Рассказ есть в осени первоначальной тютчев. Тютчев есть в осени первоначальной

(Иллюстрация: Геннадий Целищев)

Анализ стихотворения "Есть в осени первоначальной..."

Бабье лето

Ф. И. Тютчев в своем творчестве очень мастерски описывает природу, одухотворяя ее и наполняя образами. В своих произведениях, автор очень ярко и красочно передает увиденный пейзаж. Он любит природу и понимает ее, придает ей образ живого существа и наполняет жизнью. В своих произведениях он показывает неразрывную связь между природой и жизнью человека, единство и взаимозависимость - основная мысль, которая проходит через все творчество Тютчева. В стихотворении «Есть в осени первоначальной…», поэт описывает период ранней осени, когда природа необычайно красива и на прощанье дарит свои яркие краски.

Поэт утверждает, что «есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора». Этими словами он указывает на особенность этой поры, ее он называет дивной, видит в ней таинственность и необычность. Автор нежно и трепетно описывает период начала осени, это тот самый момент, когда следует любоваться ее дивною красою, потому, что эта пора очень коротка. Описывая дни этой поры, автор использует сравнение «хрустальный день», это придает ощущение трепетности, дорогого удовольствия и показывает необычайную чистоту и свежесть этих дней. А вечера автор наделяет теплом, описывая их как «лучезарны». «Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера...» - необыкновенная красота, которую поэт сумел передать словами.

В продолжение описания этой чудесной картины ранней осени, поэт обращает внимание на осеннее поле. Там когда-то, очень бодро гулял серп и работы было переделано очень много, но сейчас все убрано. И все пусто, «лишь паутины тонкий волос, блестит на праздной борозде». В этой части стихотворения появляется некий двойственный образ, и описания самой природы и связь ее с жизнью человеческой. Здесь осень сравнивается с закатом жизни, когда уже все сделано и «праздно», проходят дни. Это стихотворение призавает поразмышлять о вечном.

Далее поэт говорит о том, что птицы уже улетели и воздух стал пустой, однако еще есть время, потому, что «далеко еще до первых зимних бурь». И на пустынное, отдыхающее поле льется чистая и теплая лазурь. В народе это время осени называют бабьим летом, это очень яркое и короткое мгновение и очень важно в людской суете не упустить шанс, чтобы налюбоваться этою красотою. Есть бабье лето чудесной золотой осени и в жизни каждого человека. Замечательный русский поэт Ф. И. Тютчев доносит до читателя удивительные впечатления, которые дарит человеку природа в простых вещах. Каждое мгновение единения с природой оставляет в душе неизгладимое впечатление.

Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» было создано Ф. И. Тютчевым 22 августа 1857 года. Возвращаясь с дочерью из имения Овстуг в Москву, вдохновленный окружающей картиной поэт быстро набросал строки стихотворения в записную книжку. Относящееся к зрелой лирике (на момент написания поэту было 54 года) стихотворение впервые увидело свет в 1858 году - оно было опубликовано в журнале «Русская беседа».

Проникнутая тончайшим лиризмом пейзажная зарисовка запечатлела картину самого начала осени, той поры, которая традиционно называется «бабьим летом». На период начала осени указывает создающий настроение раздумья эпитет «первоначальной» в нулевом названии стихотворения. Признанный мастер, Тютчев сумел описать в стихотворении переходный период, зыбкую грань между летним расцветом и зарождением нового времени года.

Ведущую роль в раскрытии образа ранней осени играют в стихотворении эпитеты . Называя эту пору «дивной» , Тютчев указывает не только на ее красоту, но и обращает внимание на необычность этих дней, обладающих особой притягательностью. Природа преподносит свой удивительный подарок, передавая прощальный теплый привет от уходящего лета.

Эпитет «хрустальный» по отношению к дню вмещает и игру света, и прозрачность осеннего неба, теряющего яркость летних красок. Слово «хрустальный» передает звонкость осеннего дня, создавая ощущение хрупкости этой красоты.

Эпитет «лучезарны вечера» передает появление новых цветов, создаваемых заходящим солнцем. По всей земле светило разливает теплый свет. Прозрачно-голубое небо («чистая и теплая лазурь» ) празднует вместе с землей наступление осени.

Тесная взаимосвязь природы и человека, характерная для творчества Тютчева, ярко проявляется в стихотворении введением в пейзаж образа поля и метонимий «падал колос» и «серп гулял» .

