Проблемы и перспективы социального обслуживания населения в Российской Федерации. Проблемы стационарного обслуживания граждан, пути их решения

Под понятием "инвалидность" (понимается "постоянное или длительное, значительное ограничение возможности трудоспособности, вследствие различных заболеваний или полученных травм" .

Инвалидность - понятие биологическое, социальное, медицинское и правовое.

Пожилые инвалиды в нашем обществе - одна из самых незащищённых категорий населения, несмотря на то, что государством предпринимаются серьёзные меры по организации системы их социальной защиты. Многие из них одиноки, многие находятся в бедственном материальном положении, многие нуждаются в уходе.

В каждой стране нетрудоспособные граждане составляют предмет (объект) заботы государства, которое социальную политику ставит во главу угла своей деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и инвалидам является материальная поддержка (пособия, льготы и т.д.). Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи.

Проблемы социальной адаптации и поддержки инвалидов и людей пожилого возраста продолжают оставаться актуальными и требуют применения новых подходов к их решению.

Изменение социального статуса человека в старости и инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельностью, трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения, появлением затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьёзные социальные проблемы.

Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей, инвалидов. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование социальной реабилитации и социальной помощи пожилым людям и инвалидам. Поэтому существенную роль в системе социальной защиты пожилых инвалидов сегодня играет социальное обслуживание, поскольку оно направлено на удовлетворение их базовых потребностей.

Организации социального обслуживания пожилых граждан придаётся в нашей стране с каждым годом всё большее значение.

Система социального обслуживания охватывает широкий спектр услуг: медицинскую помощь, содержание и обслуживание в домах-интернатах, помощь на дому нуждающимся в уходе, жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание, организацию досуга и т. д. Составным элементом социального обслуживания является оказание социальной помощи на дому пожилым и инвалидам.

Проблемы социального обслуживания пожилых граждан в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых граждан и инвалидов.

Проблема социальной помощи пожилым и инвалидам имеет общегосударственное значение. Об этом свидетельствует внимание законодателя к данной проблеме.

Система социального обслуживания пожилых и инвалидов в Российской федерации строится на основе Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ) и Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (в ред. от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ).

Проблема удовлетворения базовых потребностей пожилых людей и инвалидов, улучшения качества их жизни - это проблема общества в целом, и её решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства.

Российское государство, разрабатывая и принимая соответствующие законодательные акты, согласует их с исходными позициями Всеобщей декларации прав человека (1948г.) "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), Заключительным актом Хельсинского совещания (1975г.), Европейской социальной хартией, принятой в 1961г. и дополненной в 1996г., Конвенцией о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года.

Основополагающими документами в системе нормативно-правовой базы социальной работы с инвалидами и людьми пожилого возраста являются Конституция Российской Федерации и федеральные законы.

В ст. 7 Конституции Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

На основе Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ) и Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (в ред. от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ) в нашей стране развивается система социальных служб.

Названные законы устанавливают правовое регулирование в области социального обслуживания населения, в том числе пожилых и инвалидов.

В Законе "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" даны основные понятия, применяемые в области социального обслуживания, определены системы социальных служб (государственная, муниципальная и иных форм собственности), указаны принципы, на которых основывается предоставление социальных услуг (адресность, доступность, добровольность, гуманность, конфиденциальность, профилактическая направленность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации). Статья 6 Закона посвящена вопросам соответствия социального обслуживания государственным стандартам, устанавливающим основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

В Законе названы права членов семьи на социальное обслуживание и получение различных социальных услуг, как в домашних условиях, так и в учреждениях социального обслуживания; определены вопросы организации социального обслуживания, перечень учреждений социального обслуживания и порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, порядок их финансового обеспечения, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания.

Социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов регулируется Федеральным законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Преамбула закона констатирует, что социальное обслуживание является одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия.

Большое значение для решения проблем пожилых и инвалидов имеют указы Президента Российской Федерации: "О мерах по формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" Указ Президента Российской Федерации О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 03.11.99 г. N 1474); "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" (октябрь 1992г.); "О научном и информационном обеспечении инвалидности и инвалидов" (июль 1992г.) и ряд постановлений Правительства Российской Федерации: "О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания"; "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" (15 апреля 1996г.); "О разработке федеральной целевой программы "Старшее поколение" (18 июля 1996г.).

Департаментом по делам граждан пожилого возраста и инвалидов Министерства труда Российской Федерации был подготовлен ряд нормативных актов по вопросам создания и организации работы учреждений стационарного и нестационарного социального обслуживания, в том числе постановления Минтруда России:

  • - от 29 октября 1998г. №44 "О рекомендациях по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов при учреждении социальной защиты населения";
  • - от 27 июня 1999г. №28 "Об утверждении Примерного Устава государственного (муниципального) учреждения "Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов";
  • - от 27 июля 1999г. №29(31), "Об утверждении Примерного Устава государственного (муниципального) учреждения", "Комплексный центр социального обслуживания населения".

Большая работа проводится в рамках федеральной целевой программы "Старшее поколение Постановление Правительства РФ от 29 января 2002 г. N 70

"О федеральной целевой программе "Старшее поколение"". Программа "Старшее поколение" должна способствовать социальной поддержке пожилых людей, помочь созданию благоприятных условий для реализации их прав и полноценного участия в экономической, общественной, культурной и духовной жизни страны. В программе предусмотрены меры комплексного решения вопросов, с учетом возрастных особенностей, состояния здоровья всех категорий и групп пенсионеров.

Таким образом, государство придаёт большое значение вопросам социальной защиты пожилых людей и инвалидов: сложился механизм предоставления социальных услуг и пожилым и престарелым инвалидам, выработаны специфические технологии социальной работы с пожилыми и престарелыми инвалидами.

Инвалидность как медико-социальная проблема.

Показатели инвалидности, являясь важным медико-социальным критерием общественного здоровья, характеризуют уровень социально-экономического развития общества, экологическое состояние территории, качество проводимых профилактических мероприятий.

Слово "инвалид" происходит от латинского invalidus - слабый, немощный. Инвалидом принято считать человека, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Под инвалидностью понимают социальную недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящего к ограничению жизнедеятельности и вызывающего необходимость его социальной защиты. Таким образом, инвалидность - это социальная недостаточность. Социальная недостаточность -- это социальные последствия нарушения здоровья, приводящего к ограничению жизнедеятельности, невозможности (полностью или частично) выполнять обычную для человека роль в социальной жизни и обусловливающие необходимость социальной защиты.

