Борис кустодиев - биография, фото, картины, личная жизнь художника. Кустодиев борис михайлович Кустодиев ранние работы

Ещё в молодые годы Борис Кустодиев прославился, как талантливый портретист. Однако, портреты писать было скучно и он придумал свой уникальный стиль.

Автопортрет

Ему посчастливилось стать учеником самого Ильи Репина, но он отверг каноны своего учителя. Публика отказывалась признавать его художником и называла чудаком, тяжёлая болезнь усадила в инвалидное кресло, а он продолжал писать.

Астраханское детство Бориса Кустодиева

Художник Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани в марте 1878 году, в семье преподавателя духовной семинарии. А через год после рождения Бориса отца не стало и мать художника, которая стала вдовой в 25 лет, одна воспитывала и содержала четверых детей.

Борис учился в церковно-приходской школе, потом поступил в гимназию. В 1887 году, Борису тогда было 9 лет, в Астрахань приехала выставка художников-передвижников. Картины передвижников настолько впечатлили мальчишку, что он твёрдо решил научиться рисовать и рисовать по-настоящему искусно. Мать пошла навстречу желаниям сына, нашла деньги на то, чтобы сын мог посещать уроки у известного в Астрахани художника, выпускника Петербургской Академии художеств, П.А. Власова.

Пётр Власов наставлял:

Научился немного рисовать - все равно что ничему не научился. Искусство требует всей жизни. Анатомию человека не знаешь - не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки».

В письме своей сестре Борис писал:

Я только что возвратился от Власова и сажусь писать тебе письмо. Вот уже целый месяц я хожу к нему и сегодня уже начал рисовать голову. Сначала рисовал орнаменты, части тела, а теперь уже начал и головы. На днях нарисовал с натуры акварелью две айвы и две моркови. Когда я нарисовал их, то удивлялся - я ли нарисовал или другой?

Художник Борис Кустодиев. Начало творческого пути

Церковный парад лейб-гвардии Финляндского полка

В 1896 году, после окончания гимназии, Борис Кустодиев едет в Москву с желанием поступить в художественную школу. Однако, в школу Бориса Михайловича не берут из-за возраста – будущему художнику на тот момент уже исполнилось 18 лет, а в школу брали только несовершеннолетних. Кустодиев едет в Петербург и подаёт документы в Высшее художественное училище при Академии художеств.

Ура, ура, ура! Добродетель наказана, порок торжествует! Я принят! Да! Сегодня, после десятидневных мытарств, наконец отпустили. В три часа отворились двери и все хлынули в залу, в которой стояли наши работы. Я нашёл свою, на ней было написано мелом «принят».

Кустодиев учится с большим прилежанием, много и с душой работает, особенно увлекается портретной живописью. «Самый главный» учитель Бориса Илья Репин написал:

На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу…

В 1900 году студент Кустодиев выезжает в Костромскую губернию, где пишет этюды и знакомится с Юленькой Прошенской, которая в 1903 году станет его женой.

Портрет жены художника

В 1901 году Репин пишет огромное полотно «Торжественное заседание Государственного совета» и к написанию картины привлекает своего лучшего ученика Кустодиева – Борис Михайлович написал 27 портретов для этого полотна.

Торжественное заседание Государственного совета

В 1903 году Кустодиев выпускается из Академии с золотой медалью и как пенсионер академии, с женой и трехмесячной дочерью, выезжает в Париж, путешествует по Франции и Испании, посещает Германию, много работает в европейских музеях и даже поступает в студию Рене Менара.

Борис Кустодиев. Поиск своего пути

Шесть месяцев художник живёт и работает в Европе, потом возвращается в Россию, покупает под Кинешмой земельный участок и строит, своими руками, дом, которому даёт имя «Терем».

На террасе

Имя у дома не случайное, поскольку, занимаясь строительством дома, Кустодиев, в это самое время, мучительно ищет свой собственный стиль – он не хочет быть подражателем своего учителя Репина. Борис Михайлович не хочет вскрывать язвы общества, ему не нравится писать «реализм».

Художника больше привлекает «русская красота», о которой у художника уже сформировалось своё представление. Ему, например, ужасно нравятся народные гуляния и ярмарки:

Ярмарка была такая, что я стоял как обалделый. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Затащил мужика с базара - и писал при народе. Чертовски трудно! Будто впервые. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд… Пишу бабу покладистую - хоть неделю будет стоять! Только щеки да нос краснеют.

Морозный день

Деревенский праздник

В 1904 году кустодиев учреждает «Новое общество художников», увлекается графикой и пишет карикатуры для журналов «Жупел», «Адская почта» и «Искры», иллюстрирует Гоголевскую «Шинель», создаёт декорации в Мариинском театре.

В 1909 году Борис Михайлович Кустодиев становится академиком – его кандидатуру на Совете Академии художеств поддержали Архип Куинджи, Василий Матэ и «самый главный учитель» Илья Репин. В эту пору Кустодиев увлечённо работает над картинами для серии «Ярмарки».

Кустодиев чудит

Кустодиева беспокоят приступы боли в руке. В 1911 году эти боли становятся невыносимыми, но медицина оказывается бессильной. Художник выезжает в Швейцарию, где лечится в клинике, а потом выезжает в Германию, где ему делают операцию.

