Пропорции и ракурсы. Основы рисования портрета

Обязательные принадлежности учащегося.

Академический рисунок является обязательной учебной дисциплиной любой школы, училища или ВУЗа, дающего художественную профессию.

Рисунок - это основа живописи и опора композиции. Это математика реалистичных форм. Это интеллектуальное обоснование оптической иллюзии, ведь художник, - это фокусник, в какой-то степени, обманщик, изображающий на плоском листе бумаги трехмерную картину мира.

Как ничто иное, рисунок имеет канонические основы. Обязательно соблюдение пропорций, моделирование пространства с помощью линейной, а затем воздушной, перспективы, наблюдение, а иной раз, почти вычисление, светотеневого нюанса.

В учебном рисунке основной инструмент- простой карандаш. Для удобства работы на свету и в тенях, а также с фактурой предмета, грифели карандашей имеют различную твердость.

Твердые карандаши (2H, H) хороши для работы на свету, карандаши средней мягкости (F, HB, B) удобны для построения и средних тонов, тени же обычно делают более мягким карандашом (2B, 3B, 4B). Еще более мягкие карандаши используются в эскизных работах, а также в набросках (ССЫЛКА на статью о набросках).

Поскольку традиционным способом наложения тона является штриховка, карандаш должен быть хорошо заточен и его остроту важно поддерживать с помощью канцелярского ножа.


Академический рисунок иначе называют "учебным". Это значит, что придется не только много штриховать, но также исправлять большие куски неверно положенного тона, а также работать в мелких деталях, осветляя и уплотняя их.

Для учебной работы удобно использовать два ластика. Первый послужит для стирания больших плоскостей, второй - для исправлений и уточнений. Один ластик бывает мягким и сам активно истирается во время работы, минимально травмируя бумагу, второй более твердый, резиновый, его разрезают по диагонали и используют, наравне с карандашом, для рисования.



Бумагу в академическом рисунке закрепляют на доске или планшете с помощью кнопок или клея, иногда используют степлер или клейкую ленту. Очень удобно, когда работа не скользит, а крепко укреплена, натянута, на планшет. Для этого ее намачивают и закрепляют по боковым частям планшета.

Для эскизных компоновок и набросков очень удобен блокнот карманного формата, который всегда бывает с художником. Бумага в нем не должна быть слишком гладкой и плотной. Гладкая удобнее для работы в черно-белой графике пером и мультилайнером, а плотная хорошая для длительной зарисовки.

Состав набора для академического рисунка.



В нашей художественной школе есть четкие требования к материалам, поэтому раньше я давала каждому своему ученику список принадлежностей, которые он самостоятельно покупал в художественном магазине. Сейчас в магазине "Красный карандаш" на Таганке (ул. Большие Каменщики, д. 4) можно приобрести все рекомендуемые материалы в наборе, причем при записи в нашу школу, вы получаете скидку 5 %. О том, как ее получить, спрашивайте при записи в "Классы живописи и рисования" Ольги Рубцовой (hudojka.com).

В состав комплекта для новичка входят:

1. Планшет художественный (оргалит или фанера), 30*40 см (см. примечание ниже)
2. Набор карандашей чернографитных Faber- Castell (12 штук)
3. Канцелярский нож (маленький)
4. Ластик MILAN
5. Ластик KOH-I-NOOR (со слоном)
6. Канцелярские кнопки
7. Блокнот для эскизов и домашних работ.

_____________________

ПРИМЕЧАНИЕ: Бумага приобретается отдельно.

Если набор требуется для школы Ольги Рубцовой, то следует купить чертежную бумагу ГОЗНАК в листах формата А1 (хватает на 2 рисунка) или А2 (один рисунок), чтобы натянуть на планшет.

Если набор приобретается для самостоятельного использования, пожалуйста, уточняйте требования к формату бумаги у своего преподавателя!

P.S. Три секрета.

Первое, что делают мои ученики, приступая к чистовой работе над академическим рисунком (после того, как потренируются в наложении штриховки и найдут удачную композицию), - они натягивают планшет.

