Роман рябцев технология личная жизнь. Роман Рябцев: «Группа «Технология» - отживший свой век проект

Роман Николаевич Рябцев (25 января 1970 года, пос. Березовский, Воронежская область) - композитор и вокалист группы «Технология».

Карьера

Окончил педагогический институт. Профессиональную карьеру начал в 1988 году в составе дуэта «Прощай, молодость». В 1990 году стал клавишником группы «Биоконструктор», после чего ушёл в группу «Технология».

Песня «Странные танцы» в исполнении Романа Рябцева несколько месяцев в 1991-1992 годах занимала ведущие места в хит-параде газеты «Московский комсомолец». Песня «Рано или поздно» была признана лучшей песней 1993 года по итогам хит-парада ТАСС.

Осенью 1992 года Роман Рябцев фактически покидает группу, отправляясь во Францию для записи сольного альбома по контракту с Radio France Internationale, и в конце сентября 1993 объявляет о своем окончательном уходе.

За 10 лет сольной карьеры Роман Рябцев выпустил четыре диска: 2 компиляции: «Странные танцы» - в который вошли песни, записанные во Франции, и «Золотая коллекция» + 2 альбома: «Если я стану другим» (Союз) и «Красный день календаря» (JAM). Остальное время он посвятил работе аранжировщика и саунд-продюсера в собственной студии, создав несколько альбомов («Кар-Мэн», «Майами», «Подъём!» и др.) и порядка 30-ти ремиксов для разных исполнителей.

В 2003 году происходит воссоединение группы «Технология» в составе Романа Рябцева и Владимира Нечитайло, с участием новых музыкантов.

Взгляды

В интервью 2013 года критически оценил обстановку в современной России, отметив высокий уровень коррупции, наличие цензуры и «зашкаливающую ненависть, срежиссированную установками сверху», а также поддержал право на свободу частной жизни, назвав «омерзительными» нападки на представителей сексуальных меньшинств.

Дискография

  • 1994 - Странные танцы (переиздано в 1997 и 2004 годах)
  • 1995 - Если я стану другим (переиздано в 2001 и 2004 годах)
  • 1997 - Красный день календаря (переиздано 2004 году)
  • 2001 - Звёздная коллекция (сборник)

Четвертого ноября на фестивале «Легенды Ретро FM» состоится выступление легендарной группы «Технология»

«МК-Бульвар» встретился с лидером группы Романом Рябцевым и выяснил, чем живет артист сегодня.

«МК-Бульвар» встретился с лидером группы Романом РЯБЦЕВЫМ и выяснил, чем живет артист сегодня.

— Роман, вы не раз признавались, что в свое время «Технология» распалась из-за женщин. Сейчас женщины не пытаются разрушить ваше мужское братство?

— Мы мужественно им сопротивляемся… Шучу. С тех пор мы повзрослели, набрались жизненного опыта и научились отделять мух от котлет. Личная жизнь и работа не должны мешать друг другу.

— Как возникла идея вашего камбэка?

— Я сам позвонил Вове Нечитайло и предложил воссоединиться. Притом что буквально за месяц до этого в каком-то интервью сказал «нет, никогда». Переубедил меня интернет — я вышел в поисковую систему, из тщеславия набрал «Роман Рябцев» и попал на форум поклонников «Технологии», где зарегистрировался и стал общаться. И тут посыпались предложения: мол, давайте возвращайтесь.

— Ваш бывший продюсер Айзеншпис в своей книге ехидно заметил: «Сбитые летчики не возвращаются». Что вы могли бы ответить Юрию Шмильевичу?

— Ему ответить уже сложно… На самом деле — это все ерунда. Посмотрите на тот же «Мираж» — Суханкина и Гулькина. Они же вообще были нигде, но вернулись. Да так, что можно позавидовать. Кстати, они тоже будут выступать на фестивале «Легенды Ретро FM».

— В 2005 году вы принимали участие в самом первом фестивале Ретро FM. 4 ноября снова выступите на «Легендах», теперь уже отмечающих пятилетний юбилей. Как вы думаете, почему мероприятие такого формата — с кумирами и песнями 80-х и 90-х — оказалось настолько успешным?

— Под музыку 80-х и 90-х прошла юность огромного количества людей в нашей стране. Сегодня эти люди добились успеха, состоялись и повзрослели, но все равно им хочется вернуться в молодость, вспомнить первые дискотеки, свою первую девушку, первый поцелуй. Забавно, но человек 30—50 на разных сетевых ресурсах писали мне примерно одно и то же: «Спасибо вам за „Рано или поздно“ и „Странные танцы“, под эту песню мы с женой зачали своего первого ребенка».

— В этом году в «Легендах Ретро FM» примут участие Тото Кутуньо, Томас Андерс, Сандра, E-Type. Как вы относитесь к этим артистам? С кем из российских участников фестиваля общаетесь?

— Кутуньо был одним из кумиров моего детства, и посмотреть на него вживую мне будет ужасно интересно. Е-Tуре тоже очень уважаю. Раньше во время их концертов в России мы все время были на гастролях, так что теперь буду рад увидеть их выступление. Что касается российских участников, то более плотно я сейчас общаюсь и дружу с молодым поколением музыкантов. Мы с ними сотрудничаем в плане аранжировок, ремиксов, в поисках нового звучания. Мы не хотим оставаться «группой из прошлого». Недавно записали новый альбом «Носитель идей», который, с одной стороны, сохранил фирменное звучание «Технологии», а с другой — адресован современной молодежи и созвучен ее музыкальным вкусам. Для меня 4 ноября вдвойне важная дата, потому что в этот день состоится и наше выступление на «Легендах Ретро FM», и релиз нашего нового альбома «Носитель идей».

— Почему он так долго ждал своего часа? Ведь, судя по сайту «Технологии», «Носитель идей» мог бы выйти еще в 2006-м.

