Н. Носов «На горке»

УМК Л. Ф. Климановой

Цели : познакомить учащихся с рассказом Н. Носова «На горке» - развивать умение бегло читать, делить текст на части, находить главную мысль, подробно пересказывать прочитанное; развивать логическое мышление, память, внимание; воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду.

Планируемые результаты : учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним; характеризовать героя, используя антонимы; соотносить смысл пословиц и содержание текста; составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана.

Оборудование : портрет и выставка книг Н. Носова; аудиозапись рассказа; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока №1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Краткий пересказ рассказа «Живая шляпа».

III. Речевая разминка

Прочитайте стихотворение, выбрав подходящий способ чтения.

Коля Кнопкин проживает

В нашем доме пятый год.

Не скандалит, не хворает,

Не дерется, не ревет...

Подрастает этот мальчик

Не по дням, а по часам...

Не умеет этот мальчик

Ничего на свете сам.

Ни убрать свою кровать,

Ни башмак зашнуровать.

В. Волина

Какие качества ценятся в людях больше всего?

А что вы умеете делать лучше всего?

Прочитайте стихотворение выразительно.

IV. Постановка целей урока

Сегодня мы познакомимся с рассказом Н. Носова «На горке». Как вы думаете, о чем этот рассказ? (Предположения Детей.)

Проверим, подтвердятся ли ваши предположения.

V. Работа по теме урока

(Учитель и учащиеся читают рассказ «На горке» на с. 60-63.)

— Какое впечатление произвел на вас рассказ?

— Была ли в вашей жизни подобная ситуация? Расскажите об этом.

VI. Физкультминутка

Раз, два — выше голова.

Три, четыре — руки шире.

Пять, шесть — тихо сесть.

Семь, восемь — лень отбросим!

VII. Закрепление изученного

(Чтение текста учащимися.)

— Откройте с. 64. Ответьте на вопросы 1—4.

VIII. Рефлексия

Сегодня я сумел...

IX. Подведение итогов урока

— Какой рассказ мы читали на уроке?

— Понравился ли вам Котька? Почему?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение рассказа.

Ход урока №2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

Поспешишь — людей насмешишь.

Семь раз отмерь, а один отрежь.

Делаешь наспех — делаешь на смех.

— Можно ли какую-то из них отнести к рассказу Н. Носова «На горке»?

III. Постановка целей урока

Сегодня мы продолжим работу по рассказу «На горке». Будем учиться делить его на части и составлять цитатный план.

IV. Работа по теме урока

— На с. 65 учебника дан план из рисунков (рисуночный план). Проверьте, соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа.

Каких рисунков не хватает?

Мы восстановили рисуночный план. Он поможет нам разлепить текст на части и составить другой план — цитатный.

Цитата - точная, дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания.

(Под руководством учителя ученики составляют цитатный план, затем читают каждую часть и выделяют главное предложение в ней.)

Примерный план

1. Целый день ребята трудились — строили горку во дворе.

2. А Котька Чижов из шестой квартиры - хитрый какой!

3. Только полез на горку — бух носом!

4. Он стал из ящика песок на горку таскать.

5. Коньки-то по песку не едут!

6. Тут прибежали ребята.

7. Бери сейчас же лопату!

V. Физкультминутка

В темном лесе есть избушка,

Стоит задом наперед.

В той избушке есть старушка,

Там Баба-яга живет.

Нос крючком, глаза большие,

Словно угольки, горят.

Ух, сердитая какая!

Дыбом волосы стоят!

VI. Закрепление изученного

1. Подготовка пересказа по цитатному плану

2. Определение образа Котьки

Каким был Котька? Подумайте и выберите нужные определения.

маленький

Котька злой

терпеливый

трудолюбивый

Что бы вы ещё о нем сказали?

3. Кроссворд по рассказу

— Если вы правильно все разгадаете, то в выделенных клетках появится слово, относящееся к названию рассказа. (Горка.)

1. То, чего можно было ждать целую неделю. (Снег.)

2. Инструмент, которым работали во дворе. (Лопата.)

3. Кто работал во дворе? (Ребята.)

4. Мальчик из шестой квартиры решил на них покататься. (Коньки.)

5. Имя того, кто таскал песок. (Котька.)

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какие виды плана вы знаете?

— Чему вы учились на уроке?

Домашнее задание

Повторить произведения, изученные в данном разделе.

Тема.Н.Н. Носов. «На горке».

Цели: Продолжить работу над рассказом Н.Носова «На горке»; развивать умение бегло читать, делить текст на части; находить главную мысль; пересказывать прочитанное; развивать мышление, память, внимание; воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду.

Ход урока.

I .Начало урока.

1. Эмоциональный настрой.

У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком весёлым, доброжелательным. Начнём урок с игры «Привет сосед»!

Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

Дети хором произносят текст:

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

2. Дыхательная гимнастика.

*Вдох носом, выдох через рот;

*Нюхаем цветок.

*Тушим свечу.

II . Речевая разминка

Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

(Слайд №1)

*Семь раз отмерь, один раз отрежь.

*Делаешь наспех – делаешь на смех.

*Умел ошибиться, умей и поправиться.

Можно ли какую – то из них отнести к рассказу Н. Носова «На горке»?

III . Постановка целей урока.

Сегодня мы продолжим работу по рассказу Н. Носова «На горке». Будем учиться делить его на части и составлять цитатный план.

IV . Работа по теме урока.

    Чтение рассказа Н. Носова «На горке».

2. Вопросы к тексту:

Кто является главным героем рассказа?

(Котька и его друзья)

Что делали ребята?

Прочитайте, как они строили горку.

А что делал Котька, когда ребята трудились?

Почему же он не вышел? (Не хотел трудиться, но хотел кататься)

Какой он? (Хитрый)

Что произошло, когда ребята ушли обедать?

Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.

А почему он посыпал горку песком? (Он не мог на него взобраться)

Что из этого вышло? Прочитайте.

Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (Прочитать по ролям)

Понравилась ли Котьке работать?

Подтвердите словами из текста…

Как вы думаете, изменился ли Котька?

Кто помог ему стать лучше? (Его товарищи)

V .Физкультминутка.

В тёмном лесе есть избушка,

Стоит задом наперёд.

В той избушке есть старушка,

Там Баба – яга живёт.

Нос крючком, глаза большие,

Словно угольки, горят.

Ух, сердитая какая!

Дыбом волосы стоят!

*Продолжение работы по теме урока.

3. Деление текста на части, составление плана, пересказ.

Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. (Слайд №2)

Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (Нет)

Каких рисунков не хватает?

Мы восстановили рисуночный план. Он поможет нам разделить текст на части и составить другой план – цитатный.

Цитата – точная, дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания.

(Под руководством учителя дети составляют цитатный план, затем читают каждую часть и выделяют главное предложение в ней.)

Примерный план. (Слайд №3)

*Целый день ребята трудились – строили горку во дворе.

*А Котька Чижов из шестой квартиры – хитрый какой!

*Только полез на горку – бух носом!

*Он стал из ящика песок на горку таскать.

*Коньки – то по песку не едут!

*Тут прибежали ребята.

*Бери сейчас – же лопату!

VI . Релаксация с музыкой.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем…

(пауза)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали,

Глазки дружно открываем,

И к работе приступаем.

VII . Закрепление изученного.

1.Подготовка к пересказу по цитатному плану

2. Определение образа Котьки.

Каким был Котька? Подумайте и выберите нужные определения.

(Слайд №4).

Умный, весёлый, глупый, честный, злой, терпеливый, трудолюбивый, ленивый, вредный, добрый.

Что бы вы ещё о нём сказали?

    Кроссворд по рассказу. (Слайд №5)

3

4

    То, чего можно было ждать целую неделю. (Снег.)

    Инструмент, которым работали во дворе. (Лопата)

    Кто работал во дворе? (Ребята)

    Мальчик из шестой квартиры решил на них покататься. (Коньки)

    Имя того, кто таскал песок. (Котька)

VIII . Презентация ученика на тему «Н.Н. Носов».

IX. Рефлексия.

За что вы похвалили бы себя?

Что у вас особенно получилось?

Какой рассказ мы читали на уроке?

С какой целью Николай Николаевич написал этот рассказ? Чтобы:

(Слайд №6)

1.Развеселить читателя.

2. Подшутить над кем-нибудь.

3.Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.

4.Разбудить фантазию.

5. Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?

Я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

X. Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Какие виды плана вы знаете?

Чему вы учились на уроке?

Домашнее задание.

Повторить произведения, изученные в данном разделе.

Главного героя рассказа Носова «На горке» зовут Котька Чижов. Котька – мальчик хитрый. Когда ребята делали во дворе горку, он сидел у окна и смотрел на них. Ребята звали его помогать, но Котька отнекивался, делая вид, что не может выйти из дому.

Но как только горка была закончена, и двор опустел, Котька тут же вышел на улицу. Он решил покататься на коньках. Но по снегу кататься было неинтересно. Тогда Котька решил скатиться с новенькой горки. Однако, когда он попытался на нее подняться, то упал – было очень скользко. Тогда Котька стал думать и пришел к выводу, как ему подняться на горку.

Во дворе стоял ящик с песком, которым посыпали двор, когда становилось скользко. Вот Котька и засыпал всю горку песком, после чего спокойно поднялся на ее вершину. Вот только скатиться у него не получилось – по песку коньки не ехали. В этот момент во двор вышли ребята, строившие горку, и стали выяснять, кто ее испортил. Узнав, что виновником является Котька, они заставили его засыпать песок на горке снегом, после чего заново полили ее водой.

А Котьке до того понравилось исправлять горку, что он дополнительно еще сделал лопатой ступеньки, чтобы удобнее было подниматься.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Носова «На горке» заключается в том, что прежде, чем что-либо сделать, необходимо подумать, к каким последствиям это приведет. Котька догадался, как подняться на скользкую горку, но не подумал, как он будет с нее съезжать, когда она перестанет быть скользкой. Если бы герой рассказа хорошо подумал, он мог бы сразу сделать ступеньки и не портить горку. Рассказ учит ценить результаты чужого труда. Котька засыпал песком горку, которую не строил и тем самым испортил ее. И ребятам пришлось повторно заливать ее водой, чтобы можно было кататься.

В рассказе мне понравились ребята, которые строили горку. Они знают, что такое дружба и взаимопомощь, поскольку строили горку совместными усилиями. И когда горка была испорчена Котькой, они не опустили руки, а восстановили ее, преподав заодно Котьке урок трудолюбия.

Какие пословицы подходят к рассказу «На горке»?

Для глупых поступков много ума не надо.
Сам себя перехитрил.
Сумел испортить, сумей и исправить.


- Отдохнули, а теперь нам предстоит выполнить очень интересную и важную работу. Посмотрите, к нашей первой картинке добавились другие. Что на них изображено?

(Отдельные эпизоды рассказа). Слайд 6.

Рассмотрите иллюстрации и попробуйте подобрать к ним заголовки.

(Дети предлагают свои варианты заголовков, учитель корректирует).

Каких рисунков не хватает?

(Котька пытается взобраться на скользкую горку).

Найдите нужный эпизод в рассказе, прочитайте его. Озаглавим этот фрагмент.

(Хитрец на скользкой горке).

Какой еще картинки не хватает? Прочитайте нужный эпизод. Как можно его озаглавить?

(Дружная работа). (Котька трудится вместе с ребятами).

У нас получился план рассказа. Прочитайте его.

Слайд 7.


    Ребята строят горку.

  1. Хитрец на скользкой горке.

  2. Котька посыпает горку песком.

  3. Ребята недовольны.

  4. Дружная работа.
-Откройте учебники на с. 122, найдите задание №6. Сравните наш план с планом учебника.

Для чего мы составили план?

(С помощью плана легко пересказать текст).

Это и будет вашим домашним заданием. План рассказа напечатан на лежащих перед вами карточках, а на обратной стороне – задание. Нужно на выбор пересказать так, как написал автор, или подготовить пересказ от лица Котьки. В этом случае свой рассказ начните так:

Однажды зимой я посмотрел в окно и увидел, как ребята… Слайд 8.

Может быть, кто-то попробует пересказать сейчас?

(Желающие пересказывают текст по частям, учитель направляет и корректирует высказывания детей).

Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. Дома подготовьте пересказ всего текста. Возьмите карточку с тем заданием, которое вы хотите выполнить.


- А теперь прочитайте следующие предложения. Что это?

(Пословицы). Слайд 9.

Ум хорошо, а два лучше.

Поспешишь – людей насмешишь.

Умел ошибиться, умей и исправиться.

В парах обсудите, к какому эпизоду рассказа можно отнести каждую пословицу.

«Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!.. Засыпай песок снегом!» (Ум хорошо, а два лучше.)

«Оттолкнулся ногой и снова – бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит:

Как же теперь по песку кататься?

И полез вниз на четвереньках». (Поспешишь – людей насмешишь).

«Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.…А Котьке так работать понравилось, что он еще сбоку лопатой ступеньки проделал». (Умел ошибиться, умей и исправиться).

(Проверка выполнения задания, обоснование своего мнения).

А теперь подумайте, какая пословица выражает главную мысль рассказа.

Почему вы выбрали третью пословицу?

(Котька допустил ошибку, когда испортил работу ребят, но с помощью друзей исправил свою ошибку – отремонтировал горку и даже ступеньки сделал).

Как вы думаете, исправлять ошибки легче самому или вместе с друзьями? Обоснуйте свое мнение.

Подумайте, что должен сделать Котька, чтобы подружиться с ребятами своего двора. Какие правила дружеского общения вы хотите ему напомнить?

С какой целью Н.Носов написал рассказ «На горке»? Выберите правильный ответ. Слайд 10.

Развеселить читателя.

Помочь увидеть поступки.

Подшутить над кем-нибудь.

Итак, Николай Носов помог вам поразмышлять над поступками ребят, и я надеюсь, что вы сможете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок простить товарищу. А помогут вам в этом умные, добрые книги Николая Носова и других писателей: рассказы Виктора Драгунского о Дениске Кораблеве и его товарищах, повести Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот», «Крокодил Гена и его друзья».

(Названные книги выставляются на книжную полку).