Жизненный путь куприна. Жизненный и творческий путь А

Александр Иванович Куприн - выдающийся русский писатель, вошедший в классическую литературу со своей темой. Его неповторимый голос нельзя спутать ни с каким другим. Куприн любит жизнь во всех ее проявлениях, он восхищен способностью человека любить. Это неземное чувство он описал во многих своих произведениях: «Гранатовый браслет», «Суламифь», «Олеся». Учась в кадетском корпусе, хорошо зная военную среду, Куприн пишет рассказы и повести о военных: «Последний дебют», «Дознание», «Поединок».
Уже в первых рассказах на военную тематику Куприн описывает палочную армейскую дисциплину, пагубно влияющую на души рядовых и офицеров. Бессмысленная муштра делает одних забитыми, бессловесными рабами, других - безвольными, расслабленными, не способными распорядиться даже своей судьбой, не говоря уже о других. Однообразная жизнь делает их озлобленными, неоправданно жестокими.
В своем лучшем произведении «Поединок» писатель продолжает гуманистический протест против казарменной муштры, но этот протест приобретает уже политическую остроту:
- А-а! Подпоручик Ромашов. Хорошо вы, должно быть, занимаетесь с людьми. Колени вместе! - гаркнул вдруг Шульгович, выкатывая глаза.- Как стоите в присутствии своего полкового командира?..
Уже не в первый раз за полтора года своей офицерской службы испытывал Ромашов это мучительное сознание своего одиночества и затерянности среди чужих...»
В творчестве Куприна все большее место занимает антикапиталистическая тематика. Настоящей ненавистью к капитализму проникнута повесть «Молох», где выразительно, реалистически показан антагонизм наемного труда и хозяев. Повесть завершается символической картиной грозного выступления рабочих и бегства заводчиков. Обращаясь к изображению пролетариата, Куприн сумел показать только ранние стихийные формы борьбы рабочих, он не видел ее организующих сил. В своем осуждении капитализма Куприн доходит до отрицания техники, городской культуры.
Прославляя близкую к природе, «естественную» жизнь, писатель близок идеям Толстого. Лучшие произведения этого цикла «Олеся», «Изумруд».
Расцвет творчества Куприна связан с революцией 1905 года. В эту пору писатель разоблачает консервативное мещанство - опору реакции. Но перспективы грядущей революции Куприн оценивает пессимистически. Его герой-интеллигент утрачивает связь с народом, страшится этой стихии («Попрыгунья-стрекоза», 1910 г.). В этот период писатель обращается к экзотике в повести «Суламифь», появляются натуралистические мотивы в повести «Яма», где зло и проституция объясняются не классово-экономическими, а моральными и биологическими факторами.
Революцию 1917 года Куприн не принял, эмигрировал, но за границей ничего существенного не создал, и в 1934 году писатель вернулся в советскую Россию.
Горький отмечал, что у Куприна «талант сильный и здоровый», что писатель сумел сохранить верность традициям критического реализма, от которых отходили многие его современники. Лучшие произведения Куприна - художника-гуманиста, знатока русского языка, прекрасного рассказчика сохранили художественную ценность.

Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Все свое творчество Куприн и посвятил раз работке этой сложной психологической темы. Его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. Познавательный пафос купринского творчества сочетался со страстной личной заинтересованностью в победе добра над всяким злом. Поэтому большинству его произведений присуща динамика, драматичность, взволнованность.
Биография Куприна лохожа на роман приключений. По обилию встреч с людьми, жизненных наблюдений она напоминала биографию Горького. Куприн много странствовал, выполнял разнообразную работу: служил на заводе, работал грузчиком, играл на сцене, пел в церковном хоре.
На раннем этапе творчества Куприн испытал сильное влияние Достоевского. Оно проявилось в рассказах “Впотьмах”, “Лунной ночью”, “Безумие”. Он пишет о роковых мгновениях, роли случая в жизни человека, анализирует психологию страстей человека. В некоторых рассказах того периода говорится о том, что человеческая воля беспомощна перед стихийной случайностью, что разум не может познать таинственные законы, которые управляют человеком. Решающую роль в преодолении литературных штампов, идущих от Достоевского, сыграло непосредственное знакомство с жизнью людей, с реальной русской действительностью.
Он начинает писать очерки. Их особенность в том, что писатель обычно вел неспешную беседу с читателем. В них были хорошо видны четкие сюжетные линии, простое и детализированное изображение действительности. Наибольшее влияние на Куприна-очеркиста оказал Г. Успенский.
Первые творческие искания Куприна завершились наиболее крупной вещью, которая отражала реальность. Это была повесть “Молох”. В ней писатель показывает противоречия между капиталом и подневольным трудом человека. Он сумел уловить социальные особенности новейших форм капиталистического производства. Гневный протест против чудовищного насилия над человеком, на чем основан в мире “Молоха” промышленный расцвет, сатирический показ новых хозяев жизни, разоблачение беззастенчивого хищничества в стране чужеземного капитала - все это ставило под сомнение теории буржуазного прогресса. После очерков и рассказов повесть была важным этапом в творчестве писателя.
В поисках нравственных и духовных идеалов жизни, которые писатель противопоставлял уродству современных человеческих отношений, Куприн обращается к жизни бродяг, нищих, спившихся артистов, голодающих непризнанных художников, детей неимущего городского населения. Это мир безымянных людей, которые образуют массу общества. Среди них и старался найти Куприн своих положительных героев. Он пишет рассказы “Лидочка”, “Локон”, “Детский сад”, “В цирке” - в этих произведениях герои Куприна свободны от влияния буржуазной цивилизации.
В 1898 году Куприн пишет повесть “Олеся”. Схема повести традиционна: интеллигент, человек обыкновенный и городской, в глухом углу Полесья встречает девушку, которая выросла вне общества и цивилизации. Олеся отличается непосредственностью, цельностью натуры, душевным богатством. Поэтизируя жизнь, неограниченную современными социальными культурными рамками. Куприн стремился показать явные преимущества “естественного человека”, в котором он видел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе.
В 1901 году Куприн приезжает в Петербург, где сближается со многими писателями. В этот период появляется его рассказ “Ночная смена”, где главный герой - простой солдат. Герой - не отстраненная личность, не лесная Олеся, а вполне реальный человек. От образа этого солдата тянутся нити к другим героям. Именно в это время в его творчестве появляется новый жанр: новелла.
В 1902 году Куприн задумывает повесть “Поединок”. В этом произведении он расшатывал один из главных устоев самодержавия - военную касту, в чертах разложения и нравственного упадка которой он показал признаки разложения всего социального строя. В повести нашли отражение прогрессивные стороны творчества Куприна. Основа сюжета - судьба честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставили ощутить неправомерность социальных отношений людей. Вновь Куприн говорит не о выдающейся личности, а о простом русском офицере Ромашове. Полковая атмосфера томит его, он не желает находиться в армейском гарнизоне. Он разочаровался в армейской службе. Он начинает бороться за себя и свою любовь. И гибель Ромашова - протест против социальной и нравственной бесчеловечности среды.
С наступлением реакции и обострением общественной жизни в обществе меняются и творческие концепции Куприна. В эти годы усиливается его интерес к миру древних легенд, к истории, античности. В творчестве возникает интересный сплав поэзии и прозы, реального и легендарного, действительного и романтики чувств. Куприн тяготеет к экзотике, разрабатывает фантастические сюжеты. Он возвращается к темам своей ранней новеллы. Вновь звучат мотивы неотвратимости случая в судьбе человека.
В 1909 году из-под пера Куприна выходит повесть “Яма”. Здесь Куприн отдает дань натурализму. Он показывает обитательниц публичного дома. Вся повесть состоит из сцен, портретов и отчетливо распадается на отдельные детали быта.
Однако в ряде рассказов, написанных в те же годы, Куприн попытался указать и на реальные приметы высоких духовных и нравственных ценностей в самой действительности. “Гранатовый браслет” - рассказ о любви. Так отозвался о нем Паустовский: это один из самых “благоуханных” рассказов о любви.
В 1919 году Куприн эмигрирует. В эмиграции он пишет роман “Жанет”. Это произведение о трагическом одиночестве человека, потерявшего Родину. Это история о трогательной привязанности старого профессора, оказавшегося в эмиграции, к маленькой парижской девочке - дочери уличной газетчицы.
Эмигрантский период Куприна характеризуется уходом в себя. Крупное автобиографическое произведение того периода - роман “Юнкера”.
В эмиграции писатель Куприн не утратил веры в будущее своей Родины. В конце жизненного пути он все-таки возвращается в Россию. И его творчество по праву принадлежит русскому искусству, русскому народу.

Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Все свое творчество Куприн и посвятил раз разработке этой сложной психологической темы. Его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. На раннем этапе творчества Куприн испытал сильное влияние Достоевского. Оно проявилось в рассказах “Впотьмах”, “Лунной ночью”, “Безумие”. Он пишет о роковых мгновениях, роли случая в жизни человека, анализирует психологию страстей человека. В некоторых рассказах того периода говорится о том, что человеческая воля беспомощна перед стихийной случайностью, что разум не может познать таинственные законы, которые управляют человеком. Решающую роль в преодолении литературных штампов, идущих от Достоевского, сыграло непосредственное знакомство с жизнью людей, с реальной русской действительностью.

Он начинает писать очерки. Их особенность в том, что писатель обычно вел неспешную беседу с читателем. В них были хорошо видны четкие сюжетные линии, простое и детализированное изображение действительности.

Первые творческие искания Куприна завершились наиболее крупной вещью, которая отражала реальность. Это была повесть “Молох”. В ней писатель показывает противоречия между капиталом и подневольным трудом человека. Он сумел уловить социальные особенности новейших форм капиталистического производства. Гневный протест против чудовищного насилия над человеком, на чем основан в мире “Молоха” промышленный расцвет, сатирический показ новых хозяев жизни, разоблачение беззастенчивого хищничества в стране чужеземного капитала - все это ставило под сомнение теории буржуазного прогресса.

В поисках нравственных и духовных идеалов жизни, которые писатель противопоставлял уродству современных человеческих отношений, Куприн обращается к жизни бродяг, нищих, спившихся артистов, голодающих непризнанных художников, детей неимущего городского населения. Это мир безымянных людей, которые образуют массу общества. Среди них и старался найти Куприн своих положительных героев. Он пишет рассказы “Лидочка”, “Локон”, “Детский сад”, “В цирке” - в этих произведениях герои Куприна свободны от влияния буржуазной цивилизации.

Поэтизируя жизнь, неограниченную современными социальными культурными рамками. Куприн стремился показать явные преимущества “естественного человека”, в котором он видел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе (повесть «Олеся», где буржуй встречает девушку, выросшую вдали от цивилизации и отличающуюся непосредственностью и простотой).

В 1902 году Куприн задумывает повесть “Поединок”. В этом произведении он расшатывал один из главных устоев самодержавия - военную касту, в чертах разложения и нравственного упадка которой он показал признаки разложения всего социального строя. В повести нашли отражение прогрессивные стороны творчества Куприна. Основа сюжета - судьба честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставили ощутить неправомерность социальных отношений людей. Вновь Куприн говорит не о выдающейся личности, а о простом русском офицере Ромашове. Полковая атмосфера томит его, он не желает находиться в армейском гарнизоне. Он разочаровался в армейской службе. Он начинает бороться за себя и свою любовь. И гибель Ромашова - протест против социальной и нравственной бесчеловечности среды.

В 1909 году из-под пера Куприна выходит повесть “Яма”. Здесь Куприн отдает дань натурализму. Он показывает обитательниц публичного дома. Вся повесть состоит из сцен, портретов и отчетливо распадается на отдельные детали быта. Однако в ряде рассказов, написанных в те же годы, Куприн попытался указать и на реальные приметы высоких духовных и нравственных ценностей в самой действительности. “Гранатовый браслет” - рассказ о любви. Так отозвался о нем Паустовский: это один из самых “благоуханных” рассказов о любви.

В эмиграции он пишет роман “Жанет”. Это произведение о трагическом одиночестве человека, потерявшего Родину. Это история о трогательной привязанности старого профессора, оказавшегося в эмиграции, к маленькой парижской девочке - дочери уличной газетчицы. Эмигрантский период Куприна характеризуется уходом в себя.

Александр Иванович Куприн – известный русский писатель и переводчик. Он внес весомый вклад в фонд русской литературы. Его произведения отличались особой реалистичностью, благодаря чему он получил признание в самых разных слоях общества.

