Какой инструмент самый маленький 100 к 1. Самый древний найденный музыкальный инструмент

У многих любовь к музыке приходит уже в сознательном возрасте, когда времени на посещение музыкальных школ уже просто нет. Ниже приведен список музыкальных инструментов, научиться игре на которых не составляет особого труда.

Гитара

Даже учителя классических музыкальных школ подтверждают, что гитара — самый простой инструмент для обучения среди струнных. Все дело в том, что для развития музыкального слуха с ее помощью достаточно систематических упорных тренировок, для которых нужно не больше часа в день.

Нужно лишь разучить пару аккордов — и вы уже сможете наигрывать простенькую мелодию. С каждым новым выученным аккордом и способом игры у вас во много раз увеличивается разнообразие возможных мелодий.

Барабаны

На ударных и вовсе играть очень легко — всем заправляет чувство ритма. Для начала возьмите небольшие классические барабаны в количестве 2-3 штук. Постепенно увеличивайте их число и добавляйте новые инструменты, вроде тарелок. Со временем вы соберете полноценную установку из басовых, малых, напольных барабанов.

Между прочим, хорошие барабанщики очень востребованы среди многих музыкальных групп, поэтому в будущем ваш талант может пригодиться.

Один из немногих недостатков этих инструментов — для большой установки нужно много места, которого так часто не хватает дома. Кроме того, барабаны очень шумные, и репетировать на них можно только до 8 вечера.

Духовые

Среди дудящих и трубящих тоже есть инструменты, игре на которых обучиться совсем не сложно.

Сюда можно отнести зафун — гибридную модель, смесь корпуса кларнета и свистка саксофона. Несмотря на то, что он напоминает обычную дудочку, зафун издает интересные звуки, похожие на кларнет или гобой. Диапазон у этого духового не очень широкий, но играть на нем довольно интересно.

Есть еще вариант: саксонет — похожий на зафун инструмент, преимущественно с деревянным корпусом. Его часто используют в младших классах музыкальных школ, чтобы научить детей извлекать звук из язычковых.

Синтезатор

Конечно, такой инструмент, как пианино, требует усидчивости от человека, который хочет научиться на нем играть. Но есть упрощенные вариации — к примеру, синтезатор. У некоторых из них изначально присутствует программа-самоучитель.

Электронная клавиатура с уменьшенным количеством клавиш, но расширенным звуковым функционалом позволит создавать оригинальные композиции с разным звучанием. Вы даже сможете добиваться эффекта игры на нескольких инструментах одновременно.

Если вы хотите выступать с синтезатором на улице или в концертных залах, лучше приобретите дополнительно колонки — они значительно усилят громкость и мощность звуковой подачи. Особенно начинающим музыкантам нравятся небольшие модели, которые можно переносить с места на место, просто положив в портфель.

Губная гармонь

Наверняка вы видели во многих фильмах о Диком Западе одиноких ковбоев с этим инструментом в руках. На самом деле обучиться игре на нем не составляет большого труда.

Особенность заключается в том, что во время игры на гармонике музыкант воспринимает звук иначе, чем его слушатели, из-за прикосновений губами и руками. Чтобы понять свое звучание, записывайте его на диктофон.

Начните занятия с проигрывания аккордов и отдельных звуков, постепенно переходя к их связкам и наигрыванию простеньких мелодий. Пересматривайте и прослушивайте выступления профессиональных гармонистов — харперов. Копировать их стиль на первых порах для вас будет полезно.

На этом видео на примере губной гармошки показан процесс выбора музыкального инструмента для новичков:

Грубо говоря, музыкальным инструментом может называться все, что угодно, способное издавать звук более-менее приятный человеческому уху: ложка, нож, пила, палочки и так далее. Но все же, мы привыкли к более-менее стандартизированным приспособлением. Самый большой – это орган – огромное пианино со сложной системой труб, издающих звуки высокой мощности и широчайшего диапазона. Но какой музыкальный инструмент самый маленький? Давайте разбираться.

Губная гармошка – это инструмент, который вполне может поместиться у вас в кармане. Это плюс: её всегда можно иметь при себе, чем с удовольствием пользуются харперы – люди, профессионально играющие на этом необычном инструменте.

Несмотря не кажущуюся несерьезность, губную гармошку часто вводят в блюзовые, джазовые и даже роковые композиции. Многие российские музыканты неплохо играют на ней, к примеру, Борис Гребенщиков, Сергей Чиграков, Владимир Шахрин и многие другие.

Самая миниатюрная губная гармошка «Little Lady» имела длину 5 сантиметров и толщину – 1,5. Сделали её в Германии в 90-х годах 19 века, но она дожила до сих пор.

Губная гармошка в сознании большинства музыкантов инструмент несерьезный, народный или даже любительский. Треугольник же – дело другое. Несмотря на кажущуюся простоту, даже примитивность, он обладает сильным и ярким звуком. Партия треугольника, как бы забавно это не звучало, включена во многие классические произведения.

К примеру, «Танец Аниты» из драмы Грига «Пер Гюнт» и увертюра к «Вильгельму Теллю» без звука треугольника уже неполны. Его использовали Бетховен, Моцарт, Гайден и многие другие композиторы. А Лист даже написал произведение, которое музыканты называют «Концертом для треугольника» - Концерт №1 для фортепиано с оркестром. В нем этот несерьезный инструмент играет вполне серьезную роль.

Флейта – сама по себе миниатюрная, а уж пикколо ещё и называют маленькой флейтой. Этот миниатюрный инструмент имеет высокий, но приятный звук. Её часто можно встретить в симфонических оркестрах, но малышке редко отводится ведущая партия, чаще она просто дополняет другие инструменты. Вивальди, Шостакович, Равель и оценили нежную красоту этого инструмента.

Детская забава, свистулька, в умелых руках превращается в музыкальный инструмент с ярким и насыщенным звуком. Традиционная народная обычно изготавливается из дерева, глины, а теперь и пластмассы. Интересно, что из одной и той же свистульки можно извлечь широкий диапазон звуков, просто наливая внутрь немного воды. Тогда свист превращается в заливистые трели.

Этот простой и незатейливый музыкальный инструмент не встретить в симфонических оркестрах, но зато народные коллективы с удовольствием вставляют их, добавляя аутентичного звучания.

Инструменты, которые мы перечислили выше, - миниатюрны сами по себе. Конечно же, при желании можно сделать треугольник меньше, но они имеют свои стандарты и должны им подчиняться. Но есть инструменты, которые стали такими крошечными по воле создателей.

К примеру, Дастин Карр и Харольд Крейдхэд с кафедры нанотехнологии университета Корнелл представили публике наногитару. Она имеет полную длину около 10 микрометров, струны – около 10 атомов в диаметре. Тем ни менее, она играет, правда, пальцем её можно раздавить, даже не заметив, поэтому приходится использовать лазерный луч. Гитара издает звуки, но услышать его человеческое ухо не может, приходится использовать усилители.

Наноарфа

Сказать, что это просто маленький музыкальный инструмент, - значит, не сказать ничего. Для её изготовления взяли кристалл кремния, на котором и вытравили инструмент. Диаметр струн – действительно нано – 50 нанометров. Они издают звук в 380 миллионов герц. Играют на ней также как и на наногитаре – лазерным лучом.

Помимо миниатюрных и ультратехнологичных наноигрушек, есть и третья категория – уменьшенные копии обычных инструментов. Один из них – это саксофон-пикколо, который поместится на вашей обеденной тарелке. Его длина – 30 сантиметров. Это особенно заслуживает внимание, учитывая, что саксофон считается одним из сложнейших инструментов. Повторить его в миниатюре – настоящий подвиг.

Компания Sega Toys Co в 2006 году презентовала необычный музыкальный инструмент, пианино весом в 2 килограмма. На нем, как и полагается, 88 клавиш, каждый из которых имеет ширину 4 миллиметра. Играть на нем невероятно сложно, звук тоже не слишком привычен. Но зато для переноски такого пианино вам не потребуется грузчики.

Струнно-смычковая группа (контрабас, альт, виолончель и скрипка) сильно зависят от размера корпуса, ведь он резонирует и отражает звук. Некоторые мастера любят экспериментировать с размером и формой, добиваясь необычного звучания. Но в 1973 году Эрик Мэсснер пошел совсем уж не крайние меры: создал инструмент, длиной в 41 миллиметр. Удивительно, но эта виолончель во всем повторяет обычную, даже может играть, правда, в очень высоком диапазоне.

Качество инструмента не обязательно зависит от его размера, и найденные нами – прямое тому подтверждение.

Знаете ли вы, где расположен самый большой музыкальный инструмент в России? Этот огромный орган установлен в Светлановском зале Московского Международного Дома Музыки. Орган весит 30 тонн, общая высота составляет около 15 метров, как у пятиэтажного дома, общее число труб в органе - шесть тысяч. Самые большие трубы достигают в длину 10 метров. Давайте познакомимся с этим удивительным инструментом поближе и даже заглянем внутрь.


2. Проект органа Московского Международного Дома Музыки разрабатывался специально для Светлановского зала задолго до открытия концертной площадки.
«Зал и орган должны создаваться вместе, одновременно, как бы друг для друга», – объясняет Павел Николаевич Кравчун, доцент кафедры акустики МГУ и главный смотритель органов Московского международного Дома музыки, участвовавший в создании инструмента.

3. Орган построен в Германии всемирно известным консорциумом немецких фирм Glatter Gotz (Овинген) и Klais (Бонн). Он был изготовлен и первоначально смонтирован в Бонне весной 2004 года, летом перевезен в Москву. Полгода длилась установка и настройка инструмента. Торжественная церемония открытия органа состоялась 21 декабря 2004 года, весной следующего года в Светлановском зале прошел первый органный фестиваль с участием выдающихся музыкантов из разных стран мира.

4. Пульт управления органом Дома музыки имеет четыре ручные клавиатуры (мануала), расположенные одна над другой, на каждой клавиатуре по 61 клавише. Еще 32 педальные клавиши есть на ножной (педальной) клавиатуре. Помимо этого на пульте есть множество вспомогательных кнопок и рукояток.

5. При помощи рукояток можно включать или выключать соответствующий регистр, то есть группу труб одного тембра. Всего таких регистров здесь 84 и еще два звукоизобразительных. Каждый регистр составляет как бы отдельный музыкальный инструмент, например, флейту, гобой или даже рождественские колокольчики. Получается, что рукоятки включают нужные регистры, а клавиши открывают доступ воздуха в трубы конкретных тонов. Если регистры выключены, при нажатии клавиши орган звучать не будет.

6. За каждой клавиатурой закреплена определенная группа труб. Связь клавиш с клапанами, открывающими доступ воздуха в большую часть труб – механическая. Поэтому, чем дальше трубы находятся от исполнителя, тем тяжелее нажимаются клавиши, отвечающие за них. К примеру, первая клавиатуры связана с трубами, находящимися в метре от органиста, ее клавиши нажимаются легко и беспрепятственно. А за самые крайние трубы, расположенные в верхней части органа, отвечает четвертая клавиатура – там клавиши продавливаются с некоторым трудом (еще бы: от нее до труб 13 метров вверх и еще несколько метров налево и направо).
Для регистров «шамад» и наиболее низкозвучащих регистров педалей организована электрическая связь, так как давление воздуха создает большую силу на клапанах.

7. За подачу воздуха в трубы отвечают три огромных вентилятора. Раньше, до появления электрических двигателей, воздух в органы нагнетался специально обученными людьми, которые топали по огромным насосам - мехам.

8. Играют на органе руками и ногами одновременно. Возможности и звучание инструмента поражают. Диапазон этого органа от инфразвука (8 герц) до ультразвука. По громкости звучания орган сопоставим с целым симфоническим оркестром.

9. Вот так выглядит запись произведения для органа. Учитывая, что все органы разные, очень многое в исполнении зависит от конкретного органа и органиста.

10. Для ног есть своя педальная клавиатура.

11. Также ногами можно управлять громкостью звучания.

12. Павел Николаевич - прекрасный рассказчик и очень увлеченный человек. Органы - это вся его жизнь. Заинтересовался он этим инструментом еще будучи школьником, из-за органа поступил на кафедру акустики физфака МГУ, сейчас он ведущий специалист по органам в России. Нам очень повезло с экскурсией.

13. Несколько слов о зале. Он отделан лиственницей для лучшего звучания.

14. Для лучшей акустики многие панели закреплены под углами.

15. Но это еще не все. Для того, чтобы во всем зале была хорошая акустика, используется специальная система Constellation. Принцип работы Constellation можно описать следующим образом. Микрофоны снимают звук в определенных участках зала, далее процессор обрабатывает этот звук по определенному алгоритму и отправляет его на громкоговорители, расположенные в зале. Таким образом, можно моделировать и управлять акустикой помещения.

16. В зависимости от настроек, можно достичь звучания как в соборе или в огромном зале, размеры которого в несколько раз превышают реальные размеры зала.

17. А теперь отправимся посмотреть, как выглядит орган с другой стороны. Поднимемся на лифте на несколько этажей вверх.

18. Вот так выглядит орган изнутри. Огромное число труб и хитросплетения механизмов.

19. От клавиш к трубам идут механические тяги. При нажатии на клавишу, открываются заслонки, и трубы звучат.

20. Тяги сделаны из дерева. Попытки заменить дерево металлическими тросиками успехом не увенчались, металл слишком чувствителен к перепадам температур.

21. Трубы в органе выполнены из разных материалов, есть металлические из сплава олова со свинцом и деревянные - из груши, сосны и дуба. От конструкции трубы, материала и размера зависит тембр и высота звучания.

22. Толщина стенок металлических труб всего 0,5 миллиметра, сплав очень мягкий, если неосторожно дотронуться до трубы, можно оставить вмятину.

23. Орган довольно «метеочувствительный» прибор, перепады температуры и влажности могут отразиться на качестве звучания. Поэтому за микроклиматом следят очень тщательно.

24. Конструкция труб предусматривает возможность настройки. У разных труб он разный, какие-то снабжены специальными язычками, самые маленькие трубы нужно развальцовывать или завальцовывать.

25. Настройка органа длится несколько часов и производится перед каждым концертом. Нужно иметь колоссальное терпение, чтобы настроить орган.

26. Вот так выглядит «ротик» трубы. Через него труба «поет».

27. Самые маленькие трубы имеют размер в несколько сантиметров. Даже удивительно, что эти малютки могут звучать на весь зал.

28. Помните торчащие вперед трубы на фасаде? Вот так они выглядят с балкончика изнутри органа.

29. В общем, инструмент фантастический, обязательно нужно его послушать.

30. Большое спасибо Московскому Международному Дому Музыки за интереснейшую экскурсию.

И очень короткое видео:

Музыкальные инструменты люди не только изобретали и совершенствовали, они еще и пытались увеличить и уменьшить их размеры. А если самый маленький музыкальный инструмент еще и может извлекать какие-либо звуки, то желающих с ним познакомиться будет множество.

Самое маленькое фортепиано

Компания “Sega Toys” в 2006 году выпустила миниатюрное фортепиано, вес которого составляет 2,5 килограмма. Это самый маленький клавишный инструмент, на котором можно исполнить музыкальное произведение. Ширина каждой его клавиши – 4 мм, а всего их 88.

Самая маленькая гитара

В университете Корнелл в Нью-Йорке, на кафедре нанотехнологий была сотворена гитара из кремния размером в 10 микронов (это длина клетки крови). Она содержит 6 струн, каждая толщиной 50 нанометров и на ней даже можно играть, правда лазерным лучом.


Самая маленькая гармошка

Компания «Хохнер» с начала XIX века массово выпускает губные гармошки в виде брелока. Она называется «Маленькая Леди», содержит всего 4 отверстия и имеет диапазон в 1 октаву. Ее длина - 5 см, а ширина -15 мм.


Самая маленькая скрипка

Здесь мастера со всего мира устроили целое соревнование и рекорд постоянно меняется в меньшую сторону. Китайский мастер Чен, работая в течение 7 лет, создал 2-сантиметровую скрипку, а перед этим был инструмент 3,5 см длиной. Она выполнена из клена, является полностью рабочей, все части сделаны по настоящей технологии – только сложно понять, каким образом на ней можно играть. А вот те кто увлекается активным спортом может узнать правила в страйкболе – понятно, кратко, быстро и пойти играть в любимую игру.


Американец-миниатюрист Девид Эдвардс побил его рекорд, создав скрипку диной 1,5 см. Она является копией творений Страдивари и стоит всего 1000 фунтов.


Украинский мастер Михаил Маслюк из Жмеринки еще в 80-е годы изваял скрипку высотой в 11,5 мм. Только на копеечной монете их разместится 5 штук.

Николай Срядистый, житель Киева, постоянно соревновался Маслюком и создал скрипку, которая помещается в игольном ушке и имеет размер 3,5 мм. Она полностью копирует известную скрипку Страдивари и состоит из 50 частей.


Самая маленькая балалайка

С балалайкой произошла та же история. Сначала Маслюк изготовил музыкальный инструмент размером с маковое зерно. Срядистый поместил балалайку в футляр, а его в маковую скорлупу. Жмеринский «левша» выполнил музыканта, сидящего на стуле, играющего на балалайке и смотрящего в пюпитр – и все это в маковой скорлупе.


Микрониум

В голландском университете Трента города Энсхеде группой студентов был изобретен прибор по технологии устройства микросхем. Инструмент состоит из струн, каждый длиной до 1 мм и толщиной в несколько микрометров (что в десять раз тоньше человеческого волоса). На этих струнах зафиксированы небольшие гребенки и грузики. Управляя ими с компьютера, при помощи электростатической силы можно получать звуковые колебания.


Сами вибрации длиной всего несколько микрометров, но компьютер усиливает звук так, что человеческое ухо его различает. Каждый чип содержит определенную тональность, а несколько сотен способны воспроизвести целый музыкальный оркестр.

Студенты уже исполнили на нем специальную композицию «Импровизация для Микрониума». При создании самого маленького в мире музыкального инструмента старались достигнуть полной стерильности, а затем устройство поместили в вакуум, чтобы никакие частички пыли не повлияли на качество звучания.


Кроме мирового рекорда «самый маленький музыкальный инструмент» этот прибор можно считать началом эры нанотехнологий в музыке - любой звук, порождаемый инструментом, не лишен шумов и линейных искажений в записи, а рожденный в вакууме будет воспроизводиться на порядок чище.

Древнегреческая легенда рассказывает, что первый музыкальный инструмент был создан богом Паном, который гулял в лесу у реки, сорвал тростник и начал в него дуть. Оказалось, что трубочка тростника способна издавать чарующие звуки, которые складывались в красивые мелодии. Пан срезал несколько веток тростника и соединил их между собой, создав первый инструмент – прообраз флейты.

Таким образом, древние греки верили, что первым музыкальным приспособлением была флейта. Возможно, так и есть – по крайней мере, это самый старый зафиксированный исследователями инструмент. Его древнейший экземпляр был найден на юге Германии, в пещере Холи Фелс, где проводятся раскопки доисторического поселения людей. Всего в этом месте нашли три флейты, вырезанные из бивня и имеющие несколько отверстий. Также археологи обнаружили обломки, принадлежавшие, по-видимому, таким же флейтам. Радиоуглеродный анализ помог определить возраст этих инструментов, и самый старый был датирован 40 тысячелетием до нашей эры. Пока это самый древний инструмент, который нашли на Земле, но возможно, другие экземпляры просто не сохранились до наших дней.

Похожие флейты и дудки находили на территории Венгрии и Молдавии, но они были изготовлены в 25-22 тысячелетиях до нашей эры.

Кандидаты на звание самых древних музыкальных инструментов

Хотя пока флейта считается самым древним музыкальным инструментом, не исключено, то на самом деле первым был изготовлен барабан или любое другое приспособление. Например, австралийские аборигены уверены, что их национальный инструмент под названием диджериду является древнейшим, его история уходит в глубину истории коренного населения этого материка, которая, по подсчетам ученых, насчитывает от 40 до 70 тысяч лет. Таким образом, вполне возможно, что диджериду действительно является древнейшим инструментом. Он представляет собой внушительный кусок ствола эвкалипта, в некоторых случаях достигающий трех метро в длину, с полой сердцевиной, выеденной термитами.

Так как диджериду всегда вырезаются из различных стволов с разной формой, их звучания никогда не повторяются.

Самые древние найденные барабаны датируются всего пятым тысячелетием до нашей эры, но ученые полагают, что это один из самых вероятных кандидатов на звание первого музыкального инструмента. О его длительной истории говорят как большое разнообразие видов современных барабанов и их почти повсеместная распространенность, так и простая и незамысловатая конструкция, которая позволила бы даже самым древним предкам людей играть мелодии с помощью нехитрых приспособлений. Кроме того, доказано, что во многих культурах барабанная музыка составляла очень важную часть жизни: она сопровождала все праздники, свадьбы, похороны, войны.

Люди открыли для себя чарующие звуки музыки еще в древние времена. В древнегреческих мифах искусством игры на различных музыкальных инструментах владели как боги, так и смертные. Ни одно пиршество не обходилось без свирелей, тимпанов и флейт, которые скрашивали торжества царей и простых крестьян. Но какой же инструмент является на Земле самым древним?

Первые музыкальные инструменты

О существовании музыкальных инструментов в древние времена первыми рассказали археологи, которые находят почти во всех раскопках дудки, пищалки и другие предметы для музицирования. При этом подобные находки были обнаружены на тех территориях, где археологам удалось раскопать стоянки первобытных людей.

Некоторые найденные музыкальные инструменты археологи относят к эпохе верхнего палеолита – иными словами, эти инструменты появились за 22-25 тысяч лет до нашей эры.

Помимо этого, древние люди умели не только делать музыкальные инструменты, но и музыку к ним, записывая нотные знаки на глиняных табличках. Самая старая нотная запись на сегодняшний день была написана в 18 веке до нашей эры. Археологи нашли ее в раскопанном ими шумерском городе Ниппура, который когда-то находился на территории современного Ирака. Ученые Калифорнийского университета, расшифровавшие табличку с нотами в 1974 году, заявили, что на ней были записаны слова и музыка любовной ассирийской баллады для струнной лиры.

Самый древний музыкальный инструмент

В 2009 году археологи обнаружили в одной из пещер, расположенных на юго-западе Германии остатки инструмента, сильно напоминающего современную . Проведенные анализы и исследования показали, что возраст древней флейты составляет более 35 тысяч лет. В корпусе флейты было проделано пять идеально круглых отверстий, которые должны закрываться пальцами при игре, а на ее концах находились два глубоких пропила V-образной формы.

Длина музыкального инструмента составила 21,8 сантиметра, а толщина – всего 8 миллиметров.

Материал, из которого была сделана флейта, оказался не деревом, а из птичьего крыла. Этот инструмент на сегодняшний день является самым древним, однако не первым в истории археологических находок – также на раскопках неоднократно находили костяные дудки, полые звериные рога, трубы из ракушек, каменные и деревянные трещотки, а также барабаны, сделанные из шкур животных.

О происхождении музыки существует много легенд. Древние греки считали, что ее им даровали великие боги Олимпа, однако современные ученые провели ряд этнографических и археологических исследований. В результате этих исследований было установлено, что первая музыка появилась еще в первобытном обществе и использовалась в качестве колыбельной для убаюкивания .

Никто не может точно сказать, когда именно зародилась музыка, но известно, что она сопровождала человечество с глубокой древности. Еще на заре цивилизации выделились три способа музыкального звукоизвлечения: удар по звучащему предмету, колебание натянутой струны и вдувание воздуха в полую трубку. Так было положено начало трем разновидностям музыкальных инструментов – ударным, струнным и духовым.

Самыми первыми духовыми инструментами были полые кости различных животных. Например, самый древний , известный ученым – неандертальская дудочка – изготовлена из кости пещерного медведя. В своем развитии духовые инструменты принимали разные формы, но у различных народов в этом процессе наблюдались общие закономерности.

Флейта Пана

Научившись извлекать звук из трубки (сначала костяной, потом деревянной), человек захотел этот звук разнообразить. Он обратил внимание, что дудочки разной длины издают звуки разной высоты. Самым простым (и потому самым древним) решением было связать вместе несколько разных трубок и перемещать эту конструкцию вдоль рта.

Так родился инструмент, более всего известный под греческим названием сиринкс, или флейта Пана (по греческому мифу, ее создал бог Пан). Но не стоит думать, что такая флейта была только у греков – у других народов она существовала под иными наименованиями: екудучай в Литве, най в Молдавии, кугиклы в России.

Отдаленным потомком этой флейты является такой сложный и величественный инструмент, как орган.

Свирель и флейта

Чтобы извлекать звуки разной высоты, не обязательно брать несколько трубок, можно изменять длину одной, проделав на ней отверстия и перекрывая их пальцами в определенных сочетаниях. Так родился инструмент, который у русских получил название свирель, – , у белорусов – дудка, у – сопилка, у – саламури, у молдаван – флуэр.

Все эти инструменты держат поперек лица, это называется «продольной флейтой», но существовала и другая конструкция: отверстие, в которое вдувают воздух, находится в той же плоскости, что и отверстия для пальцев. Такая флейта – поперечная – получила развитие в академической музыке, современная флейта восходит именно к ней. А «потомок» свирели – блок-флейта – в состав симфонического оркестр не входит, хотя и используется в академической музыке.

Жалейка

Инструменты, о которых шла речь выше, принадлежат к числу свистящих, но бывает и более сложная конструкция: инструмент снабжается раструбом, в который вставляется язычок – тонкая пластинка (первоначально – из бересты), колебание которой делает звук более громким и изменяет его тембр.

Такая конструкция характерна для русской жалейки, китайского шэна. Существовали подобные инструменты и в Западной Европе, к ним восходят современные классические гобой и кларнет.

Рожок

Еще один вариант конструкции духового инструмента – дополнительная деталь, соприкасающаяся с губами музыканта, мундштук. Это характерно для рожка.

Рожок обычно ассоциируется с работой пастуха. Действительно, пастухи пользовались рожками, ведь звук у этого инструмента довольно сильный, его слышно на большом расстоянии. Этому способствует коническая форма.

Это лишь малая часть того разнообразия, которое представляют собой духовые инструменты разных народов.

Видео по теме

Источники:

  • Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах

Совет 4: Какие музыкальные инструменты считаются народными

Народные инструменты являются неотъемлемой частью традиционной культуры той или иной страны, однако для того чтобы понять, какие же инструменты можно считать народными, необходимо обратиться к истории и народной музыке.