На что были направлены реформы столыпина. Столыпин, Петр Аркадьевич – биография и реформы

Годы жизни: 1862- 1911

Из биографии.

Столыпин П.А. — государственный деятель, председатель Совета министров с 1906 года.

Это был жёсткий, умелый, умный политик. Свою задачу он видел в наведении в стране порядка путём продуманной политики правящих кругов. Он был сторонником жёстких мер, но одновременно стремился прийти к компромиссу с оппозицией.

Столыпин был и консерватором, и реформатором одновременно. Был очень хорошим оратором, мог убедить в правоте своего курса оппонентов.

  • До назначения на пост председателя Совета министров занимал ряд высоких должностей в России: был предводителем дворянства, губернатором сначала в Гродненской, а затем в Саратовской губернии.
  • 26 апреля 1906 г. назначен министром внутренних дел, а в 8 июля одновременно председателем Совета министров.
  • Взял курс на проведение социально-политических реформ, наметив провести ряд реформ: аграрную реформу, реформу местного самоуправления, ввести всеобщее начальное образование, стал инициатором закона о веротерпимости и создания военно-полевых судов.В 1907 г. добился роспуска 2-ой Государственной Думы и провёл новый избирательный закон(по нему усиливалась роль правых сил) . Однако из 47 предложенных им реформ были осуществлены только 10, да и те не полностью.
  • На него было совершено несколько покушений террористов. После одного в 1906 г.- наиболее страшного, когда погибли 27человек, был ранен сын и контужена дочь, он усилил меры безопасности, ввёл военно-полевые суды. По новому указу бунтовщиков осуждали в течение 48 часов и приговор приводили в исполнение в течение 24 часов. Появилось новое понятие — « столыпинский галстук» — петля, которая затягивалась на шее осуждённых, так как было проведено много смертных казней.
  • Хотел провести земскую реформу, расширив права местного самоуправления, введя в земства представителей зажиточного крестьянства, ограничив права предводителей дворянства. Он смог провести закон только по западным польским земствам, да и то это встретило недовольство в обществе.
  • 14 июня 1910г.- начало столыпинской реформы.

Столыпинская реформа

  1. Политические — сформировать новую социальную опору режима в лице крестьянина — собственника.
  2. Экономические — увеличить производство сельскохозяйственной продукции, чему препятствовало общинное землевладение (из-за постоянных переделов земли крестьянам было невыгодно её улучшать).
  3. Социальные — решить проблему малоземелья крестьян в перенаселённых центральных районах, не затрагивая помещичьего землевладения.

Направления реформы:

  • разрушение общины « сверху», создание слоя собственников. Две формы выхода из общины: хутора- то есть выделение земли на новом месте, и отруба — выход крестьян из общины, когда усадьба оставалась на прежнем месте. Если раньше крестьянин полностью зависел от общины(какую землю получит, кукую культуру сажает), то теперь он становился полным собственником земли.
  • реорганизация Крестьянского земельного банка. Банк скупал помещичьи и удельные (то есть принадлежащие императорской семье) земли, продавал их по выгодным условиям. С этой целью в 1906г. были отменены выкупные платежи по реформе 1861 года. Это помогало решать проблему малоземелья крестьян.
  • Проведение агрокультурных мероприятий: создание курсов по скотоводству и молочному производству, внедрение прогрессивных форм ведения сельского хозяйства.
  • политика переселения малоземельных и безземельных крестьян на окраины — в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток. Были предоставлены многие льготы: дешёвые железнодорожные билеты, выпускались специальные вагоны для переселения на новые места вместе с домашним скотом (« столыпинские вагоны»), крестьянам прощались все недоимки, выдавалась беспоцентная ссуда. А ещё в течение пяти лет крестьяне не должны были платить налоги. Условия были привлекательные, что привело к тому, что за 10 лет переселилось более 3 миллионов человек.

Однако реформа не была завершена,а со смертью Столыпина постепенно сошла на нет.

Отрицательные последствия столыпинской реформы:

  • серьёзных изменений в сельском хозяйстве нельзя было добиться, если сохранено помещичье землевладение
  • реформа запоздала, за короткое время не была создана опора в деревне в лице собственников крестьян.
  • усилились социальные противоречия, появление на селе зажиточных кулаков вызывало недовольство остальной части крестьян.
  • не достигла цели и переселенческая политика. Крестьяне тяжело привыкали к сложным климатическим условиям, часто были столкновения с местными жителями. Около 16 % крестьян вернулось на родину, пополнив ряды безработных, а те, что остались, часто жили практически в нищете.
  • в обществе было много недовольных данной реформой: одни считали меры слишком мягкими, другие же не хотели вообще никаких изменений в обществе.

После смерти Столыпина реформа была свёрнута. Но она дала плоды, и уже в 1912 -1913 годах значительно увеличился выпуск сельхозпродукции. Зажиточные крестьяне давали стране более 40 % зерна. Они же были основными потребителями многой промышленной продукции.

Военная реформа П.А.Столыпина

Цель: повышение обороноспособности страны, восстановление военного могущества России, реформирование армии и флота.

