Арт-терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Фонд региональных инновационных проектов "аирр"

Насибуллина Ольга Ивановна
Должность: учитель индивидуального обучения
Учебное заведение: МОУ Приволжская ОШ
Населённый пункт: г.Новоульяновск, п.Липки
Наименование материала: статья
Тема: Применение арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ
Дата публикации: 02.05.2016
Раздел: среднее профессиональное

Применение арт-терапии на уроках изобразительного искусства в работе с детьми c ограниченными возможностями здоровья «То, что является творческим, зачастую терапевтично, то, что терапевтично, часто представляет творческий процесс». В статье я хочу вас познакомить с практическим применением технологии арт-терапии в системе обучения и воспитания детей с ОВЗ, в частности детей с умственной отсталостью. Арт-терапия выступает в качестве эффективного средства помощи детям с проблемами поведения, психического здоровья. Я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья. С «особыми детьми», имеющими серьёзные проблемы здоровья. У таких детей низкая работоспособность, слабое внимание, память, недостаточно сформирована речь, низкая учебная мотивация. Компенсация недостатков ребёнка возможна при включение его в различную творческую деятельность. Сам процесс изобразительного творчества является мощным средством коррекционной работы с «особыми» детьми. На сегодняшний день специалисты (Дружинин В.Н., ШнейдерЛ.Б., ЭйдимиллерЭ,Г всё чаще называют семью и школу зонами риска. Многие болезни и дефекты связывают с семейным воспитанием и школьным обучением (Захаров А.И.Козловская Г.В, Кремнева Л.Ф., Каган В.Е.) Моя педагогическая практика в школе показывает, что в последние годы зачастую в школу приходят неспокойные, агрессивные дети с неусточивой психикой. В семьях, где ребёнок имеет социальный негативный опыт, как правило, формируются отрицательные черты характера. В таких семьях общение с детьми происходит достаточно редко, в воспитании родители часто используют наказания, причём нередко телесные. Враждебность детей по отношению к другу, не вызывает у взрослых осуждения. Родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение. Проблемы сопровождают ребенка везде, в школе, дома, на улице. В России во второй половине XX в. арттерапия разрабатывается и используется в лечебных и коррекционных целях, как в различных направлениях медицины, так и в психологии, в частности, в специальной психологии. Отечественная школа использования искусства в лечении и коррекции в последние годы достигла огромных успехов и показывает, что разные средства искусства, изобразительные, художественные, музыка, танцы оказывают лечебное и коррекционное воздействие как на физиологические процессы организма, так и на психоэмоциональное состояние человека. Термин «арттерапия» (буквально: терапия искусством) ввел в
употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья. - Катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний). -Регулятивная (снятие нервно – психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного состояния). - Коммуникативно – рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений). Формы и методы арт-терапевтической работы с детьми весьма разнообразны. Арттерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Существует две формы арт-терапии: пассивная и активная. При пассивной форме ребёнок «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения. При активной форме арт-терапии ребёнок сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т. д. Используемые в настоящее время в разных странах формы и методы арт- терапевтической работы с детьми весьма разнообразны: сказкатерапия, игротерапия, хроматерапия и т.д…. Учитывая психофизические особенности детей я создала проект по арт-терапии «Я рисую успех и здоровье». Цель проекта - гармоническое развитие ребёнка с проблемами в развитии, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства,участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде. Через использования арт-терапии я решаю следующие педагогические задачи: 1. Учу детей использовать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Через работу над рисунками, картинами, что является безопасным способом выпустить "пар" и разрядить напряжение. 2. Корригирую психоэмоциональное состояние ребёнка процессом творчества. 3. Прорабатываю мысли и чувства, которые ребёнок привык подавлять (иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений). 4.Способствую формированию качеств позитивного общения. (Участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.) 5.Развиваю чувство внутреннего контроля (работа над рисунками,
картинами или лепка предусматривает упорядочивание цвета и форм). 6. Концентрирую внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности. 7. Развиваю художественные способности. 8.Формирую положительную самооценку учащимся. Зачем арт-терапия, когда есть уроки изо? На арт-терапевтических занятиях реализуются - основные цели психотерапевтическая и коррекционная. Не применяются также оценочные суждения в плане: красиво - некрасиво, похоже – не похоже, правильно – неправильно. Искренность, открытость, спонтанность в выражении собственных чувств и переживаний, индивидуальный стиль самовыражения представляют большую ценность, нежели эстетическая сторона продукта изобразительной деятельности. На уроках содержание и порядок деятельности учащихся задается и строго контролируется учителем. Арт-терапия, напротив, предоставляет высокую степень свободы и самостоятельности. За каждым ребёнком остается право выбирать меру участия в групповом взаимодействии участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде. Последовательность работы с детьми: Это подготовительный этап к изобразительной деятельности, где основная цель: вызвать интерес к рисованию, познакомить с орудиями и средствами изобразительной деятельности: красками, мелками, фломастерами, кистью, гуашью, с самыми начальными действиями с ними. В этот период в сознание ребёнка прочно входит представление о том, для чего предназначена бумага, карандаш, мелок, краски. Второй этап рисование ……но позже.А пока стадия каракулей, черкания, точек, штрихов. И первые достижения это каракули, или просто беспорядочные мазки. Следующий этап рисования –рисование круга. И начинается эта работа с круговых линий это игровые задания: моточки ниток, которые разматывает котёнок, дым из трубы, облака и пр. Рисунок наматываем нитку на клубок. Рисовать прямые линии ребёнку скучно, поэтому придумаю интересное задание: «Солнышко лучистое», «Травка выросла», «След лыжника», «Заборчик».. «Листопад» «Снег идет». По мере овладения навыками и умениями переходим к рисованию красками. Заметила, что практически все дети, начиная работать с красками, в восторге закрашивают весь лист бумаги. Применяю технику пальцевого рисования краской. Просто рисовать пальчиком скучно, стараюсь организовать занятие в игровой увлекательной форме, придумываю задание: зайчик пробежал по дорожке, забавный одуванчик, спелая малинка, волшебная рябинка.
Очень удачно проходят занятия, где ребята рисуют отпечатками своих пальцев, на бумаге появляются чудо звери, пятнистые хищники, заморские животные, предлагаю придумать необыкновенную историю к их рисункам. Рисуя ладошкой, пальчиками, дети получают наслаждение от самого факта появления цветовых отпечатков. Через творчество помогаю ребёнку смягчить своё состояние, т.к. любое творчество высвобождает большое количество позитивной энергии, любое творчество полезно. Также я помогаю ребёнку отыскать в рисунке самых разных персонажей. Если ребёнок владеет речью, то он может самостоятельно прочитать рисунок, если не владеет, то у ребёнка через ощущения формируется внутренняя речь что способствует развитию познавательной деятельности. Для этого задаю наводящие вопросы и помогаю ребёнку дорисовать рисунок. На занятиях стараюсь создать условия для появления учащихся мотива к самоизменению. Чтобы снять психическое напряжение провожу занятие «Размываем обиду красками» учимся не накапливать обиды, отрицательные эмоции, а как можно скорее избавляться от них. Предлагаю ребятам на листе бумаге нарисовать серой краской своё «облачко обиды». Затем, не дав краске высохнуть, тут же начинать его размывать другой краской более яркой, мысленно повторяя при этом « Я размываю обиду, она теряет свою силу» и смывать с листа бумаги образовавшее пятно до тех пор, пока оно совсем не исчезнет. При коррекции неврозов, страхов, стрессов, ощущение у ребёнка глубокой печали выполняем с детьми следующее упражнение: «Выговариваю печаль чёрным цветом». Берем 3 листа белой бумаги, акварельные краски и кисть. На первом листе ставим несколько чёрных пятен, встряхивая кистью. Прошу детей посмотреть внимательно, увидеть в этих пятнах какое-то изображение, можно соединить их слегка и подправить. Возможно, это будут чёрные листья, чёрные птицы и т.п. Затем взять второй лист бумаги, серую краску и проделать тоже самое. Внимательно посмотреть, что получилось, на что похоже. На третьем листе повторить то же самое, что они делали на первом и втором листах, но только делать ярко-жёлтой, зелёной и красной красками. Здесь дети оживляются, видят удивительные цветы, волшебные узоры, диковинных животных. Совершенно по другому, смотрят на мир более радостно, уверенней, т.е. работа с яркими красками помогла улучшить настроение,изменить внутренний настрой. Ребёнок понимает что любовь, радость, печаль можно выразить цветом. Для достижения желаемого оздоровительного эффекта обязательно необходима эмоциональная окрашенность информации, идущий через мозг. Общение с природной средой через стереотипы и шаблоны сводит
