Что такое антиутопия в литературе? (кратко и понятно). Жанр антиутопия в литературе

В последнее время такие произведения, как «Голодные игры», произвели огромный фурор в обществе, особенно среди тех его членов, кого интересуют книги антиутопии. Но мы довольно часто читали антиутопии и раньше, к тому же, не все они отличались столь высоким уровнем технологических новшеств, как в вышеупомянутой книге. Чаще всего в них идет речь о порабощенных обществах, социально угнетенных кругах людей. Одним из самых известных примеров такого романа антиутопии считается , который дал жизнь крылатому выражению «Большой Брат следит за тобой», тем самым олицетворяя жизнь под микроскопом. Подобную сюжетную нагрузку можно найти и в «Голодных играх», которые транслируют широким массам попытки одних людей убить других. Однако литература антиутопии не всегда стремилась к такой модернизации: телевидение и компьютеры – это всего лишь новейшие дополнения в жанре. В действительности же корни этого направления уходят в начало 16-го века, когда Томасом Мором была написана книга под названием «Утопия», в которой, как это ни парадоксально, описывалось общество по своей структуре очень далекое от ее названия. В целом, писатели, которые творят в этом жанре, в понятие антиутопии, в первую очередь, вкладывают смысл некоего общества, расколотого и разрушенного социальными нормами и установками.

Антиутопия - это разновидность социума с совершенными идеалами по задумке, но падшими и разрушенными по факту. Антиутопия демонстрирует кошмарную картину ближайшего будущего. Типичные темы антиутопии обычно касаются восстаний, социального давления, революций, войн, перенаселения и катастроф. Многие считают этот жанр относительно новым в литературе, но реальность свидетельствует о том, что у него очень длинная и захватывающая история. Подтверждение тому вы найдете в этом кратком экскурсе в историю жанра антиутопии.

Функции антиутопии

Посредством романа антиутопии автор демонстрирует собственное убеждение касательно проблем человечества и общества, а также предупреждает людей об их слабости. Писатели обычно прибегают к жанру антиутопии для обсуждения реальности и отображения проблем, которые очень вероятны в будущем. Несмотря на то, что роль антиутопии в литературе сводится к тому, чтобы обучить и предупредить аудиторию, не стоит недооценивать ее влияние на освещение проблем насущных в сфере социальной, политической, правительственной.

Структура антиутопий

Предыстория : Антиутопия обычно является частью вымышленной вселенной, в которой повествуется о том, как образовался этот мир или как эволюционировал (или деградировал) по отношению к нашему обществу. Предыстория наглядно демонстрирует процесс смены рычагов контроля над обществом, изменения социальных норм или становление власти правительства, управляемым отдельными корпорациями, тоталитарными диктаторами или бюрократами.

Главный персонаж : существует несколько типажей протагониста, который может фигурировать в книге антиутопии. Одним из таких является персонаж, который на уровне интуиции ощущает проблемы общества и пытается исправить их, откровенно полагая, что скинуть диктатора с Олимпа власти действительно возможно. Зачастую мировоззрение такого персонажа формируется под воздействием окружающей его среды, также неравнодушной к противостоянию с держателем власти.

Другой тип протагониста является неотъемлемой частью общества, которое воспринимает себя не иначе как утопическим, но в определенный момент он осознает, насколько неправым является это самое общество, и предпринимает попытки по его видоизменению либо разрушению.

Завязка : часто главный герой встречает персонажа, наделенного антиутопическими чертами, возможно, лидера всего общества. Происходит конфликт, при котором протагонист также встречает, либо его поддерживает группа людей, движимых идеей разрушить антиутопию. Иногда эти люди были ранее частью этой антиутопии, но им удалось образумиться и скинуть с себя это бремя.

Кульминация : в романе антиутопии проблема зачастую остается нерешенной, в большинстве случаев попытки разрушить антиутопию оказываются тщетными. Иногда герою удается разрушить замкнутый круг и вырваться на свободу, однако в подавляющем большинстве случаев главный герой (либо группа людей, о которой мы говорили выше) терпит поражение и антиутопия продолжается.

Примеры антиутопий

Тексты революционной значимости

Наверное, в наши дни развитие антиутопического жанра в искусстве получило второе дыхание, однако его активность прослеживается еще со времен 18-го века. Возможно, в ту пору такое творчество было отображением не столь фантастических утопических убеждений, скорее ответом на угрожающие идеалы и политические взгляды. Таким образом, роман антиутопия использует свою обличительную форму навязывания мировоззрения как способ критики той идеологии, в пучине которой и творились эти действительно смелые тексты.

Впрочем, отвращающие взгляды на тоталитарные режимы и сценарии постапокалиптических разрушений тесно переплетаются в рамках озвученного жанра, а помимо того они имеют прочные связи с другими литературными направлениями, например с романами-путешествиями, сатирой и научной фантастикой. Поэтому было бы ошибочным полностью отождествлять все эти направления.

Первичный импульс в движении антиутопий принадлежит перу Джонатана Свифта, который в 1726 году опубликовал произведение «Путешествия Гулливера». Многие могут ассоциировать его рассказ о Лилипутах не с чем иным, как со старой-доброй «диснеевской» сказкой, однако история Гулливера гораздо мрачнее, чем можно было бы подумать. Писатель публикует острую критику современного ему общества, обволакивая свои соображения в толстые слои метафор. Так, например, в одной из земель Гулливер встречает нацию, для которой наука и рационализм стоят превыше всего, их бессмысленные эксперименты истощают природные и человеческие ресурсы. В противовес им автор представляет и другие поселения, кровожадные и дикие по своей природе, что не может не поразить путешественника.

По возвращении в Лондон Гулливер приходит к оглушительному выводу: имея возможность сравнивать полярные по своей сути идеологии, он осознает, что он ничем не отличается от народов, которые он посетил, и даже более того, весь его социум насквозь пропитан греховностью.

Рассвет мыслящих машин

Немного позднее в свет вышел не менее знаковый роман антиутопия Самюэля Батлера под название «Едгин» (в название спрятано не что иное, как анаграмма слова нигде, что уже недвусмысленно намекает на сюжетный посыл произведения), опубликованный в 1872 году впервые от лица неизвестного автора. В своем романе Батлер играет всевозможными сатирическими приемами в отношении Викторианского общества. Его книгу «Едгин» скорее можно отнести к категории утопической литературы, хотя общие черты антиутопии в ней также присутствуют.

Во времена жизни писателя технический прогресс еще не имел столь широкого охвата, как в 20-ом веке, но его рассуждения о том, как машинизированный механизм может проникать в сознание, действительно захватывают. С тех пор, идея о беспрекословной опасности, которую несет с собой технологическое развитие, стала неотъемлемой составляющей антиутопической литературы.

Истоки двоемыслия

Уже в первой половине 20-го века были опубликованы два основополагающих текста для антиутопической литературы. Речь идет о книге Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» (1932 год) и романе Джорджа Оруэлла «1984» (написанный в 1949 году). Полиция мысли, Большой Брат, двоемыслие и новояз: все эти концепты крепко укоренились в нашем сознании, но пути их проистекания уже несколько забылись.

В произведении Хаксли читатель окунается в идеально сформированный мир с инженерной точки зрения, в котором человека искусственно выращивают, будто овощ, а затем усаживают за заранее отведенное место в структуре общества; при этом никто не выказывает недовольство своим положением до тех пор, пока отлаженная система не дает сбой. В романе Оруэлла фигурирует некий персонаж по имени Уинстон, который под натиском пропагандистских идей начинает задавать неуместные вопросы, однако социальная машина не оставляет ему никаких шансов на своеволие. Подробнее с книгой можно ознакомиться .

Парадоксально, но обе книги не лишены вполне обыденных и привычных в нашей жизни деталей, о которых каждый слышал или видел: технологии, телевидение, наркотики и т. д.; все это в совокупности производит оглушительный эффект сближения с реальным миром и детализации той опасности, которая в теории нас всех может ожидать.

На самом деле, список книг антиутопий можно пополнять очень долго, а в каждом отдельно взятом произведении с легкостью можно найти нотки антиутопии, именно поэтому вся литература интертекстуальна, каждый новый жанр неразрывно связан с другим.

Антиутопия очень популярна среди читателей. Само слово «антиутопия» или «дистопия» весьма привлекательно своим звучанием и иностранным происхождением, чем заставляет в особенности молодежь обратить на себя внимание и прочитать произведение, выполненное в этом жанре.

Жанр антиутопии появился благодаря предшествующей ему утопии, которая была популярна еще в 17 веке благодаря своим идеалистическим представлениям о будущем. Одним из первых примеров страны грез послужила Эльдорадо – волшебная долина изобилия из романа Вольтера «Кандид». Сам термин вошел в обиход с легкой руки Томаса Мора, так он назвал свое произведение об идеальном острове. Чем же антиутопия отличается от утопии? Новый тип фантастического романа берет на себя функцию критического отношения к возможному будущему, нынешнему обществу и человечеству в целом. В отличие от утопических произведений, в антиутопиях описывается не идеальное представление о завтрашнем дне, а самое что ни на есть худшее представление о том, что нас ждёт. Данный жанр зародился в Англии, где, как ни странно, доселе создавались позитивные утопические романы.

Самая первая литературная антиутопия — это «Левиафан» Т. Гоббса, где государство уподобляется библейскому чудовищу левиафану. Опубликована она была в 1651 году в Англии, и тогда вызвала всеобщее потрясение и осуждение такой смелой теории. Однако антиутопия как жанр окончательно устанавливается лишь во второй половине 19 столетия.

Антиутопия в мировой литературе занимает весьма шаткое положение, так как её относят больше к фантастике, которую люди не привыкли воспринимать всерьез. Возможно, это происходит из-за страха признаться самим себе, что всё, описанное в жуткой книге, действительно грядёт, может, не в столь крупных масштабах, но отчасти. Толика того, что человечество наблюдало раньше и наблюдает сейчас, было предсказано еще в самых ранних произведениях этого жанра.

Причины появления антиутопии стоит искать в том факте, что для каждого явления всегда находится противоположность и довольно быстро. Раз есть хорошее в лице утопии, пусть будет и плохое, как, например, антиутопия. Эти две крайности отталкиваются друг от друга как магниты, что даёт каждому человеку право выбора: позитивный взгляд в будущее или наоборот. Но всё же говорить о таких категориях, как «добро» и «зло», здесь было бы неправильным, поскольку ни утопия, ни дистопия не знают таких разграничений, как «хорошее» и «плохое». В данном случае их можно охарактеризовать как «оптимизм» и «пессимизм», «позитив» и «негатив». Исходя из своих личных взглядов на настоящее, прошлое и будущее читатель выберет тот жанр, который будет ему по душе и будет соответствовать его мировоззрению.

Определение и разновидности

Антиутопия – это жанр в литературе, в рамках которого описывается воображаемое будущее с критическим к нему отношением, в подобных текстах превалирует также литературно-фантастический гротеск и гиперболизация.

Виды антиутопии многочисленны, так как почти каждое произведение о дне грядущем, особенно отнесенное к классике, можно приобщить к этому жанру, а все они имеют разные оттенки, замыслы и сюжеты.

  • социально-фантастическая (Е. Замятин «Мы», М. Булгаков «Мастер и Маргарита», А. Платонов «Котлован» и «Чевенгур»);
  • научно-фантастическая (М. Булгаков «Роковые яйца»);
  • антиутопия-аллегория (М. Булгаков «Собачье сердце», Ф. Искандер «Кролики и удавы»);
  • историко-фантастическая (В. Аксенов «Остров Крым», А. Гладилин «Репетиция в пятницу»);
  • антиутопия-пародия (В. Войнович «Москва 2042», Лао Шэ «Записки о кошачьем городе»);
  • роман-предупреждение (П. Буль «Планета Обезьян», Уэллс «Война в воздухе»).

Однако в более обширном понимании антиутопии делятся на сатирические, политические, социальные, научные и многие другие.

Основные черты

Что касается основных черт и признаков антиутопии, к ним стоит отнести то, что всё повествование основывается на описании какого-либо государства или общества, их политической структуры. Также априори антиутопия – это взгляд в будущее, то есть действия, описанные в произведении, происходят в будущем. Обычно в подобных текстах нет одного взгляда на какой-то режим, зачастую несколько точек зрения сравниваются, объясняются, может даже где-то сталкиваются и создают конфликт. Но есть и другие особенности.

Признаки

  • В произведениях этого жанра показываются негативные явления в жизни социалистического или же буржуазного общества, часто затрагиваются вопросы классовой морали, эфемерного «уравнения» личности, последствий технического прогресса.
  • Что также характерно жанру, рассказ ведется от лица героев не просто так, а как будто бы вы читаете дневник или заметки этого человека, тем самым ощущая себя частью происходящего.
  • Если традиционные жанры считали своим долгом содержать в себе описание героя, его семьи, ближнего окружения, какие-либо семейные или личностные ценности, традиции, то в антиутопии всё аннулируется — не существует никакого описания домашнего жилья или семьи как социального института, где царили бы свои принципы и духовная атмосфера.
  • В процессе чтения создается впечатление «омашинивающейся» цивилизации, то есть какой-то запрограммированности человечества и каждой личности в отдельности, что присуще больше каким-то механизмам, нежели человеку.

Темы

  • Противостояние технократии и человечества;
  • Взаимодействие с инопланетными существами;
  • Социальные аспекты политических идеологий, доведенных до гротеска;
  • Технологический прогресс и его последствия для людей;
  • Жизнь после апокалипсиса;
  • Противоборство природы и техники;
  • Мировые войны и агрессивные государства-антиутопии
  • Особенности

    Антиутопия – одно из открытий 20 века, основательно потрясших опоры литературной традиции. Новаторская тематика обнажила социальные последствия войн, революций и полной неуверенности в завтрашнем дне. Люди были потеряны, угнетены и озлоблены, поэтому хотели видеть на страницах книг скептически окрашенный, мрачный мир будущего, как оправдание своим пророчествам и предчувствиям. После стольких потрясений, когда голод, обездоленность и нищета превратились в бедствие мирового масштаба, самое время было подумать о будущем. Многие прогрессивные художники слова представляли его, изображая в темных красках. Но лишь оттого, что сгущали полутона настоящего, которые уловили феноменальным чутьем.

    Стиль

    Схема построения антиутопии стандартна, если не сказать, шаблонна. Общество разглажено тоталитарным нажимом: все счастливы по незнанию. Свобода, равенство и братство приобретают кошмарные формы, как в королевстве кривых зеркал. Главный герой (обычно работает на правительство) прозревает и начинает бороться против системы, неожиданно находя сторонников. Примечательно, что хэппиэндов в привычном понимании слова не бывает.

    Некоторые, прочитав ту или иную антиутопию, отмечают, что читать подобные произведения достаточно тяжело: вокруг пессимизм и ничего, что могло бы хоть немного окрасить жизнь главного героя. В этом заключается стиль данного жанра — вызывает недоумение и непонимание у читателей смирение героев, их примирение с окружающей их реальностью и слепое поклонение строгому режиму.

    Примеры

    Для наглядности мы собрали список книг, который поможет вам самостоятельно разобраться во всех тонкостях этого жанра. Если вы не нашли для себя то, что искали, рекомендуем обратить взор на , где есть свыше 20 антиутопий разных видов и стилей.

    Известные

    Самыми известными антиутопиями являются такие произведения, как « » О. Хаксли и « » Д. Оруэлла. Оба произведения построены почти одинаково — новое государство, подчиняющееся одному «Богу», общество разделено на касты, и нет никаких моральных ценностей, принципов и культурных традиций. Также немаловажно здесь существование любовной линии, которая, по сути, движет героем в борьбе с режимом.

    Современные

    Что насчет современности, наше поколение уже считает за классику такие антиутопии, как «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, «Кысь» Т. Толстой и «Generation «П» В. Пелевина.

    Все три произведения построены на более или менее одинаковом сюжете, но, например, пелевинская антиутопия более сатирична, чем остальные две, хотя не сильно уступает в этом Толстой, чьё творение отличается небольшим уклоном во что-то сильно фантастическое или даже мистическое.

    Русские

    Из отечественных антиутопий со школьной скамьи всем известен Евгений Замятин, а его роман « » обычно любим старшеклассниками за нонконформистский дух и новаторство стиля. Это самый известный пример русскоязычной антиутопии.

    « » М. Салтыкова-Щедрина — тоже своего рода антиутопия, хотя, для кого-то это, наверное, станет открытием. Но, несмотря на свою своеобразность, антиутопические смыслы всё же сохраняются в этом произведении, и город Глупов так похож на мир Хаксли или «Поколение Пепси» Пелевина.

    « » же Платонова походит на сатиру, направленную на советскую власть, на режим, ограничивающий людей буквально во всем и пытающийся уровнять общество ив нищете и бесправии, буквально «шагая» по трупам тех, кто чем-то посмел отличиться.

    Сатирические и политические

    Конечно, какая же антиутопия без политического и сатирического подтекста? Все вышеназванные произведения, так или иначе, содержат политическую сатиру, но «Скотный двор» Д. Оруэлла буквально кричит об этом всем своим содержанием.

    Также сатирой на политику отличился Виктор Пелевин в своих произведениях «Омон Ра» и « », где пытливый читатель может увидеть множество намеков на советские и российские реалии.

    Социальные

    К социальным антиутопиям относят «Пикник на обочине» Стругацких, где присутствует вполне обычный сюжет, в котором главный герой раскрывается по мере прочтения через различные жизненные препятствия с примесью инопланетной тематики и фантастическими веяниями.

    Также социальные аспекты технократии описал Курт Воннегут в произведении «Колыбель для кошки».

    Научные

    А вот роман Г. Уэллса «Война миров» больше знаком аудитории по кинофильму с Томом Крузом в главной роли. Этот роман относят к научной антиутопии, где происходит противостояние людей и машин — наиболее популярный мотив современных бестселлеров и кинофильмов.

    Кроме того, бесподобный Курт Воннегут написал «Утопию 14», которая понравится сторонникам механизации человеческого труда.

    Молодежные

    Стоит выделить особый вид антиутопий, так называемые «подростковые», чья целевая аудитория в основном состоит из молодежи, которая, возможно, уже пресытилась заезженными сюжетами этих самых антиутопических романов. К таковым относят подростковые антиутопии « » У. Голдинга и « » Э. Бёрджесса. Первый привлекает таинственностью необитаемого острова и подростков, очутившихся на нём (беспроигрышный вариант для любого произведения или фильма), а второй, возможно, своей развязностью и несуразностью.

    Произведение китайского писателя Лао Шэ «Записки о Кошачьем городе», близкое, по сути, к «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина, самое остроумное из нашего списка и не лишено восточного колорита.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Утопия — дивный, сказочный мир

Литературный жанр «утопия» — рассказ об идеальном человеческом обществе, где нет бедных и богатых, угнетения человека человеком, несправедливости, неравенстве, где все счастливы, здоровы, довольны

Слово «утопия» греческого происхождения (u - частица НЕ, topos - место, т.е. «место, которого нет»). Впервые повесть об такой замечательной стране и жизни в ней создал английский мыслитель ХV века Томас Мор. Произведение, так и называющееся «Утопия» или точнее «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», увидело свет в 1516 году.

Список лучших и наиболее известных книг-утопий

  • «Город Солнца», итальянский философ Томмазо Кампанелла, 1623 год
  • «Новая Атлантида», ангийский философа Френсис Бэкон, 1627 год
  • «Государства и Империи Луны», французский драматург, философ Сирано де Бержерак, 1657 год
  • «История севарамбов», французский мыслитель Дени Верас, 1677-1679 годы
  • «Золотой век», американский мыслитель, писатель Эдвард Беллами, 1888 год
  • «Вести ниоткуда», английский писатель и издатель Уильям Моррис, 1890 год
  • «Золотая бутыль», американский политик, писатель, 1892 год
  • «Туманность Андромеды», советский писатель-фантаст Иван Ефремов, 1957 год
  • «Полдень, XXII век (Возвращение)», советские писатели-фантасты братья Стругатские, 1962 год
  • «Коммуна в 2000 году», «Башни Утопии», «После Утопии», американский писатель-фантаст Мак Рейнольдс, 1974-1977 годы

Литературный жанр «антиутопия» — рассказ об обществе, где всё плохо: экология, государственное управление, жизнь людей. Обычно причиной этого несчастья называются тоталитаризм, природные катаклизмы, войны, человеческие пороки

Термин «антиутопия» имеет нескольких авторов, впервые его озвучил английский экономист Джон Стюарт Милль, выступая в 1868 году в Палате общин, в 1952 году Гленн Негли и Макс Патрик в книге «В поисках утопии» назвали так литературный жанр. Первой антиутопией считается, хотя и не всеми, роман русского писателя Евгения Замятина «Мы»

Список лучших и наиболее известных книг-антиутопий

  • «Мы», русский писатель Е, Замятин, 1920 год
  • «Этот прекрасный новый мир», английский писатель О. Хаксли, 1932 год
  • «1984» английский писатель Дж. Оруэлл, 1949 год
  • «Мрак в полдень» («слепящая тьма») английский писатель А. Кёстлер, 1940 год
  • «Повелитель мух» анлийский писатель У. Голдинг, 1954 год
  • «Миф о машине» (2 тома), американский социолог Л. Мэмфорд, 1967-1970 годы
  • «Москва 2042», советский писатель В. Войнович, 1986 год
  • «Дающий», американский писатель Л. Лоури, 1993 год

В чём разница между утопией и антиутопией?

Отличие утопии и антиутопии в том, что в первой всё хорошо, во второй всё плохо
В утопии все живут так, как им хочется, а хочется им жить по закону, свободно и правильно, в антиутопии все живут по правилам, установленным кем-то, то есть несвободно, в определённых рамках.
Утопия — гимн человеку, осознающему свою ответственность перед собой и своими ближними, антиутопия — описание общества с абсолютным недоверием к человеку как личности
Утопия настаивает на том, что человек — существо разумное, и ему по силам построить совершенный мир с помощью развития науки и техники, социально-экономических преобразований, революций, антиутопия утверждает, что человек глубоко порочен, что благие намерения одних наталкиваются на сопротивление других, что революции бессмысленны, а социальное зло вечно

Германские нацисты и русские коммунисты были уже очень близки к нам по методам, но у них не хватило мужества разобраться в собственных мотивах. Они делали вид и, вероятно, даже верили, что захватили власть вынужденно, на ограниченное время, а впереди, рукой подать, уже виден рай, где люди будут свободны и равны. Мы не такие. Мы знаем, что власть никогда не захватывают для того, чтобы от неё отказаться. Власть - не средство; она - цель. Диктатуру учреждают не для того, чтобы охранять революцию; революцию совершают для того, чтобы установить диктатуру. Цель репрессий - репрессии. Цель пытки - пытка. Цель власти - власть (Джордж Оруэлл «1984»)

Антиутопией называются жанр литературы, где описывается общество, в котором преобладают негативные тенденции развития. Основное направление сюжета представляет собой выживание героев в мире, где человечество изначально проиграло. Если вы любите философские в своем напряжении книги, антиутопия придется вам по вкусу. Читая романы в этом жанре, можно поразмыслить над вечными темами взаимодействия народа и государства, внутренними противоречиями человека и вечными ценностями. Лучшие книги-антиутопии рисуют перед нами в основном тоталитарное общество, где действует ряд правил, ограничивающих свободу – думать, чувствовать, жить. Как правило, они имеют несчастливый финал, так как человек неизбежно терпит поражение.

Само понятие жанра было введено в конце позапрошлого столетия. Книги в жанре антиутопия стали логическим продолжением утопии, в рамках которого демонстрировалось идеальное общество. Но и по сей день идеальное и счастливое общество построить не удалось, оно осталось только в литературных произведениях, это заставляло во всем времена писателей думать о причинах и истоках этого. При этом очень сложно отыскать книги-антиутопии в списках советской литературы. Дело в том, что данный жанр в СССР подвергался всесторонней критике, так как показывал несостоятельность на практике утопии как таковой, в то время как в советском обществе доминировала идея об идеальном коммунистическом государстве. И только в девяностых годах российские авторы взялись массово осваивать этот жанр.

Книги-антиутопии: список выдающихся произведений

Если вы еще не успели познакомиться с этим жанром, на сайте «КнигоПоиск» вы можете найти рейтинг книг-антиутопий, среди которых совершенно точно будет то, что вам понравится. Лучшие произведения заставят вас задуматься и об историческом прошлом, и о современных реалиях. Книги-антиутопии, список которых представлен на этой странице, поможет разобраться в авторах и тонкостях литературных произведений.

духовное идейное течение современной общественной мысли. В антиутопии показывается, что попытки создать идеальное общество (утопия), достичь самых прекрасных общественных идеалов, сконструировать «справедливый мир» приводят к катастрофическим последствиям. Антиутопия ведет свое происхождение от сатирических произведений Дж. Свифта, Вольтера, М. Салтыкова-Щедрина, Г. Уэллса. Особенное распространение антиутопии получили после победы социалистической революции в России. В этот период времени интеллигенция увидела, что социальные идеалы в результате их реализации могут превращаться в свою противоположность. Борьба за свободное общество на практике реализовалась в тоталитарном, подавляющем человека государстве. Наиболее известны произведения антиутопии - это книги Е. Замятина «Мы», О. Хаксли «Этот прекрасный новый мир», Дж. Оуэлла «Ферма животных» и «1984 год», А. Кестлера «Мрак в полдень», JI. Мэмфорда «Миф о машине». В этих произведениях утопические проекты показываются как насилие над человеком и его природой. Утопия прокладывает путь тоталитаризму, поскольку идеализированное будущее не может быть лучше настоящего. К жанру антиутопий принадлежат и романы-предостережения таких авторов как Дж. Лондон, К. Чапек, Р. Бредбери, А. Азимов, И. Ефремов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АНТИУТОПИЯ

(«несуществующее место») - в узком смысле: лит.-публ. жанр, сложившийся в XX в. как выражение «кризиса доверия» к прогрессизму классич. европ. цивилизации и прогнозирование негативных перспектив реализации техносоциальных утопий XIX в. В широком смысле: совокупность худ., соц.-полит., филос. концепций, направленных на критику утопического сознания в целом и попыток его реализации в соц.-полит. практике (см. Деятельность). Характерным признаком А. явл. пессимизм в определении перспектив развития полит. системы, цивилизации, самой чел. природы. Осн. методол.. принцип А. - выявление негативных параметров утопических проектов и моделирование результатов их реализации путем экстраполяции на настоящее или ближайшее будущее. История А. знает ряд «пиков», приходящихся на периоды масштабных соц.-полит. кризисов и радикальных сдвигов в науч.-техн. сфере (последствия мировых войн, массовое внедрение новых технологий, неоднозначные результаты НТР и т.д.). Признанными классиками этого жанра в худ. лит-ре явл. Е.И.Замятин (роман «Мы»), Дж.Оруэлл (роман «1984»), О.Хаксли (романы «О, дивный новый мир!», «Обезьяна и сущность»), В.В.Набоков (роман «Bend Sinister»). Элементы А. часто представлены в произв. сатирического («Заводной апельсин» Э.Берджесса) и фантастического («Цивилизация статуса» Р.Сильверберга; «Град обреченный» А. и Б.Стругацких и др.) жанров. С 1930-х гг. мотивы А. проявляются в ряде теор. концепций соц. развития. Они присущи, в частн., соц. философии Франкфуртской шк. (Т.В.Адорно, Г.Маркузе и др.), концепции «трех волн» Э.Тоффлера и др. Футурологические разработки Римского клуба (1960-70-е гг.) также носят отпечаток А. Для худ.-лит. и соц.-филос. ситуации конца XX - начала XXI вв. полномасштабное выражение данных идей нетипично, но можно говорить о включенности элементов А. в разл. худ. и концептуальные практики постмодернизма, где антиутопическое и пессимистическое переплетается с ироническим (напр., «Застенчивый порнограф» Н.Фробениуса). Отеч. худ. лит-ра пережила две волны А.: в начале 1990-х гг. (напр., «Времена негодяев» Э.Геворкяна, мн. произв. А.Лазарчука и др.) и в начале XXI в. (напр., «Тупик гуманизма» А.Миронова). В первом случае тематизировано апокалиптическое и катастрофическое видение будущего (т.н. дистопия) в ситуации системного кризиса рос. (сов. и постсов.) об-ва; во втором случае - негативные аспекты интеграции России в процесс глобализации. Лит.: Утопия и утопическое мышление. М., 1990; Берджесс Э. Плоть // Берджесс Э. Избр. романы. М., 1993; Замятин Е.И. Мы. М., 1988; Оруэлл Дж. Романы. Эссе. Статьи. М., 1990; Хаксли О. Избр. произв.: В 5 т. М., 1997. Т. 1, 4. Е.В.Гутов

Отличное определение

Неполное определение ↓