Почему не сложились отношения базарова и аркадия. Базаров и кирсанов в произведении тургенева отцы и

Реалистический роман "Отцы и дети" посвящен теме отношений разных поколений, о чем свидетельствует в первую очередь само название. Так, И. С. Тургенев почти с самого начала произведения сталкивает различные взгляды на устройство общества: "отцы" представлены либералами - Павлом Петровичем и Николаем Петровичем Кирсановыми; "детьми" же изначально представляются Евгений Базаров и его "ученик" - Аркадий Кирсанов. Представители нового поколения привержены нигилистическим взглядам, выраженным в неприятии гуманитарных и уважении строгих и точных наук, в категоричном мышлении и в принятии труда за основу жизни.

Но чем больше времени проходит от начала произведения, тем сильнее становится видно различие между учителем и учеником.

Первым отличием, которое встречает читатель в произведении, становится поведение Аркадия в присутствии своего отца: он частенько оглядывается на Базарова, словно проверяя, правильно ли он ведет себя, и, что особенно важно, он лишь пытается говорить развязно с отцом. Евгений же твердо уверен в необходимости изменения своего образа жизни ради общественного прогресса, непритворные разговоры ему даются легко.

При сравнении Евгения Базарова с Аркадием Кирсановым нельзя не отметить ежедневные занятия их обоих. Базаров - труженик, который ни дня не может провести без определенной работы, что очень ярко демонстрирует его уверенность в своих нигилистических идеях. Он поглощен медициной - вскрытием лягушек. А чем занимается Аркадий в свободное время? Судя по малому количеству упоминаний автором занятий этого героя, можно предположить, что он не решается взяться ни за одно дело, будто напрочь забывая о том, что он должен быть нигилистом. Стоит принять во внимание и защиту Аркадием Павла Петровича и Николая Петровича от критики их Базаровым: это как нельзя лучше срывает маску увлечения Аркадия новыми категоричными взглядами своего приятеля, ведь не может настоящий нигилист одобрять занятия, например, искусством! Базаров понимает, что Аркадию просто нравилось в чем-то следовать идеям своего учителя. Их связывала не дружба, не приятельство - это Аркадий лишь почти слепо пытался подражать тому человеку, во взглядах которого со временем разочаровался и сам.

Так, причиной расставания двух героев послужило раскрытие Базаровым настоящих взглядов Аркадия Кирсанова: его вполне обоснованно можно отнести к "отцам", ведь новые нигилистические идеи его устраивают лишь поверхностно.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Цель урока: подвести учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя?

Ход урока

I. Вступительная беседа

Мы проанализировали взаимоотношения Базарова со всеми основными героями: Кирсановыми, Одинцовой, своими родителями и отчасти с народом. Каждый раз выяснялось объективное превосходство Базарова над остальными героями. Казалось бы, тема романа исчерпана. Тем не менее, с 22 главы сюжетно и композиционно начинает повторяться второй цикл странствий героя: Базаров попадает сначала к Кирсановым, потом к Одинцовой и еще раз к своим родителям.

(Второй круг Базаров совершает изменившимся: жизнь заставила принять его романтику. Это новый Базаров, познавший сомнения, мучительно старающийся сохранить свою теорию. Базаров поставлен перед необходимостью познать самого себя и мир. Тургеневу важно показать, заставит ли это измениться Базарова в своих отношениях с людьми, изменились ли люди, обстановка.)

Изменилось ли что-нибудь в Марьине, одумались ли Кирсановы после споров с Базаровым? (глава 22-23).

(В имении Кирсановых царит тот же беспорядок. Не уменьшилась неприязнь Павла Петровича к Базарову. Базаров же возвращается к Кирсановым потому, что ему там удобнее работать. Но даже без идеологических споров пребывание их вместе невозможно. Павел Петрович приходит к рыцарскому разрешению конфликта - к дуэли.)

Разрешила ли дуэль спор в пользу Павла Петровича? Каким мы его видим после дуэли? (гл. 24)

(Павел Петрович не только ранен, но и нравственно убит на этой дуэли. Павел Петрович показан комически, подчеркивается пустота элегантно-дворянского рыцарства. После дуэли перед Базаровым оказывается не заносчивый аристократ, не идиот-дядюшка а страдающий физически и морально пожилой человек).