Поскольку мы начинаем работать на минимальном учебном формате, А3 (30*40см), и работаем сидя, в пленэрной позе, то используем не доску на мольберте, а натянутый планшет с упором на колени. Так бумага не сопротивляется, а рисование более легко и маневременно. Разумеется, чтобы увидеть неудачные места, ученики отставляют работу на 2-3 метра, и, проанализировав, продолжают работу. Рисование на более крупном формате (А2, А1) потребовало бы работы за мольбертом, стоя, но я все равно рекомендовала бы натягивать планшет, это существенно повышает качество работы.

Как натянуть планшет?

1. На чистую горизонтальную поверхность стола положите лист бумаги, форматом бОльший, чем планшет.
2. Сверху положите планшет так, чтобы его рабочая сторона оказалась внизу. Оставьте по краям места для загиба бумаги. Обрежьте бумагу в форме развертки канцелярским ножом и уберите обрезки.
3. Возьмите емкость с водой и мягкую губку. Смочите губку и легкими движениями обильно смочите бумагу по направлению от центра листа к краям, как показано на рисунке стрелками. Переверните развертку и повторите операцию с другой стороны.
4. поверх мокрой бумаги (она станет неровной, волнистой и запузырится), положите планшет рабочей стороной вниз, прижмите к бумаге и закрепите края развертки на боковых гранях планшета с помощью клея (пва, клейстер), степлера или кнопок.
5. Переверните планшет и оставьте его сохнуть.

Внимание! Рабочую сторону бумаги нельзя тереть пальцами и губкой, будьте аккуратны, иначе на рисунке будут неприятные катышки после высыхания.


Во время рисования карандаш быстро стачивается, и его необходимо затачивать для того, чтобы штриховка была звонкой и достаточно гибкой в пропускании света, ведь свет помогает в создании воздушной перспективы, а значит, объема предметов. Для того, чтобы качественно заточить карандаш, воспользуйтесь фотоинструкцией, представленной ниже. Автор фотографий И. Виселевицкая.

Ластик для рисования, а мы используем обычно классическую художественную резинку со слоном, важно подготовить к работе со штрихом и тонкими линиями. Для этого его разрезают по диагонали, как показано на рисунке ниже.


Д исциплина, самоконтроль, внимательность, терпение, собранность - те немногие качества, которые воспитывает в нас академический рисунок . Ошибочно считать, что он доступен лишь в высших или среднеспециальных художественных учебных заведениях. Принцип обучения «от простого к сложному» позволяет заниматься академическим рисованием даже детям, начиная с этапа художественной школы или студии.

Что собой представляет академический рисунок

Академический рисунок - это изучение реального мира предметов, а также построение человеческого тела по существующим классическим канонам. Основные материалы для работы: бумага, простые карандаши, ластик. Иногда применяют сангину, уголь, сепию.

Главная задача академического рисования: точное копирование и изучение конструктивных особенностей объектов, не забывая про свет и тень (светотень) на изображаемых моделях.

Первые уроки посвящены знакомству с простыми геометрическими формами: шаром, кубом, цилиндром, призмой, конусом . Если понять конструкцию и распределение света на этих предметах, то в дальнейшем не составит труда разобрать более сложный объект, а далее и строение человека. Почему? Не секрет, что в основе всех предметов лежат простые геометрические формы. Да и человеческое тело мы можем условно разбить на те же геометрические части.

На любой стадии рисунок может считаться законченным, если светотеневую моделировку и конструкцию вести одновременно по всей плоскости листа. Рисовать начинают от общей формы и заканчивают мелкими, детальными прорисовками. А теперь представим, что, попав в группу академического рисунка с нулевыми знаниями, мы зададим друг другу вполне логичный вопрос: «...как художник художнику: вы рисовать умеете? »

Но давайте забудем мифы о том, что основы академического рисунка «неподвластны новичкам», им нужно «учиться много-много лет» и вообще изначально «быть на уровне». Уберём страхи и громкий пафос. Академическое рисование может освоить человек на любой ступени художественной подготовки и знаний.

Замечательный художник, педагог от бога Д. Н. Кардовский оставил вот такие мудрые слова: «..Важно выполнение самой сути рисунка, важна его сущность, а совершенство использования материала — дело второстепенное... Совершенство исполнения приходит само собой в результате длительной работы, как во всяком ремесле...»