— И даже раньше. Начало все писаться еще в 2003-м — первая песня «Люди» именно тогда появилась. Но было много сложностей. Во-первых, тяжело было входить в одну и ту же реку второй раз. Хотелось новых песен в духе старой «Технологии», но чтобы это не был нафталин. Во-вторых, начались юридические проблемы со звукозаписывающей компанией. Я пережил долгий и мучительный развод с моими деловыми партнерами. К счастью, нам удалось цивилизованно договориться и сохранить нормальные отношения. Но альбом все это время лежал на полке. Впрочем, я даже рад, что все получилось именно так. Думаю, сейчас для этой музыки — самое время.

КСТАТИ

Один из основателей «Технологии» Леонид Величковский не вошел в новый состав группы.

Есть версия, что основной причиной его отсутствия стал финансовый вопрос. Зато
в коллективе появились два новых участника — Алексей Савостин и Матвей Юдов.

Детство — с шести до одиннадцати лет — Роман провел в Сирии, с родителями. С тех пор обычаи и культура арабского мира стали одним из увлечений, которые до сих пор пленяют его воображение. Неплохо говорит на арабском. Также вполне сносно владеет французским, который освоил в период работы в Париже. Однако любимый язык — английский. Часть песен Рябцев с упорством, достойным лучшего применения, пишет на английском языке, так как запаса русских слов ему катастрофически не хватает. Годы, проведенные на знойном Ближнем Востоке, наложили отпечаток и на прочие пристрастия музыканта. К примеру, он терпеть не может все зимние виды спорта.
А катание на лыжах где-нибудь в Альпах может стать для него самой страшной пыткой из всех известных современной цивилизации.

В январе певцу, музыканту и композитору исполнится 45 лет. Незадолго до Нового года Роман во второй раз женился. Журнал «Телепрограмма» встретился с Рябцевым, чтобы выяснить, чем он сейчас занимается и что происходит в его жизни

Фото: Иван ПРОХОРОВ

Изменить размер текста: A A

2015 год начинается для меня со съемок в телесериале, где я в очередной раз играю самого себя, - рассказывает Роман. - Достаточно забавная роль.

- И это ведь притом что вы принципиально не смотрите телевизор. По крайней мере часто об этом говорите.

В какой-то момент я настолько его пересмотрел, что понял: ничего нового он дать мне не может. Фильмы, к примеру, я не могу смотреть по ТВ , потому что их все время перебивают рекламой. Уж лучше пойду в кино или куплю диск. Если же я хочу посмотреть какую-то конкретную передачу, то скачаю ее из интернета.

- К примеру, политические по­единки?

Нет, мне они неинтересны. Наверное, это с возрастом пришло, спокойнее стал. Не думаю, что в них меня что-то может зацепить. К тому же я знаю телевизионную кухню: люди, которые готовы морды бить друг другу в эфире, потом в курилке мило общаются. Все это большое шоу... В этом году меня часто звали сниматься в телепроектах начиная с передачи Александра Гордона и заканчивая смешными викторинами, в которых тебе нужно исполнить песню, будучи подвешенным под потолком. Суть в общем-то одна: шоу должно нравиться зрителю.

- И вы соглашаетесь: висите под потолком в шоу «Звезды без пафоса» на канале «Ю». Об этой же программе речь?

Участвую, да. Это было очень смешно, я бы даже сказал, ржачно. Смотрел на себя в записи и покатывался со смеху.

- ...понимая, что все это на потеху публике.

А я, извините, где работаю? В шоу-бизнесе. В последнее время я кардинально изменил свое отношение ко всем этим программам. Скажем, лет десять назад во мне еще играл максимализм: «Да я серьезный человек, не пойду в эти развлекательные передачи!» А сейчас думаю: почему бы и нет? Если я дурачусь в компании своих знакомых, то почему бы мне не сделать то же самое на публику? Если раньше группа «Технология» старалась сохранять брутальный имидж - мы старались не улыбаться, были серьезными, - то сейчас, в общем, нам на все наплевать. Можем позволить себе быть самими собой.


«Я воспитывался в правильном коммунистическом духе»

- Вы родились в Воронеже, потом возвращались туда после жизни с родителями в Сирии. Сейчас вас что-то связывает с этим городом?

Есть определенная ностальгия... Ведь именно в Воронеже я поступил в институт и даже проучился там один курс. В это время произошло много событий, перевернувших мою жизнь... В этом году летом меня что-то накрыло, и я понял: обязательно нужно съездить в Воронеж! Просто так, не на гастроли. Думаю, меня наконец-то догнал пресловутый кризис среднего возраста. Лето было вообще очень сумбурное и безумное. Пытался разобраться в себе, в жизни, в том числе - личной. Слава богу, сейчас все устаканилось. Но тогда меня терзали душевные метания, я вдруг остро почувствовал, что мне нужно в Воронеж - приехать и пару дней просто побродить по городу, съездить в деревню, где жили дедушка с бабушкой. Не люблю пафосных слов, но мне захотелось припасть к корням.

- Кстати, по поводу воронежского института... С чего вдруг вы решили поступать в педагогический вуз?

По настоянию родителей. У них, дипломатов, намечалась очередная командировка за границу. Я был в том возрасте, когда мне уже нельзя было выезжать с ними. В школах при посольстве на Ближнем Востоке дети обычно учатся до четвертого-пятого класса. Десятилетки бывают, как правило, только в крупных капиталистических странах: Штатах, Франции , Германии ... Поэтому мы с братом оканчивали школу в специальном интернате для детей заграничных работников. Отправляясь в очередную страну, родители размышляли: куда меня девать? Они совершенно справедливо побоялись оставлять меня дома. 16-летний подросток, свободная жизнь, один в квартире. Что будет? Сейчас-то я их очень хорошо понимаю. А тогда жутко злился. Однако мама с папой настояли на том, чтобы я поступил в Воронежский педагогический институт, который они сами оканчивали. К тому же замдекана - их одногруппник. Бабушка с дедушкой под боком. В общем, я был, по их мнению, под присмотром. Родители рассчитывали, что я поступлю в воронежский институт, а на следующий год переведусь в московский. Так, собственно, и получилось.


