О чем произведение гончарова обломов. Анализ произведения «Обломов» (И

Роман «Обломов» является составной частью гончаровской трилогии, куда также вошли «Обрыв» и «Обыкновенная история». Напечатан был впервые в 1859 году в журнале «Отечественные записки», однако фрагмент романа «Сон Обломова» автор опубликовал 10 годами раньше, еще в 1849 году. По утверждению автора, черновик целого романа в это время уже был готов. Поездка в родной Симбирск с его старинным патриархальным укладом во многом вдохновил его на публикацию романа. Однако, пришлось сделать перерыв в творческой деятельности в связи с кругосветным путешествием.

Анализ произведения

Введение. История создания романа. Основная идея.

Намного ранее, в 1838 году Гончаров публикует юмористический рассказ «Лихая болесть», где осуждающе описывает такое пагубное явление, процветающее на западе, как склонность к чрезмерной мечтательности и хандре. Именно тогда автор впервые поднимает вопрос «Обломовщины», который впоследствии полностью и многогранно раскрыл в романе.

Позже автор признавался, что выступление Белинского на тему его «Обыкновенной истории» заставило его задуматься над созданием «Обломова». В своем разборе Белинский помог ему наметить четкий образ главного героя, его характер и индивидуальные черты. Кроме того, герой-Обломов, в каком-то роде признание Гончаровым своих ошибок. Ведь он когда-то тоже был приверженцем безмятежного и бессмысленного времяпровождения. Гончаров не раз рассказывал о том, как тяжело порой ему давались какие-то повседневные дела, не говоря уже о том, с каким трудом он принял решение отправиться-таки в кругосветное плавание. Друзья даже прозвали его «Принц Де Лень».

Идейное наполнение романа чрезвычайно глубоко: автор поднимает глубокие социальные проблемы, которые были актуальны для многих его современников. Например, засилье европейских идеалов и канонов в среде дворянства и прозябание исконно-русских ценностей. Вечные вопросы любви, долга, порядочности, человеческих взаимоотношений и жизненных ценностей.

Общая характеристика произведения. Жанр, сюжет и композиция.

Согласно жанровым особенностям, роман «Обломов» можно без труда идентифицировать как типичное произведение направления реализм. Здесь есть все признаки, характерные для произведений данного жанра: центровой конфликт интересов и позиций главного героя и противостоящего ему общества, множество деталей в описании ситуаций и интерьеров, достоверность с точки зрения исторического и бытового аспектов. Так, например, Гончаров очень четко рисует социальное разделение слоев общества, присущее тому времени: мещане, крепостные, чиновники, дворяне. В течение повествования одни герои получают свое развитие, например, Ольга. Обломов же, напротив, деградирует, сломавшись под напором окружающей действительности.

Типичное для того времени явление, описанное на страницах, получившее позже название «Обломовщина», позволяет трактовать роман как социально-бытовой. Крайняя степень лени и моральной распущенности, прозябание и разложение личности - все это крайне пагубно отразилась на мещанах 19 века. А «Обломовщина» стала именем нарицательным, в общем смысле отражавшим образ жизни тогдашней России.

С точки зрения композиции роман можно разделить на 4 отдельных блока или части. В начале автор дает нам понять, что из себя представляет главный герой, проследить за плавным не динамичным и ленивым течением его скучной жизни. Далее следует кульминация романа - Обломов влюбляется в Ольгу, выходит из «спячки», стремиться жить, наслаждаться каждым днем и получать личностное развитие. Однако их отношениям не суждено получить продолжение и пара переживает трагический разрыв. Кратковременное прозрение Обломова превращается в дальнейшую деградацию и распад личности. Обломов снова впадает в уныние и депрессию, погружаясь в свои чувства и безрадостное существование. Развязкой служит эпилог, где описывается дальнейшая жизнь героя: Илья Ильич женится на домовитой и не блещущей интеллектом и эмоциями женщине. Проводит последние дни в спокойствии, предаваясь лености и обжорству. Финалом становится смерть Обломова.

Образы главных героев

В противопоставление Обломову идет описание Андрея Ивановича Штольца. Это два антипода: Взгляд Штольца устремлен четко вперед, он уверен, что без развития нет будущего для него как для личности и для общества в целом. Такие люди движут планету вперед, единственная доступная для него радость - постоянный труд. Он получает удовольствие от достижения целей, ему некогда строить эфемерные воздушные замки и прозябать подобно Обломову в мире бесплотных фантазий. При этом, Гончаров не пытается сделать одного из своих героев плохим, а другого хорошим. Наоборот, он не раз подчеркивает, что ни тот ни другой мужской образ не является идеалом. Каждому из них присущи как положительные черты, так и недостатки. Это еще одна черта, позволяющая причислить роман к реалистическому жанру.

Так же как и мужчины, женщины в этом романе тоже противопоставлены друг другу. Пшеницына Агафья Матвеевна - жена Обломова представлена как недалекая, но чрезвычайно добрая и покладистая натура. Она буквально боготворит мужа, стараясь сделать его жизнь как можно более комфортной. Бедняжка не понимает, что тем самым сама роет ему могилу. Она - типичный представитель старого строя, когда женщина - буквально рабыня своего мужа, не имеющая права на собственное мнение, и заложница бытовых проблем.

Ольга Ильинская

Ольга же, прогрессивная молодая девушка. Ей кажется, что она сможет изменить Обломова, наставить его на истинный путь и у нее почти это получается. Она невероятно сильна духом, эмоциональна и талантлива. В мужчине она хочет видеть прежде всего духовного наставника, сильную цельную личность, как минимум равную ей по складу мыслей и убеждениям. Вот тут то и происходит конфликт интересов с Обломовым. К сожалению, он не может и не хочет соответствовать ее высоким требования и уходит в тень. Не в силах простить подобного малодушия, Ольга рвет с ним и, тем самым спасает себя от «Обломовщины».

Заключение

В романе поднята довольно серьезная проблема с точки зрения исторического развития российского общества, а именно «Обломовщина» или постепенная деградация отдельных слоев российской общественности. Старые устои, которые люди не готовы менять и совершенствовать свое общество и быт, философские вопросы развития, тема любви и слабости человеческого духа - все это по праву позволяет признать роман Гончарова гениальным произведением 19 века.

«Обломовщина» из общественного явления постепенно перетекает в характер самого человека, затягивает его на дно лени и морального разложения. Мечты и иллюзии постепенно вытесняют реальный мир, где подобному человеку просто нет места. Отсюда проистекает еще одна проблематичная тема, затронутая автором, а именно вопрос «Лишнего человека», коим является Обломов. Он застрял в прошлом и порой его мечты даже превалируют на действительно важными вещами, например, любовью к Ольге.

Успех романа во многом был обусловлен совпавшим по времени глубоким кризисом крепостнического строя. Образ заевшегося помещика, неспособного к самостоятельной жизни, очень остро был воспринят общественностью. Многие узнали в Обломове себя, а современники Гончарова, например, писатель Добролюбов быстро подхватил тему «Обломовщины» и продолжил ее развивать на страницах своих научных трудов. Таким образом, роман стал событием не только в области литературы, но важнейшим общественно-политическим и историческим событием.

Автор пытается достучаться до читателя, заставить взглянуть на собственную жизнь, и возможно, что-то переосмыслить. Только правильно истолковав пламенный посыл Гончарова, можно изменить свою жизнь и тогда, можно избежать печального финала Обломова.

Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1858 году, а в 1859 году напечатан в «Отечественных записках». Однако первая часть произведения – «Сон Обломова» увидела свет еще в 1849 году «Литературном сборнике», став знаковым элементом сюжетного и идейного построения романа. «Обломов» является одним из произведений романной трилогии Гончарова, куда также вошли «Обыкновенная история» и «Обрыв». В книге автор затрагивает как многие остросоциальные для его эпохи вопросы – становления нового русского общества и противостояния исконно русской ментальности европейским началам, так и «вечные» проблемы смысла жизни, любви и человеческого счастья. Подробный анализ «Обломова» Гончарова позволит более подобно раскрыть идею автора и лучше понять гениальное произведение русской литературы 19 века.

Жанр и литературное направление

Роман «Обломов» написан в традициях литературного направления реализм, о чем свидетельствуют следующие признаки: центральный конфликт произведения, развивающийся между главным героем и обществом, которое не разделяет его образа жизни; реалистичное изображение действительности, отражающее многие бытовые исторические факты; наличие типичных для той эпохи персонажей – чиновников, предпринимателей, мещан, слуг и др., которые взаимодействуют между собой, а в процессе повествования явственно прослеживается развитие (либо деградация) личности главных героев.

Жанровая специфика произведения позволяет трактовать его, прежде всего, как социально-бытовой роман, раскрывающее проблему «обломовщины» в современную автору эпоху, ее пагубное действие на мещан. Помимо того, произведение нужно рассматривать как философский, затрагивающий многие важные «вечные вопросы», и психологический роман – Гончаров тонко раскрывает внутренний мир и характер каждого героя, подробно анализируя причины их поступков и дальнейшую судьбу.

Композиция

Анализ романа «Обломов» был бы не полным без рассмотрения композиционных особенностей произведения. Книга состоит из четырех частей. Первая часть и 1-4 главы второй представляют собой описание одного дня жизни Обломова, включающее события в квартире героя, его характеристику автором, а также важную для всего сюжета главу – «Сон Обломова». Данная часть произведения является экспозицией книги.

5-11 главы и третья часть представляют собой основное действие романа, описывающее отношения Обломова и Ольги. Кульминацией произведения становится расставание возлюбленных, приводящие к тому, что Илья Ильич снова впадает в старое состояние «обломовщины».

Четвертая часть представляет собой эпилог романа, повествующий о дальнейшей жизни героев. Развязкой книги становится смерть Обломова в неком подобии «Обломовки», созданной им и Пшеницыной.
Роман делится на три условные части – 1) герой стремится к иллюзорному идеалу, далекой «Обломовке»; 2) Штольц и Ольга выводят Обломова из состояния лени и апатии, заставляя жить и действовать; 3) Илья Ильич снова возвращается в прежнее состояние деградации, найдя «Обломовку» у Пшеницыной. Несмотря на то, что основным сюжетным узлом стала любовная история Ольги и Обломова, с психологической точки зрения лейтмотивом романа является изображение деградации личности Ильи Ильича, ее постепенного распада вплоть до фактической смерти.

