Артикуляционные упражнения. Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика для губ и щек – упражнения для развития подвижности наиболее важных органов артикуляции.

Проводить ее нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые движения закреплялись и становились более прочными.

Методика по выполнению для детей

1) Вначале упражнения нужно исполнять неторопливо, перед зеркалом, так как ребёнку нужна зрительная проверка. Затем надобности в зеркале не будет. Полезно задавать чаду наводящие вопросы. К примеру: Что делает язычок? Где он расположен (внизу или вверху)? что делают губы?

3) Занимаясь с детками от 3 до 4 лет надо наблюдать, чтобы они выучили главные движения.

4) А к детям четырех-пяти лет требования увеличиваются: движения должны быть плавными и чёткими, без содроганий.

5) В возрасте от шести до семи лет ребята выполняют упражнения в ускоренном темпе и умеют держать положение языка, какой-то момент, не изменяя.

6) В том случае если, занимаясь у ребенка, дрожит язычок, чересчур напряжён, или уклоняется в сторону, и малыш не в состоянии задержать необходимое положение даже короткий промежуток времени, нужно подобрать более простые упражнения чтобы расслабить мышечный тонус, сделать расслабляющий .

— это хороший метод для достижения позитивного результата за короткий срок, если вовремя обнаружить отклонения и приняться за работу с ребёнком. Правильное звукопроизношение совместно с разнообразным словарным запасом и грамматически точной, связной, хорошо сформированной речью, являются главными показателями подготовленности ребёнка к школе!

Будьте ласковы, терпеливы и спокойны, и все удастся. Проводите занятия с ребенком каждый день не более 7 минут. Артикуляционная гимнастика будет иметь лучший результат, если ее проводить в форме сказки.

Комплекс упражнений для губ

1. Улыбочка

Улыбаясь удерживать губы, так чтобы зубов не было видно.

2. Трубочка из губ

Вытяните губы, вперед имитируя трубочку.

3. Заборчик

Удержите губы в улыбке, сомкните в естественном прикусе зубы, так чтобы они были видны.

Сомкните зубы. Округлите губы, едва вытянув их вперед. Резцы нижние и верхние видны.

5. Чередование упражнений заборчик — бублик. Улыбочка — трубочка.

Упражнения, развивающие подвижность губ

1. Почесывание и легкое покусывание зубами вначале верхней, затем нижней губы.

2. Последовательно выполнить упражнения трубочка — улыбочка.

3. Пятачок.

Сделать упражнение трубочка и передвигать губы влево — вправо, крутить по кругу.

4. Разговор рыбок.

Хлопать друг о друга губами (получается глухой звук).

5.Лошадка недовольна.

Выдыхаемый поток воздуха активно и легко направить к губам, пока они не начнут дрожать. Выходит звук, сходный с фырканьем лошади.

Если губы совершенно слабые:

— сильно надуть щеки, сдерживая воздух во рту,

— держать в губах карандаш, стараясь нарисовать круг,

Детский речевой аппарат развивается неравномерно. Кто-то уже в 1,5 годика, строит предложения из нескольких слов, а кто-то до 3-х лет упорно молчит.

Неоценимую помощь в укреплении мышц, отвечающих за речь ребенка, смогут оказать чудесные упражнения артикуляционной гимнастики.

Выполнять такие упражнения, необходимо и бойко говорящим малышам, и деткам, чьи слова пока далеки от совершенства.

Что может быть приятней, чем корчить разнообразные рожицы перед зеркалом. Лучше делать это вдвоем и желательно несколько раз в день.

ЧАСИКИ

Рот приоткрыть. Губы растянуть в улыбку, кончиком узкого языка попеременно тянуть под счет взрослого (раз-два) к уголкам рта. Повторить 5-10 раз.

ЗМЕЙКА

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. Рот не закрывать. Делать под счет взрослого (раз-два) 5-10 раз.

КАЧЕЛИ

Рот широко открыт. Узким напряженным языком на счет «раз» тянуться к носу, на счет «два» — отпустить к подбородку. Повторить 5-7 раз.

ФУТБОЛ

А) Рот закрыт. Напряженным кончиком языка упирать то в одну щеку, то в другую. Делать под счет взрослого (раз-два) 5-10 раз.

Б) На столе поставить два кубика (ворота) и положить перед ними ватный шарик (мячик). Губы вытянуть вперед и подуть на ватный шарик так, чтобы он попал в ворота.

ЧИСТИМ ЗУБКИ

А) Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка провести за нижними зубами (влево-вправо) под счет взрослого 7-8 раз. Затем поднять язык вверх и провести за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8-10 раз.

Б) Рот закрыт. Круговыми движениями языка, провести между зубами губами, по верхним, затем по нижним зубам, в одну сторону (6-8 раз) и в другую.

ГЛАДИМ КИСКУ

Язык в положении «сердитая киска «; прижать его верхними зубами и погладить в направлении от корня языка к кончику. Повторить 5-8 раз.

ЛОШАДКА

Улыбнуться, широко открыть рот, щелкать языком медленно, сильно и громко, тянуть подъязычную связку.