- Вы осознавали, что Москва - это город больших перспектив?

Для меня Москва была всего лишь столицей нашей Родины. И все. Поймите, я воспитывался в правильном коммунистическом духе. Да и как иначе мог быть воспитан подросток, проживший пять лет в посольстве? Аморальных людей за границу не пускали. Я все принимал за чистую монету. Слово «карьерист» для меня было таким же ругательным, как «бюрократ» или «взяточник». Я искренне презирал людей, которые стремятся делать карьеру и куда-то вырваться. Считал, что это очень грязно, некрасиво и плохо. То есть я был абсолютно коммунистически воспитанным ребенком. Это уже потом ко мне, москвичу, приехавшему в Воронеж, появилось завистливо-презрительное отношение, что меня очень угнетало, и я всеми средствами старался показать: я абсолютно такой же, как и все остальные, ничем не отличаюсь.

«Технология» забронзовела. И я пересмотрел свои взгляды на жизнь и творчество»

- Вы еще в школе начали задумываться о карьере музыканта?

Нет, о музыкальной карьере я даже не думал. Дело в том, что в 9 - 10-м классах мы с товарищем, отбывая «ссылку» в том самом интернате, пытались сочинять песни. Я играл на пианино, а у моего друга было сразу три инструмента: драм-машина, синтезатор и электроорган. Их ему за хорошую учебу подарили родители, работающие в Италии . В итоге мы записали три магнитоальбома, совершенно омерзительных по качеству, но очень смешных, искренне наивных по содержанию. Хотя, признаюсь, недавно я приступил к записи одной из этих песен, немного переработав текст и оставив без изменения мелодию, сочиненную в 16 лет!.. Тогда, во времена СССР , о карьере музыканта невозможно было даже мечтать, не имея музыкального образования и соответствующей аттестации. Уже на первом курсе института родители купили мне электроорганчик Casio. С ним я был первым парнем на деревне! (Улыбается.) Меня без разговоров взяли в институтский интернациональный ВИА «Солнечный круг». В 1987 году я умудрился попасть на первый воронежский рок-фестиваль в качестве гостя, вне конкурса. Мне разрешили спеть три песни, предварительно заставив пройти через ад литсоветов. Я возил свои тексты то ли в райком, то ли в горком комсомола, их там утверждали, искали крамолу, не находили и ставили печать. Все было настолько мрачно... Сам я в общем-то собирался пойти по стопам отца и строить дипломатическую карьеру. Музыка была всего лишь моим хобби, но рядом со мной все время находились люди, с которыми мне было интересно играть и которым было интересно играть со мной. И когда я уже приехал в Москву, то прибился к группе. Сейчас и не помню, как и к какой. Потом была еще одна группа. Потихонечку понеслось, поехало, последовали первые гастроли в Смоленск ...

- В свое время вы успели посотрудничать и с Кристиной Орбакайте, и с группой t.A.T.u., и с Владом Сташевским. Продолжаете работать с другими артистами?

Лет 10 лет ничем подобным не занимался. «Технология» отнимала слишком много времени. Но сейчас восстанавливаю прежние умения, начинаю работать для других исполнителей, не хочу пока афишировать их имена. В одном случае я выступаю в качестве автора музыки на стихи другого человека, во втором - продюсирую песни.

- А как же новый альбом группы «Технология»? Вы ведь говорили, что он вот-вот вый­дет.

Я пересмотрел свои планы на жизнь и творчество. На мой взгляд (хотя далеко не все со мной согласны), группа «Технология» окончательно превратилась в, как пишут на афишах, «легендарную группу «Технология», то есть забронзовела, полностью перешла в разряд ретро. По гастрольной практике вижу: никому ничего нового от нас не надо. Организаторы концертов то и дело нам говорят: «Только, ради бога, не надо петь новых песен!» Поэтому делать что-то новое под маркой группы «Технология» я считаю нецелесообразным. В 2009 году мы записали альбом «Носитель идей». Но и половину песен из него на концертах не играем. У меня уже была похожая ситуация в 1993-м. Я писал песни, которые группе совершенно не подходили, это была ни разу не «Технология» - кельтско-ирландские мелодии... В общем, как и тогда, сейчас решил выпустить свой сольный альбом. А для «Технологии» к грядущему юбилею (в марте 2015-го нам исполняется 25 лет, планируем отметить с размахом - большими концертами) записать несколько новых синглов.


- Вас что-то удивляет, радует в современной музыке?

Удивляет то, что ничего нового и интересного в ней не происходит. Сплошное пережевывание старого. Раньше, допустим, возникала мода на какое-то ответвление танцевальной музыки. Взять хотя бы гоа-транс, трайбл-хаус или драм-н-бэйс, которые держались несколько лет, а затем сменялись каким-то другим всеобщим увлечением. Сейчас же - благодаря интернету и флешмобам - все происходит скоропалительно, за несколько месяцев, и быстро забывается. Музыкальные телеканалы практически умерли, не оказывают никакого влияния.

- Но благодаря тому же интернету «родились» Игорь Растеряев, Петр Налич...

Растеряев меня заинтересовал: хорошо начал, но потом, на мой взгляд, все стало уныло. Налич мне сразу не понравился, не зацепил. Куда прикольнее послушать очередную песню Семена Слепакова . Вот он, на мой взгляд, прекрасен. Особенно песня «Лучший секс - это секс с женой». Сколько лет уже этому хиту, а я каждый раз с восторгом его переслушиваю.

- На своей страничке в Фейсбуке вы восхищались композицией Gangnam Style.

Она шикарна. Это великолепно сконструированная песня, в которой собраны абсолютно все попсовые штампы: звуки, структура, аранжировка. Идеальный коктейль!

