Николай Семёнович Голованов. Голованов николай семёнович Русский советский дирижёр, пианист и композитор, народный артист ссср

Уникально высокий уровень советской и российской математической школы общепризнан в мире, однако, к сожалению, немного найдётся её рыночных технологических воплощений, достигнутых именно на нашей территории и получивших глобальное признание. К таким глобальным достижениям относятся работы Николая Голованова, связанные с 3D-моделлером, который много лет назад возник и начал служить геометрическим ядром асконовского КОМПАС-3D, а сравнительно недавно получил широкую известность как самостоятельно распространяемое ядро C3D .

Редакция сайт и компания ЛЕДАС поздравляют Николая Голованова с юбилеем и желают ему и его близким дальнейшего творческого и любого другого расцвета.

Человек ядра

Процитируем ниже биографическую справку о Н.Н.Голованове, в частности, опубликованную в статье « ».

Николай Голованов родился в Берлине, где служил его отец-офицер. Как и все семьи военных, они часто переезжали: Давлеканово, Патрикеево, Борисоглебск, Балашов. Среднюю школу Николай окончил в польском городе Шпротава. Поступил на машиностроительный факультет МВТУ им. Баумана и получил специальность конструктора космических ракет-носителей. Затем пришел в Конструкторское бюро машиностроения (г. Коломна), где работали будущие основатели АСКОН Александр Голиков и Татьяна Янкина и которое стало прародиной системы КОМПАС. Николай Голованов занимался прочностью: готовил эксперименты, выполнял расчеты, в том числе и с использованием вычислительных машин. В то время многие КБ и НИИ вели разработки прикладных программ, автоматизирующих работу своих предприятий. В КБМ разрабатывались системы, позволяющие с помощью компьютера выполнять различные инженерные расчеты и строить чертежи. Помимо других работ, Николай Николаевич разрабатывал программу для анализа прочности и устойчивости оболочечных конструкций.

В 1989 году Александр Голиков и Татьяна Янкина ушли из КБМ и создали компанию АСКОН. И хотя начиналось всё с электронного кульмана, уже тогда они задумывали систему трехмерного параметрического моделирования, которая позволила бы фиксировать конструкторскую мысль не в виде плоского чертежа, а в трёхмерной модели. Своими идеями основатели АСКОН поделились с Николаем Головановым, и в 1996 году он перешел на постоянную работу в АСКОН.

В то время на рабочих станциях уже функционировали системы твердотельного и поверхностного моделирования. И разработчики КОМПАС мечтали создать что-то подобное и даже лучшее, но на обычном персональном компьютере. Математическими проблемами в АСКОН занимались трое - Юрий Покидов, Владимир Зорин и Николай Голованов. Сегодня из той тройки остался один Николай Николаевич. Владимир Зорин уехал из России, работал в PTC (разработчик Pro/Engineer), потом перешел в SolidWorks. Юрий Покидов скончался несколько лет назад после тяжелой болезни.

Сегодня Николай Голованов продолжает выводить формулы и разрабатывать алгоритмы для развития и совершенствования ядра. Вместе с ним работают молодые специалисты - новое поколение математиков. Все вместе они создают интеллектуальную начинку, мозг системы КОМПАС-3D.

Н.Н. Голованов на сайт

Наш портал опубликовал , представлявших, характеризовавших или упоминавших ядро Голованова. Ниже приведём ряд характерных ссылок и напомним несколько фотографий.

В компании ЛЕДАС результаты Н.Голованова хорошо знают, профессионально понимают и высоко ценят

С командой C3D Labs

Монография «Геометрическое моделирование»

Издательскую и подготовительную поддержку английского перевода монографии Н.Голованова «Геометрическое моделирование» и публикации этого перевода активно осуществил Джоэл Орр – один из столпов и патриархов аналитического агентства Cyon Research . В аннотации к американскому изданию Джоэль пишет: Голованов создал текст, который позволит каждому студенту, изучающему геометрическое проектирование, в полной мере осознать мощь и красоту математики, стоящей за набором инструментов, и применить их в своей работе. Я весьма впечатлён логикой, методологией и ясностью представления обучающего материала. Очень рекомендую!

