«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе Проблема личности- центральная в романе: «История души человеческой…едва ли. “Герой нашего времени” – первый психологический роман в русской литературе Герой нашего времени первый

Весь роман воспринимался как глубоко реалистическое произведение. Сам Лермонтов подчеркивал именно такой характер своего романа, противопоставляя его героя «романтическим злодеям» и отмечая, что в нем «больше правды». Реалистичность замысла Лермонтова подкрепляется иронической трактовкой выспреннего романтика Грушницкого. Самое слово «романтический», несколько раз встречающееся в тексте романа, всегда употребляется автором с ироническим оттенком.

Реализм романа Лермонтова отличается от пушкинского, ему присущи свои особенности. Лермонтов сосредоточивает внимание читателя на психике героев, на их внутренней борьбе. Жанр накладывает отпечаток и на композицию произведения - именно поэтому Лермонтов нарушил хронологию событий, чтобы глубоко раскрыть внутренний мир Печорина. Поэтому Печорин сначала нам показан таким, каким его видел Максим Максимыч, кругозор которого предопределил неполное раскрытие облика героя («Бэла»). Затем о Печорине нам кратко повествует автор («Максим Максимыч»). После этого повествование уже ведется от лица самого Печорина.

Сначала он записывает в свой дневник приключение, произошедшее с ним в Тамани, Только тогда образ, с каждой повестью все более интриговавший нас, делается понятным («Княжна Мери»). Последняя из повестей вносит уточняющие штрихи в волевой образ персонажа(«Фаталист»). В этой главе Лермонтов рассуждает о существовании предопределения судьбы человека.

Эта проблема после событий 14 декабря волновала многих представителей русской интеллигенции как вопрос об общественно-политической борьбе или пассивном подчинении обстоятельствам. Лермонтов в «Фаталисте» своеобразно обосновывает убеждение, что «человек должен быть деятелен, горд, силен, смел в борьбе и опасности, неподвластен и непокорен обстоятельствам». «Это - позиция вызова, непримиримости, безустанного отрицания». В итоге «Фаталист» не только более рельефно раскрывает волевой характер Печорина, но и более отчетливо определяет прогрессивное значение всего романа.

Эта своеобразная композиция находится в связи с основными принципами раскрытия характера героя. Лермонтов сознательно ограничивается самыми скупыми данными о прошлом Печорина, Почти совсем устраненной оказывается и бытовая живопись: Печорин чрезвычайно мало говорит об условиях своей жизни, предметах, его окружающих, привычках, ему присущих. Эта манера изображения существенно отличается от той, к которой приучил читателей Пушкин.

Все внимание сосредоточивается на внутреннем мире персонажа. Даже портретная зарисовка его при всей своей обстоятельности не столько стремится дать полное изображение внешности героя, сколько через эту внешность показать противоречия его внутреннего мира.
Большой глубиной отличаются портретные характеристики, данные от лица героя. Особенным богатством и разнообразием отличается описание внешности, игры глаз, характеристичности движений Мери Литовской. Словно предчувствуя портретную живопись Л. Толстого, Лермонтов через посредство своего героя показывает внутренний мир бедной княжны, которая старается скрыть свою любовь напускной холодностью.

Особенно углубленным психологическим анализом характеризуется вообще вся центральная часть романа - «Дневник Печорина».
Роман впервые за историю русской литературы так глубоко своей личности. Переживания его квалифицируются со «строгостью судьи и гражданина». Единый поток ощущений разлагается на составные части: «Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувства кипели тогда в груди моей: то была и досада оскорбленного самолюбия, и презрение, и злоба».

Привычка к самоанализу дополняется навыками беспрестанного наблюдения над окружающими. Все взаимодействия Печорина с другими персонажанми романа являются только психологическими экспериментами, которые забавляют героя своей сложностью.

Слайд 1

Первый психологический роман в русской литературе.
Михаил Лермонтов «Герой нашего времени»

Слайд 2

И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды… Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят - все лучшие годы! М.Ю. Лермонтов
Печально я гляжу на наше поколенье…
И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови…

Слайд 3

История души человеческой
Впервые в русской литературе герой подвергает себя, свои отношения с окружающими беспощадному анализу, свои поступки - самооценке.