Система персонажей

Центральное ядро персонажей представлено двумя противопоставляемыми мужскими и женскими образами – Обломовым и Штольцем, а также Ильинской и Пшеницыной. Апатичные, спокойные, интересующиеся больше бытом, домашним теплом и богатым столом Обломов и Пшеницына выступают носителями устаревших, архаичных идей русского мещанства. Для них обоих «обломовка» как состояние спокойствия, отрешенности от мира и духовной бездеятельности является первичной целью. Это противопоставлено активности, деятельности, практичности Штольца и Ольги – они являются носителями новых, европейских идей и норм, обновленной русско-европейской ментальности.

Мужские персонажи

Анализ Обломова и Штольца как зеркальных персонажей предполагает рассмотрение их в качестве героев разных временных проекций. Так, Илья Ильич является представителем прошедшего времени, для него не существует настоящего, да и эфемерной «Обломовки будущего» для него тоже не существует. Обломов живет только в прошлом времени, для него все лучшее уже было давно в детстве, то есть он стремился назад, не ценя полученный с годами опыт и знания. Именно поэтому возвращение к «обломовщине» в квартире Пшеницыной сопровождалось полной деградацией личности героя – он будто возвращался в глубокое немощное детство, о котором грезил многие годы.

Для Штольца же нет прошлого и настоящего, он направлен только на будущее. В отличие от Обломова, который осознает цель и итог своей жизни – достижение далекой «райской» Обломовки, Андрей Иванович не видит цели, для него ею становится средство достижения целей – постоянный труд. Многие исследователи сравнивают Штольца с автоматизированным, мастерски настроенным механизмом, лишенным внутренней духовности, которую он находит при общении с Обломовым. Андрей Иванович выступает в романе персонажем-практиком, которому некогда думать, пока нужно создавать и строить новое, в том числе себя. Однако если Обломов был зациклен на прошлом и боялся посмотреть в будущее, то у Штольца не было времени остановиться, оглянуться назад и понять, откуда и к чему он идет. Возможно, именно по причине отсутствия точных ориентиров в конце романа Штольц сам попадает в «капканы обломовки» находя спокойствие в собственном поместье.

Оба мужских персонажа далеки от идеала Гончарова, который хотел показать, что помнить свое прошлое и чтить корни так же важно, как и постоянное личное развитие, обучение чему-то новому и непрерывное движение. Только такая гармоничная личность, живущая в настоящем времени, соединившая в себе поэтичность и добродушие русской ментальности с активностью и трудолюбием европейской, достойна, по мнению автора, стать основой для нового российского общества. Возможно, таким человеком мог бы стать Андрей, сын Обломова.

Женские персонажи

Если при изображении мужских персонажей для автора важным было понимание их направленности и смысла жизни, то женские образы связан, прежде всего, с вопросами любви и семейного счастья. Агафья и Ольга не только имеют разное происхождение, воспитание и образование, но и обладают разным характером. Кроткая, безвольная, тихая и хозяйственная Пшеницына воспринимает мужа как человека более важного и значимого, ее любовь граничит с обожанием и обоготворением мужа, что нормально в рамках старых, архаичных традиций домостроя. Для Ольги возлюбленный – это, прежде всего, человек равный ей, друг и учитель. Ильинская видит все недостатки Обломова и до самого конца пытается изменить возлюбленного – несмотря на то, что Ольга изображена натурой эмоциональной, творческой, девушка к любому вопросу подходит практично и логически. Роман Ольги и Обломова с самого начала был обречен – чтобы дополнять друг друга, кому-то пришлось бы меняться, однако ни один из них не хотел отказываться от привычных взглядов и герои продолжали неосознанно противостоять друг другу.

Символика Обломовки

Обломовка предстает перед читателем неким сказочным, недостижимым местом, куда стремится не только Обломов, но и Штольц, постоянно улаживающий там дела друга и пытающийся в конце произведения забрать к себе последнее, что осталось от той, старой Обломовки – Захара. Однако, если для Андрея Ивановича деревня лишена своих мифических качеств и притягивает скорее на интуитивном, неясном для героя уровне, связывающим Штольца с традициями предков, то для Ильи Ильича она становится центром всей его иллюзорной вселенной, в которой мужчина существует. Обломовка является символом всего старого, обветшалого, уходящего, за что Обломов все пытается ухватиться, что и приводит к деградации героя – он сам дряхлеет и умирает.

Во сне Ильи Ильича Обломовка тесно связана с обрядами, сказками, преданиями, что делает ее саму частью древнего мифа о деревне-рае. Обломов, ассоциируя себя с героями рассказанных няней сказок, словно попадает в этот древний, существующий параллельно реальному мир. Однако герой не осознает, где заканчиваются мечты и начинаются иллюзии, заменяющие смысл жизни. Далекая, недостижимая Обломовка так и не становится для героя ближе – ему только кажется, что он нашел ее у Пшеницыной, тогда как он медленно превращался в «растение» переставая думать и жить полноценной жизнью, полностью погружаясь в мир собственных грез.

Проблематика

Гончаров в произведении «Обломов» затронул многие исторические, общественные и философские вопросы, многие из которых не теряют свое актуальности и с наши дни. Центральной проблемой произведения является проблема «обломовщины» как исторического и социального явления среди русских мещан, не желающих перенимать новые общественные устои и меняться. Гончаров показывает, как «обломовщина» становится не только проблемой для общества, но и для самого человека, который постепенно деградирует, отгораживаясь собственными воспоминаниями, иллюзиями и мечтами от реального мира.
Особое значение для понимания русской национальной ментальности имеет изображение в романе классических русских типажей – как на примере главных героев (помещика, предпринимателя, юной девушки-невесты, жены), так и второстепенных (слуг, жуликов, чиновников, писателей и др.), а также раскрытии русского национального характера в противопоставлении с европейской ментальностью на примере взаимодействия Обломова и Штольца.

Важное место в романе занимают вопросы значения жизни героя, его личного счастья, места в обществе и мире вообще. Обломов является типичным «лишним человеком», для которого стремящийся в будущее мир был недоступен и далек, тогда как эфемерная, существующая по сути только в мечтах, идеальная Обломовка была чем-то близким и более реальным, чем даже чувства Обломова к Ольге. Гончаров не изобразил всеохватывающей, истинной любви между героями – в каждом из случаев она основывалась на других, превалирующих чувствах – на мечтах и иллюзиях между Ольгой и Обломовым; на дружбе между Ольгой и Штольцем; на уважении со стороны Обломова и обожании со стороны Агафьи.

Тема и идея

В романе «Обломов» Гончаров, рассматривая историческую тему изменения общества в 19 веке сквозь призму такого социального явления как «обломовщина», раскрывает его разрушительное действие не только для нового общества, но и для личности каждого отдельного человека, прослеживая влияние «обломовщины» на судьбу Ильи Ильича. В конце произведения автор не приводит читателя к единой мысли, кто был более прав – Штольц или Обломов, однако анализ произведения «Обломов» Гончарова, показывает, что гармоничная личность, как и достойное общество, возможно только при полном принятии свое прошлого, черпании оттуда духовных основ, при постоянном стремлении вперед и непрерывной работе над собой.

Заключение

Гончаров в романе «Обломов» впервые ввел понятие «обломовщина», которое остается нарицательным словом и в наши дни для обозначения апатичных, застрявших в иллюзиях и мечтах прошлого, ленивых людей. В произведении автор затрагивает ряд важных и актуальных в любую эпоху социальных и философских вопросов позволяющих современному читателю по-новому взглянуть на свою собственную жизнь.

Тест по произведению

В квартире одного из домов на Гороховой улице лежит утром в своей постели Илья Ильич Обломов. Это человек лет тридцати двух от роду, среднего роста, приятной наружности. Выражение лица его мягкое, доброе и беспечное, движения мягкие и плавные, и весь он мягкий, пухлый и спокойный. Живет он со старым слугой Захаром, почти не выходит из спальни, тем более из дома. Лежание для него является нормальным состоянием.

В квартире не убрано, везде пыль, царит запустение, но и хозяина и слугу это не беспокоит. Если бы не блаженствующий на диване хозяин и не тарелки на столе, не унесенные с вечера, можно было бы подумать, что здесь никто не живет. Они задолжали во все лавки, хозяин квартиры просит съехать, но Обломов ничего не предпринимает, чтобы исправить ситуацию.

В этот день к нему поочередно приезжают разные знакомые, каждый из которых рассказывает новости и зовет его поехать в Екатерингоф на гулянье, но Обломов остается лежать на диване. Заходит доктор, Илья Ильич жалуется на всяческие недомогания, и тот советует ему поехать за границу, но сама мысль о путешествии пугает Обломова, и все остается по-прежнему.

Обломов уже 12 лет живет в Петербурге. Когда он был молод, то состоял на государственной службе и жизнь его делилась на две части: труд и скука — слова, бывшие для него синонимами, — и покоя и веселье. После смерти родителей он оказался довольно богат, содержал штат прислуги и выезд. но потом доходы его сократились и он остался вдвоем с Захаром.

На службе Обломов однажды допустил какую-то ошибку и, боясь начальственного гнева, перестал туда являться, предоставив справку от врача о болезни сердца, а потом и вовсе подал в отставку. дома он пытался читать, но чтение быстро надоедало, и основным его занятием сделалось мечтание о каких-то будущих проектах. Выводил его из этого состояния только Штольц, с которым они вместе росли, но Штольц бывал в Петербурге редко. Так и лежал Илья Ильич на диване, грезя то во сне, то наяву.

Вот он засыпает, и снятся ему раннее детство в деревне, родители, безмерно любящие его и ограждающие от всякого самостоятельного деяния; кругом покой и тишина, милые его сердцу нянины сказки, будящие воображение. Мальчик наблюдает за окружающим миром и мечтает. Затем видит он себя уже мальчиком лет тринадцати. Он учится в селе Верхлеве, в пяти верстах от Обломовки, у тамошнего управляющего Штольца, который завел небольшой пансион для детей окрестных дворян. С ним вместе занимается сын Штольца, Андрей, ровесник Илюши. Немец был строг, но ничему не Выучился у него Илья:

Сильнее оказалось сонное царство обломовки, жившей по своим законам — от праздника до праздника. Захар, который до этого, пользуясь сном барина, болтал с соседскими слугами, в пятом часу вечера начинает будить Обломова. Тот сопротивляется, но в этот момент
неожиданно появляется Штольц, встреченный Ильей Ильичом с восторгом.

Андрей Иванович Штольц — немец Только наполовину (мать — русская), веру исповедовал православную. С самого детства он много и с интересом учился. Отец, Иван Богданович, давал ему в основном практические знания, а мать прививала любовь к поэзии. Андрей рано начал выполнять поручения отца и всегда делал это точно, ничего не забывая. Иван Богданович положил ему жалованье как простому мастеровому и заставлял расписываться в книге.

После окончания университета отец отправил его в Петербург. Там Штольц служил, потом вышел в отставку, успешно занялся делами и нажил дом и деньги. Он имеет практический взгляд на жизнь, умеет управлять своими радостями и печалями, в его душе нет места мечте. Андрей Иванович считает себя счастливым, способен преодолевать преграды на пути к цели и выше всего ставит настойчивость.
Несмотря на очевидную разность характеров, он любит Обломова, и тот платит ему взаимностью.

Вот и сейчас они рады видеть друг друга. Обломов жалуется на здоровье, на то, что он разорен, а Штольц в ответ только смеется. Он заставляет приятеля одеться и увозит к себе. Илья Ильич из почти полного уединения попадает в общество, они каждый день бывают в гостях. Обломову это надоело, он скучает по своей спокойной жизни.

Он не понимает, зачем человеку нужно всю жизнь трудиться, то есть страдать, рассказывает Штольцу свои мечты, но тот называет их ядовитым словом «обломовщина». Штольц собирается за границу и хочет взять друга с собой, он уезжает в Англию и берет с Обломова слово приехать прямо в Париж. Тот вроде бы согласен, но накануне отъезда у него ночью раздулась губа, и отъезд откладывается.

Вот уже август, Штольц пишет из Парижа, а Обломов все не едет. Но нынче он не лежит на своем диване. Живет он на даче, много читает, что-то пишет (и даже на гербовой бумаге), куда-то ходит. И все потому, что влюбился в Ольгу Сергеевну Ильинскую, с которой познакомил его Штольц. Ольга молода, умна, грациозна и обаятельна, у нее прекрасная улыбка, заразительный смех.

Девушка очень музыкальна и обладает красивым голосом. Ее пение перевернуло душу Обломова, и однажды он признался ей в любви. Оказалось, что Ольга отвечает ему взаимностью, но Илья Ильич еще долго сомневался в ее чувстве, опасаясь, как бы Ильинская не приняла легкое увлечение за настоящую любовь. Наконец они решили обвенчаться, но для этого Обломову нужно было уладить свои дела.

Надо сказать, что Ольга деЙствительно любила Обломова, но к искреннему чувству примешивалось честолюбивое желание еспастиэ его, вытащить из трясины того бездеятельного существования, о котором рассказал девушке Шгольц Поэтому Ильинская требовала от возлюбленного активной жизни: чтения книг, посещения театров, какие-то хлопоты о будущем доме, что не могло не удручать Обломова.

Между тем лето кончилось. Илья Ильич въехал в квартиру на Выборгской стороне, которую снял для него некий Тарантьев у своей кумы — вдовы Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Хозяйка квартиры — простая немногословная женщина, не особенно красивая, но ладная и крепкая. Она сама ведет хозяйство, очень хорошо готовит, и весь быт ее дома оказался чрезвычайно симпатичен и удобен для Обломова. Он продолжал встречаться с Ольгой, но ездить к ней с Выборгской стороны было далеко, а при улаживании предсвадебных дел появились и другие сложности.

Илья Ильич решил Поменять квартиру, однако все оказалось не так просто. Брат хозяйки потребовал деньги за год вперед, чтобы возместить убытки, так как Пшеницына уже не Сможет найти другого жильца. денег у Обломова не было, и он остался. Его жизнь шла заведенным порядком и очень ему нравилась, да и хозяйка нравилась все больше и больше.

С Ольгой он виделся в установленные дни, ездил с нею в театр, но с наступлением зимы встречи становились все более редкими. Ильинская постоянно была окружена молодыми людьми, Обломов же в обществе терялся, Так все тянулось и тянулось, наконец Ольга вынудила Илью Ильича к решительному объяснению, в результате которого поняла, что такой серьезный поступок, как женитьба, страшит его, и сказала, что им нужно расстаться: да, они любят друг друга, но слишком разные, чтобы жить вместе.

После этого у Обломова началась горячка. Выздоровев, он погрузился в апатию. Но жизнь продолжается. Видя участие Агафьи Пшеницыной, Илья Ильич предложил ей взять на себя все заботы о нем, на что та с удовольствием согласилась. Агафья Матвеевна, сама того не заметив, полюбила постояльца. Она не умела назвать это чувство, никогда никому не призналась бы в нем, и вся любовь выражалась у нее в неусыпной заботе об Илье Ильиче и стараниях предупредить любое его желание.

На ильин день неожиданно приехал Штольц и, узнав обо всем произошедшем. захотел восстановить отношения друга с Ильинской, от чего Обломов, осознавший к тому времени разницу их характеров, категорически отказался.