ГАРМОШКА

Улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к небу (см. упр. «ГРИБОК «). Не отрывая язык от неба, сильно оттянуть нижнюю челюсть. Повторить 5-8 раз.

МАЛЯР

Широко открыть рот. Язык поднять вверх кончиком языка проводить по небу от верхних резцов до мягкого неба и обратно. Выполнять под счет взрослого (раз-два), повторить 5-8 раз.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

А) Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну сторону, а затем в другую по 5-8 раз.

Б) Улыбнуться, открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу от носа и убрать в глубь рта. Стараться нижней губой язык не поддерживать. Повторить 5-8 раз.

ИНДЮК

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: была-была-была…

ДЯТЕЛ

Улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык вверх. кончиком языка с силой «ударать» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звук: «д-д-д…». Выполнять 10-20 секунд сначала медленно, затем все быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.

Наши дети сейчас стали меньше говорить, они все больше слушают и смотрят на экраны телевизоров и мониторов. А говорить в раннем детском возрасте - очень полезно! Развивается не только речь, но и укрепляются мышцы языка, губ, щек. Для органов артикуляции тренировка важна так же, как для ног и рук.

Упражнения:

У малоподвижного ребенка - мышцы слабые и вялые. Разговаривать с младенцем начинают всегда со звуков: «а-а-а», «у-у-у», «ау», «агу», «гули-гули», «тыка-тыка-тыка». Эти первые звукокомплексы и являются первой артикуляционной гимнастикой. Неспроста ребенку также дают облизывать разные предметы: игрушки, ложки, блюдца, жевать резиновые соски, прорезыватели для зубов. Так укрепляются мышцы челюсти, щек, языка (при облизывании формируется верхний подъем языка). У большинства современных детишек к пяти годам - «каша во рту», потому что язык «болтается», щеки впали, а губы напряжены и немного спастичны. Нехитрые упраж нения помогут укрепить или расслабить мышцы артикуляционного аппарата. Предлагаю несколько несложных упражнений.

Упражнения для губ

«Улыбка»

Если у малыша губы зажаты, напряжены, самое лучшее упражнение - это «Улыбка». Нужно просто растянуть губы в улыбке, можно со звуком: «и-и-и» и удерживать 3-5 секунд, зубы при этом стоят друг на друге в положении «Заборчик».

«Трубочка»

«Трубочка» - губы вытянуты вперед, можно со звуком «у-у-у», при этом вырабатывается и закрепляется движение губ вперед. Можно сопровождать упражнение стихотворением:

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет,

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

А затем попеременно «Улыбка»-«Трубочка » со звуками «иу-иу-иу». Так укрепляются боковые мышцы рта, важно при этом, чтобы плечи и шея были не напряжены.

«Окошко»

Для укрепления круговой мышцы рта и активизации верхней губы хорошо делать упражнение «Окошко»: зубки ставим друг на друга, открываем и закрываем рот, снова соединяя зубы. Так мы учим ребенка держать рот щироко открытым. Можно это упражнение делать в игровой форме, показывая ребенку, как скалится волк и стучит зубами. Это упражнение полезно также и в целях профилактики дисграфии. Так как в первом классе, когда ребенок только осваивает письмо, он проговаривает шепотом все звуки и незаметно контролирует движение рта, губ, языка, переводя акустический и кинестетический образ звука в графему. При произнесении отдельных гласных звуков («а», «о») челюсть опускается вниз.

«Ниточка»

«Ниточка» также укрепляет круговую мышцу рта и учит плотно сжимать, а потом разжимать губы, эффект - напряжение, расслабление. Закрыть рот и с силой сжать губы, контролировать, чтобы губы стояли симметрично друг на друге, зубы не выпячивались и не прикусывали нижнюю губу.

Упражнения для щек

«Щечки замерзли»

«Щечки замерзли» - растираем щеки круговыми движениями пальцев рук, разминаем мышцы щек.

«Хомяк»

«Хомяк» - попеременно надуваем и сдуваем щеки, чередуем напряжение-расслабление, сопровождаем упражнение стихотворением:

Хомячок надует щеки,

У него зерно в мешочке,

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

«Конфетка»

«Орешек» или «Конфетка » имитируем языком, что сосем конфетку, упирая язык попеременно то в левую, то в правую щеку. Это упражнение хорошо для укрепления щечной мышцы и в дальнейшем для постановки звука [р]. При использовании стихотворения можно закрепить также ориентировку в пространстве - направо-налево:

Белка щелкает орешки,

Основательно, без спешки,

Упираем язычок

Влево, вп раво, на бочок.

Упражнения для языка

Упражнения для укрепления и расслабления мышц языка, пожалуй, самые важные в логопедической практике, так как язык участвует в производстве многих звуков. Если у ребенка язычок напряжен, то самое лучшее упражнение для расслабления «Накажем непослушный язычок». Для этого нужно открыть рот, высунуть язык и, пришлепывая его губами, двигать вперед, назад со звуком: «пя-пя-пя». А также хорошо прикусывать зубками кончик языка со звуком: «та-та-та».