Вернувшись в Россию Борис Михайлович снова окунается в работу – пишет жанровые зарисовки и портреты: «Купчихи», «Купчиха», «Красавица» и другие.

Красавица

Это всё не законченные картины, а эксперименты, поиск темы и оформление своего стиля. Однако, «эксперименты» публика не приняла, а газеты писали:

Вот уж кто чудит, так это Кустодиев… Он как будто умышленно кидается из стороны в сторону. То он пишет обыкновенные хорошие дамские портреты, вроде госпожи Нотгафт или Базилевской… а то вдруг выставляет какую-то дебелую «красавицу», сидящую на расписном с букетами сундуке… Нарочитое и выдуманное безвкусие.

Совсем иначе относились к Кустодиеву-театральному художнику – заказов было огромное количество. Теперь художник создаёт не только декорации, но и костюмы, пишет портреты великих русских режиссеров и актёров МХТ.

Болезнь, революция и «Русская Венера»

В 1916 году художника снова начали беспокоить боли в руке. Однако, в германскую клинику было не попасть – шла Первая мировая война. Оперироваться пришлось в Петербурге, где врачи вынесли страшный вердикт – можно сохранить подвижность или рук, или ног.

Вот уже 13-й день, как я лежу без движения, и кажется мне, что не 13 дней, а 13 годов прошло с тех пор, как я лег. Теперь немного отдышался, а мучился и страдал очень. Казалось даже, что все силы иссякли и нет никакой надежды. Знаю, что далеко еще не все кончено и пройдут не недели, а долгие месяцы, пока стану себя чувствовать хоть немного человеком, а не так, чем-то полуживым.

Врачи запретили Кустодиеву работать, но он пренебрёг этим запретом – уж больно много идей и замыслов накопилось за время вынужденного безделья. Борис Михайлович пишет «Масленицу», которую очень хорошо принимает публика.

Масленица

Купчиха за чаем

В этот период Кустодиев пишет так много, как он не писал в те времена, когда был здоров. Тут и целая серия портретов, включая знаменитый портрет Федора Шаляпина, и идеал русской красоты в «Руси ушедшей», и плакаты для революционной пропаганды, обложки для журнала «Коммунистического интернационала», и картина «Большевик».

Большевик

Портрет Фёдора Шаляпин

Художник как в старые времена занимается иллюстрированием книг и создаёт декорации для театров, эскизы костюмов. Впоследствии режиссёр Алексей Дикий вспоминал:

Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем «Блоха». Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене стали балаганные, яркие декорации Кустодиева, появились сделанные по его эскизам бутафория и реквизит. Художник повел за собою весь спектакль, взял как бы первую партию в оркестре, послушно и чутко зазвучавшем в унисон.

Примерно за год до своей смерти Борис Кустодиев закончил работать над своей сокровенной картиной «Русская Венера» — художник сильно болел, мог работать всего несколько часов в день и потому писал картину целый год.

Русская Венера

В конце марта 1927 года из Народного комитета по просвещению было получено разрешение на выезд в Германию для лечения. Кроме того, была получена государственная субсидия на эту поездку. Однако, пока чиновники готовили заграничный паспорт, художник Борис Кустодиев умер. Это случилось 26 мая 1927 года.

Я уже рассказывал о том, что в молодые годы Кустодиев прославился, как художник-портретист.

Но, вот что говорит о творчестве художника А. Бенуа:

…настоящий Кустодиев - это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость… Когда же он пишет модных дам и почтенных граждан, это совсем другое - скучноватый, вялый, часто даже безвкусный. И мне кажется, не в сюжете дело, а в подходе к нему.

Ещё в начале своего творческого пути Борис Михайлович разработал свой жанр портрета – это портрет-картина, портрет-пейзаж в котором соединились обобщенный образ человека и неповторимая индивидуальность, которая раскрывается через окружающий мир.

Зрелищные работы раскрывают характер целой нации, через доступный и понятный бытовой жанр – это такая мечта, красивая сказка о провинциальной жизни, поэма в живописи, буйство красок и буйство плоти.

Масленичное гуляние

Борис Михайлович Кустодиев как мастер нескольких художественных направлений был для многих своих современников чужим и неудобным. Испытывая симпатию к разным видам живописи и участвуя в нескольких художественных объединениях, он уверенно шел своим творческим путем.

Передвижники обвиняли Кустодиева в «лубочности», модернисты называли безнадежно прямолинейным, авангардисты возмущались его пуповинной привязанностью к своему учителю Репину, пролетарские художники видели в нем «певца купеческо-кулацкой среды». И все эти обвинения провоцировала творческая разбросанность художника.

В Кустодиеве уживались вместе несколько художественных привязанностей, что отличало его от других. В этом легко убедиться, если взять навскидку один год из его творчества. Например, в 1920 году он пишет «Купчиху с зеркалом», «Голубой домик», «Купчиху с покупками», «Троицын день (провинциальный праздник), классический портрет жены, картину «Большевик», «Первомайский парад. Петроград. Марсово поле».

В художественной среде, как и в любой другой, нельзя быть талантливым во всем. Одновременное обращение Кустодиева к совершенно разным темам и стилям сводилось к отсутствию внутренней цельности художника. «Многоцелие» равнялось «бесцельности», что уже предвещало печальный приговор его будущей карьере.

Борис Михайлович Кустодиев родился в 1878 году в Астрахани. Отец художника, преподаватель духовной семинарии Михаил Лукич Кустодиев, умирает от чахотки, когда сыну шел второй год. Мать Екатерина Прохоровна посвящает себя полностью своим четырем детям, прививая им любовь к музыке, литературе, живописи, театру…

Семья проживала в арендованном небольшом флигеле купеческого дома. Спустя годы детские впечатления о купеческом мире будут материализованы на картинах Б. М. Кустодиева. Вот, что вспоминал об этом периоде сам художник:

«Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни был как на ладони… Это были живые типы Островского…»

С семи лет Борис посещает церковноприходскую школу, потом переходит в гимназию. В 14 лет Борис начинает учебу в духовной семинарии и в то же время посещает уроки известного художника П. А. Власова. В 1887 году впервые побывав на выставке картин передвижников, он окончательно решает стать художником. В 1896 году по совету своего первого учителя П. А. Власова, Борис поступает в Петербургскую Академию художеств. Спустя два года обучения в общих классах, его принимают в мастерскую И. Репина. Молодой студент много пишет с натуры и увлекается портретом.

До окончания Академии как лучший ученик он был привлечен к работе над картиной, заказанной наставнику «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Для этого полотна Кустодиев написал 27 портретов. Сам Репин порой не отличал в этом произведении свои и кустодиевские этюды.

Работоспособности Кустодиеву было не занимать, вместе с этюдами он пишет портреты близких по духу ему людей: И. Я. Билибина, Д. Л. Молдовцева, В. В Матэ…

В 1901 году на Мюнхенской Международной выставке портрет И. Я. Билибина был удостоен золотой медали.

В 1903 году Кустодиев награждается золотой медалью и правом на заграничную пенсионерскую стажировку на один год за дипломную работу «Базар в деревне». В том же году он венчается с Юлией Евстафьевной Прошинской, бывшей «смолянкой». Свою судьбу Кустодиев встретил еще в 1900 году во время путешествия по Волге. В первой европейской поездке во Францию и Испанию художника сопровождали жена и только что родившийся сын Кирилл. Ю. Е. Прошинская была самым верным другом художника. В 1905 году близ Кинешмы был построен дом-мастерская, который художник любя называл «Теремом». Здесь семья проводила каждое лето, и это время для нее было самым счастливым.

Б. М. Кустодиев не ограничивал себя исключительно живописью, он занимался оформлением и иллюстрированием произведений русской классики. Среди них: «Дубровский» А. С. Пушкин, «Мертвые души» и повести Н. В. Гоголя, «Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова, «Певцы» И. С. Тургенева, поэмы Н. А. Некрасова, повести А. Н. Толстого…


Главной темой творчества художника стала семья. В Париже он пишет лирическую картину «Утро», где изображает свою жену и купающегося в корыте сына-первенца. Мать нежно придерживает руками спинку и ножки ребенка, который хлопает ручонками по воде. Из окна бьют теплые лучи солнца, ярко освещая стол, камин и склонившуюся над ребенком мать. В воде играют солнечные зайчики, с которых малыш не сводит глаз, неуклюже пытаясь поймать. Ребенок изображен в центре картины неслучайно. Он — смысл жизни семьи, радость бытия, слагаемая из кровной привязанности матери и ребенка.

Сам сюжет картины подсказывает, что для художника семейное счастье заключается в «купающемся» в материнской любви младенце.

В поисках себя, Кустодиев возвращается на родину жены, в Костромскую губернию, срочно прервав пенсионерский срок пребывания за границей.

С 1900 года он много путешествует по родной стране и за границей, знакомится с работами старых и современных мастеров.

Годы становления Кустодиева как художника совпали с обострением интереса к графике в художественной среде. Рисунком занимались не только представители «Мира искусства», но и сам учитель Кустодиева И. Е. Репин.

Кустодиев, конечно, не остался в стороне, заявив о себе как о замечательном рисовальщике.

Во время первой русской революции он сотрудничает в сатирических журналах, создавая шаржи и карикатуры на влиятельных сановников. Им было создана масса графически острых портретов, обнаженной натуры, множество этюдов и эскизов, позволяющее изучить в деталях механизмы этого периода творчества.

В 1907 году Кустодиев получает звание члена Союза русских художников, в 1909 году — звание академика живописи. Его картины показываются на отечественных и международных выставках. Ему заказывают портреты многие влиятельные люди.

К концу 1900-х годов у Кустодиевых было уже два ребенка. Из воспоминаний дочери Ирины:

«Я помню отца еще молодым, необычайно подвижным, элегантным, веселым, ласковым. Помню квартиру около Калинкина моста, на Мясной улице, 19. Мы жили на третьем этаже. Высота комнат необычная. Комнат пять, все они располагались анфиладой. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Параллельно комнатам огромный коридор где мы с Кириллом носились на роликах. Бегали в прятки. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. Дом наш всегда был полон собак и кошек. Папа внимательно следил за их «личной жизнью», любил наблюдать за ними, с удивительным мастерством имитировал их повадки. Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Чехова – и тот и другой «уважали» животных и изображали их в своих произведениях как равноправных «членов общества».

В 1900-е годы Кустодиев увлекался скульптурой. Героями его скульптурных портретов стали А. М. Ремизов, Ф. К. Сологуб, М. В. Добужинский, император Николай II… В разные периоды жизни создавались скульптурные портреты семьи художника: «Дети» (1909), «Мать с ребенком» (1910), выполненный в память о младшем сыне художника, который умер после своего рождения.

Многие искусствоведы приписывают кустодиевской живописи отличительную особенность — театральность. Кустодиев сделал немало для театра. Успех многих театральных постановок в столичных театрах зависел во многом от художника.

В 1911 году Кустодиев пишет декорации к спектаклю по пьесе А. Островского «Горячее сердце» для московского театра К. Н. Незлобина. Эскизы к спектаклю создавались в Швейцарии, где художник лечился с диагнозом «костный туберкулез». Вместе с признанием и славой к нему приходит беда – тяжелая болезнь.

В 1913 году в Берлине ему делают первую операцию по удалению опухоли в спинномозговом канале. В 1916 году была повторная операция, после которой оказалась парализованной нижняя часть тела. Тогда врачи спросили жену Ю. Е. Кустодиеву – что сохранять: руки или ноги? «Конечно, руки. Он – художник, и без рук жить не сможет»- ответила она.

В это самое тяжелое для художника время появляются самые праздничные картины пестрой провинциальной жизни, знаменитые красавицы-купчихи… Оказавшись отрезанным от внешнего мира, он пишет фантастические произведения, реальнее самой действительности.

В 1913-1916 годы создается групповой портрет художников «Мира искусства» (Н. К. Рерих (1913), М. В. Добужинский (1913), И. Я. Билибин (1914), Е. Е. Лансере (1915). И. Э. Грабарь (1916)). Эти портреты отличает мастерство и оригинальность композиции.

Революцию 1917 года художник воспринял с воодушевлением. Накануне годовщины Октябрьской революции участвует в оформлении Петрограда. В 20-е годы он изображает на своих полотнах современную жизнь в праздничных шествиях и политических демонстрациях, занимается иллюстрированием ленинских сборников. В 1925 году едет в Москву для оформления нескольких спектаклей нового театра. Одним из оформленных им спектаклей стала «Блоха», написанная Е. И. Замятиным по мотивам «Левши» Н. С. Лескова. В кустодиевских декорациях смешалось все то, что пришлось зрителю по душе: веселье и трагедия, пародия, реальность, лубок, гротеск… Им были оформлены пьесы Островского «Свои люди – сочтемся», «Волки и овцы», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Гроза».

Однако не все его планы были осуществлены.

В связи с прогрессированием болезни художник не справился с простудой, которая повлекла за собой воспаление легких. 26 мая 1927 года его сердце остановилось. Б. М. Кустодиеву было всего 49 лет.

Знаменитые картины Б. М. Кустодиева

Кустодиевские праздничные картины проникнуты любовью ко всему русскому. Они будут понятны и интересны детям дошкольного возраста.

«Масленица» (1916 год)

Знаменитая картина «Масленица» — символ творческой зрелости художника. Начало марта. Еще стоят зимние морозы. Все деревья окутаны белым пушистым инеем. Над заснеженным городом распростерлось весеннее небо, раскрашенное нежными розовыми, зелеными, желтыми цветовыми оттенками. Возвращаются с громкими криками птицы из дальних стран.

На городские улицы вышли толпы людей. Чувствуется, что весь народ от богача до бедняка ждал с нетерпением окончания зимы. Небо, птицы, люди радуются приходу весны. У балаганов собрались горожане от мала до велика на веселые представления. Детвора катается с ледяных гор, играет во взятие снежного городка. На переднем плане картины изображены огромные сугробы со свежими следами от валенок, что подчеркивает многолюдность праздника.

Повсюду летят наряженные сани, запряженные парами и тройками лошадей. На бревнах у самой окраины города люди встречают весну масленичными песнями под гармошку. Масленица празднуется с размахом: играет гармонь, кричат птицы, смеются дети, скрипят полозья, шумят скоморохи…

Яркая конская упряжь с бубенцами и раскрашенными дугами, нарядное одеяние горожан, реющие флаги на балаганах придают картине праздничность. Мы видим и слышим русскую разудалую масленицу.

Художнику удалось показать нам эстетическую, театральную сторону праздника, его особый колорит, публичность, уличность.

В русской литературе картина «Масленица» нашла немало «откликов». В романе И. Шмелева «Лето Господне» есть отрывок:

«Масленица…Я и теперь еще чувствую это слово… яркие пятна, звоны – вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада… ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньки…»

Картина была написана после второй операции, в то время, когда врачи предписывали художнику полный покой.

Репин принял работу восторженно, уловив в ней поиски нового идеала красоты. В Академии художеств при покупке картины «Масленица» разгорелся скандал. Некоторые члены совета решили, что эта работа не имеет никакого отношения к искусству, назвав ее «лубком».

«Я считаю, — сказал он, — пестроту, яркость именно весьма типичной для русской жизни».

Расскажите ребенку об истории празднования . Рассмотрите внимательно картину и попробуйте вместе с сыном (дочерью) описать Масленицу и традиции ее проведения.

Предложите ребенку увлекательное путешествие по картинам Кустодиева. Эта экскурсия необычная. Из самых ярких кустодиевских картин сложена красивая добрая сказка. Добро пожаловать в сказку!

С некоторыми портретами Кустодиева дети среднего школьного возраста обычно знакомятся в школе. Родители должны быть знакомы с портретами художника, чтобы ответить на все вопросы ребенка.

Портрет Ф. И. Шаляпина

Знакомство двух великих людей состоялось в 1919 году. Шаляпин обратился к Кустодиеву с предложением сделать декорации и костюмы к опере «Вражья сила» по пьесе А. Н. Островского «Не так живи, как хочется», которую ставил в Мариинском театре.

Портрет был создан благодаря шубе, которая привлекла внимание художника. При первой встрече художник попросил Шаляпина:

«…Попозируйте мне в этой шубе. Шуба у вас больно богатая».

Шаляпин любил провинциальные картины художника, поражающие, по его словам, «такой веселой легкостью рисунка и такой аппетитной сочностью краски в неутомимом изображении русских людей». Так случилось, что однажды и он стал героем портрета Кустодиева.

Ф. И. Шаляпин вспоминал:

«Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но, если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве… Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе и нельзя назвать, как героической и доблестной».

Шаляпин позировал прикованному к инвалидному креслу художнику. Полотно с подрамником приходилось передвигать специальным приспособлением, укрепленным под потолком.

Изначально картина была названа «Ф. И. Шаляпин в незнакомом городе».

Портрет Шаляпина пользуется особой славой. Фигура певца занимает весь первый план. Он еле умещается в формате полотна. Красивое румяное лицо, свободная сценическая поза, перстень на мизинце, распахнутая шуба с переливами меха, концертный костюм с бантиком, пестрый развевающийся на ветру шарф, трость, отставленная в сторону…

В портрете передан дух творчества обладателя уникального голоса. Пейзажный фон с народными гуляньями, метко выбранный художником, подчеркивает в Шаляпине человека широкой души. За спиной артиста присутствует все то, что обычно бывает на русской масленице: балаганы, столы с яствами, раскрашенные повозки, ледяные горки… Афиша на углу улицы, извещающая о гастролях Шаляпина, указывает на огромную любовь Шаляпина к русским традициям, родине.

У ног исполнителя народных песен стоит его любимая собака — белый бульдог. Появление этого реального персонажа в портрете говорит о добродушной иронии автора, которая присутствовала при создании картины.

Расскажите ребенку о жизни и творчестве Ф. И. Шаляпина, о его знакомстве с художником Кустодиевым. Послушайте песни в его исполнении.

Знакомство детей с галереей купеческих образов можно начинать в младшем школьном возрасте.

«Купчиха за чаем» (1918)

Купеческий образ олицетворяет гармонию русского мира. Художник как бы прощается с привычным, понятным, близким для него миром, поверженным (свергнутым) за несколько дней… В работе звучит ностальгическая нота по прошлому России, по живописной жизни русской провинции…

Перед нами приволжский городок, где прошло детство художника, где текла тихая и размеренная жизнь.

Купчиха воплощает собой идеал народной красоты: брови дугой, губы бантиком, роскошное тело, гордая стать… Ухоженное лицо с выраженным здоровым румянцем говорит об ее умиротворенности. К плечу героини прильнул важный кот, очень похожий на свою хозяйку. Ему уютно в этом мире. На столе стоит огромный самовар, ваза с вареньем, чаши с фруктами, корзина с булочками и сладостями… В руке купчихи блюдце. Здесь показана старая традиция, существовавшая на Руси — пить чай из блюдца.

Вдали, на веранде, сидит за чаем купеческая семья. Художник подчеркивает железную размеренность ее существования на фоне застывшего пейзажа и провинциального городка, показывает время как бы остановившимся.

В год создания картины, год голода и разрухи происходит крушение старой России, развязывается гражданская война, обесценивается человеческая жизнь…

До недавнего времени были приняты неверные ассоциации, связанные с кустодиевскими купчихами. Описание картины соответствовало политическим требованиям. И выбран был произвольный смысл произведений, далекий от авторского. Ленивые купчихи символизировали сытую, застывшую в косности купеческую Россию. Описание картины было таким: У купчихи узкий круг интересов. Она бездумно и томно смотрит на окружающую их жизнь. Сочный натюрморт введен в картину неслучайно. Он помогает представить обстановку изобилия, в которой живет героиня. На картинах мы видим спелые фрукты и овощи («Купчиха»), арбуз, виноград, яблоки, позолоченные чашки («Купчиха за чаем»), кольца, шелк, ожерелья («Купчиха с зеркалом»)…

В наше время родители и педагоги должны объективно смотреть на вещи и не стоит навязывать ребенку неправильную точку зрения.

Расскажите ребенку о детстве художника и об истории купечества на Руси. Важно показать купеческую жизнь, ее быт и устои как значимую часть культуры России.

Попросите ребенка описать картину и назвать русские черты купеческой жизни, которые изобразил художник.

Работы Кустодиева, посвященные революции, вызывают интерес у детей старшего школьного возраста. Старшекласснику сложно понять смысл этих произведений. Задача родителей – изучить работы и объяснить их содержание. Некорректно говорить с ребенком о близости Кустодиева к большевистским идеям. Кустодиев относился к той части интеллигенции, которая встретила Февральскую революцию с ожиданием перемен. Октябрьский переворот расколол общество, что вылилось в кровопролитную гражданскую войну.

«Большевик» (1919)


Некоторые искусствоведы утверждают, что большевик напоминает своим обликом, решительностью и отвагой «всероссийского старосту» М. И. Калинина.

Образ большевика — обобщенный образ, выражающий масштабность преобразований, переворотивших Россию. Кустодиеву удалось обобщить собственные впечатления о революции, используя аллегорию. По узким улочкам Москвы льется вязким потоком толпа. Сияет небо. Солнце бросает свои лучи на крыши домов, образуя голубые тени. Над толпой и домами шагает большевик с красным знаменем в руках. Алое знамя трепещет на ветру, захватывая своим пламенем весь город. Красное полотнище закрыло верхнюю часть церковного купола, где прикреплен крест, что символизирует отрицание Православия в новой идеологии. Яркие краски придают картине мажорное звучание. Картина вызывает страх и тревогу. Вооруженные люди внизу спешат разделаться со старым миром. В глазах огромного большевика холод, как знак необратимости перемен.

Картина «Большевик» достаточно сложная. Для понимания замысла автора необходимо рассмотреть внимательно ее отдельные детали.

Б. М. Кустодиев жил в эпоху, которая не могла не отразиться на его творчестве. Он стремился к свободе, истине и красоте, и мечта его сбылась.

Высокую оценку творчеству Кустодиева дал И. Е. Репин, назвав его «богатырем русской живописи».

Вот что писал о нем художник Н. А. Саутин:

«Кустодиев – художник разностороннего таланта. Великолепный живописец. Он вошел в русское искусство как автор значительных произведений бытового жанра, оригинальных пейзажей и глубоких по содержанию портретов. Превосходный рисовальщик и график. Кустодиев работал в линогравюре и ксилографии, исполнял книжные иллюстрации и театральные эскизы. Он выработал свою оригинальную художественную систему, сумел почувствовать и воплотить самобытные черты русской жизни».

Уважаемый читатель! Что вас привлекает в творчестве художника Б. М. Кустодиева?

Бори́с Миха́йлович Кусто́диев (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань - 26 мая 1927, Ленинград) - русский советский художник. Академик живописи (1909). Член Ассоциации художников революционной России (с 1923 года). Портретист, театральный художник, декоратор.

Борис Кустодиев родился в Астрахани. Его отец, Михаил Лукич Куcтодиев (1841-1879), был профессором философии, истории литературы и преподавал логику в местной духовной семинарии.

Отец умер, когда будущему художнику не было и двух лет. Учился Борис в церковно-приходской школе, потом в гимназии. С 15 лет брал уроки рисования у выпускника Петербургской Академии художеств П. Власова.

В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса - у И. Е. Репина . Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Здесь Кустодиев познакомился со своей будущей женой - 20-летней Юлией Евстафьевной Прошинской. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.

31 октября 1903 года закончил учебный курс с золотой медалью и правом на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации).

В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приехал в Париж. Во время своей поездки Кустодиев побывал в Германии, Италии, Испании, изучал и копировал работы старых мастеров. Поступил в студию Рене Менара.

Через полгода Кустодиев возвратился в Россию и работал в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники».
В 1904 году стал членом-учредителем «Нового общества художников». В 1905-1907 годах работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Москва»), после его закрытия - в журналах «Адская почта» и «Искры». С 1907 года - член Союза русских художников. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. В это же время Кустодиеву было предложено заменить Серова на посту преподавателя портретно-жанрового класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества , но опасаясь, что эта деятельность отнимет много времени от личной работы и не желая переезжать в Москву, Кустодиев отказался от должности. С 1910 года - член возобновившегося «Мира искусства».

В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. Несколько операций принесли лишь временное облегчение; последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Из-за болезни он был вынужден писать работы лёжа. Однако именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения.

Послереволюционные годы прожил в Петрограде-Ленинграде. Был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1948 году прах и памятник были перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Жена - Юлия Евстафьевна Кустодиева, в девичестве Прошинская родилась в 1880 году. В 1900 году познакомилась с будущим мужем в Костромской губернии, куда Борис Кустодиев летом выехал на этюды. На чувства молодого художника ответила взаимностью и стала его женою, приняв фамилию мужа. В браке супруги Кустодиевы имели сына Кирилла и дочь Ирину. Третий ребёнок, Игорь, умер в младенчестве. Юлия Кустодиева пережила мужа и скончалась в 1942 году.

В 1905-1907 работал в сатирических журналах «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Москва»), «Адская почта» и «Искры».

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Революционные перемены Б.М. Кустодиев принял с энтузиазмом, быть может потому, что в них виделась возможность осуществления мечты о радостной и свободной жизни народа. В живописных работах послереволюционных лет художник стремится к обобщению, способному передать грандиозность и величие перемен в стране. Он создал новый образ народного героя («Большевик», 1919-1920), в 1920-1921 годах по заказу Петроградского Совета написал большие красочные полотна, посвященные народным торжествам («Праздник в честь Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого» и «Ночной праздник на Неве»).

В эти же годы Кустодиев активно работает и в других областях, таких как книжная иллюстрация, плакат, скульптура для фарфора, гравюра, декоративное панно, театральная сценография. В отличие от многих современников, он не покинул родину, хотя больному, прикованному к креслу художнику в те нелегкие годы было особенно тяжело. Он писал свои жизнерадостные полотна в темной петроградской квартире, в холодной, почти не прогревающейся железной печуркой мастерской. Смерть застала Бориса Кустодиева 26 мая 1927 года за работой над эскизом триптиха «Радость труда и отдыха»...

Коллекция произведений Б.М. Кустодиева, хранящихся в Государственной Третьяковской галерее, позволяет составить достаточно полное представление об этапах его творчества. Анализируя эти очень разные по содержанию и исполнению работы, мы как бы заглядываем в творческую лабораторию художника, раскрываем для себя его мировоззрение, отношение к проблемам художественной формы и техники живописи.

Кустодиев сумел соединить в своем творчестве национально-романтический идеал народного искусства с классической традицией, не пренебрегал и тем новым, что несли в себе импрессионизм и модерн. Его картины наполнены светоносностью, яркостью цветовых контрастов и изысканной декоративной стилизацией форм, они погружают зрителя в творческую стихию народной жизни. Художник как бы любуется ярмарочной, купеческой Русью, неумолимо уходящей в прошлое. Как и у других художников «Мира искусства», это любование порой неотделимо у Кустодиева от тонкой иронии, вызванной невозможностью вернуть былое, однако своеобразием национально-романтической тематики своих произведений он все-таки ближе мастерам Союза русских художников.

Типы провинциального города

Особыми темами в творчестве Кустодиева стали «ярмарки», «праздники», «купчихи», «русские венеры», изображенные с юмором и добродушием, а также театрализованно-романтические живописные полотна, представляющие идеализированную, «придуманную» русскую жизнь. «Меня называют натуралистом, - сказал однажды художник, - какая глупость! Ведь все мои картины сплошная иллюзия!.. Мои картины я никогда не пишу с натуры, это все плод моего воображения, фантазии.

Их называют "натуралистическими" только потому, что они производят впечатление действительной жизни, которую, однако, я сам никогда не видел и которая никогда не существовала». Кустодиев смело «мешал все стили и жанры»: портрет и волжские пейзажи, сказочные фантазии, гротеск, истинную монументальность и карикатуру, широту декоративного чувства и педантичную «этнографию», о нем часто говорят - щедрый, счастливый талант, искренний, темпераментный, любвеобильный.

Еще в 1900-е годы художник увлекся темой провинции. Главная линия жанровой живописи этих лет связана с типами и бытом провинциального города. Наиболее ярко особенности его таланта раскрываются в череде картин-изображений «красавиц», представляющих собой обобщенный, собирательный образ женской красоты. Это «Купчихи» (1912), «Купчиха», «Красавица», «Девушка на Волге» (все - 1915). Также привлекали его ярмарки и народные гуляния, где творческие возможности народа выражались особенно ярко, концентрированно, как бы демонстрируя «на что способны». Герой произведений Кустодиева - масса, праздничная толпа, живущая и действующая на улицах и площадях.

В монументальных изображениях «праздников» прихотливо и остроумно соединены традиции лубка и высокой музейной классики, главным образом любимых художником венецианцев эпохи Возрождения. Отмеченные развитым повествовательным началом, увлекательные для глаза, эмоциональные, они представляли своего рода сны о провинциальной Руси уходящего времени - сытой и ухоженной, яркой и щедрой, самодовольной и несколько ограниченной, о ее красавицах, о никогда не скучных праздниках с балаганами, каруселями, со звонкими бубенцами троек, со степенной беседой стариков и веселым говором молодежи.

Решающее, «стилеобразующее» влияние на творчество художника оказал мир русской деревни - особый, исконный, простой и здоровый уклад жизни, незатронутый болезнями современной «городской» цивилизации. Народные преставления о том, что «хорошо» - мирная жизнь, свободный труд, богатство в устроении быта, изобилие, рождаемое землей, веселье и радость, физическое здоровье, - нашли отражение в богатой декоративной орнаментальности, красочности прикладного искусства, в фольклорных сюжетах и образах.

Именно эти, исключительно положительные образы заимствует Кустодиев для своих полотен. Он отражает поэтическое начало в народной жизни, обходя все мрачное и трагическое, чему посвятили себя художники-передвижники, а также Некрасов, Писемский и другие «печальники народные». Кустодиев не допускал в свое искусство «дождь и грязь, слякоть, пьяное мужичье, ужасающие мостовые...» - он видел это в жизни, но творить предпочиталобраз радости.

В качестве изобразительного материала Б.М. Кустодиев использовал множество бытовых вещей: расписные сани, дуги, сундуки, детские игрушки, ковры, шали. Ни одна вещь не повторяется и каждая создана и украшена руками народных умельцев - всем этим восхищался Кустодиев и широко вводил в свои полотна.

Даже вывески лавок на картинах Кустодиева - это изобразительные знаки, символы российского изобилия. Их красочные симфонии рождают ощущение благополучия, выражая народные представления о довольстве. Из народного декоративно-прикладного искусства пришли в его работы орнаментальная изукрашенность и декоративное понимание пространства и формы, сочная насыщенность колорита, смелость сочетаний локальных цветов, широта и свобода живописного мазка.

Однако черпая вдохновение и образы из народного источника, Кустодиев оставлял за собой право на творческий вымысел, на вольную перефразировку. Ему удалось воссоздать в своей живописи не букву, но дух народного искусства. Не случайно Репин называл Кустодиева «богатырем русской живописи».

Праздник, воплощенный в красках

Кустодиевская живопись и музыкальна, и литературна. Словно песня, льется рассказ о жизни красивой и сказочно изобильной. Его герои с наивной откровенностью демонстрируют зрителям себя, свой дом, свои привычки и вкусы; бесхитростно повествуют о своей незамысловатой жизни: что они едят и покупают на ярмарке, как пьют чай, спят, ходят в баню, торгуют в лавочках, катаются на тройках, веселятся в балаганах, ухаживают, женятся, умирают, каковы, наконец, их взаимоотношения с богом.

«Масленица» (1916) - картина, воплотившая всю красоту и многоцветье русской жизни. Созданная по воображению и памяти, она поражает удивительной стереоскопичностю, панорамным охватом пространства и почти ювелирной проработкой деталей, что порождает чарующую двойственность восприятия - как проносящегося вдали видения и, одновременно, драгоценной крышки лаковой шкатулки. Для воплощения красочности праздника мастер находит форму, близкую народному искусству.

В этой околдованной чарами инея и заходящего солнца стране все пронизано движением: мчатся тройки, мелькают пятна ярких красок, переливается множеством оттенков снег. Энергия движения и радость жизни словно стремятся расколдовать холодное царство зимы. Закатные лучи, растворяясь в морозном мареве, приобретают эмалевое свечение. Художнику одинаково дороги шатры церквей и шатры каруселей. Для него это - олицетворение единой стихии народной жизни, наиболее ярко выразившейся в праздновании масленицы. Кустодиев говорил: «Церковь в моей картине - моя подпись, ведь это так характерно для России».

Особый «кустодиевский» взгляд на деревню отчетливо сказался в «Ярмарке» (1906), где прихотливо сочетаются приемы народного искусства и увлечение стилистикой модерна. Темпера «Ярмарка», создана по заказу Экспедиции заготовления государственных бумаг как картина-лубок для запланированной серии «Народных изданий». В этом произведении, похожем на искусную аппликацию, автор достиг такой остроты характеристик и жизненности целого, о которых некогда только грезил, работая над дипломной работой «Базар в деревне».

Неизменно привлекает симпатии зрителя и образ кустодиевской «Красавицы». Есть неповторимая прелесть и своеобразная грация в изображении сидящей на сундуке полной белокурой женщины с лукавым и безмятежным лицом. В неуклюжей и смешной позе - наивность и целомудренная чистота, в лице - доброта и мягкость. Кустодиеву удалось сочетать лучшие традиции мировой живописи в изображении обнаженной модели с очень «своим», очень русским идеалом красоты.

Золотисто-розоватые тона, в которых написано тело, спорят по свежести и сиянию красок с богатым атласным одеялом красавицы. В окружении розанов, изображенных на сундуке и на обоях, молодая женщина во всей красе свежести и здоровья сама напоминает пышно расцветший цветок. Каждая деталь обстановки, включая фарфоровые фигурки перед зеркалом, рассказывает внимательному зрителю о немудреных вкусах хозяйки, о типическом, «мещанском» быте. Полотно очень нравилось A.M. Горькому, и художник подарил ему один из вариантов картины. Кустодиев - художник бытового жанра, но в каждодневность он вносит монументальное, эпическое начало.

В его картинах сцены жатвы, сенокоса и выпаса лошадей в ночном воспринимаются как некий ритуал, исполненный высокого «бытийного» смысла. Жизнь трактуется как непрерывный цикл, где все взаимосвязано - новое и старое, труд и отдых, заботы и веселье. К героям Кустодиева применимы самые красивые слова русского фольклора, любая его купчиха, как в сказке, и «лебедушка», и «княгинюшка», и «писаная красавица». Они очищены от всего негативного, добры, поэтичны, никого не поучают, полны уважения к зрителю и изображаемой жизни - спокойной, самодостаточной, устроенной по «от века» чтимым законам и традициям, хотя и несколько ограниченной, что вызывает легкую улыбку автора.