Инсценирование сказок бажова для начальной школы сценарий. Сценарий новогоднего утренника ах, эти сказки

Светлана Иванова
Сценарий театрализованного праздника «Радуга сказов Бажова»

Ведущий - Урал- место удивительное, сказочное. Не зря народы, жившие здесь с древних времен, считали его серединой Земли. Когда- то древний бог стянул хлипкую землю своим самоцветным поясом, и пояс превратился в Уральские горы. Древние, наполненные самоцветами, как богатая шкатулка.

Про каждое озеро, каждую вершину, про всякую деревню есть своя старинная легенда или предание. А собрал их, переработал и донес до нас очень мудрый человек - уральский писатель Павел Петрович Бажов, который родился в Сысерти в 1879 году.

Давайте откроем его книгу и отправимся в путь в хорошей компании. Хоть на электричке, хоть на велосипеде, а можно и пешком.

Все эти чудеса совсем рядом. Смотрите и слушайте.

Хозяйка Медной горы - Здравствуйте, люди добрые. Я - Хозяйка Медной горы, владычица горных недр, драгоценных каменных залежей. Живу я на Урале. Глаза у меня зеленые, платье из шелкового малахита. Окружают меня мои слуги верные и помощницы - змейки да ящерицы, да и сама я часто предстаю перед людьми в образе зеленой ящерки.

Ящерки - Мы гостей всегда встречаем и во владения к Медной горы Хозяйке провожаем (Танец).

Хозяйка Медной горы (с подносом самоцветов):

Ой, вы камни мои, самоцветные,

По Уралу порассыпаны.

Во горах да во долинушках,

Во лесах да во ложбинушках.

Вы красуетесь, словно цветики,

Хоть в сырой земле,

Хоть в моей шкатулке приютилися.

На Урале родилось слово "самоцвет". Как вы думаете, что оно обозначает?

Самоцвет - это камень, который светит. Их очень много: хризолит и алмаз, изумруд и яшма, малахит и родонит. Но любимые камушки, минералы в сказах Бажова все зеленого цвета. Почему? Зеленый цвет- символ весны и юности, свежести и жизни, радости и надежды.

Наш первый камушек - это малахит-символ природных богатств Урала. а сказ называется "Малахитовая шкатулка". Давайте посмотрим.

Сценка из сказки "Малахитовая шкатулка".

Танюшка: Есть у нас дорогая тятина памятка - шкатулка малахитова. Вот где каменья. Век бы на них глядела.

Женщина: Мне покажешь, доченька?

Танюшка: Покажу, когда дома никого из семейных не будет.

(Танюшка позвала ту женщину в голбец. Достала Танюшка шкатулку, показывает.)

Женщина: Надень-ко на себя - виднее будет.

(Танюшка стала надевать.)

Женщина: Ладно, доченька, ладно! Капельку только поправить надо.

(Женщина подошла поближе, да и давай пальцем в камешки тыкать.)

Женщина: Встань-ко, доченька, пряменько. Заставлю тебя повернуться, так ты, смотри, на меня не оглядывайся. В зеркало смотри, примечай, что будет, а ничего не говори. Ну, поворачивайся!

Танец" Уральский хоровод".

Хозяйка Медной горы - Хороша и знаменита чаша из резного малахита.

А сколько было трудностей, тревог, прежде чем она волшебной стала,

Расцвела, призывно засияла, задышала, как живой цветок. Наш следующий сказ называется "Горный мастер"

(Инсценировка по мотивам сказа П. П. Бажова "Горный мастер". На сцене - полумрак, Катя ходит из сторону в сторону.)

КАТЯ (кричит): Данило, отзовись!

Данило отзовись!

(Появляется Хозяйка горы, подходит к Кате.)

ХОЗЯЙКА ГОРЫ : Ты зачем в мой лес забралась? (Строго.) Чего тебе? Камень, что ли, ищешь? Любой бери да уходи поскорее!

КАТЯ: Не надо мне твоего мертвого камня! Подавай мне живого Данилушку. Где он у тебя запрятан? Какое твое право чужих женихов сманивать!

ХОЗЯЙКА ГОРЫ (надменно): Еще что скажешь?

КАТЯ : А то и скажу - подавай Данилу! У тебя он.

ХОЗЯЙКА ГОРЫ (хохочет): Ты, девка, знаешь ли, с кем говоришь?

КАТЯ : Не слепая, вижу. Только не боюсь тебя! Нисколечко не боюсь! Сколь ни хитро у тебя, а ко мне Данило тянется.

ХОЗЯЙКА ГОРЫ: А вот послушаем, что он сам скажет.

(Сцена освещается ярким светом. Появляется Данило, бежит навстречу к Кате, которая, увидев его, тоже спешит навстречу.)

КАТЯ: Данилушко!

ХОЗЯЙКА ГОРЫ (властно): Подожди!

(Катя и Данила останавливаются, не добежав друг до друга.)

Ну, Данило-мастер, выбирай - как быть? С ней пойдешь - все мое забудешь, здесь останешься - ее и людей забыть надо.

ДАНИЛО: Не могу людей забыть, а ее каждую минуту помню.

ХОЗЯЙКА ГОРЫ (улыбаясь): Твоя взяла, Катерина! Бери своего мастера. За удалость да твердость твою вот тебе подарок. Пусть у Данилы все мое в памяти останется. (Указывает на окружающую обстановку.) Только вот это пусть накрепко забудет.

(На сцене - полумрак.)

Теперь ступайте в ту сторону. (Указывает.)

(Данила и Катя, взявшись за руки, уходят в одну сторону, Хозяйка горы - в другую. Сцена освещается обычным светом.)

Хозяйка Медной горы - Наш второй камушек называется хризолит, а сказ про Серебряное копытце. Ставила Даренка во дворе корытце, чтоб козленок маленький мог воды. (напиться).

Инсценировка по мотивам сказа "Серебряное Копытце. "

Хозяйка Медной горы - Темной ночью у костра появляется она, Мастерица петь, плясать, самородок указать. Есть в моей шкатулке третий камушек- золотой, а укажет путь к нему Огневушка- поскакушка.

Инсценировка по сказу.

СТАРУШОНКА (ласково): Милости просим, гостенек дорогой! Давно поджидаю. Подходи да бери сколько унесешь. (Указывает на колодец, подходит, открывает его.)

Ну, чего стоишь? Бери, говорю, сколь в кошель уйдет.

ИЛЬЯ: Кошеля-то у меня нету, да от бабки Лукерьи я другое слыхал. Будто только то богатство чисто да крепко, какое ты сама человеку подашь.

СТАРУШОНКА: Вишь ты. привередник какой! Ему еще подноси! (Лукаво.) Ну, будь по-твоему!

(Появляется Девица-красавица (1).)

ДЕВИЦА-КРАСАВИЦА (1) (с поклоном подает золотой поднос с богатством): Прими-ка, молодец!

ИЛЬЯ: Для смеху это придумано. Ни одному человеку не в силу столько поднять.

СТАРУШОНКА: Не возьмешь?

ИЛЬЯ: И не подумаю.

СТАРУШОНКА: "Ну, будь по-твоему! (Лукаво.) Другой подарок дам.

(Девица-красавица (1) уходит. Появляется Девица-красавица (2).)

ДЕВИЦА-КРАСАВИЦА (2) (с поклоном подает серебряный поднос с богатством): Прими-ка, молодец!

ИЛЬЯ (Старушонке): Не в силу человеку столько поднять, да и не своими руками ты подаешь.

СТАРУШОНКА (задорно смеется): Ладно, будь по-твоему!

(Девица-красавица (2) уходит.)

Потом, чур, не жалеть. Ну, жди. (Уходит.)

(Илья стоит один; слышен шорох; появляется Девчонка.)

ДЕВЧОНКА (подает Илье решето с ягодами, сверху три перышка - белое, черное, рыжее, - перевязанные синей ниточкой). Прими-ко, мил друг Илюшенька, подарочек от чистого сердца.

(Илья принимает решето.)

ИЛЬЯ: Ты чья, красна девица? Скажись, как тебя звать-величать?

ДЕВЧОНКА (усмехнувшись): Бабкой Синюшкой люди зовут, а гораздому, да удалому, да простой душе и такой кажусь, какой видишь. Редко только так-то бывает. Так-то, милый друг Илюшенька! Синюшка я. Всегда старая, всегда молодая. К здешним богатствам навеки приставлена. (Кладет на решето слитки золота, уходит.)

(Вслед за ней уходит Илья.)