Причиной инвалидности является нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, т. е. нарушение физического, душевного и социального благополучия вследствие потери, расстройства, аномалии физической, психической или анатомической структуры или функции организма человека. Степень нарушения функций организма характеризуется различными показателями и зависит от вида функциональных нарушений, методов их определения, способности измерения и оценки результатов. Выделяют следующие нарушения функций организма:

  • 1. нарушения высших психических функций (умственные нарушения, другие психологические нарушения, речевые, языковые нарушения);
  • 2. нарушения органов чувств (зрительные нарушения, слуховые и вестибулярные нарушения, расстройства обоняния, осязания);
  • 3. двигательные нарушения;
  • 4. висцеральные и метаболические нарушения, расстройства питания;
  • 5. уродующие нарушения;
  • 6. нарушения, связанные с причинами общего характера. На основе комплексной оценки различных параметров с учетом их качественных и количественных значений выделяют три степени нарушений функций организма:
  • 1-я степень - незначительно выраженные нарушения функций;
  • 2-я степень - умеренно выраженные нарушения функций;
  • 3-я степень - выраженные и значительно выраженные нарушения функций.

Как следует из определения, инвалидность приводит к ограничению жизнедеятельности, т. е. к полной либо частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Таким образом, основными критериями жизнедеятельности, которые ограничивает инвалидность, являются:

  • 1. способность к самообслуживанию, т.е. способность справляться с основными физиологическими потребностями, пользоваться общими жилищно-бытовыми предметами;
  • 2. способность к передвижению, т.е. способность ходить, бегать, перемещаться, преодолевать препятствия, управлять положением тела;
  • 3. способность к обучению, т.е. способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками (социальными, культурными и бытовыми);
  • 4. способность к труду, т.е. способность осуществлять трудовую деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека, а также соответствующую требованиям к содержанию, объему и условиям профессии;
  • 5. способность к ориентации, т.е. способность самостоятельно ориентироваться в окружающей среде посредством зрения, слуха, обоняния, осязания, мышления и адекватно оценивать ситуацию с помощью интеллекта;
  • 6. способность к общению, т.е. способность к установлению и развитию контактов между людьми благодаря восприятию, пониманию другого человека, возможности обмена информацией;
  • 7. способность контроля за своим поведением, т.е. способность ощущения себя и правильного поведения в повседневной обстановке.

В зависимости от степени отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья определяется степень ограничения жизнедеятельности. В свою очередь в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности и степени нарушения функций организма лицу, признанному инвалидом, устанавливают степень инвалидности.

В Российской Федерации различают три группы инвалидности. У граждан, полностью утративших способность к регулярному профессиональному труду в обычных условиях и нуждающихся в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), устанавливается инвалидность I группы. II группа устанавливается в случае наступления постоянной или длительной нетрудоспособности без необходимости постороннего ухода. Поводом для определения III группы инвалидности является утрата способности к профессиональному труду. Обычно она устанавливается при значительном снижении трудоспособности, наступившей вследствие нарушений функций организма, обусловленных хроническими заболеваниями или анатомическими дефектами. Эта группа инвалидности устанавливается, в частности, при необходимости перевода работника по состоянию здоровья на другую, более легкую работу, требующую меньшего напряжения и, как правило, не такой высокой, как прежде, квалификации. При определенных анатомических дефектах соответствующая группа инвалидности устанавливается независимо от характера выполняемой работы. С учетом тяжести (степени) инвалидности определяются размер пенсии, объем других видов обеспечения и обслуживания.

Признание человека инвалидом Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 06.08.2015) "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) возможно только при проведении медико-социальной экспертизы, которую осуществляют специальные учреждения Бюро медико-социальной экспертизы. Бюро медико-социальной экспертизы входят в Государственную службу медико-социальной экспертизы, работающую в системе органов социальной защиты населения РФ.

Медико-социальная экспертиза - это определение потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функции организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных освидетельствуемых лиц. На государственную службу медико-социальной экспертизы возлагаются:

  • 1. определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребность инвалида в различных видах социальной защиты;
  • 2. разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
  • 3. изучение уровня и причин инвалидности населения;
  • 4. участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;
  • 5. определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание;
  • 6. определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление льгот семье умершего.

В Российской Федерации на учете в органах социальной защиты населения состоят свыше 10 млн. инвалидов. Ежегодно впервые признаются инвалидами свыше 1 млн. человек.

Анализ эпидемиологии инвалидности показывает, что в 2010 г. в стране впервые было признано инвалидами 1 199 761 человек, или 82,8 на 10 тыс. населения. По сравнению с 1985 г. эта цифра возросла в 1,7 раза (1985 г. -- 50,0). Это связано как с объективными причинами - ухудшением состояния здоровья населения, так и с субъективными причинами - изменением подхода к оценке инвалидности. В то же время в последние годы как абсолютное, так и относительное число лиц, впервые признанных инвалидами, сокращается.

Основной причиной, приводящей к инвалидности взрослых, является общее заболевание - 86 % случаев, затем идут травмы или заболевания военнослужащих - 7,6 %, врожденные аномалии или заболевания, возникшие в детстве, - 4,4 %, трудовые увечья или профзаболевания - 2,0 %. В сельской местности несколько ниже доля общих заболеваний как причины инвалидности (79,8 %) и выше доля инвалидов из числа военнослужащих (10,3 %) и инвалидов с детства (7,2 %).

Наиболее часто определяют II группу инвалидности (70,6 % случаев), затем III (15,1 % случаев), а I группу инвалидности устанавливают в 14,3 % случаев. В трудоспособном возрасте в городских поселениях структура первичной инвалидности несколько другая: I группа - 9,5 % случаев, II - 62,6 %, III - 27,9 % случаев. Близка к этому структура инвалидности по группам среди сельских жителей, особенно трудоспособного возраста.

В структуре первичной инвалидности первое место с большим отрывом занимают болезни системы кровообращения (43,3 %), далее идут злокачественные новообразования (12,7 %), последствия травм, отравлений и других внешних воздействий (6,5 %), психические расстройства и расстройства поведения (6,2 %).

Среди инвалидов преобладают пожилые и старые люди, так как процесс старения тесно связан с постоянным увеличением числа больных, страдающих различными заболеваниями, в том числе и присущими только пожилому и старческому возрасту.

