Презентация для классного часа «День славянской письменности и культуры. Презентация день славянской письменности и культуры Мероприятия ко дню славянской письменности презентации

"День славянской письменности и культуры " - это поздравления, подарки, открытки, картинки, стихи и сценарии празднования.

День славянской письменности и культуры отмечается в России 24 мая. Празднование этого дня приурочено ко дню памяти первоучителей славянских народов – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. В этот день во всех городах страны проводятся фестивали и концерты. Каждый год какой-нибудь город России становится хозяином праздника. В этой роли уже выступали города: Самара, Мурманск, Новгород, Кострома, Владимир, Смоленск, Ярославль, Белгород, Орел, Москва, Псков, Рязань, Калуга, Новосибирск, Воронеж.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентацию подготовила: учитель русского языка и литературы Куадже Ася Шумафовна

Кирилл и Мефодий с учениками. Фреска монастыря «Святой Наум», ныне в Республике Македонии Ученики Кирилла и Мефодия Константин Преславский, Горазд Охридский, Климент Охридский, Савва Охридский, Наум Охридский, Ангелярий Охридский, Лаврентий

День славянской письменности и культуры 24 мая День славянской письменности и культуры. Праздник установлен постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30.01.91 N 568-I "О Дне славянской письменности и культуры". Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия - создателей славянской письменности. 24 мая Церковь совершает память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Братья были православными монахами, славянскую азбуку создали в греческом монастыре. Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года. Новый алфавит получил название «кириллица» по имени византийца Константина, который, приняв монашество, стал Кириллом. А помогал ему в богоугодном деле образования славянских народов старший брат Мефодий.

Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита. Первые книги на кириллице также написаны уставом. Устав - это такое письмо, когда буквы пишутся прямо на одинаковом расстоянии друг от друга, без наклона - они как бы "уставлены" . Буквы строго геометричны, вертикальные линии, как правило, толще горизонтальных, промежутка между словами нет. Древнерусские рукописи IX - XIV веков написаны

С середины XIV столетия получил распространение полуустав, который был менее красив, чем устав зато позволял писать быстрее. Появился наклон в буквах, их геометричность не так заметна; перестало выдерживаться соотношение толстых и тонких линий; текст уже делился на слова.

В XV веке полуустав уступает место скорописи. Рукописи написанные "скорым обычаем", отличает связное написание соседних букв, размашистость письма. В скорописи каждая буква имела множество вариантов написания. С развитием скорости появляются признаки индивидуального почерка.

Древнейшая книга на Руси, написанная кириллицей, - Остромирово Евангелие - 1057 года. Это Евангелие хранится в Санкт-Петербурге, в библиотеке Российской Академии наук.

Стихотворение о Кирилле и Мефодии Славим Русь нашу святую! По великим именам Православную, родную нашим мыслям и сердцам, Как прошла ты сквозь тревогу, сквозь безграмотность, вражду? Вразумил тебя Мефодий с Константином на молву! Выходцами из Солуни Русь была восхвалена Почитали, как родную, излагая письмена, Прародители Софии воцарились на Земле И от мая к маю славим ваши имена везде. Памятник мы изваяли в вашу честь уже в Москве И бессмертьем начертали Ваши лики на холсте! Кирилл и Мефодий - два брата единых, прошедших свой доблестный путь, Нашедших в славянах духовную силу и православья приют! (Кривобороденко Владимир, г.Орел)

Почитание Почитаются как святые и на Востоке, и на Западе. В русском православии дни памяти святых: Кирилла - 14 февраля (27 февраля по новому стилю), Мефодия - 6 апреля (дни преставления). Праздник в честь Кирилла и Мефодия - государственный праздник в России (с 1991 года), Болгарии, Чехии, Словакии и Республике Македонии. В России, Болгарии и Республике Македонии праздник отмечается 24 мая; в России и Болгарии он носит имя День славянской культуры и письменности, в Македонии - День Святых Кирилла и Мефодия. В Чехии и Словакии праздник отмечается 5 июля.

Самара Севастополь (открыт в 2008 г.)

У празднования нет какого-то раз и навсегда утвержденного сценария. Типичными мероприятиями за 20 лет проведения Дней в России стали научные симпозиумы или конференции, посвященные проблемам культуры, цивилизации, славянского мира, а так же концерты, встречи с писателями и поэтами в парках, садах, библиотеках, домах культуры и тематические показы художественных фильмов, и выставки, конкурсы и фестивали. Дни славянской письменности и культуры включают в себя так же божественные литургии, Крестные ходы, детские паломнические миссии по монастырям России.

wordgame.64g.ru › meta/meta1s.htm ru.wikipedia.org › wiki / Кирилл _ и _ Мефодий images.yandex.ru › азбука кирилла и мефодия Источники

Предварительный просмотр:

Урок – беседа «Откуда есть пошла славянская письменность»

(К Дню славянской письменности и культуры)

ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия»

Разработку подготовила:

Учитель русского языка и литературы

Куадже Ася Шумафовна

Цель : активизировать интерес учащихся к славянской письменности; создать условия для демонстрации знаний и умений в области славянской письменности.