Чтобы укрепить вялый, со слабой мускулатурой язык используем следующие упражнения:

«Лопатка»

«Лопатка» - удержание напряженного распластанного на нижней губе языка на счет до пяти. При этом важно, чтобы рот был широко открыт, губы - в улыбке, нижняя губа не поддерживала язык и чтобы он не отклонялся в сторону.

«Иголочка»

«Иголочка» - удержание языка острым. Следует открыть рот вытянуть острый язык вперед, губы немного растянуты, язык не загибается ни вверх, не опускается вниз. Удерживать позу на счет до пяти.

«Часики»

«Часики» - это упражнение развивает подвижность языка, а также учит делать его острым. Рот открыть, высунуть язычок и качать его из стороны в сторону от правого уголка губ к левому, язык при этом не должен загибаться и касаться губ, важно следить, чтобы нижняя челюсть при этом оставалась неподвижной.

«Качели»

«Качели» - упражнение на укрепление мышц языка для верхнего подъема. На верхнем подъеме языка у нас формируются многие звуки: [р], [р"], [л], [л"], [д], [д"], [т], [т"], [ш], [ж], [щ], [ч].Обычно в речи ребенка отсутствуют сонорные и шипящие звуки, причиной тому могут быть ослабленные мышцы языка. Суть упражнения «Качели» - при раскрытом рте поднимать язычок вверх-вниз, имитируя движения качелей. При этом развивается точность и активность кончика языка, умение быстро менять его положение, необходимо следить, чтобы нижняя челюсть и губы оставалась неподвижными, язык был широким, а нижняя губа не помогала поддерживать язык.

Можно также использовать потешку:

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели,

А скажите, вы б сумели,

Язычком качать качели?

«Вкусное варенье»

«Вкусное варенье» - упражнение направлено на укрепление и верхний подъем кончика языка. Это упражнение хорошо использовать при подготовке к постановке звук [ш], так как движение передней части языка вперед и вверх близко к форме чашечки, которую язык приобретает при произнесении данного звука. При этом важно следить, чтобы работал только язык, чтобы ему не помогала нижняя губа и челюсть, язык должен оставаться широким, а его боковые края касаться уголков губ.

«Почистим зубки языком»

«Почистим зубки языком» - это упражнение направленно на активизацию кончика языка, как для верхнего подъема, так и его гибкости при нижнем положении. Имитируем чистку зубов языком, рот при этом широко открыт, нижняя челюсть неподвижна, язык должен быть широким и двигаться снизу вверх. Сначала почисти нижние зубки с одной и с другой стороны, затем от коренных зубов к центру верхние зубы с той и с другой стороны, важно, чтобы кончик языка доставал до десен. Упражнение полезно при постановке звуков [ш], [р], [л], [щ].

«Маляр»

«Маляр» - движения кончиком языка по небу, как будто мы красим «потолок» во рту, рот широко открыт. Упражнение укрепляет мышцы языка для верхнего подъема, особенно хорошо использовать при постановке звука [р].

«Киска лакает молоко»

«Киска лакает молоко» - движения языком вперед-назад, при задвижении в ротовую полость боковые края языка немного загибаются, как будто образуя ковшик. Это упражнение тренирует умение быстро менять положение языка, укрепляет его боковые мышцы, растягивает подъязычную связку (уздечку) также хорошо для постановки звука [ш], и [р], при постановке последнего очень важна хорошая растянутость уздечки.

«Лошадка»

«Лошадка» - поцокивание языком, как лошадка. Упражнение хорошо растягивает подъязычную связку, укрепляет верхний подъем языка, используют при постановке звука [р]. При этом очень важно, чтобы рот был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Грибок»

«Грибок» - распластанный язык останавливается в «Лошадке» наверху и прилипает к небу, это положение растягивает уздечку и закрепляет верхнее положение языка, так необходимое для звуков [ш], [р].

«Дятел»

«Дятел» - одно из важных упражнений для постановки звука [р]. Рот широко открыт, стучим кончиком языка за верхними зубами по альвеолам со звуком: «д-д-д-д». Звук [д], вообще, является основополагающим для постановки [р], так как помогает долго удерживать язычок наверху. Сначала произносим «д-д-д» в замедленном темпе, затем ускоряем темп и произносим более интенсивно и отчетливо. При выполнении этого упражнения очень важно следить, чтобы рот все время был открыт, работает только язык, нижняя челюсть неподвижна, губы в улыбке, кончик языка не должен подворачиваться, а характер звука должен быть в виде четкого удара, а не хлюпающим. Это одно из самых сложных упражнений, поэтому выполнять его следует после закрепления всех вышеперечисленных. Так как необходимо, чтобы были хорошо укреплены мышцы рта и губ, рот должен уметь держаться открытым долгое время неподвижно, язык легко подниматься наверх, нижняя челюсть стоять на одном месте и не мешать.

Все эти нехитрые упражнения можно начинать проводить с малышом с 1 года в игровой форме, имитируя движения разных предметов и животных, сопровождая песенками, потешками, хлопками. Важно при этом сначала самому показать движение, чтобы ребенок закрепил его зрительно. Так, можно весело и с пользой дела провести время с любимым чадом, а к пяти годам иметь хорошее звукопроизношение даже самых сложных групп звуков, ведь артикуляционная гимнастика является одним из самых важных компонентов логопедической работы.