Параллельно с вышеописанными событиями разворачивается афера Тарантьева и Мухеярова (брата Агафьи Пшеницыной), которые, пользуясь решительной неприспособленностью Обломова к ведению каких-либо практических дел, поставили своего человека в качестве управляющего Обломовки и теперь обкрадывают Илью Ильича.

Штольц, случайно узнав у друга, как ничтожно мало денег тот получает из деревни, взял имение в аренду и выгнал поверенного. Тогда Мухояров и Гарантьев обманом вынудили Обломова выдать заемное письмо на 10 тысяч в пользу Пшеницыной, а ее — перевести деньги на брата. Агафья Матвеевна ничего не понимает в сложившейся ситуации, и, когда Илья Ильич начинает бедствовать, она закладывает собственные вещи, чтобы Обломов ни в чем не имел недостатка, но средств не хватает.

Когда Штольц в следующий раз приехал к другу, то увидел, что хозяйка похудела, ходит в старом платье, а Обломов сидит в заплатанном халате, а на обед вместо привычного изобилия — уха из ершей. Разобравшись в обстановке, Андрей Иванович опять выручил друга, и Мухояров вынужден был подать в отставку, иначе Штольц грозился передать дело в суд.

Прошло время. В очередной приезд Штольц нашел своего друга уже женатым на Агафье Матвеевне, которая вновь пополнела. Оказалось, что у них родился сын, названный в честь Штольца Андрюшей. Обломов выглядел вполне счастливым. Правда, за год до этой встречи у него был удар, выходила его жена. Узнав от доктора, что причина болезни — малоподвижный образ жизни и обильное питание, она стала заставлять его ходить по два часа в день, не давала спать после обеда, а на столе теперь были только легкие диетические блюда, с любовью приготовленные Анисьей — женой Захара.

Что же за это время произошло с Ольгой? Штольц встретил ее в Париже. куда она приехала месяца через два после разрыва с Обломовым. Андрея Ивановича поразило, как она повзрослела, побледнела и осунулась. Они стали видеться каждый день и вскоре поняли, что любят друг друга. Потом свадьба, дети.

Когда Обломов умер (после третьего удара), Агафья Матвеевна отдала им на воспитание Андрюшу, понимая, что так будет лучше. она отказалась от доходов с Обломовки ради сына и жила в своем старом домике, тоскуя по мужу и тихо угасая. Захар, после смерти Анисьи выгнанный Мухояровым из дому, стал просить милостыню на улице, где и познакомился с ним автор романа.

0 / 5. 0

Год: 1859 Жанр: роман

Главные герои: Илья Обломов, Ольга, Андрей Штольц

1859 год. Россия. В журнале «Отечественные записки» опубликован роман Гончарова «Обломов». В произведении речь идет об Илье Ильиче Обломове, его слуге Захаре и об их жизни в Петербурге. Илья Ильич практически не встает с дивана и главными его атрибутами являются Просторный халат, мягкие тапочки и диван. Также автор знакомит нас со Штольцем – лучшим другом Обломова и его аптиподом. Также присутствует любовный сюжет… Финал романа трагичен – Обломов умирает, а вот «обломовщина» живет.

Главная мысль романа «Обломов» в том, что Иван Александрович Гончаров впервые в русской литературе заостряет внимание читателя на таком отрицательном и разрушающем понятии как «обломовщина». Именно это явление является причиной деградации, как отдельного человека, так и всего общества в целом. Это и прослеживается в идейном замысле романа.

Читатель знакомится с главным героем повествования – Ильей Ильичом Обломовым. Ему 32 года. Проживает он вместе со своим слугой Захаром на Гороховой улице в Петербурге. Его дни похожи один на другой словно близнецы. Обычно Илья Обломов лежит в постели. «Ничегонеделание» - это главная черта главного героя. Слуга его не сопротивляется такому распорядку жизни. Его все устраивает.

Наступает новый день и навестить Илью Ильича приходят друг за другом Волков, Пенкин, Судьбинский. Их цель – нарушить мерное течение жизни ленивца. Обломов же, в свою очередь, рассказывает им о своих проблемах, но эти дела гостям не интересны.
У Обломова есть друг – Андрей Штольц. И только он один может помочь разобраться Илье Ильичу с делами.
А пока герой лежит на диване. Ему снится родная деревенька – Обломовка, где он маленький и любопытный мальчишка, а жизнь беззаботная и спокойная. Но сон прерван приездом Штольца.

Дальше начинается повествование об Андрее Штольце, его детстве и юности. Оказывается, что с Обломовым они ровесники, но по всему антиподы. У Штольца прослеживаются немецкие корни и в силу этого он рано сформировался как личность. Он активен и постоянно движется. Андрей даже предпринимает попытки расшевелить Обломова: свозить его в гости, познакомить с разными людьми. Штольцу это удается, потому что Обломов покидает диван и пытается вести активный образ жизни.

В один прекрасный день судьба сводит Обломова с Ольгой Ильинской. Он влюбляется… Но, Ольга очень деятельная натура и многое в укладе жизни Обломова ей решительно не нравится.

Штольцу необходимо уехать по делам. Именно в этот промежуток времени Илья Ильич попадает под влияние Тарантьева и переезжает на Выборгскую сторону. Обломов снова погружается в омут проблем. Ему невыносимо тяжело разобраться с делами. И вот как-то раз он знакомится с Агафьей Пшеницыной. Она настолько уютна, что герой ощущает, что будтобы вернулся в родную Обломовку.

Незаметно все дела в руки берет Пшеницына. Тогда Илья Ильич снова возвращается к состоянию дремы и неги. Нередко он получает встряску – это встречи с Ольгой Ильинской. До Обломова доходят разговоры о предстоящей свадьбе Ольги и Штольца. Но…, Обломов лишь возмущается, а решительных действий против не предпринимает.

Проходит почти год. Обломов все это время болеет. Пшеницына твердой рукой ведет хозяйство. Между ней и Обломовым даже появились нежные чувства. Их жизнь входит в спокойное русло. Наконец, свадьба Ольги и Штольца сыграна.

Проходит еще несколько лет. Штольц навещает своего давнего друга и видит, что в его жизни ничего не меняется. Обломову все равно. Единственное, о чем он просит Андрея – так это забота о сыне Обломова. Спустя некоторое время, Обломов умирает. Агафья Пшеницына полностью посвящает себя сыну.

Роман заканчивается значимыми словами: «Причина… какая причина! Обломовщина!»

Картинка или рисунок Обломов

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Гайдар Военная тайна

    Главную героиню повести Натку Шегалову одолевает мечта стать летчицей, однако судьба ей не даёт такой шанс и предоставляет воспитывать детей в пионерском лагере. Натка очень расстроена данным исходом, ведь её мечта становится всё дальше от неё

  • Джек Лондон

    Джек Лондон был рожден в Сан-Франциско 12 января 1876 года. Его родители были экстравагантными людьми. Его мама Флора Веллман была дочерью Маршалла Веллмана. Отец адвокат Уильямом Чейни (Чани) В городе его рождения знакомятся родители

  • Краткое содержание По ком звонит колокол Хемингуэй

    Данное произведение по праву занимает свое место в списке сотни лучших романов ХХ века. Автор сам когда-то принимал непосредственное участие в войне и понял ее бессмысленность и жестокость. Данная идея проходит красной нитью через роман

  • Краткое содержание Сотник Как я был самостоятельным

    Первый день взрослой самостоятельной жизни на всю жизнь запал в память рассказчика. Накануне родители сидели на лавочке у дома, куда только недавно переехали, и спорили о возможности оставления автора

  • Краткое содержание Оле Лукойе Андерсена

    Оле-Лукойе – это волшебник. Он носит кафтан. Волшебник любит рассказывать сказки детям. Сказочник приходит к ним перед сном и рассказывает одну сказку за один раз.

Изначально сюжет «Обломова» задумывался, по-видимому, как обобщенное жизнеописание бездеятельного, апатичного, уходящего в прошлое помещичьего класса на отдельном примере. Позиция автора по отношению к крепостному праву должна была отразиться в подробном рассказе о жизни Ильи Ильича Обломова, бездумно проводящего день за днем в своей загородной усадьбе. В соответствии с этой задумкой и писался первый том «Обломова», повествующий большей частью о детстве Ильи Ильича. При написании же последующих трех частей произведения отношение к нему Гончарова меняется. Во-первых, автор переносит своего героя в городские условия и через него показывает свое отношение к столичному обществу. Во-вторых, усложняется сюжетная линия. О последней следует говорить отдельно. Этот прием испытания любовью, впрочем, встречается не только у Гончарова.

Показывая, как ведет себя, влюбившись, тот или иной герой, автор сможет открыть много новых граней в душе своих персонажей, которые не проявились бы ни при каких других обстоятельствах. При этом автору предоставляется возможность подать своего героя с той или иной стороны, в зависимости от его отношения к последнему. По развязке любовного сюжета можно также судить о позиции автора относительно персонажа.

Разбор произведения конечно же нужно начать с первой части, несмотря на то что завязка и развитие основного сюжета происходит в трех последующих. Вначале, через разговоры основного героя, Ильи Ильича Обломова, автор характеризует его как доброжелательного и гостеприимного человека и в то же время обладающего необычайными сонливостью и ленью. И потом, для объяснения истоков его характера Гончаров вводит сон героя, где показывает его детство. Таким образом, композиция произведения не нарушается.

Начинается повествование об идиллическом крае, где родился и вырос Обломов, с одного из основных и, на мой взгляд, самых интересных моментов этой части романа. Здесь описывается природа обломовского края.

Ее безмятежность и равнинность конечно же заметно преувеличены и порой даже граничат с чем-то сказочным, в силу общей атмосферы поместья. Однако, что интересно, по замечаниям самого Гончарова, сделанным здесь же, можно судить, что этот пейзаж во многом отражает его взгляд на природу. Из этого отрывка мы видим, что автору чужды лермонтовские описания грозных стихий. В его идиллическом месте «нет дремучих лесов — нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого». Да и неудивительно, ведь композиция Гончарова по отношению к ним вполне определенна: море «наводит только грусть» на него, а «горы и пропасти… грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя…». Зато в «мирном уголке», обрисованном им для Обломова, даже «небо… как родительская надежная кровля». «Солнце там ярко и жарко светит около полудня и потом удаляется… точно нехотя…» А «горы… только модели тех страшных гор». И вся природа там «представляет ряд… веселых, улыбающихся пейзажей…».

