Причины смерти катерины в пьесе гроза. Причины гибели катерины

Гибелью главной героини завершается пьеса Островского «Гроза», жанр которой смело можно было бы обозначить как трагедия. Смерть Катерины в «Грозе» является развязкой произведения и несёт особую смысловую нагрузку. Сцена самоубийства Катерины породила много вопросов и трактовок такого сюжетного поворота. Например, Добролюбов считал этот поступок благородным, а Писарев придерживался точки зрения о том, что такой исход явился «совершенно неожиданным для неё (Катерины) самой». Достоевский де полагал, что смерть Катерины в пьесе «Гроза» произошла бы и без деспотизма: «это жертва собственной чистоты и своих верований». Легко заметить, что мнения критиков разнятся, но при этом каждое отчасти истинно. Что же заставило девушку принять такое решение, совершить стол отчаянный шаг? Что означает смерть Катерины - героини пьесы «Гроза»?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно подробно изучить текст произведения. Читатель знакомится с Катериной уже в первом действии. Изначально мы наблюдаем Катю как немого свидетеля ссоры Кабанихи и Тихона. Этот эпизод позволяет понять нездоровую обстановку несвободы и угнетения, в которой приходится выживать Кате. Ежедневно она убеждается в том, что прежней жизни, такой, как была до замужества, уже никогда не будет. Вся власть в доме, несмотря на патриархальный уклад жизни, сосредоточена в руках лицемерной Марфы Игнатьевны. Муж Кати, Тихон, не в состоянии защитить жену от истерик и лжи. Его безвольное подчинение матери показывает Катерине, что в этом доме и в этой семье рассчитывать на помощь нельзя.

С детства Катю учили любить жизнь: ходить в церковь, петь, любоваться природой, мечтать. Девочка «дышала полной грудью», ощущая себя в безопасности. Её учили жить по правилам Домостроя: уважать слово старших, не перечить им, слушаться мужа и любить его. И вот Катерину выдают замуж, обстановка радикально меняется. Между ожиданиями и реальностью оказывается огромная, непреодолимая пропасть. Самодурство Кабанихи не знает границ, её ограниченность в понимании христианских законов ужасает верующую Катерину. А что Тихон? Он вовсе не тот мужчина, который достоин уважения или хотя бы сострадания. К часто выпивающему Тихону Катя чувствует только жалость. Девушка признаётся, что как бы она ни старалась полюбить мужа, ничего не получается.

Ни в какой сфере девушка не может реализовать себя: ни как хозяйка дома, ни как любящая жена, ни как заботливая мать. Появление Бориса девушка расценивает как шанс на спасение. Во-первых, Борис непохож на остальных жителей Калинова, и ему так же, как и Кате, не нравятся неписаные законы тёмного царства. Во-вторых, Катю посещали мысли о том, чтобы добиться развода и после этого жить с Борисом честно, не боясь осуждения со стороны общества или церкви. Отношения с Борисом развиваются стремительно. Одной встречи хватило двум молодым людям, чтобы влюбиться друг в друга. Даже не имея возможности поговорить, Борис мечтает о Кате. Девушка сильно переживает возникшие чувства: она иначе воспитана, не может Катя гулять с другим тайно; чистота и честность «мешают» Кате скрывать любовь, делать вид, будто всё «шито крыто» и другие не догадываются.

Очень долго девушка решалась на свидание с Борисом, и всё же пошла ночью в сад. Автор не даёт описание тем десяти дням, когда Катерина виделась с возлюбленным. Это, собственно, и не нужно. Легко представить их досуг и растущее ощущение теплоты, которое было в Катерине. Сам Борис говорил «только те десять деньков и пожил». Приезд Тихона Кабанова выявил новые стороны в характерах персонажей. Оказалось, что Борис вовсе не хочет огласки, он лучше откажется от Кати, чем вовлечёт себя в интриги и скандалы. Катя же, в отличие от молодого человека, хочет рассказать о сложившейся ситуации и мужу, и свекрови. Будучи несколько мнительным и впечатлительным человеком, Катя, подгоняемая раскатами грома и словами полоумной барыни, признаётся во всём Кабановым.

