М. Горький "На дне": описание, герои, анализ пьесы

Рубеж XIX-XX веков в развитии русской литературы ознаменован появлением новых веяний, течений, нестандартным подходом к решению поставленных в произведении проблем, оригиналь ностью художественных форм. И если в драматургии признанным новатором стал А. П. Чехов, то развил и усовершенствовал его новаторские принципы, как-то: подтекст, завуалированность основ ного конфликта, обилие сюжетных линий, организация сцениче
ского действия по принципу «разобщенности» персонажей, - другой отечественный писатель и драматург Максим Горький. Он создал ряд ярких и серьезных пьес, среди которых особое место занимает пьеса «На дне», богатая и разнообразная не только по идейному содержанию, но и по художественному воплощению, ставшая литературным памятником драматургическому мастерству автора.
Пьеса стала своеобразным завершением цикла произведений Горького о босяках и представляет со^ой отрывок из жизни обитателей ночлежки. Сам автор определил жанр пьесы как «картины», то есть зарисовки, сцены; однако условность, обобщенность образов, аллегоричность, подтекст говорят о более глубоком, философском содержании пьесы, являющей собой сложное сочетание элементов драматического, трагического и даже комического. Драматична судьба почти всех героев, опустившихся на «дно» жизни; трагичен неразрешимый конфликт в душе некоторых из них (Актер), а также смерть (Анна, Актер). Есть и комические эпизоды, например сцена совместной жизни Квашни и Медведева. Жанровое своеобразие заключается также в том, что в ткань пьесы введены отрывки различных жанров: притчи (монологи Луки о «праведной земле» и задержанных ворах), любовный роман, пересказанный Настей как часть ее биографии; стихи Беранже, народные песни, реминисценции из Данте, Шекспира. Тем не менее все эти, такие разные, отрывки мастерски, органично соединены М. Горьким и составляют единое художественное целое.
Продолжая традиции Чехова, Горький построил пьесу не на одном, а на нескольких конфликтах: любовном, социальном, философском. Любовный треугольник (Пепел, Василиса, Наташа) и развитие отношений в нем являются основной интригой; социальный конфликт - между хозяевами и обитателями ночлежки. Однако, как говорил Горький, «основной вопрос, который я хотел поставить, - это - что лучше, истина или сострадание?», то есть главным в пьесе конфликтом является философский: противопоставлены гуманизм Луки и гуманизм Сатина, две точки зрения на сущность правды, веры, на человека и отношение к нему, на будущее. В этом конфликте наиболее выражена авторская позиция: Горький явно мыслит, как Сатин, другими словами. Сатин - авторский резонер. Вообще драма - род литературы, в котором высказать свою точку зрения автору очень сложно; Горький использует для этого монологи Сатина и сам ход событий, развитие действия; не случайно в финале все те, кто верил Луке, умирают или трагически сходят со сцены (Наташа исчезает, Пепла ссылают на каторгу), а сторонники теории Сатина, приспособившись к ужасным условиям жизни, продолжают плыть по течению. Собственно сюжет поражает обилием различных линий; каждый герой рассказывает свою предысторию, есть много комментариев одновременного со сценическим действия (рассказы о Пепле и Наташе в финале, до этого - о связи Василисы и Пепла). Внесценическое действие и герои значительно расширяют рамки изображаемого времени, а также имеют еще одно немаловажное значение: вся пьеса предстает как отрывок, вырванный из однообразной жизни ночлежников. На это играет и особенность композиции: все акты начинаются с бытовых за-
рисовок повседневной жизни, это придает пьесе настроение безысходности, безвыходности ситуации, невозможности для босяков вырваться из этого мира. Три из четырех актов (II, III, IV) кончаются смертью (Анны, Костылева и Актера соответственно); трагичность этих сцен производит тяжелое и подавляющее впечатление на зрителя.
Горький действительно тонко продумывал сценическую организацию, постановку пьесы, об этом свидетельствуют развернутые ремарки, подробные описания места действия и вида действующих лиц. В афише указан точный возраст персонажей, в среднем - 30 лет; в этом возрасте люди обычно находятся на пике карьеры, а герои пьесы «На дне», напротив, оказываются на «дне» общества, жизни; символика названия тонко продумана автором. Символич- ны также и сценические детали, как-то: окошко в первом и четвертом акте, исчезающее, как надежда героев на лучшую жизнь; перегородка, в начале отделявшая комнату Пепла, исчезающая в финале. В отличие от Чехова, Горький приводит в конце героев к духовному единению: разобщенность сменяется взаимопониманием. Вообще принципы построения системы персонажей тоже являются чеховской традицией: герои делятся на группы, во-первых - на хозяев и обитателей ночлежки; обитатели ночлежки, в свою очередь, на сторонников Луки и сторонников Сатина.
Образы, созданные Горьким, рельефны и многоплановы; именно поэтому, из-за разницы в трактовках, до сих пор существует несколько точек зрения на возможное прочтение пьесы. Характеры создаются в пьесе, в первую очередь, через афишу, сообщающую имя и возраст; во-вторых, образы неразрывно связаны с интерьером: в «подвале, похожем на пещеру», люди рычат, хрюкают, шипят и издают прочие животные звуки. Далее, каждый рассказывает свою биографию. Также впечатление о герое складывается благодаря стилевой окраске его речи: у Луки много пословиц, у Бубнова - «воровских» афоризмов (например, народ «был честной, да позапрошлой весной...»). Действующие лица нередко дают друг другу характеристику, дополняя образы; так, Луку после его исчезновения описывают почти все. Образы раскрываются, например, и через параллелизм притчи о «праведной земле» и трагедии Актера; вообще Горький наделяет своих героев даром предвидения, предсказания: Наташа возле постели мертвой Анны пророчит себе такой же конец («в подвале, забитая...»), Пеплу предсказывают, что Наташа «через него» пропадет. С помощью этих художественных средств Горький нагнетает тягостную атмосферу, усиливает ощущение беспросветности, создает более четкие и сценичные образы, интригует зрителя.
Как свидетельствуют документы, зрители, пришедшие на премьеру пьесы «На дне» во МХАТ в 1903 году, рыдали. Реакция на пьесу разных литературных школ была разнообразной, дискутировали о проблематике и авторской позиции, но никто не мог опровергнуть совершенства выбранной Горьким художественной формы, наиболее полно отразившей его замысел, сделавшей пьесу яркой, многоплановой, глубокой, захватывающей.

