, раскрывая внутренний обликМанилова, его характер, рассказывая о его отношении к хозяйству и о времяпрепровождении,рисуя прием Маниловым Чичикова, Гоголь показывает полнейшую пустоту иникчёмность этого “существователя”.

Писатель подчёркивает в характере Манилова двеосновные черты – его никчёмность и слащавую, бессмысленную мечтательность. УМанилова не было никаких живых интересов. Хозяйством он не занимался, всецелопередоверив его приказчику. Он даже не мог сказать Чичикову, умирали ли у негокрестьяне со времени ревизии. Его дом “стоял одиночкой на юру (т.е.возвышении), открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть. Вместотенистого сада, обычно окружавшего барский дом, у Манилова только пять – шестьберез, а в его деревне нигде не было растущего деревца или какой – нибудьзелени”. О без хозяйственности,непрактичности Манилова наглядно говорит и обстановка комнат его дома, где рядом с прекрасноймебелью стояли два кресла, «обтянутые просто рогожей”,” щегольский подсвечникиз тёмной бронзы с тремя античными грациями “стоял на столе, а рядом с нимпомещался какой –то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону ивесь в сале.”

“Не мудрено, что у такого хозяина довольно пусто вкладовой, приказчик и ключница – воры, слуги – нечистоплотны и пьяницы, а всядворня спит немилосердным образом и паясничает всё остальное время”. Свою жизньМанилов проводит в полнейшей праздности.Он отошел от всякого труда, даже не читает ничего – два года в его кабинетележит книга, заложенная всё на той же 14 – ой странице. Свое безделье Маниловскрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными “проектами, вроде постройкиподземного хода от дома, каменного моста через пруд.

Вместо настоящего чувства – у Манилова “приятнаяулыбка”, приторная любезность и чувствительная фраза: вместо мысли какие – тобессвязные, глупые рассуждения, вместе деятельности – пустые мечты.

Не живым человеком, а пародией на него, инымвоплощением, все той же духовной пустоты является и Коробочка, типичная мягкаяпомещица – владелица 80 душ крепостных.

В противоположностьМанилову, Коробочка – деловитая хозяйка. У неё “хорошая деревенька, двор полонвсякой птицы, имеются просторные огороды cкапустой, луком,картофелем, свёклой…, …. Есть яблони и другие фруктовые деревья; имена крестьянсвоих она почти всех знала по имени наизусть. Приняв Чичикова за покупщика, онапредлагает ему всевозможные продукты своего хозяйства….”

Но умственный кругозорКоробочки крайне ограничен. Гогольподчёркивает её тупость, невежественность, суеверие, указывает на то, что еёповедением руководит корысть, страсть к наживе. Она очень боится ”продешевить”при продаже. Все новое и небывалое пугает её.

“Дубинноголовая” Коробочка –воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков,ведущих натуральное хозяйство. Указывая на типичность образа Коробочки, Гогольговорит, что таких “Коробочек” можно встретить и в среде столичныхаристократов.

Иной тип “живогомертвеца” представляет Ноздрёв. ”Это былсреднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, сбелыми, как снег зубами и черными, как сталь бакенбардами. Свеж он был каккровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с его лица”.

Ноздрёв – полнаяпротивоположность и Манилову и Коробочке. Он непоседа, герой ярмарок, балов,попоек, карточного стола, у него ”неугомонная юркость и бойкость характера”. Онбуян, кутила, враль, ”рыцарь кутежа”. Он не чужд хлестаковщины – стремленияпоказаться значительнее и богаче. Своё хозяйство он совершенно запустил. Вотличном состоянии у него только псарня.

Ноздрёв нечестно играет вкарты, всегда готов “ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какоехотите предприятие, менять всё, что ни есть, на всё что хотите”. Однако всё этоне приводит Ноздрёва к обогащению, а, напротив, разоряет его.

Общественное значение образаНоздрёва заключается в том, что на нём Гоголь наглядно показывает всепротиворечие между интересами крестьянства и помещиков. На ярмарку из именияНоздрёва привезли продукты сельского хозяйства – плоды подневольного труда егокрестьян – и “продали по самой выгоднойцене”, а Ноздрёв всё прокутил и проиграл за несколько дней.