Хозяйка медной горы - Давно нет с нами Павла Петровича Бажова, а книги уже 70 лет рассыпаются по свету, как самоцветы. Навсегда и всем поколениям оставил он свою Малахитовую шкатулку. Откройте ее - и увидите, как сверкает драгоценными камнями живое, немеркнущее бажовское слово. Прощайте детушки-ребятушки, до новых встреч.

Награждение участников.

Бажовская игра. Интеллектуальная игра по сказам П. П. Бажова

В игре принимают участие 6 игроков либо 6 команд по 3 человека. Отвечает тот, кто первым поднимет руку. В игре четыре тура.

В первом туре необходимо выбрать правильный ответ из четырех предложенных вариантов и получить в свой актив 4 балла, во втором туре - из трех предложенных вариантов и три балла, в третьем - из двух вариантов и два балла, и в четвертом туре ответить нужно без вариантов и получить 5 баллов.

Победитель игры определяется по сумме баллов всех четырех туров.

После подведения итогов игры детям желательно показать мультфильм по сказу П. Бажова или прочесть сказ.

I тур «Малахитовая шкатулка»

1. Что подарила Степану Хозяйка Медной горы?

а) алмазный перстень;
б) драгоценное оружие;
в) малахитовую шкатулку; +
г) волшебную палочку.

2. Что находилось в малахитовой шкатулке?

а) деньги;
б) женские украшения с драгоценными камнями; +
в) золото;
г) уральские самоцветы.

3. Что сказал Настасье о ценности малахитовой шкатулки знающий человек?

а) что грош ей цена;
б) что стоит она двести рублей;
в) что больших тысяч она стоит; +
г) что ни у кого нет столько денег, чтобы купить эту шкатулку.

4. О чем просила Настасью дочь Танюша, когда была маленькой?

а) продать шкатулку;
б) подарить шкатулку царице;
в) никому не продавать шкатулку; +
г) спрятать шкатулку от посторонних глаз.

5. Какому рукоделию обучила Танюшу женщина-странница?

а) резьбе по малахиту;
б) вязанию;
в) вышивке бисером по шелку; +
г) плетению из лозы.

6. «...Стоит красавица, про каких только в сказках сказывают. Волосы, как ночь, а глаза зеленые. И вся-то она изукрашена дорогими каменьями, а платье на ней из зеленого бархату с переливом». Где Танюша увидела эту красавицу?

а) во сне;
б) в голбце, как в зеркале; +
в) во дворце;
г) на картинке.

7. Какой волшебный предмет подарила Танюше женщина-странница?

а) клубок;
б) пуговку; +
в) пяльцы;
г) иголку.

8. Почему Настасья все же продала малахитовую шкатулку?

а) сгорел дом, а новый отстроить не на что было; +
б) нужно было отдать долги;
в) понадобились деньги старшим сыновьям;
г) из-за этой шкатулки были одни неприятности.

9. Почему все мастера, к которым обращалась барыня, купившая шкатулку, отказали ей в переделке драгоценностей, лишь только оглядывали шкатулку, а на камни даже не смотрели?

а) барыня давала мало денег;
б) им жалко было переделывать такую красоту;
в) боялись испортить украшения;
г) считали, что им не по плечу тягаться с мастером, изготовившим шкатулку и украшения, подразумевая под мастером Хозяйку Медной горы. +

10. При каком условии Танюша согласилась выйти замуж за молодого барина Турчанинова?

а) если он вернет ей отцовское подарение - малахитовую шкатулку;
б) если он сделает ее богаче царицы;
в) если он ей покажет царицу в палате, обделанной малахитом, добытым отцом Танюши; +
г) если он предложит ей жить в столице.

11. Почему царица в малахитовой палате упала в обморок?

а) ее ослепила красота Танюши;
б) ее поразили украшения Танюши;
в) ей стало плохо от большого скопления людей;
г) на ее глазах Танюша растаяла, прислонившись к стене малахитовой. +

12. Что Турчанинов видел каждый раз в пуговке, которую подобрал с полу после исчезновения Танюши?

а) малахитовую шкатулку;
б) Хозяйку Медной горы;
в) смеющуюся Танюшу, которая говорила ему обидные слова; +
г) подземные кладовые Хозяйки Медной горы.

13. Что после этого случая сказывали люди?

а) будто барин Турчанинов сошел с ума;
б) будто у царицы появилась такая же шкатулка;
в) Будто Хозяйка Медной горы двоиться стала: сразу двух девиц в малахитовых платьях видели; +
г) будто ничего этого не было.

II тур «Каменный цветок»

1. Какое прозвище было у Данилки?

а) Недокормыш; +
б) Оборвыш;
в) Доходяга.

2. Сколько лет было Данилке, когда он попал в ученики к малахитных дел мастеру Прокопьичу?

а) 10;
б) 8;
в) 12. +

а) когда Данило сделал шкатулку;
б) когда Данило показал приказчику, чему его научил Прокопьич;
в) когда он выточил змейку из цельного камня. +

4. Какой заказ по чертежу сделал барин Даниле?

а) выточить чашу; +
б) выточить подсвечник;
в) изготовить украшение.

5. Почему Данило стал невеселый, когда получил заказ от барина?

а) предстояла трудная и долгая работа;
б) боялся, что чаша не получится такой, как указано в чертеже;
в) задумал изготовить еще и другую чашу, да так, чтобы «понять красоту и силу» камня. +

6. Как звали невесту Данилы?

а) Анна;
б) Катя; +
в) Дарья.

7. От кого Данило узнал про каменный цветок?

а) от Прокопьича;
б) от Кати;
в) от старика-мастера, который еще Прокопьича учил. +

8. О чем попросил Данило Хозяйку Медной горы, когда она очутилась перед ним на Змеиной горке?

а) чтобы научила понимать «силу» камня;
б) чтобы показала каменный цветок; +
в) чтобы дала ему нужный камень для изготовления чаши.

9. О чем предупредила Данилу Хозяйка Медной горы?

а) что он забудет о людях, когда увидит каменный цветок;
б) что он рано или поздно вернется к ней; +
в) что на земле он забудет о том, что видел каменный цветок.

10. К чему понуждали Катю родственники после исчезновения Данилы?

а) чтобы она вышла замуж за другого человека; +
б) чтобы она искала Данилу;
в) чтобы уехала в город.

11. Чем занялась Катя после смерти Прокопьича?

а) шитьем и вязанием;
б) малахитным ремеслом; +
в) стала прислугой в богатом доме.

12. Что потребовала Катя у Хозяйки Медной горы, когда оказалась в ее владениях?

а) показать каменный цветок;
б) вернуть Данилу; +
в) наделить ее богатством.

13. Как, по просьбе Хозяйки Медной горы, Данило объяснил людям свое исчезновение?

а) был горным мастером у Хозяйки Медной горы;
б) ходил смотреть на каменный цветок;
в) ходил на выучку к дальнему мастеру. +

III тур «Серебряное копытце»

1. Как звали девочку-сиротку, которую старик Кокованя взял на воспитание?

а) Даренка; +
б) Аленка.

2. О ком Кокованя рассказал сказку Даренке?

а) о кошечке, которая умела говорить;
б) о козлике с серебряным копытцем. +

3. О чем стала просить Кокованю Даренка?

а) поймать козлика;
б) взять ее с собой в лес, чтобы посмотреть на козлика. +

4. В какое время года отправились Кокованя и Даренка в лес на охоту?

а) осенью;
б) зимой. +

5. Кто побежал следом за ними?

а) собачка Шарик;
б) кошка Муренка. +

6. Кого увидела в окно балагана Даренка, когда Кокованя ушел в завод за лошадью?

а) волка;
б) козлика. +

7. Какую песенку пела кошка Муренка?

а) «Пр-равильно говоришь. Пр-равильно»; +
б) «Непр-равильно говоришь. Непр-равильно».

8. Что хотелось увидеть Даренке, помимо самого козлика?

а) как он ножкой дорогие камни выбивает; +
б) как он сено ест.

9. Кто привел козлика к балагану, где находилась Даренка?

а) Кокованя;
б) кошка Муренка. +

10. Почему Кокованя не узнал своего балагана, когда вернулся с лошадью?

а) балаган был весь усыпан дорогими камнями; +
б) балаган был засыпан снегом.

11. О чем сожалела Даренка?

а) что не удалось погладить козлика;
б) что Муренка исчезла вместе с козликом. +

12. Что осталось на память о козлике Коковане и Даренке?

а) полшапки дорогих камней, которые Кокованя нагреб, когда вернулся; +
б) следы на снегу от серебряного копытца.

13. По тем покосным ложкам, где козлик скакал, люди стали находить потом зеленые камешки. Как они называются?