Как, в связи с чем происходит разрыв Базарова а Аркадием? Что изменилось в их отношениях? (гл. 21, 22, 25)

(Базаров и Аркадий второй раз в Марьино, раскол начинается, когда Базаров нервничает, раздражен отношениями с Одинцовой. Аркадием овладело желание испытать свои силы в одиночку, без покровительства. Вот почему Аркадий едет в Никольское: «прежде бы он только плечами пожал, если бы кто-нибудь ему сказал, что он может соскучиться под одним кровом с Базаровым...» Раньше Аркадий дорожил дружбой с Базаровым, заботился о том, чтобы его хорошо приняли в Марьине, превозносил знания и простоту Базарова. Молодость всегда выбирает себе кумиров. Аркадию лестно быть приятелем такого человека. Он с удовольствием повторяет его высказывания. Притом Аркадий далеко не во всем согласен со своим другом. Он стесняется при Базарове говорить о красоте природы. Он не чувствует себя равным в дружбе, он только подчиняется влиянию Базарова, подражает ему в манере поведения, и в идеях. Поэтому не удивляет его возвращение в «лоно отцов». Стоило ему встретиться с Катей, как чувство любви вытеснило у него все следы нигилизма. Недаром Катя называет его ручным».)

Почему Базаров уверен, что они прощаются навсегда? (гл. 25)

(Еще раньше Базаров чувствовал разницу в их взглядах с Аркадием. Сцена под стогом завершается ссорой. Еще тогда он сказал ему, что он «нежная душа». Увидев Аркадия по приезде в Никольское, Базаров сразу все понял. Зачитать: «ты уже расстался со мною... либеральный барич». Этими словами Базаров подвел итог кратковременному увлечению Аркадия нигилизмом. Базарову нелегко потерять Аркадия, вот почему он с горечью произносит прощальные слова: «я ждал от тебя совсем иной дирекции». Так завершаются отношения с Аркадием и Кирсановыми вообще, так как если ручной Аркадий покидает Базарова, то с остальными у него тем более не может быть сближения.)

Задание.

Почему именно этих представителей дворянства противопоставил Базарову Тургенев? Это лучшие представители дворянства, сравните их с губернским обществом: «если сливки плохи, что же молоко?»

II. Анализ сцены смерти Базарова

Обратимся к последним страницам романа. Какое чувство вызывают последние страницы романа?

(Чувство жалости, что гибнет такой человек. А. П. Чехов писал: «Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хотя караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? Это черт знает, как сделано (Зачитать отрывки главы 27).

Как вы думаете, что имел в виду Писарев, написав: «Умереть так, как умер Базаров - это все равно, что сделать великий подвиг»?

(В этот момент проявились сила воли и мужество Базарова. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя, и главное, остался верен себе и своим убеждениям. Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм Базарова, но и человечность его поведения).

Почему Базаров становится ближе нам перед смертью?

(В нем ярко раскрылась романтика, он произнес наконец слова, которых раньше боялся: «Я люблю вас! Прощайте... ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...» Базаров становится человечнее.)

Почему же все-таки Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя, несмотря на его превосходство над другими героями?

(Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть его, с авторской точки зрения, закономерна. Тургенев определят фигуру Базарова как трагическую и «обреченную на гибель». Вот почему он «умертвил» героя. Две причины: одиночество и внутренний конфликт героя.

Автор показывает, как Базаров остается одиноким. Первыми отпадают Кирсановы, потом Одинцова, потом родители, Фенечка, Аркадий и последнее отсечение Базарова - от народа. Новые люди выглядят одинокими по сравнению с огромной массой остального общества. Базаров - представитель раннего революционера-разночинца, он один из первых в этом деле, а первым всегда трудно. Они одиноки в мелкопоместной и городской дворянской среде.