эффект работы к нулю. Поэтому в своей работе использую задания на разрушение стереотипов. Задания обогащают внутренний мир ребёнка. Эти задания разработаны Д.К.ДЗЯТКОВСКИМ В 1986Г. Примеры заданий это может быть любая техника. «Дерево корнями вверх», «Разноцветная вода»,»Цветок мягкий, добрый, сладкий, Цветок зверь, машина, которая ездит без помощи колёс, полностью безопасный автомобиль, предметы обихода инопланетянина, птица летает, но без помощи крыльев,розовый снег. Задания на ассоциативную передачу состояния, настроения (любая техника) Чувство любви, чувство боли, чувство обиды, вкус сладкий, кислый, порывистый ветер, ураган, водопад. Каждый ребёнок имеет свои психофизиологические особенности., и это я учитываю в работе с детьми. Детям с гипердинамическим синдромом предлагаю задания с ограничением цвета, исключаю выбора цвета при рисовании(оранжевых, красных, фиолетовых, и черных красок из палитры) в графических работах дети используют коричневый цвет), моделируем из бумаги с использованием узких полосок. Также ребятам очень нравится техника «Оригами». Для детей с астеническим синдромом характер заданий другой. Такие дети имеют пониженный тонус, быстро утомляются от однородной деятельности, внимание детей легко переключается. Как показывают наблюдения от30% до 50% детей с ОВЗ имеют периферическую цервикальную недостаточность или другие синдромы, проявляющиеся в слабости моторики рук..Выполняем рисунки рукой на весу. Также полезны упражнения на работы с мелкими деталями (скатываем кончиками пальцев шарикики из пластилина и выкладываем их на картоне в виде мозаики. Много положительных эмоций вызывает у детей игры: Привожу примеры,используемых мной игр: 1.«Прижми и отпечатай». Отпечатывать можно всё, что захочется листья, цветы, и т.д. Краски - неизведанный мир, мир цвета. Дети замечают, что лес бывает голубым, утром - оранжевым, вечером выглядит багровым. Работа с красками по-разному влияет на настроение. Разность цвета создаёт разность восприятие действительности, может быть выражена красками. 2.«Цветовые угадайки»: ребенок должен угадать, какие краски из ограниченного набора были использованы, чтобы получить определенный смешанный тон, и воспроизвести этот результат. 3. Чтобы пробудить фантазию у детей провожу игру «Весёлые кляксы», важно,чтобы от работы с красками дети испытывали радость. 4. «Волшебные нитки» эта техника – вызывает бурный восторг детей. Ведь они, используют её в своих работах, становятся маленькими
волшебниками. Для такой работы нужно взять №10 нитки и нарезать по 20- 25 сантиметров. Развести акварель или взять цветную тушь, опустить в краску нитки, чтобы они пропитались. Держать нитки следует за кончики. Уложить нитку на лист бумаги, сверху придавить другим листом кончик ниточки должен обязательно высовываться. Далее потянуть кончик ниточки, одновременно прижимая верхним листом. На каждый новый цвет использовать чистый лист бумаги. Посмотреть на свой рисунок фломастером или красками и кистью дорисовать тот образ, который увидели на бумаге. 5. Рисуем лёгкими: техника «Мыльные пузырьки» берём гуашь, мыло, воду, гуаши взять 5столовых ложек, мыла-1столовую ложку, воды-1чайную ложку. Опустить в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги и осторожно прикасаться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу (как переводную картинку). Получаются удивительные отпечатки. На что же они похожи? Можно дорисовать и сделать картину, открытку и т.д. 5.Техника выдувание: позволяет нарисовать красивые цветы. Для этого нужно поставить каплю красной краски на бумагу, взять трубочку, дуть резко на каплю сверху так, чтобы капля разлеталась в стороны и получилась звездочка, рядом с красной нарисовать жёлтую звездочку, получится живописный цветок, рядом нарисовать способом примакивания листики вокруг цветов: опустить одной стороной в жёлтую краску, другой стороной опустить кисть в зелёную краску, приложить кисть боком к бумаге, получится двухцветный отпечаток, нанести темно- зеленым цветом по контуру листика усики. Рисунок можно оформить в рамочку и получится замечательный подарок маме, сестрёнке, бабушке и т.д. Цель этих занятий, научить ребёнка, освобождаться от негативных мыслей, думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности. Через развитие способности самовыражения и самопознания любой рисунок художественное произведение может оказывать на человека положительное или отрицательное воздействие. На занятиях делаем выводы, что притянуть успех, осуществить наши мечты помогают нам определённые цвета. К таким цветам относятся: розовый, бирюзовый и золотистый и рисуем себя и госпожу удачу. Ребята рисуют, какими они видят себя со стороны, рядом рисуют очень красивую, госпожу Удачу. Таким образом, ребята привлекают к себе удачу. Моя задача вселить уверенность, в том, что у них действительно скоро будет удача и успех. Вера в воображение и зрительное восприятие имеют огромную силу в достижение задуманного. Всё на что мы смотрим, влияет на нас и оказывает определённое действие на самочувствие. В картине всё имеет значение: само изображение, цветовая гамма. Поэтому перед занятием несколько минут отвожу на рассматривание репродукций, заряжая положительной
энергетикой учащихся. Для детей соматически ослабленным здоровьем предлагаю пейзажи горные вершины, водопады которые обладают необыкновенной силой поднимать и укреплять энергетику и иммунитет. На нервозных, вспыльчивых хорошо действует картины с видом моря... Хочется обратить особое внимание на одну из методик изотерапии – это проективный рисунок. она обладает всеми необходимыми техниками для того, чтобы оказывать психокорреционное воздействие на ребёнка. Предлагаю используемые мной методы работы данной технологии. Успешно зарекомендовали следующие методы: проективный рисунок, коммуникативное рисование, дополнительное рисование. Проективный рисунок, может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе. Особенно эффективно при коррекции детских страхов. в групповой работе. Он позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы и т.д. Темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить ребятам возможность выразить графически или живописью свои чувства и мысли. Метод позволяет работать с чувствами, которые ребята не осознают по тем или иным причинам.. Обычно дети с удовольствием выбирают темы: "Мой обычный день", "Три желания", "Остров счастья", «Ласковое солнышко». Арт - терапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько, насколько ребёнок готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит. На своих занятиях забочусь о введение музыки, поэтичного слова. Музыка, воздействует на кору головного мозга, вызывает ассоциации, она влияет на ребёнка через ритм, которому подчинены все функции организма: ритмично бьётся сердце, дышат легкие. При этом следует также учитывать характер музыки, ее мелодию и ритм. Как ритмичный раздражитель музыка стимулирует физиологические процессы организма не только в двигательной, но и в вегетативной (направляющей деятельность внутренних органов и систем) сфере. Монотонная барабанная дробь вызывает гипнотическое состояние, к которому приводит утомление слухового анализатора и последующее за этим торможение в коре головного мозга. Тихая мелодичная музыка обладает седативным (успокаивающего действия, способствующего развитию процессов торможения) действием и нормализует функции сердечно – сосудистой системы. В то время как музыкальные отрывки с резкими звуковыми переходами повышают ее функцию. Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры, усиливает поток импульсов, которые оказывают благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем. Мажорные мелодии придают человеку бодрость, улучшают психо - эмоциональное самочувствие могут быть использованы и звуки
природного естественного происхождения. Такие звуки как пение птиц, шум волн, раскаты грома, шум листвы, дождя и другие, способствуют расслаблению организма с последующей его активизацией. Арт-терапия вовсе не ставит перед собой задачу всех сделать художниками. Её цель в другом, необязательно быть творцом по профессии, главное стать творцом своей жизни. Я вижу результаты арттерапевтических занятий, у детей вырабатываются положительные черты характера, им становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства, эмоции других и легче выражают свои. У детей формируется чувство сотрудничества, самоуважения, уверенности в своих силах и в себе, повышается самооценка. Таким образом, трудно недооценить роль арт-терапии в формировании эмоционально волевой сферы детей с проблемами в развитии. Практика показывает, что терапия творческим самовыражением не просто способствует оздоровлению личности, но и делает ребят нравственней, уверенней.

