Женские образы в произведениях льва толстого. Женские образы в произведениях Л.Н.Толстого

Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”, ведь у женщины есть свое особое предназначение, данное самой природой: она прежде всего мать, жена. Для Толстого это бесспорно. Мир семьи - это основа человеческого общества, и хозяйка в нем - женщина.
Образы женщин в романе раскрываются и оцениваются автором с помощью излюбленного приема - противопоставления внутреннего и внешнего.
Автор говорит о некрасивости княжны Марьи, но останавливает наше внимание на “больших, глубоких и лучистых (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них)” глазах героини. Глаза, как известно, - зеркало души, поэтому, говоря о взгляде, Толстой характеризует внутренний мир героини, скрытый от поверхностного наблюдателя (например, мадемуазель Бурьен). Полюбив Николая Ростова, княжна в минуту встречи с ним преображается так, что француженка-компаньонка почти не узнает ее: в Марье появляется женственность, грация и достоинство. “В первый раз вся та чистая духовная работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу” и сделала лицо героини прекрасным.
Никакой особой привлекательности во внешнем облике мы не замечаем и у Наташи Ростовой. Вечно в движении, отзывающаяся бурно на все происходящее вокруг Наташа может “распустить свой большой рот, сделавшись совершенно дурною”, “зареветь, как ребенок”, от того, что плачет Соня; она может постареть и неузнаваемо измениться от горя после смерти Андрея. Именно такая жизненная изменчивость в Наташе и симпатична Толстому потому, что ее облик - отражение богатейшего мира ее чувств.
В отличие от любимых героинь Толстого, Наташи Ростовой и княжны Марьи, Элен - воплощение внешней красоты и одновременно странной неподвижности, словно окаменелости. Толстой постоянно подчеркивает ее однообразную, застывшую улыбку и античную красоту тела. Она напоминает прекрасную, но бездушную статую. Недаром автор совсем не говорит о ее глазах, которые, напротив, у любимых Толстым героинь всегда привлекают наше внимание. Элен хороша внешне, но является олицетворением безнравственности и порочности. Для великосветской красавицы брак - путь к обогащению. Она изменяет мужу постоянно, животное начало преобладает в ее натуре. Пьера поражает ее внутренняя грубость. Элен бездетна. “Я не такая дура, чтобы иметь детей”, - произносит она кощунственные слова. Не будучи разведенной, она решает проблему, за кого ей выйти замуж, не в состоянии выбрать одного из двух ее поклонников. Загадочная смерть Элен связана с тем, что она запуталась в собственных интригах. Такова эта героиня, таково ее отношение к таинству брака, к обязанностям женщины. А ведь для Толстого это самое важное.
Княжна Марья и Наташа становятся прекрасными женами. Не все доступно Наташе в интеллектуальной жизни Пьера, но душой она понимает его поступки и помогает мужу во всем. Марья пленяет Николая духовным богатством, которое не дано его неоложной натуре. Под влиянием жены смягчается его необузданный нрав, впервые он осознает свою грубость по отношению к мужикам. Марья Болконская не понимает хозяйственных забот Николая, даже ревнует к ним мужа. Но гармония семейной жизни и заключается в том, что муж и жена как бы дополняют и обогащают друг друга, составляют одно целое. Временное непонимание, легкие конфликты разрешаются здесь примирением.
Марья и Наташа - прекрасные матери, но Наташа больше хлопочет о здоровье детей (Толстой показывает, как она занимается младшим сыном), Марья же удивительно проникает в характер ребенка, заботится о духовном и нравственном воспитании. Мы видим, что героини схожи в главных, самых ценных для автора качествах, - им дана способность тонко чувствовать настроение близких людей, разделить чужое горе, они самоотверженно любят свою семью.
Очень важное качество Наташи и Марьи - естественность, безыскусственность. Они не способны играть роль, не зависят от постороннего взгляда, могут нарушить этикет. Так, на своем первом балу Наташа выделяется именно непосредственностью, искренностью в проявлении чувств. Княжна Марья в решающий момент ее отношений с Николаем Ростовым забывает, что хотела держаться отчужденно-вежливо. Она сидит, горько задумавшись, потом плачет, и Николай, сочувствуя ей, выходит за рамки светского разговора. Как всегда у Толстого, окончательно все решает взгляд, выражающий чувства свободнее, чем слова: “и далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным”.
Создавая систему женских образов, писатель выстраивает свой идеал женщины. По-моему, этот идеал можно свести к формуле: естественность, чуткость, любовь.