Новая ступень моральногопадения человека – “ чёртов кулак”, по выражению Чичикова – Собакевич.

“Казалось, - пишет Гоголь, - в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, гдеследует, а как у Кащея Бессмертного – где – то за горами, и закрыта такоютолстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне её, не производилорешительно никакого потрясения на поверхности”.

У Собакевича тяготение кстарым крепостническим формам ведения хозяйства, вражда к городу и просвещениюсочетаются со старостью к наживе, хищному накоплению. Страсть к обогащениютолкает его на плутовство, заставляет изыскивать разные средства наживы. Вотличие от других помещиков, выведенных Гоголем, Собакевич – помимо барщинной применяети денежно оброчную систему. Так, например один Еремей Сорокоплёхин, торговавшийв Москве, приносил Собакевичу 500 руб. оброку.

Рассуждая о характереСобакевича, Гоголь подчёркивает широкое обобщающее значение этого образа.“Собакевичи – говорит Гоголь, - бывали не только в помещичьей, но и вчиновничьей и учёной среде. И везде они проявляли свои качества “человека –кулака”, корыстолюбие, узость интересов, косность”.

Пределом моральногопадения человека является Плюшкин – “прореха на человечестве“. Все человеческое умерло в нем, это в полном смыслеслова – “мёртвая душа”. И к этому выводу последовательно и настойчиво ведёт нас Гоголь, с самого начала и доконца главы, развивая и углубляя тему духовной гибели человека.

Выразительно описание селаПлюшкина с его пришедшей в полную негодность бревенчатой мостовой, с “особеннойветхостью“ деревенских изб, с огромными кладями сгнившего хлеба, с господскимдомом, который выглядел каким – то “дряхлым инвалидом”. Один только сад былживописно красив, но эта красота – красота заброшенного кладбища. И вот на этомфоне перед Чичиковым предстала странная фигура: не то мужик, не то баба, “внеопределенном платье”, таком рваном, засаленном и заношенном, что если быЧичиков встретил его где – нибудь у церкви, то вероятно, дал бы ему медныйгрош”. Но не нищий стоял перед Чичиковым, а богатый помещик, владелец тысячидуш, у которых кладовые, амбары и сушильни полны всякого добра. Однако все этодобро гниет, портится, превращается в труху, так как безраздельно охватившаяПлюшкина алчная скупость вытравила у него всякое понимание действительнойценности вещей, затмила практический ум когда-то опытного хозяина. ОтношенияПлюшкина с покупщиками, его хождения по селу за сбором всякой дряни, знаменитыекучи хлама на его столе, скряжничество, приводит Плюшкина к бессмысленномунакопительству, приносящему его хозяйству одно разорение. Все пришло в полныйупадок, крестьяне ”мрут как мухи “, десятками числятся в бегах. Бессмысленнаяскупость, царящая в душе Плюшкина, порождает в нём подозрительность к людям,недоверие и врождённость ко всему окружающему, жестокость и несправедливость поотношению к крепостным. В Плюшкине нетникаких человеческих чувств, даже отцовских. Вещи для него дороже людей, вкоторых он видит только мошенников и воров.

“ И до какой ничтожности,мелочности, гадости мог снизойти человек! – восклицает Гоголь”.

В образе Плюшкина сисключительной силой и сатирическойзаострённостью воплощена позорная бессмысленность накопительства и скупости,порождаемых собственническим обществом.

Внутреннюю примитивность своих героев Гогольраскрывает при помощи особых художественных приёмов. Строя портретные главы,Гоголь подбирает такие детали, которые показывают своеобразие каждого помещика.В результате образы помещиков яркоиндивидуализированы и резко, выпукло очерчены. Применяя приём гиперболы,подчеркивая и заостряя важнейшие черты своих героев, Гоголь усиливаеттипичность этих образов, сохраняя вместе с тем их жизненность иреальность; каждый из помещиков своеобразен,не похож на других. Однако все они – помещики – крепостники, а потому в нихесть и общие, классовые черты, порожденные феодально – крепостническим строем.Эти черты следующие:

1)

2)

низменные животные интересы,отсутствие каких –либо высоких идейных побуждений; пошлость, притупление всехчеловеческих чувств, грубый эгоизм

3)

отсутствие общественно –полезной деятельности. Все они – “Мёртвые души”.