а) изумруды;
б) хризолиты. +

IV тур «П. П. Бажов и его сказы»

1. Назовите имя, отчество Бажова и годы его жизни. (Павел Петрович, 1879-1950 гг.)

2. Где родился и вырос П. П. Бажов? (На Урале, в г. Сысерти.)

3. Каким видом деятельности занимался Бажов, окончив духовное училище? (Стал учителем начальной школы в деревне Шайдурихе, затем учителем русского языка в Екатеринбурге, а потом в Камышлове.)

4. Сколько сказов создал Павел Петрович? (56.)

5. Когда появились в печати первые сказы Бажова: «Хозяйка Медной горы», «Дорогое имячко», «Приказчиковы подошвы», «Про Великого Полоза»? (В середине 30-х годов XX века.)

6. Под какими псевдонимами Бажов публиковал свои сказы? (Ероша Колдунков, Осинцев, Старозаводский, Деревенский; Чипоне, что означало «читатель поневоле».)

7. Какие, по мнению друзей, были два злейших врага у Павла Петровича? (Скромность и застенчивость.)

8. Как связаны между собой сказы Бажова «Коренная тайность», «Иванко Крылатко» и город Златоуст? (Крылатый конек на сабле стал гербом г. Златоуста.)

9. Где, в основном, брал Бажов сюжеты для сказов? (Из года в год летом ездил он по родным местам, добывал «устное речевое золото», про жизнь слушал и во все вникал.)

10. Илье, герою сказа «Синюшкин колодец», в наследство досталось «от отца - руки да плечи, от матери - зубы да речи, от деда Игната - кайла да лопата, от бабки Лукерьи - особый поминок». Что за поминок? (Решето перьев.)

11. Вспомните, какой сказ заканчивается словами:

«...Змейку с той поры ребята никогда не вызывали. Поняли. что она сама наградой прикатит, если заслужишь, и оба удачливы в своих делах были. Видно, помнила их змейка и черный свой обруч от них золотым отделяла». («Голубая змейка».)

12. Кого так описал Бажов?

«Сама тоже на ноги вскочила, прихватилась рукой за камень, подскочила и тоже, как яшерка, побежала по кам-ню-то. Вместо рук-ног - лапы у нее зеленые стали, хвост высунулся, по хребтине до половины черная полоска, а голова человечья». (Хозяйку Медной горы в сказе «Медной горы Хозяйка».)

13. Из какого сказа этот отрывок?

«Вдруг из самой серединки вынырнула девчонка махонька. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба. Поглядела девчонка веселыми глазками, блеснула зубенками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. <...> Девчонка сперва по уголькам круги давала, потом, - видно, ей тесно стало, - пошире пошла. Старатели отодвигаются, дорогу дают, а девчонка как круг пройдет, так и подрастет маленько». («Огневушка-Поскакушка».)

14. Вспомните, какой сказ заканчивается словами:

«А зеркала в горе не стало: все осыпалось. Зато у Таютки зеркальце сохранилось. Большого счастья оно не принесло, а все-таки свою жизнь она не хуже других прожила. Зеркальце-то, сказывают, своей внучке передала. И сейчас будто оно хранится, только неизвестно - у кого». («Таюткино зеркальце».)

15. Почему писатель Евгений Пермяк считает, что сказы П. Бажова следует читать вдумчиво, не торопясь? («...Потому что торопливый читатель напоминает верхогляда грибника, который из богатого грибами леса нередко выходит с пустой корзинкой... а Бажов глубоко запахивал зерна своей мудрости».)

П. П. Бажова «Сказы из малахитовой шкатулки»

Составила ЯговцеваЛ.Ю. – учитель высшей категории ,

МКОУ СОШ №6 Г.Кушва

Цели:

1. Через творчество П. П. Бажова будить интерес и любовь к родному краю, пополнять знания о нем.

2. Прививать любовь к чтению.

Задачи:

1. Создать условия для длительного сохранения большой информации и для воспроизведения ее.

2. Через мнемический прием ассоциаций учить детей узнавать сказы Бажова.

3. Через творчество П. П. Бажова дать дополнительные исторические знания об Урале, уральском говоре, уральских самоцветах.

4. Способствовать развитию коммуникативных способностей детей.

Оборудование:

Портрет П.П.Бажова (1879-1950).

Книги П. П. Бажова.

Выставка уральских самоцветов.

Предметы из сказов (пуговица, молоток, ящерка на камне, брошь) .

Презентация с иллюстрациями к сказам Бажова.

На стене написан эпиграф:
Он в светлой памяти народа
Останется всегда живой.
И будут жить веками были
В чудесном малахите строк,
И не завянет на могиле
Чудесный каменный цветок

(Е. Хоринская)

Ведущий:
Дорогие ребята! Уважаемые взрослые: родители, коллеги – учителя. Мы рады приветствовать вас в этом уютном светлом зале. И приглашаем вас в литературное путешествие по просторам родного Урала. Урал – край, славный своими трудовыми традициями. Уральские умельцы приоткрыли нам секреты своего мастерства. Настоящим праздником души пусть станет для вас открытие сокровищ народной мудрости, сохраненных в песнях, сказках, записанных в книгах. Итак, я приглашаю вас в путь к родным истокам, к новым открытиям.

Ход мероприятия.

Под мелодию «Уральский хоровод» дети входят в зал, садятся на стульчики.

1 ведущий:
Уральские горы по каменным плитам
Ведут за собой нас в страну малахита.
В страну, где не счесть драгоценных камней,
В страну работящих и добрых людей. (В.Степанов)

2 ведущий:

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была большая белая борода и живые, необыкновенно добрые, внимательные, лучистые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали. А вы, ребята, узнали, о ком идёт речь? (ответы детей)

Верно, это - Павел Петрович Бажов.

(На экране появляется 2 слайд с портретом писателя.)

Его друзья писатели говорили о нем так:

1 ребенок:

«Это сверкающий самоцвет уральской литературы»

2 ребенок:

«Человек он очень простой, скромный, задушевный, спокойный, добрый. Все считали его мудрецом»

3 ребенок:

«Это был чудесный человек. Невысокий, похожий на сказочного гнома, который поднялся из земли, чтобы рассказать о кладах Урала».

4 ребенок:

В его произведениях фантастическое сливалось с реальным. В них происходили необыкновенные события, в которых было все, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Но героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому его произведения называют сказами, а не сказками. Работая в разных газетах, Бажов писал о людях труда, славил рабочих Урала. Но известным на весь мир писателем он стал благодаря своим изумительно интересным сказам, которые вошли в сборник – «Малахитовая шкатулка».

1 ведущий:

Уважаемые родители, ребята! Сегодня у нас литературный праздник, посвященный творчеству П. П. Бажова, и называется «Сказы из малахитовой шкатулки».

Под спокойную мелодию водили девушки хороводы по вечерам, и стар и млад вели беседы неспешные. Для вас заводят хоровод девочки из 2 в класса.

Звучит музыка Л. Шварца их кинофильма «Каменный цветок».Учащиеся в костюмах крестьянских детей начала 20 века входят под музыку в зал. На «завалинку» усаживается Дед Слышко (ученик в костюме, загримирован под старичка), остальные учащиеся рассаживаются по периметру импровизированной поляны. Старик бьёт по железу.

Старик:

Эй, кто там? Что за люди у казённого места в поздний час шляются? По какому праву? А?!

Дети: - Это мы – ребята заводские…

Старик: - Да не мыкай, а толком отвечай – кто идёт.

Девочка: Мы, дедушка, за сказками пришли.

Старик:

За сказками? Придумали тоже! Сказки – это, слыш – ко, про Курочку Рябу да золотое яичко. Ты, поди, опоздала такие сказки слушать! Про старинное житьё расскажу. Только это не сказки, а сказы да побывальщина называется. Эх, вы, скворчата, за день набегались, накричались, теперь ушам охота работу дать? Ладно уж, расскажу вам.

Мальчик: - А это новая сказка?

Старик:

Чур, не перебивать! Я, может, про твою прабабку говорить буду, а ты говоришь – сказку! Слушай вот и примечай себе на пользу, какие в старину девушки были…

2 ведущий:

Вот так много – много лет назад дедушка по прозвищу «Слыш – ко» начал рассказывать ребятишкам сказы старого Урала. Именно они и составили первый сборник сказов Павла Бажова.

5 ребенок:

Мы держим с тобою, приятель, в руках

«Уральские сказы» о дивных горах.

Здесь много случалось историй.

Тут были и радость и горе.

В них горы до неба почти достают,

Красива природа, покой и уют.

И добрые люди здесь сказки хранят,

Которые о волшебстве говорят.

