Оперная звезда из южной кореи. Экзотическая «птица» — Суми Йо

Суми Йо принадлежит к числу выдающихся певиц своего поколения. На протяжении нескольких десятилетий ее имя украшает афиши лучших оперных театров и концертных залов всего мира. Уроженка Сеула Суми Йо окончила одну из престижнейших музыкальных институций Италии - Accademia Santa Cecilia в Риме и к моменту окончания была лауреатом нескольких крупных международных вокальных конкурсов в Сеуле, Неаполе, Барселоне, Вероне и других городах. Оперный дебют певицы состоялся в 1986 году в ее родном городе - Сеуле: она исполнила партию Сюзанны в «Свадьбе Фигаро» Моцарта. Вскоре состоялась творческая встреча певицы с Гербертом фон Караяном - их совместная работа на Зальцбургском фестивале стала началом впечатляющей международной карьеры Суми Йо. Помимо Герберта фон Караяна она регулярно работала с такими выдающимися дирижерами, как Георг Шолти, Зубин Мета и Риккардо Мути.

Важнейшие оперные ангажементы певицы включали выступления в нью-йоркской Metropolitan Opera («Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Риголетто» и «Бал-маскарад» Верди, «Севильский цирюльник» Россини), миланском театре La Scala («Граф Ори» Россини и «Фра-Дьяволо» Обера), Teatro Colon в Буэнос-Айресе («Риголетто» Верди, «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса и «Волшебная флейта» Моцарта), Венской Государственной опере («Волшебная флейта» Моцарта), Лондонской Королевской опере Covent Garden («Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Любовный напиток» Доницетти и «Пуритане» Беллини), а также в Берлинской Государственной опере, Парижской опере, барселонском Liceu, Вашингтонской национальной опере и многих других театрах. Среди выступлений певицы последнего времени - «Пуритане» Беллини в брюссельском театре La Monnaie и в оперном театре Бергамо, «Дочь полка» Доницетти в Театре Сантьяго в Чили, «Травиата» Верди в опере Тулона, «Лакме» Делиба и «Капулетти и Монтекки» Беллини в Опере Миннесоты, «Граф Ори» Россини в парижской Opera Comique. Помимо оперной сцены, Суми Йо всемирно известна своими сольными программами - в числе прочих можно назвать гала-концерт вместе с Рене Флеминг, Йонасом Кауфманом и Дмитрием Хворостовским в Пекине в рамках Олимпийских игр, рождественский концерт с Хосе Каррерасом в Барселоне, сольные программы по городам США, Канады, Австралии, а также в Париже, Брюсселе, Барселоне, Пекине и Сингапуре. Весной 2011 года Суми Йо завершила турне из концертов барочных арий вместе с известнейшим английским коллективом - лондонской «Академией старинной музыки».

Дискография Суми Йо включает более пятидесяти записей и демонстрирует ее разнообразные творческие интересы - в числе ее записей оперы «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Женщина без тени» Р. Штрауса, «Бал-маскарад» Верди, «Волшебная флейта» Моцарта и многие другие, а также сольные альбомы из арий итальянских и французских композиторов и коллекция популярных бродвейских мелодий Only Love, которая была продана по всему миру тиражом более 1 200 000 экземпляров. На протяжении нескольких лет Суми Йо была послом ЮНЕСКО.

Герберт фон Караян говорил про нее: «Голос свыше». В Москве впервые дала сольный концерт кореянка Суми Йо — всемирно известная оперная примадонна. Корреспондент Time Out Москва позвонил восточной диве в Рим и узнал, что прославленное сопрано собирается спеть на русском.

"Суми Джоу-у-у!" — на английский манер пропевают имя певицы оперные критики и по-детски закатывают глаза, словно речь идет о чем-то сладком и ароматном. Голос южнокорейской дивы сравнивали с золотым эликсиром, с медом и карамелью — с чем только не сравнивали, чтобы описать ее округлое сопрано, стремглав взлетающее на высокие ноты и не знающее страха в головоломных ариях Беллини, Доницетти и прочих мастеров бельканто. Впрочем, даже когда Суми Йо не поет, а просто говорит в телефонную трубку, прорываясь через помехи между Москвой и Римом, где она в данный момент находится, ее голос все равно обращает на себя внимание — у нее звонкий девичий смех и вкрадчивые интонации.