Задайте вопрос логопеду.

Онлайн. Бесплатно

Доброго времени суток, дорогие друзья блога!
Артикуляционная гимнастика для языка и , щек и неба просто необходима детям с отклонениями в речи. Это — не прихоть логопеда, а суровая необходимость. Хорошо ли говорит ваш ребенок? Многих родителей умиляет, когда их малыш смешно коверкает слова. Но насколько все это безопасно, не скажется ли на его дальнейшем развитии, может уже пора бить во все колокола или подождать, пока оно само собой авось как-нибудь образуется?

Предлагаю ответить на несколько вопросов, чтоб убедиться, нуждается ли ваш ребенок в помощи логопеда. Отвечать на вопросы нужно «да» или «нет».

  • Ребенок переставляет местами слоги, проглатывает части слова, не может правильно связать слова между собой.
  • Высунутый язык подергивается, отклоняется в сторону.
  • При разговоре складывается впечатление, что ребенку во рту что-то мешает.
  • Он гнусавит, даже если не заложен нос.
  • Еду приходится перемалывать в блендере, потому что малыш не любит жевать
  • Ребенка понимаете только вы и близкие родственники, хоть ему и больше 3 лет.
  • Затрудняется ответить на вопросы, что он делал, что видел, не может пересказать мультик.
  • Ему трудно высунуть язык и подвигать им в разные стороны, поднять вверх.
  • Не может надуть щеки и сделать «тпру» губами.
  • Не может пощелкать как лошадка.

Возможные проблемы

Теперь подсчитайте ответы, если 50% ответов «да», то стоит обратить внимание на артикуляцию ребенка. Запишитесь на консультацию к логопеду, если результат 70%. И несомненно вам просто необходима помощь специалиста, если вы набрали 90%. Конечно, вы можете проигнорировать наши советы и ждать, когда ребенок сам всему научится. В таком случае вы должны знать о последствиях плохой артикуляции у детей:

— проблемы с успеваемостью;
— нарушается фонематический слух;
— нарушение письменной речи;
— заниженная самооценка;
— трудности с общением;
— тяжелая адаптация в коллективе;
— снижение познавательной активности.

К использованию этой гимнастики прибегают не только детки, но и знаменитости, а именно, актеры, певцы, дикторы. Подобные упражнения помогают сделать речь понятной и четкой, работают над улучшением дикции. Даже если ваш ребенок не мечтает о карьере голливудской звезды, отклонения в речи могут потянуть за собой ряд неприятных последствий.

Сегодня мы разберемся в том, какие цели преследуют родители и логопеды, обучая детей артикуляционной гимнастике, чем отличаются упражнения для дошкольников и школьников. Я расскажу о видах артикуляционной гимнастики и о последствиях бездействия. Мы изучим несколько самых распространенных упражнений, и в этом нам поможет занимательное видео.

Виды гимнастики

В артикуляционной гимнастике существует несколько видов: динамическая и статическая, активная и пассивная. Все эти виды включают в себя упражнения для щек, губ и языка. Только выполняются они немного по-разному. В то время как динамические упражнения заключаются в чередовании поз, статические же основаны на удержании одной позиции несколько секунд.

Специалисты во время занятий рекомендуют использовать и те и другие упражнения. Пассивные и активные упражнения выполняются одинаково. Разница в том, что активные действия совершает сам ребенок, а с пассивными действиями помогает родитель или логопед.

Пассивные движения совершаются по той же траектории и с тем же напряжением, что и активные движения, и направлены они на оживление бездействующих или плохо работающих мышц. Со временем пассивные движения становятся пассивно-активными, а в дальнейшем малыш начинает делать их сам. Пассивный способ подходит для детей раннего дошкольного возраста.

Цель занятий

Образовательные . Во время занятие с логопедом ребенок приобретает новые навыки и знания, он слушает и пытается понять, что хотят от него взрослые, учиться выполнять инструкции.

Воспитательные. Даже в зрелом возрасте бывает трудно преодолевать трудности. Занимаясь и пытаясь справиться со своим недугом, малыш развивает свою волю. Он получает от нас похвалу, когда добивается определенных успехов, хоть ему и было очень тяжело.

Коррекционные. Это самая важная цель, ведь именно дефект артикуляционного аппарата подтолкнул нас к занятиям. У ребенка после курса занятий должна укрепиться моторика, именно те мышцы, которые отвечают за правильную и складную речь.

Материалы и оборудование

Если детей младшего школьного возраста еще можно заставить делать упражнения, объяснив их важность, то для младших ребят приходится использовать игровые приемы артикуляционной гимнастики, занятия проходят в форме сказок, с использованием красочных плакатов.

Используются яркие цветные фотографии и занимательные видео, чтобы привлечь внимание маленьких пациентов. Для лучшего запоминания упражнения из артикуляционной гимнастики представлены на картинках с описанием и зарифмованы в стихах. Кроме вещей, которые привлекают внимание, каждому ребенку нужно иметь индивидуальный носовой платок.

Зеркало ребенку необходимо, чтобы наблюдать за своими действиями и запоминать упражнения, так как в силу возраста или дефекта он не чувствует положения своего языка.