Но Базаров погибает, но остаются единомышленники, которые продолжат общее дело. Тургенев не показал единомышленников Базарова и тем самым лишил его дело перспективы. У Базарова нет положительной программы, он только отрицает, так как Базаров не может ответить на вопрос: «А что дальше?» Что делать после того, как разрушил? В этом заключается бесперспективность романа. Это главная причина гибели Базарова в романе, главная причина того, что автор не смог наметить будущее.

Вторая причина - внутренний конфликт героя. Тургенев считает, что Базаров погиб потому, что он стал романтиком, так как он не верил в возможность гармонического соединения в новых людях романтики и силы гражданского духа. Вот почему Базаров у Тургенева побеждает как боец, пока в нем нет романтики, нет возвышенного чувства к природе, женской красоте.)

(Тургенев очень любил Базарова и многократно повторял, что Базаров - «умница» и «герой». Тургенев хотел, чтобы читатель полюбил Базарова (но отнюдь не базаровщину) со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью.)

III. Слово учителя

Литературные критики не раз называли отсутствие твердой почвы под ногами как основную причину смерти Базарова. В подтверждение этому приводился его разговор с мужиком, в котором Базаров оказывается «чем-то вроде шута горохового». Однако то, в чем Тургенев видит обреченность своего героя, не сводится к базаровскому неумению найти общий язык с мужиком. Разве трагическая предсмертная фраза Базарова: «...Я нужен России... Нет, видно, не нужен...» - может быть объяснима вышеназванной причиной? А главное, «история героя включается в общую для писателя тему гибели человека в горниле неподвластных ему природных сил», «стихийных сил - страсти и смерти».

Тургенев не мирился с метафизическим ничтожеством человека. Это была его неутихающая боль, вырастающая из осознания трагичности человеческой судьбы. Но он ищет опору для человека и находит ее в «достоинстве сознания своего ничтожества». Вот почему его Базаров убежден, что перед лицом слепой силы, уничтожающей все, важно оставаться сильным, каким он был в жизни.

Умирающему Базарову больно сознавать себя «полураздавленным червяком», являть собою «безобразное зрелище». Однако то, что он сумел многого достичь на своем пути, успел прикоснуться к абсолютным ценностям человеческого бытия, дает ему силы достойно посмотреть в глаза смерти, достойно дожить до минуты беспамятства.

С Анной Сергеевной разговаривает поэт, который, завершая свой земной путь, нашел для себя самый точный образ - «умирающей лампады», чей свет символизировал жизнь Базарова. Всегда презирающий красивую фразу, сейчас он может себе ее позволить: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...»

На пороге смерти тургеневский герой как бы подводит черту и под своими спорами с Павлом Петровичем о том, нужны ли такие, как иронично заметил Кирсанов, «избавители, герои» России. «Я нужен России?» - спрашивает самого себя Базаров, один из «избавителей», и не стесняется ответить: «Нет, видно, не нужен». Может быть, он это сознавал, еще споря с Павлом Кирсановым?

Таким образом, смерть дала Базарову право быть таким, каким, возможно, он был всегда - сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить... Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя на единственно возможную, роковую, трагическую - базаровскую - судьбу.

Однако Тургенев завершил свой роман просветленной картиной тихого сельского кладбища, где упокоилось «страстное, грешное, бунтующее сердце» Базарова и куда «из недалекой деревушки часто приходят два уже дряхлые старичка - муж с женою» - родители Базарова.

IV. Подготовка к написанию сочинения. Выбор темы

Примерные темы для написания домашнего сочинения по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»:

Е. Базаров и П. П. Кирсанов;

- «Барчуки проклятые» (Н. П., П. П., Аркадий, Кирсановы, Одинцова);

- «Бунтующее сердце» (образ Е. Базарова);

Почему Базаровы нужны России?

Базаров и русский народ;

- «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг» (Писарев);

Смысл заглавия романа И. С Тургенева «Отцы и дети»;

Проблема «отцов» и «детей» в изображении Тургенева;

Устарела ли проблема «отцов» и «детей» сегодня?

Что критикует Тургенев в «отцах» и в чем расходиться с «детьми»?

Что делает Базарова героем своего времени?

Домашнее задание

1. Написать сочинение по одной из предложенных тем.

2. Подготовиться к проверке знаний по творчеству И. С. Тургенева.

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов предстают перед читателем друзьями. Но вскоре становится понятно, что их отношения напоминают общение учителя с учеником.

С первых страниц романа Аркадий говорил не свои мысли. Вот, например, как он встретился с отцом: «Какой зато здесь воздух! Как славно пахнет!» И тут же замолчал, потому что сзади ехал Базаров, и сказал противоположное: «…это все равно, где бы человек ни родился». Аркадий романтик, он восторгался природой родного края, «звонко» поцеловал отца, переполнен эмоциями. Но рядом Евгений, учитель, человек, дружбой с которым Аркадий дорожит. И этот учитель по-другому относится к природе: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Аркадий старается угодить Базарову, хотя сам он «любил природу…хоть и не смел признаться в этом», считал своей обязанностью скрывать свои чувства, потому что «недаром же он был нигилист!»

Чем занимались герои по приезде в Марьино? «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал», -пишет Тургенев.

Базаров вставал рано, шел на болото за лягушками для экспериментов. Знаний, как у учителя, у Аркадия нет. Базаров советовал ему, как навести порядок в усадьбе отца, говорил про тополя, елки, чернозем, он хозяйственный, умеет разбираться в людях: «…скот плохой и лошади разбитые, строения тоже подгуляли, а работники смотрят ленивцами». Аркадий не понимал смысла слов Евгения, и отвечал: «Строг же ты сегодня». Базаров-труженик, неутомимый в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией, а Аркадию далеко до учителя.

Базаров смеялся над игрой Николая Петровича на виолончели. Аркадий нехотя, но соглашался с Евгением, поэтому он забрал у отца томик Пушкина и дал философскую книгу немецкого материалиста. Базаров считал: «Рафаэль гроша медного не стоит». А Аркадий наслаждался игрой Кати на рояле и сонатой Моцарта.

Совсем недавно Базаров с цинизмом говорил о хорошеньких женщинах. И вдруг краснеет, говорит очень много, ведет себя неестественно, Аркадий не мог понять этой перемены в своем учителе. Евгений сам себя понимал и отдавал себе отчет в том, что произошло, поэтому назвал любовь белибердой. Аркадий выбрал семью, тихое счастье с Катей, такая же судьба могла ждать Базарова, но он не захотел: «…лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца…». Аркадий- нежная душа, он робкий, не умеет ненавидеть, чувствительный. Евгений говорит ему, что для «горькой терпкой, бобыльной» жизни он не создан. Кстати говоря, Аркадий влюбился в Одинцову не потому, что она ему нравилась, а потому, что она понравилась Базарову.

Аркадий подражает учителю, выдает себя за нигилиста, но часто забывает о нигилизме, о своей новой роли, он ближе к либералам Кирсановым-старшим, в дворянском счастье он забыл о нигилизме.

Пути героев разошлись, потому что по-настоящему никогда не сходились. У них нет черт сходства, кроме трепетного отношения к родителям. Отношение к браку, искусству, природе, к будущим жизненным занятиям, профессии – все разнит героев. Аркадий нужен автору, чтобы ярче показать такую сильную личность, как Базаров.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов - два друга, которые вместе учатся в медицинском университете. Кирсанов пригласил на летние каникулы Базарова в гости в имение к своему отцу. С их приезда в Марьино и начинается повествование романа «Отцы и дети».

С первых слов Кирсанова, обращенных к другу, или даже по тому, как Аркадий представляет друга своему отцу, становится понятно, что тот покорен Базаровым, который стал для младшего Кирсанова не просто знакомым, другом, а учителем, наставником.

Когда дядя Аркадия спрашивает у племянника, что из себя представляет Базаров, Кирсанов с огромной гордостью отвечает, что тот нигилист. Видимо, именно теория нигилизма привлекла молодого человека и заставила обратить внимание на Базарова. Не до конца вникнув в теорию, а скорее зная лишь ее азы, Аркадий уже яростно защищает ее от нападок дяди. Но младший Кирсанов видит в нигилизме лишь отрицание, которое станет отличной опорой для строительства нового.