Драма как род литературы предполагает обязательную постановку произведения на сцене. При этом ориентация на сценическую интерпретацию, на первый взгляд, ограничивает драматурга в средствах выражения своей позиции. Он не может напрямую обратиться к читателю, выразить свое отношение к своим же героям. Авторская позиция выражена в ремарках, в развитии действия пьесы, в монологах и диалогах героев. Ограничено и время действия, ведь спектакль не может длиться долго.

В 1902 году благодаря новаторским постановкам по пьесам А.П.Чехова Максим Горький увлекся Московским Художественным театром. Он писал Чехову, что не любить театр «невозможно, не работать для него – преступление». Однако первые пьесы – «Мещане» (1901) и «На дне» (1902) – показали, что Горький не просто драматург-новатор, но и создатель нового вида социальной драмы . Критики называют его драматические произведения пьесами-диспутами. Дело в том, что особая нагрузка в пьесе ложится на драматургический конфликт – острое столкновение героев. Именно конфликт движет сюжет, заставляя зрителя напряженно следить за его развитием. У Горького ведущую роль играют идеологические конфликты, резкое противопоставление общественных, философских и эстетических воззрений персонажей.

Предметом изображения в пьесе М. Горького «На дне» становится сознание людей, оказавшихся на «дне жизни» в результате глубинных процессов в обществе начала ХХ века. Анализ пьесы показывает, что социальный конфликт развивается на нескольких уровнях. Во-первых, противостояние хозяев ночлежки, Костылевых , и обитателей – бесправных ночлежников. Во-вторых, каждый из ночлежников пережил в своем прошлом личный социальный конфликт, из-за которого и оказался в таком жалком положении.

Сатин попал в ночлежку Костылевых после тюрьмы, совершив убийство «подлеца» из-за родной сестры. Клещ , всю жизнь работающий слесарем, потерял работу. Бубнов сбежал из дома «от греха подальше» , чтобы ненароком не убить свою жену и ее любовника. Актер , имевший прежде звучный псевдоним Сверчков-Задунайский, спился, оказавшись невостребованным.

Судьба вора Васьки Пепла была предопределена с рождения, ведь он, будучи сыном вора, и сам стал таким же. Всех подробней об этапах своего падения рассказывает Барон : его жизнь прошла как во сне, учился в дворянском институте, служил в казенной палате, где растратил общественные деньги, за что на две недели был арестован.
Есть еще любовный конфликт: появление в ночлежке Наташи , 20-летней сестры Василисы, заставляет Ваську Пепла отказаться от своей любовницы Василисы , жены содержателя ночлежки 54-летнего Костылева, за что она впоследствии жестоко мстит и ей, и ему.

Переломным моментом становится появление странника Луки . Этот «беспачпортный бродяга» уверен, что человек прежде всего достоин жалости, и теперь старается всех утешить, в том числе и обитателей ночлежки. Умирающую от чахотки Анну старик убеждает не бояться смерти: только она принесет ей долгожданные успокоение, которого бедная женщина никогда не знала. Спившемуся от отчаяния Актеру Лука дает надежду на исцеление в бесплатной лечебнице для алкоголиков. Ваське Пеплу он советует начать новую жизнь с любимой Наташей в Сибири.

При этом о себе Лука ничего не сообщает: читателю мало о нем известно, только то, что «мяли много, оттого и мягок…» . Однако имя Лука вызывает ассоциацию с лукавым, с понятием «лукавить», то есть «обманывать, врать». Да и отношение автора к нему неоднозначное: оно выражается в развитии сюжета. Когда Лука исчезает при весьма неприятных обстоятельствах (в момент, когда убивают Костылева, а Василиса обваривает кипятком Наташу), дальше события разворачиваются совсем не так, как предсказывал Лука. Пепел на самом деле оказывается в Сибири, но не по своей воле, а как каторжанин, якобы за убийство Костылева. Актер узнает о том, что не существует бесплатной больницы, где лечат от алкоголизма, и, не веря в свои силы, повторяет судьбу героя притчи Луки о праведной земле – вешается на пустыре.

Именно судьба Актера становится ключевым вопросом в оценке критики. Долгое время считалось, что Лука проповедует «утешительную ложь», которая заставляет человека отказаться от борьбы, а значит, несет только вред. Якобы герой дал всем ложную надежду. Но ведь он не обещал поднять их со дна жизни, он продемонстрировал их собственные возможности, показал, что выход есть, и только от человека зависит, каким он будет.

Поэтому главное обвинение Горький выдвигает не Луке, а героям, которые не способны найти в себе силы противопоставить свою волю суровой действительности. Таким образом, он вскрывает одну из важнейших черт нашего национального характера – неудовлетворенность действительностью, критическое к ней отношение, но при этом неспособность к тому, чтобы эту реальность хоть как-то изменить в лучшую сторону.

Продолжателем мысли автора становится другой герой – Сатин. В последнем действии он, как будто продолжая разговор со стариком, произносит свой знаменитый монолог, в котором самой известной становится фраза: «Человек – это звучит гордо!» .

Да, фраза эта звучит оптимистично, но по-прежнему люди оказываются на «дне» жизни не только в силу внешних обстоятельств, но и по своей слабости и безверию. И пьеса М. Горького «На дне» даже через сто с лишним лет все так же актуальна.

  • «Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького

Алексей Максимович Горький (1868-1936) (Пешков)

1892 рассказ «Макар Чудра»

1895 рассказ «Старуха Изергиль»

1895 рассказ «Челкаш»

1899 роман «Фома Гордеев»

1901 пьеса «Мещане»

1902 пьеса «На дне»

1904 пьеса «Дачники»

1905 пьесы «Дети солнца», «Варвары»

После 9 января 1905 г. Г.написал гневное воззвание, в котором призывал к свержению самодержавия, за что был арестован и заключён в Петропавловскую крепость.