В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” показана жизнь русского общества начала XIX века. Это время активной общественной деятельности. Толстой пытается осмыслить роль женщины в жизни общества, в семье. С этой целью он выводит в свой роман большое количество женских образов, которые можно условно разделить на две большие группы: в первую входят женщины - носительницы народных идеалов, такие как Наташа Ростова, Марья Болконская и другие, а ко второй группе относятся женщины высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Лиза Болконская, Жюли Карагина и другие.

Героев романа нельзя по традиции разделить условно на «отрицательных» и «положительных» . Автор предлагает другой подход: герои неизменяемые, застывшие и изменяющиеся Неизменяемые Анна Шерер Элен Курагина Маленькая княгиня Лиза Изменяющиеся Наташа Ростова Княжна Марья

ЭЛЕН КУРАГИНА Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно – действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действие своей красоты.

НАТАША РОСТОВА «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка» .

НОЧЬ В ОТРАДНОМ Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, - сказала она(Наташа) почти со слезами в голосе. - Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало. -Нет, ты посмотри, что за луна!. . Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки – туже, как можно туже, натужиться надо, - и полетела бы. Вот так!

ПЕРВЫЙ БАЛ НАТАШИ РОСТОВОЙ Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия.

НА ОХОТЕ Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткойфранцуженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка.

НАТАША И АНДРЕЙ Князь Андрей чувствовал в Наташе присутствие совершенно чуждого для него, особенного мира, преисполненного каких-то неизвестных ему радостей, того чуждого мира. Который еще тогда, в отрадненской аллее и на окне в лунную ночь, так дразнил его. Теперь этот мир уже более не дразнил его, не был чуждый мир; но он сам, вступив в него, находил в нем новое для себя наслаждение.

НАТАША И ПЬЕР Наташа не заботилась ни о своих манерах, ни о деликатности речей, ни о том, чтобы показываться мужу в самых выгодных позах, ни о своем туалете, ни о том, чтобы не стеснять мужа своей требовательностью. Она делала все противное этим правилам. Она чувствовала. Что те очарования, которые инстинкт ее научал употреблять прежде, теперь только были бы смешны в глазах ее мужа, которому она с первой минуты отдалась вся – то есть всей душой, не оставив ни одного уголка не открытым для него. Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, - была семья, то есть муж, которого надо было держать так, чтобы он нераздельно принадлежал ей, дому, - и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать.

НАТАША РОСТОВА Особенности характера героини Как проявляются Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность Искренность, естественность в обращении с родными; восторг при виде красоты окружающего мира, умение бессознательно передать ощущение красоты другим; чувство эмпатии, которое проявляется в умении понять состояние других людей и прийти им на помощь (пример с Соней, матушкой, братом, Денисовым и т. п.). Народные, национальные черты в характере Наташи Танец Наташи во время охоты, особая манера петь, решение Наташи отдать подводы раненым во время отступления из Москвы. Ошибки, цена испытаний Испытание разлукой с князем Андреем Наташа не выдерживает. Ей необходимо любить и она верит в чистоту и искренность чувств Анатоля Курагина. Когда обман раскроется, Наташа будет долго болеть - ценой этой ошибки могла стать даже жизнь героини. Наташа - воплощение любви Любовь преображает Наташу. Сила любви Наташи способна преображать души других людей. Любовь Наташи к Пьеру дает герою возможность разобраться в себе и понять смысл жизни. Своим детям Наташа подарит радость познания материнской любви. На примере своей героини Толстой раскрывают одну из своих заветных идей: любовь действительная ведет к истине, чувственная страсть, принятая за любовь, ведет к неправде.