Сама мысль, пронесенная здесь, не нова: бездействующие помещики, основу жизни которых составляет вопрос о том, что выбрать на обед, и крестьяне, работающие изо дня в день на благо господ. Интересно не это, а то, как отражает Гончаров свое отношение к этому образу жизни. Здесь, как и во всем в Обломовке, краски как бы притушены. Вот как описывается здесь жизнь крестьян: «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и, может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе — грех…» Я думаю, что автор прибегнул к такому стилю, поскольку, отразив свою позицию по отношению к проблеме крепостного права, он не должен был нарушить атмосферу всеобщей сонливости, столь важную для главного героя. Ведь каково бы ни было отношение Гончарова к помещикам, мне кажется, что в глубине души он сочувствует и симпатизирует Обломову. Эта же всеобщая апатия, которая окружала Илью Ильича в детстве, могла бы отчасти его оправдать.

Здесь впервые Гончаровым упоминается Штольц. Позиция автора по отношению к нему в будущем ясна. Он должен будет стать обобщенным образом передового человека, включающим в себя твердость характера, гибкий ум, постоянную жажду действия, иначе говоря, отобразить полную противоположность Обломову. Соответственно и условия воспитания, формирующие его будущий характер, автор делает совершенно иными, нежели в Обломовке.

Теперь, перейдя к трем основным частям романа, надо сказать, что основной сюжетной линией здесь являются взаимоотношения между Ольгой Ильинской и Ильей Ильичом Об-ломовым. Однако вначале нужно рассмотреть, как отразилась авторская позиция в отношении Обломова и Штольца в их сравнении. В таком случае, рассматривая развитие любовной линии между Ольгой, Обломовым и Штольцем, мы сможем еще раз подчеркнуть тот или иной взгляд автора на личности этих двух персонажей.

Штольц, наделенный лишь самыми правильными и необходимыми чертами характера, автору, как и читателю, несомненно нравится, но в то же время, как и большинство из нас, Гончаров испытывает чувство симпатии к Илье Ильичу. Эта позиция автора по отношению к своим героям отразилась не только на их судьбах, но даже и в портретах. Вот как он описывает Обломова: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». А вот описание Штольца: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь… Цвет лица смугловатый и никакого румянца; глаза хоть немного зеленоватые, но выразительные». Один не может не вызывать симпатии мягкостью и мечтательностью натуры, отразившимися на лице, другой восхищает своей твердостью и целеустремленностью, читаемыми во всем облике.

Отношение автора к ним выразилось и через взаимные характеристики героев. И здесь надо поговорить о странной дружбе между этими двумя диаметрально противоположными людьми. Навряд ли дело лишь в детской, когда-то соединявшей их привязанности. Но что же тогда связывает их? Если дружбу Обломова можно объяснить необходимостью в сильном, деловом человеке, который бы всегда пришел на помощь его нерешительной и сонливой натуре, то чем объяснить привязанность Штольца к Обломову? Думаю, что на этот вопрос можно ответить словами самого Андрея: «Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!»

Разбор сюжета романа «Обломов»

Другие сочинения по теме:

  1. Начало работы над романом относится к 40-м гг. XIX в. После завершения «Обыкновенной истории», где основным мотивом, по словам автора,...
  2. Композиция — это определенная последовательность изложения частей произведения, принятая автором. Мы не только видим, как и в какой последовательности развивались...
  3. Роль художественной детали в романе «Обломов» Роман И. А. Гончарова «Обломов» — это роман о движении и покое. Автор, раскрывая...
  4. «Без Ольги Ильинской и без ее драмы с Обломовым не узнать бы нам Илью Ильича так, как мы его знаем»...
  5. Вечные образы в романе «Обломов» Вечные образы — персонажи литературных произведений, которые вышли за рамки произведения. Они встречаются в других...
  6. Избитая точка зрения учителей и профессоров литературы — что Гончаров «великий стилист и великий Объективный живописец реальности» — до смешного...
  7. Чрезвычайно высоко отзываясь о романе Гончарова «Обыкновенная история», Белинский все же. остался недоволен его финалом. По мнению критика, превращение романтика-идеалиста...
  8. Сочинения по литературе: Штольц как антипод обломова в романе И. А. Гончарова Обломов Произведения И. А. Гончарова получили широкую известность...
  9. Штольц — друг Обломова с детства, с тех времен, когда они оба еще учились в пансионе отца Штольца, в Верхлеве....
  10. Необоримая лень и апатия, присущие Обломову, в доме Пшеницыной нашли благодатную почву. Здесь «нет никаких понуканий, никаких требований». Предметной деталью...
  11. Сочинения по литературе: Комическое и трагическое в романе И. Гончарова «Обломов» Я считаю, что «Обломов» Гончарова — это роман-трагикомедия: в...
  12. Часть первая В Петербурге, на Гороховой улице, в такое же, как и всегда, утро, лежит в постели Илья Ильич Обломов...
  13. Школьное сочинение по русской литературе по роману И. А. Гончарова «Обломов». Андрей Штольц — ближайший друг Обломова, они вместе выросли...
  14. В романе «Обломов» И. А. Гончаров пытается найти ответы на те вечные вопросы, которые хоть раз в жизни задает себе...