Камикадзе - это герои или жертвы? Камикадзе: японские пилоты-смертники.

Близился конец Второй мировой войны, американские военно-морской флот подступал к японским берегам, и Японии было просто необходимо предпринять какие-то радикальные меры, чтобы предотвратить нежелательный исход. Так было решено создать уникальный отряд под названием «Специальный ударный отряд». Но это подразделение было больше известно как отряд камикадзе, что переводится как «божественный ветер». Дивизия состояла из добровольцев, которые должны были намеренно врезаться на своих самолетах в американские судна.

10. Битва в Филиппинском море

Одним из ключевых военно-морских сражений во время Второй мировой был бой в Филиппинском море, состоявшийся 19 и 20 июня 1944 года. Победительницей вышла американская армия, серьезно навредив японскому флоту при минимальных личных потерях.

Причиной такой уязвимости Японии оказалось то, что ее армия летала на самолетах Mitsubishi A6M Zero (коротко Зик), которые были абсолютно неэффективны в борьбе против мощной военной техники США. По большому счету японские самолеты взрывались на подлете от простых пулеметных очередей, не успевая причинить вред врагу. В ходе этой битвы японцы потеряли 480 боевых машин, что составляло 75% их воздушного флота.

По мере приближения американских сил к побережью Филиппин, оккупированных тогда Японией, японские военнокомандующие все больше задумывались о том, что им необходимо предпринять радикальные меры. На собрании самых высших чинов военно-морской капитан Мотохару Окамура сказал, что ситуацию спасет только отряд самоубийц. Окамура был уверен, что спасти свою Родину от позора вызовется достаточно добровольцев, и для них нужно будет выделить около 300 самолетов. Капитан был уверен, что это изменит ход войны и развернет ситуацию в пользу Японии.

Все присутствующие на собрании согласились с Окамурой, и ему были выделены необходимые ресурсы. Для этой миссии самолеты специально облегчили, демонтировали пулеметы, сняли броню и даже радио. Зато топливный бак был увеличен, и на борт самолетов погрузили по 250 кг взрывчатки. Теперь все, что нужно было Окамуре, это найти пилотов для этого отчаянного задания.

9. Японские пилоты согласились на самоубийство из страха опозориться

Но как же удалось набрать летчиков для такого страшного задания? На самом деле начальство просто попросило людей стать добровольцами.

А что до того, как вообще кто-то может согласиться на такую смерть, тут уже стоит обратиться к культуре Японии. В этой стране позор – это очень напряженная тема. Если бы начальство попросило пилота пожертвовать собой, а он бы ответил: «Нет, я не хочу умирать за свою страну», это бы не просто опозорило его, но и обесчестило всю его семью. К тому же, погибших пилотов-смертников повышали в звании на два ранга.

Так что на самом деле добровольческий отряд не был таким уж и свободным в выборе. Они могли остаться в живых, опозориться на всю страну и замарать репутацию своей семьи в обществе, чрезвычайно крепко ориентированном на чести и гордости. Или же добровольцы могли погибнуть и быть превознесены как герои, погибшие за свою Родину.

8. В первом рейде погибли лучшие пилоты авиации

Когда японские власти решили сформировать эскадрон из камикадзе, первым пилотом, которого они выбрали на роль истребителя, стал их лучший лейтенант, молодой паренек 23 лет, Юкио Секи. Можно было бы предположить, что когда парню сообщили, что он нужен для такого ответственного задания, он ответил, что с радостью послужит стране. Но существуют слухи, что Секи поделился с журналистом сомнениями в том, это будет лучшее применение его талантам.

В октябре 1944 года Секи и еще 23 летчика начали подготовку к миссии. 20 октября адмирал Такихиро Ониши сказал: « в смертельной опасности. Спасение нашей страны сейчас совсем не в руках начальников и министров, подобных мне. Оно может прийти только от таких смелых молодых людей, как вы. Поэтому от лица всей нашей страны я прошу у вас об этой жертве и молюсь за ваш успех.

Вы уже боги, освобожденные от земных желаний. Но единственное, что еще имеет для вас смысл – это знание, что ваша жертва будет не напрасной. К сожалению, мы уже не сможем вам этого сообщить. Но я буду следить за вашими усилиями и сообщу о ваших поступках самому императору. Вы можете быть в этом уверены.

И я прошу вас сделать лучшее, на что вы способны».

После этой речи 24 пилота сели за руль своих самолетов и вылетели на верную смерть. Однако за первые пять дней полетов им не удалось совершить ни одного столкновения с американскими судами, пока они не встретились с соперником в районе Филиппин.

Американцы были немало удивлены самоубийственной атаке японцев. Пилоту-камикадзе удалось потопить один из немаловажных кораблей ВМФ США, целый авианосец. Столкновение японского самолета с судном вызвало множественные взрывы внутри корабля, и он затонул. На борту тогда было 889 человек, и 143 из них были убиты или считаются пропавшими без вести.

Кроме потопления авианосца группе камикадзе удалось повредить еще три других корабля. Японцы восприняли это хорошим знаком и расширили состав отряда самоубийц.

7. Японцы сконструировали самолет специально под миссию камикадзе

Как было упомянуто выше, японские Зики были довольно неэффективны против американских самолетов. С летающими бомбами дела обстояли не лучше. Другой проблемой было то, что пилотов приходилось обучать в срочном порядке очень непростому делу. И для того, чтобы хотя бы подобраться к военным кораблям США, нужно было быть очень хорошим летчиком. Вместо того, чтобы просто отменить операцию, японцы решили упростить сам самолет, сделать его более подходящим для целей и специфики миссии камикадзе. Новый аппарат был назван Yokosuka MXY7 Ohka или просто «Вишня в цвету».

Самолет фактически стал управляемой ракетой 6 м в длину с короткими крыльями. Значительным недостатком снаряда было то, что он мог пролететь только 32 км. Так что японцам пришлось использовать еще один самолет, который бы доставил «Вишню в цвету» к цели. Им стал бомбардировщик Mitsubishi G4M. Как только пилот-камикадзе приближался к своей цели, он запускал ракетные ускорители, что позволяло ему обойти защитный огонь врага и поразить броню корабля противника.

Кроме того, что эти новые самолеты были легче, они также были более простыми в управлении, чем Зики. Пилотам не нужно было учиться взлетать и приземляться, они просто должны были держать верное направление и запускать ускорители, чтобы не пришлось маневрировать и уклоняться от защитного огня американцев.

Кабина летчиков «Вишни» тоже была особенной. За изголовьем кресла пилота было специальное отделение для самурайского меча на случай, если смертник переживет столкновение.

6. Это должна была быть именно психологическая война

Конечно, основной задачей камикадзе было потопить как можно больше кораблей. Тем не менее, японцы полагали, что на поле боя новая тактика непременно поможет им получить еще и психологическое преимущество над врагом. Японцы хотели, чтобы их считали яростными воителями без чувства меры, которые лучше погибнут, чем проиграют и сдадутся.

К сожалению, это не возымело ожидаемый эффект. Мало того, что американцы легко отбивали атаки японцев, они еще и прозвали самолеты камикадзе «Бака», что на японском языке означает «дурак» или «идиот».

5. Пилоты–камикадзе, управлявшие торпедами

Кроме облегченных самолетов, японцы создали для камикадзе управляемые торпеды, которые позже прозвали кайтенами.

Процедура была такая: сначала пилот должен был высмотреть в перископ корабль, затем с помощью секундомера и компаса ему надо было практически вслепую протаранить судно врага. Как вы могли догадаться, это было не так просто, и на обучение пилотов уходили месяцы.

Еще одной сложностью стал размер торпед. Они были большими, и это не позволяло отправлять их на слишком далекие расстояния. Торпеды приходилось доставлять сначала на больших подлодках. «Материнский» корабль перевозил до места назначения от 6 до 8 кайтенов.

20 ноября 1944 года в американский танкер USS Mississinewa было выпущено 5 кайтенов. Один из них попал в цель, и взрыв был мощнейшим, как можно увидеть в ролике выше. Японцы подумали, что потопили целых 5 кораблей из-за того, что взрыв был невероятно сильным. В результате руководство сочло идею с торпедами настолько успешной, что производство кайтенов было увеличено.

4. Нацистский отряд самоубийц

Японцы не были единственными в коалиции агрессоров, кто под конец войны так отчаялся, что пустил в ход бомбардировщики под управлением пилотов-самоубийц. Германия тоже сформировала свой отряд специального назначения, прозванный «Эскадроном Леонида». Создание отряда было предложено Ханной Райч (Hannah Reitsch), немецкой летчицей-испытателем. Райч дважды была награждена Железным Крестом и стала немецкой женщиной, которая ближе всех других представительниц прекрасного пола подобралась к непосредственным военным действиям.

В 1944 году, когда Райч получала ее второй Крест, она рассказала о своей идее самому Адольфу Гитлеру, участвовавшему во вручении награды. Она предложила посадить пилотов в модифицированные ракеты V-1, заряженные взрывчаткой и использовать их в качестве оружия. Сначала Гитлеру эта идея не понравилась, но позже он передумал. Канцлеру приглянулась приверженность Ханны этой затее, и он дал согласие на создание самолетов для самоубийственных миссий. Самолетом для этого проекта был назначен Fieseler Fi 103R под кодовым именем Райченберг. Ракеты смертников оснастили бомбами весом в 900 кг.

Райч была первой переведена в Эскадрон Леонида и первая принесла присягу, в которой подтверждала, что добровольно принимает участие в миссии и понимает, что ее ждет смерть.

Всего в новом отряде было 70 волонтеров, но программу свернули еще до того, как кто-либо успел использовать Райченберги.

Райч пережила войну и впоследствии издала свою автобиографию. Кроме того Ханна даже стала управляющей национальной школы по планерному спорту в Гане в послевоенные годы. Летчица умерла в 65 лет от сердечного приступа. Это случилось в 1979 году.

3. Возможно, пилоты принимали метамфетамин

На самом деле метамфетамин был изобретен в Японии еще в 1893 году. Но он не получил широкое распространение, пока на этот наркотик не обратили внимание на Второй мировой войне. Немецкая армия использовала тип метамфетамина под названием Первитин, а японская – наркотик Филопон.

Во время войны японцы давали наркотики своим солдатам, когда тех сликшком сильно одолевали голод или усталость. Филопон также оказался полезным и для пилотов камикадзе. Перед лицом верной смерти они должны были быть решительными и собранными. Поэтому перед посадкой в свои летающие бомбы и несколько часовыми полетами навстречу гибели летчикам выдавали высокие дозы метамфетамина. Это помогало самоубийцам оставаться сконцентрированными до самого конца. Еще одним преимуществом для солдат было то, что «мет» повышал уровень агрессии.

И хотя такой побочный эффект для наркоманов является довольно неприятным проявлением в обычной жизни, для японских камикадзе он служил верную службу, помогая самоубийцам придерживаться плану во время полета сквозь пулеметный обстрел.

2. Последний пилот камикадзе

В 1945 году адмирал Матоме Угаки был назначен командующим подразделениями камикадзе. Месяц спустя 15 августа, когда император Японии объявил по радио о капитуляции, Угаки решил, что самым достойным концом для него будет такая же смерть, на которую ежедневно шли его подчиненные. Перед своим последним вылетом он даже сфотографировался (фото выше). Правда, Угаки не имел навыков пилотирования, и для этой цели в самолет пришлось посадить еще одного добровольного смертника.

На пути к своей гибели Угаки передал по радио следующее сообщение:
«В нашем провале винить надо только меня одного. Доблестные усилия всех офицеров и солдат под моим началом в течение последних 6 месяцев были высоко оценены.

Я собираюсь нанести удар на Окинаве, где погибали мои люди, пав словно отцветшая вишня. Там я рухну на тщеславного врага в истинном духе Бусидо (кодекс самурая) с твердой убежденностью и верой в бессмертность японской империи.

Я уверен, что все подразделения под моим командованием поймут мои мотивы, преодолеют все трудности в будущем и приложат все усилия для возрождения нашей великой Родины.

Да здравствует Его императорское величество!»

К сожалению для Угаки, миссия провалилась, и его самолет, вероятно, был перехвачен до того, как ему удалось достичь своей цели.

1. Операция оказалась провальной

Японцы были наивны в своих надеждах на успех пилотов-камикадзе. Атаки смертников оказались довольно неэффективными против сильнейшего флота Второй мировой войны.

В результате летчикам-самоубийцам удалось потопить только 51 корабль, и лишь один из них был крупным броненосцем (судно USS St. Lo). По вине камикадзе погибло около 3000 американских и британских солдат.

Но если сравнивать эти цифры с потерями со стороны японцев, сложно поверить, что они пытались вести наступательные бои. Порядка 1321 единиц японских самолетов и субмарин разбились об американские суда, и около 5000 пилотов погибло в этих попытках нанести ущерб армии объединенных сил.

По большому счету американский военно-морской флот разбил японскую армию благодаря тому, что у него было больше людей и боевой техники. На сегодняшний день проект камикадзе считается одним из величайших промахов в истории Второй мировой войны.

Есть ли на свете культура, ради которой человек готов погибнуть только для того, чтобы унести с собой ничтожную часть вражеской армии? С полным патриотизма сердцем сесть за штурвал самолета, обвешанного взрывчаткой, как рождественская ёлка игрушками, точно зная, что топлива хватит только на полет в одну сторону?

Страна, отважные воины которой готовы отдать собственную жизнь за свободу и независимость своей Империи, находится на самом востоке и зовется Японией, а её бравые солдаты – камикадзе.


Японские летчики-камикадзе фотографируются с щенком

«Смерть с неба» в Тихом океане стала забирать американские суда в 1944 году, когда, лишившись надежды на победу, японцы всеми силами пытались защитить терпящую крах Империю. Хотя жертвами пилотов-смертников Стране Восходящего Солнца так и не удалось склонить бога войны на свою сторону, они навсегда войдут в историю как самураи 20 века. Самоубийство камикадзе, а также других воинов-тейсинтай – это не проявление слабости, а доказательство силы духа и бесконечной преданности родной земле.

1945 год, камикадзе в район Окинавы

Появление понятия «камикадзе» для обозначения пилотов-добровольцев с японского языка переводится как «божественный ветер». Это название – дань событиям 13 века, когда одноименный тайфун, уничтожая вражеские суда монгольской орды, дважды уберег японский архипелаг от ига варваров.

Атака камикадзе

Принципы и жизненные приоритеты камикадзе перекликаются с кодексом средневековых самураев Бусидо – вот почему эти герои нашего времени не раз восхвалялись в песнях, драмах и литературе. Камикадзе не боялись смерти и презирали её, ведь взамен пожертвованной жизни они попадали в рай, становились святыми покровителями Империи и национальными героями.

Во время Второй Мировой Войны камикадзе уничтожали не только американские корабли, они становились реальной угрозой для тяжелых бомбардировочных самолетов, танков врага и стратегических объектов инфраструктуры. По статистике японской армии, только за 1944-1945 годы смеющиеся в лицо смерти японские пилоты уничтожили более 80 и повредили около 200 вражеских кораблей.

Иероглифы означающие камикадзе

Стать камикадзе в Японии – это не приговор, это высшая честь, которой может быть удостоен потомок самурая. Перед вылетом камикадзе к цели проводили особый торжественный обряд – наливали чашку саке и одевали на голову белую повязку хатимаки. После смерти пилота-смертника в храм приносили священный символ камикадзе – цветок хризантемы и молились о душах героев, погибших за Императора.

Говоря о японских камикадзе нельзя не вспомнить о добровольцах смертниках со всего мира: о немецких зельбстопферах, о советских солдатах, которые с гранатой в руках бросались под траки фашистских танков, об исламских террористах-смертниках, которые подрывают вагоны, автобусы и даже небоскребы.

Кто эти люди – преданные герои, фанатики-наркоманы или жертвы судьбы – судить вам. Но мы не осмелимся осуждать людей, которые, глядя в лицо смерти, с гордостью погибали за родину.

В переводе с японского «камикадзе» буквально означает «божественный ветер».

Так японцы назвали чудовищный тайфун, уничтоживший в тринадцатом веке военный флот монгольского хана Хубилая у побережья острова Такасима.

Катастрофа унесла около четырех тысяч вражеских кораблей вкупе со 100-тысячной армией. Для самураев «Божественный ветер» стал поистине спасительным – угроза Японии со стороны монголов практически перестала существовать.

Почти семь столетий «Божественный ветер» оставался некоей исторической аллюзией и лишь к середине двадцатого века вновь обрел конкретное содержание.

Камикадзе – летчик японских ВВС времен второй мировой войны, добровольно выполнявший функцию человека-снаряда, пилотируя начиненный взрывчаткой самолет на корабли и иную технику войск противника с целью ее уничтожения ценой собственной жизни.

Вторая мировая война в разгаре.

Япония сражается против войск союзников, возглавляемых США.

Но уже к лету 1942 года японцы начинают сдавать позиции на тихоокеанском театре.

Во многом это определялось техническим отставанием всех видов ВВС Японии от американских аналогов. Кроме того, ощутимо сказывались потери летчиков, нехватка горючего и резервов. Вести успешную войну в воздухе японцам становилось все труднее.

Американские авианосцы, имеющие колоссальное преимущество в огневой и количественной мощи, обеспеченные надежным прикрытием, методично и хладнокровно пускали на дно когда-то могучую и грозную элиту японского флота.

Надо отдать японцам должное: они дрались отчаянно, но слишком не равны были силы.

Так что, не от хорошей жизни вспомнили потомки самураев о «Божественном ветре», когда-то так кстати сошедшем с небес и спасшим страну от неминуемого порабощения.

Когда в октябре 1944 года союзники предприняли грандиозную военно-морскую операцию у острова Лейте (Филлипины), адмирал Ониси, возглавлявший 1-й флот ВВС Японии, своим приказом создал первую группу пилотов-смертников. Военачальник прекрасно понимал: располагая четырьмя десятками самолетов, без принятия чрезвычайных и действенных мер поддержать японский флот в предстоящих сражениях – невозможно. Военная обстановка вынудила адмирала принять непростое для себя решение: стать по сути отцом-основателем тактики «камикадзе».

«Пробу пера» провели незамедлительно. Цель – флагманский крейсер «Австралия». Самолет с двухсоткилограммовой бомбой на борту зашел на цель и выполнил задачу: спикировал на вражеское судно. Однако фортуна в тот день была на стороне союзников – бомба не взорвалась, и корабль уцелел. В результате атаки погиб, разумеется, японский летчик, а также командир крейсера и три десятка матросов, но в целом премьера провалилась.

Однако идея не умерла, более того, потенциальных камикадзе, готовых лететь на смерть во имя победы, оказалось в разы больше, нежели имеющейся техники. В основном это были молодые люди, нередко – студенты, воодушевленные историческими примерами самопожертвования самураев, стремлением не уронить чести своей и своего рода.

Также сам факт и обстоятельства ухода из жизни имеют для японцев не просто особое, но глубоко сакральное значение. Погибнуть за микадо, во славу страны, стать героем и святым примером для соотечественников – это ли не прекрасная смерть?

Важный момент: камикадзе - не тривиальный самоубийца. Задача была не просто погибнуть, но ценой собственной жизни причинить как можно больший ущерб неприятелю.

Поэтому, если по объективным причинам (погода, отсутствие цели, невозможность пробиться к ней и т.д.) пилот возвращался на базу, это не влекло ни отчуждения, ни порицания, ни, тем более, наказания.

Так, за время филиппинских сражений количество «возвращенцев» достигало сорока процентов, при этом все пилоты совершили впоследствии повторные вылеты.

Для реализации идеи под немудреным слоганом «Один самолет - один корабль» спешно создавались спецшколы, где будущие камикадзе проходили экспресс-курс (не предусматривались - посадка самолета, использование навигации, радиосвязи и т.п.) Пилот знал: самолет будет заправлен «в один конец».

Это компенсировалось широким применением общественных бонусов: последнему вылету предшествовала торжественная церемония и символический ритуал – повязывалась головная лента (хатимаки), выпивалась порция традиционной рисовой водки (саке). По смерти пилота оглашались его прощальные письма, помещался в храм цветок белоснежной хризантемы - символ души героя.

По сей день не смолкают споры по поводу идеи камикадзе - ее тактической эффективности и стратегической целесообразности.

Как бы там ни было, удельный вес успехов «божественного ветра» чрезвычайно высок:

уже к концу октября сорок четвертого года эскадрилья смертников уничтожила авианосец «Сент Ло» и повредила шесть судов сопровождения. На Окинаве 34 судна было потоплено и почти 170 повреждено. Более двух третей этих потерь обеспечили камикадзе.

Такого урона американский флот еще не знал.

Всего же в операциях камикадзе было задействовано около четырех тысяч самолетов, приблизительно в этих пределах колеблется и число погибших летчиков.

До конца войны было уничтожено 80 кораблей противника и повреждены около двухсот.

По прошествии лет понятно: тактика камикадзе была актом отчаяния, не спасшим Страну Восходящего Солнца от сокрушительного поражения.

И все же, стоит обнажить головы перед памятью солдат, презревших смерть во имя Родины, чести и достоинства – всех, когда б и где они ни пали.

Забудьте на время образ японского летчика, садящегося в самолет, обвешанный взрывчаткой. Название камикадзе появилось в Японии намного раньше Второй Мировой, а именно в 13 веке.

В те времена главной силой на Востоке была могущественная Монгольская Империя. Перед железными туменами монгольских ханов не могло устоять ни одно государство.

В 1274 году внук Чингисхана Хубилай, собрав большой транспортный флот, замыслил вторжение в Японию. Разведывательные отряды, отправленные в Японию заранее, легко громили врагов, поэтому в успехе монгольской операции мало кто сомневался. Флот уже был на подступах к Японии, как вдруг тучи сгустились, и разразился страшный тайфун, в щепки разметавший корабли вторжения.

Но Хубилай из рода Чингизидов был не из тех, кто сдается, поэтому через 7 лет, в 1281 было организовано новое вторжение. Построенный флот был, без преувеличения, одним из самых больших флотов в истории.

Первую небольшую волну кораблей японцам удалось отразить, но основной флот чудовищной силы продолжал приближаться с острова. И вдруг, так же, как и первый раз, сгустились тучи и начался шторм. Монголы были отличными воинами, но плохими моряками, поэтому большая часть кораблей утонула, а оставшиеся были отброшены к материку. Вторжение было опять сорваны.


Упрямый Хубилай собирался организовать третье вторжение, но восстания покоренных народов в других уголках империи сорвали его планы.

Восторженные японцы увидели, что как-будто некое божество помогает им отражать атаки противника. Они назвали его «божественный ветер» (神風 камикадзэ, ками - «бог», кадзэ - «ветер»).

Уже во время второй мировой войны идеологи создания отрядов летчиков-самоубийц вспомнили о красивом и грозном названии, которое впоследствии стало известно на весь мир.

Это интересно: изначально отряды пилотов-смертников назывались «специальные отряды «Божественный ветер» и произносились так: «симпу токубэцу ко: гэки тай». Но японцы-иммигранты переводили название так, чтобы оно звучало для европейского уха привычнее. Так и появилось слово «камикадзе», которое и используется по сей день.

При публикации были использованы изображения с сайтов:
http://minnakiri.sengoku.ru
Основное фото: depositphotos.com

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .


15 октября 1944 года с небольшого военного аэродрома на Филиппинах поднялся истребитель. На базу он не вернулся. Да, впрочем, никто и не ожидал его возвращения: ведь он пилотировался первым летчиком-смертником (камикадзе) контр-адмиралом Арима, командиром 26-й воздушной флотилии.
Молодые офицеры пытались отговорить контр-адмирала от участия в смертельном полете. Но он сорвал со своего мундира знаки различия и сел в самолет. По иронии судьбы Арима не сумел выполнить задачу. Он промахнулся и врезался в морские волны, не достигнув цели американского корабля. Так началась одна из самых мрачных боевых кампаний второй мировой войны на Тихом океане.


К концу 1944 года японский флот, потерпев несколько поражений, представлял собой жалкую тень грозного императорского флота. Были ослаблены и силы морской авиации, на которую было возложено прикрытие Филиппин с воздуха. И хотя промышленность Японии выпускала достаточное количество самолетов, армия и флот не успевали готовить летчиков. Это привело к полному господству американцев в воздухе. Тогда-то командующий первым воздушным флотом на Филиппинах вице-адмирал Такидзиро Ониси и предложил создать группы летчиков-смертников. Эниси видел, что из-за плохой подготовки японские летчики погибают сотнями, не нанося врагу существенного ущерба.