В третьей строфе все явственнее ощущается дыхание осени и звучит напоминание о грядущей зиме («но далеко еще до первых зимних бурь» ). С восклицанием поэта о пустоте («Теперь уж пусто все» ) появляется мотив звенящей тишины («птиц не слышно боле» ), несущей покой и умиротворение. И природа, и человек нуждаются в этой паузе, возможности насладиться тишиной и разлитой в пространстве гармонией. Поэт сравнивает осень с закатом жизни, но не с приближающейся старостью, а со зрелостью и мудростью, которую дает прожитый возраст. Тютчев охватывает поэтическим взором все огромное пространство – от кажущихся необъятными опустевших полей до мельчайшей детали – тонкого волоса паутины. Оглядываясь на прожитые годы, человек особенно остро ощущает в такие моменты свою принадлежность к этому миру, свое единство с природой. Именно поэтому стихотворение, словно сотканное из легкого прозрачного осеннего воздуха, вызывает светлую печаль и нежную грусть.

Состоящее из трех строф стихотворение написано разностопным ямбом ; двухсложная стопа имеет ударение на втором слоге. Поэт использует перекрестную рифмовку в первых двух строфах и охватную (опоясывающую) рифмовку в последней строфе. Ритм стихотворения очень музыкальный. Чередование мужской и женской рифмы, длинных и коротких строк создают ощущение непостоянства и недолговечности красоты природы.

Все стихотворение представляет собой три длинных предложения. Повтор многоточий создает атмосферу размышлений, ощущение недосказанности, рождающее различные ассоциации.

Стихотворение изобилует не только эпитетами, но и другими средствами выразительности : метафорами (льется чистая и теплая лазурь ), сравнениями (весь день стоит как бы хрустальный ), олицетворениями (паутины тонкий волос ), антитезой (серп гулял – пусто все ). Тютчев использует такую разновидность метонимии, как синекдоха : серп гулял, падал колос, паутины тонкий волос . Единственное число укрупняет предметы, придавая им весомость и выделяя из остальных.

Чуткий певец природы, Тютчев свойственными только ему красками создал в стихотворении пленяющую своей красотой картину ранней осени – наполненное одухотворенными образами воплощение гармонии мира.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева

5-й класс

Ф.И. Тютчев.
«Есть в осени первоначальной...»

Конспект урока по анализу поэтического текста

Цели: продолжить формирование у учащихся умения читать и воспринимать пейзажную лирику; навыки анализа стихотворного текста.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя о поэте.

Федор Иванович Тютчев почти двадцать лет провел за границей, работая в русской дипломатической миссии. Когда он вернулся в Россию, то поселился в Петербурге, изредка приезжая в свое родное село Овстуг в Брянской губернии. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту русской природы.

22 августа 1857 года поэт вместе с дочерью Марией направляется из Овстуга в Москву. Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из ее рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не дает писать, берет у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

2. Анализ стихотворения.

Анализируем стихотворение в ходе беседы, основные мысли записываем в тетрадь.

В стихотворении «Есть в осени первоначальной...» Федор Иванович Тютчев передает читателю свое настроение, свои дорожные впечатления от осеннего пейзажа, свои размышления.

– На сколько строф делится стихотворение? О чем говорится в каждой строфе?

В первом четверостишии поэт описывает картину природы, которую он видит. Во второй строфе он вспоминает о времени жатвы, а потом внимательно всматривается в паутину на стерне (на праздной борозде) . В третьей строфе он говорит о том, что впереди ждут зимние бури, но сейчас поэт не хочет о них думать и наслаждается последним теплом.

– Какие эпитеты употребляет поэт?

Для создания настроения нежной грусти и торжественности Тютчев употребляет выразительные эпитеты: в осени первоначальной, дивная пора, бодрый серп, на праздной борозде (на праздной – то есть на отдыхающей, на которой закончена работа), чистая и теплая лазурь, отдыхающее поле .

Находим метафоры: серп гулял, лазурь льется . Поэт сравнивает паутину с волосом: лишь паутины тонкий волос блестит; голубое небо он называет лазурью . Мы вслед за поэтом представляем поле как большого отдыхающего человека.

Природа замерла в ожидании, и состояние покоя помогают передать в первом четверостишии всего два глагола: есть и стоит .

– Какой способ рифмовки в этих строфах? Что он помогает передать? Понаблюдайте за длиной строк.

