Устный счет "Веселые задачи в стихах". ЭОР для учащихся

Министерство образования Украины

Средняя общеобразовательная школа № 15

Разработали:

учителя нач. классов

Вернер Л. В.

Г. Северодонецк

Брошюра предназначена для занятий с детьми в возрасте от 6 до 7 лет. Она удивительна тем, что может помочь учителю легко и без проблем сделать урок интересным и занимательным.

В брошюре содержится материал, который поможет познакомить детей 1 класса с цифрами и числами, научить их считать в пределах десяти.

Брошюра содержит игровой материал для занятий устным счетом, задачи для развития логического мышления.

Основная цель данного пособия – разнообразить деятельность учеников – первоклассников на уроках математики, вызвать интерес к предмету, используя загадки, стихи детских писателей, задачи – шутки.

    О цифрах Г. Виеру……………………6

    Веселый счет …………………………..7-11

    Веселая арифметика………………….12-16

    Устный счет…………………………..17-20

    Сосчитай-ка (логические задачки для первоклассников)……………………..21-27

    Веселый устный счет……………….28-47

    Литература……………………………48

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа!

Без счета не будет

На улице света,

Без счета не может

Подняться ракета,

Без счета письмо

Не найдет адресата

И в прятки сыграть

Не сумеют ребята.

Летит выше звезд

Арифметика наша,

Уходит в моря,

Строит здания, пашет,

Сажает деревья,

Турбины кует,

До самого неба

Рукой подает.

Считайте, ребята,

Точнее считайте,

Хорошее дело,

Смелей прибавляйте.

Плохие дела

Поскорей вычитайте.

Учебник научит

Вас точному счету.

Скорей за работу! (2 р.)

Проживают в этой книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете.


О цифрах

Г. Виеру

1 Похожа единица на крючок

А может, на обломанный сучок.

2 . Два похожа на гусенка

С длинной шеей, клювом тонким.

3 Цифра три,

Словно ласточка - смотри.

4 . Гляди: четыре – это стул,

Который я перевернул.

5 . На что похожа цифра 5?

На серп, конечно, как не знать?

7 . Семь – точно острая коса.

Коси, коса, пока роса.

8 Цифра восемь так вкусна -

Из двух бубликов она.

9. Отгадайте-ка, ребятки,

Что за цифра-акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на три меньше станет.

Веселый счет

1 . Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица.

В задачнике жили один да один

Пошли они драться один на один,

Но скоро один зачеркнул одного

И вот не осталось от них ничего.

А если б дружили они меж собою,

То долго бы жили

И было б их двое:

2 . А вот это цифра 2,

Полюбуйтесь какова.

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

Две сестрицы – две руки

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки –

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

3 . А за двойкой – посмотри-

Выступает цифра 3.

Тройка – третий из значков,

Состоит из двух крючков.

Три цвета есть у светофора,

Они понятны для шофера:

Красный свет – проезда нет.

Желтый – будь готов к пути,

А зеленый свет – кати!

4 . За 3 идет 4,

Острый локоть оттопыря.

Четыре в комнате угла,

Четыре ножки у стола.

И по четыре ножки

У мышки и у кошки.

Бегут четыре колеса.

Резиною обуты,

Что ты пройдешь за 2 часа,

Они за 2 минуты.

5 . А потом пошла плясать

По бумаге цифра 5.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

Перед тобой – пятерка братьев,

Дома все они без платьев.

А на улице зато

Нужно каждому пальто.

6 Цифра 6 – дверной замочек,

Сверху крюк, внизу кружочек.

Шесть котят есть хотят,

Дай им каши с молоком,

Пусть лакают языком,

Потому что кошки

Не едят из ложки.

7 . Вот семерка – кочерга,

У нее одна нога.

Семь ночей и дней в неделе,

Семь вещей у нас в портфеле:

Промокашка и тетрадь,

И перо, чтобы писать.

И резинка, чтобы пятна

Подчищать аккуратно.

И пенал, и карандаш,

И букварь – приятель ваш.

8 . У восьмерки два кольца

Без начала и конца.

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут,

Всех Матрешками зовут.

9 Цифра 9, иль девятка, -

Цирковая акробатка.

Если на голову встанет,

Цифрой 6 девятка станет.

К девяти без десяти

Надо в школу вам идти.

В девять слышится звонок,

Начинается урок.

К девяти без десяти

Детям спать пора идти,

А не ляжете в кровать,

Носом будете клевать.

0 Цифра вроде буквы О -

Это ноль, иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не знает ничегошеньки.

Вот это ноль, иль ничего,

Послушай сказку про него.

Сказал веселый, круглый ноль

Соседке единицы:

С тобою рядышком позволь

Стоять мне на странице!

Она окинули его

Сердитым, гордым взглядом:

Ты, ноль, не стоишь ничего,

Не стой со мною рядом!

Ответил ноль: - Я признаю,

Что ничего не стою,

Но можешь стать ты десятью,

Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,

Мала и худощава,

Но будешь больше в 10 раз,

Когда я стану справа.

Напрасно думают, что ноль

Играет маленькую роль.

Мы двойку в 20 превратим,

Из троек и четверок,

Мы можем, если захотим

Составить 30, 40.

Пусть говорят, что мы ничто, -

С двумя нолями вместе

Из единицы выйдет 100

Из двойки – целых 200.

10 . Если ж слева, рядом с ним

Единицу примостим,

Он побольше станет весить,

Потому что это – десять.

Эти цифры по-порядку

Запиши в свою тетрадку.

Я про каждую сейчас

Сочиню тебе рассказ.


Проживают в этой книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете.


Рисовал я единицу,

Получилась - ну и ну! -

Настоящая ракета

Для полёта на Луну.

Как стрела, помчусь я в небе,

Где ни разу до меня

Ни один мальчишка не был.

Самый первый буду я!

Цифра 2

Выгибает цифра шею,

Волочится хвост за нею –

Полюбуйся какова!

А всего лишь цифра … (2)

Цифра 3

Три - это заклинатель змей

Вышел с дудочкой своей.

Перед ним танцует змейка -

Хвост крючком, дугою шейка.

Ты на змейку посмотри -

Да ведь это цифра три!

Цифра 4

Гляди, четыре - это стул,

Который я перевернул.

Цифра 5

Это фокусник пятёрка.

Вы за ней следите зорко.

Кувыркнётся - раз и два! -

Обернётся цифрой два.

Цифра 6

Рогалик к бублику приклей,

Да только есть его, не смей.

Не крендель это, чтобы есть.

А просто цифра шесть!

Это что – дверной замочек?

Сверху крюк, внизу кружочек. (6)

Цифра 7

Семь - точно острая коса.

Коси, коса, пока роса.


Цифра 8

К этой цифре ты привык.

Это цифра-снеговик.

Лишь зима сменяет осень,

Дети лепят цифру восемь!

Только к цифре ты, дружок,

Третий не лепи кружок.

Цифра 9

Я важней всех потому,

Что запутать вас могу.

Если я перевернусь

То другою окажусь.

Круглый он, такой хорошенький.

Но не знает ничегошеньки. (0)

Цифра 10

Цифра вроде буквы О -

Это ноль, иль ничего.

Если ж слева рядом с ним

Единицу примостим,

Он побольше станет весить,

Потому что это - десять.

Устный счет

Три яблока из сада

Ежик притащил.

Самое румяное.

Белке подарил.

С радостью подарок

Получила белка.

Сосчитайте яблоки

У ежа в тарелке! (2)

Кукла стоит 8 гривень.

У Аленки только шесть.

В общем, больше половины

Для покупки куклы есть.

Вот она стоит на полке.

Не хватает гривень сколько? (2)

Утка морковку в корзине несла,

Этой покупкой довольна была.

Если морковку ещё ей купить,

Сколько их будет -

Ты сможешь сложить? (3)

Дружно муравьи живут

И без дела не снуют.

Два несут былинку.

Два несут иголку.