1907 роман «Мать»

1913-1916 автобиографические повести «Детство», «В людях»

1917-1918 цикл статей «Несвоевременные мысли» в газ. «Новая жизнь»

1925 автобиографическая повесть «Мои университеты»

1925 роман «Дело Артамоновых»

Эпопея «Жизнь Клима Самгина» осталась незаконченной.

Ранние рассказы Горького («Макар Чудра», «Старуха Изергиль, «Челкаш») носят роман-тический характер. (Романтизм – особый тип творчества, характерным признаком кото-рого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей че-ловека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворённой настоящим, устремлённой к далёкому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.)

В центре повествования у Горького обычно романтический герой – гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек, разрушитель сонного прозябания большинства. Отличительная черта романтических образов Горького – гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблю-дения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте.

Для романтического сознания соотнесённость характера с реальными жизненными обсто-ятельствами почти немыслима – так формируется важнейшая черта романтического худо-жественного мира: принцип романтического двоемирия . Идеальный мир героя противопо-ставлен реальному, противоречивому и далёкому от романтического идеала. Большую роль в романтических произведениях играет пейзаж, выражающий неукротимую мощь стихии, её красоту и исключительность. Пейзаж одушевляется и как бы подчеркивает неординарность характера героя.

В ранних романтических произведениях Горького нашли отражение некоторые философ-ские и эстетические представления Ницше.

Рассказ «Старуха Изергиль»

Герои __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пьеса «На дне» (1902)

В общественной жизни страны – пора реакции. После отмены крепостного права в России быстрыми темпами развивался капитализм: росла промышленность, в деревне выделялась зажиточная часть крестьянства, наживавшаяся чужим трудом – кулачество. Гнёт помещиков и буржуазии, чиновничий и помещичий произвол, самодержавный деспотизм вызывали возмущение самых широких слоёв населения. Назревала буржуазно-демократическая революция, и одновременно росло движение пролетариата против капиталистических порядков. Выразителем идей поднимающегося на революционную борьбу пролетариата стал М.Горький.

Драматургическое новаторство Горького

Г. создал жанр социально-философской драмы.

Преимущественное внимание – к идейной стороне жизни человека. Каждый поступок, каждое слово отражают особенности его сознания. Поэтому драмы г. - идеологические.

Пьесы Г. объявились современной критикой несценическими. Движущей силой пьесы является борьба идей. Внешние события пьес определяются отношением героев к вопросу о человеке. Частные драмы отдельных героев, сплетаясь, создают исключительное напряжение действия и подводит читателя к сверхидее – необходимости изменения существующего строя, необходимости борьбы. Г. определил такое построение драмы как симфонизм .

Г. выводит нового героя – пролетария, революционера-борца.

Г. вывел на сцену все социальные слои общества.

Г. продолжает традиции Чехова.

Жанр – социально-философская и социально-бытовая драма.

Г. задумал цикл драм: - об интеллигенции («Дачники»)

О пролетариате («Враги»)

О босяках («На дне»)

О деревне (не осуществилась)

Вторжение «капиталистического прогресса» в уездную глушь («Варвары»)

Общая задача цикла – показать в каждой пьесе определённый социальный слой русского общества с тем, чтобы в итоге для читателя открылась вся Россия – Россия современная, переживающая начало общественного подъёма, Россия кануна революционного взрыва.

Г. напряжённо искал название для своей пьесы о босяках: «Без солнца» - «Ночлежка» - «В ночлежном доме» - «На дне» .

Главная тема – тема правды и лжи.

Горький: « Основной вопрос , который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?»

Главный образ пьесы – образ «дна жизни». Предметом изображения в драме Г. становится сознание людей, выброшенных в результате социальных процессов на дно жизни. Со «дна жизни» стал звучать не только крик отчаяния, но и голос активного протеста.

Перед читателем несколько драм, связанных общим местом действия, общими условиями «дна жизни»:

1)отношения Костылева, Василисы, Пепла и Наташи.

2)Клещ и Анна

3)Барон и Настя

4)Квашня и Медведев

5)Самостоятельную сюжетную роль играют судьбы Актёра, Бубнова, Алёшки и др.

Конфликты – социальный (каждый из героев в прошлом пережил свой социальный конфликт, в результате чего оказался на «дне» жизни), любовный (грань социального)

Экспозиция – изображение людей, смирившихся со своим трагическим положением на дне жизни

Завязка – появление Луки

Кульминация

Главное обвинение автор адресует не Луке, а героям, неспособным найти в себе силы противопоставить свою волю действительности. Так Горькому удаётся вскрыть одну из характерных черт русского национального характера: неудовлетворённость реальностью, резко критическое к ней отношение и полную неготовность что бы то ни было предпринять для того, чтобы эту реальность изменить.

Герои ____________________________________________________________________________

Вопросы.

1. «Горький» псевдоним писателя. Назовите его настоящую фамилию.

2.В каких произведениях рассказал Горький о своём детстве и юности? Кто из писателей писал о детстве?

3.Как называется первый печатный рассказ Горького? Когда и где он был напечатан?

4.Кого из персонажей рассказов Горького люди наказали за гордость, за то, что он считал себя первым на земле и, кроме себя, не видел ничего?

5.Какую пьесу Горького, по словам артиста Качалова, зрители встречали «бурно и восторженно, как пьесу-буревестник, которая предвещала грядущие бури и к бурям звала»?

6.Чей это портрет: «Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно и хрустел, точно старуха говорила костями…»

7. «…юноша красивый и сильный…глаза его были холодны и горды, как у царя птиц… Он был ловок, хищен, силён, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу».

8.Кто «разорвал руками себе грудь и вырвал из неё свое сердце», пылающее «факелом великой любви к людям», и «освещая им путь», вывел людей из смрадного, непроходимого леса?

9.Кто, когда девушка оттолкнула его, он ударил её, а когда она упала, «встал ногой на её грудь, так что из её уст кровь брызнула к небу»?