Так смотрел на них сам Гоголь. “Будьте не мёртвые, аживые души” – писал он помещикам – дворянам. Так расценивал их и Герцен,занёсший в дневник такие свои мысли: “ Мёртвые души?” – это заглавие само носитв себе что-то наводящее ужас. И иначе он не мог назвать; не ревизские мёртвыедуши, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие –те самые мёртвые души, и мы ихвстречаем на каждом шагу”.

Если, рисуя образы помещиков, Гоголь дал картинуэкономического хозяйства и морального вырождения, господствующего класса, то вобразе Чичикова он показал типичные черты хищника, ”подлеца”, “приобретателя”буржуазной складки.

Гоголь подробно рассказывает о жизненном путиЧичикова с рождения и до того момента, как этот “герой” занялся скупкой мёртвых душ, как складывался характерЧичикова, какие жизненные интересы, сформировавшиеся в нём под влияниемокружающей среды, руководили его поведением. Ещё в детстве он получил от отцанаставление, как выбиться в люди: ”больше всего угождай учителям иначальникам…, водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебеполезными…, а больше всего береги и копи копейку - эта вещь надёжнее всего насвете, все сделаешь и все прошибёшь на свете копейкой”. Этот завет отца иположил Чичиков в основу своих отношений с людьми ещё со школьной скамьи.Копить копейку, но не ради неё самой, а использовать как средство достиженияматериального благополучия и заметного положения в обществе, стало основнойцелью всей его жизни. Уже в училище он быстро добился расположения учителя и,обладая “большим умом со стороны практической”, успешно накапливал деньги.

Служба в различных учреждениях развила и отшлифовалав Чичикове его природные данные: практический ум, ловкую изобретательность,лицемерие, терпение, умение “ постигнуть дух начальника”, нащупать слабуюструнку в душе человека и умело воздействоватьна неё в личных целях, энергию и упорство в достижении задуманного, полнуюнеразборчивость в средствах и бессердечность.

Получив должность, Чичиков “стал человеком заметным,всё оказалось в нём, что нужно для этого мира: и приятность в оборотах ипоступках и бойкость в деловых делах”- всё это отличало Чичикова и в дальнейшейего службе; таким предстаёт он переднами и во время покупки мёртвых душ.

“Неодолимую силу характера”, “расторопность,проницательность и прозорливость”, все своё умение обворожить человека пускаетЧичиков в ход, чтобы достичь желаемого обогащения.

Внутренняя “многоликость” Чичикова, его неуловимостьподчёркивается и внешностью, данноюГоголем, в неопределённых тонах.

“ В бричке сидел господин - не красавец, но и не дурнойнаружности, не слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар,однако и не так уж слишком молод”.

Выражение лица Чичикова беспрестанно меняется, взависимости от того, с кем и о чём он разговаривает.

Гоголь постоянно подчёркивает внешнюю опрятностьсвоего героя, его любовь к чистоте, хорошему, модному костюму. Чичиков всегдатщательно выбрит, надушен; всегда на нём чистое бельё и модное платье,“коричневых и красноватых цветов с искрой” или “цвета наваринского дыма спламенем”. И вот эта внешняя опрятность, чистота Чичикова, выразительно контрастируя с внутренней грязьюи нечистоплотностью этого героя, полно дорисовывает образ “ подлеца”, “приобретателя” – хищника,пускающего в ход всё для осуществления своей основной цели – наживы,приобретательства.

Заслугой Гоголя является то, что герой бизнеса,личного преуспевания подвергнут у него уничтожающему смеху. Смешной и ничтожныйЧичиков вызывает наибольшее презрение именно тогда, когда достигнув полногоуспеха, он становится кумиром и любимцемобщества. Смех автора оказался своего рода “ проявителем”. Всем вокруг сталавидна “мертвая душа” Чичикова, его обречённость, несмотря на внешнюю цепкость иживучесть. В нелицеприятном приговоре автора нет ни малейшего снисхождения.