Краткая биография Куприна

Вашему вниманию предлагается краткая биография Куприна. Она, как и все , содержит много .

Детство и родители

Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 г. в городе Наровчат, в семье простого чиновника. Когда маленькому Александру было всего один год, его отец – Иван Иванович умер.

После смерти мужа, мать будущего писателя – Любовь Алексеевна, решила отправиться в Москву. Именно в этом городе прошло детство и юность Куприна.

Обучение и начало творческого пути

Когда юному Саше исполнилось 6 лет, его отдали на обучение в Московское сиротское училище, которое он окончил в 1880 г.

Александр Иванович Куприн

В 1887 г. Куприн был зачислен в Александровское военное училище.

В этот период биографии ему приходится сталкиваться с разными трудностями, о которых он потом напишет в рассказах «На переломе (Кадеты)» и «Юнкера».

Александр Иванович имел неплохие способности к написанию стихов, однако они так и остались неопубликованными.

В 1890 г. писатель служил в пехотном полку в чине подпоручика.

Находясь в этом звании, он пишет такие рассказы как «Дознание», «Впотьмах», «Ночная смена» и «Поход».

Расцвет творчества

В 1894 г. Куприн решает подать в отставку, находясь на тот момент уже в звании поручика. Сразу же после этого, он начинает путешествовать по , знакомясь с разными людьми и набираясь новых знаний.

В этот период ему удается познакомиться с , Максимом Горьким и .

Биография Куприна интересна тем, что все впечатления и переживания, полученные им во время его немалых путешествий, он сразу же брал за основу для будущих произведений.

В 1905 г. печатается повесть «Поединок», которая получает настоящее признание в обществе. В 1911 г. появляется его самый значимый труд «Гранатовый браслет», который сделал Куприна по-настоящему знаменитым.

Следует заметить, что ему легко давалось написание не только серьезной литературы, но и детских рассказов.

Эмиграция

Одним из важнейших моментов в жизни Куприна стала Октябрьская революция. В краткой биографии сложно описать все переживания писателя, связанные с эти временем.

Вкратце лишь заметим, что он наотрез отказался принимать идеологию военного коммунизма и связанный с ним террор. Оценив сложившуюся ситуацию, Куприн практически сразу решает эмигрировать во .

На чужбине он продолжает писать повести и рассказы, а также заниматься переводческой деятельностью. Для Александра Куприна было немыслимо жить без творчества, что отчетливо видно по всей его биографии.

Возвращение в Россию

Со временем, помимо материальных трудностей, Куприн все чаще начинает испытывать ностальгию по Родине. Возвратиться обратно в Россию ему удается лишь спустя 17 лет. Тогда же он пишет свое последнее произведение, которое называется «Москва родная».

Последние годы жизни и смерть

Советским чиновникам был выгоден известный литератор, вернувшийся на Родину. Из него пытались создать образ раскаявшегося писателя, приехавшего с чужбины, чтобы воспевать счастливую .


О возвращении Куприна в СССР, 1937 год, «Правда»

Однако в служебных записках компетентных органов зафиксировано, что Куприн слаб, болен, неработоспособен и, практически, не в состоянии ничего писать.

Кстати, именно поэтому появилась информация, что «Москва родная» принадлежит не самому Куприну, а приставленному к нему журналисту Н. К. Вержбицкому.

25 августа 1938 г. Александр Куприн умер от рака пищевода. Его похоронили в Ленинграде на Волковском кладбище, рядом с великим писателем .

  • Когда Куприн еще не был известным, ему удалось освоить множество самых разнообразных профессий. Он работал в цирке, был артистом, педагогом, землемером и журналистом. В общей сложности он освоил более 20 разных профессий.
  • Первая жена писателя – Мария Карловна, очень не любила беспорядки и неорганизованность в работе Куприна. Так, например, застав его спящим на рабочем месте, она лишила его завтрака. А когда он не написал нужные главы для какого-то рассказа, жена отказалась впускать его в дом. Как тут не вспомнить американского ученого, который под давлением жены !
  • Куприн любил одеваться в национальный татарский наряд, и ходить в таком виде по улицам. По материнской линии у него были татарские корни, чем он всегда гордился.
  • Куприн лично общался с Лениным. Он предлагал вождю создать газету для деревенских жителей под названием «Земля».
  • В 2014 году был снят телесериал «Куприн», повествующий о жизни писателя.
  • По воспоминания современников, Куприн был по-настоящему очень добрым и неравнодушным к чужим судьбам человеком.
  • Именем Куприна названы многие населенные пункты, улицы и библиотеки.