История рисунка

Мы не будем оглядываться совсем далеко и говорить о первобытной изобразительной деятельности. Рисунок как самостоятельный вид появился намного позже - во времена европейского Возрождения. К примеру, итальянский рисунок делился на два разных подхода .

Строгой линейностью, выразительной пластикой, скрупулёзностью штриха выделялись представители флорентийской и римской школы. Вспомним зарисовки Леонардо да Винчи и его, поистине, научный подход реалистического изображения человека, животного, окружающих нас явлений и вещей. Совсем другим, более эмоциональным, был рисунок венецианцев. Быстро положенные живописные штрихи в Тициановской графике смотрятся красочными пятнами, напоминая эскизы и наброски.


И вот рисунок начинает своё грандиозное шествие по европейским странам. Приходит в Немецкое Возрождение с великолепным Дюрером . В Голландии XVII века приобретает новую жизнь и широкую известность. Французское общество XVIII столетия полюбило этот простой, лаконичный вид изобразительного искусства. Карандаш, уголь, перо в ловких руках художника творили чудеса, гуляя своим тонким кончиком по бумаге. Веселя графичными зарисовками и портретами не только аристократов, но и простых людей.

А что же происходило в России? Только во 2-й половине XVIII века в Санкт-Петербургской Академии художеств постепенно стал внедряться классический рисунок. Этому способствовали такие блестящие художники-преподаватели как А. Иванов, К. Брюллов, А. Лосенко, Г. Угрюмов .

Следующий «рисовальный» подъём в Академии начнётся с приходом грамотного художника и умнейшего наставника многих поколений студентов - профессора П. Чистякова. И как понятно, точно он рассуждал:

«Высочайшая сторона искусства заключается в рисунке. Но нельзя только строго рисовать, доводить до крайности. Нужно уметь остановиться вовремя, легко перешагнуть предел и попасть на дорогу фотографиста или засушить, если не умеешь схватить общее. Лучше недосказать, чем пересказать. Неприятно, когда портрет лезет из рамы, лучше, когда он как бы уходит в глубину. Искусство не должно пугать».

Русская школа рисунка всегда отличалась чёткостью форм, строгостью пропорций, внимательным отношением к линии. Несмотря на сложные перипетии судьбы нашего государства, академический рисунок сохранил установленные веками высокие традиции.



Техника рисования

«Иногда можно услышать вопросы: «А ты умеешь рисовать руки? А лошадей? А деревья?» Но ответ на них таков: мы вообще рисуем не «вещи», мы рисуем линии…» (Берт Додсон) .

Что такое техника в общем смысле? Это мастерство , умение пользоваться приёмами и знаниями, полученными в процессе обучения от самого простого к более сложному. Давайте рассмотрим основы академического рисунка, которые в своей совокупности как раз помогают овладеть той самой «сильной техникой».


Материалы

Каждый начинающий художник просто обязан изучить «инструменты» для рисования. Не надо на них экономить, но покупать самые дорогие на первых порах тоже не стоит. В чём нужно разобраться:

  • Бумага. Для рисунка идеален качественный, плотный ватман;
  • Линейка мягкости простых карандашей;
  • Другие материалы рисования (соус, сангина, уголь, сепия, пастель, тушь);
  • Подготовка к рисованию художественных материалов и рабочего места.




Отработка приёмов работы с карандашом

Простой карандаш - основной спутник академического рисования. С ним проще всего начинать и «ставить руку»: тренировать моторику упражнениями. Знакомство с линией, штрихом, пятном.

Понятия о композиции и ритме

Для грамотного размещения рисунка в формате листа, нужно узнать, что такое центр композиции и пространство картины. Какое движение, динамику можно задать на плоскости? Как развить пространственное мышление?




Знакомство и отработка на практике разных видов рисунка:

  • Линейно-конструктивный. Использование простой, чёткой линии для конструктивного анализа форм. Предметы изображаются видимыми насквозь, в разрезе.
  • Свето-теневой. Акцент ставится на освещении объекта, разборе светотени. Фон часто условен или легко затонирован.
  • Тональный. Самый длительный по времени, с тональной проработкой не только фактуры предметов, но и всего фона.

Примерный список учебных заданий академического рисунка:

  • Геометрические тела
  • Рисунок драпировки
  • Череп человека
  • Рисунок обрубовочной головы (скульптурная голова, посечённая на крупные плоскости, задающие общую форму)
  • Части лица скульптуры «Давида» Микеланджело (глаза, губы, нос, ухо)
  • Рисунок гипсового орнамента (розетки)
  • Скульптурная голова

    Литература

    • Берт Додсон. Ключи к искусству рисунка. Теория и практика. Изд-во: Попурри, 2000. - 216 с.
    • Бетти Эдвардс. Откройте в себе художника. Изд-во: Попурри, 2009. - 285 с.
    • Е. Барчаи. Анатомия для художников. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. Серия «Классическая библиотека художника».
    • Ли Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 480 с., ил.

В основе ремесла хорошего рисовальщика 2 базовые вещи: умение контролировать свою руку и правильное видение. Если хотите создавать или дизайны сайтов, то без специальной подготовки тут не обойтись.

Следующие 6 разделов статьи, по сути, являются первым шагом в данном направлении — вы узнаете как научиться рисовать и с чего начать. Сразу после этого приступайте ко второй части темы и пройдите еще .

Это перевод заметки с Medium от Ralph Ammer (вся графика его же).

Совет. Для следующих 6 задач используйте один вид ручки и один тип бумаги (например, А5).

Ловкость рук – два тренинга

Первые два приема касаются контроля вашей руки. Следует набить руку, а также научиться координировать зоркость глаза и движение кисти. Механические практики отлично подходят новичкам. Позже вы сможете использовать их для пробы новых инструментов. Они также позволяют расслабиться и отдохнуть от умственной или физической работы. Итак, как правильно начать рисовать.

1. Много-много кругов

Заполните лист бумаги кругами разного размера. Старайтесь, чтобы круги не пересекались.

Научиться рисовать круги – это не так просто, как вы могли подумать. Заметьте, чем больше кругов на бумаге, тем сложнее добавить следующий. Нарисуйте их в двух направлениях и как можно больше.

Совет. Потрясите кистью руки, когда ее начнет сводить судорога, делайте так после каждого подхода.

2. Штриховка – создаем структуру

Заполните лист бумаги параллельными линиями.

Диагональные линии для нас самые простые, так как они соответствуют движению нашего запястья. Заметьте, что левша предпочитает противоположное направление штрихов, нежели правша. Взгляните на вашего любимого художника (в моем случае — это Леонардо да Винчи) и попробуйте угадать, какой рукой он писал?

Попробуйте другие направления штрихов. Получайте удовольствие от процесса штрихования. Объедините разные штрихи и наслаждайтесь тем, как бумага покрывается различными теневыми пятнами.

Совет. Не поворачивайте бумагу. Очень важно натренировать руку в разных направлениях.

Итак, после того как мы потренировали руку, нужно сделать упражнения на глаза!

Восприятие – научиться видеть

Рисование в первую очередь связано со зрением и с пониманием того, что ты видишь. Люди часто предполагают, что все видят одно и тоже, но на самом деле это не так. Вы всегда сможете улучшить и наработать качество зрения. Чем больше рисуете, тем больше видите. Следующие четыре приема заставят расширить ваш взгляд на привычные предметы. Это именно то, с чего начинают учиться рисовать на разных курсах.

3. Контур – покажи мне свои руки!

Вы видите эти разные увлекательные контуры вашей руки? Нарисуйте их на листе бумаги. Не пытайтесь воссоздать все, выберите лишь несколько самых интересных.

Неважно рисуете ли человека, растение или ваше любимое животное – вы создаете контур того, что видите. Контуры определяют тело или объект и дают возможность распознать рисунок. Задача состоит не в том, чтобы сразу отобразить все существующие отличительные черты, а чтобы научиться их видеть!

Даже если вы знаете форму объекта, все равно стоит присмотреться и изучить его заново.