Мир хозяев жизни выступил в “ Мёртвых душах” какцарство мёртвых, выдающее себя за царство живых, царство духовного сна, застоя,пошлости, грязи, корысти, обмана, стяжательства.

В царстве живых мертвецов всё великое - опошляется, возвышенное -принижается, честное, мыслящее, благородное– гибнет.

Заглавие поэмы оказалось обобщающей и предельноточной характеристикой и своеобразным символом крепостнического строя. Откудаже идёт в поэме злой смех по адресу “мёртвых душ”?

Нетрудно убедиться, что автор подслушал его ународа. В ненависти народа к своимугнетателям – источник гоголевского смеха. Народ казнил смехом любую нелепицу,ложь, бесчеловечность, и в этой казни смехом – душевное здоровье, трезвыйвзгляд на окружающее.

Таким образом, Гоголь выступил в “Мёртвых душах”,как представитель своего народа, смехом народного презрения и негодованиякарающий помещичью и чиновничью Россию. И этому осуждённому царству ”мёртвыхдуш” противостоит в книге его вера в иную Россию, ту страну будущего, внеограниченные возможности русскогонарода.

Гениальное произведение не умирает с его создателем,а продолжает жить в сознании общества, народа, человечества. Каждая эпоха,вынося о нём своё суждение, никогда не выскажет всего, оставляя многое сказатьпоследующим поколениям, которые прочитывают произведение по- новому,воспринимают некоторые стороны его острее, чем современники. Они шире и глубже раскрывают “ подводное течение”,летающее в его основе.

Великий критик Белинскийсказал: “Гоголь первый взглянул смело и прямо на русскую действительность очамиреалиста, и если к этому присоединить его глубокий юмор и его бесконечнуюиронию, то будет ясно, почему ему ещё долго не быть понятным.

Обществу легче полюбить его, чем понять….”

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.М. Гус “Живая Россия иМёртвые души” Москва 1981 г.

2.А. М. Докусов, М.Г. Качурин“ Поэма Н.В. Гоголя “ Мёртвые души“ Москва 1982 г.

3.Ю. Манн “В поисках живойдуши” Москва 1987 г.

4.Современный словарь –справочник по литературе. Москва 1999 г.

5.Гоголь в воспоминанияхсовременников. М., ГИХЛ, 1952 г.

6.Ю. Манн. Поэтика Гоголя.Издательство «Художественная литература», 1978 г.

7.Степанов Н. Л. Гоголь М., «Молодая гвардия», ЖЗЛ, 1961 г.

8.Тарасенков А.Т. Последние дни жизни Гоголя. Изд. 2-е,дополненное по рукописи. М., 1902 г.

9.ХрапченкоМ. Б. Творчество Н. В. Гоголя «Сов. писатель», 1959 г.

Вступление.

Н.В. Гоголь - писатель, чье творчество поправу вошло в классику русской литературы. Гоголь является писателем-реалистом,но связь искусства и реальности у него усложнена. Он ни в коем случае некопирует явления жизни, но всегда по-своему интерпретирует их. Гоголь умеетувидеть и показать обыденное под совершено новым углом зрения, в неожиданномракурсе. И рядовое событие обретает зловещую, странную окраску. Так происходити в основном гоголевском произведении - поэме «Мертвые души».Художественное пространство поэмы составляют два мира, которые мы можем условнообозначить как мир «реальный» и мир «идеальный».«Реальный» мир автор строит, воссоздавая современную ему картинуроссийской жизни. По законам эпоса Гоголь воссоздает в поэме картину жизни,стремясь к максимальной широте охвата. Мир этот уродлив. Мир этот страшен. Этомир перевернутых ценностей, духовные ориентиры в нем извращены, законы, покоторым он существует, - аморальны. Но живя внутри этого мира, родившись в неми восприняв его законы, практически невозможно оценить степень егоаморальности, увидеть пропасть, отделяющую его от мира истинных ценностей.Более того, невозможно понять причину, вызывающую духовную деградацию, нравственныйраспад общества. В этом миру живут Плюшкин, НоздревМанилов, прокурор, полицмейстер и другие герои, являющие собой своеобразныекарикатуры на современников Гоголя. Целую галлереюхарактеров и типов, лишенных души, создал Гоголь в поэме, все они многообразны,но всех их объединяет одно - ни у кого из них нет души.