Никакая игрушка не привяжет к себе сердце ребенка,

как это сделают живые любимцы.

В любой подопечной птице, даже в растении,

ребёнок прежде всего почувствует друга.

В. Бианки

Желание и просьбы организовать занятия по иппотерапии в городе Ступино часто поступают от родителей детей-инвалидов. Совместно с конным клубом «Всадник» мы организовали занятия верховой ездой для детей, имеющих диагнозы РАС, ДЦП. Для занятия терапевтической ездой в конном клубе «Всадник» имеется хорошая материально-техническая база: конюшня, отдельный манеж, специальная лошадь, специальная амуниция, поэтому специалистами и была разработана данная программа. Целью нашей программы стала реабилитация и интеграция детей с нарушением психосоциального статуса лечебной верховой ездой, формирование социально-активной жизненной позиции детей при помощи комплексной экосистемной реабилитации.

В процессе этих занятий дети не только получают определенную информацию, но и приобретают новые навыки, причем, как правило, деятельность носит коллективный характер. Упор делается на то, чтобы детей меньше развлекать и в большей степени побуждать к активной самостоятельной и целенаправленной деятельности.

Система иппотерапии предлагает ребенку переключить внимание с себя на лошадь, приглашая войти в среду, где он сам и его проблемы перестанут быть центром усиленного внимания. Переходя от одного важного достижения к другому, дети начинают видеть свои способности и даже свое мастерство.

Следовательно, лошадь используется в качестве средства, помогающего пациенту себя выражать, контролировать и принимать. Общение с лошадью способствует росту мотивации и самостоятельности, оно дает возможности для развития эмоций. Достаточно интенсивные взаимоотношения терапевта, пациента и лошади создают безопасную поддерживающую среду. При этих взаимоотношениях пациент учится доверию, самостоятельности и инициативе.

Другими словами можно сказать, что лошадь оказывается посредником между больным человеком и миром — взрослыми, родителями, даже необходимыми правилами поведения. Психологически человеку с ограниченными возможностями проще строить эти отношения через «третье лицо», в данном случае — лошадь. Скажем, если ребенок не терпит прикосновения к себе, можно похлопать или погладить его лошадь, обратиться к ней, поговорить с ней. В свою очередь, ребенок с особым развитием, разговаривая с лошадью, часто говорит о том, чего не может сказать окружающим. Таким образом, лошадь передает «послания» ребенка с ОВЗ и инструктора друг другу.

Экосистемная реабилитация является важным звеном в развитии личности, т.к. помимо физической реабилитации происходит восстановление искаженных связей больного ребенка с природой. Знакомство с местной флорой и фауной, сбор природного материала, изготовление поделок из него открывает новое видение мира, расширяет кругозор и обогащает душу ребенка.

Анималотерапия (от латинского «animal» - животное) - вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Еще Гиппократ заметил положительное влияние животных на душевное состояние человека. Однако, как самостоятельное направление анималотерапия появилась сравнительно недавно - во второй половине XX века, благодаря детскому психиатру Борису Левинсону, который опытным путем доказал эффективность использования собак в терапевтических сессиях для детей (привлекая к этому, в том числе, собственного пса).

Анималотерапия как метод психокоррекции практически не имеет ограничений.