В той же аннотации приводятся и слова Кена Версприлла: Роль геометрического моделирования продолжает расти… Понимание фундаментальных конструкций, на которых основано геометрическое моделирование, позволит студентам и разработчикам получить компетенцию уровня разработок сегодняшнего дня. Своей впечатляющей книгой, Николай Голованов помогает пройти путь к этому пониманию.

ГОЛОВАНОВ НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ - русский дирижер, регент, композитор и пианист-аккомпаниатор.

Родители Голованова - выходцы из крестьян. В 1900-1909 годах Голованов учился в московском Синодальном училище церковного пения (среди учителей - А.Д. Кастальский, В.С. Орлов, Н.М. Данилин, В.С. Калинников, П.Г. Чесноков). В 1909-1914 годах студент Московской консерватории по классу композиции (С.Н. Василенко) и специальной теории (А.А. Ильинский). В 1909-1911 годах регент хора при церкви Марфо-Мариинской обители милосердия. В 1910-1918 годах помощник регента Синодального хора и преподаватель Синодального училища (занятия ученических оркестра и хора, уставное пение и др. предметы); успешно выступал с хором в духовных концертах в Москве, Варшаве и Берлине (регент хора Данилин намеревался в 1917 году передать Голованову руководство хором). В 1917-1943 годах постоянный аккомпаниатор певицы А.В. Неждановой (ставшей его женой). В 1919-1936 годах (с вынужденным перерывом в 1928-1930 годах) был дирижером, а в 1948-1953 годах - главным дирижером Большого театра. В 1919-1925 и 1937-1948 годах музыкальный руководитель оперной студии, организованной К.С. Станиславским. В 1937-1953 годах главный дирижер и художественный руководитель Большого симфонического оркестра Всесоюзного радиокомитета. В первые годы Великой Отечественной войны Голованов создал из оставшихся в Москве музыкантов симфонический оркестр. В это же время отредактировал и исполнил не звучавшие в советское время увертюру «1812 год» и кантату «Москва» П.И. Чайковского и другие произведения патриотической тематики, а также впервые в СССР исполнил Третью симфонию и «Симфонические танцы» С.В. Рахманинова . Голованов - 1-й исполнитель ряда значительных сочинений советских композиторов Н.Я. Мясковского, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна и др.

Несмотря на то что Голованов занимал в советское время значительные посты, он не только сохранял верность Православию (в т. ч. в годы гонений на Церковь), но и подтверждал ее многими делами: помогал материально архиепископу Трифону (Туркестанову), с которым был знаком еще с детских лет, принимал участие в судьбе Данилина, Чеснокова, сохранил часть Синодальной певческой библиотеки, некоторые архивные раритеты (например, автограф «Литургии» А.А. Алябьева), около 200 икон и предметов церковного обихода.

Духовная музыка по объему и значимости является важной частью творчества Голованова. Он - автор 64 духовных сочинений (с 1907 по 1952 годы), составляющих 8 опусов, из них 33 песнопения и 8 переработок ранних сочинений относятся уже к советскому времени.

Из всех созданных им 46 опусов бо́льшая часть вокальных: 2 одноактные оперы, романсы, обработки песен разных народов и другие сочинения.

Все духовные произведения Голованов писал для хора a cappella (ор. 1 - для мужского хора, все остальные - для смешанного, преимущественно большого хора). Голованов не создавал полных богослужебных циклов, но сочинял отдельные песнопения литургии и всенощного бдения в 10-х годах. Oр. 36 включает в основном песнопения на Рождество Христово, ор. 37 - Великого поста и Страстной седмицы, ор. 38 имеет авторское название «Из юношеских тетрадей» и состоит из произведений 1900-х годов в поздней редакции. Ор. 39, написанный в основном в годы Великой Отечественной войны , содержит песнопения, обращенные к Богоматери (первые 6 номеров названы Головановым сюитой «Всех скорбящих Радосте»), к святителю Николаю, к преподобному Серафиму Саровскому; последние номера опуса были написаны по поводу конкретных событий - юбилея Неждановой (Великое многолетие), смерти В.А. Семёнова («Покой, Спасе наш») или в честь особенно почитаемых им людей - Рахманинова («Свете тихий»), митрополита Трифона (Молитва святому мученику Трифону).

Голованов развивал ту тенденцию духовной музыки Нового направления, которая вела к значительному расширению музыкальных приемов (Рахманинов, А.Т. Гречанинов , Чесноков и др.). В его песнопениях присутствуют предельные уровни динамики, широкий звуковысотный диапазон, многоуровневая полифоничность (но, как правило, без западных полифонических форм), особая усложненность фактуры (характерно частое деление голосов на 2, 3 партии) и гармонии (септ- и нонаккорды), расширенная тональность. Современные приемы объединялись у Голованова с приемами, идущими от старинных пластов русской музыки - церковной и народной. Для сочинений Голованова характерна светлая гамма чувств, передающая благоговейное любование красотой мира и самой музыкой, вслушивание в звучание гармоний.

Сочинения Голованова, как правило, предназначены для больших и высокопрофессиональных коллективов. Автор ориентировался на звучание московского Синодального хора, с чем связано посвящение многих песнопений корифеям Синодального училища и хора - Смоленскому, Кастальскому, Орлову, Данилину, Чеснокову. Духовные произведения Голованова в основном исполняются в концертах, в церковном обиходе использовались до настоящего времени сочинения для мужского хора из ор. 1 и «Трисвятое» (во 2-й авторской редакции - ор. 36, № 1). В 10-х - начале 20-х годов песнопения Голованова звучали в концертах Синодального хора и хора Большого театра под управлением Голованова, хора И.И. Юхова и капеллы Чеснокова. После длительного перерыва с 80-х годов произведения Голованова исполняли хор Издательского отдела Московской Патриархии под управлением иеромонаха Амвросия (Носова), хор Патриаршего подворья под управлением С.В. Кривобокова, Московский академический областной государственный хор под управлением А.Д. Кожевникова и А.М. Рудневского, хор подворья Троице-Сергиевой лавры под управлением В.А. Горбика и др.

Светские произведения Голованова также обнаруживают связь с православной культурой, что видно гл. обравным обрвзом в поэтических текстах, их религиозных образах. Особо выделяется цикл романсов на стихи Ф.И. Тютчева (ор. 40) и цикл хоров a cappella «Кадило цевниц златоструйных» (ор. 8) на стихи других русских поэтов («Девушка пела в церковном хоре» А.А. Блока, «В Троицын день» Вяч.И. Иванова, «Утоли моя печали» А.Б. Кусикова, «Я странник убогий» С.А. Есенина и др.).

Несомненно воздействие православной культуры и на главную область творчества Голованова - дирижирование. Характер исполнительства Голованова отличался масштабностью, концепционностью, приоритетом мелодического начала, вокальностью трактовки. Современники Голованова отмечали в его дирижерской манере особенности, характерные для звучания Синодального хора, общую вокальную экспрессию и такие конкретные технические детали, как добавление глубоких басовых нот, подобных пению басов-октавистов хора.

ГОЛОВАНОВ Николай Семёнович , российский дирижёр, хормейстер, народный артист СССР (1948). В 1909 году окончил московское Синодальное училище церковного пения со званием регента, в 1914 - Московскую консерваторию, (классы композиции М. М. Ипполитова-Иванова и С. Н. Василенко). Дебютировал как хоровой дирижёр в 1912 году (с Синодальным хором, во время гастролей по Германии), как оперный дирижёр - в 1915 («Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова, Большой театр, Москва). В 1915-53 (с перерывами) работал в Большом театре (в 1928 в связи со сфабрикованным делом о «головановщине» уволен, в 1930 восстановлен, в 1936 снова уволен; в 1948-53 главный дирижёр театра). Дирижировал многими операми и балетами русских и зарубежных композиторов, в последние годы работы в Большом театре осуществил постановки опер «Борис Годунов» (аудиозапись 1948) и «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Садко» Римского-Корсакова (аудиозапись 1949), ставшие триумфом русского оперного искусства. В 1919-48 (с перерывами) работал в Оперной студии, организованной К. С. Станиславским при Большом театре (с 1928 Оперный театр имени К. С. Станиславского, с 1935 Оперно-драматическая студия; музыкальный руководитель с 1938).

На протяжении всей жизни вёл активную концертную деятельность. В 1920-1922 годах организовал около 60 концертов солистов Большого театра, в 1922 вместе с женой А. В. Неждановой совершил (в качестве аккомпаниатора) турне по Прибалтике, Германии, Чехословакии и Польше, в 1921-22 участвовал в качестве дирижёра в выступлениях танцовщицы А. Дункан в Москве. В 1924 при его участии состоялась первая в СССР трансляция радиоконцерта, в 1929 организован оперный Радиотеатр. С 1930 года главный дирижёр Радиоцентра, с 1937 главный дирижёр и художественный руководитель музыкального сектора Всесоюзного радиокомитета, с 1946 художественный руководитель Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио; в 1937-49 поставил ряд радиоопер, дирижировал кантатами «Иоанн Дамаскин» С. И. Танеева (аудиозапись 1947), «Весна» С. В. Рахманинова, «Из Гомера» Н. А. Римского-Корсакова. В 1936-38 годах художественный руководитель Симфонического оркестра Центрального Дома художественной самодеятельности Московского областного совета профсоюзов. Выступал с Государственным оркестром народных инструментов СССР (1936-47) и Государственным духовым оркестром СССР (1937-1940), в 1939-40 был художественным руководителем в обоих коллективах. В 1944-48 музыкальный руководитель Ансамбля песни и пляски ВЦСПС.

В 1925-29 и 1943-44 профессор оперного класса Московской консерватории, в 1927-43 выступал с оркестром Московской консерватории (был его создателем).

Государственная премия СССР (1946, 1949, 1950, 1951). Награждён орденом Ленина.

Соч.: Литературное наследие. Переписка. Воспоминания современников. М., 1982.

Лит.: Прибегина Г. А. Н. С. Голованов. М.,1990.

Дирижёр (хоровой, оперный, симфонический), пианист-аккомпаниатор, композитор, педагог, общественный деятель.

Родился 9 января 1891 года в Москве. В 1900-09 годах учился в Синодальном училище церковного пения, по окончании которого стал регентом 1-го разряда. Среди педагогов — B. C. Орлов, А. Д. Кастальский, Н. М. Данилин. В 1912-18 годах преподавал в училище. В 1914 году окончил Московскую консерваторию с малой золотой медалью по классу композиции С. Н. Василенко (дипломная работа — опера-кантата «Принцесса Юрата»). Учился также у А. А. Ильинского, М. М. Ипполитова-Иванова. С 1909 года года выступал как хоровой дирижёр, в том числе, на гастролях за рубежом (с Синодальным хором). В 1910-18 годах — помощник регента Синодального хора. С 1915 года работал в Большом театре: в 1915-19 — помошник хормейстера, в 1919-28, 1930-36 — дирижёр, 1948-53— главный дирижёр. В1919-48 годах (с перерывами) — дирижёр в Оперном театре (студии) им. К. С. Станиславского. Как симфонический дирижёр выступал с оркестрами Большого театра, Московской консерватории, Московской филармонии (1920-е гг.). С 1930 года — главный дирижёр Радиоцентра, возглавлял оперный Радиотеатр; с 1937 — художественный руководитель и главный дирижёр БСО Всесоюзного радиокомитета. Одновременно выступал с Государственным оркестром народных инструментов СССР (1936-47), с Государственным духовым оркестром СССР (1937-40) и др. В обширном репертуаре Голованова-симфонического дирижёра центральное место занимала русская классика, а также произведения современных отечественных композиторов. Среди его исполнительских шедевров — произведения А. П. Бородина, М. И. Глинки, П. И Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина. Первый исполнитель в СССР произведений С. В. Рахманинова: «Три русские песни» (1932), Третья симфония (1943), «Симфонические танцы» (1943); Н. Я. Мясковского: Шестая (1924), Двадцатая (1940) симфонии; С. С. Прокофьева: опера «Любовь к трем апельсинам» (Большой театр, 1927), Пятый концерт для фортепиано с оркестром (1932), Четвертая симфония (1933), Сюита № 1 из балета «Ромео и Джульетта» (1936), «Здравица» (1939); А. И. Хачатуряна: Сюита из балета «Гаянэ» (1943); Т. Н. Хренникова: Вторая симфония (1943) и др. В 1916-43 концертировал как пианист-аккомпаниатор в ансамбле с A. B. Неждановой, И. С. Козловским, М. О. Рейзеном, М. П. Максаковой, Н. Д. Шпиллер.

Композиторское наследие Голованова включает 2 одноактные оперы, симфонию, 2 кантаты, произведения для хора (в том числе свыше 60 духовных сочинений, см.: Н. С. Голованов. Духовные произведения для хора а cappella. М., 2004), симфонического оркестра, для фортепиано (см.: Н.С. Голованов. Соната. Эстампы. М., 2005), для голоса и фортепиано (свыше 140 романсов), свыше 50 обработок песен разных народов. В 1925-29 и 1943-48 — профессор оркестрового и оперного классов Московской консерватории. Среди учеников ассистенты-стажеры Большого театра — Е. Акулов, Г. Зимин, А. Ковалёв, С. Сахаров; в Московской консерватории — Л. Гинзбург, Г. Рождественский, Б. Хайкин в БСО Всесоюзного радиокомитета — К. Иванов. В 1926 году силами студентов оперного класса и студенческого оркестра осуществил в Московской консерваторию первую после Октябрьской революции постановку —опера «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова.

Сталинские премии СССР (1946,1949,1950,1951, в том числе, за постановки опер «Борис Годунов», 1948; «Садко», 1949; «Хованщина», 1950). Награждён орденами Трудового Красного Знамени (1937), Ленина (1951); медалями: «За оборону Москвы» (1949), «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

Его жена — A. B. Нежданова.

Литературные сочинения: Записная книжка ученика IV класса Московского Синодального училища церковного пения Н. Голованова 1903/04 уч. г. // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 1. Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма. М., 1998; Этюд о Прокофьеве / Публ. О. Захаровой // Сергей Прокофьев. Воспоминания. Письма. Статьи. М., 2004.

Русский советский дирижёр, пианист и композитор.

Народный артист РСФСР (1943).
Народный артист СССР (1948).

Родился 9 (21) января 1891 года в Москве, в бедной мещанской семье.
В 1900-1909 годах учился в Московском синодальном училище, где его наставниками были известные хоровые дирижёры В.С. Орлов и А.Д. Кастальский. В 1914 году с отличием окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Михаила Ипполитова-Иванова и Сергея Василенко.
В 1915 году стал дирижёром оркестра и ассистентом хормейстера Большого театра, с 1919 по 1928 был главным дирижёром, в 1926-1929 годах также возглавлял Московский филармонический оркестр.
В 1937 году был назначен художественным руководителем и главным дирижёром Большого симфонического оркестра и оперного радиотеатра Всесоюзного радиокомитета.
В 1948-1953 годах вновь возглавлял Большой театр.
В 1925-1929 и 1943-1944 годах преподавал в Московской консерватории.

призы и награды

Сталинская премия (1946)
Сталинская премия первой степени (1949, за оперный спектакль «Борис Годунов» М.П. Мусоргского)
Сталинская премия первой степени (1950, за оперный спектакль «Садко» Н.А. Римского-Корсакова)
Сталинская премия (1951)
Орден Ленина
Орден Трудового Красного Знамени
Медаль «За оборону Москвы»

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»