Работы родченко. Служил Советскому Союзу: Александр Родченко

Так сложилось, что фотография стала отраслью искусства с неизвестными героями. Стоит спросить у любого человека о любимом художнике, поэте или писателе, и он назовет несколько известных фамилий. А если попросить назвать любимого фотографа, то мало кто сможет это сделать. Но есть в отечественной фотографии гений, которого знает практически каждый. Пусть не все по имени, но будет тяжело найти того, кто ни разу не видел его работ. Этот человек - Александр Родченко.

Биография

Александр Родченко появился на свет 5 декабря 1891 года в Санкт-Петербурге. Его отец работал театральным бутафором и был категорически против того, чтобы сын начинал карьеру в искусстве. Он хотел, чтобы Александр имел «нормальную» профессию. Следуя пожеланиям отца, Родченко получил профильное образование и несколько лет даже проработал по специальности - протезистом. Но, решив прекратить практику, в 20 лет поступил в Казанскую художественную школу, после ее окончания пошел учиться дальше - в Строгановское училище. С 1920 по 1930 года Родченко занимал профессорскую должность в нескольких художественных учебных заведениях. В 1930-1931 годах он занимался созданием фотообъединения «Октябрь». В 1932-1935 годах работал корреспондентом в издательстве Изогиз. В этот период Родченко создал свои дебютные серии спортивных фотографий. С 1935 по 1938 года он занимал должность члена редколлегии журнала «Советское фото» и стал специализироваться на съемке спортивных событий. Один из самых известных снимков автора тех лет «Спортивная колонна».

В 1938-1940 годах Родченко сделал проект о советском цирке, но, в связи с начавшейся войной, фотографии так и не были изданы. В военные годы он был в эвакуации, где работал главным художником Дома техники. С 1945 по 1955 годы Родченко занимался оформлением ряда альбомов, посвященных историческим событиям, а также создал серию пропагандистских плакатов. В 1951 году из-за разногласий с руководством его исключили из Союза художников, однако через три года восстановили обратно.

Творчество

Александр Родченко был многогранной личностью. Это не просто фотограф, но еще и живописец, дизайнер и педагог. Наибольшая популярность пришла к нему именно благодаря снимкам, которые по используемой технике и идее существенно опережали свое время.



Мастер не признавал канонов и правил, он создавал свой собственный стиль, вошедший в учебники еще при жизни автора. Самыми знаменитыми , сделанными наперекор догмам фотографического искусства тех лет, стали остро документальная работа «Портрет матери», а также серия снимков Владимира Маяковского и Лили Брик.

Иногда подход Родченко оказывался слишком прогрессивным для своего времени, некоторые его работы подвергались шквалу критики. Так, известный снимок «Пионер-трубач» был признан неполиткорректным - по мнению критиков, мальчик на фото получился похожим на «откормленного буржуа», что не соответствовало духу советской пропаганды.

В 1930-х годах мастер отснял материал о строительстве Беломорканала, и это пошатнуло в нем светлую веру в справедливость социализма, а вместе с ней и желание заниматься пропагандистской работой. Именно поэтому он увлекся жанром спортивной фотографии, добился в нем серьезных успехов.


В спортивной фотографии Родченко смог в полной мере использовать стиль, впоследствии ставший его визитной карточкой - . Такой подход позволял «оживлять» и делать интересным даже самый банальный сюжет.


Одной из самых популярных работ мастера стал снимок «Девушка с лейкой», на котором изображена его ученица Евгения Лемберг. Этот шедевр получил мировое признание и в 1994 году был продан на аукционе Christie"s за 115 тысяч фунтов стерлингов.

Послевоенные годы ознаменовались для Родченко черной полосой. Работы было мало, денег с трудом хватало на жизнь, у фотографа часто случались периоды депрессии. В 1951 году он был исключен из Союза художников за «отход от социалистического реализма».


Через четыре года его восстановили обратно, однако создать новые шедевры Александр Родченко не успел - через несколько месяцев, 3 декабря 1956 года, сердце гения отечественной фотографии остановилось навсегда.

