Игра-занятие по профориентации "острова профессий".

Дидактические игры теме «Профессии людей». Цель изучения темы: продолжать расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и потребность трудиться. “Кто чем занимается”. Цель. Закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий. Ход игры. Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается. Повар… (варит еду), врач… (лечит людей), учитель… (учит детей), строитель… (строит дома), художник… (рисует картины), пианист…(играет на пианино), писатель…(пишет книги), портниха…(шьет одежду), прачка…(стирает одежду), уборщица…(моет полы), продавец…(продает товар), фотограф…(фотографирует людей), воспитательница…(воспитывает детей), ткачиха…(ткет ткани), машинист…(ведет поезд), контролер…(проверяет билеты), машинистка…(печатает на машинке) и т.д. “Кто больше знает профессий” Цель. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель - строит, учитель - учит и т. д.). Ход игры. Воспитатель. Я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я учу вас, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю вам стихотворения, расска­зы, гуляю с вами, укладываю спать... Это моя профессия - воспитывать вас. А какая профессия у Ирины Владимировны? Она нам готовит обед. Правильно, повар. А какие вы еще знаете профессии? (Ответы.) Каждый взрослый человек обязательно учится какой-либо профессии. Овладев ею, поступает на работу и выполняет определенные действия. Что делает повар? (Дети: Повар варит, печет, жарит, чистит овощи.) Что делает врач? (Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.) Что делает портной? (Кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет.) Воспитатель называет и другие профессии - строителя, учителя, пастуха, сапожника, а дети называют действия. “Произнеси правильно”. Цель. Формирование правильного произношения звуков, закрепление названий профессий. Ход игры. Выучить чистоговорки или скороговорки, шутки, чтобы при повторении чётко произносились свистящие и шипящие звуки; - Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. - Водовоз вёз воду из водопровода. - Старый сторож Том сторожит дом. - Ткёт ткач ткани на платье Тане. - Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку - Кровельщик Кирилл криво крышу крыл. Перекрыть крышу пригласили Гришу. - Каша, каша, простокваша, повариха наша Маша, вместо каши на обед приготовила омлет. “Профессии” Цель. Закрепить названия профессий и действий, которые совершаются ими. Ход игры. Вы задаете ребенку вопрос: " Что делает…..?" и называете представителя любой профессии, а ребенок отвечает. Поначалу лучше брать профессии, из которых следует ответ - воспитатель воспитывает, пекарь печет, уборщик убирает. Перемежайте хорошо знакомые профессии с незнакомыми, заодно расскажите о неизвестных ребенку профессиях. Интересно получается, если спросить подряд "Что делает врач?", "Что делает ветеринар?" (разобрать разницу), а затем так же "учитель" и "ученый". От детей иногда слышишь интересные версии. “Подскажи словечко”. (“Добавлялки”). Цель. Развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать слова в рифму. Ход игры. Дети подсказывают слова, заканчивают стихотворение. В сумке плотника найдешь молоток и острый … (нож). Инструмент любой у места – и рубанок, и … (стамеска). Попов С.А. С огнем бороться мы должны. Мы смелые работники. C водою мы напарники. Мы очень людям всем нужны. Так кто же мы? – … (пожарники). Я бы летчиком-пилотом Непременно стать хотел, Я тогда на самолете До Москвы бы … (Долетел). Деляну Ливиу В небо синее пилот поднимает… (самолет). Степанов В. Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок). Демченко Г. Но не с кистью и ведром наш маляр приходит в дом: Вместо кисти он принес механический… (насос). Баруздин С. Чтоб не мокли люди под дождем Кровельщик железом покрывает… (дом). Баруздин С. Летят опилки белые, летят из-под пилы: Это плотник делает рамы и… (полы). Баруздин С. Каждый день газету в дом нам приносит... (почтальон). На глазах у детворы крышу красят... (маляры). Кукол я лечу с утра. Я сегодня... (медсестра). Шигаев Ю. Красить комнаты пора. Пригласили... (маляра). Баруздин С. Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц... (дрессировать). Южных рыбок нам привёз, юнга будущий... (матрос). Лото "Профессии"

Профориентационная игра "Цепочка профессий"

Упражнение используется для развития умения выделять ять общее в различных в идах трудовой деятельности. Дан­ное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы “зацикливаясь” на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики могут встречаться во многих профессиях.

Проводить упражнение лучше в круге. Число у частников от 6-8 до 15-20. Время проведения от 7-10 до 15 минут. Основные этапы следующие:

1.Инструкция: “Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий". Я назову первую профессию, например, ме­таллург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет про­фессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, на­пример, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высо­кими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по сред­ствам и т.д. (ем. раздел 6. Угадай профессию, где представ­лена схема анализа профессий)”.

2.По ходу игры ведущий иногда задаст уточняющие вопросы, типа: “В чем же сходство вашей профессии с толь­ко что названной?”. Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.

3.При обсуждении игры важно обратить внимание уча­стников, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. К примеру, если в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине - с автотранспортом, а в конце - с балетом (для подтверждения сказанного приводим пример подобной цепочки: металлург-повар - мясник - слесарь (тоже- рубит, но металл) - автослесарь - таксист – сатирик эстрадный (тоже "зубы заговаривает") - артист драмтеатра - артист балета и т.д.). Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной (только в одной!?) профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях...

Опыт показывает, что обычно больше двух раз проводить игру не следует, т.к. она может наскучить игрокам.

Иногда сходство между профессиями носит почти юмо­ристический характер, например что, может быть общего между профессиями водитель троллейбуса и профессор в вузе? Оказывается и у того, и у другого есть возможность выступать перед аудиториями, да еще у водителя троллей­буса аудитории бывают пообширнее (сколько людей только в часы пик через салон троллейбуса проходит?..). Если школьники указывают на подобные, или даже на еще более веселые линии сходства между профессиями, то ни в коем случае нельзя их осуждать за такое творчество - это один из показателей того, что игра получается.

Профориентационная игра "Суд над безработным"

Цель игры – помочь участникам выработать конструктивное отношение к безработице, создать условия для активного поиска выхода из негативной ситуации, а также создать предпосылки для формирования адекватной самооценки.

Как показывает опыт, игровой процесс с последующим обсуждением результатов способствует преодолению безработным человеком имеющихся субъективных преград на пути к успеху и помогает отнестись более реалистично к себе и своей конкурентоспособности на рынке труда.

Тема дискуссионного обсуждения – Успех.

Группе предлагается обсудить:

Что такое «успех»?

Что такое «успех» для человека, потерявшего работу?;

Является ли преградой для человека на пути к успеху его состояние безработного?

Связано ли ощущение собственной неуспешности с утратой профессиональной значимости?;

Что мешает безработному человеку быть успешным в жизни?;

И т.д.

Далее группе предлагается придумать некую легенду, то есть жизнеописание типичного безработного по следующей схеме: семья, образование, этапы трудовой жизни, потеря работы, поиск нового места работы, отношение к обществу, службе занятости и т.д.

После этого группа подразделяется на команды: выбирается участник, который сыграет роль «подсудимого», формируются группы «защиты», «обвинения», «присяжных заседателей».

«Обвинению» предстоит придумать как можно больше доводов, доказывающих что именно «подсудимый» виноват в том, что на определенном этапе стал неуспешным в жизни (согласно придуманной легенде).

«Защита», как ей и полагается, приводит доказательства в пользу «подсудимого», считая, что «подсудимый» не может в полной мере нести ответственность за свой неуспех. Объективные процессы в обществе создают неблагоприятные условия для стабильной и успешной трудовой жизни.

Каждая из сторон судебного процесса может «приглашать свидетелей» для «дачи показаний» в защиту или против подсудимого.

«Присяжные заседатели» по ходу дела имеют право задавать любые уточняющие вопросы сторонам «обвинения» и «защиты».

Слушание дела включает и так называемое «последнее слово «подсудимого», в котором ему предлагается сформулировать и предъявить суду новую оценку проблемы, более объективно отнестись к позитивным и негативным сторонам ситуации безработицы, реально оценить возможности и перспективы своего трудоустройства и дальнейшего профессионального развития.

Далее суд выносит свой вердикт – «виновен» или «не виновен» «подсудимый» в том, что он сегодня безработный. Если «виновен», то приговор выносится в форме обязательных практических мер, предписываемых «подсудимому» для успешного трудоустройства. Если «не виновен», то приговор может носить рекомендательный характер в виде системы мероприятий, которые помогут безработному человеку на пути к его трудоустройству.

В заключении следует обсуждение в группе результатов и подведение итогов игры.

Стоит отметить, что такая групповая форма работы с безработными позволяет комплексно решать узловые проблемы, препятствующие успешному трудоустройству.

Профориентационная игра "Сотворение мира"

Цель: творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы.

Необходимый материал: лист ватмана, ножницы, клей, цветные фломастеры. I 1. После того, как «мир сотворен», тренер разрезает лист ватмана на количество частей, равное количеству работающих подгрупп. Далее тасует и путает разрезанные части, после чего раздает каждой подгруппе по одной части «сотворенного мира» со следующим заданием:

Описать доставшуюся часть созданного мира;

Дать всему необходимые названия;

Подчеркнуть характерные особенности;

Государственный строй;

Сферы деятельности;

Предметы импорта и экспорта;

Приблизительная численность населения;

Чем население занимается, наиболее востребованные профессии;

Есть ли безработица, перспективы развития рынка труда;

Культурные традиции (гимн, флаг, сленг, мифы, легенды, нормы, правила, стандарты жизни и поведения, что нужно знать и уметь иностранцу, чтобы попасть в государство, и т.д.).

Время выполнения задания - 30 минут.

2.Презентация участников каждой из подгрупп происходит по следующей схеме: рассказ о своем государстве, реальные перспективы государственного развития с позиции карты востребованных профессий, готовность к сотрудничеству, реальность проникновения в страну эмигрантов и т.д.

3.По окончании презентации происходит обсуждение аспектов «совместного сотворения» и общей ответственности за существование и развитие мира, оценка динамики и перспектив дальнейшего мирового развития.

Визуально-рефлексивное упражнение "Призвание"

Цель: образная рефлексия актуальной потребности профессиональных достижений.

1)Тренер предлагает участникам подумать над понятием «призвание». Что это такое? Как призвание может быть проявлено в жизни человека? Как найти свое призвание? Что (или кто) человека может «призывать»?

2)Далее тренер предлагает визуализировать образ того, что каждого участника «призывает». Где это находится? На что (на кого) похоже? Какое это время года? Время дня? Какие слышны звуки? Запахи? Что каждый участник чувству­ет? Видит? Слышит? Ощущает? Предчувствует?

Профориентационная игра "Профессия - специальность"

Данная игровая методика направлена на повышение у участников уровня осознания таких их понятий как специали­зация в рамках той или иной профессии и на расширение информированности о немалообразии профессионального труда.

Игровое упражнение может проводиться как в круге (от 6-8 до 15-20 участников), так и в работе с целым классом. По времени оно занимает от 10 до 15-20 минут. Общая процедура следующая:

1.Участникам объясняется, как соотносятся понятия профессия и специальность: профессия - группа родствен­ных специальностей (например, профессия-учитель, специальность - учитель физкультуры и т.п.).

2.Инструкция: “Сейчас будут называться профессии, а вам нужно будет по очереди называть соответствующие специальности”. Если кто-то из игроков называет сомни­тельные специальности или откровенно ошибается, ему можно задавать уточняющие вопросы. Допускаются не­большие обсуждения и дискуссии. Желательно, чтобы ве­дущий сам ориентировался в обсуждаемых профессиях, т. е. еще перед игрой сам попытался бы назвать соответствую­щие специальности.

Можно несколько усложнить игровую процедуру, предложив участникам называть специальности не по очереди, а по принципу “пинг-понга” (только что назвавший специальность игрок сам определяет, кто должен назвать следующую специальность, и т.д.). Такое усложнение хотя и вносит в игру некоторый сумбур, но заставляет многих находиться в творческом напряжении.

Откровенно говоря, данное упражнение не является очень интересным, поэтому долго проводить его не следует. Для ведущего важно не упустить момент, когда следует остановиться. Но польза от упражнении несомненна и со­всем от него отказываться профконсультанту не следует.

По аналогичному принципу можно построить другие игровые упражнения: ПРОФЕССИЯ - УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ (называется профессия, а участники должны сказать, где реально можно ее приобрести); ПРОФЕССИЯ - МЕ­ДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ (для данной профессии); ПРОФЕССИЯ-ТРЕБУЕМЫЕ КАЧЕСТВА (проблема профессионально важных качеств) и т.д.

Для повышения активизирующих возможностей данного упражнения можно разбить группу (класс) на команды и устроить соревнование между ними, кто больше назовет соответствующих названной профессии специальностей (учебных заведений, медицинских противопоказаний, профессионально важных качеств...).

Познавательная игра «Я в мире профессий» для обучающихся 6 класса.

Цель : формирование профессионального самоопределения обучающихся
Задачи:
1. Расширение знаний о мире профессий
2. Формирование у обучающихся представления о важности выбора профессии в жизни человека
3. Развитие мотивации обучающихся к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения

Ход мероприятия:

1.Приветствие
Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Наша сегодняшняя встреча не случайна, она поможет вам в выборе вашего жизненного пути, поможет вам осознать необходимость обучения в лицее и узнать много интересного о труде в жизни человека.
Тему нашего занятия, я думаю, вы мне назовёте сами, после того как мы поиграем в следующую игру и вы ответите на мои вопросы.
2. Разминка. «Поменяйтесь местами те, кто….» Учащиеся сидят в кругу и по команде ведущего меняются местами.
Итак, поменяйтесь местами те, кто:
-любит математику
-занимается спортом или танцами
-с удовольствием рисует
-охотно помогает родителям по дому
-заботится о животных и растениях
-интересуется историей нашей страны и нашего города
-любит готовить
-кому нравится ходить в школу.
Посмотрите, каждый из нас любит заниматься определённым видом деятельности, кто любит рисовать или ухаживать за животными. Каждый человек в мире выполняет свою опредённую роль, и делает то что он умеет. Поэтому наш мир сейчас для нас комфортен и многообразен. Заниматься своим любимым делом для каждого человека- это путь к успеху в жизни.
Как вы думаете, в вашей взрослой жизни, в чём заключается этот успех. Что мы выбираем, становясь взрослее? Правильно. мы выбираем свою профессию.
Вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь? Конечно, о профессиях. О вас в мире профессий.
3. Основная часть. На доске представлена формула Н.С.Пряжникова «Хочу-Могу-Надо».

Обратите внимание на доску. На ней изображена формула, которая помогает человеку выбрать свою профессию. Мы с ней только познакомимся.
Итак, для выбора своей будущей профессии, человек должен хотеть работать именно по ней. Конечно он должен и иметь способности к этому виду деятельности. Вы согласны со мной? И тоже немаловажную роль играет то, какие профессии вообще на данный момент востребованы. Ведь если получить профессию, которой в вашем городе нет. Например, шахтёр. То и работать здесь вам будет негде.
Поэтому в выборе профессии, каждый будущий выпускник школы, должен руководствоваться и принимать во внимание данную формулу.
4. Упражение «Орудия труда». На доске представлены картинки с орудиями труда различных профессий.
Дорогие ребята, вы знаете что человек определённой профессии всегда пользуется теми орудиями, которые ему нужны в работе. Называются они орудиями труда. Посмотрите на доску и скажите, какой профессии они принадлежат.
- нож, доска, тёрка (повар)
-фонендоскоп, градусник (врач)
-шланг, огнетушитель, лестница (пожарник)
-игла, нитки (швея)
-фотоаппарат (фотограф)

Указка, журнал, учебник (учитель)
-тетрадь нот, гитара (музыкант)
-пуанты (балерина)
- кассовый аппарат (продавец)
-наручники (полицейский)
-кисть, краска (маляр)
5. Беседа «Жизненные цели и ценности»
Про некоторых людей принято говорить – он целеустремленный, он обязательно добьется своего. Каждый человек сам в ответе за свою судьбу. Он сам решает, как ему жить, каким стать.
На доске представлены цели и стремления человека. Разбейтесь на 2 группы. Первая группа, обсуждая этот список, выберите те стремления, над которыми, по вашему мнению, человек невластен. Вторая группы выбирает те стремления, над которыми человек властен.