- Некоторое время группа «Технология» сотрудничала с Юрием Айзен­шписом. А с кем из продюсеров вы бы сейчас с удовольствием поработали?

С Максом Фадеевым . Это единственный, кого можно назвать продюсером в правильном понимании смысла этого слова. Из всех наших продюсеров он мне наиболее интересен, близок. Считаю, что он все делает очень круто.

- Может, пора снова попробовать свои силы за границей?

Нет, потому что никому из наших это не удавалось. Нет примеров! И думать, что у меня получится, глупо и наивно.

- Но вы же так не думали, уезжая в начале 90-х во Францию?

Я туда не уезжал - жил в Париже лишь во время записи альбома. Во Францию я отправился исключительно с надеждой, что мой альбом в будущем будет продаваться. Однако я не строил иллюзий, памятуя об опыте выпуска Radio Silence Бориса Гребенщикова - с гораздо большими бюджетами и продюсерами типа Дейва Стюарта. Ну и что? В итоге его альбом провалился. Поэтому свою поездку я расценивал лишь как интересный опыт работы «по-другому», не так, как у нас.


- В чем кардинальное отличие?

Менталитет! Недавно мы играли на репетиционной базе, состоящей из нескольких комнат. Там в режиме нон-стоп с утра до ночи репетировали разные молодые группы. И 90 процентов из них играли жесткий хеви-метал: адреналин, подростковая энергия... Но как бы смешно это ни звучало, они исполняют модную и достаточно актуальную музыку. Молодежь не проходит через клуб самодеятельной песни и дворовое бренчание на гитарах, они не поют советские песни на уроках пения. Эти музыканты воспитаны интернетом и радио на правильной музыке. И лет через 20, когда вымрет наше поколение и оставшийся в мозгах совок, есть шанс, что такие группы прорвутся.

- А в принципе вы могли бы пере-ехать за границу?

Для чего? Если только для записи альбома. Но у меня здесь есть своя студия, и я физически не смогу перевезти ее за границу. Можно, конечно, поехать с мобильной клавиатурой и одним синтезатором, но это будет уже не то. Конечно, если повторилась бы ситуация 1993 года и мне какие-нибудь французы предложили подписать контракт и записать альбом, я бы согласился. Но пока что-то никто не предлагает...

- Вы любите рассуждать о коррупции в отечественном музыкальном бизнесе. А сами-то сталкиваетесь с этим?

Конечно. У тебя вроде бы есть хорошие отношения с «радиолюдьми». Предлагаешь им песню для эфира. «Да, да, послушаем», - отвечают. И ничего. Тишина. А уже потом узнаешь через других людей - и это самое противное, - что песня не подходит по формату. Намекают, что нужно занести денег. Они даже стесняются об этом в лоб говорить. Нельзя просто прийти в коммерческий отдел и заплатить за ротацию песни в эфире. Все происходит на уровне полунамеков.

«Лишней истеричной любви мне не нужно»

- Какие лучшие качества вы переняли от своего отца?

Несмотря на то что мой папа дипломат, именно он научил меня все делать своими руками. Об этом я задумался буквально на днях, прикручивая очередную полку. В принципе дома могу сделать все, что не требует газовой сварки: стол сколотить, покрасить его, полку повесить... Меня от этого прет. Проще самому просверлить, прибить, нежели вызывать мастера. Папа всегда что-то делал дома, прибивал, ковырял. А я смотрел и учился самостоятельности.

- Вы как-то заявили, что у музыканта есть три постоянные статьи расходов: студия, машина и супруга. Ситуация не изменилась?

Тьфу-тьфу, на лекарства пока не трачусь (улыбается). Номер один в этом списке, конечно, жена. Студия уже, к счастью, в расходах не нуждается. Только в арендной плате за помещение. 28 синтезаторов - это более чем достаточно. Как минимум от парочки я хочу избавиться. Я на них не играю, а место занимают... Машина? Да!

- Хотя в последнее время вы предпочитаете метро.

Стараюсь чаще ездить на метро, потому что это быстро. В Москве фиг припаркуешься. На сегодня у меня запланированы еще две встречи и репетиция. В машине я бы провел полдня, а на метро - вжик-вжик, туда-сюда... У меня совершенно нет на этот счет комплексов. А когда на улице тепло и сухо - езжу еще и на самокате или велосипеде.

- О трех основных статьях расходов мы поговорили... В эту «систему координат» вмешивается алкоголь?

Только безалкогольное пиво, да и то без фанатизма. Уже больше четырех лет.

- Как вы к этому пришли?

Было много звоночков. Естественно, увещевания со стороны близких. Да я и сам чувствовал, насколько быстро устаю, - вечно разбитое состояние, плохое самочувствие. Володя Нечитайло потащил меня в клинику - проверить организм. Тогда я и понял, насколько все ужасно. Решил: пора завязывать, если хочу прожить долго и счастливо. Появился элементарный страх за свое здоровье. В итоге - получасовой сеанс, куча электродов, подведенных к голове , - и уже на следующий день я спокойно смотрел на алкоголь, никаких эмоций!


- У вас не возникает чувства ностальгии по временам, когда ваш подъезд был исписан признаниями в любви, когда поклонницы одолевали и ночью, и днем?

Нет! Это было ужасно и неприятно. Честно говорю, без кокетства, потому что это жутко осложняло мою жизнь. Тщеславие - такая интересная штука: оно хорошо, когда монетизировано, когда поклонницы кричат «Рома, Рома!» и при этом покупают билеты на концерт. А по отдельности - не интересно. К слову, сейчас поклонниц не стало меньше, просто из подъездов они перетекли в тот же Фейсбук, стали более цивилизованными. И жить теперь не мешают (смеется).

- Однажды вы сказали: «Планирую свою жизнь на день вперед и на то, что будет через три года, а в промежутке - фристайл». Откуда взяли такие рамки? Почему именно три года?