10.В каком рассказе М.Горького героиня рассказывает легенды и истории своей жизни?

11.Как называется произведение Горького, в которой ведётся спор о правде?

12.Как называется творческий метод, в русле которого Г. создал образ исключительного героя, стремящегося к абсолютной свободе?

13.Назовите,какой природный образ, олицетворяющий свободную стихию, объединяет рассказы Горького «Челкаш»,»Макар Чудра», «Старуха Изергиль»?

14.С каким традиционным жанром фольклора соотносятся рассказы старухи Изергиль?

15.Назовите композиционный приём, позволяющий писателю противопоставить героев рассказа «Старуха Изергиль» -Данко и Ларру.

16.Какое слово становится ключевым для определения сути характера Ларры?

17.Какого качества лишён Ларра?

18.Какой элемент композиции рассказа «Старуха Изергиль» позволяет автору создать лирическое описание степи: «Ночь росла и крепла, наполняясь странными, тихими звуками. В степи печально посвистывали суслики, в листве винограда дрожал стеклянный стрекот кузнечиков»?

19.Какой художественный приём использует автор, чтобы усилить выразительность речи персонажей («они сказали ему…, что их чтут, им повинуются тысячи таких, как он, и тысячи вдвое старше его »)?

20.Как называется художественный приём одушевления природы, использованный авто-ром («а лес все пел свою мрачную песню»)?

21.Как называется разновидность описания природы в литературном произведении, использованная автором: «Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо сплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву…»)?

22.Какой художественный приём использует писатель в приведённом примере: «Данко смотрел на тех, ради которых он понёс труд, и видел, что они – как звери «?

23.Укажите термин, которым в литературоведении называют изображение внешности героя («глаза его были холодны и горды…»)

24.Как называется средство изобразительности, использованное Горьким: «дрожал стеклянный стрёкот кузнечиков»?

25.Какой изобразительный приём позволяет Горькому нарисовать природу как живое существо: «листва вздыхала и шепталась»?

26.Какое изобразительное средство использует писатель, рассказывая о смерти девушки: «извилась змеёй и умерла»?

27.Назовите первоначальное название пьесы «На дне».

28.а)К какому жанру драматургии относится пьеса Горького «На дне»?

Б)Как называется род литературы, к которому относится пьеса…?

29.Назовите символический образ, отражённый в названии пьесы о «ночлежной» жизни.

30.Первый акт пьесы «На дне» открывает авторское пояснение: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжёлые каменные своды, закопчённые, с отвалившейся штукатур-кой…» Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе?

31. Кто из персонажей пьесы «На дне» заявляет, что у него, «кажется, нет характера»?

32. Кто не хочет примириться с жизнью на «дне» и заявляет: «Я – рабочий человек… Я с малых лет работаю… Вылезу… Кожу сдеру, а вылезу»?

33. Кто мечтал о такой жизни, «чтобы самому себя можно было уважать»?

34. Кто живёт мечтою о большой, настоящей человеческой любви?

35. Кто верит, что на том свете ей будет лучше, а всё же хочет хотя бы ещё немного на свете пожить?

36. Кто «лёг среди улицы, играет на гармошке и орёт: «Ничего не хочу, ничего не желаю»?

37. Кто говорит человеку, который предлагал ей выйти за него замуж: «…замуж бабе выйти – всё равно как зимой в прорубь прыгнуть»?

38. Кто прикрываясь служением богу, грабит людей: «А я на тебя полтинку накину,-маслица в лампадку куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть…»?

39. Кто возмущается: «И зачем разнимают людей, когда они дерутся?.. Давать бы им бить друг друга свободно… стали бы меньше драться, потому побои-то помнили бы дольше..»?

40. Кто очутился в ночлежке потому, что ушёл от своей жены, боясь убить её, ревнуя к другому?

41. Кто всех утешал красивой ложью, а в трудную минуту «исчез от полиции… яко дым от огня…»?

42. Кто, избитая, ошпаренная кипятком, просит, чтобы её забрали в тюрьму?

43. Кто утверждал: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»?

44.Какому герою пьесы «На дне» принадлежат следующие слова: «Не всегда правдой душу вылечишь»?

45.Какой герой пьесы говорит о своём прошлом: «Когда я был мальчишкой…служил на телеграфе… я много книг читал…»?

46.Кому принадлежит следующее высказывание: «Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек - научит… да! Человек – может добру научить… очень просто!»?

47.Кто из героев пьесы цитирует Беранже:

Господа! Если к правде святой Честь безумцу, который навеет

Мир дорогу найти не умеет Человечеству сон золотой!

48.Какую песню поют ночлежники в драме «На дне»?

49.Большинство жителей ночлежки одиночки. Укажите героя, потерявшего единственного близкого человека на наших глазах.

50.какой основной спор ведётся в пьесе «На дне»?

51.Каким событием заканчивается пьеса «На дне»?

52.Кого из обитателей ночлежки преследует кличка «вор», «воров сын»?

53.Развитие внутреннего действия пьесы начинается в тот момент, когда герои обнаружи-вают в себе способность мечтать о новой и лучшей жизни. Кто пробудил эту способность?

54.Кому из героев пьесы Лука советует ехать в Сибирь?

55.Кому Лука даёт совет: «Ты …лечись! От пьянства нынче лечат… Бесплатно, браток, лечат…такая уж лечебница устроена для пьяниц…чтобы даром их лечить…»

56.кто из героев был телеграфистом, образован, играл в театре, сидел за убийство?

57.Одним из наиболее драматических моментов действия пьесы является речь Сатина о гордом имени Человека. Как называется момент наивысшего напряжения драматического действия?

58.Что является кульминацией внешнего сюжета, вынесенным за сцену?

59.Кого играл Актер в трагедии Шекспира «Гамлет»?

60.Лука рассказывает историю о человеке, верящем в праведную землю. «Одна у него радость была – земля эта…Жил-жил, терпел-терпел и всё верил – есть! А по планам выходит – нету! Грабёж!.. А после того пошёл домой и – удавился!..» Кто из героев пьесы почти буквально повторяет судьбу героя рассказа Луки?

61.Кто из героев пьесы произносит знаменитый монолог о Человеке: «Человек – вот правда! Ч.то такое человек!... это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет…в одном! Всё – в человеке, всё для человека! Человек! Это звучит… гордо1 Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!»?

62.Где происходят события, описанные в пьесе «На дне»?

63.Какой художественный приём использует автор, противопоставляя два высказывания Сатина: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека»

64.Запишите термин, используемый в литературоведении для обозначения высказывания, которое стало крылатым, превратилось в изречение: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека».

65.Какое средство художественной изобразительности использует автор в речи Сатина: «Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету»?

66.Напишите термин, которым в литературоведении называют развёрнутое высказывание героя в пьесе, например, речь Сатина.

67.Как называется обмен репликами героев драматического произведения?

68.Как называются устойчивые сочетания, характерные для речи Сатина, например, «Дважды убить нельзя»?

69.Как в литературоведении называются имена героев, отражающие особенности их лич-ности и характера?

70.Как в литературоведении называется авторские указания на жесты, мимику, интона-цию, движения актёров в драматическом произведении?

71.Как в драматургии называется персонаж, который не появляется на сцене, но о котором говорят?

72.Как называется острое столкновение позиций героев в произведении?

73.В речи Актёра много скрытых цитат из классических трагедий (например, «Искать город… Офелия… иди в монастырь…»). Укажите фамилию великого драматурга, чьи произведения вспоминает Актёр.

75.Почему Горький сделал босяка главным героем своих произведений?

76.Что сближает жизненные позиции Луки и Сатина?

77.Сторону какого героя – Луки или Сатина – принимает Горький?

78.Почему столь трагичен финал драмы Горького «На дне»?

79.Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками?

80.В чём своеобразие раскрытия темы любви в пьесе «На дне»?

81.Каково значение притчи о «праведной земле», рассказанной Лукой?

82.Какова концепция жизни в рассказе Горького «Старуха Изергиль»?

Задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма.

1.Какова проблематика истории о Ларре?

2.Что в характере и поведении Ларры было настолько отвратительно людям, что племя изгнало его?

3.О чём заставляет задуматься история «сына орла» в рассказе «Старуха Изергиль» и каким героям русской литературы было присуще чувство превосходства над другими?

4.Какое чувство или качество становится ведущим в характере Данко и определяет его действия?

6.В чём, по-вашему, героизм Данко и в каких героях русской литературы воплощено активное преобразующее начало?

7.В каких произведениях русской литературы герои ведут философские беседы и как их можно сопоставить со спором Сатина и Луки?


Рубеж XIX-XX веков в развитии русской литературы ознаменован появлением новых веяний, течений, нестандартным подходом к решению поставленных в произведении проблем, оригинальностью художественных форм. И если в драматургии признанным новатором стал А. П. Чехов, то развил и усовершенствовал его новаторские принципы, как-то: подтекст, завуалированность основного конфликта, обилие сюжетных линий, организация сценического действия по принципу “разобщенности” персонажей, -другой отечественный писатель и драматург Максим Горький. Он создал ряд ярких и серьезных пьес, среди которых особое место занимает пьеса “На дне”, богатая и разнообразная не только по идейному содержанию, но и по художественному воплощению, ставшая литературным памятником драматургическому мастерству автора.

Пьеса стала своеобразным завершением цикла произведений Горького о босяках и представляет собой отрывок из жизни обитателей ночлежки. Сам автор определил жанр пьесы как “картины”, то есть зарисовки, сцены; однако условность, обобщенность образов, аллегоричность, подтекст говорят о более глубоком, философском содержании пьесы, являющей собой сложное сочетание элементов драматического, трагического и даже комического. Драматична судьба почти всех героев, опустившихся на “дно” жизни; трагичен неразрешимый конфликт в душе некоторых из них (Актер), а также смерть (Анна, Актер). Есть и комические эпизоды, например сцена совместной жизни Квашни и Медведева. Жанровое своеобразие заключается также в том, что в ткань пьесы введены отрывки различных жанров: притчи (монологи Луки о “праведной земле” и задержанных ворах), любовный роман, пересказанный Настей как часть ее биографии; стихи Беранже, народные песни, реминисценции из Данте, Шекспира. Тем не менее все эти, такие разные, отрывкимастерски, органично соединены М. Горьким и составляют единое художественное целое.

Продолжая традиции Чехова, Горький построил пьесу не на одном, а на нескольких конфликтах: любовном, социальном, философском. Любовный треугольник (Пепел, Василиса, Наташа) и развитие отношений в нем являются основной интригой; социальный конфликт - между хозяевами и обитателями ночлежки. Однако, как говорил Горький, “основной вопрос, который я хотел поставить, - это - что лучше, истина или сострадание?”, то есть главным в пьесе конфликтом является философский: противопоставлены гуманизм Луки и гуманизм Сатина, две точки зрения на сущность правды, веры, на человека и отношение к нему, на будущее. В этом конфликте наиболее выражена авторская позиция: Горький явно мыслит, как Сатин, другими словами. Сатин - авторский резонер. Вообще драма - род литературы, в котором высказать свою точку зрения автору очень сложно; Горький использует для этого монологи Сатина и сам ход событий, развитие действия; не случайно в финале все те, ктоверил Луке, умирают или трагически сходят со сцены (Наташа исчезает, Пепла ссылают на каторгу), а сторонники теории Сатина, приспособившись к ужасным условиям жизни, продолжают плыть по течению. Собственно сюжет поражает обилием различных линий; каждый герой рассказывает свою предысторию, есть много комментариев одновременного со сценическим действия (рассказы о Пепле и Наташе в финале, до этого - о связи Василисы и Пепла). Внесценическое действие и герои значительно расширяют, рамки изображаемого времени, а также имеют еще одно немаловажное значение: вся пьеса предстает как отрывок, вырванный из однообразной жизни ночлежников. На это играет и особенность композиции: все акты начинаются с бытовых зарисовок повседневной жизни, это придает пьесе настроение безысходности, безвыходности ситуации, невозможности для босяков вырваться из этого мира. Три из четырех актов (II, III, IV) кончаются смертью (Анны, Костылева и Актера соответственно); трагичность этих сцен производит тяжелое и подавляющее впечатление на зрителя.

Горький действительно тонко продумывал сценическую организацию, постановку пьесы, об этом свидетельствуют развернутые ремарки, подробные описания места действия и вида действующих лиц. В афише указан точный возраст персонажей, в среднем - 30 лет; в этом возрасте люди обычно находятся на пике карьеры, а герои пьесы “На дне”, напротив, оказываются на “дне” общества, жизни; символика названия тонко продумана автором. Символичны также и сценические детали, как-то: окошко в первом и четвертом акте, исчезающее, как надежда героев на лучшую жизнь; перегородка, в начале отделявшая комнату Пепла, исчезающая в финале. В отличие от Чехова, Горький приводит в конце героев к духовному единению: разобщенность сменяется взаимопониманием. Вообще принципы построения системы персонажей тоже являются чеховской традицией: герои делятся на группы, во-первых - на хозяев и обитателей ночлежки; обитатели ночлежки, в свою очередь, на сторонников Луки и сторонников Сатина.

Образы, созданные Горьким, рельефны и многоплановы; именно поэтому, из-за разницы в трактовках, до сих пор существует несколько точек зрения на возможное прочтение пьесы. Характеры создаются в пьесе, в первую очередь, через афишу, сообщающую имя и возраст; во-вторых, образы неразрывно связаны с интерьером: в “подвале, похожем на пещеру”, люди рычат, хрюкают, шипят и издают прочие животные звуки. Далее, каждый рассказывает свою биографию. Также впечатление о герое складывается благодаря стилевой окраске его речи: у Луки много пословиц, у Бубнова - “воровских” афоризмов (например, народ “был честной, да позапрошлой весной...”). Действующие лица нередко дают друг другу характеристику, дополняя образы; так, Луку после его исчезновения описывают почти все. Образы раскрываются, например, и через параллелизм притчи о “праведной земле” и трагедии Актера; вообще Горький наделяет своих героев даром предвидения, предсказания: Наташа возле постели мертвой Анны пророчит себе такой же конец (“в подвале, забитая...”), Пеплу предсказывают, что Наташа “через него” пропадет. С помощью этих художественных средств Горький нагнетает тягостную атмосферу, усиливает ощущение беспросветности, создает более четкие и сценичные образы, интригует зрителя.

Как свидетельствуют документы, зрители, пришедшие на премьеру пьесы “На дне” во МХАТ в 1903 году, рыдали. Реакция на пьесу разных литературных школ была разнообразной, дискутировали о проблематике и авторской позиции, но никто не мог опровергнуть совершенства выбранной Горьким художественной формы, наиболее полно отразившей его замысел, сделавшей пьесу яркой, многоплановой, глубокой, захватывающей.

ПРОБЛЕМА НОВАТОРСТВА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ”

1902 год. Горький сочиняет пьесу “На дне жизни” и показывает ее А. П. Чехову. Тому в пьесе нравится все, кроме названия. По его мнению, излишний буквализм вредит произведению. Так появляется имя-символ, обозначающее известное состояние человеческого тела, сознания и души. “На дне” - вершина горьковской драматургии и одно из самых сильных драматических произведений нашего века, а по меркам того времени и самое передовое.

Все в этой пьесе необычно и мрачно. Из четырех актов три происходят в интерьере похожей на пещеру ночлежки: “Потолок - тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет от зрителя и, сверху вниз, - из квадратного окна с правой стороны”. Необычны и мрачны персонажи. Каждый из них непонятно кто: вроде бы и человек, но только бывший. Вот и роятся они, жужжат, кусают друг друга, выпархивают наружу, возвращаются назад с какими-то медяками, копейками, новостями, сплетнями.

Единожды только автор вытаскивает свой улей на свет Божий - в 3-м акте. Да и то, какой это свет? “Пустырь - засоренное разным хламом и заросшее бурьяном место... Налево - серая, покрытая остатками штукатурки стена того дома, в котором помешается ночлежка Костылева... в окне у земли - рожа Бубнова. И освещение вечернее, красноватое, а судя по тому, что недавно стаял снег, везде непролазная грязь. И на эту грязь выползают из-под земли “действующие лица, и копошатся в ней и даже “духом воспаряют”, в разговорах, пока не доходит до дела. И тогда Васька Пепел кулаком лишает Костылева жизни. И нет для него вопроса “Тварь ли я дрожащая?..” Все проще на дне, все логичнее. Сплошная констатация факта: “Ко всему человек-подлец привыкает”. Есть, правда, и здесь носитель надежды - старец Лука. Блуждающий персонаж. Но чересчур невыносима надежда. Слишком режет глаза ее свет. Слишком кажется правдой. Слишком тяжелый труд - жить с ней.

И выдавливает костылевская ночлежка старца Луку в “странную жизнь”, как пасту из тюбика выдавливает.

А сами? А сами возвращаются назад: “Обстановка первого акта, - меланхолично замечает Горький в авторской ремарке. - Ночь. Сцена освещена лампой, стоящей посреди стола”. Даже свет от зрителей пропадает. Все. Конец.

Что же это такое, костылевская ночлежка? Находится не на земле, но и не под землей. В первом акте окошко было и свет из него падал сверху вниз. Склеп не склеп, пещера не пещера - ночлежка. И обитатели ее (заметьте - не жители, а обитатели) хоть и не похожи на живых, но и не мертвые. Да и смерть для них - освобождение: “Спокой и - больше ничего!” В “Божественной комедии” у Данте обозначено такое место - чистилище. Зал ожидания, сортировочная. Оттуда кому в рай, кому в ад. Может, из классики явился Горькому образ вечной тоски. Скучная и грязная среда обитания забытых душ. Никто никуда не рвется, никуда не стремится. А если и поднимается наверх, так в трактир. А существует ли он на самом деле, мы никогда не узнаем. Нигде его нет. Ни в декорациях, ни в авторских ремарках. Только в словах обитателей, которые, по разумению Горького, уже до конца исполнили и завершили круг бытия. Им, как Мармеладову, “уже некуда больше идти”. Актер надеется на больницу и излечение: “Мой организм отравлен алкоголем!” Это звучит почти как Шекспир. Но все они, и Актер, и Сатин, и Барон и остальные, словно микробы, боятся света и свежего воздуха. И свет, и воздух смертельны для них. Актер уходит ночью, во тьму. Что можно найти во тьме? Что можно увидеть? Вот и удавился рядом с ночлежкой, на пустыре. “Испортил песню... дур-рак?”