Тип урока : урок закрепления ранее изученного материала.

Вид урока : урок – беседа.

Ход урока .

  1. Вводная часть .

Я люблю свой родной язык.

Он понятен для всех,

Он певуч.

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Хочешь – песни, гимны пиши,

Хочешь – выскажешь боль души.

Будто плоть земная, живуч.

Изучайте родной язык!

В нем былинное волшебство

И надежд людских торжество.

Он и в книгах живой родник.

Постигайте, как жизнь, его.

А. Яшин

  • Этим стихотворением мы открываем урок, посвященный Дню славянской письменности и культуры .
  • Сегодня мы еще раз убедимся в том, что « нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (К.Г.Паустовский)
  1. Наш урок будет проходить в творческой мастерской – «История языка».
  • Дорогие знатоки и любители русского языка!
  • Мы с вами совершим увлекательное путешествие по страницам славянской письменности и поговорим об истории языка. (Слайд 1)
  1. Слово учителя (24 мая во всех странах, где живут славяне, празднуют День славянской письменности и культуры - в приложении).
  2. Историческая справка.
  • О славянской письменности - сообщение учащегося (в приложении – слайды 5,6,7).
  • Cвятые Кирилл и Мефодий – сообщение (в приложении – слайд 2)
  • Новый алфавит получил название « кириллица » по монашескому имени Константина – сообщение (в приложении).
  • Алфавит и азбука Кирилла и Мефодия (Кириллица) – в приложении (Слайд 4)
  1. О празднике славянской письменности (в приложении).

У празднования нет какого-то раз и навсегда утвержденного сценария. Типичными мероприятиями за 20 лет проведения Дней в России стали научные симпозиумы или конференции, посвященные проблемам культуры, цивилизации, славянского мира, а так же концерты, встречи с писателями и поэтами в парках, садах, библиотеках, домах культуры и тематические показы художественных фильмов, и выставки, конкурсы и фестивали.

Дни славянской письменности и культуры включают в себя так же божественные литургии, Крестные ходы, детские паломнические миссии по монастырям России.

(Слайды 11 – 14).

  • Заключительное слово.

Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Русский язык – один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся более тысячелетия, давший в 19 веке лучшую в мире литературу и поэзию.

  • Кривобороденко Владимир написал стихотворение о Кирилле и Мефодии (В приложении ) Слайд 10.

Использованный материал . wordgame.64g.ru›meta/meta1s.htm, ru.wikipedia.org›wiki/Кирилл_и_Мефодий, images yandex.ru›азбука Кирилла и Мефодия (Слайд 15).



Ежегодно 24 мая во всех славянских странах отмечают День славянской письменности и культуры

и торжественно прославляют создателей

славянской письменности

святых Кирилла и Мефодия - учителей словенских.


Впервые День славянской письменности

в современной России отмечался в 1986 году. Ежегодно адрес праздника менялся:

в 1986 году это был Мурманск, в 1987 году – Вологда, в 1988 году – Новгород, в 1989 году – Киев, в 1990 году – Минск…

Праздник многолик и разнообразен.

Он обращает людей

не только к истокам письменности,

но и будит творческое начало, повышает гражданскую активность, пробуждает национальное самосознание.

Праздник 24 мая далеко превосходит рамки культуры родственных славянских народов, имеет широкий общественный резонанс, демонстрирует нашу духовную близость к древнерусской культуре и выражает огромную созидательную потребность

в осознании любви к своему народу, к своей Родине.


В 2013 году мир

отметил 1150 лет

со времени возникновения славянской письменности –

в городе Плиске, тогдашней столице Болгарии, солунские братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита.


Сегодня россияне отмечают особый праздник –

праздник родного слова, славянской культуры и христианского просвещения.

которые стали первыми просветителями Руси.


Этот день стал отмечаться в России

со второй половины 19 века, но по некоторым

причинам был предан забвению.

Лишь с 1991 г. указом Президента Российской Федераци

и ему был присвоен статус государственного праздника, что свидетельствует о его огромной значимости.


История создания азбуки

Новый алфавит получил название «кириллица»

по имени одного из братьев, Константина, который, приняв монашество, стал Кириллом.

А помогал ему в богоугодном деле образования славянских народов старший брат Мефодий.

Кирилл, который с малых лет проявил большие способности и в совершенстве постиг все науки своего времени, а также изучил многие языки, на основе греческой создал славянскую азбуку. Он существенно изменил греческую азбуку, чтобы более точно передать славянскую звуковую систему.


Были созданы две азбуки - глаголица и кириллица.

Кроме того, братья-греки перевели на славянский язык Евангелие, Апостол и Псалтырь. День памяти этих святых как День славянской письменности и культуры начали праздновать в Болгарии еще в 19 веке, а затем эта традиция перешла и в другие страны: Россию, Украину, Белоруссию, Молдову. В настоящее время этому празднику посвящаются научные форумы, проводятся фестивали, выставки, книжные ярмарки, поэтические чтения, смотры художественной самодеятельности, концерты и другие разнообразные культурные мероприятия.

Кстати, за вклад святых Кирилла и Мефодия

в культуру Европы Папа Иоанн Павел II в 1980 году объявил их покровителями Старого континента.


День памяти первоучителей славянских народов – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия


История праздника

  • 1986 г. – возрождение праздника
  • 1991 г. – утвержден как государственный праздник
  • Каждый год какой-нибудь город России становится хозяином праздника
  • Во всех городах проводятся фестивали, концерты


Славянские азбуки: кириллица и глаголица

Глаголица

Кириллица

В 893 г. появилась кириллица, которая со временем вытеснила глаголицу во всех славянских странах

Кирилл и Мефодий "переложили" звуки славянского языка

на пергамент

с помощью

той глаголицы.

Начертания букв

не сохранились

Церковно-славянский алфавит

Русский алфавит





Древнейшая книга на Руси, написанная кириллицей, -

Остромирово Евангелие - 1057 г.

Во времена Петра Великого были внесены изменения

в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены

из алфавита. Новый алфавит стал беднее по содержанию,

но проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название " гражданский ". В 1918 году была проведена

новая реформа алфавита, и кириллица потеряла

ещё четыре буквы: ять, и(I), ижицу, фиту.


«Букварь в лицах»

Кариона Истомина


Карион Истомин – известный издатель, педагог, переводчик, общественный деятель XVII века. Образование получил в Славяно-греко-латинской академии. На Московском Печатном Дворе работал писцом, чтецом (корректором), справщиком (редактором) и, наконец, издателем. Преподавал греческий и латинский языки в типографской школе. Был придворным поэтом и учителем детей царской фамилии, как Симеон Полоцкий. Для обучения царских детей (в том числе и юного Петра I) создал несколько учебных книг, сохранившихся в рукописях, в том числе «Грамматику малую». Но главная его заслуга заключается в создании «Букваря в лицах», т.е. лицевого (иллюстрированного) букваря, работа над которым продолжалась в течение нескольких лет.


Сначала был подготовлен рукописный экземпляр, расписанный золотом и красками, который составитель поднес в 1692 году матери Петра I, царице Наталии Кирилловне, для ееёвнука, царевича Алексея. Другой экземпляр рукописного букваря получили двоюродные сестры царевича, малолетние дочери царя Иоанна Алексеевича.

Одновременно шла работа по подготовке к изданию «Букваря» для более широкого его распространения. Но для издания типографским способом «Букварь» представлял определенные трудности, так как был богато иллюстрирован. Для исполнения своего замысла К. Истомин привлёк известного гравера – печатника Леонтия Бунина, специалиста по гравированию

на медных пластинках. Ему принадлежал стан для печатания гравюр с медных досок. В то время такого стана не было даже

в старейшем центре российского книгопечатания –

в Московском Печатном Дворе.


Печатное издание «Букваря» вышло в 1694 году

в Московском Печатном Дворе тиражом

106 экземпляров.

Букварь имеет 44 листа и открывается фронтисписом, на котором дан текст в фигурной рамке, поясняющий содержание и назначение книги.



Всего в нём более

400 рисунков. Заканчивается каждая страница стихами,

в которых также называются предметы

на нужную букву.

Например, стихи

на букву «К».


так как тексты книг вместе

с иллюстрациями, помимо обучения чтению, расширяли

кругозор учащихся.

Данный «Букварь» представляет большой интерес еще и потому, что его составитель использовал принцип наглядности обучения вслед за чешским педагогом Яном Амосом Коменским,

с произведениями которого был знаком. В этом «Букваре»,

в отличие от предыдущих (например, от азбуки И.Федорова), отсутствуют слогосочетания.


Подобные приёмы только через

сто с лишним лет, в XIX веке, были использованы в русских букварях. Одновременно с обучением чтению ребёнок обучался письму. Учащимся предлагаются различные начертания печатных и строчных букв. Копируя образцы письма, учащиеся лучше усваивали материал. Из церковных текстов в «Букварь» включены краткие молитвы. Укажем и ещё одно несомненное достоинство

« Букваря» К. Истомина, которое отражает прогрессивное мировоззрение составителя, – букварь предназначен для обучения мальчиков и девочек –

« имущим учитися отрокам и отроковицам мужем и женам писати».


Ценность «Букваря» состоит ещё и в типографском его исполнении. Издание было значительным шагом вперёд в развитии книгопечатания,

в распространении русской гравюры на металле.

Таким образом, на пороге XVIII века был создан новый учебник, отражающий педагогические идеи русского просветителя, новые тенденции русского искусства XVII века, западноевропейские художественные веяния и энциклопедические представления русского человека XVII века. Издание, безусловно, является памятником книжной культуры, показывает уровень развития образования и педагогической мысли и является предтечей развития просвещения в XVIII веке.


И будет славить Русь родная Святых апостолов славян, И, сладким звуком их имён Свои молитвы оглашая, Из века в век, из рода в род Она их память соблюдёт!


Дни славянской письменности и культуры Дни славянской письменности и культуры государственные и общественные организации, совместно с Русской Православной церковью, стали проводить с 1991 года в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР Дни Славянской Письменности


У празднования нет какого-то раз и навсегда утвержденного сценария. Типичными мероприятиями проведения Дней в России стали научные симпозиумы или конференции, посвященные проблемам культуры, цивилизации, славянского мира, а так же концерты, встречи с писателями и поэтами в парках, садах, библиотеках, домах культуры и тематические показы художественных фильмов, и выставки, конкурсы и фестивали. У празднования нет какого-то раз и навсегда утвержденного сценария. Типичными мероприятиями проведения Дней в России стали научные симпозиумы или конференции, посвященные проблемам культуры, цивилизации, славянского мира, а так же концерты, встречи с писателями и поэтами в парках, садах, библиотеках, домах культуры и тематические показы художественных фильмов, и выставки, конкурсы и фестивали.


История ν ρχ ν Λόγος, κα Λόγος ν πρ ς τ ν Θεόν, κα Θε ς ν Λόγος. ν ρχ ν Λόγος, κα Λόγος ν πρ ς τ ν Θεόν, κα Θε ς ν Λόγος. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный - речь. И.А. Бунин)


На первый взгляд может показаться, что история развития письменности у славян имеет весьма отдаленную связь с историей славян. На деле это не так. Наоборот, правильно подойти к пониманию истории славян можно, лишь выяснив основные этапы письменности у них. В самом деле: для написания действительной истории необходимо использовать не только исторические хроники, грамоты, различные документы, но и отдельные, даже отрывочные записи на камнях, металлических предметах, глиняных сосудах и т. д. Уже одна находка предмета со славянской надписью часто доказывает, что в месте ее обнаружения жили славяне или, самое, малое, что жители этой местности были в общении со славянами.


Зарождение славянской письменности Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма. Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.


Виды письменности Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.


В истории развития славянской письменности мы можем различать три этапа и три разных группы. Эти три группы следующие: 1) руны, или "руница", 2) "глаголица" и 3) "кириллица" и "латинница", основанные на греческом или латинском письме До принятия крещения на Руси использовалась так называемая велесовица, имевшая сто сорок семь букв! Название это дано уже в 20 веке, по имени бога Велеса. Именно этой древнейшей русской азбукой и была написана знаменитая "Велесова книга". Велесова книга - уникальный памятник древнеславянской письменности IX в. н. э. Была вырезана на деревянных дощечках славянскими волхвами-кудесниками. Охватывает двухтысячелетнюю историю миграций славяно-ариев из Семиречья к Днепру (XI в. до н.э. - IX в. н.э.), отражает их религиозно-философское мировоззрение, а также взаимоотношения со многими другими народами Европы и Азии. Велесова книга впервые переведена на русский язык ритмической прозой - строка в строку с древним текстом, который сопровождается необходимыми пояснениями и комментариями


БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ- письма и документы XI-XV вв. на березовой коре, открытые раскопками древнерусских городов. Первые берестяные грамоты найдены в Новгороде в 1951 году археологической экспедицией под руководством А. В. Арциховского. Буквы процарапывались острой костяной или металлической палочкой (также найдены при раскопках) на специально подготовленной березовой коре. Новгородское название берестяной грамоты берёсто. Большинство берестяных грамот частные письма, в которых затрагиваются бытовые и хозяйственные вопросы, содержатся поручения, описываются конфликты, некоторые грамоты шуточного содержания.




Азбука Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Читая по- старославянски, мы произносим слова так, как они написаны. Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне(украинцы, белорусы, русские).


Кирилл и Мефодий Славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Кирилл (около) и его старший брат Мефодий (около) родились в г. Фессалоники в семье военачальника. Кирилл получил образование при дворе византийского императора Михаила III в Константинополе. Кирилл хорошо знал славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский языки. Отказавшись от предложенной ему императором адмиральской карьеры, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал философию.




Мефодий рано поступил на военную службу. 10 лет был управителем одной из населённых славянами областей. Затем удалился в монастырь. В 60-х гг., отказавшись от сана архиепископа, стал игуменом монастыря Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря.Перед отъездом в Моравию Кирилл создал славянскую азбуку и с помощью Мефодия перевёл с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг (избранные чтения из Евангелия, апостольские послания, псалтырь и др.) В 866 (или 867) Кирилл и Мефодий по вызову римского папы Николая I направились в Рим. Папа Адриан II в специальном послании разрешил им распространение славянских книг и славянского богослужения. После приезда в Рим Кирилл тяжело заболел и умер. Мефодий был посвящен в сан архиепископа Моравии и Паннонии.


Своей деятельностью Кирилл и Мефодий заложили основу славянской письменности и литературы. Эта деятельность была продолжена в южнославянских странах учениками Кирилла и Мефодия, изгнанными из Моравии в 866г. С 1991 года в нашей стране 24 мая официально отмечается День славянской письменности и культуры как день святых равноапостольных Мефодия и Кирилла (Константина). Создатели славянской азбуки были канонизированы Православной церковью и почитались на Руси как великие гражданские мужи, запечатленные в памятниках и исторических мемориалах. Возрождение праздника славянской письменности и культуры


Мировые традиции праздника В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 года о ежегодном проведении Дней славянской письменности и культуры с 1991 года государственные и общественные организации, совместно с Русской Православной Церковью, стали проводить Дни славянской письменности и культуры. В период празднования в Успенском соборе Кремля, во всех храмах России совершается божественная литургия, крестные ходы, в Москве у памятника святым Кириллу и Мефодию - молебен, детские паломнические миссии по монастырям России, научно-практические конференции, выставки икон, графики.


Слава вам, братья, славян просветители, Церкви славянской святые отцы, Слава вам, правды Христовой учители, Слава вам, грамоты нашей творцы! Будьте ж славянству звеном единения, Братья святые Мефодий, Кирилл, Да осенит его дух примирения Вашей молитвой пред Господом сил! Слава вам, братья, славян просветители, Церкви славянской святые отцы, Слава вам, правды Христовой учители, Слава вам, грамоты нашей творцы!


Глаголица Глаголица существовала самое малое за 200 лет до Кирилла. Несомненно одно: глаголица на века древнее кириллицы. Именно поэтому на старинных пергаментах (палимпсестах) всегда кириллица перекрывает глаголицу. Несомненно одно: глаголица на века древнее кириллицы. Именно поэтому на старинных пергаментах (палимпсестах) всегда кириллица перекрывает глаголицу. По мнению подавляющего большинства исследователей, «глаголица» древнее «кириллицы» Зародилась глаголица, по- видимому, на Адриатическом побережье Балканского полуострова, где она в отмирающем виде существует и теперь.


Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита. Первые книги на кириллице также написаны уставом. Устав это такое письмо, когда буквы пишутся прямо на одинаковом расстоянии друг от друга, без наклона - они как бы "уставлены". Буквы строго геометричны, вертикальные линии, как правило, толще горизонтальных, промежутка между словами нет. Древнерусские рукописи IX - XIV веков написаны уставом. С середины XIV столетия получил распространение полуустав, который был менее красив, чем устав зато позволял писать быстрее. Появился наклон в буквах, их геометричность не так заметна; перестало выдерживаться соотношение толстых и тонких линий; текст уже делился на слова.




Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо - укъ фъретъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти! Совокупность приведенных выше фраз и составляет азбучное Послание: Я знаю буквы: Письмо – это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убежденно – Знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы Сущего свет постичь!


Книги Древней Руси Книги Древней Руси Искусно предки книги украшали Камнями, позолотой и эмалью. И словно драгоценные венцы, Евангелия старинные сияли. В обителях послушники-писцы Старательно умелою рукой Строку вели усердно за строкой. Письма славянского узорчатая вязь Орнаментом цветочным оплелась. А силуэты лесных зверей и птиц Цветами, травами и стеблями вились.