Мы представляем, что поэт задумчиво смотрит на осеннее поле и размышляет неторопливо. Это состояние задумчивости передает разный способ рифмовки (в первых строфах рифмовка перекрестная, в третьей кольцевая, или опоясывающая), разная длина строк: длинные строчки в 10 слогов рифмуются с более короткими в 8 слогов, строки в 11 слогов – со строками из 9 слогов. Более короткие строки идут вслед за длинными, ритм как бы сбивается, и это создает впечатление, будто человек устал и хочет отдохнуть.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, (11 слогов)

Но далеко еще до первых зимних бурь – (12 слогов)

И льется чистая и теплая лазурь (11слогов)

На отдыхающее поле... (9 слогов)

Описывая осенний день, Тютчев передает читателям красоту природы, настроение грусти и покоя.

3. Выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева.

4. Сочинение-миниатюра «Путешествие золотого листочка».

Т.В. СОРОКИНА,
Ульяновская обл.

Философские размышления Ф.И. Тютчева о природе начинаются рано, когда ему еще не исполнится 20 лет, и пройдут через всю творческую жизнь поэта. Кроме того, он рисует и просто поэтические картины живой природы ярким новым языком и чистейшими красками. Природа у поэта жива, она одухотворена. В ней есть все: и любовь, и язык, и свобода, и душа. Исходя из такого понимания природы автором, и следует проводить анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Образная система поэта

Она чрезвычайно гибка и сочетает конкретные, зримые приметы мира и личное впечатление, которое этот мир производит на автора. Стоит прочесть первое неспешное четверостишие, и ясная картина начинающегося бабьего лета, много раз всеми виденного и ожидаемого, встает перед глазами читателя.

Коротка первоначальная осень, но время это - дивное, то есть удивительное и прекрасное. Стоит «хрустальный» день, иначе говоря, необыкновенной чистоты и ясности, и как бы прозрачнейший кристалл накрыл и защитил его. От чего? Об этом будет сказано в конце произведения. И вечера потрясают красотой - лучезарностью (все пронизано светом неугасающего вечернего солнца, которое вечером не хочет уходить с небосклона, а задерживается на нем и расцвечивает всеми красками заката его голубизну). Об этом необходимо писать, делая Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Второе четверостишие

В полях пусто, нет людей, которые их обрабатывали, торопясь работали серпами, к которым прикладывается эпитет «бодрый», срезая пшеницу, быстро собирая урожай. Остался только необозримый от края до края простор, отдыхающие борозды и тонкая паутина, которая поблескивает на растениях и по народным приметам означает теплую продолжительную осень и холодную зиму.

А еще народ приметил, что начало осени всегда связано с отлетом птиц, поэтому в небе тоже пусто (у Тютчева воздух пустеет). Стихотворение написано в самые первые дни осени, которую народ тонко подразделял по сезонам: начало, золотая осень, глубокая осень, предзимье, первозимье. Это все можно отразить, делая анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Последнее четверостишие

Воздух опустел, как уже было сказано, и птицы умолкли. Все погружается в глубокую тишину и покой, готовясь к зимнему отдыху. Но еще далеко до предзимья, которое начнется вместе с осенними бурями, примерно с конца октября. А пока небо лазурно - это слово означает его невероятно нежную безмятежную синеву.

Таким образом можно начать анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…», в котором говорится о полнейшем покое, царящем в природе и который передается душе человека, с любовью смотрящего на уходящее лето и наступающую осень без печали и тревоги, а только наслаждающегося их красотой. Такова его эмоциональная окраска и тема стихотворения.

История создания стихотворения

Федор Иванович возвращался в Москву вместе с дочерью Марией, которой в ту пору было лет семнадцать, из своего села Овстуг в Брянской губернии. На третий день пути он продиктовал дочери текст этого стихотворения.

Начало умиротворяющей осени навеяло поэту прекрасные строки о русской осени. В эти годы (50 - 60) он обычно не обращается к теме природы, его стихотворения, как правило, политизированы, поэтому оно выделяется из общего ряда.

Художественные тропы

Эпитеты, которые использует автор, становятся ведущими и главными, создавая образ тонкого перехода от лета к осени. «Дивная» осень прощается с нами, даря последние погожие деньки. «Хрустальный» по отношению ко дню подчеркивает и хрупкость его красоты и особенную прозрачность небосвода. «Лучезарный вечер» создает особенно светлое и Это показано, как следует проводить анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной…» Тютчева.

Антитеза просматривается в противопоставлении пустого ныне поля с тем, что ранее оно было заполнено жнецами с серпами. Олицетворением является паутина, преподанная как «тонкий волос». Метафорой - льющаяся лазурь, теплая и чистая. Сравнения можно найти после слов «как» или в виде творительного падежа существительного. Так продолжается анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…» Кратко говоря, осталось рассмотреть немногое - рифму.