Умели наряжаться народы Урала в праздники в нарядные сарафаны, расшитые рубахи, пояса. Играли на гуслях, балалайках, гармошках… Сами отдыхали и народ веселили. На сцену приглашаются ребята из ансамбля ложкарей ДМШ г. Кушва. Руководители: Осолодкова Вера Михайловна, Уржумов Валерий Павлович.

Ведущая. Что это за гостья суровая да строгая к нам явилась? Небольшого росту девка и сама вся статная,

И коса чернява, да такая ладная.

Платье цвета малахита, в косе ленты красные,

Глаза, словно изумруды.-Волшебные, ясные.

( ответы детей:Хозяйка Медной горы)

Сценка

Появляется Хозяйка Медной горы.

Хозяйка (кричит). Кто тут вспомнил про меня, да про старый, добрый Урал? Кто это ко мне в гору пожаловал?.. А, это вы, люди добрые! Что ж, здравствуйте! Умельцам завсегда рада! Я – Хозяйка Медной горы, ящерки - мои слуги. П оставлена я оберегать богатства моего края. А край мой очень знаменит природными красотами, полезными ископаемыми, людьми мастеровыми. Вот я вас заберу в свою Медную гору да заставлю работать, добывать драгоценные каменья да самоцветы!

Ведущий: Зачем же ты, гостья дорогая, нас пугаешь?

Хозяйка:

Я вас не пугаю! А предупреждаю: если вы не знаете содержания «Уральских сказов», то заберу всех в гору и буду целыми днями эти сказы вам читать!

Ведущая. Вот строгий до чего характер у этой хозяйки! И правду говорят, что «злому человеку с ней встретиться - горе, да и доброму радости нет».

Хозяйка. Мало ли, что про меня говорят. Я вот устрою ребятам экзамен! Трудный, сложный! И если они не справятся, то...

Ведущая. Слышали уже, слышали, что заберешь к себе в горные мастера. Но запомни, ребята у нас умненькие и на все твои вопросы ответят! Не сумеешь ты их провести!

Хозяйка. Это мы еще посмотрим.Вот вам ребята первое задание.

Козел тот особенный был: правой ножкой о камешки бил,

В каком месте топнет – камень дорогой появится.

Даренка все смотрит и удивляется. Издалека – то его не разглядишь

И не разберешь, а близко к нему, как не старайся, не подойдешь.

Ребята. Серебряное копытце.

Под волшебную музыку вбегает козлик.

Козлик:

Стучу я «цок – цок - цок» копытцем.

Хочу я с вами подружиться!

Козлик я лесной, дружите со мной!

Я – Серебряное копытце. На правой передней ноге волшебное копытце. В каком месте топну этим копытцем – там и появится дорогой камень. Раз топну – там один камень, два топну – два камня, а где ножкой бить стану – там груда дорогих камней. Обо мне рассказано в сказе «Серебряное копытце». Молодцы, ребята, что отгадали мое имя. Теперь я буду вам помогать. А то, я смотрю, Хозяйка Медной горы вас совсем запугала.

Хозяйка. (задает вопросы)

Ответьте, ребята, в какой сказке были старик по прозвищу Кокованя, девочка Даренка и кошка Муренка? («Серебряное копытце»)

Назовите мне, чем еще особенным отличался от других козликов козлик Серебряное копытце? (Он всегда ходил с рожками, в то время как зимой обычные козлики рожки сбрасывали; на рожках у него было по пяти веточек, а у обычных козликов только три.)

А вот о ком сказ? «Махонькая девчонка, как куколка, а живая, подбоченится, платочком махнёт и пойдёт плясать кругами. Как круг пройдёт, так и подрастёт маленько. У большой сосны остановилась, топнула ножкой, зубёнками блеснула, платочком махнула, свистнула: «Фи – и – и – ть! Й – ю – ю – у…!» И никакой девчонки не стало» Кто это?

БалтенковаЕсения «Семеновские частушки»

Махонька девчоночка –

Сама вроде кукленочка –

Резвехонько так пляшет,

В руке платочком машет. (Огневушка - поскакушка)

Ответы детей Огневушка-поскакушка

Танец Огневушки

Огневушка – поскакушка . Посмотрите ребята на экран и отгадайте, к каким сказам выполнены иллюстрации.

Козлик : - Это - Огневушка – поскакушка - вроде маленькой девчонки, которая пляшет. Где такаяПоскакушка покажется, там и золото. Не сильное, зато грудное и не пластом лежит, а вроде редьки посажено. Сверху, значит, пошире круг, а дальше – всё меньше и меньше. Выроешь эту редьку золотого песку – и больше на том месте делать нечего. Об этом рассказано в сказе, который называется «Огневушка – поскакушка».

Ведущий: А теперь, чтобы доказать Хозяйке Медной горы, что ребята хорошо знают «Уральские сказы» Бажова, ученики… класса покажут разученную сценку.

Появляются персонажи сценки: Данилушко и бабушка Вихориха. Вихориха держит в руках букетик из разных трав и лесных цветов.

Данилушко. Хорошо мне, бабушка, у тебя живется. Вот ты и травы всякие знаешь.

Бабушка. Да, я бабка Вихориха, много лет прожила. Про любую траву тебе расскажу, про любой цветок!

Данилушко. А ты всякий цветок в наших местах знаешь?

Бабушка. Хвастать не буду. Любой знаю из тех, которые открытые.

Данилушко. А разве еще неоткрытые бывают?

Бабушка. Есть и такие. Папору вот слыхал?

Данилушко. Это - папоротник?

Бабушка: Да. Будто он на Иванов день цветет. Тот цветок колдовской – клады им открывают. Для человека он вредный.

Данилушко: А ещё?

Бабушка: На разрыв-траве цветок – бегучий. Только поймай его – и все затворы тебе открыты. Это воровской цветок. А еще каменный цветок есть.

Появляется Хозяйка Медной горы с цветком (имитация каменного). Она таинственно кружится вокруг Данилушки и бабушки Вихорихи.

Бабушка: Это цветок в Малахитовой горе будто растет. Говорят, что на змеиный праздник он полную силу имеет. И несчастным будет тот человек, который каменный цветок увидит.

Данилушко: А чем несчастный, бабушка?

Бабушка: А я и сама не знаю, Данилушко. Так мне сказывали. Ведь этот цветок сторожит сама Хозяйка Медной горы.

Бабушка уходит. Данилушко надевает фартук, повязывает вокруг головы, на манер ободка, полоску ткани и берет в руки молоток.

Хозяйка: Много лет прошло с того бабушкиного рассказа. Стал Данилушко совсем взрослым. И посмотрите – заказали ему чашу сделать из камня, на цветок похожую.

Данилушко: Хоть и стал я хорошим мастером, а не выходит у меня чаша! Никак не выходит! Сколько я малахита извел, а все без толка!

Хозяйка ( подходит ближе) . Что, Данило-мастер, не выходит у тебя чаша?

Данилушко: А ты откуда взялась? Кто ты такая? (изумленно) Не иначе – ты Хозяйка Медной горы. И платье на тебе из шелкового малахита.

Хозяйка: Так сегодня же праздник – змеиная горка.

Данилушко: Покажи каменный цветок.

Хозяйка: Показать-то я тебе его покажу. Да только потом жалеть будешь.

Данилушко: Не отпустишь из горы?

Хозяйка: Почему не отпущу? Дорога открыта, да только ко мне же воротишься!

Данилушко: Покажи, сделай милость. Без каменного цветка мне жизни нет. Покажи!

Хозяйка: когда так, то пойдем Данило-мастер в мой сад. Вот – смотри! (обводит вокруг себя цветком)

Данилушко ( оглядывается по сторонам): Деревья-то какие высоченные, только не как в наших лесах, а каменные! Которые мраморные, а которые из змеевика – камня … И травка каменная1 Лазоревая, красная! Промеж леревьев змейки золотые трепыхаются, как пляшут. От них свет идет.

Хозяйка: А вот посмотри – в этом углу сада земля простая, как глина. А кусты черные, словно бархат.И на этих кустах большие зеленые колокольцы малахитовые, и в каждом сурьмяная звездочка. Огневые пчелки над теми малахитовыми цветами сверкают, а звездочки тонехонько позванивают, ровно поют.

Данилушко: Так вот они какие, каменные цветы.

Хозяйка: Что, Данило-мастер, поглядел?

Данилушко: Не найдешь камня, чтобы так сделать.

Хозяйка: Кабы сам придумал, дала бы я тебе такой камень. А теперь не могу.

Под музыку герои уходят со сцены.

Ведуший. Молодцы, ребята! Вот и Хозяйка Медной горы помогла нам сценку показать по одному из сказов Павла Петровича Бажова.

