Психологическая характеристика на подростка. Примерные характеристики учеников начальных классов

Психологический портрет – это качественная текстовая интерпретация характеристики человека.

Она содержит описание внутреннего склада личности и может предположить варианты поведения человека при определенных обстоятельствах.

Профессия и психопортрет

Личность человека, его внутренние качества и особенности характера влияют на выбор профессии, отношение к работе и коллегам, успешность в выбранном деле.

Правильно составленный психологический портрет поможет:

  • определиться с направлением деятельности
  • установить шанс занять высокий пост
  • вычислить потенциальных зачинщиков конфликтов
  • разделить работников на группы, основываясь на сильных и слабых сторонах характера.
  • В зависимости от способности подстраиваться под обстоятельства, можно выделить такие типы личности:

    1. Ориентированные на настоящее, с высокой степенью адаптации. Такие люди хорошо принимают решения.
    2. Ориентированные на прошлое. соблюдающие рамки, уважающие права и обязанности. Это идеальные исполнители.
    3. Ориентированные на будущее. проявляющие неадекватность в различных ситуациях. Такая характеристика отличает генераторов идей.

    Индивидуальность человека в психологическом портрете

    Сколько людей, столько и личностей, ведь каждый человек – индивидуальность.

    Движущая сила развития индивидуальности, ее программирующие свойства:

    1. Направленность – мотивация поведения и деятельности.
    2. Интеллект – способность человека оценить ситуацию, принять решение, контролировать свое поведение.
    3. Самосознание – сюда входит самооценка (заниженная, адекватная, завышенная) – отношение к себе и своим действиям самоконтроль – способность контролировать свое поведение, эмоции.

    Существуют еще и базовые свойства личности: темперамент, характер, способности.

    Из чего он состоит

    Психологический портрет состоит из нескольких направлений – интеллекта, самосознания, базовых свойств личности.

    Что делать при шизоидном типе личности? Читай далее.

    Темперамент

    Это совокупность таких особенностей психики человека, как интенсивность протекания психических процессов, их ритм и темп. Это фундамент личности, основанный на биологических процессах, протекающих в организме, и принципе наследственности.

    Типы темперамента:

    1. Сангвиник – сильный, уравновешенный тип нервной системы. Эти люди хорошо справляются с нагрузками психического и эмоционального типа. Адекватны в чувствах и действиях. Легко приспосабливаются к обстоятельствам. Им характерна высокая социальная активность и гибкость поведения.
    2. Холерик –характерно неумение правильно распределять силы (многие дела не доводятся до конца). Эти люди отличаются повышенной эмоциональностью, любовью к переменам, мечтательностью.
    3. Флегматик – спокойные, уравновешенные, даже инертные люди. Их сложно вывести из равновесия, но и успокаиваются они долго. Очень вялая реакция даже на сильные потрясения.
    4. Меланхолик – слабая нервная система. Эти люди не выносят высоких нагрузок, склонны быстро утомляться, очень ранимы и чувствительны. Ярко выражена эмоциональная нестабильность. Тонко чувствуют других людей и изменения в окружающем мире.

    Характер

    Это набор особенностей личности, которые складываются, а потом проявляются в общении, работе и обуславливают способы поведения.

    Эти черты могут относиться к:

  • труду (инициативность, лень, настойчивость)
  • людям (общительность, замкнутость, грубость, презрение)
  • себе (гордость, самокритичность, скромность, тщеславие, эгоизм)
  • вещам (щедрость, аккуратность, скупость).
  • Способности

    Это индивидуальные свойства человека, являющиеся условиями его успешности в определенном направлении деятельности. Могут быть общими (способность хорошо учиться) или специальными (узконаправленные особенности).

    Направленность

    Психопортрет составляется в соответствии с движущей направленностью личности на те или иные формы познания мира.

    Интеллектуальность

    Многие данные психопортрета зависят как от уровня IQ, так и от общего интеллектуального уровня личности.

    Эмоциональность

    Эмоциональность – непроизвольная реакция на внешние раздражители. Чем более эмоционален человек, тем выше проявляется его уровень тревожности.

    Волевые качества

    Волевые качества–стрессоустойчивость, умение бороться с трудностями. Даже внушительный багаж знаний не поможет слабому и безвольному человеку реализовать себя в полной мере.

    Коммуникабельность

    Коммуникабельность – умение человека общаться с окружающими. Каждый человек, независимо от своего возраста и статуса должен уметь найти общую нить в разговоре, уметь находить позитивную направленность для изучения окружающего мира.

    Способность к совместной работе

    Из последнего качества вытекает способность человека к совместной работе – умение работать в коллективе, прислушиваться к чужому мнению, подстраиваться под окружающих.

    Как сделать предложение любимой девушке дома? Узнай в статье отличный способ.

    А ты знаешь, каковы причины послеродовой депрессии? Читай статью.

    Как составить портрет своей личности

    Примеров написания психологического портрета личности может быть много. Лучше всего с этой задачей поможет справиться опытный психолог. Можно попробовать сделать это самому. Сейчас Интернет забит примерами тестов на определение личности.

    Прежде чем начать писать свой портрет, необходимо определиться, какие свойства (базовые или программирующие) мы стараемся определить.

    Типы тестов выбираются в зависимости от того, как глубоко мы хотим уйти в изучение собственной личности.

    Это может быть интервью (в случае самостоятельной работы – опросник), анализ почерка, тесты на невербальное общение, рисунки и логические загадки.

    Правильное построение психологического портрета личности (своего или окружающих) поможет в работе и личной жизни, избавит от траты времени на ненужные дела и неподходящих людей.

    Видео: Психологический портрет по подчерку

    Психические свойства личности

    Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие каждую человеческую личность . её интересы и склонности, её способности, её темперамент и характер.

    Нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность .

    Говоря о психических свойствах личности, мы имеем в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её . Всякому человеку случается забыть что-нибудь но не для всякого человека забывчивость является характерной чертой. Всякий человек переживал когда-нибудь раздражённое настроение, но раздражительность характерна лишь для некоторых людей.

    Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней. Психические свойства человека - его способности, его характер, его интересы и склонности - вырабатываются, формируются в ходе жизни . Это - особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает . Пока человек живет, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется.

    Никакая психическая особенность не может быть врожденной . Человек не рождается на свет, уже имея какие-нибудь определенные способности или черты характера. Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма . некоторые особенности нервной системы, органов чувств и - что особенно важно - мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми, называются задатками . Задатки имеют важное значение в процессе формирования индивидуальности человека, но они никогда не предопределяют её, т.е. не являются единственным и главным условием, от которого эта индивидуальность зависит. Задатки, с точки зрения развития психических особенностей человека, многозначны, т.е. на основе каких-либо определенных задатков могут выработаться различные психические свойства в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.

    И.П.Павловым установлено, что существуют значительные индивидуальные различия типов нервной системы . или, что то же самое, типов высшей нервной деятельности . Тем самым вопрос о природных предпосылках индивидуальных различий, так называемых задатках, получил в работах И.П.Павлова свою подлинную научную основу.

    Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга по следующим трем признакам:

    1) сила основных нервных процессов - возбуждения и торможения этот признак характеризует работоспособность клеток коры

    2) равновесие между возбуждением и торможением

    3) подвижность этих процессов, т.е. способность их быстро сменять друг друга.

    Это основные свойства нервной системы. Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга различным сочетанием, комбинированием этих свойств.

    < Тип высшей нервной деятельности есть основная характеристика индивидуальных особенностей нервной системы данного человека.

    Являясь врожденной особенностью, тип высшей нервной деятельности не остается, однако, неизменным. Он изменяется под влиянием условий жизни и деятельности человека, под влиянием постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов (Павлов ). И это потому, - пояснял он, - что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее её свойство - высочайшая пластичность. Пластичность нервной системы . т.е. способность её изменять свои свойства под влиянием внешних условий, является причиной того, что свойства нервной системы, определяющие её тип, - сила, равновесие и подвижность нервных процессов - не остаются неизменными на протяжении жизни человека.