Влияние на развитие фотографии

Трудно переоценить влияние, которое Александр Родченко оказывал на развитие отечественной фотографии. Он был первопроходцем русского авангарда - разрушил устоявшиеся правила в фотографии и задал новые, соответствующие его виденью. Он стал светилом советской пропаганды, хотя позже и пострадал от гнета системы, несмотря на выдающиеся заслуги.

Родченко писал, что хочет создать фотоснимки, которых раньше никогда не делал; те, которые будут удивлять и поражать, отображая саму жизнь в ее простоте и сложности. Без сомнения, у него это получилось, и сделанные мастером снимки заслужили право быть напечатанными в любой современной книге, посвященной фотографии.

Александр Родченко — такой же символ советской фотографии, как Влади-мир Маяковский — советской поэзии. Западные фотографы, начиная с осно-вателей фотоагентства Magnum и заканчивая современными звездами вроде Альберта Уотсона, до сих пор используют приемы, введенные Родченко в фотографический медиум. Кроме того, не будь Родченко — не было бы и современного дизайна, на который оказали огромное влияние его пла-каты, коллажи и интерьеры. К сожалению, в остальном творчество Родченко забыто — а ведь он не только фото-графировал и рисовал плакаты, но зани-мался живописью, скульптурой, театром и архитектурой.

Анатолий Скурихин. Александр Родченко на строительстве Беломорканала. 1933 год © Музей «Московский дом фотографии»

Александр Родченко. Похороны Владимира Ленина. Фотоколлаж для журнала «Молодая гвардия». 1924 год

Александр Родченко. Здание газеты «Известия». 1932 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

Александр Родченко. Пространственная фотомультипликация «Самозвери». 1926 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

Родченко и искусство

Александр Родченко родился в Санкт-Петербурге в 1891 году в семье театраль-ного бутафора. С детства он оказался вовлечен в мир искусства: квартира нахо-дилась прямо над сценой, через которую нужно было пройти, чтобы спустить-ся на улицу. В 1901 году семья переехала в Казань. Сначала Александр решает учиться на зубного техника. Впрочем, эту профессию он скоро бросает и стано-вится вольнослушателем Казанской художественной школы (поступить туда он не мог из-за отсутствия свидетельства о среднем образовании: Родченко окончил только четыре класса церковно-приходской школы).

В 1914 году в Казань приезжают футуристы Владимир Маяковский, Давид Бур-люк и Василий Каменский. Родченко сходил на их вечер и написал в дневнике: «Вечер окончился, и медленно расходилась взволнованная, но по-разному, публика. Враги и поклонники. Вторых мало. Ясно, я был не только поклон-ником, а гораздо больше, я был приверженцем». Этот вечер стал переломным: именно после него вольнослушатель Казанской художе-ственной школы, увле-кающийся Гогеном и мирискусниками, понимает, что хочет связать свою жизнь с футуристическим искусством. В том же году Родченко знакомится со своей будущей женой, ученицей той же Казанской художественной шко-лы Варварой Степановой. В конце 1915 года Родченко вслед за Степановой переезжает в Москву.

Родченко, Татлин и Малевич

Попав в Москву, через общих друзей Александр знакомится с Владимиром Тат-линым, одним из лидеров авангарда, и тот приглашает Родченко принять уча-стие в футуристической выставке «Магазин». Вместо вступительного взноса художника просят помочь с организацией — продавать билеты и рассказывать посетителям о смысле работ. Тогда же Родченко знакомится с Казимиром Ма-левичем, но к нему, в отличие от Татлина, симпатии не испытывает, да и идеи Малевича кажутся ему чужими. Родченко интереснее скульптоживопись Тат-лина и его интерес к конструкции и материалам, чем размышления Малевича о чистом искусстве. Позже Родченко напишет о Татлине: «Я от него учился всему: отношению к профессии, к вещам, к материалу, к продовольствию и всей жизни, и это оставило след на всю жизнь… Из всех современных худож-ников, которых я встречал, нет равного ему».

Казимир Малевич. Белое на белом. 1918 год MoMA‎

Александр Родченко. Из серии «Черное на черном». 1918 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / MoMA‎

В ответ на «Белое на белом» Малевича Родченко пишет серию работ «Черное на черном». Эти, казалось бы, похожие работы решают противоположные задачи: с помощью монохромности Родченко использует фактуру материала в качестве нового свойства живописного искусства. Развивая идею о новом ис-кусстве, вдохновленном наукой и техникой, он вперые использует «нехудоже-ственные» инструменты — циркуль, линейку, валик.

Родченко и фотомонтаж


Александр Родченко. «Мена всех». Проект обложки сборника поэтов-конструктивистов. 1924 год Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

Одним из первых в Советском Союзе Родченко осознает потенциал фотомон-тажа в качестве нового вида искусства и начинает эксперименти-ровать с этой техникой в области иллюстрации и агитации. Преимущество фотомонтажа перед живописью и фотографией очевидно: благодаря отсутствию отвлекаю-щих элементов лаконичный коллаж становится самым ярким и точным спо-собом невербальной передачи информации.

Работа в этой технике принесет Родченко всесоюзную известность. Он иллю-стрирует журналы, книги, создает рекламные и агитационные плакаты.

«Реклам-конструкторы» Маяковский и Родченко

Родченко считается одним из идеологов конструктивизма , направления в ис-кусстве, где форма полностью сливается с функцией. В качестве образца такого конструктивистского мышления можно привести рекламный плакат «Книги» 1925 года. За основу берется плакат Эль Лисицкого «Клином красным бей бе-лых», при этом Родченко оставляет от него только геометрическую конструк-цию — треугольник, вторгающийся в пространство круга, — и наполняет его совершенно новым значением. Он больше не художник-созидатель, он — художник-конструктор.

Александр Родченко. Плакат «Ленгиз: книги по всем отраслям знания». 1924 год ТАСС

Эль Лисицкий. Плакат «Клином красным бей белых!». 1920 год Wikimedia Commons

В 1920 году Родченко знакомится с Маяковским. После достаточно курьезного случая, связанного с рекламной кампанией « » (Маяковский раскри-тиковал слоган Родченко, думая, что его написал какой-то второсортный поэт, тем самым серьезно Родченко обидев), Маяковский и Родченко решают объе-динить свои силы. Маяковский придумывает текст, Родченко занимается гра-фическим оформлением. Творческое объединение «Реклам-конструктор „Мая-ковский — Родченко“» ответственно за 1920-х годов — плакаты ГУМа, Моссельпрома, Резинотреста и других советских организаций.

Создавая новые плакаты, Родченко штудирует советские и иностранные фото-графические журналы, вырезая оттуда все, что может пригодиться, тесно общается с фотографами, которые помогают ему в съемке уникальных сюже-тов, и в конце концов в 1924 году покупает собственную камеру. И моменталь-но становится одним из главных фотографов в стране.

Родченко-фотограф

Фотографировать Родченко начинает достаточно поздно, будучи уже сформи-ровавшимся художником, иллюстратором и преподавателем ВХУТЕМАСа. Он переносит в новое искусство идеи конструктивизма, через линии и плос-кости показывая в снимке пространство и динамику. Из массива этих экспе-риментов можно выделить два важных приема, которые Родченко открывает для мировой фотографии и которые актуальны до сих пор.

Александр Родченко. Сухаревский бульвар. 1928 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

Александр Родченко. Пионер-трубач. 1932 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

Александр Родченко. Лестница. 1930 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

Александр Родченко. Девушка с фотоаппаратом «Лейка». 1934 год © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / музей «Московский дом фотографии»

Первый прием — это ракурсы . Для Родченко фотография — способ донести обществу новые идеи. В эпоху самолетов и небоскребов это новое искусство должно научить видеть со всех сторон и показать привычные объекты с неожи-данных точек зрения. Родченко особенно интересуют ракурсы «сверху вниз» и «снизу вверх». Этот один из самых популярных сегодня приемов в двадцатые годы стал настоящей революцией.

Второй прием называется диагональ . Еще в живописи Родченко выявил линию в качестве основы любого изображения: «Линия есть первое и последнее, как в живописи, так и во всякой конструкции вообще». Именно линия станет основным конструктивным элементом в его дальнейшем творчестве — фото-монтаже, архитектуре и, конечно же, фотографии. Чаще всего Родченко будет использовать диагональ, так как, помимо конструктивной нагрузки, она также несет в себе необходимую динамику; уравновешенная статичная композиция — это еще один анахронизм, против которого он будет активно бороться.

Родченко и соцреализм

В 1928 году в журнале «Советское фото» публикуется кляузное письмо, где Род-ченко обвиняется в плагиате западного искусства. Эта атака оказалась предве-стником более серьезных неприятностей — в тридцатых годах деятелей аван-гарда одного за другим осуждают за формализм. Родченко тяжело переживал обвинение: «Как же так, я всей душой за советскую власть, я всеми силами работаю с верой и любовью к ней, и вдруг мы неправы», — писал он в дневнике.

После этой работы Родченко снова попадает в милость. Теперь он среди созда-телей новой, «пролетарской» эстетики. Его снимки физкультурных парадов — апофеоз соцреалистической идеи и яркий пример молодым живописцам (среди его учеников — Александр Дейнека). Но с 1937 года отношения с властью снова разладились. Родченко не принимает входящий в силу тоталитарный режим, и работа больше не приносит ему удовлетворения.

Родченко в 1940-50-е

Александр Родченко. Акробатка. 1940 год Архив Александра Родченко и Варвары Степа-новой / музей «Московский дом фотографии»

После войны Родченко почти ничего не создает — только оформляет книги и альбомы вместе с женой. Устав от по-литики в искусстве, он обращается к пикториализму — направлению, появившемуся в фото-графии еще в восьмидесятых годах XIX века Фотографы-пикториалисты старались уйти от натуроподобности фотографии и снимали на специальные мягкорисующие объективы, меняли свет и выдержку, чтобы создать живописный эффект и приблизить фотогра-фию к живописи. . Он увлекается класси-ческим театром и цирком — ведь это последние обла-сти, где политика не определяет худо-жественную программу. О настроении и творчестве Родченко в конце соро-ковых годов много говорит новогоднее письмо его дочери Варвары: «Папуля! Мне бы хотелось, чтобы ты в этом году рисовал что-нибудь к произведениям. Ты не думай, что я хочу, чтобы ты де-лал все в „соцреализме“. Нет, чтобы ты мог делать так, как ты можешь делать. И я каждую минуту, каждый день помню, что ты грустишь и не ри-суешь. Мне кажется, что ты тогда был бы веселее и знал бы, что ты можешь делать такие вещи. Целую тебя и поздравляю с Новым годом, Муля».

В 1951 году Родченко исключают из Союза художников и только спустя четыре года благодаря бесконечной энергии Варвары Степановой восстанавливают. Александр Родченко умер в 1956 году, совсем немного не дожив до своей пер-вой фото-графической выставки, также организованной Степановой.

Материал был подготовлен совместно с Мультимедиа-арт-музеем к выставке «Опыты для будущего ».

Источники

  • Родченко А. Революция в фотографии.
  • Родченко А. Фотография - искусство.
  • Родченко А., Третьяков С. Самозвери.
  • Родченко А. М. Опыты для будущего.
  • В гостях у Родченко и Степановой!

Он пережил радикальные изменения в родной стране и закончил тем, что запустил решительные изменения в выбранной им форме искусства. «Мы обязаны экспериментировать», – провозглашал Родченко, отказавшийся от «созерцательной» фотографии.

Александр Михайлович Родченко родился в Санкт-Петербурге в 1891 году, застал конец царской империи, встретил приход Ленина, и был свидетелем сталинских репрессий. Как сын турбулентного поколения, он и сам был неспокойным. Хотя его первые художественные работы, появившиеся в течение 1910-х и 1920-х годов, были частью бурно развивающегося российского авангарда, Родченко стал одним из многих художников, чьи творческие инстинкты обуздали строгие принципы художественного выражения, действующие при советской власти. С 1930-х до самой смерти в 1956 году, его работы фокусировались на спортивных мероприятиях, парадах и других традиционных пропагандистских темах.

С 7 марта по 28 июня 2015 года в Вилла Манин , коммуна Кодройпо в северной Италии, проходит выставка, на которой представлены сто работ художника. Его произведения демонстрируют тематику, технические приёмы и изобретательность Родченко. Коллекция охватывает работы для журналов, кино и рекламы, а также прекрасные композиции, созданные вместе с женой и соратницей Варварой Степановой.

Ранние работы Родченко выдают одарённого и смелого художника, вливающего, казалось бы, в мирские картины новую жизнь. Эта выставка лишена диктата соцреализма, чтобы показать яркие, продуманные и запоминающиеся образы, которыми известен Александр Родченко.

Портрет Лилии Брик на плакате «Книги», 1924

Эскиз плаката для документального фильма Дзиги Вертова «Киноглаз», 1924

Утренняя гимнастика на крыше студенческого общежития в Лефортово, 1932

Пионер-трубач, 1930

Шуховская башня, 1929

Портрет матери, 1924

Варвара Степанова, 1928

Радиослушатель, 1929

Лестница, 1930

Здание Моссельпрома, 1926

Укладка асфальта, Ленинградское шоссе, 1929

Лодки, 1926

Автобус, 1932

Обед в механизированной столовой, 1932

Александр Родченко - Жизнь и фототворчество

Пионер-трубач 1930

Александр Родченко родился в 1891 году в семье театрального бутафора. Его отец отнюдь не желал, чтобы сын пошел по его стопам, и всеми силами стремился дать мальчику «настоящую» профессию. В автобиографических записках Родченко вспоминал: «В Казани, когда мне было лет 14, я забирался на крышу летом и писал дневник в маленьких книжках, полный грусти и тоски от неопределенного своего положения, хотелось учиться рисовать, а учили на зубоврачебного техника…» Будущий фотограф-авангардист успел даже два года поработать в технической протезной лаборатории Казанской зубоврачебной школы доктора О.Н. Натансона, но в возрасте 20 лет оставил занятия медициной и поступил в Казанскую художественную школу, а затем и в московское Строгановское училище, которое открыло ему путь к самостоятельной творческой жизни. К фотографии Родченко обратился не сразу.

Автопортрет
В середине десятых годов XX века он активно занимался живописью, а его абстрактные композиции принимали участие во многих выставках. Немного позже он проявил свой талант на новом поприще, приняв участие в оформлении кафе «Питтореск» в Москве, и на какое-то время даже отказался от живописи, обратившись к «производственному искусству» – течению, в крайней своей форме отрицавшему искусство и обращавшемуся сугубо к созданию утилитарных предметов.


Летний день 1929

Кроме того, в конце десятых – начале двадцатых годов молодой художник много участвовал в общественной жизни: он стал одним из организаторов профсоюза художников-живописцев, служил в отделе ИЗО Наркомпроса, заведовал Музейным бюро. Первые шаги Родченко на ниве фотографии относятся к началу 20-х годов, когда он, в то время театральный художник и дизайнер, столкнулся с необходимостью фиксировать на пленку свои работы. Открыв новое для себя искусство, Родченко был им полностью очарован – правда, в фотографии, как и в живописи, он в то время больше интересовался «чистой композицией», исследуя, как влияют друг на друга расположенные на плоскости предметы.

Шуховская башня.1929

Стоит отметить, что как фотографу Родченко повезло больше, чем как художнику – первого быстрее признали. Довольно скоро молодой фотограф создал себе репутацию новатора, выполнив ряд коллажей и монтажей с использованием собственных фотографий и вырезок из журналов. Работы Родченко печатались в журналах «Советское фото» и «Новый ЛЕФ», а Маяковский пригласил его для иллюстрирования своих книг. Фотомонтажи Родченко, использованные при оформлении издания поэмы Маяковского «Про это» (1923 г.) буквально стали началом нового жанра.

Портрет матери 1924

С 1924 года Родченко все чаще обращался к классическим областям фотографии – портрету и репортажу – однако и здесь неугомонный новатор не позволил сложившимся традициям диктовать себе условия. Фотохудожник создал свои собственные каноны, обеспечившие его работам почетное место в любом современном учебнике фотографии. В качестве примера можно привести серию портретов Маяковского, выполняя которые Родченко отбросил все традиции павильонной съемки, или «Портрет матери» (1924 год), ставший классикой съемки крупным планом.

Владимир Маяковский 1924

Большой вклад внес фотограф и в развитие жанра фоторепортажа – именно Александр Родченко первым применил многократную съемку человека в действии, которая позволяет получать собирательное документально-образное представление о модели. Фоторепортажи Родченко публиковались в целом ряде центральных изданий: газете «Вечерняя Москва», журналах «30 дней», «Даешь», «Пионер», «Огонек» и «Радиослушатель». Однако настоящей «визитной карточкой» Родченко стали ракурсные снимки – художник вошел в историю с фотографиями, сделанными под непривычным углом, с необычной и зачастую неповторимой точки, в ракурсе, искажающем и «оживляющем» обычные предметы. Например, фотографии, отснятые Родченко с крыш (верхний ракурс), настолько динамичны, что кажется, будто фигуры людей вот-вот начнут двигаться, а камера поплывет над городом, открывая захватывающую панораму – неудивительно, что первые ракурсные снимки зданий (серии «Дом на Мясницкой», 1925 и «Дом Моссельпрома», 1926) были опубликованы в журнале «Советское кино».

Дом Моссельпрома 1932

Примерно к этому же времени относится и дебют Родченко в качестве теоретика фотографии: с 1927 года в журнале «Новый ЛЕФ», членом редколлегии которого он являлся, художник начал публиковать не только снимки, но и статьи («К фото в этом номере», «Пути современной фотографии» и др.) Однако для начала 30-х годов некоторые его эксперименты показались слишком смелыми: в 1932 году высказывалось мнение, что знаменитый, снятый с нижней точки «Пионер-трубач» Родченко похож на «откормленного буржуа», а сам художник не хочет перестраиваться в соответствии с задачами пролетарской фотографии. Съемка строительства Беломорканала в 1933 действительно заставила Родченко во многом переосмыслить отношения искусства и реальности, которая казалась художнику все менее вдохновляющей. Именно в это время на фотографиях Родченко невиданные стройки социализма и новая советская действительность стали уступать место особому миру спорта и волшебной реальности цирка. Последнему Родченко посвятил целый ряд уникальных серий – снимки должны были войти в специальный номер журнала «СССР на стройке». К сожалению, выпуск был подписан в печать за пять дней до начала Великой Отечественной войны и никогда не увидел свет. В послевоенные годы Родченко много работал в качестве оформителя и вернулся к живописи, хотя по-прежнему нередко обращался к любимому жанру фоторепортажа. Его «нестандартное» творчество по-прежнему вызывало в официальных кругах определенные сомнения – закончились разногласия художника и власти в 1951 году исключением Родченко из Союза художников. Впрочем, спустя всего три года, в 1954 году, художник был вновь восстановлен в этой организации. 3 декабря 1956 года Александр Родченко скончался в Москве от инсульта и был похоронен на Донском кладбище.

Актриса Юлия Солнцева 1930

Варвара Степанова 1924

Архитектор Мельников на балконе своего дома 1929

Архитектор, живописец, декоратор Александр Веснин 1924

За червями Мальчики в лодке. Карелия 1933

Аппарат для проекции звездного неба 1929

Прыжок в воду 1932


Поэт Николай Асеев 1927


Маневры Красной Армии 1924

Писатель и критик Осип Брик, один из основателей журнала ЛЕФ

Сухарева башня 1928

Пионерка 1930

Метательница диска 1937

Памятник Пушкину 1930

Николай Асеев в мастерской Родченко 1924

Владимир Маяковский 1924

Владимир Маяковский 1924

Актриса Юлия Солнцева 1930

Железнодорожный мост 1926

Владимир Маяковский 1924

Владимир Маяковский. 1924

Футбол 1937

Газетный киоск 1929

Бокал из серии Стекло и свет 1928

Рабочий 1929 = завод АМО

Планетарий 1932

Радиослушатель. Репортаж. 1929

Прыжок в воду 1932

Рено Маяковского 1929

Санитарка 1930

Самолет Максим Горький над Красной площадью 1935

Режиссер Александр Довженко 1930

Сбор на демонстрацию 1928

Сбор на демонстрацию 1928

Очерк о газете. Тетя Поля-курьерша (В.Степанова) 1928

Стереотипы. Из серии Очерк о газете 1928

Пешеходы 1928

Кинорежиссер Лев Кулешов 1927

Балконы. Из серии Дом на Мясницкой 1925

Дорогу женщине 1934

Архитектор Мельников у выезда из Бахметьевского автобусного парка построенного по его проекту 1929

Родченко называли в середине XX века гением советской пропаганды. Он был талантливым, креативным мастером. Александр Родченко стоял у истоков авангарда в СССР. Именно он задал новейшие стандарты рекламы и дизайна, разрушил старые представления о графике, плакатах, создал в этом направлении новый курс. За всеми сторонами этой творческой личности стоит такая грань, как фотография, и не все об этом знают. Родченко умел ловить интересные моменты и создавать неповторимые шедевры.

Больше чем фотограф

В 20-е годы начал создавать свои первые работы-фотографии Александр Родченко. Фотографом он был уникальным. В то время работал в театре художником-дизайнером. У него появилась необходимость фиксировать работы на пленку, так он и открыл для себя новое искусство, которое полностью его увлекло и очаровало. Главным вкладом Александра Родченко в развитие фоторепортажного жанра были первые многократные съемки человека в действии. Так он собирал документально-образные представления о моделях. Его необычные фоторепортажи публиковались во всех популярных центральных изданиях: в журналах "Огонек", "Пионер", "Радиослушатель", "30 дней", в газете "Вечерняя Москва".

Александр Родченко. Фотография - искусство

Визитной карточкой фотографа Родченко стали снимки, выполненные с разных ракурсов (ракурсные). С этими снимками мастер вошел в историю. Сделаны изображения под непривычным восприятию углом, зачастую с неповторимой необычной точки. Ракурс в определенной степени искажает, изменяет восприятие обычного предмета. К примеру, фото, сделанные художником с крыш, динамичны настолько, что кажется, будто изображение начнет вот-вот шевелиться. Неудивительно, что такая серия снимков впервые была опубликована именно в журнале "Советское кино".

Родченко задал такие каноны в фотоискусстве, которые заняли почетное место в современных учебниках по фотографии. Так, например, выполняя серию портретов Маяковского, фотограф полностью отошел от стандартов обычной павильонной съемки. Но в 30-х годах некоторые его эксперименты показались властям слишком смелыми. Фотография с нижней точки знаменитого "Пионера-трубача" некоторым показалась буржуазной. Мальчик в этом ракурсе был похож на этакого "откормленного" мальчиша-плохиша. Художник здесь не вошел в рамки пролетарской фотографии.

Александр Родченко, биография

В 1891 году в Санкт-Петербурге в простой, незнатной семье родился Александр Родченко. Отца звали Михаилом Михайловичем (1852-1907), он служил театральным бутафором. Мать, Ольга Евдокимовна (1865-1933), работала прачкой. По сложившимся обстоятельствам семья в 1902 году перебирается на постоянное место жительства в город Казань. Здесь и получил свое первое образование Александр в Казанском приходском начальном училище.

Александр Родченко (СССР, 1891-1956) был членом общества "Живскульптарх" с 1919 года. В 1920-м являлся участником группы по разработке Рабиса. В 1920-1930-е годы был преподавателем в должности профессора на металлообрабатывающем и деревообделочном факультетах. Учил он студентов проектировать многофункциональные предметы, добиваться выразительных форм за счет выявления особенностей конструкции.

Фотодеятельность

В 20-е годы Родченко активно занимается фотографией. Для иллюстрирования в 1923 г. книг Маяковского "Про это" он применил фотомонтаж. С 1924 года стал известен своими психологическими портретами друзей, близких и знакомых ("Портрет матери", Маяковского, Третьякова, Брика). В 1925-1926 годах опубликовал ракурсные снимки из серии "Дом Моссельпрома", "Дом на Мясницкой". Публиковал статьи про фотоискусство, где пропагандировал документальный взгляд на окружающий мир, отстаивал необходимость использовать новые методы, освоение различных точек зрения (нижние, верхние) на фото. Участвовал в выставке в 1928 году "Советская фотография".

Знаменитым мастером фотографии Александр Родченко стал благодаря применению различных ракурсов в фотосъемке. В 1926-1928 годы работал художником-постановщиком в кинематографе ("Москва в Октябре", "Журналистка", "Альбидум"). В 1929 г. по пьесе Глебова он оформил спектакль "Инга" в Театре Революции.

30-е годы

Александр Родченко, творчество которого словно раздваивается в 30-е годы, с одной стороны, занимается агитпропагандой соцреализма, с другой - старается сохранить собственную свободу. Символом ее становятся фоторепортажи о цирке, созданные в конце 30-х годов. Возвращается он в этот период и к станковой живописи. В 40-е годы Родченко пишет декоративные композиции, выполненные в абстрактном экспрессионизме.

30-е годы знаменуются переходом от ранних всесторонних работ к конкретному творчеству советского пропагандизма, которые полностью проникнуты революционным энтузиазмом. В 1933 году фотохудожника командировали на стройку Беломорканала, где он сделал множество репортажных снимков (около двух тысяч), но известно сейчас только тридцать.

Позже совместно с супругой Степановой были оформлены альбомы "Первая конная", "15 лет Казахстану", "Советская авиация", "Красная Армия". С 1932 года Родченко был членом Союза художников. В 1936-м принимал участие в выставке мастеров советского фотоискусства. Регулярно с 1928 года отсылал свои работы на выставки в салоны Франции, США, Великобритании, Испании и других стран.

Александр Родченко, вспоминая свое детство, рассказывает, что когда ему было 14 лет, он с грустью писал в своем дневнике о неопределенности в жизни. Его направили учиться медицине, а он с тоской мечтал стать настоящим художником. В конце концов в 20 лет Александр бросил медицину и поступил учиться в художественную школу. В 1916 году он будет призван в армию, и все-таки занятия медициной пойдут ему на пользу. Он будет назначен заведующим хозяйства санитарного поезда вместо отправки на фронт.

В 20-е годы Родченко совместно с супругой организовал творческий союз. Разрабатывали они "новый быт", совмещали множество художественных техник и искусств. Вместе спроектировали новую модель одежды - сейчас это комбинезон. Он предназначался для того, чтобы скрывать гендерные различия между поколениями будущего, восхвалять трудовую активность советского человека. В 1925 году в жизни мастера состоялась первая и последняя поездка за границу, его отправили в Париж. Там он оформлял отдел СССР при проведении Международной выставки.

Последние годы жизни

После войны Александр Родченко впал в депрессию, записи в его дневнике носят только пессимистический характер. В 1947 году он жалуется, что жизнь с каждым днем становится скучнее. Работу им с Варварой перестали предоставлять. Началась полоса безденежья. Как сказал сам автор, остается только молиться Богу. В 1951 году Родченко исключили даже из Союза художников, правда, через четыре года восстановили, но было уже поздно, художник перестал творить. Умер он в 1956 году, 3 декабря. Похоронили Александра Родченко на Донском кладбище.