Хорошее образование
Хорошая работа и карьера
Счастливая семья
Слава
Деньги, богатство
Дружба
Достижения в искусстве, музыке, спорте
Уважение и восхищение окружающих
Наука как познание нового
Хорошее здоровье
Уверенность в себе и самоуважение
Хорошая пища
Красивая одежда, ювелирные украшения
Власть или положение
Хороший дом, квартира
Сохранение жизни и природы на Земле
Счастье близких людей
Благополучие государства

Один представитель от группы представляет решение группы.
Давайте выполним ещё одно задание. На доске представлены эти стремления человека. У вас в руках по 5 жетончиков. Наклейте свои жетоны на те стремления и цели, к которым вы сами хотите стремиться в жизни.
Учащиеся выполняют задание.
Обсуждение результатов.

6. Физминутка.Учащиеся становятся в круг. Звучат песни, в тексте которых описываются или называются профессии. Необходимо, под музыку повторять движения ведущего и угадать профессию.
7. Соотнеси название профессии и описание её деятельности.

Учащиеся ставят стрелочки от названия профессии до их описания.
Диетолог занимается разработкой специализированного оборудования для сельского или лесного хозяйства.
Диспетчер осуществляют работы по градостроительству, архитектуре жилых, общественных и промышленных зданий
Архитектор обеспечение комфортного и безопасного времяпровождения пассажиров во время полёта
Бортпроводник определение рациона и режима питания, способов приготовления пищи и её калорийности.
Агроинженер отвечают на звонки клиентов, либо разрабатывают удобный режим работы организации
Механик создает отдельный сценарий для звукового сопровождения спектакля, фильма или мультфильма.
Провизор принимают новую технику, устанавливают и настраивают её.
Фельдшер контроль отпуска лекарственных средств, проверку работы аптек, киосков, поликлиник,
Звукорежиссёр осуществляет приём пациентов в поликлинике, здравпункте или выезжая на место вызова

8. Упражнение."САМАЯ-САМАЯ ".
А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.

Назовите профессии:
Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор...)
Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе...)
Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
Самая волосатая (парикмахер...)
Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
Самая смешная (клоун, пародист...)
Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
9. Рефлексия. Подведение итогов.
Когда рождается человек, то на небе зажигается звезда. Если звезды зажигают, это кому-нибудь нужно. Зажжем и мы свои звезды. Отобразите свое настроение в виде звезд:
1 Красная звезда – мне понравилось, я многое для себя взял;
2 Синяя – я не все понял, но я доволен;
3 Зеленая – мне не все понравилось, но я кое-что взял для себя;
4 Желтая – мне было не интересно, я для себя ничего не взял

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Апатиты

Квест - игра по профориентации
для обучающихся 5-6 классов

«Путешествие в мир профессий»

Гришина Валентина Иосифовна, учитель

русского языка и литературы,

классный руководитель 6в класса

МБОУ СОШ №3 г. Апатиты

Апатиты - 2015г.

Цели и задачи квеста - игры :

  • способствовать приобретению подростками знаний о профессиях;
  • систематизировать знания учащихся о профессиях;
  • развивать познавательные процессы, наглядно-образное мышление;
  • воспитывать уважение к труду и людям труда.
  • сплочение команды в процессе преодоления трудностей;
  • организация активного отдыха обучающихся.

Участие в квесте даст возможность игрокам на практике отработать навыки профессий. В игре школьники получат новые знания о профессиях, приобретут коммуникативные навыки (эффективного общения в разных формах и условиях), умения продуктивно работать в команде, находить компромиссы для достижения общей цели.

Перед игрой каждая команда представляет короткое приветствие, которое готовит заранее. Капитан команды получает маршрутный лист.

Каждая команда проходит ряд станций - этапов, где Помощники (обучающиеся 9-го класса) проводят с игру или дают творческое задание. Они же оценивают работу и ставят баллы в маршрутном листе. Игра начинается и заканчивается в рекреации на третьем этаже школы.

Состав команды: 6 человек. Всего команд-участников - 5 (5а, 5б, 6а,6б и 6в классы).

Максимальное количество баллов на каждом этапе - 10.

При подведении итогов Помощники могут определить самую дружную, организованную, сплочённую, творческую команду.

Команды будут награждены дипломами победителя, призёра и участника квеста - игры.

Место проведения - МБОУ СОШ №3

Оборудование:

раздаточный материал на каждую станцию, маршрутные листы для каждой команды, кроссворды, ребусы, проектор, музыкальные произведения.

Станции квеста - игры:

«Историческая» (III этаж, кабинет №302)

«Музыкальная» (II этаж, кабинет №210)

«Литературная» (III этаж, библиотека)

«Спортивная» (I этаж, спортзал)

«Профголоволомки» (II этаж, кабинет №215)

Время, которое отводится команде на выполнение задания, - 5 минут на каждой станции. Для каждой команды определена последовательность прохождения станций.

Маршрутный лист команды

________________________________________________
(название команды, класс)

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие, где познакомимся с миром профессий. Вы будете путешествовать по станциям и, участвуя в различных конкурсах, выполняя задания, узнавать много нового о мире профессий.

Методические материалы для работы на станциях

Станция «Историческая»

Знакомство с градообразующим предприятием АО «Апатит» (Слайды3- 11)

Помощник. АО «Апатит» - горно - обогатительный комбинат , предприятие химической промышленности , занимающееся производством фосфатного сырья. Расположено в городе Кировске Мурманской области , является градообразующим предприятием Кировска и Апатитов .

Сфера деятельности: добыча и обогащение апатит-нефелиновых руд хибинских месторождений, производство апатитового и нефелинового концентратов, а также других минеральных концентратов - сиенитового, сфенового, титаномагнетитового.

Продукция: высококачественный апатитовый концентрат марок «стандарт» и «супер» (содержание P2O5, соответственно, 39% и 40%);

нефелиновый, сиенитовый алюмощелочной, эгириновый, сфеновый и титаномагнетитовый концентраты.

обладатель почётного диплома ВДНХ СССР,

лауреат международной премии «Золотой Меркурий».

История предприятия

Трест «Апатит» был создан 13 ноября 1929 года на базе Хибинских месторождений апатито - нефелиновых руд. Предприятие было построено спецпереселенцами в 1929—1931 годах по постановлению ВСНХ РСФСР от 11 ноября 1929 года.

Первая тонна руды была добыта на Кировском руднике ещё до официального открытия предприятия — 7 октября 1929 года.

После перестройки спрос на продукцию предприятия резко сократился, что привело к значительному сокращению объёмов производства.

В 1996—1997 годах предприятие сначала было акционировано, а затем прошло процедуру приватизации, что в итоге позволило вывести «Апатит» из кризиса.

В настоящее время ОАО «Апатит» представляет собой крупный горнохимический комплекс, состоящий из четырёх рудников, двух апатит- нефелиновых обогатительных фабрик и различных вспомогательных подразделений.

(команда смотрит презентацию об АО «Апатит», после чего отвечает на вопросы викторины)

Викторина. (Слайды 12 - 21)

В каком году был создан горно-химический трест «Апатит»?

б) 1929

2. Кто стал первым управляющим трестом «Апатит» (памятник ему находится в центре города Кировск)?

а) Киров С.М.

б) Ленин В.И.

в) Кондриков В.И.

3. Что такое апатит?

а) Минерал

б) Камень

4. Сколько апатито - нефелиновых обогатительных фабрик на сегодняшний день входят в состав комбината «Апатит»?

а) 1 б) 2 в) 3

(АНОФII и АНОФ III)

5. Сколько рудников входит в состав комбината «Апатит»? Назовите действующие рудники.

а)2 б) 3 в) 4

(Расвумчоррский, Восточный, Центральный и Объединённый Кировский рудник)

6. Сколько орденов на здании комбината «Апатит»? Назовите их.

а) 2 б) 3 в) 4

(1965г - орден Ленина, 1972 год - орден Октябрьской революции)

7. Что такое «Тиэтта»?

а) название горы

б) продукт, выпускаемый АО «Апатит»

в) главная научная база Хибин, организованная Ферсманом А.Е..

8. Какой известный русский писатель провёл своё детство и юность в городе Кировске?

а) Визбор Юрий Иосифович

б) Ферсман Александр Евгеньевич

в) Ерофеев Венедикт Васильевич

9. Слово «апатит» произошло от греческого apathao, что означает:

а) обманщик

б) зелёный

в) камень плодородия

г) облако

10. Концентрат, производимый АО «Апатит» в большем количестве:

а) апатитовый

б) титаномагнетитовый

в) нефелиновый

(за один правильный ответ - 1 балл)

Станция «Литературная»

Задание1. Вспомните художественные произведения, в которых указаны профессии людей (укажите автора и название произведения).

НАПРИМЕР:

В.Маяковский «Кем быть?»;

Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»;

Э.Успенский «Про Веру и Анфису», «Дядя Федор, пес и кот»;

К.Чуковский «Айболит»;

С.Михалков «Дядя Степа - милиционер»;

А.Толстой «Приключения Буратино»; стихи о труде «Всё они на свете могут»;

Андерсен Х.-Г. Сказки: «Стойкий оловянный солдатик», «Пастушка и трубочист» и другие);

(за каждый верный ответ команда получает 1 балл)

Задание 2. Прочитайте наизусть стихотворение о какой - либо профессии (домашнее задание)

(Критерии оценки задания:

знание текста наизусть - 5 баллов;

Выразительность - 5 баллов)

Станция «Спортивная». Игра «Рыбалка»

Команды должны продемонстрировать умение сконцентрироваться.

Команда строится по одному. Каждый участник по очереди подбегает к «озеру» и сачком собирает теннисные мячи в пластиковое ведро.

Задание. За пять минут необходимо забросить в пластиковое ведро как можно больше теннисных мячей.

Максимальное количество баллов - 10.

Станция «Музыкальная»

Задание. Играет музыка. Необходимо угадать песню.

Игра «Угадай мелодию». (См. папку «Музыкальная»

Стюардесса по имени Жанна.

Три танкиста.

Бухгалтер.

Зеленоглазое такси.

Мы бродячие артисты.

Идет солдат по городу.

Художник, что рисует дождь.

10. Дальнобойщик.

(За каждую угаданную песню - 1 балл)

Станция «Профголоволомки» (См. папку «Профголоволомки»

Задание 1. Игра «Ребусы». (Зашифрованы слова - профессии)

1. Ювелир

2. Сапожник

3. Кондитер

4. Почтальон

5.
Журналист

6. Воспитатель

7. Космонавт

8. Повар

9. Парикмахер

10.
Дворник

(за каждый разгаданный ребус команда получает - 1 балл)

Задание 2. Головоломка «Филфорд». Н айти профессии и разгадать филворд.

Правила разгадывания:

Слова не пересекаются и не образуют «крестов».

Слова могут изгибаться только по горизонтали и по вертикали в любые стороны.

Каждая буква может входить в состав только одного слова.

делопроизводитель

биохимик

метролог

скульптор

(За каждое слово - 1 балл)

Конкурс капитанов

Капитаны команд получают карточку, на которой указана профессия. Задание: пантомимой изобразить профессию.

(один изображает, а другой угадывает)

Профессии: пожарник, продавец, художник, парикмахер, слесарь.

Количество баллов: 1балл за то, что изобразил, 1 балл за то, что угадал.

Подведение итогов и награждение команд.

Литература:

Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. - Москва: Вако, 2005.

Сборник информационных и методических материалов по подготовке и проведению игры «Мультиквест «Наш ”Апаатит’’». - Кировск: 2014г.

Игровое упражнение «Кто есть кто»

Цель игрового упражнения: дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знаний учащихся друг о друге.

Процедура игры следующая:

1. Перед началом самой игры ведущий спрашивает у участников, какие профессии для них наиболее интересны, и выписывает эти профессии (примерно 10-15) на доске; или использует материалы анкет. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна.

2. Затем ведущий объясняет правила проведения игры: «Сейчас я буду называть профессии; каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Затем все по команде одновременно должны показать на выбранного человека, наиболее подходящего для данной профессии».

3. Показав на своего товарища, все участники должны замереть; ведущий подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, то есть чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии.

Игровое упражнение «Человек - профессия»

Цель выполнения упражнения : на ассоциативном, образном уровне научить школьников соотносить человека (в том числе и себя) с профессиями и таким образом повысить их готовность различать профессиональные стереотипы.

Игра проводится в круге, рассчитана на количество игроков от 8 до 20.

Основные этапы:

1. Ведущий дает инструкцию участникам: «Сейчас мы загадаем любого из сидящих в круге, а кто-то постарается отгадать этого человека. Но отгадывать он будет с помощью одного-единственного вопроса: с какой профессией ассоциируется загаданный человек. Все участники по кругу должны будут назвать наиболее подходящую для загаданного профессию. Профессии могут повторяться. После этого у отгадывающего будет возможность подумать немного (примерно 30-40 секунд) и назвать свои варианты отгадки. Интересно, какой по счету вариант будет правильным?»

2. Затем выбирается отгадывающий (лучше, если это будет по желанию) и отправляется на некоторое время в коридор, а остальные быстро и тихо выбирают любого из присутствующих. При этом загаданным может быть и сам отгадывающий.

3. Приглашается отгадывающий, садится в круг и начинает всем по очереди задавать вопрос: «С какой профессией ассоциируется загаданный человек?». Каждый должен быстро дать ответ. Ответ должен быть правильным, но в то же время не являться подсказкой.

4. После того как все дали свои варианты ассоциаций, отгадывающий берет немного времени на раздумье и начинает называть тех, кто по его мнению, в наибольшей степени соответствует названным профессиям. Если игроков немного (8-10 человек), то отгадывающий может обратиться к участникам с этим же вопросом повторно, пройти по второму кругу.

5. Обсуждение организуется следующим образом. Если кого-то назвали по ошибке, то можно спросить у него, так ли уж сильно ошибся отгадывающий? У того человека, которого загадали на самом деле, можно спросить, согласен ли он с названными профессиями, насколько они соответствуют его собственному представлению о себе. У отгадывающего можно поинтересоваться (когда он уже будет знать, кого на самом деле загадали), чьи ответы- профессии помогали, а чьи мешали ему отгадывать.

Игровое упражнение «Вакансии»

Цель: научиться соотносить требования профессии и качества человека. Для игры необходимы доска и заранее заготовленные инструкции.

Ход игры

1. Объявляется название игры и выбираются 2 пары основных участников.

2. Ведущий знакомит всех с общей инструкцией: две группы «великих кинорежиссеров» (две выбранные пары) снимают фильмы. Фильмы разные, но в каждом из фильмов есть сценка из жизни предприятия (школы, автохозяйства и т. д. - в зависимости от разбираемой в игре профессии). «Режиссерам» срочно понадобились артисты для этих сценок. Весь облик артистов должен соответствовать типичному образу хорошего рабочего (учителя, водителя и т. д. - в зависимости от конкретной игры). Выбирать артистов «режиссеры» будут из своего класса, но, чтобы сделать удачный выбор, надо знать главные качества хорошего рабочего, иметь критерии выбора. (Возможна такая организация игры, при которой определяются не требуемые качества, а те, которые явно противопоказаны для данной профессии).

Далее группы «режиссеров» выйдут в коридор и продумают критерии выбора. Через 5-7 минут каждая группа выберет для своего фильма по 2 «артиста», после чего назовет 5 самых главных качеств (или противопоказаний) хорошего рабочего (критерии своего выбора). После чего мы определим, чей выбор был более удачным.

3. Перед отправкой «режиссеров» в коридор каждой группе дается вспомогательная (письменная) инструкция, с которой они знакомятся в коридоре. Инструкция включает в себя список качеств, необходимых для данной профессии, «режиссеры» в качестве критерия отбора должны выбрать 5 основных качеств или противопоказаний. Они берут с собой бумагу и ручки, чтобы не делать пометок в инструкции.

4. Пока «режиссеры» определяют критерии выбора, ведущий проделывают такую же работу с классом. Классу зачитывается такой же перечень качеств, что и в инструкции, и предлагается выбрать из них 5 наиболее важных (или крайне нежелательных) для разбираемой профессии. При этом ведущий записывает предложения учащихся на доске. Таким образом класс вырабатывает свои критерии, с тем чтобы лучше оценить критерии «режиссерских групп». Естественно, перед приходом «режиссеров» записи с доски стираются.

5. Группы «режиссеров» по очереди входят в класс и в течение 1 минуты называют выбранных «артистов». «Артисты» при этом остаются на своих местах, а «режиссеры» сразу же называют 5 своих критериев выбора. Если окажется, что одного человека выбрали обе группы, он в выборах больше не участвует, а группы выбирают себе другого «артиста». Дважды выбранному ученику ведущий может сделать комплимент.

6. Для оценки более удачных критериев выбора все варианты критериев (двух групп «режиссеров» и класса) могут быть выписаны на доске, после чего можно устроить небольшое (5-7 минут) обсуждение. Каждая группа соглашается с тем, что другие критерии более удачны, или отстаивает свой вариант. Чтобы спор не затягивался, решающее слово может сказать ведущий.

7. При наличии достаточного количества времени можно играть не с двумя командами, а с тремя и даже четырьмя. В этом случае в игре будет участвовать большее количество школьников.

Игровое упражнение «остров»

Цель игры : знакомство с потребностями экономики в кадрах, с проблемой непрестижных профессий; игра помогает лучше осознать роль тех или иных профессий в жизни общества.

Ход игры

1. Общая инструкция: «Представьте, что мы все «чудом» попали па необитаемый остров где-то в южных широтах. Когда нас спасут - не известно. Перед нами стоят 2 задачи: первая - выжить, вторая - остаться при этом цивилизованными людьми. За 40 минут мы должны доказать самим себе, что мы сможем решить эти задачи. Мы сидим на берегу океана и обсуждаем, что нам делать дальше. Я, как старший из вас, буду руководителем, по я сразу же хочу установить в нашем обществе демократию. Итак, ваши предложения...».

2. Участники предлагают то, что необходимо для выживания (обычно это постройка жилья, организация питания и т. д.), а ведущий выписывает все предложения на доске.

4. Когда установлен перечень работ, необходимых для выживания, следует, исходя из общего количества играющих (в том числе и ведущего), определить, сколько человек необходимо для каждой работы. Определяется это в ходе совместного обсуждения, а ведущий выписывает против каждого вида работ названное участниками количество работников. Время на этот этап - 3-5 минут.

5. Далее ведущий предлагает поднять руки тем, кто хотел бы выполнять ту или иную работу (в соответствии со списком выделенных работ), и независимо от требуемого количества выписать число желающих на доске. Как правило, возникает некоторое несоответствие требуемого и желаемого. (Если времени на игру мало, можно остановиться на этом этапе, организовав после него дискуссию по теме «Несоответствие потребностей общества и профессиональных намерений школьников».)

6. Ведущий объявляет, что «его поразила неизвестная болезнь и через 3 минуты он умрет». За это время надо выбрать из участников Совет, который будет организовывать дальнейшее выживание. Тут же решается вопрос о количественном составе совета и о конкретных кандидатурах.

7. «Умирая», ведущий сообщает, что превращается в «злого духа», который абсолютно неуязвим, но может принести немало бед и трудностей группе. Сказав это, ведущий предлагает совету организовать дальнейшее выживание, а сам уходит на последнюю парту и некоторое время не вмешивается в игру.

8. Совет учащихся пытается организовать выживание (добиться соответствия требуемого и желаемого числа работников, организовать работу в конкретных рабочих группах в виде обсуждения предстоящих дел и т. д.). В зависимости от успешности работы Совета ведущий может несколько усложнять работу в виде следующих вмешательств, например: 1) с помощью тропических болезней нейтрализовать наиболее активных школьников (вызвать необходимость медицинской помощи); 2) с помощью ветров, ливней осложнить деятельность некоторых рабочих групп; 3) пригрозив эпидемией, подсказать необходимость сооружения санитарно- гигиенических объектов (выход на непрестижные профессии) и т. д. Если Совет неплохо справляется со своими обязанностями, вмешательство ведущего может и не понадобиться.

9. Обсуждение игры начинается с вопроса «Удалось ли нам выжить?» и «Остались ли мы цивилизованными людьми?». Отвечая на вопросы, участники должны кратко обосновать свое мнение. В случае необходимости ведущий может и сам ответить на эти вопросы.

10. Типичные трудности состоят в том, что богатые возможности игры несут опасность увлечься каким-либо одним ее аспектом (обсуждение конкретных работ, увлечение географическими деталями острова, борьба с «тунеядцами» и т. д.) и потерять главную линию игры - обеспечение конкретных потребностей задач выживания.

Поскольку многие вопросы выживания решаются коллективно, ведущий должен следить за дисциплиной и ввести правила обсуждения:

Хочешь сказать - подними руку;

Один говорит - все молчат;

Время на высказывания - 15-20 секунд.

Чтобы меньше стоять спиной к классу, многочисленные записи на доске можно предложить делать одному из учащихся.

При наличии достаточного количества времени в ходе игры можно обсуждать вопросы соответствия качеств участника требуемой работе и даже организовать игровые группы подготовки кадров.

Игровое упражнение «А вот и я»

Цель упражнения : смоделировать некоторые элементы собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение и таким образом повысить уровень готовности поступающих к подобным собеседованиям. Количество участников - от 6 до 20 человек, время проведения - от 30 до 50 минут.

Ход игры

1. Каждый участник на отдельном листочке выписывает 5-7 главных правил поведения для поступающего и 5-7 главных правил проведения беседы для члена приемной комиссии, которые позволили бы ему не ошибиться при выборе претендента. На это отводится примерно 5-7 минут.

2. Ведущий предлагает двум игрокам в течение 7-10 минут разыграть сценку собеседования. Сразу же уточняется, кто будет играть претендента на вакантное место, а кто - руководителя учреждения. Желательно, чтобы вакантное место было достаточно престижным, но в то же время реальным для трудоустройства. Уточнить это должен игрок, которому досталась роль руководителя. Другой игрок - претендент на вакантное место - сразу же уточняет, какими основными качествами обладает его герой, например, указывает его возраст, пол, образование, жизненный опыт.

3. Во время разыгрывания сценки остальные участники внимательно наблюдают за действиями игроков, отмечая для себя, насколько их действия соответствуют выписанным на их листочках правилам поведения для руководителя и претендента.

4. После разыгрывания ситуации слово дается главным игрокам. Они оценивают себя, соотнося свои действия с выписанными ранее правилами поведения. Затем могут высказаться и остальные участники. Желательно завершить первое обсуждение за 5-7 минут.

5. Перед тем как начать общую игру, ведущий может зачитать основные правила для человека, желающего произвести хорошее впечатление, и для руководителя, который не хочет ошибиться в своем выборе.

Например, чтобы понравиться другим людям, можно ориентироваться на правила, выделенные Д. Карнеги:

Искренне интересуйтесь другими людьми;

Улыбайтесь;

Помните, что имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке;

Будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о себе;

Говорите о том, что интересует вашего собеседника;

Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.

Не поддаваться первому впечатлению от внешности претендента (важнее для работы все-таки деловые качества).

Не переоценивать «красноречие» претендента, которое не всегда свидетельствует об организаторских способностях;

Не переоценивать различные /дипломы «с отличием» (они вполне могут быть «купленными» или полученными без особого труда);

При первой встрече следует поменьше говорить самому руководителю и побольше слушать претендента;

Даже если претендент поначалу и не произвел впечатления, не следует ему отказывать сразу; можно вежливо предложить ему позвонить через несколько дней;

Руководитель должен хорошо сам понимать, какой же работник ему нужен (хотя бы примерно представлять, какими качествами и характеристиками он должен обладать, чтобы хорошо выполнять работу или обучаться по конкретной специальности).

6. После этого ведущий предлагает выйти следующему добровольцу на более сложную и интересную роль - претендента, беседующего с приемной комиссией.

7. Доброволец сам определяет, в какое учебное заведение и на какую специальность он собирается поступать, а также кратко называет основные характеристики своего «героя».

8. Роль членов приемной комиссии будут играть все остальные участники. При этом, для большей остроты игры, все делятся на две команды, то есть беседовать с претендентом будет не одна, а сразу две приемные комиссии на конкурсной основе. Каждая комиссия располагается за отдельным столом. Члены комиссий будут по очереди задавать претенденту различные вопросы, а он должен сразу же на них отвечать. Примерно через 5-7 минут таких вопросов-ответов члены комиссий должны будут на листочках по

5-балльной шкале оценить, насколько готов претендент к зачислению в их организацию. После этого в каждой команде (комиссии) проводится небольшое обсуждение и быстро подсчитывается средний балл готовности претендента (по баллам, проставленным в листочках).

9. Наконец, проводится итоговое обсуждение. Если у приемных комиссий разные мнения, то организуется небольшая дискуссия как между командами-комиссиями, так и между отдельными игроками. Общим итогом игры могут стать совместно разработанные и уточненные правила поведения для претендента и для руководителя (члена приемной комиссии).

Возможны и другие варианты проведения данного упражнения. Например: после разыгрывания ситуации собеседования в паре всем предлагается также разделиться на пары и воспроизвести эту ситуацию. В других случаях можно заранее выбрать из числа играющих специальное жюри, которое и будет проставлять основные баллы и говорить свое решающее слово. Можно также после первого проигрывания в паре всем разделиться на команды, выбрать в каждой команде своего добровольца-претендента и разыграть его беседу с членами приемных комиссий.

Главное для упражнений такого типа - постараться меньше фантазировать и быть ближе к реальности.