Сцена обрывается. Далее мы узнаём, что Марфа Игнатьевна стала ещё жёстче и требовательней. Она унижает, оскорбляет девушку намного сильнее, чем прежде. Катя понимает, что виновата не так сильно, как хочет убедить её свекровь, ведь такая тирания нужна Кабанихе лишь для самоутверждения и контроля. Именно свекровь становится главным катализатором трагедии. Тихон, скорее всего, простил бы Катю, но он может только подчиняться матери и уходить пить к Дикому.

Представьте себя на месте героини. Представьте всё то, с чем ей ежедневно приходилось справляться. То, как поменялось к ней отношение после признания. Муж, который не может перечить матери, но при любой удобной возможности находит утешение в алкоголе. Свекровь, олицетворяющее всю ту грязь и мерзость, от которой чистый и честный человек хочет держаться как можно дальше. Сестру мужа, единственную, кто интересуется твоей жизнью, но при этом не может до конца понять. И любимого человека, для которого общественное мнение и возможность получения наследства оказались гораздо важнее, чем чувства к девушке.

Катя мечтала стать птицей, улететь навсегда из тёмного мира самодурства и ханжества, вырваться на волю, лететь, быть свободной. Гибель Катерины была неизбежна.
Однако, как было указано выше, на самоубийство Катерины существуют несколько различных точек зрения. Ведь с другой стороны, неужели Катя не могла просто сбежать, не принимая таких отчаянных решений? В том-то и дело, что не могла. Не для неё было это. Быть честной перед собой, быть свободной - вот то, чего так страстно желала девушка. К сожалению, всё это можно было получить лишь ценой собственной жизни. Смерть Катерины - это поражение или победа над «тёмным царством»? Катерина не победила, но и не осталась побеждённой.

Тест по произведению

Пьеса «Гроза», написанная А.Н.Островским в 1859, в первый же вечер своей постановки стала предметом многих споров между критиками, которые отзывались о произведении с разных позиций. В пьесе имеется несколько важных вопросов, одним из которых является смерть главной героини и отношение к ней. Кто-то уверен в том, что это вынужденная гибель, другие считают, что смерть ее – это освобождение от гнета и мук, которые испытывала Катерина. Я попробую рассмотреть образ девушки подробнее и ответить на этот вопрос.

Катерина – молодая жена Тихона и невестка Кабанихи.

Порядки, в которых она росла и живет, не отличаются друг от друга, но зато отличаются условия. В родительском доме Катерина была любимой дочерью, которую опекали и о которой заботились, в доме же Кабанихи она лишь невестка, обязанная подчиняться мужу и свекрови. Резвость ее и мечтательность Кабаниха не одобряла и осуждала, потому девушка, находясь в своеобразной неволе, «завяла совсем». Катерина не испытывает глубокой любви к мужу и выдана за него родителями, она даже не сопротивлялась браку и приняла это как должное. Однако затем девушка влюбляется в Бориса, тогда и проявляется противоречивость ее натуры. Любовь ее настолько сильна, что она, замужняя женщина, встречается с чужим мужчиной во время отъезда мужа. Хотя Катерина очень набожна и понимает, что так поступать грешно и что счастья ей это не принесет, она все равно идет на встречу. Но ей не движет идея измены, она лишь хочет хоть на немного почувствовать себя счастливой и побыть с любимым для нее человеком, который в свою очередь тоже любит ее.

Вот только потом оказывается, что возлюбленный ее, как и Тихон, слабая личность, которая не способна бороться за свое счастье изо всех сил. Катерина находится в «темном царстве»: ее окружают безвольные, лживые, эгоистичные и жестокие люди, которые ищут виноватых в других, но никак не в себе. Наша героиня же напротив борется за счастье, что показывает ее сильный характер, она не пытается обвинить кого-то в своих бедах и признает, что грешна, она сразу же хочет рассказать Тихону о своей измене, но Варвара заставляет ее молчать. В конце 4 действия девушка не в силах более скрывать обман, так как ее сердце мучается, а боязнь наказания свыше наполняет ее душу, она раскаивается в том, что она совершила. Ложь, появившаяся в жизни Катерине, тяжела и невыносима, и чтобы избавиться от этой тяжести, она рассказывает всю правду, в надежде понести наказание и таким образом очиститься.

И вот теперь все знают об обмане, а значит, что как и в доме Кабанихи, так и в Калинове вообще, ей житья не будет. Катерина все еще цепляется за счастье и пытается уговорить Бориса взять ее с собой, но тот ей отказывает. Надежда на лучшее умирает, не в силах вынести очередной жестокости, героиня решается на самый из страшных грехов – самоубийство. Таким образом Катерина освобождается от гнета и терзаний ее души и обретает покой.

Катерина представляется нам «лучом света в царстве тьмы», жители которого пытаются его погасить, потому что он отличен от других. Хоть девушка и пытается этому противостоять, попытки ее тщетны, так как она не чувствует поддержки и все более ослабевает. По-моему мнению, после отчаянных и безрезультатных попыток противостоять тому обществу, что ее окружало, муки Катерины стали настолько тяжелы, что она пошла на столь сложный шаг, в надежде на спасение. Таким образом, смерть ее принесла ей избавление от мук, а значит и освобождение.

По мнению Н.А. Добролюбова, «Гроза» – «самое решительное произведение Островского». В этой пьесе автор изображает трагедию свободолюбивой, непокорной души в атмосфере безгласия и самодурства. Тем самым драматург выражает свое решительное несогласие с бездушной системой «темного царства».

Драматически оканчивается жизнь главной героини пьесы, Катерины Кабановой. Она доведена до крайности и вынуждена покончить жизнь самоубийством. Как расценить этот поступок? Был он проявлением силы или слабости?

Жизнь Катерины нельзя

Назвать борьбой в полном смысле этого слова, а, следовательно, трудно говорить о поражении или о победе. Между Катериной и «темным царством» не было прямых столкновений. Самоубийство героини можно назвать скорее нравственной победой, победой в стремлении обрести свободу. Ее добровольный уход из жизни – протест против полутюремных порядков в провинциальном городке и бездушия в семье Катерины.

В пьесе описан купеческий быт с его патриархальным укладом, с собственными устоявшимися понятиями о нравственности, во многом косвенными и лицемерными. Люди, живущие в этом замкнутом мирке, либо полностью поддерживают его порядок (Дикой и Кабаниха), либо вынуждены смириться с ним внешне (Варвара, Тихон). Но Катерина, оказавшись в этих условиях, не способна смириться со своим положением.

Катерина разительно отличается от окружающих ее людей. Любовь к свободе и восприимчивость к красоте присущи ей с детства. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», – вспоминает героиня. Катерина находит красоту в природе, в песнях богомолок, в церковной службе.

Для нее Бог – нравственный закон, который невозможно преступить. Религиозность Катерина светла и поэтична. Островский изображает сильную и цельную натуру, не способную на обман или притворство. Живя в доме Кабанихи, Катерина не унижается, притворяясь послушной. Она всегда остается верна себе: «Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю».

Жизнь с нелюбимым мужем под надзором деспотичной свекрови представляется героине адом. Катерина «завяла совсем» в этом неприветливом доме – миниатюрной копии «темного царства». Однако ее сердце не успокоилось в неволе. Героиня полюбила человека, который выделялся из купеческой среды. Для Катерины он олицетворяет иной – более светлый, свободный, добрый – мир.

Ради своей любви Катерина готова на измену мужу и поставлена перед выбором: или долг, или обман. Героиня решается на измену, считая ее тягчайшим грехом и мучаясь от этого. Еще ничего не совершив, она уже заранее испытывает ужас нравственного падения: «Точно стою я над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». Однако этот отчаянный шаг является для Катерины шансом вырваться на свободу.

Изменив мужу, Катерина мучается от осознания своей вины, хочет искупить свой грех. Следуя христианской морали, она искренне убеждена, что раскаяние частично искупает вину. Тем более, что жить обманом героиня не может, поскольку это претит ее открытой бесхитростной натуре. В этом ее существенное отличие от позиции Варвары.

Таким образом, Катерина признается во всем мужу, тем самым отрезая себе путь к спасению. Теперь жизнь в доме Кабанихи начинает вдвойне тяготить Катерину. Жизнь в духовном вакууме теряет для нее всякий смысл: «Для чего мне теперь жить, ну для чего? Ничего мне не надо…», – решает героиня. Она не видит иного способа вырваться на свободу, кроме как лишить себя жизни.

Уйти из дому Катерина не может, ведь женщина в XIX веке была почти бесправна, принадлежала мужу душой и телом, не могла самостоятельно распоряжаться собой. Уехать с Борисом Катерина тоже не могла, поскольку тот оказался совершенно ничтожным, слабым, бесхарактерным человеком, не способным на решительные действия.

Можно сказать, что, лишая себя жизни, Катерина шла против Бога, становилась великой грешницей, за которую нельзя было даже молиться. Однако героиня уверена: «Кто любит, тот будет молиться…». Смерть не страшит ее. Даже в смерти Катерина видит красоту: ей рисуется картина спокойствия и умиротворения.

Итак, самоубийство Катерины, по моему мнению, является в определенной мере оправданным действием, которое героиня видела для себя единственно возможным в данных условиях. Смерть Катерины – своеобразная нравственная победа, проявление не слабости, а силы духа. Гибель Катерины – еще один шаг к уже начавшемуся разрушению «темного царства» самодуров.

Гибелью главной героини завершается пьеса Островского «Гроза», жанр которой смело можно было бы обозначить как трагедия. Смерть Катерины в «Грозе» является развязкой произведения и несёт особую смысловую нагрузку. Сцена самоубийства Катерины породила много вопросов и трактовок такого сюжетного поворота. Например, Добролюбов считал этот поступок благородным, а Писарев придерживался точки зрения о том, что такой исход явился «совершенно неожиданным для неё (Катерины) самой». Достоевский де полагал, что смерть Катерины в пьесе «Гроза» произошла бы и без деспотизма: «это жертва собственной чистоты и своих верований». Легко заметить, что мнения критиков разнятся, но при этом каждое отчасти истинно. Что же заставило девушку принять такое решение, совершить стол отчаянный шаг? Что означает смерть Катерины - героини пьесы «Гроза»?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно подробно изучить текст произведения. Читатель знакомится с Катериной уже в первом действии. Изначально мы наблюдаем Катю как немого свидетеля ссоры Кабанихи и Тихона. Этот эпизод позволяет понять нездоровую обстановку несвободы и угнетения, в которой приходится выживать Кате. Ежедневно она убеждается в том, что прежней жизни, такой, как была до замужества, уже никогда не будет. Вся власть в доме, несмотря на патриархальный уклад жизни, сосредоточена в руках лицемерной Марфы Игнатьевны. Муж Кати, Тихон, не в состоянии защитить жену от истерик и лжи. Его безвольное подчинение матери показывает Катерине, что в этом доме и в этой семье рассчитывать на помощь нельзя.

С детства Катю учили любить жизнь: ходить в церковь, петь, любоваться природой, мечтать. Девочка «дышала полной грудью», ощущая себя в безопасности. Её учили жить по правилам Домостроя: уважать слово старших, не перечить им, слушаться мужа и любить его. И вот Катерину выдают замуж, обстановка радикально меняется. Между ожиданиями и реальностью оказывается огромная, непреодолимая пропасть. Самодурство Кабанихи не знает границ, её ограниченность в понимании христианских законов ужасает верующую Катерину. А что Тихон? Он вовсе не тот мужчина, который достоин уважения или хотя бы сострадания. К часто выпивающему Тихону Катя чувствует только жалость. Девушка признаётся, что как бы она ни старалась полюбить мужа, ничего не получается.



Ни в какой сфере девушка не может реализовать себя: ни как хозяйка дома, ни как любящая жена, ни как заботливая мать. Появление Бориса девушка расценивает как шанс на спасение. Во-первых, Борис непохож на остальных жителей Калинова, и ему так же, как и Кате, не нравятся неписаные законы тёмного царства. Во-вторых, Катю посещали мысли о том, чтобы добиться развода и после этого жить с Борисом честно, не боясь осуждения со стороны общества или церкви. Отношения с Борисом развиваются стремительно. Одной встречи хватило двум молодым людям, чтобы влюбиться друг в друга. Даже не имея возможности поговорить, Борис мечтает о Кате. Девушка сильно переживает возникшие чувства: она иначе воспитана, не может Катя гулять с другим тайно; чистота и честность «мешают» Кате скрывать любовь, делать вид, будто всё «шито крыто» и другие не догадываются.

Очень долго девушка решалась на свидание с Борисом, и всё же пошла ночью в сад. Автор не даёт описание тем десяти дням, когда Катерина виделась с возлюбленным. Это, собственно, и не нужно. Легко представить их досуг и растущее ощущение теплоты, которое было в Катерине. Сам Борис говорил «только те десять деньков и пожил». Приезд Тихона Кабанова выявил новые стороны в характерах персонажей. Оказалось, что Борис вовсе не хочет огласки, он лучше откажется от Кати, чем вовлечёт себя в интриги и скандалы. Катя же, в отличие от молодого человека, хочет рассказать о сложившейся ситуации и мужу, и свекрови. Будучи несколько мнительным и впечатлительным человеком, Катя, подгоняемая раскатами грома и словами полоумной барыни, признаётся во всём Кабановым.

Сцена обрывается. Далее мы узнаём, что Марфа Игнатьевна стала ещё жёстче и требовательней. Она унижает, оскорбляет девушку намного сильнее, чем прежде. Катя понимает, что виновата не так сильно, как хочет убедить её свекровь, ведь такая тирания нужна Кабанихе лишь для самоутверждения и контроля. Именно свекровь становится главным катализатором трагедии. Тихон, скорее всего, простил бы Катю, но он может только подчиняться матери и уходить пить к Дикому.

Представьте себя на месте героини. Представьте всё то, с чем ей ежедневно приходилось справляться. То, как поменялось к ней отношение после признания. Муж, который не может перечить матери, но при любой удобной возможности находит утешение в алкоголе. Свекровь, олицетворяющее всю ту грязь и мерзость, от которой чистый и честный человек хочет держаться как можно дальше. Сестру мужа, единственную, кто интересуется твоей жизнью, но при этом не может до конца понять. И любимого человека, для которого общественное мнение и возможность получения наследства оказались гораздо важнее, чем чувства к девушке.

Катя мечтала стать птицей, улететь навсегда из тёмного мира самодурства и ханжества, вырваться на волю, лететь, быть свободной. Гибель Катерины была неизбежна.
Однако, как было указано выше, на самоубийство Катерины существуют несколько различных точек зрения. Ведь с другой стороны, неужели Катя не могла просто сбежать, не принимая таких отчаянных решений? В том-то и дело, что не могла. Не для неё было это. Быть честной перед собой, быть свободной - вот то, чего так страстно желала девушка. К сожалению, всё это можно было получить лишь ценой собственной жизни. Смерть Катерины - это поражение или победа над «тёмным царством»? Катерина не победила, но и не осталась побеждённой.

Действие драмы А. Н. Островского «Гроза» заканчивается самоубийством главной героини - Катерины. Но был ли ее поступок проявлением протеста и «страшным вызовом самодурной силе», как считает Н. А. Добролюбов? Или же он явился проявлением слабости, так как «воспитание и жизнь» не дали Катерине «ни твердого характера, ни развитого ума», и темная женщина разрубила «затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством», которое к тому же явилось «совершенно неожиданным для нее самой», как утверждает Д. И. Писарев.

Чтобы ответить на вопрос: «Что означает самоубийство Катерины - ее победу или поражение?», необходимо исследовать обстоятельства ее жизни, изучить мотивы ее поступков, обратить особое внимание на сложность и противоречивость натуры героини и необыкновенное своеобразие ее характера.

Катерина - натура поэтическая, исполненная глубокого лиризма. Она росла и воспитывалась в мещанской семье, в религиозной атмосфере, но впитала в себя все самое лучшее, что мог дать патриархальный уклад жизни. Она обладает чувством собственного достоинства, чувством прекрасного, ей свойственно переживание красоты, воспитанное у нее в детстве. Н. А. Добролюбов видел величие образа Катерины именно в цельности ее характера, в способности везде и всегда быть самой собой, ни в чем и никогда не изменять самой себе.

Придя в дом мужа, Катерина столкнулась с совершенно иным образом жизни, в том смысле, что это была жизнь, в которой царит насилие, самодурство, унижение человеческого достоинства. Жизнь Катерины круто переменилась, и события приобрели трагический характер, но этого могло и не случится, если бы не деспотичный характер ее свекрови - Марфы Кабановой, которая счита-ет основой «педагогики» - страх. Ее жизненная философия - пугать и держать в повиновении страхом. Она ревнует сына к Молодой жене и считает, что тот недостаточно строг с Катериной. Она боится, что ее младшая дочь Варвара может «заразиться» таким дурным примером, и как бы ее будущий муж не упрекнул

Потом тещу в недостаточной строгости при воспитании дочери. Смиренная внешне Катерина становится для Марфы Кабановой олицетворением скрытой опасности, которую она чувствует интуитивно. Вот и стремится Кабаниха подчинить, сломить хрупкий характер Катерины, заставить и ее жить по своим законам, вот и точит ее «как ржа железо». Но Катерина, наделенная душевной мягкостью, трепетностью, способна в отдельных случаях проявить и твердость, и волевую решительность - она не желает мириться с таким положением. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! - говорит она. - Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержишь меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» Она испытывает потребность свободно любить и потому вступает в борьбу не только с миром «темного царства», но и с собственными убеждениями, с собственной натурой, неспособной ко лжи и обману. Обостренное чувство справедливости заставляет ее сомневаться в правильности своих поступков, и проснувшееся чувство любви к Борису она воспринимает как страшный грех, потому что, полюбив, она нарушила те нравственные установления, которые считала святыми.

Но и поступиться своей любовью тоже не может, ведь именно любовь дает ей столь необходимое ощущение свободы. Катерина вынуждена скрывать свои свидания, но жить обманом для нее невыносимо. Поэтому она хочет освободиться от них своим публичным покаянием, но только еще больше осложняет и без того тягостное свое существование. Покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Но как же жить ей дальше, если даже после того, как в грехе перед всеми раскаялась, не стало легче. Вернуться к мужу и свекрови невозможно: там все чужое. Тихон не решится открыто осуждать тиранию матери, Борис - человек безвольный, он не придет на помощь, а продолжать жить в доме Кабановых безнравственно. Раньше ее хоть попрекать не могли, она могла чувствовать свою правоту перед этими людьми, а теперь она перед ними виновата. Ей остается только покориться. Но не случайно в произведении присутствует образ птицы, лишенной возможности жить на воле. Для Катерины лучше не жить совсем, чем мириться с «жалким прозябанием», которое ей уготовано «в обмен на ее живую душу». Н. А. Добролюбов писал, что характер Катерины «исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны». Жить в мире «затаенной, тихо вздыхающей скорби... тюремного, гробового безмолвия...», где «нет простора и свободы для живой мысли, для задушевного слова, для благородного дела; тяжкий самодурный запрет наложен на громкую, открытую, широкую деятельность» для нее нет никакой возможности. Если она не может наслаждаться своим чувством, своей волей законно, «при свете белого дня, перед всем народом, если у нее вырывают то, что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет...».

Катерина не захотела мириться с убивающей человеческое достоинство действительностью, не могла жить без нравственной чистоты, любви и гармонии и потому избавилась от страданий единственным возможным в тех обстоятельствах способом. «...Просто по-человечески, нам отрадно видеть избавление Катерины - хоть через смерть, коли иначе нельзя... Отрадною, свежею жизнью веет на нас здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало!..» - говорит Н.А.Добролюбов. И потому трагический финал драмы - самоубийство Катерины - не поражение, а утверждение силы свободного человека, - это протест против кабановских понятий о нравственности, «провозглашенный под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина», это «страшный вызов самодурной силе». И в этом смысле самоубийство Катерины - ее победа.