Сколько их под ёлкой? (4)

Быстро бегает щенок.

Сколько он имеет ног?

У Коли вышло ровно пять,

Вера же сказала всем:

Он имеет ножек семь.

Трудно счет дается Люде.

2+2 – так, сколько ж будет? (4)

Три цыплёнка стоят,

На скорлупку глядят.

Два яичка в гнезде

У наседки лежат.

Сосчитай поскорей:

Сколько будет цыплят

У наседки моей? (5)

Я учу сестренку Люду.

Как выходит, поглядим:

2 плюс 2 - 4 будет.

А прибавь еще один? (5)

Наш мухомор опечален до слёз:

Белую крапинку ветер унёс!

Сколько осталось?

Ведь было их семь.

Яблоки в саду поспели -

Мы отведать их успели.

Пять румяных, наливных,

Два с кислинкой. Сколько их? (7)

Шли четыре гусака,

Вдаль глядели свысока.

Сколько шло голов и ног,

Сосчитаешь ли, дружок? (8)

Шесть детей на берегу,

Три купаются в пруду.

Сколько будет всех ребят? (9)

Пошла курица гулять,

Собрала своих цыплят.

Семь бежали впереди,

Три остались позади.

Беспокоится их мать

Сосчитайте-ка, ребята. (10)

Обкопал я 7 деревьев.

А мой брат – 13.

И выходит, что всего

Обкопали - …(20)

СОСЧИТАЙ-КА

(логические задачки для первоклассников)

Сосчитаем мы опять,

Сосчитаем вместе:

Если пальцев

ровно пять,

все на месте!


Сколько окон и дверей

в комнате твоей?

Посчитай.

Как говорится,

Это может пригодиться.

не маленький уже,

Ты ответишь,

только не волнуйся:

На каком живешь ты этаже?

Номер дома и квартиры вспомни.

Ты ответь мне на ходу,

Знающий все Сеня:

Сколько месяцев в году?

Сколько воскресений?

(12 месяцев, воскресений разное кол-во)

Если можешь, то ответь:

Почему медведь - медведь?

С
колько ног у осьминога

И рогов у носорога!

(медведь любит мед,

8 ног у осьминога

1 рог на носу у носорога)

Над рекой над Ладогой

Вновь висела радуга.

Яркая, заметная,

Очень разноцветная!

Цвет один у Ладоги.

А сколько их -

у радуги? (7 цветов)

Пара лапок - у гагары,

а у зайца их - две пары.

Сосчитай-ка ножки

У сороконожки!

(40 ножек, 20 пар)

Алеша съел три столовых ложки малинового и две столовые ложки клубничного варенья.

Сколько он съел варенья?

Какая здесь единица измерения? (5 ложек)

На вербе росло 7 груш.

3 груши упали.

Сколько груш осталось на вербе?

(На вербе груши не растут)

В группе десять ребятишек,

А девчонок - только семь.

Сколько ж надо купить книжек,

чтобы их хватило всем?

(10 книжек)

Ты спроси об этом маму,

Чтоб ответить просто:

Сколько весишь килограммов,

И какой ты - ростом?

Медведь весит 100 кг, когда стоит на одной ноге.

Сколько кг весит медведь, когда будет стоять на двух лапах?

На столе лежали 4 яблока.

Одно разрезали пополам.

Сколько яблок на столе? (4)

Сей бородатый господин

Задачку разрешить не может:

Что больше – метр или аршин?

А ну-ка кто ему поможет?

(Аршин = 71,12 см)

Подумай-ка

(Логические задачи для первоклассников)

Жираф, крокодил и бегемот

жили в разных домиках.

Жираф жил не в красном

и не в синем домике.

Крокодил жил не в красном

и не в оранжевом домике.

Догадайся, в каких домиках жили звери?

(Жираф жил в оранжевом домике, крокодил – в синем,

Бегемот – в красном)

Три рыбки плавали

в разных аквариумах.

Красная рыбка плавала не в круглом

и не в прямоугольном аквариуме.

Золотая рыбка - не в квадратном и не в круглом.

В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?

(Красная рыбка плавала в квадратном аквариуме, золотая в прямоугольном, зеленая – в круглом)

Жили-были три девочки:

Таня, Лена и Даша.

Таня выше Лены, Лена выше Даши.

Кто из девочек самая высокая,

а кто самая низкая?

(Таня самая высокая, Даша самая низкая)

У Миши три тележки разного цвета:

Красная, желтая и синяя.

Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла.

В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку.

В желтой - не юлу и не неваляшку.

Что повезет Мишка в каждой из тележек?

(В красной – неваляшка, в желтой – пирамидка, в синей – юла)

Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне.

Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне.

В каких вагонах едут мышка и цыпленок?

(В первом – цыпленок, в среднем – мышка)

Стрекоза сидит не на цветке и не на листке.

Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке.

Божья коровка сидит не на листке и не на грибке.

Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать)

(Стрекоза – на грибке, кузнечик – на листке, божья коровка – на цветке)

Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах.

Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем.

Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем.

На каком этаже живет каждый из мальчиков?

(Алеша – на среднем, Саша – на нижнем, Миша – на верхнем)

Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья.

Ане не зеленую и не красную.

Юле - не зеленую и не желтую.

Оле - не желтое и не красное.

Какая ткань, для какой из девочек?

(Ане – желтую, Юле – красную, Оле – зеленую)

В трех тарелках лежат разные фрукты.

Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке.

Апельсины не в синей и не в розовой тарелке.

В какой тарелке лежат сливы?

А бананы и апельсины?

(Бананы – в розовой, апельсины – в оранжевой, сливы – в синей тарелках)

Под елкой цветок не растет,

Под березой не растет грибок.

Что растет под елкой,

А что под березой?

(Под елкой – грибок, под березой – цветок)

Антон и Денис решили поиграть.

Один с кубиками, а другой машинками.

Антон машинку не взял.

Чем играли Антон и Денис? (Антон – кубиками)

Вика и Катя решили рисовать.

Одна девочка рисовала красками,

а Вика карандашами.

Чем стала рисовать Катя? (Красками)

Рыжий и Черный клоуны выступали с мячом и шаром.
Рыжий клоун выступал не с мячиком,

А черный клоун выступал не с шариком.

С какими предметами выступали Рыжий и Черный клоуны?

(Рыжий выступал с шариком, Черный с мячиком)

Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды.

Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя?

(Петя собирал грибы)

Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам.

Грузовая машина ехала не по узкой дороге.

По какой дороге ехала легковая машина?

А грузовая?

(Грузовая по широкой, легковая – по узкой)

Кто старше?

Саше – ровно восемь лет.

Пете – ровно пять.

Кто тут старше и на сколько,

(Саша старше на 3 года)

Веселый устный счет

Ну-ка в сторону карандаши,

Ни костяшек, ни ручек, ни мела.

Устный счет! Мы творим это дело

Только силой ума и души.

1 + 1

Карандаш один у Тани,

Карандаш один у Вани.

Сколько всех карандашей

У обоих малышей?

1 + 1

Получил от папы сын

Ароматный апельсин.

Дядя дал еще один.

Сколько штук всего

Апельсинов у него?

1 + 1

Вырос гриб в тени осин,

Он сначала был один.

Тут второй грибок пробился,

Рядом с первым очутился.

Получилось ровно … два.

2 + 1

У богатого волчонка

Было кваса два бочонка.

Тут еще один бочонок

Прикатил домой волчонок.

Вместе складывать их стал –

Сколько бочек насчитал?

2 + 2

Два мышонка грызли корку,

Два – сырок тащили в норку.

Сколько их у нас в квартире?

Два плюс два – всего … четыре.

3 + 1

Белка шишки собирала,

Собирала и считала.

Забиралась на сосну,

Прибавляла к трем – одну.

Было шишек три сначала,

А теперь … четыре стало.

3 + 2

Три синицы на кормушке.

Две синицы на кадушке.

Мы умеем прибавлять:

Всех синичек будет … пять.