МАРЬЯ БОЛКОНСКАЯ …действительно, глаза княжны, большие, глубокие и лучистые(как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты. Но княжна никогда не видела хорошего выражения своих глаз, того выражения, которое они принимали в те минуты. Когда она не думала о себе

МАРЬЯ БОЛКОНСКАЯ Особенности характера героини Как проявляются Любящая, способная на самопожертвование «Христианская любовь к ближнему, любовь к врагам достойнее, отраднее и лучше, чем те чувства, которые могут внушить прекрасные глаза молодого человека молодой девушке» . Самопожертвование, покорность судьбе сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья. Религиозна, умна «Ах, ежели бы не было у нас религии, жизнь была бы очень печальна» . Ее религиозность проистекает из ее нравственного чувства, она добросердечна и открыта миру. Отличается терпимостью Она на протяжении долгого времени покорно терпит насмешки отца. При этом, она любит Николая Андреевича.

Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л.Н. Тол- стого «Война и мир» (1863-1869). Произведение - полемический ответ писателя сторонникам женской эмансипации. На одном из полюсов художественного исследования находятся многочисленные типы великосветских красавиц, хозяек великолепных салонов в Петербурге и Москве - Элен Курагина, Жюли Карагина, Анна Павловна Шерер. Мечтает о собственном салоне холодная и апатичная Вера Берг...
Светское общество погружено в вечную суету. Толстой обращает внимание в портрете красавицы Элен на «белизну плеч», «глянец волос и бриллиантов», «очень открытую грудь и спину», «не изменяющуюся улыбку». Эти детали позволяют художнику высветить внутреннюю пустоту, ничтожность «великосветской львицы». Место подлинных человеческих чувств занимает в роскошных гостиных денежный расчет. Замужество Элен, избравшей себе в мужья разбогатевшего Пьера, - наглядное тому подтверждение. Толстой показывает, что поведение дочери князя Василия - не отклонение от нормы, а норма жизни того общества, к которому она принадлежит. В самом деле, разве иначе ведут себя Жюли Карагина, имеющая благодаря своему богатству достаточный выбор женихов; или Анна Михайловна Друбецкая, пристраивающая сына в гвардию? Даже у постели умирающего графа Безухова, отца Пьера, Анна Михайловна испытывает не чувство сострадания, а страх, что Борис останется без наследства.
Толстой показывает великосветских красавиц и в «семейном быту». Семья, дети не играют в их жизни существенной роли. Элен кажутся смешными слова Пьера о том, что супругов могут и должны связывать чувства сердечной привязанности, любви. Графиня Безухова с отвращением думает о возможности иметь детей. С удивительной легкостью она бросает мужа. Элен - это концентрированное проявление мертвящей бездуховности, пустоты, суетности. Ничтожности жизни «светской львицы» вполне соответствует заурядность ее смерти.
Излишняя эмансипированность, по мнению Толстого, приводит женщину к неправильному пониманию собственной роли. В салонах Элен и Анны Павловны Шерер звучат политические споры, суждения о Наполеоне, о положении русской армии... Таким образом, великосветские красавицы утратили главные черты, которые присущи настоящей женщине. Напротив, в образах Сони, княжны Марьи, Наташи Ростовой сгруппированы те черты, которые составляют тип «женщины в полном смысле».
Вместе с тем Толстой не пытается создавать идеалы, а берет жизнь «так, как она есть». В самом деле, мы не найдем в произведении «сознательно-героических» женских натур, подобных тургеневской Марианне из романа «Новь» или Елене Стаховой из «Накануне». Отличается и сам способ создания женских образов Толстого и Тургенева. Тургенев-реалист был одновременно романтиком в изображении любви. Вспомним финал романа «Дворянское гнездо». Лаврецкий посещает отдаленный монастырь, куда скрылась Лиза. Перебираясь с клироса на клирос, она проходит мимо него походкой монахини, «...только ресницы обращенного к нему глаза чуть-чуть дрогнули... Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства... На них можно только указать - и пройти мимо». Надо ли говорить, что любимые героини Толстого лишены романтической приподнятости? Женская духовность заключается не в интеллектуальной жизни, не в увлечении Анны Павловны Ше- рер, Элен Курагиной, Жюли Карагиной политическими и другими «мужскими вопросами», а исключительно в способности к любви, в преданности семейному очагу. Дочь, сестра, жена, мать - вот основные жизненные положения, в которых раскрывается характер любимых героинь Толстого. Этот вывод может вызвать сомнение при поверхностном чтении романа. Действительно, мы видим патриотизм княжны Марьи и Наташи Ростовой в период французского нашествия, видим нежелание Марьи Болконской воспользоваться покровительством французского генерала и невозможность для Наташи остаться в Москве при французах. Однако связь женских образов с образом войны в романе более сложная, она не исчерпывается патриотизмом лучших русских женщин. Толстой показывает, что понадобилось историческое движение миллионов людей, чтобы герои романа - Марья Болконская и Николай Ростов, Наташа Ростова и Пьер Безухов - смогли найти путь друг к другу.
Любимые героини Толстого живут сердцем, а не умом. Все лучшие, заветные воспоминания Сони связаны с Николаем Ростовым: общие детские игры и шалости, святки с гаданием и ряжеными, любовный порыв Николая, первый поцелуй... Соня сохраняет свою верность любимому, отклоняя предложение Долохова. Она любит безропотно, но отказаться от своей любви она не в силах. И после женитьбы Николая Соня, конечно же, Продолжает любить его. Марья Болконская с ее евангельским смирением особенно близка Толстому. И все же именно ее образ олицетворяет торжество естественных человеческих потребностей над аскетизмом. Тайно мечтает княжна о замужестве, о собственной семье, о детях. Ее любовь к Николаю Ростову - высокое, духовное чувство. В эпилоге романа Толстой рисует картины семейного счастья Ростовых, подчеркивая этим, что именно в семье обрела княжна Марья подлинный смысл жизни.
Любовь составляет сущность жизни Наташи Ростовой. Юная Наташа всех любит: и безропотную Соню, и мать-графиню, и отца, и Николая, и Петю, и Бориса Друбецкого. Сближение, а затем разлука с князем Андреем, сделавшим ей предложение, заставляют внутренне страдать Наташу. Переизбыток жизни и неопытность - источник ошибок, необдуманных поступков героини, доказательством тому история с Анатолем Курагиным.
Любовь к князю Андрею с новой силой пробуждается в Наташе после отъезда из Москвы с обозом, в котором оказывается и раненый Болконский. Смерть князя Андрея лишает жизнь Наташи смысла, но известие о гибели Пети заставляет героиню преодолеть собственное горе, чтобы удержать старушку мать от безумного отчаяния. Наташа «думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни - любовь - еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь».
После замужества Наташа отказывается от светской жизни, от «всех своих очарований» и всецело отдается семейной жизни. Взаимопонимание супругов основано на способности «с необыкновенною ясностью и быстротой понимать и сообщать мысли друг друга, путем противным всем правилам логики». Таков идеал семейного счастья. Таков толстовский идеал «мира».
Мне кажется, что мысли Толстого о подлинном предназначении женщины не устарели и в наши дни. Конечно, заметную роль в сегодняшней жизни играют люди, посвятившие себя политической, общественной или профессиональной деятельности. Но все же многие наши современницы выбрали для себя любимых героинь Толстого. Да и так ли уж это мало - любить и быть любимой?!

Сочинение

Темы сочинений. Духовная и внешняя красота в образах Марьи Болконской и Элен Курагиной. Противоречивый образ Анны Карениной (по одноименном романе Л. Толстого). Что делает человека счастливым? Немецкий философ Кант утверждал, что только сознательное следование обязанности. Л. Толстой считал, что только в гармонии естественных нужд с моральными требованиями можно получить счастье. Именно эту мысль писатель эмоционально убедительно воплощает в образах женщин, в частности Марьи Волконской и Элен Курагиной.

Почему именно эти женские образы такие убедительные учитывая проблему морали? Наверное, потому, что во всем они противоположны. Для Марьи придерживаться морали было не тяжелее, чем дышать. Нормы поведения, привитые в семье, диктовали мотивы поступков. Именно поэтому она искренне любит людей: беспокоится за брата, помогает, когда нужно, дает кров путникам. Интересно, что автор постоянно подчеркивает ее внешнюю непривлекательность, тогда как о Элен говорит, что она красавица.

Элен знает, что красивая, и ведет себя так, будто разрешает любоваться собой. Но ее красота будто отражает взгляды захвата. Сама она не отдает людям ничего. Да и что отдавать? Ее отец научил видеть во всем выгоду для себя и не терять ее. Так вот люди для нее интересны лишь учитывая то, что от них можно иметь. Она напоминает бездушную куклу, которая некогда не изменяется. Но как же может полюбить такую женщину добрый доверчивый Пьер? Именно потому, что не очень разбирался тогда в людях, так как все ему казались прекрасными. Хотя и он ощутил неестественность ситуации и фразу о любви к Элен выдавил из себя на французском. Ее внешняя красота оказалась обманчивой, равно как обманчивой оказалась некрасивость Марьи Болконской.

И рассмотреть, увидеть внутреннюю красоту этой героини не дано было легкомысленному Анатолю, брату Элен. Ее увидел и искренне полюбил Николай Ростова, который смотрел только в ее лучистые странные глаза. Свое отношение к героиням Толстой высказал, срисовав их дальнейшую судьбу. Марью Болконскую он наградил доброй женской судьбой: у нее семья – любимый муж, дети. Элен же в своих расчетах так и потерялась, ей не судилось, не только счастье, а и самой жизни, которой она оказалась не достойна.

Почти все образы, которые мы встречаем в романах Л. Толстого, волнуют нас и трогают глубочайшие, тончайшие струны души. Почему так происходит? Чем особым наделил писатель своих героев?

Роман «Анна Каренина» повествует о непростой судьбе женщины. Анна Каренина – женщина из высшего мира, которая имеет мужа и малого сына, но влюбляется во Вронского, предавая своего мужа. Жизнь Анны минует во внутренних разногласиях, она не может бросить ни мужа, ни возлюбленного, ее переживания преисполнены драматизма. Анна заканчивает жизнь самоубийством.

На первый взгляд, Анна Каренина – изменница, она совершает аморально и предавая, и совершая самоубийство. Или не достаточно оснований, чтобы осудить эту женщину, не разбираясь в сложности ее жизни и натуры? Нет, я уверен, что не достаточно! Анна по-настоящему любит Вронского. Это не порочное стремление развлечений и приключений, не легкомысленный поступок, а искреннее чувство. Анна – женщина высшего мира. Представление о высшем мире того времени мы имеем большей частью с литературой, высший мир выдается нам искривленным, с ошибочной моралью, двойными стандартами. И вот в высшем мире встречаем женщину, что способна на чувство глубокое и страстное. Но у Анны уже есть муж, причем она также любит его. Тем не менее брак и материнские чувства не остановили ее на пути измены, которые не свидетельствовали в ее пользу.

Важным мотивом романа Толстого, который помогает разобраться в сложном образе Анны, есть мотив бессилия человека перед событиями жизни, которой драматически усложняется и запутывается все больше. Здесь сразу возникает несколько важных проблем. Во-первых, проблема сильной личности, во-вторых, проблемы выбора. Построив отношения с Вронским, Анна делает губительный, тем не менее сознательный выбор! Мне кажется, в этом ее сила, так как не каждый человек способен вопреки стандартам поведения в обществе, пусть ее выбор и не достоин.

Роман Л. Толстого «Анна Каренина» начинается известной фразой «Все счастья семьи похожи одно на другое, каждая несчастная семья несчастна по-своему». Также автор ставит вопросы связи между людьми, единства людей. Часто человека отторгают от других людей, от общества. Но посмотрим же, на общество, которое окружает Анну, оно не осуждает измены или тайные отношения. Достойно ли оно уважения? Вряд ли. Не сформировало ли оно Анну, или не обусловило поступок? Думаю, очень малой мерой. Противоречивость образа Анны заключается и в том, что это не простое развлечение, интрижка, это чувство-страсть.

В романе Л. Толстого противоречивыми и сложными есть не только образы персонажа, а и все, что окружает их. Общественное устройство, обстоятельства и т.п.

Образ Анны Карениной, мастерски созданный выдающимся русским прозаиком Львом Толстым, не является однозначным. Он не может быть объяснен или классифицирован как лишь положительный или лишь отрицательный. Душа Анны – целый мир, многогранный и непростой. И что бы не совершал человек, надо обращаться к мотивам, которые побуждали его к поступкам. Нет, эти мотивы не способны полностью ее оправдать, а часто даже усложняют понимание человека или литературного образа, но они являются важными и мы не можем ими пренебрегать. Образ Анны Карениной учит нас, кроме всего другого, не воспринимать жизнь однопланово, не делить все черное и белое, а воспринимать мир в его неоднозначности и противоречивости так же, как мы восприняли образ Анны.

В романе Л. Н. Толстого "Война и мир" показана жизнь русского общества начала XIX века периода войны 1812 года. Это время активной общественной деятельности самых различных людей. Толстой пытается осмыслить роль женщины в жизни общества, в семье. С этой целью он выводит в своем романе большое количество женских образов, которые можно условно разделить на две большие группы: в первую входят женщины - носительницы народных идеалов, такие как Наташа Ростова, Марья Болконская и другие, а ко второй группе относятся женщины высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина и другие.

Одним из наиболее ярких женских образов в романе является образ Наташи Ростовой. Будучи мастером изображения людских душ и характеров, Толстой воплотил в образе Наташи самые лучшие черты человеческой личности. Он не хотел изображать ее умной, расчетливой, приспособленной к жизни и при этом совершенно бездушной, какой он сделал другую героиню романа - Элен Курагину. Простота и одухотворенность делают Наташу более привлекательной, чем Элен с ее умом и хорошими светскими манерами. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, помогает обрести любовь к жизни, найти правильные решения. Например, когда Николай Ростов, проиграв крупную сумму денег в карты Долохову, возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и вдруг понимает, что "все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она - настоящее...".

Но Наташа не только помогает людям в трудных жизненных ситуациях, она еще просто приносит им радость и счастье, дает возможность восхищаться собой, причем делает это бессознательно и бескорыстно, как в эпизоде пляски после охоты, когда она "стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею".

Так же, как к народу, близка Наташа и к пониманию удивительной красоты природы. При описании ночи в Отрадном автор сопоставляет чувства двух сестер, ближайших подруг, Сони и Наташи. Наташа, душа которой полна светлых поэтических чувств, просит Соню подойти к окну, вглядеться в необыкновенную красоту звездного неба, вдохнуть запахи, которыми полна тихая ночь. Она восклицает: "Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!" Но Соня не может понять восторженного возбуждения Наташи. В ней нет такого внутреннего огня, который воспел Толстой в Наташе. Соня добра, мила, честна, приветлива, она не совершает ни одного дурного поступка и несет через годы свою любовь к Николаю. Она слишком хороша и правильна, она никогда не делает ошибок, из которых она бы могла извлечь жизненный опыт и получить стимул для дальнейшего развития.

Наташа же совершает ошибки и черпает из них необходимый жизненный опыт. Она встречает князя Андрея, их чувства можно назвать внезапным единением мыслей, они поняли друг друга внезапно, почувствовали что-то объединяющее их.

Но тем не менее Наташа вдруг влюбляется в Анатоля Курагина, даже хочет бежать с ним. Объяснением этому может служить то, что Наташа - самый обычный человек, со своими слабостями. Ее сердцу присущи простота, открытость, доверчивость, она просто следует за своими чувствами, не умея подчинять их разуму. Но настоящая любовь проснулась в Наташе намного позже. Она поняла, что тот, кем она восхищалась, кто был ей дорог, жил в ее сердце все это время. То было радостное и новое чувство, поглотившее Наташу целиком, вернувшее ее к жизни. Немаловажную роль сыграл в этом Пьер Безухов. Его "детская душа" была близка Наташе, и он был единственным, кто вносил радость и свет в дом Ростовых, когда ей было плохо, когда она мучилась угрызениями совести, страдала, ненавидела себя за все случившееся. Она не видела в глазах Пьера упрека или негодования. Он боготворил ее, и она была благодарна ему за то, что он есть на свете. Несмотря на ошибки молодости, несмотря на смерть любимого человека, жизнь Наташи была удивительной. Она смогла испытать любовь и ненависть, создать великолепную семью, найдя в ней столь желанный душевный покой.

В чем-то похожа на Наташу, но в чем-то и противопоставлена ей княжна Марья Болконская. Главный принцип, которому подчинена вся ее жизнь, - самопожертвование. Это самопожертвование, покорность судьбе сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья. Покорность всем прихотям своего властного отца, запрет на обсуждение его действий и их мотивов - так понимает свой долг дочери княжна Марья. Но она может проявить твердость характера, если это необходимо, что обнаруживается, когда оскорблено ее чувство патриотизма. Она не только уезжает из родового имения, несмотря на предложение мадемуазель Бурьен, но и запрещает пускать к себе свою компаньонку, когда узнает о ее связях с неприятельским командованием. Но ради спасения другого человека она может пожертвовать своей гордостью; это видно, когда она просит прощения у мадемуазель Бурьен, прощения за себя и за слугу, на которого обрушился гнев ее отца. И тем не менее, возводя свою жертвенность в принцип, отворачиваясь от "живой жизни", княжна Марья подавляет в себе нечто важное. И все же, именно жертвенная любовь привела ее к семейному счастью: при встрече с Николаем в Воронеже "в первый раз вся эта чистая, духовная, внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу". В полной мере проявила себя княжна Марья как личность, когда обстоятельства побудили ее к житейской самостоятельности, что произошло после смерти отца, и главное - когда она стала женой и матерью. О гармоничности, богатстве внутреннего мира Марьи Ростовой говорят и ее дневники, посвященные детям, и ее облагораживающее влияние на мужа.

Этим двум, во многом похожим, женщинам противопоставлены дамы высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина. Эти женщина во многом похожи между собой. В начале романа автор говорит, что Элен, "когда рассказ производил впечатление, оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины". Характернейшая примета Анны Павловны - статичность слов, жестов, даже мыслей: "Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может, не находит нужным избавляться". За этой характеристикой скрывается авторская ирония и неприязнь к персонажу.

Жюли- такая же светская дама, "самая богатая невеста России", получившая состояние после гибели братьев. Как и Элен, носящая маску благопристойности, Жюли носит маску меланхолии: "Жюли казалась разочарована во всем, говорила всякому, что она не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в какие радости жизни и ожидает успокоения только "там". Даже Борис, озабоченный поисками богатой невесты, чувствует искусственность, ненатуральность ее поведения.

Итак, женщины, близкие к естественной жизни, народным идеалам, такие как Наташа Ростова и княжна Марья Болконская, обретают семейное счастье, пройдя определенный путь духовно-нравственных исканий. А женщины, далекие от нравственных идеалов, не могут испытать настоящего счастья из-за своего эгоизма и приверженности пустым идеалам светского общества.