Мравинский евгений александрович краткая биография. Евгений Александрович Мравинский: биография

Народный артист СССР (1954). Лауреат Ленинской премии (1961). Герой Социалистического Труда (1973).

Жизнь и творчество одного из крупнейших дирижеров XX века неразрывно связаны с Ленинградом. Он вырос в музыкальной семье, однако по окончании трудовой школы (1920) поступил на естественный факультет Ленинградского университета. К тому времени, впрочем, юноша уже был связан с музыкальным театром. Необходимость в заработке привела его на сцену бывшего Мариинского театра, где он работал мимистом. Это весьма скучное занятие позволило между тем Мравинскому расширить свой художественный кругозор, приобрести яркие впечатления от непосредственного общения с такими мастерами, как певцы Ф. Шаляпин, И. Ершов, И. Тартаков, дирижеры А. Коутс, Э. Купер и другие. В дальнейшей творческой практике хорошую службу сослужил ему опыт, приобретенный во время работы пианистом в Ленинградском хореографическом училище, куда Мравинский поступил в 1921 году. К этому времени он уже расстался с университетом, решив посвятить себя профессиональной музыкальной деятельности.

Первая попытка поступить в консерваторию оказалась неудачной. Чтобы не терять времени, Мравинский записался в учебные классы Ленинградской академической капеллы. Студенческие годы начались для него в следующем, 1924 году. Курсы гармонии и инструментовки проходит он у М. Чернова, полифонии у X. Кушнарева, формы и практического сочинения у В. Щербачева. Несколько произведений начинающего композитора прозвучало тогда в Малом зале консерватории. Тем не менее самокритичный Мравинский уже ищет себя в иной области - с 1927 года он начинает занятия дирижированием под руководством Н. Малько, а через два года его педагогом стал А. Гаук.

Стремясь к практическому освоению дирижерских навыков, Мравинский некоторое время посвятил работе с самодеятельным симфоническим оркестром Союза совторгслужащих. Первые публичные выступления с этим коллективом включали произведения русских композиторов и заслужили одобрительные отзывы прессы. Одновременно Мравинский заведовал музыкальной частью хореографического училища и дирижировал здесь балетом Глазунова «Времена года». Кроме того, он проходил производственную практику в Оперной студии консерватории. Следующий этап творческого развития Мравинского связан с его работой в Театре оперы и балета имени С.М. Кирова (1931-1938). Сначала он был здесь дирижером-ассистентом, а через год получил самостоятельный дебют. Это было 20 сентября 1932 года. Под управлением Мравинского шел балет «Спящая красавица» с участием Г. Улановой. К дирижеру пришел первый большой успех, который был закреплен его следующими работами - балетами Чайковского «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», Адана «Корсар» и «Жизель», Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан» и «Утраченные иллюзии». Наконец, здесь слушатели познакомились и с единственным оперным спектаклем Мравинского - «Мазепой» Чайковского. Итак, казалось, талантливый музыкант окончательно выбрал путь театрального дирижирования.

Всесоюзный конкурс дирижеров 1938 года открыл новую великолепную страницу в творческой биографии артиста. К этому времени Мравинский уже накопил порядочный опыт в симфонических концертах Ленинградской филармонии. Особенно важной была его встреча с творчеством Д. Шостаковича во время декады советской музыки 1937 года. Тогда впервые прозвучала Пятая симфония выдающегося композитора. Позднее Шостакович писал: «Наиболее близко я узнал Мравинского во время нашей совместной работы над моей Пятой симфонией. Должен сознаться, что сначала меня несколько испугал метод Мравинского. Мне показалось, что он слишком много копается в мелочах, слишком много внимания уделяет частностям, и мне показалось, что это повредит общему плану, общему замыслу. О каждом такте, о каждой мысли Мравинский учинял мне подлинный допрос, требуя от меня ответа на все возникавшие у него сомнения. Но уже на пятый день совместной работы я понял, что такой метод является безусловно правильным. Я стал серьезнее относиться к своей работе, наблюдая, как серьезно работает Мравинский. Я понял, что дирижер не должен петь подобно соловью. Талант должен прежде всего сочетаться с долгой и кропотливой работой».