Базаров же настроен куда более воинственно. Он не просто считает, что нужно почти все отрицать и расчищать прошлое для строительства нового. Его отрицание идет рядом с цинизмом. Его желание, им же самим выраженное - ничего не делать. Но оно идет не от непреодолимой лени, а от понимания, что один он - лишь ничтожная песчинка и осознания своей ничтожности в попытках единичных действий.

Аркадий вырос в совершенно другой среде, его отец более образован, чем родители Базарова, обычные крестьяне. Дядя Кирсанова - интеллигент, джентльмен, англоман, аристократ. Но Евгений больше Аркадия любит свой народ, он гордиться его победами и страдает от его невежества, он чувствует боль в связи с тем, что не может вытащить простых людей, таких как его родители, из нищеты. Евгений более реалист нежели Аркадий. И Аркадий, который с детства любит музыку, стихи, пародируя Базарова, пытается забросить свои увлечения и даже начинает отрицать пользу музыки и литературы.

По-разному друзья проявляют себя и в любви. Стоило лишь Аркадию встретить женщину и влюбиться в нее, как он забывает всячески интерес к нигилизму. Он влюблен, а значит он вновь верит в чувства. Он отдается своему чувству.

Евгений же, даже понимая, что влюбился в Одинцову, всячески отрицает это, в первую очередь оправдываясь перед самим собой.

После проверки любовью друзья расходятся и никогда уже не увидятся: Евгений умирает, заразившись инфекционной болезнью, спасая мальчика, а Аркадий наверняка женится, родит детей и станет добрым помещиком, как и его отец.

"Вся сложность вопросов, на которые не может найти
ответа философия, заключается в том, что они
должны быть иначе поставлены" Артур Шопенгауэр.
Реальность зла. Эту истину знают все. Проблема лишь в том, как с ней поступить, как действовать, что предпринять. Сентименталисты будут упрекать мир в несправедливости, не пытаясь сделать ничего существенного для того, чтобы что-то поменять. Классицисты не обратят на нее внимания и пойдут своим догматическим путем. Романтики восстанут против реальности, как декабристы или, как обычные обыватели, будут писать стихи, эти слащавые плоды рифмоплетства, спасающие от свободного времени и несчастной любви. Внушающие неправильное отношение к миру…И, судя, по их популярности, народ либо глуп, либо слеп. А возможно просто притворяется. И именно про прошествии эпохи красивых слов и междометий, начинается эпоха реализма. Эпоха, которая, казалось, бы должна искоренить эту мягкость. Увы, этого не происходит. Про прошествии некоторого времени Русский писатель Иван Тургенев пишет свое величайшее произведение «Отцы и дети», которое сделает многое, не столько для истории русской литературы сколько для становления сознания людей…
Несмотря на название. Это книга совсем не о об извечном конфликте поколении. Это было уже сказано и пересказано много раз. Это произведение о человеке, который понимал эту злостную реальность, но которого никто не понимал. Да и ему этого не надо было. У него было свое представление о чувствах, которые и отвлекают нас от реальных проблем: «Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он еще сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою жизнь». Вот именно, что все выдумано, проблем как таковых не существует вообще, мы их создаем сами. Возможно, пытаясь походить на романтических героев и борцов за справедливость. У него же все иначе. Он знает. Что мир несправедлив. У нашего героя даже фамилия говорит сама за себя. Базар происходит в его душе, олицетворяя настоящий, несправедливый мир.
Рассмотрим ситуацию с Евгением Васильевичем по сюжету. Аркадий Кирсанов привозит его в имение своего отца. Базарову внимание со стороны Аркадия не нужно вообще. Как говорит сам Кирсанов, он нигилист. Вообще, Кирсанов-полный антипод Базарова. Такое впечатление создалось, что если он будет находится рядом с каким-либо человеком длительное время, он сильно привяжется к нему и расставание для него будет очень болезненным, для него привязанность к кому-либо- это долгоиграющий наркотик, необходимый как воздух. Кирсанов далеко не размазня, он просто фанатик чувств, он сильно подвержен их влиянию. В отличию от Евгения Базарова, который вообще отрицает существование каких-либо чувств, допуская лишь ощущения. На протяжении всего романа Аркадий практически постоянно сопровождает Базарова. Сентиментальным романтикам это покажется очень трогательной привязанностью, дружбой, классицисты будут убеждены, что Базаров просто подпустил Евгения к себе, держась с ним весьма высокомерно и надменно. Но на самом же деле все намного глубже. Аркадий нашел очередной объект для привязанностей, он уже не может представить своей жизни без Евгения, он постоянно ходит за ним как собака за хозяином. При чтении романа Аркадий мне представлялся улыбающимся молодым человеком с белокурыми локонами и самое главное- с фанатично горящими глазами. Базаров же, несмотря на свою нигилистическую натуру, тоже был по-своему привязан к Кирсанову. Хотя бы только потому, что тот научил его чувствовать по-настоящему. Нигилистам, конечно, покажется, что Базаров, например, не любил Одинцову, но на самом же деле все не так… Аркадий и Евгений разрушили судьбы друг друга. Один-тем, что стал объектом ненормальной привязанности, другой- что разрушил все прежние его представления о мире, о чувствах, о смысле мироздания. Вначале у Базарова «бунтующее сердце», стремящееся к разного рода конфликта с обиженными обывателями. После приключений, случившихся по воле Кирсанова, это самое «бунтующее сердце» сменилось «вечным примирением». Рассмотрим обстоятельства, которые привели к этому подробнее. Знакомство с Анной Одинцовой послужило толчком к развязке ситуации. Нужно отметить, что Одинцова предстает в образе взрослой, состоятельной, умной женщины, а не наивной глупышки восемнадцати лет, как это обычно случается в произведениях Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Байрона и верхе романтических излияний «Ромео и Джульетте» Шекспира. Одинцова больше похожа на консервативную даму классицистических времен, которой совершенно не касаются революционные идеи, так и выглядывающие в романе со всех сторон. Чувства Анны к Евгению весьма трудно назвать чем-то очень серьезных. Такое впечатление создалось, что ей просто очень интересно слушать Базарова, но любить она просто-напросто не способна. Она уже потратила все свои силы на Катюшу, почем зря. Катя стала походить на ту простушку времен элегического романтизма. В романе можно наблюдать, что Катя занимается в основном игрой на пианино. Больше ничего. Типичное серое пятно. А ведь такой ее сделала сестра. Впрочем, если бы Одинцова ничего бы для нее не сделала, было бы лучше. И для Анны Сергеевны прежде всего. Я думаю, она бы смогла полюбить Базарова и вот стало бы двумя счастливыми людьми на Земле больше. Но это домыслы романтиков. В реальности все обстоит иначе. «Вам хочется полюбить, а полюбить вы не можете»- вот слова Базарова, диагноз врача, если можно так сказать…
«Так знайте, что я люблю вас глупо, безумно…Вот чего вы добились»-Базаров и сам не рад этому чувству. Но тут дело намного драматичнее. Скрытая причина этого-Аркадий Кирсанов, который довел его до этого. Да, да, именно довел, так как для такого человека это было трагедией всей его жизни. Многим читателям может показаться, что Аркадий любил Одинцову, но это далеко не так. Помнится, когда Евгений вернулся в комнату, где его поместила Одинцова, между ним и Аркадием произошел следующий диалог:
- Ты еще не ложился? - проговорил он как бы с досадой.
- Ты долго сидел сегодня с Анной Сергеевной, - промолвил Аркадий, не
отвечая на его вопрос.
- Да, я с ней сидел все время, пока вы с Катериной Сергеевной играли на
фортепьяно.
- Я не играл... - начал было Аркадий и умолк. Он чувствовал, что слезы
приступали к его глазам, а ему не хотелось заплакать перед своим насмешливым
другом.
Слова «Я не играл» имеют двойной смысл. Для Евгения они означают то, что Аркадий не играл на пианино, Кирсанов же подразумевает, что он не играл ни во что, он был реально по-дружески привязан к Базарову, что жизнь-это не игрушка. Я думаю, что Аркадий начал общаться с Катей не потому что Одинцова обратила внимание на Базарова, а наоборот. Потеря Евгения была для него невыносима. И слезы появились не из-за того, что он ревновал Одинцову, Кирсанов просто понял, что он потерял то, чем он жил навсегда. И Катя- это не замена Базарову, это лишь ничтожнейшая попытка заполнить образовавшуюся пустоту. Аркадий открыл для Базарова свободу и тот ею воспользовался. По прошествии времени, во время семейного ужина предложили выпить. «В память Базарова»,-шепнула Катя на ухо своему мужу и чокнулась с ним. Аркадий в ответ пожал ей крепко руку, но не решился громко произнести этот тост»-видимо, он не решился бередить так и не зажившую рану. Да и Базаров-то был не очень обрадован тем, что его друг собирается женится. Это дико ударило по самолюбию Евгения Базарова, ведь его преданный «пес» решил сменить хозяина!
«Видишь, что я делаю; в чемодане оказалось пустое место, и я кладу туда сено;
так и в жизненном нашем чемодане; чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не
было. Не обижайся, пожалуйста: ты ведь, вероятно, помнишь, какого я всегда
был мнения о Катерине Сергеевне. Иная барышня только от того и слывет умною,
что умно вздыхает, а твоя за себя постоит, да и так постоит, что и тебя в
руки заберет, - ну, да это так и следует. - Он захлопнул крышку и
приподнялся с полу. - А теперь повторяю тебе на прощанье... потому что
обманываться нечего: мы прощаемся навсегда, и ты сам это чувствуешь... ты
поступил умно; для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В
тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор;
для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного
смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы,
например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться
хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и
не дорос до нас, ты невольно любуешься собою, тебе приятно самого себя
бранить; а нам это скучно - нам других подавай! нам других ломать надо! Ты
славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич - э волату, как
выражается мой родитель.
- Ты навсегда прощаешься со мною, Евгений? - печально промолвил
Аркадий, - и у тебя нет других слов для меня?
Базаров почесал у себя в затылке.
- Есть, Аркадий, есть у меня другие слова, только я их не выскажу,
потому что это романтизм, - это значит: рассыропиться. А ты поскорее женись;
да своим гнездом обзаведись, да наделай детей побольше. Умницы они будут уже
потому, что вовремя они родятся, не то что мы с тобой. Эге! я вижу, лошади
готовы. Пора. Со всеми я простился... Ну что ж? обняться, что ли?
Аркадий бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы
так и брызнули у него из глаз.»
По правде говоря, выписать отрывки фраз невозможно. Этот диалог-подведение итогов ситуации. Это вывод. В словах Базарова звучит некоторая ностальгия, но, поскольку жизнь с чувствами ему пришлась не по нраву, он решает вернуться к прежним суждениям. В этом отрывке можно ясно понять, что они изрядно подпортили жизнь друг другу и расставание будет правильней всего. Аркадий показал Евгению жизнь с наличием чувств, но, как известно, любые чувства делают человека слабым, не по-базаровски быть слабым, он решает оставаться холодным айсбергом. Это даже понятно, как он общается со своими родителями-как будто делает одолжение, но не как сноб, а как человек не умеющий чувствовать. Но он уже не может быть таким, каким был раньше, за это он и расплатился нелепейшей во всех отношениях смертью. И в последние минуты жизни он желает видеть не Аркадия, открывшего для него новую жизнь, а Одинцову, как символ признания поражения перед миром чувством нас губящих, лишающих сознания реальности. Вот и все.
«Какое бы страстное,
грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней,
безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном
спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии "равнодушной"
природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...». Почему же о жизни бесконечной? Потому что в каждом из нас живет Базаров, мы все стремимся побыть Базаровым хотя бы для того, чтобы о нас сказали: «Он так невозмутим, хотя ему так плохо».
Я думаю, что в своем величайшем произведении Иван Тургенев открыл всю безнадежность человеческого существование, слабость даже перед вялыми симпатиями и привязанностями. Ведь даже самый холодный айсберг был побежден тем, что позволил себе ненадолго всплыть на поверхность…