Направления военной реформы П.А. Столыпина:

  • массовая технизация и машинизация вооружённых сил, повышение скорострельности и дальнобойности стрелкового оружия, появление тяжёлой и скорострельной артиллерии, бронемашин, аэропланов
  • активное внедрение новых средства связи – телеграфа, телефона, радио.
  • изменение комплектование армии: в основе был принцип всеобщей воинской обязанности(духовенство, инородцы и некоторые категории населения освобождались от службы), сократился срок службы: в пехоте до 3-х лет, в остальных родах войск- до 4-х. Запас армии был разделён на две категории: 1- младшие возрасты для пополнения полевых частей, 2- пожилые возрасты, они пополняли резервные и тыловые части.
  • Наряду с привычными родами войск появились новые: химические, авиационные, автробронетанковые.
  • Значительно улучшилась система подготовки офицерского состава, а также появились новые школы (электротехническая, автомобильная, железнодорожная, воздухоплавательная) и школа прапорщиков. Одновременно шёл процесс демократизации офицерского корпусы, были сняты религиозные и национальные ограничения.
  • Большое внимание уделял развитию флота, кораблестроению.

Значительно увеличился численный сотав войск и повысилась их военно-техническая подготовка

Усилилось техническое вооружение

Усилилась централизация управления армией и флотом, что позволило чётко координировать действия всех родов войск.

Многие начинания Столыпина П.А. не утратили своей актуальности и сегодня.

Интересные высказывания П.А.Столыпина

  • «Вам, господа, нужны великие потрясения; нам — нужна великая Россия» (высечено на могиле Столыпина. Взято из речи 24 мая 1907 г. в Государственной Думе)
  • Для лиц, стоящих у власти, нет греха большего, чем малодушное уклонение от ответственности.
  • Наш орёл, наследие Византии, — орёл двуглавый. Конечно, сильны и могущественны и одноглавые орлы, но, отсекая нашему русскому орлу одну голову, обращённую на Восток, вы не превратите его в одноглавого орла, вы заставите его только истечь кровью…
  • Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России.
  • Только то правительство имеет право на существование, которое обладает зрелой государственной мыслью и твёрдой государственной волей.
  • Цели и задачи Правительства не могут меняться в зависимости от злого умысла преступников: можно убить отдельное лицо, но нельзя убить идею, которой одушевлено Правительство. Нельзя уничтожить волю, направленную к восстановлению возможности жить в стране и свободно трудиться.
  • В деле воссоздания нашего морского могущества, нашей морской мощи может быть только один лозунг, один пароль, и этот пароль - “вперед”.
  • России необходим такой флот, который в каждую данную минуту мог бы сразиться с флотом, стоящим на уровне новейших научных требований.

Данный материал можно использовать, готовясь к заданию № 40 по теме: ЕГЭ С6 исторический портрет.

Исторической портрет Столыпина: направления деятельности

1. Внутренняя политика Столыпина Петра Аркадьевича

Взят курс на социально- политические и экономические реформы, усиление мощи страны, её модернизацию, но при сохранении монархии, государственной целостности и неприкосновенности частной собственности.

  • Дальнейшее укрепление монархии: роспуск 2 Государственной думы, принятие нового избирательного закона, по которому в 3 Государственной думе усилились позиции правых сил.
  • Повышение эффективности сельского хозяйства: аграрная реформа

формирование крестьянина — собственника, выделение из общины хуторов и отрубов, переселенческая политика, льготы при получении ссуды на землю, поддержка кооперативов и товариществ крестьян, указ о гражданском равноправии крестьян и др.)

  • Наведение порядка в стране (« сначала успокоение, потом реформы»): борьба с терроризмом, создание военно-полевых судов.
  • Национальная политика: сближение наций и народов, Столыпин стремился принять указ о веротерпимости, решить еврейский вопрос, прекратить ущемление прав по национальной принадлежности. Однако многое не смог сделать, не получая поддержки в высших кругах, даже ограничил автономию Финляндии
  • Проведение реформы местного самоуправления: в западных губерниях были учреждены Земства.
  • Проведение социальных преобразований: улучшение быта рабочих, установление неприкосновенности личности, были признаны права на участия рабочих в стачках, отменены все сословные ограничения для крестьян.
  • Проведение военной реформы с целью повышения обороноспособности страны, восстановления военного могущества России: увеличение численности состава армии путём изменения системы комплектования армии, улучшение технического вооружения, повышение качества подготовки офицерского состава, усиление централизации управления армией и флотом

2. Внешняя политика П.А. Столыпина

Укрепление международного положения России:

  • Сближение с Великобританией, соглашение 1907 года о разделе сфер влияния в Азии
  • 1907-окончательное оформление Антанты (« сердечного согласия»), то есть военно-политического союза между Россией, Францией и Англией. Он противостоял другому союзу — Тройственному, между Германией, Австро-Венгрией, Турцией (позже присоединилась Болгария и др.)
  • Стремление урегулировать конфликтов на Балканах: Россия воздержалась от решительных действий во время балканского кризиса в 1908-1909гг.

Итоги деятельности П.А. Столыпина:

  • Несмотря на незавершённость ряда реформ, в стране начался процесс модернизации во всех сферах общества: социальной, экономической, политической: аграрная и военная реформа, преобразования в других сферах общества значительно усилили страну, сделали её мощной в военном и экономическом положении (по многим показателям Россия занимала ведущие позиции в мире).
  • Столыпин П.А. сумел на определённое время успокоить общество, правда, путём борьбы с терроризмом, применяя жестокие меры.
  • Его деятельность способствовала формированию единой нации, так как он в деятельности реализовывал принцип гражданского равноправия.
  • Как дальновидный политик, умел видеть перспективу развития страны. Многие его идеи были реализованы после его смерти: введено в 1912 году обязательное начальное образование, идеи по возрождению экономики были рассмотрены и положены в основу преобразований России по пути рыночной экономики. Не случайно у в 2006 году ему установили памятник напротив Дома Правительства в знак признания таланта этого человека, его ума и прозорливости.
  • Многие высказывания Столыпина стали афоризмами:

«Вам, господа, нужны великие потрясения; нам — нужна великая Россия»;

«Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России»

Хронология жизни и деятельности П.А.Столыпина

1906-1911 Председатель Совета Министров
9 ноября 1906г Начало аграрной реформы, указ Правительствующего Сената « О выходе из крестьянской общины»
24 августа 1906 Правительственная программа, главный вопрос — аграрный
1906 Указ о переселении крестьян
1 января 1907 Отмена выкупных платежей за землю
1907 Добился роспуска 2 Государственной думы, провёл новый избирательный закон, по которому усилилась позиция октябристов и правых сил.
1907 Окончательное формирование Антанты. Россия входит в неё.
14 июня 1910 г Указ « О выходе из крестьянской общины» одобрен государственной Думой и стал законом
1912 Закон о выдаче крестьянам ссуды на приобретение земли
1908-1909 Мирное урегулирование балканского кризиса.
5 сентября 1911 Скончался после смертельного ранения 1 сентября эсером Д.Г.Богровым.

Памятник П.А.Столыпину. Москва. Краснопресненская набережная, около Дома правительства. Открыт к 150-летию со дня рождения П.А. Столыпина, в 2012 году. Скульптор Салават Щербаков.

Премьер-министр Столыпин был жестоким политиком, который бескомпромисно боролся с революционным движением. Он продумал довольно стройную программу развития России. Центральное место занимал аграрный вопрос. Но кроме аграрной реформы им было разработано:

1. социальное законодательство

2. проект создания межгосударственного парламента

3. проект законодательства в сфере взаимоотношений между работодателями и наемными работниками

4. постепенное превращение России в правовое государство.

Взгляды Столыпина были прогрессивными для того времени и он видел как его программа приведет к передовой России. Он считал, что недопустимо уничтожать помещичье землевладение. Его надо поставить в условия экономической конкуренции, и тогда большинство мелкопоместных помещиков сами разорятся. В политической области он считал важнее для России не парламент, а местное самоуправление, приучающее граждан-собственников, нельзя сразу давать народу все права и свободы без предварительного создания широкого среднего класса, иначе люмпен, получивший свободу, приведет к анархии и кровавой диктатуре. Столыпин был русским националистом, но не допускающий оскорбления других народов. Он предполагал представление будущим народом России национально-культ. автономии. Но Столыпина не понимали. Он затронул интересы почти всех социальных слоев. Поддержки со стороны царя не было. 1911г. убит в результате террористического акта. Реформы не закончены, но основы аграрной реформы всё же были претворены в жизнь,

Реформа осуществлялась несколькими методами:

1. указ от 9 ноября 1906 разрешал крестьянину выход из общины, а закон от 14 июня 1910 сделал выход обязательным

2. крестьянин мог потребовать объединения надельных участков в единый отруб и даже выселиться на отдельный хутор

3. создавался фонд из части казенных и императорских земель

4. для покупки этих и помещичьих земель Крестьянский банк давал денежные ссуды

5. поощрение переселения крестьян за Урал. Переселенцам давали ссуды для обустройства на новом месте, но денег не хватало.

Цель реформы состояла в том, чтобы сохранить помещичье землевладение и ускорить буржуазную эволюцию сельского хозяйства, преодолеть общинную ограниченность и воспитать крестьянина как собственника, создав в деревне опору правительства в лице сельской буржуазии.

Реформа способствовала подъему экономики страны. Увеличивалась покупательная способность населения и валютные поступления, связанные с вывозом зерна.

Однако соц.цели не были достигнуты. Из общины вьшло только 20-35% крестьян, т.к. большинство сохраняло коллективистскую психологию и традиции. Хуторское хозяйство завело лишь 10% домохозяев. Кулаки чаще выходили- из общины, чем бедняки. Бедняки уходили в города или становились батраками.

20% крестьян. получивших ссуды Крестьянского банка, разорились. 16% переселенцев не смогли устроиться на новом месте; вернулись в центральные районы. Реформа ускорила социальное расслоение — формирование сельской буржуазии и пролетариата. Правительство не обрело в деревне прочной социальной опоры, т.к. не удовлетворило нужды крестьян в земле. К сожалению, много не произошло из-за первой мировой войны.

И все же проведение реформы имело положительные последствия:

1. крестьянское хозяйство требовало промышленных товаров => производство промышленных товаров.

2. оживление финансовой сферы, укрепление рубля, рост доли российского капитала в экономике

3. рост производства в с/х товарного хлеба, экспорт хлеба => рост валюты

4. снизилась проблема переселения центра

5. повышение притока рабочих рук в промышленности

в 1909—1913г. наблюдается промышленный подъем. Ускорились темпы индустриализации, строительства ж/д, выросло в 1,5 раза производство, темпы роста промышленности за 5 лет — 10%.

Реформы Столыпина (1906—1911)

  • О введении свободы вероисповедания
  • Об установлении гражданского равноправия
  • О реформе высшей и средней школы
  • О реформировании местного самоуправления
  • О введении всеобщего начального образования
  • О подоходном налоге и полицейской реформе
  • Об улучшении материального обеспечения народных учителей
  • О проведении аграрной реформе

Столыпинская аграрная реформа 1906—1910 (1914,1917)

Цели Реформы Столыпина:

  1. Укрепление социальной опоры в лице крепких крестьян-хозяев

2) Создать условия успешного экономического развития

3) Ликвидировать причины, породившие революцию. Отвлечь от идеи отмены помещичьих земель

Мероприятия по реформе Столыпина

  1. Главное мероприятие- разрушение крестьянской общины(уклад жизни крестьян, земля собственность общины, чересполосица) — перевод земли в частную собственность в форме отрубов- участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне, и хутор- участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с переселением из деревни на свой участок. К 1917- 24% крестьян вышли из общины.10%вышли, чтобы стать крепкими хозяевами (но из них стало очень мало)

2) Приобретение крестьянами земли через крестьянский банк

3) Организация переселения малоземельных крестьян в пустующие земли (Сибирь, Кавказ, ср. Азия, Дальний Восток)

Итоги Реформ Столыпина

  1. Не была создана опора царя на зажиточных крестьянах.
  2. Не удалось предотвратить новый подъем революционной активности
  3. Вторая соц. война в деревни еще больше осложнила недовольство столып. реформой
  4. Удалось создать импульсивность экономического развития.
  5. Высокие темпы экономического роста.
  6. Освоение раннеосвоенных регионов политически и социально не было осуществлено.

Комплекс широких мер, проводимых российским правительством под руководством премьер-министра П.А. Столыпина (1906-1911) и затронувших различные области русской жизни.

Петр Аркадьевич Столыпин пришел к власти в самый разгар революции. В апреле 1906 года он был назначен министром внутренних дел в правительстве И.Л. Горемыкина. 8 июля того же года, в день роспуска I Государственной думы (или же инспирированного) Столыпин сменил Горемыкина на посту председателя Совета министров, возглавив, таким образом, правительство Российской империи. До своего высокого назначения Столыпин несколько лет был губернатором - в 1902 году в Гродненской губернии, с 1903 года - в Саратовской, - и достаточно хорошо представлял положение дел в стране и имел собственную программу действий. Он, в частности, искренне был убежден в необходимости самых серьезных преобразований, особенно в аграрной сфере, но считал, что проводить их можно, только подавив революцию. В общем, его позиция хорошо выражалась фразой: «Сначала успокоение, потом реформы».

Третьеиюньская политическая система

С революцией Столыпин боролся совершенно беспощадно и к середине 1907 года добился «успокоения». Этот успех он ознаменовал пересмотром избирательного закона в Государственную Думу, что можно рассматривать как начало последовательной политики реформ (хотя от репрессивных мер, направленных на поддержание порядка, Столыпин тоже отказываться не собирался). Дело в том, что в отличие от многих других представителей власти, Столыпин был уверен в необходимости сохранить думу с законодательными функциями, определенными знаменитым Манифестом, подписанным Николаем II 17 октября 1905 года. В ее существовании глава правительства видел серьезный фактор стабилизации, средство, отвлекающее массы от стремлений изменить существующий порядок революционным путем. В то же время I и II думы, избиравшиеся на основе избирательного закона, данного в разгар революции, носили демократический, оппозиционный характер: в них было много представителей крестьянства, с одной стороны, и представителей либеральной интеллигенции, с другой. Обе эти думы в равной степени противостояли власти и не успокаивали, а будоражили страну. Столыпин же стремился создать послушную думу, что ему и удалось сделать с помощью нового избирательного закона, утвержденного царем 3 июня 1907 года (определяющую роль в его разработке сыграл один из ближайших сотрудников Столыпина С.Е. Крыжановский).

В новой, III Государственной думе было достигнуто равновесие между реакцией и оппозицией. Правые, черносотенцы, составлявшие примерно треть состава думы, безоговорочно поддерживали любые меры репрессивного характера, решительно возражая против реформ. Другая треть - либералы, представленные, прежде всего, кадетской фракцией, напротив, поддерживали реформы, стремясь при этом смягчить репрессивную политику. При таком резком противостоянии двух сторон определяющую роль играла «третья сила» - фракция октябристов, безоговорочно поддерживавшая Столыпина. Таким образом, был сконструирован «октябристский маятник»: члены этой фракции голосовали то совместно с либералами, то - с черносотенцами, обеспечивая необходимое большинство, позволяя Столыпину на законных основаниях проводить реформы, поддерживая в то же время достаточно жесткий порядок.

Аграрная реформа

Разрабатывая проекты своих реформ, Столыпин, очевидно, преследовал одну главную цель. Будучи убежденным монархистом, он стремился максимально укрепить самодержавный строй, признавая при этом необходимость неизбежных «уступок времени». Между тем революция 1905-1907 годов ясно показала, что самодержавие теряет свою социальную опору. Поместное дворянство, которое в массе своей всегда безоговорочно поддерживало самодержавную власть, оскудевало и разорялось. Будучи сам дворянином и помещиком, Столыпин ни в коем случае не собирался отказываться от сотрудничества с этим социальным слоем и бросать его на произвол судьбы. В доказательство этого он постоянно заявлял о том, что помещичья земельная собственность, на конфискации которой настаивали левые партии, «священна и неприкосновенна». В то же время было совершенно очевидно, что опираться только на помещиков власть не может. Другой же социальный слой - общинное крестьянство, которое в правительственных кругах привыкли воспринимать как единое целое, безусловно преданное престолу, - это крестьянство революционизировалось буквально на глазах, захватывая помещичьи земли и поджигая усадьбы. Единственный выход в этой катастрофической ситуации Столыпин видел в разрушении общины. Он стремился всеми силами выделить и укрепить тот слой относительно зажиточных крестьян, который уже начал формироваться в общине, несмотря на неблагоприятные условия. Тем самым Столыпин надеялся создать еще одну надежную опору для самодержавия. Отказываясь при этом даже обсуждать вопрос о конфискации помещичьих земель, определенные перспективы для нового социального слоя Столыпин смог обеспечить только за счет остального крестьянства. В свойственной ему жесткой манере глава правительства определил свои приоритеты в одной из думских речей: «…Главное, что необходимо, когда мы пишем закон для всей страны, иметь в виду разумных и сильных, а не слабых и пьяных».

Первый шаг в нужном направлении Столыпин сделал еще до «успокоения»: 9 ноября 1906 года был издан указ, позволявший крестьянину выходить из общины по своему желанию, закрепляя в личную собственность тот участок земли, которым он пользовался по последнему переделу. Процесс пошел и шел вплоть до 1917 года. Всего из общины вышло около 3 млн. домохозяев, что составляло около 30% от общего числа крестьян тех губерний, где проводилась реформа. Соответственно, из общинного оборота было изъято около 22% земель. При этом нужно иметь ввиду, что община разрушалась с двух концов: из нее выходили не только потенциально «крепкие хозяева», но и еще в большей степени беднейшие крестьяне, которые стремились «переменить судьбу» - уйти в город или переселиться на новые места. Закрепив за собой землю, они почти тут же продавали ее, вместе со своим рабочим скотом, инвентарем и нехитрым скарбом. Какая-то часть бедняцких земель и имущества возвращалась в общину; но, как правило, все это приобреталось все теми же «крепкими хозяевами», которые, таким образом, еще больше увеличивали свое достояние. В конечном итоге на 1 января 1917 года хозяйства, устроенные на началах личной собственности, составили 10, 5% всех крестьянских хозяйств.

Однако сам Столыпин считал, что «укрепление участков - лишь половина дела, даже лишь начало дела…». Он имел ввиду тот факт, что для общинного хозяйства была характерна чересполосица: распределяя общинную землю между собой, крестьяне стремились соблюсти справедливость не только в отношении ее количества, но и качества. Это привело к тому, что один и тот же хозяин мог иметь в пользовании до десяти и более небольших участков земли - полос, расположенных в разных местах. Выходя из общины, он, естественно, закреплял в собственность все эти полосы. С точки зрения Столыпина, необходимо было свести их воедино, разверстав общинные земли на отдельные хозяйства, совершенно независимые друг от друга. С этой целью 16 октября 1908 года были изданы «Временные правила о выдаче надельной земли к одним местам». Идеальным типом владения в них провозглашался хутор, в котором земля, крестьянская усадьба и прочие угодья сводились в единое целое. На случай же - очень распространенный - когда разверстать всю общинную землю на хутора представлялось технически невозможным, рекомендовался отруб, когда все пахотные земли, закреплявшиеся за крестьянином, так же сводились к одному месту, но находились «в некотором отдалении от усадьбы». В отличие от указа 9 ноября «Временные правила» осуществлялись с большим трудом: хутора в России приживались плохо - по целому ряду причин, как чисто хозяйственных, так и психологических. Значительная часть крестьян, закрепив за собой в собственность свои полоски, этим и ограничивалась.

Для того, чтобы подтолкнуть крестьян на создание самостоятельных хозяйств, Столыпин резко активизировал деятельность Крестьянского банка, созданного еще в 1883 году. На протяжении долгого времени банк давал крестьянам-общинникам ссуды для покупки земель под довольно большой процент; на эту операцию крестьяне шли без особой охоты. Теперь же банк стал действовать иначе: с 1906 года он начал массовую скупку помещичьих земель. Позиция Столыпина в этом вопросе была предельно ясна: конфисковывать помещичьи земли он не собирался, но если сами хозяева их, в силу тех или иных причин, продавали, то государство шло на то, чтобы помочь их купить именно крестьянам и, прежде всего, зажиточным. Получив в свое распоряжение грандиозный земельный фонд - только в 1906-1907 годах он скупил у помещиков около 2,7 млн. десятин земли - банк дробил эти земли на отдельные участки и продавал их крестьянам на льготных условиях, предоставляя значительные ссуды. При этом всячески поощрялось создание именно отрубных и, особенно, хуторских хозяйств. Так, если от сельских обществ при покупке ими земли требовались значительные денежные суммы, то отрубники должны были сразу же заплатить всего 5% стоимости, а хуторянам ссуда выдавалась в размере всей стоимости земли и на достаточно долгий срок. И все же хуторские хозяйства создавались российским крестьянством неохотно и в небольшом количестве.

Если первые две меры - свободный выход из общины и деятельность Крестьянского банка - были явно ориентированы на поддержку зажиточных крестьян - «разумных и сильных» - то «слабым и пьяным» предлагалось переселение. Следует признать, впрочем, что переселенческая политика проводилась Столыпиным несравнимо более организовано и последовательно, чем его предшественниками. Уже с 1906 года очень серьезную роль в структурах, занятых проведением и подготовкой аграрной реформы, начинает играть Переселенческое управление. Занято оно было, прежде всего, тем, что подыскивало в Сибири территории, пригодные для земледелия. Эти территории затем распределялись между губерниями европейской части России - каждая из них получала определенное количество земель в разных регионах Сибири. Крестьяне той или иной губернии, желавшие переселиться, избирали из своей среды ходоков, получавших возможность на казенный счет ознакомиться с теми или иными сибирскими землями. Со слов ходоков крестьяне делали свой выбор, после чего по соответствующему маршруту направлялись целые партии переселенцев. При этом правительство стремилось облегчить сам процесс переселения - в российских условиях обычно чрезвычайно сложный и изнурительный. Крестьян перевозили по железной дороге по минимальному тарифу; при этом специально для переселенцев был разработан относительно комфортабельный тип вагона - раньше ни о чем подобном им и мечтать не приходилось. К этому надо добавить, что землю крестьяне получали даром; если же земля эта находилась в таежной полосе, то им еще полагалась и ссуда в 300 рублей.

И все же именно в этой сфере - переселенческой политике - стало ясно, что аграрная реформа, решая одни проблемы, порождает другие. Значительная часть крестьян, уезжавшая в Сибирь, сталкивалась там с такими трудностями, справиться с которыми было выше их сил. Ведь в Сибирь уезжала исключительно беднота, не имевшая ничего, кроме своих рабочих рук да голодных жен и детей. Поднимать целину да еще в одиночку - земля в Сибири предоставлялась переселенцам, естественно, в личную собственность - таким крестьянам было очень тяжело. Особенно, если земля им предоставлялась в таежной полосе, - тут и ссуда не помогала. Далеко не все крестьяне справились с обработкой целинных земель и в других, более плодородных районах. Многие из них вынуждены были бросать выделенную им целину, арендуя у местных старожилов более или менее обихоженную землю или нанимаясь к ним в батраки. Все это приводило к тому, что многие крестьяне, потеряв надежду наладить свое единоличное хозяйство в Сибири, стали возвращаться в европейскую Россию, «на пепелище». Если поначалу таких крестьян было относительно немного, то с 1910 года поток их резко увеличивается. Всего в 1910-1916 годах по обратному маршруту проследовало около 30% всех крестьян, отправившихся в свое время в Сибирь. Эти «обратные переселенцы», отчаявшиеся, озлобленные, лишившиеся даже того малого, что имели, стали еще одним взрывоопасным элементом русской жизни. Да и в целом, надежды Столыпина укрепить при помощи аграрной реформы самодержавный строй, оказались несбыточными. Проведенные им преобразования, несомненно, способствовали формированию слоя зажиточных крестьян; но как показали дальнейшие события, «крепкие хозяева» оказались совершенно не склонными поддерживать царскую власть.

Неосуществленные реформы

Следует отметить, что Столыпин достаточно хорошо понимал, что новый социальный слой, который он так упорно пытался сформировать, нельзя расположить к власти мерами исключительно экономического характера (да еще при условии сохранения помещичьего землевладения). Правительством Столыпина были задуманы еще и серьезные преобразования в сфере местного управления, в сфере просвещения, которые должны были убедить «крепких хозяев» в том, что власть искренно протягивает им руку. Если реформа просвещения, которая должна была облегчить детям крестьян доступ ко всем уровням образования, находилась в стадии разработки, то реформа местного управления была, по сути, подготовлена и ждала лишь законодательного подтверждения. Смысл этой реформы заключался, прежде всего, в том, чтобы заставить поместное дворянство, которое при Александре III получило практически полный контроль над управлением крестьянами (через земских начальников), пойти на сотрудничество с зажиточным крестьянством. В ходе этой реформы предполагалось, прежде всего, преобразовать волость, включив в состав этой мелкой административно-территориальной единицы не только крестьянские земли, как раньше, но и помещичьи имения. Управление в волости переходило в ведение волостного земства, которое выбиралось на основе умеренного имущественного ценза; соответственно, в его состав должны были войти как помещики, так и крестьяне-единоличники. Именно этому органу, в котором за один стол усаживались поместные хозяева и хозяева-крестьяне, предстояло решать местные проблемы. Центр административного управления переносился при этом в уезд; возглавлявший его уездный начальник назначался правительством. Что же касалось губернаторов, то, освобождая их от массы мелких текущих дел, столыпинский проект предоставлял им возможность полноценного стратегического руководства губернией, координацией действий уездной администрации. При этом Столыпин предполагал предпринять целый комплекс мер, которые должны были оторвать губернаторов от придворных кругов и камарильи, ставленниками которых они сплошь и рядом были, безоговорочно подчинив их правительству.

Этот проект вызвал крайне негативное отношение в дворянской среде. Если к аграрной реформе дворяне-помещики отнеслись достаточно сдержанно, поскольку она не затрагивала непосредственно их интересов, то местная реформа даже на уровне проекта резко восстановила защитников дворянских «прав и привилегий» против Столыпина. Главу правительства стали публично обвинять в «уничтожении сословности и демократизации местного уклада», в разрушении исторически сложившейся - то есть, продворянской - системы управления. Николай II, который начинал все больше тяготиться своим энергичным и, как ему казалось, излишне самостоятельным премьером, склонен был к этим обвинениям прислушиваться. В 1911 году в придворных кругах стали ходить упорные слухи о неминуемой отставке Столыпина. Однако вопрос решился иначе: 1 сентября 1911 года этот замечательный во многих отношениях государственный деятель был убит террористом. Реформы его так и остались незавершенными.

Столыпинская аграрная реформа имела большое историческое значение для России.

Ее нельзя назвать полностью положительной, но она была необходима.

Кроме самого государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина, это понимали немногие.

Причины аграрной реформы П. А. Столыпина

Разногласия между помещиками и крестьянами в вопросе владения землей дошли до точки кипения. Крестьяне в прямом смысле начали воевать за землю. Недовольство сопровождалось разгромом помещичьих усадеб. Но с чего все это началось?

Суть конфликта состояла в разногласиях по землевладению. Крестьяне считали, что вся земля общая. Поэтому делить ее нужно на всех поровну. Если в какой-то семье много детей, ей дается большой участок, если мало – участок поменьше.

До 1905 года крестьянская община существовала без каких-либо притеснений, поддерживаемая властью. Но сложившаяся ситуация не нравилась помещикам. Они выступали за частную собственность.

Постепенно конфликт стал разгораться, пока не вылился в настоящий бунт.

Из этого кратко можно охарактеризовать причины, по которым Столыпин решил провести аграрную реформу:

  1. Малоземелье. Постепенно земли у крестьян становилось все меньше. Численность населения при этом увеличивалась.
  2. Отсталость деревни. Общинный строй препятствовал развитию.
  3. Социальная напряженность. Не в каждой деревне крестьяне решились пойти против помещиков, но напряженность чувствовалась везде. Так не могло долго продолжаться.

К задачам преобразований относилось разрешение сложившейся ситуации.

Цель столыпинской аграрной реформы

Главной задачей проводимой реформы стала ликвидация общины и помещичьего землевладения. Столыпин считал, что в этом ключ проблемы, и это решит все остальные вопросы.

Пётр Аркадьевич Столыпин - государственный деятель Российской империи, статс-секретарь Его Императорского Величества, действительный статский советник, гофмейстер. Гродненский и саратовский губернатор, министр внутренних дел и председатель Совета министров, член Государственного совета

Преобразования проводились, чтобы решить малоземелье крестьян и преодолеть социальную напряженность. Также Столыпин стремился сгладить сложившийся конфликт между крестьянами и помещиками.

Суть земельной реформы Столыпина

Основным условием был выход из общины крестьян с последующим закреплением за ними земли в частную собственность. Поскольку большинство крестьян не могли себе этого позволить, они должны были обратиться в Крестьянский банк.

Помещичьи земли скупались и продавались в кредит крестьянам.

Важно отметить: центральная идея не была направлена на борьбу с крестьянской общиной. Суть борьбы заключалась в устранении крестьянской бедности и безработицы.

Методы ведения реформы

Реформа вводилась через нажим полиции и чиновников. В непростое время расстрелов и виселиц по-другому было нельзя. Право власти вмешиваться в экономические отношения было утверждено именно Столыпиным.

Что касается крестьян, помощь им предусматривала предоставление натуральных вещей, необходимых для ведения хозяйства. Это делалось для того, чтобы обеспечить крестьян работой.

Начало проведения аграрной реформы

Порядок выхода крестьян из общины и закрепление за ними земли в частную собственность начался 9 ноября 1906 года после того, как был издан указ. По другим источникам дата издания указа – 22 ноября.

Первым действием стало предоставление крестьянам равных прав с другими сословиями. Позже важнейшим мероприятием стало переселение крестьян за Урал.

Выход из общины и создание хуторов и отрубов

Земельные участки, которые получали во владение крестьяне, должны были отвечать требованиям рационального хозяйствования. На деле реализовать эту идею оказалось не так просто. Поэтому предполагалось разделение селений на хутора и отруба.

Это позволило сформировать слой крестьян, хозяйство которых максимально возможно отвечало требованиям. Рациональное хозяйствование было необходимо для устранения отсталости деревень.

Наиболее активно из общины выходили зажиточные крестьяне. Бедным это было невыгодно, община защищала их. При выходе они лишались поддержки, и им приходилось справляться самим, что не всегда получалось.

Политика переселения как важнейший этап реформы

Поначалу выход крестьян из общин был затруднен. Столыпин старался акцентировать внимание на качестве прав собственности и экономических свободах. Но документы о переработке рассматривались Думой слишком долго.

Проблема заключалась в том, что деятельность общин была направлена на преграждение крестьянам пути к самостоятельности. Закон об изменениях в реформе был принят только 14 июля 1910 года.

Столыпин стремился вывести крестьян из густонаселенных районов в Сибирь и Среднюю Азию, а также на Дальний Восток и дать им независимость.

Основные положения и итоги переселенческой компании отражены в таблице:

Благодаря этому в Сибири произошел огромный скачок развития хозяйства и экономики. По животноводству регион даже стал обгонять европейскую часть России.

Итоги и результаты столыпинской аграрной политики

Итогам и последствиям реформы Столыпина нельзя дать однозначную оценку. Они имели и положительный и отрицательный характер. С одной стороны сельское хозяйство получило большее развитие.

С другой стороны на многих людях это отразилось плохо. Помещики были недовольны тем, что Столыпин рушит вековые устои. Крестьяне не хотели выходить из общины, селиться в хуторах, где их никто не защитит, переселяться неизвестно куда.

Возможно, что результатом этого недовольства стало покушение на Петра Аркадьевича в августе 1911. Столыпин был смертельно ранен и умер в сентябре того же года.

После завершения революционных событий в России наступил период реформирования, в котором активное участие принял министр внутренних дел П.А. Столыпин. Считая основной причиной застоя сохранение крестьянской общины, он направил все усилия на ее разрушение. Одновременно началось укрепление крестьянской частной собственности на землю.

Все реформы должны были проходить при согласии самодержавия, дворянства и буржуазии. Их конечной целью было изменение соотношения классовых сил в пользу буржуазии, присоединение к ней крестьян, которые, становясь мелкими земельными собственниками, должны были служить опорой самодержавной власти на селе. Важнейшая цель реформы - интеграция России в мировую экономическую систему.

Основной проблемой, стоящей перед сельским производителем, был земельный голод в Европейской части России. Малоземелье крестьянства объяснялось сосредоточением огромных наделов в руках помещиков и очень высокой плотностью населения в центре страны.

В июне 1906 г. Столыпин начал проводить умеренные реформы. Указ от 9 ноября 1906 г. разрешил крестьянину выход из общины. Он имел право потребовать объединения надельных участков в единый отруб или выселиться на хутор. Был создан фонд из части казенных, императорских и помещичьих земель для продажи крестьянам. Специально открытый крестьянский банк выдавал для покупок денежные ссуды.

Проведение указа возлагалось на губернские и уездные землеустроительные комиссии, состоящие из чиновников и крестьян под председательством губернатора и уездного предводителя дворянства.

29 мая 1911 г. был издан закон о расширении прав землеустроительных комиссий по образованию отрубов (участок, выделенный крестьянину из земли общины) и хуторов (обособленная крестьянская усадьба с землей). Эти меры должны были разрушить крестьянскую общину и увеличить количество мелких собственников.

Проблема малоземелья решалась переселением крестьян в целях освоения земель Сибири и Средней Азии и развитием в центральной части страны кустарных крестьянских и ремесленных хозяйств. Это сокращало потребность крестьянства в земле.

Реформа преследовала и политические цели. Переселение крестьян из центральной части страны способствовало снятию остроты классового противостояния крестьян и помещиков. Выход крестьян из общины, где царила коммунистическая идеология, снижал риск втягивания их в революцию.

Столыпинская реформа в целом носила прогрессивный характер. Окончательно похоронив пережитки феодализма, она возродила буржуазные взаимоотношения и дала толчок производительным силам в деревне. К 1926 г. из общины выделилось 20-35% крестьян, хуторские хозяйства завели 10%, выросла специализация земледелия, увеличилась площадь посевных земель, валовой сбор зерна и его экспорт.

Значительная часть крестьянства, которую составляли середняки, не спешила покидать общину. Беднота выходила из общины, продавала свои наделы и уходила в город. 20% крестьян, взявших ссуды в банках, разорились.

Лишь кулаки, имевшие средства для вложения в хозяйство, стремились образовывать хутора и отрубы. 16% переселенцев, не сумев закрепиться на новых местах, вернулись и, влившись в ряды пролетариата, усилили социальную напряженность в стране.

В стремлении превратить Россию в процветающее буржуазное государство, Столыпин пытался провести реформы в различных областях (законы о гражданском равноправии, неприкосновенности личности, свободе вероисповедания, о развитии местного самоуправления, о преобразовании судебной и полицейской системы, национальный и рабочий вопросы).

Почти все законопроекты Столыпина не были приняты Государственным советом. Его инициативы не были поддержаны как царизмом, так и демократическими силами. Неудача с реформированием страны предопределила революционные события 1917 г.