В двух первых четверостишиях используется перекресная рифма, то есть первая строфа рифмуется с третьей, а вторая с четвертой. В конце рифма становится опоясывающей - первая строфа рифмуется с последней. Ямб создает очень музыкальный ритм.

Анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…» по плану:

  • Автор и название произведения.
  • История его создания.
  • Эмоциональная окраска.
  • Тема.
  • Тропы.

Читая это стихотворение, понимаешь, что поэт умел воспроизводить все краски и звучание, в данном случае полное безмолвие природы. Его образы проникнуты чувством и раздумьем, заключенные в строгое изящество формы.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Федор Иванович Тютчев – непревзойденный русский поэт, современник Пушкина, Жуковского, Некрасова, Толстого, оставивший богатое творческое наследие. Смысл жизни для Тютчева в любви. Не только к женщине, но и природе, Родине, всему живому. Лирика его многогранна. В ней можно выделить: философские, гражданские, пейзажные и любовные мотивы.

Поэт восхищался природой родного края, тосковал о ней, когда работал и жил в Европе. Она находит глубокое отражение в его творчестве. Этот поэтический мир, воссозданный на основе личных впечатлений, настолько яркий и точный, что кажется, будто ты находился рядом с поэтом, когда тот любовался видами, описанными в тексте.

Стихотворение «Есть в осени первоначальной...» появилось 22 августа 1857 года. В тот день поэт возвращался вместе с дочерью из поместья Овстуг в столицу. И был поражен окружавшим их пейзажем. Москва не могла похвастаться нетронутой, чистой, природной красотой. В большом городе не так заметны перемены в погоде. Истосковавшись по живописным просторам, восхищенный Федор Иванович тут же делает поэтический набросок в своем блокноте, который неизменно его сопровождал.

Лирическая пейзажная зарисовка дарит нам картину самого начала осени. Был конец августа, но уже чувствовались перемены в воздухе, погоде, деревья начинали одеваться в золото и медь. Лето отступило, но буквально на несколько шагов. Эту тонкую грань перехода от одного времени года к другому запечатлел поэт.

Стихотворение пронизано лиризмом, острым чувством предвкушения чего-то нового. Федор Иванович с внимательностью, свойственной только творческим людям, отмечает, что описанный период очень короткий, его не каждый сможет уловить. Еще не запущен процесс увядания, подготовки к зиме и окружающий мир дарит самые яркие краски на прощание.

Природа Тютчева одухотворена, наполнена образами. Наделение погодных явлений жизнью, осознанной деятельностью свойственно многим писателям. Одним из первых принцип художественного параллелизма использовал М. Ю. Лермонтов.

Автор знакомит нас с таинствами ранней осени. Даже самому поэту не хватает слов, чтобы отразить особенности увиденного времени и свой восторг. Он использует сравнение августовского дня с хрусталем. Он такой же прекрасный, в нем отражается весь мир, но в то же время хрупкий, мимолетный, его невозможно удержать, зафиксировать. А вечера еще более великолепны, они «лучезарны».

Еще не наступила календарная осень, но у природы свои законы. Уже не слышно пения птиц, собран урожай, поля отдыхают, немного тоскуя, что больше не востребованы. Серебрятся водоемы, над которыми встает туман по вечерам, он и придает им «лучезарность».

Ушел летний зной, ночи теперь прохладны. А журавли, собравшись в клин, с протяжными криками подались в сторону южных краев. О близкой осени говорит также «паутины тонкий волос». Воздух наполнен тишиной, покоем, кругом царит гармония. Природа замерла в тожественном ожидании, вот-вот наступит золотой сентябрь. Все понимают, что еще далеко до наступления снежных бурь, от этого еще приятнее, веселее на душе у людей, лесного зверья и других живых существ.

В этом стихотворении нет унылого пейзажа, который мы можем встретить у Фета. Поэт избавляет нас от описания умирающей природы и унылой поры. До этого еще далеко. Оголенные деревья, холодные дожди, ветер, срывающий последнюю листву – до всего этого еще есть время. Время, чтобы насладиться красотой, счастьем.
Описанию способствуют средства художественной выразительности, подобранные поэтом.

Сам Тютчев редко видел русскую осень. Данный период он чаще встречал в Европе. Поэтому для него увиденное было особенно ценным.

Прочитанное стихотворение оставляет радость, умиротворение – эмоции, сходные с чувствами, испытанными самим автором.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .