Плесецкая кармен. Билеты в большой театр россии

Не секрет, что в Советском Союзе фильмы, в которых прослеживался намек на интим, безжалостно подвергались цензуре. Слишком короткая юбка, откровенное декольте или безнравственные поступки героини картины могли обернуться крахом не только для произведения, но и для исполнительницы роли. Кто они – первые женщины, заговорившие о недозволенном в кино, согласившиеся раздеться в кадре, и как сложилась их судьба? Редакция Woman"s Day решила это выяснить.

Татьяна Самойлова

Фото: кадр из фильма «Летят журавли»

В фильме 1957 года «Летят журавли», где красавица Татьяна Самойлова сыграла главную роль, не было откровенных сцен. Вызовом стала сама героиня – она изменила своему любимому! Режим воспринял картину негативно, сам Никита Хрущев назвал Веронику, чей образ воплотила Самойлова, шлюхой. Даже такой приз, как «Золотая пальмовая ветвь» на Каннском кинофестивале, не заставил критиков изменить мнение и замолчать. Татьяна Самойлова вернулась в Москву с триумфом, предложения от зарубежных режиссеров просто сыпались на звезду. Но советские чиновники запретили Самойловой сниматься в иностранных фильмах и навсегда разрушили мечту попасть в американский кинематограф. Вторым триумфом актрисы стала роль Анны Карениной в одноименной драме. Однако по непонятным причинам после успеха картины Татьяне более не предлагали главных ролей. Актриса так и не смогла раскрыть и продемонстрировать зрителям весь свой талант. Из жизни Самойлова ушла 4 мая 2014 года в день собственного рождения и 80-летнего юбилея.

Наталья Кустинская

Наталья появилась сначала в голубом купальнике...

Ее прозвали советской Брижит Бардо. Карьера Натальи пошла в гору практически сразу после окончания института кинематографии. В 1961 году актриса получила диплом, а в 1963 году в свет вышла картина «Три плюс два», в которой ослепительная блондинка предстала не в мешковатом, а в сексуальном купальнике. Французский журнал «Кандид» назвал Наталью одной из самых красивых актрис мира и отечественной Бардо.

А затем и в раздельном

Следующей громкой ролью стала комедия 1973 года «Иван Васильевич меняет профессию». Подружку режиссера Якина в исполнении Кустинской и ее крылатую фразу: «Алло, Галочка, ты сейчас умрешь! Якин бросил свою кикимору и уговорил меня лететь с ним в Гагры» знала вся страна. Казалось бы, русской Брижит обеспечены счастливая личная жизнь и главные роли у ведущих режиссеров, но, увы, судьба распорядилась иначе. Последний раз актриса снималась в кино в 1989 году, и ни один фильм не стал событием. Шесть неудачных браков, смерть единственного сына и внука отразились на здоровье и карьере звезды. 13 декабря 2012 года в возрасте 74 лет актриса ушла из жизни.

Фото: кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Майя Плисецкая

Великая балерина билась с режимом за балет «Кармен-сюита». В конце 1966 года в Москву приехал кубинский балетмейстер Альберто Алонсо. Майя, уже будучи признанной звездой, убедила министра культуры Екатерину Фурцеву пригласить Альберто для постановки балета «Кармен». Чиновница пошла навстречу, ведь такое сотрудничество поможет укрепить советско-кубинскую дружбу. Балет был поставлен в кротчайшие сроки, роль Кармен исполнила конечно же Плисецкая. Но даже ее талант не спас спектакль от критики. В нем усмотрели слишком много эротизма. Фурцева покинула театр, не дожидаясь окончания действа, а после вынесла свой вердикт: «Это большая неудача, товарищи. Спектакль сырой. Сплошная эротика». И речи не было, чтобы ехать с ним на гастроли. Но когда Плисецкой объявили о решении, балерина заявила: «Кармен умрет только вместе со мной».

Вернуть балет на сцену Плисецкой удалось только после обещания сократить все неугодные сцены. На карьеру Майи инцидент не повлиял, она была и осталась величайшей русской балериной.

Светлана Светличная

Фото: кадр из фильма «Бриллиантовая рука»

На счету актрисы десятки фильмов, но первой при упоминании ее имени приходит на ум именно комедия «Бриллиантовая рука». Знаменитую фразу соблазнительницы Анны Сергеевны «Не виноватая я, он сам пришел!» помнят все. Для 1968 года такая сексуально раскрепощенная роковая красотка в купальнике, как Светличная, любящий выпить главный герой, а еще проститутки – это был немыслимый коктейль в художественном фильме. Но тем не менее все сцены вошли в ленту благодаря режиссерскому трюку. Леонид Гайдай вставил в финал картины ядерный взрыв и заявил комиссии Госкино, что они могут вырезать все что угодно, но только не взрыв-катастрофу – это главная изюминка фильма. И хитрость сработала: сцены легкой эротики остались нетронутыми, поскольку главной задачей цензоров было убрать из картины ядерный «гриб». Светлану Светличную эта роль прославила.

Светлана Тома

Фото: кадр из фильма «Табор уходит в небо»

Еще одна актриса, которая не побоялась рискнуть. В фильме 1976 года «Табор уходит в небо» Светлана Тома сыграла цыганку Раду и в одной из сцен продемонстрировала обнаженную грудь. Мужская аудитория воспылала к Светлане преданной любовью. Кинематограф от актрисы тоже не отвернулся. Не смотря на такую откровенную по тем временам сцену, цензоры ее пропустили, а Светлана за следующее десятилетие получила работу еще в 20 фильмах.

Наталья Негода

Фото: кадр из фильма «Маленькая Вера»

Наталья Негода в 1988 году совершила настоящую сексуальную революцию. На экраны вышел драматический фильм «Маленькая Вера», в котором присутствовала интимная сцена. Такого зрители еще не видели! В картине Василия Пичула главная героиня не случайно или мельком обнажалась, она ходила по квартире в одних трусиках. За эту роль Наталья Негода была награждена премией «Ника» как лучшая актриса, призом за лучшую женскую роль на Международном кинофестивале 1988 года в Боготе, первым местом на Международном кинофестивале 1989 года в Женеве. Не удивительно, что самую смелую актрису СССР пригласили сняться в американском журнале Playboy, что она и сделала. Затем Негода продолжила карьеру в США, где снялась в комедии «Летние товарищи», сериале «Закон и порядок» и еще нескольких фильмах. В Россию актриса вернулась спустя 17 лет и особо не мелькала на экране.

Майя Михайловна Плисецкая (20 ноября 1925 года, Москва) – великая советская и российская артистка балета, хореограф, писатель.

Наиболее выдающиеся партии: Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Аврора в «Спящей красавице» Чайковского, Хозяйка медной горы в «Каменном цветке» Прокофьева, Раймонда в одноименном балете Глазунова.

Специально для Плисецкой кубинский балетмейстер Альберто Алонсо поставил балет «Кармен-сюита». Другими хореографами, создававшими для нее балеты, были Ролан Пёти и Морис Бежар.

Плисецкая и Щедрин проводили много времени за границей, где она работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета, а также Испанского национального балета в Мадриде.

В возрасте 65 лет она оставила творчество, покинув Большой театр в качестве солистки. На день своего 70-летия она дебютировала в специально написанном для нее номере Мориса Бежара под названием «Аве Мария».

Более пятнадцати лет она была председателем в ежегодных международных балетных соревнованиях, носящих имя «Майя».

Родиону Щедрину и Майе Плисецкой за выдающиеся заслуги в порядке исключения предоставлено гражданство Литовской Республики, где они нередко жили и занимались творчеством.

Сюита (от французского Suite – ряд, последовательность) – циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей, объединенных общим замыслом.

www.classic-online.ru (Щедрин. Кармен-сюита – слушать )

Кармен-сюита — одноактный балет хореографа Альберто Алонсо, поставленный на основе оперы «Кармен» Жоржа Бизе, оркестрованной специально для этой постановки композитором Родионом Щедриным. Либретто балета по мотивам новеллы Проспера Мериме написал его постановщик, Альберто Алонсо. В центре балета — трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Таким образом, история Кармен (в сравнении с литературным первоисточником и оперой Бизе) решена в символическом плане, что усилено единством места действия.
Ради постановки знаменитой "Кармен" Бизе-Щедрина из Кубы прибыл первый хореограф Плисецкой Альберто Алонсо.

"Плисецкая - это Кармен. Кармен - это Плисецкая". Однако немногие теперь догадываются, что главный балет Плисецкой родился волей случая. "Так карта легла, - вспоминала Майя Михайловна. Хотя об этой роли я мечтала всю жизнь". В далеком 1966 году она и предположить не могла, что найдет хореографа своей мечты среди зимы в "Лужниках" на вечере кубинского балета. После первых же тактов зажигательного фламенко Плисецкая с трудом могла удержаться в кресле и в антракте буквально ворвалась за кулисы. Все, что она могла произнести, завидев хореографа: "Вы поставите для меня "Кармен"?" "Я об этом мечтаю", - расплывшись в улыбке, ответил Альберто Алонсо. Постановка оказалась вызывающе новаторской, а главная героиня - чертовски сексуальной, но запретить спектакль балетмейстера с Острова свободы никто не решался - это значило поссориться с Фиделем Кастро. "Вы предательница балета, - бросила в лицо Плисецкой министр культуры Фурцева. - Ваша Кармен умрет!" "Кармен будет жить, пока жива я", - гордо ответила тогда Плисецкая.



Все движения Кармен-Плисецкой несли особый смысл, вызов, протест: и насмешливое движение плечом, и отставленное бедро, и резкий поворот головы, и пронизывающий взгляд исподлобья… Невозможно забыть, как Кармен Плисецкой — словно застывший сфинкс — смотрела на танец Тореадора, и вся её статичная поза передавала колоссальное внутреннее напряжение: она завораживала зрителей, приковывала к себе их внимание, невольно (или сознательно?) отвлекая от эффектного соло Тореадора.

Почти 40 лет спустя судьба выложила новый пасьянс. Директором балета Большого театра стал ее последний партнер по сцене Алексей Ратманский. И в день возобновления "Кармен" на главной сцене страны 18 ноября 2005 года Майя Плисецкая произнесла: "Я умру. Кармен останется".

История постановки

После премьерного спектакля в директорской ложе Фурцевой не оказалось, она покинула театр. Спектакль не был похож на «короткий „Дон Кихот“», как она того ожидала, и был сырым. Второй спектакль должен был пойти в «вечере одноактных балетов» («тройчатке»), 22 апреля, но был отменён:

«- Это большая неудача, товарищи. Спектакль сырой. Сплошная эротика. Музыка оперы изуродована… У меня большие сомнения, можно ли балет доработать» .

После доводов о том, что «придётся отменить банкет» и обещаний «сократить все шокирующие Вас эротические поддержки» , Фурцева сдалась и разрешила спектакль, который прошёл в Большом 132 раза и около двухсот по всему миру.

Музыка

Экранизация

Буенос-Айрес , Театр Колон () Свердловск , Екатеринбургский театр оперы и балета (13 мая и 7 февраля ) Душанбе () Тбилиси , театр оперы и балета им. Палиашвили ()

Отзывы критики

Все движения Кармен-Плисецкой несли особый смысл, вызов, протест: и насмешливое движение плечом, и отставленное бедро, и резкий поворот головы, и пронизывающий взгляд исподлобья… Невозможно забыть, как Кармен Плисецкой - словно застывший сфинкс - смотрела на танец Тореадора, и вся её статичная поза передавала колоссальное внутреннее напряжение: она завораживала зрителей, приковывала к себе их внимание, невольно (или сознательно?) отвлекая от эффектного соло Тореадора .

Новый Хозе очень молод. Но сам по себе возраст не является категорией художественной. И не допускает скидок на малоопытность. Годунов сыграл возраст в тонких психологических проявлениях. Его Хозе насторожен и недоверчив. От людей ждет беды. От жизни:- подвохов. Раним и самолюбив. Первый выход, первая поза - стоп-кадр, героически выдержанный лицом к лицу с залом. Живой портрет светловолосого и светлоглазого (в соответствии с портретом, созданным Мериме) Хозе. Крупные строгие черты. Взгляд волчонка - исподлобья. Выражение отчужденности. За маской угадываешь истинную человеческую суть - ранимость души, брошенной в Мир и миру враждебной. Портрет созерцаешь с интересом. И вот он ожил и «заговорил». Синкопированная «речь» воспринята Годуновым точно и органично. Недаром к дебюту его готовил талантливый танцовщик Азарий Плисецкий, прекрасно по собственному опыту знающий и партию, и весь балет. Отсюда - тщательно проработанные, заботливо отшлифованные детали, из которых слагается сценическая жизнь образа. .

Новая постановка в Мариинском театре

Спектакль возобновил хореограф-постановщик Виктор Барыкин , в прошлом солист балета Большого театра и исполнитель партии Хосе .

Первый состав исполнителей в Мариинском: Ирма Ниорадзе - Кармен , Илья Кузнецов - Хозе , Антон Корсаков - Тореадор

Алисия Алонсо в Москве

Версия Елизарьева

«Сюита представляет собой картины из жизни, а точнее - духовной судьбы Кармен. Условность балетного театра легко и естественно смещает их во времени, позволяя проследить не внешние бытовые события, а события внутренней духовной жизни героини. Нет, не обольстительница, не роковая женщина Кармен! Нас привлекает в этом образе духовная красота Кармен, цельность, бескомпромиссность её натуры». Дирижёр Ярослав Вощак

«Слушая эту музыку, я увидел свою Кармен, существенно отличающуюся от Кармен в других спектаклях. Для меня она не только незаурядная женщина, гордая и бескомпромиссная, и не только символ любви. Она - гимн любви, любви чистой, честной, жгучей, требовательной, любви колоссального полета чувств, на которые не способен ни один из встретившихся ей мужчин. Кармен не кукла, не красивая игрушка, не уличная девка, с которой многие не прочь бы позабавиться. Для неё любовь - суть жизни. Никто не смог оценить, понять её внутренний мир, скрытый за ослепительной красотой. Страстно полюбил Кармен Хозе. Любовь преобразила грубого, ограниченного солдата, открыла ему духовные радости, но для Кармен его объятия вскоре превращаются в цепи. Упоенный своим чувством, Хозе не пытается понять Кармен. Он начинает любить уже не Кармен, а свое чувство к ней… Она могла бы полюбить и Тореро, который не равнодушен к её красоте. Но Тореро - утонченно галантный, блистательный и бесстрашный - внутренне ленив, холоден, он не способен бороться за любовь. И естественно, такого, как он, не может любить требовательная и гордая Кармен. А без любви нет счастья в жизни, и Кармен принимает смерть от Хозе, чтобы не вступать на путь компромисса или одиночества вдвоем». Хореограф-постановщик Валентин Елизарьев

Источники

  1. сайт Ballet Nacional de Cuba «CARMEN» . Архивировано
  2. М.М.Плисецкая «Читая жизнь свою...» . - М .: «АСТ», «Астрель», . - 544 с. - ISBN 978-5-17-068256-0
  3. Умер Альберто Алонсо/ Майя Плисецкая для сайта Большого театра
  4. М.М.Плисецкая / А.Проскурин. Рисунки В.Шахмейстера. - М .: АО «Издательство Новости» при участии Росно-банка, . - С. 340. - 496 с. - 50 000 экз. - ISBN 5-7020-0903-7
  5. «Бизе – Щедрин - Кармен-Сюита. Транскрипции фрагментов оперы „Кармен“.» . Архивировано из первоисточника 10 марта 2012. Проверено 1 апреля 2011.
  6. В. А. Майниеце. Статья «Кармен-сюита» // Балет: энциклопедия. / Гл.ред. Ю. Н. Григорович. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - С. 240-241.
  7. Е. Николаев. Балеты «Игра в карты» и «Кармен-сюита» в Большом
  8. Е. Луцкая. Портрет в красном
  9. Одноактные балеты«Кармен-сюита. Шопениана. Карнавал» .(недоступная ссылка - история ) Проверено 1 апреля 2011. - сайт Мариинского театра
  10. «Кармен-сюита» в Мариинском театре . Архивировано из первоисточника 10 марта 2012. Проверено 1 апреля 2011. - Интернет-телеканал «Искусство ТВ», 2010
  11. А.Фирер «Алисия в стране балета» . - "Российская газета ", 04.08.2011, 00:08. - В. 169. - № 5545.
  12. Краткое содержание балета на сайте Национального академического Большого театра оперы и балета республики Беларусь