Наблюдается постоянный рост числа старых тяжелобольных людей, нуждающихся в длительном медикаментозном лечении, опеке и уходе. Польский геронтолог Е. Пиотровский считает, что среди населения в возрасте старше 65 лет около 33% составляют лица с низкими функциональными возможностями; нетрудоспособные; в возрасте 80 лет и старше - 64%. В.В. Егоров пишет, что уровень заболеваемости с возрастом растет. В 60 лет и старше он превышает показатели заболеваемости лиц моложе 40 лет в 1, 7 - 2 раза . По данным эпидемиологических исследований, практически здоровые среди пожилого населения составляют примерно 1/5, остальные страдают различными заболеваниями, причем характерным является мультиморбидность, т.е. сочетание нескольких болезней, имеющих хронический характер, плохо подающихся медикаментозному лечению. Так, в возрасте 50-59 лет 36% людей имеют 2-3 заболевания, в 60-69 лет у 40,2% обнаруживаются 4-5 заболеваний, а в возрасте 75 лет и старше 65,9 % имеют более 5 заболеваний .

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным злом в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Конечно, масштаб инвалидности зависит от множества факторов, как-то: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр. В России все из перечисленных факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе. Ситуация обостряется тем, что инвалиды в нашей стране - одна из самых незащищённых категорий населения, несмотря на то, что государством предпринимаются серьёзные меры по организации системы их социальной защиты.

Особенно это касается пожилых инвалидов. Многие из них одиноки, многие находятся в бедственном материальном положении, многие нуждаются в уходе.

Таким образом, инвалидность в России на сегодняшний день является важной медико-социальной проблемой. Состояние инвалидности указывает на критический уровень общественного здоровья.

Современные исследователи выделяют основные проблемы жителей мегаполиса: бедность, нищета, низкий уровень материального обеспечения части населения.

2. Проблемы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, как основного вида социального обеспечения. Основная проблема здесь – отсутствие стабильности в пенсионном обеспечении, обусловленное постоянным изменением пенсионного законодательства. В 2015 году оно было изменено в очередной раз. Однако данные изменения, несмотря на то, что ни экономически и демографически обоснованы, одновременно осложнили возможность пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан. В частности, увеличение страхового стажа, как необходимое условие для назначения пенсии ставит в затруднительное положение, например, жителей сельской местности, в которой не создаются рабочие места и население живет «подсобным хозяйством» или временными заработками.

3. Проблемы кадрового обеспечения оценки качества социального обслуживания пожилых людей и инвалидов (недостаточная информированность, низкий уровень компетентности персонала учреждений по проведению оценки качества социальных услуг);

4. Проблемы организации оценки качества социального обслуживания (не происходит обмен опытом работы общественными советами других учреждений социального обслуживания; сложность объяснения клиентам в силу их возраста и здоровья, почему сейчас меняется система оплаты социальных услуг; затраты финансового и человеческого характера при проведении мониторингов оценки качества социальных услуг и социологических опросов по проблеме оценки качества);

Следует обозначить проблему недостаточно эффективного мониторинга пожилых людей, нуждающихся в социальной помощи. Далеко не все пожилые люди обращаются в органы социальной защиты для получения социальных услуг. Более того, данная проблема имеет связь и с профилактикой трудных жизненных ситуаций, в которые попадают пожилые люди. Для того чтобы и профилактические, и корректирующие меры социальной защиты были эффективными, необходимо проводить комплексные исследования актуальных проблем пожилого населения страны (в отношении каждого субъекта России мониторинг должен осуществляться соответствующими территориальными органами).

Что касается организационного аспекта подобных мониторингов, то в данном случае необходимо отталкиваться от концепции «социальных рисков», которым подвержены пожилые люди. Иными словами, для того чтобы не допускать снижения уровня качества жизни пожилых людей и оказывать им эффективную социальную поддержку, следует непрерывно исследовать социальные риски пожилых людей, частоту и закономерность их проявления, разрабатывать соответствующие социальные механизмы их устранения (подходящие социальные услуги).

Наблюдается проблема недостаточной связи социального обслуживания с проблемой обеспечения высокого уровня качества жизни пожилых людей. К сожалению, большинство мер, принимаемых в рамках социальной защиты пожилых людей, направлено на устранение факта и последствий трудной жизненной ситуации, не позволяющих пожилому человеку вести нормальную жизнедеятельность. Мы считаем, что помимо коррекционной активности социального обслуживания необходимо стимулировать и профилактическую, а также обеспечивающую, в рамках которых будут приниматься эффективные меры, направленные на повышение качества жизни пожилых людей в России.

В-третьих, неоднозначным остается последнее изменение в законодательном обеспечении института социального обслуживания пожилых людей. Реформа 2015 г. (внедрение Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации») предполагает, что государство будет являться заказчиком социальных услуг, в то время как исполнителями смогут стать коммерческие организации.

С одной стороны, это будет способствовать повышению качества социального обслуживания на дому, поскольку коммерческие организации имеют большие финансовые возможности ввиду сравнительно свободного бюджета. Но, с другой стороны, активное участие бизнес-единиц в институте социального обслуживания может стать причиной его коммерциализации. Это станет крайне неблагоприятным следствием: пожилые люди, как правило, не располагают нужным количеством денежных средств для обеспечения надлежащего уровня качества жизни сегодня и при увеличении потребностей в средствах они станут вовсе не способными обеспечивать свои потребности.

Несмотря на достоинства нового Федерального закона об основах социального обслуживания граждан, обозначенные в письме Минтруда РФ от 05.02.2014 № 12–5/10/В-547 «О направлении информации по Федеральному закону от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», принятый законодательный акт имеет серьезный недостаток в виде недоработки понятия «социальное сопровождение».

С одной стороны, положения о социальном сопровождении вроде бы укладываются в русло решения, принятого на заседании Госсовета РФ, посвящённом политике в области семьи, материнства и детства, Президентом РФ (изменение вектора развития семейной политики с работы по заботе о тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации и нуждается в социальной защите, в сторону создания условий для повышения уровня и качества жизни обычной, рядовой российской семьи, её общественного престижа, работы по борьбе с причинами проблем), так как направлены на профилактику обстоятельств, обуславливающих нуждаемость граждан в социальном обслуживании. С другой стороны, введённые изменения о социальном сопровождении прямо противоречат смене вектора семейной политики, так как могут повлечь адресное вмешательство в дела российских семей, включая благополучные семьи.

На основе проведенного исследования, возможно сформулировать ряд выводов и предложений развития социальной поддержки населения, решение которых может повлиять на результат модернизации системы социальной поддержки. На наш взгляд, такая система должна иметь следующие целевые ориентиры:

1. Создание различных видов социального страхования и разветвленной социальной инфраструктуры, позволяющей обеспечить гражданам государства широкий круг социальных услуг.

2. Построение страховых систем по профессиональному признаку и с учетом региональных особенностей, максимально учитывающих природу соци­альных рисков и обеспечивающих точный расчет финансовых средств, необходимых и достаточных для выполнения страховых обязательств по конкретным видам социальных рисков и не допускающих скрытого перераспределения.

3. Повышение личной ответственности за создание условий своей жизни, заключающееся в обязательном внесении работником страховых взносов по некоторым видам социального страхования.

4. Осуществление социального страхования преимущественно теми стра­ховыми организациями, которые не находятся в непосредственной зависимости от государства.

5. Развитие механизмов самоуправления страховыми учреждениями

Заключение

Таким образом, социальное обслуживание граждан является неотъемлемой частью социального обеспечения и играет значительную роль в минимизации неблагоприятных последствий наступления социальных рисков для граждан. Это не только возможность срочного получения помощи в виде питания, одежды, иных предметов первой необходимости, но и обеспечение временного проживания, оказание психологической, правовой помощи и возможность получения иных социальных услуг.

В Федеральном законе РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» социальная работа как теория среднего уровня призвана обеспечить эффективность социального обслуживания населения. В то же время эффективность социального обслуживания во многом определяется уровнем профессиональных специалистов, их умением работать с человеком - конкретной личностью или с группой людей.

Социальная поддержка в настоящее время играет важную роль, так как человек (семья), обратившаяся за её получением нуждается в срочной помощи и полноценной интеграции в общество, которую затрудняют трудности материального и иного характера. Задачей специалистов, оказывающих данную помощь, является не просто предоставление материальной помощи, консультации, оказание бытовых услуг, а активизация внутреннего потенциала клиента и его направления на разрешение жизненных трудностей. Принятие закона значительно расширяет спектр возможностей, при помощи которых возможно этого достичь. К примеру, неполная семья, состоящая из мамы и ребёнка и нуждающаяся в материальной поддержке, согласно новому закону, может рассчитывать не только на оказание бытовой помощи, но и на предоставление няни, которая присмотрит за ребёнком во время отсутствия мамы. Ещё более важным является то, что социальные службы (если ребёнок дошкольного возраста) при межведомственном взаимодействии, помогут устроить ребёнка в садик, а маме - подыскать место работы.

Подобные меры позволят сделать социальное обслуживание более эффективным, так как деятельность социальных работников будет направлена не на разовое предоставление услуг, а на оказание такой помощи, которая в дальнейшем поможет получателю самостоятельно справляться с жизненными трудностями.

Дальнейшая проработка вопросов совершенствования предоставления медицинской помощи гражданам, находящимся в стационарных организациях социального обслуживания, будет осуществляться в рамках реализации Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 164-р, которой предусмотрено создание гериатрической службы как единой системы долговременной медицинской помощи за счет преемственности ведения пациента различными уровнями системы здравоохранения, а также службами здравоохранения и социальной защиты.

К проблемным аспектам развития социального обслуживания, в настоящее время необходимо отнести:

1. Проблемы организации обязательного социального страхования как источника средств для социального обеспечения. Связаны они с тем, что число видов обязательного социального страхования в России очень велико, что ложится очень тяжким бременем на бюджет. С другой стороны, отказаться от них нельзя, так как это нарушает взятые на себя государством обязательства. Изменение системы обязательного социального страхования к лучшему возможно через ее качественное реформирование, которое видится через постепенное разгосударствление системы обязательного страхования и введения в нее начал страхования взаимного.

2. Проблемы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, как основного вида социального обеспечения. Основная проблема здесь – отсутствие стабильности в пенсионном обеспечении, обусловленное постоянным изменением пенсионного законодательства. В 2015 г. оно было изменено в очередной раз. Однако данные изменения, несмотря на то, что ни экономически и демографически обоснованы, одновременно осложнили возможность пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан. В частности, увеличение страхового стажа, как необходимое условие для назначения пенсии ставит в затруднительное положение, например, жителей сельской местности, в которой не создаются рабочие места и население живет «подсобным хозяйством» или временными заработками.

Исходя из требований № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» стратегической целью центра является формирование условий для полноценной достойной жизни граждан пожилого возраста и инвалидов. Его достижение предусматривается через:

1. Повышение эффективности и качества предоставления социальных услуг их получателям, в первую очередь, сохраняя их максимально длительное пребывание в привычных благоприятных социальных условиях;

2. Реализацию комплекса мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья, пропаганду здорового образа жизни среди пожилых и инвалидов;

3. Создание условий для продления их активного долголетия.

Особенностью современной демографической ситуации в России является тенденция увеличения продолжительности жизни и рост доли населения старше трудоспособного возраста. Поэтому государство обязано брать на себя обязательства, чтобы способствовать сохранению и продлению полноценной жизни каждого человека, признавать свой долг перед ним и поддерживать его социальную, трудовую, образовательную и творческую активность. В связи с этим в обществе весьма актуальной является проблема оказания социальной помощи и поддержки пожилым людям.

В современном обществе у граждан старшего поколения происходит постепенная переориентация от простого дожития к активному включению в общественную жизнь. Изменилось и целевое назначение социального обслуживания на дому, которым является максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в благоприятной среде, продление их жизненной активности в привычной для них обстановке.

Система социального обслуживания населения в настоящее время претерпела значительные изменения.С 1 января 2015 года вступил в силу новый Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который ориентирован в первую очередь на индивидуальный подход в решении проблем пожилых людей и инвалидов и оказания более четкой и адресной помощи. В законе по-новому определяется понятие «социальная услуга», которая может быть разовой, периодической и постоянной и предоставляется для улучшения условий жизнедеятельности граждан и расширения возможностей самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности.

Решение проблем социальной защищенности пожилых людей требует более непосредственного участия общества, поиска новых форм социального обслуживания. В настоящее время пожилые люди отдают предпочтение формам и методам социального обслуживания, позволяющим сохранять физическое здоровье, развивать интеллектуальные способности, поддерживать психоэмоциональное и духовное состояние в равновесии. В этих условиях традиционные формы обслуживания становятся недостаточными. Созданию условий для качественных социальных изменений служат инновационные социальные технологии.

В последнее десятилетие активно стала развиваться система полустационаров для дневного пребывания пенсионеров. Строятся частные жилые дома для комфортного проживания пожилых людей. Наиболее востребованными стали клубы социальной взаимопомощи и творческих интересов. Внедряются такие технологии, как «Виртуальный туризм», «Санаторий на дому», «Мобильная бригада» для граждан, получающих социальные услуги на дому. Пожилые люди и инвалиды регулярно привлекаются к проведению фотовыставок, выставок творческих работ и разнообразным акциям в надомных отделениях.

Не секрет, что в последнее время в стране имеет место ухудшение состояния здоровья нации. В российском обществе растет число граждан со значительными ограничениями жизнедеятельности. Многие нуждается в постоянной посторонней помощи. В связи с недостаточно развитой сетью хосписов и большой очередностью на получение мест в учреждениях стационарного социального обслуживания в надомных отделениях реализуются стационарозамещающие технологии: службы «Надомных сиделок», «Хоспис на дому», «Выходные без одиночества» и др.Также существует необходимость в сохранении отделений сестринского ухода при ЛПУ, где больные временно получают квалифицированную помощь до помещения в дом-интернат, а некоторые в результате полноценного ухода возвращаются домой. Из опыта работы стало понятно, что тесное сотрудничество социальных и медицинских работников способствует улучшению качества жизни получателей услуг. Модернизация системы стационарного социального обслуживания, строительство геронтологических и геронтопсихологических центров требует огромных денежных средств, а потребность в ресурсах возрастает, что подтверждает недостаточность объѐмов оказания государственными структурами социальных услуг. Одним из важных толчков к изменению сложившейся социальной напряженности будет развитие и функционирование системы негосударственного социального обслуживания, поддержка и усиление роли общественных фондов, благотворительных и религиозных организаций, что будет способствовать развитию конкуренции в сфере оказания социальных услуг, а, следовательно, и улучшению их качества.

Еще одной очевидной проблемой, осложняющей взаимодействие государства и общества в работе с пожилыми людьми, является отсутствие информации. Для более успешной деятельности органов социальной защиты населения было бы целесообразно иметь банк данных об общественных организациях, работающих с людьми старшего возраста и действующих на территории их муниципалитетов. Системность и доступность этой информации на региональном и федеральном уровнях позволит улучшить межсекторное взаимодействие, обогатит государственные службы новыми идеями и подходами, а общественным организациям даст возможность распространить свой успешный опыт.

Специалист по социальной работе
Уколова Н.Ю.

1 000руб.

Описание

Развитие практики социального обслуживания предъявляет серьезные требования, которые учитывают особенные потребности граждан, которые следует реализовать его в более гибкой, привязанной к местным особенностям и доступной государственной системе социальных услуг.
Наличие общих законов и стандартов медицинской помощи, является активом правительства, институциональные системы социальной работы, это был недостаток, давая адресной помощи «безличный» характер, когда специфические потребности клиента "не вписываются" в списке универсальный гарантировано. Если вам нужны дополнительные услуги, клиент должен оплатить или примириться с невозможностью их получения. Во многих случаях, даже минимальная плата за конкретную услугу рассматривается как моральный вред, оскорбление.
Весь комплекс социальных у...

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОРЯДОК И ПРОЦЕДУРА ОФОРМЛЕНИЯ СТАЦИОНАРНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН 5
1.1 Стационарное социальное обслуживание: понятие, принципы, правила приема 5
1.2 Формы стационарного социального обслуживания 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЕ ИХ РОЛИ 14
2.1 Деятельность Центров социального обслуживания. Постановка проблем и пути их решения 14
2.2 Методы в подходе к работе социальных служб. Предложения и возможности их реализации 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Введение

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что постепенно увеличивается доля пожилых людей и инвалидов в населении в современном мире, эти тенденции характерны для нашей страны. Их доход значительно ниже среднего показателя, а в потребности здравоохранения и социального обеспечения гораздо выше.
Инвалидность и старость - это проблема не только индивида, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан, которая остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих их людей, которые будут выражаться не в жалости, а в человеческом сострадании и равном отношении к ним в качестве сограждан.
Развитие социальных услуг для пожилых людей и инвалидов придаётся в нашей стране с каждым годом все большее значение, оно рассматривается как кр айне необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышает эффективность всей государственной системы социального обеспечения.