Особенность анималотерапии заключается в возможности расширения опыта невербального поведения (общения). Через взаимодействие с животными у детей формируется эмпатия, т.е. способность сопереживать, сочувствовать и понимать состояние окружающих. Даже простое зрительное созерцание живых существ полезно: оно умиротворяет, расслабляет и дает массу позитивных переживаний. Кроме того наблюдение за четвероногими друзьями расширяет репертуар эмоций и положительно сказывается на развитие когнитивных способностей детей. В детской психотерапии животное может компенсировать эмоциональную депривацию, быть эффективным при коррекции привязанности, расстройств, связанных со сложностями в общении (тревожность, застенчивость, заикание, пониженная самооценка и т.п.). Эффективно использование животных для коррекции гиперактивности у детей, стимуляции интеллекта и эмоционального развития. Животное может быть «проводником» в налаживании взаимодействия с другими людьми, обретении круга общения, повышении самооценки и т.п.

Иппотерапия (Пет-терапия) - это лечение лошадью. Еще в глубокой древности было замечено благоприятное воздействие верховой езды и общения с лошадью на больных и раненых. Иппотерапия - это вид анималотерапии, использующий как основное средство общение с лошадьми и верховую езду. С конца 50-х годов её начали применять при психических и неврологических заболеваниях, а сейчас в 45 странах Европы и Северной Америки созданы центры лечебной верховой езды.

Иппотерапия - это эффективная форма лечебной физкультуры, где в качестве инструмента реабилитации выступают лошадь, процесс верховой езды и физические упражнения, выполняемые человеком во время верховой езды (вольтижировка). Физиотерапевтическая верховая езда (иппотерапия) прочно вошла во врачебную практику при лечении многих заболеваний. Используют при нарушениях опорно-двигательного аппарата, атеросклерозе, черепно-мозговых травмах, полиомиелите, сколиозе, умственной отсталости. Рекомендуется пациентам с неврологическими, хирургическими, травматическими, двигательными, соматическими, психомоторными нарушениями, особенно рекомендуется детям с диагнозом ДЦП и РАС.

Лошадь - это уникальный живой тренажёр, она подстраивает свои движения под всадника, согревает и массирует его мышцы, нормализует мышечный тонус. Ритмичные движения лошади на шагу способствуют восстановлению собственных ритмов всадника, а это очень важно при лечении речевых расстройств у детей. Кроме того нужно отметить что положительный эмоциональный настрой отличающий занятия верховой ездой способствует активности, улучшению настроения и общего состояния ребенка.

Метод иппотерапии сочетает в себе социально-психологическое и лечебно-реабилитационное воздействие. Он способствует пробуждению личных позитивных «действий», необходимых для успешности любой деятельности.

Дети с ОВЗ легче воспринимают животный мир, больше доверяют ему и коррекционная работа проходит эффективнее.

Но также и стоит добавить, что анималотерапия это не панацея от всех болезней. Существуют и противопоказания, хотя их перечень незначителен и касается, в основном, острого периода течения любого заболевания. Абсолютными противопоказаниями являются гемофилия, ломкость костей и заболевания почек

К тому же, даже ненаправленная анималотерапия для человека способна оказывать как лечебный, так и профилактический эффект, так что иметь домашнее животное - значит положительно влиять на собственное физическое и психическое состояние.

Анималотерапия для детей с аутизмом является одной из самых эффективных методик, позволяющих установить контакт особенного ребенка с окружающим миром. В основном анималотерапия для детей с аутизмом - это терапия с участием собак, лошадей и дельфинов, при этом общение с дельфинами считается наиболее предпочитаемой формой. Помимо общения с дельфинами, маленьким детям с аутизмом рекомендованы сеансы верховой езды, которые помогают бороться с нарушениями концентрации внимания, а также решают проблему тонуса мышц и координации движений. Кошки и собаки тоже станут прекрасным средством для того, чтобы помочь детям с аутизмом; дружелюбная кошка подарит покой, а активный пес, наоборот, будет стимулировать ребенка двигаться. Однако во многом выбор животного должен определяться предпочтениями и особенностями самого ребенка. Большинство родителей, чьи дети страдают аутизмом, ограждают их от всего, что может им навредить. Верховую езду многие также считают опасной и когда врач рекомендует занятия иппотерапией, то родители на отрез отказываются, видя в этом угрозу для физического и психического здоровья своего ребенка. Такое мнение крайне ошибочно, так как катание на лошади не подразумевает скачки. Животным управляет квалифицированный коновод-инструктор и маленькие всадники ни на минуту не остаются без присмотра.

Для занятий иппотерапией отбирают только послушных и смирных лошадей, у которых никогда не наблюдались признаки агрессивного поведения. К тому же, тренер находится всегда рядом и любое проявление непокорности пресекает на корню. Поэтому, можно быть спокойными за своего ребенка и не переживать за возникновение случайных травм и повреждений.

Положительный эффект использования лошади в лечебных целях, состоит в сочетании совместной активности, физической коммуникации и, особенно, в ритмически упорядоченной двигательной нагрузке. Лошадь при движении шагом передает всаднику двигательные импульсы (90-110 в минуту) аналогичные движениям человека при ходьбе. В результате у ребенка с особенностями развития вырабатывается чувство равновесия, которое он, слезая с лошади, переключает на землю, происходит нормализация мышечного тонуса, функций мозжечка координации движения, общее укрепление мышц и всего организма. Большую роль играет и температура тела лошади, которая оказывает эффект разогревающего массажа.

Иппотерапия не имеет побочных эффектов.

Взаимоотношения пациента и лошади уникальны тем, что охватывают не только тело, но и душу. Ребенок с патологией постоянно нуждается в помощи взрослых. Когда же он находится на спине большой лошади и к тому же пытается управлять ею, повышается его самооценка: «Я могу то, что не могут многие взрослые!». У ребенка развиваются и волевые качества характера, самостоятельность, ведь он должен приложить много усилий, для развития правильной посадки, управления лошадью. Не маловажно само общение ребенка с лошадью, тактильный контакт с ней - все это дарит ребенку массу положительных эмоции, в лошади он находит нового друга.

Помогает лошадь и при обучении детей-инвалидов. Лошадь пробуждает фантазию человека, заставляет работать его воображение и предлагает неординарное решение стоящих перед ним задач. Во время тренировки ребенок настроен на общение, хорошо воспринимает информацию.

Занятия терапевтической верховой ездой дают возможность детям с ограниченными возможностями добиться самовыражения, организовать свой досуг, приобрести уверенность в своих действиях, стать более раскованными и общительными и, тем самым, содействуют их социальной адаптации. Важным является то, что в процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуации верховой езды в повседневную жизнь.

Преимущества иппотерапии перед другими видами лечебной физкультуры заключается в том, что при верховой езде обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц. И происходит это на рефлекторном уровне, поскольку сидя на лошади, двигаясь вместе с нею и на ней, пациент в течение всего занятия инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, и тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные болезнью мышцы своего тела. Ни один из спортивных снарядов не обладает возможностью возбуждать у занимающегося сильную разнонаправленную мотивацию, которая сопутствует занятиям лечебной верховой езды.

Особенно эффективной и действенной лечебная верховая езда оказалась в реабилитационной практике с детьми, страдающими такими тяжелыми заболеваниями, как детский церебральный паралич, ранний детский аутизм. Наблюдаемые терапевтические эффекты напрямую связаны с уникальным и эффективным свойством иппотерапии одновременно оказывать положительное воздействие на физическую, интеллектуальную и психосоциальную сферу человека.

При разработке данного проекта мы поставили следующие задачи: способствовать восстановлению двигательных функций и утраченных навыков путем проведения регулярных занятий лечебной верховой ездой. Способствовать мотивации активного образа жизни детей с ограниченными возможностями. Оказывать воспитательно-образовательное воздействие на детей, приобщать их к живой природе при помощи лошадей (формирование бережного отношения к живой природе, взаимопомощь? изучение окружающего мира, расширение знаний о природе своего региона, овладение методами исследований окружающей среды).




Способствовать изменению отношения к инвалидам в обществе.

Учитель-дефектолог: Елена Михайловна Копанова

Арт-терапия для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Педагог-психолог Ангур Т.А.

МБОУ ДОД ДДТ "Планета"

Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать своё “Я”, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своём здоровье.

Я решила, что необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на мой взгляд, является арт-терапия. Ознакомившись с методической литературой, материалами Интернета по этой теме я уже на протяжении двух лет использую элементы разновидностей арт-терапии в работе с такими детьми.

Актуальность данной работы заключается в синтезировании наиболее эффективных арт-терапевтических техник в рамках деятельности по развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование средств арт-терапевтических в работе с такими детьми в доступной привлекательной форме.

Цель моего проекта:

Арт–терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника с особенностями развития. Использование средств арт-терапии даёт возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности. Как показывает мой опыт работы, использование арт-терапии с детьми с особенностями развития повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребёнка. Наблюдения показали, что совместная деятельность, включающая арт-педагогические технологии, даёт больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.

Ожидаемый результат:

Практически каждый ребёнок с особенностями развития может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребёнка, что позволяет использовать их как диагностику. Арт - терапия позволяет познавать себя и окружающий мир.

Виды арт-терапии которые я использовала для работы с детьми с особенностями развития: изотерапия; песочная терапия; фототерапия; игротерапия; музыкотерапия; вокалотерапия; сказкотерапия. Далее я предлагаю несколько описаний техник, которые просты в применении и будут интересны нашим детям.

Техника каракулей

Вариант - рисунок по кругу: техника каракулей всегда была ценной методикой психотерапии. Полученные рисунки никого не оставляют равнодушными. Эту технику можно использовать в работе с гиперактивными детьми как инструмент развития ценных социальных качеств (терпения, внимательности и др.), а также для повышения самооценки. Изображение создаётся без красок, с помощью карандашей и мелков. Под каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми либо, наоборот, вычерченными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере. Каракули помогают расшевелить ребёнка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают мышечное напряжение.

Техника «Волшебный клубок» .

Для работы потребуются клубки ниток разного цвета, лист ватмана или кусок обоев. Помимо того, что данная техника развивает воображение и фантазию, она хороша ещё и тем, что идеально подходит для робких, застенчивых детей, боящихся рисовать и играть. Это своеобразная альтернатива рисованию, где не бывает «хорошей» или «плохой» работы. Технику можно смело использовать для гиперактивных, импульсивных, агрессивных детей. Работать можно как индивидуально, так и в паре. Использование детьми приёмов и техник создания изображений выступает у них как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных, а также выступает средством для снижения психоэмоционального напряжения, агрессивности, гиперактивности, тревожности у детей.

Техника «Коллаж».

Задачи: развитие самоинтереса, повышение самооценки, рефлексия различных «Я-схем», развитие креативности.

Ход работы: необходимо вырезать из газет и журналов картинки, лозунги, слова, части текста и из них составить композицию на заданную тему. Если для завершения композиции не хватает материала (его не нашлось в предлагаемых журналах), тогда разрешается дорисовать ее фломастерами и карандашами.

Часто у детей с особенностями развития в коллаже присутствует тема разрушения. Негативного намного больше, чем позитивного, поэтому при обсуждении работ ребята начинают со своих отрицательных черт, не зная, что сказать о положительных.

      1. Двигательные упражнения.

«Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков, ария Февронии из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»).Шаги в медленном темпе, представляя вокруг себя красивый пейзаж и показывая жестами другим детям великолепие природы.

« Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков, вступление к опере «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на праздник. Идти уверенным, решительным шагом.

        1. Музыкальная релаксация.

Данные упражнения направлены на коррекцию психо-эмоциональной сферы ребёнка, на приобретение навыков расслабления. При выполнении данных упражнений важно, отвлечь ребёнка от травмирующих переживаний и помочь ему при помощи музыки увидеть всю красоту мира. Все упражнения комментируются педагогом под определённую музыку, вызывая различные эмоции. Например, упражнение для активизации жизненных сил «Энергия» (для гиперактивных детей), муз. М. Равеля «Болеро».

Метод «Рассказывание и сочинение сказки».

Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, Педагог и ребёнок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребёнок может сочинять сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребёнком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребёнка, но в то же время действуют в нем.

В работе с детьми с особенностями развития соблюдаются следующие требования занятиям:

    Настроение таких детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приёмов и структуры занятий.

    Структура занятий гибкая, разработанная с учётом возрастных особенностей, степени выраженности дефекта, она включает в себя познавательный материал и элементы психотерапии.

    Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы.

    Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приёмов и методов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, и др.).

Психологическое воздействие конструируется путём создания дозированных по содержанию, объёму, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций.

Ожидаемые результаты работы.

Психологический аспект: коррекция эмоционально-волевой сферы, дефицитарного развития интеллекта; повышение стрессоустойчивости, самооценки, улучшение саморегуляции поведения; оптимизация психических процессов и функций.

Социальный аспект: гармонизация личностного и интеллектуального потенциала; эмоциональная готовность - восприимчивость к социуму; гармонизация внутри-семейных отношений; снижение уровня конфликтности в социуме.

Педагогический аспект: раскрытие творческого потенциала и творческих возможностей несовершеннолетних; развитие эстетического кругозора.

Литература:

Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб, 2002г;

Выготский Л.С. Психология искусства. - М., Искусство, 2006г.;

Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999г.;

Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М., 2001г.;

Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. СПб, 2002г.;

Петрушин В.И. “Музыкальная психотерапия” М. 2000г..

Изотерапия



Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. В основе изобразительной арт-терапии лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Изобразительная арт-терапия, это с одной стороны - метод художественной рефлексии; с другой стороны - технология, позволяющая раскрыть художественные способности человека в любом возрасте, и чем раньше, тем лучше; а с третьей стороны - арт-педагогический метод, с помощью которого можно корректировать ощущения, которые испытывает каждый от работы: что мешало рисовать, а что помогало; какая из работ особенно нравится и почему; как изменилось ваше внутреннее состояние после рисования и т.д.

Процесс и результат рисования анализируется по следующим параметрам: скорость заполнения листа, характер линий и форм, изображенных на рисунке, и преобладающие цветовые тона. Например, темные цвета могут быть отголоском внутренних проблем человека. Яркие краски выражают творческое начало, позитивное эмоциональное состояние; преобладание пастельных тонов свидетельствует о чувствительности человека. Цвета, их расположение, игра красок - это свой особый, индивидуальный язык, здесь нет никаких установленных правил, это скорее рисунок души, отражающий ее состояние, поэтому чем светлее, ярче, «веселее» рисунок, тем светлее душа, тем чище «человеческое начало» в человеке, и наоборот. Изобразительная арт-терапия включает в себя изотворчество, дополнительное рисование, свободное, коммуникативное и совместное рисование. Занятия проводятся как индивидуально, так и в группе.

Изотворчество. Для проведения такого занятия необходимо подготовить краски, музыкальные аудиозаписи и листы бумаги. Сначала для каждого участника заготавливается по одному отдельному листу, а на последующих занятиях - один лист на двоих, на четверых, на восьмерых и т.д. (каждый раз с увеличением группы увеличиваются и размеры листа, на котором рисуют все вместе, без границ учета «своего» рисунка и без слов, общаясь только с помощью красок). Перед началом рисования ведущий проводит определенный психологический настрой, и затем все участники начинают рисовать, ничего не планируя, спонтанно, - в рисунке не должно быть никакого реализма. Это должна быть абстракция, выражающая то, что участники занятия почувствовали во время психологического настроя. Участник старается рисовать, ни о чем не думая и не спрашивая себя: «Что бы это значило, для чего это, что это означает» и т.п. После окончания рисования обязательно проводится рефлексия:

как удалось передать свои чувства, состояние, цвет, форму, движение;

что чувствовал человек во время рисования.

Чем пластичнее, округлее, плавнее на рисунке линии, тем пластичнее психика человека, тем он более приспособляем к окружающим условиям, и наоборот.

2. Свободное рисование - каждый рисует что хочет на заданную тему. Рисунки выполняются индивидуально, но разговор по окончании работы происходит в группе. На рисование выделяется примерно 30 минут, затем работы вывешиваются и начинается беседа. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а потом автор.

3. Коммуникативное рисование - группа делится на пары, у каждой из них свой лист бумаги, на котором совместно выполняется рисунок на определенную тему. При этом, как правило, вербальные контакты исключаются, участники общаются между собой с помощью образов, красок, линий. После окончания рисования педагог проводит беседу с детьми. При этом анализируются не художественные достоинства работ, а те мысли и чувства, которые возникли у детей в процессе рисования, а также отношения, сложившиеся между ними в ходе работы.

4. Совместное рисование - несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе. По окончании работы анализируется участие в ней каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими детьми в процессе рисования. Педагог анализирует, наблюдая за ходом работы, как каждый ребенок выстраивает отношения с другими детьми, как он начинает рисовать, сколько места на листе занимает и т.д. Затем возможна консультация психолога о стиле взаимоотношений ребенка в группе и о той позиции, которую он занимает по отношению к другим детям и к себе.

5.Дополнительное рисование - каждый ребенок, начав рисовать на своем листе, посылает затем свой рисунок по кругу, а его сосед продолжает этот рисунок, внося в него что-то свое и передавая дальше по цепочке. Таким образом, каждый участник вносит свои дополнения в рисунки других детей. Затем каждый из участников рассказывает, что он хотел нарисовать и что получилось в результате общей работы. Особый интерес представляют расхождения в понимании и интерпретации рисунка детской группой и самим автором. Расхождения могут быть обусловлены как наличием в рисунке неосознаваемых автором элементов, так и проекцией на этот рисунок проблем других детей.

Способы работы с готовыми рисунками:

1. Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и индивидуального содержания.

2. Анализ каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о том, что им нравится в этом рисунке, а что они бы изменили).

В целом изобразительная арт-терапия способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса. В интерпретации рисунков внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, формы, композицию, размеры, повторяющиеся в различных рисунках одного ребенка специфические особенности. В изотерапии находит отражение непосредственное восприятие ребенком той или иной ситуации, различные переживания, часто не осознаваемые и невербализуемые.

Для правильной интерпретации рисунков детей необходимо учитывать следующие условия:

уровень развития изобразительной деятельности ребенка, для чего необходимо просмотреть рисунки, выполненные им ранее;

особенности самого процесса рисования (выбор содержания, соответствующего теме; сохранение темы на протяжении процесса рисования или ее трансформация);

последовательность изображений как проявление гиперактивности.

При анализе рисунков уровень изобразительных умений во внимание не принимается. Речь должна идти лишь о том, как с помощью художественных средств (цвета, формы, размера и т.д.) передаются эмоциональные переживания ребенка.

Существуют различные цвето-рисуночные диагностические тесты (например цвето-рисуночный тест, разработанный А. О. Прохоровым и Г.Н. Генинг). В рисунках и цвете дети выражают то, что им трудно сказать словами в силу недостаточного развития самосознания, рефлексии и способности к идентификации. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания, эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта с ребенком.

Особенностью изотерапии в работе с детьми с задержкой психического развития является то, что изотерапия используется для создании положительной мотивации, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, помогает создать ситуацию успеха, а также воспитывает чувство взаимопомощи, взаимовыручки, помогает детям развивать фантазию, используя различные цветовые гаммы, различные материалы для работы. Изотерапия имеет огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук, участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений

Музыкотерапия


Музыкальная арт-терапия основана на процессе слушания музыки и музицирования. Она основа на способности музыки регулировать и развивать эмоциональную сферу личности. Еще в 19 веке ученые установили, что эмоции вызывают изменения пульса дыхания, скорости реакции, мускульной силы и т. д. Известно, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций ослабевает иммунитет человека, в результате - он чаще болеет. Различные по эмоционально-образному содержанию музыкальные произведения по-разному воздействуют на организм человека, вызывая различные эмоции и, соответственно, разные биохимические процессы. Так, мажорная музыка обычно вызывает светлое и радостное настроение, а минорная, как правило, связана с грустью, печалью. Правда, минорная музыка, выражая суровую энергию, драматические переживания, может способствовать активизации физиологических процессов и вызывать активное состояние.

Кроме тональности на слушателя оказывает мощное воз­действие темп, ритм и динамика музыкального произведения.

Специально подобранные музыкальные произведения позволяют учителю дозировано «тренировать» эмоциональный мир ребенка.

Средства музыкальной арт-терапии способствуют гармонизации личности с природной и социальной средой. Причины этого в том, что музыка имеет такие фундаментальные начала всего живого, как ритм и звук. С помощью музыки можно учить ребенка чувствовать ритмы природы и человеческой жизни, ощущать многообразие звуков и созвучий окружающего мира, представлять своеобразие собственных биоритмов, выявлять характерные особенности звучания своего голоса, а через него - своей неповторимой ин­дивидуальности.

Установлено, что музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечно-сосудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка.

Рекомендуется использовать в работе с детьми широкий спектр музыкальных инструментов и виды музыки, воздействующие на различные функции организма. Например, для укрепления и оздоровления дыхательной функции можно использовать духовые инструменты (глиняные свистульки, свирели, игрушечные дудочки, губные гармошки, блок-флейты и др.), при слабой мелкой моторике пальцев - клавишные инструменты (игрушечное пианино или детский синтезатор), при эмоциональных проблемах, для снятия стресса или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка - прослушивание музыки для релаксации, а также записей шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.).

Одной из составных частей музыкальной арт-терапии являются вокальные и дыхательные тренинги. Основной целью вокального развития является повышение адаптационных и резервных возможностей человеческого организма. И, конечно же, трудно переоценить значение пения как явления художественного и как средства самовыражения личности. Общеизвестно и о положительном воздействии пения на психоэмоциональный фон человеческого организма.

Восприятие музыки человеком представляет собой процесс раскодирования слушателем чувств и мыслей, заложенных в музыкальное произведение композитором и воспроизведенных исполнителем. Как бы живущая в музыке душа композитора вступает в своеобразный диалог с душой слушателя и таким образом эмоциональный опыт прошлых поколений передается последующим. Но то, что слышат все музыку по-разному, объясняется тем, что внутренний мир каждого человека различен. Эффект производимый музыкальным произведением на слушателя, часто зависит не столько от содержания самого музыкального произведения, сколько от того, каковы особенности психологического склада слушателя, какие были условия его воспитания, и как складывался его музыкальный опыт.

Дети младшего дошкольного возраста легко различают мажор-минор, что касается эмоциональных реакций на них, то при предъявлении мелодий с аккомпанементом, они проявляются в более раннем возрасте. У детей 3 – 12 лет минорные мелодии с аккомпанементом часто ассоциируются со злом или грустью, а мажорные с аккомпанементом – с веселым или нейтральным эмоциональным состоянием.

В принципе нет ограничений для восприятия музыки всеми людьми, но дошкольный возраст является интенсивным периодом развития. Восприятие музыки может происходить на подсознательном или сознательном уровне.

Центральное место в процессе музыкального восприятия занимают эмоции. Отражаемые эмоции – это полный спектр человеческих переживаний, как положительных, так и отрицательных. Музыка эмоциональна по своей сущности, и поэтому ее восприятие является эмоциональным познанием, дает прекрасную возможность развития эмоциональной сферы человека.

По сравнению с другими видами искусств, художественные образы, закодированные в музыкальном произведении, наиболее абстрактны.

Психотерапевтические характеристики человека, такие как: сила и слабость нервной системы, ее подвижность и динамичность на бессознательном уровне заставляют человека отдавать свои предпочтения музыке, соответствующей его психодинамическим характеристикам. Ритмы музыки, вероятно, оказывают влияние на биоритмические структуры мозга, которые под воздействием музыки настраиваются на частоту воспринимаемых ритмов. Вместе с ростом музыкального опыта и расширением кругозоров развиваются музыкальные способности, совершенствуются психодинамические показатели биоритмики мозга, и меняются музыкальные привязанности.

Для того чтобы музыка подействовала на слушателя наибольшим образом, его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Нужно сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Мелодия должна стать той музыкой, по которой слушатель пойдет и посетит самые потаенные уголки души – как своей, так и композитора, который эту музыку создал.

Истинная красота музыки заключается не столько в самих тембрах и переливах звучания, сколько в возможности пережить при помощи музыки свое единство с природой, с другими людьми, со своим народом и со всем человечеством в целом и через переживание этого единства обрести в себе самом желаемую психологическую устойчивость и душевное здоровье.

Занятия с детьми с задержкой психического развития по восприятию музыки направлены на моделирование у них положительного эмоционального состояния. Процесс восприятия ребенком музыки происходит совместно с педагогом, который помогает ему «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов и настроений. В небольшом, предваряющем слушание рассказе педагог настраивает ребенка на восприятие определенной образной музыкальной картинки, затем мелодия как бы уводит ребенка от отрицательных переживаний, раскрывает ему красоту природы и мира. После прослушивания педагог в беседе (анализе произведения) с детьми выясняет, что они «видели», чувствовали, «делали» в воображаемом путешествии, какую картинку они могут нарисовать словами, описать. Такое восприятие музыки обеспечивает снятие напряжения, улучшает психоэмоциональное состояние детей.

Слушание музыки применяется как в индивидуальной, так и в групповой формах работы. Каждая из этих форм может быть представлена в трех видах музыкотерапии: рецептивной, активной и интегративной.

Рецептивное восприятие музыки основано на связи музыки и движения. В языке жеста, мимики, позах, движении всегда отражается внутреннее эмоциональное состояние ребенка. Ритмические движения выступают в роли средства невербального общения и разрядки эмоционального напряжения.

I. Традиционная форма работы, основанная на пассивном восприятии музыки, во-первых, как катализатора эмоциональных процессов, во-вторых, как музыкального фона во время рисования, а в-третьих, как средства релаксации, усиливающего вовлеченность слушателя в процесс работы.

II. Активная работа с образами музыки включает в себя:

1) упражнения на самосознание через музыку (описание эмоционального и образного содержания музыки, сравнение ее со своим состоянием);

2) свободный танец под музыку, который дает возможность самовыражения, двигательного раскрепощения;

3) зарисовка музыкальных образов, в том числе и групповая, в процессе которой отрабатываются модели оптимального взаимодействия со сверстниками;

4) музыкальные зарисовки – индивидуальные импровизации на какую-либо тему («Мое состояние», например). Это способствует раскрепощению ребенка, обогащает его невербальное самовыражение;

5) диалоги на инструментах, в процессе которых дети общаются друг с другом с помощью музыкальных инструментов, что способствует их взаимопониманию, улучшает модели поведения;

6) «живую музыку», когда одну и ту же мелодию выполняют в разных манерах (например, колыбельную – то решительно, то испуганно, то радостно и т.д.).

Цель восприятия музыки: гармонизация личности ребенка, восстановление и коррекция его психоэмоционального состояния и психофизиологических процессов средствами музыкального искусства.

регуляция (повышение или понижение) эмоционального тонуса ребенка;

снятие психоэмоционального возбуждения;

приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

формирование оптимистического, жизнеутверждающего мироощущения;

развитие общения со сверстниками;

развитие умения передавать свое настроение через музыку, движение, цвет;

выход из психотравмирующей ребенка ситуации посредством восприятия музыки;

моделирование положительного состояния (катарсиса).

Ребёнок должен научиться целостно проживать художественный образ в разных видах искусства: зрением и слухом, кончиками пальцев и всем существом. Если дети научатся воспринимать музыку с любовью и вдохновением, то в каждом из них неожиданно откроются скрытые природные таланты и способности. Истинная красота музыки заключается не столько в самих тембрах и переливах звучания, сколько в возможности пережить, при помощи музыки, своё единство с природой, с другими людьми, со своим народом и со всем человечеством в целом, и через переживание этого единства обрести в себе самом желаемую психологическую устойчивость и душевное здоровье.

Игровая терапия



Современная наука рассматривает игротерапию как одно из наиболее эффективных средств коррекции. Психолого-педагогическая обусловленность этого выбора определяется исследованиями Л.С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. С. Спиваковской, А. И. Захарова, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных мер приоритетное внимание должно уделяться ведущей в детском возрасте деятельности – игре.

Использование игры в психологической и психотерапевтической практике получило название игротерапия. По определению М. И. Чистяковой игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Выделяют несколько видов игровой терапии: недирективная, директивная и смешанная игротерапия.

Недирективная игровая терапия – это целенаправленная терапевтическая система, центром которой является ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию. Данный вид игровой терапии сосредотачивается на личности ребенка, а не на его проблеме, основное внимание здесь уделяется тому, чтобы ребенок стал более адекватным как личность при решении текущих и будущих проблем. По мнению Г.Л. Лэндрет, задачи игровой терапии состоят в том, чтобы помочь ребенку: 1) стать более ответственным в своих действиях и поступках; 2) развить более позитивную Я-концепцию; 3) стать более самоуправляемым; 4) выработать большую способность к самопринятию; 5) овладеть чувством контроля; 6) развить сензитивность к процессу преодоления трудностей; 7) развить внутренний источник оценки; 8) обрести веру в себя.

Директивная игровая терапия – это форма, в которой педагог выступает в роли организатора, руководителя психотерапевтического процесса с принятием на себя ответственности за достижение целей психотерапии. Она базируется на теории социального научения, основной задачей является обучение ребенка адекватному социальному поведению путем подражания (эталону, другим детям, педагогу). При этом аффективной стороне детской игры не уделяется большого внимания. При директивном поведении педагог структурирует ход игротерапии, определяет поведение ребенка, требования сотрудничества в терапии.

Смешанная игровая терапия – это метод психотерапии, основанный на интеграции директивной и недирективной игротерапии. Синтез наиболее удачных приемов игровой терапии разных форм позволяет в достаточно короткий промежуток времени использовать различные варианты игровых действий с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

Использование смешанной игровой терапии для коррекции личностной сферы у дошкольников становится возможным при четком отслеживании личностных новообразований и так называемых подвижек в поведении ребенка. Умение педагога своевременно отреагировать на эти изменения позволяет гибко использовать игровые ситуации, что повышает эффективность психотерапевтического процесса и значительно упрощает его использование.

В современной отечественной науке технологии использования элементов игротерапии представлены в исследованиях А. В. Захарова, М. И. Чистяковой, М. Э. Вайнер, Г. А. Широковой, Л. Костиной.

Игротерапия является ведущим средством профилактики и коррекции детей с задержкой психического развития благодаря тому, что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на процессы становления личности ребенка, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств. Сначала в игре, а потом и в реальной жизни для ребенка становится доступным: определение конкретных целей своих поступков; выбор из множества вариантов адекватных средств достижения целей; предвидение конечного результата своих действий и поступков; принятие на себя ответственности за свое поведение и поступки; отклик адекватными эмоциями на чувства и эмоциональные состояния других людей, на события и явления окружающей действительности. В этом и состоят основные признаки произвольности поведения.

Сказкотерапия



Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Этот метод особенно эффективен в работе с детьми с задержкой психического развития, так как позволяет ребёнку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть пути их решения.

Сказка для ребёнка – особая реальность, которая позволяет ему раздвигать рамки обычной жизни и столкнуться со сложными явлениями и чувствами в доступной для понимания ребёнком форме.

Когда ребёнок слушает сказку, он соединяет с образами сказки свой жизненный опыт, относящийся сразу к нескольким уровням. Именно это проецирование эмоций и переживаний в сюжет, привязка личного опыта к стандартным образам сказки обеспечивает глубокий эффект воздействия сказочных сюжетов на личность, душу ребёнка.

Описано три уровня глубины восприятия человеком сказки:

События сказки задевают эмоции, герои и их отношения между собой проецируются на обычную жизнь, ситуация кажется похожей и узнаваемой по ассоциации;

Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах в жизни, в отношениях между людьми, о том, что такое «хорошо» и «плохо»;

Сказка задевает глубинные механизмы подсознания, сохранившиеся архаичные элементы, часто непривычные для разума.

Работа со сказочными сюжетами дает богатые возможности для организации групповых занятий с детьми или взаимодействия с ребенком индивидуально. Сказка дает возможность использовать игровые и диалоговые методы коррекции ребенка.

Концепция комплексной сказкотерапии базируется на пяти видах сказок:

дидактические – созданные педагогами для подачи учебного материала или задания;

психотерапевтические – сказки, врачующие душу, раскрывающие смысл происходящих событий;

психокоррекционные – созданные психологом или педагогм для мягкого влияния на поведение ребенка;

медитативные – созданные для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе моделей взаимоотношений с другими людьми, развития личностного ресурса.

Многие специалисты в области сказкотерапии отмечают, что сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапев­тическим, воспитательным и развивающим средством, что дает возможность эффективно использовать этот метод в работе с детьми с задержкой психического развития.

Другие методы терапии



Имаготерапия – занятия театрализованной деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности.

Куклотерапию как часть имаготерапии можно легко использовать в работе с детьми с задержкой психического развития. Работа с куклой помогает самостоятельно каждому ребенку корректировать свои движения различных групп мышц и делать поведение куклы максимально выразительным, что развивает артикуляционный, двигательный и другие основные аппараты человеческого организма, снимает комплекс неполноценности самой личности.

Кинезетерапия. Ритмические движения формируют двигательный самоконтроль и произвольность внимания. Совершенствуется координация движений, развивается воображение.

Воспитание природой (флоротерапия, ипотерапия, акватерапия, дельфинотерапия и др.) имеет большое значение для коррекционного воздействия на детей с задержкой психического развития. Ведь сама по себе природа – это кладовая мира красок, звуков, положительных ощущений, эмоций и многого другого положительного воздействия на человека. Надо только направить его в нужное “русло”.