    Таким образом, следует различать врожденный тип высшей нервной деятельности и тип высшей нервной деятельности, сложившийся в результате условий жизни и, в первую очередь, воспитания.

    Индивидуальность человека - его характер, его интересы и способности - всегда в той или иной мере отражает его биографию . тот жизненный путь . который он прошел. В преодолении трудностей формируются и закаляются воля и характер, в занятиях определенной деятельностью развиваются соответствующие интересы и способности. Но так как личный жизненный путь человека зависит от общественных условий, в которых человек живет, то и возможность формирования у него тех или других психических свойств зависит от этих общественных условий . Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант, - писали Маркс и Энгельс, - это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей. Только социалистический строй создает условия для полного и всестороннего развития личности. И действительно, такого огромного расцвета талантов и дарований, как в Советском Союзе, не бывало еще ни в одной стране и ни в одну эпоху.

    Центральное значение для формирования индивидуальности человека, его интересов и склонностей, его характера имеет мировоззрение . т.е. система взглядов на все окружающие человека явления природы и общества. Но мировоззрение всякого отдельного человека является отражением в его индивидуальном сознании общественного мировоззрения, общественных идей, теорий, взглядов.

    Никогда еще история человечества не видела такого массового героизма, таких подвигов мужества, такой беззаветной любви к родине, как у советских людей в дни Великой Отечественной войны и в дни мирного труда. Решающим условием для развития всех этих качеств явилось мировоззрение партии Ленина-Сталина, в духе которого росло, воспитывалось и развивалось сознание передового советского человека.

    Сознание человека является продуктом общественных условий. Напомним слова Маркса, которые мы приводили ранее. . Сознание с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди.

    Однако общественные идеи и теории бывают различные. Есть старые идеи и теории, отжившие свой век и служащие интересам отживающих сил общества. Бывают новые, передовые идеи и теории, служащие интересам передовых сил общества (Сталин ). Усвоение человеком передового мировоззрения, передовых взглядов и идей не осуществляется автоматически, само собой. Прежде всего оно требует умения отличать эти передовые взгляды от старых, отживших взглядов, которые тянут человека назад и препятствуют полноценному развитию его личности. А кроме того, недостаточно простого знания передовых идей и взглядов. Нужно, чтобы они были глубоко пережиты человеком, стали его убеждениями . от которых зависят мотивы его действий и поступков.

    Обусловленные личным жизненным путем человека, его убеждения в свою очередь влияют на ход этого пути, направляя поступки человека, его образ жизни и деятельности.

    В детском возрасте решающее значение для формирования психических особенностей человека имеют воспитание и обучение . По мере того как формируется человеческая личность, все большее значение приобретает самовоспитание . т.е. сознательная работа человека над выработкой своего мировоззрения и своих убеждений, над формированием в себе желательных психических свойств и искоренением нежелательных. Всякий человек в значительной мере является сам творцом своей индивидуальности.

    Интересы и склонности

    Первое, что характеризует с психической стороны человека, - это его интересы и склонности . в которых выражается направленность личности .

    Сам факт направленности нашего сознания в данный момент на какой-нибудь определенный предмет называется, как мы уже знаем, вниманием. Под интересами же мы разумеем такое отношение к предмету, которое создает тенденцию по преимуществу обращать внимание на него . Если мы, характеризуя человека, отмечаем у него интерес к театру, то под этим мы разумеем, что он стремится возможно чаще бывать в театре, читает книги о театре, не пропускает в газетах сообщений, заметок и статей, касающихся театра, что, участвуя в разговоре или слушая радиопередачи, он обращает внимание на все, так или иначе относящееся к театру, что, наконец, мысли его часто направлены к театру.

    Между понятиями интерес и склонность имеется некоторое различие. Под интересом разумеется направленность на определенный предмет . под склонностью же - направленность на занятие определенной деятельностью . Интерес - это тенденция к ознакомлению с каким-нибудь предметом, к изучению его, стремление воспринимать его, думать о нем. Склонность - это тенденция заниматься какой-нибудь определенной деятельностью.

    Часто интерес к предмету бывает связан со склонностью к соответствующей деятельности. Интерес к шахматам почти всегда возникает вместе со склонностью играть в шахматы. Но интерес может существовать независимо от склонности. Далеко не все люди, интересующиеся театром, имеют склонность к театральной деятельности. Можно иметь живой и устойчивый интерес к истории и никакой склонности к деятельности историка.

    В основе возникновения интересов и склонностей лежат потребности. Однако не всякая потребность порождает устойчивый интерес, характеризующий направленность человека. Потребность в пище является одной из основных потребностей всякого человека. Когда эта потребность не находит достаточного удовлетворения, т.е. когда человек голоден, у него возникает интерес к еде его помыслы сосредоточиваются на еде. Но такой интерес имеет временный характер и проходит, как только человек насытился в нем не выражается устойчивая направленность данного человека, он не является характерной чертой личности.

    Интересы являются важнейшей побудительной силой к приобретению знаний, к расширению кругозора человека, к обогащению содержания его психической жизни. Отсутствие интересов или бедность, незначительность их делают жизнь человека серой и бессодержательной. Для такого человека самое характерное переживание - скука. Он постоянно нуждается в том, чтобы что-нибудь внешнее развлекало, забавляло его. Предоставленный самому себе, такой человек неизбежно начинает скучать, потому что нет такого предмета, такого дела, которое само по себе, независимо от внешней развлекательности, привлекало бы его, заполняло бы его мысли, зажигало бы его чувства. Человек с богатыми и глубокими интересами не знает скуки.

    Характеризуя направленность человека, мы прежде всего обращаем внимание на содержательность и широту его интересов .

    Если направленность человека ограничена одним лишь изолированным интересом, не имеющим опоры ни в мировоззрении, ни в подлинной любви к жизни во всем богатстве ее проявлений, то как бы ни был значителен сам по себе предмет этого интереса, невозможно ни нормальное развитие, ни полноценная жизнь личности.

    Полноценное развитие личности предполагает большую широту интересов, без которой невозможно богатое содержание душевной жизни. Поражающее нас обилие знаний, отличающее многих выдающихся людей, имеет в основе своей такую широту интересов.

    Когда дочери попросили Маркса указать его любимое изречение, он написал старинную латинскую поговорку: Ничто человеческое мне не чуждо.

    А.М.Горький в своих беседах с молодыми литераторами неустанно призывал к расширению круга интересов и знаний. В мире нашем, - говорил он, - не существует ничего, что не было бы поучительно. Недавно, - рассказывал Горький, - один начинающий литератор написал мне: Я вовсе не должен знать все, да и никто не знает всего. Полагаю, что из этого литератора не выработается ничего путного. Человек, который еще в молодые годы ставит пределы своим интересам и своей любознательности, который заранее говорит себе: Я вовсе не должен знать все, - такой человек, по мнению Горького, не может достигнуть ничего значительного.

    Широта интересов не исключает, однако, наличия какого-либо одного главного, центрального интереса . Мало того, разнообразие интересов только в том случае является ценным качеством личности, если эти интересы объединены некоторым основным жизненным стержнем.

    В тех же ответах своим дочерям, где Маркс в качестве своего любимого изречения написал призыв к безграничной отзывчивости на все человеческие интересы, он назвал своей отличительной чертой единство цели. И действительно, вся жизнь его была направлена к достижению единой цели - освобождению рабочего класса.

    М.И.Калинин, говоря о жизненном пути И.В.Сталина, отмечал единую линию всей жизни и деятельности великого вождя: Семнадцатилетний юноша поставил задачей своей жизни освобождение угнетенных от цепей капитализма, от всех видов угнетения. И этой идее он отдался без остатка. Вся его дальнейшая жизнь была подчинена этой идее, и только ей. Величайшим образцом сознательной целеустремленности могут служить слова И.В.Сталина: Если бы каждый шаг в моей работе по возвышению рабочего класса и укреплению социалистического государства этого класса не был направлен на то, чтобы укреплять и улучшать положение рабочего класса, то я считал бы свою жизнь бесцельной.