Если вам понравилась краткая биография Куприна – поделитесь ею в социальных сетях.

Если же вы вообще любите и биографии – подписывайтесь на сайт сайт любым удобным способом. С нами всегда интересно!

Александр Иванович Куприн – талантливый и самобытный русский писатель конца XIX - начала XX века. Личность Куприна, как и его творчество – это взрывоопасная смесь дворянина, благородного разбойника и нищего странника. Огромный, необработанный драгоценный самородок, в котором сохранена первобытная красота и сила характера, мощь и магнетизм личного обаяния.

Биография Куприна кратко

Александр Куприн родился 26 августа 1870 года в Пензенской губернии. Отец его был мелким чиновником дворянского происхождения, а родословная матери имела татарские корни. Мальчик рано осиротел и почти семнадцать лет находился в военных казенных учреждениях – сиротский дом, гимназия, кадетское, а позже, юнкерское училища. Интеллектуальные задатки пробились сквозь панцирь военной муштры, и у юного Александра появилась и окрепла мечта стать поэтом или писателем. Вначале были юношеские стихи, но после военной службы в провинциальных гарнизонах, появляются первые рассказы и повести. Сюжет этих произведений начинающий писатель берет из собственной жизни. С рассказа "Дознание”, написанного в 1894 году, начинается творческая жизнь Куприна. В этом же году он уходит в отставку и отправляется странствовать по югу России. Кем только не был Куприн за время странствия – разгружал баржи на киевских пристанях, принимал участие в спортивных состязаниях атлетов, работал на заводе в Донбассе, служил лесным объездчиком на Волыни, учился на зубного техника, играл в провинциальном театре и в цирке, работал землемером. Эти странствия обогатили его жизненный и писательский опыт. Постепенно Куприн становится профессиональным литератором, печатая свои произведения в провинциальных газетах.Не приняв октябрьскую революцию, Куприн эмигрирует и до 1937 года живет за границей. Ностальгия по родине отозвалась не только творческим спадом, но и физическим нездоровьем. Всего только год прожил в России Куприн, после возвращения, и в августе 1938 года он умер.

Творчество Куприна

В 1896 году Куприн пишет и публикует повесть "Молох”, которая является началом нового этапа в творческой жизни начинающего писателя и совершенно новым произведением для русской литературы. Капитализм, не смотря на его прогрессивность – это безжалостный молох, пожирающий жизни и судьбы людей для получения материальной прибыли. В 1898 году он печатает повесть "Олеся”, первую из его немногочисленных произведений о любви. Наивная и прекрасная в своей наивности, чистая любовь лесной девушки, или как ее зовут в округе "колдуньи” Олеси, разбивается о робость и нерешительность ее возлюбленного. Человек иного круга и мировоззрения смог разбудить любовь, но не сумел защитить свою возлюбленную. С начала нового, 20 века, Куприн начинает печататься в петербургских журналах. Герои его произведений – простые люди, умеющие сохранить честь и достоинство, не предать дружбу. В 1905 году выходит повесть "Поединок”, которую автор посвящает Максиму Горькому. О любви и человеческой преданности пишет Александр Иванович в рассказе "Суламифь” и повести "Гранатовый браслет”. Не так уж много найдется произведений в мировой литературе, где описывают так тонко безнадежное, безответное, и одновременно, самоотверженное чувство любви, как это делает Куприн в "Гранатовом браслете”.

  • Александр Куприн и сам большой романтик, даже в чем-то авантюрист. В 1910 году он поднимается на воздушном шаре.
  • В этом же году, но чуть позже, совершает одним из первых в России полет на аэроплане.
  • Опускается на морское дно, изучая водолазное дело, и дружит с Балаклавскими рыбаками. И потом все, кого он встречает в жизни, появляются на страницах его произведений – от капиталиста–миллионера до нищего попрошайки.