Мир, изображенный Горьким, - не антимир. Он имеет множество точек соприкосновения с реальностью. Он обладает большим запасом достоверности. Он убеждает. Это позволяет существовать пьесе на современной сцене, быть актуальной и сейчас. Ее эстетика обладает концептуальной новизной. Она выдерживает самые невероятные интерпретации, но требует только одного - хорошей, нефальшивой - мхатовской - игры актеров. Это единственное условие, при соблюдении которого спектакль переворачивает душу. Во МХАТе видели плачущих зрителей. И это не казалось пафосно и фальшиво.

«На дне».

1. Ваши впечатления от пьесы.

2. Герои произведения. Охарактеризуйте героев пьесы.

3. В чем конфликт пьесы?

5. О чем это произведение?

6. Смысл образа Луки. Ложь во спасение – стоит или не стоит совершать такую ложь?

7. В чем смысл его сострадания?

8. Лука и Сатин.

10. «Дно жизни» - смысл заглавия пьесы.

Драма открывается экспозицией, в которой уже представлены основные персонажи, сформулированы основные темы, поставлены многие проблемы. Появление в ночлежке Луки является завязкой пьесы. С этого момента начинается проверка различных жизненных философий и устремлений. Рассказы Луки о «праведной земле» кульминация, а начало развязки - убийство Костылева.

Композиция пьесы строго подчинена ее идейно-тематическому содержанию. Основой сюжетного движения становится проверка жизненной практикой философии утешительства, разоблачение ее иллюзорности и вредности». Это и лепит в основе композиции пьесы «На дне».

Драматургическое мастерство Горького отличается большим своеобразием. Внимание автора сосредоточено на показе социальных типов и явлений, а само изображение действительности отличается глубокой обобщенностью. В пьесе несколько идейно-тематических планов, которые в большей или меньшей степени связаны с основной идеей. Важная особенность драмы Горького отсутствие в ней центрального героя и разделения персонажей на положительных и отрицательных. Главное внимание автор уделяет самосознанию героев, выявлению их социальных и философских воззрений.

Своеобразны и сами принципы изображения человека в пьесе. Как правило, человек показывается через призму восприятия других людей. Так, например, представлен в пьесе Лука: в глазах Костылевых он вредный смутьян, для Анны и Насти - добрый утешитель, для Барона и Бубнова - лгун и шарлатан. Полноту и законченность этому образу придают изменяющиеся отношения к нему Актера, Пепла, Клеща.

В пьесе «На дне» монологи занимают незначительное место. Ведущим принципом раскрытия самосознания героев и их характеров является диалог. Важное средство достижения типичности и индивидуализации образов - речевая характеристика персонажей. Докажите это на примере образов Луки, Актера, Барона. Раскройте идейную функцию цитаты из Беранже, притчи о праведной земле и песни, которую поют ночлежники.

Пьеса «На дне» имела огромное общественно-политическое значение. Разоблачая лживую философию утешительства, Горький тем самым боролся против реакционной идеологии, на которую охотно опирались представители господствующих классов. В период начавшегося политического подъема утешительство, призывавшее к смирению и пассивности, было глубоко враждебно революционному рабочему классу, поднимавшемуся на решительную борьбу. В этой обстановке пьеса сыграла большую революционизирующую роль. Она показала, что Горький с передовых позиций решал проблему босячества. Если в ранних своих произведениях писатель не касался причин, порождавших это явление, то в пьесе «На дне» прозвучал суровый приговор общественному строю, который был повинен в страданиях людей. Всем своим содержанием пьеса призывала бороться за революционное преобразование действительности.

Пьеса М. Горького “На дне” по праву является одним из лучших драматических произведений писателя. Об этом говорит невероятный успех ее на протяжении длительного времени в России и за рубежом. Пьеса вызвала и до сих пор вызывает разноречивые толкования по поводу изображенных характеров и своей философской основы. Горький в драматургии выступил как новатор, поставив важный философский вопрос о человеке, о его месте, роли в жизни, о том, что для него важно. “Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?”, - это слова самого М. Горького. Невероятному успеху и признанию пьесы “На дне” способствовала также удачная постановка ее на сцене МХТ в 1902 году. В. Н. Немирович-Данченко писал М. Горькому: “Появление “Дна” одним ударом проложило целые пути театральной культуре... Имея в “На дне” образец подлинно народной пьесы, мы считаем этот спектакль гордостью театра”.

М. Горький выступил как создатель нового типа социальной драмы. Он верно, правдиво изобразил среду обитателей ночлежки. Это особая категория людей со своими судьбами и трагедиями.

Уже в первой авторской ремарке мы встречаем описание ночлежки. Это “подвал, похожий на пещеру”. Нищая обстановка, грязь, свет, идущий сверху вниз. Это еще более подчеркивает, что речь идет о самом “дне” общества. Сначала пьеса называлась “На дне жизни”, но потом Горький поменял название - “На дне”. Оно полнее отражает идею произведения. Шулер, вор, проститутка- представители изображенного в пьесе общества. Хозяева ночлежки также находятся на “дне” моральных правил, они не имеют в душе никаких нравственных ценностей, несут в себе разрушительное начало. Все в ночлежке происходит вдали от общего течения жизни, событий в мире. “Дно жизни” это течение жизни не захватывает.

Персонажи пьесы ранее принадлежали к разным слоям общества, но сейчас всех их объединяет одно - их настоящее, бесперспективность, неспособность изменить свою судьбу, да и какое-то нежелание это сделать, пассивное отношение к жизни. На первых порах от них отличается Клещ, но после смерти Анны и он становится таким же - он утрачивает надежду вырваться отсюда.

Различное происхождение определяет поведение, речь героев. Речь Актера содержит цитаты из литературных произведений. Речь бывшего интеллигента Сатина насыщена иноязычными словами. Слышится негромкая, неторопливая, успокаивающая речь Луки.

В пьесе множество различных конфликтов, сюжетных линий. Это отношения Пепла, Василисы, Наташи и Костылева; Барона и Насти; Клеща и Анны. Мы видим трагические судьбы Бубнова, Актера, Сатина, Алешки. Но все эти линии идут как бы параллельно, нет общего, стержневого конфликта между героями. В пьесе мы можем наблюдать конфликт в сознании людей, конфликт с обстоятельствами - это было необычно для русского зрителя.

Автор не рассказывает подробно историю каждого ночлежника, и все же мы имеем о каждом из них достаточно сведений. Жизнь одних, их прошлое, например, Сатина, Бубнова, Актера, драматична, сама по себе достойна отдельного произведения. Обстоятельства вынудили их опуститься на “дно”. Другие, такие как Пепел, Настя, с рождения познали жизнь этого общества. В пьесе нет главных героев, все занимают примерно одинаковое положение. В перспективе же у них нет никакого улучшения в жизни, которая удручает своим однообразием. Все привыкли, что Василиса бьет Наташу, все знают об отношениях Василисы и Васьки Пепла, все устали от страданий умирающей Анны. Никто не обращает внимания на то, как живут другие; связей между людьми нет; никто не способен прислушаться, посочувствовать, помочь. Не зря Бубнов повторяет, что “ниточки-то гнилые”.

Люди уже ничего не хотят, ни к чему не стремятся, считают, что все на земле лишние, что их жизнь уже прошла. Они презирают друг друга, каждый считает себя выше, лучше других. Все сознают ничтожность своего положения, но не пытаются выбраться, перестать влачить жалкое существование и начать жить. А причина этого в том, что они привыкли и смирились.

Но не только социально-бытовые проблемы поднимаются в пьесе, герои спорят также о смысле человеческой жизни, о ее ценностях. Пьеса “На дне” является глубокой философской драмой. Люди, выброшенные из жизни, опустившиеся на “дно”, спорят о философских проблемах бытия.

М. Горький поставил в своем произведении вопрос о том, что полезнее человеку: правда реальной жизни или утешительная ложь. Этот-то вопрос и вызвал столько споров. Проповедником идеи сострадания, лжи служит Лука, который всех утешает, всем говорит добрые слова. Он уважает каждого человека (“ни одна блоха не плоха, все черненькие”), видит в каждом доброе начало, считает, что человек все может, если захочет. Наивно пытается пробудить в людях веру в себя, в свои силы и возможности, в лучшую жизнь.

Лука знает, насколько важна для человека эта вера, эта надежда на возможность и реальность лучшего. Даже просто доброе, ласковое слово, слово, поддерживающее эту веру, способно дать человеку опору в жизни, твердую почву под ногами. Вера в свою способность изменить, улучшить собственную жизнь примиряет человека с миром, так как он погружается в свой выдуманный мир и живет там, прячась от пугающего его реального мира, в котором человек не может себя обрести. И в реальности этот человек бездеятелен.
Но это касается только слабого, потерявшего веру в себя человека.
Поэтому такие люди и тянутся к Луке, слушают его и верят ему, потому что его слова - чудодейственный бальзам на их измученные души.

Анна слушает его потому, что он один посочувствовал ей, не забыл про нее, сказал ей доброе слово, которого она, может быть, никогда и не слышала. Лука вселил в нее надежду на то, что в другой жизни она не будет страдать.

Настя тоже слушает Луку, потому что он не лишает ее иллюзий, из которых она черпает жизненные силы.

Пеплу он дает надежду на то, что тот сможет начать жизнь заново там, где никто не знает ни Ваську, ни его прошлого.

Актеру Лука говорит о бесплатной лечебнице для алкоголиков, в которой тот сможет вылечиться и снова вернуться на сцену.

Лука не просто утешитель, он философски обосновывает свою позицию. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль горьковского персонажа здесь в том, что спасти человека и научить добру может не насилие, не тюрьма, а только добро: “Человек может добру научить...”
Другим обитателям ночлежки не нужна философия Луки, поддержка несуществующих идеалов, потому что это более сильные люди. Они понимают, что Лука лжет, но лжет из сострадания, любви к людям. У них возникают вопросы о необходимости этой лжи. Все рассуждают, и у каждого есть своя позиция. Все ночлежники участвуют в споре о правде и лжи, но не очень серьезно относятся друг к другу.

В противовес философии странника Луки Горький представил философию Сатина и его суждения о человеке. “Ложь - религия рабов и хозяев... Правда- бог свободного человека!” Произнося монологи, Сатин не рассчитывает в чем-либо убедить окружающих. Это его исповедь, итог его долгих размышлений, крик отчаяния и жажда действия, вызов миру сытых и мечта о будущем. Он с восхищением говорит о могуществе человека, о том, что человек создан для лучшего: “человек - это звучит гордо!”, “человек выше сытости”, “не жалеть..., не унижать его жалостью... уважать надо”. Этот монолог, произносимый среди оборванных, опустившихся обитателей ночлежки, показывает, что вера в подлинный гуманизм, в правду не угасает.
Пьеса М. Горького “На дне” является острой социально-философской драмой. Социальной, так как в ней представлена драма, вызванная объективными условиями жизни общества. Философский же аспект драмы каждым поколением переосмысливается по-новому. Образ Луки долгое время оценивался однозначно отрицательно. Сегодня, ввиду исторических событий последнего десятилетия, образ Луки прочитывается во многом иначе, он стал гораздо ближе к читателю. Я считаю, что однозначного ответа на вопрос автора нет. Все зависит от конкретной обстановки и исторической эпохи.


1 | | | |