Хозяйка . И я рада! Никого мне не пришлось забирать в свою гору!

Помошник. Напевает за кулисами:

Эй – ка, эй – ка,

Голубая змейка!

Объявись, покажись!

Колеском покружись!

(повторяется 2 раза)

Старик.

Кто появляется, заслышав эту песенку?

Ребята. Это – Голубая змейка.

Старик. « Одному увидеть Голубую змейку – прямое счастье: наверняка верховое золото окажется, где золотая струя прошла. И много его. По верху большими кусками лежит. Только оно с подвохом. Если лишку захватишь, да хоть капельку сбросишь, всё в простой камень повернётся. Второй раз тоже не придёшь, потому – место сразу позабудешь. Ну, а когда змейка двоим – троим покажется, тогда вовсе чёрная беда – все перессорятся. Да ещё сказывают, что иной раз Голубая змейка человеком прикидывается».

Голубая змейка. - По каким приметам вы меня узнаёте, когда я человеком прикидываюсь?

Старик. - Молодцы! Слушайте дальше. «Из водяного окошка старушонка вышла. Ростом не более трёх четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синёхонька, да такая тощая, что вот подует ветерок – и разнесёт старушку. А глаза девичьи и голос, как у молоденькой». Кто это?

Ответы детей: Бабка Синюшка

Старик: Г де Бабка Синюшка сидит, тут и богатство положено. Она может обернуться и пригожей девушкой: глаза - звездой, брови – дугой, губы – малина, русая коса и в косе – лента синяя. Но такой она кажется только добрым и хорошим людям. Про неё сказ «Синюшкин колодец».

- Про Синюшку Илья много слыхал. Вот, дескать, по глухим болотным местам, а то и по старым шахтам набегали люди на Синюшку. Где она сидит, тут и богатство положено. Сживи Синюшку с места, -и откроется полный колодец золота да дорогих каменьев. Тогда и греби, сколь рука взяла. Придя на прииск и потеряв бабкины перья, стал готовиться к встрече с Синюшкой.

(Берет ковш и навязывает его на палку)

- Как месяц на полный кружок обозначился, Илюха и пошел. Добрался до места. Глядит – никого нет.

Илья: (тихонько говорит) «Без ковша пришел»

Синюшка: - Милости просим, гостенек дорогой! Давно поджидаю. Подходи да бери сколько унесешь.
(крышку над колодцем подняла, а там и открылось богатства всякого. Илья близко не подходит)

Ну, чего стоишь? Бери, говорю, сколько в кошель войдет.

Илья: - Кошеля-то у меня нету, да и от бабки Лукерьи я другое слыхал. Будто только то богатство чисто да крепко, какое ты сама человеку подашь.

Синюшка: - Вишь ты, привередник какой! Ему ещё подноси! Ну, будь по-твоему!
(выходит из колодца девица с золотым подносом, и с поклоном подает ему поднос. На подносе золото.)

Девица 1: -Прими-ка, молодец!

Илья: - Для смеху это придумано. Ни одному человеку не в силу столько поднять.

Синюшка: - Не возьмешь?

Илья: - И не подумаю.

Синюшка: - Ну, будь по твоему! Другой подарок дам.
(Выходит Девиц 2 с серебряным подносом и серебром)

Илья: -Не в силу человеку столько поднять, да и не своими руками ты подаешь.
(Синюшка рассмеялась.)

Синюшка: - Ладно, будь по-твоему! Тебя и себя потешу. Потом, чур, не жалеть. Ну, жди.
(Вышла девчонка3 подает ему бабки Лукерьи решето с ягодами, а сверху три перышка, синей ниточкой перевязано)
- Прими-ко, мил друг Илюшенька, подарочек от чистого сердца. (Берет решето)

Илья: - Ты чья, красна девица?Скажись, как тебя звать-величать?
Девчонка (усмехнулась) - Бабкой Синюшкой люди зовут, а гораздому, да удалому, да простой душе и такой кажусь, какой видишь. Редко только так-то бывает.

Илья: - Перышки-то у тебя откуда?

Девушка: - Да вот один за богатством приходил. Сам в колодец угодил, и кошели свои утопил, а твои - то перышки выплыли. Простой, видно, ты души парень.
(стоит ленту в косе перебирает)

Синюшка. Зачерпни – ка, мил – друг Илюшенька, ковшичком из моего колодца еще раз.

Илья черпает и достает вещи. - Ой, что это? Чьи это вещи? Вы не знаете ребята?

Молоток – «Каменный цветок» (инструмент Данилы-мастера) .

Обруч – «Голубая змейка. (Золотой обруч отводил беду от детей) .

Подошвы (Северьяна Кондратьича, приказчика с прииска Полевой, - “Приказчиковы подошвы”).

Зеркальце (Таюткино - “Таюткино зеркальце”).

Лопата (Федюнькина - “Огневушка - Поскакушка”).

Банный опарыш - веник (Яшка Зорко - “Травянаязападенка”).

Решето и три перышка (Ильи - “Синюшкин колодец”).

Девушка: - Так-то, мил друг Илюшенька! Синюшка я. Всегда старая, всегда молодая. К здешнему богатству навеки приставлена. Ну, нагляделся? Хватит поди, а то как бы во сне не привиделась. (Вздохнула) (Уходят)

Дома решето у Илюши потяжелело, ягоды стали самородками да дорогими каменьями. С таким богатством Илья сразу от барина откупился, на волю вышел, дом себе хороший справил, лошадь завел. Вскоре женился Илья на девке похожей точь –в-точь на Синюшку. А на месте синюшкиного колодца прииск открыли богатый золотом.

Ведущий (замечает забытую Хозяйкой малахитовую шкатулку)

Давайте посмотрим, что там? (открывает шкатулку, там «камни самоцветные») бречка журчит звучала песня. А потом другая – грустная протяжная, как дорога, по которой едут долго – долго… Песню «Русские края» исполняет Барбина Ирина, ученица 3 в класса, аккомпанирует Коврижных Светлана Александровна.

Вот и закончился наш праздник! Нам всем приятно было познакомиться с творчеством П. П. Бажова и встретиться с самой Хозяйкой Медной Горы. О многом рассказал нам Павел Петрович: о родном Урале, о талантливых мастерах прошлого, о добрых, любознательных детях, жизнь которых была бедной и трудной, об удивительных сказочных героях, которые охраняли тайны и клады Урала.

Ведущий. Бажов писал сказы о простых людях, рабочих, которые занимались тяжелым трудом и были не богатыми, а бедными. И во всех этих историях живет мечта людей о помощи волшебных сил - чтобы волшебные герои немного помогли в трудной жизни рабочих

Козлик. И, как видите, к добрым людям мы приходим на помощь. Я - Серебряное копытце - одарил драгоценными камнями бедняков Даренку и Кокованю. Бабка по имени Синюшка помогла простому работяге с добрым сердцем Илюхе, а Голубая змейка заставила двух мальчиков понять, что плохо, а что хорошо, как научиться быть добрыми и справедливыми, и еще подарила каждому по мешочку с золотым песком.

Ребенок:

Я сказы Бажова люблю и читаю, хотя в них не все я еще понимаю.

На помощь приходит и папа, и мамаи бабушка Нина – папина мама.

Мне в сказах Бажова по нраву девчушка,

Которую Павел Петрович назвал Поскакушкой.

Понравился очень мне сказ про Танюшку,

Девчонку Даренку и про Марьюшку.

Дети – артисты выходят на построение.

Ребенок:

В который раз склонимся мы над книжкой,

Впитаем мудрость этих слов.

Нам не забыть рассказов деда Слышко

Спасибо, добрый дедушка Бажов.

Ведущий: Пришла пора вас одарить за умения и старания (награждение).

Любите свой край, берегите его. И он откроет вам свои богатства. Главное

помните: труд да усердие горы сворачивают, а чистое бескорыстное сердце

любые трудности преодолевает. Раздает мешочки с «самоцветами» классным

руководителям и провожает классы из зала.

МАОУ ДО «Дом детского творчества» Нытва Пермский край.

Сценарий новогоднего утренника по сказам Павла Бажова для детей 1-4 классов

Новогодний утренник

«Ах, эти сказки» (по мотивам сказов Павла Бажова)

Составитель: Гилёва Нина Михайловна

Педагог дополнительного образования МАОУ ДО «Дом детского творчества» г.Нытва. Пермский край.

Цели и задачи:

  • знакомство детей с героями сказов великого русского писателя, певца Урала — Павла Петровича Бажова, через новогоднюю театрализованную программу.
  • развивать эстетический вкус;
  • создать радостное настроение у детей, вызвать у них положительный эмоциональный отклик.
  • Реквизит : шкатулка малахитовая, клубок, лошадь, веер, сундук, дрова, рукавицы, веник, совок, пила, самовар, сапог, стол, скатерть.
    Действующие лица: Хозяйка Медной горы; 2 Ящерицы; Барыня (Поротина жена); 2 Слуга; Огневушка; ; Бабка Синюшка; Дед Мороз; Снегурочка. (Сцена и ёлка оформлены в стиле сказки П.Бажова «Малахитовая шкатулка»).
    Действие 1

1 номер: песенка «Зимняя сказка»

Хозяйка Медной горы : Здравствуйте, люди добрые, гости дорогие!

Я очень рада видеть вас в моей горе медной, палатах малахитовых, на празднике новогоднем. А меня-то вы узнали? (дети отвечают)

Правильно. Медной горы хозяйка я. Но прежде чем начать праздник, давайте вами проверим: готовы ли к встрече Нового года с помощью весёлой игры:

«Доскажи словечко»

  1. На дворе снежок идёт Скоро праздник… (Новый год)
  2. Мягко светятся иголки. Хвойный дух идёт… (от ёлки)
  3. Ветви слабо шелестят Бусы яркие… (блестят)
  4. И качаются игрушки флаги, звёздочки… (хлопушки)
  5. И верхушку укрывая,
    Там сияет, как всегда,
    Очень яркая, большая, новогодняя …(звезда)

Хозяйка Медной горы: Молодцы ребята. За смекалку дарю вам подарок музыкльный:

2 номер: ____________________

Хозяйка Медной горы : Эй, слуги мои верные! (прибегают две ящерицы) Займите гостей дорогих наших играми и плясками, да ждите деда Мороза и Снегурочку. Передайте им эту шкатулку малахитовую - в ней богатство несметное - огни самоцветные, для ёлки нашей, раскрасавицы. Смотрите,

берегите её как зеницу ока. Потеряете, не будет сиять наша ёлка огнями разноцветными и ни подарков, ни праздника у детей не будет. А я пойду, посмотрю: готовы ли наши герои сказочные к встрече нового года. (уходит)

Действие 2

Ящерица 1: Ой, как много ребятишек!

Ящерица 2 : И девчонок и мальчишек!

Вместе: Здравствуйте!

Ящерица 1: Скоро к нам придут Дед Мороз и Снегурочка. Давайте, ребята, подготовимся к их встрече, встанем в большой хоровод и вспомним песенку «В лесу родилась ёлочка» (поют один куплет)

Ящерица 2: Молодцы! А сейчас мы будем читать одну строчку этой песни, а Вы продолжайте.

Ящерица 1: Спи ёлочка бай, бай.

Дети : Мороз снежком укутывал. Смотри, не замерзай.

Ящерица 2 — На праздник к нам пришла

Дети: И много, много радости

Детишкам принесла.

Ящерица 1: — Под ёлочкой скакал

Дети: Порою волк, сердитый волк

Рысцою пробегал.

Ящерица 2: - Везёт лошадка дровенки

Дети: А в дровнях мужичок

Срубил он нашу ёлочку

Под самый корешок.

Действие З

(раздаётся цокот копыт)

Ящерица 1: Слышите, ребята. Это, наверное, дед Мороз и Снегурочка. Давайте дружно скажем: — «Здравствуйте, Дедушка Мороз и Снегурочка»

(Выезжает барыня на лошади, обмахивается веером. За ней 2 слуги – француза, несут сундук)

Барыня (удивлённо): ВЫ что, дети, переутомились;

Деда Мороза от знатной особы отличить не можете. А ну, на свои места садитесь. МЫ здесь сейчас будем набираться сил для предстоящего. Новогоднего балу. (Обращается к слугам). Сундук ставьте здесь. Идите, поставьте самовар, да пирогов напеките, буду кофею пить.

А я пока отдохну. Эй, придворные артисты, (Нажимает кнопку телевизионного пульта в направлении сцены) Красота. Чудо современной техники. Прогресс научно-технический.

З номер: Цирк

(слуги накрывают на стол)

Ящерица 1: Послушайте.

Ящерица 2: Вы кто такая?

Барыня : Я жена приказчика тутошнего - Пороти. Ясно вам!?

Барыня (слугам): А пироги где?

Слуга 1 : (чистит туфли) Так муки нет.

Барыня: По амбару помети, по сусекам поскреби. (Достаёт из сундука совок и веник)

Слуга 2 : Пардон Мадам. Дров нет.

Барыня: (показывая на ёлку) А это, по-вашему, что?

Слуга 2: Что?

Барыня: Ёлка. А ёлка - это дрова (достаёт пилу, рукавицы). Вот держите. нога здесь, другая тоже здесь.

Ящерица 1: Как хотите, а ёлочку мы вам не дадим. Правда, ребята?

Ящерица2: А дрова будут. Вам дети сейчас помогут.

Эстафета «Принеси дрова»

Ящерица1 : Молодцы ребята!

Ящерица 2: Ничего не понимаю, где же дед Мороз.

Ящерица 1 : А давай ему позвоним (убегают)

Барыня : (слугам) Что стоим? Кого ждём? Берите дрова, растапливайте печь.

Слуга 1 : (говорит с французским акцентом) Что есть печь?

Слуга 2 : (пожимает плечами) дети! Что такое печь?

(дети отвечают)

Слуга 1 : Дети говорят, заслонка открывается.

Слуга 2 : Ещё бы знать, что такое заслонка

(увидели самовар) Может это? Нет, дети говорят, не это.

Слуга 1 : (увидев шкатулку) Тогда, наверное, это (открывают шкатулку,

Создаётся эффект в зале: зажигаются гирлянды находящиеся в шкатулке и играющие роль самоцветов, выключается в зале свет звучит волшебная музыка. Слуги пугаются, быстро закрывают шкатулку, музыка затихает. В зале зажигается свет. Слуги снова хотят открыть… )

Барыня: Стойте! Не трогать (открывает шкатулку ) Ой, красота то какая — Да таких украшений даже у самой царицы нет. А у меня будут. Какая радость, даже танцевать хочется.

4 номер: « Я танцевать хочу»

Ящерица 1 : Всё в порядке. дедушка Мороз уже в пути и скоро будет у нас. Ой! А где же шкатулка?

(Дети отвечают, что шкатулка у Барыни)

Ящерица 1 : Что же делать? Ведь дети без праздника останутся.

Ящерица 2 : А что мы деду Морозу скажем.

Действие 4

У меня тепло, У меня светло

‘Красно — летичко! (Под музыку выбегает Огневушка и танцует вокруг ёлки)

Огневушка : Вы бы ящерки не грустили, а о том подумали, как огни самоцветные вернуть.

Ящерица 1 : А ты кто такая будешь?

Огневушка .: Огневушка я, поскакушка, пою, танцую, зимой – лето делаю. Могу жадность наказать, а могу и помочь советом добрым.

Ящерица 2 : Так помоги нам!

Огневушка: Ишь, какие хитренькие. Вот потанцуйте со мной, а там уж посмотрим. (Дети организуются в хоровод )

Танец («Танец утят»)

Огневушка: Молодцы ребята. Так и быть, помогу я вам. Вот вам клубочек волшебный. Ступайте за ним, да за ветром весёлым. Приведут они вас к бабке Синюшке. Она обязательно вашему горю поможет.

5 номер. Песня «Весёлый ветер»

Действие 5

(Звучит волшебная музыка , свет мигает. На сцене появляется колодец. Ящерки бегут за клубочком )

Ящерица 1 : Ой, вот он колодец!

Ящерица 2 : Наконец-то добрались.

Ящерица 1 : А как мы эту бабку Синюшку вызывать будем.

Ящерица 2: Известно как. Опустим ведро. Она подумает, что гости пришли и вынырнет. Ой, ведро утонуло.

Ящерица 1 : А давайте, вместе с ребятами её позовём - Потопаем ножками и Крикнем: — «Бабушка Синюшка, покажись»

(из колодца появляется Синюшка с ведром на голове)

Синюшка: Это кто тут фулюганит, аж в ушах звенит.

Ящерица 2 : Бабушка Синюшка — мы к Вам за помощью пришли.

Ящерицы 1 : Огни разноцветные у нас украли.

Синюшка : Знаю я, чьи это проделки и помогу вам, если задание моё выполните: «Вернётесь туда, откуда не уходили».

(Ящерицы организовывают детей парами )

Под музыку «Течёт ручей» проводится

игра «Ручеёк»

(После игры: Синюшка выходит нарядная, с решетом в руках. а в нём З пёрышка - перевязанные синей лентой.)

Синюшка: Молодцы! Справились с заданием.

Ящерица 2 : Ой! Кто Вы?

Синюшка: Бабкой Синюшкой люди зовут. А гораздому, да удалому, да просто кажусь - какой видите. Вот вам три волшебных пёрышка. Они исполнят З ваших желания. Нужно только сказать волшебные слова: «Чудо пёрышко лети и…» загадать желание.

Ящерица 1 : Чудо пёрышко, лети, и воришку накажи. (Ззвучит волшебная музыка )

Действие 6

(за ширмой раздаётся крик )

Барыня : (выбегает с зеркалом) Люди добрые, помогите (у барыни большие уши и большие руки ) Что это?

Синюшка: Это те самые самоцветы наказали вас за то, что Вы украли их тем самым лишили детей новогодних чудес.

Барыня: Так это вы хотите сказать, что из-за ваших побрякушек всю жизнь гоблином ушастым останусь. Заберите свою шкатулку. (Возвращает шкатулку, смотрит в зеркало )

Барыня: А почему уши большие остались?

Синюшка: Это потому, что Вы у всех детей прощения не попросили.

Барыня : Простите меня, пожалуйста — а. Я больше не буду

Ящерица 2 : (берёт волшебное пёрышко, говорит волшебные слова )

Чудо пёрышко, лети,

Эту Барыню прости.

(уши исчезают )

Барыня : Ой, деточки мои, спасибо вам за доброту. Примите от меня в благодарности этот подарок.

5 номер: Песня «Щенок»

Действие 7

Ящерица 1 : Ребята, думаю, настала пора позвать Деда Мороза и Снегурочку.

Дети: Да!

(Берёт пёрышко, говорит волшебные слова)

Чудо пёрышко, лети,

Деда Мороза позови.

Бой часов

(Раздаётся звон колокольчиков. Под торжественную музыку входят Дед Мороз и Снегурочка)

Дед Мороз : Здравствуйте, маленький народ!

Вот уж минул целый год,

Как расстался с вами я.

Здравствуйте, мои друзья!

Дети: Здравствуй, дедушка Мороз.

Снегурочка : Этот праздник будет славный

И с задачей самой главной

Справимся мы без хлопот:

Дружно встретим Новый год.

Хозяйка Медной горы : Дед Мороз, тебя мы ждали

О твоём приходе знали.

Прими подарок поскорей

От меня и от детей —

Огни разноцветные - для ёлочки — раскрасавицы.

Дед Мороз : Вот это подарок, так подарок.

Пусть окажутся на ёлке

Разноцветные огни.

Нам для этого лишь нужно

Крикнуть дружно:

Раз, два, три

(Сияние огней из шкатулки, переходит на Новогоднюю ёлочку ) Фон огоньков

Снегурочка : Вновь сверкает на празднике ёлка

Разноцветным, волшебным огнём

Так давайте же с Дедом Морозом

Новогоднюю песню споём

фон (песня «В лесу родилась ёлочка )

Дед Мороз : дети! А вы мороза не боитесь.

Дети : Нет!

Снегурочка : Эй, девчонки и мальчишки!

Закрывайте уши, нос!

Ходит, бродит по дорогам

Старый дедушка Мороз.

Начинаем весёлую игру «Заморожу»

Дед Мороз : Ай да я. Сколько детей наморозил. Как же только будем их отогревать?

Барыня : Я знаю. Барыню плясать будем

Танец «Барыня»

Барыня: Молодцы ребята! Опять звучит «Барыня» Но что такое? Почему?

Ой! Да это петушки распетушились

6 номер: Цирковой номер «Петушки»

Дед Мороз: Загадаю вам, ребятки.

Новогодние загадки.

Слушайте внимательно.

Ответьте обязательно!

  1. В Новый год до объеденья,

Ел конфеты и варенье.

Жил на крыше он бедняжка

Его звали

(Карлсон )

  1. Был он тучкой дождевой

С Пятачком ходил домой

И конечно мёд любил

Это (Вини Пух )

  1. Он играет понемножку

для прохожих на гармошке.

Музыканта знает всяк.

Его имя (крокодил Гена )

  1. С голубого ручейка,

Начинается река.

Эту песню пели

Звонко (крошка Енот )

Дед Мороз: Молодцы, ребята!

Все загадки отгадали.

А сейчас черёд настал

Объявить масок Карнавал

Снегурочка : За руки беритесь маски

да представьте свои сказки.

Костюмированный карнавал

(Все герои поднимаются на сцену)

Дед Мороз: Пора, друзья, прощаться нужно.

Всех поздравляю от души.

Снегурочка : Пусть Новый год встречают дружно

И взрослые, и малыши.

Ящерицы : Мы в Новом году вам желаем успеха

Барыня, слуги : Побольше весёлого звонкого смеха.

Хозяйка Медной горы: Побольше хороших друзей и подруг.

Синюшка: Отметок отличных и знаний сундук.

Вместе : С НОВЫМ ГОДОМ!

(Под музыку герои уходят парами со сцены. Дети читают стихи Деду Морозу и Снегурочке. Детям вручаются подарки )


Сценарий литературного праздника, посвящённого 130 – летию Павла Бажова

«Уральский сказитель»

(на экране 1 слайд)

Недалёко от Исети -

Старый дом и сад густой.

Там шумит весенний ветер

Беспокойною листвой.

Облаков пушистых гребни

Проплывают стороной.

В этом доме жил волшебник –

Мудрый сказочник седой…

След копытца серебрится,

Вьётся змейкою в ночи.

Огневушкою кружится

Пламя жаркое в печи,

Ящерки мелькнули разом,

Встал Данило над цветком…

И шкатулкой, полной сказов,

Кажется бажовский дом.

А из сада гомон птичий,

Ветви тянутся к лучам.

Есть ещё такой обычай

У ребят у свердловчан:

Каждою весною новой

Тихо входят на крыльцо –

Попросить в саду Бажова

Маленькое деревцо.

И посадят возле школы

Всем лихим ветрам назло,

Чтобы крепким и весёлым

Это деревцо росло.

И шумит листвой рябинка.

Зеленеет каждый год…

К дому этому тропинка

Никогда не зарастёт… Е. Хоринская Домик писателя

(на экране 2 слайд)

15 января или 27 января по новому стилю 1879 года в городе Сысертский Завод на Урале в семье Петра Васильевича и Августы Стефановны Бажевых (так писалась тогда фамилия этой семьи) родился сын Павел.

(на экране 3 слайд)

Отец Павла был потомственный уральский рабочий, горнозаводской мастер на Сысертском металлургическом заводе. Он был опытным мастером, имел независимый характер и за острый язык получил прозвище Сверло. За частую критику несправедливых порядков начальства, его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его на работу. Мать писателя была искусной кружевницей, не щадя глаз работала в «рукодельной мастерской», плела кружева, вязала ажурные чулки для жён и дочерей заводского начальства. Детство будущего писателя прошло среди уральских мастеровых людей. Впечатления детства оказались для П. П. Бажова самыми важными и яркими.

(на экране 4 слайд)

Павел учился в земской трёхлетней школе. Был способным и любознательным учеником. Павел любил читать и обладал хорошей памятью. Однажды он прочёл наизусть школьный сборник стихотворений Николая Алексеевича Некрасова, чем удивил присутствующих при этом учителей и гостей школы. По окончанию школы учителя советовали родителям будущего писателя продолжить его обучение в уездном городе – Екатеринбурге. Родители, люди небогатые, смогли отдать сына только в Екатеринбургское духовное училище, где была самая низкая плата за обучение, и не требовалось покупать форму. Бажов успешно сдал экзамены в училище. (Ранее в этом училище учились изобретатель радио Александр Степанович Попов и писатель Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк). Окончив Екатеринбургское духовное училище в 14 лет, Бажов поступает в Пермскую духовную семинарию. Здесь он учится шесть лет. Здесь он продолжает много читать. Среди его любимых писателей были Антон Павлович Чехов, Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин, Николай Александрович Добролюбов, Дмитрий Иванович Писарев и многие другие. В 1899 году Бажов окончил семинарию (был третьим учеником по сумме баллов), но продолжить обучение в университете было невозможно из – за его политических взглядов (ему было отказано в приёме в Томский университет, т. к. он принимал участие в выступлении семинаристов против реакционно- настроенных преподавателей), а от предложения поступить в Киевскую духовную академию он отказался сам. Бажов решает работать учителем.