Описание упражнений на видео

  1. Домик – открыть широко рот.
  2. Заборчик (лягушка, улыбка) – эти термины имеют похожее значение — это беззвучная улыбка, видны сжатые зубы.
  3. Труба – вытягиваем губы трубочкой.
  4. Расческа – совершаем движения нижней челюстью вперед и назад, «расчесывая» верхнюю губу.
  5. Пирожки (месим тесто) — шлепаем по языку губами «пя-пя-пя» и зубами «тя-тя-тя».
  6. Блинчик — кладем расслабленный язык на поверхность нижней губы, так чтоб он касался краев губ. Если свернуть его, то получится трубочка языком. Если сразу не получится, можно помочь чистыми руками или положить на ложбинку тонкую палочку (спичку, зубочистку).
  7. Конфета - рот широко распахнут, язык приподнят и присасывается к верхней губе.
  8. — язык прогибается, образуя чашечку.
  9. Вкусное варенье – рот широко распахнут, языком оближите верхнюю губу сверху вниз, а затем вправо и влево.
  10. Парус – рот широко распахнут, язык касается бугорков за верхними зубами.
  11. — щелкать языком как лошадка, затем делать губами звук «тпру» — лошадка остановилась.
  12. – рот открыт, а язык присосать к нёбу.
  13. – рот открыт, язык присосать к нёбу, и, не отрывая, двигать вниз его нижнюю часть.
  14. Индюк (болтушка) – рот открыт, кончик языка (язык широкий) поглаживает верхнюю губу, постепенно ускоряя темп. Добавляется голос, и получается звук «бл-бл».
  15. Маляр – рот открыт, а кончик языка ходит туда и обратно (красит) по твердому нёбу.
  16. Пчелки (дятел) – произнести сначала звук «ддд» (стучим по елке), затем «зззз» (вылетели пчелки).
  17. Качели – высовываем язык и тянем поочередно к носу и подбородку.
  18. Кошка сердится – рот открыт, язык упирается в нижние зубы.
  19. Пароход – прикусить кончик языка между зубами, гудеть «ллл».
  20. Змейка (иголка) – рот широко распахнут, постараться вытянуть как можно больше узкий напряженный язык.
  21. Часики – рот открыт, узким языком упираться в левый и правый уголки рта.
  22. Орехи (футбол) – рот закрыт, с силой упираемся языком поочередно в обе щеки.
  23. Чистим зубки – языком проводим по верхним и нижним зубам снаружи и внутри.
  24. Шарик – надуть щёки, как воздушный шарик, и постепенно выдыхать.

Видео с гимнастикой

И вот наконец вы познакомились с общим комплексом упражнений «Веселой артикуляционной гимнастикой», который находится в конце статьи на видео. Внимательно смотрите за картинками и повторяйте упражнения, которые вы только что начали осваивать.

Если статья показалась вам интересной, вы можете рассказать о ней друзьям в социальных сетях. Оставляйте комментарии и подписывайтесь на новости, потому что у нас много интересного! Всего доброго!

Видео - Николаева Марина

Наталья Арепьева

САМОМАССАЖ ГУБ И ЯЗЫКА

Самомассаж губ и языка - это артикуляционные движения , вызывающие эффект, сходный с массажным, то есть способствующие активизации кровообращения в области речевых органов, а значит, улучшению их работы.

Предлагаемые упражнения представляют собой нечто среднее между массажем и артикуляционной гимнастикой , потому что массажные движения выполняются самим ребенком, причем в игровой форме. Демонстрировать приемы следует, сидя перед зеркалом, так чтобы маленький ученик видел отражение и своего лица, и лица взрослого, а значит, мог сравнивать свои движения с движениями взрослого. Выполнять самомассаж могут дети , начиная с двухлетнего возраста.

Упражнения для губ

*Смешная песенка

Скажите ребенку : «Смешную песенку я знаю и на губах ее сыграю» . Теперь покажите, как можно указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б.» (Движения пальца - сверху вниз.) Ребенок тут же захочет сам исполнить эту смешную песенку

*Расческа

Скажите ребенку, что у вас во рту есть необыкновенная расческа и сейчас вы будете причесываться. Сначала слегка прикусите нижнюю губу и несколько раз поскоблите ее верхними зубами, как бы причесывая. Затем прикусите верхнюю губу и несколько раз поскоблите ее нижними зубами.

Предложите ребенку «причесать» свои губки.

*Спрячь, губки

Предложите ребенку «спрятать» губки. Покажите, как это можно сделать : подогнуть губы и втянуть внутрь. Покажите, как удерживать губы в таком положении, слегка прикусив их зубами.

Пусть малыш тоже «спрячет» свои губки

Упражнения для языка

*Любопытный язычок

Скажите малышу , что язычок очень любопытный - ему дома не сидится, он все время хочет выглянуть изо рта. Сами сложите губы в улыбку, а зубы неплотно сомкните и покажите ребенку, как язык протискивается наружу между зубами - верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка . Предложите малышу повторить это упражнение.

*Накажем : непослушный язычок

Скажите ребенку, что язычок провинился. Он вышел один, без разрешения, на улицу, и теперь придется его наказать. Продемонстрируйте упражнение, сначала высовывайте изо рта язык , слегка покусывая его по всей длине от кончика, а затем втягивайте язык в рот , также покусывая. При выполнении этих движений нужно произносить звуки : «Та, та, та.» Предложите малышу повторить упражнение.

*Пожалеем язычок

Жаль нам стало язычок. Не будем мы его больше наказывать, а, наоборот, пожалеем. Для этого повторите предыдущее упражнение, но не кусайте язык зубами , а похлопывайте его губами, произнося звуки : «Пя, пя, пя.» Предложите малышу повторить и это упражнение.

АКТИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Активная артикуляционные гимнастика - это гимнастика для нижней челюсти , губ, щек и языка . Ее ребенок выполняет сам, повторяя движения, показанные взрослым. Артикуляционные упражнения бывают статическими (удержание органов артикуляции в определенной позе в течение 2-5 секунд) и динамическими (многократное повторение ребенком одного и того же движения) . Чтобы помочь ребенку при выполнении статических упражнений, взрослый вслух считает или дает ему следующие команды : «Раз, два, три - от-дох-ни!» или же «Раз, два, три, четыре, пять - теперь можно отдыхать!» Динамические упражнения необходимы для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую , поэтому выполняются в более быстром темпе. Они выполняются тоже под счет («Раз-два, раз-два.» ) или же по команде взрослого. Например, при выполнении упражнения «Качели» , предусматривающего подъем и опускание языка , команды могут быть такими : «Вверх-вниз, вверх-вниз.»

Артикуляционные упражнения выполняются медленно и обязательно перед зеркалом, чтобы малыш мог видеть и ваше лицо, движения которого он копирует, и себя самого , а взрослый следил, все ли правильно он делает. Если ребенок не может повторить какое-либо действие, помогите ему, проведя соответвующее пассивное упражнение (используя пальцы рук или чайную ложечку) .

Комплекс упражнений для детей младшего дошкольного возраста

(до 4 лет)

С ребенком младшего и среднего возраста следует разучить комплекс общеукрепляющих артикуляционных упражнений , направленных на развитие речевого аппарата в целом. Эти упражнения можно считать прекрасной профилактикой от возникновения у детей дефектов речи.

Сначала предложите малышу рассмотреть перед зеркалом свои органы артикуляции и назвать их : «Губы, зубы, щеки, язык » . Обратите внимание ребенка, что у него есть верхняя и нижняя губы, верхние и нижние зубы, а язычок только один. Скажите, что язычок очень подвижный и ловкий. Он умеет выполнять самые разные движения.

В первую очередь предложите ребенку игры для губ, щек и нижней челюсти и лишь затем переходите к упражнениям для развития подвижности языка .

Артикуляционная гимнастика не должна превратиться в серию утомительных упражнений, поэтому проводится в форме забавной игры. Ребенок, увлекшись, не заметит, что его учат. А значит, процесс развития речевой моторики будет протекать быстрее и успешнее.

В течение одного занятия не стоит пытаться выполнить все упражнения, заниматься несколько раз в день, каждый раз выполняя по 2-3 упражнения.

Упражнения для нижней челюсти, губ и щек

(статическое артикуляционное упражнение ) Скажите малышу , что он птенчик, а себя назовите птичкой-мамой. Сообщите птенчику, что сейчас вы будете его кормить. Попросите ребенка широко открыть рот (покажите, как это делать) и остаться в таком положении несколько секунд (положение губ, как при произнесении звука А) .

Поднесите пальцы руки, сложенные щепотью, к открытому рту ребенка, словно вы что-то кладете или насыпаете. При этом расскажите стихотворение :

Ротик шире открывай -

Кушай, птенчик, не зевай!

(статическое артикуляционное упражнение ) Игра подготовит губы ребенка к произнесению звуков И, С, 3.

Широко улыбнитесь, обнажив сомкнутые зубы (положение губ, как при произнесении звука «И» ). Прикус естественный : нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. Попросите ребенка улыбнуться в ответ и удержать губы в улыбке 2-5 секунд. Расскажите стихотворение :

Улыбнись мне поскорей.

Тяни губки до ушей!

(статическое артикуляционное упражнение ) Скажите малышу , что умеете делать колечко : вы открываете рот, округлив губы рупором, и вытягиваете их вперед (положение губ, как при произнесений звука О) . Удержите губы в таком положении 2-5 секунд и спросите, сумеет ли он сделать такое же ко-

Расскажите стихотворение :

Губки круглые сложи

и колечко покажи.

* Малыш плачет

(динамическое артикуляционное упражнение ) Скажите малышу , что, когда маленький ребенок плачет, он кричит : «УА-УА!» , а затем произнесите это звукоподражание, но беззвучно, только шевеля губами. Таким образом, вы показываете одно за другим артикуляционные упражнения «Трубочка» и «Птенчик» . Попросите ребенка повторить эти движения губами. Менять положение губ нужно 2-5 раз подряд.

*Веселый - грустный

(динамическое артикуляционное упражнение ) Эта игра также вырабатывает навык быстрого изменения положения губ. Расскажите ребенку, что, когда человеку весело, он всегда улыбается, а когда грустно, его губы собираются в трубочку. Покажите малышу сначала веселого человечка, а потом грустного. (Движение губ, как при последовательном произнесении звуков ИУ.) Сменить положение губ надо 2-5 раз.

(статическое и динамическое артикуляционное

упражнение)

Покажите, как можно надуть щеки и удерживать их в таком положении 3-5 секунд. Если ребенку не удается повторить, предложите ему просто дунуть, а сами сожмите в этот момент губы малыша своими пальцами . В результате щеки надуются. Удерживать щеки в таком положении надо в течение 2-5 секунд. Затем покажите, как поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам. «Шарик» лопнет, а воздух, издав звук, выйдет наружу. Расскажите стихотворение :

Шарик надувай,

Воздух выпускай.

(статическое и динамическое артикуляционное упражнение )

Покажите малышу , как можно втянуть щеки внутрь рта, всосав в себя воздух. При этом нижняя челюсть слегка опущена, губы сомкнуты. Удерживайте такую позу в течение 2-5 секунд, а затем с усилием разомкните губы, слегка причмокнув. Если ребенку не удается втянуть щеки, предложите ему вытянуть губы немного вперед и причмокнуть. Повторите упражнение 2-5 раз.

Научите малыша посылать воздушный поцелуй. Следите за тем, чтобы ребенок чмокал губами именно в тот момент, когда подносит свою ладошку к губам, а не раньше и не позже. Расскажите стихотворение :

Губки в трубочку сложу я.

Потом маму поцелую.

(динамическое артикуляционное упражнение ) Эта игра также подготовит губы ребенка к произнесению звуков М, П, Б,

Скажите малышу , что рыбка разговаривать не умеет :

Ротик открывает,

Что сказать, не знает!

Затем покажите, как рыбка открывает ротик. Для этого сначала широко откройте рот, потом резко закройте, плотно смыкая губы. Постепенно усиливайте темп.

Теперь предложите малышу самому изобразить рыбку , пускающую пузыри. Когда малыш научится выполнять упражнение, расскажите стихотворение :

Рыбка ротик открывает -

Пузыри она пускает.

(статическое и динамическое артикуляционное упражнение )

Игра, развивая подвижность губ, подготавливает их к произнесению звуков О, Н. ,

Предложите малышу изобразить тигра . Для этого продемонстрируйте «тигриный» оскал : отведите губы в стороны и обнажите зубы.

Теперь попросите ребенка не только оскалиться, но и выставить когти, для этого ему нужно поднять кисти рук к лицу, согнуть пальцы, напрячь их и удерживать в таком положении.

Расскажите стихотворение :

Злою тигра всякий знает

Тигр всех вокруг пугает.

Упражнения для языка

Все приведенные ниже упражнения приучают ребенка расслаблять язык , развивают его подвижность и подготавливают к произнесению согласных звуков.

(статическое артикуляционное упражнение ) Посмотрите на малыша , улыбнитесь, откройте рот и положите широкий, расслабленный язык на нижнюю губу . Скажите малышу , что язычок похож на лопатку, и предложите ребенку показать его «лопатку» . Пока ребенок удерживает язык в течение 3-5 секунд, расскажите стихотворение :

Вот она, лопатка, -

Широка да гладка.

(динамическое артикуляционное упражнение ) Расскажите малышу , что язык умеет играть в прятки, и покажите, как он это делает. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий расслабленный язык на нижнюю , губу, как и в предыдущем упражнении, а затем отодвиньте язык за нижние зубы - «язычок спрятался» . Предложите малышу поиграть в прятки со своим язычком и совершить 3-5 таких движений. Можно заинтересовать ребенка иначе. Скажите, что будете ловить его язычок. Поднесите ладонь ко рту ребенка, произнесите : «Цап!» и сделайте хватательное движение, как будто хотите поймать высунутый язык . В этот момент ребенок прячет язык .

Во время занятия рассказывайте рифмовку :

Мы играем в прятки.

Где ж твоя лопатка?

(статическое артикуляционное упражнение ) Расскажите ребенку, что язычок умеет не только в прятки играть, но и с горки кататься. «Смотри, какая большая горка!» - произносите вы, улыбаетесь и открываете рот. Кончиком языка надо упереться в нижние зубы, как в упражнении «Прятки» , затем, не отрывая кончика, приподнять среднюю часть языка и выгнуть ее горкой . Теперь предложите ребенку самому показать горку . Пока ребенок выполняет упражнение, расскажите стихотворение :

Вот она какая,

Горочка крутая!

(динамическое артикуляционное упражнение )

Расскажите малышу , что кошка лакает молоко из блюдца язычком. Покажите, как она это делает : высуньте изо рта и втяните широкий, как лопатка, язык , совершая при этом соответствующие движения. Предложите малышу изобразить кошечку , которая лакает молоко из блюдца, и повторить движения языком 3-5 раз . Затем покажите, как сложить ладони словно это блюдечко, и «полакать» молочко :

Полакай, как кошка,

Молоко из плошки.