Повесть Временных Лет Летописи – исторические сочинения, в которых события излагаются по погодичному принципу, т.е. о событиях, произошедших в течение одного года и начинаются словами «В лето такое-то…» («лето» в древнерусском языке означает «год»). древнерусская летопись, созданная в 1110-х. Самый ранний дошедший до нашего времени список Повести временных лет относится к 14 в. Он получил название Лаврентьевская летопись по имени переписчика, монаха Лаврентия, и был составлен в Повесть временных лет – первая летопись, текст которой дошел до нас почти в первоначальном виде. Название Повесть временных лет переводится как Повесть минувших лет. Основные события – войны, основание храмов и монастырей, кончина князей и митрополитов – глав Русской церкви. Летописец не истолковывает события, не ищет их причины, а просто описывает их.


Остромирово Евангелие Остромирово Евангелие самая древняя древнерусская рукописная книга. Была переписана по заказу именитого новгородского посадника Остромира и украшена переплетом-окладом с драгоценными камнями. Работа над рукописью была начата 21 октября 1056 года и закончена 12 мая 1057 года. ИЗ ПЕРВОГО ИЗБОРНИКА СВЯТОСЛАВА 1073 г. ИЗ ПЕРВОГО ИЗБОРНИКА СВЯТОСЛАВА 1073 г. Рукопись




Огромный интерес вызывает «Апостол», изданный во Львове в 1574 году типографией Ивана Федорова, с именем которого связано книгопечатание на Украине. Среди научных изданий 16 столетия имел огромное значение «Лексикон словеноросъкий и имен толкование»,созданный знаменитым учеником, поэтом, гравером, типографом Памвою Бернидою. Знаменательным событием в культурной жизни был выход «Синопсиса» Инокентия Гизеля (1674 год)-сборника повестей отечественной истории с древнейших времен до 70 годов 17 столетия. Эта книга переиздавалась более 30 раз и более чем 100 лет была учебным пособием.


В России полный список рукописной (на славянском языке) Библии был собран впервые в 1499 г. новгородским архиепископом Геннадием, но он был почти никому не известен. До этого, то есть с 10 в. до 15 в., были в ходу лишь отдельные книги древнеславянской Библии, переведенной с латинского в 884 г. БИБЛИЯ или СВЯЩЕННЫЯ КНИГИ ВЕТХАГО И НОВАГО ЗАВЕТА русскiй переводъ исполненный СВЯТЕЙШИМЪ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИМЪ СИНОДОМЪ Съ 230 рисунками ГУСТАВА ДОРЕ


Язык и письменность являются едва ли не самыми важными культуро- образующими факторами. Если у народа отнять право или возможность говорить на родном языке, то это будет самым тяжким ударом по его родной культуре. Если у человека отнять книги на родном языке, то он лишится самых важных сокровищ своей культуры. Язык и письменность являются едва ли не самыми важными культуро- образующими факторами. Если у народа отнять право или возможность говорить на родном языке, то это будет самым тяжким ударом по его родной культуре. Если у человека отнять книги на родном языке, то он лишится самых важных сокровищ своей культуры. Язык, великолепный наш язык, Речное ли, степное в нем раздолье, В нем клекоты орла и вечный рык, Напев, и звон, и ладан богомолья. В нем воркованье голубя весной, Взлет жаворонка к солнцу - выше, выше, Березовая роща. Свет сквозной, Небесный дождь, просыпанный Константин Бальмонт (1925) Константин Бальмонт (1925)

День славянской письменности и культуры.

Цель:

Раскрыть значение праздника «День славянской письменности и культуры»

Задачи:

1.Прививать детям любовь к родному слову, русскому языку, отечественной истории.

2.Познакомить учащихся с истоками создания славянской азбуки.

3.Воспитать уважение к создателям кириллицы, национальной гордости за язык.

КРАСНЫМ ЦВЕТОМ В СКОБКАХ УКАЗАНЫ НОМЕРА СЛАЙДОВ ПРЕЗЕНТАЦИИ. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ СЛАЙДОВ ПО ЩЕЛЧКУ.

Материалы к празднику

«День славянской письменности и культуры»(1)

Дети читают стихотворение

По широкой Руси нашей матушке

Колокольный звон (2) разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,(3)

Братьев славных равноапостольных

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Все народы, что пишут кириллицей,(4)

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

1-й ребенок-чтец

(5) Русоволосые и сероглазые

Лицом все светлые и сердцем славные

Древляне, русичи, поляне

Скажите, кто вы?

Все хором

Мы – славяне!

2-й ребенок-чтец

(6) Своею статью все пригожие

Все разные и непохожие

Зовётесь ныне вы россияне;

Издревле, кто вы?

Все хором

Мы – славяне!

3-й ребенок-чтец

(7) Мы любим песни наши вольные,

Цветы, березы белоствольные,

Зовемся Любы, Оли, Ани,

Сережи, Коли.

Все хором

Мы – славяне!

Ведущий ( со свитком в руках ):

(8) Гой вы славные наши гостюшки, разлюбезные милые детушки! Расскажу я вам о Святой Руси, о далеких временах, вам неведомых.

Жили-были тогда добрые молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки и премудрые строгие батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить; умели и холсты ткать, узорами их вышивать.

Вот только грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились в славянских странах два просветителя – братья мудрые, Кирилл с Мефодием.(9) И придумали они буквы, а из них составили азбуку.

Дети рассказывают о Кирилле и Мефодии и об истории создания славянской азбуки.

1-й ребенок

В Греции, в городе Солуни, жили два брата. Отец у них был военачальником, по национальности он был грек, а мать была славянкой. У греков была своя азбука и книги, а у славян не было.

Младший брат – Кирилл – мечтал: «Когда вырасту, придумаю славянам буквы».

Он был лучшим учеником в школе и, когда вырос, не забыл свою мечту.

2-й ребенок

Кирилл, выучил много языков. Дали ему прозвище «Философ».(10) Но от славы и богатства он ушел в монастырь, стал монахом. Там, в тишине, вместе с братом Мефодием они составили азбуку.

1-й и 2-й ребенок вместе

(11) Много потрудились братья для создания славянской азбуки!

1-й ребенок

Братья старались сделать буквы азбуки красивыми, чтобы руке было не трудно их писать. Этими буквами потом были записаны слова многих мудрых книг. Как создателя славянской письменности святого Кирилла обычно изображают со свитком азбуки в руках.(12)

Ведущий

(13) Посмотрите на свиток с буквами славянской азбуки. Вот какие красивые эти буквы!

Каждая буква в славянской азбуке особенная. Буквы отражают дух народа: мудрость, силу и красоту. Глубокий смысл заложен уже в названии каждой славянской буквы. Сейчас мы это узнаем.

Выходят дети с шапочками-буквицами на голове.

Буква «Аз»

(14) Здравствуйте! Я – буква Аз. Я азбуке начало.

По имени первой буквы азбуки начала грамоты (да и начала любого дела) назывались «азами». В старину говорили «С познания азов начинается мудрость».

Буква «Буки»

(15) А меня зовут – буква Буки. В народе говорят: «Сначала аз да буки, потом и науки».

Буква «Веди»

(16) Моё имя – буква Веди. Я всё знаю, всё ведаю.

Ведущий

А знаешь ли ты, буква Веди, о том, что наша речь похожа на сад? В этом саду растут красивые цветы: это умные, добрые слова? Пусть сейчас наши дети назовут какие-нибудь добрые слова?

Дети (называют добрые слова)

« Мама», «папа», «солнце», «прости», «спасибо», «Родина», «свет», «книга», «радуга»…

Ведущий

Давайте задумаемся о смысле некоторых слов. Например, что означают слова: (17)

«Здравствуйте»?

Пожелание здоровья, здравия.

«Спасибо»?

– «Спаси Бог».

«Благодарю»?

Дарить все блага.

«Милосердие»?

Милое, доброе сердце.

Ведущий

Изменится ли что-то в мире, если люди будут чаще говорить добрые, святые слова?

Дети (дают ответы)

Люди станут больше улыбаться, радоваться.

Мир станет добрее.

Люди станут добрее и чище…

Ведущий

Вы сумели назвать добрые слова и даже объяснить смысл некоторых слов. Как важно, чтобы в нашей жизни мы старались не только говорить, но и выполнять то, к чему призывают нас эти слова – стараться жить просто и с любовью.

А теперь отгадайте загадки.

На странице букваря 33 богатыря.

Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей.(18)

(Буквы)

Русскую азбуку можно назвать младшей сестрой азбуки славянской.

Не дерево, а листочками,

Не рубашка, а сшита.

(Книга) (19)

1-й Ребенок-рассказчик

(20) Книги пришли на Русь с принятием христианства, в Х веке.

В Киевской Руси сразу же возникли школы, где обучали чтению, письму и «искусству книжному».

2-й ребенок-рассказчик

(21) Азбуку учили долго. Учитель произносил название каждой буквы, а все дети хором громко повторяли за ним. Даже пословица сложилась: « Азбуку учат, на всю избу кричат».

3-й ребенок-рассказчик

Бумаги тогда ещё не было. Писать учились на берестяной коре – бересте. Острым костяным или металлическим стерженьком – писалом на бересте процарапывали буквы. Для этого надо было приложить усилие. О том, что письмо дело не простое сложилась на Руси поговорка:

«Мнится: писание – легкое дело; но пишут два перста, а болит все тело».

4-й ребенок-рассказчик

(22) Немного позже, когда появилась бумага, писали ученики в школах гусиными перьями, которые макали в чернила.

Вот какой чудной в начале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали

Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины

Назывался «перочинный».

Очиняли им перо,

Если не было остро.

А сможет ли кто-то сегодня отгадать загадку, которую придумали, в древнерусской школе:

«Пять волов одной сохой пашут»? (23)

Ведущий

Когда ученик в старинной школе уже знал буквы, он начинал учиться читать по книгам.

К книгам на Руси относились бережно, с почтением и аккуратностью.

Ребенок-чтец

(25) Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

Так из летописей старых

Знали дети москвичей

О литовцах, о татарах

И о родине своей.

Ведущий

Хотите послушать, как красиво звучал славянский язык?

Ведущий или кто-то из взрослых читает фрагмент текста на славянском языке.

Ведущий

Славянский язык стал основой русского языка. Но и сам славянский язык живёт и сегодня. На славянском языке поются песнопения и совершается служба в православных храмах.

Иногда говорят, что славянский язык устарел и стал непонятен современному человеку. Но это не совсем так, надо только прислушаться к его звучанию!..

Величественно и торжественно звучат слова на славянском языке.

1-й ребенок-рассказчик

(26) А я слышал, что про книги в старину говорили: «Прочитал от доски до доски» . Как это?

2-й ребенок-рассказчик

Издавна на Руси, чтобы книгу сохранить, обложку для нее делали из досок. Доски обтягивали кожей; закрывая книгу, обложку стягивали металлическими застежками. Такая книга долго могла послужить. А прочитать такую книгу «от доски до доски», значит – прочитать от начала до конца, от первой деревянной створки обложки до второй.

3-й ребенок-рассказчик

(27) В старинной русской школе существовала традиция – когда ученик заканчивал какую-то часть обучения: выучивал буквы, прочитывал свою первую книгу, но приносил учителю в благодарность за науку горшок каши.

После уроков все ученики вместе с учителем ели эту кашу.

1-й ребенок-рассказчик

С тех давних пор «однокашниками» стали называть тех, кто учился вместе, а значит, ел одну кашу по окончании учения.

Дети дарят учителю горшок сваренной родителями каши со словами благодарности за учение.

Ведущий

Смотрите-ка, к нам пришли ещё несколько буквиц славянской азбуки.

Буква «Глаголь»

(28) Здравствуйте! Я буква Глаголь.

Глаголить – значит «говорить», «молвить». Существует поговорка: «Слово молвишь – не воротишь».

Ведущий

Значит, чтобы сказать, надо сначала подумать. Сейчас наши ребята подумают и расскажут нам пословицы о грамоте и учебе.(29)

Дети

Сначала аз да буки, потом и науки.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Азбука – к мудрости ступенька.

Что написано пером, не вырубишь топором.

(30) - Кто хочет много знать, тому меньше надо спать.

Красна птица пером, а человек умом.

Грамоте учиться – всегда пригодиться.

Век живи – век учись.

Ведущий

Буква «глаголь» учит нас быть мудрыми, владеть своим словом.

Буква «Добро»

(31) Добрый день! Меня зовут – буква Добро. Про добро тоже много пословиц сложил русский народ.

Дети

(32) - Час в добре пробудешь – всё горе забудешь?

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

В ком добра нет, в том и правды мало.

Добро не лихо – ходит в мире тихо.

Ведущий

(33) А вот ещё славянские буквы, у них свои особенные имена: «Есть», «Жизнь», «Земля»…

Если назвать поочередно первые буквицы славянской азбуки получатся слова со смыслом:

Дети

Аз Буквы Ведаю Глагол

Добра Есть Жизнь Земли

Ведущий

(34) А вот ещё буквы: «Люди» и «Рцы».

Буква «Рцы»

Здравствуйте, я Буква «Рцы». Недаром я собой горжусь, ведь я начало слова «Русь»

Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь ребята,

Значит, будет жить она.

Дети поют песню о Родине.

Ведущий

Спасибо вам, буквы, что учите нас мудрости, красоте и доброте. (35) Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию, что подарили они нам славянскую азбуку.

В современной русской азбуке – 33 буквы, а со старинного свитка славянской азбуки на нас смотрят 44 буквы-сестрицы.

Ребенок-чтец

(36) Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям.

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!