Фрагмент работы для ознакомления

Осуществляется путем предоставления гражданам, нуждающимися в постоянных или временных нестационарных социальных услугах, которые частично утратили способность к самообслуживанию в домашних условиях в виде социальных, социально-медицинских услуг и других видов помощи.Среди домашних социальных услуг, предусмотренных перечнем гарантированных государством социальных услуг, включают в себя:1) услуги общественного питания, включая доставку продуктов на дом;2) помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;3) содействие в получении медицинской помощи, включая поддержку медицинских учреждений;4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;6) содействие в организации ритуальных услуг;7) другие надомные социальные услуги.В дополнение к надомным социальным услугам, при условии, списки гарантированных государством социальных услуг, пожилых людей и людей с ограниченными возможностями могут быть предоставлены дополнительные услуги на полную или частичную оплату.б) Социально-медицинская помощь на домуСоциально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении требующих надомных социальных услуг для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями, психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), серьезных заболеваний (в том числе рак) в поздних стадиях заболеваний, требующих лечения в специализированных медицинских учреждениях.в) Срочное социальное обслуживаниеСрочное социальное обслуживание предоставляются в целях предоставления чрезвычайной разовой помощи гражданам и инвалидам, остро нуждающихся в социальной поддержке.Срочное социальное обслуживание может включать следующие социальные услуги:1) разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;2) предоставление одежды, обуви и других предметов первой необходимости;3) разовая материальная помощь;4) содействие в получении временного жилья;5)организация юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;6) организация экстренной медицинской и психологической помощи при содействии для работы психологов и священнослужителей и выделением для целей дополнительных телефонных номеров;7) другие чрезвычайные социальные услуги.г) Социально-консультативная помощьСоциально-консультативная помощь гражданам и людям с ограниченными возможностями с целью их адаптации в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также для обеспечения взаимодействия между личности, семьи, общества и государства.Социально-консультативная помощь гражданам и инвалидам направлена ​​на их психологические усилия по активизации поддержки в решении своих собственных проблем и предусматривает:1) выявление лиц, нуждающихся в консультационной помощи;2) предотвращение различных видов социально-психологических отклонений;3) работать с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалидов, организации их досуга;4) консультации по вопросам профессиональной подготовки, профессиональной ориентации и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья;5) в целях обеспечения координации деятельности государственных учреждений и общественных организаций для решения проблем граждан пожилого возраста и инвалидов;6) правовая помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;7) другие меры по созданию здоровых отношений и создания благоприятной социальной среды для пожилых людей и инвалидов.Глава 2. Анализ эффективности работы центров социального обслуживания и повышение их роли2.1 Деятельность Центров социального обслуживания. Постановка проблем и пути их решенияАнализ положения граждан пожилого возраста и инвалидов, доказывает, что они являются наиболее социально уязвимой категорией населения, нуждающихся в особой заботе и социальной защиты со стороны государства. Почти в тот же день большинство пожилых людей потеряли все свои сбережения, которые откладывались в течение всей жизни и гарантироваться "достойную старость и достойные похороны." Обесценение были все достижения своей прошлой жизни: идеалы своей юности и зрелости признаны ложными, и они не только потеряли уважение молодого поколения, но постоянно являются "бременем для работающего населения".Таким образом, основной задачей учреждений социальной защиты, особенно социальных центров обслуживания (ЦСО) является поддержание активного образа жизни старшего поколения, предоставляя им разнообразную социальную и психологическую помощь.Переходные формы социальных услуг, направленных на оказание социальной помощи и услуг для пожилых людей, которые предпочитают оставаться в привычной домашней обстановке. Среди нестационарных форм социального обслуживания, в первую очередь следует ставить социальные услуги на дому.Эта форма социального обслуживания впервые была организована в 1987году и сразу же получила широкое признание со стороны пожилых граждан. В настоящее время - это одна из основных социальных услуг ЦСО, главной целью которых как можно больше продлить пребывание пожилых людей в их привычной среде, поддерживать их личный и социальный статус, для защиты своих прав и законных интересов.Отдел социального обслуживания (ОСО) осуществляют свою деятельность в соответствии с Территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг. Перечень обеспечивает предоставление следующих услуг:- Покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих блюд;- Помощь в приготовлении пищи;- Покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;- Содействие в организации ремонта и уборки помещений;- Оказание помощи в оплате жилищно-коммунальных услуг;- Сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и возвращение их с доставкой;- Обеспечение ухода на основе состояния здоровья;- Оказание помощи в оказании медицинской помощи в рамках базовой программы целевых программ и региональных программ обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых программ и региональных программ обязательного медицинского страхования, оказываемой государственными и муниципальными учреждениями по уходу;- Содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;- Психологическая поддержка;- Посещение стационарных медицинских учреждений, с тем чтобы оказать моральную и психологическую поддержку;- Содействие в госпитализации, поддержки требует учреждений здравоохранения.В трудное время для нашей страны, работа социальных служб должно быть ограничено, а не только в обеспечении граждан, обслуживаемых социальных услуг, но и в обеспечении социальной и психологической помощи (слушать, понимать и давать советы, насколько возможно для удовлетворения духовных потребностей пожилого человека).Основываясь на опыте ЦСО, следует проанализировать трудности в отделе социальных услуг на дому, что в свою очередь влияет на качество услуг гражданам.Как правило, пригодность для работы с пожилых людей и людей с ограниченными возможностями на дому, в первую очередь, определяется выносливостью и физической силой социального работника. Это связано с тем, что деятельность отдела - связана с большей физической активностью очень тяжелая работа. В настоящее время ставка устанавливается максимально допустимые нагрузки для женщин в доставке продуктов в домашних условиях, в палате за одно посещение - до 7 кг.Если социальный работник не превышает норму, то один визит он приносит при работе на одном (8 человек) - 56 кг, во время работы на 1 курса (12 человек) - 84 кг.Согласно последним правилам социальный работник должен посетить палаты по крайней мере, 2-3 раза в неделю. Если необходимо по запросу лиц, обслуживаемых посещений на дому может осуществляться 3 раза в неделю.Как социальный работник на полную рабочую неделю приносит (при полной нагрузке) до 112 кг - при работе на одну ставку, и до 168 кг - в размере 1,5.Список продуктов, которые приобретаются с обслуживанием граждан, выглядит следующим образом: хлеб, молоко, крупы, овощи, мясо и т.д. Согласно оценке приносимых продуктов, следует сказать, что все зависит от диапазона материала хорошо обслуживается человек, как правило, получают пенсию, в более редких случаях, дополнительные помощь друзей и родственников. Но даже если пенсионеры и инвалиды, будут получать минимальную пенсию, все социальные услуги и доставку товаров первой необходимости, как будто несет социальный работник.Эта проблема может быть решена или облегчить работу сотрудников по следующим направлениям:- В каждом центре социального обслуживания должны быть доступны транспортные средства и нормальной материально-технической базы для приобретения и обслуживания автомобилей. На сегодняшний день, 110 центров, только 10 из них имеют автомобиль, хотя иллюстративная штатное расписание центра каждого из структурных подразделений центра должен быть автомашины.- В штатном расписании ввести ставку погрузчика или добавить эту норму в качестве внутреннего выравнивания - водителя. Так как любой продуктовом, одежду, или гуманитарной помощи, предоставляемой по центру, освобождается силовым центром работников.Отдел дневного пребывания (ОДП) - визитная карточка любого социального обслуживания. Основная задача - обеспечение пожилых людей и людей с ограниченными возможностями, предоставляя им активный образ жизни, адаптация их жизни в «своей» среде. Как своего рода полупродуктов стационарных социальных услуг включает в себя социально-бытовых, медицинских и культурных услуг пожилым людям, организации еды и отдыха.Отрасли рассчитаны на одновременный прием от 30 до 90 одиноких пенсионеров и инвалидов. Посещение ОДП организованной на основании разрешений на срок 4 недели (в некоторых случаях, на 2-х недель).Рабочий отдел дневного ухода строится в соответствии с утвержденным Положением о центре социального обслуживания.Департамент центров дневного ухода за детьми, в соответствии с утвержденным порядком дня, начинайте обслуживание, в 10 ч. 00 мин. Офис уже встретил своих посетителей на входе в центр, после чего они были проведены по центру и знакомы с его работой.Дружелюбный и любезный персонал отношение центра, приветствуя пенсионеров, сразу же создают атмосферу дружелюбия и расположения.В каждом центре тщательно продумано оформление, интерьер создает уют, поднимает настроение. На стендах отражается жизнь как центра и Департамента дневного ухода. Пенсионеры могут найти информацию о работе социальных служб, для проведения мероприятий, посвященных различным праздникам, смотрите фотографии на работе ОДП.В лице директора Центра администрирования, он встретился с группой пожилых людей, рассказывая им об отделе, его функций и различных форм помощи, которую они могут получить в ходе визита в ОДП.После этого предложения посетить обслуживаемых медицинский кабинет, где медсестра по просьбе пенсионера измерения артериального давления, рассказывает о различных лекарственных препаратах, используемых в конкретных обстоятельствах. В случае плохого состояния здоровья оказывает первую медицинскую помощь, предоставляет консультации по вопросам, представляющим интерес.Для тех, кто хочет посетить зал физиотерапии, медсестра проводит занятия физиотерапию, говорит о цели различных тренажеров, с помощью которых пенсионеры могут делать физические упражнения, необходимые для восстановления потерянной здоровья из-за операции или стрессовых ситуаций.Особая благодарность выражается в горячих отставных центров питания. Для посещения Департамента дневного ухода, похмелья расчета меню с указанием веса порций, стоимость продуктов питания и общей стоимости обеда. В конце месяца, в случае остатка денежных средств для пенсионеров формируются дополнительные продовольственные пакеты и даты отпуска для сотрудников отделения пытаются сделать эти обеды действительно праздничными.Учитывая резкий рост цен и обнищание населения, особенно бедственное положение пенсионеров и инвалидов были.Для лиц, попавших в экстремальные условия и остро нуждающихся в натуральной или вещевой помощи, при центрах открыты Отделения срочного социального обслуживания (ОССО).Основным направлением деятельности филиалов неотложной помощи являются:-Оказание помощи одежды (одежды, обуви, постельных принадлежностей и тому подобное);-Предоставление продовольственной помощи (продовольственные посылки или ваучеры на бесплатное питание);- Предоставление гуманитарной помощи;- Психологическая поддержка;-Проведение юридических консультаций по вопросам социальной защиты населения.Учитывая резкий рост цен и обнищание населения, особенно бедственное положение пенсионеров и инвалидов.Именно центры социального обслуживания, в первую очередь обязаны прийти к ним с предложениями о помощи, которые могут быть не только в виде ваучеров на ЦСО, вещей и продуктовых наборах. Также становится важным для пенсионеров психологическая помощь и общение, участия в культурных мероприятиях, работе и кружках деятельности.В это трудное время, более чем когда-либо необходимо быть внимательным, отзывчивым и проявлять доброжелательное отношение ко всем престарелым и нетрудоспособным гражданам, которые посещают центры социального обслуживания.С учетом вышеизложенного, очевидно, что благодарность и признание со стороны подопечных зависит, прежде всего, от руководителя центра, от его способности и готовности осуществлять свою работу должным образом на его успешное сотрудничество с благотворительными и общественными организациями.2.2 Методы в подходе к работе социальных служб. Предложения и возможности их реализацииСоциальные услуги должны быть доступны для всех, без исключения, людей пожилого возраста. Они должно быть организовано таким образом, чтобы гарантировать, что соответствующие меры не только для обеспечения пожилых людей гарантировано социальных услуг, но и создать условия для реализации личностного потенциала в старости.Сфера социальной защиты малоимущих граждан (пенсионеры, инвалиды, дети, матери-одиночки и т.д.) в нестационарных формах развиваются в сложных условиях, в первую очередь, из-за отсутствия финансирования. Ситуация усугубляется еще и значительное число бедных людей, требующих социальной поддержки, а также тот факт, что органы социального обеспечения в области народонаселения все чаще вынуждены брать на себя непрофильные функции, такие как медицинские, потребительские и коммерческой службы граждане.Тем не менее, несмотря на все трудности, в целом удалось сохранить сеть стационарных учреждений, но и в некоторой степени, чтобы развернуть его.Хотя система социальных услуг развивались бы гораздо успешнее, если там было меньше нерешенных вопросов, как от юридических и организационных планов.Прежде всего, она еще не была разработана концепция государственной социальной защиты, отсутствие законодательных рамок и правил, касающихся социальных услуг для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями, многодетных семей, неполных семей и других. Существующие как несколько статей по этой проблеме часто иногда "замедлить" процесс социальной помощи.Установлено, для обеспечения компьютеров и других вычислительных устройств, но только в одном направлении: пенсию. Социальные услуги центра компьютеры практически выделяются централизованно российским Министерством социальной защиты и Комитетом приобретенной социальной защиты населения Москвы, причина в основном сводится к тому, отсутствия финансирования. В связи с этим, в небольшой работе ЦСО по сбору и анализу данных о населении и введение полученной информации в компьютеры. Все это влияет на качество планирования и проведения различных социальных программ. В настоящее время общество настолько велико, что расслоение принимать во внимание все группы людей, находящихся в неблагоприятном положении, и чем больше отдельная семья, старые методы невозможно.Органы исполнительной власти, создание центров социального обслуживания, так как государственные учреждения предназначены для поддержки населения, с первого дня существования поместить их в унизительное положение, заставляя выйти и искать или попросить о помощи для себя. Почему эти центры финансируются частично: наемных работников, ремонта, оборудования и бытовых расходов? Но есть и сила посетителей, культурные мероприятия, экстренной социальной помощи и других видов деятельности ЦСО, которые требуют стабильного бюджетного финансирования. В это время некоторым ЦСО помогает Департамент пенсионного фонда. А завтра, возможности этой организации достаточно только для выплаты пенсий, которая в настоящее время имеет место в ряде регионов России, так как предприятия остановки, а денежные потоки значительно снижаются.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации: «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» [Текст]: от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ (ред. от 27.06.2013)
2. Федеральный закон Российской Федерации "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" [Текст]: от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ (с изм. и доп. 22 августа 2004 г.)
3. Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" [Текст]: от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.)
4. Федеральный закон Российской Федерации "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" [Текст]: от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.)
5. Закон о монетизации льгот (Принят 05.08.2004. Вступил в силу 24.08.2006)
6. Порядок и условия зачисления граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание на дому [Текст]: Утв. Приказом Министерства социальной защиты населения РФ от 15.09.1995. №218.
7. Делягин, М.Н. Замена льгот на компенсации выгодна бюджету, а не людям [Текст]: учебное пособие // Человек и труд. 2004. № 7. С. 20-29
8. Госпорьян А. Анализ практики социального обслуживания населения [Текст] // Социальное обеспечение. 2004. № 12. С. 2-12.
9. Григорьева, И.Н. Особенности системы обслуживания пожилых в России [Текст]: учебное пособие // Отечественные записки. 2005. № 3. С. 154-166.
10.Кукушин В.С. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: Учебное пособие для студентов. – Москва, 2009.
11.Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов. – Москва, 2010.
12.Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально-психологические проблемы инвалидов /Человек: его сущность, развитие, проблемы. Вып. 1/ - Ростов-на-Дону, 2010.
13.Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н. Социология: Учебник – Москва, 2011.
14.Денисова Г.С. Радовель М.Р. Этносоциология: Учебное пособие для студентов – Ростов-на-Дону, 2010.
15.Дмитриев А.В. Конфликтология.: Учебное пособие – Москва, 2011.
16.Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Учебное пособие для студентов – Москва, 2009.
17.Ионин Л.Г. Социология культуры. – Москва, 2009.
18.Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология. Учебное пособие – Ростов-на-Дону, 2008.
19.Ромашов О.В. Социология труда: Учебное пособие. – Москва, 2011.
20.Социология. Краткий тематический словарь /Под общ.редакцией Ю.Г.Волкова. – Ростов-на-Дону, 2010.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Понятие социального обслуживания

Рассматривая вопрос об особенностях и проблемах социального обслуживания, разберемся, что же это такое.

В современной теоретической науке принято полагать, что социальное обслуживание является направлением социальной работы, частью социальной политики государства, в рамках которого государством оказывается социальная помощь и поддержка нуждающемуся в этом населению с целью его адаптации и гармоничного развития.

Особенности социального обслуживания

Особенности социального обслуживания кроются в его понимании. Поскольку социальное обслуживание считается частью социальной политики государства, то ведущую роль в данном направлении деятельности имеет государство. Институт негосударственных организаций социального обслуживания только начал свое формирование.

Несмотря на относительную молодость института негосударственного социального обслуживания, он призван дополнить государственную систему социального обслуживания, разнообразив содержание социальных услуг, увеличив объем услуг и улучшив их качество и качество предоставления услуг.

Замечание 1

В связи со значительностью роли негосударственного сектора, стоит отметить, что государству следует оказать содействие в формировании системы как госудасртвенной, так и негосударственной помощи, поскольку именно государство имеет множество возможностей для формирования взаимодополняющей системы оказания социальных услуг.

В настоящее время система социального обслуживания претерпевает изменения, находясь в процессе формирования сети социальных учреждений, учитывающих при оказании социальных услуг, специфику субъектов РФ, их экономического положения, особенностей культуры и климата и т.д.

Система социального обслуживания в нашей стране начала свое становление в период кризисов, как экономических, так и социокультурных, что потребовало изменения концептуальной основы социальной работы и формированию кадровой основы, а также изменения нормативно-правовой базы в области социального обслуживания.

В настоящий момент экономическая ситуация в России определяет масштабы, содержание и специфику социальных услуг, оказываемых населению. Текущая экономическая ситуация характеризуется:

  • наращиванием масштабов социального обслуживания,
  • увеличением количества социальных услуг;
  • увеличением количества населения, нуждающегося в социальной поддержке.

Замечание 2

Новым витком в развитии системы социального обслуживания стало принятие нового федерального закона «Об основах социального обслуживания населения», который позволил более глубоко внедрить принцип адресности при оказании социальных услуг, а также вывел из оборота понятие видов социального обслуживания, которые ранее были основой для принятия нормативно-правовых актов в этой области и создал возможность для формирования негосударственного сектора социального обслуживания.

Проблемы социального обслуживания в России и пути их решения

    Финансирование социального обслуживания.

    Экономическая ситуация в нашей стране складывается таким образом, что растет количество нуждающихся в социальном обслуживании. Между тем, количество ресурсов по-прежнему ограничено. При нехитрых подсчетах, в условиях ограниченности ресурсов и увеличения количества нуждающихся в них, неизбежно складывается ситуация дефицита ресурсов. Одна из масштабных проблем социального обслуживания населения – недостаточное финансирование. Попытка улучшить ситуацию была предпринята при принятии нового федерального закона об основах социального обслуживания, который дает возможности для развития негосударственного сектора социального обслуживания, а также определяя перечень платных услуг, соответственно выделяя доходы от оказания социальных услуг в отдельный источник финансирования данного направления социальной работы.

    Недостаточность нормативно-правовой базы.

    Принятие нового закона о социальном обслуживании решило множество правовых проблем в области разграничения и передачи полномочий в сфере социального обслуживания на муниципальный уровень, где помощь населению имеет более адресный характер. В новом законе отсутствует понятие трудной жизненной ситуации, на ее смену пришли обстоятельства, которые являются основаниями для оказания социальных услуг.Также, новвоведением федерального закона о социальном обслуживании стало ведение индивидуальной программы получателя социальных услуг, учитывающей условия и потребности потребителя социальных услуг.

    Замечание 3

    В настоящий момент, право социального обеспечения и социальное обслуживание как его институт, нуждаются в принятии кодифицированного нормативного акта.

    Недостаток квалифицированных кадров.

    Несмотря на то, что институт социальной работы формируется в России уже не одно десятилетие, вопрос о кадровой обеспеченности социального обслуживания остается открытым. Данная сфера работы характеризуется небольшими заработными платами и высоким психологическим износом, что является причиной непопулярности профессии специалиста по социальной работе в образовательных учреждениях.

    Неразвитый негосударственный сектор социального обслуживания населения.

    Принятие закона об основах социального обслуживания открыло некоторые дополнительные возможности развития негосударственного сектора. Необходимо усиление роли и участия общественных и религиозных организациях в мероприятиях социального обслуживания.

    Неравенство ресурсной базы субъектов РФ в социальном обслуживании.

    Проблему неравенства возможно решить распределением ресурсов между субъектами с учетом особенностей регионального социального обслуживания, условий жизни, экономики региона и т.д. Возможно также предоставление регионам больших полномочий в области социального обслуживание, возможное использование и развитие региональных форм социального обслуживания

Таким образом, подводя итог вышесказанному, отметим, что социальное обслуживание является механизмом решения социальных проблем общества, социальных групп и человека в частности, поэтому следует строить социальное обслуживание с ориентиром на приоритет прав и свобод человека.