*Иголочка

(статическое артикуляционное упражнение ) Откройте рот и, улыбаясь, высуньте как можно дальше напряженный язык . Придайте ему форму длинного и тонкого жала и удержите в этой позе в течение 3-5 секунд. Теперь попросите малыша повторить упражнение и скажите, что его язык похож на длинную и острую иголку. Покажите, будто вы хотите прикоснуться ладонью к «иголочке» , но затем, не донеся руки до рта малыша , отдерните ее : «Ой, какая острая!» Расскажите стихотворение :

Вот она, иголка, -

И остра, и колка. ."."

(динамическое артикуляционное упражнение ) Высуньте изо рта длинный и тонкий как жало язык . Совершайте им движения из одного угла рта к другому и обратно. Скажите малышу , что так же качается маятник у часов. Затем попросите ребенка показать его «часики» . Пусть малыш совершит 48 движений языком из стороны в сторону.

Обязательно следите за тем, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась неподвижной и, если необходимо, фиксируйте челюсть рукой. При выполнении упражнения произносите : «Тик-так, так-так.» , задавая темп движений.

(динамическое артикуляционное упражнение ) Высуньте изо рта язык . Совершайте им движения вверх- вниз, стремясь дотянуться то до носа, то до подбородка. Скажите малышу , что так язычок качается на качелях. Теперь предложите ребенку покачать на качелях его язычок 4-8 раз.

Следите за тем, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась неподвижной, и, если необходимо, фиксируйте челюсть рукой. При выполнении ребенком упражнения произносите слова : «Вверх-вниз, вверх-вниз.» , задавая темп движений.

*Обезьянка

(статическое артикуляционное упражнение ) Изобразите обезьяну : приоткройте рот и поместите кончик языка между верхней губой и верхними зубами. Скажите, что вы - обезьянка-мама. Попросите малыша изобразить смешную обезьянку и удерживать такую позу в течение 3-5 секунд.

В следующий раз покажите обезьянку-папу : поместите кончик языка между нижней губой и нижними зубами. Предложите малышу изобразить обезьянку. Пока ребенок удерживает такую позу в течение 3-5 секунд, расскажите рифмовку :

Мы покажем обезьян :

За губой у них - карман,

А в кармашке - язычок.

Чики-чок, чики-чок!

*Обезьянка и банан

(статическое и динамическое артикуляционное упражнение ) .

Расскажите малышу , что обезьяна очень любит бананы. «Вот она откусила кусочек банана и спрятала его за щеку» , - кончиком языка оттопырьте , правую щеку и останьтесь в таком положении в течение 3-5 секунд. Теперь предложите малышу самому изобразить , как обезьяна прячет за щекой банан.

Затем покажите, как обезьянка спрятала кусочек банана задругой щекой, - оттопырьте языком левую щеку .

Теперь попросите ребенка спрятать «банан» , а вы постараетесь отгадать, за какой щекой он окажется. Дотроньтесь до оттопыренной щеки малыша пальцем : «Здесь банан!» Когда ребенок изменит положение языка , вновь покажите, за какой щекой «спрятан банан» . Расскажите рифмовку :

У нашей обезьяны

За щекой бананы.

(динамическое артикуляционное упражнение ) Покажите малышу , как можно изобразить скачущую лошадку : нужно приоткрыть рот, присосать широкий кончик языка к твердому нёбу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать его. Сначала цокайте медленно, а затем быстрее и быстрее.

Предложите малышу «поскакать на лошадке»

вместе с вами.

В. процессе выполнения артикуляционного упражнения «Лошадка» можете согнуть руки в локтях, сжать их в кулаки и слегка покачивать руками, изображая всадника, держащего в руках вожжи. Расскажите стихотворение :

Скачем на лошадке

По дорожке гладкой.

*Стой, лошадка!

(динамическое артикуляционное упражнение ) Скажите малышу , что пора лошадке остановиться. Покажите, как конюх останавливает лошадь : вы закрываете рот, смыкаете губы и выпускаете воздух так, чтобы воздушная струя заставила губы вибрировать - как можно дольше, чтобы получился звук, похожий на «тпру» .

Теперь предложите малышу остановить и свою лошадку.

Артикуляционные упражнения не обязательно превращать в специально организованные игровые занятия, их можно проводить в любое время, напри- мер, во время умывания и еды. Покажите малышу во  ; время утреннего туалета, как нужно полоскать рот водой, плотно смыкая губы; как, запрокинув голову, полоскать, горло; как языком проверять , хорошо ли вычищены зубы. Во время еды дайте ребенку задания облизать ложку, блюдце, предложите попить сок с помощью трубочки. Сначала трубочка должна быть достаточно большого диаметра, а затем, когда малыш научится ею пользоваться, предложите тоненькую трубочку - соломку.

Оказавшись рядом перед зеркалом, поиграйте в «клоунов» , то есть покорчите смешные и даже страшные рожицы.

В подвижные игры также старайтесь включать элементы знакомых малышу артикуляционных упражнений . Если вы играете в лошадок, озвучьте их движения : поцокайте языком , а в конце пути остановите лошадей, произнеся : «Тпру!»

Ольга Новиковская. 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи