Жития святых. Фотиния (Светлана) Палестинская вышитая бисером Св мученица фотиния

История православной религии знает немало примеров людей, понесших тяжелые лишения и мучения ради духовности и утверждения веры. Одной из таких является Фотиния - святая, проповедовавшая христианство на заре его пути, во времена жестоких гонений. Известная подвижница не раз показывала чудеса молитвы и обратила к вере тысячи людей. К ее образу до сих пор обращаются верующие с просьбами о помощи и исцелении от тяжелых недугов.

Притча о живой воде

В есть глава, повествующая о встрече Христа с самарянкой. В те далекие времена иудеи и самаряне (переселенцы из Месопотамии) жили в холодной вражде. Благовествуя Евангелие, Иисус держал путь через самарянские земли. Остановившись недалеко от города Сихарь, он захотел испить воды из Как раз в этот момент подошла молодая женщина. То была Фотиния - 2 апреля по новому стилю). Христос попросил ее о помощи, что очень удивило женщину, ведь он был иудей. Иисус ответил ей, что если б знала она, с кем говорит, то сама бы попросила у Него воды живой, которая станет источником вечной жизни. Христос говорил о христианской вере. Он также поведал подробности ее жизни, указал на грехи ее, и Фотиния сразу признала в Нем пророка. Она вернулась в город Самарию и рассказала всем о приходе Спасителя, после чего многие самаряне уверовали в Мессию и обратились к христианской вере.

Император Нерон

После этой знаменательной встречи Фотиния (Светлана) отправилась в Карфаген (Северная Африка), чтобы там проповедовать христианство. Несмотря на преследования язычников, она делала это открыто, безбоязненно и самоотверженно. Когда и Петр были убиты, во сне ей явился Иисус и повелел отправиться в Рим, к императору Нерону, чтобы продолжить духовный путь предшественников. Вместе с пятью сестрами подвижница принялась за исполнение миссии. В то время в Риме были жестокие гонения на христиан. Прибыв во дворец, Фотиния с сестрами была схвачена язычниками. Нерон приказал отрубить руки женщинам. Но как ни старались стражники, сделать этого им не удавалось, они сами падали на землю, корчась от боли. А те раны, которые они успевали наносить им, тут же исчезали.

Искушение Фотинии

Тогда хитрый и надменный Нерон, не желая уверовать во Христа, решил искусить Фотинию и ее спутниц. Он поселил ее во дворец, потчевал вкусными, изысканными блюдами, окружил сотней рабынь для услужения. Там была и дочь императора - Домина. Спустя сорок дней он посетил Фотинию и был весьма удивлен, когда узнал, что все окружающие ее рабыни, и его дочь в том числе, обратились в христианство.

Разгневанный Нерон приказал содрать кожу с Фотинии и затем бросить женщину в иссохший колодец. Та же участь постигла и сестер мученицы. Через несколько дней Фотинию достали из колодца, она была еще жива и не отказалась от своей веры. Тогда ее закрыли в темнице еще на 20 дней. И вновь Нерон вызвал ее к себе во дворец, но и тогда не добился от нее преклонения и принятия язычества. Фотиния лишь рассмеялась и плюнула ему в лицо. После чего ее снова бросили в колодец.

Так и закончила свою земную жизнь мученица Фотиния. Святая перед смертью не отреклась от Христа, поразив язычников чудесами молитвы. Она была причислена к святым великомученицам, которые до сих пор покровительствуют нуждающимся и сомневающимся в своей вере.

Икона

Евангельское повествование о встрече Спасителя и Фотинии не раз было отражено в изобразительном искусстве. Примерами могут служить фреска в церковном доме Дура-Европос, сделанная примерно в III веке (до наших дней сохранилась лишь фигура самарянки), и мозаика в равеннском храме Сант-Аполлинаре Нуово (примерно VI в.).

Память о святой Светлане живет и в иконописи. Самые древние иконы с изображением мученицы датируются 19 веком. Считается, что образы ее помогают людям укрепить дух, преодолеть искушения греха, обрести твердость веры, которую некогда самарянам принесла Фотиния. Икона ее покровительствует не только женщинам по имени Светлана, но и всем страждущим.

Святая Светлана оберегает Ее образ в доме - залог крепкой семьи, благополучия и понимания между поколениями, защита от злых умыслов и деяний.

Христианские предания утверждают, что при встрече со Спасителем Фотиния святая получила власть над водной стихией. Поэтому ей удалось выжить, когда ее бросили в колодец римские язычники, и излечивать людей с лихорадкой. Святая Светлана помогает людям с подобным недугом.

Молитва

У Фотинии было два сына - Иосий (Иосиф) и Виктор. Первый помогал матери в проповедовании Евангелия, второй был римским военным начальником. Они также в своей жизни имели лишения и искушения веры. Однако мудрое наставление и молитва матери помогали им все это преодолеть. Сегодня, обращаясь с искренней верой к образу великомученицы, многие матери находят утешение и разрешение проблем с детьми. Святая Фотиния (молитва к ней воодушевляет верующих, придает уверенность в собственных силах) учит не бояться трудностей. Поэтому обращаться к ней с молитвой можно не только в дни памяти, но и каждый день:

"Моли Бога о мне, святая угоднице Божия, великомученица Фотиния, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорой помощнице и молитвеннице о душе моей".

Чудеса исцеления

Известны случаи, когда обращения к образу Фотинии помогали излечиться от тяжелых болезней кожи, опорно-двигательного аппарата, победить лихорадку. Сегодня ее образ напоминает верующим, что нужно творить добро и веровать всей душой, вопреки всем испытаниям.

Когда римские палачи истязали мученицу, она благодаря силе молитвы оставалась невредимой, ее раны заживали быстро и без следа. Своей жизнью Фотиния святая доказала, что чудеса возможны, когда в них веришь и силой веры творишь их сам.

Святые места

Библейская история о встрече Христа и самарянки Фотинии имеет реальное географическое подтверждение. В Израиле одним из самых прекрасных и живописных мест, привлекающих тысячи паломников, является Колодец Иакова (Яакова). Рядом с ним расположен древний храм, который был трижды разрушен и восстановлен вновь. Сам колодец достигает 40 метров в глубину. Вода из него считается целительной.

Мощи Фотинии Самарянки хранятся на острове Крите, в селении Фоделе, в женском монастыре имени великомученицы. Потоки паломников ежегодно притекают сюда, чтобы укрепиться в вере и попросить помощи в разрешении духовных проблем.

На территории СНГ существует немало храмов святой Фотинии, где почитается ее христианский подвиг и находятся чудотворные образы. Одним из таких является церковь великомученицы в Днепропетровске.

Фотиния Палестинская

В христианских источниках встречается история о другой подвижнице веры с именем Фотиния (день ангела - 26 февраля по новому стилю). Была она родом из Кесарии, потому получила приставку Палестинская. Во время шторма корабль, на котором она плыла с другими пассажирами, потерпел крушение. Уцепившись за доску, Фотиния единственная спаслась и выплыла на остров, где в молитвах и посте пребывал блаженный Мартиниан. Он обратил женщину в христианскую веру, а сам покинул остров. Три раза в год на остров пребывал корабль и привозил продукты. Фотиния Палестинская осталась жить на скале и продолжила подвижничество Мартиниана. Шесть лет она пребывала в посте и молитве, а после умерла и была похоронена в родной Кесарии.

Святая Фотиния (житие ее относится к V веку) помогает людям обрести веру, поправить душевное и физическое здоровье, а также покровительствует мореплавателям.

Фотиния Кипрская

Существует и еще одно предание о Фотинии Кипрской. Житие ее относится примерно к 15 веку. Она родилась в Карпасии (восточная часть Кипра) в благочестивой семье. В юности она приняла решение стать невестой Христовой и покинула отчий дом. Фотиния поселилась в пещере, предавшись посту и молитвам. Вскоре дева исполнилась благодати Божией и стала производить чудеса исцеления. Весть об этом разнеслась по всему острову и за его пределами. Многие христиане обращались к ней за советом и для поддержания духовных сил.

Сегодня пещера, в которой когда-то подвизалась Фотиния святая, является местом паломничества. В ней находится престол и глубокий источник, читается литургия. Каждое новолуние в источнике поднимается вода с тонкой пленкой песка. Считается, что вода дарует исцеление от многих болезней, а песком мажут глаза слепых для прозрения. Пещера находится недалеко от кипрского селения Агиос Андроникос. А мощи самой подвижницы помещены в храме апостола Андрея. День памяти святой приходится на 2 августа (по новому стилю).

Таким образом, существует три дня в году, когда все Светланы празднуют именины. Но это не обычный праздник, а день памяти глубокий в духовном смысле. Здесь дело не ограничивается застольем и подарками. По христианской традиции в день святой Фотинии-Светланы идут в церковь, исповедуются, причащаются Святых Тайн. Также обращаются с благодарной молитвой к Господу и покровительнице.

Фотиния святая (Самарянская) вспоминается также и на пятой неделе по Пасхе. В это время читается литургия, воздаются благодарственные и хвалебные молитвы за мученический подвиг во имя христианской веры.

Перед иконой святой молятся


Услыши нас, святая Фотиния, духовною красотою воссиявшая и людей непрестанно и неумолкаемо, в темнице и в городах, вере во Христа поучавшая. Внемли нам, взирая на нас грешных, и благодатию Христовою исцели болящих лихорадкою, да не окропит их дождь греховный, но в здравии душевном и телесном жизнь свою неослабно в добрых делах проведут и прославят Владыку всех, Отца щедрот, Бога Милостиваго, во все века. Аминь.

Молитвы

Кондак Фотиние Палестинской

В тебе мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть: преходит бо, прилежати же о души, вещи бессмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобная мати Светлане, дух твой.

Молитва Фотиние Палестинской

О, святая мученица Фотиния! Безмерно любовию ко Христу окрыляема, мужество, терпение и силу велию с находящимися с тобою сестрами, сыновьями и просвещенными тобою явила еси. Евангелие Христово с дерзновением проповедала, и явися тебе и всем, с тобою бывшим, Христос, и всех на предстоящия муки укрепил и утешил. В Рим пришедши и безбоязненно Христа исповедавши, в темницу заключена быша, и многия муки претерпеша, в колодезь брошена, душу свою Господу предала еси.
Услыши нас, святая Фотиния, духовною красотою воссиявшая и людей непрестанно и неумолкаемо, в темнице и в городах, вере во Христа поучавшая. Внемли нам, взирая на нас грешных, и благодатию Христовою исцели болящих лихорадкою, да не окропит их дождь греховный, но в здравии душевном и телесном жизнь свою неослабно в добрых делах проведут и прославят Владыку всех, Отца щедрот, Бога Милостиваго, во все века. Аминь.

Свя­тая му­че­ни­ца Фо­ти­на бы­ла той са­мой са­ма­рян­кой, с ко­то­рой бе­се­до­вал (Ин.4 :5-42).

Во вре­ме­на им­пе­ра­то­ра Неро­на (54–68 гг.), про­явив­ше­го чрез­вы­чай­ную же­сто­кость в борь­бе с хри­сти­ан­ством, свя­тая Фо­ти­на жи­ла в Кар­фа­гене со сво­им млад­шим сы­ном Иоси­ей и там без­бо­яз­нен­но про­по­ве­до­ва­ла Еван­ге­лие. Ее стар­ший сын Вик­тор храб­ро сра­жал­ся в рим­ских вой­сках про­тив вар­ва­ров и за свои за­слу­ги был на­зна­чен во­е­на­чаль­ни­ком в го­род Ат­та­лию (Ма­лая Азия).

Гра­до­на­чаль­ник Ат­та­лии Се­ва­сти­ан при встре­че со свя­тым Вик­то­ром ска­зал ему: «Я знаю до­сто­вер­но, что ты, твоя мать и твой брат – по­сле­до­ва­те­ли уче­ния Хри­ста. Но я по-дру­же­ски со­ве­тую те­бе – под­чи­нись во­ле им­пе­ра­то­ра, за это бу­дешь по­лу­чать иму­ще­ство хри­сти­ан, ко­то­рых ты до­ста­вишь нам. Тво­им же ма­те­ри и бра­ту я на­пи­шу, чтобы они не про­по­ве­до­ва­ли Хри­ста от­кры­то. Пусть тай­но ис­по­ве­ду­ют свою ве­ру». Свя­той Вик­тор от­ве­тил: «Я сам хо­чу быть про­по­вед­ни­ком хри­сти­ан­ства, как мои мать и брат». На это Се­ва­сти­ан от­ве­тил: «О Вик­тор, все мы хо­ро­шо зна­ем, ка­кие бед­ствия ожи­да­ют за это те­бя, мать и бра­та тво­е­го». По­сле этих слов Се­ва­сти­ан вдруг по­чув­ство­вал острую боль в гла­зах, из­ме­нил­ся в ли­це и оне­мел.

Три дня про­ле­жал он сле­пой, не про­из­но­ся ни сло­ва. На чет­вер­тый день неожи­дан­но он гром­ко про­из­нес: «Толь­ко ве­ра хри­сти­ан ис­тин­на, нет дру­гой ис­тин­ной ве­ры!» На­хо­див­ше­му­ся ря­дом свя­то­му Вик­то­ру Се­ва­сти­ан ска­зал: «Ме­ня при­зы­ва­ет Хри­стос». Вско­ре он кре­стил­ся и тот­час же про­зрел. Слу­ги свя­то­го Се­ва­сти­а­на, сви­де­те­ли чу­да, кре­сти­лись по при­ме­ру сво­е­го гос­по­ди­на.

Слу­хи о про­ис­шед­шем до­шли до Неро­на, и он при­ка­зал при­ве­сти хри­сти­ан к нему на суд в Рим. То­гда Сам Гос­подь явил­ся ис­по­вед­ни­кам и ска­зал: «Я бу­ду с ва­ми, и Нерон бу­дет по­беж­ден, и все, кто слу­жит ему». Свя­то­му Вик­то­ру Гос­подь воз­ве­стил: «С это­го дня имя те­бе бу­дет Фо­тин – «Све­то­зар­ный», ибо мно­гие, про­све­щен­ные то­бой, об­ра­тят­ся ко Мне». Свя­то­го Се­ва­сти­а­на Гос­подь обод­рил: «Бла­жен, кто со­вер­шит свой по­двиг до кон­ца». Свя­тая Фо­ти­на, из­ве­щен­ная Спа­си­те­лем о пред­сто­я­щих стра­да­ни­ях, в со­про­вож­де­нии несколь­ких хри­сти­ан от­пра­ви­лась из Кар­фа­ге­на в Рим и при­со­еди­ни­лась к ис­по­вед­ни­кам.

В Ри­ме им­пе­ра­тор при­ка­зал при­ве­сти к се­бе свя­тых и спро­сил их, дей­стви­тель­но ли они ве­ру­ют во Хри­ста. Все ис­по­вед­ни­ки ре­ши­тель­но от­ка­за­лись от­речь­ся от Спа­си­те­ля. То­гда им­пе­ра­тор при­ка­зал раз­дро­бить на на­ко­вальне ки­сти рук свя­тых му­че­ни­ков. Но во вре­мя ис­тя­за­ния ис­по­вед­ни­ки не чув­ство­ва­ли бо­ли, а ру­ки му­че­ни­цы Фо­ти­ны оста­лись невре­ди­мы. Нерон при­ка­зал свя­тых Се­ва­сти­а­на, Фо­ти­на и Иосию осле­пить и за­клю­чить в тем­ни­цу, а свя­тую Фо­ти­ну с пя­тью ее сест­ра­ми – Ана­то­ли­ей, Фо­то, Фо­ти­дой, Па­рас­ке­вой и Ки­ри­а­ки­ей – от­пра­вить в им­пе­ра­тор­ский дво­рец под над­зор до­че­ри Неро­на Дом­ни­ны. Но свя­тая Фо­ти­на об­ра­ти­ла ко Хри­сту Дом­ни­ну и всех ее ра­бынь, ко­то­рые при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние. Об­ра­ти­ла она ко Хри­сту и волх­ва, ко­то­рый при­нес отрав­лен­ное пи­тье, чтобы умерт­вить ис­по­вед­ниц.

Мученица Фотина Самаряныня

Про­шло три го­да, и Нерон по­слал в тем­ни­цу за од­ним из сво­их слуг, на­хо­див­ших­ся в за­клю­че­нии. По­слан­ные со­об­щи­ли ему что свя­тые Се­ва­сти­ан, Фо­тин и Иосия, ко­то­рые бы­ли ослеп­ле­ны, ста­ли со­вер­шен­но здо­ро­вы, и их по­сто­ян­но по­се­ща­ют лю­ди, ко­то­рые слу­ша­ют их про­по­ведь; са­ма тем­ни­ца пре­вра­ти­лась в свет­лое и бла­го­ухан­ное ме­сто, где про­слав­ля­ет­ся Бог. То­гда Нерон при­ка­зал рас­пять свя­тых вниз го­ло­вой и в те­че­ние трех дней бить их по об­на­жен­но­му те­лу рем­ня­ми.

На чет­вер­тый день им­пе­ра­тор по­слал слуг по­смот­реть, жи­вы ли му­че­ни­ки. Но, при­дя на ме­сто пы­ток, по­слан­ные тут же ослеп­ли. В это вре­мя Ан­гел Гос­по­день осво­бо­дил му­че­ни­ков и ис­це­лил их. Свя­тые сжа­ли­лись над ослеп­ши­ми слу­га­ми и сво­и­ми мо­лит­ва­ми к Гос­по­ду воз­вра­ти­ли им зре­ние. Про­зрев­шие уве­ро­ва­ли во Хри­ста и вско­ре кре­сти­лись.

В бес­силь­ной яро­сти Нерон при­ка­зал со­драть ко­жу со свя­той Фо­ти­ны и бро­сить му­че­ни­цу в ко­ло­дец. Му­че­ни­кам Се­ва­сти­а­ну, Фо­ти­ну и Иосии от­сек­ли го­ле­ни, бро­си­ли со­ба­кам, за­тем с них со­дра­ли ко­жу. Страш­ные му­ки пре­тер­пе­ли и сест­ры свя­той Фо­ти­ны. Нерон при­ка­зал от­ре­зать им сос­цы, а за­тем со­драть ко­жу. Изощ­рен­ный в же­сто­ко­стях им­пе­ра­тор уго­то­вал же­сто­чай­шую казнь свя­той Фо­ти­де: ее при­вя­за­ли за но­ги к вер­ши­нам двух скло­нен­ных де­ре­вьев, ко­то­рые, рас­пря­мив­шись, разо­рва­ли му­че­ни­цу. Осталь­ных им­пе­ра­тор при­ка­зал обез­гла­вить. Свя­тую Фо­ти­ну вы­та­щи­ли из ко­лод­ца и за­клю­чи­ли в тем­ни­цу на 20 дней.

По­сле это­го Нерон при­звал ее к се­бе и спро­сил, по­ко­рит­ся ли она те­перь и при­не­сет ли жерт­вы идо­лам. Свя­тая Фо­ти­на плю­ну­ла им­пе­ра­то­ру в ли­цо и, по­сме­яв­шись над ним, ска­за­ла: «Нече­сти­вей­ший сле­пец, за­блуд­ший и безум­ный че­ло­век! Неуже­ли ты счи­та­ешь ме­ня столь нера­зум­ной, чтобы я со­гла­си­лась от­речь­ся от Вла­ды­ки мо­е­го Хри­ста и при­нес­ла жерт­ву по­доб­ным те­бе сле­пым идо­лам?!»

Услы­шав та­кие сло­ва, Нерон сно­ва ве­лел бро­сить му­че­ни­цу в ко­ло­дец, где она пре­да­ла дух свой Гос­по­ду († ок. 66). Память мученицы совершается 20 марта / 2 апреля.

См. так­же: «Стра­да­ние свя­той му­че­ни­цы Фо­ти­ны » в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Молитва святой мученице Фотине

О, святая мученица Фотино! Безмерно любовию ко Христу окрыляема, мужество, терпение и силу великю с находящимися с тобою сестрами, сыновьями и просвещенными тобою явила еси. Евангелие Христово с дерзновением проповедала, и явися тебе и всем, с тобою бывшим, Христос, и всех на предстоящия муки укрепил и угешил. В Рим пришедши и безбоязненно Христа исповедавши, в темницу заключена быша, и многия муки претерпеша, в колодезь брошена, душу свою Господу предала еси.

Услыши нас, святая Фотино, духовною красотою воссиявшая и людей непрестанно и неумолкаемо, в темнице и в городах, вере во Христа поучавшая. Внемли нам, взирая на нас грешных, и благодатию Христовою исцели болящих лихорадкою, да не окропит их дождь греховный, но в здравии душевном и телесном жизнь свою неослабно в добрых делах проведут и прославят Владыку всех, Отца щедрот, Бога Милостиваго, во все века. Аминь.

Храм Агиа Фотини

Православный кафедральный храм Святой Фотинии Ново-Смирнской митрополии, греч. Μητροπολιτικός Ναός της Αγίας Φωτεινής) . Расположен в районе Новая Смирна греческой столицы, основанном после 1922 года беженцами из Смирны.Храм Святой Фотини в Новой Смирне не просто православный храм.

Кафедральный храм Агиа Фотини (Новая Смирна)

Храм является своего рода мемориалом православной Смирне и памятью о «незабываемых Отечествах» (Αλησμόνητες Πατρίδες), как они именуются в Греции, оставленных в 1922 году. Святая Фотиния приняла смерть мученицы в Смирне и была почитаема его жителями.

Многие жительницы города и региона носили её имя. Храм Агиа Фотини в Смирне был гордостью православного населения города. Его колокольня и сверкающий на солнце позолоченный крест на куполе доминировали над прибрежным, греческим, районом города.

В храме провёл свою последнюю службу новомученик, святой, Хризостом Смирнский , прежде чем принять свою мученическую смерть. Здесь молились в последний раз тысячи жителей города, прежде чем принять смерть, или, пройдя через свои муки, расстаться с Родиной.

Резня в Смирне была бо́льшей трагедией, нежели падение Константинополя в 1453 году. При всех османских зверствах, Мехмед II не позволил сжечь Константинополь и Храм Святой Софии.

Французский историк Эдуар Дрио в своей книге «La question de l’ Orient, 1918-1938» писал, что «малоазийская катастрофа была масштабнее и более ужасной, нежели падения Константинополя в 1453 году». Аналогичную позицию сформулировал французский эллинист Октавий Мерлье.

Мустафа Кемаль преследовал другие цели. Огнём, резнёй, изгнанием коренного населения он поставил себе целью выкорчевать всё греческое из Малой Азии, включая греческую историю и характер Смирны.

В этих условиях, храм Агиа Фотини не стал исключением и был полностью сожжён, как и весь греческий город. Выбравшиеся в Грецию, раненные, измученные, голодные, обнищавщие, но по прежнему трудолюбивые, беженцы из Малой Азии стали образовывать свои кварталы, первоначально из бараков. Везде, где обосновывались беженцы из Смирны, они закладывали первый камень своей церкви и, как правило, именовали её Агиа Фотини. Так в Греции появились: Храм Агиа Фотини (Патры), Храм Агиа Фотини (Фессалоники), Храм Агиа Фотини (Имиттос), Храм Агиа Фотини (Катерини), Храм Агиа Фотини (Ксанти), Кафедральный храм Агиа Фотини (Иерапетра), Храм Агиа Фотини и Св. Хризостома Смирнского (Лерос).

Кафедральный храм Святой Фотини

И ещё множество часовен, названных в честь святой Фотини и в память её храма в Смирне. В афинском квартале Новая Смирна, созданном беженцами из Смирны, первоначально была построена временная, деревянная, приходская церковь Агиа Фотини. После чего, беженцы Смирны приступили к строительству храма, по проекту архитектора Афанасия Демириса (1887-1965). Храм, ещё не завершённый полностью, был освящён архиепископом Хрисанфом 27 октября 1940 года. На следующее утро, 28 октября, началась греко-итальянская война.

Резной иконостас, трон, митрополита и амвон храма имеют свою, отдельную историю. Церковь Святого Иоанна находилась в верхнем (турецком) квартале Смирны. В силу этого, во время Смирнской резни, церковь получила разрушения, утварь была разграблена, но церковь не была сожжена. Получив эту информацию от греческой церкви и организаций беженцев, перед своей смертью Элефтериос Венизелос обратился к турецкому правительству разрешить вывезти иконостас, трон, и амвон. Учитывая тот факт, что в это время обе страны номинально были союзниками (Балканская Антанта), его просьба была удовлетворена.

Однако по причине турецких проволочек, а затем тройной, германо-итало-болгарской, оккупации Греции годы Второй мировой войны, доставка иконостаса в Грецию была выполнена только после её освобождения, 18 октября 1944 года. Транспортные расходы оплатил беженец И. Кокконис. Иконостас церкви Св. Иоанна является прекрасным образцом резных малоазийских иконостасов. Он похож на сожжённый иконостас Агии Фотини. Есть предположения, что это работа одного и того же греческого мастера 19-го века, который сочетал греческую традицию с барокко. Когда иконостас был собран в новой церкви Агии Фотини, греческий искусствовед Анастасиос Орландос счёл результат неудовлетворительным. Пожертвованиями было собрано 10 тыс. долларов и иконостас был собран повторно. В 1974, после того как была создана отдельная Ново-Смирнская митрополия, Агиа Фотини стал кафедральным храмом.

В 1996 году, по имеющимися фотографиям, рисункам и эскизам, была построена 33 метровая, как и смирненская колокольня, копия колокольни Агии Фотини Смирны. Расходы на её строительство оплатил «Фонд Онассиса», основатель которого, Аристотель Онассис, также был выходцем из Смирны. Храм празднует в день почитания памяти Агии Фотини, являющейся также покровительницей Новой Смирны, 26 февраля, но отмечает также память покровителя Смирны Св. Поликарпа 23 февраля, а также память святого Хризостома Смирнского и вместе с ним святых архиереев Григория Кидонийского, Амвросия Мосхонисийскогоо, Прокопия Иконийского, Евфимия Зилоского, а также священников и мирян, погубленных во время Малоазийской Катастрофы, каждое воскресение перед Воздвижением Креста Господня.

Вконтакте

Святая Фотина (Светлана) жила в самаритянском городе Сихарь. Занимаясь домашними делами, она часто ходила за водой к колодцу, который находился в двадцати минутах ходьбы от ее дома. По преданию, источник был обустроен Иаковом, сыном Исаака. Вот и в этот раз она пошла туда, чтобы наполнить кувшин. Рядом с колодцем она заметила мужчину. Он был иудеем. В то время иудеи и самаритяне враждовали, по отношению друг к другу они проявляли неприкрытую ненависть. Поэтому Фотина, стараясь не обращать внимания на путника, быстро зачерпнула воду и повернулась, чтобы идти назад. Вдруг в тишине полуденного зноя раздался голос незнакомца, который попросил дать ему напиться. Она остановилась и спросила удивленно: «Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?» В ответ она услышала: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Глядя на ее непонимающее лицо, мужчина продолжил: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».

Обретение веры

В разговоре незнакомец указал святой Фотине на обстоятельства ее жизни, о которых никто не знал. Она подумала, что видит перед собой пророка. Но услышав слова о том, что наступает время, когда «и не на горе этой, и не в Иерусалиме будут поклоняться Отцу», женщина робко предположила: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». Мужчина посмотрел ей в глаза и произнес: «Это Я, Который говорю с тобою».

Она поверила в тот же миг. Оставив кувшин, она с радостным сердцем побежала в город и рассказала всем, что пришел Христос. Уже вместе с другими самаритянами она вернулась к колодцу. Люди слушали Иисуса и не желали расходиться. Они просили Господа еще побыть с ними, и он провел в Сихари два дня. С этого времени для святой Фотины началась иная жизнь. Теперь она своей верой пробуждала в людях желание испить живую воду и открывала для них истинную веру.

Святые проповедники

Прошло более тридцати лет. Все эти годы святая Фотина проповедовала христианство. Она вместе со своим младшим сыном Иосией жила в Карфагене, а старший – Виктор, служил в римских войсках. Как хороший воин, он был назначен военачальником в город Атталию. Прибыв туда, он встретился с правителем Севастьяном. Тот предупредил Виктора, что знает о его христианских убеждениях. «Наш император Нерон требует, чтобы мы уничтожали всех христиан, – продолжал правитель, – и тебе придется допрашивать и подвергать их мучениям». Севастьян хотел уговорить молодого человека выполнять волю императора, чтобы получить богатство и власть, а для спокойной службы и мать Виктора должна была прекратить открыто проповедовать христианство. Святой Виктор заявил, что не будет участвовать в преступлениях, более того, сам станет проповедником. В сердцах Севастьян воскликнул, что беды великие ждут всю их семью. В тот же миг глаза его пронзила жгучая боль, он упал и потерял дар речи. Через несколько дней с ним произошла разительная перемена, он поверил во Христа, а после крещения градоначальник снова обрел здоровье.

Однажды императору Нерону доложили, что городской глава Атталии и военачальник вместе со всем своим семейством являются христианами. Незамедлительно последовал приказ всех арестовать и доставить в Рим.

Отдать жизнь за Христа

В это время в Карфагене к святой Фотине явился Иисус и сказал, что в Риме ждут ее страдания, которые станут подвигом не только для нее одной, но и для всех ее близких. На следующий день женщина в сопровождении младшего сына и своих сестер: Анатолии, Фоты, Фотиды, Параскевы и Кириакии собрались в дорогу.

«Я пришла, чтобы научить тебя чтить Христа», – так она ответила Нерону, который был очень удивлен, что женщина пришла сама. Он предложил ей отречься от Христа. Ее отказ не вызвал в нем гнева, а скорее даже обрадовал. Деспот получал удовольствие, наблюдая страдания людей.

Сестры, Иосия и Виктор, который тоже пришел из Атталии вместе с Севастьяном, подтвердили свое желание умереть за Христа. Первой мучениям подвергли святую Фотину. Что только не делали палачи, а она оставалась невредимой. То же самое произошло и с остальными христианами. Нерон приказал мужчин отправить в тюрьму, а женщин – к своей дочери Домнине. У той было сто рабынь. Все, включая саму Домнину, под влиянием святой Фотины через три года приняли христианство. Узнав об этом, Нерон пришел в ярость. Он приказал истязать святую Фотину, ее сестер, сыновей и Севастьяна, а затем казнил.

Какое чудо произошло

Множество людей стараниями святой Фотины обретают веру. Император Нерон пытался сломить женщину, заставить отречься от Христа, но Господь поддержал мученицу. Она мужественно переносила все страдания. Страшные раны моментально исчезали с ее тела, и она оставалась невредимой.

Значение иконы

Встретив Христа, святая Фотина поспешила рассказать другим людям о его приходе. Всю оставшуюся жизнь она делилась знанием, которым наполнил ее душу Господь и ничего не боялась. Икона святой мученицы напоминает нам, что мы не должны оставаться равнодушными. Святая Фотина, опасаясь гонений, могла бы исповедовать тайно, но она несла свет людям. Не грешить – мало, икона учит нас творить добро и делиться знаниями с другими людям.

Святая Фотина (греч. Фотиния), родом самарянка, жена сначала беспорядочной жизни и суеверная, а после - благословенная святая подвижница и проповедница истинной веры.

Евангелие рассказывает нам о том, как однажды Господь Иисус Христос пришел в самарийский город, называемый Сихарь, где находился колодец, данный Иаковом своему сыну Иосифу и его потомкам. Устав с дороги, Господь промыслительно сел отдохнуть у колодца, пока ученики Его пошли в город купить еду. В это время пришла из города за водой некая женщина. Господь попросил ее дать Ему пить. Женщина удивилась просьбе, так как иудеи никогда не общались с самарянами.

Иисус сказал ей: «Если бы ты знала, Кто с тобой говорит, ты сама попросила бы у Него пить, и Он дал бы тебе воду живую». Самарянка еще больше удивилась: откуда Иисус мог дать воду живую, не имея даже почерпала?

Господь ей ответил, что пьющие воду из колодца опять будут жаждать, а вода, которую Он даст, сделается источником в жизнь вечную. Под живой водой Господь подразумевал Свое живоносное учение, приводящее к вечному блаженству в Царстве Божием.

Господь, зная, что самарянка сожительствует с неким мужем тайно, во грехе, но имеет пылкую веру в Бога и твердое ожидание пришествия Мессии, постепенно открыл ей, что Он, говорящий с ней, и есть ожидаемый Христос.

Евангелие не сообщает нам имени женщины-самарянки, но Предание Церкви его сохранило, и мы называем ее по-гречески - Фотиния, по-русски - Светланой, на кельтских языках - Фионой, на других западных языках - Клэр. И все эти имена говорят нам об одном: о свете. Повстречав Господа Иисуса Христа, она стала светом, в мире сияющем, светом, который просвещал тех, кто встречался с ней.

Сама же блаженная самарянка, удостоившаяся беседовать с Господом, пострадала за Христа вместе со своими сыновьями и сестрами во время воздвигнутого римским императором Нероном гонения на христиан. Это лютое гонение продолжалось с 65 по 68 год, и во время его пострадали в Риме святые апостолы Петр и Павел, а мучители затем стали разыскивать всех их последователей. В это время святая Фотина жила в городе Карфагене (ныне - город Тунис), где она с младшим своим сыном Иосиею безбоязненно проповедовала Евангелие. Между тем старший сын Фотины, по имени Виктор, мужественно подвизался на войне, которую в то время варвары вели с римлянами, и по окончании войны, повелением императора назначен был начальником над войсками в город Атталию с тем, чтобы подвергать мучениям находившихся там христиан. Когда правитель города, Севастиан, узнал об этом, то сказал Виктору:

Воевода, я достоверно знаю, что ты христианин и что мать твоя с братом твоим Иосиею - последователи Петра, а посему и того, что повелел тебе император, ты не исполнишь из боязни погубить душу свою.

Я горю желанием исполнять волю небесного и бессмертного Царя, Христа, Бога нашего, - отвечал на это Виктор, - а повелением Нерона о том, чтобы предавать мучениям христиан, я пренебрегаю.

Тогда Севастиан, сказал Виктору:

Как искреннему другу, советую тебе: подчинись воле императора. Ведь если ты станешь с должным усердием исполнять царское повеление и христиан, которых тебе удается разыскать, будешь подвергать судебному допросу и мучениям, то и императору угодное сделаешь и себе приобретешь принадлежащие им имущества, а матери и брату твоему сообщи от себя письмом, чтобы они не шли так открыто и не склоняли этим язычников к отречению от отеческих верований, но пусть тайно исповедуют веру во Христа, Бога вашего, если желают, чтобы и ты из-за них не подвергся вместе с ними одинаковым мучениям.

Никогда я этого не сделаю, - отвечал Виктор, - и не только не сделаю, но даже подумать не хочу о том, чтобы подвергать христиан мучениям или насильно взять что-либо от них или советовать матери и брату моему не проповедывать о том, что Христос есть истинный Бог, но я и сам всею душою хочу быть проповедником Христа и буду им так же, как и они.

На это Севастиан сказал ему:

О, Виктор! Все мы хорошо знаем, какие бедствия ожидают тебя, мать и брата твоего.

После этих слов лицо Севастиана вдруг разгорелось, и он упал на землю от острой и жестокой боли в глазах своих, при чем совершенно потерял способность говорить. Бывшие при этом слуги, подхватив его, положили на ложе, и он пролежал три дня, не сказав ни одного слова. По прошествии же трех дней он закричал громким голосом и сказал:

Один христианский Бог есть Бог истинный, одна христианская вера есть вера истинная и одно есть крещение, - крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа. Нет другой истинной веры, кроме веры христианской.

Вошедши к Севастиану, Виктор спросил его:

Отчего так неожиданно произошла в тебе такая перемена?

Любезнейший Виктор, - отвечал Севастиан, - меня призывает к Себе Христос твой.

Виктор же наставил его в вере, и он принял святое крещение. Выходя из купели, он внезапно прозрел и прославил Бога.

Вскоре после сего до Нерона дошел слух о том, что Виктор, начальник над войсками в Атталии и правитель этого города, Севастиан, исповедуют веру Петра и Павла и всех привлекают к себе, убеждая следовать их проповеди, а также о том, что то же самое делают и посланные в Карфаген Апостолами мать Виктора Фотина и сын ее Иосия. Узнав об этом, император воспылал гневом и послал в Атталию воинов с тем, чтобы они привели к нему на суд находившихся в этом городе христиан, мужчин и женщин. В это время атталийским христианам явился Христос и сказал им: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф.11:28). Я буду с вами, и Нерон будет побежден, а также и те, кто находятся при нем».

Виктору же Он сказал:

С этого дня Фотин будет имя тебе, так как многие, тобою просвещенные, обратятся ко Мне.

Укрепил Христос на предстоящие страдания и Севастиана такими словами:

Блажен тот, кто совершит свой подвиг до конца.

Господь сказал эти слова и взошел на небо.

Святая Фотина также извещена была Христом об ожидающих ее страданиях и немедленно же в сопровождении множества христиан отправилась из Карфагена в Рим. Когда она вошла в Рим, то пришел в движение весь город, и все говорили: «кто сия?» Она же безбоязненно проповедывала Евангелие Христово. Между тем был приведен в Рим и сын ее Фотин, носивший прежде имя Виктора, вместе с Севастианом и взятыми с ними воинами, но святая Фотина предупредила Виктора, прежде его явившись к Нерону с сыном своим Иосиею и христианами, пришедшими с нею из Карфагена. Нерон спросил святую:

Для чего вы пришли к нам?

Для того, - ответила Фотина, - чтобы научить тебя чтить Христа.

В это время бывшие при императоре сказали ему:

Градоначальник Севастиан и воевода Виктор, которые не веруют в богов, пришли из Атталии.

Пусть приведут их ко мне, - повелел Нерон. И когда они были приведены, то он спросил их:

Правда ли то, что я слышал о вас?

Всё то, что ты слышал о нас, царь, - ответили они, - истинная правда.

Тогда Нерон, обратившись к святым женам, спросил их:

Согласны ли вы отречься от Христа вашего или желаете умереть за Него?

О, царь! - отвечали святые жены, обратив взоры свои к небу, - никогда не будет того, чтобы мы отреклись от веры во Христа и от той любви, которую имеем к Нему.

А как ваши имена? - спросил император.

Я, - отвечала святая Фотина, - от Христа, Бога моего, получила имя Фотины, сёстры же мои называются так: первая, родившаяся после меня, - Анастасией, вторая

Фото, третья - Фотидой, четвертая - Параскевой, а пятая - Кириакией, а имена сыновей моих такие: имя старшего, который Господом моим назван Фотином, - Виктор, младшего же Иосия.

Итак, все ли вы, - сказал на это Нерон, - согласны подвергнуться мучениям и умереть за Назорея Христа?

Все мы, - ответила святая Фотина, - с радостью и веселием готовы умереть за Него и все этого желаем.

Тогда император приказал раздробить на наковальне кисти рук святых мучеников. Но во время истязания исповедники не чувствовали боли, а руки мученицы Фотинии остались невредимы: мучители, рубившие топорами ей руки, много раз сменялись и, не имея никакого успеха, в изнеможении падали, как мёртвые, а святая мученица, оставаясь по благодати Христовой невредимою, молилась и говорила: «Господь за меня - не устрашусь: что сделает мне человек?» (Псал. 117:6). После сего Нерон стал уже затрудняться, думая о том, каким еще мучением подвергнуть святых и, наконец,Нерон приказал святых Севастиана, Фотина и Иосию ослепить и заключить в темницу, а святую Фотинию с пятью ее сестрами - Анастасией, Фото, Фотидой, Параскевой и Кириакией - отправить в императорский дворец под надзор дочери Нерона Домнины. Но святая Фотиния обратила ко Христу Домнину и всех ее рабынь, которые приняли святое Крещение, а также обратила ко Христу и волхва, которой принес однажды для питья ей и ее сестрам настойку ядовитой травы, после чего претерпела множество мучений.

Когда прошло после этого три года, то Нерон приказал однажды освободить бывшего в числе его придворных одного слугу своего, который по его повелению был заключен в темницу и посланные для этого, увидев в темнице святых мучеников Севастиана, Фотина и Иосию в здоровом состоянии, сообщили императору, что ослеплённые галилеяне видят и совершенно здоровы, что самая темница светла, исполнена, обильного благоухания и из места заключения стала местом для прославления Бога и святым домом, что святые располагают в темничном заключении большим богатством, что к ним собирается народ и, уверовав в Бога их, принимает от них крещение. Услышав это, Нерон пришел в ужас и приказал распять святых вниз головой и в течение трех дней бить их по обнаженному телу ремнями. На четвертый день император послал слуг посмотреть, живы ли мученики. Но, придя на место пыток, посланные тут же ослепли. В это время Ангел Господень освободил мучеников и исцелил их. Святые сжалились над ослепшими слугами и своими молитвами к Господу возвратили им зрение. Прозревшие уверовали во Христа и вскоре крестились.

Уверовав, они крестились во имя Христа, Бога нашего, и стали последователями святых. Нечестивый Нерон, узнав об этом, сильно разгневался и приказал содрать кожу со святой Фотины. И в то время, когда мучители исполняли это царское приказание, святая мученица пела: «Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали» (Псал. 138:1, 2).

Содрав со святой Фотины кожу, ее бросили в колодец. После этого, схватив Севастиана, Фотина и Иосию, отрезали им подколенные кости и вместе с коленями бросили собакам, а затем содрали с них кожу и по повелению императора бросили их в ветхое каменное строение. Приказав после сего привести к себе пятерых сестер Фотины, Нерон велел отрезать им сосцы, а потом и с них содрать кожу. Когда мучители подошли за этим к святой Фотиде, то она не пожелала, чтобы кто-либо из них совершил над нею это истязание, как над прочими святыми женами, но, став на место мучения, сама мужественно содрала с себя кожу и бросила ее в лице Нерона, так что он сам изумлён был ее мужеством и терпением. Тогда мучитель придумал для святой Фотиды новое, в высшей степени жестокое и смертельное мучение. По его повелению в его саду склонили друг к другу два дерева и к вершинам их привязали за ноги Фотиду, после чего отпустили деревья, и святая мученица была ими разорвана. Так она и предала Богу свою праведную и блаженную душу. После сего нечестивый Нерон повелел всем прочим святым мученикам мечем отсечь головы, а святую Фотину, вынув из колодца, заключить в темницу, где она и пробыла двадцать дней. Приказав затем привести ее к себе, Нерон спросил ее, не покорится ли она ему теперь и, раскаявшись в своем упорстве, не принесет ли жертвы идолам. Тогда святая Фотина плюнула ему в лицо и, посмеявшись над его безумием и глупым разумом, сказала:

О, нечестивейший слепец, заблуждающийся и безумный человек! Неужели ты считаешь меня столь неразумною, чтобы я согласилась отречься от Владыки моего Христа и принесла жертву подобным тебе слепым идолам!?

Услышав такие слова, Нерон повелел снова бросить святую Фотину в колодец. И когда это было исполнено, то святая мученица предала душу свою Богу и в венце мученическом вечно радуется в Царстве небесном вместе со всеми, пострадавшими с нею.

Святая мученица Фотиния чтится нашим народом как целительница от лихорадки. Во многих селах и городах нашей родины ей служат молебны за тех, кто страдает этой болезнью. Не редко больные дают обет написать или приобрести икону Святой мученицы Фотинии.

Почему Святая Фотиния является целительницей этой лютой болезни определить очень трудно, но в придании говориться, что Святая Фотиния исцелила воеводу Севастиана от какой-то болезни, во время которой он: "Разжегся лицем и паде на землю от зельния великия и лютыя болезни". Может, это и была лихорадка.

Впрочем народ мог придать значение и тому обстоятельству, что Спаситель разговаривал с самарянкой у колодца, и благодаря этому Святая Фотиния могла, по мнению народа, получить от Господа власть и силу над всей водной стихией, в которой, согласно с народными взглядами, и гнездится эта страшная болезнь.

Храм Святой мученицы Фотинии (Светланы) находится в одном из живописнейших мест Днепропетровской области на берегу Днепра у знаменитых днепровских порогов, в селе Диброва Синельниковского района. Село это не случайно носит такое название. Еще до строительства Запорожской ГЭС на берегу Днепра росла дубовая роща (дубрава) и люди называли это место "раем на земле". В этом храме находится икона Св. мученицы Фотинии с частичкой от ее мощей, у которой постоянно (каждую среду недели) по благословению Митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея служится молебен о здравии. Также в нашем храме хранится частица от мощей преподобного Лаврентия Черниговского чудотворца.

Самарянка пришла к колодцу не из духовных соображений: она просто пришла, как приходила каждый день, чтобы набрать воды, - и встретила Христа. Каждый из нас может встретить Христа на каждом шагу жизни, например, когда мы заняты обыденными делами, нам надо, чтобы сердце наше настроилось правильно, если мы готовы к тому, чтобы встретить Христа, принять благословение, услышать - и задать вопросы. Самарянка задавала Христу вопросы: и то, что она услышала в ответ, настолько превосходило ее вопросы, что она узнала в Нем пророка, а потом узнала в Нем и Христа, Спасителя мира. Вот чему Самарянка учит всех нас: чтобы во всякое мгновение нашей жизни, за самыми незатейливыми занятиями, мы были так открыты, чтобы принять Божественное слово, быть очищенными Его чистотой, быть просвещенными Божественным светом и принять Его в глубины нашего сердца, принять Бога всей нашей жизнью , так, чтобы люди видя, кем мы стали, могли видеть, что Свет пришел в мир. Будем же молиться Самарянке, чтобы она научила нас, привела бы за руку ко Христу, как она сама пришла к Нему, и служит Ему, как она послужила ему, став спасением для всех, кто был вокруг нее.