Слайд 4

«Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его»

Слайд 5

Построение романа «Герой нашего времени»
Раскрытие характера героя Лермонтовым
Сначала показывает, как понимает его или не понимает служака Максим Максимыч «Бэла»
умный и проницательный автор-повествователь наблюдает за Печориным «Максим Максимыч»
Раскрытие Печорина в собственном дневнике «Журнал Печорина»
«Тамань»
«Княжна Мери»
«Фаталист»
Хронология событий: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч».

Слайд 6

Психологический портрет главного героя.
Перекрестная характеристика другими персонажами, постепенное «узнавание» героя. в восприятии Максима Максимыча (через сознание простого человека), в восприятии «издателя» (близкая к авторской позиция), через дневник самого Печорина (исповедь, самоанализ).

Слайд 7

Печорин - типичный представитель дворянской молодежи 1830-х годов. «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Герой 1830-х годов (это было время реакции после поражения декабристов) - разочарованный в жизни человек, живущий без веры, без идеалов, без привязанностей. У него нет цели. Единственное, что он ценит, - это собственная свобода: «Я готов на все жертвы… но свободы своей не продам».

Слайд 8

Все, кто сталкивается с Печориным, становятся несчастными:
из пустой прихоти он вырвал из привычной жизни Бэлу и погубил ее
ради того, чтобы удовлетворить свое любопытство, ради жажды приключений он разорил гнездо контрабандистов
не задумываясь о травме, которую наносит Максиму Максимычу, Печорин обрывает с ним дружбу
он принес страдания Мери, оскорбив ее чувства и достоинство
разрушил жизнь Веры - единственного человека, сумевшего понять его

Слайд 9

«…невольно разыгрывал жалкую роль палача или предателя…» Печорин объясняет, почему он стал таким: «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, … лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли».

Слайд 10

Но, в отличие от других, Печорин принципиально честен в самооценках. Никто не может осудить его строже, чем он сам. Трагедия героя в том, что он «не угадал этого назначенья, … увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; … утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни».

Слайд 11

Вопросы и задания к семинару (работа по группам):
«В дружбе один раб другого». Дружба в жизни Печорина.
«Я никогда не делался рабом любимой женщины». Любовь в жизни Печорина.
Печорин и Максим Максимыч Печорин и Грушницкий Печорин и Вернер Печорин и Вулич
Печорин и Бэла Печорин и девушка-ундина Печорин и Мери Печорин и Вера

Слайд 12

Печорин и Максим Максимыч Перечитайте монолог Печорина из главы «Бэла» со слов «у меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча? Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы «Максим Максимыч». Как в ней передается взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина? Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Печорин и Грушницкий Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие? Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров? Печорин и Вернер Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни? Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чем Печорин оказался морально выше Вернера? Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина? Печорин и Вулич Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов? Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вулич все-таки погибает, а Печорин остается жив?

Слайд 13

Примерная схема на семинаре:

Слайд 14

Печорин и Бэла Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина? Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле? Печорин и девушка-ундина Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого? Перечитайте сцену схватки Печорина с девушкой в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала? Печорин и Мери Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в «Журнале» от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери? Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери? Каков композиционный смысл образа Мери? Печорин и Вера Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как можно охарактеризовать их чувства друг к другу? Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им после дуэли, и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? в авторской оценке? в самооценке? Как образ Веры помогает понять характер Печорина?