4. Кьяроскуро — накладываем свет и тень

Нарисуйте кусочек ткани. Начните с контуров, а затем используйте навыки штрихования – найдите переходы светотени.

Это упражнение поможет вам научиться передавать свет и тень на бумаге. Я должен признать, что это не самый простой способ для начинающих. Имейте в виду, что необязательно делать идеальные переходы светотени. Ткань представляет собой игровое поле, чтобы попрактиковать навыки, полученные в предыдущих уроках. Плюс вы также поймете, как научиться рисовать светотень, используя только свою кисть руки.

Совет. Можете делать изогнутую штриховку для создания формы и перекрестную для достижения более глубоких теней, которые напоминают структуру ткани.

Совет. Прикройте глаза ненамного, когда смотрите на ткань. Вы увидите размытое изображение ткани и усиленный контраст между светотенью.

5. Перспектива — кубы в трехмерном пространстве

Давайте нарисуем кубики! Следуйте простым действиям.

Рисунок в перспективе – это проекция 3D объекта в 2D пространство (ваш лист бумаги).

Построение перспективы – это отдельная наука, которую нереально полностью рассмотреть в рамках одной статьи. Однако мы можем немного позабавиться в пределах простой техники, которая дает нам интуитивное чувство магии создания рисунка в перспективе.

Шаг 1. Нарисуйте горизонтальную линию. Это будет горизонт.

Шаг 2. Поставьте две точки по краям линии — две невидимые точки схода.

Шаг 3. Нарисуйте вертикальную линию в любом месте.

Шаг 4. Соедините концы вертикальной линии с точками схода.

Шаг 5. Добавьте еще две вертикальные линии, как указано ниже.

Шаг 6. Соедините их с точками схода.

Шаг 7. Теперь используйте черный карандаш или ручку, чтобы обвести кубик.

Повторите шаги с 3 по 7 столько, сколько пожелаете. Насладитесь построением! Получайте удовольствие от рисования, тогда у вас все получится. Можете заштриховать стороны куба.

Совет. Когда вы рисуете перекрестные линии, лучше слегка наложить одну линию на другую, так лучше видна форма.

Освоение перспективных чертежей поможет вам создавать иллюзию глубины. А самое главное, вы научите свой мозг видеть и распознавать трехмерное пространство. Это отличная практика как начать рисовать с нуля без каких-либо навыков.

Даже если решите пренебречь правилами перспективы и сделать «плоские рисунки», эти знания никогда не будут лишним, а наоборот поспособствует расширению вашего кругозора и обострению зрительного рецептора.

6. Построение композиции — почему именно здесь?

Сделайте 5 разных рисунков одного объекта. Располагайте предмет по-разному каждый раз.

По мере того, как будете создавать различные варианты расположения своего предмета на бумаге, старайтесь проследить то, как это меняет его коннотацию – значение.

У автора Ralph Ammer имеется еще несколько интересных статей, но именно эту нужно смотреть первой дабы понять с чего начать рисовать карандашом и не только. В комментариях хочется увидеть ваше мнение по поводу плюсов и минусов представленной методики. Какие упражнения действительно доставили вам удовольствие, какие нет? Что еще хотите знать по теме или, возможно, у вас есть свои наработки как научиться рисовать с нуля — пишите все это ниже.

P.S. Бесплатный и полный SEO анализ страницы сайта — sitechecker.pro . В раскрутке важны не только внешние факторы, но и сам веб-проект должен быть хорош.

При просмотре профессионального и любительского рисунков, всегда можно обнаружить где какой. Люди, не обучавшиеся академическому рисунку, в лучшем случае точно копируют окружающие формы и цвета. Но при этом не способны нарисовать предметы «из головы». Профессионалы, окончившие школу академического рисунка, могут нарисовать любой предмет с любого ракурса, для этого даже не обязательно наблюдать предмет воочию.

Академический рисунок – это мастерство по передаче объема и фактуры при помощи светотени.

Мифы об академическом рисунке

Большинство людей не хотят идти учиться теории академического рисунка из-за нескольких мифов, связанных с этой школой. Поэтому сначала нужно разобраться с этим негативом, чтобы желания рисовать профессионально было больше.

Миф №1: Это всегда работа по заданию
Частично – правда. Действительно, начинать лучше с простейших геометрических фигур: куба, шара, цилиндра и пр. Но такие задания касаются лишь самых первых работ, далее никто не запрещает рисовать комнатную обстановку: вазу, часы, яблоко на столе. Вы сами можете составлять собственные композиции. В первую очередь теория академического рисунка – это правила передачи объема и фактуры, и совершенно неважно какой предмет вы изображаете.

Миф №2: Научится этому трудно

Откровенная ложь. Впечатление создается под действием толстенных книг по академическому рисунку. Просто словами иногда очень трудно объяснить движения. Попробуйте, не прибегая к показательным движениям, описать словами «танец маленьких утят». Описание займет не один час, хотя показать можно за несколько секунд. Академический рисунок – набор простых правил, но чтобы понять некоторые из них нужно посетить занятие, так как читать об этом бессмысленно.

Миф №3: Учится этому долго

Смотря как посмотреть. Научиться ездить на автомобиле можно за несколько уроков, но чтобы выступать на соревнованиях этого явно недостаточно. Также и с академическим рисунком. Научиться отображать предметы реалистично можно за несколько занятий, но совершенству нет предела. Поэтому годы практики будут полезны и не пройдут даром.

Миф №4: Это скучно

Частично – правда. На первых занятиях, когда вы рисуете кубы и шары, удовольствия от процесса и результата мало. Это как в любом искусстве. Но после изучения основ дальше дело пойдет значительно быстрее. Ведь академическому рисунку студентов в ВУЗах учат не для мазохистского удовольствия, а для ускорения дальнейшего процесса обучения.

Теория академического рисунка

Начинается академический рисунок с отображения простейших объемных фигур: куба, цилиндра, шара и тора. При этом сразу учатся отображать объем при помощи светотени. Падение света и тени, штриховки и затенения играют главную роль. Ведь именно с их помощью передается объемность, реалистичность предмета. Отображаемые предметы постепенно усложняются, ведь в природе правильных геометрических фигур практически не существует.

Светотени нет – предмет кажется плоским

Светотень есть – предмет стал объемным

Светотени стало ещё больше – теперь видно не только объем, но и фактуру

Как и правильных геометрических фигур, в природе также очень мало «чистых» тонов. Практически все, что мы видим – это дикая смесь самых разных красок, к тому же даже на простейшем предмете можно найти до десятка различных оттенков. Большое значение имеет не только точность передачи тона, но и переход одного тона в другой.

Друзья, сегодня у меня 2 новости. Начну, традиционно, с не самой приятной. Ну, не для всех, но, возможно, для тех, кто ждет курс по акварели. Проведение тренинга немного откладывается.

Не знаю, что назвать в качестве причины. Почему-то курс в данный момент, что называется, «не идет». То отснятый материал не сохраняется, то в готовом ролике бесследно пропадает звук, то ломается камера…

В общем, мне показалось, что стоит ненадолго поставить работу на паузу…

А пока курс по акварели отлеживается, я решила переключиться на что-нибудь не менее интересное. Что именно? Мне, например, очень интересен академический рисунок .

Вы, может быть, помните, в , который я недавно предлагала пройти, был вопрос о том, какие темы курсов или тренингов вам интересны. И среди прочего был вариант ответа «Академический рисунок» . Если честно, я не думала, что кто-то выберет этот вариант, включила его только ради любопытства.

И — совершенно неожиданно для меня! — 53 человека из 121 ответили, что им интересен академический рисунок.

Почему это удивляет. За то время, что я работаю над сайтом, у меня сложилось впечатление, что большая часть людей, ищущих в интернете уроки рисования, не хотят учиться всерьез, в смысле, профессионально. А чего хотят? Не знаю… Может быть, просто занять себя или убить время? (Предвижу бурю негодования.. Нет, я не лично вас имею в виду, я знаю, что мои давние читатели учатся очень серьезно).

Академический рисунок же — это профессиональная система обучения. И я очень рада, что среди моих читателей оказалось немало таких, кому это интересно.

Но все же, вдруг мы понимаем под этим термином несколько разные вещи?