3 + 3

Васька – ловкий рыбачек –

Ловит рыбок на крючок.

Трех поймал он на рассвете,

Трех поймал в вечерний час.

Три плюс три – любой ответит

То, что рыбок … шесть у нас.

5 + 5

Рано утром у реки

Распустились васильки.

Пять на левом берегу.

Пять на правом берегу.

Потому что пять да пять будет … десять.

Как не знать?

3 - 1

Кошка в кубики играла,

Кошка кубик потеряла.

Закружилась голова…

Было три, осталось … два.

1 - 1

Лев гривастый в клетке жил,

По свободе не тужил.

Как-то лев открыл замок

И пустился наутек.

Не догнать теперь его,

Пусто в клетке… никого.

2 - 1

Два орешка бурундук

Положить хотел в сундук.

Только он не утерпел

И один орешек съел.

3 - 2

Три тигренка не грустили,

Шар воздушный смастерили.

Два взлетели на рассвете

И пропали вдруг из глаз.

Коль отнять тигрят нам этих –

Сколько станет их у нас?

4 - 1

Четыре гусенка гуляли в саду,

Один искупаться задумал в пруду.

Решил с головой он под воду нырнуть…

А сколько гусят продолжают свой путь?

5 - 3

Один, два, три, четыре, пять...

Можно три на завтрак дать.

Если три на завтрак дать,

Их уже не будет пять.

Обезьянка, ты права:

Их останется лишь … два.

2 - 1

Пели песню две синицы,

Две подружки, две певицы.

Тут одна из них пропала,

Видно, петь она устала.

Здесь подсказка не нужна:

Было две, теперь …одна.

7 - 2

Торговал баран на рынке,

Продавал баран корзинки.

Семь корзинок продавал

И жевал, жевал, жевал…

Двух корзинок больше нет,

Что же написать в ответ?

9 - 4

По дорожке мышка шла,

Девять зернышек несла.

Четыре - птичке отдала,

А сколько в кладовку убрала?

7 - 4

Семь бумажных кораблей

Сделал мастер-воробей.

Подарил четыре мишкам,

А сколько оставил воробьишкам?

1 + 1 + 1

Мать гусыня посидела

И гусяток высидела.

Этот – желтый, весь пушистый,

Этот – желтый, золотистый,

Этот – желтый, сероватый.

Что вы смотрите, ребята? Сосчитайте!

1 + 2

Кто-то в роще: тук-тук-тук.

Это дятел поднял стук.

И еще двух вижу я.

Сколько дятлов здесь, друзья?

1 + 4

Есть стол один у брата

У нас четыре с Сашей

Так сколько их, ребята,

Во всей квартире нашей?

1 + 5

Сидела на дереве птичка

Еще прилетело к ней пять.

Всех сколько там птичек – певичек

Кто может, ребята, сказать?

1 + 6

Шесть хохлаток тоже там,

Сколько всех их, сколько там?

1 + 7

Утка важно выступает,

Семь утят она ведет.

Сколько птиц всех, кто узнает?

Кто число их назовет?

1 + 8

На машине кроме Зины

Едет восемь малышей.

Посчитайте и узнайте

Сколько едет всех детей?

1 + 9

Плывет красивый белый лебедь,

За ним еще таких же девять.

Как хороши все плиты эти,

А сколько их, считайте, дети!

2 + 1

На поляне у дубка

Он нашел еще один

Кто ответить нам готов,

Сколько крот нашел грибов?

2 + 2

Весной из школы наши дети

Пришли помочь пенсионерам.

Две клумбы прополола Вита,

Две клумбы ее друг Никита.

Клумб сколько пропололи дети

Вы сосчитайте и ответьте.

2 + 4

Два кубика у Маши,

Четыре – у Наташи.

Скорей считайте, дети,

Вы кубики все эти.

2 + 5

Дети под музыку стройно идут,

С песнями красные флаги несут.

Красные флаги тут 2 их, там – 5

2 + 6

Два снегиря и шесть синиц,

Ребята сколько этих птиц?

2 + 7

Пришли к Валерику и к Косте

Семь ребятишек дружно в гости.

Детишек сколько стало там?

Ты на вопрос ответишь сам.

2 + 8

Две березки, 8 лип

Садит дедушка Архип,

Вы деревья посчитайте,

Их количество узнайте.

3 + 1

Кошка Мурка – мышеловка

Съела трех мышей в кладовке.

И сейчас к норе подкралась

Цап! Еще одна попалась.

Вот так Мурка! Сколько ей

Удалось поймать мышей?

3 + 4

У маленького Валика

Три темно-синих шарика.

А у сестрички Иры

Зелененьких четыре.

Так сколько всех мячей

У этих малышей?

3 + 5

Три пряника было у Коли,

Пять дали товарищи в школе.

Так пряников сколько всего

Уж стало, друзья, у него?

3 + 6

Купила школа для детей

Три белых, шесть цветных мячей.

Так сколько штук всего мячей,

Купила школа для детей.

3 + 7

В зоосад пришли детишки,

В клетке там сидят мартышки

Три мартышки отдыхали,

Семь резвились и играли,

Вот забавные зверята,

Сосчитайте их, ребята!

4 + 1

Четыре краски есть у Раи,

Одна у маленького брата.

Все краски посчитайте сами

Ну, постарайтесь, ребята.

4 + 4

У этого цветка

Четыре лепестка.

А сколько лепестков

У двух таких цветков?

4 + 5

В одном кармане

Четыре каштана, в другом их пять.

Мы просим вас, дети,

4 + 6

Взял первоклассник Коля

Четыре книжки в школе.

И дома у него шесть книг,

Всего у Коли сколько их?

5 + 1

Я нашла в дупле у белки

Пять лесных орешков мелких.

Вот еще один лежит,

Мхом заботливо укрыт.

Ну и белка, вот хозяйка!

Все орешки сосчитай-ка!

5 + 3

У Ларисы пять нарциссов,

У Ивана три тюльпана.

5 + 4

Есть у Нади пять тетрадей,

Папа девочке их дал.

Дал и Ире их четыре,

Ты б тетради посчитал.

5 + 5

Маленьких цыпляток:

Желтых пять и черных пять,

А всего - … (десяток).

5 + 5

Картошки много накопали:

Здесь пять мешков, там тоже пять.

Так сколько всех мешков собрали?

6 + 1

У меня в руках покупка:

Ложек шесть и мясорубка.

Сколько я купил предметов,

Вы скажите-ка об этом?

6 + 1

Шесть грибов нашел Вадим

И еще грибок один.

Вы ответьте на вопрос,

Сколько он грибов принес?

6 + 3

На удочку Андрей

Поймал шесть пескарей,

А друг его Сергей –

Трех небольших ершей.

Считай без лишних слов

Двух рыбаков улов.

6 + 4

Виточка рисует дом

Окон очень много в нем.

Тут их шесть, четыре там.

Посчитай же окна сам.

7 + 1

Стало семь детей в кружок

Посредине – Игорек.

Сколько всех детей играет,

Кто, ребята, сосчитает?

7 + 3

Вот семь дубков и три сосны

Как зелены они, стройны.

Деревьев сколько тут, узнайте,

Их хорошенько сосчитайте.

8 + 1

С криком весело бегут

Восьмеро гусят на пруд.

С ними и гусыня – мать

9 + 1

Девять звезд слепили дети

И одну – малютке Пете.

Вы ответить нам сумейте,

Сколько звезд слепили дети?

4 - 3

У Лёни и у Ларисы

Четыре красных шарика.

Из них у брата – три,

А сколько у сестры?

5 - 3

По реке в челноке

Пятеро детей каталось.

Трое из них в оду – прыг,

Сколько в лодке их осталось?

5 - 4

В садик тети Гали

Пять гусей забралось.

Четыре прогнала

Сколько там осталось?

6 - 1

Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал,

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди?

6 - 3

Привела гусыня – мать,

Шесть детей на луг гулять,

Все гусята, как клубочки,

Три сыночка. А сколько дочек?

6 - 4

На кустике перед забором

Шесть ярко-красных помидоров.

Потом четыре оторвалось,

А сколько на кусту осталось?

6 - 5

Шесть маленьких крольчат

Пробрались в школьный сад.

Пять кроликов в миг ускакали,

Бедняжек что-то напугало,

В саду остались крольчата,

А сколько, скажите, ребята?

7 - 3

Семь стрекоз летали,

Крыльями махали.

Витя трех стрекоз поймал,

Сколько их осталось?

7 - 4

На тарелочке семь слив

Вид их очень уж красив.

Съел четыре сливы Павел.

Сколько мальчик слив оставил?

7 - 5

Семь огурцов собрали с грядки,

Пять огурцов уж съели.

Осталось сколько их, ребятки

7 - 6

Лежат в ящике у Вовы

7 штук гвоздей блестящих, новых.

6 гвоздиков дал деду внук,

А себе оставил сколько штук?

8 - 4

Восемь слоек я и Зина

Принесли из магазина.

Я несла четыре слойки,

Сколько Зина, угадай-ка?

8 - 3

Нарвал букет цветов наш Коля

В нем было восемь роз,

Он три красивых розы

В школу учителю на стол отнес.

Ответьте дети на вопрос:

Теперь в букете сколько роз?

8 - 5

На лужайке пасет Алексей

Восемь серых и белых гусей.

Гусей белых пасется там пять,

Сколько серых, кто может узнать?

8 - 6

В трамвае восьмеро детей,

На остановке шесть их встанет.

Ну, отвечайте поскорей

Детей в трамвае сколько станет?

8 - 7

Выстирала мама с дочкой

Восемь носовых платочков.

Семь подсохло – гладят их,

Сколько штук еще сырых?

8 - 7

Восемь пирожков слепила

Мила с мамою своей,

Мама семь, а сколько Мила,

Как же нам узнать теперь?

9 - 3

Редисок девять штук в пучок

Связал проворно Игорек.

Вдруг три редиски оторвались,

А сколько их в пучке осталось?

9 - 4

Взял девять вишенок Сергей

И угостил своих друзей:

Четыре вишни дал он Вите,

А остальные все Наташе.

Вы посчитайте и скажите,

У Наташи сколько вишен?

9 - 5

В кружку сорвала Галина

Девять ягодок малины.

Пять дала своей подружке,

Сколько ягод осталось в кружке?

10 - 3

У хохлатки есть ребятки

Десять крошечных цыплят.

Здесь три только. Деток сколько

Под наседкою сидят?

10 - 4

Под дубом двое малышей

Собрали десять желудей,

Один собрал четыре лишь,

А сколько штук другой малыш?

10 - 5

Вырастили я и брат

Десять славных поросят.

Я растил всего лишь пять,

Сколько брат? Ой, как узнать?

10 - 6

В киоске школьница Людмила

Тетрадей десять штук купила.

В шести тетрадях уж писала,

А сколько их не начинала?

10 - 7

Вот десять маленьких ребят,

Они на двух скамьях сидят,

Семь ребятишек на одной,

А сколько деток на другой?

10 - 8

Десять яблок продавали,

Восемь яблок купила Галя

Остаток взял я и Тарас,

Сколько яблок у нас?

10 - 8

Мне десять лет, а брат Сережа

На восемь лет меня моложе.

Узнайте, сколько лет ему,

Сереже, брату моему.

10 - 8

Десять открыток у Ирочки было,

Девочка их в магазине купила.

Восемь открыток подругам отправила,

Сколько открыток себе оставила?

10 - 9

Курочка десять яичек снесла,

Девять еще из гнезда я взяла.

Сколько яичек осталось там

Скажите вы нам?

2 * 3

Дарит бабушка – лисица

Трем внучатам рукавицы:

«Это вам на зиму, внуки,

Рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте».

Сколько всех, пересчитайте?

9: 3

Три бельчонка маму – белку

Ждали около дупла.

Им на завтрак мама – белка

Девять шишек принесла.

Разделила на троих –

Сколько каждому из них?

Мало или много

Восемь ног у Осьминога –

Это мало или много?

Это больше, чем у Птицы:

Ног у птицы только две.

Две – у маленькой Синицы.

Две – у Чайки в синеве.

Это больше, чем у Кошки:

У нее четыре ножки.

Больше ног, чем у Жука,

Что спустился с чердака.

У Жука ведь только шесть,

А не восемь ножек есть.

Вот какой он Осьминог!

Это много – восемь ног.


Литература:

1.Практические задания по математике (Для начальных классов). Учебное пособие. Киев 2004

2.Занимательная математика. Сост. Е. Г. Бурлака, И.Н.Прокопенко: Донецк: ПКФ «БАО», 1997

3.В калейдоскопе чисел (начальная школа) С.Н.Олехник, М.К.Потапов: Москва 2005

4.«Веселая арифметика» В.Волина АРД ЛТД Эксмо-пресс 1999

Липова Нина Ивановна Приложение № 10

ВЕСЁЛЫЕ ЗАДАЧИ В СТИХАХ

Весёлые задачи в стихах

На ветле расселись птицы:

Воробьи, скворцы, синицы,

Три задиры воробья,

И веселая семья –

Стайка дружная скворцов,

Семь заслуженных певцов.

А всего пятнадцать птичек.

Сколько было там синичек?

Как-то полуторатонка «Газель»

Перед собою поставила цель:

Вывезти груз из вагона

Массою в 33 тонны.

Сколько же рейсов придется «Газели»

Сделать при исполнении цели?

Четырнадцать лыж у крылечка стоят.

Сколько на лыжах каталось ребят?

Бабка в горшок посадила горох.

И урожай получился неплох.

В каждом стручке – по четыре хороших

Крупных да чистых и вкусных горошин.

Собрано бабкой 17 стручков.

Надо узнать: урожай-то каков?

В «Газике» ехало 7 пассажиров.

На автостанции вышло 4.

Двое в автобус вошли у вокзала.

Сколько людей в том автобусе стало?

Собрали дети осенний букет

В парке из листьев опавших.

Каких только листьев в букете их нет,

Красками броско пылавших:

9 кленовых

И 20 осиновых,

8 дубовых

И 10 рябиновых…

Сколько же листьев собрали дети

В этом нарядном осеннем букете?

4 теплых варежки

Связала внукам бабушка.

Кто ответит из ребят:

Сколько у нее внучат?

Жили-были в городе 3 брата

И имел сестренку каждый из троих.

Давайте-ка сообразим ребята:

А сколько же всех вместе было их?

Бежали по дорожке

Гусь, петух и кошка.

Сколько лапок топало

Той дорожкой по полю?

Маленькому Родику

Минуло 2 годика.

А его сестричка Аза

Старше Родика в 3 раза.

Отыщите-ка ответ:

Сколько нашей Азе лет?

Тогда 3 года было сыну,

Отцу же – больше в 9 раз.

Сейчас – 12 Валентину,

А сколько лет отцу сейчас?

Если мы его с самим собою сложим,

Будет 8 в сумме той всегда.

Если само на себя помножим,

Результат удвоится тогда.

Какое, дети, мне число

На ум нечаянно пришло?

Продавщица в магазине

Весила Алеше дыню

Гирей массой килограмм

И двумя – по 200 грамм.

Сколько граммов весит дыня,

Купленная в магазине?

Модница сороконожка

Стала примерять сапожки:

Черных 8 пар надела

И 4 пары белых.

Сколько остается ножек

Для коричневых сапожек?

Мы в бензобак нашей автомашины

Налили 42 литра бензина.

Долгий ли путь мы сумеем пройти на автомашине,

Если на 100 километров пути

Нужно 7 литров бензина?

Зайцы по лесу бежали,

Волчьи следы по дороге считали,

Стая большая волков здесь прошла.

Каждая лапа в снегу их видна.

Оставили волки 120 следов.

Сколько, скажите, здесь было волков?

На деревьях грибы сохли,

Ну а в дождь, конечно мокли.

40 желтеньких маслят,

8 тоненьких опят

Да 3 рыжие лисички –

очень милые сестрички.

Вы, ребята, не молчите,

Сколько всех грибов? Скажите!

Под шатром ветвистой ели

Белка сделала качели.

И на Белкины качели

Собрались лесные звери:

20 зайцев, 7 куниц,

8 рыженьких лисиц.

6 ежей и 5 зайчат

На качели все спешат.

Вы, ребята, не зевайте,

Всех зверей пересчитайте.

Лисица учила своих малышей

Ловить под кустами веселых мышей.

Мыши услышали злую лису

И спрятались все под елкой в лесу.

Мышек же было всего только 5,

У каждой мамаши по 9 мышат.

Так сколько, скажите, мышей и мышат

Тихо под елью ветвистой сидят?

В кармане у Коли монеты звенели,

Когда он бежал, ни песенку пели.

По 10 копеек 6 было монет.

40 копеек ушло на обед.

За 8 копеек линейку купил,

10 копеек друзьям одолжил.

Осталась в кармане лишь самая малость.

Сколько копеек у Коли осталось?

Кормушки повесили дети для птиц.

Туда прилетели 10 синиц,

4 вороны, 6 снегирей,

Сорока-воровка и с ней воробей.

Кто же нам здесь побыстрее ответит,

Сколько же птичек увидели дети?

На птичьем дворе гусей дети кормили.

Целыми семьями их выводили.

Всего было 5 гусиных семей,

В каждой семье по 12 детей,

Папа и мама, и бабушка с дедом.

Сколько гусей собралось за обедом?

Яблоки дети в саду собирали.

Взвесив их, урожай подсчитали.

Дети собрали 16 корзин.

8 корзин увезли в магазин,

3 детскому саду отдали,

Все остальные же в школу послали.

Сколько же яблок для школы дадут,

Когда все корзины они развезут?

По 7 г в каждой корзин.

Сколько же яблок уж в магазине?

Сколько, скажите, детсаду отдали?

И сколько всего килограммов собрали?

На яблоне старой в саду плоды зрели,

На солнышке дружно бока они грели.

Ребята все яблоки эти собрали

И малыша их, конечно, отдали.

Каждому мальчику дали по 2.

Мальчиков было лишь 8 с утра.

Но тут к ним еще прибежали детишки,

Милые, дружные наши мальчишки.

Всего прибежало 12 ребят,

Каждый по яблоку съесть очень рад.

Сколько же яблок съели все дети?

Кто же нам быстро на это ответит?

Я вошел в тенистый бор

и увидел мухомор,

сыроежку, зеленушку,

розоватую волнушку,

боровик, моховик, ежевик, дождевик,

два опенка, три масленка, строчка.

Ну а ты, шампиньон,

Выходи из строя вон!

Сколько грибов увидел грибник?

Могу назвать его мячом,

а хочешь, дыркой назовем.

А можно бубликом

почти что кругленьким.

Но как его не назовем,

он называется … (нулем).

Ранним утром солнце всходит.

Сколько солнц над полем бродит?

Вечером встает луна,

Сколько в небе лун? …(одна).

Почему расстроен Тимка?

Где ботинок? Нет ботинка!

Тимка, сосчитай сперва,

Что ботинок было … (два).

Заяц на рынке купил ботинки.

В кустах примерял,

все потерял.

Плачет косой – опять я босой.

Зима на носу, замерзну в лесу.

Сколько купил ботинок? (четыре).

К серой цапле на пирог

прилетели 7 сорок.

А из них лишь 3 сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей-сорок

Прилетело на пирог?

Сидят рыбаки,

стерегут поплавки:

рыбак Корней поймал 3 окуней,

рыбак Евсей – четырех карасей,

а рыбак Михаил двух сомов изловил.

Сколько рыб рыбаки

Натаскали из реки?

Ежик по грибы пошел,

9 рыжиков нашел,

8 положил в корзинку,

остальные же – на спинку.

Сколько рыжиков везешь,

На своих иголках, еж?

5 щенят в футбол играли.

Одного домой позвали.

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет?

Щука в озере жила,

червячка с крючка сняла.

Наварила вкусных щей,

пригласила 3 ершей;

говорили всем ерши: -

«Щи у щуки хороши!»

Сколько было рыб?

Шла лисичка по тропинке

и несла грибы в корзинке.

5 опят и 5 лисичек

для лисят и для лисичек.

Есть у нашего Андрейки

6 монет по 2 копейки.

На покупку сладкой плюшки

сколько денег у Андрюшки?

Посадил я 5 хороших

белых бусинок-горошин.

А росточков из земли

показалось только 3.

Три горошинки взошло.

Сколько их не проросло?

Слон, слониха, 2 слоненка

Шли толпой на водопой.

А навстречу 3 тигренка

с водопоя шли домой.

Сосчитай-ка поскорей,

сколько встретилось зверей.

Паслись на лугу 7 телят,

7 овец, 7 коров, 7 ягнят.

Я мал, - говорит пастушок, -

сколько животных всего на лугу?

Сбежала от Федоры посуда.

3 стакана, 3 чаши, 3 блюда.

сколько всего беглецов?

Сколько насекомых в воздухе кружат?

Сколько насекомых в ухо мне жужжат?

3 жука и 2 пчелы, мухи 3,

3 стрекозы, 2 осы, 2 комара …

Называть ответ пора.

Посылали молодицу по холодную водицу.

А водица далеко и носить-то нелегко:

2 ведра по 10 раз.

Сколько ведер? – не зевай,

молодице помогай.

В снег упал Сережа,

Зина и Антоша.

А за ними Лена,

Настенька и Гена!

А потом еще Игнат!

Сколько на снегу ребят?

«Бабушка, милая! Хочу пирожок!»

«Хорошо, испеку. Сколько надо, дружок?»

«2 – для мамы, 2 – для папы,

для сестрички тоже 2;

нам с тобой по 2 испечь…»

«Ох, мне всех не перечесть!»

Кто малышу помочь готов?

Сколько надо пирогов?

Лебеди у нас в пруду.

Я поближе подойду –

9 черных, белых 5,

Говорите поскорей,

Сколько пар лебедей?

3 кошки купили сапожки.

По паре на каждую кошку.

Сколько у кошек ножек

и сколько у них сапожек?

10 солдат строились в ряд.

10 солдат шли на парад.

Девять десятых было усатых.

Сколько там было безусых солдат?

Взял Антон лукошко,

В лес пошел Антон.

Набрал грибов немножко

И их считает он:

3 лисички, 3 волнушки,

3 груздя и 3 чернушки.

Сколько же грибов в лукошко

Положить успел Антошка?

Мы на елке веселились,

Мы плясали и резвились.

После добрый Дед-Мороз

Нам подарки преподнес.

Дал большущие пакеты,

В них же вкусные предметы.

Стала я пакет вскрывать,

5 конфет в бумажках синих,

5 орехов рядом с ними.

Груша с яблоком, один

золотистый мандарин,

Плитка шоколада –

Вот была я рада!

Все лежит в одном пакете.

Сосчитай предметы эти!

Белых было 25,

7 груздей и 2 лисички,

Очень рыженьких сестрички,

У кого ответ готов?

Сколько было всех грибов?

Посадила бабка в печь

Пирожки с капустой печь.

Для Наташи, Маши, Тани,

Коли, Оли, Гали, Вани.

Пирожки уже готовы.

Да еще один пирог

кот под лавку уволок.

Да в печи 4 штуки.

Пироги считают внуки.

Если можешь, помоги,

Сосчитай им пироги.

В детсаду есть паровоз, 6 автомобилей,

Черный пес – блестящий нос,

Белый кот Василий.

8 куколок в одной

Кукле деревянной

И Петрушка заводной,

Рыжий и румяный.

Кто внимательно послушал,

Сколько в детсаду игрушек?

На рыбалке был Кощей

И поймал он 5 лещей.

Весит весь его улов столько,

Сколько рыболов.

(Царь Кощей, напомню вам,

весит 40 килограмм).

В нашем классе 2 Ивана.

2 Татьяны, 2 Степана,

3 Катюши, 3 Галины,

5 Андреев, 3 Полины,

8 Львов, 4 Саши,

5 Ирин и 2 Наташи.

И всего один Виталий.

Сколько всех? Вы посчитали?

Задали детям в школе урок:

Прыгают в поле 40 сорок,

10 взлетели, сели на ели.

Сколько осталось в поле сорок?

Я для вас мои подружки, затеваю пирожки:

С курагой – 15, с яблоками – 20.

Мышка зерна собирала,

40 за день натаскала,

5 за вечер принесла.

Сколько мышка собрала?

Белка в лесу орешки искала.

13 нашла, но 3 потеряла.

Сколько осталось? Сочти поскорей

И не задерживай добрых людей.

Еж спросил ежа-соседа:

Ты откуда, непоседа?

Запасаюсь я к зиме:

Видишь яблоки на мне.

Собираю их в лесу,

6 принес да 3 несу.

Призадумался сосед:

Это много или нет?

К 3 зайчатам в час обеда

Прискакали 3 соседа.

В огороде зайцы сели

Сколько съедено морковок?

Принесла коза для деток

Со двора 16 веток,

Положила их на пол их.

Как делить на четверых?

3 бельчонка маму-белку

Ждали около дупла.

Им на завтрак мама-белка

9 шишек принесла,

Разделили на троих.

Сколько каждому из них?

В зоопарк я бывала,

Обезьянок там видала:

3 сидели на песке,

2 качались на доске,

3 подружки – 3 сестрицы

Заплели по 2 косицы.

Задаю я вам вопрос:

«Сколько кос?»

Дом высокий в 5 окошек.

Здесь живет семейство кошек.

Вот облезлый старый кот,

Кто по имени Воркот.

В доме он живет сто лет.

Мы не знаем, чей он дед.

На крылечке у дверей –

Старый добрый Еремей.

Сыновья его: Василий,

Кот Федот и кот Панфилий,

Дочка Марья, дочка Шурка,

Дочка Милка, дочка Мурка.

На столе, под теплой лампой,

Растянулся кот Евлампий.

В кресле – дедушка Маркиз.

Рядом с ним – племянник Кис.

Калачом свернулись кошки,

Две пушистые лепешки:

Кошка Настя, кошка Юстья.

Обойдите их без грусти.

Кошки эти – две сестрицы,

Баловницы, озорницы.

А в лукошке на окошке

Тоже будущие кошки:

Спят пушистые комочки,

3 сынка, 4 дочки.

А вот внучка – кошка Любка,

Любка – рыженькая шубка.

Любка веник треплет лапой.

Кто Антон – зовется папой.

Бабка Маня, мама Нюра,

Брат Агат и тетя Мура

Восседают у окошек.

Сколько в этом доме кошек?

Зачем считать в уме, если решить любую арифметическую задачу можно на калькуляторе. Современная медицина и психология доказывают, что устный счет - это тренаж для серых клеточек. Выполнять такую гимнастику необходимо для развития памяти и математических способностей.

Известно множество приёмов для упрощения вычислений в уме. Все, кто видел знаменитую картину Богданова-Бельского «Устный счёт», всегда удивляются - как крестьянские дети решают такую непростую задачу, как деление суммы из пяти чисел, которые предварительно ещё надо возвести в квадрат?

Оказывается, эти дети - ученики известного педагога-математика Сергея Александровича Рачицкого (он также изображен на картине). Это не вундеркинды - ученики начальных классов деревенской школы XIX века. Но все они уже знают приёмы упрощения арифметических расчетов и выучили таблицу умножения! Поэтому решить такую задачку этим детишкам вполне под силу!

Секреты устного счёта

Существуют приемы устного счета - простые алгоритмы, которые желательно довести до автоматизма. После овладения простыми приёмами можно переходить к освоению более сложных.

Прибавляем числа 7,8,9

Для упрощения вычислений числа 7,8,9 сначала надо округлять до 10, а затем вычитать прибавку. К примеру, чтобы прибавить 9 к двузначному числу, надо сначала прибавить 10, а затем вычесть 1 и т.д.

Примеры :

Быстро складываем двузначные числа

Если последняя цифра двузначного числа больше пяти, округляем его в сторону увеличения. Выполняем сложение, из полученной суммы отнимаем «добавку».

Примеры :

54+39=54+40-1=93

26+38=26+40-2=64

Если последняя цифра двузначного числа меньше пяти, то складываем по разрядам: сначала прибавляем десятки, затем - единицы.

Пример :

57+32=57+30+2=89

Если слагаемые поменять местами, то сначала можно округлить число 57 до 60, а потом вычесть из общей суммы 3:

32+57=32+60-3=89

Складываем в уме трехзначные числа

Быстрый счет и сложение трехзначных чисел - это возможно? Да. Для этого надо разобрать трехзначные числа на сотни, десятки, единицы и поочередно их приплюсовать.

Пример :

249+533=(200+500)+(40+30)+(9+3)=782

Особенности вычитания: приведение к круглым числам

Вычитаемые округляем до 10, до 100. Если надо вычесть двузначное число, надо округлить его до 100, вычесть, а затем к остатку прибавить поправку. Это актуально если поправка невелика.

Примеры :

576-88=576-100+12=488

Вычитаем в уме трехзначные числа

Если в свое время был хорошо усвоен состав чисел от 1 до 10, то вычитание можно производить по частям и в указанном порядке: сотни, десятки, единицы.

Пример :

843-596=843-500-90-6=343-90-6=253-6=247

Умножить и разделить

Моментально умножать и делить в уме? Это возможно, но без знания таблицы умножения не обойтись. - это золотой ключик к быстрому счету в уме! Она применяется и при умножении, и при делении. Вспомним, что в начальных классах деревенской школы в дореволюционной Смоленской губернии (картина «Устный счет») дети знали продолжение таблицы умножения - с 11 до 19!

Хотя на мой взгляд достаточно знать таблицу от 1 до 10, чтобы мочь перемножать бо´льшие числа. Например :

15*16=15*10+(10*6+5*6)=150+60+30=240

Умножаем и делим на 4, 6, 8, 9

Овладев таблицей умножения на 2 и на 3 до автоматизма, сделать остальные расчеты будет проще простого.

Для умножения и деления двух- и трехзначных чисел применяем простые приёмы:

    умножить на 4 - это дважды умножить на 2;

    умножить на 6 - это значит умножить на 2, а потом на 3;

    умножить на 8 - это трижды умножить на 2;

    умножить на 9 - это дважды умножить на 3.

Например :

37*4=(37*2)*2=74*2=148;

412*6=(412*2)·3=824·3=2472

Аналогично:

    разделить на 4 - это дважды разделить на 2;

    разделить на 6 - это сначала разделить на 2, а потом на 3;

    разделить на 8 - это трижды разделить на 2;

    разделить на 9 - это дважды разделить на 3.

Например :

412:4=(412:2):2=206:2=103

312:6=(312:2):3=156:3=52

Как умножать и делить на 5

Число 5 - это половина от 10 (10:2). Поэтому сначала умножаем на 10, затем полученное делим пополам.

Пример :

326*5=(326*10):2=3260:2=1630

Еще проще правило деления на 5. Сначала умножаем на 2, а затем полученное делим на 10.

326:5=(326·2):10=652:10=65,2.