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» – первый в русской литературе «аналитический» роман, в центре которого стоит не биография человека, а его личность, то есть душевная и умственная жизнь как процесс. Этот художественный психологизм можно считать следствием эпохи, так как время, когда жил Лермонтов, - это время глубоких общественных потрясений и разочарований вызванных неудавшимся восстанием декабристов и наступившей за ним эпохой реакций. Лермонтов подчёркивает, что время героических деятелей прошло, человек стремится замкнуться в собственном мире и погружается в самоанализ. А раз самоанализ становится приметой времени, то и литература должна обратиться к рассмотрению внутреннего мира людей.
В предисловии к роману главный герой - Печорин – характеризуется как «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Таким образом, автору удалось проследить, как окружающая среда влияет на формирование личности, дать портрет всего поколения молодых людей того времени. Но автор не снимает с героя ответственности за его поступки. Лермонтов указал на «болезнь» века, лечение которой – в преодолении индивидуализма, пораженного безверием, приносящего глубокие страдания Печорину и губительного для окружающих. Всё в романе подчинено главной задаче – как можно глубже и подробнее показать состояние души героя. Хронология его жизни нарушена, но строго выстроена хронология повествования. Мы постигаем мир героя от первоначальной характеристики, которую даёт Максим Максимович через авторскую характеристику к исповеди в «Журнале Печорина».
Печорин – романтик по характеру и поведению, человек исключительных способностей, выдающегося ума, сильной воли, высоких стремлений к общественной деятельности и неистребимого желания свободы. Его оценки людей и их поступков очень точны; у него критическое отношение не только к другим, но и к себе. Дневник его это саморазоблачение «во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его», - говорит Печорин. Каковы причины этой раздвоенности он сам отвечает: «я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни...». Так он научился быть скрытным, злопамятным, желчным, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой.
Но Печорин не лишён добрых порывов, наделен горячим сердцем способным глубоко чувствовать (например: смерть Белы, свидание с Верой и последнее свидание с Мэри) Рискуя жизнью он первый бросается в хату убийцы Вулича. Печорин не скрывает своего сочувствия угнетённым, именно о декабристах сосланных на Кавказ он говорит, что «под нумерованной пуговицей скрывается пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум» но беда Печорина в том, что душевные порывы он скрывает под маской равнодушия. Это самозащита. Он сильный человек, но все его силы несут не положительный, а отрицательный заряд. Вся деятельность направлена не на созидание, а на разрушение. Духовная пустота высшего общества, социально политическая реакция исказили и заглушили возможности Печорина. Вот почему Белинский назвал роман «воплем страдания» и «грустной думой».
Практически все второстепенные персонажи произведения становятся жертвами героя. Из-за него лишается крова и умирает Бела, разочаровывается в дружбе Максим Максимович, страдают Мэри и Вера, погибает от его руки Грушницкий, вынуждены покинуть родной дом контрабандисты. Косвенно он виновен в гибели Вулича. Грушницкий помогает автору спасти Печорина от насмешек читателей и пародий, потому что является его отражением в кривом зеркале.
Печорин понял, что в условиях самодержавия осмысленная деятельность во имя общего блага невозможна. Это и обусловило свойственный ему скептицизм и пессимизм, убеждение что «жить скучно и гадко». Сомнения опустошили его до того, что у него осталось всего два убеждения: рожденье – несчастье, а смерть неизбежна. Недовольный своей бесцельной жизнью, жаждущий идеала, но не видящий его Печорин спрашивает: «зачем я жил? Для какой цели я родился?».
«Наполеоновская проблема» - центральная нравственно-психологичечкая проблема романа, это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым судит окружающих теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла.
Насыщенная гордость – так определено Печориным человеческое счастье. Страдания и радости других он воспринимает как пищу, поддерживающую его душевные силы. В главе «Фаталист» Печорин размышляет о вере и безверии. Человек, утратив Бога, утратил главное – систему нравственных ценностей, мораль, идею духовного равенства. Уважение к миру и людям начинается с самоуважения, унижая других, он возвышает сам себя; торжествуя над другими, он чувствует себя сильнее. Зло порождает зло. Первое страдание даёт понятие об удовольствии мучить другого, рассуждает сам Печорин. Трагедия Печорина в том, что он обвиняет мир, людей и время в своём духовном рабстве и не видит причин неполноценности своей души. Истиной свободы он не знает, ищет её в одиночестве, в скитаниях. То есть во внешних признаках, поэтому он везде оказывается лишним.
Лермонтов, покоряя психологической правдой, ярко показал исторически конкретного героя с чёткой мотивировкой его поведения. Мне кажется что он первым в русской литературе сумел возможно точно раскрыть все противоречия, сложности и всю глубину человеческой души.

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов развил реали­стическую тенденцию, заложенную в русской литературе твор­чеством Пушкина, и дал образец реалистического психологиче­ского романа. Глубоко и всесторонне раскрыв внутренний мир своих героев, писатель рассказал «историю души человеческой». При этом характеры героев определены временем и условиями существования, многие поступки зависят от нравов определен­ной социальной среды («простой человек» Максим Максимыч, «честные контрабандисты», «дети гор», «водяное общество»). Лермонтов создал социально-психологический роман, в кото­ром судьба отдельного человека зависит как от общественных отношений, так и от самого человека. Впервые в русской литературе герои подвергали себя, свои отношения с окружающими беспощадному анализу, свои по­ступки - самооценке. Лермонтов диалектически подходит к ха­рактерам героев, показывая психологическую сложность, неод­нозначность их, проникая в такие глубины внутреннего мира, которые были недоступны прежней литературе. «Во мне два че­ловека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыс­лит и судит его», - говорит Печорин. В своих героях Лермонтов стремится запечатлеть не статичное, а уловить динамику пере­ходных состояний, противоречивость и разнонаправленность мыслей, чувств и поступков. Человек предстает в романе во всей сложности его психологического облика. Больше всего это отно­сится, конечно, к изображению Печорина. Для создания психологического портрета героя Лермонтов прибегает к перекрестной характеристике его другими персона­жами. С разных точек зрения рассказывается какое-либо одно событие, что позволяет полнее понять и четче изобразить пове­дение Печорина. Изображение героя построено на принципе постепенного «узнавания», когда герой дан то в восприятии Мак­сима Максимыча (через народное сознание), то «издателя» (близ­кая к авторской позиция), то через дневник самого Печорина (исповедь, самоанализ). Глубокому постижению психологии героя служит и композиция романа. «Герой нашего времени» состоит из пяти повестей: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист». Это относительно самостоятельные произведения, объединенные образом Печорина. Лермонтов нарушает хронологическую по­следовательность событий. Хронологически повести должны были располагаться так: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», предисловие к журналу Печорина. Смеще­ние событий обусловлено художественной логикой раскрытия характера. В начале романа Лермонтов показывает противоречивые поступки Печорина, трудно объяснимые для окружающих («Бэла», «Максим Максимыч»), затем дневник проясняет мотивы поступ­ков героя, углубляется его характеристика. Кроме того, повести группируются по принципу антитезы; рефлексирующему эгоисту Печорину («Бэла») противопоставлена цельность душевно добро­го Максима Максимыча («Максим Максимыч»); «честным кон­трабандистам» с их свободой чувств, поступков («Тамань») про­тивоположна условность «водяного общества» с его интригами, завистью («Княжна Мери»), В первых четырех повестях показано то воздействие, которое оказывает на формирование личности среда. В «Фаталисте» ставится проблема противодействия человека судь­бе, т.е. его способности противостоять или даже бороться с предо­пределенностью рока. В «Герое нашего времени» Лермонтов образом Печорина про­должил тему «лишних людей», начатую Пушкиным. Печорин - типичный представитель дворянской молодежи 1830-х годов. Об этом Лермонтов пишет в предисловии ко 2-му изданию романа: «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколе­ния, в полном их развитии». Герой 1830-х годов - времени реакции после поражения де­кабристов - разочарованный в жизни человек, живущий без веры, без идеалов, без привязанностей. У него нет цели. Единст­венное, что он ценит, - это собственная свобода. «Я готов на все жертвы… но свободы своей не продам». Печорин возвышается над своей средой силой характера, пониманием пороков и недостатков общества. Ему противны фальшь и лицемерие, духовная пустота среды, в которой он вынужден был вращаться и которая морально искалечила героя. Печорин от природы не лишен доброты, сочувствия; он смел и способен на самопожертвование. Его одаренная натура была рождена к активной деятельности. Но он плоть от плоти своего поколения, своего времени - в условиях деспотизма, в «глухие годы» его порывы не могли быть реализованы. Это опустошило его душу, сделало из романтика скептика и пессимиста. Он убе­жден только в том, что «жить скучно и гадко», а рождение - это несчастье. Его презрение и ненависть к высшему свету перерас­тают в презрение ко всему окружающему. Он превращается в холодного эгоиста, доставляющего даже милым и добрым лю­дям боль, страдания. Все, кто сталкивается с Печориным, ста­новятся несчастными: из пустой прихоти он вырвал из привыч­ной жизни Бэлу и погубил ее; ради того, чтобы удовлетворить свое любопытство, ради немного взбодрившего его приключе­ния он разорил гнездо контрабандистов; не задумываясь о трав­ме, которую наносит Максиму Максимычу, Печорин обрывает с ним дружбу; он принес страдания Мери, оскорбив ее чувства и достоинство, нарушил покой Веры - единственного челове­ка, сумевшего понять его. Он осознает, что «невольно разыгры­вал жалкую роль палача или предателя». Печорин объясняет, почему он стал таким: «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, … лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли». Он оказался жертвой и социальной среды, и собст­венной неспособности противостоять ее лицемерной морали. Но, в отличие от других, Печорин принципиально честен в само­оценках. Никто не может осудить его строже, чем он сам. Траге­дия героя в том, что он «не угадал этого назначенья, … увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; … утратил наве­ки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни».