Французский театр классицизма. Французский театр эпохи классицизма Соблюдение закона трёх единств

«История развития театра» - От Греков мы позаимствовали и само слово театр. Вертеп. Не только бумажные силуэты могут быть использованы в театре теней. История развития театра. Хор ряженных не просто запевал песни. Театр теней. Куклы из дерева. У всех народов мира с древнейших времен существуют праздники. Куклы из ткани. Маски актеров.

«История русского театра» - Театры XVII века. Прасковья Жемчугова. Школьный театр. Булат Окуджава. Придворный театр. Юбилей основания профессионального русского театра. Федор Волков. История возникновения русского театра. Термины. Крепостной театр.

«Возникновение театра» - Актерская маска. Одной из самых популярных пьес была «Анти-гона» написанная Софоклом. Как вы думаете, почему «Антигона» была популярна именно в Афинах? Власти для привлечения зрите-лей выдавали деньги. Здание театра состояло из 3 частей. Театр древней греции. 1.Возникновение театра. 3.Трагедия. Самым знаменитым автор-ом трагедий был Софокл.

«Развитие театрального искусства» - Малые Дионисии. Здание театра. Театр. Заполнить таблицу в тетради. Маска Диониса. Феорикон. Вакханалия. Сатиры. Театрон. Пьеса. Рождение театрального искусства. Актёрами были только мужчины. Дифирамбы. Буква на билете. Театральное искусство. Правитель Писистрат. Вакханки и менады. Котурны. Жанр. У истоков театрального искусства.

«История русского драматического театра» - Университетский театр. Театр Комедийная хоромина. Денис Иванович Фонвизин. Театр им. Ф.Г. Волкова в Ярославле. Комедиальная храмина. Графиня Шереметева. Театр Шереметевых был культурным предприятием. Первая труппа русских актеров. Комедийная хоромина. Крепостные театры. История русского драматического театра.

«Русский драматический театр» - Малый театр - старейший театр России. Придворный театр. В целом процесс формирования профессионального театра в России в 18 в. завершился. Мария ивановна бабанова. Театр в 30-40-е годы. Петр решил через искусство театра популяризировать свои реформы и нововведения. Возникновение публичного (общедоступного) театра.

Всего в теме 7 презентаций

Французский театр эпохи классицизма.

Классицизм - художественный стиль, появившийся в европейском искусстве в XVII веке. Классицизм – это так называемый «Большой» стиль – то есть стиль, который проявил себя в нескольких видах искусства (театр, архитектура, живопись, скульптура и тд.) и который существовал в нескольких странах (Франция, Италия, Россия, Австрия).

В основном классицизм проявил себя в странах с монархической формой правления. Во Франции классицизм был связан с абсолютной монархией ЛюдовикаXIV.

Основным эстетическим идеалом классицизма было господство разума над чувствами.

Само слово «классический» переводится с латыни как «образцовый» - для этого стиля была характерна ориентация на традиции искусства прошлого, особенно на античное искусство и искусство эпохи Возрождения.

Одной из вершин классицизма стал французский театр XVII века.

Театральное искусство классицизма имело ряд специфических особенностей, связанных с эстетикой этого стиля. Во-первых, это «Правило трех единств»: единства времени, единства места и единство действия. Во-вторых, это свойственное классицизму деление жанров на высокие и низкие («высокий жанр» – трагедия, историческая картина, мифологическая картина, поэтическая ода, поэма; «низкий жанр» - комедия, бытовая(жанровая) живопись, эпиграмма).

В эпоху классицизма во Франции жили и творили великие драматурги Пьер Корнель, Жан Расин и Мольер.

Пьер Корнель – создатель французской классицистической трагедии. В его трагедии «Сид» впервые представлен традиционный классицистический конфликт – конфликт любви и долга.

Жан Расин в своем творчестве продолжает и развивает традиции Корнеля. Сюжеты его пьес «Андромаха», «Федра» заимствованы из античной мифологии, и в них так же присутствует конфликт любви и долга.

Пьесы Корнеля и Расина редко идут на сценах современных театров (исключение –«Комедии Франсез»). Это связано со спецификой театрального зрелища XVIIвека, неприменимой к современным сценическим условиям. В основе классицистической трагедии – стихотворный текст, созданный в определенном размере («александрийский стих»); в пьесах мало действия (события не показываются – о них рассказывают) – все это затрудняет восприятие пьесы современным зрителем.

Исключением из этого правила являются пьесы знаменитого комедиографа Мольера. Его комедии «Мещанин во дворянстве», «Тартюф», «Мнимый больной» до сих пор не утратили своей сценической привлекательности. Мольер – создатель жанра «высокой комедии» (т.е. пятиактных комедий, созданных в соответствии с «Правилами трех единств», где наряду с простонародными персонажами действуют и представители дворянского происхождения).

Мольер был придворным драматургом короля Людовика XIV, работал в соавторстве с композитором Люлли, сочиняя либретто и стихотворные тексты для придворных балетов.

Поэтика классицизма.

*Задачей поэтики (иначе - теории словесности или литературы) является изучение способов построения литературных произведений. Объектом изучения в поэтике является художественная литература. Способом изучения является описание и классификация явлений и их истолкование.

Термин «классицизм». Классицизм - термин, обозначающий определенное направление, художественный метод и стиль в ис­кусстве. Термин образован от латинского словаclassicus - «образ­цовый». Классицисты стремились подражать образцам античного искусства, следовали нормам, изложенным античными теорети­ками искусства (прежде всего Аристотелем и Горацием).

Классицизм как направление. Классицизм как направление скла­дывается на рубеже XVI-XVII вв. Истоки его лежат в деятельно­сти итальянской и отчасти испанской академических школ, а так­же объединения французских писателей «Плеяда», которые в эпоху Позднего Возрождения обратились к античному искусству, стремясь найти в его гармоничных образах новую опору для испытав­ших глубокий кризис идей гуманизма. Появление классицизма в большой мере связано со становлением абсолютной монархии - переходной формы государства, когда ослабевшая аристократия и еще не набравшая силы буржуазия одинаково заинтересованы в неограниченной власти короля. Наивысшего расцвета классицизм достиг во Франции. И здесь особенно ясно можно показать его связь с абсолютизмом. Деятельностью классицистов руководила Французская Академия, основанная в 1635 г. первым министром кардиналом Ришелье и выполнявшая все указания правительства. Творчество крупнейших писателей, художников, музыкантов, актеров классицизма находилось в зависимости от благосклонного взгляда короля. Классицизм как направление по-разному развивался в странах Европы. Во Франции он складывается к 1590-м годам, становится господствующим направлением к середине XVII в., достигая наивысшего расцвета в 60 - 70-е годы, затем переживает кризис. В пер­вой половине XVIII в. его преемником становится просветительс­кий классицизм, который во второй половине XVIII в. утрачивает ведущие позиции в литературе. Однако в период Великой фран­цузской революции 1789-1794 гг. возникший на его основе «ре­волюционный классицизм» господствует во всех основных сферах искусства. Классицизм как направление, утратив свое прогрес­сивное содержание, терпит поражение в борьбе с романтизмом и вырождается в начале XIX в., но различные неоклассицистичес­кие течения продолжают существовать до наших дней.

В рамках классицистического направления шла борьба между различными течениями. Так, во Франции последователи филосо­фии Декарта (Буало, Расин) расходились в ряде эстетических воп­росов с последователями материалиста Гассенди (Мольером, Лафонтеном). Существовали разные драматургические школы (Корнеля, Расина), разные театральные течения (борьба Мольера с театральной эстетикой Расина) и т.д.

Эстетика классицизма. Главным теоретическим трудом, в кото­ром излагаются принципы классицистической эстетики, являет­ся книга Никола Буало «Поэтическое искусство» (1674).

Цель искусства классицисты видели в познании истины, вы­ступающей как идеал прекрасного. Они выдвигают метод его до­стижения, основываясь на трех центральных категориях своей эс­тетики: разум, образец, вкус. Все эти категории считались объек­тивными критериями художественности. С точки зрения класси­цистов, великие произведения - плод не таланта, не вдохнове­ния, не художественной фантазии, а упорного следования веле­ниям разума, изучения классических произведений древности и знания правил вкуса. Таким образом, они сближают художествен­ную деятельность с научной. Вот почему для них оказался прием­лемым рационалистический метод французского философа Рене Декарта (1596-1650), ставший основой художественного позна­ния в классицизме.

Декарт утверждал, что разум человека обладает врожденными идеями, истинность которых не вызывает никаких сомнений. И если от этих истин переходить к недоказанным и более сложным поло­жениям, расчленяя их на простые, методически продвигаясь от известного к неизвестному и не допуская при этом логических пропусков, то можно выяснить любую истину. Так, разум стано­вится центральным понятием философии рационализма, а затем и искусства классицизма.

Это имело большое значение в борьбе с религиозными пред­ставлениями о ничтожестве человека, в борьбе с философами, утверждавшими непознаваемость мира. Слабой же стороной тако­го представления было отсутствие диалектического взгляда. Мир считался неподвижным, сознание и идеал неизменными.

Классицисты считали, что эстетический идеал вечен и во все времена одинаков, но лишь в античности он был воплощен в искусстве с наибольшей полнотой. Поэтому, чтобы вновь воспро­извести идеал, нужно обратиться к античному искусству и тща­тельно изучить его законы. Вот почему подражание образцам це­нилось классицистами выше, чем оригинальное творчество. Обра­тившись к античности, классицисты тем самым отказались от подражания христианским образцам, продолжив борьбу гуманистов Возрождения за искусство, свободное от религиозной догма­тики. Необходимо отметить, что от античности классицисты за­имствовали внешние черты. Под именами античных героев ясно виделись люди XVII--XVIII вв., а древние сюжеты служили для постановки самых острых проблем современности.

Культ разума потребовал коренной перестройки содержания и формы произведений, принципов типизации, системы жанров. Классицисты провозгласили принцип подражания природе, строго ограничивая право художника на фантазию. Искусство сблизилось с политической жизнью, его важнейшей задачей было объявлено воспитание гражданина. Поэтому в центре произведений класси­цизма оказываются проблемы, представляющие общенациональ­ный интерес.

Характер. В искусстве классицизма внимание уделяется не част­ному, единичному, случайному, а общему, типическому. Поэто­му характер героя в литературе не имеет индивидуальных черт, выступая как обобщение целого типа людей. У классицистов ха­рактер - это отличительное свойство, генеральное качество, спе­цифика того или иного человеческого типа. Характер может быть предельно, неправдоподобно заострен, потому что такое заостре­ние его не искажает, а, напротив, выявляет. Этим характер отли­чается от нравов - характерных черт, каждую из которых нельзя заострять до противопоставления другим, чтобы не исказить свя­зи во всей картине нравов. Нравы - это общее, обычное, при­вычное, характер - особенное, редкое именно по степени выра­женности свойства, распыленного в нравах общества. Принцип классицистической типизации приводит к резкому разделению героев на положительных и отрицательных, на серьезных и смеш­ных. При этом смех все больше становится сатирическим, ибо в основном направляется именно на отрицательных персонажей.

Основной конфликт. Категория разума оказывается централь­ной и в формировании нового типа художественного конфликта, открытого классицизмом: конфликта между разумом, долгом пе­ред государством - и чувством, личными потребностями, страс­тями. Как бы ни разрешался этот конфликт - победой разума и долга (как у Корнеля) или победой страстей (как у Расина), толь­ко человек-гражданин, ставящий свой долг перед государством выше частной жизни, является идеалом классицистов. Обнаружив в человеке как бы два существа - государственного и частного человека, писатели искали пути согласования разума и чувства, верили в конечное торжество гармонии. Это один из главных ис­точников оптимизма классицистической литературы, социальную основу которого можно видеть в исторической прогрессивности абсолютизма XVII в. и в просветительской идеологии XVIII в., ведь именно с идеологией абсолютной монархии и просветитель­ской идеологией связана проблематика классицизма.

Мы рассматривали главные принципы классицизма исходя из категории «разум». Но нужно помнить, что каждый из этих прин­ципов уточняется в свете категорий «образец» и «вкус». Напри­мер, принцип подражания природе. Он лишь внешне совпадает с реалистическим требованием верности действительности. Реаль­ность присутствует в произведении классицистов лишь постоль­ку, поскольку она отвечает образцу, т. е. действительность изобра­жается сквозь призму идеала прекрасного. Поэтому классицистов привлекает не вся природа, а лишь «приятная природа» (по выра­жению Буало). Из искусства изгоняется то, что противоречит об­разцу и вкусу, классицистам целый ряд предметов кажется «не­приличным», недостойным высокого искусства. В тех же случаях, когда безобразное явление действительности должно быть вос­произведено, оно также изображается сквозь призму прекрасного. Об этом писал Буало в «Поэтическом искусстве»:

Змею, урода - все, что кажется ужасным,

Искусство, переняв, являет нам прекрасным.

Теория жанров. Большое внимание уделяли классицисты тео­рии жанров. Не все жанры, складывавшиеся веками, отвечали в полной мере требованиям классицизма. И тогда появился неиз­вестный литературе прежних времен принцип иерархии (т. е. со­подчинения) жанров, утверждавший их неравенство. Этот прин­цип хорошо согласовывался с идеологией абсолютизма, уподоб­лявшей общество пирамиде, на вершине которой стоит король, а также с философией рационализма, требовавшей ясности, про­стоты, системности в подходе к любому явлению.

Согласно принципу иерархии есть жанры главные и неглав­ные. К середине XVII в. утвердилось мнение, что самым главным литературным жанром выступает трагедия (в архитектуре - дво­рец, в живописи - парадный портрет и т.д.). Проза ставилась ниже поэзии, особенно художественная. Поэтому распростране­ние получили такие прозаические жанры, как проповеди, пись­ма, мемуары, как правило не рассчитанные на эстетическое вос­приятие, а художественная проза, в частности роман, оказалась в забвении («Принцесса Клевская» М. де Лафайет - счастливое ис­ключение).

Принцип иерархии делит жанры также на «высокие» и «низкие», причем за жанрами закрепляются определенные художе­ственные сферы. Так, за «высокими» жанрами (трагедия, ода и др.) закреплялась общегосударственная проблематика, в них могло повествоваться только о королях, полководцах, высшей зна­ти, язык этих произведений носил приподнятый, торжествен­ный характер («высокий штиль»). В «низких» жанрах (комедия, басня, сатира и т.д.) можно было касаться только частных про­блем или абстрактных пороков (скупость, лицемерие, тщесла­вие и т.д.), выступающих как абсолютизированные черты чело­веческого характера. Героями в «низких» жанрах могли быть пред­ставители низов общества, выведение же знатных лиц допуска­лось лишь в исключительных случаях (тем выше можно оценить смелость Мольера, сделавшего постоянной комической фигурой образ маркиза). В языке таких произведений допускались грубос­ти, двусмысленные намеки, игра слов («низкий штиль»). Исполь­зование слов «высокого штиля» носило здесь, как правило, паро­дийный характер.

Сообразуясь с принципами рационализма, классицисты вы­двинули требование чистоты жанров. Смешанные жанры, напри­мер трагикомедия, вытесняются. Этим наносится главный удар по способности того или иного жанра всесторонне отобразить дей­ствительность. Отныне только вся система жанров способна выра­зить многообразие жизни. Вот почему классицисты, считая ряд жанров «низкими», тем не менее широко их разрабатывают, вы­двигая таких классиков, как Мольер (комедия), Лафонтен (бас­ня), Буало (сатира).

И все же главное внимание писатели классицизма уделяли тра­гедии. В этом жанре законы были наиболее строгими. Сюжет (ис­торический или легендарный, но правдоподобный) должен был воспроизводить античные времена, жизнь далеких государств (по­мимо Древней Греции и Рима - восточные страны) и угадывать­ся уже из названия, как идея - с первых строк Буало: «Уж с первых строк ясна должна быть пьесы суть»). Известность сюжета противостояла культу интриги, запутанного действия, она требо­валась для утверждения мысли о торжестве закономерности над случайностью.

Триединства. Особое место в теории трагедии занял принцип трех единств. Он был сформулирован в трудах итальянских и фран­цузских гуманистов XVI в. (Д.Триссино, Ю.Ц.Скалигер и др.), опиравшихся на Аристотеля в борьбе со средневековым театром. Но только классицисты XVII в. (особенно Буало) возвели его в непререкаемый закон. Единство действия требовало воспроизве­дения одного цельного и законченного действия, которое бы объединяло всех персонажей (побочные сюжетные линии в пьесе считались одним из нарушений этого единства). Единство време­ни сводилось к требованию уложить действие пьесы в одни сутки. Единство места выражалось в том, что действие всей пьесы долж­но было разворачиваться в одном месте (например, в одном двор­це). В основе концепции трех единств лежит принцип правдоподо­бия - фундаментальный принцип классицизма, сложившийся в борьбе с традициями средневековой идеологии и культуры.

В средневековых мистериях, игравшихся от нескольких часов до нескольких дней, обычно изображалась вся история Вселен­ной от ее сотворения до грехопадения первых людей или другие огромные периоды библейской истории. Небольшая сцена изоб­ражала и землю, и небо, и ад. Требование единства места и време­ни изменило структуру драмы, ибо заставило драматургов пока­зывать не все действие, а лишь его кульминацию. Один принцип концентрации времени и места сменился другим. Однако, считая второй принцип более правдоподобным, классицисты ошибались, так как не учитывали еще особенностей субъективного восприя­тия искусства. Романтики, которые откроют субъективного зрите­ля, будут критиковать принцип единства времени и места именно за неправдоподобие.

В целом необходимо отметить, что нормативная классицисти­ческая эстетика впоследствии стала тормозом развития искусст­ва. С нормативностью классицизма борьбу вели романтики и ре­алисты.

Классицизм как стиль. Классицизм как стиль - это система изоб­разительно-выразительных средств, типизирующих действитель­ность сквозь призму античных образцов, воспринятых как идеал гармонии, простоты, однозначности, упорядоченной симметрии. Таким образом, этот стиль воспроизводит лишь рационалисти­чески упорядоченную внешнюю оболочку античной культуры, не передавая ее языческой, сложной и нерасчленимой сущности. Не в античном наряде, а в выражении взгляда на мир человека абсо­лютистской эпохи заключается суть стиля классицизма. Он отли­чается ясностью, монументальностью, стремлением убрать все лишнее, создать единое и цельное впечатление.

Теоретиком театра
классицизма, как и
искусства
классицизма вообще
был Никола Буало
(1636-1711).
Буало была создана
строгая театральная
система
нормативного типа.
Свои взгляды он
изложил в
теоретической поэме
«Поэтическое
искусство» (1674).

1. Строгое
следование лучшим
образцам античной
драмы, соответствие
учению Аристотеля и
Горация.

2. Строгое деление на
жанры- трагедию и
комедию.
Трагедия- «высокий
жанр».
Комедия - «низкий
жанр».

3. Соблюдение закона трёх единств.

Закон трёх
единств
единство
действия
единство
места
единство
времени

Единство действия
- запрещение
отклонение сюжета
от основной
событийной линии.

Единство времени и
места - все события
пьесы должны были
происходить в одном
месте и в течение
одних суток.

4. Верность природе,
правдоподобие.
«Невероятное
растрогать
неспособно. Пусть
правда выглядит
всегда
правдоподобно: Мы
холодны душой к
нелепым чудесам. И
лишь возможное
всегда по вкусу нам.
Герою своему
искусно сохраните
черты характера
среди любых
событий».

5. Постоянство характеристики
героев.
Характер героя должен оставаться
неизменным от начала до конца
пьесы. Актёр не изображал
переживания героя, а в
соответствии с текстом
демонстрировал его тип.
Это правило повлекло за собой
возникновение театрального
амплуа актёра.

6. Неожиданная поучительная развязка
действия.
Любая пьеса должна внушить зрителю
мысль, что порок справедливо наказан,
а добродетель торжествует.
«Театр – школа нравов. Довольны
зрители, когда нежданный свет
развязка быстрая бросает на сюжет,
ошибки странные и тайны разъясняя
и непредвиденно события меняя».

Техника
актёрско
й игры

Во французских театрах XVII –
первой половины XVIII века
зрители-аристократы
располагались по бокам
авансцены. Это создавало
препятствия для декоративного
оформления спектаклей, а
действие трагедии должно
было разворачиваться на
переднем плане сцены.

Актеры размещались в один ряд, при
этом главный герой ставился в центре,
второстепенные – по обе стороны от
него.
Обычно актеры стояли лицом к
зрительному залу и читали монологи
прямо в публику, для произнесения
диалогов требовался небольшой отход
назад, чтобы главный герой мог видеть
одновременно и собеседника, и
зрителей. По окончании своей речи ему
рекомендовалось взглянуть на
партнера и обобщающим жестом
закрепить сказанное.

Актёры выступали в пышных, но
современных,
не соответствовавших эпохе пьесы
костюмах.
Мизансцены статичны –
выстраивались в виде клина или
фронтально.
Мастерство актёра заключалось не в
переживании, а в искусной
декламации.

Большое значение имели жесты.
На сцене запрещались все
обыденные позы и жесты:
расставленные ноги, носки,
вогнутые внутрь, выпячивание
живота, потирание рук, сжимание
кулаков, торопливые движения.
В любой роли, в любом состоянии
актер должен был сохранять
величие и благородство. Его ноги
должны были стоять в балетной
позиции.

Поклон делался только головой
при неподвижном теле.
Становясь на колени, герой
опускался лишь на одну ногу.
Всякий жест начинался от локтя
и затем лишь разворачивался
полностью.
Будучи на сцене, актер всегда
был обращен лицом к зрителям
и никогда не поворачивался к
ним спиной.

Удивление - руки,
изогнутые в
локтях, подняты
до уровня плеч,
ладони обращены
к зрителям.
Отвращение -
голова повернута
направо, руки
протянуты налево
и как бы
отталкивают
партнера.

Горе - пальцы
сцеплены, руки
заломлены над
головой или
опущены к поясу.
Порицание -
рука с
вытянутым
указательным
пальцем
обращена в
сторону
партнера.

В гневе брови насуплены.
В печали и умилении голове
надлежит быть смиренно
склоненной, временами должны
были появляться слезы.
В страхе бровям быть
приподнятыми, словно при
вопросе.
Для выражения радости и любви
выражение глаз и всего лица
должно быть светлым,
улыбающимся, однако скромным.

Любовь выражается
нежным, страстным голосом.
Ненависть - строгим и
резким.
Радость - легким,
возбужденным.
Гнев - стремительным,
быстрым.
Жалоба - кричащим,
страдальческим.

У актера всегда должно было
сохраняться ясное произношение
стихов, без обыденных
разговорных интонаций.
Каждый стихотворный период или
сцену следовало начинать тихим
голосом и только к концу их
усиливать звук.
Говорить стихи надо было главным
образом на среднем регистре.

Трагедия

Трагедия призвана
очищать людские нравы
страхом и страданием.
Трагедия писалась
высоким стилем, должна
была быть написана в
стихах.

Героическим добродетельным
персонажам противостояли злодеи,
попиравшие нормы морали и
общественные законы.
Большинство сюжетов трагедии
основывались на античной истории.
Основой конфликта трагедии было
столкновение долга и чувства,
решаемое в пользу долга и разума.

Пьер Корнель
(1606-1684) создатель
французской
классицистичес
кой трагедии.

Сцена из трагедии П. Корнеля «Сид»

Трагедии:
«Сид» (1636),
«Гораций» (1640),
«Цинна или
милосердие
Августа» (1641),
«Мученик
Полиевкт» (1643)
«Родогуна» (1644),
«Эдип» (1659).
Комедии:
«Мелита» (1629)
Лжец (1643).

Жан Расин (1639-
1699)
Трагедии
«Андромаха»,
«Эфигения в
Авлиде»,
«Береника»,
«Британник»,
«Федра».
Комедия - «Сутяги»

Комедия
Комедия
призвана
исправлять
человеческие
нравы
посредством
осмеяния
героев пьес.

Жан Батист Мольер
(Поклен, 1622-1673) создатель жанра «высокой
комедии» (т.е. пятиактной
комедии, созданной в
соответствии с
«Правилами трех единств»,
где наряду с
простонародными
персонажами действуют и
представители
дворянского
происхождения).
Комедии:
Школа жён», «Скупой»,
«Дон Жуан», «Мещанин во
дворянстве», «Мнимый
больной», «Тартюф».

ФРАНЦУЗСКИЙ ТЕАТР(17 -18 В. В.) § Основные принципы драматургии и театра классицизма: 1. Строгое следование лучшим античным традициям. 2. Соблюдение закона трех единств: места, времени и действия. 3. Верность природе, правдоподобие. 4. Постоянство характеристики героев. 5. Строгое деление на жанры. 6. Неожиданная поучительная развязка действия.

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА (1600 - 1681) знаменитый испанский драматург сумел выразить дух эпохи барокко § В 1635 г. он был назначен придворным драматургом и пользовался исключительным вниманием Филиппа IV. В 1651 г. принял духовный сан и вступил в члены религиозного братства, в 1653 г. получил место священника в Толедо, а в 1663 г. был назначен капелланом при особе короля; эту должность он занимал до самой смерти, в 1681 г. Духовный сан нисколько не мешал Кальдерону, как и Лопе де Вега; он писал для театра и даже присутствовал при представлении своих пьес; только с 1651 г. он писал не для народной сцены, а для придворных спектаклей и религиозных торжеств. Светские пьесы Кальдерона можно разделить на три класса: трагедии, драмы философского содержания и комедии. В основе трагедий Кальдерона лежат три чувства: честь, ревность и любовь, причем верховным чувством является первая.

ПЬЕР КОРНЕЛЬ (1606 -1684) В 1624 году Корнель становится юристом, но, чувствуя влечение к театру и поэзии, уезжает в Париж и уже в 1629 году ставит свою первую комедию, "Мелиту". В 1633 г. молодого драматурга представляют кардиналу Ришелье. Вместе с "Сидом", премьера которого состоялась в начале 1637 года, к Корнелю приходит слава. Людовик XIII жалует драматургу дворянство. В начале 1660 -х годов Корнель возвращается на сцену, но его новые пьесы уже не вызывают прежнего восторга у публики, тем более, что его все больше и больше затмевает новый драматург, Расин. Старость поэта печальна. В 1674 году, один из его сыновей погибает на войне. К этим горестям присоединяются финансовые проблемы. В последние годы жизни великого драматурга удача снова улыбается ему: в октябре 1676 года, Людовик XIV приказывает поставить в Версале "Цинну", "Горация", "Помпея", "Эдипа", "Сертория" и "Родогуну". Корнель знаменит на всю Европу. Великий французский драматург умирает в Париже, в ночь с 30 сентября на 1 октября 1684 года.

ЖАН РАСИН (1639 -1699) § Французский драматург. В начале шестидесятых годов перед Расином открываются двери придворных салонов и начинающий драматург расширяет круг литературных знакомств. В то же время Расин приобретает покровительство Людовика XIV и его любовницы, госпожи де Монтеспан. Следующие два десятилетия становятся вершиной славы Расина. Величайшими трагедиями Расина являются "Андромаха" (1667) и "Федра" (1677). Именно в них наиболее ярко проявляются новшества, привнесенные Расином в драматургию: изображение слепых страстей, неизменно приводящих к катастрофе, неукоснительное следование правилу трех единств, и др.

ЖАН-БАТИСТ МОЛЬЕР (1622 -1673) Жан-Батист Поклен родился в Париже; детство проводит в буржуазной среде, которая в будущем послужит фоном для многих его комедий. Его отец, королевский ковровщик, отдал сына в коллеж Клермон, где будущий драматург получил образование "порядочных людей": математика, физика, танцы, фехтование. Чувствуя влечение к театру, молодой Поклен становится актером в 1643 г. , берет псевдоним Мольер и организовывает труппу. Мольер играет модные трагедии, но успех еще не приходит к нему. Первым большим успехом Мольера в Париже стала пьеса "Смешные жеманницы" Следующие годы становятся для Мольера периодом создания самых знаменитых его пьес: "Тартюфф", "Дон Жуан" , "Мизантроп". Последние пьесы Мольера отвечают вкусам Людовика XIV: балетам, музыке, развлекательным спектаклям. Во время представления в Пале-Рояле комедии "Мнимый больной", Мольер теряет сознание, а несколько часов спустя умирает.

БОМАРШЕ ПЬЕР ОГЮСТЕН (1732 - 1799) § Уже в первых, так называемых, «мещанских драмах» - «Евгения» (1767), «Два друга» (1770), Бомарше правдиво рисует картины социального неравенства. «Мемуары» Бомарше (1773- 1774) - четыре памфлета, в которых беспощадно разоблачены нравы современного ему судопроизводства. § Пьесой «Севильский цирюльник» открывается самый блестящий период в творчестве Бомарше. Он внёс живые черты современности в старые комедийные персонажи. В отличие от своего литературного прототипа, смышлёного и ловкого слуги, талантливый и энергичный, чувствительный и остроумный плебей Фигаро - не только «нерв интриги» , но и её идейный центр. Фигаро противостоит бездарному графу Альмавиве.

БОМАРШЕ ПЬЕР ОГЮСТЕН (1732 - 1799) Картина Головина: Эскиз декорации к комедии Бомарше «Безумный день или Женитьба Фигаро» В комедии потенциально уже содержался тот конфликт, который лег в основу 2 -й части трилогии о Фигаро - комедии «Женитьба Фигаро» (постановка 1784). В ней и выразительно очерченные образы, и саркастический смех, и проявления чувствительности - всё проникнуто пафосом негодования, издёвки по адресу изживших себя аристократических привилегий. Живость характеров, стремительность действия, фейерверк острот, блестящий диалог - отличительные черты Бомарше-комедиографа. В дальнейшем драматург отходит от того типа комедии, который принёс ему мировую славу. В 3 й части трилогии - «Виновная мать» (1792) остепенившийся, лишённый задора и блеска Фигаро озабочен лишь благополучным завершением семейных дел своего былого противника; остроумная комедия с чертами сатиры превратилась в мелодраму.

Вместе с новыми принципами в литературе, классицизм принес свои идеалы и на сцены театров. Благодаря единству места, времени и действия, классические произведения идеально подходили для постановок, а актерское искусство стало инструментом пропаганды и просвещения.
Эта эпоха по праву может быть наречена "золотым" веком театрального искусства, оно становится более интеллектуальным, возвышенным, и в тоже время, в основном благодаря комедиям, ближе к простому народу. Именно комедии Мольера лучше всего высмеивали все пороки современного ему (да и теперешнего) общества.

Файлы: 1 файл

«Золотой век» французского театра классицизма.

Вместе с новыми принципами в литературе, классицизм принес свои идеалы и на сцены театров. Благодаря единству места, времени и действия, классические произведения идеально подходили для постановок, а актерское искусство стало инструментом пропаганды и просвещения.

Эта эпоха по праву может быть наречена "золотым" веком театрального искусства, оно становится более интеллектуальным, возвышенным, и в тоже время, в основном благодаря комедиям, ближе к простому народу. Именно комедии Мольера лучше всего высмеивали все пороки современного ему (да и теперешнего) общества. Простые и понятные, они заставляли зрителей за частую смеяться над самими собой. И даже сегодня сатирические Мольеровские образы имеют право на существование.


Что касается трагедии, она воспевала величие народа, героизм и патриотизм, став мощным инструментом воспитания нового мыслящего поколения. Драмы Расина во Франции, Шиллера и Гете в Германии и Австрии оказали огромное влияние на мировоззрения всей Европы. Они оказались настолько сильным оружием, что созданные по их мотивам постановки 1940-х гг. вызвали всплеск движения сопротивления и крайнее негодование нацистских властей.

Классический театр надолго пережил всю эпоху классицизма, оставаясь современным и по сей день.

Как известно, родиной классицизма является Франция. Именно здесь закладывались основные принципы и идеалы этого направления. Можно сказать, что пошло все со слов двух знаменитых людей, Короля-Солнца (т.е. Людовика XIV), изрекшего "Государство - это я!" и знаменитого философа Рене Декарта, сказавшего: "Я мыслю, следовательно - существую". Именно в этих фразах кроются основные идеи классицизма: верность королю, т.е. отечеству, и торжество разума над чувством.


Новая философия требовала своего выражения не только в устах монарха и философских трудах, но и в искусстве, доступном обществу. Нужны были героические образы, направленные на воспитание патриотизма и рационального начала в мышлении граждан. Так началось реформирование всех граней культуры.

Архитектура создавала строго симметричные формы, подчиняя не только пространство, но и саму природу, стремясь хоть немного приблизиться к созданному Клодом Леду утопическому идеальному городу будущего. Который, кстати, так и остался исключительно в чертежах архитектора.

Живопись, благодаря Пуссену, Давиду, Энгру, обращается к пропорциям и сюжетам античности, мотивируя это тем, что перенося зрителя из привычного окружения в другой мир, можно достичь наилучших результатов восприятия и понимания. Но даже картины, написанные на современные художникам сюжеты, как «Смерть Марата» Давида, так же не отходят от идеалов античности, и прежде всего, от идеалов героизма и патриотизма.

Литература, и прежде всего, поэзия так же служили высоким идеалам патриотизма, обобщая в своих героях все прекрасное и негативное, что они видели в людях своей эпохи. Почему именно поэзии принадлежит ведущая роль в создании литературы классицизма? Красота, четкий размер строф и гармония – все, почитаемое классицистами - выдвинули поэзию на первый план, сделав ее весомым пропагандистским инструментом.

Таким образом, классицизм методично завоевывал свое место в истории искусства, и не только французского.

Архитектура французского классицизма

Главным памятником архитектуры французского классицизма, без сомнения, можно назвать Версаль – эту великолепную королевскую резиденцию, призванную, в соответствии с принципами классицизма, прославлять монарха, торжество разума и природу, украшенную не без его помощи.

Созданный Андре Ленотром Версальский дворец и парк соответствуют строгим геометрическим формам – круг с отходящими от него аллеями-лучами. Вся архитектура Версаля была призвана воспевать Людовика XIV, Короля-Солнце. Не даром дворцовые галереи брали свое начало именно от спальни, или точнее, от ложа монарха, олицетворяя сияние его разума и просвещенности. Тот же принцип действует и в устройстве парка. Кроме этого Версальский парк – идеальный образец столь любимой классицистами симметрии: четко выверенные линии аллей, расположение прудов, клумб и скульптур, расставленных в подражание античному стилю.

Построенный в соответствии с идеалами классицизма Версаль прекрасен и статичен, словно масштабное трехмерное воплощение картины неизвестного художника. Однако самым претенциозным проектом эпохи классицизма стал Шо – город будущего, так и не воплощенный в жизнь Клодом Леду. Этот город создавался в чертежах зодчего не просто, как скопление необходимых административных и жилых зданий. Для Леду Шо стал настоящей социальной моделью, в которой царит мир, просвещение и покой. Эта идея выражалась в таких предполагаемых постройках, как Дом образования, храм, где люди могли бы проводить свои семейные обряды, Храм Мира и т.д. Проект города Шо стал утопической философской моделью целого мира, выраженной в статичных архитектурных формах, так и не перенесенных с чертежей в камень.

Париж, будучи столицей просвещенного европейского государства, так же не мог не подвергнуться переменам классицизма. И по сей день, мы можем наблюдать следы этой эпохи в архитектурной правильности площади Согласия, Елисейских полей, в величии собора Дома Инвалидов, призванном, в соответствии с идеалами эпохи, показать не только заботу народа о государстве, но и государства о тех, кто принес жертву ради его блага.