Давайте я расскажу о некоторых заблуждениях, связанных с академическим рисунком, или мифах. А потом об основных принципах академического рисунка.

Миф 1. Академический рисунок — работа по заданию, в институте или в художественном училище. В отличие от рисунка на вольную тему.

На самом деле, академический рисунок — это система реалистичного изображения предметов, исходя из их конструктивных особенностей.

И, в принципе, не важно, что и где вы рисуете. По рисунку почти всегда можно угадать, учился ли его автор академическому рисунку. Особенно это заметно на популярных в последнее время портретах по фото. Потому что не имея такого навыка, человек просто копирует тональные пятна, и форма может «поплыть». Если же художник учился рисовать профессионально, он начинает прежде всего строить портрет, и пятна располагает в соответствии с построением. Возможно, они у него будут несколько другими, чем на исходной фотографии, но форма будет выглядеть правильной и убедительной.

Миф 2. Академическому рисунку научиться очень трудно.

В принципе, понятно, отчего складывается такое впечатление. Я тоже видела объемные учебники по рисунку, рекомендованные для изучения в художественных вузах. Но понимаете, рисунок — это движение. То, что можно показать очень легко, объяснить словами намного труднее. Попробуйте описать, например, «танец маленьких утят» так, чтобы человек, который никогда его не видел, сумел бы станцевать, руководствуясь вашим описанием. Думаю, вам придется использовать «многабукаф», как говорят подростки)

Образование в Советском Союзе было действительно массовым и общедоступным. И система академического обучения рисунку строилась таким образом, чтобы научить рисовать можно было любого человека. Там нет громоздкой теории, требующей зубрежки. Вся теория, необходимая для построения натюрморта, например, — это знание, что параллельные прямые пересекаются на линии горизонта, а круги в перспективе выглядят как эллипсы. Есть еще несколько правил, но они также просты и доступны для понимания.

Миф 3. Академическому рисунку нужно учиться очень много лет.

Еще раз повторюсь, это практическая дисциплина. Такая же, как танцы или вождение автомобиля. Можно освоить основные принципы и движения всего за несколько занятий. А годы практики оттачивают мастерство. Понятно, что тот, кто водит машину 10 лет, делает это несколько лучше, чем тот, что только получил права. А так — да, учиться можно всю жизнь.

Миф 4. Академический рисунок — очень скучное занятие.

Тут спорить трудно. Поначалу, пока не очень получается, может быть, действительно не весело. Потому что начинают обучение с примитивов — рисуют куб, шар, призмы. А хочется, например, портрет.

Но, это как гаммы в музыке. «Полет шмеля» играть гораздо интереснее, но если пальцы не приобрели беглость в результате проигрывания «скучных» гамм, «Полет шмеля» будет тоже не быстрым.

Основные принципы академического рисунка.

  1. Первоочередное значение имеет конструкция предмета. При этом конструктивное построение неотделимо от светотеневой моделировки. То есть, светотень распределяется по предмету в строгом соответствии с его строением и формой.
  2. Каждый предмет можно представить как совокупность основных геометрических форм: шара, параллелепипеда, цилиндра. Если вам известно, как распределяется свет по поверхности этих простых форм, вы сможете нарисовать любую достаточно сложную форму. Собственно, поэтому студенты и рисуют гипсовые примитивы.
  3. Художник рисует плоскостями. То есть, все полутона занимают свой участок плоскости. Где границы этих плоскостей, вы находите исходя из конструкции предмета. Не знаю, как понятней объяснить, это как раз тот случай, когда показать намного проще, чем рассказать…
  4. Светотень и конструкция прорабатываются одновременно, на всей плоскости листа. То есть, не остается «белых пятен», как в случае, когда рисуете сначала один кусочек, потом другой. Рисунок на любой стадии можно считать законченным.
  5. Работа ведется от общего к частному. Сначала большие формы и плоскости, потом детали. То есть, если рисуете портрет, например, начинаете не с глазок а с общей формы головы. А мелочи типа ресничек или родинок вообще намечаете уже в самом конце, когда рисунок готов.

Ну вот, пожалуй, вся информация, необходимая для понимания того, что скрывается за определением «Академический рисунок».