    Единство жизненной цели, находящее свое выражение в центральном жизненном интересе, составляет тот стержень, вокруг которого группируются все прочие интересы человека.

    Интересоваться надо всем - по крайней мере, многим, - но чем-нибудь одним особенно. Суворов может служить примером человека с исключительно широким кругом интересов, подчиненных, однако, одному резко выраженному центральному интересу. С самих ранних лет обнаружились у него интерес и склонность к военному делу, превратившиеся в подлинную страсть. Подростком, находясь еще в деревне, в отцовском доме, он подчинил всю свою жизнь подготовке к военной деятельности прочел все доступные ему книги по военной истории и технике, проводил большую часть времени в решении тактических задач, приучал свой организм к перенесению тягот и лишений боевой жизни. И в течение всей жизни, целиком посвященной военной работе, Суворов никогда не упускал случая обогатить свои познания в любой из военных специальностей в 60 лет он специально занялся изучением морского дела и сдал экзамен мичмана.

    Но наряду с этим Суворов интересовался буквально всеми областями знаний, все свободное время до старости читал и учился и в результате этого был одним из образованнейших людей своего времени. Он хорошо знал математику, географию, философию, историю. Много времени уделял он изучению языков. Он знал языки: немецкий, французский, итальянский, польский, финский, турецкий, арабский, персидский. Особенно большое место в кругу его интересов занимала художественная литература. Он не только постоянно читал произведения лучших писателей и внимательно следил за текущей литературой, но и сам писал стихи. Исключительная широта интересов и безграничная любознательность принадлежали к числу самых характерных черт великого русского полководца.

    Не менее важное значение имеет устойчивость интересов. Бывают люди, интересующиеся самыми разнообразными предметами, но ненадолго, один интерес быстро сменяется у них другим. У некоторых людей эти скоропроходящие интересы являются очень сильными и эмоционально захватывающими таких людей называют обычно людьми увлекающимися. Становясь постоянной и характерной чертой человека, непостоянство и неустойчивость интересов превращаются в недостаток. Человек, не способный иметь устойчивые интересы, не может достичь значительного успеха ни в какой сфере деятельности.

    У интересов имеется еще одна особенность - это их действенность . или сила .

    Интерес может иметь пассивный характер, выражаясь лишь в том, что человек охотно останавливает свое внимание на каком-нибудь предмете, если предмет попадает в поле его зрения. Такого рода интерес достаточен для того, чтобы ученик внимательно слушал на уроке рассказ учителя и охотно, даже с удовольствием готовил урок по данному предмету, но он не может побудить ученика активно, по собственной инициативе искать источники для расширения знаний в данной области. Крайняя степень пассивности интереса выражается в том, что человек по отношению к интересующему его предмету ограничивается одними намерениями заняться им: обязательно надо будет начать читать исторические книги, хорошо было бы сходить в музей. У некоторых людей такого рода намерения остаются навсегда нереализованными, несмотря на отсутствие каких бы то ни было внешних препятствий.

    В отличие от этого подлинно действенный интерес побуждает человека активно искать удовлетворения и становится сильнейшим мотивом деятельности. Движимый таким интересом человек может преодолеть всякие препятствия и идти на любые жертвы.

    Интерес к военному делу, достигший у Суворова исключительной действенной силы еще в детские годы, победил и физическую слабость организма, и категорическое нежелание отца готовить мальчика к военной службе, и отсутствие какой бы то ни было помощи в изучении военного искусства. Жизнь Ломоносова представляет собой сплошной подвиг, главной движущей силой которого были необычайной силы интерес и любовь к науке.

    Способности и одаренность

    Способностями называют такие психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

    Способностью мы называем, например, наблюдательность, которая имеет большое значение в деятельности писателя, ученого, педагога. Способностями мы называем зрительную память, имеющую прямое отношение к работе художника-живописца эмоциональную память и эмоциональное воображение, играющее большую роль в творчестве писателя техническое воображение, необходимое в деятельности инженера или техника музыкальный слух. Способностями мы можем назвать те качества ума, которые составляют условие успешного выполнения многих видов деятельности.

    Совокупность тех задатков, которые составляют природную предпосылку развития способностей, называется одаренностью.

    Важнейшее значение среди задатков имеют те признаки, которые лежат в основе различия типов высшей нервной деятельности: сила, равновесие и подвижность процессов возбуждения и торможения. Поэтому одаренность человека теснейшим образом связана с его врожденным типом высшей нервной деятельности.

    Однако, как указывалось ранее, врожденный тип нервной деятельности не остается неизменным, а в ходе жизни развивается, меняется, вследствие чего нужно различать врожденный тип высшей нервной деятельности и тип высшей нервной деятельности, сложившийся в условиях жизни. Свойства нервных процессов, характеризующие сложившийся в результате развития тип нервной деятельности, имеют важнейшее значение для понимания физиологической основы способностей . От силы, равновесия и подвижности процессов возбуждения и торможения зависит быстрота и прочность образования разного рода систем временных связей. Следовательно, эти свойства нервных процессов имеют важнейшее значение для успешности выполнения человеком той или иной деятельности.

    Успешность выполнения человеком какой-либо деятельности зависит не только от его способностей. Прежде всего и больше всего она зависит от наличия у него соответствующих знаний, умений, навыков, т.е. от того, какие выработаны у него системы временных связей. Отсюда ясно значение обучения для пригодности человека к занятию тем или иным делом.

    Но и сами способности . как сказано выше, хотя и зависят от природных задатков, являются всегда результатом развития . Развитие способностей осуществляется в процессе той самой деятельности, для которой эти способности необходимы, и прежде всего в процессе обучения этой деятельности. В процессе обучения, во-первых, вырабатываются новые системы временных связей, т.е. образуются новые знания, умения, навыки во-вторых, совершенствуются основные свойства нервных процессов, т.е. развиваются соответствующие способности. При этом второй процесс - развитие способностей - происходит значительно медленнее, чем первый - образование знаний и умений.

    Одним из характерных признаков хороших задатков к развитию какой-нибудь способности является раннее и притом самостоятельное, т.е. не требующее специальных педагогических мероприятий, проявление этой способности. Известно, что некоторые дети задолго до начала систематического обучения рисованию или музыке обращают на себя внимание своими способностями к этим предметам. Так, например, у Римского-Корсакова музыкальный слух ярко проявился уже к четырем годам. Способности к изобразительной деятельности начали проявляться у Репина, Сурикова, Серова в возрасте 3-4 лет.

    В таких случаях часто говорят о врожденных, или природных, способностях. Однако и в этих случаях врожденными могут быть только задатки, т.е. некоторые анатомо-физиологические особенности, благоприятствующие развитию способностей. Даже и самые способные в музыкальном отношении дети должны научиться правильно петь или узнавать мелодии даже и самые одаренные к рисованию дети должны научиться рисовать. Особенность этих детей заключается лишь в том, что процесс этого научения происходит у них в столь раннем возрасте, так быстро и легко, в большинстве случаев в ходе игры, что ускользает от внимания родителей и педагогов.

    Однако далеко не всегда можно наблюдать столь раннее проявление способностей и одаренности. Очень часто они впервые начинают проявляться сравнительно поздно, но в дальнейшем достигают исключительно высокого развития. В этих случаях развитие способностей становится возможным только в результате планомерного изучения данной деятельности и систематического занятия ею. Поэтому отсутствие раннего проявления какой-нибудь способности никогда не должно служить основанием для заключения об отсутствии задатков для этой способности достоверно судить об одаренности можно лишь по результатам обучения.

    Не следует смешивать одаренность к какой-нибудь деятельности с мастерством в этой деятельности. Одаренность есть природные предпосылки способностей мастерство же есть совокупность знаний, умений и навыков, т.е. сложнейших систем временных связей, возникающих в мозгу в ходе жизни как результат обучения в широком смысле слова. И способности - это не то же самое, что знание, умение, навыки. О многих начинающих писателях можно сказать, что они обнаруживают большие способности, но о них еще нельзя сказать, что они обладают большим писательским мастерством.