Заключение.

В названии поэмы заложен глубочайший философский смысл.Мертвые души - бессмыслица, ведь душа бессмертна. Для «идеального»мира душа бессмертна, так как она воплощает божественное начало в человеке. А вмире «реальном» вполне может быть «мертвая душа», потомучто для него душа только то, что отличает живого от покойника. В эпизоде смертипрокурора окружающие догадались о том, что у него «была точно душа»,лишь когда он стал «одно только бездушное тело». Этот мир безумен - он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада. Только с пониманияэтой причины может начаться возрождение Руси, возвращение утраченных идеалов,духовности, души в истинном, высшем ее значении. Чичиковскаябричка, идеально преобразившаяся в последнем лирическом отступлении в символвечно живой души русского народа - чудесную «птицу-тройку», завершаетпервый том поэмы. Вспомним, что начинается поэма с бессмысленной беседы двухмужиков: доедет ли колесо до Москвы; с описания пыльных, серых, тоскливых улицгубернского города; со всевозможных проявлений человеческой глупости ипошлости. Бессмертие души - вот единственное, что вселяет в автора веру вобязательное возрождение его героев и всей жизни, следовательно, всей Руси.

что такое система образов поэмы мертвые души? скажииите пожааааалуйста и получил лучший ответ

Ответ от
1)
Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма "Мертвые души", написанная в 1842 г. Первое издание произведения было названо "Похождения Чичикова, или мертвые души". Такое название снижало истинное значение этого произведения, переводило в область авантюрного романа, Гоголь пошел на это по цензурным соображениям, для того, чтобы поэма была издана. Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой. Определение жанра стало ясно писателю только в последний момент, так как еще работая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом. Чтобы понять особенности жанра поэмы "Мертвые души", можно сопоставить это произведение с "Божественной комедией" Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя. "Божественная комедия" состоит из трех частей. В первой части к поэту является тень древнеримского поэта Вергилия, которая сопровождает лирического героя в ад, они проходят все круги, перед их взором проходит целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своей Родины - Италии, ее судьбы. По сути, Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада России. Недаром название поэмы "Мертвые души" идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте "Божественная комедия", которая называется "Ад". Гоголь наряду с сатирическим отрицанием вводит элемент воспе- вающий, созидательный - образ России. С этим образом связано "высокое лирическое движение", которым в поэме по временам сменяется комическое повествование. Значительное место в поэме "Мертвые души" занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых общественных вопросов России. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни.
3) Образ дороги возникает с первых строк поэмы; можно сказать, он стоит у ее начала. «В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка...» и т. д. Образом дороги поэма и завершается; дорога - буквально одно из последних слов текста: «Русь, куда ж несешься ты, дай ответ?.. Летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают дорогудругие народы и государства». Но какое огромное различие между первым и последним образами дороги! В начале поэмы это дорога одного человека, определенного персонажа - Павла Ивановича Чичикова. В конце - это дорога государства, России, и даже больше, дорога всего человечества, на которой Россия обгоняет «другие народы». В начале поэмы - это вполне конкретная дорога, по которой тащится вполне конкретная бричка, с хозяином и двумя его крепостными: кучером Селифаном и лакеем Петрушкой, запряженная лошадьми, которых мы также представляем себе вполне конкретно: и коренного гнедого, и обоих пристяжных коней, чубарого и каурого, по прозвищу Заседатель. В конце же поэмы представить себе дорогу конкретно довольно трудно: это образ метафорический, иносказательный, олицетворяющий постепенный ход всей человеческой истории. Эти два значения, как две крайние вехи. Между ними располагаются множество других значений - и прямых и метафорических, образуя сложный и единый гоголевский образ дороги. 4)Нет они не были живыми
5)Можно взять к примеру образы Собакевича и Плюшкина
6)Добавляет нотку драматизма