Три - хорошее число, магическое. Но не все в моей жизни удается разделить на такие отрезки. Пресловутый кризис среднего возраста, который я пережил этим летом, привел к тому, что сейчас стараюсь планировать с большой осторожностью. Тем более в нынешней экономической ситуации планировать что-либо вообще нереально. Что будет через три года? Леший его знает! Конечно, у меня есть наполеоновские планы - в следующем году наконец-то выпустить свой альбом. Хотя бы в интернете... Но, чувствую, планирование и я - вещи малосочетаемые. Это очень плохо, конечно, неправильно, но такой вот я - Роман Рябцев.

Макияж и прически: Кристина КОВАЛЕВА.

Благодарим бар The Box за помощь в организации съемки.

Личное дело

Роман РЯБЦЕВ родился 25 января 1970 года в Воронеже. Рос в семье дипломатов, пять лет прожил в Дамаске (Сирия ). Профессиональную музыкальную карьеру начал в 1988 году в составе дуэта «Прощай, молодость». В 1990 году стал клавишником группы «Биоконструктор», которая затем трансформировалась в «Технологию». В 1993-м Рябцев уехал во Францию для записи сольного альбома по контракту с компанией Radio France Internationale. Вернувшись в Россию , вскоре покинул коллектив и официально объявил о начале сольной карьеры. За 10 лет Рябцев выпустил четыре альбома, параллельно занимаясь ремиксами и аранжировками для разных исполнителей. В 2003-м воссоздал группу «Технология», в которой по-прежнему выступает вместе с Владимиром Нечитайло и Матвеем Юдовым . Жена - журналист Марина Канцлер (Рябцева).

В январе певцу, музыканту и композитору исполнится 45 лет. Незадолго до Нового года Роман во второй раз женился. Журнал «Телепрограмма» встретился с Рябцевым, чтобы выяснить, чем он сейчас занимается и что происходит в его жизни

Фото: Иван ПРОХОРОВ

Изменить размер текста: A A

2015 год начинается для меня со съемок в телесериале, где я в очередной раз играю самого себя, - рассказывает Роман. - Достаточно забавная роль.

- И это ведь притом что вы принципиально не смотрите телевизор. По крайней мере часто об этом говорите.

В какой-то момент я настолько его пересмотрел, что понял: ничего нового он дать мне не может. Фильмы, к примеру, я не могу смотреть по ТВ , потому что их все время перебивают рекламой. Уж лучше пойду в кино или куплю диск. Если же я хочу посмотреть какую-то конкретную передачу, то скачаю ее из интернета.

- К примеру, политические по­единки?

Нет, мне они неинтересны. Наверное, это с возрастом пришло, спокойнее стал. Не думаю, что в них меня что-то может зацепить. К тому же я знаю телевизионную кухню: люди, которые готовы морды бить друг другу в эфире, потом в курилке мило общаются. Все это большое шоу... В этом году меня часто звали сниматься в телепроектах начиная с передачи Александра Гордона и заканчивая смешными викторинами, в которых тебе нужно исполнить песню, будучи подвешенным под потолком. Суть в общем-то одна: шоу должно нравиться зрителю.

- И вы соглашаетесь: висите под потолком в шоу «Звезды без пафоса» на канале «Ю». Об этой же программе речь?

Участвую, да. Это было очень смешно, я бы даже сказал, ржачно. Смотрел на себя в записи и покатывался со смеху.

- ...понимая, что все это на потеху публике.

А я, извините, где работаю? В шоу-бизнесе. В последнее время я кардинально изменил свое отношение ко всем этим программам. Скажем, лет десять назад во мне еще играл максимализм: «Да я серьезный человек, не пойду в эти развлекательные передачи!» А сейчас думаю: почему бы и нет? Если я дурачусь в компании своих знакомых, то почему бы мне не сделать то же самое на публику? Если раньше группа «Технология» старалась сохранять брутальный имидж - мы старались не улыбаться, были серьезными, - то сейчас, в общем, нам на все наплевать. Можем позволить себе быть самими собой.


«Я воспитывался в правильном коммунистическом духе»

- Вы родились в Воронеже, потом возвращались туда после жизни с родителями в Сирии. Сейчас вас что-то связывает с этим городом?

Есть определенная ностальгия... Ведь именно в Воронеже я поступил в институт и даже проучился там один курс. В это время произошло много событий, перевернувших мою жизнь... В этом году летом меня что-то накрыло, и я понял: обязательно нужно съездить в Воронеж! Просто так, не на гастроли. Думаю, меня наконец-то догнал пресловутый кризис среднего возраста. Лето было вообще очень сумбурное и безумное. Пытался разобраться в себе, в жизни, в том числе - личной. Слава богу, сейчас все устаканилось. Но тогда меня терзали душевные метания, я вдруг остро почувствовал, что мне нужно в Воронеж - приехать и пару дней просто побродить по городу, съездить в деревню, где жили дедушка с бабушкой. Не люблю пафосных слов, но мне захотелось припасть к корням.

- Кстати, по поводу воронежского института... С чего вдруг вы решили поступать в педагогический вуз?

По настоянию родителей. У них, дипломатов, намечалась очередная командировка за границу. Я был в том возрасте, когда мне уже нельзя было выезжать с ними. В школах при посольстве на Ближнем Востоке дети обычно учатся до четвертого-пятого класса. Десятилетки бывают, как правило, только в крупных капиталистических странах: Штатах, Франции , Германии ... Поэтому мы с братом оканчивали школу в специальном интернате для детей заграничных работников. Отправляясь в очередную страну, родители размышляли: куда меня девать? Они совершенно справедливо побоялись оставлять меня дома. 16-летний подросток, свободная жизнь, один в квартире. Что будет? Сейчас-то я их очень хорошо понимаю. А тогда жутко злился. Однако мама с папой настояли на том, чтобы я поступил в Воронежский педагогический институт, который они сами оканчивали. К тому же замдекана - их одногруппник. Бабушка с дедушкой под боком. В общем, я был, по их мнению, под присмотром. Родители рассчитывали, что я поступлю в воронежский институт, а на следующий год переведусь в московский. Так, собственно, и получилось.


- Вы осознавали, что Москва - это город больших перспектив?

Для меня Москва была всего лишь столицей нашей Родины. И все. Поймите, я воспитывался в правильном коммунистическом духе. Да и как иначе мог быть воспитан подросток, проживший пять лет в посольстве? Аморальных людей за границу не пускали. Я все принимал за чистую монету. Слово «карьерист» для меня было таким же ругательным, как «бюрократ» или «взяточник». Я искренне презирал людей, которые стремятся делать карьеру и куда-то вырваться. Считал, что это очень грязно, некрасиво и плохо. То есть я был абсолютно коммунистически воспитанным ребенком. Это уже потом ко мне, москвичу, приехавшему в Воронеж, появилось завистливо-презрительное отношение, что меня очень угнетало, и я всеми средствами старался показать: я абсолютно такой же, как и все остальные, ничем не отличаюсь.

«Технология» забронзовела. И я пересмотрел свои взгляды на жизнь и творчество»

- Вы еще в школе начали задумываться о карьере музыканта?

Нет, о музыкальной карьере я даже не думал. Дело в том, что в 9 - 10-м классах мы с товарищем, отбывая «ссылку» в том самом интернате, пытались сочинять песни. Я играл на пианино, а у моего друга было сразу три инструмента: драм-машина, синтезатор и электроорган. Их ему за хорошую учебу подарили родители, работающие в Италии . В итоге мы записали три магнитоальбома, совершенно омерзительных по качеству, но очень смешных, искренне наивных по содержанию. Хотя, признаюсь, недавно я приступил к записи одной из этих песен, немного переработав текст и оставив без изменения мелодию, сочиненную в 16 лет!.. Тогда, во времена СССР , о карьере музыканта невозможно было даже мечтать, не имея музыкального образования и соответствующей аттестации. Уже на первом курсе института родители купили мне электроорганчик Casio. С ним я был первым парнем на деревне! (Улыбается.) Меня без разговоров взяли в институтский интернациональный ВИА «Солнечный круг». В 1987 году я умудрился попасть на первый воронежский рок-фестиваль в качестве гостя, вне конкурса. Мне разрешили спеть три песни, предварительно заставив пройти через ад литсоветов. Я возил свои тексты то ли в райком, то ли в горком комсомола, их там утверждали, искали крамолу, не находили и ставили печать. Все было настолько мрачно... Сам я в общем-то собирался пойти по стопам отца и строить дипломатическую карьеру. Музыка была всего лишь моим хобби, но рядом со мной все время находились люди, с которыми мне было интересно играть и которым было интересно играть со мной. И когда я уже приехал в Москву, то прибился к группе. Сейчас и не помню, как и к какой. Потом была еще одна группа. Потихонечку понеслось, поехало, последовали первые гастроли в Смоленск ...

- В свое время вы успели посотрудничать и с Кристиной Орбакайте, и с группой t.A.T.u., и с Владом Сташевским. Продолжаете работать с другими артистами?

Лет 10 лет ничем подобным не занимался. «Технология» отнимала слишком много времени. Но сейчас восстанавливаю прежние умения, начинаю работать для других исполнителей, не хочу пока афишировать их имена. В одном случае я выступаю в качестве автора музыки на стихи другого человека, во втором - продюсирую песни.

- А как же новый альбом группы «Технология»? Вы ведь говорили, что он вот-вот вый­дет.

Я пересмотрел свои планы на жизнь и творчество. На мой взгляд (хотя далеко не все со мной согласны), группа «Технология» окончательно превратилась в, как пишут на афишах, «легендарную группу «Технология», то есть забронзовела, полностью перешла в разряд ретро. По гастрольной практике вижу: никому ничего нового от нас не надо. Организаторы концертов то и дело нам говорят: «Только, ради бога, не надо петь новых песен!» Поэтому делать что-то новое под маркой группы «Технология» я считаю нецелесообразным. В 2009 году мы записали альбом «Носитель идей». Но и половину песен из него на концертах не играем. У меня уже была похожая ситуация в 1993-м. Я писал песни, которые группе совершенно не подходили, это была ни разу не «Технология» - кельтско-ирландские мелодии... В общем, как и тогда, сейчас решил выпустить свой сольный альбом. А для «Технологии» к грядущему юбилею (в марте 2015-го нам исполняется 25 лет, планируем отметить с размахом - большими концертами) записать несколько новых синглов.


- Вас что-то удивляет, радует в современной музыке?

Удивляет то, что ничего нового и интересного в ней не происходит. Сплошное пережевывание старого. Раньше, допустим, возникала мода на какое-то ответвление танцевальной музыки. Взять хотя бы гоа-транс, трайбл-хаус или драм-н-бэйс, которые держались несколько лет, а затем сменялись каким-то другим всеобщим увлечением. Сейчас же - благодаря интернету и флешмобам - все происходит скоропалительно, за несколько месяцев, и быстро забывается. Музыкальные телеканалы практически умерли, не оказывают никакого влияния.

- Но благодаря тому же интернету «родились» Игорь Растеряев, Петр Налич...

Растеряев меня заинтересовал: хорошо начал, но потом, на мой взгляд, все стало уныло. Налич мне сразу не понравился, не зацепил. Куда прикольнее послушать очередную песню Семена Слепакова . Вот он, на мой взгляд, прекрасен. Особенно песня «Лучший секс - это секс с женой». Сколько лет уже этому хиту, а я каждый раз с восторгом его переслушиваю.

- На своей страничке в Фейсбуке вы восхищались композицией Gangnam Style.

Она шикарна. Это великолепно сконструированная песня, в которой собраны абсолютно все попсовые штампы: звуки, структура, аранжировка. Идеальный коктейль!

- Некоторое время группа «Технология» сотрудничала с Юрием Айзен­шписом. А с кем из продюсеров вы бы сейчас с удовольствием поработали?

С Максом Фадеевым . Это единственный, кого можно назвать продюсером в правильном понимании смысла этого слова. Из всех наших продюсеров он мне наиболее интересен, близок. Считаю, что он все делает очень круто.

- Может, пора снова попробовать свои силы за границей?

Нет, потому что никому из наших это не удавалось. Нет примеров! И думать, что у меня получится, глупо и наивно.

- Но вы же так не думали, уезжая в начале 90-х во Францию?

Я туда не уезжал - жил в Париже лишь во время записи альбома. Во Францию я отправился исключительно с надеждой, что мой альбом в будущем будет продаваться. Однако я не строил иллюзий, памятуя об опыте выпуска Radio Silence Бориса Гребенщикова - с гораздо большими бюджетами и продюсерами типа Дейва Стюарта. Ну и что? В итоге его альбом провалился. Поэтому свою поездку я расценивал лишь как интересный опыт работы «по-другому», не так, как у нас.


- В чем кардинальное отличие?

Менталитет! Недавно мы играли на репетиционной базе, состоящей из нескольких комнат. Там в режиме нон-стоп с утра до ночи репетировали разные молодые группы. И 90 процентов из них играли жесткий хеви-метал: адреналин, подростковая энергия... Но как бы смешно это ни звучало, они исполняют модную и достаточно актуальную музыку. Молодежь не проходит через клуб самодеятельной песни и дворовое бренчание на гитарах, они не поют советские песни на уроках пения. Эти музыканты воспитаны интернетом и радио на правильной музыке. И лет через 20, когда вымрет наше поколение и оставшийся в мозгах совок, есть шанс, что такие группы прорвутся.

- А в принципе вы могли бы пере-ехать за границу?

Для чего? Если только для записи альбома. Но у меня здесь есть своя студия, и я физически не смогу перевезти ее за границу. Можно, конечно, поехать с мобильной клавиатурой и одним синтезатором, но это будет уже не то. Конечно, если повторилась бы ситуация 1993 года и мне какие-нибудь французы предложили подписать контракт и записать альбом, я бы согласился. Но пока что-то никто не предлагает...

- Вы любите рассуждать о коррупции в отечественном музыкальном бизнесе. А сами-то сталкиваетесь с этим?

Конечно. У тебя вроде бы есть хорошие отношения с «радиолюдьми». Предлагаешь им песню для эфира. «Да, да, послушаем», - отвечают. И ничего. Тишина. А уже потом узнаешь через других людей - и это самое противное, - что песня не подходит по формату. Намекают, что нужно занести денег. Они даже стесняются об этом в лоб говорить. Нельзя просто прийти в коммерческий отдел и заплатить за ротацию песни в эфире. Все происходит на уровне полунамеков.

«Лишней истеричной любви мне не нужно»

- Какие лучшие качества вы переняли от своего отца?

Несмотря на то что мой папа дипломат, именно он научил меня все делать своими руками. Об этом я задумался буквально на днях, прикручивая очередную полку. В принципе дома могу сделать все, что не требует газовой сварки: стол сколотить, покрасить его, полку повесить... Меня от этого прет. Проще самому просверлить, прибить, нежели вызывать мастера. Папа всегда что-то делал дома, прибивал, ковырял. А я смотрел и учился самостоятельности.

- Вы как-то заявили, что у музыканта есть три постоянные статьи расходов: студия, машина и супруга. Ситуация не изменилась?

Тьфу-тьфу, на лекарства пока не трачусь (улыбается). Номер один в этом списке, конечно, жена. Студия уже, к счастью, в расходах не нуждается. Только в арендной плате за помещение. 28 синтезаторов - это более чем достаточно. Как минимум от парочки я хочу избавиться. Я на них не играю, а место занимают... Машина? Да!

- Хотя в последнее время вы предпочитаете метро.

Стараюсь чаще ездить на метро, потому что это быстро. В Москве фиг припаркуешься. На сегодня у меня запланированы еще две встречи и репетиция. В машине я бы провел полдня, а на метро - вжик-вжик, туда-сюда... У меня совершенно нет на этот счет комплексов. А когда на улице тепло и сухо - езжу еще и на самокате или велосипеде.

- О трех основных статьях расходов мы поговорили... В эту «систему координат» вмешивается алкоголь?

Только безалкогольное пиво, да и то без фанатизма. Уже больше четырех лет.

- Как вы к этому пришли?

Было много звоночков. Естественно, увещевания со стороны близких. Да я и сам чувствовал, насколько быстро устаю, - вечно разбитое состояние, плохое самочувствие. Володя Нечитайло потащил меня в клинику - проверить организм. Тогда я и понял, насколько все ужасно. Решил: пора завязывать, если хочу прожить долго и счастливо. Появился элементарный страх за свое здоровье. В итоге - получасовой сеанс, куча электродов, подведенных к голове , - и уже на следующий день я спокойно смотрел на алкоголь, никаких эмоций!


- У вас не возникает чувства ностальгии по временам, когда ваш подъезд был исписан признаниями в любви, когда поклонницы одолевали и ночью, и днем?

Нет! Это было ужасно и неприятно. Честно говорю, без кокетства, потому что это жутко осложняло мою жизнь. Тщеславие - такая интересная штука: оно хорошо, когда монетизировано, когда поклонницы кричат «Рома, Рома!» и при этом покупают билеты на концерт. А по отдельности - не интересно. К слову, сейчас поклонниц не стало меньше, просто из подъездов они перетекли в тот же Фейсбук, стали более цивилизованными. И жить теперь не мешают (смеется).

- Однажды вы сказали: «Планирую свою жизнь на день вперед и на то, что будет через три года, а в промежутке - фристайл». Откуда взяли такие рамки? Почему именно три года?

Три - хорошее число, магическое. Но не все в моей жизни удается разделить на такие отрезки. Пресловутый кризис среднего возраста, который я пережил этим летом, привел к тому, что сейчас стараюсь планировать с большой осторожностью. Тем более в нынешней экономической ситуации планировать что-либо вообще нереально. Что будет через три года? Леший его знает! Конечно, у меня есть наполеоновские планы - в следующем году наконец-то выпустить свой альбом. Хотя бы в интернете... Но, чувствую, планирование и я - вещи малосочетаемые. Это очень плохо, конечно, неправильно, но такой вот я - Роман Рябцев.

Макияж и прически: Кристина КОВАЛЕВА.

Благодарим бар The Box за помощь в организации съемки.

Личное дело

Роман РЯБЦЕВ родился 25 января 1970 года в Воронеже. Рос в семье дипломатов, пять лет прожил в Дамаске (Сирия ). Профессиональную музыкальную карьеру начал в 1988 году в составе дуэта «Прощай, молодость». В 1990 году стал клавишником группы «Биоконструктор», которая затем трансформировалась в «Технологию». В 1993-м Рябцев уехал во Францию для записи сольного альбома по контракту с компанией Radio France Internationale. Вернувшись в Россию , вскоре покинул коллектив и официально объявил о начале сольной карьеры. За 10 лет Рябцев выпустил четыре альбома, параллельно занимаясь ремиксами и аранжировками для разных исполнителей. В 2003-м воссоздал группу «Технология», в которой по-прежнему выступает вместе с Владимиром Нечитайло и Матвеем Юдовым . Жена - журналист Марина Канцлер (Рябцева).

Идеальная женщина, какая она, где ее найти? Эти вопросы будоражат умы уже не один век. Сегодня к нашим размышлениям на эту тему присоединился композитор, автор-исполнитель, музыкальный продюсер группы "Технология" Роман Рябцев.

И.Д. Есть ли в Вашей жизни пример безукоризненных отношений?

Р.Р. В жизни такого не встречал ни разу. Все внешне благополучные семьи всегда имеют свой "скелет в шкафу". Даже в кино и книгах отношения всегда осложнены теми или иными факторами. Иначе было бы неинтересно читать романы и смотреть мелодрамы (улыбается).

И.Д. Романтический образ, созданный в "Технологии" соответствует внутреннему содержанию?

Р.Р. Для начала, я не создавал и даже не пытался создать какой-либо образ. Все песни и стихи, которые я писал и пишу - это абсолютно честное отражение одной из сторон моего внутреннего мира. Но любой мир - не однополярен. И иногда приходится напоминать некоторым удивлённо вопрошающим: "Ты же поёшь ТАКИЕ песни, а вот сейчас был груб и нецензурен, как же так?", что в каждом человеке живут и ангелы и демоны. И если ангелы порхают в сценическом воплощении, то и демонов надо периодически выгуливать. Иначе разорвут на кусочки (улыбается).

И.Д. Что для Вас в отношениях невыносимо?

Р.Р. Душный эгоизм, выражающийся в ревнивом стремлении ограничить свободу партнёра. Что говорит об отсутствии уважения, доверия, да и, в принципе, самой любви.

И.Д. Какие женщины вдохновляют на творчество?

Р.Р. Любимые.

И.Д. Должна ли Ваша женщина разделять увлечения?

Р.Р. Было бы странно, если б женщина вместе со мной смотрела в интернете демо различных синтезаторов и прочего музыкального оборудования (смеется). Нет, конечно, таких женщин в мире тоже предостаточно, но я их не встречал. А вот увлечения, не относящиеся к моей работе,- просто обязаны хоть в какой-то степени разделяться ею. "Смотреть не друг на друга, а в одну сторону". Это, пожалуй, один из основополагающих факторов гармоничных отношений.

И.Д. Есть ли рецепт, как в быту не забыть о любви? О том, с чего всё начиналось и для чего создавалось?

Р.Р. Рецептов и волшебных палочек нет, у всех всё индивидуально. Но надо чётко понимать, что "так, как тогда, в начале" уже не будет никогда и ни у кого. Потому, что каждый день ты ложишься спать одним человеком, а просыпаешься уже немного другим. И с течением времени эта разница только накапливается. И, чтобы не похоронить свою душу в могиле ностальгии по Тем Временам, необходимо каждый день учиться строить отношения в ежедневно изменяющемся мире. Два главных слова тут: компромисс и уважение.


И.Д. С каким человеком Вы бы ни за что не стали дружить?

Р.Р. С фанатичным сторонником властей. Все остальные отклонения - только приветствуются (смеется).

И.Д. Какая изюминка в человеке сносит крышу?

Р.Р. Главное, чтобы эта изюминка не разрасталась до размеров кураги. Ну и, на вкус, на цвет,- все фломастеры разные. Никогда не угадаешь, что именно заставит тебя потерять покой и сон (улыбается).

И.Д. Внешность имеет значение? Смогли бы вы иметь отношения с некрасивой женщиной?

Р.Р. Конечно, имеет, первоочередное при знакомстве, а вот что будет дальше... Хотя, нет. Не смог бы. Именно Отношений: длительных и серьёзных, как бы очаровательна и умна она не была.

И.Д. И последний, но, если не хотите отвечать, я пойму (смеюсь). Правда ли, что "Технология" распадалась из-за женщины?

Р.Р. Неправда. Это всего лишь громкий журналистский заголовок, вырванный из контекста, да так и прилипший к нашей истории. Причиной были непреодолимые, как мне на тот момент казалось, творческие разногласия и обиды, связанные именно с нашей работой. Женщины рядом, конечно, присутствовали и влияли, но не настолько сильно, чтобы явиться основным фактором (улыбается).

Спасибо за беседу, Роман. Было приятно пообщаться и, надеюсь, это не последний наш разговор. Желаю новых прорывов в творчестве и стабильности в личном.

Ирина Данильченко

(фото из личного архива Романа Рябцева)