"Считаю ли я себя примадонной? — со смехом переиначивает первый вопрос Суми и продолжает неожиданно серьезно: — Да, мне хотелось бы верить в то, что я принадлежу к той высшей категории оперных исполнителей, которым подходит этот титул". Она не кокетничает: каждый, кто хоть немного знаком с фактами ее биографии, подтвердит, что она — примадонна. В ее портфолио — контракты с нью-йоркской Metropolitan Opera, Лондонской Королевской оперой Covent Garden, миланской La Scala, а также обложки крупнейших оперных журналов, эксклюзивный контракт с лейблом Warner Classics и несколько сайтов, созданных ее фанатами по всему миру. Тем не менее последнее время она не слишком часто светится на важных фестивалях и кажется более замкнутой, нежели раньше. "Нет, у меня не стало меньше приглашений, — предвосхищает певица мое недоумение по этому поводу. — Просто я устала мотаться по всему свету и жить на чемоданах. Сейчас мне интереснее делать сольные программы, где я завишу исключительно от себя. Это та свобода, которой я добивалась много лет". Действительно, примадонна должна быть одна — только solo.

В облике Суми Йо причудливо сочетаются черты великих див прошлого и прагматичных оперных певцов современности. Она может быть гламурной барышней, участвуя в фотосессиях для глянцевых журналов и поражая экстравагантными платьями на сольных бенефисах. Но, в отличие от других звезд, не чурается режиссерских экспериментов на сцене, позволяя обряжать себя в неприглядные лохмотья или простенькие сарафаны. Артистка безупречно отрабатывает условия самых кабальных контрактов — в крупных театрах певцов изводят по шесть недель репетициями, спевками и прогонами. Но может и неожиданно испариться, заставив искать себя по всему земному шару, — после одного спектакля в Сиднейской опере она улетела в неизвестном направлении, и менеджер сходил с ума, не зная, где ее искать. Коронные партии певицы — в операх бельканто, от Лючии ди Ламмермур в одноименной опере Доницетти до Джильды в "Риголетто" Верди. Но она с не меньшей охотой поет музыку барокко, французские романсы, джаз и мюзиклы. И, что удивительно, всегда и везде демонстрирует безупречное знание стиля: в Генделе и Вивальди даст фору самой Чечилии Бартоли, а в шлягерах Ллойда Уэббера утрет нос Саре Брайтман — на том простом основании, что у нее лучше поставлен голос и есть отточенная годами техника дыхания.

Объездив полмира, Суми ни разу не была в России и своего московского дебюта ждет с таким нетерпением, с каким дети жаждут поездки в Диснейленд. "Я так много слышала о вашей стране… — Кажется, на другом конце телефонной линии сейчас начнется лирическая ария. — Я недавно выступала в Сеуле с Дмитрием Хворостовским, он настоятельно рекомендовал мне начать петь русскую музыку. Она подойдет к моему голосу и вообще здорово было бы попробовать, как вы думаете?". Конечно, Снегурочка или Марфа из "Царской невесты" с восточным разрезом глаз — немного непривычно поначалу, но были же в истории оперы и чернокожие цыганки Кармен, и Чио-Чио-сан с гордым римским профилем, и великовозрастные многопудовые Золушки. Так что всеядное оперное сообщество примет ее с распростертыми объятиями. Но сначала потребует той роли, которую от нее ждут уже много лет — куртизанки Виолетты в "Травиате". "Да, в 2007 году я наконец попробую "Травиату", — говорит Суми Йо. — Но я перфекционистка по натуре и пока не буду уверена, что мой голос идеально соответствует этой партии, на сцену не выйду".

Однако самую известную арию из "Травиаты" уроженка Сеула все же исполнит в финале своего российского дебюта с оркестром Московской филармонии. До нее прозвучат фрагменты из тех опер, в которых Суми Йо выступала по всему миру, — так сказать, краткая энциклопедия ее триумфов, прошлых и будущих. Лючия ди Ламмермур, Джульетта, Линда ди Шамуни, Розина — такой мощной инъекции бельканто Москве вполне хватит до следующего приезда Суми Йо. А она обязательно вернется. Хотя бы для того, чтобы похвастаться своими русскими ариями — Суми Йо привыкла, что ее желания исполняются, как и пристало настоящей оперной диве.

ТРИ ФАКТА О СУМИ ЙО

Против "Нормы"
Корейская примадонна принадлежит к узкому кругу артистов, открытых легендарным немецким дирижером Гербертом фон Караяном, некогда самой могущественной фигурой в мире классической музыки. (В числе других — Чечилия Бартоли, Йо-Йо Ма, Анна-Софи Муттер.) В 1987 году Караян пригласил 23-летнюю Суми исполнить небольшую партию пажа Оскара в опере Верди "Бал-маскарад" на Зальцбургском фестивале. Восхитившись голосом молодой певицы, маэстро предложил ей записать "Норму" Беллини и был удивлен, услышав твердый отказ, — молодая дебютантка утверждала, что еще не готова к такой значительной роли. Такой ответ мог стоить Суми Йо карьеры — Караян не привык слышать "нет", тем более когда предлагал кому-нибудь столь крупный проект. Но обаяние певицы и ее умение обходить острые углы помогли избежать конфликта.

Скандал в Сиднее
В2001 году Суми Йо пела в Сиднейской опере, одинаково славящейся на весь мир своей великолепной архитектурой и гнусной акустикой. После одного из спектаклей примадонна на протяжении двух часов раздавала автографы, а затем удалилась к себе в отель. На следующее утро дирекция решила связаться с певицей и пришла в полное недоумение, когда телефонистка отеля сообщила, что г-жа Йо несколько часов назад выписалась из своего номера. Директор театра тут же связался с агентом певицы в Нью-Йорке, который пришел в шок от этой новости и сказал, что его подопечная не сообщала об отъезде и планировала завершить всю серию спектаклей. Желая спасти ситуацию, он объявил, что Суми Йо покинула Сидней, так как была беременна, что было заведомой ложью, но теоретически могло аргументировать ее внезапный отъезд и спасти от больших неустоек, связанных сневыполнением условий контракта. Объявившаяся спустя пару дней героиня истории опровергла свою беременность, сослалась на плохое самочувствие, но истинной причины своего внезапного исчезновения так и не объяснила.

Шестой элемент
Когда в прокат вышел фильм Люка Бессона "Пятый элемент", армия поклонников Суми Йо долго возмущалась тем фактом, что их любимицу не пригласили озвучить партию Плава Лагуны — оперной дивы эпохи компьютерных технологий,эпизод выступления которой стал одним из самых ярких в картине. Действительно, феноменальная техника корейской певицы и ее фантастические верхние ноты делали ее идеальной исполнительницей этой партии. Голос Суми Йо тем не менее задействован в другой известной ленте, снятой спустя два года после "Пятого элемента", — это она поет небесно чистым сопрано в ленте Романа Полански "Девятые врата".

И, все же, несмотря на то, что ей лестен тот успех, который имел этот проект в ее родной Корее (где каждый новый альбом певицы занимает верхние строчки хит-парадов, и где ее имя уже давно окружено ореолом славы), у сопрано имеются другие приоритеты. «Моя основная цель - поддерживать свой имидж как артистки оперы, поскольку тот факт, что я стала знаменитостью в моей собственной стране, означает, что я уже не могу выйти из дома без широкополой шляпы и солнцезащитных очков. А мне это не по душе. Хотелось бы, чтобы публика воспринимала меня именно как сопрано, как примадонну, а не, скажем, звезду экрана или какую-то очень популярную личность...»

Суми выбрала Рим в качестве своей основной базы - город, в котором она училась, будучи студенткой Академии Санта-Чечилия. Здесь со своим многолетним партнером она ведет вполне устроенную личную жизнь. В профессиональной же карьере кореянка продолжает сталкиваться с препятствиями. «Я пою достаточно обширный репертуар, но есть лучший, который я могла бы петь, - это роли бельканто, особенно Беллини, Доницетти, Россини. Но, к сожалению, в Италии довольно тяжело исполнять такие роли, поскольку итальянцы, не очень то доверяют иностранцам петь Беллини и другие белькантовые партии».

Комментарий Ричарда Бонинга в этой связи: «За пределами Италии много хороших певцов, но не так уж много выдающихся. Я же полагаю, что Суми Йо как раз принадлежит к числу выдающихся. Все, о чем бы вы ее не просили, немедленно ею подхватывается. Она очень умна, очень музыкальна, и обладает быстрой реакцией»...

Тембр певицы, быть может, несколько страдает от отсутствия фактора мгновенной узнаваемости, той уникальной вокальной индивидуальности «торговой марки», что проникает в уши слушателя. Слушая Йо, я вспоминаю о заводящих, атлетических «фиоритурных» пассажах Кристины Дойтеком (Deutekom) в начале ее карьеры, или Эдиты Груберовой и Натали Дессей. Йо близка к ним в плане подачи голоса и атаки, уступая в вокальной насыщенности, но превосходя в подвижности и закругленности. Йо, конечно, может петь и очень плавно, но во впечатляюще быстрых пассажах у нее присутствует ритмическая упругость и четкое стаккато, что в сочетании с точным интонированием будоражит публику, слушающую ее Царицу Ночи - роль, эффектность которой не умаляет даже несколько скромная тембровая палитра. Зная, что обладает юным по качеству звучания голосом, Суми любит добавлять в него дополнительные штрихи, как, скажем, тремоло в романтическую бродвейскую мелодию, или носовое пение в медленной драматической музыке. Ее естественная теплота хорошо ложится на немецкие «Lieder». Вне зависимости от контекста и наполнения музыки ее уникальная комбинация природной интенсивности с легкостью - это как раз то, что завораживает слушателя...

Для композитора-дирижера Стивена Меркюрио, который сотрудничает с Суми Йо в концертах, на оперных площадках и в студиях грамзаписи, ее голос - «очень, очень прозрачный, сфокусированный звук». Вспоминая спектакли «Риголетто», которыми он дирижировал в Детройте, маэстро подчеркивает, что в отличие от других певиц, которые требуют от дирижера следовать их собственной интерпретации Джильды, Суми была столь милой и коммуникабельной, что невольно думалось лишь о том, как бы ей всячески помочь: «О, Суми, тебе необходимо в этом месте чуть-чуть больше времени?”

Громкая слава Суми Йо началась в 1986 году, когда Караян выбрал ее на роль Оскара в предстоящей зальцбургской постановке и последующей грамзаписи «Бала-маскарада»*. На протяжении следующих двух лет она очень тесно сотрудничала с маэстро, училась всему, что он ей преподавал нового в ее профессии, подружилась с ним.

«Я его совсем не боялась», - вспоминает певица, - «Караян говорил, что я единственная, кто его совсем не боится. В первую же нашу встречу, я пыталась погладить его волосы, такими чудесными они мне показались, - как у ребенка. И я сказала: «Маэстро, можно мне?» Думаю, что он был весьма шокирован такой вольностью с моей стороны, но, тем не менее, позволил. А я сказала: «Знаете, у Вас такие прекрасные голубые глаза, каких я еще не встречала. Можно мне просто заглянуть в них поближе?» Он сказал мне, что я веду себя как его внучка. Знаете, ведь все дело в том, что буквально все его страшно боялись. Даже Доминго и Лео Нуччи, когда им что-нибудь надо было узнать, посылали меня к Маэстро с вопросами». Их общение стало немного натянутым, когда Суми посмела отклонить приглашение Караяна на запись «Нормы». «Я сказала Маэстро, - «Боже, ну как это возможно, ведь я не справлюсь с ролью!», но он меня уверял, что все будет отлично, с моей техникой я сделаю Норму прекрасно, и что я должна ему просто довериться».

Но Суми Йо имела достаточно мужества сказать ему «нет».

Второе «нет» прозвучало из ее уст, когда Суми отказалась спеть с Карло Бергонци в «Луизе Миллер». Будучи ее «кумиром с юных лет», тенор уверял Суми, что она обладает лирическим сопрано, и сможет справиться с партией Луизы. Когда же она окончательно отказалась от предложения, Бергонци был очень расстроен и уязвлен, и неделю с ней не разговаривал.

Так что, на фоне предыдущих примеров, ей было легче, например, отказаться от ангажемента в мюзикле «Мисс Сайгон», поскольку Суми считает, что жанры «легкой» музыки и музыкальной комедии, - это лишь побочные «заслуги», составляющие часть ее имиджа и помогающие промоушну певицы.

Среди ее пристрастий и вкусов такие различные личности, как Дорис Дэй и Мерилин Монро (она обожает фильмы 60-х и 70-х гг.). Это прекрасно уживается в ней с интерпретациями «Кадиша» Равеля (для этого она специально проходила пьесу с главным кантором римской синагоги), сюитой номеров из популярного на Бродвее мюзикла «Джекил и Хайд» (записанных на ее последнем диске «Только любовь»), разнообразный французский репертуар (включая «коронные» роли Олимпии и Лакме).

«Моя мечта спеть и даже записать Виолетту, но не сразу, а немного попозже. Не только в вокальном плане, но и в эмоциональном мне необходимо еще выждать два-три года, чтобы обрести личный опыт, стать немного больше женщиной, и меньше bambina, которой меня все еще частенько воспринимают.

Главное для меня то, что я не хочу всю свою жизнь петь только партии типа Царицы Ночи, Лючии или Джильды. Мне очень хочется иметь разнообразный выбор и максимально раскрыть все стороны своей личности».

Перевод с английского К.Городецкого.
По материалам журнала Opera News.

Примечание:
* Суми Йо родилась 22 ноября 1962 года в Сеуле. Здесь же она впервые выступила на оперной сцене в роли Сюзанны. Европейский дебют певицы состоялся в 1986 году в Триесте (Джильда). Среди лучших партий: Джильда, Лакме, Царица ночи, Олимпия, Лючия и др.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР РТ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В ФЕСТИВАЛЕ “ОПЕРА АПРИОРИ”

Выступление в Москве стало последним концертом в 48 сезоне. Фестиваль “Опера априори” проходит в Москве на сцене Большого зала консерватории, в его рамках были даны пять концертов с уникальными программами.

Это уже второй опыт совместной работы Суми Чо с оркестром Татарстана. В прошлом году она принимала участие в “Рахлинских сезонах”, которые проходят в Казани, и третий – с маэстро Сладковским, который дирижировал еще и московским ее концертом.

“Маэстро Караян называл ее голос ангельским. Голос Суми Чо, ее манера держаться на сцене, ее непосредственность на меня как на дирижера производят сильное впечатление. Каждая встреча с этой певицей доставляет мне огромную радость человеческого общения и музицирования”, – рассказал Александр Сладковский.

В программу “Голос сердца” вошли произведения Вивальди, Генделя, Сен-Санса, Бернстайна, Доницетти, Оффенбаха, Штрауса, Легара, Верди, Россини. Концерт продолжался более двух часов. Певица сполна компенсировала свой не очень удачный предыдущий московский концерт, когда она вышла на сцену простуженной. В этом году Суми Чо была в отличной форме и с легкостью преодолевала все сложные моменты программы. Публика была в восторге. Государственый симфонический оркестр Татарстана во главе со своим руководителем Александром Сладковским выступлением в Москве окончательно закрепил за собой статус одного из лучших коллективов страны. В этом году это уже третий концерт ГСО РТ на самой престижной сцене страны. Музыкантов долго не отпускали со сцены. На бис снова прозвучал полюбившийся публике “Стан Тамерлана”.

В завершение концерта Суми Чо вручила образовательные гранты молодым российским музыкантам. “Я счастлива, что я встретила в жизни блестящих педагогов. Это очень важно и ценно – иметь возможность заниматься у профессионалов и мастеров, поэтому я стараюсь участвовать в программах поддержки молодежи”, – отметила певица.

Выступление в Москве для оркестра стало последним в этом концертном сезоне. Музыканты уходят в отпуск, а в августе они приступят к репетициям фестиваля “Казанская осень”, который пройдет этом году с участием “Королевы барокко” Симоны Кермес, – сообщили в пресс-службе оркестра.

Суми Чо

Суми Чо (Jo Sumi) – корейская оперная певица, колоратурное сопрано. Самая известная оперная певица родом из Юго-восточной Азии.

Суми Чо (Jo Sumi) – корейская оперная певица, колоратурное сопраноСуми Чо родилась 22 ноября 1962 года в Сеуле, Южная Корея. Настоящее имя Суджон Чо (Jo Sugyeong). Её мать была певицей и пианистом-любителем, но не смогла получить профессионального музыкального образования в связи в политической ситуацией в Корее в 1950-х. Она была преисполнена решимости дать дочери хорошее музыкальное образование. Суми Чо начала занятия на фортепиано в 4 года и вокальное обучение с 6-летнего возраста, еще в детстве ей иногда приходилось проводить до восьми часов на занятиях музыкой.

В 1976 году Суми Чо поступила в сеульскую школу искусств (частная академия) “Сан Хва”, которую закончила в 1980 году с дипломами по специальностям вокал и фортепиано. В 1981-1983 годах продолжила своё музыкальное образование в Сеульском национальном университете. Во время учебы в университете состоялся первый профессиональный дебют Суми Чо, она выступила в нескольких концертах, организованных корейским телевидением, и исполнила партию Сюзанны в “Свадьбе Фигаро” в Сеульской опере. В 1983 году Чо решила оставить Сеульский университет и переехала в Италию для изучения музыки в старейшем музыкальном учебном заведении – Национальной академии Святой Чечилии в Риме, закончила её с отличием. Среди её итальянских учителей были Карло Бергонци и Джанелла Борелли. Во время учебы в академии Чо можно было часто услышать в концертах в разных итальянских городах, а также на радио и телевидении. Именно в это время Чо решила использовать имя “Суми” как свой сценический псевдоним, чтобы быть более понятной европейской аудитории. В 1985 году она закончила академию со специализацией по фортепиано и вокалу.

После академии она брала вокальные уроки у Элизабет Шварцкопф и выиграла несколько вокальных конкурсов в Сеуле, Неаполе, Барселоне, Претории и самый важный в 1986 году, международный конкурс в Вероне, в котором могли участвовать только победители других значимых муждународных конкурсов, так сказать, лучшие из лучших молодых певцов. Европейский оперный дебют Суми Чо состоялся в 1986 году в роли Джильды в “Риголетто”, в театре имени Джузеппе Верди в Триесте. Это выступление привлекло внимание Герберта фон Караяна, который пригласил её на роль пажа Оскара в опере “Бал-маскарад” с участием Пласидо Доминго, постановка которой прошла на Зальцбургском фестивале в 1987 году.
Следующие годы Суми Чо неуклонно шла к оперному Олимпу, постоянно расширяя географию своих выступлений и изменяя репертуар от небольших ролей до главных. В 1988 году Суми Чо дебютировала в Ла-Скала и в Баварской государственной опере, в 1989 – в Венской государственной опере и Метрополитен-опере, в 1990 – в Чикагской лирик опере и Ковент-Гардене. Суми Чо стала одной из самых востребованных сопрано современности и остаётся в этом статусе до сегодняшнего дня. Зрители любят её за светлый, теплый, гибкий голос, а также за оптимизм и светлый юмор на сцене и в жизни. Она легка и свободна на сцене, придавая каждому своему выступлению тонкие восточные узоры.

Суми Чо побывала во всех странах мира, где любят оперу, в том числе и несколько раз в России, последнее посещение было в 2008 году, когда они в дуэте с Дмитрием Хворостовским в рамках гастрольного турне объехали несколько стран. У неё плотный рабочий график, включающий оперные постановки, концертные программы, работу со звукозаписывающими компаниями. Дискография Суми Чо в настоящее время имеет более 50 записей, в том числе десять сольных альбомов и диски в стиле кроссовер. Наиболее известны два её альбома – в 1992 году она удостоена премии “Грэмми” в номинации “Лучшая оперная запись” за оперу Р.Вагнера “Женщина без тени” с Хильдегард Беренс, Жозе ван Дам, Джулией Варади, Пласидо Доминго, дирижёр Георг Шолти, и альбом с оперой “Бал-маскарад” Дж.Верди, получивший приз от Немецкого Граммофона.

Sumi Jo sings ‘Ave Maria’ by Caccini