    Проводя различие между одаренностью, способностями и мастерством, мы должны в то же время подчеркнуть теснейшую связь между ними. От одаренности зависит развитие способностей и вместе с тем легкость и быстрота приобретения мастерства. Приобретение мастерства в свою очередь содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие необходимых знаний и умений тормозит развитие соответствующих способностей.

    Никакая отдельная способность не может обеспечить успешное выполнение деятельности. Одна только наблюдательность, как бы она ни была совершенна, или одно лишь эмоциональное воображение, как бы сильно оно ни было, не делают еще хорошего писателя. Наличие самого прекрасного музыкального слуха не говорит еще о том, что обладатель его может стать хорошим музыкантом, так же как наличие одного лишь технического воображения не говорит еще о том, что человек может стать хорошим инженером-конструктором. Успешность выполнения любой деятельности зависит всегда от целого ряда способностей . Так, например, для работы писателя первостепенное значение имеют и наблюдательность, и образная память, и целый ряд качеств ума, и способности, связанные с письменной речью, и способность к сильному сосредоточению внимания, и целый ряд других способностей.

    То своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает возможность творческого выполнения какой-либо деятельности, называется талантом к данной деятельности.

    Если наличие одной ярко выраженной способности еще не говорит о высокой одаренности в данной области, то и слабость какой-либо одной способности никогда не может быть основанием, чтобы признать себя непригодным для данной деятельности. Можно сделаться большим писателем, имея в юности плохую словесную память, или большим художником, имея плохую зрительную память. Если другие способности, требующиеся для данной деятельности, достаточно ярко выражены, то человек получает возможность много и относительно успешно заниматься этой деятельностью, а этим создаются благоприятные условия и для развития отстающей способности. В результате она может выровняться настолько, что не останется никаких следов первоначальной ее слабости.

    Очень сильная, действенная и устойчивая склонность к какому-нибудь делу, склонность, становящаяся подлинной любовью к этому делу, обычно говорит о наличии способностей, связанных с этим делом. В то же время такая любовь к делу сама является важнейшим фактором развития таланта. Талант развивается из чувства любви к делу, - писал Горький, - возможно даже, что талант - в сущности его - и есть только любовь к делу, к процессу работы. Эти слова не надо, конечно, понимать в буквальном смысле - талант включает в себя многое другое, кроме любви к делу, - но в них выражена очень глубокая и верная мысль. При отсутствии некоторого основного ядра способностей большая, страстная любовь к делу и не может возникнуть, а если она возникла, человек всегда сумеет победить свои слабые стороны - подогнать отстающие способности и добиться полноценного развития своего таланта.

    Очень поучительна с этой стороны биография величайшего из ораторов древности, Демосфена.

    В юном возрасте ему довелось услышать выступление одного выдающего оратора. Он был потрясен тем, какое огромное воздействие на людей может оказывать искусство красноречия, и решил во что бы то ни стало добиться в нем успеха. После тщательной подготовки под руководством лучших учителей он сделал попытки выступать публично, но потерпел полную неудачу и был осмеян народом. Он понял, что неудача эта совершенно законна и что он имеет ряд недопустимых для оратора недостатков: слабый голос, неправильное произношение, короткое дыхание, заставляющее его делать частые паузы, нарушающие смысл фраз, неловкость движений, запутанное построение речи и т.д. Для большинства людей этого было бы достаточно, чтобы признать себя неспособным к ораторской деятельности и отказаться от первоначальных намерений. Иначе поступил Демосфен. С беспримерной энергией и упорством принялся он за преодоление своих недостатков. Чтобы усилить свой голос и добиться более глубокого дыхания, он упражнялся в произнесении длинных речей на бегу или при восхождении на гору. Чтобы устранить недостатки произношения, он брал в рот мелкие камешки и добивался того, чтобы и при этом условии речь его была чистой и внятной. Он устроил себе специальное подземелье, в котором наедине и подолгу мог заниматься упражнениями в ораторском деле. Иногда он оставался в этом подземелье по два-три месяца чтобы не позволить себе выйти оттуда, он сбривал волосы с половины головы, придавая себе такой вид, который не давал возможности показаться на людях.

    Страстная любовь к делу, вера в свой талант и исключительная сила воли дали возможность Демосфену преодолеть недостаточность целого ряда важнейших способностей. Имя его окружено славой одного из величайших ораторов всех времен.

    Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность очень широкой компенсации одних свойств другими, так что недостающая способность может быть в очень широких пределах замещена другими, высоко развитыми у данного человека. Иначе говоря, в основе одинаково успешного выполнения одной и той же деятельности могут лежать совершенно различные сочетания способностей. Это обстоятельство открывает действительно беспредельные возможности развития человека.

    Ярким примером может служить жизнь слепоглухонемой Ольги Скороходовой. Она лишилась зрения и слуха в том возрасте, когда это приводит к таким же последствиям, как и врожденная слепоглухота: она потеряла и речь. Таким образом, она была лишена не только основных путей восприятия внешнего мира, но и нормальных способов общения с людьми. Дальнейшая жизнь Скороходовой является замечательным примером того, какие условия для беспредельного развития талантов и способностей созданы у нас, в Советском Союзе. Спустя несколько лет после потери ею зрения и слуха она была помещена в специальную клинику она не только научилась говорить, читать и писать, но и стала высокоразвитым человеком, активной комсомолкой, ведущей общественную работу. Мало того, Скороходова проявила себя как поэт и как научный работник. Перу Скороходовой принадлежит одна научная книга, представляющая выдающийся интерес, ряд очерков и стихотворений.

    У Скороходовой имеются несомненные литературные способности при отсутствии таких, казалось бы, необходимых предпосылок для этого, как зрение и слух. Литературные способности Оли Скороходовой высоко ценил Горький, в течение нескольких лет переписывавшийся с ней. Вот отрывки из стихотворения Скороходовой, в котором она отвечает на вопрос о том, как возможно писать стихи тому, кто не видит и не слышит:

    Думают иные - те, кто звуки слышат,

    Те, кто видят солнце, звезды и луну:

    Как она без зренья красоту опишет,

    Как поймет без слуха звуки и весну!?

    Я услышу запах и росы прохладу,

    Легкий шелест листьев пальцами ловлю,

    Утопая в сумрак, я пройду по саду,

    И мечтать готова, и сказать люблю.

    А мечтой привольной мир я облечу.

    Каждый ли из зрячих красоту опишет,

    Улыбнется ль ясно яркому лучу?

    Не имею слуха, не имею зренья,

    Но имею больше - чувств живых простор:

    Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем

    Я соткала жизни красочный узор.

    Замечательное развитие литературных способностей Скороходовой является следствием, с одной стороны, той заботы о человеке, которую проявляет партия и Советское правительство, а с другой стороны, неустанной работы над собой самой Скороходовой и ее страстной любви к поэзии. Поэзия - душа моя, - пишет она в одной из своих статей. Страстная любовь к делу и неустанный труд дали возможность Скороходовой возместить отсутствующие у нее способности другими и добиться полноценного развития своей одаренности.

    Из всего сказанного следует, что недостаток одной какой-либо частной способности никогда не должен останавливать человека, если склонности, интересы и другие способности серьезно побуждают его заняться данной деятельностью.

    Разбирая вопрос о творческой деятельности, мы видели, что творчество - это всегда большой и напряженный труд. Но чем одареннее, чем талантливее человек, тем больше творчества вносит он в свой труд и тем, следовательно, напряженнее должен быть этот труд. Поэтому следует решительно отвергнуть возникший в условиях эксплуататорского строя предрассудок, согласно которому хорошие способности якобы избавляют человека от необходимости трудиться, талант якобы заменяет труд. В противоположность этому мы можем сказать, что талант - это любовь к самому процессу работы, любовь к труду. Склонность и способность к труду - важнейшие слагаемые подлинной талантливости.

    Творческое отношение к труду, ставшее характерной чертой передового советского человека, является одним из важнейших условий массового расцвета дарований в СССР. У нас всякий труд становится творческим трудом, и благодаря этому во всех видах деятельности мы можем наблюдать проявления высокой одаренности, таланта.

    Чтобы сознательно строить свою жизнь, очень важно уметь правильно оценивать свои способности. Но внимание должно быть направлено вовсе не на то, как велики мои способности, как высока моя одаренность к той или другой деятельности, а на то, к чему я более одарен, какие способности у меня ярче проявляются. Высота одаренности обнаруживается лишь по результатам жизненного дела человека, а знать эти результаты заранее нельзя. Характер же и направление одаренности проявляются раньше: в устойчивых интересах и склонностях, в сравнительной успешности осуществления разных видов деятельности, в сравнительной легкости усвоения разных предметов.

    Известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков первую свою книгу написал, когда ему было 56 лет, а произведения, в которых в полной мере развернулся его литературный талант, - Семейная хроника и Детские годы Багрова внука - написаны им в возрасте 65-67 лет. Кто бы мог в молодые годы предсказать высоту его одаренности? Но характер его способностей обнаружился очень рано: еще в детские годы он отличался незаурядной наблюдательностью, страстной и устойчивой любовью к литературе, склонностью к литературным занятиям.

    Важное значение для вопроса об одаренности и способностях имеет указание И.П.Павлова о специально человеческих типах высшей нервной деятельности: относительное преобладание первой или второй сигнальной системы в отдельных проявлениях высшей нервной деятельности человека дало основание И.П.Павлову выделить художественный и мыслительный типы. Особенности взаимодействия двух сигнальных систем наиболее резко обнаруживаются у крайних представителей этих типов. Художественный тип характеризуется повышенной чуткостью к возбуждениям через первую сигнальную систему: богатство и яркость непосредственных впечатлений, доставляемых органами чувств, отличают представителей этого типа. Наоборот, для мыслительного типа характерны способность и склонность к абстрактному мышлению. Как уже отмечалось при изложении вопроса о типах памяти, многие люди должны быть отнесены к среднему типу, гармонически сочетающему в себе действие обеих сигнальных систем.

    То своеобразие одаренности, которое отличает каждого человека, является залогом ценности человека для общества. Не бывает людей, ни к чему не способных. Каждый человек имеет определенную, характерную для него одаренность, обеспечивающую возможность успешного осуществления определенных видов деятельности. Широта интересов и забота о всестороннем развитии способностей - самые важные условия для того, чтобы эта одаренность могла проявиться возможно раньше и определеннее.

    У нас в Советском Союзе молодежи предоставлены широчайшие возможности и для получения образования, и для выбора специальности согласно склонностям и способностям. Наша жизнь открывает перед каждым человеком необозримые перспективы для применения его сил и способностей. При этих условиях теряет смысл разделение людей на способных и неспособных. Справедливо говорил Николай Островский: У нас не талантливы только лентяи. Они не хотят быть ими. А из ничего не рождается ничего, под лежащий камень вода не течет.

    Но тем больший смысл приобретает у нас вопрос: к чему более всего способен данный человек, каковы его способности и его одаренность?

    Темперамент

    Еще со времен древности принято различать четыре основных темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический.

    Темпераментом называются индивидуальные особенности человека, выражающиеся:

    1) в эмоциональной возбудимости (быстрота возникновения чувств и сила их),

    2) в большей или меньшей тенденции к сильному выражению чувств вовне (в движениях, речи, мимике и т.д.),

    3) в быстроте движений, общей подвижности человека.

    Холерический темперамент характеризуется быстро возникающими и сильными чувствами, сангвинический - быстро возникающими, но слабыми чувствами, меланхолический - медленно возникающими, но сильными чувствами, флегматический - медленно возникающими и слабыми чувствами. Для холерического и сангвического темпераментов характерны, кроме того: 1) быстрота движений, общая подвижность и 2) тенденция к сильному выражению чувств вовне. Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны: 1) медленность движений и 2) слабое выражение чувств.

    Типичных представителей каждого из темпераментов можно охарактеризовать следующим образом.

    Холерик - человек быстрый, иногда порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко отражающимися в речи, мимике, жестах нередко - вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам.

    Сангвиник - человек быстрый, подвижной, дающий эмоциональный отклик на все впечатления чувства его непосредственно отражаются во внешнем поведении, но они не сильны и легко сменяются.

    Меланхолик - человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства.

    Флегматик - человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя чувства его почти никак не проявляются вовне.

    Характерными представителями четырех темпераментов могут служить четыре действующих лица романа Тургенева Накануне: Инсаров (холерический темперамент), Шубин (сангвинистический), Берсенев (меланхолический), Увар Иванович (флегматический). Яркие представители холерического темперамента - старый князь Болконский (Война и мир) и Чертопханов, герой двух рассказов из Записок охотника Тургенева (Чертопханов и Недопюскин и Конец Чертопханова). Законченный тип сангвиника - Степан Аркадьевич Облонский (Анна Каренина).

    Контраст между сангвиническим и флегматическим темпераментами ярко показан Гоголем в образах Кочкарева и Подколесина (Женитьба). Контраст между сангвиническим и меланхолическим темпераментами отчетливо выступает при сопоставлении двух женских образов в Войне и мире: Лизы, жены князя Андрея (маленькая княгиня), и княжны Марьи.

    Характерные черты темпераментов объясняются теми свойствами высшей нервной деятельности, которые кладутся в основу деления типов высшей нервной деятельности:

    1) силой нервных процессов,

    2) уравновешенностью или неуравновешенностью процессов возбуждения и торможения,

    3) подвижностью нервных процессов.

    Так, например, вспыльчивость холерика, его склонность к бурным аффективным вспышкам объясняются отсутствием равновесия между процессами возбуждения и торможения, преобладанием возбуждения над торможением. Такой тип нервной системы называется возбудимым, или безудержным, типом. Различие между эмоциональной живостью и общей подвижностью сангвиника, с одной стороны, и эмоциональной невозмутимостью и общей медлительностью флегматика - с другой, объясняется различиями в степени подвижности нервных процессов.

    Мы знаем, что тип нервной системы не является чем-то совершенно неизменным. Не является неизменным и темперамент. Нередко темперамент меняется с возрастом он может изменятся и под влиянием жизненного воспитания. Но во всяком случае темперамент - достаточно устойчивое свойство, относящееся к числу характерных психических свойств личности.

    Было бы ошибкой думать, что всех людей можно распределить по четырем основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями типов холерика, сангвиника, меланхолика или флегматика у большинства же мы наблюдаем сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в разных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни и деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов.

    Так, например, у Пьера Безухова (Война и мир) в большинстве обыденных житейских проявлений бросаются в глаз черты флегматического темперамента: медлительность, добродушное спокойствие, невозмутимость. Но в редких, чрезвычайных обстоятельствах он обнаруживает типичную для холерика вспыльчивость и не только дает бурные эмоциональные вспышки, но и совершает под влиянием их экстраординарные поступки. В то же время мы можем заметить у него черты, характерные для меланхолического темперамента: медленно возникающие, но сильные, устойчивые и почти не выявляющиеся вовне чувства.

    Каждый их темпераментов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика - вот примеры тех ценных свойств личности, наклонность к которым связана с отдельными темпераментами. Но не всякий холерик энергичен и не всякий сангвиник отзывчив. Эти свойства надо выработать в себе, а темперамент лишь облегчает или затрудняет эту задачу. Холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергию действия, тогда как флегматику легче выработать выдержку и хладнокровие.

    Чтобы использовать ценные стороны своего темперамента, человек должен научиться владеть им, подчинять его себе. Если же, наоборот, темперамент будет владеть человеком, управлять его поведением, то при любом из темпераментов возникает опасность развития нежелательных черт личности. Холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к постоянным взрывам. Сангвинический темперамент может привести человека к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, наклонность целиком погружается в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может сделать человека вялым, инертным, зачастую безучастным ко всем впечатлениям жизни.

    Осознание положительных и отрицательных сторон своего темперамента и выработка умения владеть и управлять ими составляют одну из важнейших задач воспитания характера человека.