Исполнение Пятой симфонии Мравинским стало одной из кульминаций конкурса. Дирижеру из Ленинграда была присуждена первая премия. Это событие во многом определило судьбу Мравинского - он стал главным дирижером симфонического оркестра Ленинградской филармонии - ныне заслуженного коллектива республики. С тех пор в жизни Мравинского не происходит сколько-нибудь заметных внешних событий. Год за годом пестует он руководимый оркестр, расширяет его репертуар. Оттачивая свое мастерство, Мравинский дает великолепные интерпретации симфоний Чайковского, произведений Бетховена, Берлиоза, Вагнера, Брамса, Брукнера, Малера и других композиторов.

Мирная жизнь оркестра была прервана в 1941 году, когда по постановлению правительства Ленинградская филармония эвакуировалась на восток и свой очередной сезон открыла в Новосибирске. В те годы особенно значительное место в программах дирижера заняла русская музыка. Наряду с Чайковским он исполнял сочинения Глинки, Бородина, Глазунова, Лядова... В Новосибирске филармония дала 538 симфонических концертов, на которых присутствовало 400 тысяч человек...

Высшего расцвета достигает творческая деятельность Мравинского после возвращения оркестра в Ленинград. По-прежнему дирижер выступает в филармонии с богатыми и разнообразными программами. Отличного интерпретатора находят в его лице лучшие произведения советских композиторов. По замечанию музыковеда В. Богданова-Березовского, «свой индивидуальный стиль исполнения, для которого характерны тесное слияние эмоционального и интеллектуального начал, темпераментность повествования и уравновешенная логика общего исполнительского плана, выработался у Мравинского прежде всего в исполнении советских произведений, пропаганде которых он отдавал и отдает много внимания».

В трактовке Мравинского впервые прозвучали многие творения советских авторов, в том числе вошедшие в золотой фонд нашей музыкальной классики Шестая симфония С. Прокофьева, Симфония-поэма А. Хачатуряна и прежде всего выдающиеся создания Д. Шостаковича. Шостакович доверил Мравинскому первое исполнение своих Пятой, Шестой, Восьмой (посвященной дирижеру), Девятой и Десятой симфоний, оратории «Песнь о лесах». Характерно, что, говоря о Седьмой симфонии, автор подчеркивал в 1942 году: «В нашей стране симфония исполнялась во многих городах. Москвичи слушали ее несколько раз под управлением С. Самосуда. Во Фрунзе и Алма-Ате симфонию исполнял Государственный симфонический оркестр, руководимый Н. Рахлиным. Я глубоко благодарен советским и иностранным дирижерам за ту любовь и внимание, какое они проявили к моей симфонии. Но наиболее близко мне как автору прозвучала она в исполнении оркестра Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского».

Безусловно, что именно под руководством Мравинского ленинградский оркестр вырос в симфонический коллектив мирового класса. Это результат неустанной работы дирижера, его неуемного стремления к поискам новых, наиболее глубоких и точных прочтений музыкальных произведений. Г. Рождественский пишет: «Мравинский одинаково требователен к себе и к оркестру. Во время совместных гастролей, когда мне на протяжении сравнительно короткого отрезка времени приходилось много раз слышать одни и те же произведения, я всегда удивлялся способности Евгения Александровича не терять ощущения их свежести при многократном повторении. Каждый концерт - премьера, перед каждым концертом все должно быть заново отрепетировано. А как это порой бывает трудно!»

В послевоенные годы к Мравинскому пришло международное признание. Как правило, дирижер выезжает в зарубежные гастроли вместе с руководимым коллективом. Лишь в 1946 и 1947 годах он был гостем «Пражской весны», где выступал с чехословацкими оркестрами. С триумфальным успехом проходили выступления Ленинградской филармонии в Финляндии (1946), Чехословакии (1955), странах Западной Европы (1956, 1960, 1966), Соединенных Штатах Америки (1962). Переполненные залы, овации публики, восторженные рецензии - во всем этом признание первоклассного мастерства симфонического оркестра Ленинградской филармонии и его главного дирижера Евгения Александровича Мравинского. Заслуженное признание получила также и педагогическая деятельность Мравинского - профессора Ленинградской консерватории.

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

В течение пятидесяти лет (1938-1988) возглавлял Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Мравинский - один из крупнейших дирижёров XX века, значительная фигура в культурной жизни Ленинграда.

Биография

Родился в дворянской семье Александра и Елизаветы Мравинских. Отец, Александр Константинович (1859-1918), выпускник Императорского училища правоведения, состоял членом консультации при Министерстве юстиции, служил окружным юрисконсультом военно-окружного совета Петроградского военного округа и имел чин тайного советника. Мать, Елизавета Николаевна (1871-1958), происходила из дворянского рода Филковых. Сестра отца, Евгения Мравинская, была знаменитой солисткой Мариинского театра в 1886-1900 годах под псевдонимом Мравина. Сводной сестрой отца была Александра Коллонтай. Среди родственников Мравинского - поэт Игорь Северянин.

Учился во 2-й Санкт-Петербургской гимназии и на естественном факультете Петроградского университета, который бросил из-за невозможности совмещать учёбу с работой в театре. Обучался в дирижёрско-хоровом техникуме при Ленинградской академической капелле. Работал артистом миманса в Мариинском театре, пианистом в Хореографическом училище, где досконально изучил сложную технику классического танца. В 1924 году поступил в Ленинградскую консерваторию на отделение композиции. В 1927 году стал заниматься на отделении дирижирования, где и приобрёл технические навыки и умение работать с партитурой. С 1929 по 1931 годы был заведующим музыкальной частью Ленинградского хореографического училища.

Дебютировал в Мариинском театре в 1932 году. В 1932-1937 годах провёл около 40 программ с оркестром Ленинградской филармонии. В 1934 году этот оркестр одним из первых в СССР получил почётное звание Заслуженного коллектива Республики. В 1932-1938 годах был дирижёром Мариинского театра, в основном балетного репертуара. В 1938 году, победив на Первом Всесоюзном конкурсе дирижёров в Москве, возглавил Симфонический оркестр Ленинградской Филармонии, которым руководил почти 50 лет.

В 1939 году первым исполнил Шестую симфонию Шостаковича. В 1940 году впервые дебютировал в Москве. После начала Великой Отечественной войны оркестр Мравинского был эвакуирован в Новосибирск. Оттуда в сентябре 1944 года оркестр вернулся в Ленинград.

1946 год - первые зарубежные гастроли Мравинского. Он побывал в Финляндии, где также встретился с знаменитым композитором Яном Сибелиусом. В 1954 году, за заслуги в развитии музыкального искусства Мравинскому было присвоено звание народного артиста СССР. 1955 год - вторые зарубежные гастроли оркестра Мравинского - в Чехословакии. 1956 год - гастроли в ГДР, ФРГ, Швейцарии и Австрии, 1958 год - гастроли в Польше, 1960 год - гастроли в семи странах Западной Европы, 34 концерта. С тех пор оркестр Мравинского выезжал на гастроли примерно каждые два года, в Западную или Восточную Европу (8 раз - в Австрии, 6 раз - в Японии). Последние зарубежные гастроли Мравинского состоялись в 1984 году, а последний концерт - 6 марта 1987 года в Большом зале Ленинградской филармонии.

С 1961 года Мравинский преподавал в Ленинградской консерватории, с 1963 года - профессор.

Среди записей - произведения Людвига ван Бетховена, Иоганнеса Брамса, Антона Брукнера, Яна Сибелиуса, Петра Чайковского, Дмитрия Шостаковича, Франца Шуберта. После 1961 года не делал студийных записей, все записи последующего времени сделаны на концертах (одна из важнейших студийных записей - три последние симфонии Петра Чайковского - осуществлена фирмой Deutsche Grammophon в 1960 году).

Признание

По результатам опроса, проведённого в ноябре 2010 года британским журналом о классической музыке BBC Music Magazine среди ста дирижёров из разных стран, среди которых такие музыканты, как Колин Дэвис (Великобритания), Валерий Гергиев (Россия), Густаво Дудамель (Венесуэла), Марис Янсонс (Латвия), Евгений Мравинский занял семнадцатое место в списке из двадцати наиболее выдающихся дирижёров всех времён.

Награды

  • Герой Социалистического Труда (1973)
  • Орден Ленина (1967), (1973)
  • Орден Трудового Красного Знамени(1957)
  • Орден Дружбы Народов (1978)
  • Орден «Знак Почёта» (1939)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946)
  • Народный артист СССР (1954)
  • Лауреат Сталинской премии (1946)
  • Лауреат Ленинской премии (1961)
  • другие ордена и медали.

Библиография

  • В 2004 году вышла в свет книга А. В. Иванова «Взгляд из Оркестра» (о работе с Евгением Мравинским) ISBN 5-9268-0295-4.


Евгений Александрович Мравинский появился на свет 4 июня 1903 года в Санкт-Петербурге.
Его мама, Елизавета Николаевна, имела дворянское происхождение из рода Филковых. Александр Константинович, отец, служил в чине действительного статского советника. Такие известные личности как Игорь Северянин, Александра Коллонтай и Евгения Мравинская (солистка Мариинского театра в конце XIX в.) приходились родственниками Евгению Александровичу.

С самого начала учебы гимназист Евгений Мравинский склонялся к естествознанию. В 1920 году он начинает заниматься на естественном факультете Петроградского университета. В то же время Евгений Мравинский работал артистом миманса в Мариинском театре. Совмещение обучения и работы было невозможным, и Евгений оставил учебу. В 1921 году Мравинский получает должность штатного пианиста-аккомпаниатора в Ленинградском хореографическом училище, а в 1924 году становится студентом отделения композиции Петроградской консерватории. Первая попытка поступить в данное учебное заведение
в 1923 г. не увенчалась успехом: дворянское происхождение Мравинского преградило путь, несмотря на успешно сданные экзамены. С 1927 года Евгений Александрович занимается на отделении дирижирования, а уже с 1929-го работает в Ленинградском хореографическом училище заведующим музыкальной частью.
Дебютное выступление Евгения Александровича в Мариинском театре состоялось в 1932 году. В течение последующих шести лет он являлся дирижером театра. Первый Всесоюзный конкурс дирижеров в 1938 году в Москве завершился победой Евгения Мравинского, что позволило ему возглавить Симфонический оркестр Ленинградской филармонии.


Евгений Мравинский дружил всю жизнь с Дмитрием Шостаковичем и был первым исполнителем большинства поздних симфоний Шостаковича - №5, №6, №8, №9, №10, №11 3 ноября 1957 года, №12).
К сожалению, из-за 13-ой симфонии Шостакович и Мравинский несколько отдалились. И три последние симфонии Шостаковича премьеры играли другие музыканты.
Симфония №13 «Бабий Яр» си-бемоль минор op.113. 18 декабря 1962 года 13-я симфония Шостаковича была исполнена в Москве и…тут же снята с репертуара и запрещена.
Основой текста стали пять стихотворений поэта Е. А. Евтушенко: «Бабий Яр», «Юмор», «В магазине», «Страхи», «Карьера».
Шостакович говорил, что стихотворение «Бабий Яр» настолько потрясло его, что решение написать музыку на эти слова созрело мгновенно. Тринадцатая симфония была создана в невиданно короткий срок, но премьеру ее власти пытались так или иначе сорвать. Испугавшись возможных гонений, от исполнения симфонии отказались всемирно известные исполнители: дирижёр Евгений Мравинский, приглашенный самим Шостаковичем, и певец Борис Гмыря. Спасли положение дирижер Кирилл Кондрашин и молодой певец Виталий Громадский. Тем не менее, буквально накануне премьеры Кондрашину пригрозили запретом, если не будет упоминания о русских и украинских жертвах. Евтушенко пришлось добавить четыре строки:

Я здесь стою, как будто у криницы,
дающей веру в наше братство мне.
Здесь русские лежат и украинцы,
с евреями лежат в одной земле.

Эти четыре строки спасли исполнение симфонии.

Симфония №14 впервые исполнена в Ленинграде 29 сентября 1969 года Московским камерным оркестром под управлением Рудольфа Баршая.
Премьера Симфонии №15 исполнена в Москве 8 января 1972 года - дирижировал Максим Шостакович.

***
1946 год ознаменовался первыми гастролями Мравинского за рубежом. За время поездки в Финляндию Евгению Александровичу посчастливилось познакомиться с Яном Сибелиусом, знаменитым композитором. В 1954 году Евгений Мравинский получил звание народного артиста СССР, а в 1961 году - Ленинскую премию (первый среди советских дирижеров).
С того времени зарубежные концерты оркестра великого дирижера проходили очень часто: жители Чехословакии, ГДР, ФРГ, Швейцарии, Австрии, Польши и даже Японии имели возможность вживую услышать музыку в исполнении этого коллектива.
6 марта 1987 года Большой зал Ленинградской филармонии принял последний концерт Евгения Мравинского.
19 января 1988 года Евгения Александровича не стало. Его тело было захоронено на Богословском кладбище.

Симфония № 8 до минор (Опус 65) Дмитрия Шостаковича была написана летом 1943 года, и впервые исполнена 4 ноября того же года Академическим симфоническим оркестром СССР под управлением Евгения Мравинского, которому посвящена Восьмая симфония.

Запись Восьмой симфонии была сделана в 1982 году.

    Евгений Александрович Мравинский Дата рождения 22 мая (4 июня) 1903(19030604) Место рождения Санкт Петербург, Российская империя Дата смерти 19 января 1988 Место смерти Ленинград … Википедия

    Мравинский, Евгений Александрович - Евгений Александрович Мравинский. МРАВИНСКИЙ Евгений Александрович (1903 1988), дирижер. В 1932 38 дирижер Ленинградского театра оперы и балета. С 1938 главный дирижер и художественный руководитель симфонического оркестра Ленинградской филармонии … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Мравинский Евгений Александрович - (1903—1988), дирижёр, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1973). Родился в Петербурге. Работал статистом в мимансе бывшего Мариинского театра (до 1925), учился на естественном факультете Петроградского университета,… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1903 88) российский дирижер, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1973). В 1932 38 в Ленинградском театре оперы и балета. С 1938 главный дирижер и художественный руководитель симфонического оркестра Ленинградской… … Большой Энциклопедический словарь

    - [р. 22.5(4.6). 1903, Петербург)], советский дирижёр, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1973). В 1931 окончил Ленинградскую консерваторию, где занимался дирижированием в классах Н. А. Малько и А. В. Гаука. В 1932≈1938… … Большая советская энциклопедия

    - (1903 1988), дирижёр, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1973). Родился в Петербурге. Работал статистом в мимансе бывшего Мариинского театра (до 1925), учился на естественном факультете Петроградского университета,… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (1903 1988), дирижёр, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1973). Ученик А. В. Гаука, Н. А. Малько. В 1932 38 в Ленинградском театре оперы и балета. С 1938 главный дирижёр и художественный руководитель симфонического… … Энциклопедический словарь

    Род. 1903, ум. 1988. Дирижер. Работал в Ленинградском театре оперы и балета (1932 38). Главный дирижер и художественный руководитель симфонического оркестра Ленинградской филармонии (с 1938). Лауреат Государственной (1946) и Ленинской (1961)… … Большая биографическая энциклопедия

(1903-1988) - российский дирижер, педагог, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1973). В 1932-1938 в Ленинградском театре оперы и балета. С 1938 главный дирижер и художественный руководитель симфонического оркестра Ленинградской филармонии. Под руководством Мравинского были впервые исполнены многие произведения советских композиторов, в том числе Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, Сергея Сергеевича Прокофьева, Арама Ильича Хачатуряна. Профессор Ленинградской консерватории (с 1963). Ленинская премия (1961), Государственная премия СССР (1946), Сталинская премия (1946).

Евгений Александрович Мравинский родился 4 июня (22 мая по старому стилю) 1903 года, в Петербурге. В 1931 году Женя окончил Ленинградскую консерваторию, где занимался дирижированием в классах Николая Андреевича Малько и Александра Васильевича Гаука. В 1932 - 1938 годах дирижёр Театра оперы и балета имени Сергея Мироновича Кирова. С 1938 главный дирижёр оркестра Ленинградской филармонии, выдвинувшегося под его руководством в число лучших симфонических коллективов мира.

Евгений Александрович - один из крупнейших современных мастеров дирижёрского искусства. Центральное место в его репертуаре занимали симфонии Людвига ван Бетховена, Гектора Берлиоза, Петра Ильича Чайковского, Александра Порфирьевича Бородина, Иоганнеса Брамса, Антона Брукнера, Густава Малера, Артюра Онеггера. Значительные достижения его связаны с истолкованием произведений советских авторов. Под его управлением впервые прозвучали многие сочинения Дмитрия Шостаковича (в том числе 5, 6, 8, 9, 10-я симфонии), а также Сергея Прокофьева, Арама Хачатуряна, и ряда ленинградских композиторов.

Искусство Евгения Мравинского отличалось масштабностью мышления, ясностью художественной цели, классической уравновешенностью интеллектуального и эмоционального начал, совершенством, отточенностью мастерства. В 1936 - 1937 и с 1961 года он вел педагогическую работу в Ленинградской консерватории, с 1963 профессор. С 1946 гастролировал в странах Европы и Северной Америки, 1-я премия на Всесоюзном конкурсе дирижёров (1938). Государственная премия СССР (1946), Ленинская премия (1961). Награждён орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.

Литература:

  • Богданов-Березовский В., Советский дирижёр, Л., 1956;
  • К 70-летию Мравинского, «Советская музыка», 1973, №6;
  • Бялик М., Рыцарь музыки, «Музыкальная жизнь», 1973, № 12.

Евгений Александрович Мравинский скончался 19 января 1988 года, в Ленинграде, в возрасте 84 лет.