Какие аргументы можно привести в егэ. Сложности аргументации: как научиться подбирать литературные аргументы в сочинении ЕГЭ по русскому языку

Школьное время - это самая прекрасная пора. Но по окончании обучения никому не избежать Звучит довольно пугающе, но если готовиться к нему не одну последнюю ночь, то это покажется легко, просто и даже интересно.

Самая тяжелая, по мнению учеников, часть экзамена - это творческая работа, так как там требуются аргументы к сочинению из классической литературы. На экзамене атмосфера тяжелая, мысли моментально улетают из головы. Именно по этой причине необходимо познакомиться с основным клише, выучить аргументы для самых распространенных тем.

Если вышеперечисленные условия соблюдены, то и проблем с написанием совсем не будет.

Взаимосвязь природы и человека

Рассмотрим аргументы к сочинению на тему "Взаимосвязь человека и окружающего нас мира" или "Отношение людей к природе как к матери". Тема может звучать по-разному, но смысл один.

Для этой темы хорошими примерами будут служить произведения:

  • "Слово о полку Игореве". Если вспомнить, то на протяжении всего времени действия природа помогала героям, давала знаки, предупреждала об опасности. В общем, была наделена человеческими качествами, всеми силами пыталась уберечь от опасности.
  • Произведение Антона Павловича Чехова «Степь». Это произведение про девятилетнего мальчика Егорушку, который был влюблен в степь, оживил ее в своих мыслях, вместе с ней радовался и тосковал.
  • «Война и мир» - роман, написанный величайшим автором Л.Н.Толстым. Здесь мы можем встретить сразу два примера. Наташа Ростова и Андрей Болконский.
  • Аргументы к сочинению этой тематики многочисленны, приведем еще одно произведение - «Царь-рыба» (Астафьев). Это история про браконьера, встреча с одной из рыб изменяет его мировоззрение в корне.

Семья и семейные отношения

Очень часто встречаются и тематики такого рода, сейчас приведем аргументы к сочинению. Если необходимо выделить роль детства, то наиболее хорошим примером будет служить произведение «Война и мир». Давайте вспомним, как Петя Ростов показал все свои лучшие черты, приобретенные в родном доме. Незадолго до своей гибели он в отношении своих товарищей выражал и доброту, и желание помочь.

Еще один хороший пример - это «Последний поклон». Катерина Петровна вложила самые хорошие и ценные чувства и черты в своего любимого внука.

Если тема звучит иначе, например "Роль семьи в формировании личности", то аргументы к сочинению подойдут следующие:

  • «Война и мир». Сравнение детей Ростовых и Курагиных.
  • «Утюжок и мороженое». Болезнь Риты и жестокость сестры.

Если необходимо выделить роль матери:

  • «Сказки об Италии», где автор явно и точно высказал свою позицию по отношению роли матери. Мать - это все, все самое лучшее и ценное дает именно она.
  • «Молодая гвардия», где есть отступление, посвященное матери.
  • «Сопричастный всему живому…» - автор обращается к своим читателям с просьбой беречь матерей.

Учитель

Аргументы к сочинению по русскому, посвященные учителям и их роли в нашей жизни, можно найти среди следующих произведений:

  • «Тапер».
  • «Уроки французского», где невероятная учительница преподавала не только в рамках своего предмета, но и учила ценным моральным качествам.
  • Всем известный «Маленький принц», здесь учителем выступает Лис, который научил Маленького принца видеть в людях хорошие качества.

Внутренние качества

Аргументы к сочинению по русскому языку на экзамен можно подобрать абсолютно по любой теме. Не исключение и тематика данного раздела. Самые страшные примеры бессердечия приведены в произведениях «Прыжок в гроб» и «Телеграмма». Ю. Мамлеев описал картину, где родственники похоронили заживо больную старушку, чтобы избавить себя от бремени ухода за ней, а Паустовский повествует историю о Насте, которая забыла про свою любящую и единственную мать.

Яркий пример подлости приведен в «Капитанской дочке», олицетворением стал Швабрин, который плохо отзывался о Маше, которая отвергла его, нанес подлый удар в спину на дуэли Гриневу.

Сила слова

В произведении А. С. Пушкина «Дубровский» Маша, так любившая главного героя, не смогла нарушить клятву и уйти с любимым. Или произведение того же автора «Евгений Онегин», в котором Татьяна Ларина была образом верности и искренности, проявила свой твердый характер. Смогла отвергнуть чувства ею любимого Онегина, осталась верна своему мужу.

Искусство

Аргументы к сочинению по русскому ЕГЭ на данную проблему многочисленны:

  • Если выделять конкретно музыку, то «Домский собор» - это хороший и яркий пример. Здесь автор (В. Астафьев) убежден, что только музыка может спасти человека от распада.
  • «Старый повар», где К. Паустовский вел рассказ о слепом поваре, которому музыка помогала возвращаться в прошлое и вспоминать красивейшие картины природы.
  • Сразу два произведения Л. Н. Толстого - «Альберт» и «Война и мир». Первое о талантливом музыканте, который обладал особым даром: своей музыкой согревать души слушателей, они ощущали нечто неописуемое. Во втором же произведении объектом воздействия на человека является Наташа Ростова, которая всех поражала своим пением.
  • Роль чтения и литературы в нашей жизни отражают произведения Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» и «Воспоминания». В первом говорится о том, что мало можно в жизни увидеть, но многое знать, ведь девяносто девять процентов своих знаний мы получаем из книги. Во втором герой признается, что свое образование он получил не в колледже и не в университете, а в библиотеке.

Если с объемом итогового сочинения все понятно, то аргументация вызывает вопросы. Путаница возникает из-за того, что к сочинению формата ЕГЭ и итоговому сочинению предъявляются разные требования. Мы привыкли, что в сочинении требуется привести два аргумента, один из которых должен быть литературным. В итоговом сочинении дела обстоят иначе.

Количество аргументов в итоговом сочинении

Чтобы получить "зачет", нужно выполнить , который связан с привлечением литературного материала. Ученик, рассуждая по выбранном им теме, должен привести в качестве аргумента не менее одного литературного произведения . Можно брать книги российских и зарубежных авторов.

Таким образом, в итоговом сочинении нужно привести хотя бы один аргумент . Верхней границы не существует: разрешается использовать неограниченное количество произведений.

В качестве литературного материала ученик может использовать:

1. Художественные произведения,

2. Мемуары,

3. Дневники,

4. Публицистику,

5. Произведения, относящиеся к устному народному творчеству.

Аргументы в итоговом сочинении.


ВСЕ АРГУМЕНТЫ к итоговому сочинению по направлению "Человек и общество"





Как правильно аргументировать?

1) Избегайте общих формулировок. Если в произведении говорится об измене, это не значит, что данный пример подойдет к любой теме направления.
2) Аргумент должен подтверждать тезис, а тезис будет ответом на вопрос (Пр.Что такое верность? – тезис: Верность – это преданность близким.) или расшифровкой понятия («Равнодушие – паралич души» -тезис: равнодушие превращает человека в духовного калеку, не способного на сильные эмоции).
3) Кол- во аргументов. Можно использовать 1 аргумент, но в этом случае необходимо дать комплексный анализ произведения в рамках темы. Не следует перегружать сочинение литературными аргументами ни для набора слов, ни для получения хорошей оценки. Как правило, это ведет только к плачевным последствиям.
4) Качество аргумента.

  • Используйте для подтверждения тезиса только то произведение, которое вы читали, чтобы не допустить фактических ошибок.
  • Не пересказывайте произведение. Необходим анализ и ваши рассуждения. Каждый аргумент должен действительно подтверждать ваш тезис, поэтому необходимо делать микровыводы в соответствии с темой.

Виды аргументов

1) ЧАСТИЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ (только с учетом нижеизложенных требований)

Использовать частичный пересказ содержания литературного произведения.
(использовать только те ключевые сюжетные моменты, которые необходимы для раскрытия темы);
-Помимо опоры на сюжет важно включать важные для раскрытия темы описания – портреты, пейзажи и другие важные смысловые детали;
-Комментировать сведения о героях и событиях в русле той проблемы, которая обозначена в теме сочинения.


2) ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ.

Нужно выбрать такого персонажа, жизнь и поступки которого связаны с формулировкой темы, а также хорошо знать подробности жизни и судьбы героя, детали его портрета, речи, связанных с ним пейзажей и интерьеров, понимать авторское отношение к персонажу, видеть динамику развития его образа, изменения в его характере и поступках);
План анализа литературного героя здесь .

3) АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

(литературный материал можно привлечь в форме размышлений о проблемах художественного произведения, связанных с формулировкой темы)
- важно подобрать для аргументации такое произведение, где можно выделить проблемы, созвучные теме. Нужно вначале сформулировать главную проблему, т.е. выделить главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения, а затем обозначить более частные вопросы и соотнести их с проблемами, поставленными в произведении);

4) ОБРАЩЕНИЕ К СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Из системы образов должны быть выбраны главные или второстепенные герои, характеризуя которых, выпускник сможет обосновать свою позицию, размышления о них нужно строить в контексте темы сочинения;

Пересказ фрагментов, связанных с поступками героев, обязательно должен сопровождаться оценками и комментариями в русле темы);

5) СОПОСТАВЛЕНИЕ ГЕРОЕВ И ФРАГМЕНТОВ РАЗНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

В итоговом сочинении достаточно обратиться всего к одному произведению, но при желании можно сопоставить эпизоды или персонажей разных произведений

Нельзя только упоминать героев или эпизоды, не демонстрируя знания текста и не аргументируя выдвинутых тезисов;

Размышления о героях и событиях разных произведений не должны вестись изолированно, нужно обязательно найти основания для их сопоставления)

Писатели рассуждают о доброте и ее отсутствии очень часто, почти в каждом произведении. Не являются исключениями и тексты, отобранные для ЕГЭ по русскому языку. Поэтому мы отобрали наиболее актуальные проблемы из этой сферы и раскрыли каждую из с помощью аргументов.

  1. Княжна Марья Болконская, героиня романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» , всегда помогала нищим и больным, воспитывала племянника Николеньку, ухаживала за умирающим отцом, выполняя все его капризы. Девушка готова была положить свою жизнь и забыть о себе ради счастья других. Прекрасная душа Марьи выражается в ее лучистых глазах, которые делают ее красивой. Доброта княжны была вознаграждена: она обрела семейное счастье, муж Николай полюбил в ней добрую душу.
  2. Собиратель сказок Эгль, герой повести А. Грина «Алые паруса» , рассказал маленькой Ассоль сказку о корабле с алыми парусами, который ее заберет из страшного общества жителей Каперны, постоянно обижающих девочку и ее отца. Эта сказка и доброе отношение Эгля воодушевили Ассоль, и она смогла пережить все жизненные коллизии. Когда героиня выросла, то сказка стала явью, и ее забрал из Каперны капитан Грей, приплыв на корабле из ее грез.

Столкновение добра и зла

  1. В книге М. Булгакова «Мастер и Маргарита» столкновение добра и зла особенно ярко проявляется в романе Мастера об Иешуа. Он, как абсолютное добро, сталкивается со злом, которое его хочет уничтожить. Однако Иешуа не бунтует, не злится, он смиренно ждет своей участи, веря в доброту людей. Герой уверен: «Злых людей нет, есть только люди несчастливые». Несмотря на то, что Иешуа был казнен, он победил в этой битве. Пилат признал свою ошибку и раскаялся в ней, в его душе добро возобладало над злом. Именно поэтому он был прощен.
  2. Философия добра в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» представлена в образе Платона Каратаева. Этот герой любит весь мир, относится по-доброму к каждому живому существу. Он не знает слова «пацифист», но, по сути, им является. В мировоззрении мужчины отголоски христианских заповедей. Он считает, что надо терпеть все страдания безропотно. Столкнувшись со злом в виде войны и плена, Платон покоряется судьбе и снова терпит, не жалуясь на нее. В столкновении со злом на стороне героя его внутренняя сила, которая помогает не сдаваться и ценить каждое прожитое мгновение.

Необходимость доброты

  1. Андрея Соколова, героя рассказа М. Шолохова «Судьба человека» , жизнь не баловала: война, концлагерь, плен, потеря близких. Соколову незачем было жить, он махнул рукой на себя. Однако мужчине повстречался мальчик-сирота Ванюшка, который потерял родителей. Андрей представился отцом ребенка, усыновил его и дал им обоим шанс на спасение от тоски (а Ванюшке даже и от голодной смерти на улице). Добрый поступок героя помог не только мальчику, но и ему самому, вместе выживать в жестоком и сложном мире гораздо легче.
  2. Доброта Петра Гринева из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» спасла ему жизнь. Отдав полушубок неизвестному бродяге, который помог ему найти дорогу в метель, герой оказал услугу Емельяну Пугачеву, восставшему против власти. Бунтовщик позже наводил страх на крепости и укрепления и казнил всех офицеров в них. Но Пугачев вспомнил доброту Гринева, отпустил его, а позже даже помог выручить любимую женщину.

Проявления истинной доброты

  1. Соня Мармеладова, героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» , — поистине добрый человек. Ради того, чтоб накормить детей мачехи, она стала продавать свое тело, «пошла по желтому билету». Жена отца толкнула на это поприще Соню, но девушка не затаила обиду, потому что думала о голодных детях. Мармеладова осталась светлым, верующим человеком, несмотря на свои занятия. Когда Соня поехала за Раскольниковым на каторгу, ее за доброту сразу полюбили заключенные. И она своей сердечностью привела главного героя к раскаянию и очищению.
  2. Елена, героиня романа И.С. Тургенева «Накануне» , с детства желала «деятельного добра»: всегда помогала нищим и больным, например, в десять лет преклонялась перед нищей девочкой Катей. Доброта осталась с Еленой на всю жизнь. Ради любимого болгарского революционера Инсарова она оставила все в России и отправилась в Болгарию. Когда ее новоиспеченный муж заболел, она оставалась с ним до самого конца, а после его смерти решила продолжить дело любимого.
  3. Воспитание доброты с детства

    1. Илья Ильич Обломов из одноименного романа И.А. Гончарова вырос в атмосфере любви и ласки. Его особенно не развивали и не обучали, однако, по мнению современных психологов, дали самое важное – родительскую любовь. Благодаря ей герой видел в Обломовке идеал, а сам он никому не желал зла. Да, Илья Ильич — инертный и безынициативный, но совершенно беззлобный мужчина. К сожалению, без пробивных качеств доброта не особо помогает в жизни, поэтому воспитание должно быть гармоничным.
    2. Катерину, героиню драмы А.Н. Островского «Гроза», рано выдали замуж. И сразу из теплого своего дома она попала в тоталитарную атмосферу дома мужа. Женщине тяжело жить во лжи и лицемерии под началом свекрови Кабанихи, которая давит на всех домочадцев, навязывая им старые порядки. Дома в Катерине не чаяли души, она с родителями гуляла, молилась, занималась творчеством. Но все это было без нажима, не из-под палки, поэтому легко. Героиня выросла доброй, с чувством внутренней свободы. Тем тяжелее ей было в доме свекрови. Зато именно доброта, усвоенная с детства, помогла Катерине не превращать дом в полигон и до последнего относиться к мучительнице с уважением и почтением. Так, она пощадила Варвару и Тихона, которые относились к ней хорошо.

Какие аргументы можно привести из произведения "Война и мир"как можно больше

  1. Проблема вины. Проблема раскаяния
  2. 1.Любовь к Родине-Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о
    любви к родине, они во имя е совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино,
    Князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле.
    Примером истинного патриотизма служит Пьер Безухов, который на собственные деньги он снаряжает ополчение в тысячу человек, сам участвует в Бородинском сражении, остается в Москве, чтобы убить Наполеона.
    Эпизоды Бородинского сражения, оставление жителями Смоленска, партизанская война
    2.Ответственность человека за жизнь окружающих-Кутузов, стремящийся к сохранению русской армии в войне 1805-1806 гг, совет в Филях. Образы Кутузова, Наполеона, Александра I.
    Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без высоких фраз выполняют свой долг.
    3.Отцы и дети-Взаимоотношения в семье Болконских: дети не всегда понимают отца, но за строгостью скрывается огромная любовь и беспокойство за них.
    Атмосфера семьи Ростовых: открытость, доверительные отношения Наташи с матерью.
    4.Воспитание человека-Воспитание в семье Болконских: гордость, честь, понимание жизни
    Воспитание в семье Ростовых: доброта, искренность, открытость
    Воспитание в семье Курагиных: приспособленчество, стремление к богатству, эгоизм.
    5.Самопожертвование -Отказ Сони от Николая ради благополучия семьи Ростовых, Соня в эпилоге.
    6.Сострадание, чуткость, милосердие-Наташа, ухаживающая за раненым князем Андреем,
    Попав в плен, Пьер Безухов встретил там простого солдата Платона Каратаева. Платон, несмотря на свои страдания, любовно жил со всеми: с французами, с товарищами. Именно он своим милосердием помог Пьеру обрести веру и научил его ценить жизнь.
    7.Человек и власть-Наполеон: наслаждение, упоение властью. Гибель улан при переправе через Неман, равнодушие к людям Александр Первый: солдаты-пушечное мясо для удовлетворения амбиций (Шенграбен, Наполеон: наслаждение, упоение властью. Гибель улан при переправе через Неман, равнодушие к людям
    Александр Первый: солдаты-пушечное мясо для удовлетворения амбиций (Шенграбен, Аустерлиц), неспособность принятия стратегически важных решений.
    8.Воздействие искусства на человека-Пение Наташи, влияние на окружающих (влюбленность Денисова), танец Наташи у дядюшки.
    9.Человек и природа-Небо Аустерлица Старый дуб Лунная ночь в Отрадном Андрей и Пьер на пароме.
    10.Черствое и бездушное отношение к людям-Бездушие офицеров Жеркова, Несвицкого к солдатам, стремление выслужиться.
    11. Русский язык-В высшем обществе предпочтение отдаются французскому языку, коверкание русских слов с французскими.
    12.Преданность животных человеку-Собака Каратаева, следовавшая за ним в плену.
    13.Героизм -Солдаты на Бородинском поле, батарея Тушина, подвиг князя Андрея.
    14.Поиск смысла жизни-Путь Пьера, вступление в тайное общество, честная жизнь князя Андрея, его размышления перед смертью.
    15.Маленький человек-Сконфуженный, униженный Тушин перед начальством боится оправданий, чтобы не подвести вышестоящее начальство.
  3. Гармоничные микросоциальные отношения — гарант стабильности макросоциума:) Концептуально можно разделить понимание: на сферу философии и психологии, если в глобальном понимание, то Мир — это война в стадии ремиссии, а Война -это разрешение конфликта, с целью создания нового мира …Действуют вечные: бело-черные поединки, но вплетаются и серые. Серые все время бегают туда-сюда, а потом, в конце, умирают от безысходности, а белые и черные остаются, чтобы опять воевать и каждый за свой Мир …и так тысячу лет, а может и больше))))))