    Характер

    Словом характер обозначается совокупность стержневых психических свойств человека, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки . тех свойств, от которых прежде всего зависит, как ведет себя человек в различных жизненных ситуациях. Зная характер человека, мы можем предвидеть, как он поступит в таких-то обстоятельствах и чего следует ждать от него. Если же индивидуальность человека лишена внутренней определенности, если его поступки зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, мы говорим о бесхарактерном человеке.

    Психические свойства личности, из которых слагается характер и которые позволяют с известной вероятностью предугадать поведение человека при определенных условиях, называются чертами характера . Мужество, честность, инициативность, трудолюбие, добросовестность, трусость, лень, скрытность - примеры различных черт характера. Считая, что один человек обладает мужеством, а другому свойственна трусость, мы тем самым говорим, что следует ожидать от того и другого при столкновении с опасностью. Указывая на инициативность человека, мы хотим этим сказать, какое отношение к новому делу следует ожидать от него.

    Темперамент сам по себе не может быть плохим или хорошим может быть лишь хорошее или плохое умение владеть своим темпераментом, использовать его. В отношении же к характеру мы постоянно пользуемся выражениями хороший характер, плохой характер. Это показывает, что словом характер мы обозначаем те особенности человека, которые непосредственно отражаются в его поведении, от которых зависят его поступки, которые поэтому имеют прямое жизненное значение. Многие из черт характера мы всегда оцениваем как положительные - мужество, честность, добросовестность, скромность, другие - как отрицательные - трусость, лживость, безответственность, хвастовство и т.д.

    Характер проявляется как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах или способах, которыми он эти цели осуществляет. Личность человека, по словам Энгельса, характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает.

    Два человека могут выполнять одно и то же дело и преследовать при этом одну и ту же цель. Но один будет работать с энтузиазмом, гореть тем, что он делает, тогда как другой будет работать добросовестно, но равнодушно, руководствуясь лишь холодным сознанием долга. И это различие в том, как два человека выполняют одно и то же дело, нередко имеет глубокое характерологическое значение, отражая устойчивые особенности индивидуальности этих двух людей.

    Характер человека прежде всего определяется его отношением к миру, к другим людям, к своему делу и, наконец, к самому себе. Это отношение находит свое сознательное выражение в мировоззрении человека, в его убеждениях и взглядах и переживается человеком в его чувствах.

    Отсюда понятна тесная связь характера с мировоззрением и убеждениями человека. Из твердых убеждений рождается ясность целей, которые человек себе ставит, а ясность целей является необходимым условием последовательности действий.

    Люди без твердых убеждений никогда не могут иметь и твердого характера их поведение будет определяться главным образом внешними обстоятельствами и случайными влияниями. Яркую характеристику таких людей дал И.В.Сталин: Есть люди, о которых не скажешь, кто он такой, то ли он хорош, то ли он плох, то ли мужественен, то ли трусоват, то ли он за народ до конца, то ли он за врагов народа. о людях такого неопределенного, неоформленного типа довольно метко сказал великий русский писатель Гоголь: Люди, говорит, неопределенные, ни то, ни сё, не поймешь, что за люди, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. О таких неопределенных людях и деятелях также довольно метко говорится у нас в народе: так себе человек - ни рыба, ни мясо, ни богу свечка, ни черту кочерга.

    Психолого-педагогическая характеристика ученика.

    Иванова А. И.

    Дата рождения: 11.11.2003 год

    Является ученицей КГУ «Кенаральской средней школы» Отдела образования акимата Федоровского района, 4 класса.

    Состояние здоровья хорошее, А. редко болеет. Хронических заболеваний не имеет. Особенности функционирования нервной системы: быстро переходит от радости к грусти без видимой причины, адекватная смена настроения, стабильна в проявлении настроения.

    Успеваемость учащейся отличная. Увлекается музыкой, поет. Во внеурочное время посещает театральный кружок «Сказка». А. увлекается спортом, но еще не определилась с видом. Девочка умеет организовать игру, работу.

    Направленность интересов учащийся в основном на учебную деятельность. Она отражает достаточно высокую мотивацию к школьному обучению. Среди мотивов обучения преобладает познавательный.

    А. активно участвует во всех общественных делах, не считаясь собственным временем. Любую работу она всегда выполняет охотно, ищет работу сама и старается сделать ее хорошо. Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное дело. Отражает настойчивость в достижении цели, склонность к завершению начатой работы, способность регулировать свои действия, самостоятельно приводить их в соответствии с поставленной задачей и требованиями взрослых. Все ее поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.

    Сама А., девочка скромная, никогда не выставляет напоказ своих достоинств и заслуг. Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости. Всегда с вниманием выслушивает справедливую критику, настойчива в исправлении собственных недостатков.

    А. всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее ее самой. В любой ситуации самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение. Самообладание проявляется в том, что всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.

    А. пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: ее уважают, считаются с ее мнением, доверяют ответственные дела. В классе ребята относятся к ней с симпатией. Во внеклассной жизни у нее есть много друзей, которые так же уважают ее и доверяют ей.

    А., внимательная учащаяся. Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности. Отражает достаточно высокую концентрацию и устойчивость произвольного внимания, высокий темп психической деятельности, быструю врабатываемость, отсутствие утомляемости. Ребенок способен длительное время концентрировать внимание на смысле задания.

    При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается ею легко. Отражает большой объем непроизвольной и произвольной памяти, способность сохранять информацию без установки на запоминание.

    Достаточно быстро понимает материалы, быстрее многих решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные способы решения. Отражает высокую сформированность умения анализировать, обобщать, сравнивать и классифицировать объекты. Ребенок способен логически обосновать свой выбор существенного признака, дифференцируя главные и второстепенные.

    А. всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, ее может глубоко до слез, взволновать рассказ, кинофильм. Постоянно оживлена, очень активна во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела. Она спокойна, у нее не бывает сильных эмоциональных вспышек.

    Педагогическая характеристика учащегося

    1. Общие сведения о ребенке и его семье

    Ф.И.О. ребенка. Дата рождения. Место жительства. Школа, класс. Состав семьи. Краткие сведения о родителях (или лицах, их заменяющих): Ф.И.О., место работы, занимаемая должность. Социально-бытовые условия семьи. Сведения из медицинской карты ребенка.

    2. Школьник в системе воспитательных отношений.

    В семье.

      Ребенок психологически защищен, любим, может рассчитывать на моральную поддержку в семье; взрослые с пониманием относятся к индивидуальным проблемам и особенностям ребенка, учитывают их, интересуются его внутренней жизнью, пользуются у ребенка авторитетом.

      Положение ребенка в семье нельзя назвать благополучным, требования к нему взрослых противоречивы, отношения складываются в зависимости от ситуации (или излишне мягкие, попустительские, или излишне придирчивые, строгие). Ребенок привязан только к одному из родителей, враждебен к другим членам семьи, внимание ребенку уделяется недостаточное, чувства защищенности в семье у ребенка нет.

      Ребенок в семье лишний, отношение к нему безразличное, равнодушное, подчас жестокое, проблемы его никого не интересуют, индивидуальные особенности ребенка не осознаются или не учитываются, прочих эмоциональных связей нет ни с одним из взрослых членов семьи (указать причины отчужденности, конфликтов, специфические особенности семьи, семейных отношений).

    В школе.

    В системе отношений «ученик – учитель».

      Отношения большинства учителей строятся на взаимном уважении, доверии.

      Отношения взаимного уважения и доверия имеют место лишь с отдельными педагогами, с остальными носят ситуативный характер.

      Отношения с учителями не складываются.

      Отношения с отдельными педагогами носят конфликтный характер (указать причины отчужденности, конфликтов).

    В системе отношений с одноклассниками.

      Общается лишь с отдельными ребятами, отношения пока не складываются, нередко имеют место конфликты.