(на экране 5 слайд)

Сначала в 20 лет он работал в начальной школе глухой деревни Шайдуриха под городом Невьянском, затем в качестве преподавателя русского языка в Екатеринбургском духовном училище, в епархиальном (женском) училище, где он вёл занятия по русскому языку, а также церковнославянскому и алгебре. Одна из выпускниц этого училища, Валентина Александровна Иваницкая, впоследствии в 1911 году стала женой Павла Петровича.

(на экране 6 слайд)

Брак этот был счастливым и многодетным – семеро детей (дочь П. П. Бажова Ариадна вышла замуж за сына писателя А. П. Гайдара – Тимура. П. П. Бажов – дед политического деятеля Егора Гайдара)

(на экране 7 слайд)

Одновременно с учительской работой Павел Петрович Бажов много занимался изучением фольклора и этнографии, истории родного уральского края. Во время летних каникул будущий писатель пешком или на велосипеде путешествовал по Уралу, делал различные записи. К этому времени относится его первая публикация – статья «Д. Н. Мамин – Сибиряк как писатель для детей» в «Екатеринбургских Епархиальных новостях». События революции и Гражданской войны не оставили Бажова в стороне. Он вступает в Красную Армию. Это было трудное, тревожное время. Был белогвардейский плен, побег, партизанский отряд в колчаковском тылу. После войны он становится журналистом, руководит народным образование, редактирует газеты, заведует информационным отделом, пишет очерки, статьи, фельетоны, рассказы. Так постепенно в Павле Петровиче Бажове рождается большой писатель.

(на экране 8 слайд)

В свои писательские возможности Павел Петрович поверил не сразу. «Для меня звание писателя стояло очень высоко, и мне казалось, что тянуться в эту сторону у меня и сил нет, и возможности нет, и поэтому я никогда не думал, что мне когда – нибудь придётся писать», - отмечал Бажов. В 1936 году, когда Бажову шёл

58 – й год, он поступает на заочное отделение Литературного института

им. М. Горького. К этому времени Бажов накопил большое количество фольклорных произведений. Свою знаменитую «Малахитовую шкатулку» - книгу сказов – Павел Петрович Бажов создал, когда ему было уже 60 лет. Сборник вышел впервые в 1939 году в Свердловске (ныне Екатеринбург), и включал в себя 14 сказов. В 1943 году за эту книгу писатель был удостоен Сталинской премии второй степени (в 2009, в этом году юбилей у книги – 70 лет). В 1944 году книга была переведена на английский язык, и вышла в Лондоне, Нью–Йорке, в Праге, в Париже, а в дальнейшем она была переведена на 100 языков мира.

«Любознательный читатель, взяв в руки эту книгу, непременно задумается над тем, почему она так названа. Малахитовую шкатулку, ларчик из красивейшего уральского камня, наполненный украшениями из самоцветных камней, подарила на свадьбу рудобою Степану и его невесте Насте Хозяйка Медной горы… Название книги оказалось удачным ещё и потому, что писатель постепенно «складывал» в этот сборник, как в шкатулку, всё новые и новые произведения. Сказы, как драгоценные камушки, сверкали и переливались народной выдумкой, фантазией и были огранены, обработаны Бажовым с большим писательским мастерством» Н. И. Савушкина.

Сказы «Малахитовая шкатулка» были представлены читателю, как восстановленные по памяти рассказы дедушки Слышко. Эти сказы Бажов слышал в 1892 – 1895 гг. когда приезжал домой на каникул.

(на экране 9 слайд)

Что такое сказ? Чем он отличается от сказки и рассказа?

Павел Бажов любил в детстве слушать старых горняков, знатоков прошлого. Такими людьми были Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но лучшим рассказчиком из всех был старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин (в сказах П. П. Бажова дед Слышко). Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе всегда собирались ребятишки и взрослые, охотники послушать его истории. Свои истории о необычных и загадочных случаях, ящерках, бурой кошке и других чудесных помощниках камнерезов и горняков В. Хмелинин никогда не называл сказками. Сказки, говаривал он, «маленьким рассказывают. Только я это не умею. Кои знал, и те позабыл. Про старинное житьё да про земельные дела – это вот помню… только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются».

Сказ – это устное слово, устная форма речи, перенесённая в книгу.

Бажов говорил, что сказы его «Малахитовой шкатулки» распадаются на две разные группы. Это сказы «взрослого тона»: «Каменный цветок», и «детского тона» - «Огневушка – поскакушка», «Серебряное копытце», «Таюткино зеркальце», «Голубая змейка».

Действительно, Огневушка – поскакушка приметила восьмилетнего Федюньку, сироту, славного, трудолюбивого и доброго паренька, козлик Серебряное копытце «показался» девочке Дарёнке да кошке Мурёне, Голубая змейка одарила за доброту души да за крепкую дружбу мальчишек.

(на экране 10 слайд)

В изданиях «Малахитовой шкатулки» и отдельных её сказов всегда можно найти пояснения непонятных слов, понятий и выражений, а их немало в сказах Бажова. Ведь язык его сказов особый, его не спутаешь ни с какими другими произведениями. Вот так о нём говорил Лев Кассиль « Павел Петрович никогда не стремился щегольнуть знанием народного языка, поиграть редкими, неведомыми словечками. Он говорил очень просто без книжных оборотов, не впадая в интеллигентное гладкоречие. Человек чрезвычайно начитанный, впитавший в себя лучшие традиции передовой русской литературы, великолепно знавший её, он сочетал в себе подлинно народную мудрость с тонким, взыскательным вкусом большого художника, отлично ощущавшего новые времена…»

Многие слова, которые уральским горнякам и камнерезам были понятны и знакомы. Сейчас ушли из разговорной речи, но навсегда остались в нашей фольклорной и художественной литературе.

(на экране 11 слайд)

Действие всех сказов Павла Бажова происходит в горах и лесах Урала.

Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них свои богатства. Однажды великан растянул его, пояс лёг через всю землю: от Карского моря на Севере до южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.

«Урал» по-башкирски – «пояс». Длина его 2 500 километров. Вода, ветер, солнце и мороз давно уже разрушили когда-то величавые вершины Урала. Уральские горы невысоки, но слава Урала не в высоте вершин, а в сказочных богатствах каменного пояса.

Более 800 различных минералов хранится в Уральских горах. Это месторождения железа, меди, драгоценных камней, платины, золота, каменной соли. Люди, жившие на Урале, издавна умели не только добывать руды, но и выплавлять из них металл.

На Урале родилось слово «самоцветы». Так называют драгоценные камни. Трудно указать драгоценный камень, которого не находили бы в Уральских горах. Урал – родина малахита, орлеца, мрамора, яшмы и других прекрасных цветных камней.

(на экране 12 слайд)

«Работа – она штука долговекая. Человек умрёт, а дело его останется». Так говорил сам П. П. Бажов.

В последние годы жизни Бажову становилось всё труднее работать, одолевали старческие недуги, слабело зрение, но до конца жизни он сохранил ясность ума, хорошую память. Последний сказ Бажов написал в 1950 году, и он был опубликован уже после смерти писателя. Евгений Пермяк писал: «Значительные литературные произведения почти никогда не живут вне других видов искусств, перевоплощаясь в них, они получают новое звучание». Так произошло и со сказами Павла Петровича Бажова. На театральной сцене были поставлены спектакль «Серебряное копытце», балеты «Каменный цветок» в 1954 г. и «Сказ о каменном цветке», опера «Сказ о каменном цветке» в 1950 г. Сняты художественные фильмы по сказам Бажова «Каменный цветок» в 1946 г. и «Тайна зелёного бора», мультфильмы «Медной горы хозяйка» и «Подарёнка». Первое изобразительное воплощение «Малахитовой шкатулки» принадлежит художнику А. Кудрину, выполнены в скульптуре герои бажовских сказов. На ВВЦ можно увидеть фонтан «Каменный цветок», плавает по рекам теплоход «Павел Бажов», в Москве есть улица имени писателя, а рядом с ней – Малахитовая. На родине Бажова в Сысерти и в Екатеринбурге работают музеи П. П. Бажова, ему поставлены памятники, учреждена премия им. П. П. Бажова, которая присуждается за достижения в литературной деятельности на уральскую тематику.

Сам П. П. Бажов был награждён за литературную работу орденом Ленина.

(на экране 13 слайд)

Я детство помню по уральским сказам, Вечерний костёр

И время это в памяти свежо. И старую вышку,

И в сердце, в самых дальних закоулках, Представил я сразу…

Как память детства будет жить поэт За ясное слово,

Богатство «Малахитовой шкатулки», За чудные сказы

Где каждый сказ – уральский самоцвет. Спасибо Бажову. . Он трогает словом

И сердце и разум.

Спасибо Бажову