Умножение на 9

Чтобы умножить число на 9, необязательно его дважды умножать на 3. Достаточно его умножить на 10 и вычесть из полученного умножаемое число. Сравним, что быстрее:

37*9=(37*3)*3=111*3=333

37*9=37*10 - 37=370-37=333

Также давно замечены частные закономерности, которые значительно упрощают умножение двузначных чисел на 11 или на 101. Так, при умножении на 11, двузначное число как бы раздвигается. Составляющие его цифры остаются по краям, а в центре оказывается их сумма. Например: 24*11=264. При умножении на 101, достаточно приписать к двузначному числу такое же. 24*101= 2424. Простота и логичность таких примеров вызывает восхищение. Встречаются такие задачи очень редко - это примеры занимательные, так называемые маленькие хитрости.

Счет на пальцах

Сегодня еще можно встретить много защитников «пальчиковой гимнастики» и методики устного счета на пальцах. Нас убеждают, что учиться складывать и отнимать, загибая и разгибая пальцы - это очень наглядно и удобно. Диапазон таких вычислений очень ограничен. Как только расчеты выходят за рамки одной операции возникают трудности: надо осваивать следующий прием. Да и загибать пальцы в эпоху айфонов как-то несолидно.

Например, в защиту «пальчиковой» методики приводится приём умножения на 9. Хитрость приёма такова:

  • Чтобы умножить любое число в пределах первой десятки на 9, надо развернуть ладони к себе.
  • Отсчитывая слева направо, загнуть палец, соответствующий умножаемому числу. К примеру, чтобы умножить 5 на 9, надо загнуть мизинец на левой руке.
  • Оставшееся количество пальцев слева будет соответствовать десяткам, справа - единицам. В нашем примере - 4 пальца слева и 5 справа. Ответ: 45.

Да, действительно, решение быстрое и наглядное! Но это - из области фокусов. Правило действует только при умножении на 9. А не проще ли, для умножения 5 на 9 выучить таблицу умножения? Этот фокус забудется, а хорошо выученная таблица умножения останется навсегда.

Также существует еще множество подобных приемов с применением пальцев для каких-то единичных математических операций, но это актуально пока вы этим пользуетесь и тут же забывается при прекращении применения. Поэтому лучше выучить стандартные алгоритмы, которые останутся на всю жизнь.

Устный счёт на автомате

    Во-первых, необходимо хорошо знать состав числа и таблицу умножения.

    Во-вторых, надо запомнить приемы упрощения расчётов. Как выяснилось, таких математических алгоритмов не так уж много.

    В-третьих, чтобы приём превратился в удобный навык, надо постоянно проводить краткие «мозговые штурмы» - упражняться в устных вычислениях, используя тот или иной алгоритм.

Тренировки должны быть короткими: решить в уме по 3-4 примера, используя один и тот же приём, затем переходить к следующему. Надо стремиться использовать любую свободную минутку - и полезно, и нескучно. Благодаря простым тренировкам все вычисления со временем будут совершаться молниеносно и без ошибок. Это очень пригодится в жизни и выручит в непростых ситуациях.

Восточно-Казахстанская область
город Семей КГУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
Автор-составитель: учитель начальных классов
Токмолдинова Назира Шарипкановна

Занимательный устный счёт.

Проводя устный счёт на уроках математики, я стремлюсь оживить этот процесс, активизировать мыслительную деятельность детей, особенно при работе с детьми шести- семи летнего возраста. По мере возможности включаю в занятия игровые моменты, элементы занимательности, геометрический материал. Приведу некоторые примеры.

1. На доске появляются различные рисунки, составленные из . Спрашиваю: Из каких геометрических фигур составлены данные фигуры?
В ответ на вопрос дети называют точку, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, прямую, овал.
Продолжаю беседу:
- Чего больше в данной фигуре: треугольников или кругов?
- На сколько треугольников больше, чем кругов?
- На сколько меньше кругов, чем треугольников?

2. Раздаю детям геометрические фигуры и даю задания:
- Составить из данных фигур, например, ёлочку, зайку, снеговика и т. п.
- Из скольких кругов вы составили снеговика?
- Какой круг по счёту самый большой?
- Какой самый маленький?
- За каким кругом идёт красный круг?
- Между какими кругами находится зелёный круг? - Положите красный круг так, чтобы за ним шёл зелёный. И т. д.

3. Узнайте возраст клоуна по его внешности. (дан рисунок) Если кто-то из ребят затрудняется, на помощь приходят товарищи. Я прошу ученика, который уже сообразил, из каких цифр составлен клоун, назвать их.

4. Игра «Заметь все!»
На наборном полотке выставляю в один ряд 7-8 картинок с изображение предметов (гриб, мяч, пирамида). Предлагаю детям рассмотреть предметные картинки. Время фиксирую (не более 10 с). Затем предметные картинки закрываю и предлагаю детям перечислить их, назвать последовательность. Меняю местами две-три картинки и спрашиваю, что изменилось на наборном полотке. Убираю одну из картинок и спрашиваю, какая картинка исчезла, прошу описать ее. Игру «Заметь все!» можно проводить с теми же заданиями, но заменив предметные картинки геометрическими фигурами. Ученикам задаю соответствующие вопросы: какие фигуры изображены на рисунке? Сколько их? Какого они цвета? В какой последовательности изображены? Прошу каждого ученика расположить эти фигуры на парте, используя для этого индивидуальный счетный материал. Стараюсь, чтобы все ученики в классе проделали работу, ни один не остался равнодушным.
Наряду с такими упражнениями очень оживляют занимательные задачи в стихах на развитие логического мышления. Я беру их из методической литературы. Например:

1) Пять пальцев ловко рвут траву,
Другой рукою тоже рву,
Я травкой угощу коня.
Ну, сколько пальцев у меня?

2) Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели.
Пять румяных, налитых,
Три с кислинкой. Сколько их?

3) «Веселый счет»
Сколько солнышек на небе?
Сколько глаз у совы?
Сколько огоньков у светофора?
Сколько пальцев у перчатки?
Сколько ног у божьей коровки?
Сколько колес у машины?
Сколько цветов у радуги?

4) К серой цапле на урок
Прилетели семь сорок,
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей сорок
Прилетело на урок?

Задачи в стихотворной форме очень нравятся ребятам. Они их легко запоминают и спешат сообщить ответ. Задачи в стихотворной форме, требующие смекалки, активизируют внимание учащихся и оживляют урок. Их полезно включать в учебный процесс, когда дети уже немного устали, начинают отвлекаться.
Конечно, выполнение любого задания требует внимания, но тем не менее при изучении в 1 классе каждой темы по математике я стремлюсь составлять специальные упражнения, которые способствуют развитию внимания.
Учащиеся очень любят упражнения, в которых им приходится наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это ведет к выработке устойчивого внимания, что, естественно, не может положительно не сказаться на организации самого урока, на усвоении знаний, на формировании умений и навыков.

Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета – одно из условий их успешного обучения в старших классах. Учителю математики надо обращать внимание на устный счет с того самого момента, когда учащиеся переходят к нему из начальной школы. Именно в пятых-шестых классах мы закладываем основы обучения математике наших воспитанников. Не научим считать в этот период – будем и сами в дальнейшем испытывать трудности в работе, и своих учеников обречем на постоянные обидные промахи.

Овладение навыками устных вычислений имеет большое воспитательное, образовательное и практическое значение. Они помогают усвоить многие вопросы теории арифметических действий, помогают лучше усвоить приемы письменных вычислений, а быстрота и правильность вычислений необходимы в жизни. Устные вычисления способствуют развитию мышления, сообразительности, математической зоркости, наблюдательность, инициативы и т.д. Кроме того, во время устных упражнений идет подготовка учащихся к работе на уроке, в частности, к восприятию нового материала, а также систематическое повторение пройденного.

В арсенале каждого учителя существует множество видов упражнений для устного счета. Однако все это разнообразие сводится к нахождению значений математических выражений, сравнению чисел и математических выражений, решению уравнений и задач. Основная задача учителя – это создать такие условия, проводить устный счет в такой форме, чтобы ученики сами внимательно следили за ответами друг друга, а учитель был не столько контролером, сколько лидером, придумывающим все новые и новые интересные задания.

Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приемов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно. Устные упражнения должны пронизывать весь урок. Их можно соединить с проверкой домашнего задания; направить на закрепление и отработку текущего материала. Необходимо включать задания с элементами творчества (например, для подготовки к восприятию нового материала), а так же упражнения развивающего характера (в том числе нестандартные задания, логические, занимательные, упражнения на сообразительность).

На каждом уроке можно специально отводить 5-7 минут для устных вычислений. Задания должны соответствовать теме и цели урока. В зависимости от этого учитель определяет место устного счета на уроке. Если упражнения предназначены для повторения ранее пройденного материала, для формирования вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, их проводят в начале урока. Если же цель упражнений – закрепить изученное на уроке, то устный счет проводится после изучения нового материала. Не следует проводить его в конце урока, так как дети уже утомлены.

Количество упражнений должно быть таким, чтобы их выполнение не переутомляло детей и не превышало, отведенного на это время урока. Устный счет я всегда провожу так, чтобы ребята начинали с легкого, а затем постепенно брались за вычисления все более и более трудные. Если сразу обрушить на учащихся сложные устные задания, то ребята обнаружат свое собственное бессилие, растеряются, и их инициатива будет подавлена.

Современному учителю организовать устную работу учащихся достаточно несложно. Во-первых, внутри каждой темы любого учебника всегда найдется ряд заданий для устных вычислений. Эти задания удобно использовать на этапе разминки перед знакомством с новой темой или на этапе повторения материала.

Во-вторых, использование печатных тетрадей, где есть задания, которые можно выполнять устно, оставляя без внимания пустые места для записей.

В-третьих, использование мультимедийных средств, что, к сожалению, пока не всегда возможно. Современные дети с компьютером на «ты», и восприятие информации в такой форме является для них привычным и понятным. Поэтому в этом вопросе остается надеяться, что модернизация школ будет проходить быстрее и учителя смогут в полном объеме использовать ИКТ. Ведь мультимедийные средства помогают решитьвесь ряд образовательных, развивающих и воспитательных задач быстро и эффективно, поскольку восприятие информации идет на высоком эмоциональном уровне, присутствует эффектнеожиданности, а неожиданность обязательно порождает интерес, интерес стимулирует познавательную инициативу, рождается собственная мотивация к обучению, и следовательно, улучшается качество обучения.

В-четвертых, конечно творчество самого учителя. Для того чтобы применитьметод, прием и даже любой вид деятельности на уроке, нужно учесть особенности личности обучающихся, коллектива, обстоятельства реального жизненного окружения и особенности самого педагога.

Я стараюсь сделать так, чтобы устный счет воспринимался учащимися как интересная игра. Проводимый в игровой форме, в форме соревнования, устный счет способствует созданию положительных эмоций у детей, помогает результативному овладению знаниями, формирует интерес к математике.

Игры для проведения устного счета.

«Угадай задуманный пример»

На доске пишутся примеры. Учитель называет ответ одного из них, а ученики должны найти задуманный пример по его ответу. В этом случае учащиеся решают все или почти все примеры, чтобы найти нужный. Игру можно проводить устно: у учащихся должны быть карточки с номерами примеров, которые они будут поднимать по просьбе учителя, или в виде теста.

«Передвинь запятую»

Это упражнение применяется при закреплении действий умножения и деления десятичных дробей на разрядные единицы. К доске выходят 5-7 человек, каждый получает карточку с цифрами от 1 до 9 и подвижной запятой. По просьбе учителя дети устанавливают запятую между указанными цифрами. Учитель называет пример, а ученики передвигают запятую вправо или влево на определенное число знаков. Например, учитель диктует: «Установите запятую между «4» и «5». Умножьте полученное число на 100». Ребята передвигают запятую на два знака вправо и демонстрируют результат. Ученики, сидящие на рабочих местах, поднятием руки сигнализируют, если допущена ошибка.

«Соня»

Эта игра не требует особой подготовки. Ребята опускают голову на сложенные на парте руки, имитируя сон. Учитель медленно читает пример и называет его ответ. Если ответ верный дети продолжают «спать», если же допущена ошибка – «просыпаются», поднимают руку и исправляют ошибку.

«Счет-дополнение»

Учитель записывает на доске какое-то число, например, 1,5. Затем он медленно называет число, которое меньше, чем 1,5. Ученики в ответ должны назвать другое число, дополняющее данное до 1,5. Те числа, которые называет учитель, и те, что дают ученики, не записываются. Этим обеспечивается большая тренировка в запоминании чисел.

«Торопись, да не ошибись»

Эта игра – фактически математический диктант. Учитель медленно прочитывает задание за заданием, а учащиеся на листочках пишут ответы.

«Равный счет»

Учитель записывает на доске примеры с ответами. Ученики должны придумать свои примеры с тем же ответом. Их примеры на доске не записываются. Ребята должны на слух воспринимать названные числа и определять, верно ли составлен пример.

«Молчанка»

Для игры берется какая-либо геометрическая фигура, в центре которой и по контуру записываются числа. Около числа, записанного в центре, ставится знак арифметического действия. Учитель указывает на число, записанное по контуру, а дети выполняют указанное действие. Вызывается ученик, он записывает ответ. Остальные ученики поднимают руки, сигнализируют, если допущена ошибка. Вся работа проводится молча.

«Круговые примеры»

Круговые примеры составляются так: первый пример берется произвольно, результат этого примера должен стать компонентом следующего и т. д. Эта игра может проводиться в разной форме. Таких заданий много в учебниках «Математика» для 5, 6 классов.

1. Восстановить цепочку вычислений. Подобные цепочки полезно заканчивать вопросом: «Как из последнего результата получить первоначальное число?»

2. На этом же принципе основано задание: восстановить цепочку вычислений, подставив над стрелкой пропущенные числа. В этом случае в «окошках» числа уже даны.

«Не зевай»

На класс изготовляется 6 карт (по 2 на каждый ряд). У первого ученика в колонне задание записано полностью, а у всех остальных вместо первого числа стоит многоточие. Что скрывается за многоточием, ученик узнает только тогда, когда его товарищ, сидящий впереди, справится со своим заданием. Этот ответ и будет недостающим числом. В такой игре все должны быть предельно внимательны, поскольку ошибка одного участника перечеркивает работу всех остальных. Выигрывает та колонна, которая быстрее заполнит перфокарту.

«Магические и занимательные квадраты»

Это квадраты, которые состоят из 9, 16 или 25 клеток. В клетках должны быть записаны такие числа, что сумма их по всем направлениям одинакова. В одном случае квадрат заполнен, надо проверить, является ли он магическим. В другом – даны не все числа, и указана сумма; надо заполнить квадрат. В третьем – даны не все числа и не указана сумма.

Схема составления магического квадрата.

В указанной последовательности вставляются числа по порядку (начиная с любого).

«Домино»

Каждая пара учащихся получает набор «домино» (10 карточек). В правой части карточки записан пример, в левой – число (результат какого-нибудь другого примера). Каждый берет по три карточки из набора. Первым выкладывается дубль, а далее как в обычной игре: карточки выкладываются так, чтобы получились верные числовые равенства. Выигрывает тот, кто быстрее выложит свои карточки.

«Лото»

Составляется карточка для каждого ученика. Содержание их отличается только порядком чисел. Учитель называет пример, дети вычисляют и закрывают фишками соответствующие числа. Если все учащиеся считали правильно, то к моменту окончания игры один из рядов на каждой карточке будет закрыт. Кто быстрее сосчитает последний пример, тот и выигрывает. Эта игра может быть использована для закрепления знаний табличного умножения, умения выполнять действия с натуральными числами и дробями. Все зависит от того, какие числа будут записаны в карточках, и какие примеры составит учитель.

Выбирая игру, учитель должен руководствоваться тем, что это не самоцель, а средство активизации деятельности учащихся. При этом надо помнить, что только та игра принесет пользу, которая дает возможность выполнить наибольшее число операций и охватить всех учащихся.