      Одноклассники относятся к нему пренебрежительно, авторитетом и доверием он не пользуется в ученическом коллективе (указать основные причины, обуславливающие неблагополучные отношения, конфликты)

    Личные качества ученика, мешающие его социальной адаптации:

    безответственность, нечестность, эгоизм, обидчивость, упрямство, недисциплинированность, чрезмерное самолюбие, неуверенность в себе, вспыльчивость, несобранность, грубость, зазнайство, жадность, задиристость, несправедливость, замкнутость, застенчивость, вредные привычки, дурные наклонности.

    Потенциал личности учащегося как опора в коррекционной работе:

    Стремления и интересы, специальные (специфические) способности;

    Личные качества: доброта, отзывчивость, честность, принципиальность, откровенность, справедливость, ответственность, инициативность, смелость, настойчивость, вежливость, скромность, дисциплинированность, трудолюбие, умение уступить и др. качества.

    3. Особенности трудовой деятельности школьника

    Осознание целей и условий труда. Характер планирования трудовой деятельности. Характер выполнения поручений (в школе, в классе, дома):

      ответственное и добросовестное.

      недостаточно ответственное.

      безответственное (возможные причины).

    4. Особенности учебной деятельности

      охотно ходит в школу, с интересом относится ко всем предметем, стремиться учиться лучше.

      Учение воспринимается как долг, с интересом относится лишь к отдельным предметам.

      Интереса к учебе пока нет, любимых предметов нет.

      Учится неохотно, через принуждение со стороны взрослых.

    5. Уровень развития основных характеристик учебной деятельности

    Познавательной активности:

      Достаточно высокий на всех уроках.

      Достаточно высокий лишь на отдельных уроках.

      В основном средний.

      Низкий.

    Самостоятельности:

      Учебные задания выполняет, в основном, самостоятельно.

      Учебные задания выполняет, как правило, при оказании направляющей помощи.

      При выполнении учебных заданий ему чаще других учащихся требуется обучающая помощь.

    Темпа:

      Выше среднего показателя класса.

      Близок к среднему показателю класса.

      Ниже среднего показателя класса

      Заметно отстает от среднего показателя класса.

    6. Трудности учащегося в изучении учебных предметов

    (педагогическая симптоматика трудностей)

    При обучении русскому языку:

    Замена букв, близких по артикуляционным признакам; пропуск гласных букв, слогов. Трудности в употреблении мягкого знака. Ошибки на определение места звука в слове при выделении слова из предложения, при определении последовательности звука в слове; при письме сходных по начертанию букв, сращивание и расщепление слов, «зеркальное написание» слов. Высота букв не соответствует рабочей строке. Неряшливое письмо. Искажение подчерка.

    При обучении чтению:

    Затрудняется при слиянии букв в слоги, слогов в слова, потеря строки при чтении, «зеркальное» чтение, челночное чтение, «механическое» чтение, «угадывающие» чтение. Ограниченный словарный запас. Неумение выделять главное в прочитанном.

    При обучении математике:

    Отсутствие устойчивых навыков счета, при продолжении числового ряда, в назывании компонентов арифметических действий, при осуществлении сравнения, в формулировке правил на основе анализа, неспособность усвоить схемы рассуждений.

    7. Педагогические выводы


    Образец психолого-педагогической характеристики ученика:

    Материал для написания психолого-педагогической характеристики собирался в период с 11.04.2011 г. по 07.05.2011 г. В процессе сбора материала использовались следующие методы: наблюдение во время учебных занятий, во время перемен; беседа с учеником, классным руководителем и другими учащимися класса, учителем-предметником; тестирование; изучение классного журнала, личных дел.

    1. Общие сведения об учащемся

    Иванов Андрей Александрович — ученик 6 «В» класса СШ № 10 города N. Родился 31 мая 1999. По результатам медицинского обследования он числится в 1-ой группе здоровья. Медицинская группа по физической культуре — основная. Медицинскими работниками даны рекомендации закаливания.

    2. Условия семейного воспитания

    Семья, в которой живёт Иванов Андрей, по составу — полная. Отец — Иванов Александр Александрович — работает на … Мать — Иванова Елена Михайловна — преподавателем в … В беседе с классным руководителем выяснилось, что психологическая обстановка в семье способствует развитию ребёнка. Дружеские взаимоотношения между членами семьи играют основополагающую роль в полноценном развитии мальчика. Родители уделяют достаточное внимание обучению сына, при необходимости помогают в подготовке домашних заданий.

    Для Андрея созданы все условия для нормального развития. У мальчика имеется место для уединения — своя комната, где он может спокойно выполнять домашние задания.

    Из ответов на вопросы предоставленной Андрею анкеты выяснилось, что у мальчика также имеются и обязанности по дому: ходить в магазин, мыть посуду, выносить мусор, особенно нравится мальчику поливать цветы.

    Это свидетельствует о том, что родители прививают своему сыну трудолюбие, аккуратность, любовь к порядку.

    По словам классного руководителя, родители Иванова Андрея регулярно посещают родительские собрания, участвуют в общественной жизни школы. Они также интересуются успехами сына, консультируются у классного руководителя по вопросам воспитания, развития тех или иных задатков Андрея. Немаловажно также и то, что родители мальчика регулярно просматривают дневник, вовремя расписываются, реагируют на записи в дневнике, что свидетельствует об ответственности и активной родительской позиции.

    3. Учебная деятельность учащегося

    Первое, что необходимо отметить после наблюдений за Ивановым Андреем, — это его добросовестное отношение к учёбе. У него высокий уровень внимания: замечает ошибки, допущенные учениками при выполнении задания на доске, быстро реагирует на вопросы при устной работе. У мальчика хорошо развито мышление, он легко обобщает материал, систематизирует и анализирует его.

    У Андрея хорошая успеваемость по всем предметам. Любимыми предметами являются следующие: математика, информатика, белорусский и русский языки, белорусская и русская литературы. Общий средний балл по всем предметам составляет 8,3 балла.

    Иванов Андрей проявляет высокую активность на уроках. Он одним из первых отвечает на вопросы учителя, всегда поднимает руку. Несмотря на то что ответы мальчика не всегда верные, его активность свидетельствует о старательности в учёбе. Важно отметить и тот факт, что Андрей проявляет интерес к различным предметам: относящимся как к точным наукам, так и к гуманитарным. Мальчик тщательно выполняет домашние задания, всегда старается ответить на вопросы учителя. Это может свидетельствовать о целеустремлённости и лидерских качествах.

    По словам самого ученика, ему нравится учиться, и это не составляет особого труда, но в то же время он хотел бы учиться лучше.

    4. Трудовая деятельность учащегося

    Иванов Андрей проявляет заинтересованность не только в учебной деятельности, но в различных видах внеурочной деятельности. Он посещает факультатив по информатике и математике, спортивную секцию (баскетбол), музыкальную школу. В свободное время Андрей также любит поиграть в компьютерные игры или провести время на улице с друзьями.

    Если мальчику поручают общественное дело, то он выполняет его добросовестно.

    Несмотря на то, что Андрей учится ещё только в 6 классе, но с выбором профессии уже определился: по его собственным словам, в будущем мальчик мечтает стать «великим математиком» и хотел бы «учиться в Италии».

    5. Психологические особенности личности учащегося

    В результате наблюдений за Андреем установлено, что ему присущи такие качества эмоционально-волевой сферы, как целеустремлённость, настойчивость, самостоятельность, активность. Преобладающие типы темперамента — сангвинический (55%) и холерический. Эти типы соответствуют таким характеристикам ученика, как высокая трудоспособность, но в то же время неустойчивость в интересах и склонностях; оптимизм, общительность, отзывчивость; решительность, энергичность, настойчивость; средний уровень силы нервных процессов, высокая уравновешенность нервных процессов, очень высокая подвижность нервной системы.

    Методика изучения самооценки показала, что Андрей обладает несколько завышенной самооценкой. Зачастую ему не хватает выдержки. Например, он очень быстро отвечает на вопросы учителей, хотя его ответы не всегда точны, хотя у мальчика хорошо развита речь. Но для Андрея характерна самокритичность: ученик вполне адекватно оценивает свои возможности, уверен в себе.

    Несмотря на активную позицию ученика как в учебной, так и в общественной деятельности, ему присущи скромность, доброта, аккуратность, искренность, отзывчивость. Андрей переживает, если совершает ошибки, и старается их исправить.

    У мальчика хорошая успеваемость по всем предметам. Но в анкете он ответил, что любимыми предметами являются следующие: математика, информатика, белорусский и русский языки, белорусская и русская литературы.

    Ученик быстро запоминает материал, правильно устанавливает связи между новым и пройденным материалом, быстро находит нужное правило для выполнения задания.

    Андрей проявляет высокую активность на уроках. Он одним из первых отвечает на вопросы учителя, всегда поднимает руку.

    Мальчик очень общителен, в классе ни с кем не конфликтует, имеет много друзей. Хочется отметить также высокую культуру общения Андрей: он всегда вежлив, тактичен, уважительно относится к своим родителям, учителям, старшим.

    6. Особенности познавательной деятельности

    Как уже было сказано, Андрей обладает высоким уровнем внимания (всегда замечает ошибки на доске). Он отличается способностью к своевременному переключению и распределению внимания, что неоднократно было замечено мной на уроках математики и информатики.

    У Андрея наиболее развиты такие типы памяти, как моторно-слуховая икомбинированная (коэффициент памяти в обоих типах составил 70). Менее развит слуховой тип памяти (коэффициент составил 60).

    Также у мальчика хорошо развито мышление, он легко обобщает материал, систематизирует и анализирует его. У Андрея очень хорошо развита речь, в большинстве случаев он правильно формулирует свои мысли. В целом, уровень общего умственного развития достаточно высокий, в некоторых ситуациях мальчик опережает своих сверстников.

    7. Общие психолого-педагогические выводы

    На основе представленных данных и их анализе можно сделать вывод о разностороннем развитии личности Иванова Андрея. Он очень способный, целеустремлённый, любознательный, с широким кругозором ученик.

    Андрей очень общителен, не конфликтен, умеет принимать критику. Мальчик умело сочетает учебную и внеурочную виды деятельности. У Андрея большой потенциал способностей к изучению точных наук, где необходимо применение логического мышления, но также имеется и интерес к творчеству. Ему следует продолжать развитие в этих направлениях.

    Вам понравился материал?
    Пожалуйста, поставьте свою оценку.

    Наталья Махорская
    Образец психологической характеристики на учащегося 1 класса

    Психологическая характеристика воспитанника

    23. 01. 2009 г. р.

    Ф. И. учится в 1 классе общеобразовательной школы.

    Мальчик из неполной семьи, отец проживает отдельно. Взаимоотношения с матерью доброжелательные. Дошкольное образовательное учреждение посещал. Внешне мальчик выглядит на свой возраст. Физическое развитие соответствует возрастной норме. Ведущая рука – правая.

    В процессе обследования выявлены следующие особенности:

    понимание ситуации и реагирование на нее не всегда адекватны, смеется, без разрешения берет предметы со стола. Отмечаются повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность.

    Начинает отвечать, не дослушав вопроса, переводит разговор на другую тему, перебивает. Ребенок часто испытывает трудности при действии по словесной инструкции, требуется внешняя стимулирующая помощь.

    1. Общая осведомленность

    Представления достаточно конкретны, уровень знаний об окружающем мире ниже возрастной нормы. Словарь беден, неточен.

    2. Особенности внимания и восприятия

    Наблюдается недостаточный уровень объёма, концентрации, распределения и неустойчивости внимания. Быстро отвлекается на внешние раздражители. Слабо развито именно произвольное внимание. Объём зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках нелепицах в картинках с множеством контуров) соответствует средним показателям возрастной группы.

    Восприятие формы и цвета: соотносит предметы по форме, выделяет по слову и называет геометрические фигуры, цвета

    3. Особенности памяти

    Объем слуховой кратковременной и долговременной памяти ниже возрастной нормы. Сохранение информации затруднено. Объем долговременной памяти низкий уровень развития. (Методика Лурия-3-4-4-4-5 слов, через час 3 слова).

    При воспроизведении текста концентрируется на второстепенных объектах, не улавливает главную мысль содержания.

    Общий уровень развития памяти ниже возрастной нормы.

    4. Особенности мышления:

    Преобладает наглядно-действенное мышление.

    Наглядно - образное мышление только в случае поэтапного расчленения задания.

    В первую очередь страдает словесно-логическое мышление из-за расторможенности и плохой переключаемости.

    При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей нужна обучающая помощь, самостоятельно не выполняет. Обобщает с помощью взрослого по ситуативным, функциональным признакам. Причинно-следственные связи устанавливает с помощью.

    Осуществляет простейшие классификации (игрушки, посуда, фрукты, одежда). Не смог назвать мебель, домашние, дикие животные, овощи, транспорт и т. д.

    5. Особенности развития временных представлений

    Знания о временных представлениях не соответствуют возрасту. Не знает последовательность, количество месяцев в году, частей суток. Не может дать им описание. Признаки времен года не сформированы.

    6. Особенности речевого развития Объём активного и пассивного словаря, развернутость речевого высказывания, степень развернутости ответов ниже возрастной нормы. Речь концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая главной мысли содержания рассказа. Основные мысли в рассказе выделяет с помощью наводящих вопросов. Наблюдаются нарушения в звукопроизношении, недостаточный уровень лексического запаса. Предложения, употребляемые ребенком нераспространенные, неполные; строит высказывания с помощью педагога. Ребёнок не может сконцентрироваться при чтении и письме, всё время отвлекается на посторонние действия.

    6. Развитие познавательной активности, самостоятельности

    Ребенок не достаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок. Преобладание игровой мотивации. Низкий уровень познавательной активности.

    7. Особенности эмоционально-волевой сферы и личности ребёнка

    Ребенок двигательно расторможен, наблюдаются неадекватные эмоциональные реакции на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации, могут проявляться аффективные вспышки.

    Испытывает трудности в организации деятельности, часто теряет вещи, Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

    Не может контролировать и регулировать свои действия, не умеет подчиняться правилам, ждать.

    Общение с взрослыми: требования и просьбы воспитателей не всегда выполняет, не соблюдает дистанцию в общении.

    Общение со сверстниками: хочет быть главным в детском коллективе, но лидерские качества отсутствуют, т. к. не умеет договариваться и идти на уступки, сразу проявляет агрессию. Не может контролировать и регулировать свои действия.

    Навыки самообслуживания и гигиенические навыки не сформированы. Все разбрасывает, не кладет одежду и игрушки на место. За ребенком требуется постоянный контроль.

    Любит рисовать, собирать конструктор.

    Таким образом, наблюдается нарушения в познавательной, эмоционально - волевой, мотивационной и поведенческой сферах. Трудности социальной адаптации. Склонность к протестным поведенческим реакциям. Агрессивность.

    Общий уровень психического развития не соответствует возрастному уровню.

    Необходима коррекция недостатков развития, выявление резервных возможностей ребенка для обеспечения индивидуального подхода и обеспечение нормального развития в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте. Обратить внимание на выработку волевых качеств (настойчивости, уровня притязаний и т. п.). Рекомендуется консультация логопеда и психоневролога.

    Педагог-психолог

    Публикации по теме:

    Психолого-педагогические характеристики гендерного воспитания детей Гендерное воспитание в детском Вступительная часть. Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое количество исследователей и.

    Исследовательская работа учащегося 5 класса «Памятники г. Биробиджана - культурно-историческое наследие человека» ОГАОУ «Центр образования «Ступени» Выполнил: Яковенко Богдан, учащийся 5 класса Руководитель: Кириллова О. А., учитель начальных классов.

    Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

    Памятка о соблюдении правил дорожного движения для учащегося школы ПАМЯТКА! для учащегося школы, пешехода ГОУ ЛНР "Артемовская школа №9" Уважаемые учащиеся, будьте дисциплинированы на улице! Ходите.

    Педагогический практикум «Способы дифференциации учащегося на уроке» Ц е л и: рассмотреть понятия: индивидуальный подход в обучении, дифференцированный подход; мотивация обучения; обозначить критерии урока.